ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ
Страны Прибалтики — Финляндия, Эстония, Латвия и т. д. — созданы империалистами для того, чтобы служить барьером между Советским союзом и странами капитализма и плацдармом для нового военного нападения империалистов на СССР. Эти страны находятся в политической и экономической зависимости от крупных империалистических держав; все военные приготовления лимитрофов
[1] необходимо рассматривать, как важнейшую часть общего плана подготовки военной интервенции нашего Союза. Это не исключает того, что страны победительницы — Англия и Франция, используют лимитрофы и в своей борьбе друг против друга за гегемонию в Европе.
Не так давно ген. Бэрд заявил: «Антанта, которая в большой степени ответственна за создание лимитрофов и которая вложила много денег в них, будет содействовать их развитию и при помощи протектората над морем и снабжения лимитрофов военными материалами и при помощи экономических действий». Этим достаточно четко определяется отношение империалистических держав к Балтийскому морю, омывающему границы Советского союза.
Содействуя развитию Прибалтики, империалисты толкают Финляндию на захват Советской Карелии и Карельского перешейка; Эстонию — на захват южного советского берега Финского залива вплоть до Ленинграда; Польшу — на захват Советской Украины и т. д.
Уже в 1920 г. началось планомерное сколачивание антисоветского блока из Прибалтийских стран. Мероприятия эти слагались в основном из следующего:
1. Организация вооруженных сухопутных и морских сил лимитрофных стран.
2. Изучение театра военных действий.
3. Обучение собственных морских сил империалистов действиям в условиях Балтийского театра и Финского залива.
4. Попытки объединить все Прибалтийские страны, их армии и флот для совместных действий под единым командованием.
Руководящую роль в военном строительстве лимитрофов играют Франция и Англия. Англия руководит организацией флота и составлением судостроительных программ Финляндии и Эстонии.
Рис. 1.
Франция строит на своих верфях флот для Латвии и Польши. За последнее время Франция проявляет стремление распространить свое влияние и на Финляндию и Эстонию. Личный командный состав флотов лимитрофов обучается в Англии (финны и эстонцы) и во Франции (поляки и латыши).
Поскольку обеспечением коммуникаций
[2] по всему Балтийскому морю заинтересована более всех Англия, она чаще других стран «навещает» Балтику под благовидным предлогом очередных визитов всем Прибалтийским странам. Эти «визиты» английские крейсеры типа «Си», подлодки и эсминцы совершают уже с 1922 г.
Французский флот тоже «не забывает» о Балтийском море; он впервые в 1926 г. посетил все большие порты Прибалтики.
Первые же плавания англичан и французов воочию убедили их в отсутствии на Балтийском театре нужных для империалистического флота баз и ремонтных средств, достаточно близко расположенных к границе СССР и доступных в течение круглого года. Вот почему теперь уже окончательно намечена постройка крупного пловучего дока в Финляндии — в Турку (Або) или в Гельсинки (Гельсингфорсе) — и значительное расширение Балтийского (Ревельского) порта.
В Либаве (Лиспайя — латвийский незамерзающий порт) тоже намечены работы по улучшению и ремонту портовых сооружений.
Польша под руководством Франции лихорадочно строит порт Гдыню: он рассчитывается на широкие торговые операции, на обслуживание морских сообщений с Западной Европой и на базирование на него крупных кораблей. Все перечисленные мероприятия совершенно не диктуются нуждами прибалтийских флотов — все это делается для обеспечения базирования морских сил империалистов.
В целях тренировки своих флотов в действиях на стесненном Балтийском театре и в узкостях Финского залива, Англия проводит ряд маневров как в своих водах, так и в колониальных, выбирая обстановку и силу сторон, весьма схожие с таковыми же в случае войны с СССР. Так например немецкий морской журнал «Маринэ Рундшау» № 6 1928 г. откровенно пишет, что маневры английского флота в 1928 г. в Гибралтаре и в северной Англии, судя по заданной обстановке и составу сторон, имели в виду тренировку в прорыве позиции на Финском заливе и захват батарей Красной Горки под Кронштадтом. Наконец Франция в состав своего флота включила недавно два бывших русских ледокола, хотя ни один порт Франции никогда не замерзает. Понятно, что эти ледоколы предназначаются для действия в Финском заливе, ибо южная часть Балтийского моря льдом покрывается лишь в редкие годы.
