П. Воздвиженский
Моя первая Священная История
Предисловие
«Священное Писание, — сказал святой Иоанн Златоуст, — это духовная пища, которая украшает им и делает душу сильною, твёрдою, мудрою».
Такою пищею Священное Писание является и для взрослых, и для детей.
Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной Истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная История.
Но, давая в руки ребёнка подобную книгу, необходимо заботиться, чтобы он мог её понять всю, чтобы он в ней не встречал ничего непонятного, — словом, необходимо, чтобы она была приспособлена к его пониманию, к его возрасту.
Такую именно книгу хотим мы дать в руки русским детям. В ней живо и наглядно, но в то же время совершенно просто, изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов, так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, своим чистым, безгрешным сердцем могли сами уразуметь всё рассказываемое, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях, будут ли они читать эту книгу сами, или им будет читать её мать, старшая сестра или грамотная няня. Наглядности в изложении отвечает и наглядность нарочно подобранных рисунков: дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки ещё больше уяснят и укрепят в детской душе всё то, что будет ими прочитано.
Рассказанное детям просто, ясно и наглядно. В раннюю пору их жизни, когда каждое впечатление так глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум, события из Священного Писания оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбуждённое ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в позднейшие годы — в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.
Саваоф
Ветхий завет
Сотворение мира
Над нами без границ раскинулось синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.
Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные: и лошадки и овечки, и волки и зайчики, и много других. В воздухе порхают птички и насекомые.
Взгляните теперь на реки и моря. Какая масса воды! И вся-то она полна рыбками — от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же всё это явилось. Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего бытия, но всегда был, есть и будет.
Бог сотворил солнце и землю.
И вот Он-то, по своей доброте, в шесть дней из ничего сотворил всё, чем мы любуемся. По одному Его слову явились земля, и солнце, и всё-всё в мире. Всё сотворил добрый и любящий Господь, и обо всём Он непрестанно заботится, как любящий Отец: всем даёт пищу, здоровье и счастье.
Сотворив мир, Господь устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал цветами, более душистыми, чем розы.
Когда Господь устроил всё это — Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Он взял кусок земли и велел ему превратиться в человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце.
Адам и Ева в раю.
Потом, чтобы у первого человека был друг, Господь сотворил первую женщину и назвал их Адам и Ева. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменил им родителей. Он Сам ввёл их в рай и сказал:
— Дети мои, дарю вам этот сад, живите в нём и наслаждайтесь; кушайте плоды со всех деревьев и только с одного деревца не троньте плодов и не ешьте, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрёте.
Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все они ласкались к Адаму и Еве и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и распевали песенки.
Всем живым существам Адам дал тогда особые названия. Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.
Изгнание из рая
Всё, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи ангелы.
Кто же это ангелы?
Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя из рая, и они стали называться злыми ангелами, или дьяволами.
С тех пор добрые ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди жили между собою, как враги, и чтобы Господь перестал любить их. Добрые ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.
У каждого есть свой добрый ангел-хранитель. Такие ангелы оберегают деток от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов, а потому, если дети не слушают папу и маму, — добрые ангелы грустят и плачут, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на небо.
Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого один дьявол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:
— Правда ли, что Бог запретил вам кушать плоды со всех деревьев?
— Нет, — отвечала Ева, — Господь запретил нам кушать плоды только с одного этого деревца и сказал, что если мы съедим, то умрём.
Тогда хитрый змей сказал:
— Не верьте Богу, вы не умрёте, а, напротив, если скушаете этих плодов, то сами сделаетесь как Бог и будете всё знать.
Тут змей сорвал красивое золотистое яблочко с запрещённого дерева и подал Еве. Она покушала и передала Адаму. И вдруг после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.
Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Господь позвал их, им стыдно было показаться к Нему, и они спрятались в кусты. И сказал им Господь:
— Итак, вы не послушались Меня, съели запрещённый плод, идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание. До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и, наконец, умрёте.
Ангел изгоняет Адама и Еву из рая.
Тут явился ангел с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание. Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, который примет на себя заслуженное людьми наказание, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.
Каин и Авель
Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, и ещё тяжелее было им привыкать к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.
Скоро у Адама и Евы родились дети, но и дети вместо радости доставляли им иногда огорчения.
