Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Б. Е. Немцов

В. С. Милов

СОЧИ И ОЛИМПИАДА

ВВЕДЕНИЕ

Еще свежи воспоминания о том, как радовались в июле 2007 года сочинцы, получив известие из Гватемалы о победе их города в споре за право проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 года. Жители Сочи праздновали эту победу на улицах города день и ночь, ликуя и размахивая флагами. Завоевание права на проведение зимней Олимпиады-2014 — огромное достижение России. Мы, авторы настоящего доклада, как и многие россияне, хотели бы, чтобы зимние Олимпийские игры 2014 года прошли успешно, и прошли в России. Мы — за Олимпиаду.

Однако идет время, и олимпийская эйфория сменяется тревогой. Сегодня олимпийская мечта стремительно ускользает из рук сочинцев, а вся Россия рискует потерять и Олимпийские игры 2014 года, и единственный уникальный приморский курорт.

Идея провести зимнюю Олимпиаду в приморском городке с субтропическим климатом, окруженном горами, где инфраструктура практически не модернизировалась с советских времен, все больше выглядит безумной авантюрой. Зимние виды спорта (кроме горных лыж) благодаря субтропическому климату в Сочи неразвиты, основные спортсооружения — ледовые дворцы, биатлонные и лыжные трассы — придется строить с нуля. Из-за сложного горного рельефа местности строительство транспортной инфраструктуры, со множеством тоннелей и мостов, выходит в астрономические суммы. Огромная нагрузка на небольшую территорию Сочи угрожает городу катастрофическими последствиями.

Некстати пришелся и экономический кризис: чрезвычайно важные для подготовки к Олимпиаде годы, начиная с 2009-го, придутся на время, когда Россия будет испытывать серьезные финансовые трудности из-за падения цен на экспортное сырье, оттока капитала, фактического банкротства крупных корпораций, взявших на себя обязательства софинансировать Олимпиаду. Финансовый вопрос очень важен: Сочинская Олимпиада поставит рекорд по затратам в истории зимних Олимпийских игр, и срыв финансирования может полностью развалить принятый график олимпийских работ.

Сегодня стали реальностью как срыв подготовки Олимпиады в установленные сроки, так и нанесение Сочи неприемлемого ущерба чересчур интенсивным строительством олимпийской инфраструктуры.

СУЩЕСТВУЮЩИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ ПЛАН РАЗРУШИТ СОЧИ

Путинский план проведения Олимпиады-2014 в Сочи угрожает разрушить Сочи. Город физически не готов к огромной строительной, экологической, транспортной нагрузке, которую ему предстоит выдержать, если Зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут по сценарию, разработанному Путиным. Сценарий Путина предполагает:



• чрезмерное насилие над инфраструктурными возможностями Сочи (транспорт, энергетика, системы водоснабжения и канализации);

• растрату беспрецедентного объема бюджетных средств, многократно превышающих стандартные расходы на проведение Зимних Олимпийских игр;

• разрушение уникальной экологии региона;

• удар по курортной экономике города и завоз тысяч временных рабочих, способных дестабилизировать обстановку в Сочи;

• сооружение «потемкинских деревень», которые после окончания Игр окажутся никому не нужны.



Проведение Олимпиады превращается в показушно-воровское мероприятие, способное нанести Сочи катастрофический ущерб.

Рассмотрим различные проблемы подробнее.

ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС

Сочи уже стоит на пороге транспортного коллапса — по концентрации автотранспортных средств (их здесь около 120 тысяч) на душу населения Сочи опережает Москву. Движение по действующей главной автотрассе исключительно затруднено, особенно в летний период. Многокилометровые пробки стали бичом города; в часы пик скорость передвижения транспорта здесь медленнее, чем в Москве. В пределах Центрального и Хостинского районов города автодорога М-27 проходит по основным городским улицам — Виноградной и Курортному проспекту. Интенсивность автомобильного движения на этих участках достигает в летние месяцы 32 тысяч и более автомобилей в сутки при средней скорости движения менее 10–15 км/ч.[1]

Первоначально для решения проблемы пробок министр транспорта Игорь Левитин предложил построить второй ярус Курортного проспекта. Однако неадекватность этой идеи была очевидной с самого начала: чтобы начать строительство второго яруса, Курортный проспект пришлось бы закрывать, а это полностью парализовало бы транспортнуюсистему Сочи на время строительства (минимум 1–2 года). Слава Богу, от «креативной» идеи министра Левитина отказались — хотя принятие такого решения одним росчерком начальственного пера было совсем не исключено. Запланированная к сооружению дублирующая автомагистраль будет четырехполосной только на участке длиной в 10,8 км от улицы Земляничной до транспортной развязки в районе реки Псахе. Ее сооружение мало поможет решению транспортных проблем города. Основные средства — 242 миллиарда рублей — планируется выделить не на развитие транспортных магистралей и развязок в самом городе, не на обеспечение прибрежного сообщения по линии Лазаревское-Центральный район-Адлер, где наиболее сильный транспортный поток, а на строительство дороги-связки между Адлером и Красной Поляной (подробнее о ней ниже), которая после Олимпиады будет мало востребована.

Наплыв автотранспорта, связанный с Олимпиадой, полностью парализует автомобильное движение в Сочи — если, конечно, сочинцев не решат просто «удалить» из города, запретив им показываться на улицах, как это было сделано в отношении жителей Санкт-Петербурга в 2006 году во время саммита «Большой восьмерки».

Сложный горный рельеф Сочи приводит к тому, что строительство транспортной инфраструктуры сопряжено с необходимостью сооружать множество горных тоннелей и мостов. Это очень дорого, а главное, долго: например, чтобы успеть к 2013 году построить запланированную дорогу Адлер — Красная Поляна, придется прорубать тоннели со скоростью 500 метров в месяц, хотя пока их строительство даже и не начато. Перспектива не успеть к Олимпиаде более чем реальна.

ХРОНИЧЕСКИЙ ЭНЕРГОДЕФИЦИТ

Отдельный вопрос — энергоснабжение Олимпиады. Сочи — глубоко энергодефицитный регион, по схеме электроснабжения являющийся тупиковым. Только в 2004 году была пущена в эксплуатацию первая очередь Сочинской ТЭС мощностью 80 мегаватт (в свое время решение о начале финансирования ее строительства принималось правительственной комиссией под руководством Бориса Немцова). Однако этого все равно недостаточно для обеспечения потребностей города в электроэнергии: уже сегодня потребление составляет около 400 мегаватт.

