Ну? Что дальше-то?
Пауза.
УЧИТЕЛЬ. Мне интересно. Мне просто интересно. Это что, так просто, сказать: убейте человека? Так просто? Может, ты и сама пробовала?
ДЕВУШКА. У вас появилась способность логически мыслить. А то какие-то сплошные выкрики.
УЧИТЕЛЬ. Хорошо, меня убьют. Ладно. Что тебе это даст? Зачем тебе это?
ДЕВУШКА. Будет восстановлена справедливость. Кругом, как на этом пустыре, всего навалом. Не знаешь, от кого чего ждать. Мне это надоело. Должен же быть какой-то порядок! Какие-то правила! Мужчина оскорбляет женщину, бьет ее палкой – и не в какой-нибудь хижине дяди Тома, а в просвещенной стране! В стране с поголовной грамотностью! Что же это такое? Как это увязывается с литературой, которую вы преподаете? Как там, в литературе? Как там у Льва Толстого? Евгений Онегин побежал за Наташей Ростовой, палкой ударил, на землю повалил, невинности лишил. Или не так? Не так! Он не мог так написать, потому что не было этого и быть не могло! Почему же теперь такое может быть?
УЧИТЕЛЬ. Во-первых, ты не Наташа Ростова…
ДЕВУШКА. Так и знала, что это скажете! Господи, вы тоже не Евгений Онегин, но не в этом же дело! Дело в том, что мужчина бьет женщину палкой! Я не хочу это прощать, мне надоело прощать!
Пауза.
УЧИТЕЛЬ. Может, тебя обидел кто-нибудь?
ДЕВУШКА. Ну-ну, без мыла в душу полез! Ты зачем меня связал? Сдать собираешься, как бандитку и хулиганку? Действуй! Но учти: через час меня выпустят, а через два часа твоя квартира утонет в крови.
УЧИТЕЛЬ. С тобой можно нормально говорить? Кто ты вообще? Чем ты живешь? Что ты ценишь?
ДЕВУШКА. Ага. Это мы торгуемся, да?
УЧИТЕЛЬ. Нет, почему… А ты бы хотела как-то поторговаться? Ну, давай попробуем.
ДЕВУШКА. Попробуем. Дай денег, и отпущу. Месячную зарплату отдай, и все, я не жадная.
УЧИТЕЛЬ. Хорошо.
ДЕВУШКА. Или две. Нет, три. В общем, за год, чего мелочиться. Согласен?
УЧИТЕЛЬ. Согласен.
ДЕВУШКА. А где вы возьмете деньги, интересно?
УЧИТЕЛЬ. Это мое дело. Главное, за деньги отвяжешься от меня?
ДЕВУШКА. Нет. Не хочу денег. Другого хочу.
УЧИТЕЛЬ. Например?
ДЕВУШКА. А вы сделаете?
УЧИТЕЛЬ. И ты отстанешь? И никто не тронет жену и сына?
ДЕВУШКА. Клянусь. Все забуду.
УЧИТЕЛЬ. Хорошо. Что сделать?
ДЕВУШКА. Поцелуй меня.
Пауза.
Ты не веришь? Я обещаю. Я клянусь. Все прощу, все забуду!
Пауза.
Смотри-ка, в тебе еще гордость есть. Не поцеловал, хотя я тебе даже нравлюсь, я вижу, что нравлюсь. Нет, не поцеловал. Гордый. Гордому человеку и умереть не страшно. Почему ты так боишься умереть? Тебе нравится эта жизнь? Вот я не боюсь умереть. Это облегчает твою задачу.
УЧИТЕЛЬ. Какую задачу?
ДЕВУШКА. Ты еще не понял? Ты не понял, что должен меня убить? Тебе ведь ничего другого не остается. Или ты, или тебя. И твоих близких. Вы что в небо смотрите? Дождик собирается? Или Богу молитесь перед грехом, чтобы он вас простил? Не бойтесь, простит. Другим и не такие вещи прощает, почему вам не простить? Причем прощает подлецам, а вы хороший человек. Вы только разочек убьете и опять будете жить нормально, учить детишек. И чувства добрые я лирой пробуждал!
Пауза.
УЧИТЕЛЬ. Знаешь, что я скажу… Ведь если это всерьез… Если дело коснется жизни моих… Я смогу. Я сумею, будь спокойна!
ДЕВУШКА. Вот и действуйте, самое время. А то сейчас тут наши соберутся.
Он снимает с себя галстук.
