Моиндер Сингх Юз
Путешествие болезни
Гомеопатическая концепция лечения и подавления
Ни один симптом не бывает бессмысленным. Каждое побуждение, каждый симптом является признаком жизни. Без них нет жизни.
М.С.Юз
Посвящается моим ученикам и пациентам с благодарными воспоминаниями о моем великом учителе Б.К.Бозе Эта книга возникла лишь благодаря помощи всей моей SHI-команды. Я хотел бы специально поблагодарить Эльфриду Шеффлер, Беата Гансельмана, Гайнца Виттвера, Сабину Фельсбергер, Бригитту Ерни и Мартину Каша за обработку и корректуру этой рукописи.
Об авторе
Моиндер Сингх Юз изучал гомеопатию в Гомеопатическом колледже и госпитале Калькутты.
Его учитель, Б.К.Бозе, был последним тогда еще живым учеником Дж. Т.Кента. С 1985 г. М.С.Юз обучает и практикует в Швейцарии. Он является руководителем SHI Homoeopathie Schule в г. Цуге и популярным референтом в стране и зарубежом в усовершенствовании по гомеопатии. Он является автором нескольких книг («Гомеопатическая первая помощь», «Детские типы в гомеопатии», «Практическая Materia Medica», «Спорт и гомеопатия»), помимо этого и главным редактором гомеопатического журнала: «Similia».
Предисловие
Для Ганеманна жизнь определяется жизненной силой, саморегулирующимся, присущим человеку жизненным принципом. Если жизненная сила находится в гармонии, то она сохраняет нас здоровыми. Нарушение жизненной силы ведет к заболеванию, а ее отсутствие означает смерть. Мы обязаны ей нашей жизнью и активностью.
Человеческая жизнь постоянно подвергается различным изменениям. Времена года, погода и температура постоянно меняются, точно так же чередуются радость и горе, прибыль и потеря, стресс и отдых. До тех пор, пока наша жизненная сила достаточна, внешние перемены не имеют видимого влияния на наше здоровье. Обычно мы без проблем можем преодолеть много трудностей, давлений и стресса. Но может случиться также, что сравнительно незначительный повод приведет к внезапному возникновению неизлечимой болезни. Например, у ребенка, которого обвинили в краже шоколада, может развиться менингит, или небольшая рана на ноге может перейти в сепсис. Подобное явление доказывает нам две вещи:
1. человеческая жизнь преходяща;
2. заболевания имеют более глубокие корни, чем это кажется сначала.
Все мы знаем людей, которые имели крепкое здоровье и едва ли когда-либо болели, но внезапно маленькая травма, смерть любимого человека или другое нарушение вызвало тяжелое заболевание. Ганеманн сознавал, что внутри нас должно существовать что-то, что делает нас восприимчивыми к болезням. Он назвал эту настроенную враждебно к жизни силу «Миазмом». Часто такие простые причины, как погрешности диеты, переедание, чрезмерное употребление алкоголя или кофе, недоброкачественная пища, чрезмерное пребывание на солнце, переохлаждение на ветру, промокание под дождем, потеря работы, эмоциональный шок, гнев, радость и т. д. являются поводом для наших заболеваний. Возможно, в этих случаях мы реагируем насморком, воспалением мочевого пузыря, диареей, мигренью, приступом лихорадки, крапивницей, болями в пояснице или чем-то другим. Предрасположенность к подобным острым заболеваниям объясняется в первую очередь наличием латентной Псоры, первого установленного Ганеманном миазма. Собственно, признаки заболевания, такие как воспаление, выделения, поражение бактериями и т. д. являются лишь следствием ослабления миазмом жизненной силы.
Ганеманн также наблюдал, что такие гомеопатические препараты, как Aconitum, Belladonna или Ignatia при остром заболевании могут очень быстро помочь больному, но не в состоянии вызвать стойкое излечение, в смысле уменьшения подверженности заболеваниям. В таких проявлениях, как грипп, понос, корь, скарлатина, ангина или мигрень он видел острые вспышки основной миазматической болезни, однако в начале своей практической деятельности он не мог объяснять происхождение таких хронических заболеваний, как эпилепсия, астма, диабет, ревматизм и т. д., так как он еще не осознавал разницу между острым и хроническим миазмом.
Ганеманн неоднократно наблюдал, что правильно выбранный препарат действовал лишь частично или кратковременно. Он вынужден был констатировать, что постоянно наступали рецидивы или проявления болезни перемещались с одного места на другое. Через определенное время после затихания фронтита появлялись новые симптомы, например, жалобы со стороны тазобедренных суставов, или на смену предрасположенности к кашлю приходила предрасположенность к мигреням. Исходя из этого, он начал интересоваться более глубокой почвой предрасположенности к заболеваниям у людей и впоследствии неустанно следовал этому принципу.
Он начал педантично собирать точные анамнезы. Каждый пациент с хроническим заболеванием, посещающий его, должен был точно докладывать, когда начались его актуальные проблемы, чем он болел до этого и чем страдали его родители, бабушки, дедушки, остальные кровные родственники, насколько возможно, исследовал их истории болезни в прошлом.
Через двенадцать лет скрупулезной работы Ганеманн убедился, что, если миазмы не излечиваются, то болезни принимают хронический характер и при зачатии ребенка могут передаваться следующим поколениям. Он признал, что хронические заболевания часто возникают на почве таких унаследованных хронических миазмов. Их происхождение часто лежит настолько далеко в прошлом, что иногда бывает невозможно выяснить истинную причину и начало.
Ганеманн очень интенсивно занимался также поиском глубокодействующих препаратов, которые обладают способностью излечивать хронические миазмы. При этом он обнаружил значимость препаратов, известных сегодня как полихресты, таких как Sulfur, Natrium muriaticum, Calcium carbonicum, Silicea, Mercurius и т. д.
Миазмы являются силой, которая противоположна жизненной силе. Поэтому, если хотим излечить пациента, мы должны взяться за миазмы, а не за жизненную силу. Если жизненная сила вследствие какого-то воздействия находится под давлением, то она продуцирует симптомы заболевания. Эти симптомы, с одной стороны, разгружают жизненную силу, т. е. они необходимы, чтобы, несмотря на расстройство, смог сохраниться определенный баланс. С другой стороны, симптомы являются также видимым выражением того, что жизненная сила находится в затруднении и предупреждает нас, что нужно что-то предпринять для себя. Значит, если на теле появляются симптомы, хотя они и продуцируются как самозащита притесненной жизненной силы, они все же не несут вины за то, что мы страдаем. Ответственным за это является присущий человеку миазм, который ослабляет его жизненную силу. Мы должны всегда осознавать этот факт при лечении пациентов. Например, у пациента появляется носовое кровотечение, которое после поспешного назначения Hamamelis немедленно останавливается. Однако позднее вместо этого следует кровоизлияние в мозг, так как мы не поняли языка жизненной силы и, не выяснив истинных виновников, прописали лекарство по симптому, не приняв во внимание скрытый под этим миазм.
Миазмы являются скрытыми динамическими силами, которые делают нас восприимчивыми к заболеваниям. Они определяют также вид и интенсивность болезни отдельных лиц, соответственно их индивидуальной конституции. Ни одна серьезная хроническая болезнь не падает с ясного неба, а имеет свою предысторию, которая проявляется в симптомах до ее выявления.
При гомеопатическом лечении заболеваний наблюдается следующий лечебный закон: сначала исчезают самые последние симптомы, а более старые возвращаются в порядке, обратном их появлению, и затем исчезают. Во времена Ганеманна было много больных туберкулезом. При их опросе он установил, что эти пациенты прежде часто страдали кожной сыпью. Во время лечения, смотря по обстоятельствам, эти кожные сыпи вновь появлялись, при одновременном улучшении легочной симптоматики.