Было у них два сына, Каин и Авель. Старший, Каин, занимался хлебопашеством, а младший, Авель, пас стадо.
Однажды братья пожелали принести что-нибудь в жертву, или в дар, Богу. Они сложили два костра, и Каин посыпал на свой костёр хлебных зёрен, а Авель положил ягнёнка, и оба зажгли свои костры.
Авель приносил дар Богу от всей души, с любовью к Богу и с молитвою, а потому дым от его жертвы прямым столбом поднимался к небу. Каин же приносил свою жертву неохотно и небрежно и вовсе не молился Богу, и дым от его жертвы расстилался по земле. Из этого видно было, что жертва Авеля приятна Богу, а жертва Каина неприятна.
Каину стало ужасно досадно, но вместо того, чтобы усерднее молиться Богу и просить, чтобы Господь принял и от него жертву, Каин позавидовал брату и со злости убил его. Тогда Господь спросил его:
— Каин, где Авель, брат твой?
Это Бог спросил его для того, чтобы убийца сам раскаялся и просил прощения. Но Каин не раскаялся и дерзко отвечал:
— Не знаю, разве я сторож брата моего?
Господь сказал ему:
— Нет, ты убил своего брата, и теперь ты нигде не найдёшь себе покоя!
Каин испугался и воскликнул:
— Велик мой грех! Теперь меня убьёт первый встречный!
Но Бог сказал:
— Нет, я положу на тебя такой знак, что тебя не убьёт никто, но ты будешь жить, и тебя всегда будет мучить совесть!
С той поры Каин никогда не мог поднять лицо к небу. Угрюмый и задумчивый, мучимый стыдом, он нигде не находил себе покоя и скоро вовсе ушёл от родных в далёкую землю.
Каин убивает Авеля.
Очень плакали и горевали Адам и Ева, когда узнали о смерти Авеля. Это было первое тяжёлое их горе. Теперь они ещё больше пожалели о рае. Если бы они слушались Бога, то и жили бы в раю, и там не случилось бы такого несчастья. Бог видел их слёзы и дал им третьего сына, по имени Сифа. Это был добрый и кроткий мальчик, и Господь очень любил его. У Каина тоже родились дети, но и они, как отец, были злы, непочтительны и завистливы.
Случается, что и вы невнимательно молитесь Богу, особенно перед сном. Но знайте, что невнимательную молитву Бог не слушает. Если же вы молитесь, то делайте это от всего сердца, с любовью к Богу, тогда ангел-хранитель передаст ваши молитвы на небо к Богу, и Господь охотно исполнит все ваши просьбы.
Потоп
На земле становилось всё больше и больше людей.
Были между ними и добрые, но злых было больше. Они не молились Богу, ссорились и завидовали друг другу.
В это время жил один праведный и добродетельный человек, по имени Ной. Когда Господь разгневался на злых людей и захотел их наказать, Он пришёл к Ною и сказал ему:
— Ной, сруби побольше деревьев, устрой корабль и помести в нём твоё семейство и всех животных, зверей и птиц по нескольку штук. Я пошлю на землю сильный дождь и потоплю всех злых людей.
Ной исполнил всё, как ему велел Бог. Он построил весьма громадный корабль, в три высоких этажа, разделил его на множество клеток и посадил туда всяких зверей, животных и птиц.
Когда Ной строил свой корабль, многие люди смеялись над ним. Но скоро этот смех обратился в плач.
Когда корабль был готов, начался проливной дождь. Сорок дней и сорок ночей продолжался ливень. Люди и звери взбирались на деревья, на вершины гор и скал, матери поднимали своих малюток из воды; вся земля огласилась неслыханным криком и воплями. А дождь всё лил и лил как из ведра, и наконец всё умолкло, всё потонуло, и даже высочайшие горы покрылись водой.
Один Ной с семейством безопасно плавал в корабле по волнам этого всемирного океана. Спустя сорок дней дождь перестал. Тучи рассеялись, небо очистилось от туч, и проглянуло солнышко. Ной несколько раз выпускал голубя, и только в третий раз голубь принёс ему зелёную веточку. Это было знаком, что деревья уже показались из воды. Скоро показалась и земля.