Галстуком, значит? Правильно, крови не будет. Ты же крови боишься. Намылил бы, а то шею натрет. У тебя мыло есть? Учителям необходимо мыло. Чтобы намыливаться и в души учеников влезать. Как вы влезли в душу моей подруге. Все у нее выспросили – как живет, какие с родителями отношения. Она и рассопливилась. Про любовь забормотала. А вам все интересно – да как, да что? Все выспросил – и как она фотокарточку вашу достала, и как носовой платок выкрала у вас – и на ночь под подушку кладет. Нет, вы не перебивали, вы слушали ее. Вы даже встречались с ней в осеннем парке и говорили за жизнь.
УЧИТЕЛЬ. Она настаивала. Я не мог отказаться.
ДЕВУШКА. Вам это нравилось. Вы бы и дальше пошли, да смелости не хватало. Она смеялась даже – такой, говорит, робкий, будто и не мужик, наши мальчики, говорит, в сто раз смелей.
УЧИТЕЛЬ. Вранье! Она могла что угодно наговорить, вы же фантазерки все!
ДЕВУШКА. Мне она не врала. Мне врать нельзя, я вижу, когда врут. Это во-первых…
Пауза.
Что ты встал надо мной? Трус, мелкий человек, что ты озираешься, как вор? Ну, придуши меня, убей, ну! У тебя выхода нет, сейчас наши придут, или я кричать начну, люди сбегутся, я скажу, что ты меня изнасиловать хотел. Тебя посадят в тюрьму! Делай что-нибудь, видеть рожу твою постную не могу!
Он – резко к ней, завязал рот платком. Она мычит. Он заставляет ее подняться, уводит.
Затемнение.
Музыка.
Свет.
Квартира.
ЖЕНА. СЫН семнадцати лет.
В квартире, как было сказано, ремонт. Жена сейчас сдирает с одной из стен обои. А Сын идет перед нею и рисует из баллончика с краской рожицы. Он рисует, она сдирает.
ЖЕНА. Тебе делать нечего?
СЫН. Краска осталась, не пропадать же.
Жена учителя свалила в угол толстый рулон содранных обоев.
ЖЕНА. Вынести хоть можешь?
СЫН. Там темно, я боюсь.
ЖЕНА. Издеваешься? Там вон люди вовсю еще ходят.
СЫН. Правда?
Идет к окну, смотрит.
Действительно. Лысый человек в фуражке прошел. Эй, лысый! Не спрячешь лысину, не спрячешь, у тебя на лице написано, что ты лысый, у тебя походка лысого!.. Прошла старуха с сумкой. Надрывается. Сейчас придет домой и умрет. А что ей еще делать?.. Кошка пробежала…
Жена учителя сдирает очередную полосу обоев, утирает пот со лба.
Внизу слышится музыка. Сын ложится на пол, постелив кусок обоев, приникает ухом к полу.
Рокеры репетируют в подвале. Надо же, какой пол толстый – ничего не слышно почти.
Опять начали. Барабан лупит. Всегда мечтал – сидеть и лупить. Бац-бац-бац, буц-буц-буц! И никаких хлопот.
Но это не барабан, это другой стук.
ЖЕНА. Не слышишь, в дверь стучат. Открой.
СЫН. А почему стучат? У нас звонок есть. А если бы отец, он бы своим ключом открыл. Я боюсь, вдруг там чужие люди?
Жена раздраженно идет к двери, открывает.
Учитель вносит Девушку. Сваливает ее на пол. Закрывает за собой дверь. Он запыхался. Показывает знаками, что хочет пить, его не понимают, идет на кухню, спотыкается о ведра, падает, встает, пьет из-под крана, подставляет голову под кран. Связанная девушка таращится на жену и сына. Те остолбенели.
ЖЕНА. Что это? Это – что?
СЫН. Это он на дом работу взял. Привел школьницу перевоспитывать.
ЖЕНА. Великовата она для школьницы. (Мужу.) Что происходит, объясни.
УЧИТЕЛЬ. Я сам ничего не понимаю. (Сыну.) Иди к себе.
СЫН. Я у себя. Разве нет?
УЧИТЕЛЬ. Ладно. Ему тоже надо знать. Глупая история. Я иду из школы. Через пустырь, ну, там… Налетает эта, выхватывает портфель, бежит. Я за ней, догоняю, отнимаю портфель…
Девушка мычит.
Там документы, деньги, поэтому пришлось догнать ее при помощи палки.
Девушка кивает.
А как иначе? В общем, отнял портфель. И вдруг эта дурочка заявляет: теперь мои друзья убьют тебя.
СЫН. Насмерть?
Девушка кивает.
ЖЕНА. Чепуха какая-то. Кто убьет, кого? Это несерьезно. Девушка просто перенервничала.
