Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

АСТАРТА

В западносемитской мифологии богиня любви и плодородия и богиня-воительница. В Древнем Египте Астарта, наряду с некоторыми другими переднеазиатскими божествами, вошла в пантеон и иногда отождествлялась с Сехмет. Она воспринималась как владычица коней и колесниц, богиня сражений и, вероятно, связывалась с морем и водной стихией; считалась и богиней-целительницей. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной.

АСФОДЕЛЬ

Цветок семейства лилейных, растение, посвященное мертвым (асфоделями обсаживали могилы). Согласно представлениям греков, луг в преддверии Аида порос асфоделями.

АТА

Греческая богиня помрачения ума, дочь Зевса. При рождении Геракла Ата помрачила ум Зевса. Разгневанный Зевс сбросил Ату с неба, и с тех пор она причиняет бедствия людям.

АТАРГАТИС

В западносемитской мифологии богиня плодородия и благополучия, одна из наиболее почитаемых в эллинистическо-римское время богинь арамейского пантеона. Отождествлялась с Афродитой. В Пальмире Атаргатис считалась богиней — покровительницей города. Атаргатис посвящен трактат Лукиана «О Сирийской богине», откуда происходит ее греко-римское именование «Сирийская богиня».

АТЛАНТ

В греческой традиции титан, сын Иапета и брат Прометея. После поражения титанов в титаномахии Атлант в наказание поддерживал на крайнем западе вблизи сада Гесперид небесный свод. По мифу, Геракл добыл золотые яблоки Гесперид с помощью Атланта, переложившего на Геракла свою ношу. По другому мифу, Персей превратил Атланта в скалу, показав ему голову Горгоны; отсюда представление об Атланте — горе в Африке.

Дочери Атланта — Геспериды и Плеяды.

АТЛАНТИДА

Мир до Всемирного потопа, счастливый остров, на котором люди жили в согласии с божествами, где протекал Золотой век человечества, о котором, в частности, говорил Гесиод:



Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских…
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства…



Атлантиде как «обители блага», описанной впервые у Платона, соответствует Эдемский сад Библии.

У Платона также сказано, что жители Атлантиды однажды согрешили против богов и были за это наказаны. Тем самым Атлантида как символ приобретает значение катастрофы, связанной с изменой человека божеству, значение мира, уничтоженного потопом за человеческие грехи.

К Атлантиде как прародине человечества возводили свое происхождение древние египтяне, финикийцы, греки, римляне и даже индийцы. В литературе Атлантида чаще всего описывалась и описывается как затерянный в океане континент, над которым было невластно время.

АТЛАНТЫ

В греческой мифологии, а также в теософской традиции чудесный народ, жители страны, называвшейся Атлантида. Платон в диалоге «Критий» говорит, что когда боги делили всю землю на владения, эта островная страна досталась по жребию Посейдону, который населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины: «Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными… Имена же всем он нарек вот какие: старшему и царю — то имя, по которому названы и остров, и море, что именуется Атлантическим, ибо имя того, кто первым получил тогда царство, было Атлант… От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал царский сан старейшему из своих сыновей… и они скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии… В продолжение многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога природа, атланты повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом…»

Но со временем атланты стали вырождаться: «…когда унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность. Для того, кто умеет видеть, они являли собой постыдное зрелище…» И тогда боги покарали атлантов — в одночасье их остров был поглощен морской пучиной.

АТЛАНТОВЫ ПРЕДЕЛЫ

Земля на крайнем западе, где наказанный Зевсом мятежный титан Атлант держит на своих плечах небосвод. Эта местность традиционно отождествляется с Гибралтаром.

АТТИС

Бог фригийского происхождения, связанный с культом Великой матери богов Кибелы. Подробный рассказ об Аттисе содержится у Павсания: Аттис — сын некоего фригийца, неспособный с юности к деторождению. В честь матери богов он учредил в Лидии священные празднества, но был убит кабаном, посланным Зевсом. По другому преданию, Аттис — сын двуполого божества Агдитис. Сама Агдитис влюбилась в своего сына, мешая бракосочетанию Аттиса с царской дочерью. Аттис впал в безумие и оскопил себя. По просьбе Агдитис из крови Аттиса выросли весенние цветы и деревья.

Культ Аттиса был широко распространен в эллинистическом мире, а в 204 до н. э. проник в Рим вместе с культом Великой Матери. По Овидию, Аттис — любимец Кибелы, страж ее храма, который нарушил обет безбрачия, увлекшись нимфой. Кибела наслала на Аттиса безумие, и тот оскопил себя.

АУСПИЦИИ

В римской традиции предсказания будущего по наблюдениям за поведением птиц. Ауспициями занимались жрецы-авгуры.

АФИНА

Греческая богиня мудрости и справедливой войны, дочь Зевса и Метиды. По Гесиоду и Аполлодору, Зевс, зная от Геи и Урана о том, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу, а затем при помощи Гефеста, расколовшего ему голову топором, сам произвел на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Постепенно материнство Метиды приняло символический характер, так что Афина стала считаться порождением одного Зевса.

Афина — покровительница змей; в храме богини в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея — страж акрополя и олицетворение мудрости. Среди непременных атрибутов Афины эгида — щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей. Священным деревом Афины была маслина.

Афина участвовала в титаномахии и гигантомахии. Она лишила зрения юного Тиресия, когда тот случайно увидел ее омовение, но взамен наделила юношу пророческим даром. Классическая Афина покровительствовала героям, защищала общественный порядок и т. п. Любимцем Афины был Одиссей. Она — главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев.

Огромная статуя богини с копьем украшала акрополь в Афинах, где Афине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Кроме того, Афина — покровительница ремесел. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля аргонавтов.

Культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции, но особенно богиня почиталась в Аттике (название города Афины греки связывали с именем богини — покровительницы города). Всеобщий характер носил праздник великих Панафиней, основателем которых считался Эрихтоний, а преобразователем — Тесей. На Панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались ее подвиги в гигантомахии.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой.

АФРОДИТА

Греческая богиня любви и красоты, дочь Зевса и Дионы (или родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену). Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни, прославлялась как дарующая земле изобилие, спутница и добрая помощница в плавании, богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.