Ной вышел из корабля и горячо молился и благодарил Бога за спасение. Как жаль, что у Ноя не было таких маленьких деток, как вы. Как весело было бы им смотреть, когда звери, животные и птицы устремились на волю из тесных клеток и громкими криками выражали свою радость при виде земли и зелёной травки. Вспомните, дети, как приятно после суровой зимы выйти поиграть при солнышке на зелёной лужайке, и вы поймёте, что чувствовали и люди, и звери, и птички после потопа.
Ной с женой и детьми выходят из ковчега.
Скоро, однако, и после потопа люди стали грешить и прогневали Бога. Господь хотел, чтобы люди жили по всей земле, но люди не хотели этого. И вот они вздумали устроить большую башню, чтобы её всем и далеко было видно и чтобы люди от неё не расходились. Тогда Господь сделал так, что все строители перестали понимать один другого.
Представь себе, что русский, не знающий французского языка, и француз, не говорящий по-русски, взялись вместе строить дом. Не правда ли, у них не вышло бы толку. Так случилось и тогда.
Один просит, чтобы ему давали кирпич, а ему несут дерево; другой требует воды, а ему подают глину. Остановилась работа. Люди заговорили на разных языках и поневоле разбрелись в разные стороны.
Таким образом и явились на земле различные народы.
Призвание Авраама
К одному добродетельному человеку, по имени Авраам, пришёл однажды Господь и сказал ему во сне:
— Возьми свою жену и своё имущество и иди в страну, которую я покажу тебе и которую я дарю твоим детям и внукам.
Все вы, дети, любите свою родину, Россию, и, я думаю, вам было бы ужасно грустно навсегда уехать в чужую землю к незнакомым людям. Так и Аврааму жаль было покидать и место и людей, к которым он привык.
Но Авраам очень любил Бога; он знал, что куда бы он ни пошёл, ему везде будет хорошо, если ему будет помогать Господь. Поэтому он тотчас собрался и пошёл, куда велел ему Бог. Вместе с ним отправился и его племянник Лот.
Скоро, однако, между ними вышло несогласие, и Авраам сказал Лоту:
— Мы с тобою родственники, если с чужими людьми нехорошо ссориться, то тем более нам. Выбирай себе любую сторону и иди туда жить, а я пойду в другую сторону.
Лот согласился и стал жить в прекрасной долине, где были города Содом и Гомор. Это было очень красивое место. Там были зелёные луга и протекали ручьи, но зато в городах жили очень злые люди. Они не хотели молиться Богу, обижали друг друга, и Господь решил уничтожить их города и их самих.
Однажды Господь в виде странника пришёл к Аврааму и сообщил ему об этом. Но Авраам сказал ему: Господи, как же можно уничтожить два города; а может быть, в них есть душ пятьдесят праведных людей, любящих Тебя? Неужели ради них Ты не пощадишь и остальных?
Господь ответил:
— Если там найдётся пятьдесят хороших людей, то Я пощажу города!
Авраам опять сказал:
— Но если там окажется только сорок пять праведных?
Господь обещал не губить города и ради сорока пяти. Авраам всё уменьшал число и наконец сказал:
— Господи, прости, что я осмелюсь сказать; но если в Содоме и Гоморе найдётся только десять праведных?
Господь отвечал ему:
— И ради десяти праведных людей не погублю городов.
Но даже и десяти добродетельных людей не оказалось в двух городах. Тогда ангелы Божии вывели из этих городов Лота с семейством и велели им скорее уходить и не оглядываться назад. Однако жена Лота не послушалась. Она оглянулась и вдруг за непослушание и любопытство тотчас превратилась в каменный столб. На города Содом и Гомор упал с неба огонь, и оба города сгорели со всеми людьми.
Господь очень любил доброго и благочестивого Авраама, часто являлся к нему и беседовал с ним. Однажды во время такой беседы Авраам сказал Богу:
— Господи, нет у меня детей, кому же я оставлю своё имущество и кто будет заботиться обо мне на старости?
Но Господь отвечал:
— Посмотри, сколько на небе звёзд, столько же будет у тебя детей и внуков.
Потом Господь прибавил:
— Вот через год у тебя будет сын.
И, действительно, спустя год у жены Авраама родился сын, и его назвали Исаак. Авраам благодарил Бога и устроил большой пир.
Исаак
Авраам и жена его очень любили своего сына Исаака.
