Александр Прозоров
Цель последователей НЛП стара как мир: они желают научиться манипулировать другими людьми, как куклами на веревочках. В старину для этой цели использовались различные приворотные и отворотные зелья, заговоренные гребешки и булавки, потом настала пора месмеризма[2], затем наступило увлечение гипнозом. Примерно два десятка лет назад пришла пора НЛП.
В основе сей дисциплины лежит вера (другого слова не подобрать) в то, что можно соединить в единое целое две системы: первую сигнальную систему (система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при воздействии конкретных раздражителей – свет, звук, боль) и второй сигнальной системы (обычная человеческая речь). Проще говоря, НЛП желает манипулировать человеческим сознанием путем подбора кодовых фраз, слов, звукосочетаний, изображений, и прочей атрибутикой. Цель – пробраться к потаенным инстинктам, чувствам и желаниям ни о чем не подозревающей жертвы в обход разума, и заставить ее совершать поступки под диктовку чужой воли.
Разумеется, в соответствии с традициями колдовства, НЛП обещает последователям научить их пробуждать в себе физические и интеллектуальные сверхвозможности, сверхвосприятие, дать возможность управлять временем и пространством.
Со слов врачей-психиатров, посещавших курсы НЛП из профессионального интереса, эта «наука» представляет из себя смесь из нескольких элементарных психологических приемов, мистицизма, ссылок на некие авторитеты и большого количества словесной шелухи.
Кроме того – состояние nerk-nerk явно соответствует восточным созерцательным медитациям, управляемый пси-припадок – состоянию аффекта в боевых искусствах, практика саморазвития списана у Карлоса Кастанеды[3]. Особую пикантность данной системе придает то, что, согласно учению Кастанеды, ее нужно проходить в состоянии наркотического опьянения.
Естественно, руководителям НЛП приходится регулярно оправдываться – ведь на практике их «наука» не дает никаких результатов. Иногда они начинают утверждать, что предыдущая система устарела, но вот теперь, в самые последние годы, создается новая, совершенная, иногда заявляют, что НЛП вообще имеет чисто теоретическое значение и не предназначена для повседневного использования… Не могу удержаться от соблазна, и не процитировать два абзаца из выступления Джудит Делозье, одной из основателей НЛП, в NLP Group – Padington, Лондон 19 апреля 1993 года. (под редакцией Джеймса Лавли):
«Люди, вооруженные только мета-моделью начинали без разбора мета-моделировать других. Они не могли понять, почему они теряли своих друзей! Они рассматривали НЛП как технологию, как процедуру, которую я называю ритуалом. В обрывке ритуала нет мудрости.
Второе описание, или Новое Кодирование явилось результатом различных исследований: Джона Гриндера и моего понимания НЛП, работ Грегори Бейтсона по теории информации и биологии, книг Карлоса Кастанеды о Пути Яки, и нашего опыта африканской игры на барабане, танцев, пения и рассказывания историй в Конго. Итак, мы взяли эти идеи и задались вопросом: Как иначе мы можем описать то, что уже определено в другом коде? И мы предложили серию из семи элементов…»
Такая вот наука – помесь биологии и игры на барабане.
Методика вербовки:
Представители НЛП проводят очень изящную, можно даже сказать – красивую пропаганду по методу «от противного». Время от времени в периодической печати, на радио, а иногда и на телевидении проскальзывают предупреждения для граждан, что их сознанием манипулируют, вынуждают действовать вопреки собственной воли, что они становятся игрушкой в чужих руках. А виной всему – зловещее Нейро-лингвистическое программирование! У многих людей возникает вполне естественное желание выйти из «серой массы» тех, кем манипулируют, и влиться в ряды тех, кто манипулирует. Ничего сложного – их уже ждут на лекциях и курсах. Только платите.
Методика противодействия:
Собственно, увлечение НЛП вполне безобидно. Данная организация не стремиться обобрать человека до нитки и выбросить, как отработанный материал – ее вполне устраивает, когда новый последователь понемножку платит за литературу и семинары на протяжении многих лет. Вреда особого нет, зато кругозор заметно расширяется: чай, со всего света по кусочкам «науку» собирали. Слабое место доктрины НЛП – практическое использование. Если желаете отлучить подростка или кого-то из своих знакомых от этого хобби, обращайте внимание НЛПиста именно на прикладную сторону его увлечения.
Это организации, не имеющие никакой религиозной базы, но активно зарабатывающие на наивной вере множества людей в возможность развития у себя неких экстрасенсорных способностей. Людям хочется научиться обнаруживать заболевания и лечить их обычными пассами, предсказывать будущее, находить по карте пропавших знакомых а в толще недр – спрятанные предками сокровища. Очень многие рассчитывают, развив в себе новые качества, зарабатывать таким образом себе на жизнь, причем подобное заблуждение активно поддерживается в них «учителями» и вербовщиками. Для «развивающих сверхспособности» существуют целые сайты в интернете, для них выпускается большое количество литературы, «заряженные» видео– и аудиокассеты, иконы, амулеты, проводятся семинары – то есть, на подобных учениках держится целый пласт эзотерического бизнеса.