Девушка мычит.
Развяжи ей рот. Мне кажется, мы с ней договоримся.
Учитель развязывает рот Девушке.
Пауза. Девушка с веселым видом оглядывается.
ДЕВУШКА. Вот, значит, как вы живете. Ужасно люблю бывать в чужих квартирах, люблю рассматривать чужую жизнь. В окна по вечерам заглядываю. В ваше тоже удобно, первый этаж. Первые этажи в советское время давали самым бедным и самым робким. Это мне папа рассказывал. То есть у меня его не было, но если бы был, он бы рассказал. Пришлось до всего доходить своим умом. Ремонт затеяли? Прошлое поменять хотите?
ЖЕНА (в ступоре). Да так… Косметический…
ДЕВУШКА. Руки развяжите, я же никуда не денусь.
Учитель развязывает ей руки. Девушка разминается, прохаживается.
Давно пора все поменять. Типовой интерьер, ничего интересного. У вашей квартиры нет лица.
УЧИТЕЛЬ. Будем говорить об интерьере?
ДЕВУШКА. Я вас с настроения сбиваю? Он ведь убить меня собрался, но не успел. Привел вот домой. Тут, наверно, убивать будет.
ЖЕНА. Зачем же ему вас убивать?
ДЕВУШКА. А выхода другого нет. Если вы меня отпустите, через полчаса тут будет море крови.
ЖЕНА. Знаете что? Давайте пить чай. И обсудим. Про море крови и все остальное. Вы, кстати, бывали на море? Любите море?
ДЕВУШКА. Какие у вас манеры! Вы не дворянка по происхождению? Насмешила, ей-богу! Чаю попьем! Какой чай, милая моя, въезжай в ситуацию! Убьют вас всех за меня, вот какая ситуация! По частям разрежут и вынесут. Была семья – и нет ее, исчезла. В газетах напишут: еще одно посещение инопланетян, которые забрали с собой целую семью. По одному через форточку… А как вам будет страшно! Я сама заранее боюсь. Жили тихо, спокойно, уютно, и вдруг вламываются безжалостные подростки! И все станет очень плохо. И некому помочь. Вы понимаете, что это такое, когда некому помочь? Я вас спрашиваю, вы понимаете, что это такое, когда никого вокруг, все сидят по своим углам и зажимают уши, чтобы не слышать криков? Понимаете или нет?
Неожиданно – плачет. Идет в ванную – умыться.
ЖЕНА. Я ничего не понимаю. Что все это значит?
СЫН (отцу). Она от тебя не беременная, случайно?
УЧИТЕЛЬ. Не смешно.
ЖЕНА. Может, в милицию позвонить?
СЫН. Милиция скажет, что дежурить около нас не будет. Скажут: вот нападут на вас, тогда приходите жаловаться. А лучше всего схватите их, обезоружьте и доставьте перед очи правосудия… Есть выход: связать ее, запереть в квартире, а самим собрать быстренько вещи и скрыться. В другой город, а лучше за границу. Давно пора.
Девушка выходит из ванной, умытая, успокоившаяся.
ДЕВУШКА. Парень дело говорит. Только скрываться бесполезно, мы найдем. Из-под земли достанем.
ЖЕНА. Вы это серьезно говорите?
ДЕВУШКА. Кто-то чаю предлагал.
УЧИТЕЛЬ. Да. Самое время чай пить.
ЖЕНА. Все готово, тебя ждали.
Приготовления к чаю. Молчание. Пьют чай.
(Девушке.) Вам покрепче, может?
ДЕВУШКА. Мне с ромом или коньяком. Хотя вряд ли у вас водится.
ЖЕНА. Почему? Очень даже водится. (Ставит на стол бутылку коньяка.)
Учитель наливает себе – не в чай, а отдельно. Жена следует его примеру. Сын – тоже. Девушка – тоже.
Учитесь где-то? Работаете?
ДЕВУШКА. Занимаюсь спортом: прыжки без парашюта, гребля на байдарках и каноэ. Сочетаю работу на металлургическом комбинате с учебой в консерватории, по классу вокала, профиль солистки народного хора. (Достает из кармана телефон, вручает Сыну.) Снимай!
Сын снимает на телефон, она исполняет что-то как бы народное – в духе современной фолк-попсы. При этом еще и пляшет. В пляске задевает Сына, тот роняет телефон в ведро с клейстером. Девушка останавливается. Сын вытаскивает телефон, нажимает на кнопки. С телефона стекают густые капли клея. Сын вытирает тряпкой, опять пробует.
СЫН. Похоже, всё. Ты сама меня толкнула.
