Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Михаил Борисович Кононов

Счастливый Мурашкин

Смешная фамилия

Вовка твёрдо шагал по мокрому асфальту в новых ботинках. За спиной — школьный ранец, в руках — огромный букет: оранжевые ноготки, лиловые астры, три розовых георгина, а посередине белый гладиолус, длинный, как удочка.

Накрапывал дождь, и мама несла над Вовкой голубой зонт. И все прохожие улыбались первокласснику под зонтиком.

Вовке было очень хорошо и немного страшно: первое сентября!

— Главное — чтобы цветы не промокли! — сказал он и обнял букет покрепче.

— Ты совсем зажал цветы! — беспокоилась мама. — Ты, Вовочка, не волнуйся, сынок! Тебе в школе понравится, вот увидишь… Смотри-ка, и дождик кончился!

Мама сложила зонт, и Вовка увидел солнце и маму.

— Солнышко — потому что праздник! — сказал Вовка. — Пошли быстрей, мама!

На площадке перед школой играла музыка. Нарядные ребята носились вокруг скамеек, озабоченные родители разговаривали с учителями, и Вовка держал маму за руку, чтобы не потеряться.

Музыка замолчала, и кто-то где-то заговорил в микрофон. Вовка вытягивал шею и поднимался на цыпочки, но из-за спин и букетов он ничего не видел. Только услышал слова:

— Поздравляем наших дорогих первоклассников!

— Слышишь? Это и тебя тоже! — сказала мама, подняла Вовку вместе с букетом и поставила на скамейку.

На школьном крыльце стояли учителя, а перед микрофоном — седой директор и высокий десятиклассник. Директор кивнул улыбаясь. Десятиклассник поднял над головой блестящий колокольчик, и наконец Вовка услышал школьный звонок! Сразу дрогнули и поплыли к дверям школы гладиолусы, розы, лилии, золотые шары и хризантемы над головами первоклассников. Заиграла музыка. Мамы и бабушки заплакали. Десятиклассники смеялись, отбирали друг у друга колокольчик, и каждый старался поднять его повыше, чтобы он звенел громче и веселей.

Вовка спрыгнул на землю, мама поцеловала его и сказала:

— Ну, иди! Иди, учись…

Она прижала к глазам платок и быстро ушла к себе на работу.

И Вовка остался один.

Вокруг было много людей, но он был совсем один, потому что мама ушла. В носу у Вовки защипало, защекотало…

— Парами встаньте, ребята, парами! — Людмила Васильевна, учительница, выстраивала своих первоклассников.

Она была очень красивая и самая добрая — сразу видно. Улыбается всё время, а веснушки у неё и на носу, и на щеках, и на лбу, и даже, кажется, на ушах…

— А где твоя пара, Володя? — спросила она.

— У меня нет пары, — сказал Вовка. — У меня мама ушла!

— Тогда с Ларисой подружись! — сказала Людмила Васильевна. — Лариса очень волнуется. — И она подвела к Вовке заплаканную девочку с белым бантиком на макушке.

— Меня зовут Кулешова Лариса, — сказала она жалобно. — А когда мама вернётся? Ты не знаешь? Говорят, нас тут до самого вечера учить будут!.. А почему ты такой маленький? Тебя как зовут?

Вовка опустил голову и тихо назвал свое имя. Хотел и фамилию назвать. Но подумал — и промолчал.

— Под ноги смотрите, там ступени, — крикнула Людмила Васильевна.

И Вовка поднялся на самую высокую ступеньку, где только что стоял десятиклассник. И переступил школьный порог.

По широкой лестнице поднялись на второй этаж. А перед дверью первого класса Вовку уже дожидался Эдик Одиноков, его старый друг и сосед, с таким же большим букетом.

— А у меня букет с усами! — Эдик пощекотал Вовкино ухо длинным аспарагусом.

— Мои цветы тяжелей! — сказал Вовка и дал другу понюхать длинный гладиолус.

Тут к Людмиле Васильевне подошла какая-то девчонка и подарила ей маленький букет ноготков.

— За мной! — крикнул Эдик и бросился к учительнице, размахивая своим усатым букетом.

И все ребята окружили Людмилу Васильевну, и каждый протянул ей цветы.

— А я только два ведра приготовила! — Людмила Васильевна покачала головой. — Придётся вам теперь ждать, пока я с цветами разберусь.