Красивая молодая женщина с акне, выраженной нервозностью и коликоподобными менструальными болями после приема гомеопатического препарата может радоваться немедленному улучшению своего акне, но истинный гомеопат не может быть доволен подобным течением, т. к. здесь речь идет о гомеопатическом подавлении, потому что улучшение кожи в этом случае не является приоритетом. Согласно естественному закону излечения, сначала должно наступить большее психическое равновесие, улучшение сна и менструальных болей. Кожные проблемы должны затихнуть в самом конце.
Врач, подавляющий миазматическое состояние или миазматическую болезнь, действует против природы и ее лечебного закона.
В зависимости от миазматического фона, в течение терапии возможно появление кожной сыпи в форме покраснения, аллергии, крапивницы, акне, абсцессов, фурункулов и т. д. Также отмечается обильное мочеиспускание и сильное потение. У гиперактивных детей («POS»-синдром, минимальная церебральная дисфункция) я часто наблюдал высокую температуру и понос, как реакции на гомеопатический препарат. Все они являются различными проявлениями очищения жизненной силы от вредных влияний. Эти феномены временные и ни в коем случае не должны никак лечиться, нельзя также назначать промежуточный гомеопатический острый препарат.
Я часто наблюдал пациентов, которые стояли перед большими профессиональными или семейными проблемами и на правильный гомеопатический препарат реагировали геморроем и перианальным зудом. У некоторых женщин с хронической депрессией в области влагалища развивается сильный зуд, во время которого психическое состояние улучшается.
При подобном течении процесса излечения гомеопат часто уступает давлению пациентов и прописывает соответствующий промежуточный препарат. В таком случае этот субъективно неприятный симптом может навсегда исчезнуть, однако этим процесс излечения окончательно будет нарушен и больше не может быть приведен в действие. Например, после дачи Psorinum может сильно расцвести экзема, и гомеопат попадает под давление пациента из-за сильного зуда и болезненных трещин кожи. Однако это означает, что нужно терпеливо выжидать, так как пациент в общем выглядит лучше, стал спокойнее и потерял несколько фунтов лишнего веса. Каждая смена препарата и каждая лечебная мазь будет мешать и причинять вред процессу лечения жизненной силы. Только в том случае, если это состояние будет опасным для жизни или длиться очень долго, мы можем подумать о необходимости применения следующего препарата.
Лечение хронической миазматической болезни требует много терпения как от пациента, так и от гомеопата.
Удаление матки из-за миомы или удаление узелков в грудной железе не приносит излечения. То, что было удалено, соответствует только плоду болезни. Женщина, в семейной истории которой отмечается много случаев рака грудной железы, может иметь страх рака. Однако, скальпель хирурга не достигнет этого глубоколежащего, миазматически обоснованного плода. То, что он удаляет, является лишь плодом или продуктом болезни.
Правда, определенные симптомы иногда могут быть очень сильно выраженными, некоторые боли едва терпимыми. Наш внешний вид в эти моменты может быть любым, кроме признанного в обществе. Однако какое отношение имеет красивая кожа к здоровью и исцелению? Слова собственных ангелов-хранителей нельзя бросать на ветер. Почему из-за нашей болезни мы должны постоянно бежать к так называемым специалистам? Они в большинстве случаев знают только точный диагноз заболевания на поверхности и прогноз, четко ограниченный этим расстройством. Если после их лечения невозможно ничего установить ни видимым глазом, ни микроскопом, ни рентген-, ни ультразвук-, ни ЯМР-картиной, то остаточные нарушения будут названы психическими, и скоро больной будет нуждаться в психиатре.
Многие из так называемых современных врачей сознают это и даже охотно пошли бы по указанному Ганеманном пути. Однако, чтобы сделать это, они должны усвоить совершенно новую концепцию жизни, болезни и лечения. Таким образом, им трудно радикально измениться. Поэтому многие остаются при своем и дальше продолжают лечить нейродермит кортизоновой мазью (уже название «нейро»-дермит указывает на то, что истинная причина лежит в нервах, а не на коже), запоры — долгие годы бесконечно повторяющимся назначением слабительных, бессонницу — снотворными и т. д.
Гомеопатия в настоящее время приобретает все большую популярность. Она смогла войти как ведущая система в альтернативную медицину прежде всего благодаря поддержке пациентов.
Моим желанием всегда было предоставить мои работы в распоряжение равным образом как медиков, так и неспециалистов. Я попытался представить в этой книге происхождение и развитие болезни таким образом, как я понял это по Ганеманну, Кенту и Бозе. Я хотел бы стать свидетелем того, что люди болеют все меньше и меньше. Каждый отдельный пациент должен отыскать внутренню почву своей внешней болезни. Покраснение кожи, акне в подростковом периоде, приливы в менопаузе, немного выделений или анальный зуд не всегда нуждаются во все более сильных препаратах. Что необходимо в первую очередь — так это глубокая проверка внутреннего состояния.
Пациенты или пациентки, чьи настоящие жалобы развились после удаления геморроидальных узлов, удаления бородавок или «удачного» лечения кожной сыпи мазями, должны очнуться, чтобы еще раз не совершить ту же ошибку.
Короче говоря, цель этой книги — раскрыть калечащее действие подавляющей терапии, которая не базируются на естественном лечебном законе. Истинные гомеопаты придерживаются строгих законов, которые были распознаны и сформулированы уже Ганеманном.
Революционная гомеопатическая концепция здоровья и болезни может быть чуждой для некоторых, поэтому определенные пункты и высказывания намеренно повторяются и освещаются с разных сторон.
Вторая часть книги частично базируется на моих лекциях. Чтобы сохранить большую подлинность и прямой контакт с читателями, значительно сохраняется язык изложения лекций.
В конце описания каждого отдельного миазма следует систематическое изложение свойственных ему симптомов. Оно прежде всего задумано для гомеопатов и должно облегчить для них быстрое определение принадлежности симптома соответствующему миазму. Я надеюсь, что данная книга окажется ценным и незаменимым пособием для ежедневной практики.
Из благодарности к моим коллегам и студентам я давно желал изложить эту тему в виде книги, чтобы они, как и наши пациенты, смогли получить пользу.
Моим соратникам по гомеопатии эту работу я предлагаю как мой личный опыт, и для моих учеников из Швейцарии, Германии и других частей света эта книга должна послужить воспоминанием о том, что мы совместно обсуждали и переживали.
Цуг, январь 1998
Моиндер Сингх Юз
Предисловие
Несмотря на весь шум о свободе и самореализации, гомеопатия, как индивидуальный метод, в наше действительно информированное время утверждается с трудом. В начале было трудно из-за ненаучных рутинных назначений, и сегодня трудно из-за новейших достижений современной медицины последнего столетия.
Гомеопатия рассматривает корень заболевания индивидуально, личность каждого отдельного больного также рассматривает индивидуально, индивидуально подбирает каждому больному его индивидуальный препарат, и индивидуален способ, каким врач обследует своего больного-последнее, но имеющее не меньшее значение.
При этом несомненно, что врач должен владеть фундаментом гомеопатической науки и что больной должен это понимать, чтобы уметь сотрудничать в процессе лечения, так как это совместный процесс, в котором врач не может действовать один. Вы, конечно, знаете изречение: Natura (больной и его препарат) sanat (лечит), Medicus curat (помогает), а иначе не может быть, если должны добиться истинного лечения.
Это все Вы узнаете и научитесь понимать, если в этой книге будете следить за путешествием болезни. Автор будет хорошим гидом. Моиндер Сингх Юз, как коренной индус, не имеет проблем с нематериальными понятиями (какие сегодня имеют многие европейцы), и он не уклоняется от них, как он пишет и каким я его знаю.
Его учитель гомеопатии, Б.К.Бозе, один из лучших среди многих известных гомеопатов Индии, получил образование у знаменитого Дж. Т.Кента, на которого ссылаются сегодня многие классические гомеопаты мира.
Итак, спокойно идите в эту исследовательскую экспедицию.
Хотя морской карте уже 200 лет, однако она все еще ультрасовременна, и, безусловно, Вы можете полагаться на гида.
Я желаю Вам удачного путешествия.
