Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Михаил АХМАНОВ

От ультраридингд до гетерохронии. Опыт классификации непознанных человеческих возможностей

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ феномены всегда привлекали внимание писателей-фантастов. Собственно говоря, они, эти феномены, как и их носители, являются одной из вечных тем фантастической литературы, успешно конкурирующей с роботами, звездолетами, альтернативной историей и космическими пришельцами. Правда, такие классики жанра, как Уэллс, Жюль Верн и Александр Беляев, о паранормальных явлениях почти не писали, имея склонность к рациональному знанию. Зато в нашу эпоху телепаты, пирокинетики и экстрасенсы взяли двойной реванш — и на страницах книг, и в фантастических фильмах (не говоря уж о кабинетах практикующих магов, где снимают порчу и накачивают чакры пользительным эфиром).

Несмотря на активный интерес, проявляемый к данной теме читателями, зрителями и писателями, я должен заметить, что наши представления о паранормальных явлениях (ПЯ) хаотичны, смутны и неопределенны, поскольку отсутствуют общепринятые классификация и терминология. Разумеется, речь идет о фантастической классификации, а не о той, которой пользуются вышеупомянутые маги и контактеры с созвездием Орион: у них уже все расписано, и колдун-профессионал в точности знает, с кем ему приходится вести дела — с элементалем, астроидеей или эгрегором. Спрашивается, чем мы хуже магов? Мы, любители фантастики?

Правильно, ничем. А потому давайте попытаемся разработать классификацию ПЯ. Прежде всего отмечу, что их не следует путать с. божественным, магическим и аномальным. Божественное — прерогатива религии; магией, то есть связью с миром духов и другими подобными фокусами, занимаются колдуны; и то, и другое — феномены трансцендентные, иными словами — потусторонние, лежащие за пределами опыта и знания. Что касается аномальных явлений (греч. «а» — «не», частица отрицания), то в широком смысле это явления, еще не объясненные наукой (и тогда ПЯ — их часть), а в более узком — феномены, связанные с НЛО и космическими пришельцами. Собственно же ПЯ — это околонормальные явления (греч. «para» — «около», «возле»), под которыми понимаются загадочные и пока не познанные человеческие возможности. Именно в таком смысле и будут употребляться в моей статье термины «паранормальное явление» и «парафеномен».

При самом поверхностном рассмотрении очевидно, что ПЯ не отличаются однородностью. В самом деле, нельзя же ставить знак равенства между сверхбыстрым чтением и предсказанием будущего! А ведь оба эти феномена относятся к ПЯ, так как в них проявляются загадочные свойства человека, его организма и психики. Всего, на мой взгляд, существует четыре класса (или категории) паранормальных явлений: экзотические, экстрасенсорные (сверхчувственные), экстраментальные, феноменальные (перечислены в порядке возрастания «невероятности»). Кроме того, мне пришлось придумать ряд новых фантастических терминов, так как многие явления известны лишь по описанию; во всяком случае, мне не знакомы их медицинские или иные названия.

К КАТЕГОРИИ экзотических относятся такие ПЯ, которые существуют с полной достоверностью и даже частично объяснены медиками и психологами. Вот их список:

Улыпраридинг — феномен сверхбыстрого чтения и счета, дар быстро усваивать любую зрительную и звуковую информацию.

Мнемотаксис — явление абсолютной памяти; цитирование наизусть объемных текстов, способность к детальному описанию событий, произошедших много лет назад. Один из частных случаев мнемотаксиса — стремительное овладение иностранными языками.

Гипнофединг — затухание сна; способность длительное время (месяцы или годы) полностью обходиться без сна или спать час-другой в сутки без вреда для здоровья.

Хроносенсинг — чувство времени; носитель этого свойства умеет прислушиваться к своим «внутренним часам» и определять время с точностью до минуты.

Ортодромия — буквально «прямой путь»; интуитивное чувство направления, помогающее находить верную дорогу в горах, в море, в лесах, пустынях и огромных городах.

Хайд — от английского «hide» («прятать», «скрывать»); дар оставаться незамеченным, один из талантов, которыми должны обладать разведчики, лазутчики и прочие ниндзя.

Симпатия — способность вызывать доверие; совершенно необходима для президентов и коммивояжеров.

Эндовиация — «внутренний путь»; сознательный или бессознательный талант управлять телом и внутренними органами. Эндовиация объединяет такие пара-феномены, как нечувствительность к боли, видение в темноте, кожное зрение, преобразование звуков и запахов в зрительный ряд, дар заживлять собственные раны и бороться с болезнями, температурную и электрохимическую регуляцию жизненных процессов. Частные случаи этого феномена демонстрируют йога, аутотренинг и религиозный экстаз.

