Маккиавелли вот как поучает государей о исполнении их должности: «Государям нет никакой надобности обладать в действительности... хорошими качествами..., но каждому из них необходимо показывать вид, что он всеми ими обладает. Скажу больше — действительное обладание этими качествами вредно для личного блага государя, притворство же и личина обладания ими — чрезвычайно полезны. Так, для государей очень важно уметь выказываться милосердными, верными своему слову, человеколюбивыми, религиозными и откровенными; быть же таковыми на самом деле не вредно только в таком случае, если государь с подобными качествами сумеет в случае надобности заглушить их и выказать совершенно противоположные.
4) Разница между людьми: С[оня] думает о смерти, и это не ведет дальше вопроса о том, как оставить деньги, где похоронить, и Паск[аль] думает о смерти.[913]
Человек нашего времени не может достаточно внимательно исследовать цели и приложения тех, кажущихся невинными дел, которые он делает, если он хочет жить нравственной жизнью. Как, съедая котлету, человек должен знать, что эта котлета есть тело убитого барашка, отнятого у матери, так точно и получая жалованье на оружейном, пороховом заводе, или за службу офицером, или чиновником по сбору податей, он должен знать, что деньги, которые он получает, он получает за то, что содействует приготовлению к убийству, или тому, чтобы отбирать у бедных людей произведения их труда, и что участие его в этих делах есть дело дурное, безнравственное, хотя и скрытое.
—————————————————————————————————
В наше время самые большие и вредные преступления не те, которые совершаются временами, а те, которые совершаются хронически и не признаются преступлениями.
Как, где живут сиделки в больнице?
Как одеты?
Не утешай себя мыслью, что, если ты не видишь тех, которых ты мучаешь и убиваешь, и если у тебя много товарищей, делающих то же, что ты не мучитель, не убийца. Ты мог не быть им до тех пор, пока не знал, откуда те деньги, которые попадают тебе в руки, но если ты знаешь, то нет тебе оправдания — не перед людьми (перед людьми во всем и всегда есть оправдание), а перед своей совестью.
—————————————————————————————————
18 ИЮНЯ.
Нельзя выдумать для жестокости более выгодных условий как сцепление чиновников.[914]
—————————————————————————————————
Истинным законом Бога может быть только такой закон, который один для всех людей.
Докладывает ли председ[атель]?
Как идут дебаты?
Верь в Бога, служи Ему, но не старайся узнать Его; ты ничего не получишь за свои труды, кроме путаницы в мыслях.
—————————————————————————————————
Не заботиться даже о том, чтобы узнать, есть Он или нет Его, служи Ему, как будто Он есть всегда и во всем.
Куда его свезут?
Филимон.
—————————————————————————————————
3) Сновидение это ч[асть?] впечатлени[й] — вдруг.
Одно из самых путающих все наши метафизические понятия суеверий есть суеверие о том, что мир сотворен, что он произошел из ничего и что есть Бог творящий.
—————————————————————————————————
В сущности мы не имеем никакого основания предполагать Бога Творца и никакой нужды (китайцы и индейцы не знают этого понятия), а между тем Бог творец и промыслитель не может совместиться с христианским Богом-Отцом, Богом-духом, Богом, частица которого живет во мне, составляет мою жизнь, и проявить и вызвать которую составляет смысл моей жизни, — Богом-любовью.
2) На мостовую, дождь.
Бог-творец равнодушен и допускает страдание и зло; Бог-дух избавляет от страданий и зла и есть всегда совершенное благо.
Как ехали на баржах?
Есть я, познающий данными мне орудиями чувств мир и знающий внутренно своего Отца-Бога, но Бога-творца я не знаю и не могу знать.
Какие помещения?
В каком году?
Говорят, Бог создал человека по образу Своему; надо бы скорее сказать, что человек по своему образу создал Бога.
Как сменяли конвойн[ых]?
Лихтенберг.
