Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 


Лев Николаевич
Толстой


Полное собрание сочинений. Том 54


Дневник, Записные книжки

и отдельные записи

1900—1903





Государственное издательство

\"Художественная литература\"

Москва — 1935



Электронное издание осуществлено

компаниями ABBYY и WEXLER

в рамках краудсорсингового проекта

«Весь Толстой в один клик»





Организаторы проекта:

Государственный музей Л. Н. Толстого

Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Компания ABBYY





Подготовлено на основе электронной копии 54-го тома

Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, предоставленной

Российской государственной библиотекой





Электронное издание

90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого

доступно на портале

www.tolstoy.ru



Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, напишите нам

report@tolstoy.ru

Предисловие к электронному изданию

Настоящее издание представляет собой электронную версию 90-томного собрания сочинений Льва Николаевича Толстого, вышедшего в свет в 1928—1958 гг. Это уникальное академическое издание, самое полное собрание наследия Л. Н. Толстого, давно стало библиографической редкостью. В 2006 году музей-усадьба «Ясная Поляна» в сотрудничестве с Российской государственной библиотекой и при поддержке фонда Э. Меллона и координации Британского совета осуществили сканирование всех 90 томов издания. Однако для того чтобы пользоваться всеми преимуществами электронной версии (чтение на современных устройствах, возможность работы с текстом), предстояло еще распознать более 46 000 страниц. Для этого Государственный музей Л. Н. Толстого, музей-усадьба «Ясная Поляна» вместе с партнером – компанией ABBYY, открыли проект «Весь Толстой в один клик». На сайте readingtolstoy.ru к проекту присоединились более трех тысяч волонтеров, которые с помощью программы ABBYY FineReader распознавали текст и исправляли ошибки. Буквально за десять дней прошел первый этап сверки, еще за два месяца – второй. После третьего этапа корректуры тома и отдельные произведения публикуются в электронном виде на сайте tolstoy.ru.

В издании сохраняется орфография и пунктуация печатной версии 90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого.



Руководитель проекта «Весь Толстой в один клик»

Фекла Толстая







Перепечатка разрешается безвозмездно.

————

Reproduction libre pour tous les pays.



ДНЕВНИК

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

И

ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ

1900—1903







ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТОМУ ТОМУ.

В состав 54-го тома входят: 1) Дневник за период с 1 января 1900 по 30 ноября 1903 года; 2) первый черновой набросок рассказа «Божеское и человеческое», внесенный в тетрадь Дневника 1903 г.; 3) ряд дошедших до нас записных книжек разного характера (1900 — февраль 1903); 4) несколько страниц отдельных записей мыслей; 5) список художественных сюжетов (1903 г.); и 6) отдельные записи, внесенные в альбомы разных лиц (1900, 1901 и 1903).

Не удалось найти и включить в том лишь записные книжки 1903 года, о существовании которых свидетельствуют и дневниковые записи (в марте — мае и ноябре — декабре этого года) и некоторые письма.

До весны 1900 г. Толстой находился в Москве. Уехав затем в Пирогово к дочери М. Л. Оболенской, он прогостил там две недели. Остальную часть лета и осень он провел в Ясной поляне. В октябре поехал к T. Л. Сухотиной в Кочеты, откуда через две недели, 3 ноября, приехал в Москву. В ней он прожил всю зиму. С 8 мая 1901 г. он опять в Ясной поляне. После летней серьезной болезни, его увезли на южный берег Крыма, в Гаспру. Здесь он перенес несколько тяжелых заболеваний и прожил около десяти месяцев, с сентября 1901 по июнь 1902 г. По возвращении 27 июня в Ясную поляну он зажил в ней безвыездно, если не считать редких поездок в Пирогово к брату С. Н. Толстому и в другие места поблизости.

В 1900—1903 гг. Толстой много писал. К этому времени относится его работа над двенадцатью художественными произведениями. Особенно много сил он отдал повести «Хаджи Мурат» и комедии «Живой труп». В те же годы он написал более двадцати статей. Усиленная работа шла над рядом статей на социальные темы, особенно над статьями «Рабство нашего времени» (1900), «К рабочему народу» (1902) и др. В эти же годы Толстой неоднократно отзывался на события политической и общественной жизни. Подавление «боксерского восстания» в Китае, убийство Гумберта в Италии, массовые крестьянские волнения в южных губерниях, русское студенческое движение, общая политика правительства Николая II, — вызывали у Толстого отклики, побуждали его к писанию статей, воззваний, обращений («Царю и его помощникам» 1901 г.; письмо к Николаю II от 16 января 1902 г., и др.). Состоявшееся в 1901 г. отлучение Толстого от церкви вызвало его реплику в виде отдельной статьи. Из написанного им в эти годы почти ничего нельзя было тогда напечатать в России вследствие цензурных запрещений и потому многое распространялось преимущественно в заграничных или подпольных публикациях. Помимо отмеченной творческой работы, Толстой в тот же период времени упомянул около шестидесяти разнообразных интересовавших его замыслов. Часть их включена им в список художественных сюжетов, помещаемый в настоящем томе. Кроме того за четыре года он написал свыше семисот писем.

За 1900—1903 годы Толстой сделал в Дневнике всего сто шестьдесят три записи: в 1900 г. — 51, в 1901 — 29, в 1902 — 24 и в 1903 — 59. Были месяцы (всего пять), в которые он не сделал ни одной записи. В остальные же он делал от одной до двенадцати записей. Частые и нередко продолжительные (до ста дней) интервалы между записями вызывались преимущественно заболеваниями.

В Дневнике своем и в остальных записях дневникового характера Толстой отразил, но, разумеется, лишь в некоторой мере, и творческую свою работу, и различные внешние события, и отдельные факты внутренней жизни. О личных же своих переживаниях, иногда тяжелых и острых, он в эти годы стал записывать еще более иносказательно и скупо, чем в предыдущие. Между тем и в эти годы ему приходили мысли об уходе из яснополянских условий жизни, временами мучительно его тяготивших.

В 1900—1903 гг. Толстой, как и в предыдущие годы, придерживался постепенно укоренившейся привычки вносить в записную книжку свои мысли в различные моменты на ходу, на прогулке, ночью в постели и т. п., чтобы зафиксировать, хотя бы в самом эмбриональном виде, то из области работы мышления, чтó ему было дорого или же нужно для художественной или другой работы. Позднее, иногда через месяц и более, Толстой выписывал из записной книжки бóльшую часть внесенных в нее мыслей, зачастую значительно их развертывая, а иногда и радикально меняя по существу. Связь мысли, внесенной в записную книжку, с дневниковым текстом отмечена в подстрочных сносках к тексту записных книжек.

