Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

маЕ®r,x

-3**авя ®инмаавтае тдвьлньон! ® *

. .wvi4A3AX

ПРИТЧАХ

И АНЕКДОТАХ

ИСТОРИЯ РОССИИ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗАХ, ПРИТЧАХ И АНЕКДОТАХ.

IX—XIX века

2-е издание, стереотипное

D P О ф Q Москва • 2005

УДК 94(47):821 ББК 84-4 Б20

Серия «Познавательно! Занимательно!» основана в 2002 году

I

Балязин, В. Н.

Б20 История России в занимательных рассказах; притчах и анекдотах. IX—XIX века / В. Н. Балязин. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2005. — 222, [2] с. : ил., 16 л. цв. вкл. — (Познавательно! Занимательно!).

ISBN 5-7107-9539-9

Книга рассчитана на учащихся старших классов, а также на широкий круг читателей. В ней освещаются события российской истории с IX до конца XIX века. Это эпизоды разного характера, посвященные внутренней и внешней политике страны, военной истории, быту и культуре. Читатель найдет здесь множество исторических анекдотов и курьезных сюжетов, каждый из которых по-своему интересен и занимателен.

УДК 94(47):821 ББК 84-4

ISBN 5-7107-9539-9

©ООО «Дрофа», 2002

Посвящаю светлой памяти Александра Ивановича Самсонова, прекрасного редактора и человека

От автора



Автору этой книги хотелось бы, чтобы читатели — школьники, студенты, учителя, просто любознательные люди, интересующиеся историей своей Родины, — вышли за рамки ходульных схем примитивно понятого исторического материализма и узнали бы кое-что основательно забытое из жизни тех, кто в совокупости и составлял народ России, без различия национальности, вероисповедания, сословной принадлежности.

В этой книге действующими лицами являются цари и полководцы, святые и мыслители, писатели и актеры, солдаты и крестьяне, казаки и купцы — все те, кто соборно и артельно по мере своего разумения и сил строил и оберегал наше Отечество и более, чем о собственной жизни, радел о благополучии и славе России.

В греческой мифологии есть сказание о дочери богини раздора Эриды — Лете. Именем Леты в царстве мертвых была названа река, испив из которой один глоток, души мертвых забывали о своем прошлом.

Вдумайтесь: раздор, забвение прошлого, души мертвых... Не правда ли, впечатляющая цепочка?

Однако в мифах Эллады есть и еще одна легенда — о чудодейственном, живительном источнике, носившем имя богини памяти Мнемосины.

Не случайно именно Мнемосина родила от верховного бога Зевса девять дочерей — муз, одна из которых — Клио — почиталась музой истории.

Клио — по-гречески «дарующая славу».

Вдумайтесь: неистребимая временем память, история, муза Клио, дарующая славу.

Не правда ли, не менее впечатляющая цепочка, заставляющая задуматься над многим происходящим сегодня?

Итак, с сим напутствием в добрый путь!

Глава I

Древняя и средневековая Русь (IX—XVII века)



.^древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух центров восточных славян — Новгорода Великого и Киева — под властью князей из династии Рюриковичей. Сближение Древнерусского государства с соседней Византией привело к тому, что в 988— 989 годах на Русь пришло христианство, принеся с собой грамотность и сыграв важную роль в формировании древнерусского языка.

В годы правления великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019—1054) Древнерусское государство достигло наибольшего могущества и признания во многих странах Европы. После его смерти началась междоусобная борьба князей Рюриковичей за города и земли. Сначала их смирял киевский великий князь Владимир Мономах (1113—1125), а затем его сын Мстислав (1125—1132). После смерти Мстислава начался длительный период феодальной раздробленности, прерванный монголо-татарским нашествием на Русь, когда в 1237—1240 годах орды хана Батыя прошли от Волги до Киева, разорив почти все русские города, кроме Пскова и Новгорода.

В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил на Неве шведов, получив за это прозвище Невский, а в 1242 году на льду Чудского озера он победил немецких рыцарей. Монгольские ханы сделали Невского и его потомков главными сборщиками дани на Руси, что привело к росту их авторитета и силы.

В 1380 году русские полки под руководством великого московского князя Дмитрия Ивановича разбили ордынское войско в битве на Куликовом поле, хотя еще сто лет Русь платила дань. И лишь в 1480 году при Иване III иноземное иго пало.

С этих пор Москва стала светским и духовным центром Руси. Князья Рюриковичи (с 1547 года — цари московские) правили Русью до 1598 года, когда умер последний царь из этой династии — Федор Иванович.

С этого времени и до 1613 года длился кризис государственной власти, закончившийся восшествием на престол первого царя из новой династии Романовых — Михаила. Он и его сын, царь Алексей Михайлович, провели в течение

XVII века ряд серьезных реформ, подготовивших великие преобразования начала XVIII столетия, во главе которых почти три десятилетия стоял Петр I.

Система летосчисления на Руси. Русские календари



елесообразнее всего, пожа-

луй, начать с системы счисления времени — календаря. Сначала счет времени велся по суткам — смене дня и ночи, потом по пальцам — пять и десять суток, отсюда пошли и декады (от латинского «децем» — десять), сохранившиеся в нашем языке и сегодня.

В языческой, дохристианской Руси времясчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие 7 лет — по 13. Этот цикл в 19 лет в 433 году до н.э. предложил древнегреческий астроном Метон (родился около 460 года до н. э. — год смерти неизвестен). Этот «Метонов цикл» был известен и древним славянам. (Лунно-солнечный ка-

лендарь применяется в христианской церкви для вычисления дня Пасхи.)

