Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

ЛЕВАШОВ Николай Викторович



\"НЕОДНОРОДНАЯ ВСЕЛЕННАЯ\"

Отзыв на монографию академика Н. Левашова «Неоднородная Вселенная»



Современная научная картина Мира или Вселенной (греч. раn. лат. universum — всё то, что существует) создаётся, благодаря целенаправленным фундаментальным исследованиям, экспериментальным наблюдениям учёных и философскому осмыслению полученной ими информации, на которой основываются научные теории, объясняющие необычные факты и углубляющие понимание природы Вселенной.

Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца XIX века. Однако, специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически только с середины XX века, но до сих пор однозначного его понимания не достигнуто.

Вероятно, это связано с объективной размытостью и неопределённостью самого понятия Вселенная, занимающего связующее положение между собственно философским и естественнонаучным уровнями обобщения и мировоззренческого осознания результатов, методов и тенденций научного познания Мира (Вселенной).

Проблема познания Вселенной исторически очень давно волнует и философов, и учёных. Есть несомненные успехи в объяснении тайн Мира, но и есть серьёзные проблемы в толковании новых открытий физиков, химиков, биологов и других учёных.

Именно в этом контексте появление рецензируемой монографии — отчётливое свидетельство глубинных сдвигов в современном философском восприятии самой проблематики феномена Вселенной, неоднозначного понимания природы её бытия в научной среде.

Академик Николай Левашов предпринял непростую задачу по научно-философскому переосмыслению самих истоков понимания феномена Вселенной в истории философии и современной науке, делая акцент на онтологические основания в осмыслении феномена саморазвития неоднородной Вселенной.

Традиционно всё многообразие известных человечеству объектов и свойств во Вселенной делят на макро- и микромиры. Уже во введении своей книги, автор вполне правомерно утверждает, что «эта проблема будет существовать до тех пор, пока не будет создана картина мироздания, на основании понимания законов макрокосмоса и микрокосмоса». И эта философская мысль рефреном прошла через всю монографию Н. Левашова.

А монография Н. Левашова, бесспорно, явление, и, как любое явление, она заслуживает самого скрупулёзного аналитического рассмотрения. Доминирующая идея книги состоит в том, что историческое становление и современное развитие культуры научного познания Вселенной происходит, благодаря колоссальной мыслительной работе лучших мыслителей всех времён и народов.

Сама постановка проблемы о неоднородной Вселенной в истории философской мысли представляет несомненный интерес и в теоретическом, и практическом плане, поскольку связана с выяснением условий появления жизни и человека — субъекта осмысленной жизнедеятельности и развития духовной и материальной культуры.

Автор умело вовлекает читателя в процесс философского переосмысления вечных проблем познания бытия и развития Вселенной и различных её структур. И это — весьма непростая задача и для автора книги, и для любого читателя и, тем более, рецензента.

Поэтому я обращу внимание читателей книги только на один из наиболее актуальных, на мой взгляд, вопросов, который поднимается автором в его монографии, и, под соответствующим углом зрения, дам общую оценку этой работе Н. Левашова.

Речь пойдёт об анализе философского основания нового аспекта в теории познания — неоднородности Вселенной. Особо выделю лишь некоторые — ключевые узлы проблемы познания сути Вселенной, изложенные у Н. Левашова в его книге.

Моё внимание привлекло методологическое измерение автором роли и значения философского фактора в историческом становлении научной картины мира, по мере складывания рационально-теоретического видения Вселенной. Анализу этой важнейшей проблемы познания Мира специально посвящена первая глава книги «Аналитический обзор».

В ней изложены и критически переосмыслены древнейшие мифические и античные философские представления и взгляды выдающихся мыслителей на мир, и древние воззрения простых людей на бытие человека в мире природы. «В истории человечества наблюдалось несколько периодов взлёта научных представлений о Вселенной, — подчёркивает автор, — на смену которым приходили целые эпохи невежества и варварства.

Вокруг сохранившихся осколков истинного знания начинали создаваться «новые» теории мироздания, которые, только к современности, достигли некой завершённости». И далее — «Представления о природе Вселенной отражают и определяют уровень развития научной мысли и техники, а также, определяют будущее развитие цивилизации в целом».

Привлекает внимание и концептуальный характер монографии. Все её теоретические положения и практические наблюдения органически взаимоувязаны. Они складываются в стройную и строгую научно-философскую систему осознания и объяснения Вселенной, будучи пронизанными сквозными объединяющими узами философского аналитического осмысления всего нового.

Автор излагает онтологические проблемы Вселенной неотделимо от проблем гносеологии. Проблематика познания неоднородности Вселенной рассматривается через призму нового понимания неоднородности пространства. Анализу этой ключевой проблемы автор посвятил фактически две главы: вторую и третью.

В них он скрупулёзно переосмыслил современное отношение к таким философским и научным понятиям как «материя», «пространство», «время» и др. К этому следует добавить, что академик Н. Левашов, при традиционном понимании материи, как объективной реальности, принципиально иначе судит о многообразии связей форм и видов материи с пространством.

И, если предположить, что существует множество типов или форм материи, каждая из которых отличается от другой своими свойствами и качествами частично или полностью, и эти формы материи «накладываются» на пространство с непрерывно изменяющимися свойствами и качествами, — философски размышляет автор, — то возникает распределение этих свободных форм материи по пространству по принципу тождества между свойствами пространства и форм материи

Автор рассматривает систему матричных пространств, образованных синтезом материй одного типа. В классической философии пространство, как собственно время и движение, представляют в виде неотъемлемых свойств (атрибутов) материи. Новое видение бытия материи и пространства породит непростые гносеологические проблемы, которые не существовали ранее в научной теории познания.

В этой книге предложено немало принципиально новых подходов к осмыслению проблем Вселенной, впервые названы острые вопросы, о которых философы ещё не писали.

Автор стремится предложить ряд принципиальных проблем, исходя из критического философского осознания характера изменений в качественном состоянии пространства, которые проявляются, прежде всего, в изменении качественного состояния материи.

Эту, по сути, революционную мысль, академик Н. Левашов подтверждает следующими словами: «Изменение качественного состояния материи влияет на качественное состояние пространства с обратным знаком.

В результате наличия между пространством и материей обратной связи, проявляющейся в их взаимном влиянии друг на друга, возникает компенсационное равновесие между пространством и материей, находящейся в этом пространстве».

Структура монографии построена вокруг осознания неоднородности пространства во Вселенной, как главной научно-философской проблемы мыслящего человечества. Между проблематикой научного доказательства бытия неоднородной Вселенной и её философским осознанием существует глубокая содержательная взаимосвязь.