Начав строить базы для своего флота на Балтике, изучив театр, строя корабли лимитрофным странам, Антанта естественно стремится теперь к объединению всех разрозненных сил на Балтике в единый кулак. Объединение флотов всех лимитрофов на практике пока еще не проведено, но уже с 1931 г. началась довольно деятельная тренировка их в совместных действиях, руководство которыми принадлежит Англии и Франции.
В 1931 г. Англия прежде всего выделила для плавания в Балтике вместо обычных крейсеров типа «Си» новейшие крейсеры в 10 000 т (вашингтонские типа). В начале лета 1931 г. под предлогом празднования 10-летия латвийского флота в Либаве состоялся слет всех флотов Балтики во главе опять-таки с Англией и Францией.
В Либаве, единственном ближайшем к Финскому заливу порту, собралось свыше 20 военных кораблей из числа лучших судов Антанты и Прибалтийских стран. СССР на этот «праздник» не был приглашен якобы потому, что корабли Латвии не посещали еще портов СССР.
На смотру антисоветских морских сил присутствовали следующие корабли: английские крейсеры «Норфольк» и «Дорсетшафр», германские — крейсер «Кенигсберг» и 5 лучших эсминцев; шведские — броненосец береговой обороны «Дротнинг Виктория» и два лучших эсминца; польские — эсминец «Вихрь» и два старых миноносца; эстонский эсминец «Леннук» и финский учебный корабль «Карьяла». Франция была представлена двумя новейшими лидерами флотилии «Лион» и «Бизон».
В самой Либаве после торжественных банкетов и парадов происходил в более скромной обстановке съезд командующих флотами Латвии, Эстонии и Финляндии при обязательном конечно участии французского и английского адмиралов. Не успели разъехаться гости по домам, как стало известно, что осенью состоятся соединенные маневры эстонского и латвийского флотов. Через пару дней после окончания «праздника» состоялись совместные упражнения польского и эстонского флотов, а Финляндия произвела ряд военнополитических демонстраций на море у наших границ.
Наконец 5 июля 1931 г. у советской границы состоялось открытие памятника в честь шведских солдат, погибших в войну с Россией в 1655 г. На торжестве присутствовал финский главком Сихво, произносились погромные антисоветские речи.
Таким образом все более открыто сколачивается антисоветский блок на Балтике, усиленными темпами идет всесторонняя подготовка лимитрофов к войне, составлены планы совместной боевой подготовки, увеличиваются вооружения, строятся новые военные базы, усиливается фашистский режим, одна за другой развертываются клеветнические антисоветские камапнии и т. п.
Несмотря на тяжелое экономическое положение сопредельных с нами государств, их военные бюджеты неимоверно велики. Так например военный бюджет Польши в 1930 г. составил 42 % от общегосударственного, Литвы — 24,5 %, Эстонии — 23 %, Латвии — 21 % и Финляндии — 18 %. Чрезвычайно широкие размеры приняла организация фашистских отрядов в Прибалтийских странах; по численности это вторые армии, призванные служить не только для пополнения кадровых армий, но и для борьбы с революционным движением внутри страны. Численность фашистских организаций весьма значительна, как видно из следующей таблицы:
Страна |
Численность армии мирного времени |
Численность фашистских организаций |
Финляндия |
19 590 |
150 000 |
Эстония |
13 300 |
33 000 |
Латвия |
19 600 |
30 000 |
Литва |
13 000 |
30 000 |
Польша |
303 311 |
1 200 000 |
Крупные империалистические страны всячески способствуют заключению между сопредельными государствами договоров и соглашений, направленных против Советского союза. Существуют например договоры: 1) польско-румынский от 1921 г. с дополнением от 1926 г.; этот договор продлен в 1931 г. на 5 лет; 2) эстоно-латвийский договор; 3) франко-польский от 1920 г. с добавлением 1921, 1922 и 1925 гг.; 4) чешско-румынский; 5) югославско-румынский; 6) польско-чешский договор от 1926 г. и т. д.