Древнеславянский языческий календарь имел следующие месяцы: январь — просинец (появлялась просинь, становилось светлее), февраль — сеченъ (время рубки леса для освобождения земли под пашню), март — сухий, а иногда — просыхала, апрель — березень (начало цветения березы), май — травень, июнь — изок («изок» — по-древнерусски «кузнечик»), июль — червень, или серпенъ (начало жатвы серпами), август — зарев (от слова «зарево»), сентябрь — рюенъ (от слова «вырывать», хотя В. И. Даль связывает это название с ревом оленей), октябрь — листопад, ноябрь и декабрь — грудень (от «груда» — мерзлая колея на дороге), или студень.

*^2 принятием христианства на Руси вводится новый, так называемый юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, которые сохранились до наших дней, и семидневной неделей. Этот календарь был введен в 46 году до н. э. Юлием Цезарем (отсюда и название — юлианский). По этому календарю год начинается с марта, а месяцы имели разное количество дней — от 28 до 31 (семидневная неделя была установлена значительно позже). На Руси юлианский календарь «наложился» на летосчисление, принятое в Византии, откуда пришло на Русь христианство. В Византии счет годам шел не от Рождества Христова, как в Западной Европе, а от сотворения мира. А так как по Библии считалось, что Христос родился через 5508 лет после сотворения мира, то разница между византийской эрой и ныне принятой у нас христианской и будет равна 5508 годам.

Так, например, если Ледовое побоище произошло по летописи в 6750 году от сотворения мира, то наше летосчисление определяет это событие в 1242 году от Рождества Христова (6750 - 5508 = 1242).

Следует иметь в виду и то, что год на Руси до 1492 года мог начинаться и в марте, и в сентябре. С 1492 года новый год на Руси начинался только с 1 сентября. Так было до реформы календаря, предпринятой Петром I.

(QSCo реформе календаря, проведенной Петром 115 декабря 1699 года, начало следующего года устанавливалось с 1 января. Причем вслед за 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года от Рождества Христова, как и в большинстве европейских стран, но с поправкой на 11 дней. В XIX веке поправка составляла 12 дней, а в XX веке — 13 в сторону отставания «старого» русского стиля от стиля, принятого в большинстве европейских стран.

Это счисление времени было изменено декретом от 26 января 1918 года, когда в нашей стране календарь стал таким же, как и в большинстве стран мира.

Восточные славяне



редки русских, украинцев и белорусов называли себя славянами, производя это слово от «слава», означавшее то же, что и хвала. Называли они себя и словенами, то есть разумеющими слово, иных же, не понимавших их языка, называли немцами, от слова «немой ».

славяне отличались отвагой, храбростью, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили: «Да будет мне стыдно» — и слова своего никогда не нарушали. Кроме того, были они чрезвычайно гостеприимны и, уходя из дома, не только не запирали дверей, но оставляли на столе хлеб и молоко для любого прохожего.

(!^цной из важнейших реалий человеческого бытия является пища. Жизнь во многом зависит от того, насколько легко или трудно достается она человеку и что из себя представляет. Воистину, для того чтобы жить, человеку нужно есть, пить и одеваться.

Традиционно считается, что у предков русских, украинцев и белорусов с древнейших времен важнейшим продуктом питания был хлеб. Это и так, и вместе с тем не так.

В Приднепровье, на черноземных землях, предки восточных славян сеяли и собирали разнообразные злаки. А в Новгороде и окрестностях хлеб почти не выращивали из-за скудных, болотистых земель и плохого климата. В Новгороде ловили рыбу, били зверя, собирали в лесах мед диких пчел, грибы и ягоды, добывали соль. Затем меняли меха, мед и соль на хлеб и ремесленные изделия.

Обменные пункты назывались у восточных славян погостами — от слова «погостить», отсюда же произошло слово «гость» в значении «купец». Больше всего погостов было на берегах главной торговой дороги — Днепра. С течением времени на погостах стали устраиваться ярмарки. (Это слово пришло из немецкого языка: «яр» — год и «маркт» — торговля, так как в Новгороде чаще всего бывали немецкие купцы.)

Однако ярмарки собирались не раз в год, а гораздо чаще. Как правило, открывались они в пятницу. Отсюда (одна из многих версий) происходит и пословица «Семь пятниц на неделе».

(S/^ервый достоверно известный русский летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, составил около 1113 года летописный свод «Повесть временных лет». В этой летописи он рассказал о первых веках русской истории.

Первая легенда, которую Нестор-летописец помещает в «Повести временных лет» после рассказа о расселении славян, — легенда об апостоле Андрее, первом, по словам Нестора, проповеднике христианства в русских землях.

Апостол Андрей, брат апостола Петра, проповедовал на берегах Понта (Черного моря), которое называлось у славян Русским морем. Однажды из Синопа он отправился в Корсунь (ныне это Херсонес Таврический, расположенный в городской черте Севастополя) и там узнал, что недалеко от Крыма — устье Днепра. Решил он отправиться вверх по Днепру. «И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им». (Впоследствии многие иностранцы-путешественники очень удивлялись этому обычаю — моясь в бане, хлестать себя вениками.)

Легенда об апостоле Андрее была широко популяризирована православной церковью, чтобы противопоставить Андрея апостолу Петру, римскому первосвященнику. А так как, по преданию, Андрей был первым из двенадцати апостолов, кого Христос позвал к себе в ученики, то таким образом становилось бесспорным и главенство православной церкви над церковью католической.