Методы вербовки:
Они достаточно просты: это обычные объявления в периодической печати, а так же личные контакты учеников. Самым важным в вербовке нового последователя является первая встреча, во время которой новообращенного нужно убедить, что в «школе» его действительно смогут чему-то научить.
Самой распространенной методикой является создание «энергетического шара». Технология такова: если энергично потереть ладони друг о друга раз пятнадцать-двадцать, то к ним приливает кровь, они становятся на пару градусов теплее. Когда руки после этого разводятся немного в стороны, они начинают ощущать тепло, идущее от одной ладони к другой. Самые чувствительные точки находятся в центре ладони, они могут ощущать тепло чуть дальше, чем кожа по краям и на пальцах – отсюда ощущение теплого шара между рук. Вербовщики называют это ощущение: «формирование энергетического шара». Цель опыта проста – когда человек на личном опыте убеждается, что способен создать некий энергетический объект, его проще убедить, будто в нем таятся задатки экстрасенса (колдуна), и что эти зачатки нужно обязательно развивать. Желательно за максимальные деньги и в течение неограниченного времени.
Сотворив «чудо» вербовщики убеждают потенциального клиента в истинности своего учения и предлагают активно готовиться постижению новых, более высоких тайн материи и духа.
Разумеется, одного удачного опыта мало, чтобы удерживать ученика достаточно длительное время и в процессе дальнейшего «обучения» начинается «работа с предметами»: с различного вида кольцами, амулетами, рамками, фотографиями, картами и прочее. На этой стадии наиболее эффектны «чудеса» с «рамками». Они настолько интересны, что я рекомендую попробовать повторить их самостоятельно.
Простейшая рамка, это кусок проволоки длинной от тридцати до шестидесяти сантиметров, согнутый буквой «Г». Рамку нужно взять за короткий конец в кулак таким образом, чтобы длинный конец находился параллельно пола и легко поворачивался вправо-влево. Итак, теперь вы готовы проводить «энергетические исследования». Чтобы ощутить разницу «энергетики» кухни и комнаты, пройдите с одного места в другое. Вы неминуемо увидите, как длинный конец «рамки» поворачивается вправо или влево под прямым углом.
Эксперимент можно усложнить. Возьмите несколько картонок, поставьте на одной из них крестик, разбросайте по полу, а потом пройдите по ним с рамкой. Она повернется над квадратом с крестиком. Можно провести и вовсе фантастический опыт: разложите по полу упаковки с лекарствами, и загадайте для себя найти то, которое лучше всего поможет при головной боли или изжоге – гарантия восемьдесят процентов, что ответ будет правильный!
Теперь перейдем к разоблачениям. На самом деле «рамка» – это один из примитивнейших фиксаторов неосознанных реакций организма, проволочный «детектор лжи». Он достаточно четко фиксирует те моменты, когда вы сами видите ответ (картонку с крестиком), или подозреваете, что ответ таится здесь (друзья, которые проводят эти опыты вместе с вами, затаили дыхание). В большинстве случаев человек сам не замечает своего легкого движения и причин, побудивших его это движение сделать. Почти все «магические приспособления» работают точно по такому же принципу.
Методика противодействия:
Прежде всего скажу, что увлечение экстрасенсорикой сравнительно безобидно и не причинит никакого вреда за исключением материальных затрат на «учителей» и издаваемую по этой тематике литературу. Опасно не увлечение развитием «сверхспособностей», а возможный переход от экстрасенсорики к более серьезным мистическим течениям.
Если ваш ребенок заявил, что желает заниматься в некоей школе экстрасенсорных способностей, сообщите, что подобной ерунде вы можете научить его и сами, и продемонстрируйте вышеуказанные опыты. Для большей эффектности добавьте к ним еще несколько «чудес» из подборки, объединенной в главе «Религиозные чудеса». После того, как подросток убедится, что вы и вправду обладаете некоторыми «тайными знаниями», можете небрежно заявить: «Все это ерунда, не представляет практической ценности. Годится только гостей развлекать. Жалко деньги на ерунду тратить». К тому же, в юном возрасте мистикой и экстрасенсорикой начинают заниматься большей частью из желания поразить сверстников чем-нибудь особенным – если вы научите ребенка паре фокусов, ему не нужно будет искать их в других местах.
После того, как подросток увидит целую серию «чудес» в вашем исполнении, на нудных и изрядно затянутых занятиях любой экстрасенсорной школы ему станет просто скучно.
В том случае, если ваш ребенок уже начал заниматься на подобных курсах, обязательно попросите его использовать свои способности на практике – тем более, что своими способностями подростку почти наверняка захочется похвастаться. Помните, ни один экстрасенс и ни одна «рамка» не способны ответить на ваши вопросы, если вы сами не знаете на них ответа.
Перетасуйте карты, разложите их по полу и попросите с помощью «магического предмета» найти, например, «короля пик». Поскольку вы сами не знаете, где он лежит, то этого не сможет найти и подросток. Попросите его найти больное место, если случилось нечто неожиданное: подвернули ногу или ударились плечом – в случаях, когда ответ находится вне рамок привычного «сверхспособности» обычно не помогают. Попросите найти на карте местоположение приятеля, к которому вы собираетесь в гости – и если подросток там не бывал, он вряд ли угадает. Дайте фотографию незнакомого ребенку человека и попросите его узнать у «учителя», каково состояние вашего родственника и где он находится. Без подсказок со стороны экстрасенсы никогда не способны дать ответ на подобные вопросы.