ДЕВУШКА (берет у него телефон, осматривает). Так… Заманили, лишили связи. Это называется – похищение человека, статья… Не помню какая. Так что если вас мои друзья не убьют, то суд засудит. Пожизненное всем.
УЧИТЕЛЬ. Перестань, надоело!
ДЕВУШКА. Вот вы и в школе так. Не успеет ученик начать, а вы его одергиваете.
УЧИТЕЛЬ. Неправда!
ДЕВУШКА. Ладно, неправда. А перестать мне трудно. Когда еще у меня будет возможность поговорить, чтобы меня слушали? А вы будете слушать, вам деваться некуда. Да, хороший был телефончик… (Жене.) Ну? Спросите еще что-нибудь, с удовольствием расскажу. Читаю в газетах интервью со всякими актрисами, обидно. Я в три раза умней и красивей, но у меня никто не берет интервью. Возьмите вы, пока даю. Но уговор: за это вы про себя тоже расскажете. Хотя я и так все знаю.
УЧИТЕЛЬ. Кто твои родители?
ДЕВУШКА. Это не интервью! Такие вопросы у прокурора задают. Ладно, скажу. Я – результат искусственного осеменения. Не верите? Честное слово! Моя мама хотела ребенка, но абсолютно не хотела иметь дело с мужчинами. И я ее понимаю. А она врач, и в ее клинике такие эксперименты уже делались. И она попробовала на себе. У меня юморная мамка, немного шизо, конечно, но юморная! Посмотрит так на меня, вздохнет и скажет: вылитый отец! Я со смеху помираю. А если что-нибудь такое сделаю, она тоже: вся в отца! Что еще о себе? После школы нигде не училась и не работала. На что живу? На деньги друзей. Что еще? Мои интересы? А собственно, никаких. Музыка, секс, пиво, вино. Друзья, конечно, придурки, но где других взять? Давно мечтала познакомиться с интеллигентной семьей. Вот – мечта сбылась. Ну? Теперь давайте вы о себе.
ЖЕНА. Вам интересно?
ДЕВУШКА. А как же! Сын покушался на самоубийство! Муж изменяет любовнице с женой! Только в нашей программе, не переключайтесь! (После паузы.) Ну, вы чего?
Пауза.
В чем дело? Почему вы из человека жилы тянете, а сами помалкиваете? А? Что, секреты какие-нибудь?
ЖЕНА. Никаких секретов. Я работаю в музее, муж, как вы знаете, учитель. Сын заканчивает школу.
ДЕВУШКА. Так, хорошо. А увлечения, хобби? Чем заполнен ваш духовный мир?
ЖЕНА. Все обычно. Я увлекаюсь исторической литературой, у мужа все время отнимает работа, школа требует человека всего, без остатка, сын…
Девушка разбивает чашку о стену.
ДЕВУШКА. Это я чтобы напомнить. А то вы, я смотрю, успокоились. Вы не успокаивайтесь, ребята, вы помните! Все еще впереди!
ЖЕНА. Послушайте… Чем мы провинились перед вами?
УЧИТЕЛЬ. Не смей так с ней говорить! Не говори вообще с ней! Ты что, не видишь, она ненормальная! Или просто издевается над нами! Мама-врач, папа из пробирки! Она наслаждается, видите ли! (Девушке.) Кто ты на самом деле? Что тебе нужно?
ЖЕНА. Не кричи, пожалуйста. Ты ничего о ней не знаешь, Может, у нее что-то в жизни…
ДЕВУШКА. Ты! Я не буду своих дожидаться, я сейчас сама начну – с тебя! (Взяла нож, поигрывает им.) Ты спрашиваешь, чем вы провинились? Да ничем! Но кто вам сказал, что всегда достается виноватому? Кто вам это сказал? С другой стороны, все в чем-то виноваты, любого убей и будешь прав. Какая милая и добрая! А дай палку в руки, тоже по ногам офигачишь будь здоров! Молчи! Вы влопались, ребята! Вы будете делать то, что я вам скажу, и, может, я вас помилую. Вам надо очень постараться!
СЫН. Ну? И что мы должны делать?
ДЕВУШКА. Молодец, сообразительный, все сразу понял. Разбей чашку. Об пол ее!
СЫН. С удовольствием! (Разбивает.)
ДЕВУШКА. Скажи: папа дурак!
СЫН. Папа дурак!
Учитель хочет что-то сказать.
Но ведь дурак же! И мама дура. И родили сына – печального дурака. А жить должны дураки веселые и бодрые, которым не скучно издеваться над другими. Повелевать и указывать. Они выживают. А вы, родители, должны погибнуть. А я пошел.
Идет к двери.