В некоторых записных книжках Толстой сначала заполнял страницы не под ряд, а пропуская или целые страницы, или части их. Затем, пользуясь тою же книжкой, он вносил новые и новые записи на пустовавших местах, и этим нарушал хронологическое расположение записей. Создававшаяся благодаря этому внутри книжки чересполосица записей разных дней, месяцев и лет, при которой записи располагались вперемешку, повидимому не мешала Толстому пользоваться книжкой. Этот своеобразный порядок писателя сохранен в настоящем томе как в подлиннике, и записи Толстого идут в таких случаях без хронологической последовательности. Помимо желательности показа записной книжки как она есть, выстраивание записей в шеренгу неминуемо повлекло бы ошибки и произвол в этой работе, так как огромное большинство этих записей не имеет авторских дат. Вынуты из таких книжек и перенесены в другой том лишь те записи, которые не относятся к 1900—1903 гг.

В 1902 году Толстой много и серьезно болел, а потому менее интенсивно вел Дневник. Вследствие этого в течение 1902 года в записные книжки было внесено значительное количество записей, причем единовременно систематически делались записи в двух (март — декабрь 1902), а временами даже в трех книжках (январь — февраль 1902).1 При этом в 1902 г. Толстой сделал (вне Дневника) около двухсот датированных записей, в которых отметил многочисленные факты внешней жизни (здоровье, работа, посетители, и пр.). Кроме того ряд записей внесен лицами, находившимися около Толстого, под его диктовку, а иногда, в моменты исключительного упадка его сил, за него или об его состоянии (см.: «Календарный блок-нот», февраль — март 1902; «Настольный календарь», декабрь 1902). Так как все эти записи составляют единую крепко спаянную цепь, они печатаются полностью.

Дополнительно к записным книжкам в настоящем томе печатаются вполне обособленные записи, сделанные Толстым «на память» в альбомы Е. С. Денисенко, Д. А. Кузминского и С. М. Сухотина. Помимо записей в эти альбомы, Толстой в эти же годы давал свои автографы и другим лицам (например, Б. А. Дунаеву, Робер-Кастору), но они или не сохранились (как у Б. А. Дунаева), или внесены Толстым в текст Дневника, или же остались неизвестны редакции.

Весь текст 54-го тома печатается с подлинника впервые. Имевшие место публикации отрывков в русских изданиях и текст Дневника, вышедший в немецком переводе, имели основой не подлинные рукописи, а копии. Текст Дневника, входящего в состав настоящего тома, в 1917 году был набран в типографии Т-ва Сытина, но в виду того, что в дальнейшем набор был разобран, издание его не осуществилось.

При работе над настоящим томом редактору оказали серьезное содействие В. И. Срезневский и А. А. Шахматов. Много внимания уделили ему также П. Н. Сакулин и Л. Я. Гуревич. В разыскании нужных сведений и в оформлении тома принимала участие О. А. Дашкевич.

Конст. Шохор-Троцкий.

————

РЕДАКЦИОННЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

При воспроизведении текста дневников и записных книжек Л. Н. Толстого соблюдаются следующие правила.

Текст воспроизводится с соблюдением всех особенностей правописания, которое не унифицируется, т. е. в случаях различного написания одного и того же слова, все эти различия воспроизводятся (напр. «этаго» и «этого», «тетенька» и «тетинька»).

Слова, не написанные явно по рассеянности, дополняются в прямых скобках.

В местоимении «что» над «о» ставится знак ударения в тех случаях, когда без этого было бы затруднено понимание. Это «ударение» не оговаривается в сноске.

Ударения в «что» и других словах, поставленные самим Толстым, воспроизводятся, и это оговаривается в сноске.

Неполно написанные конечные буквы (напр., крючок вниз вместо конечного «ъ» или конечных букв «ся» в глагольных формах) воспроизводятся полностью без каких-либо обозначений и оговорок.

Условные сокращения (т. н. «абревиатуры») типа «кый», вместо «который», раскрываются, причем дополняемые буквы ставятся в прямых скобках: «к[отор]ый».

Слова, написанные неполностью, воспроизводятся полностью, причем дополняемые буквы ставятся в прямых скобках: т. к. — т[акъ] к[акъ]; б. — б[ылъ].

Не дополняются: а) общепринятые сокращения: и т. п., и пр., и др., т. е.; б) любые слова, написанные Толстым (или кем-либо — в текстах, цитируемых в комментариях) сокращенно, если «развертывание» их резко искажает характер записи Толстого, ее лаконический, условный стиль.

Слитное написание слов, объясняемое лишь тем, что слова в процессе беглого письма писались без отрыва пера от бумаги, не воспроизводится.

Описки (пропуски и перестановки букв, замены одной буквы другой) не воспроизводятся и не оговариваются в сносках, кроме тех случаев, когда редактор сомневается, является ли данное написание опиской.

Слова, написанные явно по рассеянности дважды, воспроизводятся один раз, но это оговаривается в сноске.

Ошибки в обычных у Толстого нумерациях «мыслей» (в поздних дневниках) в тексте исправляются, но с оговоркой в сноске.

После слов, в чтении которых редактор сомневается, ставится знак вопроса в прямых скобках: [?]

В случаях колебания между двумя чтениями в сноске дается другое возможное чтение.

На месте не поддающихся прочтению слов ставится: [1 неразобр.] или: [2 неразобр.], где цыфры обозначают количество неразобранных слов. Кроме того, в тех случаях, когда признает нужным редактор, дается в сноске факсимильное воспроизведение непрочтенного слова.

В случаях написания слов или отдельных букв поверх написанного или над написанным (и зачеркнутым) обычно воспроизводятся вторые написания без оговорок и лишь в исключительных случаях делаются оговорки в сноске.

Из зачеркнутого — как словá, так и буквы начатого и сейчас же оставленного слóва — воспроизводятся по усмотрению редактора и помещаются в сноске, причем знак сноски ставится при слове, после которого стоит зачеркнутое.

Более или менее значительные по размерам места (абзац, или несколько абзацев), перечеркнутые одной чертой или двумя чертами, крест-на-крест и т. п., воспроизводятся не в сносках, а в самом тексте и ставятся в ломаных < > скобках. В некоторых случаях (напр., в записных книжках) допускается воспроизведение и отдельных зачеркнутых слов в ломаных < > скобках в тексте, а не в сноске.

В случаях воспроизведения зачеркнутого неполного слова, оно или не дополняется или, если дополняется, то добавляемые буквы ставятся в прямых скобках.