Череда постоянных неудач очень быстро погасит в ребенке интерес к любому делу – и после этого вербовщикам никакие «энергетические шары» и заманивания суперколдовскими способностями не помогут.
Разумеется, описанные в данной книге «чудеса» вам желательно продемонстрировать своему чаду самому, заранее, еще до того, как с их помощью попытаются обмануть вашего ребенка.
Под общим, условным названием «Гербалайф» можно объединить целую группу полулегальных организаций – то ли коммерческих, то ли мошеннических. При своей деятельности они часто используют гипнотические методики, что позволяет также отнести их к условным, неполноценным сектам и уделить несколько слов.
Вербовка новой жертвы обычно выглядит так: вас любым возможным способом заманивают на большое собрание, где, в лучших традициях Кашпировского, со сцены, обливаясь слезами от счастья, различные люди рассказывают, как они за неделю заработали по миллиону долларов, выращивая, скажем, саморазмножающиеся кирпичи[4]. Или о том, как здорово иметь в собственности два квадратных метра в отеле на южном берегу острова Борнео[5]. Агитация в пользу «коммерческого проекта» сопровождается истерическими выкриками из зала: «Я тоже разбогател!» или «Покупаю тысячу кирпичей!». Поддавшись стадному чувству и всеобщему азарту обогащения, вы не выдерживаете, покупаете десяток саморазмножающихся кирпичей и...
Сотрудники подобных фирм от жертв часто даже не прячутся. На всякую попытку предъявить претензии, вам с ясным взором скажут, что, скорее всего, вы неправильно поливали кирпич, вот он и сдох, и тут же предложат купить другой.
Как не попасть в ловушку ?
В первую очередь вас должны насторожить любые попытки вести деловые переговоры в переполненном наэлектризованном зале. Во-вторых, никогда не берите с собой деньги на собеседование в незнакомой фирме (будь то получение ценного приза по розыгрышу телефонных номеров, или отбор кандидатов для перспективного обучения, или прием специалистов в иностранную фирму, встреча с менеджером, которому понравился на улице разрез ваших глаз и он решил предложить высокооплачиваемую работу, поиск активных людей с высшим образованием или уволенных в запас офицеров для организации нового предприятия и т. д.). В-третьих – не подписывайте сразу предложенные вам договора, как бы выгодны они ни казались, попросите один-два дня, чтобы посоветоваться с адвокатом. Подобная осторожность вполне естественна и способна вызвать неприятие только у жуликов!
Если некая фирма предлагает за определенное вознаграждение найти вам выгодную работу или пройти обучение с последующим трудоустройством – всегда предлагайте оплатить их услуги с первой зарплаты. С различными незначительными отклонениями (процент с оклада, оплата нанимателем, срок выплаты) это те самые условия, которые честные фирмы предлагают сами.
Пожалуй, нет секты более знаменитой и страшной, нежели сатанисты, и более безопасной – поскольку ее… не существует. Истинные сатанисты, если можно так выразиться, были благополучно истреблены стараниями НКВД к концу тридцатых годов[6], и с тех пор на нашу страну сфера влияния общемировых «темных сил» не распространяется.
Возрождение сатанизма в годы перестройки началось, к сожалению, с ритуального убийства трех иноков в Оптиной пустыни, и хотя все сатанисты поспешили откреститься от этого преступления, ни о каком официальном или полуофициальном существовании подобных сект речи уже идти не могло. Сатанисты вообще всячески подчеркивают миролюбивость своей религии, однако их мнение мало кого интересует.
К глубочайшему сожалению, достаточно любому полуобразованному обкурившемуся уголовнику сказать, что он сатанист – как это немедленно воспринимается достоверным фактом, свидетельствующем о распространении мракобесия на территории нашей страны… Ну, и так далее. Мнение поклонников Сатаны при этом начисто игнорируется. Более того: современный обыватель скорее поверит уголовной шпане, чем верующему сатанисту, и станет упорно навязывать ему кровавые ритуалы, мало интересующие истинных поклонников учения.
Неизменным атрибутом любого материала о сатанистах является жертвоприношение и так называемая «Черная месса». От обоих атрибутов истинные поклонники Антихриста оказываются. По их словам, в жертвоприношениях нуждаются только «белые» колдуны, выполняющие заповеди Церкви, а потому накладывающие на себя нравственные и физические ограничения. Естественным следствием любого самоограничения становится неспособность поддерживать в себе необходимый энергетический потенциал и потребность «подкачиваться» от иных живых существ – жертвенных животных[7].
«Ни при каких обстоятельствах Сатанист не приносит в жертву животное или ребенка! Причины, по которым Сатанисты не могут совершать подобных действий, ясны и логичны. Человек, равно как и животное, является божеством для Сатаниста. Чистейшая форма плотского бытия таится в телах животных и детей, которые еще недостаточно выросли, чтобы подавлять свои естественные желания. Они могут воспринимать то, о чем взрослые не могут и мечтать. Поэтому Сатанист рассматривает эти существа со святым убеждением, что может научиться многому у этих естественных волшебников мира сего» – именно так утверждает Сатанинская Библия, приписывая кошмарные слухи о методах служения Нечистому христианским священникам. Правда, сатанист – сатанисту рознь, среди этой темной среды существует довольно много разных направлений.
