Андрей Нариманович Измайлов
Трюкач
Однажды я был необоснованно обвинен в лжесвидетельстве и, дабы избежать ареста, решил прибегнуть к лжесвидетельству.
Д.Хэммет.Из воспоминаний частного детектива.
Баджарана джан гурбан!
Восточное изречение.
ТРЮКАЧ
I. ЧАС БУБНЫ
КАДР – 1
Судя по тому, как он поступал с женщинами, полиция пришла к предположению, что маньяк-убийца был мужчиной… – глубокомысленно сказал телевизор.
Сильно же пришлось поднапрячься тамошней полиции, чтобы прийти к подобному предположению. Каким-таким образом умудрялся поступать с женщинами маньяк-убийца, чтобы блюстители закона умудрились догадаться: он – мужчина!
Вот и тутошняя милиция пришла к подобному предположению, когда сынок Кудимова получил шило по рукоятку в спину. В голубом вагоне метро. Бисексуал Кудимов-младшенький убит неуточненным партнером из ревности – на перегоне Площадь Александра Невского – Елизаровская. Такова версия…
Последний вагон – голубой вагон. У бисексуалов обострена чувственность – жажда острых ощущений. Прокатиться на виду у всего города, не скрывая своих пристрастий, скорее демонстрируя их. Содом и Гоморра на колесах. Погружаясь гурьбой на конечной и – до конечной. Скорость, грохот-перестук, страстные мычания и преувеличенные вскрикивания, кромешная темнота – только редкие блики мимолетных огоньков. А на остановках – предвкушающая, давящаяся смешком тишина: кого-то занесет в вагон из числа ОБЫЧНЫХ пассажиров? То-то ОБЫЧНЫЙ пассажир пулей вылетает на следующей, на любой следующей, хотя ему еще ехать и ехать. Но не в такой же компании! Забавно. Куда ты?! Чего, спрашивается, покраснел-вспотел-запыхтел?! Иди к нам, мы не кусаемся, прокатимся! Какой русский не любит быстрой и-и-иезды! Катится-катится голубой вагон. Они, да, не кусаются, но иные знаки внимания странноваты и пугающе – для НЕ СВОИХ. А здесь – ВСЕ СВОИ. На полчаса – от конечной до конечной. А там – пересадка на встречный, и – еще полчаса. На виду у всего города и не на виду. Метро… Острые ощущения.
Острое ощущение – шило в спину. Смысл – буквальней некуда. С шилом в спине еще какое-то время живешь, не валишься кулем, а держишься на тростниковых ногах, цепляешься за соседей, бледнеешь, пускаешь розовую пену, виснешь, на поручне. Только, потом, через минуту-три-пять оползаешь. Хрипы, всхлипы, стоны воспринимаются не агонией – заводкой. О, как завелся! Да нет, укачало! Просто обкурился. Пусть полежит. Не ломайте кайф. М-м-м… О-о, огонь моих чресел!
И только на конечной, когда надо вываливаться, чтобы пересесть… он не вываливается, он просто валяется…
Кто его?! А вот на Гостином парочка… к нам, влетела, он и она, посторонняя. И еще, товарищ лейтенант, на Ломоносовской кто-то сел, мужчина в китайской ветровке. Я хочу официально заявить в присутствии адвоката, я к нему не прикасался, мы поссорились, мы давно, поссорились, уйди-и-ите все! Значит, поссорились? Не-ет, я не про то, не про так, я ведь любил его, я люби-и-ил его! Сколько у потерпевшего было партнеров? Сколько, их в вагоне на момент покушения? Который из них имел веские основания для… Ф-фу, пакостники! Что является веским основанием с точки зрения гомиков? Ка-ар-р-роче, в их грязи копаться – хуже нет. Тут магазин Ретро взорвали, два десятка случайных трупов, тут БМВ с пятью пассажирами прошили очередью, четверых – наповал последний еще дышит но на ладан, тут сержанта Малаева оглушили табельное оружие исчезло… – а тут поди вникай в разборки гомиков! А ладно, всех в камеры! А-ах, за что-то?! Нынче по Указу – пожалте на тридцать суток при наличии оснований. Шило в спину – не основание?! Марш! Вас всех, господа хорошие, ждет незабываемый медовый месяц – контингент в камерах изголодавшийся, а вам это в удовольствие. А не хрен бардак в транспорте разводить, еще и хихикать! Умные, да?! Утонченные, да?! А в милиции – дуболом на дуболоме?! Ну-ну. Марш! Оформи-ка их. Да, всех. Итак, Кудимов Г. И., 1975-го, пол… судя по бантику меж ног, мужской, но… Ка-ар-роче! Убит неуточненным партнером из ревности. Кем именно? Уточняем. Тридцать дней. Гр-раждане пассажиры, пользуйтесь услугами метрополитена, вагон свободен!
… Ломакин фотографически запомнил реквизиты Игоря Кудимова, Кудимова-старшего, Кудимова-отца. На договоре. На том самом договоре, который никак не хотел заключать Кудимов-отец. Но вот, заключил – с фирмой Слоя. Слой – открытая душа. Слой даже возьмет на себя все хлопоты. Ритуальные. Если позволят. Если у коллеги горе, то Слой готов это горе разделить. Они коллеги, не так ли? Слой и Кудимов- старший? Вот и договор…
Так что позвольте… Кудимов-старший не позволил, сам похоронил сына, но приструнился – у Кудимова-старшего, помимо сына, дочь. Слой соболезновал по телефону: Тяжелое время, Кудимов, тяжелое. Время такое, держись, старина, – у тебя дочь осталась… Лучший лекарь – работа. Подъезжай завтра в фирму, помозгуем, договорчик окончательно причешем и начнем работать. Вместе. И ведь подъехал Кудимов. Утром, после поминок. У тебя дочь осталась. Да. Сын же, какой-никакой, но сын, упокоился. А при чем здесь Слой? Ни при чем, разумеется. Богатое слово разумеется – имеется в виду, подразумевается, соображайте сами.
Ломакин крепко держал в голове реквизиты отца, потерявшего сына, – во всяком случае, номера телефонов и адрес. Теперь, когда Слой обернулся для Ломакина опасностью номер один, теперь, когда Ломакин вынужден лечь на топчаны… лишний соратник будет отнюдь не лишним.
И Костанда тоже не помешает, даже поможет. В случае с Костандой внезапных смертей не было. Впрочем, вполне можно заработать инфаркт, когда сгораешь на миллионы и миллионы. Инфаркт – тоже внезапен. Кондрашка хватила, знаете ли… Костанду взяли в Пыталово, на таможне. С грузом. Якобы чугун. Поди разбери: чугун, титан, цветмет… По накладным – самый что ни на есть чугунный чугун. Налаженный канал, десятки раз практикой проверенный, люди подкормленные. Пограничный населенный пункт с характерным именем Пыталово. Как было черным по белому сказано в районной, газетке несколько лет назад: В Пыталово состоялся конкурс мастеров машинного доения из братских республик. Первыми из мастеров машинного доения из братских республик стали представители Латвии. Не намного отстали от них мастера Эстонии. И гадай, что хотел сказать автор: то ли прибалты лучше всех дергали за говяжьи сиськи, то ли выдаивали братские республики. Время показало, что второе – точней, даже если автор не имел ничего подобного в виду.
До поры канал действовал безотказно и к обоюдному удовлетворению. С тех самых пор, когда Костанда для затравки проехался вместе с водителем и, будучи остановлен на таможне, наотрез отказался вскрывать кузов крытого МАЗа. Вскройте кузов. – А может, как-нибудь без этого обойдемся? – Вскрывайте, вскрывайте! – А по сто зеленых каждому и мы поехали? – Ну-ка, без разговоров! – А по двести? – Та-ак! Отъедьте на площадку, Сами не хотите, тогда мы сами! – Мужики! По триста, и мы не открываем! По триста! – Отъедьте, отъедьте! Что уж погранцы навоображали о содержимом МАЗа?! Только после препираний-умоляний Костанда вскрыл-таки кузов и продемонстрировал вместительную пустоту. Полный… п-п… порожняк! А-а… в-в… з-з… зачем?! – А это я с вами в Поле чудес играл, – добродушно объявил Костанда. Выдержал паузу обманутых надежд и на пороге разъяренного самолюбия блажным телевизионным тоном провозгласил: Я давал вам каждому по триста долларов?! Вы отказались?!. И-и-ите-е-емнеме-е-ение! А- а-ат нашей фирмы, а-а- братской России, а-а-ат меня лично… по триста долларов каждому… в сту-у-удию!!! Он рисковал, он выиграл. Канал. В дальнейшем груз проходил без малейшей запинки, без всех и всяческих вскройте!. Чего, спрашивается, вскрывать, если там наичугуннейший чугунный чугун, разве не ясно? Кому не ясно? Всем ясно…
Само собой, не столь просто и однозначно. Подкармливать пришлось не только погранцов и с той и с другой стороны. Но – подробности письмом. Письма разосланы, пояснения присовокуплены, бессонные беседы с… тоником состоялись. Бизнес есть бизнес.