С учетом других небольших источников электроэнергии (Краснополянской ГЭС и Туапсинской ТЭС, в сумме дающих около 30 мегаватт мощности) Сочи покрывает свои потребности в электричестве всего на четверть. Передача электроэнергии из других регионов проблематична: традиционно Сочи ориентировалось на подачу электроэнергии от Ингури ГЭС, находящейся на территории Грузии. Сейчас, в силу очевидных причин, организация поставок электроэнергии из Грузии невозможна.

Поставка электроэнергии с Кубани через горные линии электропередачи сложна и связана с постоянными перебоями в подаче электричества: питающие Сочинский энергорайон линии электропередачи на участке Центральная-Шепси проходят в единственном узком горном коридоре, подвержены частому воздействию экстремальных погодных условий. Энергорайон Сочинских электрических сетей отнесен к особым категориям по ветру и гололеду, осадкам и оползневым явлениям.

При этом новая нагрузка сооружаемых олимпийских объектов, по уточненным оценкам 2008 года, составит не 218 мегаватт, как планировалось при принятии решения о проведении Олимпиады, а 650 мегаватт.[2]

Электропотребление в Сочи

Планы олимпийского строительства предусматривают сооружение новых энергомощностей — Адлерской и Туапсинской ТЭС (совокупной мощностью 510 мегаватт), увеличение мощности Сочинской ТЭС с нынешних 80 до 300 мегаватт, а также сооружение каскада ГЭС на реке Мзымта мощностью 23 мегаватт. Однако это строительство, во-первых, стоит денег, а во-вторых, требует поставок природного газа.

Олимпийская программа оценивает стоимость сооружения энергообъектов в 49 миллиардов рублей. Помимо этого, для снабжения электростанций природным газом придется построить газопровод Джубга-Лазаревское-Сочи протяженностью 174 километра, из которых 151 займет подводный газопровод по дну Черного моря. Стоимость этого строительства составит до 300 миллионов долларов,[3] при этом потребуется обеспечить поставки в Сочинский регион около 2 миллиардов кубометров газа. Это непростая задача, с учетом того, что «Газпром» сегодня испытывает трудности с обеспечением надежных поставок природного газа потребителям — добыча газа падает, новые месторождения не вводятся.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ: ИНЖЕНЕРНЫЙ КОЛЛАПС

Одной из основных проблем, связанных с Олимпиадой-2014, является крайне неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации города и прилегающих районов. Существующая система водоснабжения и канализации спроектирована с расчетом на численность постоянного населения города, не превышающую 240 тысяч человек. Но уже в настоящее время в Большом Сочи проживает более 400 тысяч человек, а во время Олимпиады ожидается прибытие еще около 250 тысяч человек! Городские очистные сооружения не справляются с нагрузкой, вследствие чего в море и реки регулярно попадают сточные воды. По мнению ряда экологов, в Сочи в ближайшие пять лет могут возникнуть проблемы, связанные с нехваткой качественной питьевой воды. Городская канализация на 70 % изношена, при этом в некоторых городских кварталах современная канализация просто отсутствует.

Требуется фактически полная замена городской канализационной сети. Но очевидно, что модернизацию канализационной сети не удастся совместить с масштабными строительными работами, прокладкой сотен километров новых городских дорог, сооружением новых железнодорожных путей. При этом, в связи с охватившим Россию экономическим кризисом и заявлениями премьера Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Козака о сокращении расходов на Олимпиаду, стоит ожидать урезания прежде всего статей, связанных с модернизацией инженерной инфраструктуры города — ради отчета перед МОК на спортивных объектах предпочтут не экономить. Сочинцев просто обманывают, обещая вместе с Олимпиадой модернизировать системы водоснабжения и канализации.

НЕПОПРАВИМЫЙ УДАР ПО КУРОРТНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ СОЧИ

Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации в Сочи уже сегодня крайне отрицательно влияет на состояние морской воды. По информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), проверка водоканала в районе Большого Сочи выявила повсеместное нарушение технологии очистки сточных канализационных вод. Свалки промышленных и бытовых отходов Сочи эксплуатируются с грубыми нарушениями природоохранного законодательства. Ни одна свалка города не имеет соответствующей разрешительной документации.[4]

Можно только предположить, что будет с качеством морской воды в районе Сочи, если нагрузка на город в результате наплыва строительных рабочих и гостей Олимпиады возрастет, а адекватной модернизации систем водоснабжения и канализации осуществлено не будет.

По объему сброса в расчете на одного жителя Краснодарский край является лидером среди субъектов Российской Федерации. Глубоководные стоки находятся в неудовлетворительном состоянии: из 39 технически неисправны 11, требуют удлинения — 5, а через 10 производится сброс вод непосредственно у береговой черты. По закону выпуски стоков, тем более несущих экологически опасные химические вещества, должны находиться на расстоянии двух миль от берега.

Лучшие пляжи в Сочи будут отданы под два грузовых порта мощностью по 5 миллионов тонн грузов каждый, которые предполагается построить в Имеретинской низменности. Один порт планируется разместить в районе устья реки Псоу, другой — в устье реки Мзымта. По мнению экологов, реализация этих проектов приведет к полному уничтожению последних приморских экосистем Имеретинской низменности, а также уничтожению пляжей.

Строительство портовых сооружений нарушит движение гальки, прекратит постоянную подпитку имеретинских пляжей. Уже сегодня потребность Сочи в пляжах составляет 15 млн. кв. метров, при нынешней площади пляжей около 1,2 млн. кв. метров — в 12 раз меньше!.. В нынешнем состоянии пляжи могут вместить по санитарно-гигиеническим нормам всего лишь 250 тыс. человек, хотя число ежегодно посещающих Сочи туристов составляет миллионы. Массовые изъятия песка и гальки с пляжей и из русел рек, перехват потока пляжных наносов портовыми сооружениями нанесет серьезный, невосполнимый ущерб рекреационному потенциалу этих территорий, акватории Черного моря. По санитарным нормам, защитная зона у постоянно действующего грузового порта, где должно быть запрещено проживание людей (перевалка сухих грузов может приводить к росту заболеваемости бронхитом, астмой и туберкулезом), должна составлять не менее 1000 метров.

