Биргер Алексей
Тайна волжской Атлантиды
Предисловие
Начав рассказывать эту удивительную историю про то, с чем нам довелось столкнуться в конце летних каникул, я обнаружил, что её не рассказать, не рассказав и о многом другом. Наши приключения во время похода на яхте «телевизионщиков» к затопленному при создании Рыбинского моря городу, столице древнего княжества, наши исследования этого города и столкновение со зловещими аквалангистами, тесно переплелись (для меня, во всяком случае) со множеством других историй, без которых эта выглядела бы не совсем полной. Так и попало в неё многое — от преданий далекого прошлого до некоторых домашних событий — не связанное, вроде бы напрямую с нашим отплытием и с тем, что произошло потом, но сыгравшее, на самом деле, свою важную роль. И не было бы, как мне кажется, многих головокружительных поворотов, если бы не было всего того, что, так сказать, сопровождало нас не только по течению рек и каналов, но и по течению жизни. Впрочем, об этом вам судить.
Кроме того, я не мог не рассказать о замечательном кузнеце, фантастическом мастере своего дела, и не задержаться подробнее на его работе и нем самом, хотя он сыграл в наших приключениях и не такую важную роль. С другой стороны, эту роль можно назвать ключевой…
Впрочем, обо всем по порядку.
Глава первая
С чего все начиналось
— Ну!.. — Сергей поправил акваланг, ещё раз проверил все ремни своей амуниции для подводного плавания, взвесил в руках видеокамеру, которая была заключена в водонепроницаемый корпус и снабжена специальными линзами для подводной съемки, и поглядел на нас. — Вперед, и горе Годунову!.. Ура!.. Алик, ты готов?
Алик, который отвечал за все техническое и материальное обеспечение работы Сергея и Павла, коротко кивнул.
— Готов. Можно погружаться.
Алик должен был подстраховывать Сергея во время первого погружения и первой подводной съемки.
— Благословясь, ребята! — сказал Павел. — Ни пуха вам, ни пера!
— К черту! — ответил Сергей, принимаясь осторожно спускаться в воду с палубы яхты.
Алик нырнул одновременно с ним, пузырьки появились на поверхности воды, потом темные силуэты аквалангистов заскользили на все большей и большей глубине, потом по поверхности воды пробежала поднятая легким ветерком рябь, да к тому же ещё заискрилась на солнце — мелкими такими золотыми брызгами — и ничего не стало видно сквозь это отсверкивающее золотом покрывало. Если буквально за минуту действительно можно было различить сквозь многометровый слой воды улицы схороненного под водой города, стены и крыши домов, пожарную каланчу и небольшую изящную церковь (а Ванька уверял, что различает даже вывеску какого-то магазина и застекленную витрину), то теперь игра солнечного света и тени на чуть взволнованной голубой воде, тянувшейся до горизонта почти во все стороны, лишь к западу и югу можно было различить смутные, подернутые дымкой жары полоски берегов, скрыла от нас все. Нам оставалось только ждать.
И мы стали ждать, усевшись на прогретой солнцем палубе…
Но тут надо бы объяснить, как это мы — я, Борис Болдин, мой младший брат Ванька и наша подруга Фаина Егорова, которую все называли Фантик (Фантику было одиннадцать лет, то есть, она была на год младше меня и на два года старше Ваньки) оказались на борту яхты, отдавшей якорь в Рыбинском море, довольно далеко от наших родных мест.
Яхта принадлежала трем «телевизионщикам», как мы их называли: Сергею Листякову, Павлу Хрумову и Алику Акопову. Они работали на питерском телевидении и были больше всего известны своей собственной авторской программой, «Силуэт». В этой программе человек, которого снимают в виде темного силуэта, так, чтобы его никак узнать было нельзя, рассказывает о себе, о таких вещах, о которых просто так он в жизни не поведал бы. Или о том, как он закон нарушил (например, был связан с наркотиками, но потом сумел порвать, или даже о том, как ему пришлось убить бандита ради спасения собственной жизни, и это убийство так и осталось нераскрытым), или о том, как ему пришлось делать тяжелейший выбор (в одном из выпусков «Силуэта» врач рассказывал, как он принял решение ввести смертельную дозу лекарства ближайшему другу, которому оставалось жить не больше недели, и эта неделя означала бы для него только лишние невыносимые мучения) — словом, о чем-то таком, что всем может быть интересно. Мы познакомились с «силуэтчиками» недели две назад, когда их яхта остановилась около нашего острова, на одном из самых больших озер в системе Волго-Балта. Как потом выяснилось, у них был отпуск, и они решили совместить приятное с полезным, прокатившись по воде от Питера до Москвы, и заодно ища новые сюжеты и новых персонажей для своей передачи. Остров Соленый Скит, на котором мы живем, примыкает к огромному заповеднику, а заведует заповедником мой отец, Болдин Леонид Семенович. А «силуэтчики» задумали найти настоящего браконьера и снять исповедь браконьера для одного из выпусков своей передачи.
С браконьером у них не очень получилось, они вляпались в нашего местного Барона Мюнхгаузена, смотрителя маяка Виссариона Севериновича, который им таких баек наплел, что у них голова кругом пошла, да к тому же они, пытаясь снять «сагу о браконьерах», как это шутливо называл Павел, как можно натуральней, невольно вдряпались в одну из наших местных криминальных историй, чуть не лишились своей видеокамеры, да ещё милиция попросила их задержаться как главных свидетелей. И стало ясно, что до Москвы они не доплывут, не успеют. Они принялись головы ломать, как им подсократить и изменить маршрут, чтобы и по времени уложиться, и успеть снять как можно больше интересного, и тут им случай помог.
Отец Василий, наш местный священник, позвонил отцу и сказал:
— Подъезжайте-ка ко храму, Леонид Семенович, интересные вещи увидите. Да и вам, вероятно, может в пользу оказаться.
Заинтригованные этим сообщением, мы поехали всей семьей, и Егоровы вместе с нами отправились. Я думаю, и так понятно, из начала рассказа, что Егоровы в это время гостили у нас, и Фантик приняла участие в наших приключениях, иначе бы как она тоже познакомилась с телевизионщиками. Но все-таки, пожалуй, стоит ещё раз сказать, что все Егоровы, и дядя Сережа, и тетя Катя, и Фантик, на три недели выбрались к нам погостить, из своего пушного хозяйства. Дядя Сережа был однокурсником отца по биофаку, но если отец в итоге стал заниматься заповедниками, то дядя Сережа занялся разведением пушных зверей. Сперва он работал в научном центре по изучению пушных зверей, а вот уже несколько лет как у него был собственный питомник, и дела его шли неплохо.
Для того, чтобы попасть к отцу Василию, нам надо было только спуститься к берегу, на отцовском катерке переправиться к малой городской пристани, поставить катерок у причала и пройти минут десять до церкви. Сам отец Василий жил в домике при этой церкви.
Добравшись до места, мы увидели перед церковью желтенький микроавтобус, а рядом с автобусом — круглолицего плотного человека, обсуждавшего что-то с нашим священником. Двое парней в рабочей одежде выгружали в это время из микроавтобуса какие-то черные металлические штуковины.
Когда мы подошли совсем близко, то разглядели, что эти штуковины были частями узорных кованых решеток на окна и коваными подвесными фонарями.
— Вот это да! — присвистнул отец. — Вот это работа! Это кто же такое чудо делает?
Все изделия и вправду были очень красивы. Мало того, что сами витые узоры смотрелись на заглядение, настолько естественны и точны были все их переходы и перетекания, мало того, что в каждом кусочке сразу видна была тщательность, доступная только большому мастеру, эти узоры удивительно сочетались с церковью отца Василия, с её особенностями, силуэтом и размерами: установленные на свои места, решетки и фонари должны были немного «спрятаться», не выпячивая собственную красоту, а подчеркивая красоту церкви — и оттого ещё больше заиграть. Это было даже мне, Ваньке и Фантику заметно.
— А вот, прошу любить и жаловать, автор этого чуда, — представил отец Василий. — Горчаков Игорь Петрович, из Рыбинска. Порекомендовали его мне, и не ошиблись. Человек, к своему делу пришедший. Потому как прежде был он ведущим специалистом по радиоэлектронике, диссертация защищенная, сорок патентов на изобретения, внедренные в производство, не говоря уж о многом другом… А вот бросил все и занялся делом, о котором давно мечтал.
— Не совсем так, — ответил кузнец, протягивая руку всем по очереди. Я к семейному ремеслу вернулся, к ремеслу предков, вот и все. У нас в роду все кузнецами были, вплоть до деда моего, которого как раз за кузницу раскулачили и расстреляли. Так заключалось, что, раз кузница есть, значит кулак. Отец в металле соображал, но кузнечным делом ему так и не довелось заняться. А я всю жизнь мечтал вернуться к этому. Видимо, как теперь говорят, гены играли. Вот, как случай подвернулся, так и обратился к семейному ремеслу. А что до красоты, то это мой дед говаривал: «Я из куска металла такое могу сготовить, чего ни одна хозяйка на своей кухне не сделает». Присказка такая у него была, по рассказам.
