Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

О.Нахимов А.Юдин С О Л Н Е Ч Н Ы Й Д А Р



                  О ВКУСНОЙ  И ЗДОРОВОЙ ДУХОВНОЙ ПИЩЕ

  (как самому приготовить сложный современный высокохудожественный фильм

из жизни ученых. Рецепт с иллюстрацией)

   Жизнь - штука сложная, и не все сценаристы знают, с какой стороны на нее

лучше смотреть. Только самые лучшие понимают, что смотреть лучше с той

стороны, с которой лучше. Начинающим же будет полезен наш рецепт.

   ВЫБОР ТЕМЫ.  Пойдите  на творческую кухню,  закройте глаза и ткните

пальцем.  Если вы попали в стену - пишите о строительстве.  Если стена

при  этом  развалилась - о недостатках в строительстве.  А если (и это

бывает чаще всего) в небо,  то пишите о чем-нибудь голубом  и  безумно

далеком от вас. Например, о науке.

   ФОРМА И СОДЕРЖИМОЕ. Готовить продукт лучше всего на вдохновении. Но так

как оно редко бывает в продаже, приготовьте что-нибудь на постном масле - это

сократит время поджаривания. Поскребите по сусекам. Соберите все известные

вам научные термины. Всыпьте. Помешивая, доведите до полного помутнения.

Возьмите весы и навесьте побольше лапши. Положите клубничку, веточку

развесистой клюквы. Понюхайте - правильный ли у блюда дух? Попробуйте на

вкус.

   Правильно приготовленный  шедевр  состоит из названия,  действующих

лиц и кульминации. И должен выглядеть примерно так:

                      С О Л Н Е Ч Н Ы Й Д А Р

Действующие лица:

Антон Хорошин - главный положительный герой.  Носит свитер. Ершист.

Валерий Плохевич - является подлецом.  Рядится в тогу.  Раньше подавал

надежды.

Элеонора Мухобоева - ученая.  В штанах. По натуре сложна.

Профессор Вениамин  Викентьевич  Вумный  - заведующий Отделом Открытий

Института Исследований.

   1ая серия. Трудовой будень. Антон и Элеонора открывают новую частицу. Тем

временем Плохевич катит бочки и роет ямы другим на научно-исследовательской

овощебазе.

   ХОРОШИН. - Эля, ты веришь в то, что мы откроем эту частицу?

   ЭЛЕОНОРА. - Да! Мы назовем ее неуклоном.  Она будет лететь быстрее света!

   ХОРОШИН. - Эля, ты испытываешь творческий подъем?

   ЭЛЕОНОРА. - Ага!

   ХОРОШИН. - Ты знаешь, Эля, раньше я думал,  что ты просто круглая дура...

   ЭЛЕОНОРА. - Разве это мешает тем, кто любит науку?!

   ХОРОШИН и ЭЛЕОНОРА (хором) - Сейчас мы откроем таинства природы!

     (Плохевич приближается к ним окольными тропами)

   ПЛОХЕВИЧ.  - Ни за что!  Сейчас я совершу бесчестный поступок.

   ЭЛЕОНОРА. - Нет, ты не сделаешь этого, ведь в глубине твоей души таится

огонь доброты! Надо только понять тебя.

   ПЛОХЕВИЧ. - Да? Знаете, я буду лучше воровать диссертации, носить дорогие

костюмы, и из-за меня случится, обязательно случится ужасная катастрофа... С

детства я поддавался вредным влияниям, хотел сделать большую-пребольшую

карьеру и влачить иждивенческий образ жизни. Я обуреваем низменными

желаниями, хочу заниматься чистой наукой, оторванной от практики! Сейчас

пойду в злачные места - употреблять там спиртные напитки и слушать пошлые

диски модных ВИА!

   ХОРОШИН. - А я тем временем буду трудиться, испытывая в этом естественную

потребность.

