ИНЕИСТЫЕ ВЕЛИКАНЫ
Древние великаны, первонасельники мира, предшественники не только людей, но и богов.
Инеистые великаны наделены великой мудростью. Бельторн дает богу Одину магические руны; впоследствии Один советуется с головой великана Мимира и черпает мудрость из медового источника, которым владеет великан. От инеистых великанов ведут свой род йотуны и тролли.
Й
ЙОЛЬ
В скандинавской языческой традиции праздник зимы, с установлением христианства «замененный» сочельником и праздником Рождества.
ЙОРД (ЕРД, ЭРД)
Богиня из асов, супруга Одина и мать Тора.
Дословно «земля».
ЙОРМУНГАНД (ЕРМУНГАНД)
Мировой змей, иначе «змей Мидгарда» (Мидгардсорм), самый знаменитый из скандинавских драконов, отпрыск Локи и великанши Ангрбоды, постоянный противник бога Тора. В битве перед концом света Йормунганд победит своего противника и тот «отступит на девять шагов», то есть погибнет и окажется в Хель — нижайшем из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, обители мертвых. Имя змея переводится как «великанский посох».
ЙОТУНХЕЙМ (ЕТУНХЕЙМ)
Один из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, обитель великанов-йотунов.
Дословно «земля йотунов».
ЙОТУНЫ (ЕТУНЫ)
Великаны, противники богов и людей, одновременно связанные с богами «родственными узами»: многие боги женаты на великаншах, а сами йотуны часто норовят похитить богинь. Йотуны — потомки инеистых великанов, от которых они унаследовали чудовищную силу и отчасти мудрость (во всяком случае, в некоторых мифах они выставляют богов на посмешище). Главный враг йотунов — бог-громовник Тор.
К
КВАСИР
Мудрый человек, созданный из слюны богов, персонификация одноименного хмельного напитка (имя «Квасир» этимологически родственно русскому «квас»). Он сумел по золе из сожженной рыболовной сети, придуманной Локи, восстановить эту сеть. Из крови Квасира, убитого карликами Фьяларом («прячущим») и Галларом («поющим»), был создан мед поэзии.
КЛОНТАРВ, БИТВА ПРИ
Битва, состоявшаяся 23 апреля 1014 года при Клонтарве под Дублином. В этой битве ирландский правитель Бриан одержал победу над викингами, которых возглавляли конунг Дублина Сигтрюгг и оркнейский ярл Сигурд. Сам Бриан погиб в схватке. Битва при Клонтарве стала эпизодом «Саги о Ньяле», сохранившей до нашего времени знаменитую «Песнь валькирий».
КОНУНГ
Правитель в Скандинавии. Первоначально каждая область Норвегии и других скандинавских стран имела своего конунга, но после объединения Норвегии Харальдом Прекрасноволосым (ок. 870 г.) он и его потомки стали единовластными конунгами этой страны.
КОРОЛЕВСКИЕ САГИ
Наиболее известные из скандинавских саг, повествующие об истории Норвегии, представленной как история норвежских правителей. Сохранились как саги об отдельных конунгах — например, «Сага о Сверрире», «Сага об Олаве Трюггвасоне», «Сага о Хаконе Хаконарсоне», так и сводные саги, из которых наиболее известна «Хеймскрингла», то есть «Круг Земной», обычно приписываемая Снорри Стурлусо- ну. Она охватывает период с мифических времен до 1177 года. Сохранилась также исландская сага о датских королях и датской истории — «Сага о Кнютлингах» (Кнютлинги — датский королевский род). Еще сохранились саги, в которых рассказывается об истории Исландии в XII–XIII веках, то есть о событиях, почти одновременных написанию саги. Эти саги собраны в компиляции XIII века, которая называется «Сага о Стурлунгах» (Стурлунги — знатный исландский род, представители которого боролись в ту пору за власть). «Сага о Стурлунгах» отличается чрезвычайной дотошностью в изложении фактов. Помимо королевских, есть саги, в которых рассказывается об исландских епископах XI–XIV веков и церкви в Исландии. Они называются «сагами о епископах». Другие разновидности саг — прежде всего саги родовые, а также «пряди».
