Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Вымаранное (не зачеркнутое!) не Толстым и без его ведома воспроизводится с оговоркой в сноске.

Вписанное между строк или на полях воспроизводится без оговорок в сноске, если не вызывает у редактора сомнений, куда относится по смыслу.

Написанное на полях или между строк и являющееся аннотацией, не связанной синтаксически с основным текстом, воспроизводится в сноске.

Написанное в скобках воспроизводится в круглых скобках.

Подчеркнутое воспроизводится курсивом. Дважды подчеркнутое — курсивом с оговоркой в сноске.

В отношении пунктуации: 1) воспроизводятся все точки, знаки восклицательные и вопросительные, тире, двоеточия и многоточия (кроме случаев явно ошибочного написания); 2) из запятых воспроизводятся лишь поставленные согласно с общепринятой пунктуацией; 3) ставятся все знаки в тех местах, где они отсутствуют с точки зрения общепринятой пунктуации, причем отсутствующие тире, двоеточия, кавычки и точки ставятся в самых редких случаях. — При воспроизведении «многоточий» Толстого ставится столько же точек, сколько стоит их у Толстого.

Воспроизводятся все абзацы. Делаются отсутствующие абзацы: 1) когда новая запись за день у Толстого начата не с красной строки; 2) в тех местах, где начинается разительно отличный по теме и характеру от предыдущего текст, причем каждый раз делается оговорка в сноске: Абзац редактора. Знак сноски ставится перед первым словом сделанного редактором абзаца.

Перед началом каждой отдельной записи за день в тех случаях, когда из текста ясно видно, что должна стоять дата, хотя ее и нет, ставится редакторская дата — число дня и месяца в прямых скобках курсивом корпусом: [24 октября. Я. П.]

В случаях ошибочной даты у Толстого редакторская дата дается в исправленном виде, ошибочная же дата Толстого оставляется.

В случаях, когда запись Толстым датирована несколькими днями, в редакторокой дате ставится только последнее число дня: [10 Ноября. Я. П.]

Линии, проведенные Толстым между строк, поперек всей страницы, и отделяющие один комплекс строк от другого (делалось Толстым почти исключительно в Записных книжках), так и передаются линиями.

Слова, написанные рукой не Толстого, оговариваются в сноске. Знак сноски ставится при последнем слове, написанном рукой Толстого.

Рисунки и чертежи, имеющиеся в тексте, воспроизводятся (в основном тексте) факсимильно.

Переводы иностранных слов и выражений, принадлежащие редактору, печатаются в сносках в прямых скобках [ ].

В комментариях приняты следующие сокращения:

АД — авторская дата.

AЧ — Архив В. Г. Черткова.

Г,1 — H. H. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. «Посредник», М. 1912.

Г,2 — Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского музея, М. 1928.

ГТМ — Рукописное отделение Государственного Толстовского музея (Москва).

Д. — Дневник Л. Н. Толстого.

ЕСТ — «Ежедневник» С. А. Толстой («Ежедневники» велись С. А. Толстой с 1893 г.; не опубликованы, зa исключением выдержек из «Ежедневника» 1910 г., опубликованных в «Дневнике С. А. Толстой. 1910», изд. «Советский писатель», М. 1936. Хранятся в Музее-усадьбе Ясная Поляна).

КЕ — Записная книжка Л. Н. Толстого 1907 г. № 1 («Карманный ежедневник»).

ЯЗ — «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого (рукопись).





Л. Н. ТОЛСТОЙ В 1908 ГОДУ

Фотографии К. Булла

* ДНЕВНИКИ 1907—1908 гг.

[1907]

14 Янв. 1907. Я. П.



Всѣ эти двѣ недѣли б[ылъ] нездоровъ и сейчасъ еще не поправился. Все это время читалъ: Плутарха. Montaigne,1 Валышевского, вчера о Павлѣ и нынче окончилъ Memorabilia. Очень интересно сличить высоту нравственнаго пониманія съ простотой жизни, съ малой степенью развитія технической стороны. Теперь эта сторона такъ далеко ушла, а нравственная такъ отстала, что безнадежно возстановить правильное отношеніе. Кое что записывалъ за это время, но ничего не могъ работать. Начатый и дѣтскій и большой новый Кругъ чтенія кажутся мнѣ непосильной взятой на себя работой. Записать надо много и, кажется, порядочнаго.

1) Нынче думалъ о томъ, что невозможно спокойно жить съ высокимъ о себѣ мнѣніемъ, что первое условіе и спокойной и доброй жизни это — то, что говорилъ про себя Францискъ, когда его не пустятъ. И нынче все утро б[ылъ] занять этимъ уменьшеніемъ своего знаменателя. И, кажется, не безполезно: живо вспомнилъ въ себѣ все то, что теперь осуждаю въ сыновьяхъ: игрецкую страсть, охоту, тщеславіе, развратъ, скупость... Главное, понять что ты — самый ниже средня[го] уровня по нравственности, слабости, по уму, въ особенности по знаніямъ, ослабѣвающій въ умствен[ныхъ] способностяхъ человѣкъ, и не забывай этого, и какъ легко будетъ жить. Дорожить оцѣнкой Бога, а не людей. Признавать справедливость низкой оцѣнки людей.

2) Есть только два пути жизни: жить для радостей тѣла, ставить выше всего эти радости, или жить для души, ставить выше всего радости духа. При слѣдованіи первому пути радости есть, но они кратковременны, и чѣмъ дальше, тѣмъ онѣ слабѣе и рѣже, и кончается ужасомъ смерти и самымъ2 губительнымъ для радост[ей] тѣла концомъ: страданіями и смертью. При слѣдованіи второму пути радость не прекращается, и чѣмъ дальше, тѣмъ радости больше, и кончается высшей радостью — смертью.

3) Какъ страшно должно бы быть человѣку чувствовать себя однимъ среди міра, отдѣленнымъ отъ всего! Если бы — какъ онъ ни заблудился — человѣкъ не чувствовалъ бы свою духовную связь съ міромъ, съ Богомъ, онъ не могъ бы жить. Если же онъ теряетъ сознаніе этой связи, онъ не можетъ жить и убиваетъ себя. Это объяснен[iе] почти всѣхъ самоубійствъ.

4) То, что многіе люди, огромное большинство людей, называютъ поэзіей, это только неясное, неточное выраженіе глубокихъ мыслей (Walt Whitman и др.). Стихотворецъ скажетъ неясно и неопредѣленно то, что ясно и опредѣленно выражено у Канта,3 н[а]п[римѣръ], что Бога мы познаемъ только по сознані[ю] закона Его, — и4 люди въ восхищеніи отъ произведенія стихотворца, въ особенности п[отому], ч[то] оно не обязываетъ. (Не вышло).

5) Рабочіе, вообще бѣдные, не добрѣе, a скорѣе, злѣе богатыхъ — осуждаютъ, завидуютъ имъ. Этимъ-то они жалки больше, чѣмъ своей бѣдностью. Богатые же всегда безнравственнѣе бѣдныхъ, пользуются ихъ трудомъ, живутъ въ праздности и этимъ-то, главное, жалки.

6) Ошибаюсь или нѣтъ, но мнѣ кажется, что только теперь — хороши ли, дурны ли? — но созрѣли5 плоды на моемъ деревѣ.

7) Строй жизни общества основанъ на религіозномъ пониманіи жизни большинства этихъ людей. Строй жизни такъ наз[ываемыхъ] христіанскихъ народовъ основанъ на еврейскомъ и вѣтхозавѣтномъ и мнимо-христіанскомъ павловскомъ религіозномъ пониманіи жизни. Но этимъ ли6 объясняется преуспѣяніе Евреевъ во всѣхъ отрасляхъ нашей жизни?

8) Записано такъ: жизнь не движется, а трепещетъ, дрожитъ въ каждомъ существѣ.

То, что мнѣ кажется, что жизнь движет[ся] во времени, есть иллюзія. Жизнь только все больше и больше проявляется во времени. Солнце не движется, когда закрывавшія его облака открываютъ его.

9) Радуйся, и паки реку: радуйся. Если хорошо живешь, то7 радость неперестающая. На старости я вижу это. Старость радуетъ меня.8 Бываютъ хорошія минуты, когда радуетъ и приближеніе къ смерти. (Не точно).

10) Сознаніе ограничено пространствомъ и временемъ, но оно само въ себѣ независимо. Оно свободно, но можетъ выражаться, проявляться только въ пространствѣ и времени.