Цветы она отнесла в класс, а первоклассников отвела на третий этаж, в большой кабинет, где по стенам тянулись полки с книгами, и сказала, что скоро придёт.

Вовка с Эдиком уселись за последней партой, в самом углу. Ноги у Вовки болтались в воздухе, а впереди он ничего не видел, кроме спин незнакомых ребят. Только вверху портрет Пушкина на стенке. Сложив руки на груди, Пушкин смотрел на Вовку. Под портретом стоял у стены молодой парень в очках. Кудрявый, как Пушкин.

— Вот вы и пришли в школу, — сказал он и улыбнулся. — Мы с вами находимся в кабинете русского языка и литературы. Пока Людмила Васильевна занята, с вами побуду я. У меня сегодня тоже большой праздник. Вы стали школьниками, а я — учителем…

— Вы нас тогда учите скорей! — сказала сердитым голосом Ленка. Она во второй парадной живёт, на третьем этаже. По воскресеньям с большим бантом в музыкальную школу ходит. И теперь вся в бантах розовых.

— Спросите меня, пожалуйста, товарищ учитель! — просилась Ленка. — Например, сколько получится, если пять умножить на пять!..

— Сначала нужно проверить, все ли на месте, — сказал учитель. — Я буду называть ваши фамилии по журналу, а вы должны вставать и говорить: «Я!» Понятно?

— Я! — звонко крикнула Ленка и встала возле своей парты.

Вслед за Ленкой все стали вскакивать, крича наперебой:

— Я! Я! Я!..

Учитель замахал руками:

— Садитесь, ребята, садитесь! Вы меня не поняли. Начинаем всё с начала. Я называю фамилию. Вы встаёте. Внимание! Три-четыре! Александров Олег!

— Я! — сказал мальчишка с задней парты.

«Красивая фамилия!» — про себя позавидовал Вовка.

— Барабанов!

— Я, — тихо отозвался худенький Барабанов.

— Вихров!

— Я! Это я Вихров, я! Вихров я, не забудьте!

— На всю жизнь запомню, — улыбнулся учитель. — Генералов!

— Я здесь, — кивнул Генералов, встал и сел.

«У всех фамилии как фамилии, — думал Вовка. — Скоро уже мою назовёт… Вот придумали — фамилии называть!..»

— Кулешова! Кулешова, где ты? — Учитель забеспокоился: — Где Кулешова, ребята?

— Это я, наверное, — сказала Лариса и всхлипнула. — А можно мне не вставать? Я так переживаю, так волнуюсь…

— А ты не бойся, — посоветовал учитель. — Тогда и страшно не будет… Одиноков Эдуард!

— Тут! — Эдик подскочил и сразу шлёпнулся на сиденье рядом с Вовкой. У него был такой вид, будто он только что проснулся.

— Романенкова Лена!.. Сидоров!.. Фёдоров!..

Вовка повторял про себя алфавит и старался сообразить, после какой буквы стоит «М». Уже проехали «Л». Там Лосев был. Когда же буква «М» будет?

— Всех я назвал, ребята? — спросил учитель, закрывая журнал.

Вовка покраснел, но головы не поднял.

— Тебя же забыли! — Эдик толкнул его в плечо.

Вовка показал другу кулак.

— А вон его не назвали! — крикнула Ленка Романенкова и пальцем указала на Вовку. — Что же ты молчишь, Мурашкин?!

— Странно, — сказал учитель. — В списке такой фамилии не было. Я бы сразу запомнил. Встань, пожалуйста, Букашкин! Не обижайся. Давай познакомимся! Если ты маленького роста, мы тебя за первую парту пересадим. Вставай! Где ты там? Что же ты не встаёшь?..

— Я стою! — Вовка привстал на цыпочки.

Учитель поправил очки, обвёл класс растерянным взглядом, но Вовку не заметил. Тогда Вовка встал ногами на сиденье.

— Вот теперь мы тебя видим! — обрадовался учитель. — Тише, ребята! А ты, мальчик, назови свою фамилию громко, не стесняйся!

В тишине красный Вовка с трудом разлепил губы:

— Му… Мурашкин!

— Чебурашкин! — пискнула Ленка.

Тридцать девять первоклассников дружно засмеялись.

Мурашкин спрыгнул на пол, взял ранец и пошёл к выходу.

Дорогу ему загородил учитель.

Мурашкин отступил на шаг и замахнулся ранцем.