КРАКЕН
Морское чудовище с окружностью тела до полутора морских миль. Живет кракен глубоко под водой, у него гигантская голова и множество щупалец. Когда он рассердится, то выделяет из тела мутную жидкость. Как и драконы, краке- ны стерегут сокровища; именно они охраняют большинство затонувших кораблей и подводные развалины. Древнеримский ученый автор Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминал о кракене, которого видели у Геркулесовых Столпов: тот нежился в теплой воде, а люди по ошибке приняли его наполовину скрытое водой тело за гряду островов.
«КРУГ ЗЕМНОЙ»
Наиболее знаменитое собрание норвежских королевских саг, составление которого, как правило, приписывается Снорри Стурлусону. Составление этого собрания условно датируется XIII в. М.И. Стеблин-Каменский в послесловии к русскому изданию «Круга Земного» писал: «Долгое время \"Круг Земной\" принимался за рассказ о прошлом, заслуживающий полного доверия, т. е. за историю. С развитием исторической науки возрастал скептицизм по отношению к \"Кругу Земному\" как истории, и все более частыми становились высказывания, которые сводятся к тому, что \"Круг Земной\" — это, в сущности, не история, а исторический роман, т. е. художественная литература. А что же такое \"Круг Земной\" на самом деле? Необходимо прежде всего учесть следующее. В сознании средневекового исландца не было деления на рассказ о прошлом, отвечающий требованиям, которые предъявляются к истории как науке, и рассказ о прошлом, отвечающий требованиям, которые предъявляются к художественной литературе. Рассказ о прошлом был поэтому, так сказать, «праисторией». Пытаться ответить на вопрос, что такое \"Круг Земной\", в терминах таких понятий, как «история» и \"исторический роман\", например — толковать его как нечто среднее между ними или нечто совмещающее в себе то и другое, — это значит приписывать средневековому исландцу то, что было совершенно чуждо его сознанию. Праистория — это нечто резко отличное как от истории, так и от исторического романа, а в известном смысле даже противоположное им.»
Л
ЛИВ И ЛИВТРАСИР
Человеческая пара, которой суждено пережить Рагнарек. От них на земле снова зародился человеческий род.
Буквально «жизнь» и «пышущий жизнью».
ЛОДУР
Имя, под которым в ряде мифологических песен «Старшей Эдды» выведен Локи. Так, именно под этим именем он участвует, вместе с Одином и Хениром, в оживлении древесных прообразов первых людей — Аска и Эмблы.
ЛОКИ
Бог из асов, сын великана, брат Бюлейста (одно из имен Одина). По своему поведению в мифологическом мире скандинавов Локи — плут-трикстер, комический «двойник» Одина, «бог конца», противопоставляемый Одину как «богу начала». Он участвовал в оживлении первых людей — и он же породил хтонических чудовищ, которые погубят этот мир. Он своим советом погубил светлого бога Бальдра и, превратившись в великаншу, которая не пожелала оплакать Бальдра, помешал тому вернуться из Хель в мир живых. Согласно «Прорицанию вельвы», в битве перед концом света Локи выступит на стороне сил хаоса и даже поведет корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов.
Артур Рэкхем. Локи и девы Рейна (ок. 1920 г.).
М
МЕД ПОЭЗИИ
Священный напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение. Создан цвергами из крови мудрого Квасира. Один, соблазнив дочь великана, сторожившего этот напиток, сумел завладеть им и принести в Асгард. По другой версии мифа, Один получил этот напиток вместе с рунами мудрости от великана Бельторна после того, как семь дней провисел на ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем.
МИДГАРД
Один из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, обитель людей, в ряде мифологических текстов выступающий как синоним Асгарда. Стены Мидгарда возведены из ресниц первосущества Имира.
Дословно «срединный двор, срединная ограда».
МИМИР
Великан, хозяин источника мудрости, находящегося у корней мирового древа Иггдрасиль. По мифу, Один отдал Мимиру свой глаз за право напиться из этого источника. По другой версии мифа, ваны отрезали Мимиру голову и послали ее в дар Одину, который частенько с этой головой советовался.
«МЛАДШАЯ ЭДДА»
Учебник скальдического искусства, составленный в XIII в. знаменитым исландцем Снорри Стурлусоном и называемый также «Прозаической Эддой» или «Эддой Снорри». Помимо описания различных поэтических приемов «Младшая Эдда» содержит сугубо мифологический фрагмент — «Видение Гюльви», в котором сжато изложены основные сюжеты скандинавской мифологии.