О древних князьях Руси и Литвы



о преданию, записанному в XV веке в так называемой Софийской первой летописи (от названия церкви Святой Софии в Новгороде Великом), первым новгородским словенским князем был Гостомысл. Его же называли то старейшиной, то посадником. Он-то, якобы не сумев сладить с беспорядками в Новгороде, умирая от старости и болезней, послал за моря к варягам новгородских послов, и те попросили трех варяжских князей — братьев — прийти в Новгород и владеть ими, сказав: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, идите княжить и володеть нами».

ОУ/ет

егендарные варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор имели разную судьбу в потомстве. (Некоторые историки признают реально существовавшим лишь одного Рюрика, а имена двух других — Синеуса и Трувора — считают не более чем неверным истолкованием летописной фразы.) Во всяком случае, лишь один из них — Рюрик — оставил наследников, получивших имя Рюриковичей, от которых произошло затем множество княжеских родов.

К началу XX века сохранились потомки восьми княжеских домов: 1) черниговских князей — Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Елецкие, Звенигород-ские-Спячевы, Кольцовы-Масальские, Оболенские, Оболенские-Белые, Одоевские, Репнины-Волконские, Святополк-Мирские, Святополк-Червертинские, Щербатовы; 2) галицких князей — Бабичевы, Друцкие, Друцкие-Соколинские; 3) смоленских князей — Вяземские, Козловские, Кропоткины; 4) ярославских князей — Дуловы, Засекины, Львовы, Морткины, Прозоровские, Сонцовы, Сонцовы-Засеки-ны, Шаховские, Шехонские, Щетинины; 5) ростовских князей — Касаткины-Ростовские, Лобановы-Ростовские, Щепины-Ростовские; 6) белозерских князей — Белосельские, Вадбольские, Ухтомские, Шелешпанские; 7) суздальских князей — Шуйские; 8) стародубских князей — Гагарины, Хилковы. От четырех ветвей дома Рюрика — князей полоцких, перемышльских, московских и тверских — потомства к XX веку не осталось.

(ЗА^аким образом, титул князя появился с самого начала русской государственности. По «Повести временных лет» уже «Кий княжаша в роде своем», то есть носил этот титул еще до призвания князей-ва-рягов.

Впоследствии на Руси из дома князя Рюрика вышло несколько великих князей, борьба между которыми закончилась победой московских князей. Все же прочие становятся либо удельными, либо служилыми, или, как их еще называли, служебными, князьями. Титул князя в допетровское время переходил только по наследству, и великий князь не мог даровать его никому из своих служилых дворян, как бы велики ни были их заслуги.

Если к Руси присоединялись какие-либо земли, то местные князья сохраняли свои титулы. С присоединением татарских ханств или с переездом на службу в Москву князьями оставались Урусовы, Юсуповы и другие татарские вельможи; с присоединением Грузии — Багратионы, князья Имеретинские, Цициановы и другие. В разные времена на русскую службу перешли литовские князья из дома Гедиминовичей — Голицыны, Куракины, Трубецкие, Хованские, Мстиславские.

Первые пожалованные князья появились при Петре I. В 1705 г. по просьбе Петра германский император пожаловал титул князя А. Д. Меншикову, а в 1707 году Меншиков же стал светлейшим князем Ижорским. Так в России по* явился первый светлейший князь, к которому надо было обращаться не как к обычному князю — ваше сиятельство, но еще более почтительно — ваша светлость.

Наследники же императоров и императриц получали титул великого князя и великой княжны с обращением ваше императорское высочество. Разряд великих князей со временем менялся, но дети и внуки императоров оставались императорскими высочествами до 1917 года.

©великий литовский князь Ге-димин (правил в 1316—1341 годах) имел семь сыновей, у трех из них — Наримунта, Ольгерда и Евнутия — потомство составило три рода, сохранившихся через много веков. Эти-то потомки, носившие титул князей, и составили княжеский род Гедиминовичей. Князья Гедиминовичи были признаны по знатности вторыми после Рюриковичей, правившими Россией. Затем многие из Гедиминовичей породнились с Рюриковичами и стали считаться ровней им.

От князя Наримунта, сидевшего в Пинске и по крещению получившего имя Глеб, пошли князья Голицыны, Куракины, Хованские. От Евнутия, в крещении Ивана, сидевшего в Ижеславле, пошли князья Мстиславские. От князя Ольгерда — князья Трубецкие, а также королевская польско-литовская династия Ягеллонов.

Кроме того, более десяти княжеских династий Гедиминовичей угасло в средние века.

(З^еликий киевский князь Святослав (умер в 972 году), начиная войну, открыто предупреждал неприятеля: «Иду на вы!», проявляя тем самым презрение к врагу, бесстрашие и уверенность в победе.

В одной из битв он был окружен греками. Желая ободрить свою дружину, князь сказал: «Уже некуда уйти нам отсюда. Волей-неволей надо стать против врагов. Не посрамим земли русской! Ляжем костьми, мертвые сраму не имут. Я пойду перед вами. Если же сложу свою голову, тогда помышляйте о себе сами». Воины же ответили ему: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим».

После тяжелого боя дружина Святослава вышла из окружения.

Страницы церковной истории



(О/С осле смерти сына Святослава — Владимира Святославича, последовавшей в 1015 году, киевский престол занял его старший сын Святополк, впоследствии прозванный Окаянным.

Не желая делить земли и власть с пятью своими братьями, он решил перебить их всех поодиночке.

Первыми жертвами стали три его брата — Борис, возвращавшийся из похода на печенегов, а затем Глеб и Святослав.

