Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

КОНАН И ВЛАСТИТЕЛИ ШЕМА

 ШЕМ

Историко-географический очерк



Ш. — государство в Центральной Хайбории. Месторасположение заставляет его выступать в роли своеобразного буфера между Востоком и Западом, Хайборией и Тураном. Ш. — это земля воинственных городов-государств, где процветают наемники и превыше всего — власть золота. III. описан в многих историях «Саги». Так, Белит была шемиткой. Ш. упоминается в романе П. Андерсона «Конан-Мятежник» (в рус. пер. «Конан и Секира Света»). Упоминания о Ш. встречаются повсюду в «Саге», но центральным местом действия Ш. выступает лишь в рассказе Р. Говарда и Л. Спрэга де Кампа «Ястребы над Шемом». В некоторых других историях упоминаются кочевники-зуагиры. Отряд зуагиров Конан возглавлял в период своей жизни, который был описан в повести Р. Говарда «Знак ведьмы» и далее в рассказе «Черные слезы». Зуагиры упоминаются в романе Б. Ниберга «Мститель», а также в романе О. Локнита «Песчаные небеса».



И с т о р и я

В самом начале хайборийского вторжения, кочевники из южных областей побережья моря Вилайет двинулись в путь в поисках новых пастбищ. Самые упорные из них, достигали даже областей восточной Стигии. Эти люди, именующиеся Сыновьями Шема, неустанно искали лучшие земли. Наступление пустыни понуждало их откочевывать все дальше и дальше. Сыновья Шема все прибывали и прибывали с Запада, и стигийцы, всерьез обеспокоенные этим вторжением не раз предпринимали попытки отодвинуть их на прежние рубежи, но постоянно терпели неудачу. Тогда стигийцы предложили кочевникам присоединиться к их государству, и стать частью Стигии. Сыновья Шема стали вассалами Стигии и продолжили уже в новом качестве свое продвижение на запад. Но сколько стигийские жрецы ни старались насадить среди них культ Сета, все их старания оборачивались прахом. Сыновья Шема имели собственный пантеон богов, поклонение которым было куда более простым и не требовало сложных ритуалов, в отличие от пугающего культа Великого Змея. Когда хайборийцы поработили Коф, Стигия отодвинула свои границы южнее реки Стикс, оставив шемитов на произвол судьбы и рассчитывая на то, что они станут щитом, огородившим их от свирепых варваров-хайборийцев. В 588 п. п. А., шемиты подняли восстание в ответ на увеличение Стигией размера дани. Ради победы над Стигией, они заручились поддержкой Кофа, что не принесло желаемого успеха, ибо они просто поменяли одного хозяина на другого — Коф стал сам притеснять шемитов, с успехом заменив Стигию на этом поприще. Примерно с 923 п. п. А., шемиты обрели сложившуюся государственную систему и почувствовали себя достаточно сильными, чтобы выдворить из страны кофийских наместников и провозгласить независимость. Но государственности Ш. хватило лишь настолько, чтобы отразить внешнего врага. После того как угас пафос освободительной войны, местные князья не замедлили вцепиться друг другу в глотку и затеять междоусобную войну. Что привело к тому, что Ш. Превратился в конгломерат независимых городов-государств. Теперь, по крайней мере в восточном Ш. всегда отыщется работа для наемников. Каждому полису приходиться отражать не только постоянные нападения своих воинственных соседей, но и набеги кочевников-зуагиров. Единственное относительно спокойное место в Ш. — западные области вокруг Асгалуна, правителям которого удалось установить мир на своих территориях.



С о в р е м е н н о е  п о л о ж е н и е

Восточный Ш. всячески избегает заключения мирных договоров между своими городами-государствами. Продолжаются стычки с Кофом, что, вкупе с набегами стигийцев и туранцев, не способствует спокойной жизни этого региона. Однако многие удельные правители активно проводя мысль об объединении перед лицом грядущей гирканской угрозы. Туранские эмиссары поддерживают идею слияния, несмотря на то, что тогда их собственное влияние в этом регионе значительно уменьшится. Это связано с тем, что центр Ш. перенесется в Асгалун, восточные границы в районе Заморанской пустыни останутся вне его поля зрения, что позволит Турану, рассчитывать на присоединение этих земель к своей территории.



