V воздушный корпус (Грайм)
I зенитный корпус (Вайзе)
2-я истребительная группа (Остеркамп)
4-я армия (командующий — Клюге, н/ш — Бреннекё)
V армейский корпус (Руоф)
251-я пехотная дивизия (Кратцерт)
VIII армейский корпус (Хайтц)
8-я пехотная дивизия (Кох-Эрпах)
28-я пехотная дивизия (Обстфельдер)
87-я пехотная дивизия (Штуднитц)
267-я пехотная дивизия (Фесман)
II армейский корпус (Штраусе)
32-я пехотная дивизия (Беме)
12-я пехотная дивизия (Зейдлиц фон Курцбах)
7-я танковая дивизия (Роммель)
XV моторизованный корпус (Гот)
62-я пехотная дивизия (Кейнер)
5-я танковая дивизия (фонХартлиб)
211-я пехотная дивизия (Реннер)
263-я пехотная дивизия
[115] (Карл)
12-я армия (командующий — Лист, н/ш — Макензен)
III армейский корпус (Хаазе)
3-я пехотная дивизия (Лихель)
23-я пехотная дивизия (Брокдорф-Алефелъдт)
VI армейский корпус (Фёрстер)
24-я пехотная дивизия (Обернитц)
16-я пехотная дивизия (Крампф)
XVIII армейский корпус (Байер)
1-я горная дивизия (Кюблер)
5-я пехотная дивизия (Фармбахер)
21-я пехотная дивизия (Шпорнхеймер)
25-я пехотная дивизия (Клёсснер)
Танковая группа
[116] (командующий — Клейст, н/ш — Цейтцлер)
XIX моторизованный корпус (Гудериан)
1-я танковая дивизия (Кирхер)
2-я танковая дивизия (Вайель)
10-я танковая дивизия (Шааль)
моторизованный полк «Великая Германия» (фон Штокхаузен)
XXXXI моторизованный корпус (Рейнгардт)
6-я танковая дивизия (Кемпф)
8-я танковая дивизия (Кюнтцен)
[117]
2-я моторизованная дивизия (Бадер)
XIV армейский корпус (Витерсхайм)
13-я моторизованная дивизия (фон Роткирхен унд Пантен)
29-я моторизованная дивизия (фон Лангерман унд Эрленкамп)
16-я армия (командующий — Буш, н/ш — Модель)
VII армейский корпус (Шоберт)
36-я пехотная дивизия (Линдеман)
68-я пехотная дивизия (Браун)
XIII армейский корпус {Витингхоф)
17-я пехотная дивизия (Лох)
15-я пехотная дивизия (фон Хаппкус)
XXIII армейский корпус {Шуберт)
34-я пехотная дивизия (Белендорф)
76-я пехотная дивизия (Ангелис)
58-я пехотная дивизия (Хойнерт)
ХХХХ армейский корпус
[118] (Штумме)
33-я пехотная дивизия (Шинтцених)
6-я пехотная дивизия
[119] (фон Бигелебен)
9-я пехотная дивизия (фон Аппель)
73-я пехотная дивизия (Бипер)
52-я пехотная дивизия (Рендулич)
26-я пехотная дивизия (Фёрстер)
71-я пехотная дивизия (Вайсенбергер)
Резерв группы армий:
4-я пехотная дивизия (Хансен)
27-я пехотная дивизия (Бергман)
Крепостная дивизия Эйфеля
• Группа армий «Ц» (командующий — Лееб, н/ш — Фельбер)
1-я армия (командующий — Вицлебен, н/ш —Хильперт)
XXX армейский корпус (Хартман)
79-я пехотная дивизия (Штреккер)
95-я пехотная дивизия (Сикст фон Арним)
93-я пехотная дивизия (Тиеман)
XII армейский корпус (Шрот)
258-я пехотная дивизия (Воллман)
75-я пехотная дивизия (Хаммер)
252-я пехотная дивизия (Кюне)
XXIV армейский корпус (Гейр фон Швеппенбург) 257-я пехотная дивизия (фон Вибахн)
268-я пехотная дивизия (Штраубе)
262-я пехотная дивизия (Тиссен)
XXXVII армейский корпус (Бем-Теттелъбах)
215-я пехотная дивизия (Книсс)
246-я пехотная дивизия (Денеке)
7-я армия (командующий — Долльман, н/ш — Викершталь)
XXV армейский корпус (фон Прагер)
555-я пехотная дивизия (Хенриии)
557-я пехотная дивизия (Куприонри)
XXXIII армейский корпус (Брандт)
554-я пехотная дивизия (фон Хирсхеберг)
556-я пехотная дивизия (фон Берг)
96-я пехотная дивизия (Виров)
[120]
94-я пехотная дивизия (Фолькман)
98-я пехотная дивизия (Штиммелъ)
• Резерв ОКХ на Западе
[121]
Управления:
2-й армии (Вейхс)
XVII армейского корпуса (Кенитц)
XXXVIII армейского корпуса (Мангитейн)
XXXIX моторизованного корпуса (Шмидт)
ХХХХII армейского корпуса (Купце)
Дивизии:
10-я пехотная дивизия
[122]
44-я пехотная дивизия
45-я пехотная дивизия
46-я пехотная дивизия
50-я пехотная дивизия
57-я пехотная дивизия
60-я пехотная дивизия
[123]
72-я пехотная дивизия
78-я пехотная дивизия
81-я пехотная дивизия*
82-я пехотная дивизия*
83-я пехотная дивизия*
161-я пехотная дивизия
162-я пехотная дивизия
167-я пехотная дивизия
183-я пехотная дивизия
205-я пехотная дивизия
260-я пехотная дивизия
290-я пехотная дивизия
299-я пехотная дивизия*
Дивизия «Полицай»* (Пфеффер-Вилъденбрук)
Моторизованная дивизия СС «Мертвая голова» (Айке)
Здесь перечислены 22 дивизии, которые принимали более или менее существенное участие во Французской кампании — в основном уже в июне 1940 года. Значительная их часть была передана в состав группы армий «Ц», преодолевавшей «линию Мажино».
Кроме того, к маю 1940 года в генеральном резерве ОКХ на западе Германии числилось еще 18 пехотных дивизий — 60, 86, 88*, 164*, 168*, 169, 197, 212, 217, 221, 291*, 292*, 293*, 294*, 295, 296*, 297*, 298-я*. Позднее эти дивизии были передислоцированы на территорию Бельгии и Франции, но участия в боевых действиях практически не принимали.
III. ГРАФИК ЭВАКУАЦИИ ВОЙСК ИЗ ДЮНКЕРКА
Булонь (23—24 мая) — 4368 человек (в основном англичан);
Кале (25—26 мая) — менее 1000 человек;
Дюнкерк (до 26 мая) — 27 936 человек;
Дюнкерк, 27 мая — 7769 человек;
28 мая — 17 800 человек;
29 мая — 47 300 человек (французскими судами — 5178 человек);
30 мая — 53 823 человек (в т.ч. 14 874 француза, из них 6363 — на французских судах);
31 мая — 68 014 человек (в т.ч. 15 000 французов, из них 9967 — на французских судах).