Подосланные Святополком убийцы ночью подобрались к шатру Бориса и пронзили его копьями сквозь полог шатра, когда Борис, сотворив молитву, лег в постель. Затем, еще живого, завернули в шатер и привезли к Святополку. Тот велел двум варягам прикончить брата.

Так же предательски был убит и Глеб, плывший в Киев по Днепру, надеясь застать в живых больного отЩа.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми великомучениками.

Правда, их причисление к лику святых произошло не сразу. Понадобилось более полувека, чтобы такое признание состоялось. Константинопольский патриарх совершил этот акт лишь в 1071 году.

оЙ^еодосий Печерский был первым русским святым, которого еще при жизни удостоили имени преподобного (то есть святого, праведного, угодного Богу). Феодосий считался основателем русского монашества, и его жизнь впоследствии стала образцом для подражания множеству иноков Южной и Северной Руси.

Монастырь, основанный Феодосием — будущая Киево-Печерская лавра, — не был огражден от мира. Наоборот, Феодосий, живя милостыней от мирян, платил им тем же от монастырских избытков. В годы его настоятельства был построен дом «нищим, слепым, хромым, больным», а каждую субботу он отсылал в Киев воз хлеба для колодников, содержавшихся в городской тюрьме.

Феодосий же был духовником многочисленных мирян, наставлявшим их на путь истинный. Даже по отношению к киевским князьям он оставлял за собой роль наставника, поучающего их. Князей Феодосий считал всего лишь своими духовными детьми, обязанными признавать его авторитет как авторитет церкви, поставленной самим Богом над миром и мирянами.

менно от Феодосия Печер-

ского пошла на Руси традиция милосердия и милостыни, ставшая не просто неотъемлемой частью древнерусского быта, но и чертой национального характера русских лю-

дей.

В очерке «Добрые люди Древней Руси» В. О. Ключевский писал: «Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека. Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты печальные. Из него он создал идеальный образ, который любил носить в мысли как олицетворение лучших своих чувств и помышлений. Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли в Древней Руси все нищие и убогие, кто знает, может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость, подобно человеку, оставшемуся без посоха, на который он привык опираться, у него оказался бы недочет в запасе средств его душевного домостроительства» .

-ервои русской святой стала киевская великая княгиня Ольга, принявшая христианство около 957 года. Ее прах был перенесен в Десятинную церковь в Киеве великим киевским князем Владимиром Святославичем. Время ее канонизации (причисления к лику святых) точно неизвестно. Затем были канонизированы и другие женщины — все до единой, как и Ольга, княжеского происхождения. Причем большинство из них имели мужьями или отцами тоже князей, причисленных после смерти к лику святых. Это Анна Кашинская, жена святого князя Михаила Ярославича Тверского, скончавшаяся в монастыре в 1368 году, Евфросинья Суздальская, дочь святого князя Михаила Черниговского, Евфросинья (в миру Евдокия) Московская — жена святого князя Дмитрия Ивановича Донского, принявшая постриг незадолго до кончины (умерла в 1407 году в Вознесенском женском монастыре).

Народное и местное монастырское почитание добавляет к ним Соломонию Несчастную — жену царя Василия III, который силой заточил ее в монастырь, чтобы вторично жениться на Елене Глинской, матери Ивана Грозного.

Соломония была пострижена под именем Софьи и, по легенде, уже в монастыре стала матерью будущего разбойника Кудеяра, который младенцем был вывезен в Керженские леса и тайно воспитан в лесных скитах.

вот рассказ о той же Ольге, но еще не святой, а обыкновенной смертной женщине.

Имя основателя города Пскова, как и многих других древних русских городов, неизвестно. А вот легенда сохранилась. По этой легенде, основала город девушка сказочной красоты, которую звали Ольгой.

Родилась она в 12 верстах от того места, где предстояло ей основать Псков, в деревне Выбуты, на реке Великой. Семья ее была бедна, и Ольга занималась тем, что перевозила через реку на большой лодке путников и купцов с товарами.

Однажды перевозила Ольга молодого и красивого витязя. Он помог девушке переправиться через реку, а проща-

в ясь, подарил ей дорогое кольцо. Это был сын новгородского князя, и звали его Игорь.

А через некоторое время заслал Игорь сватов к родителям Ольги, и те согласились, чтоб их зятем, а ее мужем стал князь Игорь Рюрикович.

Вскоре после свадьбы поплыла Ольга в ладье по реке Великой и увидела высокий холм с могучим бором на вершине. Показала Ольга на вершину холма и сказала: «Быть здесь городу великому и славному!» И срубили здесь первые терема, поставили башни и стены. И назвали это место Ольгиным городом.

^самого начала церковного строительства на Руси появились и колокола. Колокольный звон не только призывал христиан к богослужению, но и звучал во многих других случаях. В Новгороде Великом и Пскове колоколом созывалось народное собрание — вече. Звоном колоколов звали на пожар, звоном указывали дорогу заблудившимся в лесу или при непогоде, собирали ратников на защиту города, если к его стенам подходили враги, оповещали о начале войны, о выигранных сражениях. Под колокольный звон уходили на битвы с врагами и возвращались с полей брани, одержав победу.

До XV века колокола были большой редкостью. Чаще всего на колокольне или звоннице их висело не более трех. При Иване III (правил в 1462—1505 годах) развитие литейного дела привело к тому, что в России появилось множество самых разных колоколов.

Начало письменности на Руси



теперь перейдем к древней и средневековой русской письменности и книжности. И начнем с первой русской летописи — «Повести временных лет» и с других летописей и памятников древнерусской литературы. Прежде всего познакомимся со встречающимися там крылатыми выражениями, многие из которых стали пословицами и поговорками, дожив до наших дней.

