ВИЛЬ ЛИПАТОВ
Анискин и \"Фантомас\"
(КИНОПОВЕСТЬ)
Встреча с другом
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К КИНОПОВЕСТИ НАРОДНОГО АРТИСТА СССР МИХАИЛА ИВАНОВИЧА ЖАРОВА
За пятьдесят с лишним лет моей артистической работы довелось мне сыграть несколько незабываемых ролей, к которым надолго прикипаешь душой. Будто и впрямь еще одну жизнь прожить успел - так много всего о своем герое передумаешь. К числу таких героев относится и сельский участковый Федор Иванович Анискин, роль которого мне довелось сыграть в фильме \"Деревенский детектив\", поставленном по сценарию В. Липатова.
И вот новая встреча со старым другом в киноповести Виля Липатова \"Анискин и \"Фантомас\".
Анискин... Обаяние этого истинно народного характера, как я понял его, прежде всего в высокой гражданственности. Не той, что в словах выражается и больше ни в чем. Анискин из тех людей, которые работают не от сих до сих, не по обязанности только.
Анискин в своем селе не просто участковый инспектор милиции. В силу характера своего, житейского опыта и глубокого чувства ответственности за все вокруг него происходящее Федор Иванович пользуется особым авторитетом среди односельчан. К нему, как к отцу родному, как к старейшине, идут за советом по самым разным делам и стар и мал. Впрочем, частенько он и не дожидается, когда к нему придут, а сам находит людей, которых надо остеречь от необдуманного шага или помочь в трудную минуту жизни. Анискин иногда ошибается, иногда, чего греха таить, и превышает свои полномочия, но все это идет у него от большой любви к односельчанам, заботы об их же благе. Простим же ему маленькие грешки и будем помнить, что он - главный герой комедии. Комедии доброй, полной задушевного юмора и любви к человеку.
Одна из отличительных черт Анискина - умение безошибочно разбираться в людях. Узнав о происшествии, он довольно быстро определяет, чьих рук дело. В этом нет никакой мистики, таких людей мы часто встречаем, хотя, может быть, не всегда задумываемся об их роли в нашей жизни.
Умению Анискина распутывать сложнейшие хитросплетения событий мог бы позавидовать сам Шерлок Холмс. Знаменитый детектив действовал всегда с позиции железной логики. Анискину в его заботах, куда более сложных, помогает отличное знание людей, среди которых он живет, прозорливость бывалого человека. Каждый год в нашу милицию приходит новое пополнение - молодые, энергичные ребята. Они вооружены новой, современной техникой, знаниями, позволяющими быстро найти и обезвредить преступников. У старших товарищей, таких как Федор Иванович Анискин, учатся они непредубежденному отношению к людям и событиям, требовательности и бескомпромиссности в работе.
Я, наверно, никого не удивлю, если скажу, что с большим удовольствием работал, над этой ролью. И зрителям, судя по всему, фильм этот запомнился. Сужу об этом по многочисленным письмам, которые я получил. В иных ко мне так и обращались: \"Дорогой дядя Анискин!..\"
В киноповести \"Анискин и \"Фантомас\" я с радостью узнал давнего своего друга. Как всегда, Федор Иванович ведет свое \"расследование\", наперед угадывая поступки людей, ход событий. Он все так же бодр, деятелен, серьезен. Да, да, именно серьезен, хотя читатели, безусловно, не раз посмеются, читая новое произведение В. Липатова.
Ничего нарочито смешного нет ни в его словах, ни в поведении. Такой юмор особенно редок и потому особенно ценен.
***
Вьется проселочная дорога, на солнце зеленеет веселый кедрач, между могучими стволами деревьев проглядывает синяя Обь. По дороге резво бежит \"газик\", в котором сидят шофер – молодой парень – и полная женщина, кассир. Тишина, покой, но на дороге вдруг появляются две фигуры; они преграждают дорогу машине. Шофер притормаживает.
– Негры, что ли? – удивляется он, так как лица людей кажутся черными. Когда же машина останавливается, шофер видит, что на лица неизвестных надеты чулки.
– Руки вверх! – хриплым шепотом требуют двое, выхватывая из карманов пистолеты. – Руки вверх!
Дальнейшее происходит в полном молчании: шофер и кассирша поднимают руки, двое неизвестных выхватывают у кассирши большую сумку и бесшумно отступают в ту сторону леса, где среди кедров видна небольшая плотная рощица молодых елок. Злоумышленники мгновенно исчезают в ней.
– Караул! Ограбили! – запоздало кричит кассирша,
– На них – халаты! – пораженно шепчет водитель.
По деревне неторопливо идет участковый инспектор Федор Иванович Анискин. Он – в полной форме; ясные глаза останавливаются то на встречных, то на домах, то на автомобилях. Деревня живет напряженной жизнью; на окраине вздымается мощная буровая вышка, видная отовсюду. Идут автомобили с арматурой, с трубами, с лесом.
Вот навстречу участковому инспектору шагает по деревянному тротуару рабочий-геолог. Еще издали, завидев Анискина, он радостно улыбается.
– Здравия желаю, Федор Иванович! – восклицает рабочий.
– Здравствуй, здравствуй, Лютиков! – отвечает Анискин.