Незачеркнутое явно по рассеянности (или зачеркнутое сухим пером) рассматривается как зачеркнутое и не оговаривается.

Зачеркнутое явно по рассеянности воспроизводится как незачеркнутое, но с оговоркой в сноске.

Слова зачеркнутые и снова восстановленные, что обычно обозначается точками под словом, воспроизводятся или с оговоркой в сноске: Зачеркнуто и восстановлено или без таковой оговорки, по усмотрению редактора.

Вымаранное (не зачеркнутое!) самим Толстым или другим лицом с его ведома или по его просьбе воспроизводится с разрешения В. Г. Черткова, как лица, выполняющего волю Л. Н. Толстого.

Вымаранное (не зачеркнутое!) не Толстым и без его ведома воспроизводится с оговоркой в сноске.

Вписанное между строк или на полях воспроизводится без оговорки в сноске, если самый факт вставки не представляет, по мнению редактора, интереса или же если вставка не вызывает у редактора сомнений, куда относится по смыслу.

Написанное на полях или между строк и являющееся аннотацией, не связанной синтаксически с основным текстом, воспроизводится в сноске.

Написанное в скобках воспроизводится в круглых скобках.

Подчеркнутое воспроизводится курсивом. Дважды подчеркнутое — курсивом с оговоркой в сноске.

В отношении пунктуации: 1) воспроизводятся все точки, знаки восклицательные и вопросительные, тире, двоеточия и многоточия (кроме случаев явно ошибочного употребления); 2) из запятых воспроизводятся лишь поставленные согласно с общепринятой пунктуацией; 3) привносятся лишь необходимые знаки в тех местах, где они отсутствуют, причем отсутствующие тире, двоеточия, кавычки и точки ставятся в самых редких случаях. При воспроизведении «многоточий» Толстого ставится столько же точек, сколько стоит их у Толстого. Восполнение отсутствующих у Толстого знаков, хотя и делает иногда текст как бы прозрачнее, нередко чревато привнесением вместе с ними если не толкования, то излишней самоуверенности в чтении тонких оттенков мысли. Поэтому, вследствие своеобразия толстовской пунктуации, особенно в невыходивших из его рук дневниках и записных книжках, осуществляется вдумчиво осторожное к ней отношение.

Воспроизводятся все абзацы. Делаются отсутствующие абзацы: 1) когда новая запись Толстого начата не с красной строки (без оговорки); 2) по усмотрению редактора, в тех местах, где начинается разительно отличный по теме и характеру от предыдущего текст, причем каждый раз делается оговорка в сноске: Абзац редактора. Знак сноски ставится перед первым словом сделанного редактором абзаца.

Перед началом отдельной записи за день по усмотрению редактора ставится редакторская дата ее — число дня и месяц в прямых скобках курсивом корпусом: [24 октября. Я. П.].

Редакторская дата ставится в тех случаях, когда из текста ясно видно, или из других источников известно, что должна стоять дата, хотя ее и нет.

В случаях ошибочной даты у Толстого редакторская дата дается в исправленном виде, ошибочная же дата Толстого оставляется.

В случаях, когда запись Толстым датирована несколькими днями, в редакторской дате ставится только последнее число дня, т. е. дня фактического написания данной записи.

Географическая дата ставится редактором только при первой записи по приезде Толстого на новое место.

Линии, проведенные Толстым между строк, поперек всей страницы, и отделяющие один комплекс строк от другого (делалось Толстым почти исключительно в записных книжках), так и передаются линиями.

На месте слов, не подлежащих воспроизведению в печати, ставится в двойных прямых скобках цыфра, обозначающая число выпущенных слов: [[1]].

На месте вымаранных мест также обозначается количество вымаранных слов или строк.

Примечания, принадлежащие Толстому, печатаются в сносках (внизу страницы) петитом без скобок и с оговоркой.

Переводы иностранных слов и выражений, принадлежащие редактору, печатаются в сносках в прямых [ ] скобках.

Слова, написанные рукой не Толстого, воспроизводятся в сноске. Знак сноски ставится при последнем слове, написанном рукой Толстого.

Рисунки и чертежи, имеющиеся в тексте, воспроизводятся (в основном тексте) факсимильно.

В комментариях приняты следующие сокращения:

АТБ — Архив Л. Н. Толстого. Публичная библиотека СССР имени В. И. Ленина (Москва).

AЧ — Архив В. Г. Черткова (Москва).

Б, III, IV — П. И. Бирюков «Биография Льва Николаевича Толстого», тт. 3 и 4, Гос. изд. М. 1922—1923.

Воспоминания П. А. Буланже — Б—е «Болезнь Л. Н. Толстого в 1901—1902 годах» — журн. «Минувшие годы» 1908, кн. IX.

ГТМ — Государственный Толстовский Музей (Москва).

Д — Дневник 1900—1903 гг., входящий в состав настоящего тома.

Д. Гольденвейзера — А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого», т. I. М. 1922.

ДСАТ — «Дневники Софьи Андреевны Толстой 1897—1909». Редакция С. Л. Толстого. Изд. «Север». М. 1932.

ЕСАТ — «Ежедневник» Софьи Андреевны Толстой 1900—1903 гг. Рукопись (ГТМ).

ЗК — Записная книжка (одна из входящих в состав настоящего тома).

ИЛ — Институт новой литературы Академии наук СССР. Рукописное отделение (Ленинград).

КБ — «Календарный блок-нот», с записями 1902 г., входящий в состав настоящего тома.

НК — «Настольный календарь», с записями 1902 и 1903 г., входящий в состав настоящего тома.

ТС — «Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка 1878—1906». Редакция В. Д. Комаровой и Б. Л. Модзалевского. Труды Пушкинского дома Академии наук СССР. Изд. «Прибой». Л. 1929.

ЮС — «Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник». Собрал и редактировал H. Н. Гусев. Труды Толстовского музея. Гос. изд. М.—Л. 1928.

————



ТОЛСТОЙ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ В КРЫМУ

Середина мая 1902 г. Гаспра



Фотография И. Л. Толстого





[1900]

1 Янв. 1900. Москва. Сижу у себя въ комнатѣ2и у меня всѣ, встрѣчая нов[ый] годъ. Все это время ничего не писалъ, нездоровится. Много надо записать.

1) Я — отдѣльное существо, общающееся со Всѣмъ. Свою отдѣльность я познаю матеріей3 въ себѣ и внѣ себя. Свое общеніе со Всѣмъ я познаю движеніемъ4 въ себѣ и внѣ себя.5 Предѣлъ общенія есть движеніе во времени. Одну часть матеріи и движеніе я признаю собою, другую6 міромъ, — Всѣмъ. Въ этомъ жизнь.

