Что посеешь, то и пожнешь… Что пожелаешь, то и получишь.
И если в реальной жизни этот закон действует не слишком часто, то в фантастике — как правило.
Стоит очень-очень захотеть, и всегда сможешь вернуться туда, где можно жить, а не доживать, где ты был молод, любим и счастлив (рассказ Натальи Анисковой «Сайгон»).
А может, и метеориты подают на землю только потому, что этого кому-то хочется. Хотя бы для того, чтобы подзаработать («Дальний поиск» Андрея Дубинского)
И виртуал способен существовать, пока люди хотят, чтобы он существовал, и верят, что существует (рассказ П.Б. «История одного эксперимента»).
И может, Кащей только потому Бессмертный, что это крайне нужно читателям сказок («Дорогая редакция…»Жаклин де Гё).
Да и видят люди, чаще всего, именно то, что желают увидеть («Правила войны» Эдуарда Шаурова).
И возможно, мы, в отличие от Кащея, потому и умираем, что слишком многие этого хотят. Даже — тьфу-тьфу-тьфу! — наши дети, жаждущие сменить нас на этом празднике жизни («Килька в томате» Кусчуя Непомы и «Мураши» Константина Ситникова).
И уж если очень пожелается, можно изменить и время свое, и мир (минирассказы Андрея Саломатова).
То же и с чувствами человеческими.
Если ты хочешь быть добрым к людям, ты будешь им. И тебе обязательно воздастся. Хотя и не всегда так, как ты предполагал («Не Лейпциг, не Ватерлоо» Сергея Сергеева).
А возможно, в ответ на добро ты, согласно чужим желаниям, получишь смертельное зло (повесть Виктора Шендеровича «Соло на флейте» и рассказ Александра Тэмлейна «Конфета»).
Что поделаешь, люди таковы.
Желания их порой бывают мелкими (к примеру, скушать булочку с маслом), а порой жизненно-значимыми (защитить родную страну от агрессора).
А могут быть и просто глобальными — сохранить весь земной мир.
И хотят ли люди, чтобы человечество существовало дальше, мы узнаем очень скоро — уже двадцать первого декабря.
Если, конечно, реакция мира на наши подспудные и неподспудные желания и в самом деле сугубо материальна.
Николай Романецкий
1
ИСТОРИИ ОБРАЗЫ ФАНТАЗИИ
Виктор Шендерович
СОЛО НА ФЛЕЙТЕ
Конец света в диалогах и документах
«Вот флейта. Сыграйте на ней что-нибудь…» Из «Гамлета» Часть первая
MODERATO
1. Майские праздники. Голоса
— Как у-упои-ительны в России-и… вечера-а…
— По пивасику?
— имеет префект Восточного округа.
— Не, ну это реально круто!
— Оттянись с Радио-Кекс!
— Чурка, ушел отсюда быстро!
— Россия — щедрая душа!
— Мегаржач!
— Отстой конкретный.
— …по цене одного!
— Я думала.
— Мне похер, что ты думала!
— И вальсы Шуберта, и хруст французской бу-улки.
— Урюк! Ушел отсюда, чего не ясно?
2. Голоса в больнице
— Не получилось! Не получилось!
— Опять он завел свое. А? Ну ты подумай!
— Что у тебя не получилось, урод?
— Нехорошо, все нехорошо!
— Щас будет тебе хорошо!
— Достал уже, заткнись!
— Заключение отрицательное!
— Какое, мля, заключение?
— Да сунь ты ему в скрипальник, заманал уже!
3. Из истории болезни
«Мужчина, по виду 50–55 лет, переведен из больницы № 33, куда был доставлен по «скорой помощи». На приеме: выглядит истощенным, подавлен, плачет, повторяет слова «не получилось» и «заключение отрицательное». Своего имени не помнит, на вопросы отвечает неадекватно, критика слабая.»
4. Фейсбук, пользователь Semyon Kaloshin
«Приятель-психиатр рассказал: привезли ему в больничку чувака по профилю. Лысенький, ростом с мальчика, плачет и невнятицу лепечет. Ну закачали ему в вену всякой дряни, заснул он и во сне начал петь. Вот что поют приличные люди? А этот завел Первый концерт Чайковского! Громко так, причем чисто. Лежит, зенки закатил и шарашит в голос на ля-ля. Его чуть насмерть не забили. Растет уровень культуры, растет!»
Понравилось 17 пользователям.