МУСПЕЛЛЬСХЕЙМ
Один из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, огненная страна, существовавшая еще до начала времен. В битве перед концом света жители этой страны («сыновья Муспелля») будут сражаться на стороне чудовищ.
МЬЕЛЛЬНИР
Чудесный молот, атрибут бога-громовника Тора. Этого молота панически боятся йотуны и другие враги богов и людей.
Этимологически слово «Мьелльнир» родственно русскому «молния».
Н
НАГЛЬФАР
Корабль, построенный из ногтей мертвецов. В нем мертвецы из Хель приплывут на битву перед концом света, а править Нагльфаром будет Локи (или великан Хрюм).
Дословно «корабль мертвых».
НИДХЕГГ
Дракон, грызущий один из корней ясеня Иггдрасиль, возможно, «двойник» Йормунганда.
НИКСЫ
В скандинавском фольклоре духи, которые стерегут водные пути (реки и ручьи) в Волшебную Страну, пропускают лишь тех, кого следует, а кого не следует — отгоняют. Еще они обольщают молодых девушек, которых завлекают рассказами о несметных сокровищах в своих подводных жилищах. Они частенько наигрывают на своих золотых скрипках и лютнях «мелодию эльфийского короля», которая очаровывает смертных. В некоторых сказках говорится, что никсы высасывают из людей души и, подобно ирландским мерроу, заключают их в клетки.
Нрав у никсов переменчивый: то они выплывают на поверхность и поют, то поднимают бури и требуют мести тем, кто их оскорбил. Они помогают людям — в частности, покупают зерно на ярмарках и тем самым повышают на него цену. Если им подарить черную или белую козу или курицу, они могут научить человека играть на скрипке.
Чтобы защититься от никсов, следует всегда носить при себе что-нибудь железное — к примеру, нож. А чтобы они не застали врасплох в воде, надо повторять перед тем, как залезть в воду, такое присловье: «Никсы, воришки, вы в воде, а я на суше. Никсы, воришки, вы на суше, а я в воде».
Людям они являются как симпатичные юноши с кудрявыми золотистыми волосами, облаченные в зеленые рубашки с фартуками, красные чулки и синие штаны. На головах у них красные шапочки. Никсов можно узнать по мокрым пятнам на фартуках и рубашках и по зеленым зубам. Они обладают способностью к оборотничеству, могут превращаться в лошадей и быков. Мэнские никсы выходят из воды в полнолуние, за ними вереницей тянутся утопленники.
НИССЕ
В фольклоре скандинавов домашние духи. Подобно английским брауни, они выполняют домашнюю работу, требуя от обитателей дома соблюдения некоторых правил. Во-первых, в доме должна поддерживаться чистота, во-вторых, не следует шуметь, в-третьих, нужно отдыхать по выходным. На Рождество ниссе следует дарить понюшку табаку, отрез серой материи и пригоршню глины.
В ночи полнолуния ниссе отправляются танцевать, зимой катаются по льду замерзших рек и озер. Они не прочь пошалить, достается от них и людям, и домашним животным. Они выдергивают стулья из-под людей, громко хохочут, кричат на ухо, щиплют и щекочут, а животных выпускают из загонов.
Ниссе отличаются недюжинной физической силой. Ростом они с ребенка, у них старческие лица, яркие, блестящие глаза и длинные, до колен, руки. Смех ниссе напоминает конское ржание. Носят они башмаки или тапочки, красные чулки, штаны до колен и серые или зеленые куртки. Летом ниссе расхаживают обнаженными или надевают легкие льняные рубашки.
НИФЛУНГИ
Скандинавский вариант имени «нибелунги».
НИФЛЬХЕЙМ
Один из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, страна стужи, существовавшая до начала творения. Ядовитые студеные потоки Нифльхейма заполнили мировую бездну Гинунгагап и осели в ней инеем, растаяв от жара из Муспелльсхейма. Из этого инея и возник первый инеистый великан Имир.
Буквально «темный мир» или «нижний мир».
НИФЛЬХЕЛЬ
Другое название обители мертвых — Хель. Дословно «владение тьмы».
НОАТУН
Чертог в Асгарде, принадлежащий богу Ньерду. Буквально «корабельный двор».