————————————————————————————————————

7Предѣлъ8 между тѣмъ, чтó я сознаю собой и не собою, я сознаю матеріей въ пространствѣ. Въ сознаніи одной части матеріи и движенія собою и состоитъ жизнь.

Для Всего нѣтъ матеріи и нѣтъ движенія. Матерія и движенiе суть понятія, вытекающія только изъ сознанія отдѣльности и общенія. Матерія есть сознаніе предѣла отдѣльности, движеніе — сознаніе предѣла общенія.

Не будь9 сознанія отдѣльности, не было бы понятія матеріи; не будь10 сознанія общенія,11 не было бы понятія движенія.

Человѣкъ въ жизни стремится вытти изъ того и другаго предѣла: изъ перваго его выводитъ любовь, изъ второго разумъ. Любовь разрушаетъ отдѣльность; разумъ дѣйствуетъ въ области, гдѣ нѣтъ движенія.

————————————————————————————————————

Все не то, а близко.

————————————————————————————————————

1го Янв. 1900.12 Москва. Е. б. ж.13

Продолжаю выписывать. Можетъ быть, послѣ впишу о матеріи и движеніи, какъ нынче думалъ.

2) Если ребенку разъ внушено, что онъ долженъ вѣрить, что Богъ — человѣкъ, что Б[огъ] 1 и 3, однимъ словомъ, что 2 × 2 = 5, орудіе его познанія навѣки изковеркано: подорвано довѣріе къ разуму. А это самое дѣла[ется] надъ всѣми дѣтьми. Ужасно.

3) Затѣмъ такъ устроено, чтобы мы не видали успѣха своей дѣятельности (Моисей не вошелъ въ обѣтованную землю), чтобы мы дѣйствовали не въ виду успѣха, а для спасенія души, т. е. не руководясь внѣшними, обманчивыми, а внутренними, несомнѣнными мотивами.

4) Вспомнилъ свое отрочество, главн[ое] юность и молодость. Мнѣ не было внушено никакихъ нравственныхъ началъ — никакихъ; а кругомъ меня большіе съ увѣренностью кури[ли], пили, распутничали (въ особенн[ости] распутничали), били людей и14 требовали отъ нихъ труда. И многое дурное я дѣлалъ, не желая дѣлать — только изъ подражанія большимъ.

5) Есть три побудителя дѣятельн[ой] жизни: 1) удовлетвореніе личныхъ похотей, 2)15 желаніе одобрен[iя] людей, славы людской и 3) исполненіе своего назначенія — воли Бога.

Перейти съ перваго побудителя на второй, т. е. дѣлать больше для славы людской, чѣмъ для похоти, и жертвовать похотью для славы — легко и нехорошо. Перейти же со втора[го] на третій, т. е. дѣлать больше для исполненія своего назначенія, чѣмъ для похоти и для славы, жертвовать похотью для исполненія воли Бога, и трудно, и прекрасно и нужно. Я только изрѣдка понимаю это, и пытаюсь осуществить. Приди и вселися въ меня и помоги мнѣ16 пріучить себя къ этому. Это можно.

6) Попробуй жить для одной похоти — и увидишь, что не только не удовлетворишь ее, но все больше и больше17 будешь разжигать ее несоотвѣтственно возможности удовлетворенія и потому все меньше и меньше получишь удовлетворенія. Живя для славы людской, удовлетворишь похоть, но требованія удовлетворенія славы поч[ти] также разрастутся несоотвѣтственно возможности удовлетворенія и будетъ неудовлетворенность. Но живи для исполненія воли Бога и18 получишь полное удовлетвореніе и похоти и славы.19 Исполненіе же воли Бога всегда даетъ20 полное удовлетвореніе.

7) Сережа съ Усовымъ21 говорили о различныхъ пониманіяхъ устройства міра: прерывности или непрерывности матеріи. При моемъ пониманіи жизни и міра: матерія есть только мое представленіе, вытекающее изъ моей отдѣльности отъ мiра.22 Движеніе же есть мое представленіе, вытекающее изъ моего общенія съ міромъ, и потому для меня не существуетъ вопроса о прерывности или непрерывности матеріи.

8) Ѣхалъ наверху на конкѣ23 глядѣлъ на дома, вывѣски, лавки, извощиковъ, проѣзжихъ, прохожихъ, и вдругъ такъ24 ясно стало, что весь этотъ міръ съ моей жизнью въ немъ есть только одна изъ безчисленнаго количества возможностей другихъ міровъ и другихъ жизней и для меня есть только одна изъ безчисленныхъ стадій, черезъ кот[орую] мнѣ кажется, что я прохожу во времени.

9) Солдатъ, убивавшій непріятеля и арестанта, на допросѣ у Бога:

В[опросъ]: — Зналъ ты, что не должно убивать?

О[твѣтъ]: — Зналъ.

В. — Откуда.

О.— Въ законѣ божіемъ сказано.25

В. — Зачѣмъ же ты убивалъ?

О. — Начальство приказывало.26

В. — Но если ты зналъ, что Богъ не велитъ, какже ты не задумался и не пон[ялъ], что начальство тебя обманываетъ.

О. — Начальство меня учило и о Богѣ и сказало мнѣ, что по приказанію начальства — можно.

Богу бы нечего б[ыло] говорить, если бы онъ27 предоставилъ людямъ учить людей; а онъ самъ учитъ прямо, и солдатъ зналъ28 въ сердцѣ своемъ, что не надо убивать, и потому виноватъ.

10) Мы уважаемъ и боготворимъ людей: придворные — царей, духовные — архіер[еевъ] и т. п. только п[отому], ч[то] чѣмъ выше тотъ, кому мы покоряемся (для своей пользы), тѣмъ болѣе мы оправданы нетолько въ чужихъ, но и своихъ глазахъ.

2911) Ева соблазнила Адама, и всегда это такъ. Все рѣшаетъ самка. Самцы же такъ устроены, что30 для того, чтобы не холостовала самка — что не могутъ устоить.31 (Животныя: собаки, волки, зайцы, олѣни). И потому начало разврата идетъ отъ женщины. Когда ужъ все развратилось, то и мущины развращаютъ женщинъ, но начало отъ женщины. И спасти міръ отъ разврата можетъ только женщина, вернувшись сначала къ животному, а потомъ и дальше — къ еще большему цѣломудрію.