О вашей смерти прочитаю в газетах.
УЧИТЕЛЬ. Давно я подозревал, что в душе ты подлец.
СЫН. А я подозревал, что ты это подозреваешь. Ты прав, как всегда. (Взрывается.) А если не дурак, соображай, деньги ей предлагай, выкуп или еще что-нибудь!
ЖЕНА. Сын… У вас с отцом всегда такие отношения… Что с тобой?
УЧИТЕЛЬ. Он просто перетрусил.
СЫН. Именно, именно! И так за вас расплачиваюсь, за ваши паршивые гены, теперь еще и помирай из-за вас!
ЖЕНА. Чем ты расплачиваешься? О чем ты?
СЫН. Тем, что жить уже не хочу!
УЧИТЕЛЬ. Ну, не живи. Тебе как раз это и предлагают.
СЫН. Это уж я сам решу, когда мне жить, а когда не жить!
ДЕВУШКА. Успокойся, мальчик, это у тебя гормоны бунтуют. У тебя была женщина? Тебе сколько, семнадцать? В принципе, можно жениться. Давай поженимся, а? Нет, в самом деле. У меня будет дом. У меня никогда не было дома, мы с мамой квартиру снимаем до сих пор. Мне хочется семейного уюта. Ведь вы настоящие интеллигенты, вас не смутит, что невеста вашего сына – девушка из неполноценной семьи с сомнительным прошлым. И сомнительным настоящим. И с никаким будущим. Жените на мне вашего сына, и я вас прощу. И как не простить, если вы мне будете родственниками!
СЫН. Лично я не против.
Пауза.
ДЕВУШКА (Учителю). Вы всё не верите? Позвоните в районный отдел милиции, там дежурный всегда есть. Спросите, знает ли он, кто такая Светка-Иллюзион. Это кличка. И опишите мои приметы.
Пауза.
ЖЕНА (берет телефонный справочник, листает, звонит по телефону). Здравствуйте. Это из родительского школьного комитета вас беспокоят. Скажите, у вас состоит на учете некая Светка-Иллюзион? Нет, я сама ничего не знаю, это знакомая просила узнать… Телефон? Я перезвоню потом, скажу. А приметы вы можете…? (Слушает, смотрит на Девушку.) Спасибо, до свидания. (Кладет трубку, задумчиво.) Очень приятный вежливый голос…
УЧИТЕЛЬ. Что сказал этот приятный вежливый голос?
ЖЕНА. Ничего хорошего.
ДЕВУШКА. Что они мне убийство шьют – не верьте. Никого не убивала – пока. А остальное, да, имеет место. Мелкие и крупные кражи, хулиганство, аморальный образ жизни.
СЫН. А почему Иллюзион?
ДЕВУШКА. За умение менять внешность. Ну, и за кое-какие фокусы. Но это все в прошлом. Я устала, я больше не хочу. Я поживу у вас годик и стану совсем другой, Дайте мне шанс стать человеком. Иначе я вас убью, понимаете? Светка-Иллюзион еще никогда не нарушала своего слова, а я пообещала вас убить. Я бы и рада теперь помиловать вас, но – слово дала! Или, знаете, удочерите меня. Я завидую вашему сыну. (Учителю.) Я еще когда в школе училась и когда моя подруга с вами… Я тогда думала: почему я не ваша дочь?
ЖЕНА. Что за подруга? Что значит – с вами? Что – с вами?
ДЕВУШКА. Он мою подругу… Ну, сами понимаете. И она повесилась.
ЖЕНА. А ведь я знала, что это так… (Учителю.) Я знала, что не просто влюбилась девочка и… Я знала.
ДЕВУШКА. Ой, как мне это нравится! Жена знает, что муж насильник и негодяй – и ничего, вида не показывает, живут дружно! Научите меня так, а?
УЧИТЕЛЬ (Жене.) Больше слушай эту полоумную. Ничего ты не знала, и знать тут нечего. Я тебе сто раз рассказывал, и было так, как я рассказывал.
ЖЕНА. Пусть так.
УЧИТЕЛЬ. Что значит – пусть так? Не пусть, а так!
Пауза.
ДЕВУШКА. Аж скучно стало. Вы забыли, что удочерили меня? Я ваша дочь. Сейчас утро. (Включает везде свет, раздвигает шторы.) Какое солнце! Я еще не проснулась. Позовите меня, чтобы я проснулась. Очень вас прошу, позовите меня. (Стоит на пороге другой комнаты.) Если вам не трудно, очень вас прошу. Минуты через три, ладно? Утро, давно пора вставать, а я все никак не встаю. Позовите меня. И я выйду совсем другой и буду ваша дочь, и вы поверите. (Скрывается в комнате.)
