Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Лукьяненко Сергей

Маус-Американус, или Видовая политкорректность

Сергей Лукьяненко

МАУС-АМЕРИКАНУС,

или ВИДОВАЯ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ

Не все ладно в дружном семействе Литтлов, чей маленький трехэтажный домишко притулился между двумя небоскребами вблизи Центрального Парка в Нью-Йорке.

А ведь так хорошо все начиналось! Маленький сын Литтлов очень мечтал о младшем брате, и вовсе не был против того, что брат будет сводным. Как и положено преуспевающей и политкорректной американской семье, Литтлы в такой ситуации отправились в приют, и усыновили понравившегося ребенка.

Тут-то проблемы и начались. Сыну Литтлов вдруг не понравился внешний облик брата и его физические способности. Долгожданный брат был воспринят в штыки!

Настолько, что даже на торжественном семейном обеде, на глазах у тетушек и дедушек, не проникнувшийся еще духом политкорректности ребенок сказал ужасную вещь: \"Да какой же он мне брат? Это же мышь!\"

Ну да, мышь. И что с того? Не принято, конечно, усыновлять \"представителей других биологических видов\". Но в исключительных случаях: Ведь маленький Стюарт, пускай он и в самом деле мышь - мышью, ростом в несколько дюймов и с хвостом, достоин уважения. Он носит кроссовки и джинсы своего размера, ловко орудует зубной щеткой, начищая маленькие острые зубки, пытается наладить взаимопонимание с агрессивным котом семейства, храбро борется за жизнь, попав в стиральную машину, выигрывает гонку через пруд на модели парусника:

Разумеется, к концу фильма все это понимает и родной ребенок Литтлов. Ему больше не нужен другой брат, только Стюарт! И даже пушистый персидский кот, весь фильм плетущий против мышонка гнусные интриги, проникается его добротой и гуманизмом: простите - мышизмом!

На самом деле, несмотря на всю иронию, \"Стюарт Литтл\" действительно хороший фильм. Его можно с полным основанием считать фантастикой - ну разве не фантастика совместное существование человеческой и мышиной цивилизации? Ведь никого в фильме не удивляют говорящие или останавливающие такси мыши.

Одновременно \"Стюарт Литтл\" - удачная семейная комедия. Многие места смешны по-настоящему, многие - трогательны. Достойна всяческого восхищения компьютерная анимация - мышонок Стюарт выглядит абсолютно живым и реальным. Актеры - и взрослые и дети, взаимодействуют со Стюартом так убедительно, будто и в самом деле его видят.

То, что перед нами великолепный образчик семейного фильма, не меняет его сути.

На самом деле - это фильм о политкорректности. Многократно осмеянной, неуклюжей, ищущей преступления там, где их нет и не было. Замените мышонка Стюарта негритенком Стюартом, а действие перенесите назад во времени. Конфликт не изменится. Это по прежнему будет фильм о том, как важно понять и принять того, кто непохож на тебя, о том, что сила и рост - не главное для человека (да и для мыши - тоже). Посмеявшись насмешливо над всеми использованными в фильме догмами политкорректности надо, все таки, признать - нашей стране ох как не помешала бы хорошая порция взаимной терпимости! И раз уж наши режиссеры разучились снимать добрые комедии, а мастера спецэффектов не обладают голливудским финансированием - то стоит, обязательно стоит посмотреть \"Стюарта Литтла\".

И еще. Вот уже долгое время рецензента терзали смутные подозрения. Почему все чаще и чаще в фантастических фильмах перед нами возникают образы разумных, симпатичных, обаятельных мышей? То выходит \"Мышиная охота\", то в \"Бэйбе\"

распевает песенки мышиное трио: а вот и \"Стюарт Литтл\". Неужели, хмуря лоб, думал рецензент, с нами готовится войти в контакт цивилизация разумных мышей, через своих агентов формируя положительный образ мыши? Увы, действительность прозаичнее. Просто мощности современных компьютеров пока позволяют создавать полноценные образы лишь чешуйчатых рептилий и маленьких пушистых мышей. Года через два-три забегают по экранам говорящие котята и щенята. А лет через десять мы будем гадать, кто из людей-актеров настоящий, а кто - созданный в компьютере.

Впрочем, это уже другая история...