Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 



От издателя

Дорогие читатели! Выпуск в свет книги вели-

кого писателя Земли Русской Льва Николаевича

Толстого — создателя непревзойденных по глу-

бине художественных и философских произведе-

ний — продолжает серию «Мыслители России».

Книга высвечивает еще одну грань его гения, свя-

занную с философским осмыслением человечес-

кой жизни.

Следуя лучшим национальным традициям, Тол-

стой выступил как выдающийся творец русской

культуры, оказавшей огромное влияние на разви-

тие гуманистических идей во всем мире. Многие

философы и общественные деятели XXстолетия

называли его своим идейным наставником и учи-

телем.

Дневники Толстого последних лет его жизни —

уникальный памятник философской мысли. Излюб-

ленный им жанр исповеди получает здесь небыва-

лое по силе искренности воплощение.

Генеральный директор ФГУПИздательство «Известия»

Управления делами Президента Российской Федерации

\' Эраст Галумов



JI. Н. Толстой

ФИЛОСОФСКИЙ

ДНЕВНИК

1901-1910

Москва

Издательство «ИЗВЕСТИЯ»

2003



ББК 87.3(2).6+84(2Рос=Рус)1

Т53

Составление,

вступительная статья и комментарии

А Н Николюкина

Толстой JI. Н.

Т53 Философский дневник. 1901—1910 / Сост., вступ ст.

и коммент. А. Н. Николюкина — М. Известия, 2003. —

543 с. — (Мыслители России).

ISBN 5-206-00-623-8

В книге впервые современному читателю представлены философские

мысли позднего периода творчества Л Н Толстого, изложенные в его дневни-

ках, которые не переиздавались в полном виде более 50 лет В дневниковых

записях писателя получили яркое отражение его глубокие размышления о Боге

и человеке, свободе, нравственности, справедливости и т д

Книга предназначена как для философов, историков, культурологов —

ученых, преподавателей и студентов, так и для широкого круга читателей, ин-

тересующихся творческим наследием Л Н Толстого

Б Б К 8 7 . 3 ( 2 ) . 6 + 8 4 ( 2 Р о с = Р у с ) 1

© Издательство «Известия», 2 0 0 3

© А Н Николюкин Составление,

вступительная статья

I S B N 5 - 2 0 6 - 0 0 - 6 2 3 - 8 и комментарии, 2 0 0 3



РАЗМЫШЛЕНИЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО

О ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ

Л. Н. Толстой придавал особое значение дневникам пос-

ледних лет жизни. Более того, он считал их главным, что

было создано им в эти годы. Постоянному издателю своих

сочинений В. Г. Черткову он писал в мае 1904 г. о работах, скопившихся у него в рукописях: «Всем этим бумагам, кро-

ме дневников последних годов, я, откровенно говоря, не

приписываю никакого значения и считаю какое бы то ни

было употребление их совершенно безразличным. Дневни-

ки же, если я не успею более точно и ясно выразить то, что

я записываю в них, могут иметь некоторое значение, хотя

бы в тех отрывочных мыслях, которые изложены там. И по-

тому издание их, если выпустить из них все случайное, не-

ясное и излишнее, может быть полезно людям, и я надеюсь, что вы сделаете это».

Однако такое издание не было осуществлено. Испол-

няя волю Толстого, мы в настоящей публикации днев-

ников, «выпустив из них все случайное, неясное и из-

лишнее», т. е. записи бытового, частного, преходящего

характера, предлагаем читателю всю полноту религиозно-

философских размышлений великого мыслителя, запечат-

ленных в его дневниках 1901—1910 гг.

Последнее десятилетие своей жизни Толстой особенно

много думал о смысле жизни, о Боге, о смерти, о предназ-

начении человека. Эти мысли, которые он записывал каж-

дый день, — будь то Дневник или новая книга, над кото-

рой работал, — остаются и для нас в XXI в. известным

мерилом нравственности и достоинства человека, хотя наш

жизненный опыт и миросозерцание могут отличаться от

7



толстовского. Прикасаясь к мысли Толстого, даже не со-

глашаясь с ним, мы невольно вынуждены искать свои от-

веты на вопросы, волновавшие мыслителя.

Лев Толстой творил в контексте всемирной литературы, читал современную литературу на многих европейских язы-

ках, и воспринимать, исследовать его наследие необходи-

мо, очевидно, также в ряду произведений всемирной лите-

ратуры. И не столько ради раскрытия так называемого «ми-

рового значения» его творчества, что уже неоднократно

предпринималось с большим или меньшим успехом, сколь-

ко для понимания самих произведений великого писателя

и философа.