11) Не хотѣлось бы умереть, не выразивъ того, что нынче особенно ясно чувствовалъ и понималъ. Смѣшно писать такую всѣмъ извѣстную истину въ концѣ жизни, а истина эта для меня, какъ я ее теперь понимаю,9 скорѣе,10 чувствую, представляется совершенно новой. Истина эта въ томъ, что надо всѣхъ любить и всю жизнь строить такъ, чтобы можно было всѣхъ любить. Хотѣлось бы написать такой законъ Божій для дѣтей.

12) Да, спасать надо не Россію, а то, что в миліонъ миліоновъ разъ дороже11 воображаемаго существа Россіи — свою душу.

13) Не надо думать, что жизнь религіозныхъ людей должна быть вся поглощена заботой о поддержаніи своей религіозности и должна быть жизнь скучная, посвященная отвлеченной дѣятельности. Напротивъ, жизнь людей, установившихъ религіозную основу ея, не можетъ не быть радостной и совершенно свободной отъ заботы о своей религіозности.

Думать такъ все равно, что думать, что люди съ государственно-научнымъ міросозерцаніемъ будутъ только то и дѣлать, что говорить о политикѣ и наукѣ.

14) Религіозное ученіе должно быть осново[й] воспитанія. Воспитаніе безъ религіознаго ученія (какъ это происходитъ у насъ) есть не воспитаніе, a непремѣнно и развращеніе и притупленіе высшихъ способностей.

15) Для того, чтобы жить не мучительно, надо имѣть надежду радости впереди себя. Какая же можетъ быть надежда радости, когда впереди старость и смерть? Есть только одинъ выходъ изъ этого положенія: положить свою жизнь въ духовномъ совершенствованіи, въ все большемъ и большемъ12 соединеніи съ Богомъ. Только тогда жизнь есть неперестающая радость и такая же радость смерть.

16) Евреи болѣе дома въ нашемъ мірѣ, пот[ому] ч[то] живутъ въ13 мірѣ талмудистско-павловскомъ, христіане же — въ непослѣдовательномъ, внутренно противурѣчивомъ міровоззрѣніи Вѣтхозавѣтно-христіанско-павловскомъ. Ихъ міровоззрѣніе цѣльно, наше противорѣчиво.

17) Глядѣлъ на портреты знакомыхъ писателей 1856 года, всѣхъ умершихъ, живо представилъ себѣ, что это все тотъ одинъ Онъ, к[оторый] во мнѣ, к[оторый] проявлялся различно во всѣхъ ихъ, к[оторый] проявляется теперь во всѣхъ людяхъ, встрѣчающихся мнѣ, и въ Великановѣ, и въ Shaw. Ахъ, если бы всегда не только помнить, но чувствовать это!

18) Помѣрѣ остарѣнія все менѣе и менѣе чувствуешь реальность людей. Въ дѣтствѣ всѣ люди, к[оторыхъ] я зналъ, были, казалось, неизмѣнны, такіе, какіе были, но по мѣрѣ движенія жизни они все болѣе и болѣе измѣняющіяся духовны[я] проявленія. И теперь для меня маленькая Таничка есть уже не опредѣленное существо, a измѣняющая[ся] форма проявленія духа.

19) Все думалъ о томъ, что время есть, какъ говоритъ Аміель, вращеніе передо мной сферы. Но я-то гдѣ? И вдругъ мнѣ ясно стало, что я вращаюсь вмѣстѣ со сферой (безконечной) и вмѣстѣ съ тѣмъ стою надъ ней (или въ ней), созерцая ее. И мнѣ вдругъ пришла удивительная мысль по своей простотѣ и п[отому], ч[то] она никогда не приходила мнѣ, — именно, что если есть движеніе (а мы всѣ сознаемъ движеніе жизни), то движеніе можетъ быть только относительно чего нибудь неподвижнаго. И это неподвижное духовное и есть то я, к[оторое] созерцаетъ движущуюся жизнь.

Какъ удивительно ясно и просто — не доказательство, а уясненіе той безсмертной духовности, к[отор]ая составляетъ сущность я человѣка, да и всякаго существа. Жизнь трепещетъ въ каждомъ существѣ именно отъ того, что каждое существо движется вмѣстѣ со всѣми и вмѣстѣ съ тѣмъ неподвижно, какъ сознаніе.

———————————————————————————————————

Чувствую себя умственно бодро. Но теперь вечеръ, и не стану работать.



16 Янв. 1907. Я. П.



Ночью думалъ о томъ, что такое время. Я представлялъ себѣ это вращеніемъ сферы (Аміель), но проще представить себѣ это усиленіемъ зрѣнія духовнаго. Я вижу себя все яснѣе и яснѣе, и если бы я былъ одинъ въ мірѣ и я бы не состоялъ изъ открывающихся мнѣ существъ,14 я бы не зналъ движенія: былъ бы только я, какимъ я вижу себя15 сейчасъ. Но вмѣстѣ со мной открываются моему зрѣнію другія существа: иныя скорѣе, иныя медленнѣе.16 Эфемериду,17 при мнѣ рождающуюся18 и при мнѣ19 умирающую,20 я вижу всю въ то время, какъ я только вижу21 маленькую открывающуюся часть себя,22 — и дубъ,23 только 1/10 частью24 открывающійся мнѣ. (Все, кажется, даже навѣрное, чепуха).

Читалъ статейку, присланную Bolton Наll\'омъ, о непротивленіи. Авторъ говоритъ, что нарушаетъ свойственное людямъ единство, единеніе отдѣльная воля каждаго, что надо отречься отъ своей воли (и въ этомъ онъ правъ) и нетольк[о] не противиться, но исполнять все то, что отъ тебя требуютъ, п[отому] ч[то] предъявляемыя къ тебѣ требованія, это — требованія жизни міра. А жизнь знаетъ, что ей нужно. И въ этомъ онъ не правъ, п[отому] ч[то] жизнь міра есть жизнь существъ, руководящихся свойственными каждому — органами. Въ числѣ органовъ человѣка высшій есть разумъ, и человѣкъ не можетъ, не долженъ отказаться отъ него, такъ какъ жизнь міра складывается изъ дѣятельности людей, руководимыхъ разумомъ. Единеніе людей совершится не отказомъ людей отъ разума, а признаніемъ всѣми его законовъ.



2 Февр. 1907. Я. П.



Не писалъ больше полмѣсяца. Былъ нездоровъ — и теперь не поправился вполнѣ. Вчера б[ыло] письмо отъ сына Льва, оч[ень] тяжелое. Я прочелъ только начало и броси[лъ].25 Я написалъ б[ыло] отвѣтъ серебряныхъ словъ, но, успокоившись, предпочелъ золотыя. Ѣздилъ верхомъ, и только тогда опомнился. Именно на эти-то случаи и нужна любовь къ Богу — добру, правдѣ, и если не любовь, то не нелюбовь къ людямъ. Удивительное и жалостливое дѣло — онъ страдаетъ завистью ко мнѣ, переходящей въ ненависть. Да и этому можно и должно радоваться, какъ духовному упражненію. Но мнѣ оно еще не подъ силу, и я вчера былъ очень плохъ — долго не могъ (да и теперь едва ли вполнѣ) побороть недобраго чувства, осужденія къ нему. Соблазнъ тутъ тотъ, что мнѣ кажется главнымъ то, что онъ мѣшаетъ мнѣ заниматься моими «важными дѣлами». А я забываю, что важнѣе того, чтобы умѣть26 добромъ платить за зло, ничего нѣтъ. Заботиться о томъ, чтобы исправить его, даже помочь ему, нельзя и не нужно. Одно нужно: не чувствовать къ нему недобраго чувства, вызвать простое, независимое отъ его поступковъ доброжелательство. И это я, къ счастію, сейчасъ но только сейчасъ (послѣ 24 часовъ) испытываю.

