Издательская серия \"ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ\"
Серия основана в 1997 году
Юрий БОЛДЫРЕВ
Серия \"РУССКОЕ ЧУДО - секреты экономической отсталости или как, успешно преодолевая препятствия, идти в никуда\"
Книга первая \"О БОЧКАХ МЁДА И ЛОЖКАХ ДЁГТЯ\"
Известен постулат либеральной идеологии: приумножение общественного \"пирога\" даёт даже самым бедным больше, чем попытки справедливого перераспределения этого \"пирога\".
У нас же под прикрытием этих идей занимались не развитием, а именно перераспределением. Причём, крайне несправедливым. Следствие - серьёзные препятствия для интенсивного экономического развития.
Результат: ни справедливости, ни приумножения общественного \"пирога\" - такой вот либерализм по-русски.
Юрий Болдырев
Серия \"Русское чудо - секреты экономической отсталости\"
Как, успешно преодолевая препятствия, идти в никуда.
О бочках мёда и ложках дёгтя
\"Казалось бы, объективных оснований для нового дефолта нет. Но институциональные механизмы все подготовлены именно к очередному \"пробросу\". Для чего это сделано - ведь не случайно же\"?
Более чем десятилетний опыт работы автора книги на высших государственных должностях позволяет ему не только поставить этот и многие другие неожиданные вопросы, но и раскрыть перед читателем картину сложного переплетения экономических и политических интересов и механизмов их реализации.
Почему российская экономика похожа на современную рыночную лишь если смотреть на неё издали и не вникать в детали? Откуда берутся законы, которые прямо препятствуют нашему экономическому развитию? Эти вопросы не остаются безответными. В обоснование же - и безупречная логика, и факты, с которыми не поспоришь ...
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Болдырев Юрий Юрьевич известен своей политической и государственной деятельностью в период с 1989 по 2000 гг:
- представлял Ленинград на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР (1989-1991 гг.);
- член Высшего консультативно-координационного Совета при Председателе Верховного Совета РСФСР, затем при Президенте России (1990-1991 гг.);
- Главный государственный инспектор России - начальник Контрольного управления администрации Президента России (март 1992 - март 1993 гг.);
- представлял Санкт-Петербург в первом (выборном) составе Совета Федерации России (1993-1995 гг.);
- один из создателей и затем заместитель Председателя Счётной палаты РФ (1995-2000 гг.).
В 1999 году Русский биографический институт включил Юрия Болдырева в пятёрку российских политиков, удостоенных звания \"Человек года\" - за борьбу с коррупцией, работу по созданию институтов цивилизованного государства и защиту интересов России в вопросе доступа иностранных компаний к национальным природным ресурсам.
1999 год. Экономический факультет Петербургского университета. То, что я рассказываю, видимо, контрастирует с привычными лозунгами, воспринимаемыми как истины и хорошо уложившимися в головах.
Один из студентов, не выдержав, задаёт мне \"прямой\" вопрос: \"Юрий Юрьевич, так Вы за какую экономику - за рыночную или за мобилизационную?\"
Вопрос понятен: \"Вы - наш или не наш?\" Скажешь, что за рыночную, значит, свой - реформатор-либерал. Ответишь, что за мобилизационную, значит - антирыночник-госпатерналист. Что тогда его - ортодокса - слушать? Третьего, разумеется, не дано.
Что ответить ребятам?
Предлагаю проголосовать. Кто за мобилизационную экономику? Никого. А кто за рыночную? Все. Запросто - как будто достаточно одного лишь желания...
И тогда естественный ответ: я за то, чтобы у нас не получилось так, что все хотят жить в экономике рыночной, но вынуждены будут жить - в мобилизационной.
С этого момента разговор пошёл по-другому, кажется - начали что-то понимать...
ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕРИИ
Перед вами книга из серии “Русское чудо - секреты экономической отсталости...” О каком же “чуде” речь?
Казалось бы, продекларировано, что всякие эксперименты в нашей стране закончились и мы не ищем “особого пути” - встраиваемся в мировую экономику и мировой правопорядок. И какие же у нас тогда ещё “секреты” - в период полнейшей открытости?
Секреты у нас - не от ЦРУ, и не от НАТО, а от своих граждан. И чудеса соответствующие: крупнейшая по территории страна на планете, с ещё недавно далеко не последним в мире накопленным интеллектуальным и технологическим потенциалом и до сих пор богатейшими запасами природных ресурсов - в упадке, а большинство населения - влачит весьма жалкое существование... Почему?
“В России либеральный эксперимент не удался”, - утверждают одни. “Все наши проблемы в том, что в России в ходе реформ либерализма было недостаточно: он был половинчатый и не совсем последовательный”, - утверждают другие.
Кто же прав, и что же на самом деле?
Приложим ли современный либерализм к российским условиям, и если да, то в какой степени? Интересный вопрос. Но пытаться дать на него ответ на основании российского опыта последних пятнадцати лет - так же бессмысленно, как оценивать бифштекс, попробовав подсунутую вместо него дохлую кошку.
В России никакого либерального эксперимента не было. А то, что у нас делалось и делается ныне под прикрытием либеральных лозунгов, к современному западному либерализму в его оригинальном, а не экспортном исполнении - отношения не имеет.
... Недавно пресса вновь вернулась к вопросу о неизвестно куда подевавшемся перед самым августовским дефолтом 1998 года кредите Международного валютного фонда в четыре миллиарда восемьсот миллионов долларов. Появилась даже информация о том, что таких кредитов (по 4,8 млрд.долл.) было два и оба - 9,6 млрд. долларов - украдены. Причём утверждается, что средства, как минимум, одного из этих кредитов оказались на счетах прямых родственников бывшего президента России Б.Ельцина, в частности его дочери Т.Дьяченко (телепередача “Момент истины”, ТВЦентр, 24 ноября 2002 года).
Интересно узнать, кто украл наши деньги и на чьих именно счетах они оказались. Хотя многие, наверное, догадываются. Но есть и ещё ряд вопросов, не менее существенных. В частности, каковы механизмы, позволившие безнаказанно украсть у нас с вами и повесить на наших детях в виде долгов столь колоссальные суммы? Почему нет ясности даже в том, сколько же и кто от нашего имени взял в долг (в частности, один или целых два транша по 4,8 млрд. долларов) - разве это нигде не фиксируется?
И главный вопрос: подведена ли черта? То есть подобное - уже в прошлом, или же продолжается и поныне?
И ещё: имеет ли все это отношение к экономике нашей страны, к перспективам её развития и конкурентоспособности на мировых рынках? Может быть даже, как неформально утверждали некоторые наши деятели, чем больше и скорее у неэффективного государства будет украдено, тем быстрее и интенсивнее начнёт развиваться наша экономика?
Согласитесь, в общем хоре криков “Держи вора!”, перемежаемых рассуждениями о христианском всепрощении, так как “воры-то - вона как высоко сидят...”, кто-то же должен задаться и основным вопросом - о механизмах, обеспечивших (и обеспечивающих ныне?) саму возможность уничтожения экономики нашего государства и самого государства? И масштабы здесь вовсе не исчерпываются упомянутыми без малого десятью миллиардами долларов.
Конечно, само описание того, кто и что у нас с вами позаимствовал - тоже важно. Но в своих книгах я уделил этому лишь самый необходимый минимум внимания. Почему? В том числе потому, что этому уже посвящён многотомный труд, к самой возможности появления которого (а затем также и к совершенствованию содержания) я небезуспешно прилагал усилия на протяжении многих лет.
К сожалению, этот труд мало распространён и, в силу специфики языка, весьма сложен для прочтения. Но, тем не менее, хотя бы в центральных библиотеках всех субъектов нашей Федерации он должен быть. Называется этот труд - Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации. И если кому-либо из читателей в подтверждение выстраиваемой мною логики будет недоставать примеров или подробностей - их в достаточном количестве можно почерпнуть в упомянутом источнике.
Должен сразу предупредить, что работа с Бюллетенем Счётной палаты - занятие не для слабонервных, во всяком случае если брать период по конец 2000 года, когда я в Счётной палате ещё работал. Но даже и в этом труде (Бюллетене Счётной палаты РФ) при внимательном прочтении вы заметите: мы говорили не только о том, кто, что и сколько, но ещё и о том, почему это возможно, а также что надо менять в системе законодательства, чтобы экономика могла нормально развиваться, а воровство, прежде всего на высшем государственном уровне, не носило бы характера такой системности и безнаказанности.
И если пытаться овладеть проблемой не на уровне демагогической риторики: “Они нехорошие - воруют и вообще делают плохо, а мы - хорошие - придём к власти и будем делать все честно и хорошо!”, а на уровне осмысления механизмов продолжающегося уничтожения нашего государства, то невредно знать, например, как на самом деле устроен наш Центральный банк, а также представлять себе историю становления и сохранения в неизменности глубоко порочных механизмов его организации. С этой же целью интересно вглядеться в особенности функционирования ряда других важнейших государственных институтов и сфер, надлежащий уровень работы и регулирования деятельности которых является условием для обеспечения самой возможности экономического развития. Это и работа нашей банковской системы, и специфика рынка ценных бумаг, и гарантии прав собственности, и корпоративное управление, и антимонопольное регулирование, и налоговое законодательство. Этому и посвящена моя первая книга - “О бочках мёда и ложках дёгтя”.
Вторая книга из этой серии называется “Похищение Евразии” и посвящена в значительной степени вопросам промышленной, энергетической и транспортной политики государства, возможным источникам инвестиций в развитие, в том числе важнейшему для нас вопросу о судьбе наших запасов полезных ископаемых. Почему именно этот вопрос для нас важнейший и, соответственно, почему именно ему во второй книге серии уделено основное внимание? Главных причины три.