1 июня — 64 429 человек (из них 7483 на французских судах)
2 июня — 26 256 человек (из них 6177 на французских судах)
3 июня — 26 175 человек (по Роскиллу из них около 20 тысяч — французы; по Офану в том числе 10 248 человек на французских судах)
Утром 4 июня — 26 746 человек.
Последняя цифра, названная Роскиллом и повторенная в работе Дивайна, вызывает очень серьезные сомнения. По всем остальным дням количество эвакуированных дается за следующую ночь — то есть включая все корабли, вышедшие из Дюнкерка до рассвета (Офан и Мордаль говорят о прибывших с 8 до 8 утра), что вполне логично. И лишь в последнюю ночь эвакуации количество вывезенных четко делится на две части — отправленные из Дюнкерка до полуночи
[124] и после нее (то есть до момента отхода «Шикари» в 03.40 по Лондону). Поскольку число эвакуированных подсчитывалось не при посадке, а при выгрузке, такое разделение представляется крайне сомнительным — производившие подсчеты вряд ли специально учитывали момент, когда корабль отбыл из Дюнкерка, до полуночи или после. Скорее всего, здесь имеет место двойной счет у Роскилла, которому попались два документа из разных источников с незначительно различающимися цифрами эвакуированных в последнюю ночь, и он интерпретировал их как два разных списка.
Всего сумма указанных выше цифр (без данных Роскилла и Дивайна за 4 июня) дает 339 502 человека, эвакуированных только из Дюнкерка. При этом сам Роскилл дает иную общую цифру эвакуированных — 338 226 человек, из них английскими судами — 308 888 человек, судами союзников — 29 338 человек; с учетом вывезенных до начала операции — 366 162 человека. Офан и Мордаль повторяют цифру в 338 000 человек, из них 123 000 французов. До 9 июня в общей сложности 100 тысяч французов было переброшено обратно на континент.
По Офану и Мордалю, французский флот вывез в Англию (очевидно, с учетом эвакуированных не только из Дюнкерка) 44 352 человека, еще 3936 были доставлены в Шербур и Гавр; там же указывается, что это неполная цифра, и общее количество эвакуированных французскими судами достигало 50 тысяч.
Потери союзников при эвакуации.6 английских и 8 французских эсминцев («Ягуар», «Шакал», «Л\'Адруа», «Ле Фудройян», «Бурраск», «Циклон», «Ораж», «Сироко»).
Из английских 45 транспортов 9 было потоплено и 8 — серьезно повреждено. Французы потеряли 30 вооруженных траулеров, 5 буксиров, 12 транспортов и один лайнер.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Проэктор Д.М. Война в Европе. 1939—1941. М.: Воениздат, 1963.
Гаррос Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1. М., 1997 («Ретроспектива войны на море». Выпуск 4(15).
Беккер К. Люфтваффе. Рабочая высота 4000 м. Смоленск.: Русич, 2004.
Фон Бок. Дневники 1939—1945. Смоленск.: Русич, 2006.
Офан П., Мордаль Ж. Французский флот во Второй мировой войне. Екатеринбург, 1999.
Ernest R. May. Strange Victory. New York, 2001.
http.//www.feldgrau.com
http.//www.ordersofbattle.darkscape.net/site/ww2/drleo/
http.//france 1940.free.fr/oob/oob
Владислав Гончаров
ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙ КРИТА
Опыт эвакуации британских войск из Греции и с Крита
Взрывая мосты, заступая пути,
Простой солдат умирал,
Чтоб основные силы спасти,
Чтобы ушел генерал…
Евгений Лукин
ПРЕЛЮДИЯ В НАРВИКЕ
Эвакуация британских и французских войск из Норвегии не была связана с военным поражением и разгромом. Ее вызвало стремление союзного (в первую очередь английского) командования «сократить фронт» — сначала оставить Центральную Норвегию для сосредоточения сил в Северной, а затем Северную Норвегию ради защиты Британских островов. В обоих случаях войска еще вполне могли сражаться, и ситуация была весьма далека от «дюнкеркской». Правда, при оставлении Намсуса англичанам пришлось бросить значительную часть техники, а германской авиации удалось потопить шесть британских вооруженных траулеров, эсминец «Африди» и французский лидер «Бизон». Это можно отнести на счет недооценки англичанами возможностей германских «люфтваффе», а также отсутствия в окрестностях Намсуса аэродрома, с которого можно было бы организовать воздушное прикрытие. Впрочем, немецкие бомбардировщики (в основном старенькие Не.111) тоже действовали практически без прикрытия и к тому же относительно небольшими группами — по 10—15, редко по 20 машин в налете. В итоге для обороны порта, помимо наземной зенитной артиллерии, пришлось использовать крейсер ПВО «Карлайл» (ниже нам еще придется с ним встретиться), а на последнем этапе привлекались палубные истребители с авианосца «Глориес».
Эвакуация Нарвика проходила в куда более тепличных условиях — союзники имели здесь подавляющее превосходство как на суше, так и на море, и в воздухе. Воспрепятствовать эвакуации немцы могли только с воздуха, но район Нарвика прикрывала сильная зенитная артиллерия (60 легких и 48 тяжелых зенитных орудий), а также авиагруппы двух авианосцев — «Арк Ройял» и «Глориес» (38 и 25 истребителей соответственно), к которым во второй половине мая присоединились две сухопутные истребительные эскадрильи. В то же время из-за удаленности Нарвика немцы даже в двух самых массированных налетах 28 и 29 мая не могли собрать более двух десятков бомбардировщиков. Главное же — Нарвик оказался за пределами радиуса наиболее эффективных немецких самолетов, пикировщиков Ju.87 «Штука», поэтому здесь приходилось использовать горизонтальные «хейнкели», изредка прикрываемые тяжелыми Me.110. «Штуки» из I/StGl немцы смогли применить здесь лишь на последних днях перед эвакуацией союзников
Тем не менее еще 4 мая в Румбакс-фьорде был потоплен польский эсминец «Гром». 14 мая двумя немецкими самолетами был тяжело поврежден польский лайнер «Хоробры», шедший с подкреплениями из Харстада (северо-западнее Нарвика) в Будё; в ночь на 15 мая лайнер был добит торпедами своих же «Суордфишей». 17 мая на том же самом маршруте наскочил на скалу крейсер «Эффингем», четыре дня спустя также добитый торпедой эсминца «Матабель». 25—26 мая немецкие бомбардировщики потопили у Сканланна крейсер ПВО «Керлью», повредили два английских вспомогательных судна и танкер (все три позднее были взорваны при отходе). Потеря крейсера стала очень тяжелой, поскольку это был единственный в регионе корабль с радиолокатором ПВО. 27 мая немцы разбомбили Будё, оставленный четыре дня спустя. 28 мая в Нарвике двумя бомбами был поврежден крейсер «Кайро» — правда, добить его так и не удалось.