Толстой считал, что искусство есть одно из средств еди-

нения людей и народов. С этой мыслью он стал собирать

«мысли мудрых людей», составившие его книги «Круг чте-

ния» и «Путь жизни». Своеобразным прообразом этих книг

стал «Франклиновский журнал», который, по его собствен-

ному признанию в Дневнике (11 июня 1855 г.), он вел с 15

лет. Этический кодекс американского просветителя, фило-

софа и ученого Бенджамина Франклина был во многом

близок Толстому, особенно в начале и в конце его творчес-

кого пути, связуя тем самым нравственные искания ранне-

го и позднего периода жизни писателя.

В письме к художнику Н. Н. Ге 6 марта 1884 г. Толстой

сообщает, что занят отбором и переводом изречений фи-

лософов и писателей разных народов. Это самое раннее

свидетельство о замысле «Круга чтения», тесно связанного

с дневниковыми записями. 15 марта того же года в Днев-

нике появляется запись: «Надо себе составить Круг чте-

ния: Епиктет, Марк Аврелий, Лаоцы, Будда, Паскаль, Еван-

гелие. — Это и для всех бы нужно». В это время Толстой, по свидетельству его секретаря Н. Н. Гусева, много читал

китайских философов.

В письме к Г. А. Русанову 28 февраля 1888 г. Толстой

вновь возвращается к той же мысли: «Вопрос в том, что

читать доброе по-русски? заставляет меня страдать укорами

совести. Давно уже я понял, что нужен этот круг чтения, давно уже я читал многое, могущее и долженствующее вой-

ти в этот круг, и давно я имею возможность и перевести и

8



издать, — и я ничего этого не сделал. Назвать я могу: Кон-

фуция, JIao-дзы, Паскаля, Паркера, М. Арнольда и мн. др., но ничего этого нет по-русски».

Хотя замысел большого философского произведения от-

носится к середине 1880-х гг., искания нравственной прав-

ды и смысла жизни отразились еще в ранних дневниках, которые Толстой вел с 1847 г., и проходят через всю его

жизнь. Ошибочным представляется довольно широко рас-

пространенное мнение, будто нравственно-религиозные тен-

денции характерны лишь для позднего периода творчества

писателя. Еще более неправомерно существовавшее в про-

шлые десятилетия противопоставление художника Толстого

великому мыслителю Толстому.

Не было двух Толстых, как не было двух Гоголей — ав-

тора «Ревизора», «Мертвых душ», с одной стороны, и «Выб-

ранных мест из переписки с друзьями» — с другой. Подлин-

ный писатель, особенно классик, тем и велик, что его на-

следие являет собой целостность художественного и

идейного, которую современники не всегда могут понять, а

последующие поколения не всегда хотят пересмотреть ут-

вердившуюся точку зрения.

Толстой постоянно пытался осознать и определить по-

нятие Бога. Летом 1906 г. он заносит в свою записную книж-

ку, которой обычно пользовался как черновиком для даль-

нейших записей в Дневнике: «Есть ли Бог? Не знаю. —

Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона и называю Богом». А 16 октября

1906 г. он формулирует эту мысль еще более отчетливо:

«Богом я называю в своей цельности то, что я в ограничен-

ном состоянии сознаю в себе».

Но это лишь одна сторона вопроса. Вера (и не только

религиозная) — важнейший принцип всего мировоззре-

ния Толстого. Вера — это в то же время страстная убеж-

денность в идеалах добра и справедливости, которые ле-

жат в основе всякой толстовской мысли. Со всей опреде-

ленностью выражено это в записи на 2 января в «Круге

чтения»: «Одно из самых грубых суеверий есть суеверие

большинства так называемых ученых нашего времени о

том, что человек может жить без веры».

9



Христианство было и остается основой развития рус-

ской культуры. Именно «вера» для Толстого — это позна-

ние смысла жизни чрез Бога. В той же записи на 2 января

Толстой поясняет: «Сущность всякой религии состоит толь-

ко в ответе на вопрос, зачем я живу и какое мое отношение

к окружающему меня бесконечному миру. Нет ни одной

религии, от самой возвышенной и до самой грубой, кото-

рая не имела бы в основе своей этого установления отно-

шения человека к окружающему его миру».

Учение Толстого вызывало немало ложных трактовок, попыток использовать его в интересах собственных убежде-

ний. Даже не касаясь работ В. И. Ленина, стремившегося

трактовать идейное наследие писателя применительно к за-

дачам «пролетарской революции», укажем хотя бы на весь-

ма субъективную трактовку Н. А. Бердяева, увидевшего

в творчестве Толстого разрушительное начало, привед-

шее, вопреки учению о непротивлении, к революции.

«Толстой, — писал Бердяев, — идеализировал простой на-

род, в нем видел источник правды и обоготворял физичес-

кий труд, в котором искал спасения от бессмыслицы жизни.