Др. Макс Тиедеманн
Предисловие к русскому изданию
Мне посчастливилось учиться в SHI Homoeopathie Schule у д-ра Моиндера Сингх Юза, который является сегодня признанной величиной в гомеопатическом мире. Как для обучения, так и для лечения к нему обращаются из многих стран Европы.
Д-р Моиндер С. Юз доказал истинность слов Х.Ф.С. Ганеманна, что гомеопатия является и искусством, и наукой. Большим искусством в работе д-ра М.С. Юза является его умение во время беседы с пациентом уловить глубину и суть проблемы и, помимо точного назначения гомеопатического препарата, помочь больному самому разобраться в себе.
Его лекции производят неизгладимое впечатление на студентов. Они начинаются глубокими философскими размышлениями о природе, о языке заболеваний, о сущности истинного лечения. Своим студентам он всегда повторяет, что работа гомеопата — это миссионерская работа. Его желание перевести представленную книгу на русский язык является частью такой миссии.
Эта книга является незаменимой для гомеопатов, т. к. автор передает принципы, основы гомеопатии в том свете, которые дошли до него от Дж. Т. Кента через его учителя, Б.К. Бозе. Ценность этой книги заключается и в том, что он просто и доступно знакомит читателя с основной гомеопатической концепцией — с концепцией миазмов. С этой точки зрения обсуждается вопрос о причинах болезни; читатель знакомится не только со смыслом и значением различных жалоб и симптомов, а начинает также понимать историю собственной болезни, как и ее связь с заболеваниями предков. Эта книга нужна и пациентам, т. к. ознакомившись с ее содержанием, они перестанут поверхностно относиться к своим проблемам, поймут глубоколежащие причины даже самых «безопасных» внешних проявлений. На русском языке имеется немного таких книг, где доступно преподносятся суть и законы классической гомеопатии.
Помимо гомеопатии, страстью Моиндера С.Юза является и живопись. Его чувства, его доброта находят отражение в его картинах, которые не оставляют никого равнодушным, и в которых отражено его тонкое понимание прекрасного.
С Арменией его связывает совместный проект создания армяно-швейцарской Международной Гомеопатиической Академии (IHA), первый выпуск которой состоялся в 2004 г. и с которой связаны большие надежды в распространении классической гомеопатии в нашем регионе.
Он пожелал перевести свой труд на русский язык, чтобы довести эти знания до читателей Армении, России и других стран бывшего СССР. Книга уже переведена и издана на английском, испанском, итальянском, польском, французком языках.
Материал в книге изложен в стиле его лекций — с живыми примерами из его богатой многолетней практики. При переводе сохранен своеобразный стиль его изложения.
Я приношу свою благодарность моей маме, канд. мед. наук Степанян Людмиле А. за моральную поддержку и редактирование этого перевода, а также моим друзьям гомеопатам Вартанян Лауре Т. и Вартанян Валентине Т. за оказанную помощь при редактировании.
Анна Авакян врач, гомеопат
Октябрь, 2005 г.
Часть I: Введение в классическую гомеопатию
Что такое классическая гомеопатия
Гомеопатия — это наука, которая лечит острые и хронические заболевания согласно законам природы. Этот лечебный метод основывается на принципах, которые древнее Гиппократа. Он был обоснован около 200 лет назад доктором Х.Ф.С. Ганеманном.
Основные принципы классической гомеопатии следующие:
— закон подобия;
— жизненная сила;
— индивидуализация;
— испытание лекарственных средств;
— потенцирование;
— применение одного препарата в возможно малой дозе.
Гомеопатия охватывает человека в целом. Она рассматривает пациента как индивидуума, как человека, который состоит из тела, души и духа. Скрупулезно учитываются характер, привычки, психические и телесные симптомы, как и существующие заболевания членов семьи. Лечится человек, а не его болезнь. Гомеопатические препараты помогают людям снова найти свое равновесие и самим бороться со своими симптомами. Два человека с одним и тем же диагнозом вероятнее всего получат два разных гомеопатических средства. Определяющим является не диагноз, а то, как пациент выражает свою болезнь и какими симптомами он отличается от других пациентов с подобным диагнозом.
Гомеопатия употребляет лекарственные средства в очень маленьком количестве, изготовленные по принципу потенцирования (разбавление и встряхивание). Часто первоначальное вещество так сильно потенцируется, что молекул вещества больше не обнаруживается. Гомеопатические средства в подобных разведениях не токсичны и не имеют токсичного побочного действия, как в других медицинских системах. На основании этого гомеопатия является идеальной медициной для любого возраста, включая грудных детей и беременных.
Мнение, что действие сильно разбавленных гомеопатических средств могло быть основано только на плацебо-действии, окончательно исключается четким и неоднократным лечебным эффектом на грудных детях и животных и даже на растениях.
Первое признание гомеопатия нашла во времена Ганеманна при лечении эпидемий, таких как холера или скарлатина, и при лечении любых острых случаев. Потом гомеопатия стала широко известна своими успехами при лечении хронических, рецидивирующих заболеваний. Она способна окончательно излечить многие подобные заболевания.
Гомеопатия — это лечебный метод, который основывается на твердых принципах, сформулированных Ганеманном. Это естественные принципы и, как и физические законы, останутся действительными во все времена. Это не означает, что гомеопатия останавливается и не развивается дальше, но она сохраняет свои собственные стабильные корни.
Др. Х.Ф.С. Ганеманн — отец гомеопатии (1755–1843)
Христиан Фридрих Самуел Ганеманн родился 10 апреля 1755 г. В Мейсоне — в семье художника по фарфору
С 1775–1779 гг. изучал медицину сначала в Лейпциге, потом в Вене и Эрлангене.
Ганеманн был истинным гением в области языков и в течение учебы зарабатывал на жизнь переводами медицинских работ. Он в совершенстве владел латинским, греческим, древнееврейским, английским, французским, итальянским и сирийским языками.
В 1781 г. молодого врача находим в Дессау, где он совершенствовал свои знания по химии и в приготовлении лекарств у аптекаря Геселера. В 1782 г. он женился на Генриетте Леопольдине Кюхлер, падчерице аптекаря, и открыл кабинет в Гоммерне.
Через два года он уже закрыл свой кабинет. Он был разочарован в аллопатии того времени и в ее «варварских» методах. Он не хотел иметь дела с медициной, которая «легко превращает жизнь в смерть, или вызывает новые болезни и хронические жалобы, которые часто труднее устранить, чем первоначальные». Он занимался пока только химией и писательской деятельностью.
В 1790 г. при переводе лекарствоведения Гуллена в описании физиологического действия коры хинного дерева он не увидел взаимосвязи с гулленовским объяснением и решил сам принять кору хины. Вскоре у него развились все симптомы малярийной лихорадки, лихорадки, которая лечится корой хины. Каждый раз, когда он прекращал прием коры хины, симптомы исчезали. Они снова наступали, как только он принимал хину.
Фундамент гомеопатии был заложен: «Подобное лечат подобным». Однако прошло еще шесть лет, пока Ганеманн из этого эксперимента сформулировал теорию гомеопатии.
Он испытывал действие других многочисленных субстанций на себе, на членах семьи и друзьях.
В 1796 г. он впервые сформулировал новое правило лечения: «Подражая природе, которая иногда лечит хроническую болезнь другой, присоединившейся, при излечении болезни (преимущественно хронической) используют такое средство, которое в состоянии вызывать другую, по возможности подобную, искусственную болезнь, и та будет излечена: Similia similibus.»
В 1810 г. он опубликовал свою основную работу «Органон врачебного искусства», в которой он излагает теорию и практику гомеопатии. При его жизни книга выходила в пяти изданиях и была переведена на десять языков. Шестое издание было опубликовано только через 80 лет после его смерти.
Ганеманн неоднократно был вынужден менять свое местожительство, чтобы смягчить немилость своих коллег и аптекарей.
В 1811 г. он переехал в Лейпциг, чтобы читать лекции в университете о своем новом лечебном методе.