На лице рабочего многозначительное выражение, словно Лютиков знает то, чего не знает никто на свете. Такое выражение лица можно видеть у шпиков из дореволюционных фильмов.
– Мне все известно! – зловещим шепотом сообщает Лютиков. – Начинаю производить следствие, товарищ старший лейтенант. Разрешите идти?
– Иди, иди! – насмешливо отвечает Анискин и, когда Лютиков удаляется скользящей \"специальной\" походкой, грозно добавляет: – Ах, будь ты неладен! Ну, погоди у меня, брандахлыст!
Участковый инспектор шагает дальше, но метров через сто опять останавливается, так как по противоположной стороне улицы идет еще один рабочий-геолог. Наметанный глаз Анискина определяет, что геолог, несмотря на раннее утро, успел выпить. Он идет робкой, нетвердой походкой, смотрит в землю, и вообще вид у него такой, словно рабочий боится всего – прохожих, домов, самого себя. Такое случается с много пьющими людьми. Завидев его, Анискин быстро переходит улицу, сложив руки за спиной, шагает навстречу. Анискин толст, и по узкому тротуару им не разойтись.
– Доброго ранку, Опанасенко! – хмуро здоровается Анискин, когда рабочий, наткнувшись на участкового, останавливается. – Как живем-можем?
– Здравствуйте! – смущенно отвечает геолог.
– Гуляем? – продолжает Анискин. – Шляемся неизвестно где, а честный народ работает. Это как так понимать?
Геолог не отвечает, и Анискин непонятно улыбается.
– Вот что, Опанасенко, – многозначительно говорит он, – мы с тобой, Опанасенко, вскорости повстречаемся. Вот какой у меня план, гражданин Опанасенко.
И опять неторопливо двигается дальше. Возле большого школьного здания Анискин снова останавливается. Здесь тихо, безлюдно, легкий ветер шевелит выцветшие плакаты – очень трудно понять, что здесь могло привлечь внимание Анискина, но он еще две-три секунды в глубоком раздумье стоит возле школы.
Наконец Федор Иванович Анискин подходит к небольшому дому казенного типа, к которому приколочена вывеска \"Контора Таежнинского сплавного участка Обской сплавной конторы\". Участковый поднимается на крыльцо, расправив складки на рубашке, проверив положение фуражки, строгим шагом входит в кабинет начальника сплавучастка, где сидят несколько человек: начальник участка, технорук, кассир и шофер.
АНИСКИН. Ну, здорово, молодежь!
НАЧАЛЬНИК. Беда, Федор Иванович, кассира ограбили!
АНИСКИН. Это нам известно, а вот сколько взяли – это вопрос.
КАССИР. Три тысячи семьсот рублей. Весь аванс!
АНИСКИН (свистит). Хорошо взяли! Ну, теперь вы, товарищи, все садитесь по своим местам, руками не машите, громко не разговаривайте, мне думать не мешайте… А вот вы, кассир товарищ Попова, рассказывайте, как было дело.
ПОПОВА. Дело было так…
По главной улице деревни очумело бежит сплетница Лукерья Сузгина. Головной платок у нее сбит на затылок, волосы растрепались, разношенная правая туфля то и дело падает с ноги, и она возвращается, но не перестает кричать во всю мочь:
– Человека убили! Убили и закопали! Человека убили!
Деревня оживает – выскакивают на крылечки женщины-домохозяйки, останавливаются мужчины-пешеходы, бегут невесть откуда появившиеся мальчишки и девчонки, медленно выходят из калиток старики и старухи.
А в кабинете начальника сплавного участка кассир Попова продолжает рассказывать об ограблении.
ПОПОВА. А как сумку они у меня из рук-то вырвали, как сумку-то у меня изъяли, то задом-задом и прямо в ельник. Там ведь, Федор Иванович, меж кедрачей-то ельник. Вот в его-то они и прыснули, Федор Иванович. Только и слышно было, что шлеп-шлеп! Шлеп-шлеп!
АНИСКИН. На этом месте стой, больше ничего не говори! (Задумывается). Так как они, говоришь, ногами-то? Шлеп-шлеп?
ПОПОВА. Шлеп-шлеп!
АНИСКИН. Ладно, хорошо! Ты теперь, товарищ Попова, волноваться перестань, передохни, а вот ты, товарищ водитель Свиридов, как свидетель мужского пола, скажи за оружие. Какие у них были пистолеты, товарищ Свиридов?
СВИРИДОВ. Пистолеты были системы Макарова, товарищ Анискин.
АНИСКИН. Теперь к вам вопрос, товарищ Попова, как свидетелю женского рода. Какие, говорите, чулки на них были надеты – капроновые или попроще?
ПОПОВА. Капроновые, капроновые!
И как раз в эту секунду в кабинет врывается сплетница Сузгиниха. Возле порога она теряет правую туфлю, но это ее не останавливает – подбежав к Анискину, она кричит:
– Вот, Анискин, до чего ты нашу родную деревню довел, пока меня, невинную, за правду-матку штрафовал! Вот до чего ты народ довел, что в деревне банда завелась! Ну, Анискин, тебя теперь – на пенсию!
АНИСКИН. У меня от твоей стрекотни, Сузгина, – головокружение. Где банда? Какая банда? Отвечай немедля.