Именно философия способна взаимоувязать природу научного исследования подвижности неоднородного пространства и его временную размерность. Так, рассуждая о «внутренней логике» устойчивости и неустойчивости состояния сложных систем, автор правомерно заявляет: «Самым простым атомом является атом водорода, сложными — трансурановые элементы.

Атомы водорода — самые устойчивые элементы во Вселенной, трансурановые — совсем не устойчивые и практически все из них существуют только в искусственных условиях и “живут” порой миллиардные доли секунды, а то и меньше».

Ещё совсем недавно считалось, что существуют только четыре элементарных частицы — протон, нейтрон, электрон и фотон. Сегодня открыты новые элементарные частицы и многочисленные процессы их взаимных превращений. Эти явления хорошо описаны автором и красочно представлены им в рисунках.

Он убедительно показал, как существование одной частицы, так или иначе, связано с наличием другой, при объяснении единства природы макрокосмоса и микрокосмоса. Так, согласно автору, «“чёрная дыра” макрокосмоса создаёт вокруг себя мощное радиальное гравитационное поле (радиальный перепад мерности) вызывающее распад любой материи.

Аналогично, внутренний объём спирали молекулы РНК или ДНК, создаёт подобные условия, приводящие к распаду пленённых молекул, под действием стоячей волны мерности.

Спираль этих молекул ведёт себя идентично “чёрной дыре” макрокосмоса, что позволяет назвать молекулу РНК или ДНК “чёрной дырой” микрокосмоса». Проблема происхождения жизни — одна из наиболее сложных, но и самых интересных в познании феномена Вселенной.

Если история развития жизни на Земле за последние 4 млрд. лет не вызывает принципиальных разногласий среди учёных и философов, то вопросы происхождения и эволюции жизни вызывают непрекращающиеся споры. И в данной работе автор размышляет об эволюции живого мира, как разветвлённом, многоплановом процессе.

Известно, что в составе современной фауны и флоры сосуществуют виды, представляющие собой последние звенья самых различных рядов развития живого вещества и стоящие на качественно разных уровнях его организации. Академик Н. Левашов, в связи с этим явлением, рассмотрел явления неорганического и органического взаимодействия элементарных частиц, атомов, молекул и т. д.

Завершая научную работу, он справедливо заключает, что в ней: «на основе многоуровневой живой материи впервые показаны механизмы мутаций, накопления их и передача новым поколениям живых организмов, что, в свою очередь, является фундаментом для понимания эволюционного процесса живой природы».

Рецензируемая монография Н. Левашова «Неоднородная Вселенная» представляет несомненный интерес для учёных-естественников и гуманитариев, специалистов и преподавателей, да и широкого круга читателей, ибо поднятые в ней нетрадиционные вопросы о неоднородности во Вселенной и самой Вселенной — весьма актуальны, довольно проблематичны и требуют самостоятельного творческого прочтения и осмысления.

А это значит, что творческий поиск научно-философских ответов на «вечные» вопросы о загадочном саморазвитии Вселенной, позволяет понять всю «зыбкость» привычных истин или сложившихся представлений о Мире. В итоге, можно ещё раз сказать, что монография Н. Левашова будет иметь большое значение для учёных и философов, преподавателей и всех тех, кто профессионально занимается проблемами познания Вселенной.

Академик Николай Левашов впервые, пожалуй, в практике научно-философского исследования феномена Вселенной и становления её бытия, скрупулёзно осмысливает и сами философско-методологические основания познания. Он умело пользуется диалектическим методом эмпирического и рационально-теоретического рассмотрения неоднородности Вселенной. Ключевая идея автора о неоднородности Вселенной получила хорошее научное обоснование и критическое философское осмысление при анализе им картины Мироздания.

Подробный и глубокий анализ автор осуществил в заключительной четвёртой главе монографии «Необходимые и достаточные условия возникновения жизни во Вселенной», которая носит достаточно радикальный характер. В ней изложены основные параметры появления жизни, а главное — качественные особенности функционирования органических молекул. Автор рассматривает их, как, своего рода, необходимые объективные условия возникновения жизни на Земле и миллиардах других планет во Вселенной.

Монография Н. Левашова заслуживает самой высокой оценки. Она — показатель фундаментальности вклада академика Н. Левашова в становление философии Вселенной. Монография представляет собой заметное продвижение на философском поприще разработки современной теории познания Космоса.

Это — подлинно прорывной научно-философский труд, который будет иметь (через освоение его, прежде всего, учёными и философами) огромное значение при изучении студентами и аспирантами различных концепций современного естествознания, заинтересованного и непредвзятого прочтения нетрадиционных подходов учёных и философов, разрабатывающих актуальные проблемы познания Вселенной.

Монография академика Н. Левашова «Неоднородная Вселенная», написана строгим, беспристрастным академическим языком науки. С учётом характера темы монографии, в ней отсутствует субъективно-личностное отношение к каким-либо теоретическим пристрастиям и обыденным суждениям о состоянии Мира. И это — правильно, ибо, рецензируемая научная монография — строгая исследовательская работа.

Вместе с тем, похвально, что автор, в целях достижения лучшего уяснения сложных сюжетов исследования, прибегает к ярким образным сравнениям из обыденной жизни. Так, он возникновение колебаний мерности пространства, при взрыве сверхновой звезды, сравнивает с волнами, которые появляются на поверхности воды после броска камня. Или, цитирую: «Представим первичные материи одного типа, как «кубики» одного размера и рассмотрим, как материи взаимодействуют друг с другом в зоне неоднородного пространства».

Или, для объяснения процесса перехода атома из устойчивого состояния в неустойчивое, автор сравнивает это явление с образом ям на дорогах, заполняемых водой во время дождя.

Заканчивая анализ монографии Н. Левашова, хотелось бы ещё раз заметить, что эту самобытную книгу можно рекомендовать не только учёным и философам, преподавателям и медикам. Она будет полезна и всем тем, кому небезразличны проблемы познания вообще, кто, так или иначе, интересуется философским познанием Мира и озабочен поиском путей и средств познания и понимания становления жизни на Земле и её эволюции до достижения высшего уровня — разумной материи (человека).

Разрабатываемая Н. Левашовым концепция неоднородной Вселенной, позволит, в будущем, предвидеть и предсказывать объективные процессы в макро- и микромире. В монографии намечены новые перспективные направления дальнейшей фундаментальной исследовательской работы в этой области науки и философии.

Итак, монография Н. Левашова — это заметное событие в мировой философии познания Вселенной. Она проникнута глубокими размышлениями о роли и значении философского наследия и современного поиска в области теории познания вообще.



Хрусталёв Юрий Михайлович,

доктор философских наук, профессор.

Председатель Проблемного учебно-методическо-го Совета по гуманитарному образованию в вузах Министерства здравоохранения России. Член Научно-методического Совета по философии Министерства образования России.