Во-первых, как известно, российские запасы полезных ископаемых - самые крупные по объёмам в мире. Это многие триллионы долларов. И, соответственно, цена принимаемых решений, затрагивающих все эти ресурсы в совокупности, эквивалентна только по прямой стоимости (без косвенных эффектов), например, федеральному бюджету России лет примерно за сто...
Во-вторых, если применительно ко всему прочему, что есть и бывает в экономике (за исключением, конечно, поддержания научных школ и восстановления окружающей среды), ущерб от ошибочных или даже намеренно направленных на разрушение экономики действий может быть (разумеется, при разумной государственной политике) возмещён и восполнен трудом следующих одного-двух поколений, то бессмысленно и преступно разбазаренные невозобновляемые природные ресурсы - восстановить невозможно уже никогда.
И в-третьих, именно в нашей стране, пользуясь нашей слабостью, продажностью государственного руководства и политической элиты, была осуществлена попытка внедрения небывало во всём современном мире нецивилизованной схемы доступа транснациональных корпораций к национальным природным ресурсам. По существу эта схема означала бы просто массовую передачу этих ресурсов под зарубежный контроль навсегда. В 1995-м году нам - совсем небольшой группе членов Совета Федерации, а затем уже и большинству членов тогдашнего (первого - выборного) Совета Федерации и плюс подключившимся коллегам из Государственной Думы (хотя и с опозданием, но все же осознавшим, что они “пропустили”, и приложившим усилия для исправления ситуации) - удалось этому противостоять.
Но успокаиваться рано. Вопрос не закрыт. И цена вопроса такова, что он не будет закрыт никогда - во всяком случае до тех пор, пока наша страна не встанет на ноги. И те во внешнем, окружающем нас мире, кто хоть немного посильнее и поразвитее, то есть являются потребителями природных ресурсов, независимо от того, друзьями нашими они себя величают или врагами, для решения именно этого вопроса в свою пользу обязательно сделают все, чтобы встать на ноги нам было как можно сложнее...
Я посвятил первые две книги серии исключительно экономике. Но главная наша проблема, разумеется, - не в экономике, а в том, насколько задачам, которые сама жизнь поставила перед нашим обществом, не соответствует, прежде всего, состояние умов граждан, наши представления об окружающей действительности и нашем месте в мире. То есть, выражаясь по-булгаковски, проблема действительно в разрухе в головах... И этими своими книгами я надеюсь внести свой посильный вклад в хотя бы частичное преодоление этой нашей главной беды. Насколько мне это удастся - судить читателям.
Вынужден признать: то, что я пытаюсь донести до читателей, вряд ли улучшит им настроение. Во всяком случае тем из них, кто связывает с нормальной жизнью именно в нашей стране надежды на будущее своё и своих детей. Оправданием же мне может быть то, что кроме ныне широко в нашем обществе разлитого оптимизма безответственного, происходящего из незнания, нежелания знать, “наивной” веры в правильную риторику власти и следующих из этого абсолютно необоснованных надежд, существует, или во всяком случае может существовать, оптимизм и совсем другого рода. Это оптимизм, парадоксальным образом проистекающий из отсутствия объективных к нему оснований. И более того - из крайне необнадеживающего знания и понимания существа происходящего вокруг. Это оптимизм людей, видящих, насколько все объективно безнадёжно, но верящих, что трезвое осознание даже самых тяжёлых реалий - мобилизует все силы и тем открывает путь к успеху. Вот именно для потенциальных оптимистов такого рода я и пишу эти книги.
Юрий Болдырев Октябрь 2002 года.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сейчас весьма распространена такая практика: берётся некое сочинение и издаётся его сокращённый вариант - для тех, кому. полный текст читать некогда или лень. Применительно к большой литературе и к авторам соответствующих произведений это, конечно, совершенно некорректно.
Но другое дело, когда речь идёт о сокращённом авторском варианте. И я подумал: а почему бы и мне не сделать то же самое применительно к своей собственной книге, только поместив сокращённый вариант в качестве предисловия к основному тексту? Это позволит тем, кому и так все понятно и достаточно лишь сокращённого варианта, не тратить зря деньги на покупку книги и время на её прочтение.
Чужим временем я озаботился, естественно, потому, что у меня самого его лишнего нет. А потому сокращённый вариант я решил не писать, а вместо него и в его качестве привожу текст, с которым читатель ещё встретится в этой книге. Разумеется, если не ограничится этим предисловием, а решит прочитать или хотя бы просмотреть книгу целиком.
ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (пьеса о правде нашей жизни в шести действиях)
Действие первое. Дружно разворовываем заведомо рентабельное госпредприятие (пока лишь на уровне “слива” прибыли налево) - под предлогом того, что госсобственностью все-равно невозможно эффективно управлять (демонстрирование безнадёжной неэффективности изжившей себя госпатерналистской модели; веет свежим ветерком либеральных идей).
Действие второе. Мошенническим образом (например, путём проведения притворных сделок с залогово-кредитными аукционами) отчуждаем у государства самые лакомые куски госсобственности и передаём их себе/своим друзьям (полное торжество абсолютно кристального либерализма по-русски).
Действие третье. Путём несложных бухгалтерских махинаций демонстрируем воистину аховое положение на захваченном бывшем госпредприятии и требуем льгот и преимущественных прав, отсрочек по платежам в бюджет и социальные фонды, льготных кредитов и бюджетных ссуд (включая невозвратные) для того, чтобы поднять предприятие и спасти коллектив от увольнений, а стратегическое предприятие или отрасль - от полного разорения и уничтожения. (Действие парадоксальное: с одной стороны добиваем поверженного госпатерналистского врага -демонстрируем его экономические плоды; с другой стороны, с паршивой овцы хоть шерсти клок - чтобы выбраться из госпатерналистской ямы и расправить либеральные крылья, ну-ка, государство, подтолкни-ка...)
Действие четвёртое. Продолжаем выкачивать прибыль и радоваться, что живём в стране хотя и плохих дорог, но все же, к счастью, не слишком умных людей (в комментариях не нуждается).
Действие пятое. Когда без крупных инвестиций серьёзной прибыли получить уже невозможно, путём несложных бухгалтерских махинаций начинаем демонстрировать потрясающие успехи в повышении эффективности управления и выводе предприятия на высочайший уровень рентабельности. Остался лишь один рывок - и все зарубежные конкуренты далеко позади. ...Были бы далеко позади, если бы не “дискриминация России”, если бы не “подсу-живание нашим конкурентам”. А раз дело дошло до борьбы с зарубежьем - без государственной поддержки не обойтись. И те, кто вчера открыто сдавали позиции страны по всем направлениям, сегодня уже оказываются большими патриотами. Под этот патриотический шумок набираем у государства разнообразных льгот, кредитов, ссуд и т.п. Одновременно расставляем добившихся небывалых успехов чудо-менеджеров к непосредственным рычагам управления нелюбимым государством и заполняем ими должности губернаторов, министров и их заместителей (слава либерализму, демонстрирующему свои успехи в виртуальном пространстве, да ещё и оказавшемуся как бы патриотическим; а чтобы крылья несли ещё лучше, ну-ка, вы там, снизу, не умеющие летать, подтолкните-ка еще...).
Действие шестое. Как вы думаете, что ожидает нас в шестом действии? Правильно - частичная или полная национализация предприятия, а точнее - его долгов. Это возможно под любыми лозунгами.
Например, возможен упрёк либералов в адрес предшественников по типу: что же это вы сделали, ведь в приличном обществе прежде чем приватизировать, собственность приводят в порядок, а вы нам что подсунули? Нет уж, возьмите обратно. Сначала подготовьте объект к приватизации, осуществите надлежащим образом предпродажную подготовку, и тогда уже мы у вас, может быть, что-то купим...
Возможен и иной вариант - переход к “новому курсу” с акцентом на необходимости спасти страну от безответственных либералов, разжалованных и переведённых из формальной власти (администрации Президента и Правительства) в менее публичную (первые заместители и заместители ключевых министров) и плюс неформальную (на свет, тепло, СМИ и т.п.), и полном торжестве, таким образом, ответственного государственного подхода.
Через какое-то время возможно ещё и действие седьмое. Оно же - новое действие первое, описанное выше.
ПРИМЕЧАНИЕ для режиссёров-постановщиков пьесы:
место действия: весьма немаленькая удивительная страна с чудным народом - с шорами на глазах, ватой в ушах и соломой в голове, а также некоторым только лишь зародышем чувства собственного достоинства, недостаток которого компенсируется очень щедрой душой (во всяком случае, сам чудной народ в последнее очень верит);
фон: симпозиумы, банкеты, фуршеты, встречи Президента с наиболее отличившимися в присвоении чужой собственности, переговоры с заокеанскими большими педагогами - соспонсорами процесса, церемонии награждения “меценатов-трудоголиков”, министров и генпрокуроров - жалование им званий “героев удивительной страны”, а также последующие амнистии, под которые, естественно, подпадают особо проворовавшиеся “герои”;
особенности поведения главных действующих лиц: в перерывах между заглатыванием самых лакомых кусков общего пирога, докладами о достигнутых успехах, награждениями и амнистиями не брезгуют прятать по карманам и вилки-ложки...
Чем отличается наша жизнь от того, что описано в этой нехитрой пьесе? Во-первых, незавершённостью действия. Во-вторых, деталями, нюансами, которым в значительной степени и посвящена эта книга и без которых описанное действие может показаться голословным.
Соответственно, в этой книге я пытался показать, насколько вся система регулирования экономической жизни (а на самом деле и шире - государственного устройства) в нашей стране не соответствует ни задачам, стоящим перед обществом, ни бравурным лозунгам и отчётам власти, ни мировой практике цивилизованного регулирования экономических отношений.