Афродита также считалась богиней гетер. Среди олимпийских богов Афродита — игривое божество любви, супруга бога-кузнеца Гефеста. Любви Афродиты домогались Посейдон и Арес. Сыном Афродиты от Гермеса считался Гермафродит.

Как и другие олимпийские боги, А. покровительствовала героям, но это покровительство распространялось только на сферу любви. Она обещала Парису любовь Елены, пыталась вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от возлюбленного Анхиса и т. д.

В «Одиссее» рассказывается любовная история Афродиты и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест, и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобожденные Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а Афродита на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.

Атрибут Афродиты — пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нем заключается все».

Платон в «Пире» противопоставил Афродиту Уранию («небесную») Афродите Пандемос («всенародной»).

Геродот сообщает о почитании Афродиты Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Павсаний упоминает храм Афродиты Урании в Афинах. Храм Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооруженной.

Многочисленные святилища Афродиты имелись в других областях Греции, на островах Крит (в Пафосе, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище «Пафосская богиня»), Кифера, Кипр, Сицилия. Особенно почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе) и в Сирии (в Библе).

В Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь.

АХИЛЛ (АХИЛЛЕС)

В греческой традиции один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Позднее Ахилла воспитывал мудрый кентавр Хирон. Как самый юный из поколения героев — будущих участников Троянской войны — Ахилл не входил в число женихов Елены и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что ее сыну предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала Ахилла во дворце царя Ликомеда на острове Скирос, где он жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахилла поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Вдобавок Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, тогда как Ахилл схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу. Так он стал участником похода на Трою.

Особенно прославился Ахилл уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности города и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов.

По Гомеру, судьба Елены и Менелая интересует Ахилла крайне мало, он принял участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни. «Илиада» рассказывает о гневе Ахилла на Агамемнона и об отказе Ахилла помогать ахейцам. Лишь когда троянское войско подступает к ахейским кораблям и троянский герой Гектор поджигает один из них, Ахилл разрешает своему другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой, чтобы отогнать троянцев. Конец гневу Ахилла кладет известие о гибели Патрокла от руки Гектора. Он устремляется в бой, беспощадно поражает убегающих троянцев, в решающем поединке с Гектором Ахилл одерживает победу, предвещающую, однако, его собственную гибель.

После сражений, в которых Ахилл побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и у Скейских ворот погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахилла возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь.

Душа Ахилла была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Как место культа почитался могильный курган Ахилла и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский и римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры.

АЯКС (АЯНТ)

В греческой традиции имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены.

«Меньший» Аякс Оилид, царь Локриды, был искусным копьеметателем и прекрасным бегуном, уступавшим в скорости только Ахиллу. Во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины. По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями, но тот нашел убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли. Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб.

«Большой» Аякс Теламонид ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он — внук Эака, двоюродный брат Ахилла. Аякс — царь Саламина, прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью. В битве у кораблей Аякс противостоял Гектору. После гибели Ахилла Аякс защищал от троянцев его тело и поэтому считал себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются Одиссею, и оскорбленный Аякс решил перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, наслала на него безумие и жертвой меча Аякса стали стада скота. Когда рассудок вернулся, Аякс не смог пережить позора и в отчаянии кончил жизнь самоубийством.

Б

БААЛШАМЕМ

В западносемитской мифологии бог — владыка неба и бог солнца. Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Кронос (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына. В эллинистическую эпоху Баалшамем отождествлялся с Зевсом и Юпитером.

БАХУС

Латинская форма имени Вакх (одного из имен Диониса).

БЕЛЛЕРОФОНТ

В греческой традиции один из героев старшего поколения, сын коринфского царя (или бога Посейдона), внук Сисифа.

По приказу царя Иобата, у которого находился в услужении, Беллерофонт совершил множество подвигов: верхом на крылатом коне Пегасе он победил Химеру, одолел амазонок и т. д. Но впоследствии, по Гомеру, Беллерофонт утратил расположение богов, и его постигло безумие. Причиной этого считалось высокомерие героя, решившего на Пегасе достигнуть вершины Олимпа. Зевс наслал на коня овода, Пегас взбесился и сбросил седока на землю. Хромой и слепой, Беллерофонт скитался без дома до самой смерти.

Культ Беллерофонта был распространен в Ликии и Коринфе, затем по всей Греции..

БЕЛЛОНА

В римской мифологии богиня войны, иногда мать (сестра, кормилица) Марса и богиня подземного мира. Со времени войны 458 до н. э. ей был посвящен храм, возле которого проходила церемония объявления войны: глава коллегии жрецов-фециалов бросал копье на участок, символизировавший вражескую землю. С I в. до н. э. Беллону стали отождествлять с каппадокийской богиней Ма, и культ ее принял оргиастический характер. Жрецы Беллоны (беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры.

БЕНДИДА

Фракийское божество природы, которое в Греции отождествляли с Артемидой.

БОНА ДЕА (ДОБРАЯ БОГИНЯ)

В римской мифологии богиня-мать, имя которой было табуировано. Празднества в честь богини справлялись в ее храме на Авентине. В священнодействиях участвовали весталки и замужние женщины, присутствие мужчин исключалось. По схолиям к «Энеиде», Бона Деа была связана с лесом, растительностью, особенно целебными травами, и магией. Этой богине посвящались рощи, часовни с очагами, зеркала как орудия колдовства. Изображалась с рогом изобилия и змеями.

БОРЕЙ

В греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым. Место его обитания — Фракия, где царят холод и мрак.

БОРЕАДЫ

В греческой мифологии крылатые сыновья Борея — Калаид и Зет, участники похода аргонавтов. Бореады освободили слепого Финея — мужа своей сестры Клеопатры от гарпий. Позднейшая версия мифа повествует об убийстве Бореадов Гераклом, отомстившим им за то, что в походе аргонавтов они посоветовали предводителю аргонавтов Ясону покинуть Геракла, отправившегося на поиски своего друга Гиласа.

БРИТОМАРТИС

В греческой мифологии спутница Артемиды, дочь Зевса, известная своим целомудрием. Мифы о Бритомартис связаны с Критом и царем Миносом, полюбившим девушку и преследовавшим ее. Спасаясь от Миноса, она бросилась со скалы в море, но была спасена, так как попала в рыбацкие сети (отсюда ее прозвище Диктинна, «попавшая в сеть»). По другой версии мифа, ее спасла Артемида.