От автора

Законы природы формируются на уровне макрокосмоса и микрокосмоса. Человек, как живое существо, существует, в так называемом, промежуточном мире — между макро- и микромиром. И в этом промежуточном мире человеку приходится сталкиваться только с проявлением законов природы, а не с ними непосредственно. Как следствие этого, возникает проблема с созданием полноценной картины мироздания.

Эта проблема будет существовать до тех пор, пока не будет создана картина мироздания, на основании понимания законов макрокосмоса и микрокосмоса. Как бы долго мы бы не смотрели на верхушку айсберга, до тех пор пока кто-то не сообразит нырнуть под воду и не увидит айсберг целиком, все попытки описания его будут, в лучшем случае, неполными.

Аналогично обстоит дело и с «айсбергом» мироздания. Пока кто-нибудь не «нырнёт» в воды неведомого, все попытки создать картину мироздания, какими бы они не казались красивыми, окажутся несостоятельными. История познания человеком природы служит полным подтверждением этого.

Одна из основных причин подобного заключается в том, что органы чувств, которые человек использует при своём познании природы, не дают ему такой возможности по одной простой причине. Природа создала органы чувств человека не для того, чтобы он (человек) смог познать природу.

Органы чувств человека, впрочем, как и органы чувств животных и растений, возникли и развивались, как механизм адаптации и приспособления каждого вида живых существ к экологическим нишам, которые они занимают.

Человек стал использовать свои органы чувств и для накопления, сохранения и передачи информации себе подобным. Но это — информация о промежуточном мире, а не о макромире или микромире. На что, к сожалению, не обращается внимание. А, зря. Потому, что располагая только пятью органами чувств, даже расширенными с помощью приборов, просто невозможно описать и создать полноценную картину мироздания.

Для того чтобы создать полноценную картину, необходимо иметь возможность одновременного наблюдения, как надводной, так и подводной частей «айсберга» мироздания, что возможно только при появлении дополнительных органов чувств к пяти существующим.

Практически каждый желающий имеет возможность получить опытным путём доказательства ограниченности наших органов чувств. И для этого не нужно каких-либо сложных экспериментов, а только, нырнув под воду без маски, открыть глаза. Картина подводного мира предстанет перед нашим взором в искажённом виде: формы, расстояния не будут соответствовать реальным. И нет в этом никакого парадокса.

Глаза человека адаптированы к воздушной среде, а глаза рыб и других подводных жителей — к водной. И поэтому подводная картина будет искажённой для человека, а наземная — для рыб. Что же говорить о качественно других явлениях природы, с которыми человек никогда не сталкивался и не может столкнуться посредством своих пяти органов чувств?

Самое интересное — никто об этом не задумывается. И, как следствие, наука, разные её отрасли, превратились в слепых из старой индусской притче о слоне, когда троих слепых попросили описать слона. Каждый из них, наткнувшись на какую-то часть слона спешил описать, через свои ощущения, всего слона. Что из этого получилось известно каждому, если нет — то не сложно представить.

К сожалению, вся история теоретической науки, которая пыталась создать картину мироздания, очень сильно напоминает притчу о трёх слепых. И, что интересно, практически все великие открытия человечества были сделаны учёными в моменты, так называемых, прозрений, озарений, которые всегда «лежали» за пределами пяти органов чувств человека.

Но и это не заставило человека задуматься над вопросом — что можно получить с помощью пяти органов чувств и что нужно для полноценного познания природы. В то же самое время нельзя и винить за это, как нельзя винить слепого от рождения за то, что он не в состоянии понять и прочувствовать красоту и краски окружающей природы. Единственная возможность достигнуть этого для слепого — прозреть.

Мне хотелось бы верить, что это у меня получилось и, в результате подобного «прозрения», удалось создать предлагаемую Вашему вниманию теорию, изложенную в данной книге.

Академик Н. Левашов

Предисловие

Актуальность проблемы



Появление человека и зарождение у него сознания неразрывно связано с попытками познания им окружающего мира. Весь мир в своей бесконечности, безграничности и беспредельности не дан человеку в его непосредственности. Онтологический подход даёт возможность охватить мир, как целое, как систему. Таким образом, онтология отвечает на вопрос: в чём сущность мироздания и миропонимания.

Специфическая философская постановка вопроса, которую мы встречаем у древнегреческих философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, состоит в попытке установить первопричину, первооснову, которые могли бы объяснить всё бесконечное многообразие природных явлений.

Фалес считал таким первоначалом воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Ксенофан и Парменид — землю, т. е., в общем, те же, казавшиеся в древности далее неразложимыми стихии, которые мы находим и в древнеиндийской, и в древнекитайской натурфилософии. Лишь Анаксимандр выдвинул, в качестве такого первоначала, некую неопределённую первостихию, которую он обозначил словом «апейрон».

Лейбниц началом считал монаду, т. е., простую субстанцию, которая не возникает и не исчезает, не имеет частей и может быть получена только путём творения. Каждая монада должна быть отличной от другой, и, как любое творение, монада подвержена беспрерывному изменению. Изменения монады исходят из внутреннего начала, т. к. внешняя причина не может иметь влияния внутри монады.

Эпикур, Левкипп, Демокрит и Кант полагали, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества всех небесных тел — атомов. Левкипп и Демокрит полагали, что бесконечно не только число атомов во вселенной, но и число возможных для них форм, т. е. их фигур, очертаний.

Число этих различных форм — бесконечно. Доказательство бесконечного числа форм атомов, конечно, не могло быть эмпирическим, вследствие невидимости и неосязаемости этих форм, а только логическим. Это учение стало новым и вполне оригинальным способом решения естественнонаучной и философской проблемы, которая была поставлена перед греческой мыслью элейцами с их учением, согласно которому истинно сущее бытие не может ни возникнуть, ни погибнуть.

Левкипп и Демокрит, так же, как Эмпедокл и Анаксагор, согласны с этим тезисом, но, вместе с тем, боролись против воззрений элейцев, отрицавших мыслимость множества и мыслимость движения. Эмпедокл пытался решить эту задачу, разработав гипотезу о четырёх «корнях всех веществ» и о двух силах, которыми они приводятся в движение. Анаксагор ту же задачу пытался решить, выдвинув гипотезу о существовании отдельного от всего «ума» — механической движущей силы, которая приводит эти частицы в движение.

Но ни Эмпедокл, ни Анаксагор не предполагали, что элементарные частицы вещества являются абсолютно неделимыми. Именно эта мысль становится основой материалистической философии и физики Левкиппа и Демокрита. Теория о невидимых нами атомах вытекает из наблюдений над процессами и явлениями, происходящими в чувственно воспринимаемой природе. Теория атомизма возникла у Левкиппа и Демокрита на основании наблюдений и некоторых аналогий.

