Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Дневник

Ясно-Полянской школы.

За 1862-й годъ —

Начался съ 26 февраля[209]

Февраль 26. Понедльникъ

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. — Математика.

_______________________________________________________________________

Морозовъ былъ усланъ (надо останавливать игранье). Игн[атка], Ром[ашка], Дан[илка], ок[ановъ]. Задача уравненія — бассейнъ. Очень хорошо. Уничтоженіе знаменателя такъ и не поняли, оть торопливости. Вл[адиміра] Ал[ександровича]. Сокращали и приводили къ одному знаменателю отлично. Задалъ сложную задачу тройнаго правила.

_______________________________________________________________________

Въ млад[шемъ] к[ласс]. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Начался урокъ съ 8 часовъ и продолжался до 11 часовъ — отступленіе отъ росписанія, по случаю поздняго прихода на классъ учителя математики. Много написали: Румянцевъ и Кирюшка изъ Русской Исторіи, a прочіе изъ Св[ященной] Исторіи В[етхаго] 3[авта]. — Румянцевъ отлично написалъ, какъ въ изложеніи, такъ и орфографически, Кирюшка — дурно. Прочіе очень обыкновенно. Каллиграфія въ упадк; замчено Граф[омъ] обратить на это вниманіе. Да, я боюсь за себя, потому самъ не далекъ.

_______________________________________________________________________

Въ Приготов[ительномъ]. Механ[ическое] Чтеніе.

_______________________________________________________________________

Всегда велось обыкновеніе этотъ урокъ вести сообразно его назначенiю. Я же далъ имъ читать съ разсказомъ. Хрусловъ, Матвева и Владиміровъ читали изъ хрестоматіи «О Владимір, сын Святослава» — разcказали порядочно. Солдатиковъ, Матвевъ, Фролковъ, Гавриловъ и Ермилова «О Матв» изъ книжекъ Ясной Пол[яны]. Вс разсказывали прекрасно. — Остальные — сказски Худякова и Аан[асьева], которыя, разсказываютъ теперь ужь безъ затрудненія.

_______________________________________________________________________

Млад[шій] к[лассъ] и Пригот[овительный]. Св[ященная] Исторія.

_______________________________________________________________________

[210]Разсказывали изъ Новаго Завта «О жен Самарянк, Чудесный ловъ рыбы и Нагорной проповди Іисуса Хр[иста]. — Вс, исключая самыхъ меньшихъ, разсказывали. Спутываются иногда въ послдовательности.

_______________________________________________________________________

Млад[шій] к[лассъ]. Математика.

_______________________________________________________________________

[211]Попробовавъ всхъ вмст, но меньшіе — не только меньшіе, но и 2-е отдленіе страшно слабы — механизмъ и только. Одна изъ главныхъ трудностей — находить случаи дленья и узнавать части неозначенныя. — Робки и скучливы до невозможности. Механически длаютъ дйствія съ дробями. Келлеръ занимался славно съ частью 1-го отдленія.

_______________________________________________________________________

Математика, самые младшіе

_______________________________________________________________________

Началъ съ дленья — не знаютъ и боятся меня — умноженье, вычитанье, сложенье, нумерація — тоже. Механизмъ въ формахъ сознанія. Я былъ обмануть. Поручилъ Ромашк. Онъ велъ классъ необычайно-спокойно, толково и не скучно. Самъ выдумывалъ задачи изъ жизни и недурно. —

П[етръ] В[асилъевичъ] прошу — заставляйте изъ старшаго класса по перемнкамъ учить математик младшихъ. Ежели я не приду,[212] присылайте ихъ — очередныхъ учителей — ко мн за наставленіемъ. — Переплетчикъ.

_______________________________________________________________________

Приготов[ительный] к[лассъ]. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Въ этомъ класс прежде писали лучшіе ученики изъ Св[ященной] Исторіи В[етхаго] 3[авта], a худшіе подъ диктантъ. Нын измнили старой привычк; вс писали соч[ин]енія; темы для этихъ сочиненій выбирали сами произвольно. Владиміровъ, Михевъ и Гавриловъ удовлетворительно написали съ немалыми орфографическими ошибками. Остальные — что-то написали, кажется сносное по ихъ смыслу.