— Так что, возможно, Игорь Петрович и вам что-нибудь «сготовит», улыбнулся отец Василий. — Для того я вас и звал, чтобы вы познакомились. Дом у вас знатный, исторический, так что его мастерство есть чему приложить. К тому же, Игорь Петрович стариной интересуется, вот, может, и проведете его по памятным местам заповедника.
В глухих чащобах заповедника скрывалось много памятных мест нашей «православной старины»: скиты отшельников, их почитаемые могилы, чудотворные источники, даже часовня имелась, о возникновении которой существовало свое предание. Бревна этой часовни не сгнили от времени, а окаменели, и она смотрелась на удивление здорово, разве что черной была, почернела вся с невесть какого-то века, но и её шатер, и даже крест — все держалось. Ну, и внутри она была пуста. По преданию, её сложил один монах-иконописец, потом канонизированный. Когда во сне ему ангел явился и ободрил начать писать главную икону его жизни, монах этот ушел в леса, скит себе там сложил и, чтобы крепость тела сохранять, стал между живописными трудами сам складывать часовенку. Понятное дело, в лесах не выживешь, если нет мощной физической закалки и привычки к физическому труду, а просто так делать гимнастику монаху не с руки, надо чем-нибудь богоугодным заняться. Вот он и обтесывал бревна, и морил их, и складывал. Времени у него хватало. У него на один начальный этап изготовления доски под икону, подборки дерева, его высушивания и подгонки ушло несколько месяцев. Ему надо было такую основу сделать, чтобы икону спустя и тысячу лет не повело и не стало на куски рвать, по трещинам в дереве, на котором она написана, и по проклеенным стыкам между досками, вот он и старался, делая все тщательней некуда. А потом ещё столько же основы для красок подбирал, растирал красители. Красители — основу, из которой делались краски, минералы там, корни, многое другое, щучью или медвежью желчь, например, с помощью которых добивались полного впечатления настоящей позолоты, сперва добыть надо было, просушить и в мелкий порошок растереть между двумя плоскими камнями, чтобы потом, по мере надобности, разводить их маслом или яичными желтками и писать. Я сперва воображал этого монаха сухоньким благообразным старичком, а потом призадумался. Чтобы бревна ворочать и растирать в порошок твердые породы (один лазурит чего стоит, попробуйте этот камень измельчить), недюжинная сила нужна. А чтобы медведя завалить в одиночку — вообще надо быть и богатырем, и отличным знатоком леса. Да и прожить в глухом лесу, согреваясь только шкурой этого убитого тобой медведя — тоже не шутки. Вот и получается, что этот монах иконописец был здоровым и сильным мужиком, наподобие монаха Пересвета, которым во время Куликовской битвы первым в бой поскакал и снес главного силача татар, Челубея, хотя и сам погиб в этом поединке. И вот, значит, этот иконописец-богатырь жил и жил в лесу, медленно и тщательно готовясь к созданию иконы, а потом так же медленно и тщательно стал писать её, года два работал, а потом повез её архиепископу, и когда с иконы полотно сняли, то все ахнули, такая это была красота, и такое, как в летописях сказано, «умиление». И вот этот монах-иконописец вернулся к себе, решив остаться хранителем при сложенной им часовне и богомольцев, проходящих мимо, принимать на постой, но только он прожил совсем недолго. Слух прошел, что архиепископ вознаградил его очень щедро, и залезли к нему ночью разбойники, и зарезали его, пока он спал, но только никаких денег и ценностей не нашли. А потом они сами себя выдали… Отец Василий говорит, и впрямь подобная история была, но тут надо разбираться, что воистину происходило, а что позднейшие наслоения и «украшательства», пришедшие из других легенд. Потому что сказание о смерти нашего монаха-иконописца очень похоже на смерть святого преподобномученика Андреяна, который в Пошехонье трудился и там свою чудесную икону создал, отшельником в лесной скит уйдя. От нас до Пошехонья хоть и далековато, но, по русским меркам, не так, чтобы очень, поэтому вполне могли два сказания сколько-то переплестись. Хотя, конечно, нельзя исключать, что, раз уж разбойники одного иконописца, жившего в лесу, зарезали, то и других могли убивать.
Я это к тому, что легендами и сказаниями наш край переполнен, есть легенды и о святых, и о колдунах, и о жутких разбойниках, лесных и по рекам и озерам шаставших, или ставивших засады на самых узких местах великого водного пути, который и в древнюю старину был основным торговым путем от Новгорода до Москвы и дальше к югу, хотя тогда его ещё не превратили в грандиозную систему Волго-Балта, по которой могут проходить самые крупные современные суда. Но работы шли всегда. Еще до Петра Первого стали строить шлюзы там, где раньше суда приходилось волоком перетаскивать, а уж при Петре Первом строительство этих шлюзов вовсю развернулось, и некоторые петровские шлюзы до сих пор служат. И ещё в девятнадцатом веке, до революции, началось создание той водной системы, которой в итоге стал Волго-Балт, только тогда называли её «Мариинской водной системой». Сейчас, как говорит отец, слово «Мариинский» осталось только в двух названиях: «Мариинский театр оперы и балета» в Санкт-Петербурге, он же имени Кирова, и «Система Мариинских лагерей», специально созданная для прокладывания Волго-Балта. Сейчас от неё сохранились только клочки лагерных зон. И легенды нового времени, о том, как весь Волго-Балт, от Рыбинского моря до выхода к Балтике, строился на людских костях, и как умерших не хоронили, а замуровывали в дамбы, говоря, что, мол, «то, что на крови и костях возведено, то до скончания времен простоит и ничто его не возьмет» (говорят, это выражение чуть ли не от Петра Первого пошло, когда он Санкт-Петербург «на костях» возводил), в ходу не меньше, чем старинные, и слушать их можно с не меньшим интересом и с не меньшим ужасом, чем сказания о былинных временах.
Так вот, многие исторические достопримечательности, находящиеся в глубине заповедника, сейчас недоступны без опытного проводника, потому что давно окружены царством дикой природы и дикого — часто и хищного — зверья. Приходится идти по потайным тропам, чтобы не угодить в непролазную чащобу или в болота, пересекать при этом волчьи и лисьи тропы и быть при этом настороже. Бывали случаи, когда незадачливым туристам приходилось спасаться на деревьях от кабанов и медведей. Медведи — это что-то потрясающее! Запах открытой банки тушенки они чуют за много километров и сразу устремляются к лакомству, и не терпят никаких возражений туристов, твердо убежденные, что вся сгущенка принадлежит им и только им. Но, к чести их надо сказать, практически не бывало случаев, чтобы медведи нападали на людей, если те мирно уступали им сгущенку и другие лакомства. На моей памяти такое произошло только один раз — но потом выяснилось, что перед этим медведь был ранен браконьеров, вот и кинулся мстить всем людям подряд. Браконьер этот давно сидит, отец выследил его и арестовал. Но, конечно, когда рядом с тобой медвежья морда рядом с тобой возникнет — взлетишь на дерево от страха!
В общем, часто приходится отцу выступать проводником, это входит в число его обязанностей. Он вполне спокойно относится к этой лишней нагрузке, хотя иногда может и поворчать — в разгар летнего сезона, когда от делегаций священников и прочих любопытных поклонников старины отбоя нет. «Кто я, в конце-то концов? — вопрошает он. — Глава заповедника или Кожаный Чулок? Впрочем…»
И он цитирует Бунина:
Вдали темно, и чащи строги.
Под красной мачтой, под сосной,
Стою и медлю — на пороге
В мир позабытый, но родной.
Достойны ль мы своих наследий?
Мне будет слишком жутко там,
Где тропы рысей и медведей
Уводят к сказочным тропам…
— Все точно, — вздыхает отец. — К настоящим сказочным тропам выходишь через тропы диких зверей… А уж достойны ли мы своих наследий… Надеюсь, я вожу туда тех, кто достоин. Наследия ведь у нас взаправду и дивные, и жутковатые, и какие угодно. В любую сказку, в любое предание поверишь, когда по нашим лесам пройдешь.
И, разумеется, отец согласился провести кузнеца по самым интересным местам заповедника, если время у кузнеца будет, а кузнец поблагодарил и пообещал подъехать к нам к ужину, когда он и его подмастерья закончат установку решеток и фонарей.
Подъехал он вовремя, и с его визита началось, можно считать, наше потрясающее приключение.
Глава вторая
Называние дома, или какой опасности избежал кузнец
Кузнец пробыл у нас довольно долго: в разговорах и рассуждениях он оказался таким же обстоятельным, как в работе.
— Надо же! — восхитился он, когда подошел к калитке и Топа — наш «кавказец», огромный добродушный волкодав — залаял при его приближении. — Я знаю точно такого же, и тоже на острове. И у меня кстати, такой же подрастает, хороший щенок… Вообще, мне кажется, — обратился он к отцу и маме, — что дело у нас сложится. Много общего у нас. Вы — на большой воде, и мы — на большой воде, у нас священника зовут отец Василий, и у вас тоже, и собаки одной породы, и… — он, видимо, собирался продолжать и продолжать перечисление знаменательных совпадений, но тут замер, потрясенный домом. Да, вот уж дом, так дом! Такому солидная работа нужна, высшего качества!
