Фёдоров Игорь
Стою у двери
Игорь ФЕДОРОВ
СТОЮ У ДВЕРИ
1. ДОМА
\"Истинно. Достоверно. Действительно.
То, что находится внизу, подобно находящемуся наверху, и то, что находится вверху, подобно находящемуся внизу, ради выполнения чуда единства. И как все вещи были и произошли от одного, точно так же все вещи начались с этой, единственной, вещи посредством применения.\"
- У тебя нет ощущения, что это именно то, что мы ищем?
- Есть, есть... Ты думаешь, почему я это читаю?
- Ну, тогда продолжай!
Поляна для экзаменов, еще недавно солнечная и зеленая. Теперь же холодно-неприветливая, продуваемая ветрами. Осень. Ранняя злая торопливая осень. И двое под сосной, столько слышавшей на своем веку.
\"...Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого, осторожно, с большой ловкостью. Он поднимается из земли к небу и снова опускается в землю, и получает силу всех вещей, как высших, так и низших. Этим способом ты приобретешь всю славу мира, и вся тьма удалится от тебя...\"
- Кто поднимется из земли, кто? Там есть?
- Читаю, как написано. Не перебивай.
- Но это же о Ключе. Я чувствую. Да? О нем?
Варри, нервно расхаживающий по поляне, резко останавливается и вопросительно подается вперед и вниз, к Айру, невозмутимо сидящему под деревом.
- Все, что написано, в каком-то смысле - о нем. Ты слушаешь?
И вновь обращается к массивной древней книге, раскрытой на коленях.
\"...Эта сила - сильнейшая из всех сил, так как она победит всякую тонкую вещь и проникнет всякую вещь плотную. Так был сотворен мир. Из этого будут и выйдут неисчислимые применения, которых средство здесь.\"
- Вот. Пока все, - Айр захлопнул книгу и поднялся, отряхиваясь от налипшей хвои.
- \"Эта сила - сильнейшая из всех сил...\" Теперь ясно, почему так встревожен Отец Колдунов.
- И почему Враг захватывает наших людей, и почему ему удалось разделить миры... И почему так важно Ключ у него отобрать. Да уж, задачка...
- Уж, не боишься ли ты, боец?
- Я?! - книга уже лежит под деревом, Айр вполоборота к Варри на согнутых ногах, руки на уровне головы, в глазах - лукавый блеск. Подойди, попробуй!
Варри тоже недаром провел все это время.
Прыжок в сторону - на правый локоть - перекат - обманный рывок дальше вправо - а сам резко налево - под ноги Айру - захват - Айр чудом выскальзывает - приземляется на руки - ногами тянется к шее Варри - тот отбивает их своей ногой - изворачивается - и как пущенный тетивой лука выстреливает снизу вверх на поднимающегося Айра - сейчас врежется плечом в живот - потом захват...
Но Айр внезапно исчезает.
Варри проваливается в пустоту, кубарем катится в кусты, чудом тормозит, вскакивает лицом против движения, пробегает по инерции два шага назад - и видит Айра, спокойно сидящего скрестив ноги - на том месте, где его только что не было, где Варри провалился сквозь него, где его не может быть...
- Как ты это делаешь?!
- Я же объяснял. Научишься еще. Главное, что мне уже приходится прибегать к этому в борьбе с тобой. Растешь, боец!
Варри непроизвольно ухмыляется - еще бы, заработать похвалу у лучшего бойца мира! Впрочем, как выяснилось, этим миром Вселенная не ограничивается. И кое-где могут быть бойцы посерьезнее.
Чтобы победить Врага, в его же логове, куда решено вскоре отправиться, надо и много знать и много уметь, и еще что-то, что Отец Колдунов назвал туманно \"быть от мира сего\", а Айр называет \"чувствовать\".
Именно этому они и учились в последнее время. Айр готовил Варри к битвам. Вместе читали старые книги, стараясь понять сущность Ключа ключей, его основное предназначение. Вживались в светлый цветущий радостный Четвертый мир. Но это все были вещи постижимые - дай только срок. Была же еще проблема, способ решения которой неизвестен был ни Колдуну из деревни, ни Отцу Колдунов, никому.