СУЗГИНА. А такая банда, что человека убили, раздели, денег пятнадцать тысяч взяли и похоронили. На могиле – крест. На кресте – антихрист. На антихристе…
АНИСКИН. Стой! Молчи! Кто тебе это дело сообщил?
СУ3ГИН. А никто не сообщал, только я услышала, как марьинский Сережка моему Гошке… тьфу, то есть наоборот, марьинский Гошка моему Сережке про смертоубийство и банду говорил… Я, это, значит, хотела в сельпо за солью побежать, раз Брандычиха мне соли до понедельника не дала, как слышу, мой Сережка и марьинский Гошка в сенцах чего-то шепчутся. Ну, тут я, конечно, за крылечко-то спряталась, притихла, конечно, а сама слушаю… У меня ведь, люди добрые, об прошлый вторник пятьдесят пять копеек потерялися. Я их, значит, положила на комод, а сама думаю: \"Дай, думаю, забегу к Васильконовым, как у них старший сын из армии письмо прислал\". Да ты его знаешь, Федор Иванович, старшего-то Васильконовского сына. Он еще когда мальчонкой был…
АНИСКИН. Опять стоп, Лукерья! Ежели ты мне еще одно слово про Васильконовых скажешь, смотри! Говори, что марьинский Гошка сообщил твоему Сережке?
СУЗГИНА. Говорю, говорю, Федор Иванович… Мой Сережка, значит, спрашивает марьинского Гошку: \"Что, спрашивает, содеяли с убитым?\" – \"Похоронили\", – отвечает, а сам хохочет. \"Его так похоронили, хохочет, что ни одна живая душа не найдет!\"
АНИСКИН. И все?
СУЗГИНА. А тебе еще кого надо? Ну это, беспременно, банда. Это такая банда, что надо всем из деревни бежать. А тебя, Анискин, – на пенсию! А не обижай безвинных людей! Вот скажи при всем народе, за что ты меня сплетницей назвал? Нет, ты скажи, ты скажи!
АНИСКИН (поднимается). Мы теперь, граждане, такое дело произведем… Я вот с кассиром поеду на место преступления, а вам, товарищ начальник сплавного участка Иванов, поручается гражданочку Сузгину до моего возвращения никуда не отпускать. Ведь ежели она выбежит на улицу, то через пять минут вся деревня на дыбы встанет.
СУЗГИНА (радостно кричит). Опоздал, Анискин, опоздал! Да ты в окно-то глянь-весь народ об смертоубийстве знает. Весь народ!
Она права: в окно видна неспокойная возбужденная деревня.
Перед объективом тот же участок дороги, где произошло ограбление кассира. Когда останавливается машина, из нее первым выходит участковый инспектор Анискин, жестом попросив кассира и шофера оставаться на местах, несколько секунд осматривается. Он видит кедрачи и ельник, синюю полоску реки между деревьями. Через некоторое время, довольный осмотром, Анискин возвращается к машине.
– Прошу подойти ко мне понятых и шофера товарища Свиридова, – говорит Анискин. – Водитель товарищ Свиридов, встаньте ко мне лицом, глядите мне прямо в лицо, головой не ворочайте… А вы, кассир товарищ Попова, выходите из машины и встаньте за спиной водителя товарища Свиридова. Прошу моим командам не удивляться! Становитесь, становитесь, кассир товарищ Попова, за спиной товарища Свиридова и покажите незаметно для товарища Свиридова, откуда вышли грабители и куда скрылись! Показывайте, показывайте!
ПОПОВА. Вышли отсюда, ушли – сюда.
АНИСКИН. Кассир товарищ Попова, становитесь на место водителя товарища Свиридова, смотрите мне в глаза, головой не ворочайте, а товарищ Свиридов отвечайте на вопрос, откуда вышли грабители и куда ушли?
СВИРИДОВ. Вышли отсюда, ушли – сюда.
АНИСКИН. Молодцы! Показания совпадают… Кассир товарищ Попова остается на месте, но смотрит не на меня, а вон на ту кедру, что нижний сук обломан. Головой опять не вертеть, на меня и на товарища Свиридова не оглядываться.
Анискин подходит к шоферу, наклоняется к его уху и что-то шепчет. Шофер соглашается, и Анискин дает последнее распоряжение:
– Ты теперь, товарищ кассир Попова, слушай во все уши, как мы в ельник убегать будем. Когда будет похоже, что это убегают грабители, скажешь… Ну, давай, дорогой товарищ Свиридов.
И происходит смешное: шофер и Анискин срываются и бегут в сторону синего ельника. Добежав до него, Анискин кричит Поповой: – Похоже?
– Нет! – решительно отвечает кассирша. – Вы бежали бух-бух, а те убегали шлеп-шлеп.
И происходит еще более смешное: Анискин и шофер снимают сапоги и снова удирают к ельнику.
– Похоже, похоже! – кричит кассирша. – Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп! Пока Анискин и шофер обуваются, кассирша все стоит к ним спиной, когда же обувание окончено, участковый говорит:
– Можешь гулять, товарищ Попова. И ты, товарищ Свиридов, пока отдохни.