—————————————————————————————————
1) Будущего — нет. Мы делаем будущее, свое и всего мира.[915]
—————————————————————————————————
Человек, совершающий поступки, которые сами по себе не имеют ничего нравственного, с тем, чтобы привлечь к себе непосредственно благосклонного Бога и посредством их достигнуть исполнения своих желаний, находится в заблуждении о том, что можно естественными средствами достигнуть сверхъестественных последствий. Такие попытки называют колдовством; но так как колдовство имеет связь с злым духом, попытки же эти совершаются хотя и по неразумению, но с добрыми намерениями, то мы назовем такие попытки скорее фетишизмом. Такое сверхъестественное воздействие человека на Бога возможно только в мысли и неразумно уже потому, что неизвестно, угодно ли или нет Богу такое действие. Если же человек, кроме того, чтò он непосредственно делает для достижения Божьего благоволения, т.-е. кроме доброго поведения, старается еще сделать себя достойным, посредством известных формальностей, сверхъестественной помощи и с этой целью посредством исполнения обрядов, которые не имеют никакой непосредственной цены, думает сделать себя более восприимчивым к нравственному настроению и достижению своих добрых стремлений, то он рассчитывает на нечто сверхъестественное для пополнения своей естественной слабости. Такой человек, считая, что поступки, не имеющие в себе ничего нравственного и угодного Богу, могут служить средством или условием исполнения своего желания непосредственно от Бога, находится в заблуждении о том, что, несмотря на то, что он не имеет к тому ни физической, ни нравственной склонности, он может естественным способом, не имеющим ничего общего с нравственностью и доступным самому дрянному человеку, приколдовать к себе эту сверхъестественную Божескую помощь исповеданиями веры и исполнением различных церковных обрядов.
Бесконечное время и пространство есть только слабость (предел) мысли.[916]
Кант.
—————————————————————————————————
Резвов. Швейцария — Мясницкая — 48
Когда мы по душе хотим переговорить с человеком о важном деле, мы стараемся сойтись с ним один на один, чтобы ничто не развлекало нас, не мешало нам. Как же общаться с Богом, молиться при народе? Трудно при народе избавиться от заботы о том, чтò обо мне подумают, от пустословия, от рассеяния. Особенно когда собираются по праздникам. Оттого и сказано в Евангелии:
—————————————————————————————————
«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе».
14) Мы думаем о будущ[ем], устраиваем его, а ничто не важно, п[отому] ч[то] важно делать творческое дело любви, а это дело такое, к[оторое] можно делать во всех возможн[ых] условиях.[917]
Мат., гл. 6, ст. 5—6.
—————————————————————————————————
165 рублей — От Ал. Ан. Бранта.
—————————————————————————————————
Молитва — это только напоминание самому себе о том, чтò ты такое и в чем твое дело жизни.
Петр Матв[еевич] Останков.
Вспомнить об этом и подумать можно только тогда, когда ты один и ничем посторонним не развлекаешься. Если не можешь собраться с мыслями, лучше не молись, не повторяй слова одним языком.
—————————————————————————————————
Если ты молишься, то делаешь это только для себя. И потому не думай, чтобы можно было угодить Богу молитвой: угодить Богу можно только повиновением Ему.
Мы сердимся на обстоятельства, огорчаемся, хотим изменить, а всё это есть не что иное, как указание: что делать. Я в тюрьме, значит, думай.
Всё равно, как лошадь, запряженная, сердится на хомут.[918]
Зло мира оттого, что люди не верят в вечный, общий всем закон жизни. А не верят люди оттого, что им с детства внушают одни люди — то, что Христос родился от девы, а другие — то, что Магомет летал на небо, а третьи — то, что есть три Бога и т. п., и что в этом вся вера.
—————————————————————————————————
Когда же люди и поймут, что всё это — пустые выдумки, то бросают всю веру, не думая о том, что выдумки только скрывали истину, и, не будучи в силах сами себе выдумать веру, остаются без всякой веры и вместо вечного, общего всем закона жизни признают одни законы человеческие.
д. Дукмасов[а] Каретн[ая] Садовая.
—————————————————————————————————
Говорят, истинно верующие составляют церковь. Есть ли эти истинно верующие или нет их, мы не можем знать. Каждый из нас желал бы быть таким истинно верующим и каждый старается быть им; но никто не должен говорить ни про себя ни про тех, которые верят так же, как он, что они одни истинно верующие, потому что если одни могут сказать про себя, что они истинно верующие, то точно то же могут сказать и другие.
Пр[охор] Андр[еевич] Ларионов 3-я Тв[ерская] Ямск[ая], св[ой] д[ом].
Взял Хр[истианское] уче[ние]
—————————————————————————————————
Человечество медленно, но не останавливаясь, движется вперед, т.-е. к всё бòльшему и бòльшему уяснению сознания истины о смысле и назначении своей жизни и установлению жизни сообразно с этим уясненным сознанием. И потому понимание людьми своей жизни и самая жизнь человеческая постоянно изменяются. Люди, более чуткие к истине, понимают жизнь сообразно тому высшему свету, который появился в них, и соответственно этому свету устраивают свою жизнь; люди, менее чуткие, держатся прежнего понимания жизни и прежнего строя жизни и стараются отстоять его.