По разъяснению Симплиция, Левкипп и Демокрит постулировали существование бесконечного множества атомов потому, что бесконечность необходима для объяснения всех явлений, наблюдаемых в физическом мире. Только тем, кто считает атомы бесконечно многими по числу, удаётся дать всему разумное объяснение. Это обоснование — классический пример возникновения научной гипотезы.

Атомистическое учение Демокрита развивалось в неразрывной связи с понятием о вечности времени. Аристотель писал, что вечность времени была для Демокрита средством доказательства того, что существует не возникшее бытие. За исключением Платона, все философы, как указывал Аристотель, считали время нерождённым.

Учение Левкиппа и Демокрита о качествах тел было совершенно новой точкой зрения, впервые введённой в древнегреческую философию и науку. Оно оставило глубокий след в развитии физики, химии и философского понимания природы.

Воззрения эти резко расходились с господствовавшими в 5 в. до н. э. представлениями. Мысли о бесконечности Вселенной и об одновременном существовании в ней бесчисленного множества миров с трудом прокладывали себе пути в сознание людей.

Кант принимал атомистическую теорию Эпикура, Левкиппа, Демокрита. Так, Эпикур предполагал, что существует тяжесть, заставляющая падать первичные частицы материи. Его теория немногим отличается, признавал Кант, от принимаемого им Ньютонова притяжения. Наконец, вихри, возникшие из беспорядочного движения атомов, составили один из главных пунктов в системе Левкирра и Демокрита, и эти вихри встречаются в космогонической теории Канта.

В то же время, Кант говорит, что вышеназванные сторонники учения о механистическом происхождении мироздания выводили всякий наблюдаемый в нём порядок из слепого случая, который столь удачно объединил атомы, что они составили одно стройное целое. Эпикура, например, он критиковал за утверждение, что атомы, дабы была их возможная встреча, без всякой причины отклоняются от своего прямолинейного движения.

Все эти философы, говорил он, приписывали происхождение живых существ слепому случаю и поистине выводили разум из неразумия. Кант видел роль высшего разума в процессах, присущих законам материи, когда из её состояния полнейшего разложения и рассеяния естественно развивается некое прекрасное стройное целое. Он отмечал, что материя, составляющая первичное существо всех вещей и подчинённая известным законам, должна дать прекрасные сочетания. Этой причиной должен быть Бог, потому что природа, даже в состоянии хаоса, может действовать только правильно и слаженно.

В отношении строения и движения небесных тел, Кант говорил, что, раз дана материя, которая, по природе своей, одарена силой притяжения, нетрудно определить те причины, которые могли содействовать устроению системы мира, рассматриваемой в целом. Необходимо, чтобы тело приобрело шарообразную форму и, чтобы свободно парящие тела совершали круговое движение вокруг центра, к которому они тяготеют.

Взаимное расположение орбит, совпадение направления, эксцентриситет — всё это может быть объяснено простейшими механическими причинами. В то же время, Кант признаёт, что легче понять происхождение всего устройства мироздания, чем точно выяснить, на основании механики, возникновение одной только пылинки или гусеницы.

Необходимо отметить, что сам Кант объяснял великий порядок природы только силой притяжения и силой отталкивания, которые одинаково первичны и всеобщи. Обе они заимствованы из философии Ньютона, который счёл возможным отказаться от естественной космогонии. Кант заменил антологию трансцендентальной философией, т. е., системой понятий и принципов, которые предшествуют опыту априори, но даны человеку чувственно и поэтому могут быть подтверждены опытом.

Кант оценивает свою гипотезу, как новый виток в развитии теории мироздания, основанной на всеобщих законах природы. В совершенствовании гипотез мироздания, а также, решении подобных проблем, необходимо обращаться только к естественной философии. Физическая же часть науки о Вселенной может быть в будущем доведена до такого же совершенства, до какого Ньютон довёл её математическую часть, отмечал Кант.

Исходное положение философии Гегеля — тождество бытия и мышления, т. е., понимание реального мира, как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество рассматривалось, как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало — «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало — активно и деятельно, причём, деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопонимании.

По Гегелю, онтология — это учение об абстрактных определениях сущности. Он отмечал, что для более ранних определений онтологии в их однообразии и конечной значимости не существовало принципа и ближайшее содержание могло быть основано на представлении, на заверении, а иногда, также, на этимологии. Система Гегеля предвосхитила идею единства онтологии, логики и теории познания, и этим указала выход к позитивному познанию мира.

Развитие научной мысли в 20 веке, как и в предыдущие века, требовало нового обоснования онтологической гипотезы. И она появилась случайно. Лоренц получил очередные математические преобразования, а Эйнштейн подвёл под них два постулата:

1. Пространство принимается изотропным, когда свойства его не зависят от направления и расстояния.

2. Скорость света принимается, как константа и, как максимальная скорость движения материальных объектов. Другими словами, скорость света не зависит от пространства.

Эта теория стала фундаментом представлений о природе пространства. Вместе с тем, некоторые открытия последней четверти двадцатого века и начала двадцать первого не находят объяснений в существующих постулатах.

Результаты анализа базы данных, полученных за пределами земной атмосферы посредством радиотелескопа, опубликованные в 1997 году американскими астрофизиками Боргом Родлангом и Джоном Ралстоном, свидетельствуют о том, что вселенная — неоднородна.

Эксперименты проведённые доктором Люджином Ванг в принстонском научно-исследовательском институте дали ошеломляющие результаты — пучки света перемещались в особой газовой среде со скоростью в 300 раз быстрее, чем теоретически допустимая скорость. В Италии, другая группа физиков получила данные о распространении микроволн со скоростью на 25 процентов выше теоретически допустимой.

Не избежала подобной участи и ядерная физика. Так, основной закон современной физики, закон сохранения материи, гласит, что материя ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. Применительно к синтезу частиц в ходе ядерных реакций, этот закон можно записать в следующем виде:


m1 + m2 > m3 (1)


Другими словами масса, возникшая в результате синтеза частицы, должна быть меньше или равной совокупной массе частиц её создавших. Однако, в некоторых экспериментах масса возникающей частицы, порой, на несколько порядков превышала совокупную массу частиц, её создавших:


m1 + m2 << m3 (2)


Эти и многие другие экспериментальные данные говорят об очередном кризисе в науке, т. е. возникла необходимость в новых подходах, гипотезах, позволяющих дать объяснения полученным открытиям. Впервые в науке предложена концепция макро- и микрокосмоса, на основе идеи неоднородности пространства.