Учитель подхватил Мурашкина на руки и посадил на свой стол.

— Что, фамилия смешная? — спросил учитель у всех сразу. — А между прочим, у хороших людей часто бывают имена необычные. Вот, например, был такой писатель — Алексей Феофилактович Писемский…

— Потому что он всю жизнь писал! — крикнул Вихров.

— А — Грибоедов? — напомнил учитель. — Он ведь не только грибами питался, правда? А Пушкин из пушки вообще ни разу не стрелял — вот как бывает. Потому что все смешные фамилии родились от самых простых слов: пушка, грибы, письмо. А фамилия Мурашкин — от слова «мурава». Трава-мурава! Очень красивое старинное слово!..

— А я слов больше всех знаю! — похвасталась Романенкова. — Например, слово «кооператив». И ещё есть важное слово — «диссертация»!

— Космонавт! — крикнул Одиноков. — Планетоход! Машина! Робот!..

— И откуда на свете столько разных слов? — удивилась Кулешова.

— Слова придумывает специальная машина, — объяснил Эдик. — Я её видел у папы на работе. В неё запускают разные цифры, а на экране загораются слова…

— Постой, постой! — сказал учитель. — А слово «мама» кто придумал? Тоже машина?..

Все замолчали и стали думать. И Мурашкин вспомнил, как сегодня он шёл под зонтиком и маму не видел, а потом мама закрыла зонтик, и он увидел солнце и мамино лицо, которое видел всегда, всю жизнь. И он сказал:

— Слово «мама» я придумал сам! И «солнце» тоже! Я сам придумал, а не машина!..

— Нет, я! — крикнула Романенкова. — Я первая!

И все заспорили, а учитель поднял руку и объяснил:

— Все хорошие слова родились очень давно, когда нас с вами ещё и на свете не было. Это наш родной русский язык. Он помогает нам понимать и любить друг друга, И чем лучше владеет человек родным языком, тем он богаче и счастливей…

— А вот какое слово самое лучшее? — спросила Кулешова. — Мне никак не выбрать. Может быть, слово «ромашка»? Или «ёжик»?

— Самое главное на земле слово — Человек! — сказал учитель, — А мои любимые — ещё два: Ученик и Учитель… А ты, Мурашкин, не робей и не поддавайся. Никогда! У тебя очень красивая фамилия!

Мурашкин кивнул и улыбнулся. И спросил учителя:

— А ваша фамилия — как?

Учитель медленно покраснел.

— Скажите, скажите, а то нечестно! — крикнул Вихров.

— Ничего нечестного тут нет! — сердито сказал учитель. — Окунь я. Игорь Алексеевич Окунь…

Он снял очки и отвернулся к окну. В классе стало тихо.

Молодой учитель смотрел за окно. Жёлтый листок прижался к стеклу. Игорь Алексеевич улыбнулся. Листок улетел. Игорь Алексеевич Окунь вздохнул и покачал головой.

— А Окунь — тоже красивая фамилия! — пропищала вдруг Ленка.

И все закричали:

— Красивая, красивая! Даже очень!.. Лучше всех!..

А когда снова стало тихо, Ленка Романенкова сказала задумчиво:

— И вы такой кудрявый… как Пушкин!

Окунь Игорь Алексеевич засмеялся первым, и все смеялись долго, пока в кабинет не вошла Людмила Васильевна.

Заяц будет ждать

Игорь Алексеевич ушёл, а Людмила Васильевна осталась со своим первым классом.

— А мы думали, вы не придёте! — крикнул Вихров, — Здравствуйте! Большое спасибо!

— Я уж испугалась, что вы других детей выбрали, — призналась Кулешова. — А вы такая красивая…

Людмила Васильевна засмеялась и всех успокоила:

— Других детей мне не нужно, вы — мои единственные. Жить мы станем дружно, учиться будем хорошо. А теперь встанем и пойдём к себе в класс. По дороге со школой немного познакомимся. Только идти нужно тихо-тихо, чтобы никому не мешать. Понятно, Коля Вихров?