Наш дом и впрямь мог любого потрясти. Построен он был в девятнадцатом веке, но на каменном фундаменте аж семнадцатого, и с того времени остались в нем необъятные погреба с замковыми каменными сводами и мощными опорными столбами. Но дом производил впечатление не только размерами. Он весь был покрыт красивейшей резьбой, сохранившейся за сто пятьдесят лет почти в целости. Лишь кое-где нам пришлось её немного подреставрировать. Это была классическая резьба северного стиля: узоры наличников, конька крыши и перил крыльца размашистые, крупные, но не грубые, один узор плавно перетекает в другой, очень мелких, тщательно проработанных деталей, как в более южных областях, не встретишь, но это отсутствие «мельчения» так соотнесено с обликом дома, что возникает ощущение силы и простора. И удивительной какой-то успокаивающей гармонии.
Определение нашему дому нашел совсем недавно один из наших новых знакомых, Генрих Петрович, театральный художник и реставратор. После событий, о которых я рассказал в «Тайне утопленной рамы», он побывал у нас в гостях, вместе со своими двумя учениками. Запрокинув голову, он проговорил:
— М-да… Знаете, гляжу на ваш дом и вспоминаю одного моего замечательного педагога, который у нас преподавал историю стилей — на отделении художников театра и кино. Я поступил именно на это отделение, потому что в те времена, когда я был молодым, там легче всего дышалось… Замечательный был чудак, пусть земля ему будет пухом! Так вот, он с нами в таком роде объяснялся: «И вы думаете, будто знаете, что такое барокко? Нет, вы не знаете, что такое барокко! Барокко — это… Вот представьте себе мушкетера! Сильный, грубый мужик, да? И вот эта мужицкая крепкая рука, рука дуэлянта, лежащая на тяжелом эфесе шпаги, торчит из пышного, раззолоченного и прихотливого этакого, кружева манжет! Улавливаете? Благодаря этому изящному кружеву, белому или золотому, рельефней и резче видно, что перед вами не бледная немощь, а настоящий мужчина! И вот, все барокко так. Барокко — это стиль мужской силы. Атос мог подковы гнуть, и при этом драгоценные перстни носил, и в этом было благородство! Если вы приглядитесь, то это всюду так, и в одежде, и в мебели, и в архитектуре, и в произведениях живописи. Потом уже идет рококо — не нежный даже стиль, а изнеженный, чисто женский стиль. Если в барокко — завитки, то в рококо завитушки и завитушечки. И при этом…» Ну, что «при этом» — к делу не относится. Я к тому, что ваш дом можно было бы назвать шедевром барокко в русском деревянном зодчестве! То есть, если бы существовало такое понятие, как «барокко русского деревянного зодчества», но все равно. Вот он стоит, весь в кружевной прихотливой резьбе, и эта резьба только подчеркивает, насколько он могуч, и сколько в этой мощи благородства! Действительно, Атос или Портос, которых ничто не сломит!
— Мы так и запишем, — рассмеялся отец. — Шедевр русского деревянного барокко, и пусть каждый понимает как хочет!
— А я предлагаю, — вмешался Ванька, — так и назвать наш дом, «Атос» или «Портос»! Ведь у каждого настоящего дома должно быть имя, а мушкетерское имя к нему в самое оно подходит!
— Название дома — дело слишком серьезное, чтобы решать сгоряча, возразил отец. — Мы над этим, конечно, подумаем, но торопиться не следует…
Ванька, однако, не оставил идеи придумать дому подходящее имя. Мой братец, он такой — если упрется, то лучше сразу прячься и не перечь ему. Как-то, посреди ночи, я проснулся в ужасе, от боли в боку и от свиста в ушах. В первое мгновение мне вообще почудилось, будто меня змея укусила, невесть откуда взявшаяся!
— Ай!.. — подскочил я в кровати.
— Тихо ты! — прошипел Ванька мне в ухо. — Не ори!
Оказывается, это он, вскочив среди ночи с постели, яростно твердил мне в ухо «Проснись!», а для большего эффекта ткнул меня своим острым кулачком в бок.
— Ты что!? — взвился я. — С ума спятил!?
— Чего ты дергаешься? — возмутился он так, как будто это я на него накинулся. — Не трезвонь мозгами, а послушай меня. Я нашел название для нашего дома!
— Слушай, ты… — я был настолько потрясен его нахрапом, что даже ругаться не мог, и только на заднем плане крутилась мысль, что «трезвон в мозгах» (пользуясь этим выражением моего братца, которого я раньше не слышал, и мог только гадать, где он его подцепил) у самого Ваньки стоит, и основательный, в самую пору психушку вызывать. — И ради этого надо было меня будить… — я поглядел на часы… — в полчетвертого утра?
— Надо было, — твердо ответил Ванька. — А то я мог бы позабыть мою идею, если б опять уснул. А вместе мы её не забудем! Мне она приснилась, понимаешь?
— Теперь ты её точно не забудешь! — сказал я. — И дай мне спать!
— Да послушай ты! — возбужденно зашептал он, тряся меня за рукав. — Ты сам упадешь, когда услышишь!
— Уже падаю… — отозвался я.
— Ну и падай! — он всерьез обиделся. — Тогда я тебе ничего не скажу! Потом вот увидишь, и ахнешь, и будешь жалеть, что не знал!
— Не буду я жалеть! — сказал я. — Отстань!
— Ну и спи, раз ты такой дурак! — и он, надувшись, опять забрался на свою кровать.
Утром он встал раньше всех и разбудил Фантика — Егоровы уже гостили у нас. Когда я проснулся, то выяснилось, что Ванька с Фантиком уже позавтракали и сидят в сарае, что-то делают. Позавтракав, я сунулся было в сарай, но дверь оказалась заперта. Я постучал, и мой братец отозвался:
— Кто там?
— Это я! — сказал я. — Что вы там творите?
— Не твое дело! — грубо ответил Ванька. — Проваливай!
— Ты что, спятил?.. — я-то уже и думать забыл о ночном происшествии, и никак не предполагал, что Ванька может до сих пор дуться. Мне казалось, что, наоборот, он должен с утра, на свежую голову, сообразить, как бывает неприятно, когда будят посреди ночи, да ещё таким зверским способом, и сам передо мной извиниться, так или иначе… Но нет! Он так и считал, что я нанес ему смертельное оскорбление. Я услышал, как Фантик тихо уговаривает Ваньку помириться со мной и открыть мне дверь, а Ванька отвечает, что «ни за что!» И ещё добавляет, что «Так ему, скотине, и надо… Мы с тобой вдвоем всех удивим, и пусть потом завидует, что его не взяли!» Фантик, вроде, чувствовала себя очень неловко — получалось вроде того, что она держит Ванькину сторону против меня, абсолютно не представляя при этом, в чем дело, и абсолютно не желая оказываться под перекрестным огнем нашей ссоры — но и покинуть сарай она не могла, связанная тайной и работой, которую они с Ванькой делали вместе.
— Ладно! — крикнул я. — Если я понадоблюсь — я у себя в комнате, а не позовете — жалеть не буду!
И ушел, и устроился с книжкой. Я в то время читал Сенкевича, «Потоп», уже проглотив «Огнем и мечом» и «Крестоносцы». Я взялся за Сенкевича после того, как показали по телевизору этот безумно красивый многосерийный фильм, «Огнем и мечом». Сперва роман, по которому снят фильм, одолел, потом за все остальное ухватился.
Я как раз подошел к самому критическому моменту: шведское войско практически захватило Польшу, героиня похищена и заперта, спасения нет — и тут раздались торжественные гулкие удары. Это Ванька с Фантиком били ломиком по подвешенному чугунному бруску, изображая колокол. Топа, разбуженный этим шумом, громко залаял, будто громовая канонада раздалась, салютуя торжественному набату.
Оторвавшись от книги, я вышел во двор. Все взрослые уже были там. А Ванька и Фантик стояли перед чем-то вроде огромной лопаты, вкопанной черенком в землю рядом с калиткой и накрытой сверху куском тряпки.
— Внимание, внимание! — провозгласил Ванька. — Начинаем церемонию награждения дома достойным именем! Прошу всех занять трибуну для почетных гостей! С торжественной речью выступит Фаина Егорова!
Фантик выступила вперед, откашлялась, чтобы не захихикать, и произнесла:
— В этот… в этот знаменательный день мы… мы все хотим поздравить дом с получением исторического имени и с восстановлением исторической справедливости, победившей долгую историческую несправедливость отсутствия исторического имени… — Фантик примолкла и, после легкой паузы, добавила. — Вот.
Все зааплодировали.
— А теперь, — объявил Ванька, — слово предоставляется члену правительства, специально приехавшему, чтобы приветствовать нас в этот великий день.
И он указал на отца.