От Сони Нечаев[ой] 25 р.
Так что в мире всегда есть рядом с людьми, указывающими передовое, последнее выражение истины и старающимися жить соответственно этому выражению истины, люди, отстаивающие прежнее, отжившее и уже ненужное понимание ее и прежние порядки жизни.
—————————————————————————————————
1256 Вос[кресение].
Из всех обманов веры самый жестокий — внушение ложной веры детям. Он состоит в том, что ребенку, спрашивающему у старших, живших прежде его и имевших возможность познать мудрость прежде живших людей о том, чтò такое этот мир и его жизнь и какое отношение между тем и другим, отвечают не то, чтò думают и знают эти старшие, а то, чтò думали люди, жившие тысячи лет тому назад, и во что никто из больших уже не верит и не может верить. Вместо духовной, необходимой ему пищи, о которой просит ребенок, ему дается губящий его духовное здоровье яд, от которого он может исцелиться только величайшими усилиями и страданиями.
Боги умнее нас.
—————————————————————————————————
19 ИЮНЯ.
Как милу[ю]т в ком[иссии] прошений — совсем или смягчение?
—————————————————————————————————
Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.
Разтиразов[?]
—————————————————————————————————
Если бы всё, чтò называется наукой, была правда, то все науки были бы полезны. Но так как наукой часто считаются пустые рассуждения людей, то надо строго разбирать, чему стоит и чему не надо учиться.
Печать это лживость with vengeance.[919]
—————————————————————————————————
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Всё разрозненно. Соединение наше есть часть Бога.[920]
—————————————————————————————————
Когда истинный ученый поймет требования разума, он старается их осуществить. Когда обыкновенный ученый услышит о требованиях разума, он будет временами удовлетворять их, временами же не будет удовлетворять их. Когда плохой ученый услышит о требованиях разума, он будет глумиться над ними. Если бы над разумом не глумились, разум не был бы разумом.
Постоянно разрушаем и вновь понимаем Бог, но выше и выше.[921]
Лао-Тсе.
—————————————————————————————————
Не только погибель трудов, не только жизней, но погибель нравственности.[922]
Изучение естественной истории дошло наконец в Германии до безумия. Хотя для Бога насекомое и человек — равноценны, однако, для нашего разума это не так. Как много должен человек привести в порядок, прежде чем он дойдет до птиц и мотыльков. Изучи свою душу, приучи свой ум к осторожности в суждениях и сердце к миролюбию. Научись познавать человека и вооружись мужеством говорить правду на благо твоих ближних. Навостри ум свой математикой, если не найдешь для этого никакого иного средства; остерегайся только классификации букашек, поверхностное знание которой совершенно бесполезно, а точное уводит в бесконечность.
—————————————————————————————————
«Но Бог бесконечен в насекомом так же, как и в солнце», скажешь ты. Я охотно признаю это. Он неизмерим и в песке морском, разновидностей которого еще никто не систематизировал. Если ты не чувствуешь особенного призвания ловить жемчуг в тех странах, где этот песок находится, оставайся здесь и возделывай свое поле: оно потребует всего твоего прилежания; и не забывай, что вместимость твоего мозга конечна. Там, где сидит какая-нибудь история бабочки, нашлось бы, может быть, место для мыслей мудрецов, которые могли бы вдохновить тебя.
С женщинами как с лошадью, толь[ко] бы заставить ее делать, что нуж[но].[923]
—————————————————————————————————
Лихтенберг.
Глубокое, 18 в[ерст] от Иркутска. Монастырь 7 верст. Острог за рекой.
—————————————————————————————————
От учителя мы ждем, что он сделает из своего слушателя сначала рассудительного человека, затем разумного и, наконец, ученого.
Рабочие с той же верой будут теми же рабами.[924]
Такой прием имеет ту выгоду, что, если ученик и не достигнет никогда последней ступени, как это обыкновенно и бывает в действительности, он всё-таки выиграет от обучения и станет более опытным и умным, если не для школы, то для жизни.