С о ю з н и к и  и  в р а г и

Город-государства Ш. находятся между собой в весьма натянутых отношениях. Объединяет их лишь ненависть и презрение к Стигии и Кофу, своим бывшим хозяевам. На сегодняшний день боевая слава Ш. осталась в далеком прошлом, что не мешает кофийским и стигийским владыкам с осторожностью присматриваться к этой стране. Несмотря на это исторически сложившееся недоверие, шемиты успешно торгуют с Кофом и Стигией, равно как с Тураном и Заморой. Но их взаимоотношения не выходят за рамки торговых соглашений и не могут считаться союзами в полном смысле этого слова.



Г е о г р а ф и я

Ш. находится между Кофом и Стигией. Западной границей служит океан; восточная теряется в Туранской пустыне. Земли западного Ш. Представляют собой плодородные холмистые луга. В восточном направлении земля делается суше, растительность становится все скуднее, по мере приближения к пустыне.



Г е о г р а ф и ч е с к и й  с п р а в о ч н и к

Аббаддрах (Abbaddrah) — шемский город, который, как указывают источники находится в восточной части страны вдоль берега реки к востоку от Стикса. Это небольшой город с белыми куполами, окруженный крепостной стеной. Он стоит на пересечении караванных путей, ведущих из западного Асгалуна в северный Эрук. На северо-востоке города находится прекрасный кедровый лес. (Conan the Raider)

Азилис (Azilis): кочевые племена, проживающие в Южной Пустыне вокруг Кджара (Qjara). (Сопап the Outcast)

Акбитана (Akbitana) — иногда пишется как Акбатана (Akbatana), город в пустыне, находящийся к югу от от Хорайи. Центр торговли и металлургии (Black Colossus, Jewels of Gwahlur). А. издавна славится прекрасными кузнецами, которые изготавливают отличное стальное оружие и броню.

Аккхария (Akkharia) — один из самых южных городов — полисов Ш. (Hawks over Shem, Witch Shall Be Born, Black Tears, Conan and the Emerald Lotus)

Анакия (Anakia) — город-государство в Ш. (Hawks over Shem, Witch Shall Be Born, Return of Conan, Conan and the Grim Grey God)

Апхаки — шемитское племя, позже мигрировавшее па юго-запад и основавшее город Томбалку (Tombalku) в Южной пустыне Куша. (Drums of Тоmbalku).

Асгалун (Asgalun) — столица Пелиштии (Pelishtia). А. — наиболее крупный морской порт Ш. Расположен он в устье реки, на побережье Западного Океана. Дни славы А. — в прошлом, и ныне город представляет собой причудливое скопление полуразрушенных хижин и прекрасных каменных монументов. Царский дворец находится в центре города и обнесен мощными стенами. (Queen of the Black Coast, Hawks over Shem, Jewels of Gwahlur, Lord of the Black River)

Асшури (Asshuri) — клан шемских наемников из Ниппура (Nippur), Шумира (Shumir) и Эрука (Егuк). Сформировался в Ниппуре и Шумире во время войны за независимость от Стигии. А в Эруке в период борьбы с кофийским владычеством. (Black Colossus, Road of Eagles, Witch Shall Be Born, Conan and the Grim Grey God)

Ахлат (Akhlat), именуемый также «Проклятый» — оазис, где расположен торговый город, заложенный еще до шемитов в земле Макан-э-Мордан (Макап-е-Mordan), части Шан-э-Сорх (Shan-e-Sorkh) (названия, по всей видимости, ахеронские). В Ахлате правил демон Старшей Ночи, носящий имя Горгон (Gorgon), который не мог существовать вне границ А. и был хранителем Шан-э-Сорха, о чем говорят древние ахеронские источники.