Отец не растерялся. Выйдя вперед, он состроил очень серьезное лицо, потом стал долго трясти Ваньке руку, тряс и тряс. Повернувшись наконец к публике, он сказал:
— Я бы хотел особо отметить, что это событие не только историческое, но и социально значимое, которое, я надеюсь, послужит дальнейшему общественному примирению и процветанию нашего общества. По поручению президента, а также от себя лично я выражаю вам восхищение и глубокую признательность.
Все опять зааплодировали и закричали «Ура!»
— Приступаем к самому торжественному мигу! — объявил Ванька.
Он сдернул тряпку, и…
Все так и обмерли.
Ванька и Фантик наколотили на прямоугольный, размером приблизительно пятьдесят на восемьдесят сантиметров, лист толстой фанеры ровные планочки, складывая их в виде букв, так что получилась рельефная надпись. Чтобы название смотрелось ещё отчетливей, планочки были выкрашены в красный цвет, а фон — в зеленый. И эти красные рельефные буквы гласили:
«ПОРТОСЯНКИ»
— Это что значит? — после минутного общего молчания спросил отец.
— Как что? — изумился Ванька. — Мы ведь решили, что наш дом должен называться в честь Портоса! Но просто назвать «Портос» было бы не совсем то. Надо было показать, что это именно в его честь. А как всегда в русском языке обозначается, что это имение такого-то и такого-то? Всякими добавлениями этих, как их, суффиксов. Вот я и крутил в уме: «Портосово», «Портоскино», и все не складывалось. Потому что такие названия даются целым селам, а отдельные усадьбы называются иначе. Вот я думал, думал, и припомнил! Есть ведь имение «Григорянки», куда туристов возят, есть Крапники, Липки, Соловьянки… Выходит, чтобы показать, что в честь Портоса называется именно наш дом, только наш дом, а не все вокруг, надо назвать его «Портосянки»! Мне эта мысль во сне пришла, — гордо добавил мой братец. — А говорят ведь, что мысли, приходящие во сне — самые лучшие! И это действительно оказалась самая лучшая мысль, она меня так пробрала, что я подскочил! — и мой братец нежно погладил жердь, на которой высилось новое название нашего дома.
О том, как он меня дернул, проснувшись, Ванька упоминать не стал.
— Гм… — отец почесывал подбородок. — Все бы хорошо, да вот только…
— Что? — Ванька обеспокоено нахмурился, готовый дать отпор любым возражениям против своей гениальной идеи.
— Звучит как-то… — сказал отец. — Легко ошибиться. Кто-то прочтет «Поросятки», а кто-то вообще «Портянки».
— А правда… — Фантик поднесла ладонь ко рту. Похоже, Ванька так увлек её своей идеей, что ей до сих пор не приходило в голову, на что получается похожим придуманное Ванькой название. — Самые настоящие «Портянки» получаются, никак иначе!
— Да ну вас! — разозлился Ванька. — Делаешь вам как лучше, а вы…
— Погоди, погоди… — отец быстро кинул на всех нас строгий взгляд: мол, не вздумайте хихикать или что-то говорить — и опять повернулся к Ваньке. — Ты сделал много хорошего. Твоя идея сделать название дома рельефным, из планочек — она замечательна! И от неё ни в коем случае не надо отказываться. Но, согласись, с самим названием ты несколько погорячился. Ты правильно его составил — именно так, как и должны образовываться названия усадеб — но, увлекшись, ты не заметил, что для русского слуха оно звучит немного смешно. Так что давай думать дальше, вместе. Я, вот, тоже пытаюсь сообразить, и не могу. «Атосянки» — тоже звучит нелепо, совсем на «атас!» похоже, не на крупный, а на маленький такой атасик. Вообще, мне кажется, что можно найти какое-то русское название, ведь и у нас были герои наподобие трех мушкетеров.
— А кто? — заспорил Ванька. — Надо ж, чтоб это было и сильно, и благородно!
— Вот и будем думать все вместе, — сказал отец.
— А с этим что делать? — расстроенный Ванька поглядел на свое сооружение.
— Оставим пока, — предложил отец. — Пусть постоит денек-другой, пока мы не придумаем что-нибудь получше.
Ванька насупился и, закусив губу, покачал головой. Момент был критический. Если бы в этот момент кто-нибудь не выдержал и засмеялся быть бы взрыву. Но мы все сдерживались.
— Предлагаю перейти к банкету, — поспешно сказала мама. — Ведь после каждой торжественной церемонии полагается банкет.
И мы отправились обедать.
Ванька дня три ходил вокруг своего щита с названием дома, думал, вздыхал, покачивал головой. На второй вечер, когда мы помирились, он спросил у меня, уже лежа в постели.
— Послушай, а кто у нас есть, из героев?
— То есть? — я недопонял, потому что дочитывал «Потоп», где все неслось к благополучному концу.
— Ну, я, вот, думаю. У нас главный Д\'Артаньян — Михаил Боярский. Но ведь не назовешь дом «Боярский». А больше ничего в голову не приходит.
— Еще пушкинский Руслан есть, — сказал я.
— Нет, не годится, — покачал головой мой братец. — Руслан — это было слишком давно. Надо, чтобы эпоха соответствовала.
— Ну, возьми что-нибудь из русской истории. Из времени Петра Первого или из войны двенадцатого года. Багратион там, Меньшиков или Ермолов.
— Тоже не совсем, — вздохнул Ванька. — Тут, действительно, надо тютелька в тютельку найти…
И он с головой накрылся одеялом.
На четвертый день Ванька решительно направился к щиту с названием дома, выдернул его из земли и унес в сарай.
— Действительно, не совсем то! — пояснил он, перехватив наши с Фантиком взгляды. — А вы бы лучше тоже над названием думали, чем рты разевать! — добавил он.
Словом, отец проявил себя великим дипломатом. Если бы он потребовал от Ваньки немедленно убрать эти «портянки», то был бы смерч и ураган. Но он аккуратно, не забыв похвалить моего братца за труд, посеял в Ванькиной голове сомнения, так ли идеальна его придумка, и Ванька, в конце концов, самостоятельно внял голосу разума.
Вся эта история произошла буквально несколько дней назад. Приехай кузнец чуть пораньше — и он бы застал этот щит с названием. Но теперь он мог любоваться домом без угрозы его рассудку. Можно представить, как бы он, с его обстоятельным и здравым умом, стал соображать, «что щит сей значит» (мама по многим случаям и по отношению к разным вещам и событиям говорит «что сон сей значит», но, по-моему, тут вполне можно «сон» заменить на «щит»). Интересно, посчитал бы он нас приютом умалишенных или нет. Скорее, нет, но, все равно, мне кажется, ступать бы он стал как на минном поле, опасаясь потревожить неведомое лихо, водрузившее это таинственное слово, «Портосянки».
А так, он спокойно вошел в дом, и история продолжилась.
Глава третья
Повесть о затопленном городе, столице древнего княжества
Отец, которому я показал первые главы, посмеивается и говорит, что у меня получается повествование навроде книги про Тристрама Шенди. Он объяснил мне, что был такой знаменитый английский писатель, Лоуренс Стерн, который написал огромный, в пятьсот страниц, роман, называющийся «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Но все дело в том, что самого Тристрама Шенди, джентльмена, от лица которого ведется повествование, и который взялся поведать про свою «жизнь и мнения», там нет! Тристрам Шенди начинает рассказ с дня своего рождения и так постоянно отвлекается, описывая все мельчайшие события этого дня и людей, которые в эти события были вовлечены, что, за все это неимоверное количество страниц, и до своего рождения не доходит!
— Очень смешная книга, — сказал отец. — Хотя, наверно, её юмор ты оценишь только тогда, когда будешь постарше. Я упомянул об этом романе только потому, что Стерн блистательно демонстрирует, как можно растекаться мыслью по древу. Только он это делает специально, чтобы людей повеселить, а у тебя это получается ненамеренно.
— Вовсе нет! — возразил я. — Никуда я не растекаюсь! Сам понимаешь, все это безумно важно для того, что будет дальше!
— Да, наверно, — согласился отец. — Но, все-таки, не утони.
Я тонуть не собираюсь. И возвращаюсь к моему рассказу.
Как я сказал, кузнец оказался человеком очень обстоятельным и задержался у нас надолго. Сперва, пока было время до ужина, он тщательно осмотрел все комнаты, постоянно спрашивая пояснения, и подытожил:
— Да, тут следует подумать. Конечно, для такого дома детали хорошей кованой работы не помешают, но их надо как следует проработать и представить, чтобы железо вместе с домом играло, если вы понимаете, что я хочу сказать. Взять такие пропорции, чтобы одно другое подчеркивало, железо и дерево, и одно другого не затмевало, а только смотрелось повыпуклей. У меня есть, с кем насчет этого посоветоваться. А пока, я бы вот какую работу наверняка определил бы. Во-первых, надо вам забрать решетками окошки погребов… — тут надо объяснить, что каменный фундамент, в котором заключались наши роскошные сводчатые погреба, поднимался чуть не на два метра от земли, а маленькие окошки погребов у самой земли и находились, от неё начинаясь, и даже ниже её уровня. То ли они в свое время выполняли роль вентиляционных отверстий, то ли в семнадцатом веке наши погреба были не погребами, а первым этажом, и погребами сделались лишь к веку девятнадцатому, от времени врастя в землю. — Так оно будет и красивее, потому что кованое железо со старым камнем очень хорошо будет смотреться, и, если с толком узор решеток разработать, то ряд этих решеток по всему периметру весь дом как бы приподнимать будет, устремление вверх ему придаст, и ещё больше соберет, понимаете. Ну, и каминный набор для вас необходим, с каминной решеткой, понимаете. Эти вещи сразу можно просчитать, прикинуть, сколько будет стоить. Я, кстати, взял альбомчик фотографий с образцами моей работы, вот, можете поглядеть.