При этом после окончания Олимпиады портовые мощности окажутся не нужны: один из грузовых портов, сооружаемый компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски, предполагается перепрофилировать в частный яхт-клуб на 400–500 мест, который будет служить приезжим олигархам, но не сочинцам.

Для минимизации ущерба городу от строительства портов экологи предлагают объединить предполагаемый грузопоток двух будущих грузовых портов в один порт, а вместо грузового порта создать понтонный. Однако эти разумные предложения никто не хочет слышать.

Подготовка и проведение Олимпиады 2014 могут негативно сказаться на всем природном комплексе региона в целом, так как до настоящего момента не определены границы охраняемой зоны Кавказского государственного природного биосферного заповедника, не установлены границы и режим округов санитарной охраны Сочи, отсутствует генеральный план развития Сочи. Следствием этого стала несанкционированная застройка земель, в том числе и на землях первой горно-санитарной зоны охраны курортов, которая уже наносит непоправимый ущерб потенциалу Сочи как курорта. В ближайшие годы Россия может потерять единственный общедоступный массовый приморский курорт, находящийся на территории нашей страны, на месте которого окажется полностью загаженный нечистотами, непригодный для отдыха город.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ АВАНТЮРИЗМ

Все основные объекты Олимпиады-2014 предполагается разместить в районе Имеретинской бухты на площади в 21 кв. км, на 7-километровом участке побережья, 3 км в глубину, расположенного между реками Псоу и Мзымта. Т. е. размещение основной олимпийской инфраструктуры планируется осуществить на пойменных землях.

С геологической точки зрения это — чистая авантюра. Возведение капитальных сооружений в илистых и болотистых грунтах практически невозможно. Качественная экспертиза, позволяющая определить пригодность ландшафта Сочи для размещения олимпийских и инфраструктурных объектов, в необходимом объеме не проводилась, а принятый закон о подготовке к проведению Олимпиады, фактически приостанавливающий на территории Сочи действие российской Конституции и законов на 10 лет, объявляет не обязательным проведение общественных слушаний и обнародование результатов экспертизы.

Например, в конце январе информационное агентство Regnum опубликовало открытое письмо академика РАЕН, доктора геолого-минералогических наук, профессора В. И. Пахомова, основанное на материалах, представленных бывшему первому вице-президенту ГК «Олимпстрой» Андрею Строеву, в настоящий момент — вице-мэру Сочи, и содержащих диагноз геологического строения Имеретинской низменности для выработки проектных и инженерных решений при проведении строительно-монтажных работ на объектах Олимпиады-2014 в Сочи. Академик В. И. Пахомов пишет:[5]


«В настоящее время данной [трехмерной] модели Имеретинской низменности нет ни у кого. … Но при этом по нарастающей объявляются и проводятся конкурсы и тендеры на проведение строительных работ на территории Имеретинской низменности. Возникает вполне закономерный вопрос. А кто ответит в заключение за качество этих сооружений? И выдержат ли они хотя бы до сроков окончания Олимпийских игр 2014 года? Вот на этот концептуальный вопрос ответа никто пока дать не может. Все прекрасно понимают (в первую очередь — реальные профессионалы), что с „наскока“ на территории Имеретинки строить капитальные объекты и сооружения категорически нельзя. Это просто опасно.
Необходимо произвести все положенные и крайне необходимые подготовительные работы и мероприятия, среди которых в первую очередь занимают геофизические исследования, включая сейсморазведку и электроразведку (которые так никто до настоящего времени не выполнил).
Тем более, что территория Имеретинской низменности относится по микросейсмическим характеристикам к 5-ти бальной. А здания планируются без учета этих сейсмологических особенностей территории. Кроме этого можно отметить тот факт, что в связи со сложным гидрогеологическим строением крайне необходимые геофизические исследования на территории Имеретинской низменности не выполнены и по настоящее время в ГК „Олимпстрой“.
Проект инженерной защиты территории Имеретинской низменности тоже вернули на доработку в ГК „Олимпстрой“ в декабре 2008 года. Возможно по этой причине… Но тендеры то все равно проводятся!!!!
На что рассчитывают руководители корпорации? На то, что им повезет!!!»


Отношение властей к необходимости серьезной экспертизы хорошо иллюстрирует высказывание бывшего мэра Сочи Виктора Колодяжного (ныне главы корпорации «Олимпстрой») на встрече с жителями Имеретинский долины: в ответ на замечание одного из участников встречи о том, что геологических изысканий перед началом строительных работ не проводилось и ни одного геолога на месте строительства олимпийских объектов не видели, Колодяжный заявил, что новые технологии позволили осуществить сканирование местности с вертолета[6](!) и оценить ее пригодность для реализации планов застройки.

НЕЗАКОННОЕ ВЫСЕЛЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ С ИХ ЗЕМЕЛЬ

В Имеретинской низменности, расположенной на побережье Черного моря в междуречье рек Мзымта и Псоу — в одном из самых живописных мест Большого Сочи — власти решили разместить ряд новых олимпийских объектов: малую ледовую арену для хоккея с шайбой, ледовый дворец спорта для соревнований по фигурному катанию, крытый конькобежный центр, ледовую арену для кёрлинга, стадион для церемоний открытия и закрытия Игр, пресс-центр и Олимпийскую деревню. Здесь также предполагается расположить два грузовых порта, о которых речь шла выше. Сегодня в этих местах проживают люди, занимающие эти места в пятом-седьмом поколении. Ради строительства олимпийских сооружений и порта власти решили выселить людей с их земель, разрушив принадлежащие им дома. Планируется выселить жителей 404 частных и 32 многоквартирных домов. Выселение людей осуществляется самым беспардонным способом: в ответ на законное требование жителей Имеретинской долины — сначала предоставить им новое жилье, власти буквально вышвыривают людей на улицу.

