П. Воздвиженский
Моя первая Священная История
Предисловие
«Священное Писание, — сказал святой Иоанн Златоуст, — это духовная пища, которая украшает им и делает душу сильною, твёрдою, мудрою».
Такою пищею Священное Писание является и для взрослых, и для детей.
Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной Истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная История.
Но, давая в руки ребёнка подобную книгу, необходимо заботиться, чтобы он мог её понять всю, чтобы он в ней не встречал ничего непонятного, — словом, необходимо, чтобы она была приспособлена к его пониманию, к его возрасту.
Такую именно книгу хотим мы дать в руки русским детям. В ней живо и наглядно, но в то же время совершенно просто, изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов, так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, своим чистым, безгрешным сердцем могли сами уразуметь всё рассказываемое, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях, будут ли они читать эту книгу сами, или им будет читать её мать, старшая сестра или грамотная няня. Наглядности в изложении отвечает и наглядность нарочно подобранных рисунков: дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки ещё больше уяснят и укрепят в детской душе всё то, что будет ими прочитано.
Рассказанное детям просто, ясно и наглядно. В раннюю пору их жизни, когда каждое впечатление так глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум, события из Священного Писания оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбуждённое ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в позднейшие годы — в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.
Саваоф
Ветхий завет
Сотворение мира
Над нами без границ раскинулось синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.
Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные: и лошадки и овечки, и волки и зайчики, и много других. В воздухе порхают птички и насекомые.
Взгляните теперь на реки и моря. Какая масса воды! И вся-то она полна рыбками — от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же всё это явилось. Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего бытия, но всегда был, есть и будет.
Бог сотворил солнце и землю.
И вот Он-то, по своей доброте, в шесть дней из ничего сотворил всё, чем мы любуемся. По одному Его слову явились земля, и солнце, и всё-всё в мире. Всё сотворил добрый и любящий Господь, и обо всём Он непрестанно заботится, как любящий Отец: всем даёт пищу, здоровье и счастье.
Сотворив мир, Господь устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал цветами, более душистыми, чем розы.
Когда Господь устроил всё это — Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Он взял кусок земли и велел ему превратиться в человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце.
Адам и Ева в раю.
Потом, чтобы у первого человека был друг, Господь сотворил первую женщину и назвал их Адам и Ева. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменил им родителей. Он Сам ввёл их в рай и сказал:
— Дети мои, дарю вам этот сад, живите в нём и наслаждайтесь; кушайте плоды со всех деревьев и только с одного деревца не троньте плодов и не ешьте, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрёте.
Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все они ласкались к Адаму и Еве и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и распевали песенки.
Всем живым существам Адам дал тогда особые названия. Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.
Изгнание из рая
Всё, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи ангелы.
Кто же это ангелы?
Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя из рая, и они стали называться злыми ангелами, или дьяволами.
С тех пор добрые ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди жили между собою, как враги, и чтобы Господь перестал любить их. Добрые ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.
У каждого есть свой добрый ангел-хранитель. Такие ангелы оберегают деток от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов, а потому, если дети не слушают папу и маму, — добрые ангелы грустят и плачут, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на небо.
Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого один дьявол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:
— Правда ли, что Бог запретил вам кушать плоды со всех деревьев?
— Нет, — отвечала Ева, — Господь запретил нам кушать плоды только с одного этого деревца и сказал, что если мы съедим, то умрём.
Тогда хитрый змей сказал:
— Не верьте Богу, вы не умрёте, а, напротив, если скушаете этих плодов, то сами сделаетесь как Бог и будете всё знать.
Тут змей сорвал красивое золотистое яблочко с запрещённого дерева и подал Еве. Она покушала и передала Адаму. И вдруг после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.
Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Господь позвал их, им стыдно было показаться к Нему, и они спрятались в кусты. И сказал им Господь:
— Итак, вы не послушались Меня, съели запрещённый плод, идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание. До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и, наконец, умрёте.
Ангел изгоняет Адама и Еву из рая.
Тут явился ангел с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание. Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, который примет на себя заслуженное людьми наказание, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.
Каин и Авель
Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, и ещё тяжелее было им привыкать к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.