Эта идея позволила обосновать и объяснить практически все явления живой и неживой природы. Непрерывное изменение мерности пространства в разных направлениях (градиенты мерности) создаёт уровни, в пределах которых материя имеет определённые свойства и качества. При переходе из одного уровня в другой, происходит качественный скачок свойств и проявлений материи. На основании этого, обосновывается существование других вселенных.

Основой идеи макрокосмоса является система взаимодействующих между собой вселенных, качественно отличающихся друг от друга. Подобная позиция впервые даёт возможность объяснить такие явления, как «чёрные дыры» и существование, так называемой, «dark matter», которые были обнаружены, в результате астрономических исследований и расчётов.

На уровне микрокосмоса созданная концепция позволяет объяснить явление радиоактивности, причины которого никем не объяснялись. В то же самое время, эта теория позволяет объяснить и загадку жизни. На примере анализа поведения молекулы РНК вируса в водной среде, как простейшего живого организма, вне водной среды — как органической молекулы, объясняются качественные процессы, происходящие при этом, и даётся понимание качественной трансформации неживой материи в живую.

На основе идеи квантования мерности непрерывно меняющегося пространства, обоснована многомерность жизни. Впервые выводятся и обосновываются необходимые и достаточные условия возникновения жизни во вселенной. А также, объясняются качественные процессы преобразования материи, происходящие на клеточном уровне.

Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на существующие законы физики, химии, астрономии, медицины и других наук, что, в свою очередь, даёт возможность развивать новые направления во многих областях науки.

Глава 1. Аналитический обзор

1.1. Значимость онтологии физических процессов для философской и научной мысли человечества



Пространство?! Что это такое? Человек с древних времён смотрел на звёздное небо и создавал своё представление о Вселенной. Homo sapiens — человек разумный — в самоназвании человек выделил разумность, как основную отличительную черту, выделяющую его из всей окружающей природы. И как любому мыслящему существу, по своему определению, человеку присуще стремление познать окружающий мир, Вселенную. И, естественно, в результате этого процесса познания, вырисовывается картина мироздания.

История рождала и уничтожала цивилизации, а вместе с ними появлялись или исчезали религии, философские системы, понятия о Вселенной. Далеко не всё сохранила история, особенно невосполнимый ущерб нанесло истории цивилизации да и развитию цивилизации в целом, христианство, особенно католицизм.

Фанатиками, вдохновляемыми священниками, были уничтожены сокровищницы знаний ушедших цивилизаций, древние библиотеки — хранилища ценнейших книг: протошумерская в Вавилоне, Александрийская в Египте, разрушен архипелаг Санторин, кладовые папирусов в Фивах и Мемфисе, Этрусская библиотека в Риме, сожгли храм-капище в Афинах, уничтожили громадную библиотеку в Царьграде, неизвестно куда исчезли библиотеки Ярослава Мудрого и Ивана Грозного, манускрипты цивилизаций Майя, Инков и Ацтеков.

И, в результате этого, многие знания древних цивилизаций Земли были уничтожены. Многие…, но, к счастью, не все. И то, что было спасено от костров инквизиции, эти спасённые порой ценой многих жизней древние фолианты поражают глубиной и точностью описаний Вселенной, к пониманию некоторых аспектов которых современная наука только приблизилась.

Наиболее интересными в этом отношении и наиболее древними являются Славяно-Арийские Веды. В «Книге Света», возраст которой — сорок тысяч лет, излагается картина мироздания, которая просто потрясает своей точностью и полнотой. Невероятно, но факт, который вынужден будет признать каждый, кто откроет эту книгу.



…В истинном Изначалье, вернее, тогда,
когда в Безконечной Новой Вечности
разлилась Великим мощным потоком
Жизнь несущая сияющая Инглия,
Первозданный Жизнь порождающий Свет,
в Новой Действительности рождены были
разнообразные Пространства и Реальности
Миров Яви, Нави и Прави.



…………………………………………………………



И чем ближе к
Изначальному Источнику Света
располагались эти Пространства
и Реальности в различных сияющих Мирах,
тем большими мерностями
эти Величайшие Пространства
и Реальности были наполнены…[1]



Сорок тысяч лет назад знали о том, что существует множество Вселенных, имеющих разную мерность и образующих все вместе единую пространственную систему, которую будем условно называть матричным пространством.



Как ветви Древа соединил
Первозданный Животворящий Свет
Листочки-Реальности
нашего Мирового Древа
с могучим сияющим стволом.
И каждый Листочек-Реальность
сиял безмерно,
переливаясь ярким Светом
различных Солнц,
а ствол Мирового Древа уходил
многочисленными корнями своими
в Безконечную Новую Вечность,
порождённую в Новой Действительности.[2]



Красивым, образным языком, доступным для понимания любому человеку, вне зависимости от того, жил ли он сорок тысяч лет назад или живёт сейчас, была передана нашими предками информация об устройстве Вселенной. Поражают точность и масштабы переданной информации. Наша действительность, Вселенная, которая только частично известна современным учёным, показывается, как маленькая часть, как песчинка на берегу безбрежного океана.

Она — только один листочек-реальность нашего Мирового Древа. И каждый такой листочек-реальность имеют свою мерность и строго определённое положение на стволе Мирового Древа. Любопытно, не правда ли?!

Излагается принцип квантования пространства по определённому признаку, который современной физике известен для процессов, происходящих на уровне микромира, — квантование электронных орбит у атомов. Микромир довольно глубоко изучён ядерной и квантовой физикой, в то время, как изучение и представления о устройстве Макромира находится на начальной стадии.

Простота и образность языка Вед — не случайна. Те, кто записал информацию в «Книге Света» прекрасно понимали, что любой специальный язык изложения информации не может быть приемлем, так как создавшие специальный язык могут все погибнуть от тех или иных причин и не смогут передать потомкам смысл терминов ими употребляемых. И, как следствие, никто не сможет правильно понять информацию.

Это станет предельно ясно если обратиться к примеру современной науки. Учёными придумано и введено столько научных терминов, что более девяноста процентов ныне живущих людей не в состоянии понять значение оных терминов. Иногда доходит до абсурда, когда некоторые научные работы в состоянии понять только несколько человек на планете.

И если проанализировать развитие науки, то станет ясно, что современный научный язык может быть уже в следующем столетии станет абсурдным и непонятным для будущих поколений, как, например, язык алхимиков средневековья кажется несуразным и антинаучным современным учёным, хотя, в средние века алхимия была признана всеми и являлась академической наукой, изучаемой студентами в университетах. И, если бы не было алхимии, никогда не появилась бы неорганическая и органическая химии, которые ничего общего уже не имеют со своей «матерью».