Блестящие результаты излечений, которых он достиг при лечении гомеопатическими препаратами, в частности, при эпидемиях холеры и тифа, возбудили ярость его коллег и лейпцигских аптекарей. Он сам изготовлял свои лекарства и сам вручал их своим пациентам, что, само собой разумеется, раздражало аптекарей. В 1819 г. лейпцигские власти запретили ему изготовление и выдачу гомеопатических препаратов. Вследствие этого его дальнейшая врачебная деятельность в Лейпциге стала невозможной.
Вскоре после этого герцог Кетена предложил ему место лейб-медика с разрешением спокойно заниматься своим лечебным методом внутри герцогства и самому выдавать свои лекарства. В 1821 г. Ганеманн переехал в Кетен. Кетенское пребывание было посвящено изучению медицинских трудов, писательской деятельности и лечению больных.
В 1830 г. умерла его 67-летняя жена Генриетта, с которой он прожил 48 лет и с которой вырастили 10 детей. Он продолжал дальше жить в Кетене со своими двумя дочерьми.
В 1831–1832 годах Ганеманн имел большой успех при лечении эпидемии холеры. К этому времени гомеопатия получила большой подъем не только в Германии, но также в Америке, Англии, Венгрии, Франции, Италии и других странах.
В 1834 г. из Парижа в Кетен приехала на лечение некая маркиза Мария Мелани д\'Ервилли. Это была 34-летняя художница и поэтесса. Между Мелани и Ганеманном возникла любовь с первого взгляда, и, несмотря на противодействие семьи, через шесть месяцев они поженились. Ганеманну было почти 80 лет. Большую часть своего имущества он завещал своим детям и в 1835 г. уехал в Париж, где вскоре вместе с женой он вел оживленную практику. Он переживал вторую молодость и упорно работал над дальнейшим развитием гомеопатии. Он даже развил новый метод потенцирования LM / Q- потенциями.
В 1843 г. Ганеманн заболел тяжелым бронхитом и 2 июля 1843 г. умер. Когда он лежал на смертном ложе, его жена сказала ему: «Провидение должно было бы освободить тебя от всех страданий, т. к. ты многим другим облегчил страдания и в своей многострадальной жизни претерпел так много трудностей», Ганеманн ответил: «Меня? Почему же меня? Каждый в этом мире действует по дарованию и силам, которые он получает от провидения и имеет больше или меньше места только от суда людей, но не от провидения; провидение мне ничего, это я ему многим, даже всем обязан.»
Ганеманн похоронен на знаменитом парижском кладбище «Cimetiere du Pere-Lachaise».
Понятие «Жизнь»
Невозможно представить жизнь без живого существа. Жизнь сама невидима; поэтому живые существа, имея форму и тело, становятся видимыми. Мы часто склонны к тому, чтобы путать нашу истинную сущность с нашим физическим проявлением. Какими мы себя ощущаем как живые существа, в таком же материальном образе и форме желаем видеть все. Мы с трудом верим в то, чего не можем видеть, трогать, пробовать на вкус или нюхать. Это один из видов потери идентичности. Это внешнее принципиально и неопровержимо зависит от внутреннего. Душа и тело так тесно переплетены друг с другом, что все кажется механическим. Мысли вызывают желание ходить, а то, что мы видим, является координированным движением ног. Однако мысли, к сожалению, мы не можем видеть. Покрасневшее от гнева лицо является лишь отражением многообразных капризов жизни. Глазами, полными слез, выражается вся внутренняя история, которую переживает человек. Слезные железы дают нам лишь возможность выражать эмоции.
По внешнему виду мы можем идентифицировать людей, друзей и врагов. Мы так много трудимся над нашим внешним видом, носим изящную одежду, чтобы казаться красивыми и представительными и часто предпринимаем намного больше для нашей материальной части, чем для нас самих. Если мы все-таки вспомним жизнь необычных знаменитостей, увидим, что они вовсе не были особенно красивыми и одевались очень просто. А когда посещаем могилу любимого человека, не странно ли, что мы говорим: «Что за великолепный человек» и вообще не вспоминаем о его теле?
Здоровье, болезнь и излечение
Происхождение болезни гомеопатия видит на духовном, а не на материальном уровне. Здоровье и болезнь — это два разных уровня жизни. Они оба выражаются своеобразными индивидуальными признаками.
Здоровье — это состояние беззаботности и гармонии. В этом состоянии тело со всеми своими органами и функциями находится в ритмичном и координированном согласии с духом и душой. Царят покой, мир и радость, и индивидуум в состоянии нормально мыслить, нормально кушать и нормально переваривать; движение и будни будут преодолены без стресса и боли. Этот координированный поток от души к духу и телу мы принимаем как здоровье.
Жизненная сила (защита, иммунная система) ответственна за поддержку этого беспрерывного потока. Она защищает нас от болезни. Наша жизненная сила, которая подобна большому складу энергии, располагает достаточной мощью, чтобы выдержать необыкновенные стрессы, крайние температуры и другие непредвиденные ситуации. До тех пор, пока мы сознательно все время пополняем этот склад, мы в безопасности и остаемся здоровыми. Но мы, люди, пресловутые потребители, изнашиваем наши батареи, так как ведем монотонный образ жизни, беспорядочно едим и мало что делаем для нашего тела и духа.
Болезнь есть результат обессиленной жизненной силы. Только тогда бактерии и вирусы становятся угрозой для тела. Ослабленная жизненная сила поражается атаками своего враждебно настроенного окружения и поднимает нас по тревоге предупредительными сигналами в форме симптомов.
Первое расстройство здоровья имеет место на динамическом уровне, прежде чем проявится на материальном уровне. Таким образом, симптом болезни есть лишь плод болезни. Один пример: у находящегося в стрессе молодого мужчины в конце года появляется прострел. Этот симптом спины является исключительно проявлением непомерного перегружения духа. Возможно, больной объясняет это поднятием тяжести или неудобным движением. Однако почему это случается в определенное время года при определенных условиях, почему так, а не иначе? Другой пример: мужчина, который уже годы обедает в одном и том же ресторане, однажды заказал обед, который там часто ел. Но сегодня вдруг от этого он заболел. У него началось желудочно-кишечное расстройство. При ближайшем рассмотрении мы установили, что накануне произошло ужасное событие. У него дома был скандал и возникла вероятность, что жена его покинет.
Никакие бактерии, вирусы или пыльца не смогли бы когда-либо проникнуть через эту здоровую естественную защитную стену. Для этого сперва где-то должна возникнуть дыра. До появления физической болезни сначала должна быть динамическая болезнь.
Ганеманн говорил, что видимые патологические изменения в теле не являются ни вызывающими, ни поддерживающими причинами заболевания, а что они представляют собой результат болезненного жизненного процесса.
Сама жизнь невидима и заметна лишь в проявляющихся эмоциях, движениях и функциях тела. Болезнь является ни чем другим, как измененным состоянием жизни, которое также выражается измененными чувствами и функциями.
Излечение возможно лишь тогда, когда нам удастся усилить жизненную силу, которая затем восстановит нормальные функции, что снова приведет к преобразованию больной ткани в нормальную. Гомеопатия не считает, что удаление опухоли или заболевшего органа или симптоматическая терапия могут способствовать динамическому здоровью.
Обобщение:
1. Болезнь неотделима от жизни, как от целого. Она не приходит извне, а берет свое начало в самом человеке. Болезнь — это уровень, который является противоположностью здоровья.
2. Болезнь — это не что иное, как измененное состояние здоровья, которое проявляется разными функциональными и органическими симптомами. Симптомы — лишь предупредительные сигналы о внутренней дисгармонии.
3. Излечение возможно лишь динамической поддержкой жизненной силы, с тем, чтобы она сама освободилась и восстановила здоровье. Гомеопатия строго придерживается этих установленных природой принципов и прописывает потенцированное, динамизированное лекарство, которое стимулирует динамическую жизненную силу.