Тихо пошли по школе. Негромко крикнул Вихров своему новому другу Генералову: «Каракатист!» В ответ Генералов осторожно применил приём каратэ. Людмила Васильевна помогла Вихрову подняться, а Генералова строго взяла за руку и сказала:

— Вот за этой дверью учится третий класс. Сейчас третьеклассники решают сложные задачи, им необходима тишина. А на перемене они заступаются за маленьких. Они — наши шефы. И твои тоже, Генералов. И твои, Вихров…

Из-за двери третьего класса слышался голос учительницы. Он говорил про что-то сложное. А в коридоре пахло мастикой от блестящего пола и свежей краской от белых оконных рам. Мурашкин тронул пальцем высокий подоконник. Палец не запачкался, а запах на нём остался — свежий и праздничный.

А на первом этаже пахло совсем по-другому: вкусно. Потому что дверь в столовую была уже распахнута. И тут вдруг заплакала Кулешова Лариса.

— Я боюсь! — всхлипнула она. — А вдруг будет манная каша!

Опустил голову Одиноков. Вихров попятился.

Людмила Васильевна обняла Кулешову:

— Ну зачем же плакать заранее! Может быть, нам всем повезёт и на завтрак дадут винегрет…

Когда на втором этаже мимо кабинета биологии проходили, Эдик взял Мурашкина за руку и подмигнул, указывая на дверь:

— Там Андрюша живёт! Мне старшая сестра говорила. Но к нему только с пятого класса пускают. Да ты не бойся, он же игрушечный. Хочешь познакомиться?

Эдик сдвинул пластинку замочной скважины.

Мурашкин заглянул в дырочку и сразу отпрыгнул в сторону. Потому что Андрюша из кабинета биологии — это, оказывается, белый скелет.

Одиноков засмеялся, а Людмила Васильевна покачала головой и сказала:

— Всё в своё время, ребята! Наш Андрюша от вас никуда не уйдёт. Он ходить не умеет…

И Мурашкин засмеялся, так и не успев испугаться.

Наконец пришли в первый класс. В светлой комнате было много цветов, а на стенах висели красивые картины: Москва, лето, зима, дом с колоннами и лес с грибами. Людмила Васильевна рассадила всех по росту.

— У вас на партах лежат «Буквари», — сказала учительница. — Эти красивые книги школа дарит вам к началу первого учебного года. Каждый первоклассник получает в этот день «Букварь» — и в Москве, и на Камчатке, и в любой маленькой деревне…

Все раскрыли книги, а Вихров закричал:

— Лариса Вадимовна! Доброе утро! С Новым годом!

И сел на место очень довольный.

Людмила Васильевна улыбнулась и объяснила:

— Наверное, Коле Вихрову мама велела быть самым вежливым. Молодец, Коля! Только меня зовут — Людмила Васильевна, запомни.

— Спасибо! — снова крикнул Вихров. — Извините, пожалуйста!

Потом Людмила Васильевна велела раскрыть «Букварь» на той странице, где нарисован арбуз. И все увидели арбуз.

Совсем спелый, с тёмно-красной сладкой серединкой. А рядом абрикосы. И ещё астры.

Людмила Васильевна показала на доске букву «А» и спросила:

— Кто не знает эту букву?

— Знаем, знаем! — обрадовался Вихров. — Эту букву зовут — буква «А»!

— Арбуз! Абрикос! Астра! — стали наперебой подсказывать первоклассники.

— Всё-то вы знаете! — Людмила Васильевна подняла руку и улыбнулась. — А на следующей странице какая буква?

— Буква «У», — узнала Кулешова. — С неё улитка начинается. И утки! Нам в садике говорили.

— Некоторые даже с отличием детский сад закончили, — сказала Романенкова и достала из портфеля диплом детсадовский в красной обложке. — Некоторых хвалили! — добавила она и поправила свой большой розовый бант.

— Тогда ещё одну страничку переверните, — велела учительница. — Скажи нам, Вихров Коля, как называется буква на следующей странице!

— Метро! — догадался Вихров.

— «Метро» — это слово, — поправила Людмила Васильевна. — Начинается с этой красивой буквы, которая нарисована в верхнем углу страницы…

— С буквы «М», — подсказала Романенкова.

И вместе с Людмилой Васильевной все повторили дружно:

— Это! Буква! М!

А Генералов добавил:

— Тут ещё буква «Муравьи» нарисована, и буква «Магазин»…

— И буква «Мак»! — подхватила Кулешова.

Людмила Васильевна покачала головой.

— Это же не буквы! — снова объяснила она. — Это слова на букву «М» — «Муравьи», «Машина», «Магазин», «Мак»… Все поняли?

Вихров кулаком стукнул по столу и заплакал.