Поэтому если есть необходимость передать информацию далёким потомкам, единственным способом достичь желаемого является передача информации максимально доступным языком. Только в этом случае есть шанс, что лингвисты и историки будущего смогут прочесть и понять эту информацию. Поэтому, с этой точки зрения, доступный и образный для понимания практически любого человека язык изложения является достаточным гарантом, что передаваемую информацию поймут правильно.

Во времена написания «Книги Света» существовали не только специальные термины, но и разные алфавиты для людей разной подготовки и уровня посвящения. Это создавало систему, которая позволяла обеспечить полный контроль за доступом к информации. В те давние времена прекрасно понимали, что информация — очень мощное оружие, которое не должно попасть в руки духовно незрелых людей, которые могли бы использовать эту информацию в корыстных целях или невежественно, что, в свою очередь, может привести к более или менее глобальным катастрофам.



…Однако среди Жрецов
второй касты была группа
ещё более высоко посвящённых,
мало кому из Жрецов
низших каст известная,
и имела она другое Духовное Учение,
сильно отличавшиеся от предыдущих.
Гласило это Духовное Учение,
что наш окружающий Явный Мир,
Мир жёлтых Звёзд и Солнечных Систем,
только песчинка в Безконечной Вселенной.
Что существуют Звёзды и Солнца белые,
голубые, лиловые, розовые, зелёные,
Звёзды и Солнца цветов,
нами невиданных,
нашими чувствами не постигаемых.
И бесконечно велико их число,
безгранично их разнообразие,
безконечны Пространства их разделяющие.
……………………………………………………….
И все эти разнообразные Миры —
ничто перед иными Мирами,
вне нашей Вселенной лежащими,
и снова безгранично велико их число
и неизмеримо велико их разнообразие.
Безконечности Безконечностей разделяют
все эти разно- и многообразные Миры…[3]



Классификация звёзд по излучаемому спектру полностью сформировалась только во второй половине двадцатого века, и некоторые типы звёзд были обнаружены только с помощью радиотелескопов и, естественно, человеческими органами чувств не воспринимались. Подобное не может быть простым совпадением, а если это так, то существует большая вероятность того, что и многое остальное, переданное в Ведах, близко к истине.

Как же случилось, что столь ценные знания были «забыты» на столь долгое время и почему только сейчас информация о них стала доступна многим?!

Несколько причин привели к этому, и одна — основная из них — заключается в изменениях климата, вызванных резким похолоданием тринадцать тысяч лет назад и, как следствие, переселение народов в более тёплые края, при котором переселенцы оторвались от своих первооснов и потеряли многие знания, которыми владели их предки.

Очень мало Высоких Посвящённых ушли с переселенцами, что и послужило одной из основных причин их «одичания». Суровая природа заставила их бороться за физическое выживание и было им не до звёзд. А когда опасность миновала, мало что осталось от былых знаний, только осколки их сохранилась в народных преданиях.

«Осколки» этих древних знаний были «большими» или «меньшими» и, как следствие этого, в большей или меньшей степени проявились в философских системах и религиях разных народов. С переселенцами отправлялись в дальние края и хранители знаний, но в большинстве своём они не были высокого посвящения.

Кроме того, людям отправившимся в новые земли, часто за тысячи километров от своей Родины, во время переходов приходилось сталкиваться со многими трудностями: голодом, природными стихиями, отражением нападений других племён, совершать нападения самим.

Даже в те времена многие удобные для жизни земли были заняты и найти свободные земли было не просто. В большинстве случаев мирным путём или в результате войн вновь пришедшие поселялись вместе с аборигенами, находясь с последними в состоянии симбиоза, постепенно смешиваясь с ними. Поэтому на этот период основным являлось выживание, знания не востребовались во время переселений.

Только когда племена переселенцев находили новые места, потребность в знаниях появлялась вновь, в большей степени — в прикладных знаниях, позволяющих переселенцам обрабатывать землю, создавать необходимые предметы обихода и разные инструменты для возрождения ремёсел, так как во время переселений люди брали и сохраняли только самое необходимое.

Иногда проходили годы, десятилетия, пока переселенцам удавалось найти желаемое. Поэтому обучение новых носителей знания, новых жрецов не могло быть полноценным. В результате этого, изначальные знания частично терялись, частично видоизменялись и, как следствие, в большинстве случаев постепенно трансформировались в философско-мифологические учения. Аналогичные явления происходили и в результате военных походов.

Вследствие х\'Арийского похода в Дравидию (Древняя Индия) в 2691 году до р.х. из Беловодья, живущим племенам — дравидам и нагам — с покорением были принесены и знания, которые, в видоизменённой форме, стали фундаментом философии и мифологии Индии:


…Другие же Роды Расы Великой расселятся по всему лику Мидгард-Земли и перейдут за Химават-горы… и научат людей с кожей цвета Мрака Мудрости Мира Сияний…
Дабы прекратили они приносить жертвы страшные, кровавые, своей богине — Чёрной Матери и Змеям-Драконам из Мира Нави, а обрели новую Божественную Мудрость и Веру…[4]


Впоследствии, часть мудрых изречений из Мудрости Мира Сияний вошли в сборник под названием Риг-Веда, который сохранился на территории Индии. В древнеиндийском обществе сформировалась система Варн, а позднее каст — замкнутых социальных образований, объединявших людей строго определённых профессий, исключавших переход из одной касты в другую и запрещавших межкастовые браки.

Первое место в социальной иерархии принадлежало брахманам, т. е. жрецам, обычно сочетавшим в древности функции священнослужителей с функцией учёных; затем, шли кшатрии — военно-административная знать; вайшьи — свободные члены общины, занимавшиеся земледелием, ремеслом и торговлей, как в городах, так и в деревнях.

Эти три Варны возникли в процессе формирования классов у арийских племён (х\'Арийцев и да\'Арийцев), в то время, как четвёртая варна — варна шудр, куда входили неполноправные общинники, на долю которых доставались самые неприятные виды труда, образовалась, главным образом из местных племён, дравидов и нагов, покорённых ариями, в ходе военных действий.

Древнеславянские Веды положили начало философской традиции в Древней Индии. В индийском варианте Веды состоят из четырёх сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п.: Риг-Веды, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы (или Атхарвангирасы).

Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального, магического, философского порядка — Брахманами, Араньяками, Упанишадами.