_______________________________________________________________________

Въ стар[шемъ], млад[шемъ] и пригот[овительномъ] 1-го отд[ленія]. Чтеніе.

_______________________________________________________________________

Для чтенія давалъ, кому что нравится. Мальчики стар[шаго] к[ласса] читали изъ русской исторіи съ большею охотою; только Исторію Погодина скучновато. 2-го отд[ленія] ученики книжку Св[ященной] Исторіи, a прочіе разныя книжки. Вс вообще читали и разсказывали съ охотою. — Предложено Граф[омъ] разнообразить чтеніе.

_______________________________________________________________________

Февраль 27. Вторникъ.

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. Математика.

_______________________________________________________________________

[213]Задачи изъ планиметріи — очень плохо. — Забыли много и могутъ забыть.

_______________________________________________________________________

Младшій классъ. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Писали двое изъ Русской Исторіи, написали достаточно, прочіе изъ Св[ященной] Исторіи тоже со смысломъ. Думаю, помогло имъ вчерашнее чтеніе по книг изъ Священной Исторіи. Потому что и нын многіе съ дракой хватались за эту книжку.

_______________________________________________________________________

Пригот[овительный] обоихъ отд[леній]. — Чтеніе.

_______________________________________________________________________

Кучками продолжали чтеніе Матвя. Нкоторые, и самые худшіе, «Сказски» Худякова. Всхъ заставлялъ разсказывать, и вс разсказывали порядочно.

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. Постепенное] чтеніе.

_______________________________________________________________________

Сами попросили себ читать изъ Русской Исторіи. Когда я посмотрлъ, о чемъ они будутъ читать, то увидалъ, что они не стали продолжать того, на чемъ я остановился съ ними въ разсказ оной, а нашли то, о чемъ имъ слдуетъ писать.

_______________________________________________________________________

Пригот[овительный] к[лассъ]. — Писаніе.

_______________________________________________________________________

Ученики перваго отд[ленія] приготовительнаго класса, нкоторые изъ 2-го отдленія, писали изъ Св[ященной] Исторіи. Хорошо запомнили послдовательность, но грамматика страдаетъ. Худшіе ученики писали подъ диктантъ.

Приказано Гр[афомъ] разнообразить писаніе: день изъ Св[ященной] Ист[оріи], другой разныя сочиненія, выдумываемыя ими самими.

_______________________________________________________________________

Младшій классъ.— Математика.[214]

_______________________________________________________________________

Густавъ едоровичъ.

Данилка велъ матем[атику] хуже другихъ.

_______________________________________________________________________

Черченіе и Рисованіе.

_______________________________________________________________________

Черченіе.

Es wurde die Seitenansicht des Schultisches gezeichnet.[215]

Рисованіе.

Младшій классъ и приготовительный Классъ: Матвевъ, Солдатиковъ, Владимировъ взяли новыя тетради.

[Рисунок пером.]

_______________________________________________________________________

[216]Русская Исторія

_______________________________________________________________________

Этотъ предметъ для меня столько же знакомъ, какъ и для моихъ слушателей. Поэтому я прежде самъ прочту, а если не придется прочесть, то я беру живьемъ — руководства Водовозова или Погодина и прямо объясняюсь съ своими слушателями по книжк. Во время ныншняго урока былъ Графъ; и я ужасно конфузился читать даже что еслибъ пришлось мн разсказывать читанное, то право, къ стыду моему, я бы сталъ въ тупикъ. Мальчики вс разск[азали].

_______________________________________________________________________

28 Февраля. Среда.

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. Математика.

_______________________________________________________________________

[217] Задачи изъ правила смшенія. Я запутался. Алгебраически хуже. — Полезно задавать задачи показавъ впередъ ршеніе. —

_______________________________________________________________________

Млад[шій] к[лассъ]. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Самъ я пришелъ въ классъ по зову. Засталъ мальчиковъ занятыми своимъ дломъ по распоряженію Графа, который пришелъ еще до назначенныхъ часовъ въ росписаніи. — Румянцевъ писалъ изъ Русской Исторіи хорошо и много. Ванникова, Фокановъ и Ждановъ — изъ Св[ященной] Исторіи — тоже писали порядочно съ немногими грамматич[ескими] ошибками. —

_______________________________________________________________________

Приготов[ительный] К[лассъ]. Чтеніе.