Вопрос предоставления имеретинцам адекватной компенсации и современного жилья взамен домов, из которых их выселяют, так и не решен. В январе 2009 г. замгубернатора Краснодарского края Василий Назирадзе заявил, что граждане должны будут в обязательном порядке освободить свои земли и дома не позднее 31 марта 2009 года,[7] при этом власть не готова предоставить им новое постоянное жилье, и намерена переселить сочинцев во временные жилища — пансионаты и временные квартиры. Имеретинцы до сих пор не знают, во сколько оценены их участки и дома, и какую компенсацию за олимпийское переселение они получат от государства.

В марте жителе Имеретинской долины, поспешно и жестоко выселяемые из своих домов, приняли решение обратиться в Европейский суд по правам человека для защиты своих прав. Если это произойдет, рассмотрение дела в Европейском суде накануне Олимпиады выставит российское государство на международной арене в крайне неприглядном свете, серьезно ударяя по репутации и России, и будущих Игр-2014.

Такое жестокое обращение властей со своими гражданами просто недопустимо. Прежде чем переселять людей для строительства олимпийских объектов, власть обязана заплатить им компенсации, исходя из справедливой оценки стоимости их собственности, и предоставить адекватное постоянное жилье. Тем более что из расчета средней стоимости компенсации для одного частного домовладения в 1–1,5 млн. долларов для 400 домовладений (около 600 млн. долларов), а также приблизительной оценки стоимости расселения 32 многоквартирных домов (еще порядка 400 млн. долларов) сумма компенсаций гражданам за расселение уложится в пределах 1 млрд. долларов — вполне посильные средства для нашего государства, запланировавшего космические расходы на строительство олимпийской инфраструктуры, но не желающего заплатить справедливую компенсацию своим гражданам.

УДАР ПО ЭКОНОМИКЕ СОЧИ И УГРОЗА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ МИРУ

До 50% населения Сочи имеет частный бизнес, связанный с курортниками. С деятельностью санаторно-курортной сферы, так или иначе связаны до четверти трудоспособных жителей города. Превращение города в гигантскую стройку на несколько лет подряд просто отпугнет из города многих туристов. По экономике Сочи будет нанесен катастрофический удар. Еще одна угроза — планы привлечь к строительству до полутора сотен тысяч рабочих из Турции, Китая и Таджикистана. Маленький город не готов к массовому наплыву трудовых мигрантов, а приезд рабочих из Турции может спровоцировать межнациональные конфликты с армянской общиной, которая весьма многочисленна в городе.

УГРОЗА ВОЕННОГО КОНФЛИКТА

Наконец, не стоит забывать, что Сочи находится в зоне военного противостояния между Россией и Грузией, крайнее обострение которого случилось в ходе вооруженного конфликта в августе 2008 года. С учетом того, что Россия признала независимость Абхазии и приняла решение о размещении там своей военной базы, а Грузия не признает эти решения законными, не исключена новая вспышка военного конфликта. Между властями Грузии и Абхазии происходит постоянный обмен агрессивной милитаристской риторикой, проводятся военные приготовления.

Это создает беспрецедентную угрозу безопасности Игр: ни одна из зимних Олимпиад не проводилась в такой близости от очага вооруженных конфликтов.

ГРАНДИОЗНАЯ ВОРОВСКАЯ АФЕРА

Нет сомнений, что главная неафишируемая цель проведения Олимпиады для правящей верхушки — украсть побольше средств, выделяемых из бюджета на ее проведение. Чтобы понять это, достаточно всего лишь взглянуть на олимпийский бюджет — в прошлом году он оценивался в 314 млрд. рублей. И это без учета объявленных в январе оценок стоимости строительства совмещенной автомобильной и железной дорог Адлер — Красная Поляна, которое обойдется в 242 млрд. рублей (прежде в бюджете сочинской Олимпиады фигурировали расходы на строительство дороги Адлер — Грушевая поляна в сумме 28,4 млрд. рублей, однако в связи с переносом олимпийских объектов из Грушевой поляны по требованиям экологов от строительства этой дороги отказались).

Т.е. реальная стоимость Олимпиады в Сочи (с учетом добавления стоимости дороги Адлер — Красная Поляна), в соответствии с ФЦП «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)» плюс расходами на строительство дороги Адлер — Красная Поляна, составит 527 (!) млрд. рублей.[8] По курсу 35 рублей за доллар это 15,1 миллиардов долларов.

Кто-то назовет эту цифру «рекордной»; мы предпочитаем называть ее позорной и скандальной. Стандартная стоимость проведения зимних Олимпиад в последние годы колебалась вокруг 2 млрд. долларов.

В марте 2009 года вице-премьер Дмитрий Козак объявил, что расходы на Олимпиаду вдруг неожиданным образом сократились до 218 млрд. рублей. Непонятно, входит ли в эту цифру сооружение инфраструктурных, энергетических и других сопутствующих объектов (пока изменения в официальную ФЦП не внесены, и официально действительна цифра в 314 млрд. рублей), однако даже новая цифра в 218 млрд. рублей в разы превосходит стандартную стоимость проведения Зимних Олимпийских игр. В озвученную Д. Козаком сумму в 218 млрд. рублей также явно не входят 242 млрд. рублей, предназначенных для строительства железной и автомобильной дорог Адлер — Красная Поляна.

Стоимость проведения Зимних Олимпийских Игр, млрд. долларов

Такая разница между стандартной стоимостью проведения Зимних Олимпиад и стоимостью Сочинских игр не может не наводить на мысль о том, что российские власти вознамерились большую часть средств, выделенных на Олимпиаду, просто украсть. Размер откатов и завышения смет при сооружении олимпийских объектов, судя по всему, будет чудовищным.

КОРРУПЦИЯ И ОТКАТЫ

Из общей сметы Олимпиады в Сочи 314 миллиардов рублей[9] две трети — 195 млрд. рублей — выделены из бюджета. При этом лишь 31,3 млрд. рублей планируется направить на спортсооружения, всего 2,5 млрд. — на экологию. Основные средства — 216 млрд. рублей — пойдут на создание транспортной инфраструктуры (и это без учета упомянутых выше 242 млрд. на строительство дороги Адлер — Красная Поляна), сооружение энергообъектов и строительство гостиниц.