За это время написалъ очень мног[о] писемъ: Bolton Hall’y, роднымъ Crosby, Daniel’амъ и Baba Baraty (к[оторому] не послалъ еще) и много небольшихъ русскихъ писемъ. Записать есть кое что, но сѣлъ за дневникъ затѣмъ, что[бы] записать показавшееся мнѣ очень важнымъ то, что я, гуляя утромъ, думалъ. Именно:

1) Былъ анархистъ-экспропріаторъ и на деревнѣ говорилъ съ мужиками о томъ, что не надо работать на господъ27 и отобрать28 то, что они (господа)29 считаютъ своимъ. Хотѣлось бы спросить у него и его учителей: а на богатаго мужика, у к[отораго] 10 лошадей ходятъ въ извозъ или работается кирпичъ30 и т. п., можно или нельзя работать? Если можн[о] еще,31 то гдѣ надо остановиться? И если установимъ,32 на какихъ нельзя работать, то какъ мы установимъ, утвердимъ это? Установимъ законы, приводимые въ дѣйствіе насиліемъ? Но вѣдь тогда опять будуть злоупотребленія властью. —

И это33 разсужденіе мнѣ вдругъ съ совершенной ясностью (никогда прежде не испытанной мною) показало ужасное заблужденіе устройства человѣческой жизни. Всякое устройство основывается на насиліи и поддерживается насиліемъ. Вѣдь совершенно ясно, что ни на какое устройство жизни всѣ люди никогда не будутъ согласны, такъ что заставить ихъ исполнять установленное устройство можно тольк[о] насиліемъ, т. е. правомъ насилія, даннымъ нѣкоторымъ людямъ. Устройство общества, основанное на насиліи, имѣетъ цѣлью препятствовать насил[ію] людей другъ надъ другомъ.34 А между тѣмъ, какъ и разсужденіе, такъ и опытъ и вся исторія показываютъ намъ, что право35 насилія, данное нѣкоторымъ,36 не могло помѣшать и не мѣшаетъ людямъ отступать отъ установленного устройства и совершать насилія другъ надъ другомъ.37 И выходитъ, что установленное насиліемъ устройство только увеличиваетъ38 тѣми, кто пользуется насиліемъ, количество людей, насилующихъ другъ друга.

Казалось, должно бы быть ясно, что39 если общеніе животныхъ руководимо одними тѣлесными чувствами, — что мы называемъ инстинктомъ, то общеніе людей, имѣющихъ, кромѣ тѣлесныхъ чувствъ — инстинкта — еще свойства разума, не можетъ быть руководимо и инстинктомъ и разумомъ, а должно быть руководимо вполнѣ или тѣмъ или другимъ. Вотъ эти-то два начала, руководящія жизнью людей, и производятъ то заблужденіе насильническаго устройства, отъ к[отораго] страдаютъ люди. Всякое устройство, основанное на насиліи, есть неправильное смѣшеніе двухъ несовмѣстимыхъ началъ: чувственныхъ, инстинктивныхъ стремленій и разума, между кот[орыми] всегда было и не можетъ не быть противорѣчія. Въ первобытныхъ обществахъ, при низкой степени развитія разума, когда люди руководятся однимъ инстинктомъ,40 противорѣчіе это незамѣтно; но чѣмъ дольше живутъ общества, чѣмъ больше получаетъ значенія разумъ,41 тѣмъ противорѣчіе это становится очевиднѣе и невыносимѣе. Въ настоящее время въ христ[іанскомъ] мірѣ оно дошло до послѣдней степени.

——————————————————————————————————

За это время читалъ превосходную книгу Baba Baraty — Кришна.

Да, въ прибавленіе къ мысли о невозможности устройства общественнаго безъ насилія сказалъ бы еще то, что какъ древнія общества были немыслимы безъ рабовъ, онѣ также немыслимы были безъ еще несчастнѣйшихъ чѣмъ рабы, существъ, безъ властителей. Теперь освободили рабовъ, пора освободить и этихъ несчастныхъ.

Это вписалъ нынче, 10 Февр. 1907. Первый день чувствую желаніе писать.



Нынче 13 Февр. 1907. Я. П.



Я, кажется, не записалъ о томъ, что написалъ длинное письмо Baba Barati. Боюсь, что онъ славолюбивъ. За это время пробовалъ писать уроки для дѣтей, и все неудачно. Вчера читалъ имъ два урока и обоими очень недоволенъ. Написалъ письмо Рейхелю. Перевелъ Д[ушанъ] П[етровичъ]. Не знаю, пошлю ли? Не отчаиваюсь въ зак[онѣ] Б[ожьемъ] для дѣтей и радъ, что при этой работѣ не имѣю никакихъ внѣшнихъ цѣлей. Только хочу, какъ умѣю, наилучше употребить данную мнѣ въ этомъ мірѣ отсрочку. Записать надо многое:

1) Для того, чтобы ясно понять нереальность пространства (тѣлесности) и времени (движенія), что и то, и другое есть только ограниченность нашего мышленія, надо подумать о томъ, что какъ мое тѣло въ пространствѣ, такъ и мое движеніе во времени одинаково безконечно малы въ сравненіи съ безконечно великимъ, (кот[ораго] я не могу не допустить), и безконечно велики [въ сравненіи] съ безконечно малымъ, к[отор]ое также необходимо мыслится.

2) Сейчасъ подумалъ о томъ, какъ умственно ограниченные люди, такъ называемые матеріалисты, впередъ отгораживаютъ себя отъ всякихъ серьезныхъ разсужденій о свойствахъ человѣч[еской] природы и разума (Канта, Платона, Христа) тѣмъ, что все это неопредѣленная, неясная, взаимно противорѣчивая «философія», въ области к[отор]ой они считаютъ всякія разсужденія безполезными. Они готовы говорить съ вами о политикѣ, объ естеств[енныхъ] наукахъ, объ эконом[ическихъ] закон[ахъ], но только не о философіи и религіи.42 Они сразу затыкаютъ въ себѣ то единственное отверстіе, черезъ к[отор]ое могутъ проникнуть въ человѣка43 серьезныя и нужныя ему мысли и знанія. Они поступаютъ такъ, какъ поступилъ бы человѣкъ, к[оторо]му необходимо вычислить кубическія мѣры, но к[отор]ый впередъ говоритъ, что онъ готовъ слушать васъ, но тольк[о] не говорите ему о математикѣ, п[отому] ч[то] онъ знаетъ, есть математика n’ыхъ измѣреній и есть математическіе парадоксы.

3) Какое удивительное явленіе, что браманизмъ, несмотря на свое гораздо болѣе высокое, чѣмъ Еврейство,44 религіозное пониманіе, подвергся такимъ же, если еще не худшимъ извращеніямъ или, скорѣе, наростамъ.

4) Какъ рѣдко встрѣчаешь и — еще рѣже — испытываешь45 истинную любовь — любовь къ любви, любовь нетольк[о] ко всѣмъ людямъ, но ко всему, къ Богу. Боже, помоги мнѣ жить въ этой любви, т. е. приди и вселись въ меня.

5) Революціонерами руководятъ, главное, зависть и често-46 и властолюбіе. И что хуже всего, это то, что эти гадкія чувства прикрываются мнимой любовью и состраданіемъ къ народу и, что смѣшнѣе всего, мнимой любовью къ свободѣ: они закабаляютъ себя во власть, въ самую ужасную неволю, изъ любви къ свободѣ!

6) 47Мы думаемъ и говоримъ: отчего Богъ не сказалъ намъ словами свою волю, но48 мы забываемъ, что словами, всегда не точными, не ясными, всегда не полными,49 говорятъ по своему несовершенству только люди; а что у Бога есть другой языкъ, другое средство передачи истины: наше сознаніе Его сущности.

7) Записано такъ:50

Сейчасъ ходилъ и думалъ: Основа жизни нашей — безпредѣльное51 стремленіе къ благу. Но,52 какъ отдѣльныя, ограниченныя 53 существа, мы никогда не получаемъ всего54 того блага, к[отор]аго желаемъ. Полное55 благо можемъ мы получить только какъ участники жизни нетолько всего человѣчества, но всего существующаго. И эту возможность участія въ жизни Всего мы имѣемъ, когда сознаемъ себя тѣмъ духовнымъ началомъ, к[отор]ое даетъ намъ жизнь. Сознаніе это проявляется въ насъ любовью.

Ничто лучше этого сознанія не подтверждаетъ той истины, что жизнь наша — въ любви не къ себѣ одному, но ко Всему, и не кончается или, скорѣе, не ограничивается мірской, тѣлесной жизнью отъ рожденія до смерти. Такъ что мы живемъ здѣсь и своею отдѣльной56 жизнью и жизнь[ю] другаго болѣе обширнаго существа, включающаго наши отдѣльныя существованія также, какъ наше тѣло включаетъ въ себя составляющія его отдѣльныя клѣтки. И потому наша дѣятельность для блага Всего не пропадаетъ также, какъ не пропадаетъ дѣятельность отдѣльныхъ клѣтокъ для всего организма. Смерть поэтому, можетъ быть, есть только перенесете сознанія изъ отдѣльной личности въ болѣе обширное существо, включающее въ себя отдѣльныя личности. И это вѣроятно п[отому], ч[то] вся жизнь человѣческая есть только все большее и большее расширеніе сознанія.