Они ласкали и целовали его и ужасно боялись, чтобы он не захворал и не умер. И вдруг, когда Исаак уже подрос, Господь сказал Аврааму:
— Возьми своего единственного сына, Исаака, пойди на гору, которую Я тебе покажу, и там принеси Мне его в жертву.
Авраам и жена его всегда слушались Бога, любили Его и всегда молились Ему. Теперь Господь пожелал, чтобы они отдали Ему сына Исаака. Авраам тотчас взял дров и Исаака и пошёл на указанную Богом гору. Дорогою Исаак спросил отца:
— Отец, вот у нас есть дрова и огонь, а где же ягнёнок для жертвы?
Авраам ответил:
— Милый сын, Господь укажет нам жертву!
Пришли на гору, Авраам сложил дрова, связал Исаака и уже поднял нож, чтобы принести его в жертву, как велел Бог. Однако Господь вовсе не хотел лишить Авраама любимого дитяти; это Он хотел только испытать, кого любит больше Авраам: сына ли своего Исаака, или он больше любит Господа Бога?
Теперь было видно, что Авраам любит Господа больше, чем сына. И вот в то время, когда Авраам уже поднял нож, явился ангел и громко сказал:
— Не тронь дитяти, Авраам; теперь Господь видит, что для Него ты не пожалел даже своего сына. За такую любовь и послушание Господь даст тебе много детей и внуков, даст много земли и богатств.
Авраам приносит сына в жертву Богу.
Тут Авраам увидел в кустарнике ягнёнка и принёс его в жертву вместо Исаака. Когда Исаак вырос, Авраам позвал старшего слугу и сказал ему:
— Пойди в ту страну, где живут мои родственники, и выбери там невесту для моего сына!
Кунио Каминаси
Слуга взял подарки и на нескольких верблюдах отправился в путь. Долго ехал он. Наконец пришёл на родину Авраама, остановился у колодца и начал усердно молиться. Он говорил так:
— Господи, сделай так, чтобы невеста моего господина Исаака сама вышла ко мне навстречу.
Только окончил он молитву, к колодцу подошла красивая девица, и он сказал ей:
Полиция Хоккайдо
— Прекрасная девица, позволь мне напиться воды из твоего сосуда!
Русский отдел
Девица отвечала:
Сделано в Японии
— Пей, добрый человек, а затем позволь мне напоить и твоих верблюдов.
Эту услужливую и добрую девушку звали Ревекка, и она была дальняя родственница Авраама. Скоро Ревекка позвала сюда своего брата, и вместе они пригласили путешественника в дом своих родителей.
Перевод Эдуарда Власова
Слуга Авраама рассказал им, зачем он приехал, и просил их отдать Ревекку в жёны Исааку. Родители позвали дочь и спросили её:
— Хочешь ли ты быть женою Исаака и согласна ли идти с этим человеком?
Ревекка отвечала:
— Согласна и пойду.
Глава первая
Тогда посланный слуга передал всем богатые подарки и с невестою пустился в обратный путь. Был прекрасный вечер. Исаак вышел прогуляться в поле. В это время он повстречал свою невесту, проводил её к отцу, и скоро она стала его женою.
Вообще-то английский у меня не очень. Нет, не то чтобы я не мог связать, там, пару — тройку слов — читаю неплохо, говорю, правда, в десять раз медленнее, но так ведь и спешить мне в этом плане приходится крайне редко. Английский я учил еще в школе, но, поскольку это была школа японская и учителя были японцы, особого изучения, собственно, и не происходило. Так, баловство одно, бесконечное прослушивание Битлов и «Карпентерс» и коверканье красивых, в общем-то, и ни в чем не виноватых заморских слов. Да и дома в моем детстве — отрочестве всегда вертелись одни сплошные русские, итальянцы, немцы и французы — всё друзья и знакомые отца, так что когда им надо было друг с другом о чем-то договориться или же не согласиться друг с другом (среди тщеславных гуманитариев, как известно, последнее происходит гораздо чаше первого), то они переходили на якобы всем известный английский, но такой корявый, что от моего убогого школьного он отличался слабо. Потом был университет, где на юридическом я под весьма навязчивым давлением папаши — слависта и славянофила — в качестве основного иностранного выбрал русский, а на английский ходил всего раз в неделю. Но язык этот в наши дни такой, что хочешь не хочешь, а выучишь кое-чего из него все равно — не денешься, в общем, от английского никуда.