То, как Враг разделил миры, то, как он похищал души и тела жителей Четвертого мира, то, наконец, как менялась, становилась пасмурней жизнь в известных мирах, наводило на мысль, что он хоть и овладел Ключом, но использовать в полной мере его не может.
Будь Ключ задействован полностью, не потребовались бы такие жалкие подтверждения кажущегося всевластия. Разделить миры - да, удалось - но не более того. И поэтому есть шанс, отобрав Ключ, восстановить нормальную картину мира. И тогда вернутся в лоно цивилизации племена пустынников в Третьем мире - мире юности Айра. И смогут вырваться на земные просторы из своих коробок люди космоса - вместе с Маркизом. И вернется похищенный Лай - и другие украденные дети. И очнется от вечного сна Ора... Миры воссоединятся - и люди каждого восстановят утраченные знания и умения.
Вот что имел в виду Колдун, когда говорил, что Ору разбудить будет не так просто. Всего-то - спасти от разрушения пять миров.
- Что приуныл? Больше бодрости!
И, вырвавшись из пелены размышлений, Варри замечает, что они они уже подходят к дому Айра. А за ним - и Варри живет.
Оказалось, они были соседями. Как радовались - и не верили своему счастью, и все равно радовались - родители Айра, когда Варри принес от Отца Колдунов обнадеживающую весточку. А за ней приехал и сам Айр. И Айю привез вскоре Отец Колдунов. Ликование двух семей перекинулось на всю деревню. И как ошеломило известие, что Айр, скорее, проездом. В другие, еще хуже предыдущих места. И с ним пойдет Варри.
Отцы, сцепив зубы, отдали силы подготовке сыновей в путь. А матери, выплакав слезы, решили урвать хоть тот кусок счастья, который пока достался.
Но в воздухе витало - скоро, скоро, скоро...
- Зайдем пообедать к нам?
- Нет, лучше идем к нам!
- У тебя обедали прошлый раз!
- Ну, тогда пошли к Айе!
- Пошли!
И синхронно поворачивают в боковую улицу деревни, направляясь к дому возлюбленной Айра.
Осень? Пусть. Злая, ветреная, ранняя? И ладно! Зато этот мир - наш! Мы дома, мы у себя дома. И пока мы здесь - все хорошо.
От избытка чувств, от удовольствия идти рядом с другом, Варри начинает напевать:
Мы шагаем, мы шагаем
По песку и по гравию,
Мы слагаем, мы слагаем
Эту песню во здравие...
Что за песня? Откуда? Да разве это важно? Главное - поется легко, и идти под нее легче. И вот уже Айр включается в ритм и начинает подпевать:
Слезы льются, слезы льются
Это нас провожала ты.
Ветры рвутся, ветры рвутся,
Только мы несгибаемы.
Вот так, под бодрую песню и подходят к дому Айи. А там уже ждут. Впрочем, там всегда ждут. Да и не только там. Деревня окружила Айра и Варри такой любовью, что ее, наверное, хватит надолго. Даже в чужом мире.
А иначе и нельзя.
Что ж это за защитники, которые не убеждены, что их любят, и ждут, и верят в них, и надеются на них?
Айя, попав домой изменилась.
Расцвела, что ли? А может просто завершилось взросление, прерванное некогда похищением в Третий мир. И Айр смотрит на нее и не узнает всякий раз. \"И это моя Айя! Она ли это?!\" И видит в ее глазах встречный вопрос: \"И это мой Айр?\" Что с нами было там, на чужбине? Могли ли любить два затерянных заморыша, подкидыша, не понимающих, где они, что с ними, зачем они? Или же это было просто узнавание, реализованная тоска по дому, рука, протянутая в одиночестве. Айя, Айя, теряю ли я тебя? Нахожу ли себя? Айя, любимая, люби меня... Что такое любовь?
Первая любовь всегда проходит.