Скоро у Адама и Евы родились дети, но и дети вместо радости доставляли им иногда огорчения.
Было у них два сына, Каин и Авель. Старший, Каин, занимался хлебопашеством, а младший, Авель, пас стадо.
Однажды братья пожелали принести что-нибудь в жертву, или в дар, Богу. Они сложили два костра, и Каин посыпал на свой костёр хлебных зёрен, а Авель положил ягнёнка, и оба зажгли свои костры.
Авель приносил дар Богу от всей души, с любовью к Богу и с молитвою, а потому дым от его жертвы прямым столбом поднимался к небу. Каин же приносил свою жертву неохотно и небрежно и вовсе не молился Богу, и дым от его жертвы расстилался по земле. Из этого видно было, что жертва Авеля приятна Богу, а жертва Каина неприятна.
Каину стало ужасно досадно, но вместо того, чтобы усерднее молиться Богу и просить, чтобы Господь принял и от него жертву, Каин позавидовал брату и со злости убил его. Тогда Господь спросил его:
— Каин, где Авель, брат твой?
Это Бог спросил его для того, чтобы убийца сам раскаялся и просил прощения. Но Каин не раскаялся и дерзко отвечал:
— Не знаю, разве я сторож брата моего?
Господь сказал ему:
— Нет, ты убил своего брата, и теперь ты нигде не найдёшь себе покоя!
Каин испугался и воскликнул:
— Велик мой грех! Теперь меня убьёт первый встречный!
Но Бог сказал:
— Нет, я положу на тебя такой знак, что тебя не убьёт никто, но ты будешь жить, и тебя всегда будет мучить совесть!
С той поры Каин никогда не мог поднять лицо к небу. Угрюмый и задумчивый, мучимый стыдом, он нигде не находил себе покоя и скоро вовсе ушёл от родных в далёкую землю.
Каин убивает Авеля.
Очень плакали и горевали Адам и Ева, когда узнали о смерти Авеля. Это было первое тяжёлое их горе. Теперь они ещё больше пожалели о рае. Если бы они слушались Бога, то и жили бы в раю, и там не случилось бы такого несчастья. Бог видел их слёзы и дал им третьего сына, по имени Сифа. Это был добрый и кроткий мальчик, и Господь очень любил его. У Каина тоже родились дети, но и они, как отец, были злы, непочтительны и завистливы.
Случается, что и вы невнимательно молитесь Богу, особенно перед сном. Но знайте, что невнимательную молитву Бог не слушает. Если же вы молитесь, то делайте это от всего сердца, с любовью к Богу, тогда ангел-хранитель передаст ваши молитвы на небо к Богу, и Господь охотно исполнит все ваши просьбы.
Потоп
На земле становилось всё больше и больше людей.
Были между ними и добрые, но злых было больше. Они не молились Богу, ссорились и завидовали друг другу.
В это время жил один праведный и добродетельный человек, по имени Ной. Когда Господь разгневался на злых людей и захотел их наказать, Он пришёл к Ною и сказал ему:
— Ной, сруби побольше деревьев, устрой корабль и помести в нём твоё семейство и всех животных, зверей и птиц по нескольку штук. Я пошлю на землю сильный дождь и потоплю всех злых людей.
Ной исполнил всё, как ему велел Бог. Он построил весьма громадный корабль, в три высоких этажа, разделил его на множество клеток и посадил туда всяких зверей, животных и птиц.
Когда Ной строил свой корабль, многие люди смеялись над ним. Но скоро этот смех обратился в плач.
Когда корабль был готов, начался проливной дождь. Сорок дней и сорок ночей продолжался ливень. Люди и звери взбирались на деревья, на вершины гор и скал, матери поднимали своих малюток из воды; вся земля огласилась неслыханным криком и воплями. А дождь всё лил и лил как из ведра, и наконец всё умолкло, всё потонуло, и даже высочайшие горы покрылись водой.
Один Ной с семейством безопасно плавал в корабле по волнам этого всемирного океана. Спустя сорок дней дождь перестал. Тучи рассеялись, небо очистилось от туч, и проглянуло солнышко. Ной несколько раз выпускал голубя, и только в третий раз голубь принёс ему зелёную веточку. Это было знаком, что деревья уже показались из воды. Скоро показалась и земля.