8) Хорошо бы всегда помнить, что жизнь, плотская жизнь отдѣльнаго существа не есть состояніе, а есть непрестанное движеніе. Жизнь есть состояніе только для сознанія духа того самаго, по отношенію кот[ораго] жизнь тѣлесная есть постоянное движеніе.

9) Жизнь мірская (отъ рож[денія] до смерти) есть вс[е] большее и большее сознаніе человѣкомъ своей духовност[и].57 Для того, чтобы это б[ыло] возможно, должно совершаться все большее и большее раскрытіе духовнаго существа. Раскрытіе же это представляется намъ движеніемъ во времени тѣла въ пространствѣ.

10) Движеніе относится ко времени также, какъ тѣло къ пространству.

11) Астрономія это наука, въ к[оторой] очевиднѣе всего иллюзорность пространства и времени. Надо быть совершеннымъ идіотомъ или ученымъ для того, чтобы не понимать, что если столько-то миліардовъ верстъ до Сиріуса, то должны, по этому разеужденію, быть и такія звѣзды, для опредѣленія разстоянія которыхъ не достанетъ пространства отъ насъ до Сиріуса, чтобы выписать линейку, изображающую въ цифрахъ это разстояніе. И то будетъ только крошечная дробь цифры разстоянія еще дальнѣйшихъ міровъ, и такъ безъ конца. А что если это такъ, то очевидно, что и міровъ этихъ совсѣмъ нѣтъ, а это есть только указаніе на иллюзорность нашего представления въ формахъ времени и пространства.

12) Доброму богатому жалко бѣднаго и стыдно за свое богатство и часто искренно58 хочется сдѣлать добро бѣдному. Даже добрый бѣдный59 почти всегда60 завидуетъ61 богатому, досадуетъ62 за то, что онъ бѣденъ, и хочется скорѣ[е] сдѣлать зло, чѣмъ добро, богатому.

Вотъ этимъ-то, главное, и жалки бѣдные.

13) Легко сказать: надо не ненавидѣть дурныхъ людей, а напротивъ, жалѣть и любить ихъ. Это такъ. Но для того, чтобы это можно б[ыло] искренно сдѣлать, есть только одно средство:63 видѣть, чувствовать и любить въ нихъ того Бога, к[оторый] и въ тебѣ, и въ нихъ. Для того же, чтобы быть въ состоянии это сдѣлать, надо въ себѣ сознавать этого Бога и любить Его. И потому все, все въ этомъ.

14) Суди о другихъ, какъ о себѣ же. Вѣдь это — ты же. И потому будь въ ихъ дурныхъ дѣлахъ также снисходителенъ, какъ ты бывалъ и бываешь къ себѣ. И также, какъ [въ] своихъ грѣхахъ, надѣйся на ихъ раскаяніе и исправленіе.

15) Видѣлъ во снѣ, что мы приготавливаемся къ изданію несуществующаго журнала нравственности. І-й отдѣлъ. Религіозно-метафизическія ученія. Исторіи и обзоръ религіи. 2-й отдѣлъ: а) правила жизни, относящіяся къ одному себѣ, б) къ людямъ. 3-й отдѣлъ: Воспитаніе дѣтей.

16) У всѣхъ вѣръ однѣ и тѣ же основы. И не можетъ быть иначе — человѣкъ вездѣ64 одинъ.

17) Самоотреченіе нужно и въ религіозныхъ ученіяхъ, нужно отречься отъ своего дорогого, привычнаго, для того, чтобы можн[о] было сойтись съ другими ученіями.

18) Почему мы стремимся впередъ, все впередъ[?—] п[отому] ч[то] жизнь только въ раскрытіи.

19) Освобожденіе народа, конституция, всякія свободы, величіе государствъ, патріотизмъ, наилучшее общественное устройство — все это только покровы, подъ к[отор]ыми скрываются зависть, властолюбіе, честолюбіе, тщеславіе, праздность,65 отчаяніе. Послѣдствія же всѣхъ этихъ добрыхъ намѣреній: борьба всѣхъ противъ всѣхъ, ненависть вмѣсто любви и все большій и большій упадо[къ] нравственности.

20) Жизнь наша представляется намъ движеніемъ. Для того же, чтобы б[ыло] движеніе, нужно, чтобы была точка неподвижная, по отношенію к[отор]ой совершается движеніе. Такая точка есть наше сознаніе своей духовности. То, что намъ представляется движеніемъ, есть снятіе покрововъ съ66 того духа, который мы сознаемъ въ себѣ.

21) Наша жизнь представляется намъ движеніемъ съ началомъ — рожденіемъ, и концомъ — смертью. И мы по этой своей временной жизни хотимъ судить и о всей жизни, приписывав и ей движеніе, начало и конецъ. Говоримъ о сотвореніи міра или зачаткѣ его, и о концѣ міра, и о движеніи жиз[ни] въ мірѣ, тогда какъ эти понятія свойственны только нашей ограниченной част[и] жизни,67 а никакъ не могутъ быть свойственны всей жизни міра.

22) Одно изъ самыхъ пагубныхъ заблужденій людей, желающихъ улучшать свою жизнь, состоить въ томъ, чтобы думать, что возможн[о] такое общественное расположеніе, распредѣленіе людей, при к[отор]омъ людямъ можетъ быть лучше, чѣмъ при какомъ-нибудь иномъ:68 хроническая борьба партій, сословій, изъ к[отор]ыхъ устанавливается подобіе порядка, все это — только самообманы, вносящіе тольк[о] новое зло тѣмъ, что отдаляютъ людей отъ единой нужной для лучшаго устройст[ва] общества дѣятельности — отъ работы людей надъ самими собой.

23) Пресса все болѣе и болѣе замѣняетъ личное общеніе людей. И замѣна эта особенно невыгодна для любовнаго общенія людей между собою. Какъ ни велики выгоды распространенія печати, едва ли эта невыгода не перевѣшиваетъ ихъ всѣ.

24) Четыре ступени религіозно-метафизическаго сознанія:

1) Я знаю, что существую.

2) Знаю, что существуютъ другіе люди и существа.

3) Знаю, что начало,69 основа существованія всѣхъ людей, животныхъ и всего существующаго — та же, что и во мнѣ.

4) Стремлюсь соединить основу своей жизни съ жизнью другихъ существъ — любовь[ю].

25) Я ничего непосредственно не могу знать о томъ, что было,70 когда меня не был[о], не могу знать, какова была моя утробная жизнь и первое дѣтство, не знаю непосредственно и все то, что происходило во время моего сна и забвенія. Всего этого не было бы, если бы не было такихъ же людей, какъ я, отъ к[отор]ыхъ я узнаю то, что ими б[ыло] сознано о моей неизвѣстной мнѣ жизни и о томъ, что предшествовало ей. Все это — только результатъ моего общенія съ другими людьми, к[отор]ые своим[и] разсказами даютъ мнѣ представленіе о томъ, что происходило и со мною и до меня. Свѣденія эти нужны тольк[о] для внѣшней связи явленій, но, сами по себѣ, онѣ не составляютъ части моей жизни, не нужны мнѣ и часто недостовѣрны, и достовѣрность и недостовѣрность ихъ не важны для меня. Важно для меня и составляетъ мою истинную жизнь все то, что непосредственно б[ыло] сознано мною и было открыто моему сознанію черезъ мысли сознательныхъ существъ, общавшихся со мно[й] въ этой жизни или жившихъ тысячи лѣтъ назадъ и выразившихъ словами то, что смутно таилось въ моемъ сознаніи и потому, получивъ форму выраженія, составило часть его. Такъ что мысли Будды, Канта, Христа, Амiеля и др[угихъ] составляютъ часть моей жизни, между тѣмъ какъ большая часть моей жизни въ молодости (совершенно забытая) и жизнь людей, живущихъ рядомъ со мной и каждый день общающихся со мной. (Это неясно, но постараюсь послѣ лучше выразить.)71



14 Февр. 1907. Я. П.



Писать Я. П., должно быть, ненужно. Мало вѣроятій, чтобы я уѣхалъ куда нибудь до смерти. Вчера б[ылъ] очень недоволенъ и запутанъ урокомъ съ дѣтьми. Необходимо начать съ метафизики. Не дописалъ вчера въ послѣднее то, что Сократъ, Христосъ, Будда дѣйствительно существуютъ для меня, а я, 9/10 моей такъ называемой72 жизни, жизнь всѣхъ миліоновъ людей, не оставивш[ихъ] ничего въ сознаніи другихъ людей, могущихъ передать результаты ихъ сознанія — не существуютъ для меня.