А почему бы не продолжить цепочку, Орест Георгиевич? Так Слой закинул удочку Костанде. Почему бы не задействовать финских и шведских получателей, пользуя прибалтов лишь транзитно? Латышские латы и эстонские кроны стоят крепко, но финские марки и шведские кроны всяко покрепче. А Слой вполне серьезно укоренил пару-ройку скандинавских филиалов. Что скажете, Орест Георгиевич? А? Эдакий Прибалтийский Транзит! Все хлопоты Слой берет на себя, и… стоить это Костанде будет не очень дорого, в пределах разумного. Разумно? Как-ак – нет? Серьезно? Нет? А почему вдруг? Не вдруг? Тогда вопрос почему? отпадает автоматически, если не вдруг. Долго думали, долго считали и не вдруг пришли к выводу, мол, нет? И ладно! Бизнес есть бизнес, в бизнесе нет эмоций. Нет-нет, какие могут быть обиды! Раз уж долго думали, раз уж долго считали, раз уж решили не вдруг, то… вам видней. Жаль, конечно. Однако если ВДРУГ что-либо изменится, наша фирма готова вернуться к теме. На условиях, применимых к вдруг изменившимся обстоятельствам. Время, знаете ли, нынче переменчивое – что ни день, то сюрприз. Наши реквизиты на бланке. И ваши – на бланке. Обстоятельства изменились в одночасье. Костанду стопанули в Пыталово и выпотрошили: семь шкур – хоть голым в Африку мчись, благо там тепло. Не лично Костанду, но весь караван. Костанда сутки просидел на телефоне, потом собственной персоной одарил Пыталово (и не только персоной), потом помыкался-потыкался по кабинетам – посольским, исполкомовским, мэрским. Мимо, мимо, мимо. Клиническое мимо. При всем его опыте. Наконец позвонил Слою… Слой непритворно посетовал: Ай-ай! Кто же в одиночку подобное проворачивает, Орест Георгиевич?! Ай-ай! Подъезжайте, помозгуем. Кредит не кредит, но подумаем… вместе. За вами прислать машину? Ничего, я пришлю. Бензин нынче дорог, а у вас, насколько мне известно, проблемы… Сердечко так? Самое радикальное стабилизирующее средство – коньячок. Коньячок с меня. Жду. Покумекаем, поделимся… мыслями.
И ведь вынудил он, Слой, делиться Костанду. И не мыслями. И на условиях, применимых к вдруг изменившимся обстоятельствам. И обстоятельства моментально, изменились по новой, каналы открылись, препоны снялись. Только Орест Георгиевич попал к Слою в рабство. Накормлен, напоен? Дети учатся? Жена обеспечена? И любовница тоже? Квартиру никто не отбирает? Ни ту, ни другую? И дачку тоже? И какого лешего еще надо замечательному работнику Костанде? Нет, не компаньону, а работнику, да, Орест Георгиевич? В бизнесе нет-эмоций…
… Адреса и телефоны Костанды Ломакин тоже запомнил. Пригодится Костанда. Если не струсит, то пригодится. Если поверит, то пригодится. Поверить будет непросто – можно ли поверить Ломакину, который у Слоя в компаньонах?! Значит, предстоит убедить Ореста Георгиевича на пальцах: не компаньон и даже не работник Ломакин для Слоя, а… мешок. Вытряхнутый. Настолько мешок, что даже вынужден лечь на топчаны, затаиться с мыслью: уцелеть бы, а при удачном стечении… того самого… пыльным мешком из-за угла по Слою. Вот Ломакин и затаился. Судьба Гавриша как-то не привлекает Ломакина. Вы не в курсе? О судьбе Гавриша? О судьбе Арона Самойловича Гавриша? Директора издательства Петроглиф? Нет?…
А его просто бьют. Подлавливают и бьют. Этакие интеллигентствующие молодчики. В подъезде собственного дома. На пороге в квартиру сестры Симы куда, он было переселился. У подвальной двери его книжного склада. И что симптоматично – никаких предъяв. Просто бьют. С периодичностью: от коронки, да коронки. Между прочим, один фарфоровый зуб – порядка ста долларов. И рука в гипсе по сей день. Но левая! Чтобы правой можно было расписаться в нужных местах, если Гавриш надумает. Пора бы и надумать – у Гавриша три тиража стотысячников в Печатном Дворе мертво лежат, не выкупить. Договор на реализацию заключен, вот только все три конторы-реализаторы бесследно сгинули с прежних адресов, а новых не объявили. А Печатный Двор лопается от нетерпения – работягам два месяца зарплату не из чего выдавать. Так что Печатный Двор еще немного погодит, а потом пустит все три тиража по себестоимости и даже ниже, только бы производственные расходы покрыть – а кстати, есть три конторы, готовые выкупить. Какие-какие? А это уже не ваше дело, господин Гавриш, вы даже после реализации будете нам должны… щас-щас… Анечка, не ошибись в нулях.
Поделом Гавришу и мука! Кто же в нашенском сегодня, затевает свой бизнес, не имея крыши над головой. Крыша – понятно? В нашенском сегодня понятие крыша и младенцу известно. А Гавриш давно и очень сильно не младенец, Гавришу о душе пора подумать – подумать, и отдать по первому требованию. Но сначала отдать долг. Растущий. Счетчик – чик-чик, чик-чик. Бе-е-едный Гавриш. Во всех смыслах – бедный. А ведь мог стать богатым. Ну обеспеченным – всяко. Предлагал, помнится, Слой Гавришу сотрудничество. Печатать здесь, продавать туда – в пересчете на рубли бесценок… для них, но для нас весьма солидный куш. Не книги, но… всяческую печатную продукцию. Да, специфическую. За лицензией у Слоя дело не встанет – что угодно встанет, но не дело. И крышу Слой Гавришу даст. И оплата – пока в дереве, но если мы себя зарекомендуем там, то не исключено, что со временем… Как?
Сначала Гавриш отказал мягко, потом отказал твердо. Надо же! Без крыши – и отказал! Грех такого не кинуть! А при чем здесь Слой?! Абсолютно ни при чем! РАЗУМЕЕТСЯ – ни при чем! Гавриша бьют? Бьют, значит? Часто бьют? Вот ведь печаль какая! Но хоть не насмерть? Сла-а-ава богу! Бе-е-едный старик, за что ему такое! И никакой предъявы, вот ведь незадача какая. Развелось шпаны-ы! Русопяты переношенные! Шагу не ступить без того, чтобы по морде не получить. Просто за то, что ты – Арон Самойлович. Просто за то, что евреи, известно, продали Россию. Да-да, конечно, старик Гавриш зарабатывает отнюдь не продажей России, но разве этим долболобам объяснишь! Каким этим? Да всем этим… шпаны-ы развелось! К слову, ходят слухи, Гавриш очень недурно зарабатывает до сих пор. Да-а-а?… Что вы говорите! Но на зубы-то хватает? Вроде бы один фарфоровый зуб – порядка ста долларов. А Гавришу сколько вышибли? Что вы говорите! И в который раз? Да-а-а… Вот ведь печаль какая! Накладно, весьма накладно. Однако Слой может только посочувствовать, но никак и ничем не помочь. Да и Гавриш к нему, к Слою, не обращался за помощью…
Адресные данные Арона Гавриша тоже плотно засели в голове Ломакина. Вопреки нормальной логике, Ломакин возложил самые большие надежды на Гавриша. Сам по себе старик вряд ли способен на что-либо иное, кроме хрестоматийного непротивления злу насилием. Зато способен навести. То есть послужить подсадной уткой. Били – а он пока держится. Бьют – а он пока держится. Следовательно, будут бить, тут его Ломакин и поддержит… и управиться с наемными бойцами – для Ломакина не вопрос, а однозначный ответ. Да, он, Ломакин, лег на топчаны, но именно для того, чтобы проявиться точно и по месту, когда Слой уверится: нету Ломакина, нетушки – нет. И вот что… Не станет Ломакин сдавать наемных бойцов, что называется, куда следует. Сам разберется. Сам и только сам. Сам! Да! Сил, навыков и умения достаточно. Каскадер. Двадцатилетний стаж. Тридцать семь картин. Считая «Час червей», тридцать восемь. Но считать ли «Час червей»? Да уж: это была моя лучшая фильма! Это МОГЛА БЫТЬ моя лучшая фильма.