Ной вышел из корабля и горячо молился и благодарил Бога за спасение. Как жаль, что у Ноя не было таких маленьких деток, как вы. Как весело было бы им смотреть, когда звери, животные и птицы устремились на волю из тесных клеток и громкими криками выражали свою радость при виде земли и зелёной травки. Вспомните, дети, как приятно после суровой зимы выйти поиграть при солнышке на зелёной лужайке, и вы поймёте, что чувствовали и люди, и звери, и птички после потопа.
Ной с женой и детьми выходят из ковчега.
Скоро, однако, и после потопа люди стали грешить и прогневали Бога. Господь хотел, чтобы люди жили по всей земле, но люди не хотели этого. И вот они вздумали устроить большую башню, чтобы её всем и далеко было видно и чтобы люди от неё не расходились. Тогда Господь сделал так, что все строители перестали понимать один другого.
Представь себе, что русский, не знающий французского языка, и француз, не говорящий по-русски, взялись вместе строить дом. Не правда ли, у них не вышло бы толку. Так случилось и тогда.
Один просит, чтобы ему давали кирпич, а ему несут дерево; другой требует воды, а ему подают глину. Остановилась работа. Люди заговорили на разных языках и поневоле разбрелись в разные стороны.
Таким образом и явились на земле различные народы.
Призвание Авраама
К одному добродетельному человеку, по имени Авраам, пришёл однажды Господь и сказал ему во сне:
— Возьми свою жену и своё имущество и иди в страну, которую я покажу тебе и которую я дарю твоим детям и внукам.
Все вы, дети, любите свою родину, Россию, и, я думаю, вам было бы ужасно грустно навсегда уехать в чужую землю к незнакомым людям. Так и Аврааму жаль было покидать и место и людей, к которым он привык.
Но Авраам очень любил Бога; он знал, что куда бы он ни пошёл, ему везде будет хорошо, если ему будет помогать Господь. Поэтому он тотчас собрался и пошёл, куда велел ему Бог. Вместе с ним отправился и его племянник Лот.
Скоро, однако, между ними вышло несогласие, и Авраам сказал Лоту:
— Мы с тобою родственники, если с чужими людьми нехорошо ссориться, то тем более нам. Выбирай себе любую сторону и иди туда жить, а я пойду в другую сторону.
Лот согласился и стал жить в прекрасной долине, где были города Содом и Гомор. Это было очень красивое место. Там были зелёные луга и протекали ручьи, но зато в городах жили очень злые люди. Они не хотели молиться Богу, обижали друг друга, и Господь решил уничтожить их города и их самих.
Однажды Господь в виде странника пришёл к Аврааму и сообщил ему об этом. Но Авраам сказал ему: Господи, как же можно уничтожить два города; а может быть, в них есть душ пятьдесят праведных людей, любящих Тебя? Неужели ради них Ты не пощадишь и остальных?
Господь ответил:
— Если там найдётся пятьдесят хороших людей, то Я пощажу города!
Авраам опять сказал:
— Но если там окажется только сорок пять праведных?
Господь обещал не губить города и ради сорока пяти. Авраам всё уменьшал число и наконец сказал:
— Господи, прости, что я осмелюсь сказать; но если в Содоме и Гоморе найдётся только десять праведных?
Господь отвечал ему:
— И ради десяти праведных людей не погублю городов.
Но даже и десяти добродетельных людей не оказалось в двух городах. Тогда ангелы Божии вывели из этих городов Лота с семейством и велели им скорее уходить и не оглядываться назад. Однако жена Лота не послушалась. Она оглянулась и вдруг за непослушание и любопытство тотчас превратилась в каменный столб. На города Содом и Гомор упал с неба огонь, и оба города сгорели со всеми людьми.
Господь очень любил доброго и благочестивого Авраама, часто являлся к нему и беседовал с ним. Однажды во время такой беседы Авраам сказал Богу:
— Господи, нет у меня детей, кому же я оставлю своё имущество и кто будет заботиться обо мне на старости?
Но Господь отвечал:
— Посмотри, сколько на небе звёзд, столько же будет у тебя детей и внуков.