17 Февр. 1907. Я. П.



Здоровье хуже. Хорошо приближаюсь къ переходу. Занятъ Лабрюеромъ. Вчера прочелъ о Шекспирѣ — Le Nazaréen, le grand corrupteur de l’humanité.73 Сейчасъ Таня говорила про Ивана, что онъ ненавидитъ господъ, завидуетъ. И мнѣ такъ мучительно стало больно, грустно. Какъ жить подъ такой ненавистью?!



19 Февр. 1907. Я. П.



Только, чтобы записать:

Для того, чтобы отвѣтить о свободѣ воли — на вопросъ, свободенъ ли человѣкъ? — надо прежде сказать, что у человѣк[а] есть два сознанія: тѣлесное и духовное (т. е. человѣкъ сознаетъ себя то духовн[ымъ], то тѣлеснымъ). Для тѣлеснаго сознанія не можетъ быть рѣчи о свободѣ, такъ какъ жизнь тѣлесная происходитъ въ условіяхъ простр[анства] и врем[ени] (и нѣтъ настоящаго). Для духовн[аго] же сознанія точно также не мож[етъ] б[ыть] рѣчи о свобод[ѣ], такъ [какъ] для него не существуетъ ничего могущаго стѣснить его, оно всемогуще. И это сознаніе проявляется только въ томъ, чего нѣтъ для тѣлеснаго сознанія, въ настоящемъ. И потому на вопросъ о свободѣ воли отвѣтъ: несвободенъ въ тѣлесномъ сознаніи и свободенъ въ духовномъ.

Если же спросятъ: свободенъ ли человѣкъ переходить изъ однаго сознанія въ другое? отвѣтъ: жизнь — только въ духовномъ созна[ніи].



22 Февр.



Только, чтобы записать:

1) Для чего я — отдѣленное проявленіе Бога? Для того, чтобы я имѣлъ благо сознанія себя и общенія со всѣмъ міромъ (Разъяснить послѣ.)

2) Дѣтямъ нуженъ и не вреденъ догматизмъ.



17 Марта 1907. Я. П.



Очень давно не писалъ, но многое записано въ книжечкахъ. За это время б[ылъ] занятъ только дѣтскими уроками. Что дальше иду, то вижу большую и большую трудность дѣла и вмѣстѣ съ тѣмъ бòльшую надежду успѣха. Все, что до сихъ поръ сдѣлано, едва ли годится. Вчера раздѣли[лъ] на два класса. Нынче съ меньшимъ классомъ обдумывалъ. За это время были разные посѣтители и хорошія письма. Вчера б[ылъ] Кузминъ отъ Малеванцевъ. Очень радостно. Все яснѣе и яснѣе для меня безуміе и, главное, грѣхъ, гадость политич[еской] дѣятельности, лицемѣріе этой дѣятельност[и].

Записать надо очень много:

1) Странная вещь, неслыханная мной, это — причина нелюбви сыновей къ отцамъ (разумѣется, въ нехристіанскихъ семьяхъ): это — зависть и соперничаніе сыновей съ отцами.

2) Много разъ измѣнялъ искушенія Христа. Записано такъ: (и не дурно) (Записано въ урокахъ).

2) Настоящее — тотъ внѣвременный моментъ, к[оторый] соединяетъ прошедшее съ будущимъ.74 И въ этомъ настоящемъ я могу вызвать въ себѣ сознаніе и сдѣлать этотъ моментъ реальнымъ. Прошедшее же и будущее — иллюзія. Прошедшее..... Неясно.

3) Я только одинъ и есть и былъ и буду, и я — мгновенное проявленіе во времени.

4) Я духовное75 не хочу быть въ тѣлѣ; стало быть, я въ тѣлѣ не по своей волѣ, и есть воля высшая.

5) Чувствую благо старости и болѣзней, освобождающихъ меня отъ заботы о мнѣніи людскомъ. Помогаетъ этому и то, что меня теперь больше бранятъ, чѣмъ хвалятъ.

6) Только въ области сознанія человѣкъ свободенъ. Сознаніе же возможно только въ моментѣ настоящаго.

7) Я чувствую себя вѣчнымъ, однимъ истинно76 существующимъ. И я же, когда сужу о себѣ,77 вижу себя ничѣмъ, безконечно малой частицей чего-то безконечно великаго. Что же правда: первое или второе? Если второе, то сознаніе своего перваго, вѣчнаго «я» — обманъ. Но этого не можетъ быть, п[отому] ч[то] безъ этого обмана (перваго «я») нѣтъ жизни, нѣтъ ничего, нѣтъ, главное, и второго «я».

Если же правда — первое, то второе: вся тѣлесная жизнь есть обманъ. Но этого тоже не можетъ быть, п[отому] ч[то] безъ тѣлесной жизни я не могъ бы дѣлать этихъ разсужде[ній]. И потому есть и то, и другое: Я — духовное, непространственное, невременное существо въ тѣлесныхъ, пространственныхъ и временныхъ78 условіяхъ.

И потому, отвѣчая [на] вопросъ о свободѣ воли, надо измѣнить вопросъ такъ:

Откуда происходитъ представленіе о свободѣ воли?

8) Благотворительность подобна тому, что бы сдѣлалъ человѣкъ, который, изсушивъ сочные луга водосточными канавами, потомъ поливалъ бы эти луга въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ они представлялись бы особенно сухими.79 У народ[а]80 отберутъ то, что ему нужно, и тѣмъ81 лишатъ его возможности кормиться своимъ трудомъ, а потомъ стараются поддержать его слабыхъ, распредѣляя между ними часть того, что у него отобрано.

9) Я — не только не я, плотскій Л. H., отъ рожденія и до смерти, но я, даже съ тѣлесной точки зрѣнія, есмь только плотское проявленіе всѣхъ моихъ предковъ безъ конца и передаточное звѣно между ними и моими потомками, тоже безъ конца: Я — мгновенная вспышка чего-то.

10) Преданіе рода есть грубое проявлен[iе] сознанія своего единства.

11) Любовь дурно82 выражаетъ сознаніе единства людей. (Такъ записано: не помню значенія.) Должно быть, то, что любовь есть только послѣдствіе этого сознанія, а что сознаніе единства глубже.

12) Жизнь человѣка всегда есть переходъ изъ сознанія животнаго въ сознаніе духовное. Но какой же можетъ быть переходъ, когда времени нѣтъ?

Перехода и нѣтъ, а я и тѣлесное сознаніе и духовное доступно мнѣ только черезъ время, иначе сказать: въ формѣ времени. Ты говоришь, что время только фор[ма], что времени нѣтъ. А что же значитъ то, что тебя не было прежде, а теперь ты еси и живешь въ мірѣ и умрешь?

Это значитъ то, что я не могу вмѣстѣ понимать бытіе и небытіе въ этомъ мірѣ. Такъ что я и есмь и меня нѣтъ въ этомъ мірѣ.

13) Какъ должно бы быть мучительно тѣмъ, у кого много денегъ. У нихъ много просятъ, и какъ имъ разобрать, кому дать? Одно средство — отдать все.

14) Себя забыть хорошо бы, да нельзя, и потому надо хоть ровнять: поступать съ другими, какъ хочешь, чтобъ поступал[и] съ тобой.

15) Если замѣтилъ, что въ спорѣ человѣкъ защищаетъ свое внѣшнее положені[е], поскорѣй прекрати разговоръ.

16) Трудно молодому пренебречь тѣломъ. И не надо стараться сразу. Сначала не дѣлать дурнаго, потомъ дѣлать хорошее, потомъ отдать себя.

17) То, что жизнь истинная внѣ времени, лучше всего доказываетъ то, что она только въ настоящемъ, кот[орое] всегда внѣ времени.

18) Хотѣлось написать обращеніе къ дѣтямъ. Вступленіе въ уроки. Набросалъ такъ:

Если напишу, то вложу сюда, а теперь продолжаю дальше:

19) Вспомнилъ такъ живо милаго мальчи[ка] Николашу, что мнѣ представилось, что я — онъ, что я улыбаюсь его улыбкой, блещу его глазами. Такъ это бываетъ, когда любишь. Развѣ это не явное доказательство того, что во всѣхъ насъ живетъ одинъ духъ, и что любовь уничтожаете раздѣленіе.

20) Время есть сниманіе покрововъ съ неподвижнаго, единаго сущаго духа Божія.

21) Непроницаемость вещества въ пространствѣ скрываетъ сначала83 отъ насъ единство сущаго духа. Движеніе во времени снимаетъ эти покровы.