Тем не менее сама эвакуация Нарвика с 4 по 8 июня прошла планомерно и успешно, и сухопутные силы немцев из-за своей крайней малочисленности никак не смогли ей помешать. Для вывоза войск было прислано 8 грузовых судов и 15 войсковых транспортов. 4 июня на суда было посажено 4700 человек, 5 июня — 4900 человек, 6 июня — 5100, 7 июня — 5200 и утром 8 июня — 4600. Для двух транспортов груза даже не хватило — впрочем, один из них, «Ван Дик», 9 июня был потоплен немецким «Кондором» прямо в гавани Харстада. Таким образом, немецкая авиация смогла добиться успеха, лишь действуя против одиночных судов и слабых конвоев. Там, где англичане сосредоточили крупные силы с надежным воздушным прикрытием, противнику ничего не светило.
ОПЕРАЦИЯ «ДЕМОН»
В следующий раз британскому флоту пришлось организовывать вывоз большой массы войск ровно через год — в ходе Балканской кампании весной 1941 года. И теперь условия эвакуации оказались совсем иными…
27 сентября 1940 года в Берлине между Германией, Италией и Японией был подписан так называемый «Пакт трех держав», ставший логическим продолжением «Антикоминтерновского пакта» 1936 года, но уже имевший конкретную военную составляющую. Уже 20 ноября 1940 года к пакту присоединилась Венгрия, 23 ноября — Румыния, на следующий день — Словакия. Ни для кого не было секретом, что немцы оказывали сильное давление на Болгарию, поэтому 25 ноября английские дипломаты предупредили болгарское правительство, что присоединение к пакту будет восприниматься как антибританская акция, и в этом случае после войны Англия не гарантирует Болгарии независимости и территориальной целостности…
Царь Борис находился в трудном положении. С одной стороны, он опасался попадать в зависимость от Германии, с другой — надеялся на ее помощь в возвращении Западной Фракии, отошедшей к Греции по итогам Первой мировой войны, с третьей — боялся просоветской и антигерманской реакции общественности, уже ярко проявившейся в ходе «Соболевских акций» в конце ноября 1940 года. В начале января царь даже устроил премьеру Филову, только что вернувшемуся из Берлина, картинную истерику с заламыванием рук и возгласами о том, что лучше «отказаться от престола или броситься в объятия России», чем пойти на союз с немцами
[125]. В конце концов он смог настоять на своем условии: присоединение к пакту должно произойти одновременно с вводом германских войск на территорию страны. При этом Гитлер откровенно заявлял Филову, что для решения македонского вопроса нужно сначала выиграть войну.
Греческое руководство также считало Болгарию своим главным противником и оборудовало на границе с ней долговременную оборонительную позицию («линию Метаксаса»). Поэтому захват итальянцами Албании, а затем их неожиданное и неспровоцированное нападение на Грецию стали для всех полной неожиданностью. Вскоре после итальянского вторжения, состоявшегося 28 октября 1940 года, британский Комитет начальников штабов принял решение «как можно скорее оказать Греции материальную и моральную поддержку».
Однако премьер Иоанн Метаксас, надеясь сохранить хорошие отношения с Германией, категорически отказался пропустить на свою территорию английские сухопутные силы и согласился лишь на переброску в Грецию авиационной группировки из Египта. Он заявил англичанам, что обратится за сухопутной помощью лишь в том случае, если немецкие войска вступят в Болгарию — прекрасно понимая, что это будет означать согласие немцев поддержать болгарские притязания вооруженной силой.
В то же время Метаксас надеялся использовать угрозу английского присутствия для давления на Германию. Они знал, что немцы не одобрили итальянское нападение, и рассчитывал, что пообещав Берлину вывод английских сил с греческой территории, сможет добиться его посредничества в заключении мира с Италией. Успехи греческих войск в Албании придавали грекам дополнительную уверенность в собственных силах и в возможности успешно лавировать между великими державами.
В ноябре—декабре 1940 года в Грецию прибыли первые четыре
[126] английских авиаэскадрильи (30
[127], 84, 211 и 80-я), в феврале 1941 года — еще три (11-я, 112-я и 33-я), в марте и в апреле — по одной (113-я и 208-я). К началу апреля 1941 года под началом командующего британскими ВВС в Греции маршала Д\'Альбиака находилось 9 эскадрилий и два отряда бомбардировщиков «Веллингтон». Всего до весны 1941 года в Грецию было переброшено свыше 200 самолетов и ряд аэродромных частей. До начала апреля англичане потеряли 47 машин — в основном при налетах на итальянские войска в Албании и на территорию самой Италии.
Справедливости ради стоит сказать, что Черчилля интересовала не столько Греция, сколько Крит. Расположенный на полпути между Мальтой и Кипром, он замыкал цепь, позволяющую англичанам контролировать Средиземное море; весной 1940 года даже строились планы захвата Крита силами французов из Сирии. 29 октября Черчилль телеграфировал Идену, находившемуся на тот момент в Хартуме вместе с генералом Смэтсом. «…Следует предпринять все усилия, чтобы утвердиться на Крите. Надо пойти на риск, чтобы получить этот ценный приз». Чуть позже он напомнил Идену и Смэтсу, что контроль над Критом станет залогом безопасности Египта, и следует приложить любые усилия для недопущения сюда противника (в тот момент — итальянцев). Черчилль мечтал превратить бухту Суда на северном берегу острова во вторую Скапа-Флоу и обещал перебросить в эту точку все возможные воздушные силы из Метрополии.
Поэтому доставленные сюда английские строительные части сразу же приступили к расширению старого и постройке нового аэродрома в Гераклионе, а также посадочной площадки в Ретимноне. Это делалось довольно быстро: аэродром в Гераклионе использовался как промежуточный для переброски авиации в Грецию. Для обороны создаваемого «авиаузла» в ноябре из Египта были переброшены британские пехотные части — два батальона 14-й пехотной бригады. Всего на конец 1940 года на Крите насчитывалось 3380 британских и 3733 греческих солдат, однако последние имели только 659 винтовок
[128]. Правительство Метаксаса боялось вооружать критян из-за их нелояльности существующему диктаторскому режиму. В феврале 1941 года на Крит прибыл еще один батальон 14-й бригады, однако количество греческих войск уменьшилось до 2,5 тысячи. Первоначально британскими войсками командовал бригадный генерал Тидбери, но с начала января началась чехарда смен командующих
[129], что отнюдь не способствовало улучшению управления, а главное — подготовке местности к обороне.