_______________________________________________________________________

Вс читали и разсказывали: Хрусловъ, Рзуновъ изъ Русской Исторіи, Осиповъ изъ Св[ященно]й Исторіи. Прочіе продолжали читать «Матвя». Плохіе чтецы — сказски. Безъ исключенія вс разсказали. Вчера еще пріхалъ новый школьникъ, сынъ Священника — Димитрій Сахаровъ, который знаетъ читать и не много писать.

_______________________________________________________________________

Млад[шій] Классъ. Математика.

_______________________________________________________________________

<Задача изъ правила смшенія. Я запутался, но потомъ разобрался. Ариметич[ески] много легче. Надо>[218]

_______________________________________________________________________

1) Задача: Ein Kaufmann hat 600 A[rschin] Tuch.[219]

Кириллъ купилъ: 1/4 A. 2 P. 50 к. стоитъ.

Дуньк купила: 50 A. 5 P. 15 к.

Купцъ далъ Дуньки два Аршина, которые ничего не стоитъ.

Васк купилъ что осталось.

Все сукно которое купцъ продавалъ, онъ за него взялъ 2400 Рублей.

Сколько Аршинъ Васька взялъ, сколько денегъ ваплатилъ зa каждый Аршинъ? и т. п.

<2 Задача.

Въ бочк было 2550 кружекъ.

Дунька взяла 2/8 + 150 Кружекъ

Васька взялъ 1/5, Тараска взялъ 1/12 + 50 Кружекъ и т. д.>

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ] и приготов[ительный]. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Изъ Старшаго класса трое писали изъ Св[ященной] Ист[оріи] Нов[аго] Завта; а трое изъ Русской Исторіи. Богдановъ дописалъ изъ Св[ященной] Исторіи. Вообще писали лниво.

Младшіе ученики писали сочиненія и переписали на бумагу. Вс почти написали о масляниц.

_______________________________________________________________________

[220] Старший классъ. Сочиненья.

Писали сочиненья — всё о театр. Васька — о томъ, что бы онъ сдлалъ, коли бы попался въ плнъ. — Радуются на тетради — надо поддерживать эту охоту. Пожалуйста Петръ Васильичъ! — Ром[ашка] о ученьи. Кир[юшка] ни на шагъ не уступалъ Успенскому, — въ Андр. безсчастномъ. —

2-й классъ, математ[ика]. Черновъ.

Черновъ плохо задаетъ задачи. Надо преостановиться въ дробяхъ и больше ршать. —

Часто въ мл[адшемъ] кл[асс] М[орозовъ ?] (особенно когда я в[хожу?]) возьметъ позоветъ меня, посмотритъ, улыбнется и больше ничего.

_______________________________________________________________________

Св[ященная] Исторія.

_______________________________________________________________________

Повторяли «съ Мосея до Давида». Разсказывали сами по порядку. Я ничего не подправлялъ. Сами разсказывали со всми подробностями и сами себя подправляли. Въ послдовательности разсказа не сбивались. Разсказъ производился безъ огня. Подъ конецъ урока ослабли, даже совсмъ залнились, тмъ боле когда услыхали музыку въ другой комнат. Ужасно негодовали на себя за то, что они не въ старшемъ класс.

_______________________________________________________________________

[221]Эксперименты.

Срноводородный газъ — фосфорно водород[ный] газъ. Висмутъ бросали. Лакмусовая бумага.

_______________________________________________________________________

Рисование.

Стар[шій] к[лассъ.] Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen mit Hinweisung auf die Perspective.[222]

_______________________________________________________________________

Мартъ 1. — Четвергъ.

Стар[шій] к[лассъ] 1-го отд[ленія]. Математика.

[223]Сначала всегда плохо — пока не расходятся — а я хуже всхъ — сержусь. — Повторилъ задачи смшенія и нсколько уравненій.

_______________________________________________________________________

Стар[шій] кл[ассъ] 2-го отд[ленія]. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Писали нкоторые изъ Русской Исторіи, нкоторые изъ Св[ященной] Исторіи, написали изрядно. Румянцевъ лниво писалъ. Банниковой совсмъ не было. Прочіе обыкновенно. Впрочемъ Кирюшка сверхъ чаянія усплъ написать дв доски.