Ашабал (Ashabal) — город-государство в Ш., в полутора днях ходьбы к западу от Нахмета (Nakhmet) северу вдоль северного берега реки Стикс (Styx). В нем находится большой храм Ашара (Ashar). бога ветров. (Conan the Bold)

Ашуры (Ashur) — древнее племя мореплавателей, исчезнувшее за пять веков до рождения Конана. Их главный порт был расположен на месте современного Асгалуна {Asgalun). Эта нация существовала около трехсот лет, совершая плавания в поисках новых земель от севера Ванахейма до оконечности Южных морей. Одна из их экспедиций, как гласят легенды, во время плавания на юг, открыла путь в Вендию. Но землетрясения разрушили большую часть их города и крепостную стену, после чего их город был разграблен дикими шемскими племенами и предан проклятью. (Conan and the Treasure of Python)

Баалур (Baalur) — город-государство в Ш., окруженный восьмиугольной стеной. Находится у подножия Пиррхенианских (Pyrrhenian) гор. Один из богатейших полисов, славящийся возделыванием сельскохозяйственных культур и животноводством. Главный центр пересечения караванных путей, ведущих с севера Хайбории на юг. (Lord of the Black River)

Безымянный остров (Nameless Isle) или Siojina Kisua, — остров в Западном Океане. Считается, что этот уцелевший кусок древней Валузии, затонувшего континента, лежавшего близ южного побережья Ш. На этом острове сохранились развалины храмов причудливой негуманоидной архитектуры, святилища Ядовитого Бога Тсахоггуа (Tsathoggua), божества змеелюдей. (Conan the Buccaneer, Conan of the Isles)

Бёрят (Buryat) — город карликов-мужчин, расположенный на юге Акхарии, в юго-западном Ш.. «Море Бёрят» — огромные пространства, заросшие высокой волнообразной травой с перистыми листьями, напоминающих папоротники. Эти заросли скрывают карликовые поселения от посторонних глаз. (Conan the Barbarian #104, «Sons of the Bear-God», by Roy Thomas)

Бешарадур (Becharadur) — город-государство в Ш., находящийся на побережье, в равнинной части Ш., покрытой лугами. (Conan the Barbarian #179, «The End of All There Is», by James Owsley)

Восточная пустыня (Eastern Desert) — собирательное название огромной засушливой пустоши на востоке Ш. Находится на границе Ш. и Стигии и лежит между их восточными оконечностями и береговой линией моря Вилайет. (Hawks Over Shem, et al.)

Врата Симура (Gate of Simura), — ворота на въезде в Асгалун. (Hawks Over Shem)

Газа (Ghaza) — город-государство па крайнем западе Ш. Славится своим вином, которым по караванным путям доставляется в Замбулу. Г. стоит на реке Асгалун, недалеко от Кироса (Кугos). (Shadows in Zamboula, Conan and the Grim Grey God)

Дан-Марках (Dan-Marcah): свободный город на северном побережье Ш., вблизи границы с Аргосом. Отец Белит был родом из этого места (Conan the Rebel)

Зуагиры (Zuagir) — многочисленные и агрессивные племена шемитов-кочевников в Восточной Пустыне. Они часто нападают на карваны, идущие в разные концы Хайбории. Бывали случаи их проникновения в Хауран. Когда Конану было около тридцати зим, он cостоял в шайке з.. Зона влияния з. простирается вплоть до кофийского Хаурана. 3. ценят свою независимость и ведут кочевой образ жизни. Они нападают на шемитские, заморанские и туранские караваны, захватывая продовольствие, оружие и товары. Многие купцы стараются не проходить караванами через Ш., страшась безжалостных номадов. Правители Турана неоднократно высылали карательные экспедиции, чтобы отогнать кочевников от своих границ. В текстах Канона упоминаются названия, банд з: Днири (Dniri), Дуали (Duali), Хароя (Kharoya), и Квирлата (Qirlata).(Bloodstained God, Hawks Over Shem, Witch Shall Be Born, Flame Knife, Red Nails, Shadows in Zamboula, Return of Conan, Conan the Marauder, et al)