Кроме того, если мы хотим понимать ключевые реализуемые в нашей стране экономические механизмы, в том числе те, действие которых прямо противоречит нашим жизненным интересам, нам никуда не уйти от вопроса о том, откуда они берутся, как возникли те нормы и правила, которые прямо препятствуют нашему экономическому развитию? И почему их своевременно не меняют, не пересматривают?
Для лучшего понимания этого читателем я сделал в книге несколько отступлений в историю, в том числе историю принятия и последующей корректировки одного из важнейших для экономики действующих федеральных законов - в сфере регулирования финансово-кредитной системы.
В книге (включая Приложения) приводится значительное количество документов за моей подписью, относящихся к периоду моей работы в Счётной палате. Это связано с тем, что соответствующими вопросами мне приходилось заниматься непосредственно или курировать работу над ними; рассмотрение Счётной палатой ряда из этих вопросов было в той или иной степени мною и инициировано. В целом же, разумеется, абсолютное большинство документов Счётной палаты подписывалось Председателем Счётной палаты. И, в любом случае, за подписью Председателя или моей подписью, как правило, скрывается труд ещё и тех или иных аудиторов, а также (уже не как правило, а всегда) труд большого числа сотрудников Счётной палаты.
С учётом различного уровня осведомлённости потенциальных читателей в описываемом круге вопросов, мне пришлось кое-где начинать, уж извините, с банальностей, а также кое-что (в незначительном объёме, в основном - акценты) даже повторять в разных частях книги - для тех читателей, которые могут заинтресоваться лишь отдельными частями и сюжетами. Но что же делать, если многие даже весьма и весьма высокообразованные люди, специалисты в своих сферах деятельности, тем не менее, периодически огорошивают меня наивными вопросами: “А зачем вообще нужен свой рубль - почему недостаточно доллара?”, “Разве руководители Центробанка и министры не отвечают за противозаконные действия?”, “Разве вклады в Сбербанке государство не гарантирует?”... Или утверждениями: “Так ведь во всём мире так...” и “Главное -чтобы государство не мешало!”... Поэтому ещё раз приношу свои извинения тем, для кого какие-то фрагменты могут показаться повторением давно пройденного, но я пояснил, почему вынужден максимально стараться “танцевать от печки”.
Часть 1. ТРОПИЧЕСКИЕ КОЧЕГАРЫ В ДЕЙСТВИИ (как Правительство управляет нашей государственной собственностью)
Глава 1. ПОЧЕМУ ГИГАНТЫ ОТСТАЮТ ОТ КАРЛИКОВ?
У моряков когда-то был популярен анекдот, звучавший примерно так:
- Эй, на шхуне, вам тропический кочегар не нужен?
- Нет, не нужен.
- И правильно, а то бы я вам накочегарил...
К чему я привёл этот анекдот? Да только к тому, что отказываются от подобных услуг, как выясняется, не все. И каждый раз, когда приходится сталкиваться с тем или иным аспектом деятельности нашей власти, у меня возникает подозрение, что все “тропические кочегары” собрались вместе, назвали себя “профессионалами” и работу себе нашли - у руля государства. И, безусловно, в полной мере это относится к такой сфере, как управление нашей государственной собственностью. Для иллюстрации приведу один пример. На конец 2000 года, когда я ещё работал в Счётной палате России, около тридцати процентов от всего объёма прежней госсобственности все ещё находилось в руках у государства. И нами тогда было произведено совсем простое сопоставление данных исполнения федерального бюджета, давшее весьма и весьма любопытный результат (точнее, такое сопоставление было проведено и его результаты были озвучены несколько ранее - году в 1998-м, но и затем, в последующие годы, результаты сопоставления практически не менялись). На 2000-й год это выглядело примерно так.
Просуммируем доход в федеральный бюджет:
а) от госпакетов акций предприятий, включая такие гиганты, как РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, “ЛУКОЙЛ”, “Аэрофлот - международные авиалинии” и другие;
б) от сдачи в аренду (в том числе коммерческим организациям) всей федеральной недвижимости;
в) от широко разрекламированных соглашений о разделе продукции в сфере добычи наших природных ресурсов.
И выясняется, что весь суммарный доход государства от всей этой колоссальной собственности в совокупности примерно равен поступлениям в наш федеральный бюджет лишь от одного совместного российско-вьетнамского предприятия “Вьетсовпетро”...
Как такое может быть, - удивится читатель, - это “Вьетсовпетро” - что же, какой-то тайный супергигант мирового масштаба? Неужто - больше “Газпрома”, РАО “ЕЭС России” и “ЛУКОЙЛа” вместе взятых? Оказывается, вовсе нет - сравнительно небольшое (по сравнению с вышеперечисленными гигантами) предприятие по добыче нефти у берегов Вьетнама.
В чём же тогда причина такого несоответствия масштабов деятельности этих предприятий и получаемых государством доходов? Причина банальна. Просто подписанный ещё в советские времена договор между СССР и Вьетнамом, а также позиция вьетнамской стороны таковы, что они не позволяют нашим правительственным старателям на благо реформ ни скрыть и спрятать где-нибудь в оффшорах российскую часть прибыли, ни под предлогом “неэффективности” госуправления собственностью приватизировать российскую долю этого совместного предприятия. И всего-то.
Казалось бы, этим примером вопрос исчерпан: убедительное подтверждение идеи наших “либералов” о том, что государство не способно управлять своей собственностью. Но важно подчеркнуть, и это хорошо видно на примере сопоставления с упомянутым “Вьёт-совпетро”, что не способно именно наше нынешнее государство - в отличие, например, от государства предшествующего, а также от большинства других государств, включая упомянутый Вьетнам.
Не менее важно понимать и другое: не способно эффективно управлять своей собственностью не какое-то безликое государство с безымянными и оттого безответственными чиновниками у руля, а государство, находящееся в руках у совершенно конкретных управленцев - “профессионалов западного уровня” (независимо от того, находятся они на формально государственных постах или в относительной тени). Это можно проиллюстрировать, в частности, на примере управления более чем наполовину государственной компанией РАО “ЕЭС России”.
Глава 2. СВОЙ СРЕДИ ТУПЫХ. ИЛИ ПРОДАЖНЫХ? (кто управляет РАО “ЕЭС России”?)
Вопрос, что называется, на засыпку: чьими голосами может быть введён в совет директоров акционерного общества его будущий председатель, если более пятидесяти процентов акций этого акционерного общества принадлежит государству?
Ответ, выявленный в своё время Счётной палатой России, мог бы стать событием общественного значения и стал бы таковым в любой другой стране. Но не у нас - для нас это оказалось нормой. Эта “норма” такова, что о ней стоит напомнить: в совет директоров РАО “ЕЭС России” А.Чубайс на собрании акционеров, состоявшемся 4 апреля 1998 года, был введён голосами ... исключительно иностранных акционеров, преимущественно (более двух третей от общего числа голосов, поданных “за”) - голосами такой небезызвестной организации, как “The Bank of New York I.N.”.
Вопросы для самопроверки: чьи интересы этот член совета директоров отстаивает в российском энергетическом монополисте? И главное: что это за интересы, если от того, что супергигантом управляет их ставленник, иностранные акционеры никакой легальной коммерческой выгоды не получают: ни роста курсовой стоимости акций, ни реальных дивидендов?
Дополнительная информация: на момент составления списка участников собрания акционеров пятнадцать из семнадцати иностранных юридических лиц, голосовавших за нашего “героя”, включая давший основные голоса вышеупомянутый “The Bank of New York I.N.”,... вообще не являлись акционерами РАО “ЕЭС России”. Соответственно, по закону они и не имели права голоса на этом собрании акционеров. Но коллегия представителей государства во главе с С.Кириенко и Председатель собрания акционеров Е. Ясин сделали вид, что не замечают нарушения закона, и предоставили этим иностранным юридическим лицам право голосовать. Благодаря чему иностранные компании получили возможность ввести А. Чубайса и Б. Бревнова (ради рассмотрения информации о злоупотреблениях которого и созывали собрание) в состав Совета директоров РАО...
[1]
И ещё пара вопросов. Как коллегия представителей государства в РАО “ЕЭС России” во главе с гражданином С. Кириенко, представлявшая государство - держателя более половины акций РАО, после этого могла избрать прямого ставленника зарубежного капитала на пост председателя совета директоров российского стратегического монополиста? Можно ли хотя бы даже представить подобное в США, Франции, Германии, Китае? И как представители государства после этого (или даже независимо от того) допустили введение в Устав РАО нормы о практической невозможности смещения этого руководителя со своего поста, что бы он ни вытворял?
Стоит ли после этого удивляться:
- постоянному росту тарифов на электроэнергию;
- веерным отключениям электроэнергии у потребителей, включая значимые социально (больницы) и стратегически (военные объекты);
- отсутствию у государства реальных доходов от своей собственности - контрольного пакета акций РАО “ЕЭС России”;
-реформированию РАО “ЕЭС России”, по существу, эквивалентному даже не его уничтожению как предприятия-монополиста, а ликвидации всей высоконадёжной единой электроэнергетической системы страны - одного из немногих безусловно положительных факторов для развития всей нашей экономики (подробнее об этом - см. ниже “О введении в России конкуренции между разными сигналами светофора...”)?
Глава 3. БЕРИ И ВЛАДЕЙ! (местное самоуправление в “Газпроме”)
Не менее показателен и другой пример: как Правительство управляет контрольным пакетом акций ещё одного нашего гиганта - РАО “Газпром”. Так же, как и РАО “ЕЭС России”, “Газпром” периодически оказывается в центре тех или иных скандалов. Журналисты увлечённо демонстрируют потрясённым зрителям и читателям схемы увода компанией каких-либо активов или платежей, но при этом ни слова не говорят о том, почему же это оказывается возможно, да ещё и всегда - совершенно безнаказанно? Так почему?
НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД
Контрольный пакет акций “Газпрома” (около тридцати семи процентов) принадлежит государству. Как государство управляет этим пакетом? Очень просто.
У нашего Правительства, разумеется, много других важных дел - не до таких мелочей, как управление госпакетом акций какого-то там “Газпрома”. И пакет в тридцать пять процентов акций “Газпрома” был после осеннего 1993 года переворота (договор был окончательно подписан в феврале 1994 года) просто передан нашим Правительством в прямое нарушение Конституции и действовавших законов в доверительное управление иному субъекту
В чём же здесь нарушение Конституции - той самой, во имя которой наш тогдашний Президент Б.Ельцин и его “правительство реформ”, как нас пытались в этом убедить, были просто “вынуждены” совершить государственный переворот 9
Сравните формулировки из нашей Конституции, в частности из статьи 114, части 1, определяющей полномочия Правительсгва Российской Федерации С одной стороны: “обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики” (пункт “б”); “обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования.. ” (пункт “в”) И с другой стороны: “осуществляет управление федеральной собственностью” (пункт “г”). Разница в формулировках заметна 9 Если в первых двух случаях “обеспечивает проведение”, то есть организует дело так, чтобы различные уполномоченные субъекты действовали скоординированно и однонаправленно, то в третьем случае непосредственно “осуществляет управление”.
То есть по Конституции Правительство именно напрямую управляет нашей с вами федеральной государственной собственностью, а не передаёт это полномочие кому-то “доверенному”. Правда, в этой статье Конституции есть ещё часть 2, оговаривающая, что порядок деятельности Правительства устанавливается федеральным конституционным законом. Так может быть, там установлен такой порядок осуществления этого полномочия, который позволяет не управлять госимуществом, а передавать это право кому заблагорассудится?
Надо сказать, что принятый уже после описываемых событий и действующий поныне в нашей стране конституционный закон о правительстве достоин особенно внимательного рассмотрения - как один из механизмов полного снятия с Правительства ответственности за любые, в том числе и прямо преступные, решения. Сейчас же отметим лишь то, что этот закон не устанавливает для Правительства права вместо прямого управления федеральной собственностью передоверять это полномочие кому бы то ни было другому.
Законопослушные члены Правительства на это могут нам возразить: если бы Конституционный Суд признал эти действия неконституционными, мы бы согласились и действовали бы иначе. Но раз такого решения Конституционного Суда нет - все в порядке... Что ж, значит нам с вами, уважаемый читатель, обсуждая экономические проблемы страны, никуда не уйти и от вопроса, что такое наш Конституционный Суд и как он работает...
[2]
Прошло некоторое время, и срок действия прежнего договора истёк. И в 1997 году Правительство, вместо того, чтобы, наконец, принять госпакет акций “Газпрома” к непосредственному управлению, заключило новый договор о передаче этого пакета в доверительное управление. Теперь такая “доверчивость” нашего Правительства вступила в противоречие не только с, мягко говоря, несовершенной Конституцией, но и с действующим законом. Прежде всего, с таким важнейшим для экономики, в значительной степени базирующейся на гражданско-правовых отношениях, как Гражданский Кодекс.
Гражданский Кодекс РФ вводит правовой механизм доверительного управления собственностью, но специально оговаривает (ст. 1014), что доверительное управление учреждается либо собственником имущества, либо иным лицом, но лишь в случаях, предусмотренных статьёй 1026.
Как уже было отмечено выше, по Конституции (ст.114, часть 1) Правительство осуществляет не владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью (известная триада прав собственности), а лишь управление ею. Значит, учреждение Правительством доверительного управления федеральной собственностью (так же, впрочем, как и её отчуждение) как собственником - невозможно. Правительство собственником не является.
Значит, учреждение Правительством доверительного управления госсобственностью возможно только в случаях, предусмотренных статьёй 1026 ГК РФ. Какие же это случаи?
Опека, попечительство и завещание - не наш случай. Остаётся возможность учреждения доверительного управления имуществом “по иным основаниям”, но исключительно “предусмотренным законом” (часть 3 пункта 1 ст. 1026).
Обратите внимание: “законом”, а не законодательством, к которому можно отнести и постановления Правительства или указы Президента. Только законом - принятым Думой, одобренным Советом Федерации и подписанным Президентом. Предусмотрены ли каким-нибудь законом такие основания?
Ответ здесь однозначен: никакого подобного закона, дающего нашему Правительству право передать государственный пакет акций “Газпрома” в доверительное управление кому-либо, принято не было. Правительство это сделало в обход, а точнее - в прямое нарушение Конституции и Гражданского Кодекса.
“ЛИБЕРАЛЬНОЕ” РЕШЕНИЕ
И о сути: кому же и на каких условиях в нарушение Конституции и закона был передан в управление контрольный пакет акций “Газпрома”?
Напомню, что в 1994 году этот договор заключали не какие-то косные бюрократы, а победившее “правительство реформ”. А уж новым вариантом - от 1997 года - непосредственно занимались наши известнейшие “либералы” Б.Немцов (тогда первый зампред Правительства) и С.Кириенко (тогда министр топлива и энергетики). И подпись последнего стоит под договором от имени Правительства.
Раз самые-самые наши либералы этим занимались, да ещё и, как позднее единодушно утверждала пресса, “с компьютером в голове”, так уж, наверное, они для определения лучшего управляющего госпакетом акций и конкурс нормальный провели, как это принято в странах с либеральной рыночной экономикой? И проверили, чтобы доверительный управляющий не имел противоречащих целям доверителя личных интересов (чтобы не было “конфликта интересов”), как это, опять же, принято в цивилизованных странах? И чтобы он никак не был связан с менеджментом компании? И, наверное, в договоре чётко оговорили требования к управляющему госпакетом акций, а также критерии оценки результатов его деятельности? Соответственно и мотивировали - в зависимости от результата работы компании? Это же нам, наверное, тогда крупно повезло, коль за дело взялись “профессионалы западного уровня”?
Рискую разочаровать наивных приверженцев нашего доморощенного громко самоназванного либерализма, но ничего подобного не случилось. Почему? Наверное, их страшно пытали - чем ещё объяснить, что всё случилось наоборот? Или, может быть, просто наш “либерализм” -это не как на Западе, а что-то совсем другое?...
Контрольный пакет акций “Газпрома” наши великие реформаторы и в 1994 году, и затем вновь в 1997 - под здравицы о новом слове в отечественной экономической политике - передали не кому-то иному, а самому объекту управления - “Газпрому”. По существу, это означает: с точки зрения права принятия решений - нанятому управляющему гражданину Р.Вяхиреву; а с точки зрения ответственности за принятые решения - обществу с ... ограниченной ответственностью.
Представьте себе собрание акционеров “Газпрома”. Сначала нанятый акционерами управляющий делает доклад о том, как здорово работал “Газпром” в прошедший период. Рассказывать при этом можно о чём угодно, например, о скупке контрольных пакетов акций газет, журналов и телеканалов, строительстве развлекательных центров в Москве и т.п. Оно и понятно: ведь никаких целей деятельности государство как крупнейший акционер перед концерном и его руководством официально не поставило, считая, видимо, достаточным лишь то, что написано в Уставе РАО. Да и никаких критериев оценки работы руководителей РАО государство не определило... Затем заслушивается отчёт аудиторской фирмы и идёт обсуждение итогов работы. Но кто выбирал и нанял конкретного аудитора, чей голос был решающим? Правильно, того же управляющего. Кто принимает решение о регламенте обсуждения и прекращает прения, если у акционеров возникают “не те” вопросы? Опять - тот же управляющий... После чего логично перейти к утверждению годовых отчётов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, распределения прибылей и убытков. Вот здесь нашему управляющему всё-таки приходится перед голосованием получить предварительное письменное согласие на голосование со стороны Правительства. Но если Правительство подписывает такие договоры, то уж с такой мелочью, как право проголосовать на отчётном собрании какие проблемы? И после этого можно с полным правом и лёгким сердцем решить, признавать ли работу нанятого акционерами руководства “Газпрома” и лично управляющего удовлетворительной или не очень. Голосуют собравшиеся представители акционеров, представляющие (в условиях распылённости большей части акций среди мелких акционеров), в лучшем случае, процентов 50-60 от всех акций. Чей голос решающий? Государства. Кто голосует от имени государства (от нашего с вами имени) 35 процентами голосов всех акционеров за то, чтобы признать работу руководства “Газпрома” не какой-то там удовлетворительной, а просто совершенно замечательной? Правильно - тот же самый управляющий, деятельность которого обсуждается.
И особенно замечательно, что за выполнение этой тяжелейшей работы по самоуправлению и самоконтролю государство обязано ещё и выплачивать “Газпрому” немалые деньги. Какие? Действительно немалые: сорок пять процентов от суммы причитающихся государству дивидендов - по договору от 1994 года; и два процента от причитающихся государству дивидендов -по договору от 1997 года!
Конечно, два процента, по сравнению с сорока пятью - уже прогресс. Но и два процента - а это при нормальном контроле за работой “Газпрома” должны были бы быть сотни миллионов долларов - за что?
Это, кажется, как раз Кириенко в бытность свою премьером говорил, что мы - бедная страна? Зато какое, оказывается, щедрое Правительство...