Потом Господь прибавил:
— Вот через год у тебя будет сын.
И, действительно, спустя год у жены Авраама родился сын, и его назвали Исаак. Авраам благодарил Бога и устроил большой пир.
Исаак
Авраам и жена его очень любили своего сына Исаака.
Они ласкали и целовали его и ужасно боялись, чтобы он не захворал и не умер. И вдруг, когда Исаак уже подрос, Господь сказал Аврааму:
— Возьми своего единственного сына, Исаака, пойди на гору, которую Я тебе покажу, и там принеси Мне его в жертву.
Авраам и жена его всегда слушались Бога, любили Его и всегда молились Ему. Теперь Господь пожелал, чтобы они отдали Ему сына Исаака. Авраам тотчас взял дров и Исаака и пошёл на указанную Богом гору. Дорогою Исаак спросил отца:
— Отец, вот у нас есть дрова и огонь, а где же ягнёнок для жертвы?
Авраам ответил:
— Милый сын, Господь укажет нам жертву!
Пришли на гору, Авраам сложил дрова, связал Исаака и уже поднял нож, чтобы принести его в жертву, как велел Бог. Однако Господь вовсе не хотел лишить Авраама любимого дитяти; это Он хотел только испытать, кого любит больше Авраам: сына ли своего Исаака, или он больше любит Господа Бога?
Теперь было видно, что Авраам любит Господа больше, чем сына. И вот в то время, когда Авраам уже поднял нож, явился ангел и громко сказал:
— Не тронь дитяти, Авраам; теперь Господь видит, что для Него ты не пожалел даже своего сына. За такую любовь и послушание Господь даст тебе много детей и внуков, даст много земли и богатств.
Авраам приносит сына в жертву Богу.
Тут Авраам увидел в кустарнике ягнёнка и принёс его в жертву вместо Исаака. Когда Исаак вырос, Авраам позвал старшего слугу и сказал ему:
— Пойди в ту страну, где живут мои родственники, и выбери там невесту для моего сына!
Слуга взял подарки и на нескольких верблюдах отправился в путь. Долго ехал он. Наконец пришёл на родину Авраама, остановился у колодца и начал усердно молиться. Он говорил так:
— Господи, сделай так, чтобы невеста моего господина Исаака сама вышла ко мне навстречу.
Только окончил он молитву, к колодцу подошла красивая девица, и он сказал ей:
— Прекрасная девица, позволь мне напиться воды из твоего сосуда!
Девица отвечала:
— Пей, добрый человек, а затем позволь мне напоить и твоих верблюдов.
Эту услужливую и добрую девушку звали Ревекка, и она была дальняя родственница Авраама. Скоро Ревекка позвала сюда своего брата, и вместе они пригласили путешественника в дом своих родителей.
Слуга Авраама рассказал им, зачем он приехал, и просил их отдать Ревекку в жёны Исааку. Родители позвали дочь и спросили её:
— Хочешь ли ты быть женою Исаака и согласна ли идти с этим человеком?
Ревекка отвечала:
— Согласна и пойду.
Тогда посланный слуга передал всем богатые подарки и с невестою пустился в обратный путь. Был прекрасный вечер. Исаак вышел прогуляться в поле. В это время он повстречал свою невесту, проводил её к отцу, и скоро она стала его женою.
Дети Исаака
Исаак имел двух сыновей. Старший, Исав, никогда не сидел дома и всё время проводил в лесу или в поле на охоте. Это было его любимое занятие. С охоты он часто приносил добычу, и это нравилось отцу. Младший же сын, Иаков, находился дома и занимался домашним хозяйством, и за это его больше любила мать.
Однажды Иаков сготовил себе вкусное кушанье из бобов, а Исав в это время очень голодный вернулся с охоты и ничего не принёс. Он увидел кушанье брата и сказал ему:
— Дай мне, пожалуйста, покушать, я ужасно голоден.
Иаков отвечал:
— Я отдам тебе всё моё кушанье, но с условием, чтобы с этого дня ты считался младшим братом.
Исав сказал:
— Для чего мне моё старшинство, когда я ужасно хочу есть, — и согласился на предложение брата.