Ты можешь остаться с предметом своей любви, жить с ним, растить детей, любить. Но уже не той, не первой любовью. Первая любовь - это проба чувств. Это совместное обучение чувствам, это построение себя - и партнера.
И когда ты вырос - первая любовь проходит.
Хорошо, когда расставаясь с собой, удается сохранить дружбу и веру любимого человека. Хуже, когда рвешь с прошлым с болью, кровью, мясом отдираешь себя от детства, не только своей болью...
Зачем так устроен мир?
Хорошо, что так устроен мир!
После обеда - опять за книги...
После книг - тренировки. Айр учит Варри сражаться, Варри учит Айра обычному колдовству, Колдун учит Варри и Айра чувствовать свой мир, пропитывает им.
И все вместе - пытаются понять, что же случилось с их домом, как помочь ему.
- Значит, смотри, - Колдун опять сотворяет Октаэдр, привычную уже модель миров. - Каждая пирамида рассечена горизонтально на три части. Счет частей ведем сверху вниз. Первый мир - самая вершина - для нас закрыт.
- Может это мир богов?
- Может. А кто такие - боги?
- Ну-у...
- Вот видишь. Поэтому, не отвлекайся. Тем более, что для людей третьего мира ты и сам почти как бог. Итак. Второй мир - наш. Оглянитесь.
И Варри с Айром послушно обводят взглядом горизонт, далекий с того холма, на который привел их колдун. И снова, снова погружаются в ток сил своего края, в его запахи, ветра, жизни.
- Третий мир - средний. Это мир, где живут племена пустынников и люди космоса, мир, куда был украден Айр. С ним сложнее всего. Но это потом.
Четвертый мир - середка нижней пирамиды. Мне кажется, что наш Враг обитает именно там. И, значит, там находится сейчас Ключ. Надо попасть туда и отобрать его. И все.
- И все?
- Мало?
- Нет-нет, нам, наверное, хватит.
- А пятый мир? Нижняя верхушка пирамиды? Там что?
- Лучше бы ты не спрашивал, Варри. Если в самом верхнем - боги, то в самом нижнем - кто?
- Кто?
- Если бы я знал... Но хорошего там ничего нет, это я точно знаю. И представь себе, что Ключ не в Четвертом мире, а в Пятом? Что тогда?
- Ладно, ладно, не отвлекайтесь, - это сосредоточенный Айр, - ты что-то не договорил о Третьем мире.
- Да. Смотри. Точно посредине, где встречаются основаниями две пирамиды, средний, Третий мир уже как-бы разделен пополам - самим местом встречи. Мы уже поняли, что Враг завладел Ключом именно для того, чтобы разделить миры, расчленить их. Что мы сейчас и наблюдаем. Но кто сказал, что он собирался получить пять частей? Кто сказал, что процесс деления завершен? И, если нет, то не рвется ли сейчас связь вот тут, в самом месте стыка двух пирамид? Не делится ли на две части сам Третий мир? Да, здесь рубить тяжелее всего, да здесь прочнее и толще связь. Но и делит-то он здесь в последнюю очередь, набравшись сил и опыта в более легких мирах. И если так - то неумение людей Третьего мира понять ближнего своего - тому подтверждение. И если так - то катастрофа, происшедшая на Земле Третьего мира - тому подтверждение.
И если все это так, если все это не пустые домыслы, то времени у нас совсем не осталось. Ибо после разрыва, станет не пять, а шесть миров, разделенных бесповоротно и не связанных между собой даже так слабо, как сейчас. Третий мир разделится на Третий и Четвертый. Нынешний Четвертый станет Пятым. И вряд ли в нем останется Враг.
Скорее всего он захочет перейти в нынешний Пятый. Но это уже будет не Пятый. Он станет номером Шесть. И вы знаете кто может обитать в мире с таким номером.
И у него будет Ключ.
Единственный Ключ на шесть разделенных миров.
У нас очень мало времени, ребята...
Колдун перевел дух и тяжело сел на усыпанную листвой густую волнистую траву холма.
Айр и Варри зачарованно смотрели в ту точку, где он только что стоял, и можно было лишь догадываться, что за образы сейчас у них перед глазами.