12) Человѣкъ есть нѣчто отдѣльное отъ міра, отъ Всего.32 Предѣлы, отдѣляющіе его отъ міра, онъ сознаетъ матеріей. Единеніе же свое съ міромъ онъ сознаетъ движеніемъ. — Все не то.

————————————————————————————————————

Перепишу мои сюжеты.

2 Янв. 1900. Москва. Сейчасъ перечелъ весь дневникъ, чтобы дать списать. Все нездоровъ и нѣтъ энергіи мысли. Всѣ эти дни ничего не дѣлаю. Постоянная боль. — Прочелъ о томъ, какъ я ясно сознавалъ жизнь33 только въ исполненіи воли Б[ога] и боялся, что это пройдетъ. И прошло.

————————————————————————————————————

8 Января. Вечеръ. Нѣсколько дней ничего не дѣлалъ. Письмо Духоб[орамъ] оставилъ и исправлялъ только статью о 36-часов[омъ днѣ]. Нынче подвинулся къ окончанію. Здѣсь Маш[а]. (Вотъ хотѣлъ о нихъ писать и остановился, п[отому] ч[то] они прочтутъ). Мнѣ хорошо на душѣ, несмотря на то, что здоровье подорвано. Потуги смерти, т. е. новаго рожденія.34 Не могу смотрѣть на нихъ иначе. Особенно когда боленъ, и чѣмъ больнѣ[е], тѣмъ яснѣе и спокойнѣе. Сейчасъ простился и уѣхалъ Стасовъ. Образцовый типъ ума. Какъ хотѣлось бы изобразить это. Это совсѣмъ ново.

Нынче извѣстіе изъ Сызрани. Больно за Сер[ежу]. — Записать немного.

1) Читаю газеты, журналы, книги и все не могу привыкнуть приписать35 настоящую цѣну тому, что тамъ пишется, а именно: философія Ничше, драмы Ибсена и Метерлинка и36 наука Ломброзо и того доктора, к[оторый] дѣлаетъ глаза. Вѣдь это37 полное убожество мысли, пониманія и чутья.

2) Читаю о войнѣ на Филипинахъ и въ Трансвалѣ и беретъ ужасъ и отвращеніе. Отчего? Войны Фридриха, Наполеона были38 искренни и потому не лишены были нѣкоторой величественности. Было это даже и въ Севастоп[ольской] войнѣ. Но войны39 Амер[иканцевъ] и Англич[анъ] среди міра, въ кот[оромъ] осуждаютъ войну ужъ гимназисты, — ужасны.

3) Нынче вспомнилъ непріятное словеч[ко], сказанное обо мнѣ Сер[ежей], и мнѣ40 стало тяжело. — Когда отъ чего-нибудь становится тяжело, это вѣрный признакъ, что ты живешь для похоти41 или для славы людск[ой], а не для42 служенія Богу Вспомни[лъ] это,43 откинулъ ложную цѣль, открылъ настоящую, единственную и сейчасъ стало легко.

————————————————————————————————————

16 Янв. 1900. Москва. Ничего не работалъ. Нездоровье скрытое. Душевно слабъ, но не золъ. И радъ этому. Пріѣхала Лизанька изъ Сызрани и Воробьевъ изъ Нальчик[а]. Хуже ужъ кажется ничего не мож[етъ] б[ыть]. А неправда: мож[етъ] б[ыть] хуже. И потому не надо жалѣть. Едва ли не всегда страданія физич[ескія] и страданія самолюбія — гордости, тщеславія — не ведутъ къ движенію впередъ духовному. Всегда особенно страданія гордости. А мы, дурачье, жалуемся. Получилъ письма отъ St. John и Sinet — хорошія.

Нынче думалъ, что мое положеніе несомнѣнно мнѣ — но всякое положеніе — на пользу. Волшебная палочка дана. Только умѣй ей пользоваться.

Записать надо:

44былъ Горькій. Очень хорошо говорили. И онъ мнѣ понравился. Настоящій человѣкъ изъ народа.

Какое у женщинъ удивительное чутье на распознаваніе знаменитос[ти].45 Онѣ узнаютъ это не по получаемымъ впечатлѣнія[мъ], а по тому, какъ и куда бѣжитъ толпа. Часто, навѣрное, никакого впечатлѣнія не получ[ила], а ужъ оцѣниваетъ, и вѣрно.

Записываю.

1) Нельзя быть достаточно осторожн[ымъ] въ поощреніи въ себѣ тщеславія — любви къ похвалѣ. Если бы врагъ хотѣлъ погубить человѣка, то вѣрнѣе чѣмъ споить — захвалить его. Развивается болѣзненная чувствительность — при похвалѣ, ведущая къ праздному разслабленію, при порицаніи — къ озлобленiю и унынію. Главное, увеличиваетъ болѣзненность и уязвимость.

2) Читалъ Даму съ собачкой Чехо[ва]. Это все Ничще. Люди не выработавшіе въ себѣ яснаго міросозерцанія, раздѣляющаго добро и зло. Прежде робѣли, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по сю сторону, т. е. почти животныя.

3) Перепроизводство тамъ, гдѣ наро[дъ] въ нуждѣ, это только признакъ нетолько рабства: что люди работаютъ не на себя, а на хозяевъ, — но и того, что рабство денежное, т. е. что рабовъ держатъ тѣмъ, что передъ ними держатъ то, что́ имъ нужно, но не даютъ.

(Это не то. Надо обдумать).

4) Загоняетъ на фабрику46 и нужда и соблазнъ. При неравномѣрномъ распредѣленіи богатствъ нельзя47 провести черту между нуждой и соблазномъ. Люди жили безъ чая и сахара, безъ кожан[ыхъ] сапогъ; нужда это или соблазнъ пить чай и купить сапоги, когда всѣ пьютъ и носятъ?

485) Мужики говорятъ: спасать душу, а мы говоримъ, что это глупости. А это49 одно изъ двухъ дѣлъ жизни: надо дѣлать постоянно дѣло Божіе и готовить себя къ лучшей жизни, начиная съ этого міра. —

6) Можно смотрѣть на половую потребность, какъ на тяжелую повинность тѣла (такъ смотрѣлъ всю жизнь), и можно смотрѣть какъ на наслажденіе (я рѣдко впадалъ въ этотъ грѣхъ).