В «Повести временных лет» содержится крылатое выражение: «Веселие Руси есть пити, не может без того и бы-ти». Летописец так объясняет появление этих слов: великий киевский князь Владимир Святославич, выбирая для Руси религию, призвал христианских миссионеров из Рима и Константинополя, а также представителей иудеев и магометан. Узнав, что магометанская религия запрещает пить вино, он сказал: «Веселие Руси есть пити, не может без того и быти», то есть Русь не может без пития жить, так как слово «бытие», «быти» означало «жизнь», «жить».

Впоследствии выражение стало употребляться в сокращенной форме — «Веселие Руси есть пити».

✓ам же встречается и другое крылатое выражение, ставшее пословицей: «Погибоша, аки обри», означающее гибель кого-либо или чего-либо без следа. Оно получило распространение еще в VII веке.

«Повесть временных лет» сообщает, что мощное объединение племен аваров, по-старославянски обров, покорило славянское племя дулебов, живших на территории западной Волыни (летописных обров неправомерно отождествлять с современными аварцами, живущими в Дагестане). И Бог, вступившись за славян, истребил обров. «И не остался ни един обрин. И есть притча на Руси и до сего дня: погибоша, аки обри, их же несть племени ни наследка» (наследок — род, потомство).

Так как «Повесть временных лет» начала создаваться не ранее XI века, то, стало быть, этой пословице уже тогда было около пятисот лет, а сегодня — полтора тысячелетия.

©Жс

множество афоризмов, ставших поговорками, пословицами и крылатыми выражениями, встречается и в других, более поздних русских летописях. Вот лишь некоторые из «Ипатьевской летописи» — одного из древнейших памятников южнорусского летописания.

Когда Бог хочет наказать человека, то лишает его разума.

Лучше лечь костьми на родине, чем быть в почете на чужбине.

Один камень много горшков перебьет.

Не поморив пчел (лесных пчел), меду не съесть.

Войны без убитых не бывает.

Не в силе Бог, а в правде.

(^що из первых русских крылатых выражений пришло из церковной среды, из «Патерика Киево-Печерского монастыря». (Патерик — от греческого слова «патер» (отец) — сборник рассказов из жизни монахов, чаще всего отшельников, где говорилось об их жизни и подвигах.) Патерик составлялся монахами в XIII— XV веках и среди прочих «посланий», «сказаний», «житий» содержал рассказ о некоем монахе, брате Исаакии, к которому однажды в полночь явились бесы, принявшие образы прекрасных юношей. Сказали они отшельнику Иса-акию, одиноко живущему в пещере: «Исаакий, мы — ангелы, а вот идет к тебе Христос, поди и поклонись ему». Исаакий принял беса за Христа и поклонился ему. Тогда бесы закричали: «Наш Исаакий!» — и заставили монаха плясать вместе с ними под дудки, сопели, бубны и гусли. Измученный пляской, отшельник пал без чувств и лишь утром понял, что с ним случилось.

Выражение «Наш брат Исаакий!» стало означать, что человек, о котором так отзываются, близок к говорящему по взглядам, положению в обществе и моральным принципам.

Русской Правде — своде древнерусского права, содержавшем нормы обычного права, княжеского законодательства и судебной практики XI—XIII веков, — сохранились понятия и выражения, дошедшие до наших дней.

Так, фраза: «Отдать на поток и разграбление» означала изгнание из пределов государства, конфискацию имущества и, по утверждению некоторых историков права, даже смертную казнь.

Русская Правда впервые была напечатана в 1767 году, и с тех пор это выражение вошло в обиход в значении грабежа и насилия.

(У/С/ нескольких произведениях древнерусской литературы встречается выражение «Из млад ногтий очисти». (Впервые — в «Послании Никифора митрополита Киевскому великому князю Володимиру», XII век.)

И. А. Крылов в 1807 году употребил его в несколько иной форме: «К трудам от мягких я ногтей привык».

В сознании народа выражение отложилось в форме «От младых ногтей», то есть с самого раннего возраста, с начала жизни.

^Рреди многих так называемых темных мест «Слова о полку Игореве» есть такая фраза: «Баян бо вещий, аще кому хотяще песнь творити, то расте-кашеся мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы», то есть: «Ведь Боян вещий если хотел кому сложить песнь, то растекался мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Фраза «растекаться мыслью по древу» получила разные толкования. Некоторые исследователи читали «мысль» как «мысь», то есть «мышь», «мысью» же называлась и белка. Однако большинство исследователей сошлось на том, что слово «мысль» следует понимать в его исконном, подлинном, общепринятом и сегодня значении, с некоторым оттенком аллегории, то есть растекаться мыслию по древу мудрости и вдохновения, творя песни и вдохновенные поэтические сказания. *

В обиходное же сознание слова «растекаться мыслью по древу» вошли с совершенно иным значением: болтать пустое, впадать в излишние подробности, уходить в разговоре в сторону от главного.

Ъльшои, важный, чрезвы-

чайно интересный раздел древнерусской литературы занимают сочинения нравоучительные, «наставнические», как говорили раньше.

Одним из первых произведений такого жанра является сборник поучительных изречений и афоризмов «Пчела», выбранных из Священного Писания, творений отцов церкви и античных писателей. Он представляет собой перевод,

сделанный в XI веке монахом Антонием. Русский перевод выполнен в конце XII — начале XIII века.

Сборник «Пчела» входил в круг чтения грамотных русских людей со времени появления первых рукописных книг и пользовался успехом на протяжении многих веков.