Одновременно флот занялся созданием морской базы в бухте Суда и строительством аэродрома в Малеме. Однако и здесь дела шли ни шатко ни валко, поскольку у флотского командования имелось множество иных забот, и со временем их становилось все больше и больше. В итоге мечты Черчилля остались мечтами, а обещания — обещаниями: очень скоро внимание британского руководства было отвлечено от Крита на материковую Грецию…
29 января 1941 года неожиданно умер Иоанн Метаксас. Его смерть стала трагедией для Греции. «Диктатор в ночных туфлях» был весьма непопулярен среди значительной части населения (особенно на Крите) и продолжал контакты с Германией, надеясь использовать присутствие англичан в Греции как разменную монету при торге — но он пользовался однозначным авторитетом у политической верхушки страны, а главное, ему безусловно подчинялась армия.
Александр Коризис, ставший премьером после смерти Метаксаса, был сторонником проанглийской ориентации, но авторитетом у военных не пользовался. Кроме того, он крайне пессимистично смотрел на перспективы противостояния Германии. Напротив, командующий армией генерал Папагос считал, что армия сможет оказать сопротивление немцам.
Тем временем в середине февраля на Балканы отправилась специальная английская миссия, возглавленная министром иностранных дел Антони Иденом и начальником генерального штаба Диллом. 22 февраля 1941 года на англо-греческом совещании в Татое (пригород Афин) было решено, что в случае ввода германских войск в Болгарию Англия направит в Грецию 4 своих дивизии. На этот момент греческая армия имела 15 дивизий на фронте в Албании, еще 3 дивизии стояли на югославской границе и 3 — на «линии Метаксаса», прикрывавшей границу с Болгарией. Общая численность греческой армии по одним данным составляла 350 тысяч человек, по другим — достигала 430 тысяч.
Однако между британцами и греками сразу же начались разногласия. Греки упорно хотели оборонять всю свою границу, включая Фракию и Македонию (последняя на случай войны с Болгарией была прикрыта так называемой «линией Метаксаса»). Англичане считали, что следует снять все дивизии с болгарской границы и отвести их на Алиакмонскую позицию, идущую по северо-восточному краю гор Вермион и Пиерия от Салоникского залива и горы Олимп до Флорины на югославской границе чуть восточнее Монастира (Битола). На этой позиции длиной всего в 110 км проще было остановить противника — но для этого требовалось оставить Салоники, что оказалось совершенно неприемлемо для греков. Категорически отказались они и от идеи вывести войска из Албании ради сокращения линии фронта.
В конце концов, уже после начала ввода войск, было принято компромиссное решение: оставить три греческих дивизии на «линии Метаксаса», а другие три дивизии вместе с английскими войсками разместить на Алиакмонской позиции, сделав ее второй линией обороны. Это позволяло прикрыть границу с Югославией и закрыть промежуток между греческими войсками в Македонии и Эпирской армией в Югославии. При этом англичанам удалось выторговать условие, что войсками на этой позиции будет командовать британский генерал.
1 марта 1941 года Болгария присоединилась к «Тройственному пакту», выдвинув в качестве условия неучастие болгарских войск непосредственно в боевых действиях. В этот же день в страну вступили германские войска. Как заявил Шуленбург Молоотову: «Английские притязания в Греции вынуждают правительство рейха незамедлительно принять дальнейшие меры безопасности и делают необходимой переброску германских войск на болгарскую территорию». В ответ советское правительство выразило Германии официальный протест в связи с «нарушением интересов безопасности СССР».
Реакция англичан уже была подготовлена. 4 марта началась операция «Ластр» — переброска в Грецию британских сухопутных сил. На следующий день Лондон разорвал дипломатические отношения с Софией. Таким образом, расклад сил на европейском театре военных действий стал несколько более определенным.
Всего в ходе операции «Ластр», продолжавшейся с 4 марта по 24 апреля 1941 года, в Грецию был перевезен по морю 1-й австралийский корпус генерала Блейми — две пехотных дивизии (6-я австралийская генерала Мэкки и 2-я новозеландская генерала Фрейберга), 1-я танковая бригада Черрингтона и отдельные части — 58 364 человека (из них 45 793 на боевых кораблях и военных транспортах, а 12 571 на грузовых судах)
[130]. Кроме того, было перевезено 150 танков и около 8 тысяч автомашин. При этом в ходе операции «Ластр» было потеряно 25 судов общим тоннажем 115 026 брт, но большей частью уже в портах и после разгрузки либо на обратном пути. На переходе морем в составе конвоев было потеряно лишь 7 судов
[131].
Планировалось перебросить в Грецию еще одну новозеландскую дивизию и одну польскую бригаду. Но 17 апреля, в связи с неудачами греков и поражением англичан в Киренаике от двух дивизий Роммеля, это решение было отменено. В итоге к 20-м числам апреля общая численность британских сил в Греции (вместе со вспомогательными частями ВВС) составляла порядка 62 тысяч человек
[132].
Уже после вступления немцев в Болгарию греки пошли на частичные уступки английским требованиям: их войска (две бригады) оставили Западную Фракию, отойдя под прикрытие «линии Метаксаса». Расположенная здесь группировка в четыре дивизии и две бригады численностью около 70 тысяч человек получила название Восточно-Македонской, или Второй
[133], армии. Заметим, что позиции «линии Метаксаса» были рассчитаны на 200 тысяч войск, поэтому занятыми оказались далеко не все укрепления.
28 марта была сформирована Центрально-Македонская армия под командованием генерал-лейтенанта Генри Мейтланда Уилсона, бывшего командующего Нильской армией. В нее вошли 12-я и 20-я греческие дивизии, а также соединения подчиняющегося Уилсону британских экспедиционных сил — две дивизии и танковая бригада.
6-я австралийская дивизия заняла примыкающий к морю правый фланг Алиакмонской позиции севернее горы Олимп, левее нее расположилась 2-я новозеландская дивизия. Левый фланг, примыкающий к границе Югославии, занимали две греческие дивизии. Бронетанковая бригада оставалась в резерве. Штаб Уилсона расположился северо-западнее города Ларисса.
Немцы нанесли удар утром 6 апреля. Целью войны, как лицемерно указывала нота, врученная немецким посланником в Афинах Эрбахом премьеру Коризису, было «изгнание британских войск с греческой территории». Такая формулировка сыграла свою роль, зародив у многих военных надежду, что с уходом англичан претензии немцев будут удовлетворены. Возможно, именно в этом стоит искать причину, по которой греческие военные довольно пассивно отнеслись к фактическому бездействию британских войск.
Положение в северной Греции на 6 апреля 1941 года. Цифры указывают номера дивизий
Положение в северной Греции на 9 апреля 1941 года. Цифры указывают номера дивизий
Уже в первую ночь войны англичане понесли огромные потери. В ходе ночного налета немецкой авиации на Пирей бомбы угодили в транспорт боеприпасов «Клан Фрезер» и в боеприпасы, разгруженные на причал и на лихтеры рядом с ним. Уже после полуночи горящий транспорт взорвался, вслед за ним по очереди взлетели на воздух еще два транспорта с боеприпасами — «Сити оф Рубо» и «Гоалпара». В итоге погибло 11 судов общей вместимостью 41 000 тонн; сам порт Пирея был полностью разрушен — частично восстановить его работу удалось только к 17 апреля.