НОРНЫ
Богини судьбы, Три Таинственные сестры. Когда рождается младенец, они появляются у его колыбельки и бросают кости, определяя, кем ему суждено стать. Норны явились под ясенем Иггдрасиль, у этого ясеня находится источник Урд, от названия которого получила свое имя первая из норн. Имена их переводятся так: Урд — Прошлое, Верданди — Настоящее, Скульд — Будущее.
НЬЕРД
Бог из ванов, отданный в заложники асам, отец Фрейра и Фрейи, бог мореплавания, рыболовства и охоты. Согласно мифу, он женился на великанше Скади, которой приглянулись его ноги. Его всегда тянуло на побережье, поближе к морю, а Скади хотелось в горы. В конце концов супруги решили, что девять суток они будут жить у моря, а следующие девять проводить в горах.
О
ОДИН
Бог из асов, верховное божество скандинавского пантеона, Всеотец, бог неба, покровитель воинских инициаций и колдовского ремесла. Образ Одина замечательно описывается его многочисленными именами; ср. широко известный перечень из «Речей Гримнира»:
Я — Грим-личина
и Ганглери-странник,
Вождь — мне имя,
тож Шлемоносец,
Друг и Сутуга,
Третей и Захват,
Высокий и Слепо-Хель,
Истый, Изменный,
Истогадатель, Радость Рати
и Рознь, тож Одноглазый,
тож Огнеглазый,
Злыдень и Разный,
Личина и Лик,
Морок и Блазнь,
Секиробородый,
Даятель Побед,
Широкополый,
Смутьян,
Всебог и Навь-бог,
Всадник и Тяж-бог, —
вовек не ходил я
среди человеков,
своих не меняя имен.
Ныне у Гейреда я —
Гримнир-личина;
я же у Эсмунда
был Мерин,
впрягшийся в сани,
Кормилец;
я на тинге —
Цветущий, я же в битве —
Губитель;
Ярый, Равный,
Вышний, Брадатый,
Посох и Щит для богов.
Звал меня Секкмимир
Узд и Обузд,
я же стар-йотуна перехитрил
и победил я один на один
славного Мидвиднир-сына…
Один я ныне, доныне —
Игг страшный,
Сутуга — допрежде того,
Сторожкий и Конунг,
Сплетель и Тайный,
Гаут и Мерин в богах,
Снотворец и Витень —
и все они, знаю,
ныне во мне едины[122]!
Ф. Лееке. Один и Брюнхильд (ок. 1890 г.).
ОЛАВ СВЯТОЙ
Норвежский конунг (1016–1030), иначе Олав сын Харальда, долгое время промышлял викингскими набегами, но затем обратился в христианство и стал одним из набожнейших людей Норвегии, а после смерти постепенно сделался полулегендарным персонажем.
ОЛАВ СЫН ТРЮГГВИ
Норвежский конунг (995-1000), креститель Норвегии, утверждал новую веру огнем и мечом. При нем же христианство было принято и в Исландии.
П
ПРЯДИ ОБ ИСЛАНДЦАХ
Короткие рассказы об исландцах, «вплетенные» в тексты норвежских родовых и королевских саг. Сохранилось более полусотни таких рассказов, в которых неизменно восхваляются находчивость, остроумие и храбрость исландцев. Основные своды, в которых сохранились пряди, — это собрания саг под названиями «Гнилая кожа» и «Книга с Плоского острова» (XIII–XIV вв.).
Р
РАГНАРЕК
Гибель богов и всего мира, которой предшествует битва перед концом света. В этой битве боги сражаются с хтоничес- кими чудовищами и терпят поражение, мир охватывает пламя (или стужа), но постепенно хаос отступает и мир возрождается.
Буквально «гибель [судьба] богов».
РАН
Супруга морского великана Эгира, владычица морской стихии.
РЕГИН
Кузнец и колдун, сын «могущественного человека» Хрейдмара и брат обернувшегося драконом Фафнира, воспитатель героя Сигурда. Регин — непосредственный участник событий, имеющих отношение к сюжету о проклятом золоте карлика Андвари. По его наущению Сигурд убивает Фафнира, но сокровища дракона Регину не достаются: Сигурд случайно узнает о коварных планах кузнеца на свой счет и, опережая их исполнение, убивает своего воспитателя.
Регин перековывает меч, доставшийся Сигурду от отца. Деталь деревянной резьбы XIII в. на воротах церкви Хюлестад (Норвегия).