Психотрансформация — дар психического перевоплощения в другой тип личности (в том числе — в вампира, оборотня). Носители данного свойства — трансформеры. Не надо путать их с роботами-трансформерами, а психотрансформацию — с трансформацией-телеконверсией (см. ниже).

ЭКСТРАСЕНСОРНЫЕ явления находятся на грани реального и невероятного; мы не можем с уверенностью утверждать, что они существуют, однако их отрицание было бы слишком поспешным шагом. Я разделяю их на две разновидности:

Суперсенсинг — сверхчувствительность по отношению к окружающей среде: к запахам, к звукам, к изменению температуры, влажности, давления, солнечной радиации, магнитного поля и т. п. Типичными носителями этого качества являются лозоходцы, способные проследить течение подземных вод и залегание минералов, отыскивать утечки в газовых магистралях и в электросетях, а также потерянные предметы.

Экстрасенсинг — аналог суперсенсинга, направленный на человеческий организм. Данным качеством обладают целители-экстрасенсы, умеющие диагностировать и излечивать заболевания, осуществлять мобилизацию внутренних сил организма пациента, влиять на чужое тело — именно на чужое, в отличие от эндовиатов. Впрочем, таланты эндовиации, супер- и экстрасенсинга могут быть присуши одной и той же личности.

ЭКСТРАМЕНТАЛЬНОЕ — феномен более высокого порядка, чем те, что рассмотрены выше; именно он в первую очередь привлекает внимание писателей-фантастов (в дальнейшем я буду приводить в скобках ссылки на соответствующие книги). Понятие экстраментального включает телепатию и телекинез, но эти явления поддаются иерархической классификации, то есть их можно описать в определенном порядке — от низших форм к высшим:

1. Телепатия — низшая форма.

Гомеотелепатия — подобие телепатии; дар угадывать мысли по выражению лица, голосу, поведению. Предполагает наличие развитого логического мышления и наблюдательности (Артур Конан Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе»).

Эндо- и экзоэмпатия — прием чувств от иного существа или проецирование собственных чувств на человека, животное, растение. Если присутствуют оба дара, то их можно назвать биэмпатией. Частные случаи: «говоруны», обладающие даром общения с животными (Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»); «фермеры» — люди с «зеленой рукой» (дар общения с растениями).

Предтелепатия — прием отдельных мыслей либо намерений от большого числа людей, думающих об одном и том же; иными словами — прием ментальной информации при большой мощности сигнала и сравнительной простоте сообщения (например, прием определенных цифр). Носителей этого свойства я бы назвал «слухачами».

2. Собственно телепатия.

Эндо- и экзотелепатия — прием мыслей и образов от другого человека или передача их ему. Телепат может обладать только одним из данных качеств.

Бителепатия — двусторонний ментальный обмен между людьми. Большинство телепатов, описанных в фантастической литературе, являются именно бителепатами (Альфред Бестер «Человек без лица»),

3. Высшие формы телепатии.

Ультрателепатия — ментальный обмен как с человеком, так и с любым другим существом (вплоть до насекомых, растений и инопланетных созданий). Высшая форма бителепатии.

Супертелепатия — дальнодействующая телепатия; ментальное общение на космических расстояниях (когда человек, образно говоря, слышит голоса звезд или шорохи иных измерений; Клиффорд Саймак «Город»).

Телепатический контроль — внушение своих мыслей другому человеку, который воспринимает их как свои собственные.

Телепатическая контаминация или смешение — способность объединять несколько разумов в единое сознание (суперразум) с целью увеличения мощности ментальных процессов. Это самая высокая форма телепатии, и следует предполагать, что ее сопровождают такие феномены, как телекинез, телепортация и способность к телепатическому контролю.

4. Собственно телекинез. Телекинез — дар, позволяющий манипулировать предметами, не прикасаясь к ним.

5. Высшие формы телекинеза.

Телетаксис — управление характеристиками окружающей среды, включая гравитацию и электромагнитное поле. Частные случаи: электротаксис — генерация радиопомех, мощных защитных полей, электрических разрядов и шаровых молний; адвекция — перенос тепла, влаги и, как следствие, возможность влиять на погоду (носители этого дара — «синоптики», заклинатели дождя); левитация — полет без применения технических средств; пирокинез — зажжение огня и управление пламенем (Стивен Кинг «Воспламеняющая взглядом»),

Телепортация — способность переносить себя самого и любые объекты из одной точки пространства в другую, причем перенос осуществляется либо мгновенно, либо с гигантской скоростью.

Теледеструкция — разрушение любых атомно-молекулярпых структур без применения технических средств. Частный случай — телекавитация, или пробивание отверстий в стенах или иных препятствиях.