7) Самое лучшее отношеніе къ половой похоти — это: 1) чтобы совсѣмъ подавить е[е]. Next best50 2) это то, чтобы сойтись съ одной женщиной цѣломудренной и одинаковой вѣры и съ ней вмѣстѣ ростить дѣтей или помогать другъ другу; 3) Next worse51 ходить въ домъ терпимости, когда похоть замучаетъ; 4) имѣть случайныя сношенія съ разными женщи[нами], не сходясь съ ними; 5) имѣть дѣло съ дѣвушкой и потомъ бросить ее; 6) еще хуже52 имѣть дѣло съ чужой женой; 7) хуже всего жить съ своею невѣрною, безнравственной женою.53

Листокъ этотъ надо вырвать.54

27 Янв. 1900. Москва. Почти двѣ недѣли не писалъ. Ѣздилъ смотрѣть Дядю Ваню и возмутился. Захотѣлъ написать драму Трупъ, набросалъ конспектъ. Очень тяжело было отъ появленія Г. Все расплата не кончена. Такъ ему и надо. Хотѣлъ записать изъ книжечки — не могу. Былъ здоровъ, хотя умственно не бодръ. Дня два стало хуже. —

13 Марта 1900. Больше двухъ мѣс[яцевъ] не писалъ. Маша уѣхала, потомъ уѣхалъ Андр[юша] съ Ольгой. Здоровье за это время значит[ельно] улучшилось.

Писалъ все 1) письмо Духоб[орамъ], к[оторое] кончилъ и послалъ, 2) о патріотизмѣ, к[оторое] много разъ переписывалъ и к[оторое] ужасно слабо, такъ что вчера рѣшилъ или бросить или все сначала и кажется есть что сказать сначала. Надо показать, что теперешнее положеніе, особенно Гаагск[ая] конфер[енція] показали, что ждать отъ высшихъ властей нечего и что распутыванье этого ужаснаго губительнаго положенія, если возможно, то только усиліемъ частныхъ отдѣльныхъ лицъ.

О 36 ч[асовомъ] днѣ кажется выйдетъ. Главное, будетъ показано, что теперешнее предстоящее освобожденіе будетъ такое же, какое было отъ крѣпостнаго права, т. е. что тогда только отпустятъ одну цѣпь, когда другая будетъ твердо55 держать. Невольничество отмѣняется, когда утверждает[ся] крѣпостное право. Крѣпостное пра[во] отмѣняется, когда земля отнята и подати установлены; теперь освобождаютъ отъ податей, когда орудія труда отняты.56 Отдадутъ — имѣютъ намѣреніе отдать — рабочимъ орудія труда, только подъ условіемъ57 обязательности для всѣхъ работы.

За это время были молокане изъ Карса — хотятъ переселяться, 2 духобора изъ Архангельска. Извѣстіе о 5 въ Владик[авказской] тюрьмѣ. Плутни Тверскаго, чтобы выманить Духоборъ. Пріѣхалъ милый Буланже и пріятные люди: Суллеръ и Коншинъ. Колечка живетъ, помогаетъ мнѣ. Сер[ежа] съ нами — добръ, но къ сожалѣнію не вполнѣ близокъ.

58Часто бываютъ нехорошія чувства. Борюсь и побѣждаю иногда совсѣмъ, до корней. Но только временами, когда уяснишь себѣ, вспомнишь, что жизнь только служеніе, а служеніе совершается только любовью. Вчера шелъ и думалъ объ этомъ. Приходитъ сомнѣніе: я смирюсь, перенесу обиду, выкажу добрыя чув[ства]59 во имя любви; никто не узнаетъ того, что было у тебя въ душѣ; твое смиреніе, твои добрыя чувства будутъ объяснены твоей слабостью, неискренностью, притворствомъ. Такъ что ты нетолько не подашь примѣръ добрыхъ чувствъ, нужн[ыхъ] для служенія, а покажешь примѣръ обратнаго. Развѣ это будетъ служеніе? говоришь себѣ въ минуты сомнѣнія. Да, будетъ. Разъ навсегда пойми, что ты не въ силахъ обсудить послѣдствія твоихъ дѣлъ: всѣ они расплываются въ безчисленныя и разнообразнѣйшія сложнѣйшія соотношенія. Тебѣ нужно только слушаться хозяина. (Не отъ этого ли та религіозная теорія послушанія — церкви, папѣ, старцу, что теорія послушанія справедлива; хотя и несправедливо послушаніе кому [бы] то ни было, толь[ко] не Богу въ единственномъ безоговорочномъ простомъ и ясномъ повелѣніи его: люби — вызывай любовь въ себѣ и другихъ).

Вѣдь не станутъ удивляться рабочіе, строящіе домъ, и знающіе, что они строятъ домъ, удивляться тому, что иногда вмѣсто того чтобы воздвигать стѣну, архитекторъ велитъ разламывать ее. Они знаютъ, что если онъ велитъ, то это ведетъ къ постройкѣ дома, хотя они и не могутъ понять какъ. Тоже и съ требованіемъ послушан[ія] Богу, въ единстве[нномъ] его законѣ любви. Но послушаніе только въ единственномъ этомъ законѣ, п[отому] ч[то] только этотъ законъ стоить выше человѣч[ескаго] разума.

Нѣсколько разъ за это время читая осужденія на себя получалъ пользу [?]60 напоминаніе о ложномъ пути.

Относительно времени — болѣе двухъ мѣсяцовъ, записалъ немногое и кажется не важное. Стану выписывать:

1) Какъ разъ первое стоитъ почти тоже чтó я написалъ сейчасъ, а именно: Самое важное, единственно важное и тайное отъ людей61 дѣло жизни состоитъ въ томъ, чтобы увеличивать любовь въ себѣ и въ другихъ. Что62 увеличеніе любви есть дѣло возможное и дѣло Божіе, видно изъ того, что любовь, какъ только она проявится, сейчасъ сразу увеличиваетъ любовь въ томъ, къ кому она проявляется. A проявленіе это въ любимомъ увеличиваетъ любовь любящаго, такъ что она сама растетъ. — И не можетъ не быть этого, п[отому] ч[то] она есть Богъ.

Такъ что увеличивать въ себѣ и въ другихъ любовь есть первое главн[ое] дѣло, кот[орому] должны быть пожертвованы всѣ другія. Есть много дѣлъ хорошихъ: и воспитаніе дѣтей, и земледѣліе, и распространенiе добрыхъ мыслей, и др. Но дорого то, чтобы изо всѣхъ этихъ дѣлъ выдѣлять первое и главное.

2) Записано: 3 ступени паденія женщины. Не могу вспомнить чтó это.63

3) Есть три міровоззрѣнія: 1) жизнь для наслажденія, 2) жизнь для спасенія души, 3) жизнь для исполненія воли Бога.