Собственно, философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них — Риг-Веде:[5]


7. [Космогонический гимн]
Тогда не было ни сущего, ни несущего;
Не было ни воздушного пространства,
ни неба над ним.
Что в движении было? Под чьим покровом?
Чем были воды, непроницаемые, глубокие?
Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было
Различия между ночью и днём.
Без дуновения само собой дышало Единое,
И ничего, кроме него, не было.
Вначале тьма была сокрыта тьмою,
Всё это [было] неразличимо, текуче.
От великого запаса зародилось Единое,
Покрытое пустотой.
И началось[тогда] с желания, — оно
Было первым семенем мысли.
Связку сущего и несущего
Отыскали, восприемля в сердце, прозорливые
мудрецы.
Вервь их простёрта поперёк. Было ли
Внизу [что], было ли вверху?
Носители семени были, силы были. Вожделение —
Внизу, усилия — вверху.
Кто поистине знает, кто теперь бы поведал,
Откуда возникло это мирозданье?
Боги [появились] после сотворения его.
[Но] кто же знает, из чего оно возникло?
Из чего возникло это мирозданье, создал ли
[Кто его] или нет?
Кто видел это на высшем небе,
Тот поистине знает. [А] если не знает?


Ещё более интересно проследить за отражением в Славяно-Арийских Ведах истории Анлантиды и Египта. И, опять-таки, об этом говорится в Ведах:


…Великое Похолодание принесёт ветер
да\'Арийский на землю сию и Марена на треть
Лета укрывать будет её своим Белым Плащом.
Не будет пищи людям и животным во время
сие и начнётся Великое Переселение
потомков Рода Небесного за горы Рипейские,
кои защищают на западных рубежах
Святую Рассению…
И дойдут они до Великих Вод,
Океана-моря Западного,
и перенесёт их Сила Небесная,
на землю Безбородых людей,
с кожей цвета пламени Священного Огня.
Великий Вождь построит в земле той
Капище Трезубца Бога Морей.
И будет Ний — Бог Морей
посылать им безсчётные дары свои,
и станет защищать земли их от Стихий Зла…
Но великий достаток
отуманит головы вождей и жрецов.
Великая Лень и желание чужого захватит разум их.
И начнут они лгать Богам и людям,
и станут жить по своим законам,
нарушая Заветы Мудрых Первопредков
и Законы Бога-Творца Единого.
И будут использовать
Силу Стихий Мидгард-Земли
для достижения своих целей…
И разгневают они деяниями своими
Ния — Великого Бога Морей…
И уничтожит Ний и Стихии землю ту,
и скроется она в глубинах Великих Вод,
тако же как скрылась в Древние времена
в глубинах северных вод — Священная Даария…
Боги Расы спасут людей праведных
и Сила Небесная перенесёт их на восток,
в земли людей с кожей цвета Мрака…
а Безбородых людей,
с кожей цвета пламени Священного Огня,
перенесёт Сила Великая в безкрайние земли
на заходе Ярила-Солнца лежащие…
Люди с кожей цвета Мрака будут почитать
потомков Рода Небесного за Богов…
и будут учиться у них многим наукам.
Люди из Великой Расы
построят новые Грады и Капища,
и научат людей с кожей цвета Мрака
выращивать злаки и овощи…
Четыре Рода Расы Великой сменяя друг друга,
будут обучать Древней Мудрости новых Жрецов…
и строить Трираны-Гробницы,
в виде Гор рукотворных, четырёхгранных…[6]


Цивилизация мифической Атлантиды, как её называли древние греки, согласно данному преданию, возникла в результате переселения племён Антов из Беловодья на большой остров в Западном Океане-море — Атлантическом океане — и создания там ещё одного очага цивилизации.

В дальнейшем переселенцы стали называть свою новую Родину Антлань, т. е. землёй Антов. Это название, благодаря древним грекам, преобразуется в Атлантиду и под этим именем сохранится в истории. В своих трудах, Платон упоминает об Атлантиде и излагает мнение о том, что с гибелью Атлантиды погибли Древние Знания. Атлантида опустилась на океанское дно в результате природных катаклизмов. Располагалась Атлантида к западу от севера Африки.

Подтверждением правильности этого служит загадка и факт существования таинственного народа Гуанчи, обнаруженного португальцами, когда они, в очередной раз, открыли Канарские острова, на которых, к своему удивлению, обнаружили белокожих аборигенов, которые по сравнению с низкорослыми португальцами выглядели гигантами со своим двухметровым ростом.

Эти голубоглазые и светловолосые гиганты обитали на Канарских остовах, но никогда не достигали африканского континента, различимого в хорошую погоду с этих островов. Интересен и тот факт, что португальцы обнаружили на этих островах и одичавших домашних животных. Складывается впечатление, что гуанчи были потомками людей, выброшенных вместе с со своим домашним скотом на необитаемый остров, где они со временем одичали или, по крайней мере, утратили большинство знаний, которыми обладали. Их язык был совершенно не известен португальцам.

К сожалению, агрессивная политика португальцев привела к тому, что свободолюбивые гуанчи были уничтожены солдатами или погибли от болезней, завезённых на острова, и которых они не знали. Интересно и то, что наравне с мужчинами сражались и женщины, которые предпочли смерть рабству. В результате всего этого, одичавшие потомки Атлантов полностью исчезли и унесли с собой ещё одну тайну истории.

Те же, кто всё-таки достиг африканского континента, достигнув низовий Нила, создали новую цивилизацию — цивилизацию Древнего Египта. Из древнеегипетских преданий известно, что эта страна была основана девятью Белыми Богами, пришедшими с Севера. Для негроидного населения древнего Египта, белокожие пришельцы, посвящённые в Древние Знания, несомненно, были, как Боги.

Пришельцы не только подчинили себе негроидные племена Древнего Египта, но и научили их многому: умению строить жильё и храмы, владеть техникой земледелия, животноводству, орошению, ремёслам, судовождению, военному искусству, музыке, астрономии, поэзии, медицине, секретам бальзамирования, использованию полезных ископаемых, тайным наукам. Создали кастовую систему, институт жречества и институт фараона.

Любопытно и то, что всё, перечисленное выше, появилось сразу, одновременно, а не было развито постепенно, как должно было бы быть, в случае постепенного развития цивилизации. А это только подтверждает привнесённость этих знаний. Кроме того, в настоящее время доказано, что первые четыре династии Фараонов Древнего Египта были белыми людьми. Исследование найденных мумий первых династий подтверждает это несомненно.

Таким образом, древние мифы получают научное подтверждение своей реальности, что даёт основание считать, что и другие мифы, вполне возможно, имеют под собой реальные факты.

Интересен и другой факт древнеегипетской цивилизации — за многие тысячи лет существования, эта цивилизация не создала ничего нового. Древние Знания Белых Богов превратились для потомков в святыни, охраняемые кастой жрецов — знания превратились в догмы. Жрецы только передавали новым поколениям знания, которые сами в свою очередь, получили от своих учителей.

Любая попытка что-нибудь изменить воспринималась, как кощунство; эволюционное развитие египетской цивилизации было «заморожено» жрецами на многие тысячелетия. И этот прискорбный факт стал основной причиной уничтожения египетской цивилизации. Но перед тем, как погибнуть, она бросила свои семена знаний в благодатную почву своих соседей.