Людмила Васильевна подошла к Вихрову. Руку ему на плечо опустила — он сразу и замолчал. А когда Вихров перестал всхлипывать, учительница его попросила:

— Успокойся, Коля, и объясни нам тихо и вежливо, чего ты не понял.

И Вихров сказал тихо и вежливо:

— С добрым утром, Василиса Людмиловна! Большое спасибо! Только я не понимаю: это «мак» на букву «магазин», что ли? Или всё наоборот?

И Людмила Васильевна объяснила всё с самого начала. А потом дала первоклассникам задание:

— Перед каждым из вас лежит листок чистой бумаги. Возьмите цветные карандаши, подумайте, и нарисуйте, и напишите на листочках кто что может. Всем понятно?

А Мурашкин ещё в садике рисовать полюбил. Зелёный танк с красной звездой, а на башне сам храбрый Мурашкин. Потому что Мурашкин хочет стать танкистом.

Но человечек у Мурашкина получился какой-то непохожий. Пришлось его резинкой стереть, а на танк посадить усатого зайца. Сбоку Мурашкин написал: «Всех быстрее»…

Одиноков сказал:

— Это мы ещё поглядим, кто кого обгонит!

И нарисовал гоночный автомобиль номер пять. Желтая пятёрка на дверце — как золотая. Вот получит Эдик такую пятёрку — позавидует сестра! И он написал сверху имя старшей сестры: ВАЛЕНТИНА. И своё тоже — поменьше ростом.

А Романенкова написала: «ЛЕНАМАМАПАПАСССР». И нарисовала красивую девочку синеглазую в туфлях с каблуками.

Кулешова нарисовала дом. И дерево. И озеро. Целый мир. На берегу синего озера синий цветок стоит — колокольчик. Наклонился к воде колокольчик, как в зеркало смотрится, и звенит. А от самого крыльца до самого озера — жёлтая песчаная дорожка. Из дому выбежишь с утра — и сразу купаться!

Прозвенел школьный звонок. Людмила Васильевна собрала рисунки ребят и спрятала их в шкаф. Шкаф заперла на ключ. Ключ положила в карман. И сказала:

— Эти листочки я покажу нам, когда вы закончите школу и перестанете не любить манную кашу. Чтобы каждый посмотрел на свой рисунок и вспомнил, каким он был десять лет назад…

— Ой, можно я перерисую! — попросил Мурашкин. — Откройте шкаф, Людмила Васильевна! Я же не заяц! Я зайца нечаянно нарисовал, я же не знал, что нужно себя рисовать!

— Не обязательно себя, — сказала Людмила Васильевна. — Кто-то нарисовал свою любимую собаку, а кто-то — автомобиль. А тебя, Мурашкин, будет ждать твой усатый заяц. Целых десять лет…

Палочки-считалочки

Вечером Мурашкин смотрел как всегда «Спокойной ночи, малыши!». Вдруг ему захотелось всех героев, которые на экране были, сосчитать. И он сосчитал котёнка, мышонка, щенка и Чебурашку. Получилось четыре. Но Мурашкин не знал, кто такой Чебурашка — зверёнок или ребёнок. И он папу спросил:

— Их сколько — четыре? Или всё-таки три?

— Кого? — не понял папа.

— Животных, — Мурашкин кивнул на экран. Но там уже котёнок убежал за мышонком. И папа сказал:

— Не умеешь ты считать, Вовка! А ещё первоклассник!

Мурашкин посмотрел на экран и обиделся:

— Попробуй сосчитай, когда они бегают! Тут папа хлопнул себя по лбу и вспомнил:

— Я же тебе, Вовка, подарок купил! — Он достал из портфеля прозрачную пластмассовую коробочку. — Вот! Палочки для счёта. В магазине сказали — сами считают. Только записывать успевай. Повезло тебе, Вовка! Быстрее всех считать научишься…

На следующий день математика была первым уроком. Вовка пришёл в школу пораньше. Он достал палочки и разложил их на парте в ряд. Получилось очень красиво. Красные, зелёные, жёлтые палочки как будто сами говорят: «Один, два, три, четыре, пять…»

Кулешова Лариса была дежурной и тоже пришла пораньше. Увидела у Мурашкина палочки и вздохнула:

— А мне не купили…

Мурашкин положил половину палочек в коробку, а половину Кулешовой отдал.