Можно только представить себе фантастическую степень коррупции при распределении этих средств. Например, по оценкам Минтранса России, работы по проекту строительства совмещенной автомобильной и железной дорог «Адлер — Красная Поляна» обойдутся в 242 млрд. рублей. В рамках проекта планируется спроектировать и построить 48 км электрифицированной железной дороги с тремя новыми станциями и реконструкцией станций Сочи, Адлер, Веселое, а также более 50 км автодороги с соединительными дорогами между существующей и новой автомагистралями. Проект включает сооружение 26,5 км тоннелей, в том числе 10,3 км железнодорожных, 6,7 км — автомобильных, 9,5 км — штольни. Также предполагается строительство 35 км мостов и эстакад.[10]

Это означает, что стоимость одного погонного километра дороги составит свыше 4,8 миллиардов рублей, или около 140 миллионов долларов по текущему рыночному курсу!

В международной практике строительства дорог максимальная планка стоимости строительства — 70 млн. долларов за километр. Как правило, такие цифры характерны только для сложных горных тоннелей — например, в швейцарских Альпах. Однако только 27 из 50 километров дороги «Адлер — Красная Поляна» будут представлять из себя тоннели. Даже если взять за ориентир высокую оценку стоимости строительства тоннелей, 70 млн. долларов за километр, на все 27 км тоннелей получается 1,9 миллиардов долларов (между прочим, сумма, равная полному бюджету Зимней Олимпиады в Ванкувере, Турине или Солт-Лейк-Сити).

Добавим еще стоимость строительства 35 километров мостов — оценив их, допустим, в 50 миллионов долларов за километр. (Например, введенный в строй в 2008 г. 36-километровый морской мост через Ханчжоуский залив в Восточном Китае, в провинции Чжэцзян, обошелся в 45 млн. долларов за километр, его общая стоимость составила 1,64 млрд. долларов.) Еще 1,7 млрд. долларов.

Таким образом, объективная стоимость сооружения всей дороги Адлер — Красная Поляна не должна превысить 4 миллиардов долларов. А она запланирована в сумме 7 миллиардов долларов.

Вот так можно получить представление о коррупции, сопутствующей строительству объектов, связанных с Олимпиадой.

В дороге Адлер — Красная Поляна с ее космической стоимостью нет и принципиальной нужды: есть и другие варианты организации постоянного транспортного сообщения с Красной Поляной, гораздо более выгодные, например: ряд специалистов предлагает построить дорогу принципиально по другой трассе: от кольца Краснодарского моста через Ажек и Медовеевку до Красной Поляны. По расчетам, ее длина составит 45 км. Прокладка трассы по такому варианту имеет целый ряд преимуществ: в этом случае большая часть транспорта в Красную Поляну из центра со стороны Дагомыса не пойдет по Курортному проспекту и другим перегруженным улицам Сочи, а строить новую дорогу не так уж сложно, так как на большей части ее трассы проложена старая трасса. Есть и вариант строительства для связи с Красной Поляной канатных дорог с гондолами вместимостью от 180 человек, для осуществления пассажирских и некоторых грузовых перевозок, по опыту альпийских стран — Германии, Швейцарии, Австрии. Канатная дорога сможет соединить Красную Поляну с улицей Пластунской или со Старой Мацестой, давая возможность проехать на Красную Поляну напрямую из центра города. Использование этих вариантов (строительство альтернативной автодороги на Красную Поляну от кольца Краснодарского моста через Ажек и Медовеевку, сооружение канатной дороги) значительно удешевит расходы на Олимпиаду. С этими предложениями, например, недавно выступил Вячеслав Воронков, руководитель Сочинского горисполкома в 1955–1977 гг., почетный гражданин города Сочи.[11]

Однако власти упорно двигают идею строительства трассы Адлер — Красная Поляна в чрезвычайно сложных инженерных условиях. Есть основания полагать, что главным мотивом для таких действий являются не столько Олимпиада или забота о развитии Сочи, сколько коррупционные интересы и желание чиновников заработать на проекте сказочной дороговизны.

Дублирующая автомагистраль в Сочи длиной в 17 километров (от транспортной развязки в районе реки Агуры до транспортной развязки в районе реки Псахе) составит 23 миллиарда рублей, или около 40 миллионов долларов за километр (по текущему рыночному курсу).[12]

Не лучше и ситуация с энергообъектами: запланированные 1,1 млрд. долларов на строительство энергообъектов (не считая 300 млн. долларов на строительство подводного газопровода Джубга-Лазревское-Сочи) означают, что стоимость одного вводимого киловатта электрической мощности составит около полутора тысяч долларов. Для сравнения: стандартная стоимость одного кВт новой мощности парогазовых и газотурбинных станций — 500–800 долларов.

Вопрос, куда на самом деле пойдет разница между реальной и сметной стоимостью сочинских транспортных и энергетических объектов, риторический. Удивительно другое — неужели международное сообщество сквозь пальцы посмотрит на такой вопиющий пример отмывания средств через Олимпиаду???

СТРОИТЕЛИ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ — КОМПАНИИ-БАНКРОТЫ

Хотя около трети предолимпийских расходов должны взять на себя внебюджетные источники, с этими источниками сегодня — тоже проблема. Компании, финансирующие строительство олимпийской инфраструктуры, из-за экономического кризиса оказались на грани банкротства. Прежде всего это относится к структурам предпринимателя Олега Дерипаски, который сегодня оказался в положении фактического банкрота: его компания «Базовый элемент» получила подряды на строительство горной олимпийской деревни, аэропорта, морского порта «Имеретинский» в устье реки Мзымта.

На какие средства «Базовый элемент», оказавшийся на грани выживания, будет осуществлять строительство этих объектов, непонятно. Пока он получает финансовую помощь от государства: в феврале-марте государственный Внешэкономбанк выделил «Базовому элементу» 5,4 миллиарда рублей на модернизацию аэропорта и 4 миллиарда рублей на строительство порта в устье Мзымты. Таким образом, строительство все равно осуществляется на государственные деньги.

Не в самом лучшем положении и «Газпром», который в 2009 году из-за резкого падения международных цен на газ будет балансировать на грани убыточности и вынужден уже сейчас резко сокращать свою инвестиционную программу. Силами «Газпрома», помимо газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи стоимость в 300 млн. долларов, планировалось построить лыжные трассы, лыжный стадион и другие сооружения инфраструктуры на хребте Псехако, горнолыжные трассы и гостиницы. Кризис поставил эти планы под угрозу.