Йамман (Yamman) — крохотные города-государства в Ш., лежащие к юго-востоку от Хорайи. (Сопап the Barbarian #247, «The Sword That Conquers All», by Roy Thomas)

Каетта (Kaetta) — небольшой шемский город, находящийся между Стиксом и руинами Нихайа. Он расположен на горном плато, откуда открывается захватывающий вид на пустыню. Хотя жители К. и поклоняются Митре, в их городе располагается старейшая постройка храма бога Ибиса. В К. есть опаловые копи, поэтому опалы является главным продуктом торговли. Кроме того, весной К. славится чистой, пресной водой, из талых горных снегов. (Сопап and the Grim Grey God).

Кирос (Kyros) — город-государство на западе Ш., на побережье реки Асгалун. Центр виноделия. Славится своим дорогим вином.(Flame Knife, Сопап the Buccaneer, Сопап and the Grim Grey God)

Кифа (Khyfa): горное царство в Ш., жители которого — митрианцы. Кифиане разрушили империю Аментета (Amentet) в священной войне за семьсот зим до рождения Конана. (Сопап and the Grim Grey God)

Красная Пустошь (The Waste) — бесплодная, безлюдная пустыня в восточном Ш., покрытая красным песком, по-видимому является дном древнего моря. К. П. простирается до самых Гор Отчаяния. По красному песку разбросаны странные изваяния и монолиты, напоминающие игрушки богов. Единственный оазис в Красной Пустоши — Тал\'иб. (Сопап the Outcast)

Куджара (Qjara) — город-государство, в Южной Пустыне. Входит в состав Шемской Лиги Торговцев. Это огромный караван-сарай, хорошо известный также своей торговлей солью. Вдоль северной части города протекают бурные реки, берущие начало на снежных вершинах Гор Отчаяния на севере. Это невысокая горная гряда, расположенная на юго-востоке Куджары. На много лиг глубже, в пустыне к юго-западу находится еще один город-государство — Сарк (Sark). (Сопап the Outcast)

Кутхемес (Kuthchemes) — разрушенный город на границе юго-восточного Ш. К., кхарийский город, был один из первых поселений, основанных ими на западе. В К. владычествовал маг Тугра Хотан (Thugra Khotan). Город был разрушен хайборийцами в период захвата Кофа. Ныне К. представляет собой развалины из слоновой кости, находящееся в пустыне на юге-востоке Шема, к юго-западу от Большой Излучины Стикса. Город процветал за три тысячи зим до рождения Конана, соперничая с Ахероном и Древней Стигией. По преданию, в подземельях К. протекает Река Тьмы и на ее берегу обитает древний бог Зуг (Zug). (Black Colossus, Flame Knife, Conan the Barbarian #250, «Chaos Beneath Kuthchemes», by Roy Thomas)

Либнум (Либнумские высоты) — холмистая местность в Пелиштии, к югу от Асгалуна. Либнум — один из самых плодородных районов Ш.

Макан-э-Мордан (Makan-e-Mordan) — часть Шан-э-Сорха, место паломничества.

Медный город (City of Brass) — руины в пустыне на востоке Ш. Это останки Священного Города Нихайа (Nithia), разрушенного армиями Ахерона за три тысячи зим, до рождения Конана. В чудесных стихах воспет золотой мрамор его стен. До сих пор там попадаются странные магические предметы, там же находится статуя, называемая «Зловещий, Серый Бог». (Grim, Grey God). (Conan and the Grim Grey God, Conan and the Amazon)

Накхмет (Nakhmet) — небольшой шемский город на северном берегу реки Стикс, напротив кофийских земель. (Conan the Bold)

Недреззар (Nedrezzar) — город-государство в Ш., расположенный на Пути Благовоний, между Баалуром и Асгалуном в западном Ш.. Его северная граница находится близ Баалура на побережье реки Асгалун (Lord of the Black River)

Ниппур (Nippur) — город-государство в Ш., находящийся на пересечении караванных путей.