1) Антихристиане, они же дьяволопоклонники.
Основа вероучения: Библия, толкуемая со знаком «минус» – «убий», «укради», «прелюбодействуй» «чти только себя» и так далее. Последователи этого направления пытаются возродить древний сатанизм, существовавший где-то в восемнадцатом столетии. В то время одуревающее со скуки дворянство искало новых развлечений. Многие, желая эпатировать свое окружение, объявляли себя приверженцами Сатаны. Поскольку никакого станизма в действительности не существовало, его пытались сконструировать на базе христианских источников. То есть, за основу бралась Библия, трактуемая «от противного» и христианство, вывернутое наизнанку.
Эти доморощенные сатанисты принимали за чистую монету все россказни и вымыслы о кровавых жертвоприношениях, продаже души и тому подобном. Достаточно сказать, что одна из сатанинских организаций того времени старалась воплотить в повседневную культовую практику все, что описано в достопамятном «Молоте ведьм».
А коль скоро стало бытовать мнение, что сатанизм – суть антихристианство, то эти пресловутые «сатанисты» сделали вполне очевидный с их точки зрения вывод: если Богу (Христу) приносится жертва бескровная, то Сатане, естественно, кровавая. И чем мрачнее, мерзостнее и таинственнее ритуал, тем лучше для Сатаны. Все это привело к изобретению такого ритуала как Черная месса или обедня святого Секария[8]. Сатанинская «Черная месса» должна была проводиться ночью, в разрушенном храме и сопровождаться чтением Библии наоборот. В завершение мессы верховный жрец должен был уложить на алтарь и подвергнуть сексуальному воздействию какую-либо приверженку религии.
Стоит ли говорить, что такой обряд был на руку только официальной религии, которая всячески культивировала это заблуждение, формируя выгодный для себя образ сатанистов. Этого же образа Церковь придерживается и по сей день, а вот сатанисты пошли куда дальше: хорошо чувствуя христианское происхождение своего учения, некоторые из последователей Нечистого стали пропагандировать теорию о двуединой сути Господа, который суть символ нашего мира и несет в себе одновременно и темное, и светлое начало. Так сказать, «единство и борьба противоположностей» с точки зрения религиозной практики.
Какие уж тут «Черные мессы» и ритуальные жертвоприношения, право слово!
2) Церковь Сатаны.
Последователи этого учения пытаются построить свою организацию, основываясь на «Сатанинской Библии», написанной Антоном Шандором Ла Вей. Кстати, любые жертвоприношения отвергают принципиально. Дабы не пересказывать это учение своими словами, я просто процитирую изложенные в «Библии» заповеди:
Одиннадцать Сатанинских Правил на Земле
Не высказывайте своей точки зрения и не давайте советов, если только вас об этом не попросят.
Не рассказывайте о своих неприятностях другим, если только вы не уверены в том, что вас хотят выслушать.
В чужой берлоге выказывайте уважение, либо не появляйтесь там вообще.
Если гость вашей берлоги досаждает вам, обходитесь с ним жестоко и безжалостно.
Не делайте попыток сексуального сближения, если только не получаете приглашающий сигнал.
Не берите вещь, не принадлежащую вам, если только она не является бременем для ее хозяина и он не просит об освобождении его от этого бремени.
Признайте силу магии, если она была успешно вами применена для достижения ваших целей. Если вы отрицаете силу магии после того, как с успехом ею воспользовались, вы лишитесь всего достигнутого.
Не выражайте своего недовольства по поводу того, что не имеет к вам никакого отношения.
Не обижайте маленьких детей.
Не убивайте животных кроме как для пропитания и при защите от их нападения.
Находясь на открытой территории, не мешайте никому. Если кто-то мешает вам, попросите его прекратить. Если он не останавливается, уничтожьте его.
Антон Шандор Ла Вей,
II Аппо Satanas (1967г. н.э.)
Некоторые из «заповедей» звучат коряво, но, думаю, все они достаточно понятны. Куда более изящно в «Сатанинской Библии» сформулирован постулат, противоположный христианскому «…если ударили по правой щеке, подставь левую»:
Когда человек своим предосудительным поведением практически кричит о том, чтобы его уничтожили, то, без сомнения, ваш моральный долг состоит в том, чтобы исполнить его желание. Человек, не упускающий возможности «зацепить» других, часто ошибочно называется «садистом». Но, на самом деле, этот человек – заплутавший мазохист, напрашивающийся на свое уничтожение.
Таким образом, с точки зрения Шандора Ла Вей, любой опасный преступник – это человек, пытающийся свести счеты с жизнью, самоубийца. Сторонником отмены смертной казни последователи Церкви Сатаны явно не являются, однако и в участии в «Черных мессах» их тоже трудно заподозрить.