И как иначе, если только не со смехом сквозь слезы, читать пункт уже нового Договора о том, что за убытки и упущенную выгоду государства, “ставшие результатом управления акциями без должной заботливости об интересах государства”, ответственность несёт Доверительный управляющий ... собственным имуществом? Если вы думаете, что подразумевается собственное имущество управляющего, то ошибаетесь - ни Вяхирев, ни Кириенко ни за что не отвечают. За ущерб, нанесённый “Газпрому” (и, соответственно, государству как его акционеру) ответственность своим имуществом несёт ... “Газпром”!
Видел ли мир когда-нибудь подобный абсурд?
ПРОКУРАТУРА - НА СТРАЖЕ ПРОИЗВОЛА
Стоит заметить, что я несколько раз упомянул фамилию управляющего, но её можно было бы использовать и как нарицательную - фамилия теперь уже иная, и не в ней дело. Управляющий “Газпромом” - он на госслужбе не состоял, значит, и о государстве больше других заботиться не обязан. Да и в записные либералы включить не просился. Герои здесь совсем другие - тогдашние Президент Б.Ельцин, Председатель Правительства В.Черномырдин, министр экономики Е.Гайдар, первый вице-премьер Б.Немцов и министр топлива и энергетики С.Кириенко. Последние двое - были главными действующими лицами при заключении второго договора.
[3]
В телепередаче НТВ “Свобода слова” 17 января 2003 года не кто иной, как нынешний лидер правых сил и он же - один из героев описываемой истории Б.Немцов, разъясняя позицию собственную и руководимого им движения, смело (несмотря на то, что выступает на газпромовском НТВ) воскликнул: “Нужен аудит “Газпрома” и РАО ЕЭС России!”. С учётом того, как Немцов с Кириенко от нашего имени уже поуправляли “Газпромом”, можно себе представить, какой “аудит” подразумевается... Но даже не только в этом дело.
Вот ведь удивительная страна! Оказывается, того, что первыми руководителями всего экономического блока правительства и практически государства, включая Минфин, Минэкономраз-вития и Центробанк, являются сейчас их люди (из команды Чубайса), им для организации аудита “Газпрома” недостаточно. А чтобы организовать аудит РАО “ЕЭС России” - даже и “великого менеджера” Чубайса во главе мало... Вот ведь как крепко какие-то другие нехорошие бюрократы окопались!
Вопрос для самопроверки: стоит ли руководителям “Газпрома” и РАО “ЕЭС России”, с учётом хотя бы лишь того, что читатель уже узнал, опасаться прихода этих отчаянных смельчаков - борцов с монополизмом к ещё более формализованной полноте реальной власти в нашей стране?
По результатам анализа Договора доверительного управления 35 процентами акций РАО “Газпром”, заключённого 20 декабря 1997 года нашим Правительством с объектом управления - самим РАО “Газпром” (Текст Договора приводится в Приложении), -Счётная палата РФ подготовила Заключение, утверждённое Коллегией Счётной палаты 22 мая 1998 г. (также приводится в Приложении). А Председателю Правительства страны, которым к этому моменту как раз и оказался основной фигурант этой криминальной истории С.Кириенко, было направлено Представление, в котором мы предложили Правительству в месячный срок по согласованию с Газпромом” разорвать этот очевидно незаконный договор и, как это положено по Конституции, принять госпакет акций “Газпрома” к непосредственному управлению Правительством страны.
ДОКУМЕНТ: Представление Счётной палаты РФ Председателю Правительства РФ от 29.05.1998
Счётная Палата РФ Исх. № 02-605/02 От 29 мая 1998 г.
Председателю Правительства Российской Федерации С.В.Кириенко
Уважаемый Сергей Владиленович!
Направляю Вам Заключение Счётной палаты Российской Федерации по результатам анализа Договора доверительного управления 35 процентами акций Российского акционерного общества “Газпром”, заключённого Правительством Российской Федерации с РАО “Газпром” 20 декабря 1997 г.
Счётная Палата предлагает Правительству Российской Федерации:
1) Признать по согласованию с РАО “Газпром” Договор доверительного управления 35 процентами акций РАО “Газпром”, заключённый Правительством Российской Федерации с Российским акционерным обществом “Газпром” 20 декабря 1997 г., недействительным с момента заключения, как не соответствующий закону.
2) Принять 35-процентный пакет акций РАО “Газпром”, находящихся в федеральной собственности, к непосредственному управлению Правительством Российской Федерации в соответствии с требованием пункта “г” статьи 114 Конституции Российской Федерации.
В случае непринятия Правительством Российской Федерации по согласованию с РАО “Газпром” в течении календарного месяца решения о признании Договора доверительного управления 35 процентами акций РАО “Газпром”, заключённого Правительством Российской Федерации с Российским акционерным обществом “Газпром”, недействительным с момента заключения Договора, Счётная Палата будет вынуждена обратиться к Генеральному Прокурору Российской Федерации с предложением о предъявлении в судебном порядке иска о признании данного Договора доверительного управления недействительным с момента заключения Договора.
Заместитель Председателя Ю.Ю.Болдырев
Оцените ещё одну ситуацию, выявленную Счётной палатой ранее. “Газпром” - организация, более чем на треть государственная, то есть более чем на треть принадлежащая нам с вами. Кроме того, “Газпром” имел в 1996 году крупные долги перед федеральным бюджетом, по существу, перед нами - гражданами страны. И, наконец, по закону распределение прибыли акционерного общества - компетенция не управляющего, а общего собрания акционеров. Все это не помешало председателю правления “Газпрома” Р.Вяхиреву в 1996 году противозаконно принять решение о перечислении средств из прибыли концерна (в том числе наших с вами средств, уважаемый читатель) в избирательный фонд кандидата в президенты Б.Ельцина. Кандидата, являвшегося одновременно действовавшим Президентом, по существу (если отложить в сторону формальные юридические хитрости) - прямым вышестоящим руководителем. В благодарность за что, надо полагать, наше доброе Правительство, по существу (опять же, если отложить в сторону формальные юридические нюансы) непосредственно руководимое этим кандидатом-Президентом, предоставило “Газпрому” отсрочки по платежам в федеральный бюджет. И в благодарность, надо полагать, и за уже отмеченную “службу” (не столько Родине, сколько её конкретным правителям), и за многое другое, о чём мы даже и не догадываемся, Правительство затем заключило с таким надёжным и проверенным управляющим противозаконный договор о том, чтобы он взял госсобственность и дальше владел как хочет...
Что это, если не самый что ни есть прямой и очевидный криминал?
Разумеется, мы предложили Генеральному прокурору привлечь участников этих тесно между собой связанных преступных операций к уголовной ответственности.
ДОКУМЕНТ: Обращение Счётной палаты РФ в Генеральную прокуратуру РФ от 29.05.1998
Счётная Палата РФ Исх. № 02-606/02 от 29 мая 1998 г.
Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.И.Скуратову
Уважаемый Юрий Ильич!
Направляю Вам Заключение Счётной палаты Российской Федерации по результатам анализа Договора доверительного управления 35 процентами акций Российского акционерного общества “Газпром”, заключённого Правительством Российской Федерации с Российским акционерным обществом “Газпром” 20 декабря 1997 г.
Прошу Вас рассмотреть вопрос об ответственности лиц, занимающих (занимавших) государственные должности Российской Федерации, принявших незаконное решение о заключении данного Договора.
При этом прошу Вас принять во внимание, что ранее председателем Правления РАО “Газпром” принимались решения о перечислении денежных средств РАО “Газпром” в избирательный фонд кандидата в Президенты Российской Федерации (являвшегося одновременно действующим Президентом Российской Федерации) Б.Н.Ельцина при наличии задолженности РАО “Газпром” перед федеральным бюджетом, с предоставлением РАО “Газпром” Правительством Российской Федерации отсрочек по платежам в федеральный бюджет. Указанные факты нашли отражение в отчётных материалах по результатам “Проверки законности использования средств федерального бюджета при финансировании расходов на проведение избирательной камлании по выборам Президента Российской Федерации”, утверждённых Коллегией Счётной Палаты 22 мая 1998 года, протокол №17(130), пункт 8.
Заместитель Председателя Ю.Ю.Болдырев
С учётом того, что в предложенный ему срок Председатель Правительства С.Кириенко не выполнил предложение Счётной палаты по добровольному расторжению Правительством совместно с “Газпромом” ранее подписанного ими незаконного и абсурдного договора, мы были вынуждены повторно обратиться к Генеральному прокурору. Мы предложили ему, дополнительно к расследованию уголовного дела, принять и предусмотренные законом меры по защите государственной собственности: выступить в суде с иском в защиту государственных интересов о расторжении противозаконной сделки.
ДОКУМЕНТ: Обращение Счётной палаты РФ в Генеральную прокуратуру РФ от 03.08.1998
Счётная Палата РФ Исх. № 02-916/02 От 3 августа 1998 г.
Генеральному прокурору Российской Федерации Скуратову Ю.И.
Уважаемый Юрий Ильич!
22 мая 1998 года Коллегия Счётной палаты Российской Федерации (протокол № 17 (130) п.15) утвердила Заключение на Договор доверительного управления 35 процентами акций Российского акционерного общества “Газпром”, заключённый Правительством Российской Федерации с Российским акционерным обществом “Газпром” 20 декабря 1997 года.
Председателю Правительства Российской Федерации С.В.Кириенко было предложено в месячный срок признать по согласованию с РАО “Газпром” Договор доверительного управления 35 процентами акций РАО “Газпром” недействительным с момента заключения, как несоответствующий закону.
Одновременно на Ваше имя было направлено письмо №02-606/02 от 29 мая 1998 года с предложением привлечь к ответственности лиц, принявших незаконное решение о заключении данного Договора.