ОЛИМПИЙСКИЙ ПЛАН ПУТИНА — НЕПОПРАВИМЫЙ УДАР ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ[13]

Создание олимпийской инфрастуктуры в Сочи нанесет невосполнимый масштабный ущерб уникальной дикой природе и биологическому разнообразию Западного Кавказа. Наибольшую часть комплекса олимпийских сооружений планируется построить в окружении ценнейших территорий дикой природы, обладающих особо охраняемым статусом (Кавказский заповедник, включенный в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, а также Сочинский национальный парк, Сочинский заказник). Масштабное строительство будет разворачиваться не в каких-то нарушенных и вторичных экосистемах, а на территории крупнейшего в Европе массива нетронутых горно-лесных экосистем, обладающего уникальным биологическим разнообразием, сохранение которого имеет мировое значение.

Большая часть природных территорий в районе Красной поляны, где планируется построить значительную часть олимпийских объектов, по своей ценности ничуть не уступает территории Кавказского заповедника и планировалась к включению в состав объекта Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ» — это не произошло только благодаря противодействию отдельных чиновников. Если бы не такое противодействие, то сейчас в состав Всемирного Наследия входили бы полностью вся территория Грушевого хребта, хребта Псехако, большая часть хребта Аибга. Таким образом, практически все олимпийские объекты в районе Красной поляны, согласно изначальной схеме из размещения, за исключением фристайл-центра и комплекса трамплинов, находятся на исключительно ценных природных территориях.

Строительство, которое уже начато и ведется, крайне разрушительно для уязвимых экосистем в районе Красной Поляны — уже вырублены обширные участки девственных лесов, необратимо нарушены естественные ландшафты, разрушены места обитания многих редких видов животных и растений. Строительство ведется с грубыми нарушениями законности — прежде всего, нарушается Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Уже сейчас — на начальной стадии — это строительство приводит к серьезным природным катаклизмам. Таким как, например, обширный оползень, произошедший в долине Сулимовского ручья при строительстве компанией «Роза-Хутор» дороги на склонах хребта Аибга в 2007 году.

Власти открыто плюют в лицо экологам — например, председатель Олимпийского комитета России Леонид Тягачев однажды заявил, что «если придут и начнут, потрясая Конституцией, кричать о том, что нельзя рубить елки и сосны, нам будет проще поменять Конституцию».[14]

Такое отношение отражает общий подход путинской верхушки к организации Олимпиады — им плевать не только на окружающую среду, но и на закон.

В связи с планами проведения Олимпийских игр в спешном порядке меняется законодательство страны, узаконивается отмена обязательности государственной экологической экспертизы, принудительное изъятие земель под олимпийское строительство без возможности оспорить его в суде, вывод особо ценных природных территорий из-под охраняемого статуса. Например, в 2006 году в спешке было изменено функциональное зонирование Сочинского национального парка, что позволило властям вывести из заповедной и особо охраняемой зон Сочинского нацпарка земли, которые были намечены под олимпийское строительство. Распоряжением правительства № 238-р от 27 февраля 2003 г. к землям, которые могут быть переданы в аренду для создания туристско-спортивного горно-климатического комплекса Красная Поляна, были отнесены не только обширные территории заповедной и особо охраняемой зоны Сочинского национального парка на хребтах Псехако, Грушевый, Аибга и Ачишхо, но и земли Кавказского заповедника на хребте Табунный и в урочище Медвежьи Ворота.

Согласно еще одному распоряжению Правительства РФ (№ 81-р от 26.01.2007 г.) было принято решение, допускающее строительство большого количества рекреационных объектов на Грушевом хребте — в охранной зоне Кавказского заповедника, имеющей особую природоохранную ценность. Застройка этих территорий приведет к полному уничтожению лесной среды на площади строительства, деградации лесной среды в результате фрагментации природных комплексов при строительстве инфраструктуры, уничтожению среды обитания редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и Краснодарского края.

На территории Кавказского заповедника в районе кордона Лаура планируется построить участок подъездной дороги к хребту Псехако, здесь уже построен мост через реку Ачипсе. Здесь же, на территории Кавказского заповедника, планируется сделать водозабор для обеспечения олимпийских объектов. В охранной зоне Кавказского заповедника запланировано построить санно-бобслейную трассу, горную олимпийскую деревню, биатлонный комплекс, подъездной участок от биатлонного комплекса к горной олимпийской деревне, дороги.

Все это незаконно. Строительство любых объектов, которые сейчас намечено разместить в Кавказском заповеднике (который является ядром объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ») и в его охранной зоне, которая играет роль буферной зоны данного объекта Всемирного природного наследия, должно быть исключено.

Даже сами власти признают, что никакой качественной оценки экологических последствий строительства олимпийских объектов не проводилось: как сообщило в марте 2009 года Северо-Кавказское межрегиональное управление по экологическому и технологическому надзору, начало серии государственных экологических экспертиз материалов рабочих проектов по объектам Олимпийского строительства в Сочи, государственным заказчиком по которым определена госкорпорация «Олимпстрой», показало, что общей чертой всех проектных материалов является слабая проработка раздела, включающего природоохранные мероприятия. Эксперты государственной экологической экспертизы отметили, что «проектными организациями не используется имеющаяся огромная база данных о состоянии животного и растительного мира в районе строительства, неверно выполнена оценка воздействия намечающегося строительства на окружающую среду, сделан неверный прогноз последствий для особо охраняемых природных территорий и неточное определение размеров ущерба».[15] Заметьте: это утверждение не независимых экологов, и не оппозиционных политиков, а представителей государственного органа власти, ответственного за экологический надзор.

ЧТО ПОСЛЕ ОЛИМПИАДЫ?..

Сооружаемые олимпийские объекты будут сосредоточены в регионе, где невозможно их дальнейшее эффективное использование. В Краснодарском крае и на Юге России в целом по вполне понятным причинам не существует массового зимнего спорта.

Например, в Сочи планируется построить несколько стадионов и ледовых дворцов, а всего вместимость сооружаемых 14 спортивных объектов составит более 190 тысяч зрительских мест. В числе возводимых объектов — центральный стадион, большая и малая ледовые арены, ледовый дворец в Имеретинской низменности, арена для кёрлинга.