После этого участковый инспектор с озабоченным видом отправляется в ельник. Некоторое время он бесцельно бродит между деревьями, потом останавливается так резко, словно наткнулся на препятствие. Сломанная веточка на елке – вот что привлекает внимание участкового инспектора, и он внимательно разглядывает место излома, а затем делает следующее: высоту изломанной ветки примеряет на свой рост. Излом достигает середины груди Анискина, и он шепчет: \"Рост метр шестьдесят, не больше!\" Вернувшись на дорогу, участковый строго обращается к водителю:
– А ну-ка, товарищ Свидиров, покажи, какого роста были грабители. На мне покажи.
– Роста они были вот такого, – задумчиво говорит водитель. – Может, вот до этой вашей пуговки доставали, а может, чуть-чуть повыше, Федор Иванович.
Он задерживает руку на середине груди Анискина.
Солнце уже давно перевалило за полдень, деревня понемножечку успокоилась, громкоговоритель на колхозной конторе поет про то, что \"кого-то в рощу заманила, кого-то в поле увела…\". В служебном кабинете Анискина идет допрос. Здесь присутствуют директор средней школы Яков Власович и Гошка с Сережкой – те ребята, о которых рассказывала сплетница Сузгина. Они сидят в центре кабинета на табуретках, и вид у них такой, словно допрос продолжается чертову уйму времени.
ДИРЕКТОР (он в отчаянии). Никогда не думал, что доживу до такого позорного дня! Я как преподаватель, с одной стороны, и как директор школы, с другой, поражен происходящим. Как могло случиться, что мальчики не хотят помочь правосудию. Это же круговая порука! Слушайте, мальчики…
АНИСКИН (насмешливо). Хороши мальчики! Гошка, ты килограммов шестьдесят тянешь? Я тебя спрашиваю, сколько в тебе весу, Гошка?
ГОШКА. Сколько надо, столько и есть.
ДИРЕКТОР. Георгий, разве можно так разговаривать со старшими? Ты должен говорить правду, и только правду.
ГОШКА (смело, заносчиво). Хоть огнем пытайте, ничего не скажу.
СЕРЕЖКА. Это моя мамка все выдумала. Она на одно ухо слабая, ей все послышалось.
ДИРЕКТОР. Не верю своим глазам! Неужели передо мной хорошо успевающие Сузгин и Перепелкин:
АНИСКИН. Они, они у вас перед глазами, Яков Власович. (Смотрит на часы). Гошка, ты у Фантомаса за кого? Командиром или на побегушках?
ГОШКА (охает, теряется, но берет себя в руки). У какого еще Фантомаса? Никакого я Фантомаса не знаю.
СЕРЕЖКА (монотонным голосом). Это моя мамка все выдумала. Она на одно ухо слабая, ей все послышалось.
АНИСКИН. Ну, просто попугай, а не человек! (Манит пальцем Сережку). А ну-ка, подойди-ка ко мне, Сузгин. Иди-ка сюда! (Когда мальчишка подходит, поднимает его правую руку). Погляди-ка, Яков Власович, какая буква у него меж пальцев выколота.
ДИРЕКТОР. Здесь выколота буква Ф.
АНИСКИН. Глядите на них, Яков Власович, глядите! Видите, как они от страха дрожат.
ДИРЕКТОР. Вижу, вижу, Федор Иванович! И начинаю догадываться, что все это значит…
АНИСКИН. А это значит, что они из Фантомасова войска. Во! Во! Они от страха совсем языки прикусили. Теперь они ничего не скажут, Яков Власович. Они Фантомаса боятся… Ну да ладно, товарищ директор средней школы, мы с вами во всем этом деле разберемся!
Когда солнце уже начинает клониться к закату, но до вечера еще далеко, участковый Анискин подходит к буровой вышке, что расположена в полукилометре от околицы деревни. Здесь гудит сильный мотор, лязгает металл, раздаются голоса рабочих. Высокая ажурная вышка красиво вписывается в пейзаж, а справа от нее раскинулся небольшой палаточный городок. Можно видеть волейбольную площадку, фанерный щит с \"Боевым листком\", спортивную перекладину, возле которой лежат тяжести для тренировок – гири, штанги.
В то время, когда Анискин подходит к палаточному городку, за длинным столом, вкопанным в землю, сидят несколько геологов: двое играют в шахматы, один – читает, четвертый наблюдает за шахматистами. Это тот геолог Лютиков, который встретился Анискину утром. Он первым замечает участкового инспектора, шумно вскакивает.
– Здорово, рабочий класс! – отдуваясь говорит Анискин. – Вот где божья благодать! Фу, как уморился!
Участковый садится на краешек скамейки, достает из кармана огромный носовой платок, блаженствуя, обмахивает разгоряченное лицо: и шахматисты и читающий рабочий смотрят на Анискина с хорошими добрыми улыбками, но Лютиков нетерпеливо ерзает, словно ему трудно скрывать то, что он знает. Анискин следит за ним краешком глаза.
– Вот что, товарищи рабочий класс, – наконец говорит участковый. – Вы нас извиняйте, что такое плохое дело получилось.
Геологи не понимают Анискина, и он огорченно продолжает:
– Только один человек из деревни пошел к вам работать, а хуже этого человека в деревне нет. Вы уж нас извиняйте!