Присутствие в порту сразу трех транспортов со взрывчаткой было вопиющим нарушением всех норм техники безопасности — особенно если учесть, что груз на «Гоалпара» предназначался для Турции и в порту ему вообще нечего было делать, он мог с таким же успехом отстаиваться на рейде.
Нельзя сказать, что немцы расположили свои войска слишком удачно: в Болгарии против Восточно-Македонской армии и «линии Метаксаса» были развернуты целых два армейских корпуса 12-й немецкой армии, 30-й и 18-й — в общей сложности семь дивизий против пяти «расчетных» греческих. И все равно греческие войска, опираясь на долговременные укрепления, выдержали первый натиск противника. Несмотря на артиллерийскую поддержку и массированные атаки пикировщиков с воздуха, немецкое наступление на перевале Рупель успеха не имело. Лишь на второй день операции егеря 18-го горного корпуса (5-я и 6-я горнострелковые дивизии) смогли захватить несколько долговременных укреплений, но «линия Метаксаса» осталась неприступной. За три дня боев немцам удалось захватить лишь отдельные участки греческой оборонительной позиции. При этом лишь одна 5-я горная дивизия потеряла только убитыми 7 офицеров и 153 солдата — для немцев в то время это были огромные потери.
Однако германские войска совершили маневр, уже привычный им по Франции: правофланговые 73-я пехотная и 2-я танковая дивизии 18-го армейского корпуса обошли западный фланг греков по территории Югославии. 8 апреля они атаковали и смяли единственную стоявшую здесь 19-ю греческую дивизию, выйдя в долину реки Вардар (Струмица). 9 апреля, совершив марш вниз по долине к Эгейскому морю, 2-я танковая дивизия заняла Салоники, отрезав Восточно-Македонскую армию от основных сил. Одновременно 72-й пехотной дивизии удалось прорвать «линию Метаксаса» на центральном участке. В тот же день командование армии капитулировало, не оказав серьезного сопротивления, хотя некоторые укрепления держались еще несколько дней.
Тем временем 9 апреля войска немецкого 40-го моторизованного корпуса (две танковых, моторизованная и пехотная дивизии) совершили еще более широкий обход. Заняв югославские Скопье и Монастир, они вышли к греческой границе в районе Флорины (в 13 км к югу от югославской границы), которую заняли 10 апреля. Таким образом, немцы оказались далеко за левым флангом Алиакмонской позиции. В тот же день правофланговые части 12-й немецкой армии, продвигавшиеся из района Кюстендила, в районе Охридского озера установили контакт с итальянскими войсками в Албании.
Положение на Алиакмонской позиции 11 апреля 1941 года
Несмотря на происходящие события, генерал Уилсон не предпринял никаких усилий для укрепления своего левого фланга. Более того, считая свои силы недостаточными для обороны сразу с двух направлений, командующий Центрально-Македонской армией генерал Уилсон отдал приказ: в ночь с 11 на 12 апреля начать отвод своих основных сил на юг, прикрываясь греческими арьергардами (на чем особо акцентирует внимание Типпельскирх). В результате нанесенный немцами 11 апреля удар почти не встретил сопротивления
[134]. В этот день части лейбштандарта (моторизованной бригады СС) «Адольф Гитлер» заняли город Веви. Утром 12 апреля немецкий отряд численностью около 1500 человек при поддержке легких пехотных гаубиц, взвода 88-мм зениток и нескольких «штурмгешютцев» (появление которых в горах было для англичан полной неожиданностью) атаковал и после тяжелого боя захватил перевал Клиди. Перевал оборонял английский заслон — так называемая группа Маккея, три неполных батальона и противотанковый дивизион численностью около 2000 человек. Только передовая 1-я рота лейбштандарта под командованием оберштурмфюрера Герда Пляйса взяла в этот день около сотни английских пленных. Всего британцы потеряли 37 человек убитыми, около 480 попали в плен. Потери немцев — 37 человек убитыми, 95 ранеными и двое пленными. В плен в том числе попал командир 88-мм батареи гауптштурмфюрер Фендт, освобожденный лишь на следующий день. Тем не менее генерал Уилсон гордо заявил, что этот бой «остановил немецкий блицкриг в долине Флорины».
Утром 13 апреля английские танки пытались контратаковать немцев на перевале, но эсэсовцы успели подтянуть сюда 88-мм орудия, и танковая атака была отбита совместными усилиями лейбштандарта и 9-й танковой дивизии. Англичане потеряли около 30 машин, немцы — два Pz.IV, один Pz.II и один Pz.I. Всего до исхода этого дня лейбштандарт потерял в боях в Югославии и Греции 137 человек — 37 убитыми, двоих пропавшими без вести и 98 ранеными.
Подвигаясь дальше, утром 14 апреля части 9-й танковой дивизии заняли город Козани в сотне километров от границы. К вечеру того же дня дивизия форсировала реку Алиакмон, создав плацдарм на ее южном берегу. Таким образом, между армией Уилсона и двумя армиями в Албании (Эпирская и Западно-Македонская) оказался вбит мощный клин.
Фронт союзных войск на 14 апреля 1941 года
В этот же день генерал Симович подал в отставку с поста командующего югославской армией — точнее, того, что от нее осталось к этому моменту. Его сменил генерал Калафатович, уполномоченный начать переговоры о перемирии. Капитуляция была подписана в Белграде 17 апреля в 3.25 по Берлину. В 9.30 того же дня югославским войскам был отдан приказ о прекращении сопротивления. В ближайшие дни немцам сдалось 225 тысяч солдат югославской армии, однако успевшие отступить в Грецию войска все еще продолжали сопротивление.
Еще 11 апреля греческое командование отдало приказ об отводе войск из Албании на новую линию — от Олимпа до озера Бутринти. Оставление передовых позиций было совершено скрытно и без потерь — итальянское командование заметило его только через пять дней. Однако из-за несанкционированного отступления Уилсона и прорыва на перевале Клиди приказ на отвод войск из Албании оказался запоздавшим: немецкая ударная группировка уже опередила отходивших греков, не давая им возможности успешно занять новую линию обороны.Вдобавок лейбштандарт повернул на запад, чтобы через Касторию и перевал Клисура выйти к албанской Корче, в тыл греческим войскам в Албании. К вечеру 15 апреля Кастория была взята; отходящие из Албании греки начали массово сдаваться в плен. За сутки только разведывательный батальон лейбштандарта СС захватил 12 000 пленных и 36 орудий.