Остров Трофеев (Booty Island) — один из Барахских островов у побережья Шема. На этом острове Конан прятал сокровища пиратов. (Savage Sword #190-1-93, «Skull on the Sea», by Roy Thomas)

Паштун (Pashtun) — город на острове, расположенном к северу от центра реки Стикс. Город не принадлежит ни Шему, ни Стигии, и выступает в качестве речного порта для обеих стран и перевалочной базы для товарооборота между странами .(Сопап the Bold)

Пелиштия (Pelishtia) — самое западное королевство в Ш. Асгалун является столицей П. На короткий период Асгалун был даже столицей объединенного Ш., но лишь до тех пор, пока тот не распался вновь на мелкие города-государства. П. пожалуй, единственная область Ш., хорошо известная западным народам (зингарцам и аргосцам), т.к. она доступна с моря.

Пиррхенианские горы (Pyrrhenian горы) — высокогорный массив в северо-западном Ш.. У их подножья находятся наиболее плодородные земли Ш. (Lord of the Black River)

Пламенеющие горы (Mountains of Fire) — вулканическая гряда на северной границе Ш. Их северная часть лежит у подножия южной части Кензанкийских гор.

р. Асгалун (Asgalun) — большая река в Ш., текущая на восток. На ее берегах раскинулись виноградники Кироса (Kyros) и Газы (Ghaza) (Conan and the Grim Grey God)

p. Шушан (Shushan River) — река на востоке Ш. (Conan the Barbarian #249, «Red Wind», by Roy Thomas)

Саббатея (Sabbatea) — шемский город со зловещей репутацией. Находится на границе со Стигией в Тайанских горах, к западу от Шан-э-Сорха (Shan-e-Sorkh) — Красной Пустоши. Жители С. являются приверженцами культа Золотого Павлина, божества известного своими отвратительными и зловещими ритуалами. С. излюбленное место нахождения магов Черного Круга. (Hawks Over Shem, Flame Knife, Hour of the Dragon, Conan the Hunter)

Саридис (Saridis) — город не обнесенный крепостной стеной, традиционное место сбора путников купцов и наемников-асшури. Он находится на пересечении дорог, ведущих из Газы, Кироса, Анакии и Акхарии. С. находится в одном дне верховой езды от селения Вархия (Varhia). (Conan and the Grim Grey God)

Сендай (Sendaj): трущобы на побережьи в западном Ш.. (Conan the Gladiator)

Сыны Шема (Sons of Shem) — племена варваров-кочевников, жившие на восточной окраине Древней Стигии за несколько тысяч лет до Катастрофы. Считаются предками современных шемитов. (Hyborian Age I)

Тал\'иб (Tal\'ib)«Город в Красной Пустоши» — зловещие развалины давно разрушенного города Йба (Yb) Единственный источник пресной воды находится в этой местности. Оазис Тал\'иб лежит в ущелье южной части Гор Отчаяния. Название «Тал\'иб» означает — «Могильник Йба» в Ш.. (Сопап the Outcast)

Тхуджара (Thujara): шемский город на равнине, окруженный глинобитными стенами. Он лежит среди нив и пастбищ. (Сопап the Gladiator)

Ургал (Urgal) — селение в восточном Ш.. (GURPS Сопап)

Цитадель Скаураула (Stronghold of Skauraul) — полуразрушенная башня из зеленого камня в Шан-э-Сорхе. (Сопап the Hunter)

Шан-э-Сорх (Shan-e-Sorkh) — «Красная Пустошь» — жаркая и бесплодная пустыня в восточном Ш. Свое название получила из-за песка красноватого оттенка и почти полного отсутствия оазисов.

