КОНАН И ЛИК ЗВЕРЯ
Хайборийское летоисчисление
О времени
Сутки, то есть период от восхода до восхода, принято делить на 24 часа или колокола. Подобное дробление времени пока существует только в странах Заката, да и здесь эта традиция насчитывает не более 150-200 лет. Механизм для почасового определения времени был почти одновременно изобретен в Аргосе и Зингаре около 300 лет назад, и назывался «клепсидрой» (если основывался на постепенном изменении уровня жидкости в сосуде определенного объема или — значительно позднее — «курантами» (если для равномерного перемещения стрелки по циферблату использовалась система соединенных между собой зубчатых колес и шестеренок). Последний, однако, получил распространение уже во времена короля Конна Первого, сына Конана.
Длительность основной единицы измерения времени — «колокола» — равняется 60 ударам (падением капель) клепсидры. К порядковому номеру колокола прибавляется слово «послеполуночный», если разговор идет о времени с 12 ночи до полудня, и «послеполуденный», если имеется в виду время от 12 дня до полуночи. Более мелкая единица времени именуется «терцией» и составляет 15 ударов клепсидры.
Обычно это время приблизительно сравнивается со скоростью пересыпания содержимого в колбах небольших песочных часов, с незапамятных времен широко используемых во всех странах Заката и Востока, и, видимо, являющихся наследием ранее существовавших цивилизаций.
В странах Восхода и Полуночи традиционно придерживаются деления дня на четыре больших отрезка — утро: с рассвета до полудня, день: от полудня до заката, вечер: от сумерек до полной темноты и ночь — все остальное до рассвета. Этот способ не лишен своих достоинств, однако не дает возможности точного временного определения того или иного события. Кроме того, он зависит от времени года, географического расположения и склонения солнца.
О календарных системах
На Закатном материке существуют две календарных системы — Туранская и Аквилонская.
Государства, расположенные к закату от Кезанкийского хребта и полуночнее Карпашских гор ведут счет времени по митрианскому календарю, взяв за точку отсчета условную дату «основания Аквилонии».
Судя по сохранившимся летописям и разрозненным «Запискам» святого Эпимитриуса, днем возникновения Аквилонского королевства считается день, последующий за зимним равноденствием (25 день первой зимней луны). Именно в этот праздник, отмечающий зимний солнцеворот, несущий новую весну, короли Алькой и Олайет заключили союз с разрозненными герцогствами и создали предпосылки для объединения армий полуночных земель (см. сочинение Орибазия Достопочтенного «Месть за Ретрик, или Великое поражение Кхарийской империи»).
Фактически многочисленные магнаты, владевшие землями в нынешних Тауране, Пуантене и Боссонии, приняли руку братьев-королей, хотя договор и ограничивал многие права абсолютной королевской власти. Однако известно, что этот документ стал первым государственным рескриптом Аквилонии, устанавливающим границы страны и обязывающим поместных дворян к вассальному подчинению монарху.
Тогда же на сем историческом конклаве святой Эпимитриус объявил королям, дворянам и военным вождям родов: «Волею Митры Солнцезарного Свершилось! Новая эра царствования Солнечного Божества на земле рождается на наших глазах. И разве стоит считать нынешние благословенные времена объединения и борьбы старыми понятиями, кои были измыслены чуждыми нам порождениями мрака? Сегодня — первый день рождающейся эпохи!..»
Собственно, отсчитывать время по схеме, изначально заданной святым Эпимитриусом, начали только лет через 200, во времена правления короля Рагнариса Мудрого, установившего действующие доныне лунный и погодовой календарь. В 716 году король Гвайнард I из Боссонской династии с помощью верховного жреца Митры Юстиния упорядочил летоисчисление, убрав некоторый перекос в датах, вызванный неточностью лунного календаря. Недостающие дни в 365 дневном годовом цикле добавлялись к последнему месяцу каждого сезона и считались праздничными. Таким образом, 25-дневный лунный месяц компенсировался днями зимнего и летнего солнцеворота (праздники Йоль и Солеви), выпадавшими из общего календарного счета.
Туранский календарь основывается на астрономическом и мистическом двенадцатигодичном цикле, где каждый год символизируется определенным животным. Продолжительность месяца же рассчитывалась по звездам — 12 зодиакальным созвездиям, сменявшим друг друга в точке зенита. События, связанные с появлением подземного огня, происходили в 106 год Огненного Вепря по туранскому счету, однако это, разумеется, не означает, что эти 106 лет шли подряд друг за другом. Просто с момента принятия календаря 106 раз, через двенадцать лет, наступал год, символизируемый Огненным Вепрем. К сожалению, туранская система летоисчисления не слишком удобна и используется лишь в самом Туране, Иранистане, а также в небольших государствах-сателлитах (Хорайя, Хауран и т.д.)
Известно, что свой календарь существует и в Стигии, однако жители этой страны предпочитают не раскрывать чужакам его особенности. Волшебник Тотлант, водивший дружбу с королем Конаном, однако, упоминал, что отсчет времени в Стигии ведется непрерывно еще со времен Валузии и Кхарийской империи, а отправной точкой служит некое событие, называемое стигийцами «Большим Откровением».
Вероятно, это связано с религией Сета, и предположительно таковым «Откровением» может считаться пришествие змеиного божества к повелителю Кхарии Тутхемесу VII (приблизительно 6500 год до основания Аквилонии), установившему затем законы, порождавшие у кхарийцев крайнюю нетерпимость к другим религиям. Однако времена это давние и покрытые мраком несчитанных лет…
Олаф Бьорн Локнит.