Бритомартис-охотница — ипостась Артемиды. Согласно Каллимаху, Бритомартис — одно из имен Артемиды.

В

ВААЛЫ

В западносемитской мифологии одно из распространенных обозначений божеств отдельных местностей. Кроме того, ваалами назывались общие боги, например, бог-громовержец, бог солнца и др.

Слово «ваал» является греческим вариантом библейского «баал», в которое превратилось первоначальное западносемитское «балу» («хозяин, владыка»). Другое значение слова «ваал» — «идол».

ВАКХ

В греческой традиции одно из имен Диониса.

ВАКХАНАЛИИ

Мистериально-оргиастические празднества культа Вакха. Первоначально в вакханалиях участвовали только женщины. Впоследствии в них стали принимать и мужчин. Постепенно вакханалии превратились в развратные пиршества. В 186 г. до н. э. проведение вакханалий было ограничено достаточно строгими правилами, но полностью запрещены они не были.

ВАНФ

В этрусской мифологии женский демон загробного мира, олицетворение смерти. Постоянные атрибуты Ванф — свиток, факел, меч, змеи, обвивающие руки.

ВАСИЛИСК

Обитающий в Ливии «царь безграничных пустынь… и без яда губящий» (по выражению Лукана). Само слово «василиск» происходит от греческого «basileus» — «царь, базилевс» — и означает «маленький царь». Это — самый грозный и смертоносный из всех змеев. Василиск, голову которого венчает гребень в форме диадемы, вылупляется из яйца, снесенного петухом (или жабой) и высиженного змеей (правда, упоминавшийся выше Лукан относит его, наряду с аспидом, амфисбеной и прочими гадами к отпрыскам Горгоны Медузы). Несмотря на змеиную наружность, передвигается он не стелясь по земле, а как бы поочередно выметывая вперед сложенное кольцами тело. Первым наружность василиска описал Плиний Старший в своей «Естественной истории». По словам Плиния, василиск — змей с белой складкой наподобие звезды на лбу; эта складка поднимается над мордой животного словно корона. Впрочем, облик василиска в средние века изменился: стали считать, что у бестии голова петуха, туловище жабы, птичьи крылья и хвост змеи или дракона с ядовитым жалом на конце. Василиск убивает прикосновением, превращает в камень взглядом, а его дыхания не выдерживают даже птицы, пролетающие высоко в небе. Совладать с василиском в битве может только зверек ласка, для человека же самый действенный способ — выставить перед собой щит или зеркало: увидев собственное отражение, василиск тут же умрет. Кроме того, известно, что василиск никогда не появляется поблизости от тех мест, где растет рута, а крик петуха заставляет его исчезнуть (как гласит русская поговорка: «Петух поет — значит, нечистой силы темное время прошло»). В Книге пророка Иеремии именно василиски олицетворяют зло: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь».

Большинство легенд о василиске связано с образом петуха, причем не петуха вообще, а конкретного — черного семигодовалого. Лишь такой петух может снести яйцо, из которого, зарытого в горячий навоз и высиженного змеей, потом вылупится василиск.

Чаще всего василиски селятся в естественных пустынях, но им не составляет труда превратить в пустыню любую, сколь угодно плодородную местность. Вокруг логова василиска чернеют и высыхают травы и деревья, становится ядовитой вода в источниках и реках, разрушаются даже скалы.

ВЕЙОВИС (ВЕДИОВИС, ВЕДИУС)

В римской мифологии бог подземного мира, противопоставлявшийся светлому небесному богу Юпитеру, Юпитер подземного царства. Статуя Вейовиса в храме изображала вооруженного стрелами юношу с козой у ног. Широкого распространения культ Вейовиса не имел и был вытеснен культом Диспатера.

ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ

Женское творческое начало в природе, анима, Мать-земля (ср. греческих Гею и Деметру, малоазийскую Кибелу, римскую Рею, египетскую Исиду, Мать-Сыру Землю в русском фольклоре). С архаических времен известны женские статуэтки с подчеркнутыми половыми признаками — эмблемы плодородия. Богиня-мать наряду со своим божественным супругом участвует в творении мира и создании населяющих мироздание существ (греческая Гея рождает титанов и гигантов, а олимпийских богов — ее дочь Рея; обе они суть ипостаси Великой Богини). Она покровительствует плодородию почвы, скота и людей, отсюда — оргиастические ритуалы в ее честь; с Великой Богиней связан цикл мифов об умирающем и воскресающем боге (Аттис, Осирис, Таммуз), символизирующий сезонное умирание и возрождение природы. Также Великая Богиня является покровительницей мистерий, пройдя через которые, человек обретает вечную жизнь (Элевсинские мистерии Деметры).

Великая Богиня — символ первоначального хаоса (женского начала мира); победа космоса над хаосом зачастую выражается в торжестве мужского божества над Великой Богиней (ср., например, победу Мардука над Тиамат в шумеро-аккадской мифологии). Тем не менее, Великая Богиня, как созидательное начало, есть и символ космоса: она покровительствует культуре, городам, тайным знаниям.

Историки христианства полагают, что культ Богородицы в определенной мере связан с образом Великой Богини (Исиды как ее ипостаси).

Р. Грейвс, автор книги «Белая Богиня», писал: «Богиня — прекрасная стройная женщина с крючковатым носом, смертельно бледным лицом, алыми губами, поразительной голубизны глазами и длинными светлыми волосами. Она может обернуться свиньей, кобылой, сукой, лисой, ослицей, лаской, змеей, совой, волчицей, тигрицей, русалкой или отвратительной старой каргой. Имен и прозваний у нее — не счесть. В рассказах о привидениях ее называют Белой Дамой, а в древних верованиях от Британских островов до Кавказских гор — Белой Богиней. Я не припомню ни одного настоящего поэта, начиная с Гомера, который независимо ни от кого не оставил бы свое собственное свидетельство о ней. Можно сказать, что показателем поэтического видения является точность, с которой поэт изображает Белую Богиню и остров, где она правит. Вот почему, когда читаешь подлинную поэзию, волосы встают дыбом, на глаза наворачиваются слезы, к горлу подступает комок, по коже бегают мурашки и холодеет спина. Подлинная поэзия — это заклинание Белой Богини, или Музы, матери всего сущего, силы, издревле устрашающей и желанной…»

ВЕНЕРА

В римской мифологии богиня садов. Имя ее употреблялось как синоним плодов. С распространением предания об Энее Венера была отождествлена с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Особую популярность Венера приобрела в I в. до н. э., когда ее покровительством пользовались Сулла, считавший, что Венера приносит ему счастье, Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший ее прародительницей Юлиев. У античных писателей Венера — прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. С распространением восточных культов Венеру стали отождествлять с Исидой и Астартой. Распространение получил и культ Венеры и Адониса.