—————————————————————————————————
Если же этот прием вывернуть наизнанку, тогда ученик схватывает что-то в роде разума прежде, чем в нем выработается рассудок, и выносит из обучения заимствованную науку, которая только как бы приклеена, но не срослась с ним, при чем его духовные способности остались такими же бесплодными, как и раньше, но в то же время сильно испорчены воображаемой ученостью. В этом причина, почему мы нередко встречаем ученых (вернее, обученных) людей, которые обнаруживают очень мало рассудка, и почему из академий выходит в жизнь больше нелепых голов, чем из какого-нибудь другого общественного класса.
Разговор о том, что свободен только тот, кто поборет страсти, а потом хотят освободи[ть] людей, полных страстей.[925]
Кант.
—————————————————————————————————
Мостовская в [1 неразобр.] Настасья Холодк[овская].
Со всеми людьми, обращающимися к науке нашего времени не для удовлетворения праздного любопытства и не для того, чтобы играть роль в науке, писать, спорить, учить, а обращающимися к ней с прямыми, простыми, жизненными вопросами, случается то, что наука отвечает им на тысячи разных, очень хитрых и мудреных вопросов, но только не на тот один вопрос, на который всякий разумный человек ищет ответа: на вопрос о том, чтò я такое и как мне жить.
Из Мостов[ой] Кате[рина?]
—————————————————————————————————
Разоблаченная ложь есть столь же важное приобретение для блага человечества, как и ясно выраженная истина.
Сенат касировал, но их все-таки ссыла[ют].
—————————————————————————————————
Лучше никогда не читать ни одной книги, чем читать много книг и верить во всё то, чтò там написано. Можно быть умным, не читая ни одной книги; веря же во всё, чтò написано в книгах, нельзя не быть дураком.
Разумной убежденности никогда не бывает, полной — полная только у женщин.[926]
—————————————————————————————————
20 ИЮНЯ.
Марксист, верую[щий] в Иверск[ую].[927]
—————————————————————————————————
Все дела людские бывают двух родов. Про одни дела человек не знает и не может знать, выйдет ли толк из того, чтò он делает. Про другие же дела человек наверное знает, что выйдет то самое, для чего он их делает, и что никто ему помешать не может.
На зло отвеч[ай] добром, уничтож[ишь] для злого причину зла — уничтож[ишь] зло.[928]
Посеет человек хлеб, он не знает, войдет ли ему в руки, или пойдет град и выбьет посев, или засушит засуха; построит дом и не знает, придется ли жить в нем, не сгорит ли дом, не придется ли продать его; заведет скотину, не знает, попользуется ли ей, не сделается ли падеж; и сам про себя не знает, будет ли жив завтра: нынче здоров и жив, а завтра болен или умер.
—————————————————————————————————
Но если человек занят тем, чтобы приучать себя к любви к людям, к доброте, к доброй жизни, к исполнению воли Бога, — в этих делах никто и ничто ему помешать не может. Чтò бы ни случилось с человеком, а если он занят этим, то дело это все делается и делается, и он все больше и больше успевает в деле этом.
Потап Павлов Дорогов[929] Тульск. губ. Тул. уезда. 57 года. Орловского внутр[еннего] гарнизона. — 69 лет известие [?] — жене 62 г.
О каких же делах надо человеку больше стараться: о мирских делах или о душе своей?
—————————————————————————————————
Бог есть любовь. Мы знаем Бога толь[ко] в любви, соединяющей всё. В себе узнаем Бога, стремящегося к этому соединению.[930]
Настоящая жизнь в том, чтобы становиться лучше, жить для души, приближаться к Богу. Это не делается само собою. Для этого нужно усилие. И это усилие дает радость.
21 Июня.
—————————————————————————————————
Когда человек делает доброе только потому, что он привык делать доброе, это еще не добрая жизнь. Добрая жизнь начинается тогда, когда человек делает усилие для того, чтобы быть добрым.
22 Июня. Ошибка: мы невольно думаем, что мне будет хорошо от добра — хорошо есть, а не будет, от добра.[931]
—————————————————————————————————
Человек должен знать, что каждое его усилие для освобождения от грехов, соблазнов и суеверий не останется бесплодно, и не только для него, но и для жизни мира. Так что каждый должен знать, что без его усилия не может совершиться то пришествие Царствия Божия, которого желает сердце человеческое.
1) Вера нужна. Ее нет. Заменяет вера в науку. В какую? В современную? Современная же наверно ложная.[932]
—————————————————————————————————
Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием.
2) Смерть есть разрушение тех органов, кот[орые] воспринимали мир, каким он представлялся в этой жизни.[933]
Паскаль.