3) Сатанисты-христиане. Существовала лет пятнадцать назад такая экзотическая секта. Они считали, что должны принять на себя все грехи человечества, чтобы прочим людям досталось меньше грехов и, следовательно, меньше страданий. На некоторое время они добились высокой популярности среди хиппи Санкт-Петербурга. Существовали только в Москве и Санкт-Петербурге, и к настоящему времени практически исчезли. Занимались в основном сексом, пьянкой и «наркотой» – на забавы вроде «Черной мессы» или ритуального жертвоприношения времени у них просто не оставалось.
4) Гуманисты. Считают Сатану «санитаром природы», чем-то вроде булгаковского Воланда, которому, кстати, тоже поклоняются. Считают, что Сатана нуждается не в почитании, а в содействии. Чисто отечественная группировка (дикий все-таки на Западе народ – «Мастера и Маргариту» не читают…). Малочисленны, находят последователей в Москве и других крупных городах, обычно среди студентов-гуманитариев. Никакими жертвоприношениями руки марать не желают.
5) Любители. Естественно, это не единое течение – поскольку истинные сатанисты не ведут активной пропаганды своей религии, многие люди, увлекшиеся данной тематикой, просто берут идею Сатаны и толкуют ее каждый на свой лад. Зачастую руководствуются не традиционными источниками, а художественной литературой, типа романов серии «The Omen». Каждый создает культ на свой лад, зачастую только для своего личного пользования. Обычно в ход идут оскверненные или изуродованные символы христианства, вывернутые задом наперед молитвы, колдовские атрибуты. За всех «любителей» поручиться нельзя, но обычно это малочисленные группки излишне увлеченных литературой и видеофильмами подростков. Для удовлетворения их интересов вполне хватает перевернутого распятия и перстенька в виде человеческого черепа.
Все те мерзости, о которых то и дело проскакивают сообщения в прессе – дело рук мелких хулиганствующих групп, не имеющих никакого отношения к религии. В большинстве своем это или просто пьяные выходки случайных людей, или действия психически больных личностей. Подобные деяния прямо подпадают под статьи Уголовного кодекса, могут и должны пресекаться органами правопорядка. Между тем – самая разрушительная деятельность истинно религиозных организаций зачастую никак не нарушает статей закона.
В наши дни можно прямо утверждать, что многие кровавые псевдосатанинские преступления являются следствием разнузданной пропаганды садизма средствами массовой информации. Нормальный человек, заинтересовавшийся мистическими течениями в среде противников христианства, теперь изначально уверен, что для приобщения к Истине необходимо совершить какое-нибудь кошмарное преступление – хотя на деле при этом он движется в прямо противоположном направлении.
Психологи Великобритании и США, где колдовские и сатанинские секты регистрируются официально и обладают всеми правами религиозных объединений, отмечают, что среди сатанистов пребывает немалое число лиц с больной, извращенной психикой. Однако, количество ритуальных убийств в этих странах значительно меньше, чем просто немотивированных, причем никто из виновных в «колдовских преступлениях» никогда не занимал мало-мальски высокого положения в иерархии «черных» сект. Больше того, многие врачи с улыбкой замечают, что для немалого числа лиц, склонных к эксгибиционизму, нет лучшего подарка, чем шумный шабаш с возможностью принародно поскакать вокруг костра в голом виде, и всякого рода эсбаты[9] и шабаши[10] можно рассматривать как лечебные процедуры.
Существуют также молодежные преступные шайки, желающие прикрыть свою деятельность сатанинским ореолом, придать им видимость дьяволопоклонничества. Проводимые ими «черные мессы» являют собой самые банальные пьяные и наркотические оргии, сопровождаемые «свальным грехом». Подобные действия нередко снимаются на видеопленку, и потом проспавшихся после бурного вечера девушек заставляют заниматься проституцией, шантажируя их этими видеозаписями. Служением Дьяволу пытаются прикрыть распространение наркотиков, воровство, а то и более серьезные преступления. Однако все это относится к чистой уголовщине и никак не соприкасается с темой данной книги.
Можно упомянуть еще одну категорию «сатанистов»: солидные взрослые люди, которые время от времени собираются в специально арендованном, красиво оформленном помещении, устраивают там небольшой цирк на манер голливудских фильмов: с песнопениями, целованием козлов (в смысле животных) или седалищ своих предводителей (или предводительниц), с поеданием шоколадных распятий. Все заканчивается, естественно, пьянкой, сексом и наркотиками.
Попадают в такие места или добровольно, или (прислуга и проститутки) по найму, и иначе, как клубом по интересам, подобные «секты» назвать никак нельзя.
В российских обществах, называющих себя «сатанистами», отсутствует главная отличительная черта религиозных сект: воздействие на сознание жертв с целью его изменения в нужном направлении. С «сатанистов» просто снимаются нравственные ограничения, им дозволяется и рекомендуется все то, что в христианской морали считается пороком. Как выразился один из адептов московской сатанинской секты «Черный Ангел»: «Все служат Дьяволу, кто как может». Получив психологическую разрядку во время очередного шабаша, в повседневной жизни подобные «служители дьявола» без содрогания руководствуются заветом общепризнанного (опять же, на Западе) основателя современного сатанизма Алистера Кроули[11]: «Сатана не враг человека. Он Жизнь, Любовь, Свет».