Тогда Иаков отдал ему кушанье. Бог устроил так, что Исав был старшим, а Иаков младшим, но легкомысленный Исав не дорожил старшинством.
Однажды Исаак позвал Исава и сказал ему:
— Сын мой, пойди на охоту и принеси дичи — мне очень хочется вкусного мяса. Когда ты вернёшься, то я передам тебе первое благословение, потому что я стар и могу скоро умереть!
Исаак благословляет Иакова.
Исав пошёл на охоту, а жена Исаака, услышав этот разговор, позвала Иакова и сказала ему:
— Пойди и выбери хорошего, жирного козлёнка, я приготовлю твоему отцу кушанье, а ты понесёшь ему, и он благословит тебя прежде, чем Исава.
Надо вам сказать, дети, что Исаак был очень стар и слеп и распознавал сыновей по голосу и по осязанию, именно: у Исава всё тело было покрыто небольшими волосками, а у Иакова тело было совершенно гладкое.
Мать приготовила кушанье и велела Иакову нести его к отцу и просить его благословения. Чтобы Исаак не узнал, что это Иаков, она велела ему одеть платье Исава, а шею и руки его обернула мохнатой кожей козлёнка.
Иаков пришёл к отцу и сказал:
— Я сын твой Исав, я принёс тебе дичи; покушай и благослови меня!
Исаак сказал:
— Подойди ко мне, сын мой, чтобы я мог обнять тебя!
Иаков приблизился. Исаак обнял его и сказал:
— Руки и шея Исава, а голос совсем как у Иакова.
Однако он не узнал, что это Иаков, и благословил его.
После вернулся Исав с охоты. Он узнал, что Иаков получил первое благословение, очень огорчился и даже грозил убить Иакова. Тогда родители позвали Иакова и сказали ему:
— Брат твой гневается, уходи скорее жить к нашим родным!
Иаков отправился и прожил там много лет. Недаром он получил первое благословение от отца: Господь помогал ему всегда и во всём. Иаков приобрёл много скота и овец, много одежд и золота и там же взял себе жену. Потом он возвратился опять на родину к отцу и примирился с братом.
История Иосифа
У Иакова было двенадцать сыновей. Всех их любил отец, но больше всего любил Иосифа, за то, что он был кроток, послушен и всегда говорил правду. Однажды Иаков сшил для Иосифа красивое платье. Другие его сыновья, увидев это платье, рассердились, возненавидели Иосифа и ждали только случая, чтобы сделать ему какую-нибудь неприятность. Такой случай скоро представился.
Один раз старшие сыновья Иакова погнали стада на пастбище далеко от родительского шатра, а Иосиф остался дома. Отец и говорит ему:
— Милый сын, пойди проведай братьев, узнай, где они и здоровы ли они.
Как послушное дитя, Иосиф тотчас отправился в путь. Долго ходил он по полям, пока отыскал братьев. Но недобрые братья, увидев его издали, сказали меж собою:
— Вот идёт наш Иосиф, давайте убьём его!
Один только старший восстал против этого злого намерения и сказал братьям:
— Зачем убивать нам Иосифа, бросим лучше его в глубокий безводный колодец!
Это он придумал для того, чтобы ночью прийти потихоньку от братьев и спасти Иосифа. Все согласились на это.
Когда Иосиф подошёл, они схватили его, сорвали с него красивую одежду и бросили в тёмную яму. Едва успели они сделать это, как, смотрят, проезжает мимо большой караван чужестранных купцов.
Тогда они решили иначе. Они сказали:
— Нехорошо нам оставить Иосифа в колодце, чтобы он умер там без пищи, ведь он брат наш; не лучше ли продать его этим купцам?
Старшего брата здесь не было, а прочие обрадовались этой злой выдумке.
Позвали купцов и говорят им:
— Купите у нас этого мальчика!
Те не отказались, заплатили деньги, а Иосифа увели с собою.
Горько плакал Иосиф и со слезами говорил:
— Милые братья, не отдавайте меня чужим людям, отпустите меня к моему дорогому отцу!
Но не послушали братья.
Когда Иосифа увели уже далеко, они разделили полученные деньги и забыли о брате.