И показывает пальцем в сторону палатки, возле которой непробудным пьяным сном спит рабочий Опанасенко – тот самый, который утром повстречался участковому. Он грязен и небрит, на него страшно смотреть – такой он несчастный, обособленный, не вписывающийся в уют палаточного городка. И все мрачнеют, и всем неловко за этого человека, а Анискину стыдно.
– Вы уж извиняйте, – смущенно бормочет он. – Он один такой в деревне…
Анискин застегивает ворот форменной рубашки, сделавшись строго официальном, поднимается.
– В связи с ограблением сплавконторского кассира я получил записку от вас, товарищ Лютиков, – говорит он. – Прошу отойти со мной в сторону, дать объяснения по поводу написания записки.
– Бу сделано! – радостно кричит Лютиков и бросает на товарищей торжествующий взгляд.
Анискин отводит Лютикова в сторону от палаток, отыскав удобный пенек, садится на него. Пока он делает это, Лютиков приобретает облик шпика из дореволюционных фильмов. Глаза у него прищурены, плечи сутулятся, шагает он на цыпочках, словно к чему-то подкрадывается.
– Подозреваю одного человека! – зловещим шепотом сообщает Лютиков. – Вы, товарищ старший лейтенант, в его сторону не глядите, чтобы не спугнуть… Подозревается вон тот субъект.
И показывает на геолога, читающего книгу.
– Прошу обосновать подозрения! – официальным тоном требует Анискин.
Лютиков опускает руки по швам.
– Подозреваемый Морозов, – докладывает он, – отсутствовал в палаточном городе с шести тридцати утра до тринадцати сорока шести. Женщины у него в деревне нет, покупок в магазинах не совершал, друзей в деревне не имеет. Спрашивается, где был? Отвечаю: возможно, принимал участие в ограблении сплавконторского кассира.
– Все?
– Все, товарищ старший лейтенант милиции.
– Имею ряд вопросов, – говорит Анискин. – Где вы, гражданин Лютиков, находились сегодня между десятью и одиннадцатью часами? По моим сведениям, женщины в деревне вы не имеете, друзей тоже, покупок в магазинах не производили – это во-первых, а во-вторых, вы вчера посетили контору сплавного участка, где могли слышать разговоры о поездке кассира за деньгами… Объясните, зачем вы посетили контору сплавного участка?
На этот вопрос Лютиков ответить не может.
– Я там был потому, – начинает он, но осекается. – Я там был для того, чтобы… Я ходил в контору сплавного участка…
Смешавшись, он замолкает, а участковый глядит на него безжалостными пронизывающими глазами.
– Прошу вас никуда не уезжать, товарищ Лютиков, – говорит он. – Для дальнейших бесед вы будете специально вызваны…
Анискин грозно качает пальцем перед его носом:
– Мы таких ловкачей видывали, товарищ Лютиков, видывали. Ишь ты! Задумал навести тень на плетень… Нас не обманешь!
Отвернувшись от растерянного Лютикова, участковый ведет себя так, словно того и не существует на свете. Все внимание Анискина теперь сосредоточено на пьяном рабочем, который продолжает спать; неторопливыми шагами участковый подходит к нему, наклоняется и крепко встряхивает за плечи:
– А ну-ка, просыпайся, гражданин Опанасенко. Кому говорят, просыпайся!
Разбудить пьяного человека трудно, но Анискин настойчиво и до тех пор трясет Опанасенко, пока рабочий не открывает глаза.
– Чего? Куда? – бормочет он. – Это вы, Федор Иванович? Где я?
Распрямившись, Анискин горестно смотрит на Опанасенко, потом, отвернувшись, негромко приказывает:
– Следуйте за мной, гражданин Опанасенко.
Анискин уводит пьяного за палаточный городок, на вырубки. Здесь участковый садится на пень, обтерев огромным платком потное лицо, горестно вздыхает:
– Ты позавчера в райцентре был, Василий?
– Был, – тихо отвечает Опанасенко.
– В милицию попал?
– Попал.
– За что?
Руки рабочего дрожат, по бледному лицу струится пот, ноги подламываются.
– Не помню за что, Федор Иванович, – прижав руки к груди, говорит он. – Что в милиции был, помню, а за что – не помню.
Глаза участкового становятся совсем тоскливыми.
– Эх, Василий, Василий, – говорит он. – Вот ведь был человек да весь вышел… До чего же ты себя довел, парень, если не помнишь, что на базарной площади учинил драку. Ведь протокол составлен…
– Все может быть, – покорно говорит Опанасенко и роняет голову на грудь. – Пропал я, дядя Анискин, совсем пропал! Ты отпусти меня сейчас – может, отлежусь, тогда что хочешь ты со мной и делай…
– Иди, Василий! – почти шепотом разрешает Анискин. Опанасенко повертывается к нему спиной, делает несколько шагов и валится на землю. Через секунду он уже спит – стонет во сне и так болезненно морщится, что Анискин стискивает зубы от тоски и жалости.
На деревню медленно опускается теплый летний вечер; улицу пересекают длинные тени, громкоговоритель на колхозной конторе передает что-то тихое, вечернее; на скамейках возле домов сидят отдыхающие старики и старухи, умиротворенно беседуют.
– Анипадист, а, Анипадист! – обращается один старик к другому. – Ты слыхал, Анипадист, что грабителя-то, его ить нашли.