5. Фейсбук, переписка
Пользователь Георгий Дубко — пользователю Boris Goldberg
«Здорово, Златогорский! У меня тут интересный случай по профилю. Не знаешь ли, что может означать вот такой ряд чисел — 331, 965, 1284?»
«Да вот не знаю, кого мне привезли, как раз пытаюсь понять. Прости, что затупил с Гуглом, — смешно».
6. Телефонный разговор
— Интересный случай вы описываете, Георгий. Я бы пока поставил логорею на фоне нервного истощения.
— Так я и поставил, Андрей Михайлович! Но поразительный случай! Знает период обращения земли с точностью до секунды и скорость звука в разных средах. Лежит без сознания и бормочет справочники. Чайковского поет и по-латыни шпарит!
— Chartae standum est…
— Нет, этого вроде не было.
— Я говорю, «документ важнее свидетельства». Надо бы записать.
— Уже записал!
7. Разговор в кабинете главврача
— Надо с этим заканчивать.
— Николай Петрович!
— Он третий день лежит в отдельной палате.
— Но вы же знаете: в общей он не выживет! Он плачет, все волнуются. Они его уже били.
— Я их понимаю.
— Николай Петрович!
— На выписку, на выписку, хватит! Адрес его узнали?
— Он ничего не помнит.
— Узнавайте, Дубко, и давайте заканчивать с этим. И еще — знаете, надо бы сообщить о нем.
— Куда?
— Сами знаете куда. Цифры эти, период земли, калий.
— Гелий.
— Неважно. Нехорошо это все.
— Это несекретные цифры, Николай Петрович!
— Откуда нам знать. Вы сами говорите: странный тип.
— Я не говорил «странный тип»! Тут редкий случай, непонятный, надо бы изучить по-настоящему, понаблюдать.
— Во-во: понаблюдать. На выписку — до конца недели! А я позвоню куда следует.
8. Первый разговор с капитаном Корнеевым
— Доктор, а как вы думаете, что он все-таки ищет?
— Не знаю. Шарит вокруг себя руками и волнуется. Спрашивает: где? А что — не говорит.
— Так-так. Скорость звука, значит?
— Не только. У него в мозгах огромный массив информации! Я думаю, это связано с какой-то манией.
— Да? Может быть… Заключение, стало быть, отрицательное?
— Да.
— «Не получилось»?
— Он говорит: да. То есть — нет. Не получилось.
— А что не получилось, не говорит.
— Нет.
— Ну будем выяснить.
9. Второй разговор с капитаном Корнеевым
— Что попросил?!
— Сыграть ему что-нибудь в си-бемоль миноре.
— Что это?
— Музыкальная тональность.
— И что?
— Я взял у сестры детскую пианолу — это такая короткая.
— Ну!
— И принес ему. Он сыграл гамму, сам, разрыдался и стал целовать мне руки.
— Вы меня за этим позвали?
— Вы просили держать вас в курсе…
— Просил. Как вы сказали?
— Тональность? Си-бемоль минор.
— Это какая-то особая тональность?
— Нет. Я не знаю. Вроде нет.
10. Диалог в больничной палате
— Как вы себя чувствуете?
— Спасибо. Хорошо.
— У вас был обморок и сильное истощение.
— Да. Я устал.
— Вы помните, как вас зовут?
— Да. Сырцов Сергей Иванович, паспорт4507номер445612, прописан по адресу: Москва, улица Верхние Поля, дом 48, квартира 126.
— Это не обязательно.
— Группа крови — первая.
— Да-да… Сергей Иванович, вы здесь в полной безопасности. Вы отдохнете, мы вам поможем медикаментозно… Если хотите сообщить близким, что вы здесь, чтобы они не волновались, это можно сделать. Вы хотите позвонить близким?
Тишина.
11. Голоса из больничного холла
— Сегодня Президент Российской Федерации…
— А-а-а-а!
— Гаденыш лысый! Нет, ну ты подумай, опять! Опять, а?
— Встаньте немедленно с пола, больной! Да как же его.
— Сырцов.
— Сырцов!
— …подчеркивая особую важность всемерного укрепления духовного.
— Не совпадение, Николай Петрович! Приступы следуют за получением информации.
— Какой информации?
— Почти любой. Он болезненно реагирует на реальность.
— Реальность-то ему чем не нравится?
— Да всем практически.
— Вы это бросьте, Дубко! Реальность мы не лечим. И потом, что такого случилось сегодня, когда он у вас о решетку бился?