Излечение
Излечение означает не просто устранение надоедливого симптома. Оно означает восстановление имеющегося до болезни состояния. Мы не можем говорить о выздоровлении при каждой форме рецидива. Так, например, мигрень до тех пор не может быть объявлена излеченной, пока приступы снова повторяются. Или когда лечится грипп, симптомы гриппа исчезают, но у пациента нет аппетита и нарушен сон. Или при желудочно-кишечной инфекции еще продолжаются спазмы живота, хотя лабораторные данные снова «нормальные».
Излечение легко спутать с облегчением или подавлением. Облегчение необходимо при неизлечимых, осложненных состояниях. Подавление болезни означает плеснуть бензин в огонь. Сначала пациент рад тому, что его мучительные симптомы исчезли, однако через некоторое время он обнаруживает, что в других, до этого здоровых частях тела начался целый ряд проблем. Например, пациент лечится по поводу фронтита, синусы после этого свободны, но вскоре развивается отек ног и стоп. Или пациент лечился по поводу полиартрита, боли в суставах уменьшились, но теперь у него развивается гипертония. Или у женщины развилась депрессия после переселения дочери в Америку. Она больше не может по-настоящему наслаждаться жизнью. Уже наступило первое нарушение. Она страдает и пережевывает свое прошлое как жевательную резинку. Через несколько месяцев она прощупывает узел в грудной железе. Вызывающий страх диагноз прилип ко лбу: рак. Грудь удалена, следует химиотерапия. Пациентка выписана с наивным убеждением, что вылечена. Но ее мысли все еще с дочерью, корень проблемы все еще гнилой. Рак был лишь выражением заболевшего корня. Срывают сморщенные и пятнистые плоды и ждут, чтобы дерево выздоровело. После этого у нее развиваются кисты яичников — нет проблем, удаляется, затем следует астма, полиартрит и в конце концов жизненная сила окончательно прощается массивным кровотечением.
Ганеманн учит нас, что причина болезни лежит на динамическом уровне, в самой жизненной силе. Болезнь лишь отражение попавшей в дисгармонию жизненной силы. Гомеопатический препарат, прописанный по принципу подобия, в состоянии вызвать истинное выздоровление укреплением жизненной силы, помочь человеку приобрести стойкое равновесие в отношении здоровья и ликвидировать тенденцию к той или иной болезни.
Закон подобия
Др. Х.Ф.С.Ганеманн из Мейсена в Германии является основателем гомеопатического лечения. Интуитивно он был уверен, что существуют определенные незыблемые лечебные принципы. Природа нас снабдила не только разными исцеляющими субстанциями, растениями, травами, металлами и минералами, но и дала нам также ум и мудрость для их использования. Ганеманн открыл и постулировал закон гомеопатии, который он провозгласил неизменным, не поддающимся человеческим капризам: Similia similibus curentur.
Фундаментом гомеопатии является природный закон, открытый Ганеманном при испытании коры хинного дерева: Similia similibus curentur, подобное лечится подобным. Этот закон был известен еще Гиппократу и Парацельсу. Однако Ганеманн был первым, кто развил этот принцип природы в лечебный метод.
Подобное должно лечиться подобным. Это означает, что средство, которое назначено для лечения определенной группы симптомов, должно обладать способностью вызывать картину симптомов, подобную той, которая возникает, если это средство будет дано здоровому человеку. Другими словами, лекарственное средство может лишь тогда вылечить больного человека, если оно в состоянии вызывать определенные изменения у здоровых индивидуумов.
На этом основании гомеопатические средства испытываются на здоровых людях. Испытания на животных неприемлемы, т. к. животные не могут выражать определенные ощущения, такие как «чувство страха начинается в желудке» или «колюще-жгучие боли».
Если, к примеру, больной страдает сильными болями в животе, которые облегчаются при наклоне вперед и от тепла, однако ухудшаются от выпрямления, он должен получить дозу гомеопатического препарата Colocynthis, потому что этот препарат при испытании на здоровых людях вызывает идентичную картину колики.
Устранение запора слабительными или уменьшение боли болеутоляющими не является лечением! Это лишь кратковременное облегчение страданий.
Лечение, не базирующееся на законах природы или основывающееся на противоположных законах, никогда не сможет привести к стойкому и окончательному излечению. Исходя из этого Ганеманн не был согласен, когда устранялся отдельный симптом, он настаивал на устранении «совокупности симптомов». Совокупность охватывает также «Causa» или «вызывающие причины». Если причина не может быть устранена, то диаррея, временно провоцированная слабительными, только ухудшит первоначально существующий запор.
Если пациент формулирует свои жалобы как: «Господин доктор, у меня запор», а не говорит: «у моего кишечника запор», то что это означает? Это означает, что причина лежит намного глубже, возможно в области духа и души, что не соответствует возможностям слабительных, которые в худшем случае дополнительно расстраивают кишечник.
Паллиативное лечение является прекрасным очковтирательством, хотя оно и улучшает локальные симптомы, однако сильнее ослабляет жизненную силу. Однократное облегчение приступов астмы или успех лечения антиаллергическими препаратами при сенной лихорадке, продолжающийся один сезон, нельзя путать с излечением. Излечение может закрепиться лишь динамической жизненной силой или иммунитетом пациента, а не внешним воздействием препаратов, как например, антиаллергических, которые подавляют и глубже загоняют болезнь.
Наблюдайте за собой, не замечаете ли вы теперь вместо вашей ежегодной сенной лихорадки свистящий шум в груди после каждого курса паллиативного лечения? Быть может, вы также стали более нервными и быстрее раздражаетесь после того, как ваши основные проблемы исчезли, т. к. вы лечили их локально.
Приведенные примеры являются серьезными знаками и означают, что органическая болезнь приведена в угрожающую форму. Внешние проявления исчезли, но внутри Вы стали более больным.
При гомеопатическом лечении этого обычно не происходит. Оно не может вызывать подавлений и побочных действий, если правильно выполняются установленные Ганеманном указания.
Ганеманн был мудрым человеком и имел большое уважение к природе и ее законам лечения.
Он приводит несколько примеров из повседневной жизни, которые доказывают его закон: когда мы моем наши холодные как лед руки и ноги теплой водой, чувствуем себя хорошо лишь короткое время, вскоре после этого они становятся еще более холодными. Но если мы вымоем их более холодной водой, они очень быстро согреются.
Когда мы теряем деньги, то чувствуем себя плохо, и ничто нас не утешает (это было бы лечением противоположным). Еще большая потеря, например, смерть любимого человека или разорение нашего дома огнем, заставила бы нас тотчас забыть потерю денег.
Всматривайтесь в подобные примеры из вашей повседневной жизни и Вы все больше убедитесь, что только природа лечит своими законами. Гомеопатический закон лечения находится в соответствии с этим: «Similia similibus curentur».
Гомеопатия — индивидуальная медицина
Гомеопатия рассматривает и лечит каждого пациента как индивидуума. Нет терапевтических рецептов, которые известны в других медицинских системах (этот препарат против поноса, этот против боли, этот против бессонницы, этот против простуды и т. д.). Когда кто-то спрашивает: «Имеете ли Вы для меня препарат против поноса?», корректным ответом гомеопата является: «Нет, но у меня есть препарат для Вас и этот препарат поможет вам снова стать здоровым». Больной должен описать свое самочувствие, свои симптомы, должно выкристаллизоваться, чем характеризуется «его» понос, что отличает его от другого пациента с поносом. Возможно, он имеет сильную жажду и чувствует себя лучше после стула, другой пациент, наоборот, не имеет жажды и впадает в коллапс после стула. Это симптомы, не имеющие никакого прямого отношения к диагнозу, однако индивидуализирущие пациентов. Для назначения препарата диагноз — были ли найдены в стуле амебы, сальмонеллы или лямблии — не играет непосредственной роли.
Чем более странным и смешным является симптом, тем ценнее он для гомеопатов. Симптом «сухой рот, сильная жажда» менее ценен по сравнению с «ощущением крайней сухости рта, нет жажды». «Астма лучше сидя и от свежего воздуха» — это банальный симптом, интересным будет симптом «астма лучше, когда он лежит на животе». За основу должны браться своеобразные, индивидуальные симптомы пациента.