– Как же не слыхал – слыхал! – таким же мирным голосом отзывается Анипадист. – Только он не один, грабитель-то. Их, слыхать, семеро. Все – цыгане! Одна баба – с наганом. Она его чуть не застрелила.
– Кого?
– Как кого? Да Федьку Анискина. В Федьке-то три дырки – еще с фронту, так она ему четверту просверлила… Теперь он в больнице лежит.
– Кто лежит?
– Как кто? Да Федька Анискин-то…
– Да ты очнись, Анипадист! Как это Федька в больнице лежит, ежели он сам живой по улице поспешает.
– Кто поспешает?
– Федька Анискин, вот кто!
По вечерней улице действительно деловым озабоченным шагом следует участковый инспектор. Он помахивает кожаной планшеткой, грозно покашливает. Пока он движется по направлению к своему рабочему кабинету, уличная вечерняя жизнь продолжается своим чередом: на следующей скамейке тоже ведется беседа.
– Я вот что скажу тебе, Ванятка, – говорит древний дед такому же древнему деду. – Я тебе так скажу, что кассира-то геологи ограбили. Федька Анискин одного уже заграбастал.
– Это какого же?
– А того, что все по деревне шнырит, все выглядывает, во все дела встревает… Лютиков его фамилия – вот так.
– Это какой же будет из себя Лютиков?
– А вот такой, что сейчас на крыльце милиции сидит.
И верно: на крыльце милицейского дома в полном одиночестве сидит геолог Лютиков. Поза у него безнадежная и горестная, и он не сразу замечает участкового уполномоченного, который останавливается в пяти метрах от него.
– Вот что, гражданин Лютиков, – глядя на ручные часы, говорит Анискин. – Вы можете быть свободны до тринадцати ноль-ноль завтрашнего дня…– И хлопает ладонью по планшетке. – Интересы дела требуют, чтобы дознание пополнилось дополнительными данными… Прошу вопросов не задавать, слов не произносить! Да завтра, гражданин Лютиков!
Участковый так грозен, что Лютиков от страха закрывает глаза.
Оставив ошарашенного Лютикова на крыльце, Анискин еще более энергичным шагом продолжает свое движение по длинной улице деревни.
А вот участковый инспектор уже не один – за ним поспешает директор школы Яков Власович, и движутся они не по деревне, а по извилистой лесной тропинке; вид у директора недоуменный, он не понимает, куда и зачем они идут, но отставать от Анискина не хочет и забавными прыжками то и дело догоняет его. Лес понемногу наполняется сумерками, пищат и распевают на разные голоса лесные пичуги. Тайга, настоящая тайга вокруг участкового и директора, и вскоре Анискин начинает понемногу замедлять шаги: наконец он поднимается на цыпочки, остановившись, шепчет:
– А теперь, Яков Власович, сучьями не хрусти, иди тихо, как домовой.
Лицо у Анискина – таинственное, глаза возбужденно блестят. Продолжая двигаться на цыпочках, участковый бесшумно подходит к толстой сосне, выглянув из-за нее, жестом приглашает Якова Власовича приблизиться.
– Вот они, голубки! – шепчет участковый. – Вот они где, милые, окопалися.
На круглой и ровной поляне стоит шалаш, похожий на шатер, слева от шатра – землянка, между нею и шалашом пылает огромный костер, вокруг которого сидят мальчишки. Их здесь так много, что директор школы сдавленно охает, а Анискин грозно шипит на него:
– Дышите аккуратно. Не ровен час, услышат!
В одинаковых позах – со скрещенными ногами – мальчишки сидят на земле. Словно из-под земли, на поляне появляется рослый мальчишка с синим лицом и голым черепом. Подражая французскому актеру Марэ, он передвигается плавными грациозными движениями, голова у него величественно задрана, плечи широченные. Выйдя на середину поляны, он замирает, как бы для того, чтобы позволить осмотреть себя.
– Это он синей глиной намазался! – шепчет Анискин. – Такой глины на реке – сколько хошь. Ах, мать честная!
Фантомас трагически скрещивает руки на груди, отставляет одну ногу, и сразу после этого к нему стремглав бросаются двое шустрых мальчишек. Один из них набрасывает на плечи Фантомаса мантию-простыню, второй ставит позади Фантомаса высокий табурет, видимо изображающий трон. Фантомас величественно опускается на него, не разнимая скрещенных рук. Усевшись, он небрежно кивает, и в ответ на это из-за шалаша выскакивает еще один мальчишка с бумажным свитком в руках. Как только он подносит бумагу к глазам, по радио начинают транслировать торжественно-траурную мелодию. Когда музыка обрывается, мальчишка со свитком бумаги начинает торжественно читать:
– Двадцать шестого августа тысяча девятьсот семьдесят второго года, резиденция Пале Рояль, канцелярия его величества Фантомаса…– разносится над поляной жуткий радиоголос.
Участковый инспектор вздрагивает, удивленно вытаращив глаза, забыв о конспирации, охает:
– А ведь это мой мегафон! Батюшки! Это же мой мегафон! Анискин медведем вываливается на поляну. Его появление так неожиданно, что происходящее напоминает знаменитую немую сцену из \"Ревизора\"… Мальчишки замирают, величественный Фантомас еще выше задирает синее жуткое лицо.