РИГ
Странствуя под этим именем среди людей, бог Хеймдалль учредил три сословия скандинавского социума — аристократов-ярлов, свободных крестьян-бондов и рабов-трэллей.
РОДОВЫЕ САГИ
Иначе «саги об исландцах». Саги, посвященные событиям в Исландии в так называемый «век саг» (X–XI вв.) В этих сагах рассказывается о судьбах многочисленных исландских родов.
РУНЫ
Идеограммы, первоначально, по всей видимости, употреблявшиеся не столько для передачи сообщений, сколько в магических целях: согласно Тациту, германцы получали у оракулов палочки с насечками и по этим насечкам пророчествовали. Угловатость рун объясняется как раз тем, что первоначально они представляли собой насечки на дереве: вертикальные линии вырезались перпендикулярно направлению волокна, округлые и горизонтальные линии употреблять избегали.
В мифопоэтической традиции обретение рун приписывается Одину, который семь дней провисел, пронзенный собственным копьем, на ясене Игддрасиль, после чего получил от великана Бельторна «знаки мудрости».
Рунический алфавит обычно называют футарком — по транскрипциям первых шести букв. Романтики с их увлечением народным творчеством приписывали рунам сакральное, почти божественное значение, тем паче что некоторые руны соотносились с богами и вырезались на алтарях и могильных камнях; это восприятие рун было подхвачено национал-социализмом, адепты которого объявили руны «исконно германским наследием» (на самом деле германские руны восходят к образцам средиземноморской письменности) и придали этим графическим знакам квазимагическое значение. Иными словами, в нацистской Германии руны превратились в символы «германского духа»; тот же смысл имеют и современные неонацистские рунические граффити.
Некоторые «руны мудрости» перечисляются в эддических «Речах Сигрдривы»:
Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.
Руны победы,
коль ты к ней стремишься, —
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!
Руны пива познай,
чтоб обман тебе
не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд — на ногте.
Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.
Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.
Руны прибоя познай,
чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай на носу,
на руле
и выжги на веслах, —
пусть грозен прибой
и черны валы, —
невредимым причалишь.
Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе,
что ветви клонит к востоку,
вырежи их.
Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить правосудье.
Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.
Стоял на горе в шлеме,
с мечом; тогда голова Мимира
молвила мудрое слово
и правду сказала,
что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,
лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,
стекло и золото
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,
грудь коня Грани,
ноготь норны
и клюв совиный.
Руны разные
все соскоблили,
с медом священным смешав,
разослали, —
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.
То руны письма,
повивальные руны,
руны пива и руны волшбы, —
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся знаньем
до смерти богов[123]!
С
«САГА О ВЕЛЬСУНГАХ»
Пожалуй, сама известная из так называемых «саг о древних временах». Эта сага представляет собой наиболее полное изложение сюжета о проклятом золоте карлика Андвари и трагической участи рода Вельсунгов.
«САГА ОБ ИНГЛИНГАХ»
Одна из первых королевских саг, возводящая происхождение шведского королевского рода к богам Фрейру и Ньерду, и даже к Одину. В этой саге, несмотря на всю ее совершенно очевидную «неисторичность», содержится богатейший материал по языческой культуре древней Скандинавии. Боги «Эдд» в этой саге становятся людьми, пришедшими на север Европы откуда-то из Азии и потому звавшимися асами. По замечанию М.И. Стеблин-Каменского, «все сверхъестественное, о чем рассказывается в эддических мифах, сохранено, однако сделано приемлемым для тех, кто не хотел верить в языческих богов, но верил в колдовство».
СВАДИЛЬФАРИ
Жеребец великана-строителя Асгарда, соблазненный Локи, который превратился в кобылу. От этого неожиданного союза родился восьминогий конь Одина — Слейпнир.
СВАРТАЛЬВХЕЙМ
Один из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, обитель цвергов.
Буквально «земля темных альвов».
СИВ
Богиня из асов, супруга Тора, ее атрибут — золотые волосы (по всей видимости, олицетворение плодородия).
СИГРДРИВА
Валькирия, нарушившая повеление Одина и наказанная верховным богом. «Сага о Вельсунгах» отождествляет ее с Брюнхильд.
СИГТУНА
Поселение в Швеции, неподалеку от которого, по свидетельству Адама Бременского, располагалось главное святилище шведов.
СИГУРД