С учётом того, что до настоящего времени Правительство Российской Федерации не решило вопрос о признании Договора недействительным, прошу Вас выступить с судебным иском в защиту государственных интересов о признании Договора доверительного управления 35 процентами акций Российского акционерного общества “Газпром”, заключённого Правительством Российской Федерации с Российским акционерным обществом “Газпром”, недействительным с момента заключения Договора, как несоответствующего Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Заместитель Председателя Ю.Ю.Болдырев
Как вы думаете, какова была реакция прокуратуры? В ответах Генеральной прокуратуры нам сначала сообщалось, что факты изучаются. А затем нас проинформировали о том, что проверка по фактам финансирования руководством РАО “Газпром” избирательной кампании по выборам Президента РФ поручена ... Председателю Центральной избирательной комиссии - как будто Председатель ЦИК может возбуждать и раследовать уголовные дела. А по вопросу о незаконном договоре доверительного управления госпакетом акций “Газпрома” нам сообщили, что решение “о рассмотрении вопроса о расторжении договора и проведении конкурса в соответствии с федеральным законодательством” предложено принять ... Президенту РФ. То есть тому самому лицу, в чьих, в том числе, интересах осуществлялись преступные действия. И это все - вместо надлежащего возбуждения уголовных дел и выступления в суде с иском о расторжении незаконной сделки...
ДОКУМЕНТ: Ответ Генеральной прокуратуры РФ на обращение Счётной палаты РФ
Генеральная Прокуратура
Российской Федерации
23.10.98
На №02-606/02 от 29.05.98
Заместителю Председателя Счётной палаты Российской Федерации
Болдыреву Ю.Ю.
Уважаемый Юрий Юрьевич!
Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение относительно договора доверительного управления 35 % пакета акций РАО “Газпром”.
Проведение проверки по факту финансирования руководством РАО “Газпром” избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации поручено Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, который сообщит Вам о принятом решении.
По вопросу законности заключённого договора доверительного управления закреплёнными в федеральной собственности акциями РАО “Газпром” Генеральным прокурором России в адрес Президента Российской Федерации внесена информационная записка с предложением о рассмотрении вопроса о расторжении договора и проведении конкурса в соответствии с федеральным законодательством.
Заместитель Генерального Прокурора Российской Федерации А.А.Розанов
Вот так, круг замкнулся.
Когда нам рассказывают о борьбе с организованной преступностью, с отмыванием преступно нажитых денег и их уводом за границу и т.п., у меня на все это убаюкивающее словоблудие остаются вопросы примерно одного типа. Например: по фигурантам вышеописанной просто кристально прозрачной и совершенно очевидно криминальной истории хотя бы уголовное дело наконец возбудили?
ЗАКОНОДАТЕЛЬ, ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Думаю, уместно здесь же привести и письмо, направленное нами в палаты Парламента. Мы исходили из того, что мало просто проинформировать депутатов о происходящем (хотя понятно, что подобной информации в любой европейской стране было бы уже достаточно для немедленной с позором отставки правительства). Необходимо ещё и дать законодателю соответствующие предложения по совершенствованию законодательства. Тем более с учётом того, что, по нашей информации, готовился законопроект, позволявший узаконить право правительства передавать госсобственность в доверительное управление. И, разумеется, этот законопроект никак не предусматривал тех механизмов и ограничений, которые предлагали мы, а лишь освятил бы законом уже реализовывавшийся фактически вышеописанный криминал и абсурд.
ДОКУМЕНТ: Сопроводительное письмо к Заключению Счётной палаты Российской Федерации...
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезневу Г.Н.
Уважаемый Геннадий Николаевич!
Направляю Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Заключение Счётной палаты Российской Федерации по результатам анализа Договора доверительного управления 35 процентами акций Российского акционерного общества “Газпром”, заключённого Правительством Российской Федерации с Российским акционерным обществом “Газпром” 20 декабря 1997 г.
1. Заключение Счётной палаты содержит вывод о том, что, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, Правительство Российской Федерации должно осуществлять управление федеральной собственностью и не имеет права учреждать доверительное управление имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.97 № 1603 об учреждении Договора доверительного управления 35 процентами акций РАО “Газпром”, а также сам Договор доверительного управления 35 процентами акций Российского акционерного общества “Газпром”, заключённый Правительством Российской Федерации с Российским акционерным обществом “Газпром”, являются незаконными.
2. Заключение Счётной палаты направлено Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.И.Скуратову с предложением выступить с иском в защиту государственных интересов о признании недействительным Договора доверительного управления 35 процентами акций Российского акционерного общества “Газпром”, заключённого Правительством Российской Федерации с Российским акционерным обществом “Газпром” 20 декабря 1997 г., а также рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц Правительства Российской Федерации, принявших незаконное решение о заключении данного Договора.
Заключение Счётной палаты направлено Председателю Правительства Российской Федерации С.В.Кириенко с предложением рассмотреть вопрос о принятии Правительством Российской Федерации 35 процентного пакета акций РАО “Газпром”, находящегося в федеральной собственности, к непосредственному управлению Правительством в соответствии с требованием пункта “г” статьи 114 Конституции Российской Федерации.
3. Счётная палата обращается к Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с предложением: в случае введения федеральным законом права Правительства Российской Федерации или иного субъекта учреждать доверительное управление имуществом, находящимся в федеральной собственности, предусмотреть в законе следующие нормы:
1) установить, что доверительное управление может учреждаться только в отношении того находящегося в федеральной собственности имущества, которое входит в специальный перечень, утверждаемый федеральным законом;
2) для объектов федеральной собственности стоимостью свыше определённого уровня, а также для объектов по специальному перечню, установленному законом, установить, что доверительное управление этими объектами может учреждаться исключительно специальными федеральными законами по каждому объекту (что на сегодняшний день, при отсутствии общего закона, дающего право Правительству учреждать доверительное управление, должно распространяться на все имущество, находящееся в федеральной собственности);
3) установить обязательность конкурсной процедуры определения доверительного управляющего имуществом, находящимся в федеральной собственности;
4) предусмотреть недопустимость передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в доверительное управление тому юридическому лицу, в составе имущественного комплекса которого находится это федеральное имущество;
5) предусмотреть недопустимость передачи акций, находящихся в федеральной собственности, в доверительное управление тому юридическому лицу, акции которого передаются в доверительное управление;
6) установить обязательность точного определения целей управления (получение прибыли в бюджет, приращение государственной собственности, обеспечение бесперебойной подачи газа социальнозначимым потребителям и (или) иные экономически и социально-значимые цели;
7) установить обязательность установления критериев оценки эффективности управления;
8) предусмотреть обязательное определение обязательств доверительного управляющего, обеспеченных безотзывной банковской гарантией и (или) залогом, предметом которого могут являться имеющие высокую степень ликвидности и принадлежащие доверительному управляющему на праве собственности объекты недвижимого имущества, ценные бумаги или денежные средства;
9) установить специальные требования и ограничения, связанные со спецификой федеральной собственности, а также объектов стратегического характера, предприятий, занимающих монопольное положение, и т.п.;
10) предусмотреть обязанность управляющего незамедлительно информировать Правительство, Парламент и Счётную палату о принятых решениях по специальному перечню вопросов, устанавливаемому законом;
11) предусмотреть обязанность управляющего предоставлять всю необходимую информацию Государственной Думе, Совету Федерации, Счётной палате в соответствии с их компетенцией;
12) установить обязательность точного определения видов и объёмов ответственности доверительного управляющего;
13) установить обязательность страхования ответственности доверительного управляющего, так как в определённых случаях размер нанесённого ущерба может превышать величину внесённого залога и объёма банковских гарантий.
Заместитель Председателя Счётной палаты Российской Федерации Ю.Ю.Болдырев
К сожалению, приходится констатировать, что и со стороны Государственной Думы адекватной реакции (то есть не просто выражения возмущения вскрытыми фактами, но ещё и хотя бы попытки законодательного пресечения возможности произвола в управлении госсобственностью) мы так и не получили.
ЩЕДРОСТЬ - ЗА НАШ СЧЁТ
Фамилия управляющего “Газпромом” уже давно иная, но что изменилось? Мне, к сожалению, о каких-либо принципиальных изменениях в самом механизме управления “Газпромом”, кроме публично высказанных всего лишь намерений наконец-то взять под госконтроль его внутренние расходы и освободить от “непрофильных” активов (предприятий и производств, не имеющих отношения к основной деятельности по добыче, переработке и транспортировке газа) - ничего не известно. Если что-то принципиально изменилось, то я был бы искренне рад -значит, наши усилия не пропали даром.
Пока же известно, что на 2002 год “Газпром” является безусловным лидером “с непреодолимым отрывом” среди всех не только российских, но и зарубежных компаний, работающих на российском рынке, по расходам на ... рекламу, а также на “благотворительность” и “спонсорство культуры и спорта” (газета “Время новостей”, N 229 (665) от 11 декабря 2002 года). И на 2003 год предусматривается дальнейший существенный рост этих расходов.
[4]
При этом, разумеется, не хватает средств на профильную деятельность и инвестиции. И потому предлагается повысить тарифы на газ для населения на 20 процентов, а для предприятий - на 40. Причём, важно понимать: эта льгота для населения (рост на 20 процентов меньше, чем для предприятий) само население слишком радовать не должна. Для нас - граждан - даже лучше было бы наоборот. Почему? Да потому, что указанный рост на сорок процентов для предприятий окажется заложен в цену практически всех товаров и услуг, которые мы с вами покупаем. И через этот механизм из наших карманов будет изъято средств несопоставимо больше, чем через прямой рост тарифа для населения...