Мы сели вокруг журнального столика в гостиной и стали внимательно просматривать альбомчик.
А тут как раз подошли «телевизионщики», тоже приглашенные к ужину отец с мамой решили, что не все же им у костерка возле яхты питаться или варганить жратву на маленькой судовой плитке, в каморке, служившей им камбузом, да и отношения с ними успели сложиться хорошие, вот их и позвали — и «телевизионщики» тоже очень заинтересовались работами кузнеца.
— Это ж великолепно! — вскликнул Павел, а Сергей и Алик поддержали.
— Это решетки для реставрированного старинного особняка, в котором сейчас налоговая инспекция Рыбинска, одна из моих лучших работ, — стал давать пояснения кузнец. — Это — кованая витая лестница в другой особняк, это ограда, которая по заказу из Москвы сделана…
— Прямо петербургский стиль, строгий и благородный, — сказал Алик.
— Да, — кивнул кузнец. — Я в Петербурге много зарисовок делаю, всякий раз, как в вашем городе бываю. Нет, наверно, ограды или фонаря, которых я бы не зарисовал. А потом, понимаете, раскладываю рисунки перед собой и осмысливаю, потому что в точности воспроизводить — это и не интересно, и не нужно никому, надо какую-то свою суть вытащить, отталкиваясь от образца… А вы курите, да? Не стоило бы вам, лучше бросить. Вредная привычка, я вам доложу, очень вредная. Я, вот, никогда в жизни не курил, поэтому на легкие пожаловаться не могу, несмотря на то, что у кузнечного горна, бывает, ещё как за целый день всяким надышишься. Кстати, знаю я хорошего специалиста, врач у нас в Рыбинске есть, он оказывает именно психологическую помощь, потому что любое вредное пристрастие, по его мнению, это прежде всего вопрос психологии. Когда человек не уверен в себе, что-то его мучает, он и ищет отдушину. А надо всего лишь понять, что эта отдушина была ложной, что человек кинулся к ней из-за своей неправильной системы жизненных ценностей, и…
— Да, да, конечно, — поспешно сказал Павел. — Я обязательно запишу у вас координаты этого врача. А вот эта каминная решетка — это ж прямо модерн, великолепный и тонкий…
— Совершенно верно, — размеренно кивнул кузнец. — Я люблю модерн, он всегда позволяет внести какой-то особый штрих. Кстати, обратите внимание, кое-что от этого стиля использовано и вот в этих подсвечниках, и вот в этих перильцах балкона. Я имею в виду вот этот волнообразный изгиб в перильцах, который чуть ниспадает вниз, поэтому получается даже немного похоже на очертания птицы. Такой намек то ли на птицу Сирин, то ли на сокола, при этом намек не обязательный, я его не навязываю, но ощущение полета, легкости такой, возникает…
— Я видел знаменитые парижские балкончики, когда идешь по улочкам — и разглядываешь ярусы чугунного кружева, взбегающие к небу, — сказал Сергей. — И, я скажу, такие перильца рядом с лучшими парижскими встали бы, а то и за пояс заткнули.
— Да, я изучаю все европейские традиции, — закивал кузнец. — У меня собраны альбомы по кузнечному делу в Германии, в Англии, во Франции. И, хочу особо оговорить, работа моя стоит дешевле, чем вы где-нибудь найдете. Вот тут мы — я, и архитектор, делающий для меня такие замечательные разработки по моим идеям, все эти разработки, воплощение которых вы видите — договаривались о крупном заказе в Москве. Заказчики и усомнились, что за цены мы им называем. А у меня всегда каталоги услуг по нашему делу с собой, все расписано, где какая мастерская сколько берет, и я им раз каталожек на стол, и говорю, что давайте посмотрим внимательно, что у нас выходит, и, вот, вы сами можете убедиться, что у нас на треть выходит дешевле, особенно если учитывать, что мы берем на себя и доставку, и сборку, и уж за качество установки тоже отвечаем, в отличие от многих других мастерских, которые без крупной доплаты просто выдадут вам заказ, и пусть посторонние рабочие собирают как могут, а они ведь и напортачить всегда умудрятся. Вот, скажем, монтировка решеток на окна. Здесь не очень видно, хотя вот на этой фотографии, крупным планом, кое-что можно разглядеть, как тут вся система сквозных штырей и вот этих пазиков, которые играют роль сцепок, продумана. Ведь если не собирать по полной программе, а навесить эти решетки тяп-ляп, то хоть и не с нас спрос будет, если что, но нам-то все равно будет обидно, что такая дельная работа — коту под хвост, из-за чужих недоделок. И потом, прошу заметить, я всегда работаю только по настоящей технологии, у меня металл действительно кованый, который тысячу лет продержится. К методу холодного сгиба металла я не прибегаю. Холодным сгибом — оно, конечно, легче, и можно в пять раз больше изделий за то же время наштамповать, но то, что методом холодного сгиба сделано, то через несколько лет ржаветь и портиться начнет, а то и вообще развалится, а я считаю, что уж делать, так делать. И ещё заметьте, что в Москве или в Питере с вас за работу методом сгиба холодного металла возьмут столько, сколько я беру за настоящую ковку. Я, конечно, не говорю, — неспешно продолжал кузнец, — что рекомендую вам сразу же заказывать что-нибудь крупное. Понятно, что большая работа и денег больших стоит. К тому же, делая крупный заказ, желательно трижды подумать, чтобы понять, чего вы именно хотите. Выбрать из нескольких вариантов наилучший, понимаете? Поэтому лучше начинать с фонарей, с каминных решеток и принадлежностей — с того, на чем вы почувствуете, какой стиль вам больше всего по душе и по карману. А потом мы перейдем и к остальному. Чтобы весь с толком дом оформить, все кованые изделия, от маленьких до больших, создав в едином ключе, не год и не два может понадобится.
Телевизионщики переглянулись между собой. Кузнец перехватил этот обмен взглядами и истолковал его по-своему.
— Впрочем, — сказал он, — если вы сразу думаете о крупном заказе, то можно обсудить самые разные варианты и найти удобный для всех. Например, оплата в рассрочку, либо мы с вами разработаем систему скидок, решив заодно, какова будет моя страховка от инфляции в случае выплат через значительные промежутки времени. Вы знаете, при заинтересованном обсуждении и разумном подходе с обеих сторон любые проблемы разрешимы.
— Н… нет… — пробормотал Павел. — Мы подумали о другом.
— То самое, — сказал Сергей.
— Но… — процедил Алик.
— Вот именно, «но», — кивнул Павел.
— Светка? — спросил Сергей.
Павел и Алик закивали.
— Простите… — кузнец растерялся, да и не только он. Мы все были в легкой растерянности. — О чем вы?
— Мы о том, — объяснил Павел, — что вы — чудо-мастер, и, конечно, о вас нужно делать фильм. Можно сказать, сам Бог нам вас послал, после нескольких наших проколов! В конце концов, о таком мастере, как вы, люди должны знать. Должны увидеть ваши работы! Да и вам лишняя реклама не помешает, так?
— Снимайте, — сказал кузнец. — Я не против.
— Вот тут-то и возникает это «но»! — сообщил Сергей. — У нас есть своя область, мы «сидим» в основном в криминальном жанре и в близких к нему. Если вы видели нашу программу «Силуэт», или, до того, «По горячему следу», то вы поймете, чем мы занимаемся. А на интересных творческих людях у нас «сидит» Светка Дрыгунова, и, если мы сделаем фильм о вас, то получится, что мы вторгаемся в её область и отнимаем её хлеб. А за свой кусок хлеба сейчас всякий сражается, и на телевидении в том числе. Допустим, мы убедим её, что это наш единичный опыт, что мы просто не могли не отснять материал о таком человеке. Все равно она может испугаться, что мы её подсиживаем, и сделает все, чтобы наш фильм не вышел в эфир.
— Ну да, получится, что мы на чужой участок залезаем, — проворчал Алик.
— Все равно, материал отснять надо! — сказал Павел. — А там — будь что будет. Я думаю, утрясем мы со Светкой. В крайнем случае, пусть будет соавтором. Выдержим, так сказать, все комильфо… Но тут есть ещё одна интересная вещь. После всех наших остановок и задержек мы собирались дойти как раз до Рыбинского моря. Вот и получится, что у нас будет цель прогуляться к вам в гости! А заодно, может, вы подскажете, что ещё интересного можно найти в ваших местах.