Дети Исаака
Орлы же наши из англоязычного отдела особыми познаниями в нем не блещут — с чего им, собственно говоря, блистать, если большинство из них живого американца или канадца в глаза не видели. Не в том плане, что им только с трупами приходится дело иметь, — как раз наоборот: у них по полтора летальных дела в год, не то что у нас, по русской линии. А в том смысле, что всю жизнь их языку обучали только японские сэнсэи, для которых варварское отношение к произношению английских слов является нормой, которую они не только сами изо дня в день претворяют в жизнь на утомительных, бесконечных уроках, но и с большим успехом вколачивают в мозги и рты своих подопечных. Поэтому когда в их отделе возникает какая-нибудь серьезная лингвистическая проблема, требующая неотложного решения, они начинают ходить по другим отделам, включая наш, и побираться: может, кто случайно им закавыку языковую решить поможет — в виде подачки и милостыни, Поскольку работы у них мало — не сравнить ни с нашей нагрузочкой, ни с теми объемами, которые переваривают ребята из китайского и корейского отделов, — вопросами излишними нас они достают редко, только когда уж совсем приспичит. Потому, когда у меня за левым плечом возник Симадзаки из этого самого англоязычного отдела, я хоть и отреагировал, но сразу понял, что у них случилось что-то посерьезнее американского матросика, упавшего по пьяни за борт грозного авианосца «Китти Хоук», ежегодно навещающего наш славный порт Отару. Поведение Симадзаки предугадать было нетрудно: парень он молодой — в прошлом году они всем отделом его тридцатилетие справляли (ни одного человека из других отделов не пригласили, сволочи! Но не очень-то и хотелось…), поэтому непременно сейчас будет подлизываться, лебезить и заикаться.
Исаак имел двух сыновей. Старший, Исав, никогда не сидел дома и всё время проводил в лесу или в поле на охоте. Это было его любимое занятие. С охоты он часто приносил добычу, и это нравилось отцу. Младший же сын, Иаков, находился дома и занимался домашним хозяйством, и за это его больше любила мать.
— Минамото-сан, — предсказуемо подобострастно пробормотал Симадзаки.
Однажды Иаков сготовил себе вкусное кушанье из бобов, а Исав в это время очень голодный вернулся с охоты и ничего не принёс. Он увидел кушанье брата и сказал ему:
Я не торопясь оторвал глаза от той жуткой писанины, над которой сидел уже третий час по просьбе коварного Нисио, и медленно, в три приема, повернул голову в его направлении:
— Дай мне, пожалуйста, покушать, я ужасно голоден.
— Чего вам? — Я этих молодых да ранних не балую, особенно из англоязычного отдела.
Иаков отвечал:
— Вы случайно не знаете, что такое «тахр»?
— Я отдам тебе всё моё кушанье, но с условием, чтобы с этого дня ты считался младшим братом.
Исав сказал:
— Какой «тахр»? — Вечно они так, молодые да ранние: ляпнут чего-нибудь, а ты пыжься — нельзя же показать сразу свою неосведомленность, которая в наших кругах приравнена к некомпетентности, но в то же время и каких — либо познаний в области «тахра» мои мозги внутри самих себя как-то не нащупывали.
— Для чего мне моё старшинство, когда я ужасно хочу есть, — и согласился на предложение брата.
Тогда Иаков отдал ему кушанье. Бог устроил так, что Исав был старшим, а Иаков младшим, но легкомысленный Исав не дорожил старшинством.
— Да у нас тут на одном «жмурике» «тахр» написано.
Однажды Исаак позвал Исава и сказал ему:
— Прямо так и написано?
— Сын мой, пойди на охоту и принеси дичи — мне очень хочется вкусного мяса. Когда ты вернёшься, то я передам тебе первое благословение, потому что я стар и могу скоро умереть!
— Да, латиницей: ти, эй, эйч, ар.
Исаак благословляет Иакова.
— То есть это слово такое на нем написано?
Исав пошёл на охоту, а жена Исаака, услышав этот разговор, позвала Иакова и сказала ему:
— Или слово, или сокращение — все буквы большие. Непонятно. На руке, на пальцах наколка…
— Пойди и выбери хорошего, жирного козлёнка, я приготовлю твоему отцу кушанье, а ты понесёшь ему, и он благословит тебя прежде, чем Исава.