Почему он, Ломакин, так прокололся со Слоем? Потому что жизнь – не съемочная площадка. Там, на площадке, – привычка-приучка к НАДЕЖНОМУ ПАРТНЕРСТВУ. Иначе – гроб. Каскадер вполне философски отнесется к спонтанному, немотивированному тычку в физиономию от хулигана-дилетанта. Даже не ответит по той простой причине, что ненароком убьет. Например, легендарный Деламар… ладно, о нем потом… А вот подстава, еще и подстава с заранее обдуманными намерениями – за такое можно и… покарать. Сурово. Пусть бы подстава по трусости или по глупости! Ведь по подлости!
Что производит ваша фирма?
Наша фирма производит хорошее впечатление! – отвечал Слой непроницаемым английским тоном и брал в сообщники, подмигивая: – Очень сложная продукция в наше время.
Поначалу так и было. Поначалу фирма Слоя произвела настолько хорошее впечатление, что Ломакин предложил совместную работу над двухсерийным Часом червей. И поначалу гладко было настолько, что и уцепиться не за что. То-то и оно – уцепиться не за что, особенно когда осознаешь, насколько глубоко тебя укатили-укатали, а при лихорадочной попытке выбраться скользишь и кувыркаешься назад, на дно, уцепиться не за что. И долг набухает миллионами, и единственная помощь Слоя – новый долг, где счет уже на миллиарды, и с подобного счета немудрено сбиться. Тем более бухгалтер Таша-лупоглазка исчезает бесследно. Считать ли следом коряво-нервную записку: Не ищите меня! Я не виновата!. Сама ли накалякала или под чью-то диктовку? Исчезла. Найти бы! Найдется… Только кем, когда и в каком качестве жива ли, мертва ли? А он сам – жив ли, мертв ли? Он – Ломакин Виктор Алескерович, режиссер-постановщик трехчасового боевика «Час червей», генеральный директор ИЧП «Русский инвалид». На что надеяться? Мол, еще придет мой час?! Час пришел и никакой не «Час червей». Скорее похоже на час бубны. Есть ли выход? Ну да, и всегда ходи с бубей, если хода нету. Согласно Далю, бубны – люди умны, бубны все дело поправят. Однако, по тому же Далю, – бубен – голыш, человек, все промотавший, гол, как бубен, проигрался, как бубен. А еще, по тому же Далю – бубны пустили как бубна… То есть люди умные пустили его по миру голышом. А люди умны – это Слой, это его, Слоя, консильоре Ровинский, это… Антонина? Нет, она все-таки непричастна… хочется верить. Наоборот! Она причастна – со знаком плюс. Она и провела, когда припекло, аудиторскую проверку по «Русскому инвалиду». Она и давала понять Ломакину: Слой – отнюдь не простодушный зануда-мудак, под которого рядится. Она не произносила вслух, она только давала понять. Иначе лояльность Антонины по отношению к фирме Слоя была бы поставлена под сомнение. А сомнения толкуются не в пользу, а во вред заподозренному. Что вы, что вы! Она лояльна! Иначе быть не может! Как-никак – она главный бухгалтер фирмы Слоя, одной веревочкой связаны даже при желании порвать одернут и обратно вернут… и единственным результатом резкого рывка станет странгуляционная борозда. Так, что Антонина лояльна – к Слою.
Она и к Ломакину… лояльна, если можно выразиться так. Потому и давала, понять давала понять, давала понять! И не вина Ломакина, что он не брал понять, не брал понять, не брал понять. Не вина Ломакина, беда Ломакина. Мы ведь все в одной лодке! У нас одна цель! Мы вместе!
… Кудимов, Костанда, Гавриш… – давала понять Антонина…
Ты хочешь сказать, что Слой имеет отношение…
– Я НИЧЕГО не хочу сказать. И не называй его Слоем – он тихо бесится. Предупреждала!
– Да ну! Мы же шутим с ним.
Это ТЫ шутишь. Он не выносит подобных шуток. Дошутишься.
… Вот и дошутился. Час бубны. Выколачивать бубну – фигура речи, отсутствующая у Даля. В прошлом веке бытовали иные способы м-м… взаиморасчетов? Как же, как же! Долг чести, пулю в висок.
Ныне долги возвращаются посредством выколачивания бубны, мягко намекая на пулю в висок, мол, зачем тебе самому утруждаться, если есть специалисты. До поры до времени ты просто включен в перечень мероприятий по хреновой жизни, а когда совсем невмоготу станет… есть специалисты. А про долг ты помнишь – помни, помни, не забудь. Неделя. Счет – чик-чик-чик-чик. И чтоб – никуда, понял?! Нет, ты понял, нет?! Ну ты, кинозвездюк, понял, нет?! Да куда он денется! Нет, погоди, я у него спросил – пусть он мне ответит. Так ты понял, кинозвездюк?!
Он понял. Он ответил: Я понял. В телефонную трубку.
Во-о-о… – гнусавым зэковским благодушием пропела трубка. – Эт хорошо, что ты нас слушаешься!
– Я слушаю, слушаю… – ровно дыша, ответил, Ломакин, свирепо пялясь на безымянные черточки, в оконце АОНа. С улицы звонят, с-суки!
Пра-а-ально. Слушайся нас. А то мы тут подумываем напустить на тебя, козла, рыночных армян, что ли? Дороговато, зато удовольствие большое… Уж рыночные-то армяне с большим удовольствием возьмутся за правую руку азерботной мафии только дай им наводку. А – дадим. Не щас, так через недельку. Понял, нет?
Я слушаю-слушаю…
Пра-а-ально. Слушайся нас, слушайся…
М-мда. Рыночных армян не существует как таковых.
Трусить стыдно, храбриться глупо.
К сожалению, Виктор Алескерович Ломакин – не правая рука азербайджанской мафии, хоть и Алескерович, хоть и уроженец Баку.
Трусить и храбриться – это состояние души. Ему, Ломакину, необходимо состояние ума. Состояние ума у него, у Ломакина, – разброд и шатания. Слишком много вдруг рухнуло сверху, чтобы разложить по полочкам. Только и остается – бессильно ждать.
Ждать и догонять – хуже нет. Но из двух зол он, Ломакин, выберет, пожалуй, догонять. Пусть и на данный момент – беглец именно он, Ломакин. Впрочем, Земля круглая – главное, оторваться на приличную дистанцию, на круг и достать-дотянуться ударом по затылку. И, чтобы – насовсем.
Как же он, идиот, Слоя не просчитал, подъелдыкивал, за кисель держал! Кисель киселем – аморфная масса, и то-о-олстый, то-о-олстый слой шоколада!.
И не называй его Слоем – он тихо бесится.
Предупреждала!
Предупреждала… Хм, кисель… В нем, в киселе, увязнуть – запросто. Увяз? Увяз!
И состояние ума у него, у Ломакина, вот как раз эдакое – кисельное. Поди подрыгай ногами, как та лягушка в молоке. Молоко можно сбить в масло, выкарабкаться. Кисель киселем и останется, сколь ни барахтайся.
Думать! Думать, Ломакин! Думать, как вынудить Слоя: долг, Слой, за тобой долг. Долг – чести. Чести Ломакина. А чтобы вынудить Слоя к уплате долга, очень нужно исчезнуть. На недельку. На ту самую недельку, отмеренную гнусавой телефонной шпаной. Исчезнуть. Например… например, улететь в Баку. Куда же еще лететь, если не: в Баку?! Как-никак, правая рука азербайджанской мафии! Рыночные армяне опять-таки рыщут-свищут по Питеру: где тут у вас правая рука?! Где-де! В… Баку. На родине предков. Достаньте!
И чтоб – никуда, понял?! Нет, ты понял, нет?!.
Понял. Повторяю: понял… нет!