Растет угроза военного нападения на Советский союз. Нам особенно важно обстоятельное изучение наших вероятных противников и соседей по Балтике. В настоящей книжке мы осветим состояние морских вооружений Прибалтийских стран.
ФИНЛЯНДИЯ
Не успеет еще идущий в море корабль сойти со створов кронштадтских маяков, еще не понимается бурун за кормой корабля, выходящего из Кронштадтской гавани, а с мостика уже видна на горизонте наша северная соседка — Финляндия. Береговая линия финских границ протяжением до 2 000 км изрезана бухтами, заливами и множеством больших и малых скалистых островков, образующих вдоль всего финляндского побережья так называемые шхеры, создающие трудные условия мореплавания.
Богатейшая сеть внутренних водных путей Финляндии доходит до 1 000 км. Финляндия богата мощнейшими озерными системами, как Пайенская, Сакаканутская и особенно Сайменская. Сообщаясь с морем, последняя тянется по системе каналов, шлюзов и озер на 200 миль вглубь страны, допуская движение судов с осадкой до 5 футов.
Рис. 2. Первый финский броненосец береговой обороны “Вяйнемайнен” во время достройки у верфи.
Проводятся изыскательные работы по прорытию нового, имеющего большое стратегическое значение канала между Финским заливом и Ладожским озером. Правда, постройка этого канала должна быть закончена только к 1937―1938 гг. Тяжелое же финансовое положение страны может еще больше затянуть работы.
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ Финляндии состоят из сухопутной армии и морской обороны. Морская оборона включает береговую артиллерию, морской флот и озерную военную флотилию (на Ладожском озере).
Численность финской армии, состоящей из всех существующих родов оружия, около 19 590 чел. В военное время Финляндия сможет мобилизовать до 250 000 чел.
Кроме регулярной армии Финляндия имеет скрытые вооруженные силы в виде мощной военнофашистской организации шюцкора (Суоэлускунта) численностью до 150 000 чел., имеющей в своем составе специальную организацию морского шюцкора (см. ниже). Армия хорошо обучена и в своей тактике умело использует географические особенности страны (леса, холмы, узкие проходы, озера).
ФИНСКИЙ ВОЕННОМОРСКОЙ ФЛОТ образовался из небольшого числа кораблей бывшего царского флота, оставшихся в Гельсингфорсе в феврале 1918 г. после ухода Красного флота в Кронштадт. В течение 3―4 лет финны закончили постройкой сторожевые корабли и ввели их в строй. В 1922 г. при содействии белогвардейцев — бывших офицеров царского флота — был составлен первый проект кораблестроительной программы, предусмотревший постройку 6 броненосцев береговой обороны, 6 эскадренных миноносцев, 16 подводных лодок и 48 быстроходных торпедных катеров. Отсутствие прочной экономической базы не дало правда возможности осуществить эту программу, но она интересна для нас как выявление намерений Финляндии в области ее военноморской политики. В 1928 г. была разработана более скромная кораблестроительная программа, к осуществлению которой было приступлено немедленно же по утверждении ее сеймом. Программа эта наметила постройку 2 броненосцев береговой обороны, 3 подводных лодок с подводным водоизмещением в 450 т и 1 — 99 т, 4 быстроходных торпедных катеров и 1 учебного корабля.
К осени 1931 г. осуществление программы частично уже закончилось. 3 подводных минных заградителя по 450 т и 1 водоизмещением 99 т — в строю. Быстроходные торпедные катера также уже в строю. Учебный корабль куплен в Германии и после перестройки осенью 1931 г. пошел в заграничный поход; что же касается броненосцев, то один из них «Вяйнемайнен» уже закончен постройкой и проходит приемные испытания. Готовность этого корабля ожидается к началу 1933 г. Кроме правительственной кораблестроительной программы имеется еще программа финского флотского союза, которая предусматривает постройку на добровольные пожертвования 20 быстроходных торпедных катеров.