— Что за «жмурик»?
Надо вам сказать, дети, что Исаак был очень стар и слеп и распознавал сыновей по голосу и по осязанию, именно: у Исава всё тело было покрыто небольшими волосками, а у Иакова тело было совершенно гладкое.
— Да сами не поймем. Наколка по-английски сделана, а судов вроде в Отару из наших стран нет. Одни только русские да китайские.
— Значит, труп в Отару?
Мать приготовила кушанье и велела Иакову нести его к отцу и просить его благословения. Чтобы Исаак не узнал, что это Иаков, она велела ему одеть платье Исава, а шею и руки его обернула мохнатой кожей козлёнка.
— Да.
Иаков пришёл к отцу и сказал:
— А чего вы на суда ориентируетесь? Он же не обязательно моряком должен быть. В Отару гайдзинов разных много.
— Я сын твой Исав, я принёс тебе дичи; покушай и благослови меня!
— Да вид у него, как у моряка. Костюм спортивный, кроссовки. Ни преподаватели, ни те, что по бизнесу, так вроде не одеваются.
Исаак сказал:
— А что, документов при нем нет, что ли?
— Подойди ко мне, сын мой, чтобы я мог обнять тебя!
— В том-то все и дело, что ни единой бумажки.
Иаков приблизился. Исаак обнял его и сказал:
— Руки и шея Исава, а голос совсем как у Иакова.
— Ну тогда, может, он в Отару живет и просто на пробежку из дома вышел, Зачем ему на зарядке документы?
Однако он не узнал, что это Иаков, и благословил его.
— Да, конечно, отарские ребята сейчас все каналы чистят — и этот тоже.
После вернулся Исав с охоты. Он узнал, что Иаков получил первое благословение, очень огорчился и даже грозил убить Иакова. Тогда родители позвали Иакова и сказали ему:
— И каким макаром он сожмурился-то?
— Брат твой гневается, уходи скорее жить к нашим родным!
— Зарезали его…
Иаков отправился и прожил там много лет. Недаром он получил первое благословение от отца: Господь помогал ему всегда и во всём. Иаков приобрёл много скота и овец, много одежд и золота и там же взял себе жену. Потом он возвратился опять на родину к отцу и примирился с братом.
— А — а, понятненько, чтоб конкуренции в марафоне никому не составлял… А ты в словаре этот свой «тахр» смотрел?
— Конечно.
История Иосифа
— А в Интернете?
— Как в Интернете?
У Иакова было двенадцать сыновей. Всех их любил отец, но больше всего любил Иосифа, за то, что он был кроток, послушен и всегда говорил правду. Однажды Иаков сшил для Иосифа красивое платье. Другие его сыновья, увидев это платье, рассердились, возненавидели Иосифа и ждали только случая, чтобы сделать ему какую-нибудь неприятность. Такой случай скоро представился.
И почему я должен обучать зеленую поросль из чужого отдела аналитическо-поисковой работе? У этого Симадзаки есть шеф, зовут его Сато, ему как и мне, сорок шесть. Почему этот Сато ничего знать не знает про всякие там «Yahoo» и «Google», а я знаю? Вернее, почему он не знает, а я знаю — это для меня не вопрос: понятное дело, я в миллион раз смекалистее и подкованнее этого сноба Сато, кичащегося своей трехлетней службой в нашем консульстве в Сан-Франциско (ему бы во Владике или в Хабе наше консульство пару месяцев поохранять — вся спесь с него слетит в момент!). Но почему я должен понедельничным утром тратить свое драгоценное время на объяснение по-деревенски туповатому Симадзаки того, что такое поисковые системы в Интернете и с каким видом соевого соуса каждую из них надо кушать?
Один раз старшие сыновья Иакова погнали стада на пастбище далеко от родительского шатра, а Иосиф остался дома. Отец и говорит ему:
— Ну в Интернете есть разные поисковые системы, понимаешь?
— Милый сын, пойди проведай братьев, узнай, где они и здоровы ли они.
— Да, я что-то про это слышал…
Как послушное дитя, Иосиф тотчас отправился в путь. Долго ходил он по полям, пока отыскал братьев. Но недобрые братья, увидев его издали, сказали меж собою:
— Вот идёт наш Иосиф, давайте убьём его!