– Вот ты гляди, Яков Власович, какое интересное дело получается, – оказавшись в центре поляны, спокойно говорит Анискин. – А получается такое дело, что милицейское начальство из района дает дяде Анискину такую штуковину – мегафон, чтобы дядя Анискин голос не надрывал. А у него этот мегафон крадут! – Участковый повертывается к лесу, повышает голос. – А ну, давайте-ка сюда мегафон!
Из сосен выходит смущенный мальчишка и протягивает Анискину милицейский мегафон.
– Вот спасибочки-то! – театрально радуется участковый. Яков Власович пораженно всплескивает руками.
– Боже! Как я не узнал Петра Опанасенко – одаренного, но недисциплинированного учащегося восьмого класса \"б\"!
Участковый продолжает действовать. Он быстро подходит к помощнику Фантомаса, непонятно улыбаясь, просительно обращается к мальчишке:
– Витька, а Витька! Будь другом, достань-ка мне с этой вот сосны вон ту веточку.
Ничего не понимая, криво улыбаясь, помощник Фантомаса подходит к сосне, схватившись за ветви, начинает подтягиваться; в это мгновенье участковый сует в оба кармана его брюк руки и вынимает игрушечный пистолет.
– Ах, ах! – радуется Анискин. – Вот чего на сосне-то растет! В напряженной тишине участковый подходит к Фантомасу.
– А ведь продавщица Дуська, – говорит он, – продала два таких. Сам отдашь, Петька, или обыскать?
Фантомас вынимает из кармана и молча отдает Анискину второй пистолет.
– Вот еще раз спасибочки! – радуется Анискин. – А теперь слушай мои распоряжения, хулиганский народ! – голос участкового становится командирским. – Все, кроме Петьки и Витьки, марш домой. Чтобы через секунду я здесь ни одного сопливого носа не видел! А ну!
Когда поляна пустеет, Анискин неторопливо подходит к Фантомасу-Опанасенко.
– Ух, какой я сердитый! – хрипло произносит он. – Вы даже не знаете, какой я сердитый! – и вдруг меняет тон. – Да как ты, Петька, эту синюю глину на лице терпишь! Я ей руку для эксперимента намазал, так кожа два дня болела. Как же ты ее на лице-то терпишь, Петька? Вот чему я шибко удивляюсь.
По улице движется странная группа – подросток и мужчина, который опирается на плечи подростка.
Это пьяный геолог Опанасенко и его сын Петька-Фантомас. Сын бережно поддерживает отца, на лице парня – бесконечнее терпение и любовь к невменяемому родителю.
– Сейчас, батя, сейчас, – приговаривает Петька. – Мало уже осталось… Сейчас доберемся, сейчас…
Сын с трудом втаскивает отца на порог родного дома, открывает дверь, и оба замирают, так как в комнате находятся Анискин (сидит возле стола), директор школы (стоит, оперевшись спиной на плинтус окна) и Витька (сидит на скамейке). Жена Опанасенко с полотенцем на голове полулежит на кровати. В комнате – хаос, кавардак, неуют несчастного быта. Пьяный мешком валится на порог, Опанасенко-младший гордо и презрительно задирает подбородок.
– Вот таких отцов надо судить, как смертоубийц, – тихо говорит Анискин. – Если бы я был Верховный Совет, я бы им самую строгую статью определил…
Участковый поднимается, сцепив пальцы рук на животе, несколько раз прогуливается по тесной комнате. Он напряженно, до полного отключения от окружающего, думает. Проходит несколько томительных секунд, прежде чем Анискин вспоминает о том, где он находится. Трудно прокашлявшись, участковый говорит:
– Вот глядите, что получается, граждане… За пьянство и невыходы на работу Опанасенко Василий Гаврилович полтора года назад был исключен из колхоза. Потом – опять же за пьянство и прогулы – уволен со сплавного участка. Тогда он поступает в геологическую партию, но продолжает пьянствовать и прогуливать. Хуже того, граждане, ранее смирный в пьяном виде, Опанасенко три дня назад учиняет драку в райцентре. По этому поводу составляется протокол, в котором…– Он быстро выхватывает из планшетки бумаги. – Составляется протокол, в котором…
Участковый прерывает речь, привлеченный поведением Витьки и Опанасенко-младшего. Дело в том, что, увидев протокол, оба мальчишки делают невольное движение вперед, а Витька даже удивленно открывает рот. Анискин тоже замирает, и по его лицу и фигуре видно, что он не может понять, отчего так бурно реагируют на протокол Фантомас и его помощник. Дело кончается тем, что Анискин пожимает плечами и озабоченно почесывает переносицу. Наконец он берет себя в руки и продолжает: – В то время, когда гражданин Опанасенко Василий Гаврилович пьянствует и прогуливает, его родной сын Петр Опанасенко получает четверки, иногда и тройки… Я правильно говорю, Яков Власович?
– Вы совершенно правы! – горячо откликается директор школы. – За последний год талантливый математик Петр Опанасенко стал заниматься значительно хуже…
– …Стал заниматься значительно хуже, – подхватывает Анискин, – а двадцать шестого августа, то есть сегодня, в сообщничестве с учеником Виктором Матушкиным ограбил кассира сплавного участка, применив для этой цели оружие, позднее оказавшееся игрушечным пистолетом… Грабители взяли три тысячи семьсот рублей государственных денег.