Всѣ три справедливы, но только одно изъ нихъ включаетъ оба другія. Если жить для наслажденія, то испортишь свою душу и будешь жить противно волѣ Бога. Если жить для спасенія души, то лишишься наслажденія жизни и не исполнишь воли Бога. Только исполняя во[лю] Бога получишь наибольшее число наслажденій и усовершенствуешь свою душу.

Первая есть жизнь эпикур[ейцевъ], по[ч]ти всѣхъ людей, вторая — жизнь аскетовъ религіозная; третья жизнь христіанъ. Ахъ кабы мнѣ всегда жить ею.

4) Кабы женщины только понимали всю64 красоту65 дѣвственности, до такой66 степени она вызываетъ лучшія чувства людей, онѣ бы чаще удерживали ее. А то безпрестанно видишь страшное паденіе дѣвственности или въ грубую похоть со всѣмъ обманомъ глупой влюбленности, или раскаяніе въ своей высотѣ и красотѣ.67

5) Видѣлъ во снѣ: одинъ стоитъ на столбѣ и люди любуются имъ и хвалятъ, другой, чтобы побѣди[ть], превзойти его, пляшетъ на гвоздяхъ. Третій просто добрый.

6) Искусство, поэзія: «Для береговъ отчизны дальней» и т. п., живопись, въ особенности музыка, даютъ представленіе о томъ, что въ томъ, откуда оно исходитъ, есть что то необыкновенно хорошее, доброе. А тамъ ничего нѣтъ. Это только царская68 одежда, к[оторая] хороша только тогда, когда она69 на царѣ жизни — добрѣ (что то нехорошо, но такъ запис[ано]70).

7) Какъ хорошо, что не знаешь результатовъ своихъ дѣлъ; если бы зналъ, не послѣдніе результаты (послѣднихъ нѣтъ и не може[тъ] б[ыть]), a видѣлъ бы послѣдствія гораздо дальше, чѣмъ теперь, то никогда бы ни на что не рѣшился. — Теперь же рѣшаешься не п[отому], ч[то] знаешь послѣдствія, а п[отому] ч[то] долженъ.

8) У самаго злаго человѣка разцвѣтаетъ лицо, когда ему говорятъ, что его любятъ. Стало б[ыть] въ этомъ счасті[е], и самое большое, людей. А чтобы достигнуть его, есть одно средство: любит[ь]. Люби — и тебя будутъ любить.

9) Одна изъ главныхъ причинъ нашихъ ошибокъ в жизни въ томъ, что мы забываемъ, что мы здѣсь не пребываемъ, а путешествуемъ, и не путешествуемъ, a ѣдемъ кучеромъ или матросомъ.71

7210) Иду мимо извощика лихача. Онъ выбился изъ сѣрыхъ мужиковъ — завелъ упряжку, обрился, имѣетъ попону, кафтанъ съ соболемъ, знаетъ хорошихъ господъ... Какъ ему внушить, что это все не важно, а важно73 исполненіе нравствен[наго] закона?74 Дома, въ школ[ѣ], въ церкви, въ чтеніяхъ (какъ въ томъ, на к[оторомъ] я б[ылъ] въ работномъ домѣ), чтó онъ слышитъ.

11) Въ работн[омъ] домѣ священн[икъ], толкуя народу первую заповѣдь нагорн[ой] проповѣди, разъяснялъ, что гнѣваться можно и должно, какъ гнѣвается начальство, и убивать можно по приказанію начальства. Это б[ыло] ужасно.

Все можно простить, но не извращеніе тѣхъ высшихъ истинъ, до к[оторыхъ] съ такимъ трудомъ дош[ло] человѣчество.

12) Лесингъ, кажется, сказалъ, что кажд[ый] мужъ говоритъ или думаетъ, что одна на свѣтѣ была дурная, лживая женщина и она то моя жена. Происходитъ это отъ того, что жена вся видна мужу и не можетъ уже его обманывать, какъ обманываютъ его всѣ другія.

13) Бьешься по стѣнкамъ клѣтки.75 Это и полезно, т[ѣмъ] ч[то] заставитъ тебя вспомнить, что верхъ свободенъ и что у тебя есть крылья. Поднимись. Стѣны это условія мірской жизни. Верхъ это Богъ, крылья это вѣра въ него.

14) То, чтó дѣлаешь по внушенію, забываешь. Это не жизнь. Жизнь только то, чтó дѣлаешь съ согласія высшей духовной силы. Ту помни[шь]. Эта только жизнь. Объ этомъ много надо думать и изложи[ть] уже продуманное.76

15) Хотятъ уравнять женщину съ мущиной. Не [въ] первенствѣ дѣл[о], а въ разности. Всякая самка, отъ пчелиной матки и до женщины, привлекаетъ за собою много самцо[въ], изъ к[оторыхъ] всѣ готовы удовлетвори[ть] ее. Она выбираетъ. Въ этомъ ея призваніе.77 Самецъ и мущи[на] не въ томъ положеніи. Вотъ основная разница.

16) Внушеніе78 возможно только на почвѣ79 принятой знакомой идеи. Идеи80 можно себѣ представить плоскостями,81 расположенными одна надъ другою.82 Движеніе жизни человѣка состоитъ въ переход[ѣ] отъ низшихъ идей къ высшимъ. Переходъ отъ низшей идеи къ высш[ей] препятствуетъ внушенію въ низшей идеѣ, или по крайней мѣрѣ даетъ возможность освобожденія отъ внушеній низшихъ идей. (Все это еще неясно).

17) Молитва есть самовнушеніе. Стараюсь этимъ способомъ внуши[ть] себѣ, что жизнь моя только, только, только служеніе.

18) Молишься Богу. Говорятъ: какому Богу? Какъ вы можете знать то, что онъ слышитъ васъ?

Да что тотъ Богъ, к[оторый] во мнѣ, слышитъ меня, въ этомъ то ужъ не можетъ быть сомнѣній.

Такъ чтожъ вы молитесь сами себѣ?

83Да, только не низшему себѣ, не всему себѣ, а тому чтó есть во мнѣ Божьяго, вѣчнаго, любовнаго. И оно слышитъ меня и отвѣчаетъ.

Благодарю тебя и любл[ю] тебя Господи живущій во мнѣ.

14 Марта 1900. Москва. Утро. Нѣтъ охоты работать. Вчера пропасть народа. Мнѣ хорошо именно такъ, какъ есть. Если бы было то, чего хочется, было бы хуже.

19 Марта 1900. Москва. Мало, не успѣшно работаю, хотя здоровъ. Въ мысляхъ же идетъ работа хорошая. Читалъ психологію, и съ большой пользой, хотя и не для той цѣли, для к[оторой] читаю.