Не по-осеннему огромное закатное Солнце начало нанизываться на верхушки сосен у горизонта. Где-то внизу опробовал голос одинокий единорог, прекратив тем самым галдеж засидевшихся сорок. Потянуло прохладой. Осень.
Осень-осень. Осень Мира?
- Ладно, хватит сидеть. Пора в деревню. - Колдун, казалось, пытался холодностью тона вернуть доброту. - Хотя, еще нет. Варри, повтори наш план.
Варри очнулся от оцепенения (Айр и тут был первым, сказывалась выучка), прижмурил глаза, сосредотачиваясь...
- Мы с Айром облачаемся в его комбинезоны. Настраиваем аппаратуру переноса на нулевые координаты - как и тогда, когда Айр с Айей попали к нам. Все это мы делаем внутри пирамиды Хуфу, самой мощной модели Ключа, что у нас есть. И там же, с нами, находится Ора... Тело Оры... Спящая Ора. После этого мы входим с Айром в контакт, настраиваемся на ток сил в пирамиде, и стараемся войти в контакт с Орой. И тут, ты, Колдун, снимаешь с нее свои защитные чары. Тело Оры стремится соединиться с душой. Туда, куда похитил ее Враг. А мы просто следуем за ним. Попадаем вслед за Орой в Четвертый мир... А дальше действуем по обстановке.
Варри замолчал, пытаясь выразить словами, как он понимает это \"по обстановке\". Айр не удержался:
- Можно добавить? Варри, прости, но я думаю, ты понимаешь, - ценность Ключа для наших миров настолько велика, что добывая его, возможно многим придется пожертвовать. Прости.
Вот теперь Варри замолчал надолго. Что значит, \"многим пожертвовать\"? Это что, пожертвовать Орой? Или пожертвовать Лаем, который наверняка тоже там, у Врага?! Или, может быть, пожертвовать собой?! Или тобой, Айр?!
И с горечью - да, возможно! Возможно придется. Возможно придется пожертвовать. Возможно придется пожертвовать многим. Не нами придумана эта игра. Не мы устанавливаем в ней правила. И не нам эти правила любить играть, так играть.
Колдун почувствовал, что пауза затягивается, и разрядил обстановку:
- Не забудьте, что вы не обязательно сразу попадете в Четвертый мир. Вас может выбросить и в Третьем, как в свое время Айра и Айю. Будете там искать новый метод попасть к Врагу. Все. Полетели в Деревню.
У Айра, когда он взлетел, мелькнула лишь одна мысль:
- Так что, Маркиз, может еще увидимся?
2. ИСХОД
Эта сцена словно сошла с гравюр в древних книгах.
Широкий зал с низкими потолком. Освещен факелами на стенах. И, кроме того, подсвечен снизу колышущимся мерцанием воды. На дне бассейна - и в центре зала - стоит единственной центральной ногой стол. На столе лежит, упираясь невидящим взглядом в потолок, прекрасная девушка. Руки свободно вытянуты вдоль тела ладонями кверху. Тело и ноги накрыты расшитым покрывалом. Поверх всего расчесаны длинные светлые волосы. Спящая Ора.
В изголовье у нее, за пределами бассейна, у самой стены стоит старик. Длинная седая борода спадает на длинный белый плащ, стянутый на груди сверкающей брошью. В правой руке - посох. Левая простерта вниз ладонью в сторону лежащей.
А по бокам от нее, над ней, посреди объема зала парят две фигуры. Странен и неуместен их вид здесь. Сверкающие комбинезоны, отблески шлемов, переливы огня на оружии, мерцание индикаторов, еле слышный монотонный гул силовых установок.
Руки их раскинуты над Орой. И оттого видно, как слегка дрожат у обоих пальцы - от напряжения и сосредоточенности. Воздух в зале пропитан непривычными запахами - результат магических действий Отца Колдунов. От них перехватывает дыхание и слезятся глаза. Но это и хорошо - не так тревожит предстоящее.