— Ну вот, раньше слышал, а теперь пойди и посмотри на них. Введи свой «тахр» в поиск — может, чего и всплывет.
Один только старший восстал против этого злого намерения и сказал братьям:
— Зачем убивать нам Иосифа, бросим лучше его в глубокий безводный колодец!
— Спасибо за совет, господин майор! — Грустный Симадзаки завершил свой визит ко мне, лишившись последней надежды на то, что я либо расшифрую ему этот загадочный «тахр», либо обучу его минут за десять тому как пользоваться поисковыми системами.
Это он придумал для того, чтобы ночью прийти потихоньку от братьев и спасти Иосифа. Все согласились на это.
Когда Иосиф подошёл, они схватили его, сорвали с него красивую одежду и бросили в тёмную яму. Едва успели они сделать это, как, смотрят, проезжает мимо большой караван чужестранных купцов.
Я же вновь опустил голову к скорбным листам протокола допроса русского рыбачка с привезшего в Отару японо-морского кальмара «Берега надежды», за которые меня ласковыми словами и сладенькими увещеваниями усадил лукавый Нисио, и опять задался вопросом: плакать мне над этим протоколом или смеяться? Шедевр этот к нам в Саппоро ночью прислали ребята из Отару с приписочкой, умолявшей подправить его текст, потому как задержанный морячок говорит, что в нем по смыслу все правильно, но вот из-за фривольной формы он его ни за что не подпишет. В приписочке не сообщалось, ржал ли при этом гражданин Богородицкий Павел Андреевич, родившийся в городе Большой Камень в 1967 году или пытался, давясь смехом, сохранить на своем явно не обезображенном интеллектом лице серьезную мину. Мне же представлялось, что ржание там было гаргантюанско — пантагрюэльское, просто отарские ребята постеснялись написать нам, что они своими скрижалями сильно развеселили русского рыбака, пытавшегося ввезти в их непреступный порт — герой два пистолета Макарова.
Тогда они решили иначе. Они сказали:
— Нехорошо нам оставить Иосифа в колодце, чтобы он умер там без пищи, ведь он брат наш; не лучше ли продать его этим купцам?
Как следовало из шапки, протокол составлял некто Морио Сома, которого я не знал, из чего напрашивался сначала один вывод: что он молодой и служит в Отару недавно, потому как большинство отарских ребят, работающих по русской линии, мне более или менее известны; а за ним тут же последовал и второй: нельзя с таким знанием русского сажать на такую ответственную работу молодых сержантов. Я, конечно, все понимаю: ночь, темень, спать охота, а тут ни с того ни с сего заходит в порт российское судно, и надо отрываться от телевизора, напяливать на себя тугую фуражку, деформирующую голову подобно испанскому сапогу, и переться с таможенниками и пограничниками на борт, идти на ощупь, сквозь ароматы не дезинфицированных с советских времен грузовых трюмов, в ту самую каюту, о которой двумя часами раньше, когда эта проржавевшая от клотика до киля шаланда вошла в зону устойчивого приема сотовой телефонной связи, сообщил по мобильнику подкармливаемый теми же отарскими парнями невидимый миру стукачок из экипажа, и оформлять изъятие и задержание. Конечно, это дело для тех, кто помоложе, но не до такой же степени… Ведь это же комедия получается, причем явно не божественная.
Старшего брата здесь не было, а прочие обрадовались этой злой выдумке.
Позвали купцов и говорят им:
«…— Откуда пришло ваше судно?
— Купите у нас этого мальчика!
Те не отказались, заплатили деньги, а Иосифа увели с собою.
— Откуда надо, оттуда, продажная женщина, и пришло.
Горько плакал Иосиф и со слезами говорил:
— Милые братья, не отдавайте меня чужим людям, отпустите меня к моему дорогому отцу!
— Отвечайте прямо на мой вопрос!
Но не послушали братья.
— Зачем я, продажная женщина, тебе прямо на твой покрытый калом вопрос отвечать буду?!
Когда Иосифа увели уже далеко, они разделили полученные деньги и забыли о брате.
В это время возвратился старший брат. Он узнал о злом, бессердечном поступке братьев, плакал и говорил им:
— Ваш капитан сказал, что ваше судно пришло из Находки. Это правда? Вы подтверждаете этот факт?