Методы вербовки:
Поскольку сатанисты не являются сектой, то и вербовки в свои ряды они не ведут. Более того, к неофитам, желающим стать сатанистами, в подобных «обществах» относятся свысока, заставляют их проходить некие испытательные сроки, подвергают экзаменам на «приверженность силам Зла». Активный интерес к своей деятельности поклонники Антихриста объясняют разрушительной деятельностью официальной Церкви:
Сатанизм, конечно же, одобряет и поощряет сексуальную деятельность, но тот факт, что наша религия – единственная, которая занимает такую позицию, является причиной, по которой ей уделялось так много предвзятого внимания. Когда такое большинство людей принадлежит к религиям, подавляющим их в сексуальном плане, то все, что написано по этому соблазнительному поводу, обречено на успех, – утверждает все тот же Антон Ла Вей.
Сатанизм одобряет действия своих последователей, когда они дают волю своим естественным желаниям – только так можно стать полностью удовлетворенным человеком без разочарований, могущих принести вред вам и окружающим. С их точки зрения, любой человек, любящий свою жену, растящий своих детей, умеющий работать и отдыхать – и при этом не молящийся никаким богам – в душе является сатанистом. Пропагандировать сатанизм не нужно, достаточно просто жить.
Жизнь есть величайшая милость, смерть – величайшая немилость. И, посему, надо прожить большую часть жизни – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!
Методика противодействия:
По счастью, в «группу риска», связанную с сатанистами, не попадают подростки из «средних» российских семей, поскольку от вступления в общины «уголовного» уровня, предохраняет самое обычное воспитание. Если ребенок не имеет склонности к нарушениям правопорядка и не водит дружбы с «трудными» детьми, то проход в мир «уголовного» сатанизма для него закрыт. Тем более трудно попасть в «элитарные секты», члены которых знакомятся друг с другом на «великосветских» тусовках, снимают для «ритуалов» дворцы культуры и могут позволить себе платить проститутке по сто пятьдесят долларов только за то, чтобы она полежала голой на кресте во время «Черной мессы». Единственное, что роднит подобные элитарные общества с настоящими сектами – это отсутствие в их действиях прямой уголовщины.
Для любого человека, чей ребенок попал в секту, именно она самая ужасная – и спорить тут не о чем. Однако попробуйте представить себе такую житейскую историю:
Случилась в жизни человека страшная беда, стал ему свет не мил, и решился он уйти в обычный православный монастырь. Здесь ему мягко объяснили, что имущество лучше переписать на обитель, а паспорт нужно отдать настоятелю. Пожил бедолага в святых стенах некоторое время, да и начал понимать, что подъем в шесть утра и работа до полуночи, да еще молитва во все свободное время – это не совсем то, чего он ожидал. Рана душевная зарубцевалась, жизнь показалась не столь уж бесполезной штукой, и решил наш герой уйти обратно в мир. Так вот: своего имущества он не получит назад никогда, вместо паспорта рискует схлопотать епитимью[12] или перевод в обитель с более суровыми условиями, а уж если сбежит – то Бог ему судья.
Человек, обратившийся при тех же обстоятельствах к дианетике, наверняка лишится части сбережений, но, если вовремя одумается, сохранит не только документы, но и жилье, и имущество.
Какая из религий страшнее – решайте сами.
Существует, наконец, категория людей, являющихся находкой для любой секты – это гипнабельные, легко внушаемые люди. Практически каждый психолог или психотерапевт, занимающийся врачебной практикой, назовет нескольких пациентов, которые в процессе лечения впадают в полную духовную и психологическую зависимость от врача даже вопреки желанию последнего. Врач становится, можно сказать, религией такого человека. Естественно, подобные люди становятся легкой жертвой любой секты или религиозной конфессии, и оказываются наиболее искренними, истовыми представителями паствы.
Часть вторая
Христианские секты[13]
Сразу оговорюсь, что целый ряд сект, использующих в своей философии имя Христа, но при вербовке последователей применяющих методики зомбирования (Белое братство, Церковь единения) отнесены к третьему типу сект, и о методах противостояния им нужно говорить особо.
С точки зрения стороннего наблюдателя – атеиста, буддиста или человека неверующего, – разницы между христианскими сектами и православными, католическими или протестантскими церквями нет никакой. Все они поклоняются одному богу, чтят одни и те же священные книги, верят в одну и ту же загробную жизнь, разделенную на рай и ад. Различия в оплате труда священника, наличии или отсутствии икон, в том, есть на кресте распятый человек или нет, изготовлен крест из рябины или из любого другого материала, считается выходным днем воскресение или суббота – все это со стороны кажется несущественным[14].
Все христианские секты проповедуют здоровый образ жизни без алкоголя, табака и наркотиков, распутства или мотовства. Целомудрие, здоровая семья, воспитанные дети, вера в Бога – вот цели, которые они провозглашают. Нередко родители только радуются, когда их ребенок находится в подобном обществе, а не попадает в дурную компанию. И тем более шокирующей оказывается ситуация, когда подросток вдруг отказывается от образования и карьеры, предпочитая этому изучение богословских книг, начинает учить родителей правильному образу жизни, категорически отказывается от любой медицинской помощи, рвет свои документы и уходит жить куда-то «на природу» или погибает при несложной операции только потому, что отказывается от переливания крови. Требования платить деньги на поддержание секты по сравнению с подобными случаями – пустяк.