Колдун достает из-под плаща щепоть какой-то пыли, вновь простирает руку над водой:
- И на возвращение в родной мир заклинаю я вас! - и бросает порошок в воду.
Вода вскипает плотным рыжим дымом, от воздушной волны шевелятся волосы Оры на столе и покачивает в воздухе Айра и Варри.
Колдун опять тянется рукой под плащ - Айр косится на него из-под шлема: \"Долго ли еще?\" - и достает вдруг длинный двуручный меч.
Еще один блеск добавляется в зале. Вряд ли этот зал в сердце пирамиды видел когда-либо такое. Хотя, кто знает.
Старик отбрасывает посох, берет меч двумя руками, с усилием поднимает прямо перед собой...
- Ключом, единым во всех мирах, заклинаю я вас на победу!
И в этот миг Ора приподнимается на своем ложе - Варри непроизвольно вздрагивает, хоть и знал, что что так должно быть.
Медленно поворачивается она в воздухе, зависает головой почти у потолка, а ногами - лишь слегка оторвавшись от стола.
И теперь становится ясно, что Ора, Варри, Айр и простертый уже вверх в их сторону меч Колдуна образуют ту самую пирамиду. Пирамиду в пирамиде. Еще одну модель Ключа.
- Именем Земли, дающей жизнь всему сущему и порождающему Воду...
Рука Айра сама тянется к забралу шлема и защелкивает его. Такое привычное и такое забытое движение. Напротив зеркальное отражение Варри делает то же самое - правильно, он же левша.
- Именем Воды, растворяющей все, проникающей всюду и дающей жизнь Воздуху...
Вторая рука включает блок переноса. Нулевые координаты давно в нем, их так никто и не менял с самого прибытия.
- Именем Воздуха, пронизанного жизнью, уносящего скорбь и дающего жизнь Огню...
Теперь контакт с Варри. Это уже привычно. Он готов. Но и напуган. Но и решителен. Ничего, ничего. Варри, у нас получится, обязательно получится. Держись за меня.
- Именем Огня, сжигающего, побеждающего, дающего жизнь Стали...
И, самое сложное, контакт с Орой. Где ты? Куда забросила тебя чужая сила. Если бы хоть знать тебя раньше. Варри, ты слышишь ее? Помоги. Потянись к ней. Ищи.
- Именем Стали, дающей силу, замыкающей пирамиду, создающей Ключ, говорю я вам...
Старик медленно приподнимает меч и касается его концом головы Оры.
Варри, я здесь, я иду. Ты слышишь этот звон? Ты ловишь этот ветер? Он же прямо сдувает нас. Куда? Идем?
Идем, Айр! Идем, скорее!
Ора, родная моя! Мы идем к тебе. Веди нас.
- Говорю я вам: ИДИТЕ!!!
И все.
Слабая вспышка света.
Легкий хлопок воздуха.
Мерцание факелов.
И в зале остается один лишь старик. Он опускает, чуть не роняет меч в воду. Тяжело дышит. Озирает опустевший зал. Никого.
И тишина.
Но нет. Не совсем тишина.
Отголоски звуков. Призраки мыслей.
Обрывки слов, фраз, жизней.
И даже если всколыхнется
Какой-то сложной гаммой нот,
Как из глубокого колодца
Нас чей-то голос позовет
И тихо спросит: \"Где ты, милый?
Каким ты стал теперь уже?\"
И капля сгинувшего мира
Ударит болью по душе...
Ты не жалей себя, страдая,
И не оглядывайся зря
У жизни нет другого рая,
Чем тот, где жить, вперед смотря.
- ...\"Пчела-Пять\" вызывает \"Улей\"!
- \"Улей\" слушает. Что у вас?
- Тридцать градусов к северу от надира - корабли противника. Скорость сближения - пятьсот. Решение - принимать бой.
- \"Пчела-Пять\"! Отставить! Дождитесь подхода основных сил!
- Поздно, командир. То, что от нас останется, может и дождется.
- Айр! Прекрати атаку! Отходите!
- Конец связи...