Индивидуальность человека является решающим принципом и произведением природы. Индивидуально различны не только физические признаки, но также различны и духовные задатки и реакции каждого человека. Каждый из нас имеет собственные желания и антипатии. Ежедневно все мы ищем индивидуальные связи и место в жизни. Мы одеваемся и питаемся как нам нравится. Когда мы печальны или счастливы, мы также реагируем индивидуально. Это высшее произведение Матери Природы. Как наше имя служит для нашей идентификации, так и наша сущность и наше поведение характеризуют нас. Все мы находим свое счастье в разном и имеем собственные разные хобби.
Поиск этого единственного в своем роде у каждого здорового индивидуума больше приближает нас к природе. Так, мы бываем в состоянии одинаково признавать отдельные формы природы в своем разнообразии. Такое изучение приносит нам, гомеопатам, разнообразные картины жизни и образа жизни. Если мы сможем узнать и воспринимать различные типы людей в нормальном состоянии, то не будем иметь затруднений при выявлении их особенностей в случае болезни. Поэтому истинным гомеопатом является тот, который может воспринимать индивидуальность каждого человека как своим физическим, так и своим интуитивным глазом. Задача гомеопата намного труднее, чем только установление диагноза. У каждого пациента он должен найти своеобразие характера, причину болезни и симптомы. В гомеопатическом анамнезе это необходимо, потому что речь идет о том, чтобы у каждого отдельного пациента достигнуть облегчения или излечения препаратом, который больше всего соответствует его ситуации. Успех излечения пациента определенным препаратом для гомеопата не означает обязательного успеха и в другом подобном случае. Если все же предрасположенность к заболеваниям, как и реакция на болезнь различные от случая к случаю, то бессмысленно лечить одним и тем же средством всех пациентов, страдающих одинаковым заболеванием.
Индивидуализация имеет решающее значение не только для выбора лечебного препарата, но также для выбора потенции. Например, у гиперчувствительных пациентов, которые чрезмерно реагируют на легкие температурные колебания, на фазы луны, на ежедневные жизненные проблемы, мы должны избегать применение очень высоких потенций.
Индивидуальная консультация в течение лечения вообще, и в течение гомеопатического ухудшения в особенности, играет важную роль. Когда пациент сам начинает меняться, партнеру может быть невыносимо принимать эту новую фазу. Необходимы тщательное лечение и индивидуальная семейная консультация. Просто назначить препарат — это лишь половина взятой на себя ответственности. Например, людей, которые чувствуют себя хуже от утешения, нужно очень осторожно опрашивать и давать советы. Им нельзя прямо противоречить или часто их критиковать. С каждым пациентом должны обходиться соответствующим способом, сообразно тому чувству, с каким он отвечает на наши вопросы.
Индивидуально должны прописываться также диета и дополнительное лечение. Мы не можем каждому пациенту рекомендовать одинаковую диету, должны принимать во внимание индивидуальную переносимость. Например, некоторые пациенты, страдающие гиперкислотностью, лучше чувствуют себя, когда едят цитрусовые; или от пациента с ишиасом, если он чувствует себя лучше при движении и физических упражнениях, нельзя требовать, чтобы он лежал и находился в совершенном покое,
Чем странен симптом пациента, тем более необычен и индивидуален он. Возьмем, например, пациента с гастритом (при котором обычно еда ухудшает состояние), который после еды чувствует себя лучше. Эта модальность имеет особое значение. Другой пример — модальность Arsenicum album-a, где жгучие боли или жгучий жар улучшаются от теплых напитков, теплой пищи и теплых прикладываний.
Общие симптомы болезни для гомеопатов при индивидуализации собственно не имеют ценности. Очень важно выявить особенные реакции пациентов, чтобы выяснить что же различно и что особенно у пациентов А и Б, хотя оба страдают одинаковой инфекцией, например, инфекцией мочевого пузыря с E. Coli. Оба имеют учащенное мочеиспускание, жгучие боли в области мочевого пузыря и невысокую температуру. Эти симптомы являются обычными при цистите, для выбора гомеопатического препарата они играют второстепенную роль. Нас интересует: бывает ли жжение до, в течение или после мочеиспускания? Какими являются боли: колющими, пульсирующими, судорожными и т. д.? Каков запах мочи: как лошадиная моча, как аммиак, как спаржа и т. д.? При любом заболевании модальности являются важными факторами, прежде всего в острых случаях. Они характеризуют индивидуума в его страданиях.
Гомеопаты должны упорно работать, прежде чем будут в состоянии выбрать препарат. На этом пути нет укорочений или облегчений. Это требует постоянного изучения различных человеческих типов и интенсивного изучения Материи Медики.
Болен я или мое тело? «Я» или «Мое»
Часто трудности возникают при определении истинной причины болезни. Современные больницы, безупречно оборудованные лаборатории, высокообразованные врачи, отдают все свое лучшее. Идентифицируется каждый вирус и каждая бактерия, и им четко присваивается название. Каждое заболевание диагносцируют, не понимая вообще, что означает болезнь или кто действительно болен.
Тело изучается, определяется заболевание и прописывается препарат, который достаточно силен, чтобы уничтожить «причину». Сравниваются рентгеновские снимки и другие диагностические тесты до и после лечения, окончательное решение базируется исключительно на так называемых «научных данных».
У пациента с саркомой большеберцовой кости ампутируется эта кость и после дальнейшего лечения и исследований он объявляется выздоровевшим. Пациент, страдающий запором, 20 лет постоянно посещает своего домашнего врача и жалуется: «Господин Доктор, у меня запор». Однако все, что он получает — это слабительное. Этот симптом является ни чем иным, как языком природы, который выражает динамическую сущность его болезни. Пациент не говорит: «мой кишечник имеет запор», а: «у Меня запор».
Когда пациент посещает своего врача и говорит: «Господин Доктор, я болен, я себя чувствую плохо», он направляется к разным специалистам и проводятся все физические исследования. Естественно, они ссылаются на его тело. Если ничего не находят, то болезнь причисляют к психосоматическим и пациент направляется к психологам или даже к психиатру.
Когда что-то находят на физическом уровне, тотчас это провозглашается болезнью. Внезапно наш физический уровень получает собственное тождество, как будто он в состоянии себя сохранить здоровым или сделать больным.
Уже скоро тело становится подобным сломанной машине в мастерской, которую можно починить; и если будет необходимо, то будут стучать молотком или заменят части. Если бы это было так. Это было бы чудесно, это было бы так просто!
Невозможно предлагать лечение до тех пор, пока опираются только на органическую патологию. Рак не излечивается удалением заболевшей части. Рак является лишь проявлением болезни в определенном месте. Болезнь — это сначала внутреннее динамическое нарушение, которому нужно определенное время, прежде чем проявиться на поверхности. Мертвое тело не имеет аллергии и инфекций. Чего не хватает в мертвом теле, так это то, что мыслит, желает, чувствует и реагирует. Душа является прямым потомком природы. Через нее мы воспринимаем, анализируем, мыслим и радуемся свободному и неограниченному ландшафту жизни.
Когда инфицирована воля и разум больше не в состоянии различать ложь и истину, хорошее и плохое, тогда кристально чистая призма жизни начинает затуманиваться. Люди начинают пренебрегать собой, они прячутся, лгут и обманывают. В старании утаить истину и представить себя более сильным и прямым человеком, они теряют самих себя. Все чрезмерно утомляет, все ранит их и когда что-то течет против их планов, весь мир начинает трещать и разбиваться на осколки.
Чтобы выдержать этот безумный марафон в профессиональной и семейной жизни, мы сами вводим себя в это состояние. Мы живем в двух крайностях: с одной стороны полное пренебрежение своей душой и вечным миром, с другой стороны слишком много любви и заботы о нашем физическом.