Потом Генералов пришёл. Генералов у Мурашкина только три палочки попросил — красные.

— У меня всякого цвета есть, а красного нет, — объяснил Генералов, забирая палочки. — И синего дай немножко. А то у меня зелёные только есть, а синих нет почему-то… Вот спасибо, друг!

А зелёные палочки забрал у Мурашкина Вихров.

— У тебя вон сколько, — сказал Вихров. — А у меня ни одной. Так нечестно!

Когда урок математики начался, у Мурашкина оставалось ещё целых три палочки: две желтых и фиолетовая.

— Зачем тебе палочки-то? — удивился Эдик Одиноков.

— Считать будем.

— А техника на что? — Эдик подмигнул Мурашкину и достал из портфеля коробочку — чуть больше той, в которой палочки были. — Я у отца взял, — объяснил Эдик. — Сама считает. Вот сюда нажми. Да ты не бойся!

Мурашкин нажал на кнопку. И сразу руку отдёрнул. Потому что на маленьком экране электрическая цифра зажглась: «Два».

— Теперь нажимаем вот на эту кнопку, — показал Эдик. — Чтобы она прибавление сделала. Вот так. К двум прибавить три. Получается — шесть!

— Пять! — возразил Мурашкин.

— Не пять, а шесть! Ты что — умнее техники, что ли? — Эдик показал машинку. На экране дрожала светящаяся шестёрка.

Мурашкин удивился.

А Людмила Васильевна постучала по доске указкой и объявила:

— Тема нашего сегодняшнего урока — сложение. Кто мне скажет, ребята, какой значок обозначает сложение?

— Крестик, — сказала Кулешова.

Людмила Васильевна нарисовала на доске ровный красивый крестик и объяснила:

— Вот знак сложения — плюс!

А Мурашкин снова на счётную машинку посмотрел и спросил Эдика:

— Ты на какую кнопку-то нажимал?

— Вот на эту, — показал Эдик.

— Так она же испорченная! — догадался Мурашкин. — Крестик-то на боку лежит! Таким крестиком прибавить нельзя.

Эдик почесал в затылке и спрятал машинку.

Людмила Васильевна написала на доске: 2+3=5.

— Доставайте свои палочки, — сказала она. — И давайте отложим сначала три. Потом ещё две. Сколько у тебя получилось палочек, Лариса?

— Целая коробочка! — похвасталась Кулешова.

А Мурашкин весь урок считал в уме. Потому что палочек у него было всего три штуки, а машинка у Эдика испорченная.

На следующий день Мурашкин принёс вместо палочек спички в коробке. Но перед уроком спички у него отобрал Вихров.

— Тебе они зачем? Незачем! — объяснил Вихров. — Ты же всё равно поджигать ничего не умеешь! Ребята, пошли в уборную, я вам фокус покажу!

Но дымовую завесу Вихров сделать не успел, потому что спички у него отобрал усатый восьмиклассник с красной повязкой.

— Дружинников развелось — полная школа! — сказал Вихров.

И опять весь урок Мурашкин считал в уме.

— Тема урока — вычитание, — говорила Людмила Васильевна. — Посмотрите на картинку. Перед вами восемь зелёных ящериц. Сколько ящериц останется, если одна уползёт?..

Мурашкин шевелил губами, загибал пальцы и разгибал их обратно. Эдик чинил свою умную машинку. Ящерицы ползали. Лягушки прыгали. Воробьи летали и считаться не хотели ни в какую.

Дома Мурашкин признался папе, что палочек у него почти не осталось, только три, остальными считают Вихров, Генералов, Кулешова и другие первоклассники.

— Не горюй, Вовка, — папа хлопнул Мурашкина по плечу. — Всё отдал — богаче стал! Знаешь такую песню? Вот и пой!..

А на следующий день в конце урока Людмила Васильевна сказала:

— Проверим, как мы считать научились! Ну-ка, достаньте палочки! Прибавляем к шести два!

— Восемь! — сказал Мурашкин раньше всех.

— От восьми отнимаем три!

— Пять! — снова первым сказал Мурашкин.

— Прибавить четыре! — продолжала Людмила Васильевна, глядя на Мурашкина удивлённо.

— Девять! — крикнул Мурашкин и засмеялся.

— Отнять три! — Людмила Васильевна прищурилась. На Мурашкина смотрел уже весь класс. Романенкова даже рот открыла, а бант у неё развязался.