Пауза.
ЖЕНА. Она явно больна. Она сумасшедшая. Я думаю, ей нельзя перечить… Что вы на меня так смотрите? Ладно, пусть не сумасшедшая. Но она не шутит. А вы… Я понимаю, вам не хочется унижаться. Мне тоже. Но я хочу, чтобы вы остались живы. Светка-Иллюзион, кошмар какой-то. Вам просто трудно в это поверить. А я позвонила, услышала этот милицейский голос и сразу поверила. Мы представляем их, ну, всяких там… Мы их представляем какими-то монстрами, а они с виду такие же, как мы. И нам трудно бывает представить, что это коснется нас. Читаешь газеты – дикие, нелепые истории, но не про нас. Но эти люди, которые попали в эти дикие истории, тоже читали газеты и думали – не про нас. А оказалось…
УЧИТЕЛЬ. Слишком много читаешь газет. Это вредно.
ЖЕНА. А знаешь, я ждала. Не знаю почему, но ждала. И где-то внутри себя решила: если это произойдет со мной, с нами, я буду бороться до конца. Я пойду на все. Речь идет о том, чтобы выжить, понимаете вы или нет? Выжить!
Пауза.
Подходит к двери.
Света! Доченька! Пора вставать! Светик! Вставай, родная, уже пора!
Девушка выходит, полуголая. Потягивается.
ДЕВУШКА. Как я спала! Никогда в жизни так не спала!
СЫН. Доброе утро, сестренка. (Подходит к ней, обнимает.)
ДЕВУШКА. Доброе утро, братик. Здравствуй, мама. Как твоя бессонница?
ЖЕНА. Ничего… То есть… Да, не сплю, все не сплю…
ДЕВУШКА. А папочка почему такой хмурый? Папка? Тебя совсем замучили ученики? Плюнь на них, не ходи в школу.
СЫН. А он и не пойдет. Сегодня воскресенье.
ДЕВУШКА (садится к Учителю на колени). В самом деле! Значит, сегодня мы пойдем в лес?
УЧИТЕЛЬ. Да, пойдем в лес.
ДЕВУШКА. Будем собирать цветы, и ты сплетешь мне венок – как тогда? Сплетешь или нет?
УЧИТЕЛЬ. Я сплету тебе венок.
ДЕВУШКА. Милый папка, хороший. (Отходит от него.) Вот говорят, что где-то есть злые люди. Есть семьи, где жены изменяют мужьям и наоборот, дочери с двенадцати лет идут по рукам, а сыновья с пятнадцати лет вешаются. Может быть. Но пока еще есть такие люди, как мы, не все потеряно. Зачем думать о злобе других, надо думать о себе. Папка, прочитай свое любимое, прочитай Пушкина, я умираю, когда ты его читаешь!
УЧИТЕЛЬ (после паузы).
Не дорого ценю я громкие слова,От коих не одна кружится голова.Я не ропщу о том, что отказали богиМне в сладкой участи оспоривать налогиИли мешать царям друг с другом воевать;И мало горя мне, свободно ли печатьМорочит олухов, иль чуткая цензураВ журнальных замыслах стесняет балагура.Все это, видите ль, слова, слова, слова.Иные, лучшие мне дороги права;Иная, лучшая потребна мне свобода.Зависеть от царя, зависеть от народа —Не все ль равно? Бог с ними.НикомуОтчета не давать, себе лишь самомуСлужить и угождать; для власти, для ливреиНе гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи,По прихоти своей скитаться здесь и там,Дивясь божественным природы красотам,И пред созданьями искусств и вдохновеньяТрепеща радостно в восторгах умиленья.– Вот счастье! вот права…
Пауза.
ДЕВУШКА. Папка, ты гений!
УЧИТЕЛЬ. Это Пушкин гений.
ЖЕНА. Девочка моя… Как у тебя глаза блестели… Тебе, наверно, трудно жить той жизнью, которой ты живешь. Зачем тебе эта компания, зачем тебе эта ужасная кличка, ведь ты…
ДЕВУШКА. Стоп, приехали! Удивительно легко вас на понт брать, даже смешно! Или вы так боретесь за жизнь? Одобряю. Но не надо напрягаться, легче, веселей! Я вот что-то веселое придумала и забыла.
СЫН. Жениться.
ДЕВУШКА. Вот именно, жениться, то есть тебе жениться, а мне замуж выходить. Ты мне нравишься. Но уж свадьба так свадьба! Жениху – костюм! Мне подвенечное платье! Я чувствую: меня скоро пристукнут. Такое предчувствие. И что же, я не успею даже побыть невестой? Сделайте мне это, прошу вас. И все. И на этом закончим. И все будут живы-здоровы.