Но у него было пренебрежительное и презрительное отно-

шение ко всякому духовному труду и творчеству. Все острие

толстовской критики всегда было направлено против куль-

турного строя. Эти толстовские оценки также победили в

русской революции, которая возносит на высоту представи-

телей физического труда и низвергает представителей труда

духовного... Поистине Толстой имеет не меньшее значение

для русской революции, чем Руссо имел для революции фран-

цузской. Правда, насилия и кровопролития ужаснули бы

Толстого, он представлял себе осуществление своих идей

иными путями. Но ведь и Руссо ужаснули бы деяния Робес-

пьера и революционный террор. Но Руссо так же несет от-

ветственность за революцию французскую, как Толстой за

революцию русскую. Я даже думаю, что учение Толстого

было более разрушительным, чем учение Руссо»*.

В ходе работы над «Кругом чтения» и особенно над пос-

ледовавшими затем книгами «На каждый день» и «Путь

* Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 283—284.

10



жизни» Толстой все больше и больше переходил от изрече-

ний «мудрых людей» прошлых эпох к своим собственным

высказываниям, обращался к своим дневниковым записям, мыслям, высказанным в письмах. Если в «Мыслях мудрых

людей», этом начальном этапе работы, было всего несколько

собственно толстовских мыслей, то в книге «Путь жизни», конечном результате работы писателя в этом жанре, кар-

тина прямо обратная: всего несколько изречений других

писателей, а все остальное принадлежит Толстому.

Эта тенденция к «обезличиванию» мыслей отражает ос-

новную направленность работы Толстого последнего деся-

тилетия жизни — достижение органического синтеза заим-

ствованной мысли со своей и стремление к утрате автор-

ства, как то случалось в народной литературе, фольклоре.

Дневник, хотя Толстой продолжал его многие десятилетия, стал итоговой вехой на пути развития жанра, разработан-

ного в «Круге чтения».

Размышляя о значении своего Дневника, Толстой за-

писывает 19 марта 1906 г.: «Думал о том, что пишу я в

дневнике не для себя, а для людей — преимущественно для

тех, которые будут жить, когда меня, телесно, не будет, и

что в этом нет ничего дурного. Это то, что мне думается, что от меня требуется. Ну, а если сгорят эти дневники? Ну

что ж? Они нужны, может быть, для других, а для меня

наверное — не то что нужны, а они — я. Они доставляют

мне благо».

Среди множества идей, наполняющих Дневник, особен-

но часто повторяется одна — о том, что жизнь есть благо:

«Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет

никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в

сравнении с другой жизнью, лучшей или воображаемой. В

жизни может быть зло, а самая жизнь не может быть злом.

Благо может быть только в жизни. И потому нельзя гово-

рить, что отсутствие жизни может быть благо» (21 марта

1902 г.).

Что же такое жизнь? — задается вопросом Толстой и

отвечает: «Жизнью мы называем две вещи: а) наше созна-

ние духовного начала, проявляющегося в мире, и б) на-

блюдаемое нами во времени и пространстве проявление

11



этого начала. В сущности есть только одно первое понятие

жизни, как проявление сознаваемого нами духовного на-

чала. Оно одно действительно. Не было бы его, ничего бы

не было. Из него одного вытекает все, что мы знаем, о чем

бы то ни было; из него же вытекает и второе понятие, в

котором мы приписываем жизни то, чего мы не знаем и о

чем судим только по наблюдению над другими существа-

ми» (17 июля 1903 г.).

Стремясь уяснить себе смысл сказанного, Толстой пы-

тается дать более конкретное определение человеческой

жизни как «расширения сознания». «Жизнь наша представ-

ляется нам расширением своего сознания; в сущности же

нет расширения, а есть уяснение сознания жизни. Жизнь

(Бог) по существу беспредельна и бесконечна, и потому

сознание этой беспредельности и бесконечности есть жизнь

в нас. И закон жизни есть все более и более ясное это

сознание» (7 мая 1904 г.).

Бог и жизнь для Толстого едино. Развивая мысль о бла-

ге жизни, он записывает: «Неверно думать, что назначение

жизни есть служение Богу. Назначение жизни есть благо.

Но так как Бог хотел дать благо людям, то люди, достигая

своего блага, делают то, чего хочет от них Бог, исполняют

Его волю» (8 августа 1907 г.).

Отсюда возникает вопрос об устройстве человеческой

жизни, несправедливости и насилии. «Всякое устройство

основывается на насилии и поддерживается насилием. Ведь

совершенно ясно, что ни на какое устройство жизни все

люди никогда не будут согласны, так что заставить их ис-

полнять установленное устройство можно только насили-

ем, т. е. правом насилия, данным некоторым людям. Уст-

ройство общества, основанное на насилии, имеет целью