В этих условиях 13 апреля на совещании Уилсона с Папагосом было решено спешно отводить войска на новую позицию Фермопилы — Дельфы, то есть оставить противнику две трети страны. Однако организованно отвести войска на новую линию обороны было уже невозможно — части отступали вразнобой, а немецкие моторизованные силы шли за ними по пятам.
Положение британских войск в Греции на 15 апреля 1941 года
Утром 15 апреля немецкие истребители четырьмя налетами полностью разгромили английский аэродром в Ниамате, уничтожив или выведя из строя все находившиеся здесь бомбардировщики «Бленхейм» 113-й эскадрильи. Днем 20 «мессершмитов» атаковали аэродром Лариссы, где располагалась 33-я эскадрилья истребителей «Харрикейн». Вечером остатки этой эскадрильи были выведены в район Афин, а на следующий день туда же были эвакуированы воздушные силы со всех прифронтовых аэродромов, за исключением фермопильского. Войска на фронте фактически остались без истребительного прикрытия. 17 апреля Д\'Альбиак снял истребители с аэродрома в Фермопилах и отдал приказ об отправке в Египет всех бомбардировщиков «Веллингтон».
В ночь на 16 апреля 9-я танковая дивизия прорвала новую оборонительную линию Уилсона на ее правом фланге, возле горы Олимп. Британские войска начали спешный отход к Лариссе и за реку Пиниос. Как скромно пишут английские историки Ричарде и Сондерс, авторы истории британских ВВС во Второй мировой войне, «греческие дивизии, не имея автотранспорта, отстали от английских дивизий».
Тем временем острие клина 40-го танкового корпуса продолжало двигаться вперед. 17—18 апреля лейбштандарт «Адольф Гитлер» занял город Мецовон и перевал Катара, преодолев горный хребет Пинд, где ему сдалась 16-я пехотная дивизия греков.
18 апреля состоялся массированный налет Ме.110 на аэродром Мениди, где было выведено из строя 12 самолетов «Бленхейм».
19 апреля немцы заняли Янину, окончательно перерезав основные коммуникации Эпирской армии.
На противоположном фланге 18 апреля 5-я и 6-я дивизии 18-го горного корпуса форсировали Пиниос, преодолели одноименное ущелье и 19 апреля заняли Лариссу, захватив на местном аэродроме огромные английские запасы снабжения, только что доставленного в Грецию. Продолжая наступление, 20 апреля немецкие войска вышли к Фермопильскому проходу, где союзники заранее подготовили сильные укрепленные позиции. Тем временем 21 апреля 18-й горный корпус занял порт Волос, где вновь были захвачены английские склады, а также огромные запасы дизельного топлива и сырой нефти.
Положение на 15 апреля и сокращенный фронт отвода войск по предложению генерала Папагоса
Из-за неспособности Уилсона задержать противника хотя бы на несколько дней албанская группировка греческих войск просто не успевала выйти к намеченному рубежу до подхода сюда немцев. Западно-Македонская армия и оставшиеся без управления остатки Центрально-Македонской армии были переподчинены командующему Эпирской армией генералу Питцикасу. Естественно, у самого Уилсона виноватыми во всем оказались именно греки: он заявил, что греческая армия потеряла боеспособность, а ее командование утратило управление войсками.
Действительно, в греческом руководстве царила паника. Коризис не имел железной руки Метаксаса, а генерала Папагоса последние события на фронте, судя по всему, привели в полное отчаяние. Как утверждает «Большая стратегия», уже 16 апреля он предложил Уилсону эвакуировать английские войска из Греции. 18 апреля на совещании высшего военно-политического руководства страны в Татое под Афинами Папагос заявил, что считает военное положение безнадежным. В этот же день англичане приняли решение начать подготовку к эвакуации своих войск, начало которой было запланировано на 28 апреля. Сражаться фактически продолжала только британская авиация, но к 21 апреля у англичан осталось только 18 «Харрикейнов» из состава 33-й, 80-й и 208-й эскадрилий, остальные были уничтожены в неравном противостоянии с люфтваффе. 23 апреля остатки трех эскадрилий перелетели на аэродром Аргос, где в тот же день большинство самолетов (13 штук) было уничтожено налетом немецкой авиации; одновременно здесь были добиты и остатки греческих ВВС. Все оставшиеся «Бленхеймы» уже с 20 апреля были задействованы для переброски летно-технического состава ВВС на Крит.
Греческое правительство раскололось — часть министров выступила за переговоры с немцами и капитуляцию на почетных условиях, другая часть заявила, что необходимо продолжать сопротивление, даже если для этого войскам придется покинуть территорию страны. Вечером того же 18 апреля премьер Коризис застрелился. Новым главой правительства стал Эммануил Цудерос. Он был сторонником продолжения сопротивления — но тут пришла новая беда: взбунтовалось руководство Эпирской армии. Генералы сместили Питцикаса и самовольно поставили на его место командира 3-го армейского корпуса генерала Цолагоклу. Уже 19 апреля тот выслал к немцам парламентеров и вечером следующего дня от имени греческого правительства подписал с командиром лейбштандарта СС «Адольф Гитлер» Зеппом Дитрихом соглашение о «перемирии с Германией».
Возможно, на позицию греческих генералов повлияло явное нежелание союзников-англичан оказывать немцам серьезное сопротивление — вкупе с надеждами на то, что немцы сохранят Греции независимость. Однако уже 21 апреля генерал-фельдмаршал Лист заставил греческих генералов подписать новое соглашение — на этот раз в нем прямо говорилось о капитуляции. Впрочем, Гитлер в свою очередь это соглашение тоже не утвердил, заявив, что капитуляцию должна принимать в том числе и Италия — а именно этого греки хотели избежать любой ценой. В этот же день немцы заняли Янину, а генерал Уилсон принял решение перенести начало эвакуации на 24 апреля.
Отвод экспедиционных войск. Положение в ночь с 20 на 21 апреля
Рубежом прикрытия эвакуации был выбран Фермопильский проход, на который еще 19 апреля, согласно предыдущему плану, начали отходить вышедшие из боя части австралийской и новозеландской дивизий. Чтобы обойти эту линию, немецкое командование организовало переправу на остров Эвбея с целью пройти по нему и переправиться обратно на материк у Халкидики, в тылу британских войск. Однако эта операция оказалась бессмысленной, так как англичане в итоге отказались от обороны Фермопил, используя их лишь как один из рубежей прикрытия своего быстрого отхода.
Окончательный вариант капитуляции был подписан генералом Цологоаклу в Салониках 23 апреля 1941 года. На следующий день греческий король Георг II и кабинет министров покинули Афины на британской летающей лодке, перебазировавшись в столицу Крита Канию, которой на ближайший месяц предстояло стать греческой «столицей». В этот же день генерал Уилсон, оставив на Фермопильской позиции по две бригады от каждой из своих дивизий, начал отвод остальных войск. 24 апреля немцы атаковали позицию и на следующий день овладели ей, потеряв, по утверждению британцев, 15 танков. Вечером 25 апреля британский арьергард отошел к Фивам — на последний рубеж прикрытия эвакуации.