22) Живутъ истинной жизнью только старики и дѣти, свободные отъ половой похоти. Остальные только заводъ для продолженія животныхъ. Отъ того такъ отвратителенъ развратъ въ старикахъ и дѣтяхъ. А люди думаютъ, что вся поэзія — только въ половой жизни. Вся истинная84 поэзія всегда внѣ ея.

23) Самый ужасный и вредный человѣчеству обманъ это фарисейство, лицемѣріе, выдающее дѣятельность эгоистическую, для своихъ цѣлей за служені[е] Богу. (Лицемѣріе это съ давнихъ временъ обличается). Едва ли не болѣе85 вредное особенно развившееся въ наше время есть фарисейство политическое. Люди, отъ Царя до товарища рабочаго, увѣряютъ себя и другихъ, что они заняты благомъ народа, а они заняты имъ, сколько курица построеніемъ храма, а движимы только грубымъ эгоизмомъ.

Есть еще фарисейство семейное. Человѣкъ скупъ, властолюбивъ и хочетъ увѣрить себя и другихъ, что то, что онъ дѣлаетъ, онъ дѣлаетъ для семьи.

24) Нынче думалъ о началѣ уроковъ для дѣтей. 1) Зачѣмъ живешь? Чтобы быть счастливымъ. Какъ б[ыть] счастливымъ? Такъ жить, чтобы всѣ, живя такъ, всѣ были счастливы.

<25) Записано, что вмѣсто системы Г[енри] Дж[орджа] должно быть свободное возна[г]ражденіе за землю, к[оторой] пользу[ешься].>

26) Какъ просто то, что дѣлается: Всѣ, кто внизу, хотятъ влѣзть наверхъ, на тѣхъ, к[оторые] держатъ верхъ. Влѣзаютъ подъ разными предлогами, самый обычный — просвѣщеніе. Но кто же будетъ держать, когда всѣ полѣзутъ? Хорошо, когда въ Англіи есть рабы въ Индіи, въ колоніяхъ.

27) Читая Паскаля, понялъ въ первый разъ, какъ надо понимать l’homme dans l’état de péché86 и la rédemption.87 То, что есть естественный ходъ жизни: переходъ отъ непосредственности животнаг[о] къ требованіямъ духовной жизни, онъ (и всѣ церковники) [называетъ] спасеніемъ, искупленіемъ, происшедшимъ отъ Христа.

28) Ek[k]lesia88 — собраніе избранныхъ — первый грѣхъ, нарушеніе завѣта Христа — всемірнаго братства.

29) Тѣмъ вредны и праздны всѣ революціи, что дѣятели ихъ руководятся только эгоизмомъ. Измѣнить же установившійся строй можетъ тольк[о] дѣятельность для Бога.

30) Читаю письмо съ самоувѣренн[ымъ] рѣшеніемъ вопроса непротивленія.... Если убиваютъ, насилуютъ,... отказаться отъ воинск[ой] повин[ности], а пойдетъ семейный. И сначала досадно на самоувѣренность, глупость, а подумавъ, вижу, что ему нельзя иначе. Если бы онъ не б[ылъ] такъ увѣренъ, то онъ или понималъ бы, какъ я, или вовсе не жилъ бы, а ему хочется жить.

31) Я говорю: жизнь раскрывается. Но что же я при этомъ? Могу ли я или не могу содѣйствовать этому раскрытію? Можешь. Можешь не движеніемъ, a соблюденіемъ своей неподвижности, перенесеніемъ себя въ единое сущее, к[оторое] всегда неподвижн[о]. Можешь тѣмъ, что[бы] не двигаться вмѣстѣ съ покровами. (Неясно, но je m’entends).89



5 Апрѣля 1907. Я. П.



Не писалъ больше полмѣся[ца]. Жилъ за это время порядочно. Былъ сильный насморкъ, и теперь чувствую себя очень слабымъ. Дѣтскіе уроки и приготовленіе къ нимъ поглощаетъ меня всего. Замѣчаю ослабленіе силъ и физическихъ и умственныхъ, но обратно пропорціональ[но] нравственнымъ. Хочется многое писать. Но многое уже навсегда оставилъ неоконченнымъ и даже не начатымъ. Записать: Едва ли успѣю нынче.

1) Разсказъ о заваленныхъ въ шахтѣ двухъ врагахъ.

2) Просительная молитва, хотя и ложная по своей цѣли, все-таки90 — польза для души, всетаки это — признаніе своей зависимости отъ Бога. Ошибка въ томъ, что безвременное настоящее переносится въ будущее, духовное — въ тѣлесное.

3) Кролики размножаются и борются, а люди совершенствуются и потому не нуждаются въ борьбѣ.

4) Какъ вся вода вытечетъ изъ ведра, если въ немъ будетъ хоть одна дырочка, такъ и всѣ радости жизни (любви) не удержатся въ душѣ человѣка, если въ немъ будетъ нелюбовь хоть къ одному человѣку.

5) Написать жизнь человѣка, прожившаго всѣ три искушенія Христа въ пустынѣ.

6) Что такое часы? Я говорю, что моя жизнь есть постепенное раскрытіе моего духовнаго неподвижнаго существа. Что же такое часы? Написано такъ: «Я сдѣлалъ себѣ тотъ же самый обманъ движенія, подъ к[оторымъ] я нахожусь». Эт[о] не то. Не умѣю отвѣтить.

7) Для того, чтобы не дѣлать ближнему своему дурнаго — любить его, нужно пріучать себя не говорить ни ему, ни о немъ дурного; а для того, чтобы пріучить себя къ этому, надо пріучить себя не думать о немъ дурного. Это можно. И тогда только можно не дѣлать дурнаго человѣку — любить его.

8) Со мной бываетъ, что когда я люблю кого нибудь — такъ это б[ыло] недавно съ мальчикомъ Колей — я не то что вижу, а чувствую его улыбку и чувствую себя имъ. Это особенно часто бываетъ, когда жалѣешь. Это подтверждаетъ то, что Богъ одинъ въ насъ во всѣхъ, и онъ есть любовь.

9) Память не есть ли сознаніе (прозрѣні[е] духа) прошедшаго, а разумъ — сознаніе (прозрѣніе духа) будущаго.

10) Вся разница между человѣкомъ и животнымъ та, что человѣкъ знаетъ, что онъ умретъ, а животное не знаетъ. Разница огромная.

11) Благотворительница довольна собой, что она сжалилась и дала бѣдной. A бѣдна[я] только о томъ думаетъ и тѣмъ довольн[а] и хвалится, что она хорошо умѣетъ выпрашивать. «Отъ меня не отвертится».

12) Есть память своя личная, что я самъ пережилъ; есть память рода — что пережили предки и что во мнѣ выражается характеромъ; есть память всемірная, божія — нравственная память того, что я знаю отъ Нача[ла], отъ к[отораго] изшелъ.

Сейчасъ написалъ письма Попову, Черткову, Сапожнику — и все очистилъ, даже отографы.

13) Думаю о томъ, какъ распредѣлить мысли для нравственнаго ученія дѣтс[каго], и вижу, что въ духовной области нѣтъ перваго, втораго, третьяго, нѣтъ болѣе или менѣе важнаго. Все одинаково важно и все — первое. (Евангельскіе работники, наняты[е] въ разные часы дня).

14) Особенно живо чувствую (чувствовалъ) радость, спокойствіе, блаженство состоянія любви ко всѣмъ. Только въ такомъ состояніи все хорошо и въ жизни и въ смерти. Хоть рѣдко, но испытываю это.

15) Насмѣшка, особенно умная, представляетъ насмѣхающагося выше того, надъ чѣмъ онъ смѣется; а больше[й] частью (всегда даже) насмѣшка есть вѣрный признакъ непониманія человѣкомъ того предмета, надъ к[оторымъ] онъ смѣется.

16) Мы думаемъ, говоримъ даже: отчего Богъ не сказалъ намъ словами, чего онъ отъ насъ хочетъ? Но мы забываемъ то, что только наша слабость говоритъ неточными, недостаточными, односторонними словами. А что у Бога есть другой языкъ, другое средство передачи своей воли. Средство это — вся жизнь внѣшняго міра и то, что вложено въ нашу душу.

17) Жизнь раскрывается. Ну, а ты-то что же при этомъ? Можешь или не можешь содѣйствовать этому раскрытію?

Можешь тѣмъ, чтобы соблюдать свою неподвижность — не двигаться вмѣстѣ съ тѣмъ, что закрываетъ тебя. Двигаясь, ты остаешься неподвиженъ. Удерживая свою неподвижность, ты двигаешься.