В связи со скорым осуществлением первой программы финское морское командование занялось новым проектом. Специальная комиссия, которая должна разработать проект, получила целый ряд предложений и вариантов, касающихся новой кораблестроительной программы.
СУДОВОЙ СОСТАВ ВОЕННОМОРСКОГО ФЛОТА Финляндии по состоянию на 1 сентября 1931 г. таков:
Наименование кораблей |
Год спуска на воду |
Водоизмещение, т |
Скорость хода, узлов |
Артиллерия и калибр, мм |
Торпедное вооружение и запас мин заграждения |
Броненосцы БО[3] |
|
|
|
|
|
\"Вяйнемайнен\" |
1930 |
3 900 |
15 |
IV — 242, VIII — 120 |
― |
\"Ильмаринен\" |
1931 |
3 900 |
15 |
IV — 242, VIII — 120 |
― |
Подводные минные заградители |
|
|
|
|
|
\"Ветехинен\" |
1930 |
500 |
14/9 |
I — 75, I — пулемет |
IV — 53-см, 20 мин |
\"Весихиси\" |
1930 |
500 |
14/9 |
I — 75, I — пулемет |
IV — 53-см, 20 мин |
\"Ику-Турсо\" |
1931 |
― |
― |
― |
IV — 53-см, 20 мин |
\"Саукко\" |
1930 |
99 |
― |
I — пулемет |
II — 45-см, 12 мин |
Сторожевые корабли |
|
|
|
|
|
\"Матти-Курки\" |
1892 |
420 |
17 |
II — 102, I — 37, III — пулемета |
― |
\"Клаас Горн\" |
1892 |
420 |
17 |
II — 102, I — 37, III — пулемета |
― |
\"Уусимаа\" |
1918 |
400 |
15 |
II — 120, I — 37 зен., II — пулемета |
30 мин |
\"Хяменмаа\" |
― |
― |
― |
― |
30 мин |
\"Карьяла\"[4] |
― |
350 |
14 |
II — 76, III — пулемета |
30 мин |
\"Турунмаа\" |
― |
350 |
14 |
II — 76, III — пулемета |
30 мин |
Минные заградители |
|
|
|
|
|
\"Свеаборг\" |
1904 |
780 |
10 |
― |
60 мин |
М-1 |
1917 |
776 |
12 |
IX — 37 |
60 мин |
Тральщики |
|
|
|
|
|
Т-2 |
1916 |
240 |
14 |
I — 75, II — пулемета |
― |
\"Рауту\" |
1917 |
240 |
14 |
― |
― |
Торпедные катеры |
|
|
|
|
|
MTV-3 |
1927 |
12 |
40 |
― |
― |
MTV-4 |
1928 |
12 |
40 |
― |
― |
MTV-5 |
1928 |
12 |
40 |
II — пулемета, 4 глубинные бомбы (противолодочных) |
II — 45-см торп. |
MTV-6 |
1929 |
12 |
40 |
― |
― |
MTV-7 |
1929 |
12 |
40 |
― |
― |
MTV-1 |
1917 |
12 |
26,5 |
II — пулемета |
II — 45-см торп. |
MTV-2 |
1917 |
― |
― |
― |
― |
К перечисленному корабельному составу надо еще добавить 19 моторных катеров-тральщиков малого тоннажа (два по 40 т и 17 по 9 т) и один учебный парусно-моторный корабль, который должен был вступить в строй осенью 1931 г.
Пограничная охрана имеет сторожевое судно «Мерикотка» в 400 т (скорость 10 узлов, вооружение II 47-мм орудия), 3 сторожевых катера со скоростью хода в 25―30 узлов и несколько десятков моторных катеров меньшего размера.