ВЕНОК

С незапамятных времен венки из зелени (веток различных деревьев и трав) использовались как знак союза — между живыми и мертвыми, между потомками и предками; отсюда представление о венке как символе памяти и бессмертия.

Венок как символ награды был впервые использован в Древней Греции. В IX веке до н. э., во время Алфейских игр в честь героя Пелопа, венки вручались победителям для последующего возложения на алтарь Пелопа. С учреждением Олимпийских игр традиция изменилась: венками стали увенчивать как личной наградой. Победителей Олимпийских игр венчали венками из ветвей золотой оливы, срезанных золотым ножом в священной роще. Победителей Немейских игр в Арголиде награждали венками из сельдерея.

В Древнем Риме была разработана особая шкала венков-наград, среди которых можно выделить:

— corona triumfalis — венок полководца из лавра или миртового дерева;

— corona graminea — венок гражданина за особые заслуги перед отечеством;

— corona obsidionalis — венок полководца за спасение армии от плена;

— corona navalis — венок флотоводца;

— corona muralis — венок воина за штурм крепостных стен;

— corona civica — венок гражданина за спасение жизни сограждан.

Со временем лавровый венок стал знаком императорской власти и приобрел значение знака почета.

ВЕРТУМН (ВОРТУМН)

В римской мифологии бог перемен, супруг Помоны. По Проперцию, Вертумн — бог г. Вольсинии, главное божество этрусского союза, получившее в Риме храм после победы над Вольсиниями в 494 до н. э.

ВЕСТА

В римской мифологии богиня священного очага городской общины и домашнего очага. Культ Весты был тесно связан со святынями города: палладием, привезенным Энеем и хранившимся в храме Весты как залог мощи Рима, и регией — жилищем царя. Жрицы богини — весталки — поддерживали в очаге храма постоянный огонь как символ государственной надежности и устойчивости. В частных домах Весте посвящался вход в дом. Веста изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

ВЕСТАЛКИ

Жрицы богини Весты, избирались из девочек 6-10 лет, без физических недостатков, родители которых должны быть живы и принадлежать к знатным родам. Из числа избранных по жребию верховный понтифик назначал весталок, которые выходили из отцовского подчинения и находились под покровительством верховного понтифика. Обязанностью весталок было поддерживать вечный огонь в храме. Весталки были обязаны блюсти целомудрие. За нарушение и за погасший огонь весталок секли и зарывали живыми в землю. Служение Весте продолжалось 30 лет (10 лет жрица училась, 10 лет служила Весте и 10 лет учила других). По истечении 30 лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. Весталки пользовались большим уважением и почетом. Оскорбивший весталку карался смертью. Если весталка встречала преступника, ведомого на казнь, — преступник получал свободу.

ВИКТОРИЯ

В римской мифологии богиня победы, звавшаяся сначала Вика Пота. В Риме Виктории был посвящен храм на Палатине.

ВИРБИЙ

В римской традиции возлюбленный богини Дианы, почитавшийся вместе с ней в священной роще на озере Неми. По Дж. Фрэзеру, Вирбий — дух дуба, сочетавшийся браком с нимфой дуба Дианой, подвергавшийся ритуальному убиению и воскресавший обновленным.

ВИРТУС

В римской мифологии обожествленная доблесть. В эпоху империи почиталась как добродетель правящего императора.

ВУЛКАН

В римской мифологии бог разрушительного и очистительного пламени и бог-кузнец. Введение культа Вулкана, по Дионисию Галикарнасскому, связано с соправителем Ромула Титом Тацием. Вместе с Вулканом почиталась богиня Майя, которой приносил жертву фламин Вулкана в первый день мая. Связь Вулкана с кузнечным делом в Риме, несмотря на отождествление этого бога с греческим Гефестом, не прослеживается, тогда как на Рейне и Дунае его почитали как бога-кузнеца.

Г

ГАМАДРИАДЫ

В греческой мифологии нимфы деревьев. Гамадриада рождается вместе с деревом и гибнет вместе с ним. Овидий в «Метаморфозах» излагает миф об Эрисихтоне, который



…топором — говорят — оскорбил Церерину рощу,
Будто железом нанес бесчестье древней дубраве.



Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры (Цереры); из дерева заструилась кровь, а ветви побледнели. В наказание по предсмертной просьбе гамадриады, обитавшей в дубе, богиня обрекла Эрисихтона на вечные муки, наделив святотатца ощущением неутолимого голода:



… в нем пища любая
К новой лишь пище влечет. Он ест, но утроба пустует.
Вот истощает уже, голодая пустою утробой,
Средства отцовские. Ты лишь один, о безжалостный голод,
Не притуплялся внутри; не смиренное пламя пылало
В глотке его. Наконец все имущество кануло в чрево.



ГАНИМЕД

В греческой традиции сын троянского царя Троса, из-за своей необычайной красоты похищенный Зевсом, который превратился в орла, и унесенный на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар. По Псевдо-Эратосфену, Ганимед был вознесен на небо в виде зодиакального созвездия Водолей.

ГАРПИИ

В греческой мифологии дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры. Это полуженщины-полуптицы, имена которых — Аэлла, Аэллопа, Подарга, Окипета, Келайно — переводятся соответственно как Вихрь, Вихреподобная, Быстроногая, Быстрая и Мрачная. Гарпии крадут младенцев, похищают человеческие души. Согласно Вергилию, гарпии обитают в аиде:



В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:
Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,
Тут Бриарей сторукий живет и дракон из Лернейской
Топи шипит, и Химера огнем врагов устрашает,
Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…



В мифе об аргонавтах упоминается салмидесский царь Финей, которого боги ослепили за то, что он слишком точно предсказывал будущее. Царю досаждали гарпии — «отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что ее невозможно было есть» (Р. Грейвс). Аргонавты Калаид и Зет прогнали гарпий.