Кроме того, деятельность христианских сект с ужасающей частотой сопровождается человеческими жертвами. Из курса школьной истории каждый из нас слышал о фактах самосожжения старообрядцев, однако у большинства сложилось впечатление, что происходило это невероятно давно, во времена патриарха Никона, в семнадцатом или уж восемнадцатом столетиях. Давайте вспомним кое-что из истории нашей страны нашего века.
Незадолго до первой мировой войны на одной из станций Вятско-Двинской железной дороги, что в Вятской губернии, объявился невесть откуда и быстро прижился некий странник Христофор Зырьянов, который начал активно проповедовать старообрядческую веру и вскоре обрел немало сподвижников.
Своим последователям Христофор объяснял, что вот-вот, со дня на день настанет конец света, а потому этот мир нужно стремиться покинуть как можно скорее, пока не успели нагрешить, дабы «…не рисковать вечным блаженством в царствии небесном!».
Поверивших новоявленному проповеднику соратники топили в лужах, после чего закапывали, не ставя на могилах крестов и не оставляя иных примет. Вот как рассказывает об этом одна из скитниц, Галина Земцова: «Как правило, их завязывали полотенцами и вниз лицом опускали в воду, потом сверху прижимали руками, чтобы не всплывали». Смерть носила мученический, изуверский характер. Например, «когда утоплялась Елена Лузянина, то очень сильно билась ногами…»
Елене было всего двадцать пять лет…
Зимой, когда лужи замерзали, сектантов обычно истребляли в специальной угарной избе, но бывали и исключения. Двадцатилетнюю Олимпиаду Крюкову, например, заживо сожгли на костре на глазах одной из странниц, Зои Чазовой.
В 1932 году скит в Градовских лесах обнаружили власти, Христофор Зырьянов попался и был отправлен в ссылку, откуда сумел убежать и основал новый скит на реке Лузе, в двадцати километрах от одноименного поселка.
Однажды местный крестьянин Иван Ситников повез в больницу своего ослепшего восьмилетнего внука. В ожидании приема он разговорился с кем-то из христофоровцев, и тот уговорил Ситникова обратиться за помощью совсем к другому «целителю». Христофор пообещал полное выздоровление, потом, посулив мальчику «райские яблоки», отвел его на реку и утопил в проруби.
Вернувшись в скит, проповедник показал тело несчастного верующим и объявил:
– Смотрите, отрок совершил подвиг, чтобы получить венцы небесные, а вы, взрослые, не решаетесь!
Так подробно и детально о событиях, происходивших в секте, можно говорить потому, что материалы о ней находятся не в стародавних летописях, а в архивах НКВД. Следствие обнаружило 60 тел, имена 47 погибших удалось установить. Около половины умерщвленных – моложе 30 лет, из них 14 человек от 15 до 23 лет, трое детей. Истинное число жертв неизвестно.
Богоугодного старца удалось унять лишь в середине нашего столетия.
В 1908 году в Федосеевском монастыре в Балте постригся в иеродиаконы Иван Левизор, получивший новое имя Иннокентий. В мае того же года при стечении многих тысяч паломников было организовано перенесение святых мощей отца Феодосия в один из храмов монастыря. Во время церемонии Иннокентий демонстрировал чудеса исцеления, выступая как бы в роли посредника между усопшим Феодосием и прихожанами. Спустя некоторое время иеродиакон начал рассказывать о чудных видениях, в которых он беседовал с самим Иисусом Христом. Постепенно вокруг нового пророка начали группироваться его почитатели, принявшиеся разносить благую весть о божьем избраннике в другие края. Число последователей росло.
Вскоре сообщения о новом пророке, его развратном образе жизни, пьяных оргиях, драках его мироносиц-сожительниц достигли ушей Синода, в Балту отправилась специальная комиссия для расследования, и в 1912 году проштрафившегося инока перевели в Мурманский монастырь Олонецкой губернии для «…испытания в вере».
Примерно в то же время последователи Иннокентия, купив большой участок земли в Херсонской губернии на берегу Черного моря, начали строительство подземного монастыря «Новый Иерусалим».
Иннокентию в холодных Мурманских стенах не понравилось, и он отправил своим «апостолам» приказ собирать народ и идти на его освобождение.
И вот в декабре (!) 1912 года распродавшие все имущество во имя нового храма люди в чем были, в том и пошли в студеный Олонецкий край освобождать своего пророка. Нищие, в дырявой одежде, голодные, с детьми они шагали и шагали по снегу во имя Господа и его посланца. Как писал корреспондент газеты «Русское слово»: «Они гибли от холода, тесноты и грязи буквально сотнями. Особенно велика была смертность среди детей».