Кажется, что в комнате разорвалась бомба. Обхватив голову руками, рыдая, катается по кровати мать Петьки, директор школы делает шаг к участковому, но сразу же отступает назад; Опанасенко-старший, словно протрезвев, со стоном бросается к сыну. Спокоен только один человек – Фантомас-Петька.
– Поклеп! – негромко говорит он. – Напраслина!
Усмехнувшись, Анискин подходит к мальчишкам, сделав внушительную паузу, внезапно выхватывает из кармана два коротко обрезанных капроновых чулка.
– Напраслина? – спрашивает он. – А это что?
– Нашли! – вскрикивает Витька. Анискин прячет чулки в карман.
– Товарищ директор школы-десятилетки Яков Власович, – внушительно говорит он, – будьте свидетелем, что Виктор Матушкин при виде капроновых чулок моей дочери Зинаиды закричал \"Нашли!\". Этим самым он признался в совершении ограбления.
– Не думал, что доживу до такого горького часа! – говорит Яков Власович, – Ученики нашей школы – грабители! Позор! Ужас!
А участковый украдкой наблюдает за Петькой, который, думая, что Анискин не замечает этого, впивается сильными пальцами в плечо товарища.
– Дурак! Слюнтяй! – шепчет он. – Если ты произнесешь еще хоть одно слово…
Слышен горький женский плач.
Кабинет Анискина. Участковый, потирая руки, садится за стол, передвигает бумажки, карандаши, чернильницу-видимо, наводит привычный порядок.
Петька и Витька сидят на двух табуретках, директор школы обращается к Анискину:
– Федор Иванович, считаете ли вы допустимым мое присутствие на дознании? Ей-богу, я не сомкну глаз, пока…
– Оставайтесь, оставайтесь, – деловито отвечает Анискин. – Ваше присутствие обязательно.
Анискин ведет себя так, словно в комнате кроме него никого нет. Опять что-то передвигает на столе, открывает ящик, достает из него стопку бумаги, взяв ученическую ручку, рассматривает на свет перо. Оно ему не нравится, и он берет другую ручку – шариковую. Наконец Анискин откидывается на спинку стула, бесстрастно поглядев на молчащих мальчишек, нарочито усталым голосом произносит:
– После того как вы, Опанасенко и Матушкин, признались в совершении ограбления кассира сплавного участка, возникает такой вопрос. Где деньги? Вот ты, Виктор Матушкин, сообщи, где находятся деньги, – уверенный в том, что мальчишка ответит, Анискин подносит к бумаге кончик шариковой ручки. – Отвечай, Виктор Матушкин, где находятся деньги.
– Ни про какие деньги мы не знаем, – отвечает за товарища Петька. – Никакого кассира мы не грабили.
Анискин от удивления роняет ручку.
– То есть как не грабили? – обиженно восклицает он. – А признание?
– Какое признание? Никакого признания не было!
– Как не было? Витька, я тебя спрашиваю: ты кричал \"Нашли!\"? Витька молчит, а Петька снисходительно улыбается.
– Вы нам голову не морочьте, товарищ участковый, – говорит он. – Вся деревня знает, что грабители были в чулках, вот Витька и обрадовался, что грабителей нашли… Так было дело, Витька?
Витька согласно кивает, а участковый все еще не верит в свое поражение. Он суетливо вскакивает из-за стола, подбежав к Витьке, заглядывает в лицо.
– Ты почему молчишь?
В ответ на это мальчишка стискивает зубы, поднимает лицо и смотрит на Анискина такими глазами, какими, наверное, смотрел в лицо смерти Галилей.
– Никого мы не грабили, ни про какие деньги не знаем! – победно заявляет Петька. – Вы еще ответите, товарищ Анискин, за клевету.
Вернувшись на свое рабочее место, Анискин несколько мгновений сидит молча, потом начинает навзрыд хохотать.
– Это что же делается, друзья-товарищи, – приговаривает он, – это что же делается?
В ночи ярко светится красный флаг на высокой буровой вышке; гудит мотор, лязгает металл, раздается негромкая гортанная песня, которую поет рабочий-азербайджанец. Прожектор освещает легкие ажурные конструкции вышки, в километре от которой величаво течет широкая Обь, пересеченная лунной полосой. На берегу пошумливают кронами три старых осокоря. Над рекой тоже слышна гортанная песня буровика. А слева – по широкому плесу – идет пассажирский пароход, освещенный огнями так, что кажется похожим на солнечную виноградную гроздь. Ночь, ночь.
В деревне тихо, где-то приглушенно лают собаки, попискивает гармонь; жена участкового сидит на крылечке спокойно, прислонившись спиной к точеной балясине, смотрит на луну. Она не меняет положения, когда скрипит калитка и муж проходит по двору. Стараясь не стучать сапогами, он садится на крыльцо, подняв голову, вместе с женой глядит на полную луну. Несколько секунд проходит в молчании, потом Глафира осуждающе произносит:
– Это же надо целый день ничего не есть! Жду его на обед – его нету, жду к ужину – его обратно нету. Это ты чего же? Не знаешь, кто кассира ограбил?