В это время возвратился старший брат. Он узнал о злом, бессердечном поступке братьев, плакал и говорил им:
— Что же мы скажем теперь нашему бедному отцу?
Но остальные придумали следующее: они зарезали козлёнка, выпачкали его кровью одежды Иосифа, отнесли к отцу и сказали:
— Вот это мы нашли в пустынном поле!
Иаков узнал платье своего любимого сына. В страшной горести он разорвал на себе одежды и воскликнул:
— Нет больше моего милого Иосифа! Лютый зверь растерзал его! Нет моей радости! Буду плакать и скорбеть, пока сойду в могилу!..
Сыновья видели слёзы и скорбь престарелого отца, но не могли и не смели утешить его, так как сами причинили это горе. А Иосифа купцы отвезли в Египетскую землю и продали в рабство. Но добрый и кроткий Иосиф усердно молился Богу, и Господь сделал его великим и знатным человеком.
Бог дал Иосифу большой ум и способность объяснять сны, и однажды он объяснил сны двум придворным египетского царя. Поэтому, когда и сам царь увидел странный сон, он велел позвать к себе Иосифа и сказал ему:
— Мне приснился сон, и вот никто не умеет объяснить, что этот сон означает. Мне снилось, что из реки Нила вышли семь коров, красивых и жирных, а за ними вышли ещё семь коров, худых-прехудых, и эти коровы бросились на первых и съели их. Потом, — продолжал царь, — мне снилось ещё, будто выросли семь колосьев, полных зёрнами, а на другом стебле выросли семь колосьев совершенно пустых, и эти пустые колосья съели первых. Я слышал, что Бог дал тебе способность объяснять сны, скажи же, что означают мои сны?
Иосиф помолился Богу и сказал царю:
— Семь тучных коров и семь полных колосьев означают, что в твоей земле будет семь лет обильного урожая. Хлеба будет столько, что люди не будут знать, куда и девать его. Семь коров тощих и семь колосьев пустых означают, что после урожая наступят семь лет голода. Не будет дождей, засохнут поля, и нигде не вырастет ни былинки. За эти семь лет люди съедят все запасы и могут умереть с голода. Поэтому выбери, государь, умного человека и прикажи ему сделать большой запас хлеба в урожайные годы.
Царь пришёл в восторг от ума Иосифа и воскликнул:
— На тебе Дух Божий! И могу ли я найти человека умнее тебя?
Он надел на Иосифа дорогую одежду, дал ему свой перстень и золотую цепь на шею и сделал его своим первым министром.
Этот царь был очень добрый. Он любил всех своих подданных и не хотел, чтобы они страдали от голода. Нет несчастия и горя больше голода, когда ни людям, ни животным нечего кушать и они едят кору с деревьев и вредные травы и умирают в страшных мучениях. В такую тяжкую пору умные и добрые дети, получая от родителей деньги на игрушки и на лакомства, не покупают ни лакомств, ни игрушек и отдают деньги на хлеб бедным.
Слова Иосифа исполнились. После урожайных годов настал голод.
В этой земле, где жил Иаков, отец Иосифа, также не было хлеба, и братья Иосифа пришли в Египет за покупкою его. Продажею запасного хлеба заведовал Иосиф, и они обратились к нему, но не узнали когда-то проданного брата. Теперь Иосиф был такой знатный и важный.
Иосиф встречает отца и семейство.
Однако Иосиф узнал их, и когда они явились за хлебом вторично, он заплакал от радости, начал обнимать и целовать братьев и говорил им:
— Дорогие братья, я брат ваш, я Иосиф, которого вы когда-то продали.
Царь тоже узнал, что к Иосифу приехали братья. Он велел им привезти сюда своего отца Иакова, и когда он приехал, подарил ему прекрасную землю для жительства.
Много лет Иаков не видел любимого сына, но теперь счастью его не было предела, и скоро он с семейством переехал совсем в Египет.
Моисей
Взгляните, какая хорошенькая корзиночка стоит в камыше на берегу реки! Посмотрите, какой милый крошка барахтается в ней! Что же это за ребёнок и почему он здесь в корзинке? А вот послушайте. Вы знаете, как Иосиф и его братья поселились в Египте. От них произошло очень много людей, и составился целый народ, который и назывался евреями.