Руки впаяны в чуткие подлокотники. На голове - датчики и гипноаналоги. Ноги и тело запеленуты в защитный кокон.
- Связь по стае!
- Пятый-первый здесь. Захожу вниз.
- Тут Пятый-второй. Иду с зенита.
- Пятый-третий справа.
- Я, как всегда, слева. Все на местах, Айр.
- Трехсекундная готовность. Играем джосеки. Я пошел в точку. Третий и четвертый идут ко-гейма. Первый и второй - защита от шичо и конверта. Начали!
Плазма выхлопа, немыслимые ускорения, сверкание касательных попаданий, вспышки рукотворных солнц... - все это в другом мире. У тебя угловой дебют го.
Первый ход - в точку возле угла - три свободных поля справа и три слева. Противник отвечает ходом на поле выше. Мы развиваем влияние на борт \"малым конем\" - ко-гейма. И сразу - так же с другой стороны. Противник прижимает к борту и почти захватывает один наш камень. Но тут вступает защита - и, создавая устойчивую группу, вытягивает камень у борта. Неожиданно враг атакует центр - против логики игры - себе в ущерб - ради сиюминутной выгоды - и захватывает его...
Какие уж тут гипноаналоги?! К черту технику. Два катера - Айра и вражеский, сцепившись, кувыркаются с места сражения.
\"Так значит он меня на таран?!\"
Да, можно побеждать и так...
Сейчас будет взрыв...
Вспышка...
...Положение на перевале усложнялось тем, что обоз с продовольствием и лекарями, посланный туда еще три дня назад, не дошел до места. И вообще никуда не дошел. Словно провалился в знаменитые Хакинские болота.
Перевал придется отдавать. Собственно, его уже отдали. Вопрос лишь в том, когда это сообразит барон. И тогда... Страшно представить, что тогда. Озверелая солдатня барона врывается через перевал в долину. Первым на их пути - Идельгарт. На него у них уйдет дня три - с дороги, без отдыха и вообще...
А потом...
Где же этот чертов обоз?!
Распахнулась дверь и - без доклада - вбежал Конфорт. На него страшно было смотреть - грязь, кровь, и своя и чужая...
- Милорд! Лорд Варри!
- Говори!
- Я нашел обоз.
- Где? Быстрее, черт побери!
- На второй день пути они свернули с тракта. В леса...
- Кто вел обоз?
- Клотт. Но, милорд...
- Отдать псам! И немедленно гнать обоз на...
- Милорд!!! Клотта нет. Там никого нет. И, считайте, обоза тоже нет...
- ???!
- Чума.
- Говори же!
- Я застал в живых только одного мальчишку. Чуму занесла маркитантка, подобранная еще до отправления из столицы. На второй день пути стало очевидно, что больны почти все. И тогда Клотт приказал свернуть с тракта. Пусть защитники перевала падут от стали, а не от чумы. Пусть хоть они падут от стали...
- Что-то не понимаю. Что значит, \"хоть они\"?
- Не понимаете? Эх, милорд...
- Ты долго и верно служил мне, но даже это не помешает прибить твой язык к куполу башни - за дерзость.
- Не успеете, лорд Варри. Маркитантка-то была подобрана в столице... Просто в обозе болезнь развилась быстрее. Тяготы пути, близость людей, общая вода... Мы обречены, милорд...
Вот так и кончаются войны.
И, наверное, это единственный способ окончить войну так, чтобы потом не начать сызнова. Не останется ни побежденных, ни победителей. Гм, интересно. Наверное, это моя последняя стоящая мысль. Надо бы записать. Примерно так: \"Выигранная война никогда не бывает последней. Победитель самим своим существованием дает повод и надежду кому-то еще попытать счастья. И на смену поверженному врагу приходит новый\".
И все-таки я победил тебя, барон Бейн!
Вспышка...
...Ковен не одобрил действий Айра. А это значит - сегодня он будет приговорен. И приговор приведут в исполнение. Попытаются привести. Так просто отдаваться ковену - себя не уважать.
Он успел собрать свои амулеты и талисманы. Окропился водой из священного источника, напялил мантию, вышитую рунами... Приподняло, перевернуло в воздухе, уронило оземь. Началось.