Духу, заключенному в этой долгой и странной роли, которую он должен сыграть, не остается времени на размышление о том: «Кто ты? В чем твоя реальность? В чем твоя задача? В чем твоя обязанность в отношении к Себе самому и своему телу?»
Природа подарила нам эту чудесную жизнь. Все уже завершено, душа живет в дивном доме, чтобы сохранить это благословение.
Человек, как и другие живые существа, является единством души и тела. В повседневной жизни мы постоянно ссылаемся на эту идентичность. Даже когда мы больны, нашу болезнь мы описываем таким способом. Пациент говорит: «у меня болит голова и мои ноги тяжелые, однако я чувствую себя спокойно и мирно». «Я люблю сладкое, однако мой желудок не переносит этого», «у Меня запор». «Моя шея напряжена, у Меня головокружение».
Неоднократно мы употребляем: «Я» и «Мое». Все, к чему мы прикасаемся и ощупываем, есть тело, однако ясно ли нам, что к «Я» мы никогда не сможем прикоснуться? К нему можно прикоснуться только приветливым, ласковым словом или знаком добрых намерений и нашей любовью.
Это указывает на наличие динамического бытия, которое не опознаваемо прикосновением, рентгеном или современными аппаратами. Душу можно воспринимать и прикасаться к ней только душой.
Один пример: неизлечимый больной лежит в больнице с ужасными болями и очень сильные болеутоляющие средства уже не помогают ему. Родственники пациента молятся и желают ему избавления, смерти. Однако это длится день за днем. Пока его не навещает кто-то, кто является кем-то необыкновенным для него. Тем, кто много значит для него, кто его понимает. После этой короткой встречи больной успокаивается и вскоре после этого безболезненно и свободно отправляется в последнее путешествие.
Это не вопрос веры или неверия, речь идет о реальности. Если бы это было не так, то не применяли бы два различных слова для своей идентификации. И если верно то, что «Я» моего тела несет только отождествление «Моего», тогда почему мы должны причину болезни искать на физическом уровне?
Жизненная сила
Ганеманн в 10 параграфе своего «Органона врачебного искусства» пишет: «Материальный организм, лишенный жизненной силы, не способен ни к ощущениям, ни к деятельности, ни к самосохранению; он вызывает ощущения и совершает жизненные отправления исключительно благодаря нематериальной сущности (жизненному принципу), которая оживляет материальный организм в состоянии здоровья и болезни.»
Жизнь может возникнуть только из жизни. Каждая клетка обладает в своем ядре силой, динамической силой. Это указывает нам на способность клеток выполнять определенные функции. В 1897 г. Вирхов, известный немецкий патолог, представил свою исследовательскую работу о патологии клеток, в которой он заметил: «Патология, это раздел биологии и означает, что болезнь — это лишь жизнь при измененных обстоятельствах». Это заключение было провозглашено важнейшим достижением девятнадцатого века. Однако задолго до него, еще в 1813 г. Ганеманн опубликовал статью, «Душа новой лечебной доктрины», в которой он писал: «Состояние индивидуума и его здоровье полностью зависят от распорядка жизни, который также хорошо сохраняет как это состояние, так и поддерживает то, что мы называем болезнью».
Нормальный здоровый человек спит хорошо, ест хорошо, имеет нормальное пищеварение, функции различных органов находятся в полном порядке. Прежде всего дух находится в согласии, он любит себя самого и других, он доволен всем, что имеет, он благодарен своим ближним и прежде всего Богу. Такое существование называется здоровьем. В случае болезни первое нарушение имеет место на динамическом уровне. Симптомы заболевания и все патологические лабораторные результаты являются плодом этого нарушения.
Своей излучающей энергией жизненная сила строит защитную стену вокруг тела. Она является тем, что защищает нас от болезни.
Жизненная сила каждого отдельного существа владеет индивидуальным интеллектом и собственным характером. Она стимулирует энергию, распоряжается телом и стойко сохраняет гармонию между душой и различными органами. Сила — это база, основание, энергия — это медиум, поступок или движение — это проявление. Например, когда мы на ближайшем перекрестке видим сворачивающую машину, она движется не самостоятельно, она управляется интеллектом водителя, и мотор, кузов, колеса повинуются только приказаниям водителя, который сидит за рулем.
При самых тяжелых нагрузках в жизни, таких, как например, потеря работы, смерть любимого родственника, кража или неизлечимая болезнь ребенка, жизненная сила пытается сохранять внутреннее равновесие. Часто этой тонкой регулирующей работы жизненной силы мы вовсе не замечаем. Однако, когда ей больше не удается устоять против накопившегося давления, она подает нам предупредительные сигналы, которые мы называем симптомами. При одном симптоме речь может идти исключительно о предостережении, а иногда это бывает истинным симптомом болезни. Если эти предупредительные симптомы не воспринимаются серьезно, то чаще всего это кончается глубоким нарушением. Например, деловой человек, имеет мало времени для самого себя и его единственная цель в жизни — накопить по возможности больше денег, он недостаточно двигается, пьет слишком много алкоголя и кофе, курит слишком много и спит слишком мало, и вдруг у этого человека появляется сердцебиение. В этой стадии может не определиться органических отклонений. Вместо того, чтобы наконец очнуться и прислушаться к предупредительным сигналам и изменить стиль жизни, он продолжает прежний образ жизни. Это еще больше ослабляет уже ослабленную жизненную силу. Следовательно, теперь могут наступить все возможные заболевания.
Симптом — это крик о помощи. Так как первое нарушение касается жизненной силы, истинное излечение возможно только восстановлением и оживлением жизненной силы. Гомеопатические препараты, которые благодаря потенцированию становятся динамичными, действуют на этот уровень. Другими словами, восстановлением жизненной силы гомеопатия помогает пациентам исцелиться самим. Так как жизненная сила является динамичной силой, то достичь ее лучше всего возможно маленькой динамической помощью.
Закон минимальных доз
Все, что мы видим, чувствуем, наблюдаем или обнаруживаем под микроскопом, есть не что иное, как конечный результат болезни. Подобно тому, как здоровье манифестирует от центра к периферии, так и болезнь имеет невидимое начало, прежде чем станет видимой на теле. Препараты в материальном количестве могут вызвать лишь временное воздействие на материальном уровне человека. Их дозировка зависит от веса и возраста пациента. Поэтому такие препараты, как успокоительные, слабительные, диуретики и т. д., которые поддерживают органические функции, должны приниматься регулярно. Они не динамизированы или потенцированы. Это означает, что они не в состоянии стимулировать динамический уровень болезни. Они действуют как локально раздражающие или временно успокаивающие средства.
Лечение подобными препаратами направлено не на основной центр болезни. Борются с болезнью, не заботясь о больном и его жизненной силе. Жизненная сила не может восстановиться ничем другим, как чем-то, что качественно подобно ей, чем-то динамичным.
Медикаменты не в состоянии коснуться высших и внутренних уровней физического тела до тех пор, пока они не будут подняты на качественно подобный уровень.
То, к чему мы стремимся, это не подобие в количестве, в весе или массе, а подобие в качестве, в силе, подобие на динамическом уровне. Поэтому дозировка гомеопатических препаратов зависит не от веса тела: мышь, как и слон, получит одинаковое количество глобул. Речь идет о том, чтобы так стимулировать невидимую жизненную силу, чтобы она смогла излечить саму себя.
Исходя из этого, Ганеманн предостерегал нас об опасности поспешного повтора препарата. Он учит нас сдержанности при повторе препарата после наступления первых признаков улучшения. Нецелесообразный повтор указывает на то, что лечащий гомеопат сам еще не убежден в учении о жизненной силе.