И вот он здесь.
Здесь, в Питере, в комнате Гургена. И он же, Ломакин, в Баку – для всех и каждого, кроме самого Гургена. Если ни с того ни с сего заинтересуются неуточненные специалисты под чутким руководством Слоя. РАЗУМЕЕТСЯ, Слой понятия не имеет ни о каких специалистах. РАЗУМЕЕТСЯ, Слой безвинный глава фирмы, производящей хорошее впечатление. (Да-а, впечатлительные Кудимов, Костанда, Гавриш могли бы порассказать! Нет, не могли, а – могут! И с ними Ломакин еще пообщается!).
Так вот, если заинтересуются, то Ломакин – в Баку. Он и ключ соседям оставил – коллекцию кактусов поливать, Очень спешил. Куда-куда! На самолет! Он и регистрацию пассажиров прошел. Уточняйте – убеждайтесь: Ломакин Виктор Алескерович вылетел рейсом Санкт-Петербург – Баку. Да, вчера.
Ностальгия, знаете ли. Там каждый камень Ломакина знает, а тут время складывать камни. А через недельку – время платить. Может, он как раз и вылетел, чтобы с шапкой по кругу пройти среди своих… этих… мафиози. Время, мол, такое, братцы – азербайджанцы, – время складывать камни (драгоценные, драгоценные!)… сюда-сюда, в кейс! А то у меня, у правой руки, через недельку – время платить.
Я в Баку, Слой, в Баку. И… не бойся, я с тобой, Слой, в Питере. М-мда, Не бойся, я с тобой – шестнадцатая картина Ломакина и первый азербайджанский боевик на пристойном уровне. Иллюзия, обилие трюков при почти полном их отсутствии, конники, каратэ, падения с крепостных стен, фехтование… Зато Юрик Гусман осуществил свою мечту. Хочу снять фильм, чтобы и ковбои, и сэнсеи, и метания ножей, и муэдзины – и все на Агапероне! Такой… бред собачий, но логичный!. И получилось, в общем-то. И даже не бред. Хотя только и слышно было на площадке гасмановское: Сейчас застрелюсь или убью!. Нет застрелился, не убия. И зритель проглотил, не поперхнувшись: боевик! А то сути, щадящий режим для каскадеров. Во-во: больше продукции, лучшего качества и – с меньшими затратами! Один Мухтарбаев и сделал погоду, хотя тоже ничего особенного не делал, разве – свои цирковые номера. На него-то вся группа и играла. Специфика.
Здесь же и сейчас – иная специфика. Лечь на топчаны, затаиться, умереть для Слоя, но оживленно рыть яму для того же Слоя. Для Солоненко Евгения Павловича, гендиректора «Ауры плюс».
Как? Думать, Ломакин, думать. И надумал. Осенило после гнусавого звонка рыночных армян, говорите? Где у меня Гурген? Осенило на первобытном уровне. Типа: слышь, друг-армянин, мне какие-то неуточненные грозят армянами!
Гурген! Ты сейчас как?
Как-как! Какэт кэра!
Аналогично! Да уж, он, Ломакин, тоже какэт кэрум, то бишь дерьмо кушает.
Приходи. Вместе похлебаем. За компанию вкусней. Ты далеко?
Двадцать минут. А что?
– Выйду пока, возьму.
Не стоит. РАЗГОВОР есть.
A-а… Тогда три возьму!
Судя по теперешней опухшей ломакинской физиономии, Гурген взял не три, а все пять, а то и шесть… семь-восемь…
Что мрачный, Алескерыч?! Неприятности в личной жизни, да?!
– Да. У меня канализацию прорвало…
Понятно! К бабке не ходи – отечественная классическая трагикомедия: НЕГДЕ.
Ломакин и пришел не к бабке, Ломакин и пришел к Гургену. Тому понятно – и нечего про канализацию заливать!
Канализацию действительно, прорвало, если можно так выразиться. Дерьмо хлынуло бурным потоком. Сиди в дерьме, Ломакин, и не чирикай. Ах, рискнул чирикнуть? И даже клюнул? Теперь смиренно жди- дожидайся, когда откусят высунувшуюся головенку.
Ждать и догонять хуже нет. Лучше тогда не ждать, прихлебывая замечательный продукт жизнедеятельности, а… догонять. Для чего и нужен прежде всего Гурген Мерджанян. Не столько сам Гурген, сколько его комната. Он, Ломакин, и пришел к Гогену. Чтобы догнать и перегнать господина Солоненко Евгения Павловича. Осилишь, Ломакин? Догонишь? Перегонишь? Что ж, как говорят на родине предков: Баджарана джан гурбан! Если осилишь. Учитывая: до сегодняшнего дня ты, Ломакин, был, как говорят все на той же родине предков, натуральный стопроцентный ограш. В глазах Слоя-Солоненко, в глазах коньсильоре Тима, в глазах… специалистов различного профиля. Только в собственных глазах, в зеркале герой-каскадер, которому по силам постановка лучшей фильмы, двухсерийного «Часа червей».
Мудак, Ломакин! Нет. Ограш, Ломакин! Экспрессивная насыщенность ограша несравнима с русскоязычным мудаком. Хотя…
Есть мудак. Есть полный мудак. И, наконец, есть ну, по-о-олный муд-дак!. Последнее и соответствует ограшу.
Не будь, Ломакин, ограшем, не будь! И баджарана джан гурбан. К слову, перевод, казалось бы, несложен: можешь – делай!. Несложен и неточен. По экспрессии – сопоставим с парой мудак – ограш. Значит, м-м-мо-о-жеш-ш-шь?!! Делай, делай!!!
Баджарана джан гурбан… ограш.
КАДР – 2
Жиллет – лучше для мужчины нет! – продолжил телевизор, покончив с маньяком-убийцей, труднопредсказуемо поступавшим с женщинами.
Олд спайс – для сильных духом мужчин, любящих приключения! – продолжил телевизор.
Взяли моду гонять одну и ту же рекламу! Х-хал- тура! Глаза бы не смотрели!
Глаза и не смотрели – телевизор с экраном в спичечный коробок воспринимался только ушами. А глаза Ломакина смотрели на Ломакина, на отражение Ломакина. Брился. Не Жиллетом, но голландским Шиком – наследием Гургена Мерджаняна.
Рожа жарила пожаром. Отвыкла. Бороденке – полгода. По сценарию «Часа червей» – он носил Чернышевскую бороденку. Чтоб сойти для террористов за умствующего ботаника, чтоб не шлепнули в первую очередь, почуяв реальную угрозу. «Час червей». Теперь иной час – час бубны. И – пожалте бриться. Надо. Момент такой. Борода и усы радикально меняют внешность. Отсутствие бороды и усов – в той же мере. Ломакин – теперь по документам Мерджанян. И хоть внешне он, Ломакин, весьма условный Мерджанян, зато безусловный НЕ Ломакин. Пожалте бриться!
Однако очень удачно, что на лице растут вторичные, а не первичные половые признаки! Иначе бриться было бы просто невыносимо больно!
Рожа цвета бордо. Прилив крови. Много крови, много песен! Нет, явно не три взял вчера Гурген. Или три? Выпало из сознания. Тогда точно – три, минимум. Если бы две, Ломакин помнил бы. Так что – три… четыре… пять. Вышел погулять. Гурген Мерджанян вышел погулять – на недельку, в Баку. Ему это неотложно нужно, потому он – в Баку. И паспорт при себе, читайте-читайте: Ломакин Виктор Алескерович. Сличайте-сличайте! A-а, была охота! Проходи!… Охота… была. В Баку. На мерджанянов-саркисянов- исаакянов-тосепянов. Но с той поры и пыл охотничий поугас, и по паспорту опять же – Ломакин, да еще и АЛЕСКЕРОВИЧ. Хош гядьмишсиниз! В смысле, добро пожаловать! Ломакин пока побудет Мерджаданом по месту прописки Мерджаняна же. Он и есть он. И паспорт при себе, читайте-читайте: Мерджанян Гурген Джамалович. И прописан тут…
Тут… Великовозрастная комната, старый фонд. Пустовато, да. Топчан, шкаф-ампир, три убогих стула, печь-голландка с изразцами. Все возможное вынесено и перевезено куда подальше в какие-нибудь долгоозерные новостройки. Странное дело, шкаф оставили новому жильцу Мерджаняну! Грандиозный шкаф. Пустой. Или потому и оставили – грандиозный… При современных потолках – 240-270 см – эдакое натурально-деревянное вместилище на полметра всяко превосходит любой современный потолок. Или просто возни с ним много – пробовали кантовать, сдвинули от стены на шаг и плюнули: себе дороже! Еще холодильник Морозко – то уже привнесенный Гургеном самолично. Обживаться надо.