— Да интересного много можно найти, — ответил кузнец. — У нас такие замечательные мастера работают, в разных областях. И тоже, мало кто их знает, потому что трудно пробиться в столицы, даже с высококлассной работой. Один ювелир Абрамов чего стоит… А есть и по дереву большие умельцы, и по гобеленам. Я многих знаю, могу познакомить, надо ж людям помочь. Да и в самом городе столько можно всего найти.
— И вокруг тоже? — спросил Сергей. — Ведь Рыбинское море — самый большой рукотворный водоем в мире? И, вроде, какие-то оголтелые юнцы-экстремисты — говорят, из той же самой организации, что взорвала памятник Николаю Второму и пыталась взорвать этот новый памятник Петру Первому в Москве — прислали угрозу взорвать Рыбинскую плотину, чтобы уничтожить это рукотворное море, а заодно устроить огромную катастрофу на весь приволжский регион — ведь наводнение вышло бы такое, что полстраны затопило бы?
— Да, снять на месте фильм об угрозе подобного теракта — это на нашу тему, — ввернул Алик.
— Совершенно верно, — кивнул кузнец. — Грозились они, грозились. Только разъяснения ученых в газете были, ученые лишь посмеялись. Дамба, сообщили они, такая мощная создана, что её и атомной бомбой не возьмешь. А любая взрывчатка — все равно, что комариным укусом выйдет. Вы ж представляете, как это море копали? В разгар его строительства там было пять колоссальных лагерных зон, и народ не щадили. Кое-кто говорит, счет погибшим там от непосильного труда, голода и болезней надо чуть не к миллиону вести. Все море — на костях. И уж нарыли там так, как никакая современная техника не взяла бы. Теперь эти дамбы только вручную разбирать, столько же лет, сколько строили, если не вдвое больше.
— Это ж какую огромную область затопили! — не выдержал дядя Сережа.
— Огромную, — подтвердил кузнец. — Четыре города, невесть сколько деревень. Монастырь знаменитый, Югскую Пустынь. До сих пор над тем местом, где монастырь затоплен, раз в год священники службу служат. Съезжаются с разных концов страны, выходят на лодках, останавливаются над главным собором монастыря и торжественный молебен, значит, исполняют.
— Вот бы это заснять! — вырвалось у Павла.
— Ну… — кузнец что-то прикинул в уме. — Они обычно летом приезжают, и пока ещё их не было, так что, если скоренько поплывете, то, может, и застанете. Интересное это зрелище, должен сказать.
— А как они определяют, что именно над собором стоят? — спросил Сергей.
— Так это ж видно! — ответил кузнец. — В спокойную погоду можно под водой разглядеть. Да что монастырь! Рыбаки бают, когда море спокойное, и солнце высоко, не отражается от воды, а как бы сквозь воду светит, то можно и Мологу всю увидеть.
— Мологу?.. — чуть не разом переспросили все. Взрослые, я имею в виду. Я, Ванька и Фантик молчали — слушали и, что называется, мотали на ус. А заодно, пользуясь тем, что все взрослые были увлечены разговором, втихую налегали на сладкое.
— Ну да, Мологу, город древний. Говорят, можно и улицы разглядеть, и дома, с крышами и стенами — те, что ещё не развалились. Молога знатный был город! Даже столицей независимого удельного княжества успел побывать — в четырнадцатом, по-моему, веке. Рыбинск намного моложе, он ведь и возник при Мологе, и назывался до конца восемнадцатого века не Рыбинск, а Рыбная Слобода. Это уж Екатерина Великая его в Рыбинск переименовала, когда статус города ему пожаловала и герб ему утвердила. Хотя реально Рыбинск стал городом задолго до того… Да не о том нынче сказ, а том, что, говорят, зрелище фантастическое, когда над Мологой проходишь — будто град Китеж видишь или Атлантиду какую.
Телевизионщики опять переглянулись.
— И никто не пытался этот город исследовать, с аквалангами? — спросил Павел.
— Вроде, нет, — покачал головой кузнец. — Хотя точно сказать не могу, не знаю. С другой стороны, не такое Рыбинское море древнее, чтобы там тайны истории искать. Заполнять его водой начали в сорок первом году, а до окончательного уровня воду довели к сорок шестому. Дело в том, что первоначально планировалось заполнить его водой до проектного уровня к июлю сорок первого, но тут война началась, и главные электростанции почти сразу оказались захваченными немцами: и Днепрогэс, и другие. Вот с уже готовой Рыбинской ГЭС и стали гнать электричество на Москву и другие крупные центры, в самое тяжелое время. Воды, естественно, приходилось много пропускать, чтобы нужное количество электричества выработать, поэтому все время войны вода в море стояла по колено, не больше. И только когда другие электростанции опять заработали, тогда море и возникло, в нынешнем виде. Так что у жителей было времени навалом, чтобы и переселиться, и не раз вернуться за всем мало-мальски ценным. Вот, наверно, эти города интереса и не представляют для охотников за сокровищами и просто любознательных. И Молога, в том числе. Хотя, говорят, в затопленном монастыре, остались какие-то сокровища, так и не обнаруженные. Но это скорее легенда, чем правда.
— Все-то вы знаете! — восхитился Алик.
— Да нет, далеко не все я знаю. И путать что-то могу. Вот с кем вам надо поговорить — это с хранителем и директором Музея затопленных земель. Вот он все знает, и чудесный человек, всегда рад и знаниями поделиться, и рассказать… Я познакомлю вас, если вы приедете.
— Конечно, мы приедем! — сказал Павел, глядя на своих товарищей с огнем в глазах.
— Да! — подхватил Сергей. — Сделать фильм о волжской Атлантиде — это что-то!
— Хм… — Алик, задумавшись, почесывал подбородок. — Тут и оборудование понадобится для подводных съемок, и акваланги, и ещё много чего…
— Достанем, — бодро отозвался Павел.
— Хочешь сказать, что я достану, — хмыкнул Алик. — Ведь вся хозяйственная часть — моя забота. Вы хоть представляете, ребята, чем вы меня нагружаете?
— Но согласись, что овчинка выделки стоит, — сказал Павел.
— Кто ж не согласен? — вздохнул Алик. — Снять исчезнувший под водой древний город, да ещё и знаменитый монастырь впридачу, смонтировать это с угрозами нынешних недоделанных террористов взорвать дамбу или с чем там еще, как решите… Если подводные съемки получатся удачно, то это может быть хит сезона! Такой фильм и на Тэффи потянет, а то и на международные премии!
— Вот и сделай свою часть работы, — сказал Сергей. — А мы постараемся сделать свою.
И тут, посреди наступившей паузы, в разговор влез — ворвался, можно сказать, на полном кавалерийском скаку — мой братец.
— Скажите, а для нас на вашей яхте место найдется? — выпалил он.
Тишина наступила гробовая. Нарушила её Фантик, восторженно хлопнувшая в ладоши. Этот звук будто развеял чары, и дядя Сережа, тетя Катя, наши отец и мама, все вчетвером разом раскрыли рты, чтобы что-то сказать, но Ванька опять всех опередил.
— А если вы нас возьмете, — быстро проговорил он, — то мы вам мигом устроим и акваланги, и все, что нужно для подводных съемок, вам просто не о чем будет беспокоиться!
Отец нахмурился: он понял — как, впрочем и я — куда Ванька клонит и что он имеет в виду. Тишина опять наступила такая, что муха пролети покажется, будто реактивный самолет прошел. Я сидел между Ванькой и Фантиком, и крепко стиснул под столом их руки, левую Ваньки и правую Фантика: мол, держитесь, суровые бои со взрослыми ещё впереди, но, главное, что слово сказано! Молодец, Ванька! И мы уж поддержим твой бросок на амбразуру! Мы до последнего не отступим от своего!
Глава четвертая
Как мы отправились в путь
Вы уже поняли, что взрослых мы в итоге уломали, а места на яхте хватало, чтобы и нас троих разместить. Договорились, что отпускают нас на неделю, а если телевизионщики задержатся сверх этого, то нас посадят на рейсовый автобус, заранее позвонив отцу, где и каким рейсом он и дядя Сережа должны нас встретить. Ведь семья Егоровых приехала к нам в гости на своих «жигулях», и вел машину, естественно, дядя Сережа. На этой машине и нас должны были «подобрать с автобуса», если выяснится, что самый удобный и быстрый рейс проходит чуть в стороне от нашего городка. Я-то доказывал, что даже если нам придется сойти километров за семьдесят, на каком-нибудь крупном автовокзале, то там мы спокойно дождемся другого рейсового автобуса, местного значения, и отлично вернемся домой. Но родители все-таки настроились нас встретить.