— Это он не у меня о решетку бился, Николай Петрович. Это он у вас о решетку бился, извините.
— Да я только зашел посмотреть!
— Ну вот.
— Я вас, Дубко, уволю.
— За что?
— Еще не знаю.
13. Третья встреча с капитаном Корнеевым
— Экстрасенс?
— В некотором смысле. У него обостренная реакция на этический аспект.
— Доктор, давайте по-русски!
— Пошлость он чувствует. Я вам клянусь! Страдает физически. От глупости плачет, от насилия теряет сознание.
— Его там бьют у вас, что ли?
— Нет, что вы! Уже нет. Он в принципе не переносит насилия, в принципе! Видит санитара — сразу теряет сознание. Истерическая реакция на ложь. Попсы слышать не может. От певца Трофима бьется в судороге, от Лепса идет пятнами…
— Сколько ему лет, говорите?
— На вид — за пятьдесят.
— Как же он тут жил?
— Не знаю.
— Значит, Сырцов Сергей Иванович?
14. Из материалов дела
«…По опросу соседей: живет один, гостей не бывает, из квартиры выходит редко. С соседями не общается. Часто, в том числе по ночам, играет на музыкальном инструменте.»
15. Из милицейской справки
«Сырцов Сергей Иванович, 1959 г. р., не судим, место рождения — пос. Босмандык, Казахская ССР, ныне Республика Казахстан. В Москве прописан с 1984 года.»
16. Из материалов дела
«По результатам осмотра квартиры: однокомнатная, малометражная, обстановка практически отсутствует. Холодильник почти пустой, большие запасы воды. В шкафу несколько упаковок крекера, банка кофе, чай, сахар. В комнате — кровать, тумбочка с нотами, плеер с дисками (классическая музыка), телевизор с телевизионной тарелкой «Космос ТВ», большой пакет телепрограмм, включая иностранные. Пол завален газетами, многие статьи вырезаны или обведены фломастером. На подоконнике — металлический музыкальный инструмент серебряного цвета.»
17. Из служебной записки
«По результатам проверки считаю необходимым продолжить следственные мероприятия в отношении Сырцова С. И. Подписано — капитан Корнеев».
18. Телефонный разговор
— Не надо так волноваться, доктор.
— Но вы мне обещали!..
— Я вам ничего не обещал. И пожалуйста, не надо на нас давить. Поверьте, дело очень серьезное.
— Где он?
— Где надо.
19. Допрос
— Странный у нас с вами разговор получается, Сергей Иванович. Вы ведь умный человек, правда? Вы же сами понимаете, что такого не бывает. После школы вы нигде не учились, так? Высшего образования нет. Работаете уборщиком на станции метро, ночь через три, так?
— Так.
— Книг в доме нет.
— Зачем вы заходили ко мне домой?
— Сергей Иванович, не стройте из себя ребенка.
— Это нехорошо! Нехорошо!
— Господин Сырцов! Отвечайте, пожалуйста, на мои вопросы. Откуда у вас такой объем знаний в области физики, химии, медицины, геологии?
— Из Интернета.
— Зачем вам эти данные?
— Это неважно.
— Это важно, Сырцов. Какую информацию вы искали в газетах?
— О жизни на Земле.
— Вы хотите со мной пошутить?
— Нет.
— Что у вас не получилось?
— Что?
— Не получилось — что именно? «Отрицательное заключение» — по какому поводу? Что вы должны были выяснить? Как звучало ваше задание? От кого было получено? Вы меня слышите?
— Да.
20. Телефонный разговор
— К бумаге не притронулся.
— Что-нибудь просил?
— Воды просил и газет.
— Каких?
— Каких-нибудь, любых, свежих.
— И что?
— Дали ему газету. Он глянул — сразу начал выть. Даже со стула упал.
— Что вы ему дали?
— «Комсомольскую правду».
— Там умер кто-нибудь?
— Где?
— В «Комсомольской правде»! Некролог там был?
— Вроде нет.
— А что там было?
— Щас гляну. Вот, три статьи. «Сшит самый большой флаг России», «Из чего сделана грудь Анны Семенович» и «Америку смоет цунами».
— Все?
— Все.
21. Еще допрос
— Сырцов! Я ведь разговариваю с вами по-человечески. Но так будет не всегда. Тут бывает и по-другому.
— Я знаю.
— Вы не знаете, Сырцов! Мы вам устроим, чего вы не знаете.