Кстати, Алескерыч, о прописке! – вроде бы вспомнил мелочь Гурген в ночь долгих проводов. – Если позвонят, сразу посылай!
Куда?
Туда! Остонадоели!
Кто?
A-а… Ры… Ре… Литры хреновы!
Риэлтеры? – догадливо уточнил Ломакин.
A-а, какие они риэлтеры! Бандиты, слушай, Алескерыч! Настоящие бандиты!
Не было печали! Отыскал Ломакин тихое убежище! Лег на топчаны! Из огня – в полымя. Впрочем…
Куда ни кинь. Бандитов за каждым углом – как раньше милиционеров на каждом углу. Разница лишь в том, что, если ты должен конкретным бандитам, они с тебя получат, ибо ты им конкретно должен. А милиция получит с тебя по определению – есть ли за тобой должок, нет ли. По определению. Это кто? Определи. Вон, на углу. Мент. Верно определил. Ему- то ты и должен. За что?! Та-ак, повторим пройденное: он мент? Ну?! Вот ты ему и должен. За то, что он мент. Надо же, непонятливый какой!… А бандиты худо-бедно играют в робингудовщину, мы за социальную справедливость! Другое дело, – худо играют, бедно играют, неубедительно. Мол, есть хорошие бандиты, есть плохие бандиты – и хорошие не уважают плохих, которые несправедливые. Станиславского на них нет: Не верю!. Просто у каждого своя сфера влияния-внушения. – На манер анекдотной карликовой Смерти с мини-косой: Не паникуй мужик! Я за твоей канарейкой!.
– Самые настоящие бандиты, Алескерыч! Знаешь, сколько они за эту комнату хотят?!
Гурген! Ты им должен?
Я когда-нибудь кому-нибудь был должен?!
– Серьезно.
Я серьезно.
И чего добиваются?
– Обмен хотят. И я хочу…Но не так, как они хотят.
Ах, ты в этом смысле бандиты, прикинулся дурачком Ломакин. Мол, сделка-торг, непременная аффектация: Грабеж среди бела дня! Бандиты! Разорить меня хотите! Ладно, миллион скину. Ладно, два! Но это мое последнее слово!.
В том самом смысле, Алескерыч, в том самом. На понт, конечно, берут. Но наехать уже пробовали…
Как?
– Как-как! Какэт кэран! Ночью стучат в дверь, уже полпервого. В квартире только я и старушка… у нее дверь зеленая, там, по коридору. Открываю…
– Зачем открываешь?
A-а! Они ведь уже в квартире, у них ключ от общей есть. Опекунство, над старушкой оформляют, ключ от квартиры имеют. Уже мне в комнату стучат. Я еще думаю, может, старушка: ведро поднять, хлеб попросить, доктора вызвать. Открываю. Сам в одних трусах. Вижу: стоят качки в коже. Говорят: Мерджанян?. Говорю: Не-ет, какой я, вам Мерджанян!. Говорят: Паспорт покажи!. Говорю: Какой паспорт?! Не видишь, одни трусы!. Говорят: Если ты не он, что здесь делаешь?. Говорю (слушай, сам не знаю, как в голову пришло!), говорю: А я… у бабы его, понимаешь?. Говорят: Н-ну! Молодец! Давай-давай. Так его!. И ушли. Но еще придут. Или позвонят. Сразу посылай!
– Просто трубку не буду снимать.
Трубку как раз снимай. Моя просьба. Они должны условия менять. Если согласятся, соглашайся… – и Гурген вывел на пачке сигарет жирную цифру, прибавив сбоку знак доллара. Не произнеся вслух. Сглазить боялся? – Если не согласятся, сразу посылай. Моя просьба, Алескерыч, да? Ты все-таки… Мерджанян, Алескерыч. Неделю требуй – срок. Я как раз вернусь. А ты как раз…
Ломакин весьма надеялся, что он за неделю – как раз…
А в лицо если не узнают, не поверят?
Алескерыч! Я с твоим паспортом в Баку лечу. И то об этом не думаю, а ты тут об этом думаешь! И мы с ними всегда по телефону говорили, и в коридоре тогда темно было. Моя просьба, Алескерыч! Трудно? Трудно – тогда не надо.
Надо-надо, лети. Сделаю. Ты точно им ничего не должен, Гурген?
Меня не знаешь?! ОНИ мне должны, слушай!
Тогда пусть. Риэлтеры не столько помеха, сколько своеобразный спортивный раздражитель. Карликовая Смерть с мини-косой, явившаяся не по его душу, – по душу Гургена, да и не по душу вовсе: текущая сделка, где стороны набивают цену. И никто никому ничего не должен. Пока.
В отличие от Гургена Ломакин более чем должен, при всем при том смутно представляя, как же его угораздило. И однокомнатная хибара на Раевского с коллекцией кактусов – малая толика долга, если даже торговаться померджаняновски, выгадывая лишний миллион-другой. Счет на миллиарды. М-мда, КАК же его угораздило? М-мда, разберемся. Антонина нужна.
Нужна Антонина. Самому-одному Ломакину не СДЮЖИТЬ. Воля Гургена полагать: Ломакину – НЕГДЕ. Воля Ломакина: поддерживать заблуждение друга, не посвящая в суть. Ему, Ломакину, – не до глупостей, не до сантиментов.
Олд спайс – для сильных духом мужчин, любящих приключения! – с незавидным упорством продолдонил телевизор.
Силой духа Ломакин отнюдь не обижен. Но ЛЮБИТЬ приключения – увольте. Тем более по собственной инициативе искать их… на задницу. Это удел сопленышей, жаждущих доказать: мол, мы и есть сильные духом мужчины! То-то сильный дух исходил от сопленыша в Генуэзской крепости… когда Ломакин в группе Боголюбова работал. На картине Егора Брадастого, на Серьгах Зульфакара.
Конный трюк: всадник на скаку берет полутораметровую каменную кладку, в высшей точке – выстрел, всадник падает.
Боголюбов собрал группу, вместе покумекали: туда – маты, отсюда камни убрать.
Егор Брадастый, режиссер, в свою очередь покумекал.
Камни убрать в Генуэзской крепости – значит, ВСЕ камни убрать. Мне проще и вовсе этого не снимать!
И сопленыш, конник, который лошадей на съемку доставил, тут как тут:
– Сколько платите?… Ого! Вот сразу делаю, и сразу платите, ага?
– Добро. Пиши расписку.
Оно конечно, расписка не снимает ответственности в случае чего, просто законов никто не знает, а единственный закон, усвоенный с младенчества, – великорусский авось. Однако авось авосем, а в казачьей группе Боголюбова серьезных травм отродясь не упомнишь, мелочи не в счет. Хотя – и волочение, и падение-кульбит, и волчья яма. И каскадеры сыты, и кони целы. Именно потому, что: туда – маты, отсюда камни убрать. Вдруг откуда ни возьмись – сопленыш посторонний.
Сопленыш калякает расписку, садится на коня, перелетает через кладку, блистательно падает. Доказывал герой, что он герой, а группа Боголюбова… погулять вышла. Доказал?
Боголюбов – к нему:
– А еще разок? МЫ тебе платим. Не режиссер. МЫ. Вдвое.
Да ни за какие деньги! Верно. Понял, когда пришел своей шеей между двумя камнями: бог миловал.
Ну?! А мы что говорили?! Повезло дураку – И запомни.
А сопленышу уже и напоминать никогда не надо. Силен стал духом… в области штанов. Вот и подотрись заработанными бумажками или той распиской.
Лучший каскадер – тот, кто может совершить трюк, не совершая трюка…
Ломакин полагал: сам он если не лучший, то отнюдь не из худших. В одном ряду с Лешей Гариным, с Ваней Викторовым, Олегом Савросиным. Это что касается работы каскадера. А вот что касается работы с банками-кредитами-платежками-фондами… Уподобился Ломакин тому сопленышу! Один в один! И… бог не миловал.