Однако британское командование уже не пыталось организовать оборону на континенте, а было озабочено лишь отводом своих войск. Именно этим объясняется тот невероятный факт, что 26 апреля небольшому немецкому парашютному десанту удалось совершенно беспрепятственно захватить Коринфский перешеек, отделяющий полуостров Пелопоннес от остальной континентальной Греции.
Этот перешеек имеет в ширину всего 7 км, его пересекает судоходный Коринфский канал, представляющий из себя узкий каньон, пробитый в скалах. Это место идеально приспособлено к обороне, и если бы англичанам удалось отвести свои войска на Пелопоннес, оборонять его можно было бы сколь угодно долго.
2-й парашютно-десантный полк 7-й воздушно-десантной дивизии (без 3-го батальона) высадился рано утром 26 апреля по обеим сторонам стального моста через Коринфский канал. Первым у самого моста приземлились 6 планеров DFS-130 со взводом 6-й роты 2-го батальона; десантникам удалось быстро захватить мост, взяв 80 пленных и захватив 6 зенитных орудий. Чуть позже с 40 транспортных «Юнкерсов» были выброшены на парашютах основные силы десанта. 1-й батальон — на северный берег, 2-й батальон — на южный. Но тем временем по захватившим мост десантникам открыла огонь английская зенитка, замаскированная в 200 метрах от него; от попадания снаряда сдетонировала заложенная на опоре взрывчатка и мост рухнул в воду вместе с частью десантников — отрезав грекам и англичанам пути к отступлению на юг. Не имея подкреплений и считая, что вот-вот к мосту подойдут основные силы противника, в середине дня 26 апреля греки на северном берегу частью разбежались, частью сдались. Тем временем к полудню 2-й батальон на южном берегу канала занял аэродром южнее Коринфа, а утром 27 апреля продолжил преследование англичан и греков, отступивших в сторону Навплиона. Тем временем днем 27 апреля 1-й батальон смог построить из подручных средств временный мост через канал у его восточной оконечности.
Одновременно лейбштандарт «Адольф Гитлер» вышел к Коринфскому заливу в самом узком его месте — у Навпактоса, напротив Патр, в сотне километров западнее Коринфа. 27 апреля эсэсовцы, мобилизовав в ближайших деревнях несколько мелких суденышек, пересекли залив и без боя пленили отступающие по его берегу от Коринфа части 4-го английского гусарского (танкового) полка. Гове пишет, что в результате десанта было взято в плен 5000 греческих, 3500 югославских и 2000 новозеландских солдат — не уточняя, результат ли это действий только парашютистов, или же сюда входят и достижения лейбштандарта.
Утром 28 апреля к Коринфскому каналу вышли передовые танковые части основных немецких сил. В тот же день восточнее Патр немецкие парашютисты соединились с эсэсовцами из лейбштандарта и утром 29-го начали наступление на юг, в направлении Триполиса и Каламаты. Противник не оказывал никакого сопротивления. Как вспоминал командир разведывательного батальона лейбштандарта Курт Майер:
«Бесчисленные британские машины выстроились на дороге. Англичанам пришлось их бросить из-за нехватки горючего. Некоторые трофеи оказались нам весьма кстати. Мы даже нашли в целости и сохранности бронетранспортеры и небольшие пулеметы Брена на них. Греки в Пиргосе встречали нас вином и субтропическими фруктами»
[135].
Общий ход кампании в Греции и пункты эвакуации британских войск
К исходу 29 апреля немцы очистили весь Пелопоннес. Потери лейбштандарта «Адольф Гитлер» за всю 23-дневную операцию «Марита» составили 321 человека — 93 убитых, трое пропавших без вести и 225 раненых. Исходя из числа убитых можно констатировать, что самой тяжелой стала первая неделя боев, на которую пришлось 40% потерь.
27 апреля немцы вступили в никем не обороняемые Афины. Но еще за три дня до этого момента началась эвакуация английских войск из Греции — операция «Демон». Для посадки войск должны были быть высланы транспорты и боевые корабли из Египта. Эмбаркацию предполагалось начать в восьми пунктах, из которых три располагались севернее Коринфского перешейка. Рафина и бухта Рафтис в 25 км к востоку от Афин, Мегара в 30 км к западу от греческой столицы, на пути к перешейку. Остальные пять портов находились в Морее, на южном и восточном берегу полуострова Пелопоннес, это были Навплион, Толон, Каламата, Монемвасия и Мили. Войска эвакуировались в бухту Суда на Крите, где в предыдущие месяцы англичане оборудовали военно-морскую базу.
Поскольку в большинстве мест погрузку предстояло осуществлять в небольших портах или вообще с необорудованного побережья, в состав сил эмбаркации были включены 5 малотоннажных десантных лихтеров типа «А» полным водоизмещением в 372 тонны и несколько десятков 10-тонных штурмовых катеров, каждый из которых мог принимать 35 человек с оружием. Такие катера брались на корабельные шлюпбалки и служили бортовым средством высадки десанта — а вот сейчас должны были послужить для обратного.
Технику и снаряжение вывозить не предполагалось. Поначалу приказ об эвакуации предполагал вывоз 114-мм орудий, зениток, грузовиков и специальных тягачей, но 24 апреля командующий Средиземноморским флотом адмирал Каннингем отдал по этому поводу специальный приказ. «Целью операции является спасение людей, если возможно — с оружием. Никакая техника и грузы не могут иметь приоритета над людьми».
Непосредственно от флота эвакуацией руководил младший флагман Средиземноморского флота вице-адмирал Г.Д. Придхэм-Уиппел, разместившийся в бухте Суда на Крите. Посадкой войск и координацией действий с сухопутным командованием ведал контр-адмирал Г.Т. Бейли-Громан, начальник флотской службы тыла в Греции (со штабом в Афинах) — бывший командир линкора «Рамиллис», не имевший опыта штабной работы.
22 апреля из Александрии в бухту Суда вышел первый конвой операции «Демон» — AG-13 в составе двух транспортов типа «Глен»
[136] («Гленарн» и «Гленгайл») и штурмового транспорта «Аластер Принс»; последний имел на борту 1000 солдат для Крита — перевозка, ставшая уже бессмысленной. Еще один транспорт, «Гленрой», на выходе из гавани Александрии сел на мель и выбыл из операции. Через несколько часов отсюда же вышел спешно конвой ANF-29 — 3 транспорта («Пеннланд», «Терланд Кастл» и «Делейен») в сопровождении крейсера «Ковентри» и эсминцев «Райнек», «Дайамонд» и «Гриффин». Эти конвои должны были прибыть к берегам Греции соответственно 24 и 25 апреля, и эвакуацию начинали они. AG-13 разделялся на две части — одна принимала войска в Навплионе, другая — в бухте Рафтис.