Пріѣхала Таня — довольна, счастлива. И я радъ зa нее и съ ней. Жалѣю, что Сер[ежа] по взглядамъ чуждъ, отъ легкомыслія и самоувѣр[енности], хотя84 добръ, и отъ того нѣтъ съ нимъ того полнаго сближенія, к[акое] есть съ М[ашей] и Т[аней].

Вчера думалъ о томъ, что надо молиться — дѣлать себѣ самовнушені[е], но нужно не давать молитвѣ дѣлаться механической и для того надо составить рядъ молитвъ, кот[орыя] читать по очереди, хоть на 12 дней. A кромѣ того составить себѣ молитвы короткія на каждый часъ — при каждомъ боѣ часовъ вспоминать. Такъ н[а]п[римѣръ], при боѣ вспоминать:85

1) Помни смерть:86 что жизнь переходъ къ смерти, т. е. перемѣн[ѣ];

2) Что смыслъ ея только служеніе,87 что служені[я] есть два: дѣло мысли, разума, и дѣ[ло] любви.

3) Что лучше ничего не дѣлать, чѣмъ дѣлать ничего — ложь.88

4) Что присутствіе всякаго человѣка есть призывъ къ высшей осторожной и важной89 дѣятельности.

5) Что униженнымъ, смиреннымъ быть выгодно, а восхваляемы[мъ],90 горд[ымъ] — обратное.

6) Что теперешняя минут[а] никогда не повторится.

7) Что ничего непріятн[аго] тебѣ быть не можетъ — если непріятно, то значить ты спутался.91

8) Что всякое дурное, даже пустое дѣло вредно тѣмъ еще, что накатываетъ дорогу привычкѣ, и всякое доброе дѣло — наоборотъ.

9) Не осуждай.

10) Обсуживая поступки другихъ людей, вспоминай свои.

11) Помни, что духовное — миръ, любовь — важнѣе миліоновъ матерьяльнаго міра.

12) Помни, что ты посланникъ, представитель Бога — не унижай его.92

Молитву же большую надо составлять изо всего, чтó читаешь, дум[аешь] и знаешь.

Такъ, н[а]п[римѣръ], вторая молитва послѣ моего обычнаго О[тче] Н[ашъ] можетъ быть так[ая]:

Избави меня Господи (Богъ во мнѣ) отъ перваго искушенія заботы о внѣшнемъ: о хлѣбѣ, жилищѣ — вещахъ, о93 славѣ людской, и дай мнѣ помнить, что жизнь человѣка только въ увеличеніи разума и любви. И отъ втораго искушенія избавь меня: отъ мысли о томъ, что все отъ Бога, что я ничто, отъ равнодушія къ дѣлу своей жизни, отъ прекращенія усилія, и дай мнѣ помнить, что я слуга, посланникъ Бога, исполнитель его воли. И отъ 3го искушенія: служенія чему бы то ни было больше, чѣмъ Богу — избавь меня. И дай мнѣ помнить, что всякое дѣло тогда только хорошо, когда оно есть дополненіе или послѣдствіе служенія Богу. — Буду думать дальше.

Есть кое что записать — послѣ.

Я не вѣрно записалъ сегодня 12 молитвъ. Не надо молиться подъ рядъ. Каждый часъ нужна только одна молитва: помоги мнѣ служить тебѣ Богу.

А молитвы должны быть сообразн[ы] положеніямъ — встрѣчамъ.

Такъ: когда одинъ и выборъ чтó дѣлать?: — 1) помни, что94 жизнь только въ служеніи,95 увеличеніи разума и любви.

2) Когда одинъ и грустно, скучно, горько: помни, что если не може[шь] дѣлать96 дѣло служенія, не дѣлай97 противного и 3) помни, что ты посланникъ.

4) Когда сходишь[ся] съ человѣк[омъ], помни, что наступилъ98 самый важный момен[тъ] дѣла.

5) Когда женщина, пом[ни], что она мать и дочь и главное человѣкъ сестра, а не самка.

6) Когда тебя оскорби[ли] радуйся, это на пользу.

7) Когда раздражаешься, помни, что это нарушеніе самаго святаго — это себя губишь.

8) Не осуждай.

9) Когда обсуждаешь, помни свои грѣхи.99

Нынче 24 Мартъ 1900. Москва.

Вчера была страшная операція Тани. Я несомнѣнно понялъ, что всѣ эти клиники, воздвигнутыя купцами, фабрикантами, погубившими и продолжающими губить десятки тысячъ жизней — дурное дѣло. То, что онѣ вылѣчатъ однаго богатаго, погубивъ для этого сотни, если не тысячи бѣдныхъ, очевидно дурное, очень дурное дѣло. Тоже, что они при этомъ выучиваются будто бы уменьшать страданія и продолжать жизнь, тоже нехорошо, п[отому] ч[то] средства, к[оторыя] они для этого употребляютъ, таковы (они говорятъ: «до сихъ поръ», а я думаю по существу) таковы, что они могутъ спасать и облегчать страданія только нѣкот[орыхъ] избранныхъ, главное же п[отому], ч[то] ихъ вниманіе направлено не на предупрежденіе, гигіену, а на изцѣленіе уродствъ, постоянно непрестанно творящихся.

Пишу то Патр[іотизмъ], то Ден[ежное] раб[ство]. И первое100 много улучшилъ, но вотъ 2й день не пишу. Читаю психалогію. Прочелъ Вундта и Кефтинга. Очень поучительно. Очевидна ихъ ошибка и источн[икъ] ея.101 Для того, чтобы быть точными, они хотятъ держаться однаго опыта. Оно и действительно точно, но зато совершенно безполезно и102 вмѣсто субстанціи души (я отрицаю ее)103 ставятъ еще болѣе таинственный паралелизмъ.104

Сравненіе не вышло.

Надо бы сказать такъ: человѣкъ ѣдетъ верхомъ, отчасти105 немного правитъ, отчасти немного лошадь везетъ его. Люди разсуждаютъ глядя на него. Одни говорятъ: онъ правитъ лошадью, другіе говорятъ: лошадь везетъ его,106 его движенія послѣдствія движенія лошади. Третьи, осуждая и тѣхъ и другихъ, важно произносятъ: существуетъ паралелизмъ между движеніями сѣдока и лошади: она трусѝтъ, онъ трясется, она станетъ, онъ станетъ. Все это можетъ быть, но ни то, ни другое, ни третье нисколько неинтересно. Единственно интересное это то,107 откуда, куда онъ ѣдетъ и кто его послалъ.