Сейчас все увлечены обсуждением подготовки в Олимпиаде, и мало кто задается вопросом — а что будет с этими спортивными аренами после Олимпиады?..

В Сочи нет ни традиций хоккея на льду, конькобежного спорта и фигурного катания, ни команд, ни спортсменов, участвующих в этих видах спорта. Это и неудивительно, что в субтропическом городе нет традиции кататься на коньках. Кому будут служить после постройки многочисленные ледовые дворцы?..

Сочи — небольшой город, где 200 тысяч стадионных мест будут просто лишними. Здесь все население — чуть больше 400 тысяч человек, включая маленьких детей. Главная спортивная арена города — Центральный стадион имени Славы Метревели — рассчитан на 10 тысяч 200 мест, и тот был полностью заполнен лишь однажды в своей истории.

После проведения Олимпиады новые стадионы будут простаивать или, в лучшем случае, превратятся в вещевые рынки. Власти говорят, что большая и малая ледовая арены будут использоваться как «многофункциональные спортивные и концертные залы», выставочные комплексы, развлекательные центры. Но кому они будут нужны в городе с населением в полмиллиона человек?

16 марта 2009 года в ходе онлайн-интервью с читателями газеты «Коммерсантъ» вопрос об этом был задан президенту Олимпийского комитета России Леониду Тягачеву, причем задавал вопрос Вячеслав Воронков, руководитель Сочинского горисполкома в 1955–1977 годах, почетный гражданин города Сочи. Его вопрос Леониду Тягачеву звучал таким образом:


«Уважаемый Леонид Тягачев, судя по представленным „Олимпстроем“ проектам строящихся Олимпийских объектов, их общая вместимость зрелищных мест составляет 194 000! (В том числе в Красной Поляне 131 000 мест и 63 000 мест в Имеретинке) Население Сочи 405 000 человек. На какую последующую окупаемость рассчитывают авторы проекта? Каковы затраты на их последующее содержание?
Кто их будет покрывать? В настоящее время в Сочи создано маленькое ледяное поле, его месячное содержание в условиях субтропиков составляет 1 млн. долларов (35 млн. руб.)
Столько денег идет в бюджете на всю спортивную работу города! Действующий стадион в центре Сочи круглогодично никогда не бывает заполненным… Судя по прессе, Олимпийский стадион в Пекине „Птичье гнездо“, стоимостью 500 млн. долларов, отдается под торговлю. В богатой Москве Олимпийский стадион в Лужниках также становится торговым. Его президентская ложа отдана под салон для новобрачных».[16]


На этот вопрос, впрочем, как и на другие, Леонид Тягачев предпочел не отвечать. Как сказано на сайте «Коммерсанта», ознакомившись с вопросами читателей «Коммерсанта», «президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев принял решение воздержаться от дискуссии и выступить в более привычном для себя жанре монолога. Публикуем ответ господина Тягачева в том виде, в котором он поступил в редакцию.»

Монолог Тягачева не содержит даже попытки ответить на острые вопросы людей, в том числе вопрос Вячеслава Воронкова о постолимпийской судьбе возводимых спортсооружений. Тягачев пишет:


«Я ознакомился со всеми адресованными мне вопросами…
Судя по некоторым заданным мне вопросам, не все их авторы хорошо себе представляют структуру российского спортивно-физкультурного движения, функции, полномочия и задачи его субъектов, недостаточно осведомлены о наших взаимоотношениях с международными спортивными организациями, определяемых регламентами, традициями и другими факторами… Что касается лично меня, то мне не хотелось бы, отвечая на определенные вопросы, заниматься самоотчетом, приводить свой послужной список, говорить о всякого рода объективных сложностях в работе…»


Т. е. просто дело в том, что люди, задававшие вопросы, «ничего не понимают в организации российского спортивного движения». На конкретный вопрос о том, что будет с сооружаемыми спортивными дворцами в дальнейшем, Тягачев, однако, ответа так и не дал.[17]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. АЛЬТЕРНАТИВА

Вывод печален. Игры 2014 года в Сочи, так как они задуманы и готовятся, — авантюра, причем авантюра, смертельно опасная прежде всего для самого города.

Очевидно, что проведение Олимпиады-2014 в Сочи в полном объеме приведет к катастрофе для города, разворовыванию огромных бюджетных средств, сооружению объектов, которые позже окажутся не нужны.

Перед Россией реально встает перспектива лишения Сочи прав на проведение Олимпиады. Сами российские чиновники признают, что подготовка к Играм проваливается.

В частности, 6 марта 2009 года на коллегии Ростехнадзора Министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что олимпийские стройки в Сочи находятся «в ужасном состоянии». «Стройки наши выглядят ужасно. Мне стыдно будет показывать эти снимки премьер-министру, но показывать их я буду», — сказал Трутнев, а эксперты МОК, по его словам, могут «показать пальцем на эти объекты» и сказать, что «в России, взявшей на себя обязательство возводить экологически наиболее чистые объекты, строить не умеют».

Перспектива провала подготовки к Олимпиаде становится еще более реальной в связи с экономическим кризисом. Огромные расходы, запланированные на строительство олимпийской инфраструктуры с нуля, может оказаться просто негде взять.

В 2009 году власти объявили о том, что бюджетные расходы сокращаться не будут. Для финансирования бюджетного дефицита придется потратить 3 триллиона рублей из Резервного фонда. На следующие годы, в особенности 2011–2013 годы, на которые придется пик подготовки к Олимпиаде, денег Резервного фонда может просто не хватить. Негосударственные корпорации, софинансирующие Олимпиаду, — как мы уже говорили выше, в основном банкроты.

Для того, чтобы сохранить Олимпиаду 2014 году у России, существует единственное решение — децентрализовать проведение Игр, разнести его по тем городам, где уже имеются готовые спортсооружения, а инфраструктура позволяет принять гостей Игр. В 2008 году с такими предложениями выступили Комитет гражданского контроля, опубликовавший в Новой газете доклад «За фасадом Олимпиады-2014», а также наш коллега по объединенному демократическому движению «Солидарность» Иван Стариков.[18]

Эти предложения разумны. Их реализация позволит сэкономить огромные бюджетные расходы, снизить чрезмерную строительную, инфраструктурную и экологическую нагрузку на Сочи, спасти уникальный приморский курорт от разрушения, — и успешно провести сами Игры-2014.