Вот некоторые афоризмы и изречения из «Пчелы».

Не место может украсить добродетель, но добродетель — место.

Копающий яму под ближним своим упадет в нее.

Лучше малое имущество, добытое правдой, чем многое богатство — без правды.

Лучше овощи, предложенные с любовью и расположением, чем телятина — с враждой.

Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него.

Друг верный не изменится — и нет меры доброте его.

Не так огонь жжет тело, как душу разлука с другом.

Уменье коня узнается на войне, а верный друг — в беде.

Друга ищи не того, кто любезен с тобой, кто с тобой соглашается, а крепкого советника, кто полезного для тебя ищет и противится твоим необдуманным словам.

Муж обличающий лучше льстящего.

Всем угождать — зло.

Богатым все люди — друзья.

Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой.

Принимающему большую власть подобает иметь большой ум.

Кто многим страшен, будет многих бояться.

Завидуй не тому, кто добился большой власти, а тому, кто хорошо, с похвалой покинул ее.

Дурно и огорчительно, когда злые над добрыми властвуют, а глупые — над умными.

Опасно дать беснующемуся острый нож, а коварному — власть и могущество.

Лучше, одеваясь в худые одежды, радоваться, чем в дорогих печалиться.

Учи поступками, а не словами.

Не мечите бисер перед свиньями.

Ученье, имея горький корень, приносит сладкие плоды.

Больного не сможет излечить и золотая кровать, а глупому не пойдет на пользу ни богатство, ни слава.

Злой конь обуздывается уздой, а быстрый гнев удерживается умом.

Кроткое слово укрощает гнев.

Как нельзя поймать упущенную птицу, так нельзя вернуть и слова, вылетевшего из уст.

Не разузнав как следует земного, бесполезно рассуждать о небесном.

Как моль вредит одежде, а червь — дереву, так печаль вредит сердцу.

Из одних и тех же уст выходят и благословение и проклятие.

Лучше споткнуться ногами, чем языком.

Слушать следует дважды, а говорить — один раз.

тому же разряду, что и «Пчела», относится сборник «Менандр», названный именем древнегреческого драматурга, жившего в середине IV — начале III века до н. э. Его пьесы, изображавшие обыденную жизнь, были наполнены народной мудростью, а язык героев отличался афористичностью и краткостью.

В средневековой Руси сборник «Менандр» тоже входил в популярный круг чтения широких слоев общества.

Вот некоторые изречения из «Менандра».

Желая жениться, сначала расспроси соседей, а потом женись.

Или не делай тайны, или, задумав тайное, знай об этом только сам.

Лучше копить ум, чем неправедное богатство.

От многих печалей рождаются у людей многие болезни.

Много выпитого вина дает мало понимания.

Нет никакого имущества дороже друга.

Отец тот, кто вскормит, а не тот, кто родит.

Иной раз лучше смолчать, чем сказать.

Получив добро, помни, а сделав — забудь.

На море хорошо глядеть с берега.

разряду нравоучительных

сочинений принадлежит и сборник «Изречения Исихия и Варнавы». Познакомьтесь с некоторыми из этих изречений.

сЖ

Сторонись похвалы, стыдись же укора.

Меч губит многих, но злой язык еще больше.

Лучше плыть в дырявой лодке, чем доверить тайну злой жене: ведь лодка только тело потопит, а эта всю жизнь погубит.

Мутный разум не родит ясного слова.

Пчела летит на звон, а мудрый спешит на полезную беседу.

Ленивый хуже больного: больной если лежит, то ест мало, а ленивый и лежа ест много.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

Мать зла — лень.

Заткнутый сосуд и молчаливый человек подобны друг другу: неизвестно, что есть в том и в другом.

Пьяный хуже бесноватого. Бесноватый бесится на новый месяц, а пьяница бесится каждый день.

Кто красив, но глуп, подобен изголовью, набитому соломой, но покрытому паволокой (паволока — дорогая шелковая ткань).

нига «Повесть об Акире

Премудром» также содержит изречения, не утратившие своей злободневности и истинности и сегодня. Первоначально она распространялась в странах Востока еще в VII веке до н. э. Затем, нэряду с древнегреческими, древнеримскими и византийскими книгами, попала после крещения Руси в земли славян.

Вот отрывки из «Повести об Акире Премудром».

Лучше с умным таскать камни, чем с дураком пить вино.

Не будь сладок без меры, иначе тебя съедят, но и не будь без меры горьким, ибо тогда все станут избегать тебя.

Если не имеешь своего коня, то и на чужом не езди.

Умному скажешь слово, и он сердцем примет его, а глупому, если и кнутом бьешь, не вложишь в него ума.

Мзда (взятка) слепит судьям глаза.

Лучше послушать пьяного мудреца, чем трезвого глупца.

Лучше слепые глаза, чем слепое сердце.

Хорошая смерть — лучше плохой жизни.

Близкая овца лучше далекого вола.

Лучше один воробей в кулаке, чем стая воробьев, летящая по воздуху.

сентенциозным (сентенция — изречение нравоучительного характера) сочинениям в виде сборников народных пословиц, поговорок и афоризмов примыкает другая группа литературных памятников — наставления, поучения и нравственные проповеди. В них ставились разные вопросы, занимавшие русских людей, в том числе и об ответственности властителей перед народом.

Во второй половине XIII века появилось «Наставление тверского епископа Семена» полоцкому князю Константину, где этот вопрос ставился и разрешался четко и однозначно.

Приводим текст этого «Наставления...».

Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру своего тиуна (привилегированного слугу), спросил при всех епископа: «Владыко, где будет тиун на том свете?» Епископ Семен отвечал: «Где и князь!» Князь же, рассердившись, говорит епископу: «Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей продает с торгов, мучит, зло все делает, а я-то при чем?» И говорит епископ: «Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха Божия, разумного, праведного, творящего все по законам Божиим и судить умеющего. Тогда князь — в рай, и тиун — в рай. Если же князь лишен страха Божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона Божия не знающего, судить не умеющего, только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустил на людей, вручив ему меч, так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь — в ад, и тиун — с ним в ад!»

ц/реди множества «поучений», известных на Руси с XI века, особенно популярным было афористичное «Наставление отца к сыну». Приводим его в сокращенном виде.

Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя... Слуг же твоих, сопровождающих тебя в пути, чадо, почитай и люби.

Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах Бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр ко всякому человеку и за глаза, и в глаза. Если над кем-нибудь смеются, ты похвали его и полюби и от Бога получишь вознаграждение и от защищенного тобой — почитание.

Конь познается на поле боя, другу же в беде добрый друг поможет. Верному другу цены нет, ничто на земле не может сравняться с дружбой его...

Все новое хорошо, но старое — всего лучше и крепче.

Тот, кто ищет земных благ, забывая о небесных, подобен человеку, который хочет иметь изображенного на стене пахаря, а не в поле пашущего.

Мудрый муж — мудрым и разумным друг, а друг убогим людям — Бог; муж мудрый если и беден, то премудростью владеет вместо богатства; богатство праведников — мир Бога ко всем людям; великое богатство — хороший разум...

Богатый муж, истине не наученный и неразумный, подобен ослу, взнузданному золотой уздой. Бедный и богобоязненный лучше его.

Жизнь скупых и сребролюбцев подобна поминкам: все вокруг плачут и нет веселящегося.

Грешник хуже горбатого: горбатый за собой носит уродство, а грешник — в себе.

Дом скупого, как облачная ночь, закрывающая от глаз многих свет и звезды.

Волк волка не губит, змея змею не ест, а человек человека погубит.

Часто поминай Бога: если же редко поминаешь — то думаешь и вспоминаешь о греховном.

Старого учить — будто мертвого лечить; старость и нищета — две язвы незаживающие.

Кораблю пристанище — гавань, жизни же человеческой — беспечалие, без печали весело жить.

Человек, если ты не знаешь, как спастись, и книг не умеешь читать, то просто не делай другому того, что самому не любо, и тем спасешься.

нтересным и злободневным

представляется даже сегодня сочинение XII века «Поучение Григория, епископа Белгородского». Григорий служил в Белгороде — небольшом городке под Киевом, и когда заменял киевского митрополита, то обращался с проповедью к прихожанам Софийского собора в Киеве.

Фрагменты одной из таких проповедей Григория и приводятся ниже.

И вы же все, сколько вас душу имеет человеческую и еще не совсем звероподобны, если видите, чей дом пожаром занимается и когда он совсем уж пропадает, не со рвением ли спешите, стараясь загасить огонь и пламя? Как же я, видя не одни лишь дома, но весь город и окрестности его пылающими и даже полностью сожженными, не воскорблю душою и не постараюсь загасить пламя? Что же это за пламя? Не тот ли это огонь, которым вы наполняетесь, когда пьете вино и мед или иные напитки безмерно, так что как будто от огня выгораете? Таков по рождению хмель: согревает и разжигает нутро, как душу погубляющее пламя. Пьяницы ведь не получат царства Божия, и от Бога они отгоняются и посылаются в вечный огонь. Я же ужасаюсь, раздумывая, как ликуют в вас бесы и торжествует в вас сатана, и радуется пьянству, чтимому вами, и даже детям своим велите вы поклоняться пьянству. И лишь тот праздник считаете вы славным, если все лежат, будто мертвые, как идолы, с разинутыми ртами, но с языками безгласными, с глазами открытыми, но не видящими, с ногами, которые не могут ходить!

Кто оплачет вас, от пьянства гибнущих? Нет человека несчастнее пьяницы... Дым отгоняет пчел, а пьянство прогонит и Святого духа. Пьяница весь из плоти, весь исполнен пороков и нечистот, пьяница не помышляет ни о каком благе.

Я рыдаю и плачу от того, что больше Христа вам угоден дьявол, ибо ему вы сотворяете радость. Как вы упьетесь, тогда вы блудите, скачете и кричите, поете и пляшете, и в дудки дудите, объедаетесь и упиваетесь... льстите, злопа-мятствуете, гневитесь, бранитесь, хулите и сердитесь, лжете и возноситесь, сквернословите и кощунствуете, ссоритесь и крадете, бьете и деретесь, празднословите и порицаете, обвиняете и много спите, укоряете и доносите, и море вам по колено...

Да и плясунья и пьяница жена — невеста Сатаны и супруга Дьявола.

Прекратите, братья, проклятое пьянство, ибо на радость нам дал Бог вино, а также в угодное время, а не на пьянство.

(&$XV веке на Руси получило распространение еще одно «антиалкогольное» сочинение, приписываемое Кириллу, философу Словенскому. Называлось оно «Слово о Хмеле».

Вот его сокращенный текст.

Так говорит Хмель всякому человеку — не водитесь со мной, будете счастливы. Я же сильней всех плодов на земле, от корня сильного, от племени великого и многородного, мать же моя Богом создана. Ноги мои тонки, зато утроба ненасытна, руки же мои держат всю землю, а голова моя высокоумна — умом со мной никто не сравнится.