Шумир (Shumir) — древний город-государство на востоке Ш. Согласно легенде, шемитский бог воров Бел был рожден в Ш.

Шушан (Shushan)«Имперский город», самый большой город-государство в восточном Ш. Шушан и Пелиштия — два главных конкурента в борьбе за государственность Ш. Ш. и Асгалун оспаривают право называться столицей объединенного Ш., с самых тех пор как Ш., распался на мелкие города-государства, после восстания против Кофа.

Эрук — город-государство в Ш.



Э к о н о м и к а

Города Ш. Производят множество товаров, начиная от брони и оружия и закапчивая драгоценностями и изделиями из кожи. Каждый полис специализируется на своем виде товаров, которыми они торгуют между собой.



О б щ е с т в о

Ш. — государство, состоящее из разрозненных полисов, которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и с кочевниками пустыни. Большинство этих городов-государств весьма невелики по размерам. Самое большое внутреннее государство — Пелиштия, оно охватывает почти весь западный Ш. Маршруты всех караванов пересекаются в Ш. Несмотря на взаимную враждебность полисов, ни один из городов-государств не обладает достаточной экономической независимостью, чтобы процветать без торговли, тем самым, не зависеть от своих соседей. Некоторые города-государства занимаются, в основном, производством оружия, другие — виноделием или землепашеством, но все они разводят скот. Шемиты среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения. У них ястребиные носы, темные глаза и иссиня-черные волосы. Они носят длинные курчавые бороды, по форме напоминающие лопату и суживающиеся книзу (подобно древним ассирийцам). Король Пелиштии номинально является правителем всего Ш. Но на практике, каждый город имеет собственного владыку и не подчиняется воле Асгалуна.



П р а в о

Каждый шемитский полис имеет собственные законы, сильно разнящиеся друг от друга. В Ш. Существуют различные законы для коренного населения и для чужестранцев. Так, в некоторых городах существует особый «гостевой квартал» для приезжих. Там царят более либеральные нравы, дабы караванщики ненароком не нарушили местные законы и не подверглись наказанию. Порой эти законы принимают достаточно странный характер, типа запрещения публичного потребления пищи или пива, или публичной демонстрации роскоши и богатства. Зачастую эти нелепые правила служат лишь для вымогательства или расправы над неугодными.



Р е л и г и я

Шемиты имеют собственный пантеон богов. У каждого города есть собственный идол, наличие которого, по шемитским верованиям, символизирует присутствие и покровительство самого божества.



В о о р у ж е н н ы е  с и л ы

Шемитская армия представляет собой причудливую смесь различных родов войск. Так, в некоторых городах предпочитают конницу и имеют лишь немногочисленную пехоту; в других излюбленный род войск — пикинеры, а пехота и кавалерия почти не представлены. Существуют даже армии, основой которых служат осадные машины. Благодаря непрерывным военным действиям, вооруженные силы Ш. хорошо обучены и закалены в сражениях. Но лучшие отряды — это т. н. Вольные, состоящие из хорошо обученных наемников, которые готовы продать свои мечи тем, кто больше заплатит.



Я з ы к

Шемитская семья языков обособлена как от хайборийской, так и от стигийской, однако, в результате взаимопроникновения культур, имеет общие с ними корни. Зуагирский язык представляет собой диалект шемитского.



И м е н а  и  н а з в а н и я

Шемитские имена похожи на ассирийские, вавилонские или древнееврейские: Арамаз (Aramas), Африт (Afrit), Белит (Belit), Датан (Dathan), Джилзан (Gilzan), Енох (Enosh), Зебах (Zebah), Зиляах (Zillah), Шин Аллал (Yin Allal), Исайаб (Isaiab), Матенбаал (Mattenbaal), Мена (Меnа), Нахор (Nahor), Нитокар (Nitokar), Уриаз (Uriaz), Эбанезеб (Ebunezcb), Эблис (Eblis), Элохар (Elohar).



Дмитрий Ивахнов, Наталья Баулина