18) Для того, чтобы простить, надо забыть, желать забыть то, за что прощаешь, и начинать отношенія сначала.

19) Только теперь начинаю жить настоящей жизнью. Только теперь начинаю бояться однаго судьи и руководиться Его судомъ.

20) Читалъ письмо Вериг[ина] и подума[лъ] объ ужасномъ вредѣ осужденія. Да, лучш[е] 100 разъ ошибиться, считая дурнаго за хорошаго, чѣмъ одинъ разъ разлюбить одн[ого].

————

Очень слабымъ чувствую себя.



9 Апрѣля 1907. Я. П.



Вчера испыталъ, только что вставши, странное, радостное («радостное» мало), блаженное чувство спокойств[iя], увѣренности — старости. Je m’entends.91 Увѣренности въ томъ, что жизнь моя въ духѣ, а не въ тѣлѣ; и потому свободы, удовлетворенія... И тутъ же очень дурно цѣлый день чувствовалъ себя физически. Нынче непріятное было отношеніе съ женой засыпаннаго Володькинаго. Я не выдержалъ. Къ Левѣ лучше чувствую. Съ Таней радостно. Съ мальчиками понемногу идетъ дѣло, но я недоволенъ и далеко не увѣренъ. Запишу одно, что сейчасъ думалъ:

1) Моисей не увидалъ обѣтованной земл[и], въ к[оторую] велъ народъ. Я очень люблю эту аллегорію. Мы часто жалѣемъ, что не видимъ плодовъ своихъ трудовъ, но то, чтобы не видѣть, дѣлать безъ ожиданія награды, есть необходимое, существеннѣйшее условіе всякаго истинно добраго дѣла.

11 Апрѣля. 1907. Я. П

.

Третій день испытываю какое-то новое, радостное чувство живаго сознанія своего духовнаго существа и вытекающее изъ него безстрашіе, спокойствіе, любовность и жизнерадостность.



16 Апр. 1907. Я. П.



Прошло 5 дней, и нынче въ совсѣмъ другомъ настроеніи. Не могу преодолѣть недовольства окружающимъ. Тоскливо, хочется плакать. Все кажется тяжело. Сейчасъ послѣ обѣда и урока съ дѣтьми, — пришли только двое, — сидѣлъ одинъ и думалъ, что только теперь совершенно, вполнѣ предаюсь волѣ Бога. Будь, что будетъ. Нечего ни92 желать сдѣлать какое либо дѣло: написать Зак[онъ] Бож[ій] для дѣтей, ни что бы то ни было, а совершенно отдаться Ему, соблюдая только въ себѣ любовь къ Нему въ себѣ и людяхъ... и вдругъ пришла С[оня], начался разговоръ о лѣсѣ, о томъ, что воруютъ, что дѣти продали вдвое дешевле, и я не могъ побѣдить досады. Какъ будто мнѣ не все равно. Господи, помоги мнѣ. Помоги. Мнѣ жалко и гадко себя.



22 Апрѣля 1907. Я. П.



Казалось, на дняхъ записалъ, а прошло 11 дней. Очень хорошее, радостное, спокойное настроеніе за все врем[я]. Хочется только благодарить и радоваться. Занимался Еванг[еліемъ], Д[ѣтскимъ] К[ругомъ] Ч[тенія] и уроками. Вчера странное состояніе ночью въ постели. Точно кто-то на меня дунулъ. Почувствовалъ свѣжее дыханіе, и поднялось бодрое настроеніе вмѣстѣ съ сознаніемъ близости смерти. Не могу сказать, чтобы было страшно, но не могу сказать, чтобъ былъ спокоенъ.

93Все больше и больше уясняется художественная работа Три вѣка. Хорошо бы работа[ть] надъ этимъ. Записать надо:

1)



Нынче, 30 Апр. 1907. Я. П.



Весь промежуто[къ] этотъ жилъ очень хорошо. Занимался все тѣмъ же. Худож[ественной] работы хочется, но едва ли я теперь способенъ къ ней. Впрочемъ, главное дѣло — не желать ничего для себя. Дѣт[скій] К[ругъ] Ч[тенія] есть достаточное служеніе. Нынче очень дурно, слабо чувствую себя. Записать:

1) Время — это одна изъ формъ проявленія истинной жизни, та форма, въ к[отор]ой намъ, людямъ, доступна эта жизнь.

2) Живутъ истинной жизнью болѣе всего дѣти, вступая въ жизнь и не зная еще времени. Они всегда хотятъ, чтобы ничто не перемѣнял[ось]. Чѣмъ дальше они живутъ, тѣмъ больше подчиняются иллюзіи времени. Къ старости иллюзія эта все слабѣетъ — время кажется быстрѣ[е], и наконецъ старики все больше и больш[е] вступаютъ въ жизнь безвременную. Такъ что наиболѣе живутъ настоящей жизнью дѣти и старики. Люди же, живущіе половой жизнью, больше готовятъ матерьялъ жизни истинной, чѣмъ сами живутъ ею.

3) Осуждаютъ эгоизмъ. Но эгоизмъ — основной законъ жизни. Дѣло только въ томъ, что признать своимъ «ego»:94 свое сознан[іе] или свое тѣло, или, вѣрнѣе, свое духовное или тѣлесное сознаніе.

4) Анархизмъ съ допущеніемъ насилія95 — смѣшное недоразумѣніе. Анархизмъ есть только одинъ разумный — христіанство, игнорированіе какихъ бы то ни было внѣшнихъ политич[ескихъ] формъ жизни и жизнь каждаго для своего «я», но не тѣлеснаг[о], а духовнаго.

5) Пространственное, матерьяльное «я» моего тѣла также, какъ и временное «я», связано со Всѣмъ, со всѣмъ безконечнымъ пространственнымъ міромъ. Было ясно, когда я записалъ, а теперь не могу вспомнить. Временная связь это — то, что «я» — произведенi[е] моихъ безчисленныхъ, безконечныхъ предко[въ] и родоначальникъ такихъ же потомковъ. Но пространственно въ каждый моментъ не могу вспомнить, чѣмъ все связано.

6) Записано: любовь — это расширеніе жизн[и], и поставлено NB. Это-то и есть связь пространственная: любовью я сознаю собою все существующее. И какъ во времен[и] моя связь скрывается въ безконечност[и], такъ и здѣсь.

7) У каждаго человѣка есть высшее, то, до к[отораго] онъ дошелъ, міросозерцаніе, во имя к[отораго] онъ живетъ. Измѣняетъ же міросозерцаніе онъ самъ. И всякій человѣкъ способенъ воспринять только то, что согласно съ его міросозерцаніемъ. Все же несогласное, какъ бы онъ ясно не понималъ сказанное, прочитанное, проходитъ черезъ него, не оставляя никакого слѣда. — Есть такое міросозерц[аніе]: хороша жизнь высш[ихъ] свѣтскихъ людей съ украшеніям[и]96 влюблені[я], искусствъ, роскоши. Другое такое: хорошо участіе въ благоустроенности, какъ въ Европѣ. Еще другое: хорошо быть пріятнымъ, веселымъ. Еще: хорошо всѣхъ удивить. Все это не то. Всякое міросозерц[аніе] надо ясно и подробно выразить.

8) Бѣдные испытываютъ больше счаст[ья], чѣмъ богатые, п[отому] ч[то] удовлетвореніе нужды, — одежда, когда ея не б[ыло], пища, когда голодалъ, домъ, когда не б[ыло] крова, — безъ сравненія радостнѣе, чѣмъ удовлетвореніе прихотей богатыхъ.

9) Память о ближайшемъ все больше и больше пропадаетъ съ годами: человѣкъ все больше и больше сознаетъ свое неподвижное «я». Также пропадаетъ мысль о будущемъ. Человѣкъ становится не годнымъ для міра.

10) Какъ старѣясь человѣкъ приходить къ все большему и большему сознанію своего духовнаго единства, такъ старѣется и міръ и приходитъ къ единенію и успокоенію.

11) Записалъ 6 темъ разсказовъ для дѣтей:

1) О жестокомъ помѣщикѣ, к[отораго] пожалѣла старух[а];

2) О неунывающемъ весельчакѣ въ бѣдствіяхъ;

3) Объ Аг[афьи] Мих[айловниной] жалости къ собакамъ, кошка[мъ], мышамъ, тараканамъ;

4) О заваленныхъ врагахъ въ шахтѣ;

5) Перемиріе на войнѣ;

6) Три искушенія.