ГАРПОКРАТ

Греческий вариант имени египетского бога Гор-па-херда.

ГЕБА

Греческая богиня цветущей юности, дочь Зевса и Геры, кравчая богов на Олимпе. С Гебой сочетался браком обожествленный Геракл.

ГЕКАТА

Греческая богиня мрака, ночных видений и чародейства. По Гесиоду, она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря. Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката — богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к специальным манипуляциям. Она помогла Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. Ее сопровождает свора собак, но охота Гекаты — ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней.

Римляне отождествляли Гекату с богиней Тривией — «богиней трех дорог». Изображения Гекаты помещались на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы.

ГЕКАТОНХЕЙРЫ (СТОРУКИЕ)

В греческой мифологии великаны, отпрыски Урана и матери-земли Геи, братья Котт, Бриарей и Гиес. У каждого из гекатонхейров пятьдесят голов и сто рук (отсюда их прозвище — «сторукие»). Уран загнал гекатонхейров под землю, но Зевс призвал их и с помощью сторуких одержал победу над титанами. Побежденных низвергли в Тартар, а охрану поручили сторуким. Впоследствии гекатонхейры вновь выручили Зевса, когда против него устроили заговор Гера, Посейдон и Афина: один вид сторуких так устрашил заговорщиков, что они отказались от своего намерения.

ГЕКТОР

В греческой традиции сын троянского царя Приама и Гекубы, главный троянский герой в «Илиаде». От руки Гектора пал Протесилай, первым вступивший на троянскую землю. Прославился Гектор на десятом году войны. Как старший сын Приама и его непосредственный преемник, он возглавлял боевые действия троянцев, дважды вступал в единоборство с Аяксом Теламонидом. Под руководством Гектора троянцы ворвались в лагерь ахейцев, подступили к ахейским кораблям и подожгли один из них. Перед воротами Трои Гектор убил Патрокла и совлек с убитого доспехи Ахилла. В поединке с самим Ахиллом Гектор не устоял — и пал у Скейских ворот, предсказав близкую смерть Ахиллу. Последний, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязал тело Гектора к своей колеснице и объехал вокруг Трои, волоча труп противника.

Однако мертвого Гектора оберегал Аполлон, помощью которого он неоднократно пользовался при жизни. На совете богов Аполлон выступил в защиту убитого Гектора, после чего Ахилл получил от Зевса приказ выдать тело Гектора Приаму, который устроил сыну почетные похороны.

ГЕКУБА (ГЕКАБА)

В греческой традиции жена троянского царя Приама. Среди сыновей Гекубы — Гектор, Парис, Елен, Деифоб и Троил (последний — от Аполлона), среди дочерей — Кассандра и Поликсена… Участи Гекубы после взятия Трои посвящены одноименная трагедия Еврипида и в значительной степени его же «Троянки»: царица становится свидетельницей того, как уводят в плен Кассандру и Андромаху, убивают малютку Астианакта и, наконец, перед самым отплытием ахейцев приносят Поликсену в жертву на могиле Ахилла. Еврипид добавляет еще месть правителю Херсонеса Фракийского Полиместору за коварно убитого им сына Гекубы Полидора: Гекуба убивает его детей и ослепляет его самого. О дальнейшей судьбе Гекубы существовало две версии: либо она была перенесена Аполлоном в Ликию, либо превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт.

ГЕЛИАДЫ

В греческой мифологии дочери Гелиоса и сестры Фаэтона. Они так горестно оплакивали брата, пораженного молнией Зевса, что боги превратили их в тополи, листья которых всегда грустно шумят. Янтарь считался слезами гелиад.

ГЕЛИКОН

Гора в Средней Греции, на юге Беотии, где обитали Музы; поэтому последних иногда называли геликонидами, геликонскими девами или повелительницами Геликона. На Геликоне находился источник Иппокрена, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса.

ГЕЛИОС (ГЕЛИЙ)

В греческой мифологии бог солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос. Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей: именно он сообщил Деметре, что Аид похитил Персефону. По Овидию, Гелиос обитает в великолепном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней. Днем Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью склоняется к западу и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. Дети Гелиоса — царь Колхиды Ээт, волшебница Кирку и Пасифая — супруга Миноса, а также Фаэтон и четыре дочери (Гелиады).

В эллинистически-римской мифологии Гелиос отождествлялся со своим отцом Гиперионом, и сыновья его именовались гиперионидами; в поздней античности — с олимпийцем Аполлоном.

В римской мифологии Гелиосу соответствует Сол, отождествляемый также с Аполлоном.

ГЕНИИ

В римской мифологии божества — прародители и покровители рода. Впоследствии гениями стали называть богов мужской силы. Каждый мужчина имел своего гения. Вместе с младенцем мужского пола рождался его гений (или два — добрый и злой), руководивший поступками человека на протяжении всей жизни. Гениев имели не только люди, но и города и отдельные местности. Появлялись гении обычно в обличье змей. С гениями во многом схожи греческие даймоны.

ГЕРА

В греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи. Гера — последняя, третья после Метиды и Фемиды, законная супруга Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Гера преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу; она стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса, она же наслала безумие на Ино, бросившуюся в море, в отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, родила без супруга Гефеста и т. д.

От прикосновения к земле Гера породила чудовище Тифона. При этом она покровительница рожениц, мать богини родов Илифии. Сыном Геры считался и Арес — один из самых кровавых богов.

Гера — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону; в Троянской войне она — защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в споре трех богинь (Геры, Афродиты и Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам.

Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе и Олимпии) и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кноссе праздновали «священный брак» Геры и Зевса). В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

ГЕРАКЛ

В греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевс, приняв облик супруга Алкмены, явился к ней в его отсутствие; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землей. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей — Ификла от мужа и Геракла от Зевса. В день, когда Гераклу предстояло появиться на свет, Зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властвовать над Микенами и соседними народами. Однако ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы — жены микенского царя Сфенела, и в этот день родился сын Сфенела, внук Персея и правнук Зевса Эврисфей, который в соответствии с клятвой Зевса получил власть над Пелопоннесом.