3) Люди из образованных, употребляющие свое образование не на просвещение и освобождение рабочего народа, а на одурение его, подобны рабочим, употребляющим свою силу не на поддержание жизни, а на разрушение или убийство. Это интеллигентные Пугачевы и Стеньки Разины.[934]
4) Читал статью о том, что Хр[истос] не существовал, а миф.[935]
Кто положил свою жизнь в свете разумения и служит ему, для того не может быть отчаянных положений в жизни, тот не знает мучений совести, не боится одиночества и не ищет шумного общества. Такой человек имеет высшую жизнь, не бежит от людей и не гоняется за ними, у него довольно работы — и радостной работы — в самом себе. Его не смущают помыслы о том, надолго ли дух его заключен в плотской оболочке. Для него одна забота: в самом себе освобождаться от зла и жить разумно в мирном общении с людьми.
—————————————————————————————————
Марк Аврелий.
6 Июля[936]. Женщины, отстаивающие труд как мужской, отстаивают (бессознательно) свободу разврата, спускаются ниже семьи.[937]
—————————————————————————————————
Как бы ни пал человек, он всегда может видеть то совершенство, к которому ему надо итти, и всегда может приближаться к нему.
Что такое связь памяти, к[оторая] делает из меня одно существо с детства до смерти? Надо спросить, не что такое связь, а отчего я чувствую разделение? Разделение это те условия време[ни], в кот[орых] я должен проявляться. Я уже есмь, какой я есмь. Я не могу сознать себя сразу всего, а должен проявляться во времени. Должен же проявляться во времени для общения с друг[ими] существа[ми] и воздейство[вать] на них.[938]
—————————————————————————————————
Доброй жизнью может жить только тот, кто постоянно об этом думает.
8 Июля. Сорвал цветок и бросил. Их так много. Вся культура есть не что иное, как уничтожение неподражаемых красот — (самого человека), чтобы заменить чем же?..[939]
Человек должен развивать свои задатки к добру. Провидение не заложило их в человека вполне готовыми; это только одни задатки. Сделать самого себя лучше, обрабатывать себя, вот к чему должен стремиться и чего должен достигнуть человек.
—————————————————————————————————
Кант.
Никитская ул. д. Боголюбова. Петр Степан[ович] Аллейников.
—————————————————————————————————
Подвизайся за истину до смерти — и Бог поборет за тебя.
Тебя упрекают в воровстве, злобе, разврате — приводят доказат[ельства]. Отвечать на это надо вопросами: пойдешь купаться? Хочешь малины? Хорош[ая] погода, повесть и т. п. И это лучшие отве[ты], достигающие це[ли].[940]
Из Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова, гл. 4, ст. 32.
10 Июля.
21 ИЮНЯ.
—————————————————————————————————
Дороже всего добрые отношения между людьми, а устанавливаются добрые отношения не вследствие разговоров; напротив, от разговоров портятся.[941]
Чем больше отрекается человек от своего телесного я, тем больше раскрывается в нем Бог. Тело скрывает Бога в человеке.
—————————————————————————————————
Питаясь, я уничтожаю пределы между собой и др[угими] существами, и производя детей. Результа[ты] физиче[ского] разрушения пределов видны, результат[ов] духовно[го] единения не видно п[отому], ч[то] обширнее.[942]
Приучайся видеть доброе во всех людях, только не в себе, и также приучайся осуждать только себя, а не других людей.
—————————————————————————————————
Если ты чего-нибудь желаешь, чего-нибудь боишься, то значит, что ты не веришь в того Бога любви, к[оторый] есть в тебе, и если ты живешь им, то тебе ничего не нужно, п[отому] ч[то] всё возможно и всё хорошо.[943]
Заставить себя любить нельзя. Можно только откинуть то, чтò мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.
—————————————————————————————————
Лаодзе: не думать, что знаешь, в чем воля Божья, а быть смиренным, и будешь любовным.[944]
Способность самоотречения — это единственный верный руководитель ограниченного, но разумного и свободного существа человека. Только самоотречение дает возможность истинно нравственных поступков. Без самоотречения нет в человеке ничего возвышающего его над животным, кроме печального преимущества путаться в заблуждениях вследствие беспорядочного рассудка и разума без руководства.
Люди с извращенным разумом уверяют всех, что разум не может быть верным руководителем в жизни.[945]
По Руссо.
—————————————————————————————————
Bernard Bosanquet.
Самоотречение ценно, нужно и радостно только, когда оно религиозное, т.-е. когда человек отрекается от себя, своего тела, для того чтобы исполнить волю живущего в нем Бога.