Он непроизвольно дернулся и под самый, что называется, занавес порезался. Спичечно-коробковый телевизор мгновенно свредничал, в несчетный раз заявив, что Жиллет лучше. Тьфу! И клип-то паршивенький! Дали бы Ломакину волю, он бы снял про тот же Жиллет хотя бы. На Кодаке! Своей камерой. Хитачи. VM-H39E. Сверхкомпактная! Стерео HI8! С цветным видоискателем!… И не лобово, ассоциативно – по лезвию бритвы. С трюками, резаными-колотыми ранами, с пробежкой по канату, то бишь лезвию!
Стоп, Ломакин! Волю тебе уже давали – и не на хилый рекламный ролик, а на двухсерийный «Час червей». И, если можно так выразиться, с каната ты сорвался тут же. Не тут же – по инерции шагов десять протянул и… сорвался. Да! А на бытовом уровне только что нанес себе резаную рану голландским Шиком. Чем бы прижечь? Втолковывают тебе, ограшу, Жиллет лучше, – а ты… Но чем бы прижечь?! Водкой? Осталась?
Он сунулся в Морозко. Осталась? Да. Початый большой Смирнофф. Плеснул в ладонь и хлопнул ею по обезволошенной щеке. Заш-ш-шипел-л-л! Кожа отвыкла.
А что у нас еще осталось, Ломакин? Будет чем угостить даму? И не объедками?
Желудок у котенка – меньше наперстка… приторно высказался телевизор.
Ломакин, морщась, дернул шнур из розетки – экранчик погас.
В маломерном же Морозко обнаружились датская салями, коробочки Воблы, литровая банка застывшего домашнего лобио, кроме початого Смирноффа непочатый венгерский вермут, пластиковая Фиеста. Широко живет беженец Гурген Мерджанян! Вчера ночью выбор был богаче и разнообразней, но ведь и ночь они с Гургеном провели не натощак. Тогда три возьму!
Остатки сладки, вполне достаточно для достойного приема дамы. И прибрать бы… Пепел, пробки, бутылки, огрызки, смятая оберточная фольга с уткнувшимися в нее окурками. Не умеют мужчины – уютно. Вальяжно – да, уютно – нет. Посиде-ели…
Благо в стенку вчера никто не стучал, требуя тишины. Во-первых, старый фонд, Большая Морская, умели строить, звукоизоляция, глухо, как в танке. Во-вторых, стучать некому – на все восемь комнат – один жилец, не считая Гургена. Жиличка. Бабушка – старушка. В курсе? Те же риэлтеры – в курсе. Надо понимать, они, риэлтеры (или как их называть?), всерьез намереваются очистить площадь либо под очень и очень представительный офис, либо сюда вселится очень и очень представительный нувориш. И – не Гурген. По очевидным причинам Гурген и не стал толком обживаться – для него это промежуточный вариант. Потеряв все мыслимое и немыслимое в Баку, Гурген за считанные годы раскрутился в Питере с абсолютного нуля – и уже: собственная пристойная фирма, вольво, почти квартира, пока комната, но…
Ломакин тоже потерял, все мыслимое и немыслимое. Но в Питере, а не в Баку. И раскручиваться надо не с абсолютного нуля, а с невыразимого минуса. А ведь начинал с многообещающего плюса… «Аура плюс». И вот…
Антонина нужна. Нужна. Антонина. И не для экстазных взаимослияний… не по причине укрыть-спрятать. Антонина нужна для скрупулезного обсчета-расчета: ктовиноватчтоделатьсчегоначать? Антонина!
Он позвонил ей… когда? В шесть? Шести еще не было, пусть и светло – белые ночи. Когда за Гургеном такси прибыло? В пять. Да, в пять. Итак… в начале шестого. А сейчас?… Разгар дня. Одиннадцать. Встреча – в два, в четырнадцать. У редакции Невского простора, то есть у порога набоковского дома. Отсюда, из гургеновских окон, удобно отследить: пришла, не пришла, одна пришла, с кем пришла? Строго напротив. Большая Морская, бывшая Герцена. Нет, если строго напротив, то Дом композиторов, но набоковский дом тоже в поле зрения. Отследим.
А пока есть смысл навести хоть какое-то подобие уюта, Антонина женским чутьем учует ночную пьянку. Либо решит: Ломакину все по боку – к Ломакину абзац подкрался, а он в загул ударился. Либо решит: к Ломакину абзац подкрался, а он с горя запил, не по-мужски, о чем с ним говорить, если даже не протрезвел!
Он протрезвел. Рожа, увы, пока не соответствует, еще и царапина бритвенная, но за оставшиеся три часа Ломакин успеет принять меры, чтоб побледнеть: контрастный душ принять, напиться уксусу, съесть крокодила. И уничтожить следы ночной пьянки. По мере скромных возможностей…
Возможности скромны. Ломакин сгреб на картонку вчерашний мусор перышками растрепанного веника. Приоткрыл дверь, в общую прихожую-зало, вслушался. Тишина.
Разумеется, жиличка-старушка глуховата-слеповата, однако чем реже они будут сталкиваться в коридорных кишках, тем спокойней. И ей и ему.
Он на скорости миновал прихожую-зало и свернул в темный проем – дальше хочешь не хочешь, но почти ощупью. Коридорные кишки тянулись на добрые двадцать метров, без света, с аппендиксами, неровностями, стенными крюками-вешалками, чужими дверями, даже с необъятной фаянсовой ванной (кто- когда-почему выволок ее в коридор?!). Только через два поворота мрак переходил в сумерки – там уже брезжила кухня с окном во внутренний двор.
Ломакин все так же на скорости благополучно прошел оба поворота, сориентировавшись еще вчера ночью, когда Гурген устроил необходимую экскурсию (Осваивайся, Алескерыч! Не заблудись! A-а… с-сы- волочь! Коленка! Это тут ванна!).
Кромешная тьма разбавилась серым пыльным намеком на то, что за последним поворотом прояснится. Он, Ломакин, сделал быстрый шаг вправо и… спасла реакция. Нож! Сверкнул нож…
КАДР – 3
Жиличка-старушка определенно была с присвистом, давно за гранью девятого десятка и здравого рассудка. Передвигалась неслышно, будучи почти невесомой, и медленно – призрак, пиковая дама. Ломакину повезло, что – медленно. А то врезался бы он на встречном ходу в соседку. С летальным исходом. Вернее она бы врезалась. В буквальном смысле слова. Шла она из кухни, выставив перед собой нормальный кухонный нож, сжимая рукоять обеими лапками на уровне груди. Прямиком бы в живот Ломакину – по самую рукоять.
Он тормознул в сантиметре от лезвия, выбросив руки вперед, гася кинетическую энергию. Горстка мусора веерно спорхнула с картонки.
Петенька! – вздрогнула жиличка-старушка. – Петенька? – Она безрезультатно щурилась. – А я рыбку делаю. Хорошую рыбку. Минтай. Сейчас водичка нагреется и покушаю. Ты не уходи, пока не покушаю. А ты покушаешь, Петенька?…
Конечно он, Ломакин, не уйдет. Конечно, он, Ломакин, не станет кушать минтая даже под стволом. Уф, бабанька, чтоб тебя черти забрали! Он невольно усмехнулся. Под стволом, а? Стоило страховаться от стволов, ложиться на топчаны, маскироваться под Гургена с целью исчезнуть-умереть-уснуть! Стоило, в конце концов, двадцать лет потратить на сложные трюки – автомобильные, конные, единоборческие, альпинистские, фехтовальные! И все это стоило для- ради того, чтобы напороться на нож в бывшей коммуналке, сгинуть от рук бабаньки, которой и жить-то осталось всего ничего! Ладно хоть не Смерть с косой – просто жиличка-старушка с ножом.
Петенька, – заискивающе повторил живой призрак. – А хлебушек у нас есть?
Угу! – буркнул он междометие, фактически, не подав голоса. – Угу…
Заискивающий тон соседки явно шел от желания, чтобы Петенька оказался Петенькой. Вдруг внезапная образина за углом – не Петенька. Стукнет по головенке, обворует до нитки, до последнего минтая и был таков. Вона и руками размахался! Времена настали – проще лечь и помереть.