Тайные знания из Египта попали в Древнюю Грецию, научные труды философов и учёных которых сохранила История. К сожалению, огромное число древнеегипетских манускриптов, пергаментов, которые начал собирать ещё Александр Македонский и его сподвижники после покорения Египта, погибли во время пожара Александрийской библиотеки, устроенной фанатичными христианами.

Единственное, что сохранилось до нашего времени, так это могильники фараонов и знати Египта, да и то, только потому, что они были тщательно спрятаны, а потом и засыпаны песками. Именно поэтому история Египта изучалась только по фрескам и надписям в пирамидах и могильниках. Именно поэтому мало что известно о жизни живых Древнего Египта, об их философских и научных представлениях.

Весьма любопытен и тот факт, что Славяно-Арийские Руны и Египетские Иероглифы имеют много общего, а некоторые из них — просто тождественны… Таким образом, практически не осталось свидетельств о философии и научной мысли Древнего Египта, только тайные хранилища манускриптов, созданных хранителями тайн, избежали участи быть сожжёнными, но и до сих пор они не известны широким массам.

Эти манускрипты стали основой создания практически всех тайных обществ — розенкрейцеров, иллимюнариев, масонов и т. д. Тем не менее, знания древнего Египта не исчезли бесследно, а нашли своё продолжение и развитие в древнегреческой философии.

Древнегреческая философия возникла не собственно в Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира — в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру.

Эта культура создавалась под влиянием более древних восточных цивилизаций Вавилона, Финикии, Египта. Первые материалистические учения возникли в Милете, крупнейшем в 6 в. до н. э. из малоазиатских греческих городов, на грани 7–6 вв. до н. э. В нём жили и создали свои школы последовательно три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Задавшись вопросом о том, откуда всё возникает и во что всё превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. При этом, они понимали первовещество, не как мёртвую и косную материю, а, как вещество, живое в целом и в частях, наделённое душой и движением.

Фалес (конец 7-го — первая половина 6-го в. до н. э.) был деятелем, соединившим интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания. Он был гидроинженером, разносторонним учёным и мыслителем, изобретателем астрономических приборов.[7] Как учёный, он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н. э.

Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки, что является косвенным подтверждением наличия в Древнем Египте научных знаний. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений.

Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Всё постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма.

В то же время, вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из неё природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной — всё наполнено божественной сущностью, всё одушевлено. Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены, по отношению к Земле, небесные светила: Луна, Солнце, звёзды.

В этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует на самом деле: он полагал, что ближе всего к Земле находятся, так называемое, небо неподвижных звёзд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями.

Его современник, Анаксимандр,[8] признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще, не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и, в этом смысле, неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное». По обособлении из него тёплого и холодного, возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землёй.

Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключённым некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звёзд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы, при переходе на сушу.

Всё обособившееся от беспредельного должно, за свою «вину», вернуться в него. Поэтому, мир — не вечен, но, по разрушению его, из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Последний в ряду милетских философов — Анаксимен,[9] достигший зрелости, ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв, в качестве первовещества, воздух, он ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого, из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь.

«Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому, как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей, «воздух» — род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же, как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил.

Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звёзд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам.

Анализируя представления этих философов о природе, невольно бросается в глаза тот факт, что каждый из них получил знания не цельные, а отрывочные. И, используя каждый «свой» осколок, пытались построить свою картину мироздания. Неполнота, незавершённость изначального фундамента, на который они опирались, приводила к однобокости, сильному искажению картин мироздания, ими создаваемых.

Весьма интересны космологические представления Эмпедокла, деятельность которого протекала в Акраганте (Агригенте) на берегу Сицилии в 5 в. до н. э. Согласно космологии Эмпедокла, вокруг Земли существуют два вращающихся полушария. Одно из них состоит целиком из огня, другое, смешанное, состоит из воздуха и из примеси небольшого количества огня.

Это второе полушарие производит своим вращением явление ночи. Начало движения произошло от нарушения равновесия, вследствие присоединения огня. Согласно астрономической гипотезе Эмпедокла, Солнце, по своей природе, не огненное. Дневное светило, видимое нами каждый день на небесном своде, есть, по Эмпедоклу, только отражение огня, подобное тем, которые бывают на воде.

Луна образовалась из воздуха, увлечённого огнём. Этот воздух сгустился наверху, наподобие града. Светит Луна не собственным светом, а исходящим от Солнца. Форма мироздания — не шаровидна, в точном смысле. Мир приближается, по своей форме, к яйцу, лежащему в горизонтальном положении.[10]

Он представлял, что звёзды прикреплены к твёрдому кристалловидному небесному своду, планеты же, движутся свободно. Эмпедокл уже ясно отличал планеты, имеющие видимое движение по отношению к окружающим их звёздам, от видимо неподвижных, по отношению друг к другу, звёзд.

Взгляд на Луну, как на тело, образовавшееся путём сгущения воздуха и, стало быть, не самосветящееся, подсказал Эмпедоклу объяснение солнечных затмений. Причину их он видел в том, иногда тёмная Луна заслоняет собой Солнце. Гениальной, для того времени, была догадка Эмпедокла о том, что свету требуется известное время для распространения в пространстве. Эта догадка полностью противоречила всем тогдашним представлениям о природе света.

Во второй половине 5 в. до н. э., на севере Греции, во Фракии, появился новый центр развития науки и философии — город Абдеры. В нём протекала деятельность Левкиппа в его зрелую пору, а также, деятельность Демокрита, создавших новое учение — атомистический материализм.

Название учения показывает, что основное физическое (и философское) воззрение Левкиппа и Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества. Греческое слово «атомос» означает: «неделимый», «неразрезаемый на части».

По сообщению Симплиция, Левкипп и Демокрит говорили, что начала (физические элементы) — бесконечны по числу, и их они называли «атомами» и считали их неделимыми и непроницаемыми, вследствие того, что они абсолютно плотны и не заключают в себе пустоты. Они говорили, что разделение происходит, благодаря пустоте, заключающейся не внутри атомов, а в телах, атомы же, отделены друг от друга в бесконечной пустоте и различаются внешними формами, размерами, положением и порядком.[11]

Атомы носятся в пустоте, настигая друг друга, они сталкиваются, причём, где случится, одни отскакивают друг от друга, другие сцепляются или сплетаются между собой, вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся соединения держатся вместе и, таким образом, производят возникновение сложных тел. Левкипп и Демокрит полагали, что бесконечно не только число атомов во Вселенной, но и число возможных для различных атомов форм, т. е. их фигур, очертаний.