Дочь фараона находит младенца Моисея.
Пока Иосиф был жив, пока помнили его заслуги, евреям жилось в Египте хорошо. Но потом египтяне начали притеснять их, сделали их своими рабами, били и изнуряли тяжкими работами. Когда же евреев стало ещё больше, безжалостный египетский царь приказал убивать и бросать в реку еврейских малюток.
В это время у одной еврейки родился сын. Мать любила своего малютку и боялась, чтобы его не убили. Долго она скрывала его при себе, но когда дитя подросло и могло быть замечено — она сплела корзинку, осмолила её, чтобы не попадала вода, положила туда дитя и отнесла на берег реки. В то же время она поставила старшую дочь Мариам за деревьями присмотреть, чтобы с ребёнком не случилось чего дурного.
Скоро к реке пришла купаться царская дочь, и её сопровождали служанки, которые игрою и пением развлекали царевну. Она увидела корзинку и в ней малютку и стала ласкать его. Мальчик очень расплакался, так как он хотел уже кушать и испугался чужих женщин. Тогда царевна сказала:
— Это, верно, еврейское дитя; бедненькое, как мне жаль его!
Мариам слышала это, вышла из-за деревьев и спросила царевну:
— Добрая госпожа, не позвать ли вам женщину покормить малютку?
Царевна отвечала:
— Позови!
Мариам убежала и привела свою мать. Тогда принцесса сказала ей:
— Возьми это дитя и выкорми его, а когда подрастёт, то принеси его ко мне во дворец, и я дам тебе за это денег!
Теперь мать была спокойна за жизнь дитяти, так как сама царевна была его покровительницей. Она усердно молилась и благодарила Бога за спасение своего малютки.
Когда мальчик подрос, она отвела его во дворец. Там дали ему имя Моисей. При дворе Моисея воспитали и научили разным наукам. Скоро, однако, он узнал, что он не египтянин, а еврей. Он видел, как египтяне притесняют и мучают его одноплеменников, евреев, и заболело у него сердце. Жаль ему было евреев, и он очень хотел помочь им.
Раз он увидел, что египтянин бьёт еврея. Моисей защитил своего и убил египтянина. Но об этом узнали, и Моисею пришлось бежать из Египта. Он поселился у священника Мадиамского Иосифа и пас его овец. Однажды Моисей, находясь со своим стадом при горе Хориве, увидел здесь чудное явление. Смотрит: перед ним стоит куст, весь в огне. Куст этот горел, но не сгорел. Моисей хотел было ближе подойти к дивному кусту, чтобы лучше его рассмотреть, но вдруг слышит голос:
— Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Иакова. Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал плач бедных евреев и повелеваю тебе вывести их из Египта!
Моисей отправился к царю Египетскому и сказал, что Господь повелел ему отпустить еврейский народ. Но царь не соглашался отпустить даровых работников, евреев. Тогда ангел, по велению Божию, после многих вразумлений и наказаний, наконец умертвил всех старших детей египтян. Царь испугался и велел евреям уходить из его страны.
Выход из Египта
Представьте, дети, что жители огромного города в один день вздумали выселиться в другое место за несколько тысяч вёрст со всем имуществом. Какой бы тут сделался шум, сколько бы тут было суматохи! То же самое было и тогда, когда евреи уходили из Египта. Тысячи тысяч семейств спешно собирались в далёкий путь. Крик, говор, плач детей, ржание лошадей и рёв верблюдов — всё это слилось в один невообразимый гул.
Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно было расставаться с насиженными местами. Но египтяне так их мучили, что хотя и со слезами, а надо было уходить. Составились длиннейшие обозы скрипучих телег, в которых везли имущество, женщин и детей, за ними гнали сотни тысяч голов разного скота; и евреи тронулись в путь.
Прошло несколько дней. Далеко уже ушли евреи. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил евреев, своих рабов. Он собрал своё войско и приказал догнать и возвратить их. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск.
Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо.