Угу. Ломакин никогда не был Петенькой. Он – Виктор. То есть он – Гурген. Угу, он Петенька, – Гурген предупреждал – старушка с присвистом. Он Ломакин, – Петр второй. А Петр первый – аккурат один из риэлтеров, с которыми Мерджанян затеялся менять-обретать удобоваримое жилье. Опеку над жиличкой петры-первые оформили, юридически, или вот-вот оформят, ключ от общей двери доверен, далее – без проблем. Даже гробить никого не надо, без достоевщины обойдется: ни топора, ни куклы-портсигара. Просто обкормить старушку… да той же салями! Желудок у котенка меньше, наперстка… Надорвется переваривать. Накатанный вариант, не единожды испытанный. Читайте Совершенно секретно.
Из прихожей-зало, пометавшись по коридору, донесся звонок. Телефон. Кто? Ни одна живая душа не знает, что Ломакин здесь. Не снимать, не торопиться. Хотя… Гурген предупреждал-просил: Моя просьба, Алескерыч!
Риэлтеры? Не отзовешься, живьем нагрянут, ключ имеется. А к Ломакину через три часа – дама. Надо ему? Он заторопился – снять.
– Куда, Петенька?! – живой призрак чуть не полоснул ножом, пытаясь удержать Петеньку, но не разжимая кулачков.
Звонят, телефон… – увещевающе произнес полушепотом Ломакин и осторожно отступил, не оборачиваясь спиной.
Кто? – потребовал голос. – Мастер, ты?
Голос хамский, но не гнусавый, как давешние пугала. А, все одним миром мазаны.
Кому еще быть! – обусловленно отозвался Ломакин, подбавив не столько акцента, сколько выговора. Мастер. Гурген говорил, что ОНИ окрестили его мастером. Так что – ОНИ.
Что у тебя? Порядок?
У меня всегда порядок. – Ломакин подбавил к выговору еще и чуть сварливости: – А у тебя?
Ну, мы тут у себя с людьми нашу тему промяли… Сегодня дома будешь?
Сегодня – нет. Завтра тоже нет. Через неделю – как?
Мастер, ты не понял. Говорю, тему промяли. Ты что, мастер, передумал? – в тоне заискрила угроза.
А ты? – сыграл торгаша Ломакин. – О чем вообще разговор? Я тебе цифру назвал? Ты говоришь: да. Или ты говоришь: нет.
– Я говорю: сегодня дома будешь. А ты слушайся.
– Что-то-то?! – абсолютно искренне взъярился Ломакин. – Указывать будешь?!
– Тихо-тихо. Не скандаль, мастер! – умиротворил голос. – Мы же кто? Мы партнеры. Мы же договорились, нет?
Да-а, нет на вас Станиславского: Не верю!
– Партнеры-мартнеры, да. Но сегодня – нет. Завтра тоже нет. Через неделю – да.
– Мастер, ты что! У меня в четверг – нотариус.
А мне что?!
– Тихо-тихо, мастер. – Сбавь обороты. Что-то тебя никогда дома не застать. Мы делаем дело? Или мы не делаем дело?
Мое дело сам знаешь сколько стоит. Знаешь? Напомнить?
Знаю-знаю. Но ты, мастер загнул…
А-А, разгибатъ не собираюсь.
Тихо-тихо, мастер. Поладим, слово. Только ты хоть дома бывай иногда. Как, кстати, баба твоя?
Я пока дома. Баба моя – моя баба. Еще чего хочешь?
Ничего-ничего, это так… Куражливая нотка так и прозвучала: у-у, рогатенький! – Короче! Хорошо бы, ты к вечеру дома был.
– Не знаю, дела… – Ладно, еще созвонимся ближе к вечеру. Ты пока старушку покорми, проследи, ладно? Как договорились.
Э-э, нет! Так они не договаривались! Это Гурген подсунул ему мелкую подлянку. Оказывается, недельное право владения комнатой подразумевает обязанность тетешканья с пиковой дамой.
Судя по тону в трубке, договаривались…
Л-ладно, деваться теперь, некуда. Л-ладно, пусть только Гурген вернется из Баку! Л-ладно, Ломакин ему все выскажет! Дружеское обжуливание: мол, трудно тебе, что ли, кусок хлеба подать и дерьмо в туалете за жиличкой смыть в неизбежных физиологических перерывах, между… любви с тем, – с кем раньше было НЕГДЕ, а теперь комната, почти квартира предоставлена!
Если бы Ломакину комната, почти квартира нужна была для так называемой любви! Л-ладно!
– Л-ладно! – вытолкнул он в трубку. Ладно… Петр.
Ага. Старушенция-то пока жива-здорова? – деловито, компаньонски спросила трубка.
ПОКА – да.
Крепись, мастер! – трубка, хрюкнула смешком. – Она тебя Петенькой уже обзывает? Нет?
Обзывает, – признал Ломакин, скосив глаза в провал коридора, обреченно признал. Не было у него хлопот!
Жиличка-старушка уже добрела до прихожей-зало и, все так же опасно держа нож, таращилась катарактой.
Тогда будь, мастер. Не скучай. И к вечеру постарайся быть. И эта… береги ее.
Кого?
Старушенцию. Не бабу же свою! – со знанием подтекста еще раз прокуражился голос. – Если что, звони.
Если что, он не позвонит. Пошли вы все! Ему, Ломакину, ваши бы заботы! Однако, Гургенчик, спасибо за подарочек-довесочек, спаси-и-ибо!
Петенька, кто там в телефоне был?
Петенька! – категорично, в сердцах объяснил Ломакин.
А-а… Вот я так и знала. Рыбка-то почти готовая, Петенька. Кушать будем?
Сыт. По горло! – невольно перенес он раздражение на безвинную жиличку.
Вот и хорошо, вот и покушаем… – она явно чего-то ждала от него. Масла? Хлеба-булки? Сервировки стола?
Нет, но каков пакостник Гурген?! Ни словом не обмолвился! Всю ночь жеребятился и – ни словом! Если бы Ломакину действительно было просто НЕГДЕ, то старушенция – не самая тяжелая обуза. Но ведь…
Петенька, у тебя кровушка! Ах! Ох! Кровушка! На лице! – заахала-заохала жиличка, углядев шиковую царапину слабосильным зрением. И слабосильным разумом истолковав невнятно-загадочно: – Это, Шурка! Шурка опять! Милицию надо вызвать! Милиция-а-а! – заверещала неожиданно истошно.
Тс-с-с! – прижал палец к губам Ломакин. – Это не Шурка. Это я неудачно побрился, бабушка. Никакого Шурки нет. Какой здесь может быть Шурка? Здесь только вы и я, Петенька. Кушать сейчас будем. Будем вкусно кушать, да, бабушка?
Будем! – маразмирующе-внезапно согласилась старушка и тут же снова зацепилась за некую свою мысль: – А Шурка-то! Шурка небось голодный сейчас! Баландой разве сыт будешь? Я бы вообще убивца не кормила. Тихона Василича зачем убил?! Пьяный – и убил, зарезал. Нешто это оправдание? Тихон Василичь никогда его не трогал, Шурку-то. Вежливый был, аккуратный. А Шурка, изверг, зарезал! И тебя, Петенька, порезал – кровушка каплет-каплет!
Бред. Или не бред. Кто-то кого-то когда-то зарезал. Может, еще в Гражданскую. Древняя реальность, данная в ощущении, – дремавшая в глубинах и пробудившаяся от вида царапины на щеке.
Шурка! – живой призрак столь же внезапно прыгнул от сказовой интонации на крик. – Ты пошто Тихона Василича порешил?! – затопала костяной в шлепанце ногой, – Пошто, ответь, изверг! – Кухонный нож затрепыхал в лапках, шально метя в живот.
Уйти от лезвия, на раз. Выбить перо – на два. И где гарантия, что старушка тут же не окочурится с перепугу? А ему, Ломакину-Мерджаняну, надлежит беречь ее, пылинки сдувать. Вот ведь что выясняется! Л-ладно, Гургенчик! Только вернись!
– Я Петенька. Петенька я! – с ненавистью к себе проговорил он. – А Шурка баланду ест. Сидит ваш Шурка, бабушка… – наугад успокаивал.
Успокоил.
Жиличка птичьи уставилась на Ломакина. Потом птичьи дернула головенкой и уставилась на одну из четырех дверей, выходящих в прихожую-зало, – опечатанную пластилиновым кружком и крысяче-шпагатным хвостиком. Вернулась бессмысленными глазами к Ломакину.
Шурка, да. В тюрьме, ирод. Убивец! А вернется?! Ты меня, Петенька, защити. А то больше некому.