History of Aesthetic—10 s. bd, Essais and Addresses 2 s bd.[946]
Swan Sonnenschein of London
Если человек понимает свое назначение, но не отрекается от своей личности, то он подобен человеку, которому даны внутренние ключи без внешних.
—————————————————————————————————
Единств[енный] случай, когда можно и должно заниматься собой — это, когда вам кажется, что вы несчастливы. Это случай совершенствования, подъема на высшую ступень. Надо дорожить этими минута[ми]. Это приготовление себя к работе — духовная пища.[947]
Есть люди такие, что как только они сделали какое-нибудь добро ближнему, так сейчас же и считают себя в праве ожидать за это награды или благодарности; другие, хотя и не рассчитывают на прямую награду, всё-таки считают своими должниками тех, кому сделали добро. Но истинно добрые люди не ожидают себе награды за свои добрые дела и не помнят их. И не помнят не оттого, что хотят не помнить, а оттого, что то, чтò они делали, они делали для своей души. Они не помнят своих добрых дел, как не помнит человек своего дыхания.
—————————————————————————————————
Как доброе плодовое дерево выращивает свой плод и отдает его всякому, так и добрые люди всегда готовы услужить всякому только потому, что видят в этом для себя радость.
То простой человек — животное Л. H., а то Посланник Бога — тот же человек — но только судья в цепи при исполнении своих обязанностей. Надевать цепь.[948]
20 Июля.
Человек в своей жизни — то же, чтò дождевая туча, выливающаяся на луга, поля, леса, сады, пруды, реки. Туча, выливаясь, освежила и дала жизнь миллионам травинок, колосьев, кустов, деревьев, и теперь стала светлой, прозрачной и скоро совсем исчезнет. Так же и жизнь доброго человека: многим и многим помог он, облегчил жизнь, направил на путь, утешил и теперь изошел весь и, умирая, уходит туда, где живет одно вечное, невидимое, духовное. Хорошо понимать это.
Люди существа отделены, разделены. И это им представляется пространством, то же, что они не разделены по существу, представляется им временем. (20 Ию[ля]).
—————————————————————————————————
Самоотречение — это отрицание эгоизма своего телесного и утверждение эгоизма своего духовного я.
Пространство разделяет, время соединяет.[949]
22 ИЮНЯ.
—————————————————————————————————
11 полка. У Ротного Жигмана Ив. Мих. Шабалин.
Благо человека в братском, любовном единении с людьми. Мешает же больше всего такому единению наша гордость; только при смирении человек может братски, любовно обходиться со всеми людьми.
—————————————————————————————————
Братство естествен[но]. Его старательно воспитывают.[950]
Чем больше человек доволен собой, тем он больше бывает недоволен людьми и тем, чтò с ним случается, и тем он бывает дальше от доброй жизни. А напротив, чем смиреннее человек, чем больше недоволен собой, тем он больше бывает доволен и людьми и всем, чтò с ним случается, и тем лучше его жизнь.
—————————————————————————————————
Иногда хочется по-детски кому-то (Богу) жаловаться, просить помощи. Хорошее ли это чувство? — Нехорошее — слабость, неверие. То, что боль[ше] всего похоже на веру, есть именно неверие — неверие в то, что зла нет. И то, что с тобой происходит, то, что тебе предстоит, и есть то самое, что должно быть.[951]
У человека, влюбленного в себя, мало соперников.
3 Августа.
Лихтенберг.
—————————————————————————————————
Мудрецу сказали о том, что его считают дурным человеком. Он отвечал: «Хорошо еще, что они не всё знают про меня, они бы еще не то сказали».
Всё, что живет без сознания, как живу я во сне, когда сплю, или младенцем, живет нематерьяльно, не знает материи. Стараясь вспомнить свое состояние до сознан[ия], на пороге сознания — нет материи, есть только чувства радости, тяжести, удовольствия. — Материя является только тогда, когда является сознание. Является пот[ому], ч[то] сознание дает мне понять, что во мне живет начало всего. И в то самое время, как я сознаю, что я начало всего, я сознаю и то, что я не всё начало, а часть его. И вот эта-то частичность, пределы, отделяющие меня от всего, я и сознаю материей — материей своего тела и всего окружающего[952].
—————————————————————————————————
Когда встречаешься с плохим человеком, думай не о том, чем ты лучше его, а о том, нет ли в тебе того же дурного, чтò видишь в нем, а может быть, чего-нибудь еще хуже.
Колединские погорелые.