Пример: женщина с острым циститом, со всеми классическими симптомами инфекции получает дозу Cantharis C30. Уже только после одного приема препарата она стала радостней, спит лучше, улучшился аппетит, и исчезли жгучие боли при мочеиспускании. При повторном обследовании мочи посев все еще показывает много бактерий. Теперь это решающий тест для истиного гомеопата. Если он повторно даст препарат только потому, что лабораторные данные еще плохие, то это значит, что он не понял принципов гомеопатии и не придерживается их. После дачи незначительного количества динамического гомеопатического препарата первое улучшение следует на уровне жизненной силы. Лишь к этому моменту жизненная сила сама оживляется. Это является естественным приоритетом. Пациент выражает это тем, что говорит: «Я чувствую себя лучше». Это нормально, что тело еще показывает патологические симптомы. До того момента, пока жизненная сила снова совершенно не помолодеет, тело все еще показывает плоды болезни. В вышеупомянутом примере было бы правильно просто подождать еще несколько дней. Дальнейшее исследование тогда покажет чистую, нормальную мочу.
Гомеопатия уважает этот закон природы, этот закон приоритетов. Не каждый симптом требует повторения препарата. Гомеопатические потенцированные препараты стремятся не к тому, чтобы бороться с инфекций или уничтожить бактерии, а ставят целью усиление жизненной силы, чтобы она сама была в состоянии стряхнуть эти вещи.
Ненужный повтор может причинить ущерб и уничтожить работу первого приема. Кроме того, это может привести к испытанию препарата, т. е. могут появиться симптомы, подобные тем, против которых был назначен препарат.
Мы всегда должны иметь в виду, что мы имеем дело с гомеопатией, которая придерживается законов природы.
Только те, кто смогут принять сердцем, что физическая болезнь является лишь выражением динамической болезни, могут лечить рационально, минимальным количеством потенцированного препарата.
Источники гомеопатических препаратов
Гомеопатия обычно обозначается как «Натуропатия» и не только потому, что многие препараты изготовлены из трав, ягод и минералов, а потому, что она соблюдает закрепленный в природе закон SIMILIA, как и закон лечения по приоритетам в строгом соответствии с природой.
Приблизительно 60–70 % всех гомеопатических препаратов происходят из царства растений.
Царство растений
Препараты как Aconitum (борец), Agnus cactus (витекс), Arnica (баранник горный), Rhus toxicodendron (сумах ядовитый), Bryonia (белый переступень), Lycopodium (плаун), Allium cepa (лук репчатый), Euphrasia (очанка), Belladonna (красавка), Sabina (можжевельник), Thea chinensis (чай китайский), Coffea (зерна кофе), Cannabis indica (конопля), Opium (мак снотворный), Thuja (дерево жизни) и т. д.
Используется все растение или только его часть:
— все растение:
напр. Aconitum
— только стебель/ствол:
напр. Sabina
— листья:
напр. Rhus toxicodendron, Thuja
— плоды:
напр. Agnus cactus
— корень:
напр. Arnica
Царство животных
Царство животных является очень важным источником для гомеопатических препаратов.
Для производства гомеопатических препаратов может использоваться целое животное или его продукты. Однако не должно возникнуть неправильного впечатления и не должны думать, что гомеопатия настроена недружелюбно по отношению к другим созданиям. Необходимо лишь ничтожное количество сырой субстанции, чтобы уртинктура, полученная из нескольких пчел или пауков, была достаточной для изготовления из нее потенций на много лет. Так, яд одной первой змеи сурокуку (бушмайстер) был достаточен, чтобы этими потенциями обеспечить гомеопатов всего мира на 30 лет.
Некоторыми препаратами из царства животных являются: Apis, Blatta orientalis, Blatta americana, Bufo rana, Tarentula, Crotalus horridus, Vipera, Cantharis, Lac caninum, Lac felinum, Lac vaccinum, Naja, Mephitis, Moschus, Lachesis.
Apis: медоносная пчела. Яд добывается забором яда из жала, удерживая пчелу пинцетом, или используется целое насекомое.
Lachesis: яд змеи сурокуку
Lac caninum: сучье молоко
Lac felinum: молоко кошки
Lac vaccinum: коровье молоко
Blatta: целое насекомое, кухонный таракан
Cantharis: шпанская мушка (целое насекомое)
Crotalus horridus: яд гремучей змеи
Mephitis: скунс, секрет анальных желез
Naja: яд кобры
Moschus: кабарга, концентрированный секрет, добывается из фолликул крайней плоти животного.
Царство минералов
Чтобы лечить более тяжелые и сложные заболевания, Ганеманн исследовал все вообразимые источники гомеопатических лекарств.
Субстанции, которые были для людей ядовитыми или опасными, в потенцированном состоянии оказываются лечебными.
Минералы, металлы, элементы, органические и неорганические химические вещества образуют необыкновенно важную составную часть гомеопатического арсенала, способного помочь больным. Некоторые препараты из этого источника:
Aurum metallicu: золото, тритурация из чистого золота
Argentum nitricum: нитрат серебра
Argentum metallicum: серебро, изготовленное из серебряной пластинки
Arsenicum album: белый оксид мышьяка (As2O3)
Mercurius solubilis: ртуть
Jodum: йод
Petroleum: нефть
Platina: элемент платина
Kalium cyanatum: потассиум цианат
Aceticum acidum: HC2H3O2
Acidum nitricum: HN03
Acidum sulphuricum: H2SO4
Sulphur: элемент, желтый серный цвет
Phosphor: элемент фосфор
Natrium muriaticum: NaCl, поваренная соль
Natrium carbonicum: очищенный порошок соды
Нозоды
Лечебные силы природы находятся не всегда и не только в красивых, хорошо пахнущих или имеющих нежный вкус вещах. Мы, люди, выносим скорый приговор; некоторые мы находим красивыми и приемлемыми, а другие находим отвратительными и ненужными.
Нормальный рассудок не может постичь необычное.
Однако, когда мы пытаемся освободиться из тесной клетки нашего консервативного восприятия, мы понимаем, что оставили без внимания много возможностей. Благодаря гомеопатии, мы научились искать лечебные силы, которые, возможно, скрываются в мертвых тканях или инфицированных выделениях.
Не пугайтесь того, что прочитали здесь, так как эти субстанции обычно употребляются в высоких потенциях, которые свободны от любой «первичной материи». Они не ядовитые, не имеют цвета, вкуса и запаха. Все, что дает Вам ваш гомеопат, это пара глобул, пропитанных сильно разбавленным и потенцированным препаратом.
Нозоды добываются из продуктов болезни животных, растений и людей.
Bacillinum: мацерированное туберкулезное легкое
Tuberculinum (Tuberculinum Koch): культура туберкулезной бациллы
Tuberculinum bovinum: из инфицированных туберкулезных желез теленка
Carcinosin: опухолевые ткани
Syphilinum (Luesinum): нозод возбудителя сифилиса, Treponema pallidum
Medorrhinum: триппер-нозод, Neisseria gonorrhoea
Lyssinum (Hydrophobinum): слюна бешенной собаки
Psorinum: выделения из чесоточных пузырьков или соскоб лишая
Ambra grisea: патологический секрет кашалота
Morbilinum: вирус кори
Pyrogen: гнилое мясо, которое пролежало под солнцем 2–3 недели
Influenzinum: вирус гриппа
Variolinum: добывается из оспенных пузырьков
Malandrinum: изготовлено из лошадиного мокреца
Secale cornutum: спорынья, паразитирующий на ржи гриб
Ustilago: паразитирующий на кукурузе гриб
Cholesterinum: потенцированные желчные камни
Саркоды
В этом случае речь идет о секрете или экскрете, добытом от здоровых животных или людей.
Например:
Hypothalamus: добыт из гипоталамуса быка
Corticotrophin: один из продуцируемых в гипофизе гормонов
Adrenalin: гормон надпочечников
Thyroidinum: из здоровой щитовидной железы овец или телят
Oophorinum: экстракт яичников овцы или коровы
Помимо этих основных источников, в природе имеются и другие источники, из которых гомеопатия готовит свои препараты:
Magnetis poli ambo: действие всего магнита на молочный сахар
Magnetis polus arcticus: молочный сахар, заряженный северным полюсом магнита
Magnetis polus australis: молочный сахар, заряженный южным полюсом магнита