_______________________________________________________________________

Млад[шій] К[лассъ] обоихъ отд[леній]. Чтеніе.

_______________________________________________________________________

Продолжаютъ читать «Матвя». Немногимъ осталось дочитывать. Нын многіе дочитали. Общаются разсказать всего сначала. Къ сказскамъ почти у всхъ охладла любовь. Разв мальчика три еще мучаютъ [?] ихъ, и то вяло. — Даю читать Хрестоматію. Понимаютъ, да не слишкомъ.

_______________________________________________________________________

Законъ Божій.

_______________________________________________________________________

Всмъ было мною объяснено о Великомъ пост, — иначе почему сей постъ называется Св[ятая] четыредесятница, какъ надобно проводить сей постъ. Было слышно возраженіе отъ ученика Кирилла Иванова, что не вс люди постъ и сей соблюдаютъ; нкоторые скоромное дятъ, основываясь на словахъ Св[ященнаго] писанія, что входящее въ уста не сквернить, но сквернить исходящее изъ устъ. То и другое не спасительно! Примръ І[исуса] Христа выше всхъ словъ и достоинъ подражанія для всхъ Христіанъ, особенно православныхъ.

Священникъ К. Пашковскій.

_______________________________________________________________________

[224]Рисованіе. Младшій классъ и приготовительный классъ.

_______________________________________________________________________

Zwei neue Schüler, Арбусовъ und Сахаровъ zeichneten sogleich nebenstehende Figur mit den Übungen[?][225]

[Рисунок]

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 1-го отд[ленія]. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Писали изъ Русской Исторіи почти вс, исключая Чернова, который пишетъ Св[ященную] Исторію Н[оваго] 3[авта]. Позабывъ послдовательность въ своемъ разсказ, онъ просилъ меня напомнить ему, но я отказалъ ему въ этомъ. Тогда-то у Чернова полились потоки горячихъ слезъ. Сочувствуя его непотдльному горю, я подсказалъ ему. И дло у него пошло чередомъ.

Стар[шій] к[лассъ] чтеніе, во всхъ прочихъ математика.

_______________________________________________________________________

Два старшихъ ученика: Богдановъ и Морозовъ занимались математикой съ меньшими. Прочіе читали изъ Русской исторіи то, что слдовало имъ писать.

_______________________________________________________________________

Русская Исторія.

_______________________________________________________________________

Читалъ «о нашествіи Батыя на Русь». Ученики старшаго и нкоторые изъ младшаго класса поняли хорошо. Большая часть не поняли. Двки вс, исключая Банниковой, баловались. —

_______________________________________________________________________

Мартъ 2-е — Пятница.

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 1 от[дленіе]. Математика.

_______________________________________________________________________

[226]Началъ длать по книжк — задачу помноженья на два, и классъ пропалъ даромъ. Хотлъ найти формулу прогресіи и не нашелъ.

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-го отд[ленія]. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Одна Банникова продолжала писать изъ Св[ященной] Исторіи. — Прочіе переписывали свои сочиненія. — Румянцевъ о ддушк, Фокановъ о свадьб, Ждановъ о прогулк съ товарищемъ.

_______________________________________________________________________

Млад[шій] к[лассъ] обоихъ отд[леній]. Чтеніе.

_______________________________________________________________________

Читали изъ Русской Исторіи, нкоторые изъ «бесдъ для солдатъ». Вс разсказали по немногу.

_______________________________________________________________________

Стар[шій] К[лассъ] 2-го отд[ленія]. Математика.

_______________________________________________________________________

[227]Млад[шій] кл[ассъ]. Математика.

_______________________________________________________________________

[228]Aufgaben in der Art und Weise wie die folgende, welche wir zuerst aufgelöst haben:

In einer Kasse sind 6000 Rubel.

A nimmt 3 mal so viel als В und noch 100 Rubel, С aber nimmt 4 mal so viel als В weniger 250. Wie viel nahm Jeder?

Experimente.[229]

1) Niederschlag von Metallen durch SH aus ihren Auflösungen.[230]

2) Selbstentzündung von Phosphor auf Kohlenpulver. Auflösung von P. in Äther.[231]

3) Die Lösung auf Zucker gegossen und desselben in kochendes Wasser geworfen. Selbstenzündung der aufsteichenden Gase.[232]

4) Leuchten der mit der Äther-Lösung befeuchtetem und geriebenen Hände.[233]

_______________________________________________________________________

Старшій Кл[ассъ]. Рисованіе.