— Будет шесть! — выдохнул Мурашкин, и Эдик поднял его руку, как победителя на соревнованиях.

— Молодец, Мурашкин! — Людмила Васильевна улыбнулась. — Наверное, у тебя палочки какие-то очень быстрые. Покажи их нам!

И все снова посмотрели на Мурашкина.

Растерявшись, он едва отыскал в портфеле три своих палочки: две жёлтые и одну фиолетовую…

Меченый жёлудь

На большой перемене в класс пришла пионервожатая Рита, которую любили все малыши. Она сказала:

— Ребята! «Октябрь уж наступил! Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад…»

— Пушкин! — крикнула Романенкова. — Это же Пушкин!

— Конечно, Пушкин, — Рита кивнула и улыбнулась. Но вдруг она нахмурилась. — А за осенью-то идёт зима! Мороз! Пурга! Гололёд! Чем будут питаться животные?

— Мы кормушки сделаем — и порядок! — сказал Одиноков. — Я в том году пять штук сделал, мне отец помогал. Я их сам развесил везде и крошек хлебных насыпал.

— Ты про птиц говоришь, а и про зверей, — сказала Рита. — Которые в зоопарке.

— Тигров кормят мясом, — объяснил Вихров. — Я ходил с отцом. Он у меня в зоопарке работает, Его все звери боятся, даже бегемот!

Все посмотрели на Вихрова, а он покраснел.

— Зверям зимой необходимы витамины, — сказала пионервожатая Рита. — И сегодня мы пойдём в парк за желудями. Витамины содержатся в желудях.

И после уроков первый класс отправился в парк. В парке было очень светло от жёлтых листьев.

— Нашёл жёлудь — кладёшь в карман, — объяснила Рита. — Набрал полный карман — высыпаешь в мешок, — она развернула большой мешок с надписью: «Приятного аппетита!»

— А желуди — откуда? — спросил Вихров. — Мы не проходили.

Рита нагнулась, нашла в траве жёлудь, показала всем и спросила:

— Откуда желудь, кто скажет?

— С земли, — сказал Генералов.

— А вот и нет, он сверху упал, — возразила Кулешова.

— Жёлуди — это яблоки дуба, — объяснила Рита. — Звери их очень любят. Белки, слоны, обезьяны — все! — и она положила красивый жёлтый жёлудь в большой мешок.

Ребят в парке было много. И «бэшки», и из других школ первоклассники.

Но желудей тоже было очень много.

Мурашкин достал из кармана гвоздь и нацарапал на жёлуде букву «М».

— Чтобы знали, кто собирал, объяснил он Эдику. Снова поднял жёлудь и нацарапал на нём первую букву своей фамилии.

И схватился за затылок: больно очень Вихров жёлудем попал.

Мурашкин достал из кармана горсть желудей и бросился на Вихрова. Но Рита его остановила, жёлуди отняла и высыпала в мешок. Вихров показал Мурашкину кулак и высунул язык одновременно.

А Ленка Романенкова каждый свой жёлудь в бумажку заворачивала — как конфету.

Мешок набрали полный. Положили его на тележку и с песнями повезли через парк к Дому пионеров. А прохожие спрашивали, что в мешке, и улыбались. Даже некоторые не верили, что целый мешок желудей октябрята набрали сами.

У Дома пионеров стоял грузовик. Усатые восьмиклассники забрасывали в кузов мешки разных школ — всех школ района.

— Если в каждом мешке хотя бы сто килограммов, то это сколько же получится? — Эдик Одиноков почесал затылок. — Ну и набрали мы, а?! Лет на пять зоопарку хватит!

— Семьсот, восемьсот килограммов, — Вихров считал мешки. — Девятьсот… Десять… Десятьсот! Урра!..

Вихров подпрыгнул, выхватил из кармана последний жёлудь, метко попал Мурашкину в нос и убежал.

А в субботу после уроков Рита повела первый «А» в зоопарк. Сначала пошли к слону. Слон стоял как дом. Вихров достал конфету и бросил слону. Слон молча взял конфету хоботом и уложил в широкий розовый рот.

— Он мою конфету съел! — крикнул Вихров. — Видели?

— Зверей кормить конфетами нельзя, — сказала женщина в синем халате. — Вы сами ешьте!

— Да нам не жалко! — Вихров вытащил горсть «подушечек». — Хотите — берите!

И он снова бросил слону конфету.