— Что же мы скажем теперь нашему бедному отцу?
— Этот, продажная женщина, капитан, самка собаки, гонит, продажная женщина, а вы ему верите, вступившие в половой контакт вы в рот! Он вам, продажная женщина, наврет, а вы, самки собаки, ему поверите!»
Но остальные придумали следующее: они зарезали козлёнка, выпачкали его кровью одежды Иосифа, отнесли к отцу и сказали:
С этими протоколами у нас ну прямо беда! Инструкция требует, чтобы офицер, снимающий показания, записывал за задержанным все слово в слово. Естественно, когда допрашиваешь японца, проблем особых нет. А вот когда перед тобой сидит упертый культурист с какого-нибудь «Комсомольца Чукотки», фиксировать все дословно весьма проблематично. В процессе допроса мы все понимаем только в общих чертах — отсюда и наша профессиональная тяга к конкретным ответам на конкретные вопросы. А потом уже по магнитофонной записи восстанавливаем все слово в слово. И поскольку многие слова нам непонятны, в толстенных словарях разыскивается их глубокое значение, и затем это значение вносится в текст протокола, который после такой длительной процедуры переводится на японский язык, обеспечивая обескураженному прокурору сдвиг по фазе или, на худой конец, легкое заикание.
«— С какой целью вы имели в своей каюте оружие?
— Вот это мы нашли в пустынном поле!
— В какой мужской — половой — орган — каюте?! Какое на внешний мужской половой орган оружие?!
— Два пистолета Макарова.
Иаков узнал платье своего любимого сына. В страшной горести он разорвал на себе одежды и воскликнул:
— Да их, продажная женщина, мне какая-то обнаженная головка мужского полового органа подкинула!
— Нет больше моего милого Иосифа! Лютый зверь растерзал его! Нет моей радости! Буду плакать и скорбеть, пока сойду в могилу!..
— Вы уверены, что это не ваши пистолеты?
Сыновья видели слёзы и скорбь престарелого отца, но не могли и не смели утешить его, так как сами причинили это горе. А Иосифа купцы отвезли в Египетскую землю и продали в рабство. Но добрый и кроткий Иосиф усердно молился Богу, и Господь сделал его великим и знатным человеком.
— Вот, продажная женщина! Говорю: не мои это «макаровы».
Бог дал Иосифу большой ум и способность объяснять сны, и однажды он объяснил сны двум придворным египетского царя. Поэтому, когда и сам царь увидел странный сон, он велел позвать к себе Иосифа и сказал ему:
— Как вы объясните тот факт, что на обоих пистолетах обнаружены отпечатки ваших пальцев?
— Каких, женский половой орган с ушами, покрытый калом, пальцев?!
— Мне приснился сон, и вот никто не умеет объяснить, что этот сон означает. Мне снилось, что из реки Нила вышли семь коров, красивых и жирных, а за ними вышли ещё семь коров, худых-прехудых, и эти коровы бросились на первых и съели их. Потом, — продолжал царь, — мне снилось ещё, будто выросли семь колосьев, полных зёрнами, а на другом стебле выросли семь колосьев совершенно пустых, и эти пустые колосья съели первых. Я слышал, что Бог дал тебе способность объяснять сны, скажи же, что означают мои сны?
— Ваших.
Иосиф помолился Богу и сказал царю:
— Да пошел ты во внутренний женский половой орган!
— Семь тучных коров и семь полных колосьев означают, что в твоей земле будет семь лет обильного урожая. Хлеба будет столько, что люди не будут знать, куда и девать его. Семь коров тощих и семь колосьев пустых означают, что после урожая наступят семь лет голода. Не будет дождей, засохнут поля, и нигде не вырастет ни былинки. За эти семь лет люди съедят все запасы и могут умереть с голода. Поэтому выбери, государь, умного человека и прикажи ему сделать большой запас хлеба в урожайные годы.
— Не ругайтесь, а отвечайте! Чистосердечное признание облегчит вашу участь.
Царь пришёл в восторг от ума Иосифа и воскликнул:
— Не знаю я ни мужского полового органа! Продажные женщины вы все! За что арестовали-то?! Самки собаки!
— На тебе Дух Божий! И могу ли я найти человека умнее тебя?