Что касается Ванькиной идеи, где взять всю амуницию для подводного плавания и подводных съемок, то он, конечно, надумал обратиться к Степанову. О Степанове мне доводилось рассказывать. Здесь повторю вкратце, для тех, кому не попадались мои рассказы о других наших приключениях, что Степанов — это крупнейший бандюга в наших местах. То есть, начинал он как крупнейший бандюга, а сейчас он считается крупнейшим бизнесменом — этаким честным и порядочным миллионером. «Владелец заводов, газет, пароходов», как иногда выражается о нем отец. А иногда он называет Степанова «крестным папой местного разлива». Может, кому другому Степанов этого бы не простил, но от отца слышать такое ему даже нравится. Дело в том, что отца и Степанова связывают особые отношения. До того, как стать крупнейшим бандитом — то есть, во времена, можно считать, почти доисторические Степанов был шофером у отца, когда по бюджету заповедника его начальнику полагались и служебная «нива», и личный шофер. Потом деньги на зарплату шоферу поступать перестали, да и на бензин и запчасти для «нивы» тоже, и отец попросил одного знакомого банкира, приехавшего поохотиться по лицензии в один из «гостевых комплексов» заповедника, пристроить «толкового мужика». К нам часто наезжают всякие банкиры и прочие крутые, потому что отдых в заповеднике очень ценится. Раньше вообще заповедник считался «объектом хозяйства ЦК», и в его гостевых комплексах с их охотничьими домиками могли отдыхать лишь крупные руководители, ну, а уж отделано там было все по последнему писку. Как, впрочем, и сейчас остается отделанным. Но в наше время туда можно, за очень большие деньги, купить путевку в один из гостевых комплексов на недельку другую, а вместе с ней и лицензию на охоту на такое-то количество таких-то животных. Такой отдых считается жутко престижным, и, надо сказать, Степанов безумно гордится, что отец держит для него лучший из гостевых комплексов, самый дальний, где из бани можно плюхаться прямо в речку Удолицу. При этом, он продолжает очень уважать отца, и порой смешно бывает видеть, как он по старой привычке начинает говорить отцу «хозяин» и осекается где-нибудь на «хозя…» или «хоз…» А отец тоже относится к Степанову с симпатией и говорит, что, при всех его выкрутасах, Степанов намного лучше подавляющего большинства банкиров и высших чиновников, с которыми ему (отцу, то есть) приходится иметь дело. Что в Степанове навечно осталось что-то мальчишеское. Правда, отец вздыхает иногда, что, знай он, в какие дела тот банкир втравит «прежнего милого Степанова», он ни за что бы не стал просить. «Впрочем, — добавляет отец, каждый выбирает судьбу по собственному хотению и разумению». Ведь не устроила бы Степанова новая «работа», не проявил бы он себя, со всей охотой, как лучший «бригадир» по выбиванию долгов, если бы не было все это заложено в его характере.
К нам Степанов относится почти как к племянникам. Тем более, что мы несколько раз помогли ему распутать довольно сложные дела, когда его самого хотели подставить или объегорить. В общем, Степанов ещё тот фрукт, но, отец прав, совсем не вредный, в отличие от многих. Без дрянца, как сказал бы я сам — а Ванька тут выразился бы покруче. Мой братец с таким смаком цепляет все самые убойные выражения, которые можно услышать в округе (а услышать их, как вы сами понимаете, можно немало), что просто диву даешься, откуда у него эта тяга «всякой гадостью рот набивать», как мама это называет.
Итак, представьте себе, отличный особнячок восемнадцатого века в центре города, ухоженный и отреставрированный — «офис» Степанова. Огненного цвета «ягуар» Степанова припаркован возле особнячка — значит, Степанов на месте. Мы идем втроем, я, Ванька и Фантик, и ведем за собой трех телевизионщиков. Степановская охрана, зная нас, пропускает нас в холл, и телевизионщиков тоже, и тут мой братец с таким важным видом, что упасть можно, говорит телевизионщикам:
— Подождите пока здесь.
А сам поднимается в кабинет Степанова, а мы с Фантиком — за ним следом.
Степанов, увидев нас, встал из-за стола. Он сидел перед компьютером с умным видом, с сигарой во рту. Правда, мне показалось, что он не был занят какими-то сложными компьютерными вычислениями, а играл в компьютерную игру.
— Здорово, ребятки! — мы так понимали, роскошные сигары он курит специально для того, чтобы походить на чикагского гангстера, но, на самом деле, с сигарой в зубах он становился жутко похожим на Крокодила из сказки Чуковского. — Рад вас видеть! С чем пожаловали?
— С деловым предложением, — солидно сообщил Ванька.
Надо было видеть Степанова — он захлопал глазами и чуть не сел. Но потом справился с собой и ухмыльнулся.
— С деловым? Это хорошо. Я вас слушаю.
— Вместе с нами — три телевизионщика, — сообщил Ванька. — Они там, внизу. Они очень известные. Это те, которые делают программу «Силуэт» и всякие другие, — Степанов кивнул, показывая, что знает, о чем идет речь. Сейчас они затевают съемки потрясного фильма о древнем городе, затопленном в Рыбинском море. Чтобы снять весь фильм, им нужно оборудование для подводных съемок, подводного плавания… ну, и вообще, им много чего нужно.
— Понимаю, — Степанов хитро прищурился. — Я проспонсирую их, а в титрах фильма будет написано, что фильм снят исключительно благодаря финансовой и материальной поддержке группы компаний «Степанов холдинг», так?
— Так, — кивнул Ванька.
Мы с Фантиком, глядя на эти серьезнейшие переговоры, едва сдерживались, чтобы не покатиться от смеха.
— Что ж, — Степанов вынул сигару изо рта и нарисовал ей загогулину в воздухе. — Авторов «Силуэта» я знаю, толковые ребята, сам их передачу часто смотрю. Подводные съемки, исчезнувшие города — это то, на что зритель всегда клюет, рейтинг будет высокий. Так что смысл, похоже, есть. А вам от этого какая выгода?
— Если вы их проспонсируете, они возьмут нас на неделю на съемки, на своей яхте! — бухнул Ванька. — А может, и с аквалангами дадут поплавать.
Тут и Степанов не выдержал — и расхохотался.
— Ладно! — он махнул рукой с сигарой, другой рукой утирая слезы с глаз. — Давайте сюда ваших телевизионщиков!
Переговоры с телевизионщиками завершились быстро и благополучно. Было оговорено, что, во-первых, фильм будет начинаться с заставки «Степанов холдинг» представляет», и, во-вторых, что телевизионщики снимут ролик о гостинично-ресторанной сфере бизнеса Степанова, рассчитанной на туристов. Степанов откупил у города гостиницу «Интурист», сделал в ней полный ремонт, переименовал её в «Княжескую» и предлагал туристам отличные условия, по вполне пристойной цене. Кроме ресторана в гостинице, Степанов открыл круглосуточный плавучий ресторан, приспособив под это дело старый пассажирский теплоход, поставленный на прикол возле главной городской пристани. В наших местах всегда бывало немало туристов, и в последние годы, после некоторого спада, их поток опять стал возрастать. Кто-то путешествовал на своих двоих, кто-то — на автомобилях или автобусах, а главное — через наш город проходил путь огромных теплоходов, совершавших круизы по всей Волге до Санкт-Петербурга, до Кижей и даже до Соловков. Все они у нас останавливались часа на два, а то и побольше, потому что в нашем старинном городе было на что посмотреть, начиная от собора и кончая теми памятными местами в заповеднике, куда туристов можно было подвезти на автобусе. Дела у Степанова шли неплохо, но за возможность дать дополнительную рекламу он ухватился сразу же.
В самый разгар переговоров Фантик вдруг сказала свое веское слово «свое рабочее слово», как определил бы её выступление отец. С ней бывает так, что она молчит, молчит, а потом да и выступит, «редко, но метко». До того она сидела и лоб хмурила. Мы все сидели тихо. Понимали, что в данный момент в переговоры взрослых влезать не следует. И вдруг, когда Степанов стал записывать на листке бумаги основные пункты договора с телевизионщиками, чтобы потом передать этот листок на обработку адвокатам, нотариусу и прочим, Фантик выпалила:
— Мне кажется, ещё один пункт надо включить!
— Какой? — Степанов поглядел на неё с удивлением и любопытством.
— Насчет клада! — сказала Фантик. — Что часть клада вам принадлежит, если мы его найдем!
Степанов хитро прищурился на телевизионщиков:
— Вы что, собираетесь клад искать?
— Не собираемся! — быстро пояснила Фантик. — Но ведь был разговор, что в этих местах могут быть клады — монастырский и всякие другие! Вдруг именно мы найдем какой-нибудь из них? Такое вполне может случиться, вон как нам везет на приключения и истории! И тогда будет только справедливо, если вы получите его часть, раз вы нам так помогаете!..
Степанов расхохотался.
— Вставим пункт о кладе? — спросил он телевизионщиков.
Те закивали.
И общими усилиями они сперва сочинили условие, по которому Степанову полагалась седьмая часть клада (ведь всего нас семь человек получалось, считая самого Степанова) плюс его расходы на экспедицию минус стоимость рекламного ролика, а потом зачеркнули все это и просто записали, что Степанову полагается одна пятая часть клада.