К началу февраля (!) к монастырю собрались огромные толпы ежедневно умирающих людей. Глядя на это, настоятель монастыря плюнул на все правила и указы, и 5 февраля отдал Иннокентия паломникам. Тысячная толпа, окружив пророка, медленно двинулась вперед с иконами, крестами и пением «Спаси, господи, люди твоя!», а за ними на дороге оставались трупы, трупы, трупы…
Терпение властей лопнуло, 9 февраля около города Каргополь толпа была остановлена войсками и казаками, люди загнаны в вагоны и по железной дороге под конвоем отправлены к месту жительства. Иннокентия арестовали и замуровали в Петрозаводскую тюрьму.
«Святость» монаха стоила жизни нескольким тысячам людей, большинство которых умерли во время зимнего перехода на север, а еще несколько сот – в подземном монастыре от скученности и антисанитарии. Точное число по вполне понятным причинам определить невозможно.
В декабре 1917 года революция дала свободу «узнику совести», и Иннокентий объявился в Бессарабии (современная Молдавия), где попытался вновь сплотить свою паству. Через год его зарезали в пьяной драке.
Секта существует по сей день и – видимо, в память о «великом походе» без продуктов и врачебной помощи – запрещает своим последователям обращаться к медицине. Согласно канонам их веры, болезни насылает Бог, и физическими страданиями верующие искупают свои грехи. Заодно верующим запрещается ходить в кино, театр, слушать радио; детям – посещать школу.
Иван Мурашко поначалу исповедовал баптизм, потом пятидесятничество, но как-то все неудачно – никак не удавалось ему добиться достаточно высокого положения. В 1931 году он начал проповедовать уже свою, собственную религию. Дела стали налаживаться, и в 1932 году он созвал «съезд» последователей новой веры, которая там же и получила имя «Евангельские христиане святые сионисты». В начале 1935 года Мурашко призывает последователей собраться вместе и, построив «царство Христово», ждать «второго пришествия».
В 1936 году больше ста крестьянских семей продали хозяйства, землю, скот и двинулись под город Сарны Волынского воеводства. Здесь и был основан Новый Иерусалим, как назвали сектанты свое поселение.
Приезжие с семьями поселились в бывшей графской конюшне – около пятисот человек. Спали на нарах, все вместе, бани не имелось, медицинских работников тоже. Все это привело к появлению болезней и, в частности, чесотки. Мурашко объявил эту болезнь «богоугодной», чесотку не только не лечили, но и старались обязательно ею заболеть, заражали всех членов семьи, молились и просили Бога, чтобы он скорее отметил своей благодатью – послал чесотку.
Первыми не выдержали дети и стали умирать. Последователи начали потихоньку роптать. Мурашко не рискнул дожидаться полного прозрения обманутых людей, прихватил всю кассу и весной 1938 года удрал в Аргентину. Зря испугался – секта не распалась и продолжает здравствовать. В 1948 году новый глава мурашковцев Любовь Ушенко даже бросила «второй клич» – вновь призвала сторонников собраться в одном месте.
Эта история особо злободневна тем, что в последние годы появились несколько новых Христов, которые проповедуют каждый свои откровения и время от времени призывают сторонников собраться в «еще не оскверненные человеком места» и построить очередной «Новый Иерусалим». Так, набрав себе паству, бывший милиционер Сергей Тороп, принявший новое имя Виссарион, бросил клич продавать квартиры и имущество и ехать в Хакасию, под Минусинск, строить «город Солнца». Другой святой город, но уже рядом с Онежским озером, хочет поставить некий Александр Христос из Мурманска. Знакомый сценарий, не правда ли?
Напоследок упомяну духоборов, ассоциирующихся для большинства людей с именем великого русского писателя. Некогда Лев Толстой возглавлял движение помощи им, несчастным, вынужденным под давлением правительства и злобного духовенства покинуть Родину и эмигрировать в Канаду – где они существуют до сих пор, издают газету «Искра» и время от времени грозятся вернуться на земли предков. Так вот, в 1836 году в Молочноводской коммуне духоборов был обнаружен подвал, оборудованный орудиями пыток и усыпанный человеческими костями. Особая следственная комиссия обнаружила останки четырехсот человек, многие из которых были заживо зарыты в землю.
По сравнению с такими фактами скопцы, отрезающие детородные органы; хлысты, отрицающие брак и проповедующие любовь всех со всеми (хлыстом был Распутин – факт, в комментариях не нуждающийся); свидетели Иеговы, запрещающие переливание крови даже при угрозе летального исхода, или адвентисты седьмого дня, всего-навсего требующие выплаты десятины в церковную кассу, выглядят сущими ангелами – белыми и пушистыми.
Говорить о каждой секте в отдельности невозможно, поскольку по самым скромным подсчетам зарубежных специалистов только христианских течений в мире насчитывается порядка трех тысяч, а Христов за последние двадцать лет являлось миру аж пятнадцать человек (или Богов?). Поэтому автор назовет несколько самых распространенных конфессий, на примере которых и попытается проанализировать методы вербовки, наиболее типичные для сект средней степени опасности, к каковым относятся религиозные общины, вербующие сторонников с помощью убеждения, уговоров и с редким использованием легких гипнотических методик.
По методикам вербовки православные секты условно можно разбить на четыре большие группы:
1.Замкнутые секты
Не ведут активной вербовки новых членов, часто сами отгораживаются от постороннего внимания.