Барахтаясь в липкой холодной грязи, Айр дрожащими руками нащупывал амулеты за пазухой. Нашел пентакль Силы Огня, сжал его, уселся в грязь и сосредоточился. Еще, еще, еще...
Ну же!
И вокруг него возник горящий круг. Пылала сама земля. Ну, теперь подберитесь! Что?! Взяли? Сильнее пламя, сильнее... Не выпустить бы со зла Саламандру. Хотя, в борьбе с ковеном все сойдет.
Теперь, пока не меркнет свет, нападение. Сколько же можно лишь защищаться?
Талисман воды. Заклинание передачи массы. Руна Совелу, руна Лагуз, руна Секан. Готов. Теперь... Не успел.
Свет померк. Огненное кольцо исчезло, исчезла лужа, ночной дождь. Все исчезло. Оказался в пустыне. Знойной летней дневной пустыне. Песок, солнце, барханы до горизонта. И жара - как молотом по голове.
Что ж, кто-то в ковене знает заклинание Переноса? Кто-то в ковене хочет меня помучить? Или это и есть приговор?
Ничего, ничего. Я и сам кое-что знаю и умею. И этого вам у меня не отнять. Айр кое-как встал на ноги, поднял над головой руки, собрал все свою силу и энергию - и начал творить самое мощное заклинание. Самое мощное разрушительное заклинание.
И это вот и переполнило чашу терпения кого-то в ковене.
Откуда-то с неба опустилась огромная ладонь.
И прихлопнула его, вжимая, вдавливая, впечатывая в песок.
Вспышка...
...Еще не выйдя на арену, Варри знал, что сегодня его убьют. Противник слишком силен и опытен. Противнику выпало драться мечом и щитом, а ему лишь сетью и трезубцем - не самыми любимыми снарядами. Не совсем зажила рана на ноге. И еще - предчувствие смерти, запах смерти, холод смерти...
Объявили его выход.
Толпа на трибунах неистовствует. Но сегодня ей не дождаться привычного спектакля. Не сегодня.
И это Солнце. Это ненавистное Солнце.
Моя кровь впитается в песок, ее затопчут, заметут пылью следующие бойцы, а оно все так же будет поливать жаром ненависти постылый мир.
Вот и он.
Про него говорили, что он никогда не добивает противника, если очень уж не настаивают на трибунах. Такая ли это форма милосердия? Что делать в жизни бойцу, не могущему сражаться? Рассказывать сказки внукам?
Посмотри на меня, пойми, что мне надо от тебя. И сделай это быстро. Нет, этот удар - для трибун. Такой и мальчик отбил бы.
Посмотри на меня!
Варри делает обманный выпад трезубцем, раскручивает над головой сеть. И, убедившись, что противник следит за ней взглядом, резко останавливает руку. Вот. Теперь ты смотришь мне в глаза.
Пойми. Пойми же.
- Понял, друг.
Колющий удар трезубцем. Принят на щит. Еще один - зацепить обратным ходом. Отбивается мечом. Широкий замах сетью - спеленать меч, связать его. И... Не завершив движения, Варри всем весом напарывается на меч противника. Обвисает, благодарно глядя ему в глаза.
Как больно.
Трибуны улюлюкают.
Вспышка...
Айр медленно приходит в себя. Оглушенные чувства еще не ожили. Но сознание медленно возвращалось. Что это было? Прожитые жизни? Кем прожитые, мной? Или будущие?.. А может быть это то, что называется в книгах \"искушением\". Враг начал войну с нами, не дожидаясь нас? Хотя, он и так ее давно начал. Значит ли это, что мы на пути к нему? И что он страшится нас? И стремится запугать, сломить? Если так, то это ему почти удалось.
Но, только, почти...
Где я? Пора что-то делать. И где Варри, где Ора?
Где я?!
3. ЗАПЛУТАВШИЙ
\"Его учили принимать чужие цели за свои, а надо было - чужие страданья\".