Нельзя обойти молчанием наличие у финнов мощных ледоколов, которые конечно в военное время смогут быть вооружены и в условиях нашего театра будут иметь большое тактическое значение. Всего имеется 6 ледоколов:
Название |
Водоизмещение, т |
Скорость, узлов |
Яакарху |
4 900 |
15 |
Тармо |
2 300 |
13,5 |
Сампо |
1 840 |
12 |
Войма |
2 150 |
15 |
Муртайя |
824 |
12,5 |
Апу |
1 100 |
11,5 |
В Ладожском озере по Юрьевскому мирному договору 1920 г. Финляндия не имеет права держать военные корабли водоизмещением свыше 100 т, поэтому в данное время на озере находится 4 вооруженных буксира (менее 100 т каждый), имеющих по два 47-мм орудия, 5 моторных катеров и 2 невооруженных парохода. На севере в Печенегской губе Финляндия имеет сторожевой катер «Турья» с двумя 47-мм орудиями и 4 пулеметами.
Рис. 3. Тип финского быстроходного шюцкоровского катера.
Строительство военноморских сил Финляндии базируется на 7 кораблестроительных и машиностроительных заводах и 2 верфях. Заводы и верфи
[5] могут строить военные корабли водоизмещением до 4 000 т. Все эти средства обеспечивают потребность вооруженных сил только в мирное время и то не полностью, в военное же время военная промышленность Финляндии не может служить базой для снабжения своих вооруженных сил. Нужна будет помощь крупных промышленных стран.
ШЮЦКОРОВСКИЙ ФЛОТ. Шюцкор — это военнофашистская организация, получающая финансовую помощь от правительства и подчиненная высшему военному командованию. За последние годы проводится централизация управления шюцкором и вводится в нем строгая дисциплина. Шюцкоровский флот состоит из моторных катеров и буксиров, в мирное время обслуживающих частных лиц и различные хозяйственные и спортивные учреждения. Флот этот делится на 17 флотилий с общим числом около 300 единиц. На шюцкоровский флот возлагаются задачи по сторожевой и разведывательной службам, службе наблюдения и связи, перевозке мелких войсковых соединений, охране рейдов, борьбе с подлодками. Для прохождения боевой подготовки флотилии периодически собираются для участия в тактических упражнениях и маневрах.
Шхеры морских берегов и озерных районов представляют собой отличный театр для использования шюцкоровских флотилий.
Значительным источником пополнения судового состава военного флота во время войны является торговый флот. Финляндия располагает 540 пароходами (общая вместимость 260 161 брутто регистровых тонн), 140 теплоходами (22 647 брутто регистровых тонн) и 332 парусниками (76 008 брутто регистровых тонн).
Рис. 4. Финский подводный минный заградитель “Ветехинен”.
Из этого судового ресурса некоторая часть (пароходов и теплоходов) в военное время могут быть использованы в качестве вспомогательных канонерских лодок, минных заградителей, транспортов и т. д.
Какую же можно дать общую оценку судовому составу финского военного флота? Все корабли кроме вновь построенных устарели. Однако наличие перечисленных в таблице судов дает возможность подготовить необходимые кадры личного состава для вновь строящихся судов, безусловно уже имеющих большое боевое значение для данного морского театра.
АВИАЦИЯ Финляндии состоит из 85 самолетов, из которых морских самолетов — 40. Многочисленные озера и шхеры создают хорошие условия для использования гидроавиации. Вся авиация помещается в Гельсинки (Гельсингфорсе). Базы морской авиации расположены в Гельсинки, Випури (Выборге), Сортавала (Сердоболе). Базы сухопутной авиации находятся в г. Утти и Випури (Выборге). Авиационные школы имеются в г. Каухана (центральная) и в Гельсинки (Гельсингфорсе). Большинство самолетов по типу — разведчики и легкие бомбардировщики. Число тяжелых бомбардировщиков незначительно.
Личный рядовой состав вооруженных сил Финляндии комплектуется в порядке воинской повинности. Воинскую повинность по закону отбывают все мужское население, достигшее 21 года. Сроки действительной службы для морской обороны (береговая артиллерия и флот) — 15 месяцев, а для пехоты — 12 месяцев; флот кроме того комплектуется добровольцами с основным сроком службы в 3 года. В школы специалистов направляются только добровольцы; наиболее развитые из них и политически благонадежные могут держать экзамен на первый офицерский чин.