К колыбели Геракла и Ификла Гера послала двух чудовищных змей, но младенец Геракл задушил их. Повзрослев, Геракл совершил немало героических деяний; фиванский царь Креонт в награду за доблесть Геракла выдал за него свою старшую дочь Мегару. Когда у них появились дети, Гера, по-прежнему враждебная Гераклу, наслала на него безумие, в припадке которого он убил своих детей.

Придя в себя, Геракл ушел в изгнание и в Дельфах узнал от оракула Аполлона, что ему надлежит поселиться в Тиринфе, служить царю Эврисфею в течение 12 лет и совершить 10 подвигов, после чего он станет бессмертным. Выполняя приказания Эврисфея, Геракл совершает 12 знаменитых подвигов: добывает шкуру немейского льва, убивает лернейскую гидру, ловит керинейскую лань и эриманфского вепря, очищает от навоза огромный скотный двор царя Элиды Авгия, изгоняет стимфалийских птиц, ловит и доставляет Эврисфею критского быка, приводит свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, добывает пояс царицы амазонок, пригоняет в Микены коров Гериона, приносит золотые яблоки Гесперид и спускается в Аид за стражем преисподней Кербером.

Дальнейшая судьба Геракла связана с военными походами, взятием городов и т. д. В частности, Геракл воевал с троянским царем Лаомедонтом, участвовал в сражении олимпийских богов с гигантами на Флегрейских полях. В соперничестве с речным богом Ахелоем Геракл завоевал руку царевны Деяниры. Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Нессу перевезти Деяниру. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Геракл выстрелил из лука в выходящего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла.

Впоследствии Деянира из ревности пропитала кровью Несса хитон Геракла, полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной желчью лернейской гидры стрелы Геракла, сама превратилась в яд. Хитон сразу прирос к телу надевшего его Геракла, и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Тогда Геракл отправился на гору Эта, разложил костер, взошел на него и попросил спутников зажечь огонь. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Геракла, с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов.

По сообщению античных авторов, культ Геракла как бога впервые возник в Афинах. Греки часто отождествляли с Гераклом божества других народов (например, финикийского Мелькарта). С распространением культа Геракла в Италии он стал почитаться под именем Геркулес.

ГЕРАКЛИДЫ

В греческой традиции потомки Геракла и Деяниры. После гибели Геракла царь Микен Эврисфей стал преследовать его детей Геракла. Спасаясь от гибели, Гераклиды бежали в Трахину к царю Кеику, однако Эврисфей потребовал выдачи их, и они укрылись в Марафоне в храме Зевса (по Аполлодору, в Афинах у алтаря Милосердия). Царствовавший в Афинах сын Тесея Демофонт обещал не выдавать Гераклидов и начал войну с Эврисфеем. Афинское войско одержало победу. Эврисфея, бежавшего после поражения, настиг и убил Гераклид Гилл, отрубил ему голову и принес ее Алкмене, а та выколола ей глаза. Гераклиды заняли Пелопоннес, но началась чума, и оракул объявил, что причина ее в том, что Гераклиды вернулись раньше назначенного времени. Покинув Пелопоннес, Гераклиды поселились в Марафоне. Дельфийский оракул возвестил Гиллу, что они смогут возвратиться в Пелопоннес «после третьего плода». Решив, что речь идет о трех урожаях, Гераклиды предприняли через три года новую попытку, но Гилл был убит в единоборстве с царем Тегеи — союзником воцарившегося после Эврисфея в Микенах Атрея. Стало ясно, что оракул имел в виду не три года, а три поколения; следующая попытка была предпринята внуком Гилла Аристомахом, но Гераклиды снова потерпели поражение, и Аристомах погиб от руки царя Микен Тисамена, сына Ореста, Только через десять лет Гераклиды смогли утвердиться в Пелопоннесе. Завоеванные земли были разделены по жребию: Темену достался Аргос, Эврисфену и Проклу — Лакония, Кресфонту — Мессения. К Темену, Кресфонту и Эврисфену и Проклу возводили свои роды аргосские, мессенские и спартанские цари.

ГЕРКЛЕ

В этрусской мифологии прародитель этрусков. На этрусских зеркалах богиня Уни в присутствии других богов вскармливает взрослого бородатого Геркле. Изображался с богиней Менрвой как ее супруг или возлюбленный.

В Риме Геркле отождествлялся с Геркулесом.

ГЕРКУЛЕС

В римской мифологии бог и герой, аналогичный греческому Гераклу. Его культ был заимствован римлянами из Тускула (или Тибура), где Геркулес почитался как воинственный бог. В Риме Геркулес почитался в основном как бог обогащения, купцы и полководцы жертвовали ему десятую часть прибыли и добычи, шедшую на угощение народа. Женщины из участия в культе Геркулеса исключались, им запрещалось употреблять обычную для мужчин клятву его именем. Постепенно культ Геркулеса стал одним из самых распространенных в римском мире. Со временем он стал трактоваться как покровитель отдельных имений и сельского хозяйства в целом. Для солдат Геркулес был богом победы, для аристократии — прообразом идеального царя.

ГЕРМАФРОДИТ

Согласно греческому мифу — сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты. По просьбе влюбившейся в него нимфы боги слили ее и Гермафродита в единое двуполое существо. В алхимии и мистицизме толкуется как соединение противоположностей — в отличие от андрогина, который символизирует изначальную, идеальную целостность до разделения противоположностей.

ГЕРМЕС

Греческий бог, вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта. Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. С именем Гермеса связаны гермы — каменные столбы, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот; повреждение герм считалось святотатством.

Атрибуты Гермеса — золотые крылатые сандалии и золотой кадуцей (средоточие магической силы), которым бог усыпляет и пробуждает. Гермес — посредник между миром живых и царством мертвых и посредник между богами и людьми. Кроме того, Гермес покровительствует героям: основателю Фив Амфиону он вручает лиру, и с ее помощью герой строит стены города; Персею вручает меч для убийства Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, разрушающей колдовство Кирки и т. д. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. В Гомеровском гимне Гермесу рассказывается история кражи младенцем Гермесом стада коров у Аполлона.

Согласно мифу, Гермес впервые изготовил из панциря черепахи семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил Гермеса отдать ему лиру в обмен на коров. В придачу Гермес вручил Аполлону свою свирель, за что получил в ответ золотой жезл и был научен искусству гадания.