Откуда эта мысль появилась у Варри, из каких глубин памяти всплыла? Но, первой в новом мире появилась именно она.
Варри с усилием сел, опираясь спиной о камень, протянул руку вытереть липкий пот со лба - и сразу все вспомнил. Отправление из пирамиды, прощание, Ору, Айра, Колдуна...
Потом пришло слово. Рекогносцировка.
Что оно означает? На слух - неприятно. Что с ним делать. И надо ли что-то делать? И откуда оно взялось?
Привыкай, Варри, ты в новом мире. В новом мире - новые слова. Ты еще не знаешь их значения, не знаешь, откуда они берутся, но они есть - и с этим надо мириться. А как оно появилось в твоей голове - самое простое. Как появился этот странный новый запах - соленый, терпкий, прохладный, зовущий... Как появился этот странный звук - ритмичный, раскатистый, баюкающий, влекущий... Откуда? Как? Они просто ЕСТЬ в этом мире. И теперь в нем есть ты. И вы стали взаимопропитываться. Мир тобой, а ты миром. Привыкай.
Варри открыл глаза.
Оказывается, он сидел в пустынной равнине, покрытой жалким подобием травяного ковра. И ветер, тугой постоянный ветер - все время в лицо. Запах. Шум. Крики неизвестных птиц, даже не крики, а жалобы...
Удалось! Получилось! Выходит ты до сих пор не верил всему этому плану, возможности переноса, в то, что есть другие миры. Получилось!
Поднялся на ноги.
Что так мешает голове? А, это шлем. Интересно, когда успел откинуть забрало? И что это там, впереди? Озеро? Море? Или, как это? - с трудом вспомнил читанное слово - океан? Огромные волны атакуют берег, выдыхаются в пути, нехотя примиряются с поражением - и отступают снова, от трудов своих устав. За ними - новые, из бесконечной кладовой волн океана. И над всем этим - ветер и птицы. Да, это действительно новый мир. Но где же Айр? Ора? Почему я один?
Неужели все то, что привиделось в пути, было на самом деле? Враг атаковал и, не сумев победить и сломать, захотел хотя бы разделить.
Тогда совсем плохо. Варри пнул ногой ни в чем не повинную ветку плавника. Один, в чужом мире, еще неизвестно, в каком. Непонятно, что делать. Искать ли сначала своих, или же самому пытаться действовать?
Впрочем, без паники. Обе задачи совместимы. (Опять подивился возникновению новых слов в своей голове). Поскольку у нас общие цели и сходные методы, то действуя, мы неизбежно пересечемся. Не так уж он велик, этот новый мир. И начать стоит с того, что проникнуться им, почувствовать его.
Варри вернулся на прибрежную поросль. Лег на спину. Раскинул руки. Отследил дыхание. Закрыл глаза.
И начал слушать.
Люди, много людей. Их мысли, непонятные, раздраженные, злобные, спокойные, детские, влюбленные. Океан чужих мыслей. И ни одной знакомой и близкой. Ясно, что это другой мир. Но какой?
Вот торговец, раздражен малой прибылью. Вот женщина, упустившая клиента (?). Моряк, приносящий жертву для удачного плаванья. Страж у ворот, озлобленный на весь свет. Мать, наказывающая сына за шалость. Двое возлюбленных, чувствующих в унисон. Кто-то маленький и беззащитный, спрятался совсем рядом.
Рядом?!
Варри встал, огляделся по сторонам. Спрятаться тут негде. Разве что, за тем вот небольшим валуном на берегу. Медленно подошел, стараясь не шуметь, перегнулся через валун, заглядывая по ту сторону. И увидел глаза.
Большие, немигающие, застывшие от ужаса глаза. Обрамленные чем-то пушистым и дрожащим. Мехом?
- Не бойся... Ты кто?
Под глазами обнаружился рот, и его обладатель выдавил:
- А-а я-я и н-не б-боюсь. К-кого мне б-бояться?
- Ну вот и хорошо. Вылезай.
- Зачем?
- Поговорим... Ты ведь не боишься.
Последний аргумент сломил собеседника.