Бережной Сергей
\'Люди Кода\' в \'Библиотеке Камелота\'
Бережной Сергей
\"Люди Кода\" в \"Библиотеке Камелота\"
Получил от Павла Амнуэля письмо с просьбой запостить в сеть \"Люди Кода\". Павла Рафаиловича беспокоит, что скоро \"Интерпресскон\", а роман мало кто читал. Выполняю - роман пошел по XFANRUSF. Пользуюсь случаем, поворяю свою давнюю рецензию на этот роман.
Амнуэль Песах. Люди Кода: Роман / Художн. Соня Красная.- Иерусалим: Миры, 1996.328 с., ил.- (Фантастика русского зарубежья).
Зачин у романа могучий. Один из героев проводит математический анализ текста Торы и выдвигает гипотезу, что в ней зашифрован некий Код, способный включить генетическую перестройку организма человека. Герой инициирует генетическую перестройку собственного организма, а затем и еще одного персонажа, который становится долгожданным Мессией еврейского народа и делает людьми Кода уже всех, кто способен этот Код воспринять (примерно 3/5 человечества). Дальнейшие события развиваются параллельно как на Земле, так и в \"высших сферах\". Противостояние тех, кто не воспринял Код и людей Кода приводит к тому, что люди Кода вынуждены покинуть Землю (автор прямо выстраивает аналогию с Исходом евреев из Египта -вообще же весь роман по структуре повторяет Пятикнижие). Дальнейшая судьба людей Кода связана с \"измерениями нравственности\" и, в общем-то, завершающая часть романа почти бессюжетна и понадобилось Амнуэлю в основном для изложения своей мировоззренческой концепции -- и, в меньшей степени, для увязывания оставленных в предыдущих частях сюжетных хвостов.
Сама авторская концепция вкратце заключается в том, что \"нравственное начало\" плотно интегрировано в саму структуру мироздания. Однако это не Бог -- его место занимает само Человечество Кода, оно же порождает в прошлом Земли ряд этапных событий, приводящих к прочтению Кода в конце XX века -- в частности, появление Христа и Мухаммеда, да и само появление Торы. Цикл развития Вселенной замыкается в полном соответствии с циклической космогонией Большого Взрыва.
Однако, увы, в бочке меда не без капли дегтя. Когда действие уходит от земных реалий, роман полностью теряет какую бы то ни было литературность и начинает напоминать нудноватый трактат с вкраплениями художественных новелл. Содержание почти напрочь удавливает форму. Герои становятся эфирными существами и мыслят в масштабах циклов развития Вселенной, судеб цивилизаций и т.д., почти полностью теряя человеческие психологические характеристики -- в результате в моем восприятии они перестают быть живыми людьми и становятся неким аналогом участников \"Диалогов\" Платона -- безжизненными проводниками идей и мнений.
В целом, однако, роман оставляет мощное впечатление. Так или иначе, для русскоязычной фантастики это одно из самых ярких явлений последнего времени.