Сосед-то съехал… – она затыкала ножом в направлении мерджаняновской, то бишь ломакинской двери. – Он Шурку живо милиции сдал за Тихона Василича, а теперь съехал. Одна надежа на тебя, Петенька. Ты уж меня защити, Петенька.
Непременно! А как же! – пообещал, чтобы избавиться. – Защитю… Тьфу!… Защищу… Давай свою рыбку, а я хлеба сейчас, масла…
Однако дружным коммунальным сообществом жил прежний коллектив квартиросъемщиков, последним представителем которого осталась старушка – пиковая дама! Пиковая дама послушно побрела в коридорный мрак, на кухню доготавливать еду. Е-да… Назовешь ли иначе вареного минтая? Не рыбой же! Запах въедливый и всепроникающий уже выполз в прихожую- зало. Угораздило жиличку разжиться продуктом! Ела бы кашку!… Ну да Ломакин с ней поделится – и хлебом, и маслом, и лобио. Только бы насытилась и залегла в дрему-спячку. А то ведь Антонина…
Ломакин пошуршал в комнате пакетами, что же получается, они с Гургеном: ночью весь хлеб умяли? Твердокаменная горбушка, больше… все.
Булочная – у Главпочтамта. Рядом. Три минуты. Пять.
… Получилось – все двадцать. Права Антуанетта: если нет хлеба, пусть едят пирожные. Хлеб исчезает в первую очередь, а от пирожных-кексов-тортов рябит прилавок, Кекс так кекс!
Он сладкий? Нет, нужен э-э… нейтральный. Вместо хлеба.
Выбор – импорт на импорте!
Диабетический? Давайте диабетический!
Есть у живого призрака диабет? Хуже не будет!… Он вернулся в квартиру через двадцать минут, ну через полчаса. Бесшумно защелкнул за собой входную дверь. Старушка как? Все еще на кухне? Или прошелестела к себе в каморку?
Тихо, как в гробу. Гурген и обозвал квартиру гроб с музыкой, из-за громкого соседства с Домом композиторов. Музыка пока не проявлялась. Зато рыбий дух проявился настолько, что почти загустел до осязаемости. Ничего себе, приют скитальца с ароматом вареной сволочи! В ожидании дамы!
Уже и горелым припахивает. До Антонины все нужно непременно проветрить. Где старушка?! Заснула?! Забыла про еду?! Бабушка! Проснись и пой!
… Бабушка не проснется. Бабушка не споет.
Минтай тлел на дне выкипевшей кастрюльки. Дым плавал гуще, чем в бильярдной. Живой призрак лежал на полу лицом вниз. Увы, не живой. Темная лужица.
Ломакин перепрыгнул через тушку, к плите. Выключил конфорку, швырнул, не обжегшись, кастрюльку в раковину, отвернул кран до напористой струи. Зашипело облако вонючего пара. Форточку! Вонь колыхнулась наружу, на свежий воздух. Проветривать и проветривать.
Теперь жиличка. Уже не жиличка. Отжила свое. Он понял это мгновенно, только увидев ее. Даже так, еще на пороге прихожей-зало понял. По гробовой тишине, по минтайной гари, по логике пришла беда – отворяй ворота.
Приставил палец к ямке за ухом. Пульс – ноль. Нет бы ей, жиличке, хоть недельку протянуть! Лужица почти черная. Кровь.
Он взялся за плечо пиковой дамы, развернул…
Нож торчал под грудной клеткой, почти по рукоятку.
Ломакин инстинктивно схватился за эту рукоятку, и – сознание нагнало инстинкт через долю секунды – отдернул ладонь. Доли секунды хватило. Иди теперь доказывай. На ноже – чьи отпечатки поверх пальчиков жертвы? Ваши, гражданин? А вы кто? Мерджанян? Тогда кто?
Сама она упала! Худо стало, она и упала, по пути задев край столика, – ссадина еще кровенила сквозь редкие волосики. Она САМА! Сама ушла, как говорится, в Мир иной. Случилось, что в последний, миг нож сжимала, по хозяйству, хлопотала: рыбки, рыбки! И… Ей теперь все равно. А Ломакину…
Моцарт. Реквием. Звук живого инструмента. Очень вовремя. Глюки?!
Не глюки. Дом композиторов проснулся, замузицировал. Гроб с музыкой. Не икается ли Гургену на посадочной полосе в Баку?! Гроб с музыкой… Убежище на недельку!
Досада. Вот единственное чувство, которое он испытал. Какая досада! Не было у Ломакина хлопот, обзавелся Ломакин временной дополнительной жилплощадью! То есть хлопот у него – обхлопочешься, а в довесок – труп. Значит, некий выстроенный вариант с опекунством, дарственной, последующей продажей рухнул – у риэлтеров. Что с трупа спросишь! А с кого тогда?
Береги ее! – сказал хамский телефон. Не уберег.
Я не виноват.
Будешь виноват! Не понял, мастер?!
Что понял, то понял за минувшее, но не миновавшее. Многолетние навыки и лихая спортивная форма сгодятся для кино – жизнь не кино. На скорость пули это не влияет, как любят выразиться новоявленные крутые ребятишки. Если б только в скорости пули была загвоздка! А то Слой-Солоненко зарезал без ножа, изрешетил без ствола. Цифирью. Я не виноват! Будешь виноват! Какая досада!
А Гурген? Вернется – и что? Отзвонить петру первому? Доморощенные риэлтеры своего не упустят, воскресят жиличку, сделают из нее живой труп до поры, пока все бумаги не придут в соответствие. Мало ли случаев при теперешней чехарде с рынком жилья?! Много случаев. Однако тогда, стоит ему, Ломакину, отзвонить, и он, Ломакин-Мерджанян превращается в крайнего, который должен не требовать, а нижайше просить. Не требовать сумму в долларах за метраж в центре, а нижайше просить о гробовом молчании по поводу убиенной жилички.
Да сама она, сама! Точно, мастер?! А то, может чего не поделили, рыбки, к примеру, сцепились? Ментов позовем или сами как-нибудь решим?
Ментов не позовем. Он, Ломакин, на топчанах. Эх! Не было печали! Кстати, Антонине теперь тоже – отбой. Даже не потому, что объятия-лобзаний в присутствии покойничка – удовольствие сомнительное. Просто звать на помощь бухгалтера-профи или предлагать помощь бухгалтеру-профи, мол, есть место, сообща ляжем на топчаны… и небрежно заметить: там на кухне валяется кое-что… кое-кто… пойдешь кофе варить, ну так не обращай внимания. Это… странновато.
И еще раз кстати. Абсолютно некстати! Но тельце надо куда-либо перекантовать. Посреди кухни как-то… не украшает. Споткнуться можно ненароком опять же. Точь-в-точь по анекдоту: Вы на какой улице?! – На Г-… На Г-… – На Герцена, что ли?! – Д-д-да! – Как вы туда попали?! – П-П-Перетащил!.
Или, наоборот, не трогать, оставить все как есть. И уйти. Мало у него дел?! Дел у него, у Мерджаняна – выше крыши. Сказал ведь в трубку петрам первым, так и сказал. И к вечеру он не сможет быть. И завтра. Через недельку – пожалуй. А что тут стряслось, пока он дела делал, знать не знает. Ни он, ни баба его. Дела у Мерджаняна, дела! Отстаньте. Уходил – была жива, петры первые заявились – уже мертва? Чья, простите, проблема?!
Только предстоит сначала обтереть пальчики на ноже, после чего втиснуть орудие в кулачок трупика.
Трупик сжимал кулачок истинно мертвой хваткой. Не втиснуть. Да и восстановить первоначальную картину практически невозможно. Кремированного минтая опять на огонь, да? И квартиру спалить?! Конфорку включить, но не зажигать: вода перевыкипела и загасила? И газовую камеру устраивать?! Первый вошедший учует и тревогу затрубит. Ежели раньше из-за искры само не рванет и не возгорится пламя.
Да и заляпался он красно-бурыми пятнами, ворочая пиковую даму. И руки, и подошвы. Я не виноват! Будешь виноват!
Да и… Эка! Дела у Мерджаняна, дела! У него, у НЕГО, у Ломакина, дела! Он для претворения в жизнь этих самых дел сюда и вселился! Теперь что, в скверике ночевать, на чердаках в подвалах бомжевать?!
Он опустился на табурет и, стараясь не глядеть на жиличку-нежиличку, попытался сосредоточиться.