_______________________________________________________________________

Fortsetzung der Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen. — Хрусловъ muss in die zweite Classe veraltet werden.[234]

_______________________________________________________________________

Математика въ млад[шихъ] к[лассахъ] об[оихъ] отд[леній].[235]

_______________________________________________________________________

Занимались ученики старшаго класса, Макаровъ и Козловъ Д[анилка] — задавали 1-му отд[ленію] на вс четыре дйствія; а 2-му отдленію на сложеніе и вычитаніе задачи. —

_______________________________________________________________________

Священная Исторія.

_______________________________________________________________________

Продолжали повтореніе съ Саула и до конца В[етхо]-Зав[тной] Исторіи. — Разсказывали безъ меня. Пніе, бывшее въ это время, много ихъ соблазняло, и они разсявались. Приходилъ къ нимъ безпрестанно. Много было шуму и не охотно велся разсказъ.

_______________________________________________________________________

Мартъ 3. Суббота

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. 1-е отдленіе Математика.[236]

_______________________________________________________________________

1) Искали формулы и кое-что нашли сами.



_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-е отд[леніе]. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Продолжаютъ писать кто изъ Русской, а кто изъ Св[ященной] Исторiи. Фокановъ пришелъ поздне другихъ и написалъ скоре всхъ, только со многими ошибками, потому что спшилъ догнать своихъ товарищей.

_______________________________________________________________________

Млад[шіе] к[лассы] обоихъ отд[леній]. Чтеніе.

_______________________________________________________________________

Читали изъ Русской Исторіи и изъ Солдатскаго чтенія. — Многіе не разсказали какъ слдуетъ. Другихъ книгъ для чтенія не достало — отданы въ переплетъ.

_______________________________________________________________________

Рисованіе.[237]

_______________________________________________________________________

Alle Classen zusammen. Es wurde sehr gut gezeichnet. [Pисунок.] Румянцовъ am besten.[238]

_______________________________________________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-го отд[ленія.] Математика.

_______________________________________________________________________

Gleichungen mit scheinbar zwei unbekannten Grössen, z.B.: Ein Mann hat х Kinder und у Äpfel; wenn er jedem Kinde 6 Äpfel giebt, so hat er 2 zu wenig, giebt er aber nur 5 Äpfel, so behält er drei übrig. Wie viel Kinder und wie viel Äpfel? etc.[239]

_______________________________________________________________________

Март 5. — Понедльникъ.

_______________________________________________________________________

[240]Старш[ій] кл[ассъ]. Математика.

Протвердили прогрессіи. Все берутъ на память. Потомъ задачи изъ разложенія на части, — разность — между двумя числами и ихъ частное. —

Черн[овъ] — 4

Ѳокан[овъ] — 4

Мороз[овъ] — 4

Макар[овъ] — 4

Козл[овъ] — 4

Богдановъ — 4

Начинаю сначала.

_______________________________________________________________________

Стар[шій к[лассъ] 2-го отд[ленія]. Писаніе.

_______________________________________________________________________

Продолжаютъ писать.

Румянцевъ — 5.

Банник[ова] — 3.

Фокановъ Т. — 4.

Ждановъ — 3 +.

Ивановъ — 4. +

Козловъ А. — 4.

Банникова въ каллиграфіи очень плоха; а Ждановъ въ орѳографіи.

Страница из „Дневника Яснополянской школы“ с записями Л. Н. Толстого, П. В. Морозова, Г. Ф. Келлера и учеников.

Размер подлинника

_______________________________________________________________________

Млад[шіе] к[лассы] обоихъ отд[леній]. Чтеніе.

_______________________________________________________________________

Осипов М. — 5.

К. Осиповъ — 4 +

Арбузовъ — 3.

Сахаровъ — 3 —

Цвтковъ — 3.

Поликевъ — 3.

Ермилова — 4.

Кондаурова — 3.

Матвева — 3.

Фролковъ — 3.

Рзуновъ — 5.

Копылова — 2.

Гавриловъ — 5.

Xрусловъ — 5

Соколовъ — 5

Поляковъ — 5

Михевъ — 4

Владим[іровъ] — 5