Гермесу посвящались Анфестерии — праздник пробуждения весны и памяти умерших.

В римской мифологии почитался под именем Меркурия — покровителя торговли.

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ

Иначе — Гермес Триждывеличайший (среди философов, царей и жрецов) или Гермес-Тот.

Символ «потусторонней», эзотерической мудрости, согласно легендарной истории — божество (позднее отождествлявшееся с египетским богом мудрости и письма Тотом), от лица которого ведется повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму эллинистического периода. По Платону, Гермес открыл числа, геометрию, астрономию и буквы. Диодор Сицилийский писал, что у египетского бога Осириса «наибольшим почетом пользовался Гермес, наделенный отменными способностями относительно того, что может быть полезно для общежития. Прежде всего им сделана членораздельной общая речь, многое из безымянного получило имена, изобретены буквы и заведен порядок богопочитания и жертв. Он же был первым наблюдателем порядка звезд, гармонии и звуков, изобретателем палестры, заботился о пропорциональности и об изваянии тела надлежащей формы. Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний, острый — от лета, тяжелый — от зимы и средний — от весны. И греков он научил красноречию, за что и назвали его Гермесом. Одним словом, Осирис, у которого он был иерограмматом [священным писцом], обо всем сообщал ему и очень пользовался его советами». По Клименту Александрийскому, к Трисмегисту восходит священная литература Египта, он — автор сорока двух книг (а Ямвлих говорил о двадцати тысячах сочинений).

Ссылки на Трисмегиста впервые появились у астрологов III в. Вполне вероятно, что возникновение образа Трисмегиста связано с близостью к потустороннему миру его «прообраза» — греческого бога торговли Гермеса, покровителя путников и проводника душ умерших. С Трисмегистом связывали оккультные науки и так называемые «герметические» (тайные, доступные только посвященным) сочинения.

В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист — «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он — обладатель чудесного жезла-кадуцея, победитель Тифона, «магистр всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель Трех Миров, писец богов и хранитель Книг Жизни» (М. Холл). Масоны считали Трисмегиста автором масонских ритуалов посвящения.

С образом Гермеса Трисмегиста связан так называемый «Герметический корпус» сочинений периода поздней античности и средневековья. В этот комплекс входят:

— «Поймандр Гермеса Трисмегиста»;

— «Вселенская речь»;

— «Священное слово Гермеса»;

— «Слово Гермеса Тату: Кратир или Монада»;

— «Слово Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»;

— «О том, что благо в одном Боге и нигде больше»;

— «О том, что величайшее зло для людей — неведение Бога»;

— «О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»;

— «О мышлении и ощущении»;

— «Ключ Гермеса Трисмегиста»;

— «Ум к Гермесу»;

— «Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»;

— «О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»;

— «Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию»;

— «Определения Асклепия царю Аммону»;

— «О волнениях тела, сковывающих душу».

Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем Божественное откровение. Так, согласно «Поймандру Гермеса Трисмегиста», первоначально существовал только Бог, являвшийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имевший андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Свет также породил Слово, Сына Божьего, и сам в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека — небо, глаза — Солнце и Луна, грудь — воздух, живот — земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума.

Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой, а возобновлению интереса к герметизму в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык четырнадцати трактатов «Герметического корпуса», осуществленный Марселио Фичино. К герметической традиции восходит и теория «натуральной магии» Пико делла Мирандола, которой отдали дань многие мыслители XVI–VII вв. (Коперник, Кеплер, Бруно — вплоть до Ньютона).

ГЕРОЙ

Универсальный образ, человек, осуществляющий деяния, которые не под силу другим. Чаще всего герой-архетип «персонифицируется» в легендарных воинах (характерная черта героя — ратная доблесть), полководцах и правителях; примером здесь могут служить германский Зигфрид, французский Роланд, Александр Македонский или Чингисхан.

В мифе герой участвует в творении мира (непосредственно — вместе с божествами — или опосредованно, через упорядочивание мира, победу над хаосом и привнесение порядка, установление правил жизни социума).

Как универсальная категория, образ героя имеет три «разновидности»:

— собственно герой (Ахилл);

— культурный герой (Прометей);

— герой-творец (демиург — Ильмаринен).

Демиург создает элементы мироздания, культурный герой добывает для людей различные жизненно необходимые предметы, устанавливает правила социальной организации, обучает ремеслам и так далее. Наиболее известный культурный герой — Прометей, похитивший у богов небесный огонь и, по Эсхилу, даровавший людям «все искусства», в том числе и искусство мыслить. (В греческой мифологии героями именовались сыновья и прочие потомки по мужской линии от союза божества со смертной женщиной. Обычно герои наделялись огромной силой и удивительными способностями, однако встречались среди них и «интеллектуалы» — искусный мастер Дедал, певец Орфей, прорицатель Тиресий). Свою добычу культурный герой, как правило, либо находит, либо похищает. Иногда он также сражается со стихийными силами, (чудовищами, демонами и пр.), которые олицетворяют первоначальный хаос, и способствует тем самым торжеству космоса, то есть установленного миропорядка. Вспомним наделенного чертами культурного героя Геракла, который одолел таких хтонических — «принадлежащих земле» — чудищ, как немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы, и даже осмелился вступить в борьбу с божеством подземного мира Аидом.

Мотив сражений с чудовищами сближает культурного героя с собственно героем. Характерная черта последнего — неуемная тяга к путешествиям и приключениям. Илья Муромец, мифологизированный герой русского былинного эпоса, едва обретя силушку, отправляется странствовать — «мир посмотреть и себя показать». Борьба с теми, кто мешает богам и людям жить своей жизнью, является основной задачей собственно героя; иными словами, тут снова возникает персонифицированная идея вечной вражды между Космосом (Порядком) и Хаосом.

С «превращением» мифа в эпос мифологические герои становятся королями и князьями, хтонические чудовища и демоны — иноплеменниками, иноверцами. А в сказке, которая также «наследует» мифу, образ героя как бы обезличивается: возникают условные фигуры царевичей, принцев, крестьянских сыновей, объединяющие в себе черты как собственно героя, так и героя культурного. Например, Иванушка-дурачок из русских народных сказок отправляется «не знаю куда», чтобы добыть «не знаю что», попадает во множество переделок, но в итоге добивается своего — когда силой, когда хитростью, а когда и при содействии чудесного помощника (Серого волка).