Жена идет в другую комнату.
УЧИТЕЛЬ. Ты куда?
ЖЕНА. Готовиться к свадьбе.
Сын тоже направляется к себе.
УЧИТЕЛЬ. А ты куда?
СЫН. Готовиться к свадьбе.
Пауза.
ДЕВУШКА. Видите, как все бывает… Вы думали, все прошло, забылось. Ведь вы забыли, вы спите спокойно, значит, и у других все забылось. А вот не забылось, оказывается. И последствия, так сказать, непредсказуемые.
УЧИТЕЛЬ. Ты о чем?
ДЕВУШКА. Я все о том же. О моей подруге, которой нет.
УЧИТЕЛЬ. Да подруга-то при чем?
ДЕВУШКА. Как сказать. Мы с ней на спичках решали, кто к вам… Ну, то есть, обе хотели, но подруги же были… И решили на спичках, у кого длинная, так, значит… Она длинную вытянула. И я устранилась. Но просила ее рассказывать. Она говорит мне: не понимаю, дурочка, зачем ты себя травишь? А я говорю: мне интересно, будто ты – это я. И ведь все равно у вас ничего не получится. Она говорит: посмотрим! Он, говорит, совсем дозрел, только боится, он однозначно уже намекает, что хотел бы со мной…
УЧИТЕЛЬ. Она врала! Мы три раза с ней прошлись – три раза по три минуты. Все!
ДЕВУШКА. Допустим, не три раза, а пять, и не по три минуты, а по полчаса и даже по часу. И вы соловьем разливались, вам приятно было, что вы ей нравитесь, что она вас любит. Понять вас можно: вас же не любит никто. Учитель вы плохой, учеников вы презираете, это же видно. И они тем же отвечают, хулиганят у вас на уроках, выставляют себя тупее, чем на самом деле. А вы только этому радуетесь. И вот девочка – любит, уважает, и вы начинаете ей ласковые песни петь, чтобы она еще сильней влюбилась. То есть, конечно, вы ей прямо сказали, что ничего быть не может, а сами всё поете и поете. Взрослый же человек, литературу преподает, должен же сообразить, что в таких случаях надо сразу – извините, до свидания, не сердитесь на меня. Она поревела бы – и все. Нет, вам жаль было с такой игрушкой расставаться. Я это видела, понимала, я даже пыталась ей говорить, а она ослепла, оглохла… Хотя, и я бы, может… А потом она повесилась. А если б я была на ее месте, то и я бы. Мы с ней похожи. То есть понимаете? Это я повесилась. И пришла к вам спросить – за что вы меня убили, а?
УЧИТЕЛЬ. А нормально это нельзя было сделать?
ДЕВУШКА. Да я и не собиралась. Спали бы спокойно. Случайно получилось: иду, вижу – вы, с портфельчиком, усталый, порядочный, с чувством выполненного долга. Ну, и… Я хотела посмотреть… Знаете, у меня часто бывает… Трудно объяснить… Все внутри кипит, дрожит, ничего не боюсь – и любить хочу. И люблю. Почему вы всего боитесь? За что вы всех так ненавидите?
УЧИТЕЛЬ. Это выдумки. Ты странные вещи говоришь. Ты меня не знаешь…
Входит Жена с белым платьем.
Это что, свадебное? Твое свадебное?
ЖЕНА. Сохранила зачем-то… Зачем-то лежало и лежало. Сто раз хотела выкинуть. Не выкинула. Значит, чувствовала что-то?
ДЕВУШКА (одевается). Старомодное, конечно. И пожелтело… Но мне идет, правда? Нет, в самом деле! Вот я и невеста!
Входит Сын в черном костюме.
Какой франт! Пожалуй, ты меня достоин! Ну? Где свадебное угощение, где шампанское?
ЖЕНА. Будет угощение, будет шампанское.
ДЕВУШКА. А что это вы будто с угрозой говорите?
ЖЕНА. Тебе кажется, милая.
ДЕВУШКА. А то ведь я шутки брошу и… Нет, как мне идет свадебное платье, сроду бы не подумала! Конечно, без загсов, без венчания, без всяких обрядов! И угощения не надо, и шампанского тоже. Что самое главное в свадьбе?
СЫН. Брачная ночь!
ДЕВУШКА. Вот именно. Родители, что приуныли? Поздравьте молодых! Благословите их на брачное ложе! Можно иконой, у вас, я смотрю, икона висит.
Пауза.