— А то слишком сложно получается, — сказал Степанов. — Мы в расчетах запутаемся, если вы и впрямь найдете клад.
И телевизионщики согласились с ним, да и мы тоже.
Еще кое-что было оговорено, к выгоде Степанова — и через два дня мы с телевизионщиками пустились в путь, полностью экипированные всем необходимым. За эти два дня нам удалось подсобрать немало полезной литературы на интересующую нас тему, и на пути к Рыбинскому морю мы основательно эту литературу изучали.
Двигались мы без особенных остановок, только в Кирило-Белозерском монастыре задержались почти на полдня, чтобы как следует его осмотреть. Этот монастырь того стоит!
Так что у нас было времени валяться на палубе и читать книги. Читали мы вслух, чтобы слышали и те, кто на данный момент управлял яхтой.
Мы узнали, что Молога вплоть до революции оставалась городом довольно богатым, хотя и затмила её Рыбная Слобода, превратившись в Рыбинск, бурлацкую, а потом и хлебную столицу Российской империи. Через Рыбинский порт шли в Европу основные поставки зерна, пушнины, стерляди, и многих других ценных вещей. Стерлядь играла такую важную роль в жизни города, что запечатлена на городском гербе, вместе с Ярославским Медведем — символом всей губернии, и лестницей, символизирующей ступени пристани, по которым императрица впервые ступила на рыбинскую землю. После того, как создали Рыбинское водохранилище — которое все и повсюду называют Рыбинским морем и не признают другого названия — стерлядь почти перестала попадаться, она не может проходить через плотины.
Из Мологи на рыбинский торг и рыбинские пристани шли огромные подводы, и Молога торговала так удачно, что, как узнали мы из одной книжки, за ней закрепилось прозвище «Молога пьяная»: заработав очень значительные деньги, моложские торговцы не могли удержаться от того, чтобы не гульнуть как следует по рыбинским ресторанам и кабакам.
Попалась нам и статья, в одной из подборок материалов недавнего времени, что Рыбинск и Молога были важнейшими опорами готовившегося в 1921 году Ярославского мятежа против советской власти — того самого мятежа, за участие в котором расстреляли в августе двадцать первого года поэта Николая Гумилева. Автор статьи доказывал, что главные тайные склады оружия были как раз в Рыбинске и Мологе, а не в Ярославле, потому что в этих городах легче было обеспечить и секретность, и спокойное перемещение больших грузов, и что здесь же готовились ударные офицерские части. Еще автор статьи высказывал предположение, что Ярославский мятеж вполне мог бы кончиться успешно, если бы мужики, озверевшие от грабежа со стороны власти, душившей их продуктовыми налогами, не поднялись вне графика, до срока, когда офицерские части были ещё не готовы, недовооружены и недоукомплектованы, и не могли мужиков поддержать, а в итоге все были разгромлены и раздавлены порознь.
— Гм… — пробормотал Павел, изучив эту статью. — Надо бы выяснить, чего здесь больше, действительных фактов или местного патриотизма, потому что доказательства приводятся в основном косвенные… А так, обыграть в фильме и судьбу Гумилева, и какие-нибудь стихи его вставить, из самых красивых, было бы очень здорово…
А Сергей продекламировал:
Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и да Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!
Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!
А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!
Потом мы стали читать и о Югской Пустыни. Югская Пустынь была (или «был» — ведь это монастырь?) одним из основных центров богомолья в дореволюционной Руси. Последний привал на пути в монастырь богомольцы делали в Болтино, где был возведен замечательный храм, и гостевые дома построены, для ночлега паломников. Храм сохранился, и мы собирались его поглядеть. Тем более, что и для этого храма потрудился наш новый знакомый, кузнец Игорь Петрович Горчаков.
В монастыре, затопленном Рыбинским морем, находилось одно из чудес древнерусской живописи: огромная фреска «Страшный суд». Эта фреска погибла бы вместе с монастырем, если бы не группа реставраторов, которая взялась её спасти. По некоторым упоминаниям, реставраторы эти были в основном из бывших иконописцев. И вот тут, как ни странно, фрески выручила война. Если бы воду дали до задуманного уровня вовремя, то реставраторы просто не успели бы закончить работу. Но вода стояла всего лишь по колено — и вот так, все время по колено в воде, они сумели снять все фрески и перевести их на бетонные плиты. Для этого им пришлось разработать особую технику сохранения фресок, потому что фрески снять со стены почти невозможно. Фреска — это когда всю картину рисуют по сырой штукатурке, краска впитывается в штукатурку, схватывается намертво с ней, и стена и картина становятся одним целым. Так что можно себе представить, сколько пришлось постараться, чтобы каждую фреску перенести в целости и сохранности! Потом эти фрески увезли в Москву, и упоминаний, где их можно увидеть сейчас, мы не нашли…
— Вот бы отыскать эти фрески! — вздыхал Павел. — «Страшный суд» северного письма — это всегда нечто! Мы могли бы заснять их, так, чтобы камера переходила с сюжета на сюжет, с чертей и грешников на праведников, и так далее — у нас бы получился документальный аналог «Андрея Рублева» Тарковского, если бы нам при этом удалось эффектно снять подводный город и все остальное! Так можно было бы и назвать весь фильм в целом: «Страшный суд»!
Он много писал, в блокнотиках и на листочках бумаги, что-то помечал себе, переносил надписи с одного листочка на другой, какие-то листочки между собой склеивал, а какие-то наоборот, стриг ножницами, чтобы ту или иную заметку поместить в другое место. Мы давно поняли, что обязанности между телевизионщиками распределялись следующим образом: Павел занимался поиском тем, разработкой сценариев и общей режиссурой, Сергей — снимал, он был основным оператором, а Алик отвечал за все обеспечение. Его заботой было, чтобы Павел и Сергей могли спокойно работать, не думая ни о каких проблемах.
Словом, узнать мы успели очень много. И чем больше мы узнавали, тем больше нам хотелось поскорее добраться до цели нашего путешествия.
И вот, ясным солнечным днем, мы вышли наконец в Рыбинское море — и оказались в волжских водах, которые его создали.
Это и впрямь было море! У нас дух захватило от его размеров, от этой бесконечной глади вод, сейчас таких голубых и спокойных. Но мы могли догадаться, сами живя на большом озере, что шторма здесь могут разгуливаться страшенные.
Видно, мысль об этом пришла в голову и Сергею, в тот момент управлявшему яхтой, потому что он запел:
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно!..
В роковом его просторе
Много бед погребено!..
— Типун тебе на язык! — крикнул Павел.
— Так ведь все верно! — отозвался Сергей. — И к нам не относится! Действительно, роковой простор, под которым столько судеб схоронено!.. А красота-то какая!
И он продолжил:
Смело, братья! Ветром полный,
Парус свой направил я,
Полетит на скользки волны,
Быстрокрылая ладья!..
— Сергей! — подал голос Алик. — У тебя много талантов, но вот на ухо тебе медведь наступил! Твоим пением только рыбу глушить!
Сергей хмыкнул и замолк.
Насчет «нелюдимого моря», Сергей абсолютно прав был. В тот день, едва оказавшись в море, мы повернули к югу и так и пошли на юг. Мы держались достаточно близко к берегу, красивому и лесистому. Долгое время ни одной живой души нам не встречалось. Я имею в виду на берегу или возле, большие туристские теплоходы, проходившие в отдалении, не в счет. Лишь часа через три мы заметили дымок за лесистым мыском.
— Кто-то пикникует, — решил Алик. — Обогнем мысок и подойдем к берегу.
Когда мы обогнули мысок, то оказалось, что там расположились люди, вовсе не на пикник приехавшие. Мы увидели четырех рыбаков, с двумя лодками, и лодки их были доверху полны уловом. Соорудив у самого берега коптильню, они на ольховых ветках и решетках коптили часть рыбы, перед тем, как двинуться в обратный путь. Видно, чтобы этой рыбой можно было сразу торговать, едва они вернутся. У нас тоже порой так делают.
— Здорово, мужики! — закричал Павел. — До Мологи далеко?
— Так вы и есть на Мологе! — ответили с берега.
— Как это? — вопросил Павел.
— Да вот так! Вы по той части моря идете, которая раньше рекой Мологой была.
— Ах, да, конечно! — Павел рассмеялся. — Это так! Но я имею в виду город Мологу, затопленный город, понимаете?
— Ааа, вы об этом? Так до него ещё плыть и плыть.
— У меня с собой карта судоходных путей. Не покажете по ней, где это? Я сейчас на берег спущусь.
— Спускайтесь, покажем.
Павел прихватил атлас водных путей для речников и на надувной шлюпке сплавал к рыбакам. Было видно, как они ищут разворот с юго-западной частью Рыбинского моря, как спорят, сверяясь с очертаниями берегов и обозначениями мелей и глубоких мест, и как в конце концов достаточно решительно указали на определенную точку на карте и пометили её крестиком. Павел поблагодарил рыбаков, а заодно прикупил у них рыбы, и копченой, и свежей, так что на яхту он вернулся с большим пакетом.