Но даже если рост тарифа и ограничат, для начала, например, двадцатью процентами для всех потребителей -что это меняет? Почему я должен не сам выбирать для себя объёмы и объекты благотворительности и спонсорства и не довольствоваться тем, что оплачиваю своими налогами социальную политику государства, а ещё и вынужден оплачивать “благотворительность” и “спонсорство” полугосударственной компании-монополиста?
И почему: сначала рост тарифа на газ (а, значит, и цен на все без исключения товары и услуги), а лишь потом когда-нибудь - избавление от “непрофильных активов”, включая, например, телекомпанию НТВ? Почему не наоборот?
Не менее существенно: “Газпром” предполагает в 2003 году потратить около 70 млн.долларов на рекламу (по сообщениям СМИ, почти столько же - около шестидесяти миллионов долларов - он потратил на рекламу в 2002 году). Кроме того, что это действительно астрономические суммы, важно и другое: что именно мы оплачиваем как “рекламу”, на которую расходуются такие колоссальные деньги?
Газ - рекламировать не требуется. Видеоролики на НТВ с помпезным напоминанием “Газпром” - национальное достояние” - это не реклама и, тем более, не просвещение населения и акционеров, а, похоже, “внутрифирменная оптимизация финансовых потоков” со “сливом” из “национального достояния” части средств и тут же, без стеснения, их публичным отмыванием.
Что же рекламируется? “Имидж” РАО “Газпром” и его управленцев. Это примерно то же самое, как если бы была повышена плата за квартиру для того, чтобы ЖЭК получил возможность по телевидению и в газетах рассказывать нам, как здорово они ремонтируют крыши и какая замечательная атмосфера у них в коллективе... Вы согласны за это платить?
Но даже и это ещё не все. Не секрет, что так называемые “рекламные” бюджеты, как правило, расходуются не только на создание “имиджей”, но ещё и на так называемую “работу” со средствами массовой информации, депутатами и руководителями государства. Читай - чтобы никто не мешал “Газпрому” залезать в мой и ваш, уважаемый читатель, карман. И чтобы СМИ “учитывали реалии” - чтобы всё было шито-крыто. Чтобы публикация под громким названием “Открытие “Газпрома” в журнале “Итоги” (N20 (310) от 21 мая 2002 года) исчерпывалась лишь несколькими красивыми фотографиями руководителей и сотрудников на рабочих местах, а также зубоврачебного кабинета, столовой, бассейна, обувного магазина и картинной галереи с портретами руководителей. И неудивительно: ведь журнал “Итоги” - один из “непрофильных активов” “Газпрома”...
Из своей личной практики могу привести множество примеров, когда руководители тех или иных изданий (как центральных, так и региональных), нуждаясь, например, в период подписной кампании в “остром” материале и запросив у меня интервью, затем просили исключить примеры с “Газпромом”: “Вы же понимаете -иначе это невозможно будет опубликовать”...
Вот так: мы с вами сами же платим деньги за то, чтобы нас и дальше грабили и оболванивали...
И это ведь все вопросы не только наших расходов на газ, не только состояния наших кошельков и счетов, но ещё и возможностей инвестиций в развитие “Газпрома”, а также конкурентоспособности всех товаров, в стоимость которых закладывается цена на энергоносители. А значит - вопросы конкурентоспособности всей нашей экономики.
Подытожим. И попробуем сами себе ответить на вопрос: есть ли какие-либо основания считать, что при такой системе государственного управления своей собственностью руководители компаний действуют и будут действовать в интересах государства как главного сособствен-ника? А в интересах большинства иных акционеров?
И, соответственно, кто из имеющих доступ к информации о реальных механизмах управления “Газпромом” и РАО “ЕЭС России”, находясь в здравом уме, станет вкладывать свои личные деньги в такие акционерные общества? И откуда тогда взяться развитию?
В такой ситуации напрашивается, казалось бы, естественный вывод (во всяком случае, нам его регулярно и настойчиво подсказывают), что рассчитывать надо на уже приватизированную часть нашей экономики, а с тем, что ещё приватизировать не успели - надо разобраться в этом смысле побыстрее?
Часть 2. КАК ПОСТРОИТЬ ПРАВО НА ОСНОВЕ БЕЗЗАКОНИЯ? (стабильность прав собственности по-русски)
Среди условий, необходимых для развития экономики, одним из ключевых называют обычно стабильность прав собственности. И это вполне обоснованно. Хотя, конечно, и на сиюминутных спекулятивных операциях можно быстро заработать, после чего есть все основания столь же быстро спрятать деньги за рубеж. И когда такие возможности есть, вопрос о стабильности прав собственности или отсутствии таковой в конкретной национальной экономике отходит далеко на второй план. Деньги и так зарабатываются., а значит - проблем нет. Но при господстве такого метода экономической деятельности рассчитывать на экономическое развитие не приходится: нет ни ресурсов и стимулов для развития, ни инфраструктуры экономики, ни науко- и капиталоёмких отраслей.
Те, у кого есть доступ к внутренней (красиво называемой “инсайдерской”) правительственной информации, необходимой для осуществления валютно-финансовых спекулятивных сделок с реальным успехом, получают преимущественный доступ и к государственной собственности: сначала - к той, которую можно вывезти и продать, чтобы затем повторять этот бизнес вновь и вновь, а затем - и к той, которую вывезти невозможно, тем не менее, из которой можно в течение какого-то времени извлекать прибыль.
Но для того, чтобы получать прибыль можно было на протяжении длительного времени, необходимо, во-первых, эффективное управление, и, во-вторых, инвестиции в развитие. А для обеспечения возможности последних, кроме прочего, необходима ещё и ясность, прозрачность отношений собственности, а также стабильность прав собственности. Говорится об этом у нас очень много. Что же в результате?
Глава 1. КАК СКУПИЛИ У НАС КУРОЧЕК, НЕСУЩИХ ЗОЛОТЫЕ ЯИЧКИ, ЗА НАШИ ЖЕ ДЕНЕЖКИ (залогово-кредитные аукционы)
ПРИТВОРНАЯ СДЕЛКА
Для примера обратимся к знаменитым залогово-кредитным аукционам.
1995 год. Год, в котором федеральный бюджет по доходам был существенно превышен за счёт инфляции. Но одновременно год, когда бюджету якобы настолько не хватало средств, что Правительством была запущена пирамида госзаимствований (государственных казначейских обязательств - ГКО). И в это же время у Правительства вдруг откуда ни возьмись появились “временно свободные” валютные средства.
И Правительство, ну просто абсолютно не представляя себе, как бы толково, на пользу Родине, этими деньгами распорядиться, взяло и разместило около шестисот миллионов долларов этих средств на депозитах в частных банках. Причём, Правительство передало наши деньги в долг банкам под процент, существенно меньший, нежели процент, под который это же самое Правительство в это же время брало деньги в долг, в том числе размещая рублёвые (с учётом уровня инфляции) гособязательства. И практически сразу наше Правительство объявило, что в бюджете не хватает средств, а потому необходимо вновь взять денег в долг.
Но просто так такому Правительству в кредит, разумеется, никто денег не даст - нужен залог. Причём стоит отметить, что это только наше доброе Правительство даёт банкам бюджетные деньги в долг без всякого залога, а затем берет у этих же “уполномоченных” банков - под залог. Во всём мире все - наоборот. Когда дают деньги в долг государству - никакой залог не требуется. Государство же, например, США, ни цента госсредств не может оставить даже на ночь в коммерческом банке, не получив от банка полноценный ликвидный залог.
... Правительство объявило, что в качестве залога оно готово использовать принадлежащие государству контрольные пакеты акций ключевых стратегических предприятий страны: “Норильского никеля”, “ЮКОСа”, “Сибнефти”. Причём оценило Правительство эти пакеты в совершенно смехотворные суммы по сравнению не только с реальной стоимостью предприятий, но даже и по сравнению с их годовой прибылью.
При этом сразу же было понятно, что выкупать залог Правительство не собирается. Это явственно следовало в том числе из того, что в проект федерального бюджета на следующий 1996 год Правительством никакие суммы на выкуп залога изначально не закладывались. То есть, для всех потенциальных участников сделки и наблюдателей было очевидно, что речь идёт фактически об отчуждении госсобственности, о просто растянутой во времени процедуре продажи контрольных пакетов акций этих предприятий.
Почему так сложно, зачем? Ответ ясен: чтобы передать государственную собственность “друзьям” нашего Правительства в обход закона о приватизации госсобственности и принимаемой как федеральный закон программы приватизации госсобственности. И кроме того, как мы уже заметили выше, передать по совсем смешным ценам.
Вот тут уже от желающих спасти родное государство, которому не хватает денег, и дать ему кредит, естественно, отбоя нет. Но ведь и Правительство у нас щепетильное - не у каждого возьмет...
Конечно, некоторая видимость минимальных приличий была соблюдена: даже организована некая пародия на конкурс среди желающих дать государству в долг под такой замечательный залог. Что конкурс был фикцией, несмотря на все судебные процессы, проигранные конкурентами, не допущенными до лакомого куска, позже, по существу, признали и сами его организаторы. Помните, уже в 1999 году, когда их обвиняли в недобросовестности действий при проведении конкурса по продаже пакета акций Связьинвеста, они сами же говорили прямо: первый раз организовали честный конкурса все недовольны...
ВЕРШКИ И КОРЕШКИ
В результате, как теперь признается почти официально, допущенные до раздела пирога приближённые к власти олигархические группировки получили в управление (а затем и в собственность) контрольные пакеты акций указанных стратегических предприятий совершенно за бесценок.