Евреи устремились по сухому дну, а за ними в погоню бросились солдаты. Уже евреи выходили на берег, когда египтяне были на середине. Тогда Моисей опять ударил палкой по воде, и она хлынула на своё место и потопила египтян.
Далее евреям пришлось идти по пустыне, где не было ни воды, ни травки, а один песок да камень, куда ни глянь. Часто приходилось им нуждаться и в пище и в воде. Но Господь постоянно заботился о них.
Однажды, когда у евреев не было воды и они умирали от жажды, Господь велел Моисею ударить палкой о скалу, и из неё брызнул ключ свежей и вкусной воды. Когда у них не хватило хлеба, Господь им послал небесный хлеб. С неба посыпались белые крупинки вроде снега, но только вкусные и питательные; евреи собирали в корзины и ели.
Моисей ударяет жезлом о скалу и изводит из нее воду для народа.
Даже мясо евреи получали от Бога, и раз Господь наслал на них такое множество перепёлок, что евреи брали их руками и ели до тех пор, пока от жадности стали заболевать. Господь кормил и поил их и сохранял от несчастий.
Много милостей оказывал Господь евреям; но они не были признательны. Однажды, когда Моисей пошёл от них на гору Синайскую помолиться, эти неблагодарные люди сделали из золота идола и начали кланяться ему вместо Бога.
Моисей в это время нёс с горы две каменные доски, на которых были написаны заповеди, или повеления, Божии. Увидев, что делают евреи, он с горя уронил доски, и они разбились.
Земля обетованная. Сампсон
За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет блуждали они в пустыне и никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле.
В это время вождь их, Моисей, умер, и его заменил Иисус Навин. Он избрал двенадцать мужчин и послал их вперёд осмотреть страну, узнать, какие там живут люди и какие растут плоды.
Посланные всё разведали и принесли евреям огромную ветвь винограда, чтобы все видели, какая это богатая страна. Но вместе с тем посланные и напугали евреев. Они сказали:
— Земля, которую даёт нам Бог, обильна, но в ней живут воинственные люди, все города их обнесены крепкими стенами, и нам трудно их завоевать.
Евреи испугались и уже хотели идти обратно в Египет. Но Господь сказал им:
— Злые и неблагодарные люди, сколько раз спасал Я вас от голода, жажды и от врагов! Что же вы, вместо того чтобы и теперь молиться и просить у Меня помощи, поднимаете ропот?
Вот вступили, наконец, евреи в землю обетованную, и им нужно было взять здесь город Иерихон. Господь повелел тогда еврейским священникам носить свои святыни вокруг городских стен и громко трубить в медные трубы. Священники обошли семь раз, и вдруг стены упали сами собой; жители в испуге разбежались, а евреи поселились на их месте.
Чтобы их устроить, защищать от соседних народов и судить, Господь назначал им умных и сильных начальников, которые назывались судьями. Самый замечательный судья был Сампсон. Он был замечательно сильный человек. Однажды он убил льва, а в другой раз, когда на него напали враги, Сампсон схватил ослиную кость и ею убил до тысячи филистимлян. Он всегда защищал евреев и не давал их никому в обиду. Бог во всём помогал Сампсону. Но однажды он сделал большой промах.
Посланные приносят евреям огромную ветвь винограда.
Ему очень понравилась девица из враждебного народа, и он хотел взять её себе в жёны. Однажды он пошёл к ней в гости; там застала его ночь, и он лёг спать. Тогда злая девица позвала своих родных филистимлян; они связали сонного Сампсона, выкололи ему глаза, остригли волосы, в которых заключалась его сила, и посадили в тюрьму. Так евреи лишились своего защитника. Теперь филистимляне уже не боялись Сампсона и даже насмехались над ним.
Раз они устроили пиршество и привели туда скованного Сампсона. Бедный Сампсон! Тяжело было ему слушать насмешки от тех, которые недавно трепетали при одном его имени.
Дом, где был устроен пир, поддерживали огромные толстые колонны. Сампсон ощупью нашёл эти колонны и, чувствуя, что силы в нём ещё есть, тряхнул их так сильно, что весь дом обрушился и задавил всех пировавших в нём филистимлян. Там под развалинами погиб и сам Сампсон.
Сампсон убивает льва.