12) Записано: жизнь есть благо освобожденія духа. Смыслъ тотъ, что благо людей въ достиженіи желаемаго. Есть только одно, достиженію чего ничто помѣшать не можетъ. Это — становиться лучше.

13) Дѣлать не для себя уже потому нужно, что никогда не можешь знать, воспользуешься ли самъ своимъ трудомъ. По той же причинѣ неразумно дѣлать для одного человѣка или для малаго числа людей. Вполнѣ разумн[о] дѣлать только то, что дѣлаешь для всѣхъ.

14) Ясно стало, что нужно не спорить, не указывать на преимущество однихъ пріемовъ жизни передъ другими, вообще не говорить о томъ, что выйдетъ. Этого никто не знаетъ. А говорить о томъ, что должно дѣлать каждому дл[я] своей души.

15) Человѣкъ освобождается отъ отдѣлен[ія] пространственнаго — любовью, отъ отдѣленія97 временнаго — сознаніемъ своего неизмѣннаго духовнаго начал[а].

16) Самое грубое понятіе о Богѣ мало отличается отъ самаго возвышеннаго въ сравненіи съ98 близостью истиннаго пониманія о Богѣ.

17) Тотъ, кто молится идолу, невѣжествен[енъ], непросвѣщенъ, но тотъ, кто совсѣмъ не молится, и непросвѣщенъ, и глупъ.

18) Какое ужасное положеніе людей, не99 сознающихъ свою духовную жизнь, когда они старѣются. Я испытываю обратное.

19) Ошибиться, принявъ100 не добрыхъ людей за101 добрыхъ, въ 100 разъ лучше, чѣмъ обратная ошибка. Помоги, Господи.

20) Читалъ о Думѣ и прямо сожалѣлъ о томъ, что всѣ эти люди умны и образованы. Гораздо бы б[ыло] меньше грѣха, если бы они были глупы и безграмотн[ы].

21) Думалъ о свободѣ воли. Та свобода, к[отор]ую мы имѣемъ измѣнять теченіе нашей жизни, не можетъ измѣнить общаг[о] хода жизни. Какъ когда мы высыпаемъ рой пчелъ, каждая пчела можетъ измѣнить свое положеніе, но общее послѣдстві[е] высыпанія будетъ неизмѣнно. Тоже и съ людьми, не подчиняющимися общему закону. Свобода въ томъ, что человѣкъ можетъ имѣть радость сознательнаго подчиненія высшему закону своей жизни.

22) Будущую жизнь въ Ц[арствѣ] Б[ожьемъ] я представляю себѣ такъ, что будутъ богатые и бѣдные. Бѣдные будуть довольствоваться своей бѣдность[ю], и богатымъ не нужно будетъ защищать свое имущество. Непросвѣщенные люд[и] будутъ богаты, будутъ бороться другъ съ другомъ, просвѣщенные люди будутъ бѣдны и ни съ кѣмъ не будутъ бороться.

23) Не солнце движется, а земля поворачивается къ нему; также не время идетъ, a міръ, скрытый временемъ, открывается самъ себѣ. NB

24) Какъ все таинственно для старыхъ людей, и какъ все ясно дѣтямъ!

25) Какая удивительная тайна пришестві[е] новаго человѣка въ міръ.

26)102Избѣгай всего, что разъединяетъ людей, и дѣлай все то, что соединяетъ ихъ.

27) Личный эгоизмъ — малое зло, эгоизмъ семейный — больше, эгоизмъ103 парті[и] — еще больше, эгоизмъ государства — самый ужасный.

28) Пространство уничтожается временемъ, а время уничтожается пространствомъ.104 При безконечномъ времени всѣ перемены вернутся къ единству и опять вернутся.105 При безконечномъ пространств[ѣ] нѣтъ никакихъ перемѣнъ — нѣтъ времен[и]. (Неясно).

29) Лошадь не слушается, а поддается тому мотиву, кот[орый], побуждаетъ ее. Ей все равно, итти на право или на лѣво, и малѣйшее давленіе съ лѣва по шеѣ заставляетъ ее итти вправо. Также и человѣкъ безъ вѣры.



Нынче 22 Мая 1907. Я. П.



Почти мѣсяцъ ничего не записывалъ. За этотъ мѣсяцъ продолжалъ уроки съ дѣтьми и приготовлен[iя] къ нимъ. Кромѣ того, почти только набросалъ о Павлѣ, какъ изказителѣ христіанства. Изъ посѣтителей б[ылъ] Добролю[бовъ]. Вчера Лойценъ, «свободный христ[іанинъ]». Очень занятъ воздѣйствіемъ. Милый Николаевъ и его мальчики. Тяжелое дѣло Ан[дрея]. Убійство добраго Вяч[еслава]. Вчера вечеромъ прегадко спорилъ съ Колей, нынче, спасибо, попросилъ у него прощенія. Написалъ вчера о Сковородѣ. Еще дѣло: составить жизнеописанія Эпиктета, Сократа, Паскаля, Руссо, кромѣ Будды и Конфуц[ія]. Это — старческая разбросанность. Болѣе 2-хъ недѣль нездоровъ, кашель, и не выхо[жу] дня три и слабъ. Записать надо много.

1) Я не говорю, что государств[енное] устройство хорошо или дурно, и что надо или106 не надо заниматься политикой, а я говорю только то, что прежде, чѣмъ заниматься политикой, каждом[у] человѣку надо заниматься своей жизнью, душой, и что самыя мудрыя политическi[я] мѣры въ государствѣ съ 100 мил[іонами] жителей107 сдѣлаютъ108 гораздо меньше того, ч[то] сдѣла[етъ] нравственно-религіозное улучшеніе жизн[и] однаго человѣка изъ эти[х]ъ 100 миліоновъ.

2) Прекрасное выраженіе Канта: «люди дѣлаются софистами своихъ юношескихъ заблужденій»: Соловьевы, Аксаковы. И чѣмъ они умнѣ[е], ученѣе, тѣмъ вреднѣе.

3) Записано что-то не ладное такъ: дѣтямъ нужны три основы: 1) не бояться смерти, 2) любить трудъ и 3) любить добро. Для всѣхъ трехъ пріемы обученія. Такъ записано. Теперь не могу вспомнить, ч[то] я при этомъ думалъ.

4) Доброта — любовь — нѣтъ болѣе радостна[го] состоянія. Сейчасъ и награда. И какъ разъ обратное, ч[то] я вчера испыталъ: недоброта — наказаніе въ сознаніи самое тяжелое.

5) Воля — свобода только въ сознаніи своей духовности и потому всегда отрицательная. (Опять не помню и несогласенъ.)

6) Думать, что мы можемъ знать міръ и себя, изучая матеріальныя условія міра, и не признавать источникомъ знанія свою душу,109 можно сравнить вотъ съ чѣмъ. Человѣкъ живетъ безвыходно въ темномъ углу. Свѣденія о томъ, что дѣлается на свѣтѣ, онъ получаетъ только отъ своего110 друга. Другъ непереставая сообщаетъ ему о томъ, ч[то] дѣлается. И свѣденія эти такъ интересны для него, ч[то] онъ какъ будто самъ непосредственно живетъ съ тѣмъ, что разсказываетъ ему его другъ, и, живя съ этимъ, представляемымъ ему его другомъ міромъ, забываетъ про то, что всѣ эти свѣденія онъ получаетъ черезъ друга, что самое реальное для него не міръ, съ к[оторымъ] онъ не имѣетъ непосредственнаго общенія, а истинно существуетъ для него только этотъ другъ. И что для того, чтобы ему имѣть ясное и безошибочное понятіе о мірѣ, ему нужно, во-1-хъ, признать, ч[то] все,111 что онъ знаетъ, онъ знаетъ черезъ друга, и во 2-хъ, изучить самаг[о] друга съ тѣмъ, чтобы знать, въ чемъ можно и въ чемъ нельзя вѣрить ему. Другъ этотъ есть то духовное начало, к[оторо]е живетъ въ насъ и черезъ к[отор]ое мы знаемъ то, что знаемъ. Думать, что его нѣтъ, все равно, [что] думать, что человѣкъ, сидя въ одномъ темномъ углу, можетъ безъ помощи друга знать все то, что дѣлается въ мір[ѣ]. (Нехорошо).

7) Въ наше время между двумя сословіям[и], дворянскимъ и крестьянскимъ, перемѣнились роли: Прежде на сторонѣ помѣщиковъ б[ыли] жестокость и жадность, а самоотверженi[е] на сторонѣ крестьянъ. Теперь стало наоборотъ. (Тоже нехорошо, невѣрно).