Например, что такое “Норильский никель”? Это - мировой монополист по производству целого ряда драгоценных металлов, поставщик более 40 процентов от объёма мирового рынка металлов платиновой группы (включая палладий, незаменимый при производстве катализаторов - дожигателей выхлопных газов в автомобилях), производящий более 90 процентов никеля и 60 процентов меди в России, а также золото и серебро; с обеспеченностью производства рудами на 95-100 лет (в том числе так называемыми “богатыми” рудами - не менее, чем на сорок лет); с годовой прибылью около полутора миллиардов долларов и рентабельностью производства более 70 (!) процентов; с общей численностью работающих более чем в сто пятьдесят тысяч человек. Так вот: контрольный пакет акций (38 процентов) “Норильского никеля” достался группе Потанина всего за сто восемьдесят миллионов долларов, причём не реальных, а, скажем мягко, весьма условных - как мы в этом убедимся далее. Но даже если бы это были и реальные сто восемьдесят миллионов долларов, согласитесь, по сравнению с подлинной ценностью приобретения - это просто крохи.
Что получило Правительство? Достоверно, кто и что именно и в какой форме получил, мы не знаем. Расследовать это, наверное, было бы можно - при желании. Но кто и зачем будет что-нибудь рассказывать следствию? Не исключено, что подробности мы когда-нибудь узнаем, но только из мемуаров уже престарелых участников этой гигантской аферы. Тем не менее, информация о незначительной (как кожура у яблока по сравнению с самим плодом) видимой части “благодарности” просочилась.
Например, помните знаменитый скандал “союза писателей” осенью 1997 года? Тогда группу деятелей, включая Чубайса, Коха, Казакова и кого-то ещё четвёртого, уличили в получении сумм около ста тысяч долларов на человека якобы в качестве гонораров за книгу о приватизации в России. Так вот, применительно к нашей теме, вопрос даже не в том, была ли эта книга к тому времени написана (предъявить её, как читатель, может быть, помнит, наши великие прозаики не могли), или же в силу возникшего скандала книгу пришлось написать потом. Важно, что фирма, оплатившая столь невиданные применительно к подобному труду “гонорары за книгу”, как сообщалось тогда в средствах массовой информации, оказалась связана с “ОНЭКСИМ Банком” и Потаниным.
Кстати, это тот редкий случай, когда криминальный круг замкнулся абсолютно явно и публично. То есть налицо не только противозаконные действия высших должностных лиц государства и нанесённый ими государству колоссальный ущерб, но и некоторая полученная должностными лицами “благодарность”, исчерпывающе для любого суда в более или менее цивилизованном мире подтверждающая наличие у нарушивших закон должностных лиц корыстных мотивов. Но не зря же герой известной комедии утверждал, что наш суд - самый гуманный суд в мире. Во всяком случае, по отношению к высшим должностным лицам государства и сегодня более “гуманную” правоохранительную систему, чем наша - найти трудно...
Хотя, повторю, приведённый пример - скорее всего, даже не тень подлинной “благодарности” и её масштабов в подобных случаях, а лишь тоненькая кожурка или шелушка. Малюсенькая такая обналичка - на карманные расходы. Кстати, для особо доверчивых: поинтерсуйтесь, воспитанниками не этой ли команды “прозаиков” являются нынешние руководители нашего Минфина и Минэкономразвития, которые нам сейчас бодро докладывают о том, как Россия делает успешные шаги по пресечению отмывания преступных капиталов?...
Не приходится удивляться тому, что уходя с постов, подобные деятели оказываются на редкость удачливыми предпринимателями, абсолютно незаменимыми и сверхвысокооплачиваемыми специалистами, без услуг которых наши крупнейшие банки и компании просто жить не могут; а избирательные объединения, блоки и партии, которыми они открыто или закулисно руководят, не испытывают никаких финансовых проблем.
Но актуален вопрос. По сути, наши же деньги с нашего молчаливого согласия они вкладывают в свой все новый и новый приход во власть. Для чего они идут во власть и приводят во власть своих единомышленников, а точнее говоря, подельников? Что они воспроизводят во власти? Мой ответ однозначен: они воспроизводят именно то, что я описываю в этой книге. И это - именно то, что и является ключевым препятствием для развития нашей экономики. Под лозунги о либерализме на самом деле вновь и вновь воспроизводятся модели использования власти для присвоения собственности и получения разнообразных преимуществ над конкурентами. То есть усилия направляются не на создание и поддержание конкурентного пространства, а на его разрушение. Впрочем, подробнее мы будем говорить об этом ниже (См. “Как украсть треть бюджета?”).
Конечно, в более цивилизованной стране совокупности лишь описанного было бы исчерпывающе достаточно для того, чтобы ни один из упомянутых старателей на пользу торжества либерализма воздухом свободы больше уже не дышал. Но именно в этом смысле уж точно: Запад нам - не указ...
А что же получило государство, то есть мы с вами? В результате с блеском проведённых залогово-кредитных аукционов государство получило те самые наши шестьсот миллионов долларов, которые только что само же положило на депозиты в наши частные банки. Таким образом, государство, то есть мы с вами, получили то же, что и всегда, а именно - дырку от бублика. Но не бесплатно, а за свои же стратегические заведомо рентабельные предприятия и плюс шестьсот миллионов долларов.
Как, удивится читатель, ведь шестьсот миллионов долларов всё-таки вернулись государству?
Формально - да. Фактически - далеко не сразу. Реально наши с вами шестьсот миллионов долларов были переведены с одних счетов в этих банках на другие в этих же частных банках, но называемые “бюджетными”: банки-то были не случайные, а те самые - “уполномоченные” на хранение бюджетных средств...
ДОСАДНЫЕ ПРЕПОНЫ НА ПУТИ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ПОБЕДЫ ЛИБЕРАЛИЗМА
Конечно, если бы обо всём этом никто не узнал, то можно было бы делать вид, что Потанин, Ходорковский, Абрамович и другие стали очень небедными просто потому, что в отличие от бездельников и балбесов много и упорно учились и трудились, изобрели новые способы извлечения из почти пустой породы платиноидов, внедрили эффективные методы управления и т.п. Но, во-первых, к тому времени они ещё не успели взять под полный монопольный контроль все средства массовой информации, хотя в большинстве своём СМИ были уже фактически ручными; во-вторых, пожадничали и не стали достаточно щедро откупаться от конкурентов -просто закрыли перед ними двери. Возник организованный конкурентами скандал. Да и то ещё не страшно -этим быстро заткнули рот нужными арбитражными решениями, а также скупкой газет и подачками журналистам.
Но тут как на грех в это же время (в начале 1995 г.), несмотря на противодействие Президента (накладывавшего вето на соответствующий закон) и его команды, была создана Счётная палата Российской Федерации. Этот контрольный орган с весьма значительными полномочиями удалось сделать (по системе организации его деятельности) независимым от Президента и исполнительной власти, работающим по поручениям не только большинства, но даже и меньшинства (всего в двадцать процентов) депутатов любой из палат Парламента. И вот этот вредный для окончательной победы описываемого специфического “либерализма” в нашем государстве контрольный орган по поручению Государственной Думы осуществил проверку законности проведения залогово-кредитных аукционов. Было установлено главное: не просто отдельные нарушения закона, а принципиально притворный характер сделок.
То есть, Счётная палата установила факты того, как Правительство сначала одолжило банкам наши с вами деньги под мизерный процент. И факты того, как Правительство у этих банков затем одолжило эти же деньги обратно, но уже под залог оценённой Правительством буквально в копейки по сравнению с истинной ценностью стратегической госсобственности. И факты даже невключения Правительством во вносимый им в Думу законопроект о федеральном бюджете на следующий 1996-й год предложения о выделении средств на выкуп заложенной госсобственности. Таким образом, налицо все необходимые доказательства притворности осуществлённой сделки, истинной целью которой являлось не получение в кредит средств для бюджета, а отчуждение госсобственности в обход закона о приватизации госсобственности и утверждаемой законом программы приватизации. А в соответствии с нашим Гражданским Кодексом притворная сделка является ничтожной, иначе говоря, недействительной.
К сожалению, сам Отчёт по проверке залогово-кре-дитных аукционов не содержал всю приводимую мною информацию в совокупности (с учётом данных других проверок). Но зато эту совокупную информацию содержало письмо, направленное нами Генеральному прокурору РФ по результатам рассмотрения данного вопроса на заседании Коллегии. Привожу это письмо для того, чтобы читатель мог составить собственное представление о наших аргументах.
ДОКУМЕНТ: Обращение к Генеральному прокурору РФ по фактам притворных сделок с залогово-кредитными аукционами
Счётная палата РФ Исх. № 02-402/04 от 26 августа 1996 г.
Генеральному прокурору Российской Федерации Скуратову Ю.И.
Уважаемый Юрий Ильич!
В соответствии с поручением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 октября 1995 года № 1239-1 ГД и решением Коллегии Счётной палаты Российской Федерации от 18 октября 1995 года № 21, Счётной палатой РФ проведена проверка деятельности федеральных органов власти в части обеспечения поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации государственного имущества и доходов от федеральной собственности.
В результате проверки аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссий, проведённых на основании указа Президента РФ от 31 августа 1995 года № 889 “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”, установлено следующее:
1. Согласно п.6 “Обязательных условий Договора кредита”, утверждённых указом Президента РФ от 31 августа 1995 года № 889, государство обязуется выплатить основной долг и начисленные проценты из выручки от реализации акций, переданных в залог; при этом Заёмщик (государство) вправе досрочно исполнить свои обязательства по Договору кредита из средств федерального бюджета. Но в нарушение п.6 “Обязательных условий Договора кредита”, во всех договорах кредита под залог акций, заключённых по результатам аукционов между Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ и победителями аукционов, полностью исключено право Заёмщика на погашение обязательств по договору кредита из средств федерального бюджета. Следовательно, инвестор не предоставляет кредит, а отчуждает денежные средства для приобретения акций с возможной их последующей реализацией.