В Сочи необходимо провести открытие и закрытие Олимпиады, а также соревнования в пяти видах спорта, связанных с горным ландшафтом — горные лыжи, прыжки с трамплина, бобслей, скелетон, сноубординг.

Оставшиеся дисциплины можно провести в различных субъектах РФ, с использованием уже существующих спортивных объектов, проведя их частичную реконструкцию:



• хоккейный турнир, соревнования по фигурному катанию, керлингу и шорт-треку — в Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге, Казани (спортсооружения в этих городах не нуждаются в значительной модернизации или реконструкции);

• соревнования по конькобежному спорту — в Коломне и Челябинске (спортивные комплексы в этих городах отвечают всем необходимым требованиям, причем стадион в Челябинске открыт всего год назад);

• трассы для соревнований по биатлону и лыжным гонкам можно либо построить в других регионах страны, где имеется снежный покров (в Сочи его нет), либо использовать имеющиеся биатлонные трассы в Ханты-Мансийске, Увате, Новосибирске, Саранске, Уфе.



В соответствии со статьей 35 Олимпийской хартии решение о децентрализации Игр может быть принято Исполкомом МОК в исключительных случаях. В последние годы в практике организации Олимпийских игр децентрализация встречалась все чаще — например, Пекинские летние игры 2008 года проводились, помимо самого Пекина, еще в 6 городах — Циньдао, Тяньцзине, Шанхае, Гонконге, Шеньяне и Циньхуандао. Значительная часть дисциплин в рамках зимней Олимпиады-2010 г. в Ванкувере пройдет в городе Уистлере, удаленном от Ванкувера на 125 км. Мы отдаем себе отчет, что децентрализация проведения Игр — сложное решение. Однако Международный Олимпийский комитет может пойти навстречу России, в особенности учитывая то, что в июле 2007 года, когда принималось решение о выборе Сочи в качестве места проведения зимней Олимпиады-2014, никто не мог и подумать, как тяжело ударит по России экономический кризис.

Кризис заставил взглянуть по-новому на многое в мире; это — объективная причина для того, чтобы разрешить России децентрализовать Олимпиаду.

При этом возникает возможность отказаться от строительства стадионов и ледовых дворцов, создающих основную нагрузку на Имеретинскую низменность и не имеющих перспектив полезного использования в будущем:



• малой ледовой арены для хоккея с шайбой в Имеретинской низменности на 7 тысяч мест (стоимость 1 млрд. рублей);

• ледового дворца спорта для соревнований по фигурному катанию в Имеретинской низменности на 12 тысяч мест (стоимость 1,4 млрд. рублей);

• крытого конькобежного центра в Имеретинской низменности на 8 тысяч мест (стоимость 1,1 млрд. рублей);

• большой ледовой арены для хоккея с шайбой в Адлерском районе на 12 тысяч мест (стоимость 5,7 млрд. рублей);

• центрального стадиона на 40 тысяч мест (стоимость 322 млн. рублей);

• ледовой арены для кёрлинга в Имеретинской низменности на 3 тысяч мест (стоимость 451 млн. рублей).



Отказ от строительства этих сооружений позволит сэкономить более 10 млрд. рублей и спасти Имеретинскую низменность.

Существует вообще довольно простой вариант решения проблемы децентрализации Олимпиады: проведение Игр в двух городах, Сочи и Москве. Москва обладает необходимой инфраструктурой и готова будет принять достаточное количество гостей Олимпиады; Москва уже принимала Олимпийские игры, и принять часть соревнований зимних Игр-2014 г. не станет для российской столицы проблемой. Такое предложение мог бы поддержать даже московский мэр Юрий Лужков, который с радостью согласится взяться за модернизацию необходимых для приема и проведения Олимпиады объектов.

Важно понимать, что путинский план проведения Игр-2014 — фантом, он существует только в воображении правящей российской бюрократии, а попытка реализовать его приведет к разрушительным последствиям для Сочи.

Отнятие Игр у России — вполне реальная перспектива. Глядя на многочисленные проблемы подготовки к сочинской Олимпиаде, не являющиеся ни для кого секретом, власти южнокорейского Пхенчхана, проигравшего Сочи считанные голоса, могут воспользоваться своим правом и обратиться в международные суды для отмены решения. Такой прецедент уже был: в 1976 году: вместо Денвера зимняя Олимпиада прошла в австрийском Инсбруке.

Реальная альтернатива сегодня — либо олимпийская авантюра властей, с огромным ущербом для Сочи и его жителей, либо Олимпиада с человеческим лицом, по предлагаемому нами плану.

ОБ АВТОРАХ

Борис Немцов и Владимир Милов – российские демократические политики, соавторы опубликованной издательством «Новая газета» в 2008–2009 гг. серии независимых экспертных докладов «Путин. Итоги», «Путин и „Газпром“», «Путин и кризис», дающих независимую оценку итогам деятельности Владимира Путина на посту президента и председателя правительства России.

Борис Немцов родился и провел детство в Сочи. В 1991–1997 гг. работал губернатором Нижегородской области, в 1997–1998 гг. – вице-премьером российского правительства и министром топлива и энергетики. Владимир Милов в 1999–2001 гг. возглавлял экономическое управление Федеральной энергетической комиссии России, в 2002 году являлся заместителем министра энергетики Российской Федерации.

Авторы в ходе работы в правительственных структурах имели прямое отношение к городским проблемам Сочи, занимаясь вопросами обеспечения строительства Сочинской ТЭС, первой крупной электростанции в энергодефицитном Сочинском регионе. Кроме того, Борис Немцов в 1997–1998 гг. возглавлял специальную комиссию российского правительства по проблемам жизнеобеспечения и развития города — курорта Сочи (образована постановлением правительства РФ от 11 октября 1997 г. № 1286).

Доклад «Сочи и Олимпиада» — независимая оценка перспектив воздействия на город Сочи планов олимпийского строительства, продвигаемых действующей российской властью, и попытка предложить альтернативную схему организации проведения зимней Олимпиады 2014 года, которая позволила бы спасти город Сочи от разрушительных последствий и сохранить Олимпиаду-2014 в России.