  (немая сцена. На фоне отдельных недостатков - силуэты героев, озаренные

мягким рентгеновским светом. Ансамбль скрипачей нежно и напевно исполняет за

кадром туш)

                         Конец I-ой серии.

  2-ая серия. Ответственный пост. Пост занимает профессор Вумный. Крупным

планом: профессор поворачивает к зрителям свое должностное лицо.

   ПРОФЕССОР. - Моя профессия - профессор. Или академик. Или я уже не помню.

В детстве я любил науку. Или детей. Или не любил. А теперь я старенький, и

шофер уступает мне место в моей машине. Я люблю говорить со студентами о

науке. Я вообще люблю говорить... Ах, наука! Она всегда ведет нас туда...

сюда... туда-сюда, где таятся тайны и загадываются загадки... Гравитация...

Флюктуация... Сенсибилизация... Слова-то какие!

  (Дверь распахивается настежь.  Входят Антон и  Элеонора,  высоко  неся

свое достоинство. Следом протискивается Плохевич)

   ПРОФЕССОР.  - А, Хорошин, опять вы со своими сумасшедшими идеями.

   ХОРОШИН. - Я верю, профессор! Вы поймете меня!

   ПРОФЕССОР. - Чего тут понимать. Вы опять опровергли таблицу умножения.

Я не дам вам уничтожить труд всей моей жизни!

   ХОРОШИН. - Профессор,  из-за вас мы станем жертвами науки, которых она

требует.

   ПРОФЕССОР. - Становитесь! А я буду почивать на лаврах и коверкать души

молодых ученых. Я, Хорошин, мракобес.

   ХОРОШИН. - Элеонора, давай потеряем веру в себя и уйдем отсюда! Выходи

за меня замуж!

   ЭЛЕОНОРА. - Нет, Антоша. Я выйду замуж за Плохевича. Ведь я так сложна

по своей натуре, а он такой подлец. Ему надо помочь.

   ХОРОШИН. - Но ты будешь страдать!

   ЭЛЕОНОРА. - Буду!  В огне страдания наша с тобой любовь, Антон, станет

еще чище!

   ПЛОХЕВИЧ. - А я тебя предам!

   ЭЛЕОНОРА.  - Верно! Уйди от меня к другой женщине.

   ПЛОХЕВИЧ. - Не сейчас. Потом. Когда у тебя будет ребенок. Или два.

   ХОРОШИН.  - Я вынужден ударить тебя по лицу.

   ПЛОХЕВИЧ. - И вовсе ты меня не ударишь!  Из-за своих высоких моральных

качеств.

   ХОРОШИН. - Все равно тебе не место в науке!

   ПРОФЕССОР. - Ах, наука! Это храм. Вы, молодые, открываете в нем двери...

Прорубаете окна... рушите стены... Варвары! Вы не понимаете науку. Вы любите

ее умом. А я ее люблю сердцем. Люблю старые, отжившие теории. Пускай они

неправильные, но они нас учат на ошибках... И вообще я мудрый. Как Платократ.

Или Архистотель. Только очень рассеянный. Ну вот! Опять где-то потерял

авторитет. Пойду искать.

                (Профессор уходит шаркающей походкой)

   ЭЛЕОНОРА. -  Ах,  как он страдает!  Я немедленно выхожу за него замуж!

Буду глубоко несчастной профессоршей. Или академшей.

   ПЛОХЕВИЧ. - Выходи лучше за меня! По расчету.

   ЭЛЕОНОРА. - Не могу. Ведь я так сложна по своей натуре.

     (Поет песни на стихи В.Шекспира, О.Мандельштама, Э.Рязанова)

   ХОРОШИН. - Я счастлив, Эля! Я люблю тебя!

                 (Поет песни на стихи композиторов)

  ПЛОХЕВИЧ.  - О,  как я морально побежден!

  (Звучит финальный аккорд в исполнении  Очень  Большого  Симфонического

Оркестра)



  (\"Литературная газета\" N44, 31.10.1984)