23 апреля были отправлены еще два конвоя. Первым был AG-14 — 6 транспортов («Коста-Рика», «Сити оф Лондон», «Дилвара», «Сальвен», «Хедив Исмаил» и «Сламат») под прикрытием эсминцев «Карлайл», «Кандагар» и «Кингстон». Следом за ним вышел AG-15 из 4 транспортов («Иония», «Коринфия», «Итрия» и «Комлибэнк») в сопровождении эсминцев «Кимберли», «Вампир» и шлюпа «Окленд».
Увы, из-за плохой координации действий и постоянного изменения планов 22 апреля, буквально за несколько часов до AG-13, из Александрии вышел еще один конвой — AN-29... с войсками для Греции в рамках операции «Ластр»: 5 транспортов («Темани», «Зиленд», «Киркленд», «Арейбэнк», «Рамо») в сопровождении эсминцев «Вендетта», «Уотерхен» и шлюпа «Гримсби». Очевидно, повернуть этот конвой назад просто забыли — в результате он к 25 апреля прибыл в Эгейское море, там развернулся и направился обратно в Александрию. В итоге ни один из его транспортов участия в эвакуации более не принял.
В общей сложности для эвакуации Греции было собрано 16 транспортов, 4 легких крейсера — «Орион» (флагман Придхэм-Уиппела»), «Аякс», «Феб» и «Перт», 3 крейсера ПВО
[137] («Калькутта», «Ковентри» и «Карлайсл»), 20 эсминцев и 3 шлюпа. Однако сразу же начались неурядицы. 23 апреля у Мегары германскими пикировщиками был потоплен десантный лихтер «А-1», а лихтер «А-15» остался в бухте Суда из-за повреждения мотора близким разрывом немецкой бомбы. В портах Греции осталось всего три лихтера. Эти небольшие и дешевые корабли совершенно неожиданно оказались в проводимой операции наиболее ценными, потеря каждого из них становилась настоящей трагедией.
На следующий день, 24 апреля, неурядицы продолжились. Контр-адмирал Бейли-Громан нарушил золотое правило «не трогай то, что пока работает»: поскольку Афины подвергались постоянным немецким бомбардировкам, он решил перенести свой штаб в Мили, на Пелопоннес — и сделать это сухим путем, на автомашинах, по частям. В результате части штаба смогли собраться вместе лишь к утру 26 апреля; сам Бейли-Громан прибыл в Мили в 05.30 этого дня, проскочив Коринфский перешеек буквально в последний момент перед его захватом немецкими десантниками. Таким образом, работа штаба эвакуации оказалась парализована почти на двое суток. Забегая вперед, заметим, что в 1944 году, при эвакуации Севастополя, немцы поступили по-иному — они создали «плавучий штаб» на одном из судов, который был достаточно мобилен, но при этом смог до последнего момента оставаться у побережья Херсонеса, не подвергаясь опасности попасть в плен.
На этом неприятности 24 апреля не кончились. В афинском порту Пирей случилась беда: вечером немецкие пикировщики потопили быстроходную яхту «Хеллас», на который грузились эвакуируемые из Греции английские подданные. А в порту Навплион у центрального пирса сел на мель большой транспорт «Аластер Принс», заблокировав подходы к другим причалам второму транспорту «Гленарн». В итоге людей на «Гленарн» и сопровождавшие его эсминцы «Стюарт» и «Вояджер» пришлось перевозить портовыми средствами и на штурмовых катерах. Всего отсюда этой ночью было вывезено 6685 человек.
В бухте Рафтис к востоку от Афин погрузка войск прошла более спокойно, хотя также проводилась бортовыми средствами. Всего на транспорта «Калькутта» и «Гленгайл» здесь было погружено 5700 человек, сопровождавший их крейсер «Перт» эвакуированных на борт не принимал. В общей сложности в ночь на 25 апреля из Греции на Крит было вывезено 12 435 человек.
25 апреля конвой AG-14 проходил проливом Касо, a AG-15 еще находился южнее Крита, поэтому принять участие в эвакуации могли только суда конвоя ANF-29 (без транспорта «Денлейн»), на помощь которым Придхэм-Уиппел направил эсминцы «Вендетта» и «Уотерхен» из охранения злосчастного конвоя AN-29. Эта группа должна была принять войска в Мегаре к западу от Афин. Увы, около двух часов дня возле острова Сан-Джорджио «Пеннланд», самый крупный из транспортов, принимавших участие в эвакуации (16 082 брт), получил несколько попаданий бомб с пикировщиков и потерял ход. Транспорт пришлось отправить обратно на Крит в сопровождении эсминца «Гриффин», но тем же вечером он был добит новым налетом «штук».
В итоге к вечеру 25 апреля до Мегары дошли только «Терланд Кастл» в сопровождении эсминцев «Ковентри» и «Паинек», к которым присоединились «Вендетта» и «Уотерхен», а также лихтер «А-19». Ночью к ним добавились еще три эсминца — «Дикой», «Хэсти» и «Хэйвок»; они шли в Навплион, но после гибели «Пеннланда» Придхэи-Уиппел перенаправил их для помощи в эвакуации Мегары. Из-за отсутствия портовых сооружений погрузка велась с помощью бортовых шлюпок, мобилизованных греческих каиков и единственного десантного лихтера. Последний получил повреждения от многочисленных касаний камней, его моторы вышли из строя, и в итоге он был брошен.
Незадолго до рассвета, около 3 часов утра, командующий группой командир эсминца «Ковентри» кэптен У.П. Керн, вопреки протестам других офицеров, отдал приказ прекратить посадку и уходить. На берегу были брошены около 300 человек (в том числе 250 раненых) и армейский погрузочный штаб. Всего из Мегары в ночь на 26 апреля было вывезено около 5900 человек, из них 1300 на эсминцах. Отбив три атаки немецких пикировщиков, конвой в шесть часов вечера 26 апреля без потерь прибыл в бухту Суда.
К этому моменту стало известно, что Коринфский перешеек перехвачен немцами и британские войска в Греции рассечены на две части: одна на Пелопоннесе, другая — в районе Афин и к востоку от греческой столицы. Поэтому распределение судов, направленных для эвакуации 26 апреля, было следующим:
Восточное побережье Греции:
Рафина — транспорт «Гленгайл», эсминцы «Нубиен», «Дикой» и «Хэсти»;
бухта Рафтис — транспорт «Сальвен», крейсер ПВО «Карлайсл», эсминцы «Кандагар» и «Кингстон».
Полуостров Пелопоннес:
залив Арголикос (Навплион и Толон) — транспорты «Сламат», «Хедив Исмаил», «Гленарн» в сопровождении крейсера ПВО «Калькутта», эсминцев «Изис», «Хотспур», «Гриффин» и «Хэйвок»;