Мне раньше это всегда было смешно: жених и невеста. У всех женихов и невест почему-то одинаковый вид. Идиотский. Со стороны многое идиотским кажется. Почти все. А когда сам, то, вроде, так и нужно, вроде, и не идиот. Надо посмотреть на себя со стороны. (Подходит к зеркалу. Сыну.) Эй, жених, стань рядом… Нет, ничего. Нормально. Даже не смешно. Даже красиво. Молодые, все впереди. Они ждали этого три года и три месяца. Они не могут жить друг без друга. И вот они вместе, и никого не замечают вокруг… Ведь бывает так?
ЖЕНА. Конечно.
ДЕВУШКА. Почему же вы не благословите нас?
Пауза.
Ладно. Обойдемся без благословения.
Берет Сына за руку, уводит. У Жены и Учителя такой вид, будто они хотят сказать что-то. И оба не нашли слов.
Пауза.
УЧИТЕЛЬ. Кажется, мы доигрались до чего-то окончательно сумасшедшего. Безумие заразительно. А она определенно безумна.
ЖЕНА. Тебе лучше знать.
УЧИТЕЛЬ. Почему мне лучше знать?
ЖЕНА. Ты имеешь с ними дело. Ты с ними работаешь.
УЧИТЕЛЬ. Ты ведь не это имела в виду. Ты ей поверила. Ты поверила, что у меня с той девчонкой… Смешно, ей-богу!
ЖЕНА. Почему бы и нет? Ты нормальный мужчина, ты мог увлечься. Мы мало знаем друг друга. Да и себя тоже. Я вот вдруг поняла, что совсем себя не знаю. У меня дикие мысли. То есть очень простые. Знаешь, какие? Я думаю, что нашему мальчику неплохо стать мужчиной. Пусть даже при таких обстоятельствах. Я думаю еще: хорошо бы она потом заснула. А ему – на пользу. На него смотреть страшно, бледный, вялый, заговаривается… И сам себя боится. Как и мы. Мы слишком робкие люди, нам пора меняться, иначе мы исчезнем – все, у кого нет решительности, твердости… Я устала вздрагивать. Ты знаешь, убийство… Что ты смотришь на меня? Я сказала: убийство. Такое слово. Когда убивают человека. Убийство. Так вот, убийство будет для меня полезно. Это будет – ну, как балласт для корабля, чтобы он был устойчивым. А то я неустойчивая какая-то. Нам всем нужно совершить по одному преступлению – для устойчивости.
УЧИТЕЛЬ. О чем ты?
ЖЕНА. Я говорю о том, о чем ты молчишь. Об убийстве.
Пауза.
УЧИТЕЛЬ. В боксе это называется – клинч. Двое обхватывают друг друга и не могут разойтись. И драться не могут, и разойтись не могут. Пока судья не даст команду.
ЖЕНА. Судьи нет, некому дать команду.
УЧИТЕЛЬ. Сейчас она с нашим сыном… Она будет мучить нас бесконечно. Мне кажется, она нас просто провоцирует. Так бывает. Такой вид самоубийства. Та девочка… Я сейчас вспоминаю. Она вела себя так, чтобы вывести меня из себя. Чтобы я не вытерпел. Вот и эта…
ЖЕНА. Мы обсуждаем это так, будто способны…
УЧИТЕЛЬ. Это ты обсуждаешь.
ЖЕНА. Хорошо. Обсудим. Итак, мы прекращаем этот балаган, мы выгоняем ее. Что будет дальше?
УЧИТЕЛЬ. Она приводит своих друзей, и они будут издеваться над нами уже хором.
ЖЕНА. Мы вызываем милицию.
УЧИТЕЛЬ. Они уйдут и придут в другой раз.
ЖЕНА. Но ведь не бывает безвыходных ситуаций!
УЧИТЕЛЬ. Выход есть.
ЖЕНА. Мы пытались говорить с ней по-человечески?
УЧИТЕЛЬ. Даже более того.
ЖЕНА. Мы выполняли все ее дурацкие прихоти?
УЧИТЕЛЬ. И дошли до абсурда… Кстати, меня с ней никто не видел. Никто не встретился у дома, в подъезде – и темно уже было. Так. Крови нельзя. Значит, удушить. У нас есть старое покрывало. Ты все собиралась в чистку его сдать.
ЖЕНА. Да, синее.
УЧИТЕЛЬ. Завернем в покрывало. Дождемся, когда будет совсем темно и глухо… И я вынесу.
ЖЕНА. Один не сумеешь. Трупы тяжелые.
УЧИТЕЛЬ. Тогда с тобой. Сыну не нужно, ни к чему…