А кто подружится со мною и начнет любить меня, тотчас же того сделаю блудным, а Богу не молящимся, а в ночи не спящим, на молитву не встающим. А как проснется он — стон и печаль наложу на сердце, а когда встанет он с похмелья, голова у него болит, и очи его света не видят, и ничто доброе на ум не идет. И есть он не хочет, жаждет и горит душа его и еще пить хочет. Да и пропьет с похмелья чашу и другую, а там и многие пьет, так и напиваясь во все дни. И разбужу в нем похоти телесные, и потом ввергну его в большую погибель — город его или село опустошу, самого пущу по миру, а детей его продам в рабство.

Потому, братья, не уподобляйтесь им, долго не спите, много не лежите, вставайте рано, а ложитесь поздно, молитесь Богу, тогда не попадете в беду. Лежать долго — добра не добыть, а горя не избыть... Нужда-скудость у пьяницы дома сидят, а беды у него на плечах лежат, печаль и скорбь голодом позванивают, убожество у него в кошельке гнездо свило, привязалась к нему злая лень, как милая жена, а сон, как отец, а стенанья, как любимые дети...

Пьянство князьям и боярам землю опустошает, а достойных и свободных людей и мастеров повергает в рабство. Пьянство брата с братом ссорит, а мужа отлучает от жены. От пьянства болят ноги, дрожат руки и меркнет зрение. Пьянство не пускает в церковь и губит красоту лица.

Пьяница Богу молиться не хочет, книг не читает и не слушает, свет от глаз его заслонен. Если кто пьян умрет, то сам себе враг и убийца, а причащение его ненавистно Богу.

Так говорит Хмель, если познакомится со мною жена, какова бы ни была, а станет упиваться, учиню ее безумной, и будет ей всех людей горше. И воздвигну в ней похоти телесные, и будет посмешищем меж людьми, а от Бога будет отлучена и от церкви Божьей, так что лучше бы ей и не родиться.

\'собое место в жанре поучений

занимает сочинение, принадлежащее перу великого киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053—

1125).

Владимир Мономах был не только выдающимся правителем и воином, но и прекрасным писателем, оставившим свою биографию, названную «Поучение детям», ибо в ней было множество назиданий и советов. В этом «Поучении...» Мономах писал:

Без нужды не клянитесь, но, дав клятву и поцеловав крест к братье, соблюдайте клятву крепко.

Не гордитесь, ибо все мы смертны: сегодня живы, а завтра в гробу. В доме своем не полагайтесь на слуг, отроков и тиунов, чтобы не посмеялись приходящие к вам над вашим домом и над вашим обедом. Сами назначайте стражу и ночью, не разместив стражи, не ложитесь. Ложась, оружие с себя не снимайте. Куда поедете, не давайте вашим слугам притеснять жителей тех мест, по которым будете проезжать. Напротив, где сделаете остановку, напоите и накормите просящих. Чтите приходящих к вам гостей и послов. Если не можете оказать им почесть дарами, угостите их едою и питьем. Гости по всем землям разносят молву о человеке и создают ему славу или добрую, или худую. Больного посетите. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны. Не проходите мимо человека, не обратившись к нему с приветом и добрым словом. Жен своих любите, но не давайте жене власти над собой. Леность — мать всех пороков. Не ленитесь ни на что доброе, а особенно не будьте ленивы к церкви. Да не застанет вас солнце в постели. Узрев солнце, прославьте Бога и садитесь думать с дружиной, или судить людей, или поезжайте на охоту.

Памятники средневековой русской литературы



иг разряду наставнических произведений условно может быть отнесен и знаменитый «Домострой», составленный одним из сподвижников молодого Ивана Грозного, священником по имени Сильвестр, служившим в Благовещенском соборе Московского Кремля. В дни московского восстания 1547 года Сильвестр произнес яркую и смелую обличительную речь, которая произвела сильное впечатление на 17-летнего царя, после чего Иван приблизил его к себе.

Однако переменчивая внутренняя политика и болезненная неуравновешенность царя привели к тому, что через 13 лет Сильвестр был удален из Москвы, а еще через 6 лет умер в одном из северных монастырей. Сильвестр оставил много различных сочинений, в том числе новую редакцию «Домостроя» — свода правил, которым следовало руководствоваться горожанину, жившему в середине XVI века.

Само название «Домострой» свидетельствует, что целью книги было научить, как строить семейный и хозяйственный быт, весь уклад дома.

Выдающийся русский мыслитель Василий Васильевич Розанов (1856—1919) так писал об этой книге в миниатюре, названной им «Домострой»:

«Вот когда я умру, он закроет мне глаза, мне и матери своей», — говорит отец при рождении первого сына. Это и есть «Домострой», великая идея которого, замечательно, ни разу не пробудилась в русской литературе XIX, да и

XVIII века, но которая была в Москве, и дал эту идею поп Сильвестр, друг Грозного, — друг и наставник.

Великий, прекрасный наставник.

Одна идея «Домостроя», Домо строя, есть уже великая, священная. Самое слово как прекрасно по изобретательности, по тому, как «составилось в уме» и, составившись, выговорилось филологически».

иже предлагаются избран-

ные фрагменты «Домостроя».

В монастырях, и в больницах, и в пустынях, и в темницах заключенных посещай, и милостыню, по силе, подавай, и, видя их беду и скорбь и всякую нужду, помогай им сколько возможно; и не отвергни всякого больного и бедного, нуждающегося и нищего, но приведи к себе домой и напои, накорми, согрей и одень со всею любовью и с чистою совестью. А умершим своим родителям твори память: приноси милостыню в церкви и корми голодных у себя дома и за то и сам будешь в Божьей милости.