Герой-символ связан с эстетической категорией «героического», которая представляет собой «проявление прекрасного и возвышенного в их единстве». Героическое как категория подразумевает совершение выдающегося по своему значению деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Героическое совершается в силу крайней необходимости, оно требует предельных и запредельных условий. «Именно поэтому героическое занимает одно из высоких мест в шкале общечеловеческих ценностей, через него человек наглядно познает меру, точнее, безмерность своих возможностей, через него он создает себя в качестве общезначимой личности» (Ю. Борев).

ГЕСПЕР

Греческое божество вечерней звезды, отец Гесперид и брат Атланта. В римской мифологии почитался под именем Луцифера.

ГЕСПЕРИДЫ

В греческой мифологии нимфы, обитающие на берегу реки Океан на крайнем западе. Там растет сад, и в этом саду стоит великан Атлант, держащий на своих плечах небесный свод. Геспериды охраняют золотые яблоки вечной молодости, подаренные богине Гере матерью-землей Геей. Однажды в сад Гесперид проник Геракл. В мифе сказано, что Геспериды стали исподтишка воровать яблоки, и тогда Гера отправила сторожить сад дракона Ладона, у которого «было сто голов и сто языков». Геракл убил дракона, напугал нимф и с помощью Атланта добыл молодильные яблоки.

ГЕСТИЯ

Греческая богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, покровительница неугасимого огня, целомудренная и безбрачная. С Гестией не связано мифологических сюжетов. В Риме Гестии соответствовала Веста.

ГЕФЕСТ

Греческий бог огня и кузнечного дела, олимпийское божество малоазийского происхождения, сын Зевса и Геры (или же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу). Гефест хром на обе ноги и безобразен, однако является супругом прекраснейшей из богинь Афродиты. Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» рассказывает, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, — молока, вина, масла и воды.

Классический образ Гефеста — кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит, равно как и медных быков царя Ээта, опочивальню Геры, венец Пандоры. Гомеровский гимн объединяет Гефеста и Афину, обучивших людей ремеслам.

Гефест преимущественно почитался в Афинах, где был богом ремесла.

В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан.

ГЕЯ

Греческая богиня земли, Мать-земля. По Гесиоду, Гея родилась вслед за Хаосом и сама из себя породила Урана-небо и взяла его в супруги. Вместе с Ураном Г. породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители Зевса. Ее порождения также — Понт, горы, трое киклопов и трое сторуких. Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести, решила пресечь плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос оскопил Урана, из крови которого появились на свет чудовища (гиганты, Эриннии) и прекрасная Афродита. Внуки Геи во главе с Зевсом в битве с детьми Геи — титанами победили последних, сбросив их в Тартар, и поделили между собой мир.

Гея не принимает активного участия в жизни олимпийских богов, но часто дает им мудрые советы. Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, и сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса. По ее совету Зевс освобождает сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии. Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну. У Эсхила Гея отождествляется с Фемидой как хранительница вековечной мудрости.

ГИАДЫ

В греческой мифологии нимфы, дочери Атланта и Плейоны, одной из океанид. После гибели на охоте их брата Гиаса (его растерзали львы) Гиады умерли от горя и Зевс превратил нимф в звезды созвездия Тельца. По другой версии мифа, Гиады воспитывали Диониса на горе Ниса и Зевс превратил их в звезды.

ГИАКИНФ (ГИАЦИНТ)

В греческой традиции сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса. Был любимцем Аполлона, который нечаянно убил Гиакинфа, попав в него во время метания диском. Из крови Гиакинфа выросли цветы-гиацинты, как бы обагренные кровью, на их лепестках вырисовывается восклицание «ай, ай» — предсмертный стон прекрасного юноши.

На знаменитом троне Аполлона из Амикл изображалось шествие Гиакинфа на Олимп; по преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляло собой жертвенник, в котором был похоронен Гиакинф.

ГИГАНТЫ

В греческой мифологии сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскопленного Урана, впитавшейся в землю. По Аполлодору, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в Тартар. Подробно история рождения гигантов и их гибели рассказана Аполлодором. Гиганты внушали ужас своим видом — густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они бросили вызов олимпийским богам. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве героев (смертных), которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила гигантам жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве героя Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили гигантов. Аполлодор упоминает имена сраженных 13 гигантов (вообще насчитывают до 150). Геракл сразил Алкионея, набиравшегося силы от земли; Зевс — Порфириона, Аполлон — Эфиальта, Дионис — Эврита, Геката — Клития, Гефест — Миманта, Афина обрушила на Энкелада остров Сицилия, содрала кожу с еще живого Палланта и использовала ее как панцирь. Посейдон поверг Полидора, Гермес — Ипполита, Артемида — Гратиона, мойры — Агрия и Тоона. Остальных поразил перунами Зевс. Геракл добивал гигантов своими стрелами.

ГИГИЕЯ

Греческая богиня здоровья, дочь Асклепия.

ГИДРА

В греческой мифологии девятиглавая морская змея, дочь Эхидны и дракона Тифона. Она обитала в Лернейском болоте, откуда выползала лишь затем, чтобы пожрать домашний скот и отравить посевы своим ядовитым дыханием. Среди ее девяти голов одна была бессмертной. Вторым подвигом Геракла была как раз победа над Гидрой, и эта победа далась ему с большим трудом. Стоило герою отрубить чудовищу одну голову, как на ее месте тотчас вырастала другая. Геракл победил, прижигая обезглавленные шеи горящими головнями. Отрубив же бессмертную голову, он закопал ту в землю и придавил сверху камнем. После чего разрубил тело гидры и обмакнул свои стрелы в ее ядовитую кровь.

ГИМЕНЕЙ

Греческий бог брака, сын Диониса и Афродиты, прекрасный юноша, певец и музыкант, который на свадьбе Диониса с одной из его возлюбленных внезапно скончался; по другой версии, внезапно потерял голос. Чтобы увековечить его имя, Гименея возглашали на свадьбах, и торжественная песнь в честь новобрачных называлась гименеем. Орфики утверждали, что Асклепий воскресил Гименея.

ГИМН

Торжественная песнь в честь божества. Пеаны исполняли в честь Аполлона, дифирамбы — в честь Диониса и т. д.