Телеконверсия (трансформация) — целенаправленное изменение любых атомно-молекулярных структур. Частный случай — изменение собственного тела; вслед за Робертом Силвербергом («Замок лорда Валентина») и другими авторами носителей этого свойства можно назвать метаморфами. Метаморфизм напоминает эндовиацию, но является неизмеримо более мощным феноменом.

6. Смешанные телепатические и телекинетические явления.

Перцептация (восприятие) — пассивное подключение к разуму и органам чувств другого существа (человека, животного, растения); отсюда проистекают дальновидение, дальнослышание, ясновидение.

Полный контроль — полное подчинение другого существа своей воле, телепатическое и телекинетическое управление им. Перцептация и телепатический контроль описаны Стерлингом Ланье в «Путешествии Иеро».

СДЕЛАЮ несколько замечаний об экстраментальных явлениях. Если говорить о реальности, не о фантастике, то нам до сих пор в точности неизвестно, существует ли телепатический феномен. Почему? Вот вероятное объяснение. Если предположить, что телепатия есть врожденный дар младенца, то такой ребенок неизбежно вырастет идиотом, так как в младенчестве не способен защитить (заэкранировать) свой разум от лавины мыслей окружающих (если только такая экранировка тоже не является врожденным свойством). Лишь в том случае, когда телепатический талант проявляется в более зрелом возрасте, его носитель успевает обучиться защитным процедурам и становится настоящим, полноценным телепатом.

В отличие от телепатии, врожденный дар телекинеза не сводит ребенка с ума, и я полагаю, что телекинетиков существует довольно много. Некоторые из них (возможно, подавляющее большинство) не осознают своих способностей, которые просыпаются только в момент сильного волнения и стресса; тогда они, сами того не ведая, начинают хаотически манипулировать предметами и энергетическими полями. Не этим ли, кстати, объясняется полтергейст?

Наконец замечу, что телепат всегда ведает о своем даре, если только он не малое дитя; телепату совершенно ясно, что он воспринимает мысли окружающих, и проверить этот факт ему нетрудно. Но свойства телекинеза, телетаксиса и теледеструкции могут быть неосознанными, хотя и очень сильными — особенно в том случае, когда они проявляются эпизодически; тут гораздо труднее установить причинно-следственную связь, чем в случае телепатии. Теперь я вправе высказать гипотезу, что ряд катастроф и стихийных бедствий вызван каким-нибудь «синоптиком»-адвектом, который часто ссорится с женой. Возможно, этот дар передается в определенной семье из поколения в поколение, как таланты Хогбенов (персонажей Генри Каттнера)? Возможно, все члены данного семейства очень раздражительны? Возможно, они обитают где-нибудь неподалеку от Бермудского треугольника, который является чудовищных размеров полтергейстом?..

ТЕПЕРЬ перейдем к явлениям феноменальным, то есть к самым необычным ПЯ. Это:

Интуитивизм — способность мгновенно приходить к верным выводам и решениям, независимо от профессиональных знаний и минуя цепочку логических рассуждений (Айзек Азимов «Сами боги»). К носителям этого дара относятся: «механики» — люди, интуитивно постигающие назначение любого механизма, способные отыскать в нем неисправность и ликвидировать ее; «финансисты» — люди, владеющие талантом к приумножению богатств; дайнджеры — те, кто предчувствует опасность (Александр Громов «Год Лемминга», Михаил Ахманов «Скифы пируют на закате»).

Психоамфиболия — двойственность; размещение в одном мозгу двух или нескольких разумов либо распараллеливание процесса мышления (кибернетический аналог — многопроцессорные системы). Подобный случай описан Робертом Шекли в «Четырех стихиях».

Прекогнистика — предвидение и предсказание будущего. Добавлю, что в данном случае будущее предстает в виде связной картины, а не в виде предчувствий, как у интуитивистов.

Долгожительство — имеется в виду активная жизнь в течение нескольких столетий или даже бессмертие (Роберт Хайнлайн «Достаточно времени для любви», Альфред Ван-Вогт «Оружейники»).

Акциденция — осознанный или неосознанный дар управления случайностями, приносящий человеку особую удачу. Носителей этого свойства можно назвать «везунчиками» (Ларри Нивен «Мир-кольцо»).

Гетерохрония (многовременье) — управление временем. Частный случай — контрамоция, жизнь в обратном потоке времени (Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»).

ПРЕДЛОЖЕННАЯ мной классификация, разумеется, несовершенна, но она наводит хотя бы какое-то подобие порядка в мире ПЯ. Завершая статью, я хочу также обратить внимание читателей на то, что в ней не фигурировали слова «умение» и «искусство». Умению и искусству можно научиться, а паранормальные качества не обретешь ни в школе, ни в университете. Пока не обретешь, а может быть — и никогда. Это врожденный талант, Дар Божий. Или, если угодно, Божья Кара.

Книжное обозрение, 1998, 38, с. 16