Рис. 5. Эстония. Эсминец “Леннук” (б. русский “Спартак” постройки 1915 г.).
В военное время военный флот пополняется личным составом торгового флота, шюцкора и погранохраны.
Командный состав подготовляется в военноморском училище в Гельсингфорсе. Группы офицеров финского флота получают в учебных заведениях иностранных флотов, главным образом Швеции, Англии и Италии, специальное усовершенствование.
Уделяется большое внимание политикоморальной обработке личного состава. Работу эту ведут офицеры и священники, воспитывая личный состав в национально-религиозном духе и в духе ненависти к Советской России, к коммунизму. Политическая обработка ведется в матросских клубах, «домах солдата»; издаются специальные газеты и журналы.
Шюцкор насчитывает в своих частях до 100 000 чел., кроме того женская военнофашистская организация охватывает до 50 000 женщин.
ВОЕННЫЕ БАЗЫ. Пока главной базой финских военноморских сил является столица Финляндии — Гельсинки (Гельсингфорс). В нем расположены судостроительные и машиностроительные заводы и небольшой док. Вообще же Финляндия имеет около 25 портов, часть которых всегда может быть использована в качестве баз для финского флота; для крупных кораблей империалистических держав — линкоров, крейсеров и даже современных эсминцев — в Финляндии нет доков, где можно было бы исправлять повреждение подводной части этих кораблей.
Порты и шхеры Финляндии представляют много удобных стоянок для морских сил, преимущественно легких. Главные из них в Финском заливе и в Або-Аландском районе.
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА. Военноморская подготовка в целом признается финнами еще недостаточной.
Рис. 6. Эстонский эсминец “Вамбола”.
Обычно первая половина летней кампании отводится на стрельбы и практические учения по специальностям. Во второй половине лета устраиваются маневры совместно с армией и наконец заграничное плавание по Балтийскому морю (в Эстонию, Латвию, Швецию).
Финский флот проявляет большую активность в своей боевой подготовке и сравнительно много плавает. Финские корабли часто появляются в непосредственной близости к советским водам, производя при этом тактические упражнения.
Характерно, что участвующему в маневрах шюцкору ставится иногда задача «подавления восстания» (финских рабочих в тылу).
ЭСТОНИЯ
В эстонской армии представлены все роды войск современных армий. Общая численность личного состава — 13 300 чел. по мирному времени. В военное время под ружье может быть призвано 120 000 чел. Вооружение армии состоит главным образом из оружия английских образцов. Армия по своей подготовке занимает одно из первых мест среди стран Прибалтики.
Эстонское правительство пока еще мало уделяет внимания военному флоту, полагая, что для Эстонии выгоднее иметь мощный воздушный флот. Главным своим противником на море эстонская буржуазия считает СССР, но в действиях против Красного флота Эстония всецело полагается на морские силы «дружественных держав», в том числе Англии и Франции.
Как и финский, эстонский флот организовался в 1918 г. из кораблей царского русского флота. Его судовой состав на 1 сентября 1931 г. был нижеследующим:
Класс и наименование корабля |
Год спуска на воду |
Водоизмещение, т |
Скорость, узлов |
Артиллерия, калибр |
Торпедное вооружение и количество принимаемых на борт мин |
Эсминцы |
|
|
|
|
|
\"Леннук\" |
1915 |
1 800 |
32 |
V — 102-мм, I — 75-мм зен. |
IX — 45-см ап., 80 мин |
\"Вамбола\" |
― |
1 585 |
― |
IV — 102-мм, I — 40-мм зен. |
IX — 45-см ап., 60 мин |
Миноносец |
|
|
|
|
|
\"Сулев\" |
1915 |
250 |
26 |
II — 88-мм |
II — 45-см ап., 20 мин |
Сторожевые корабли |
|
|
|
|
|
\"Лайне\" |
1915 |
400 |
12 |