Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

уже с давних времен

все растет и растет рой пчелиный.

И это - все те же цветы и все те же пчелы.



Половодье света уничтожает тяжесть

                        земного времени,

затопляет жажду горького ожидания.

Люди, смиренно потупившие глаза,

ребенок или преступник, -

войдите в простор откровений.

Изумляюще ослепительны

ангелов крылья, райский свет!



Пусть старухи узнают

о блуде и о невинности.

Пусть младенец вопрошает

о творящемся вкруг него.

Пусть подростки глядят

на пляшущую Саломею.



Свет объяснит изображенное,

покажет,

как создается цветок и нимб,

как гладкая поверхность

сохраняет свой образ - свою судьбу.



Таинство соединяет, словно голоса в хор,

покаяние и наказание; и жизнь, и смерть

приходят на свидание покоя. О, таинственный

                                               ковер,

о, магические судь6ы!, закрыть глаза,

а открыть их - на Иордане, и увидеть: ржавеют

                                   ключи от Дома,

где нет Пастуха и Голубки.

Таинство приводит хаос в порядок,

уверуй и жди. Ты увидишь, услышишь, ощутишь,

как светящимися созвездиями струится кровь.

Вот Святой Иаков, вот Иосиф, вот Константин, -

они покинули уже свое стеклянное жилище.

Вот Святая Мария Египетская покидает неф,

и поля, кухни, прихожие затопляет рассказ

                                   о ее судьбе,

она проходит по улицам, как и прежде,

и снова смиренный лев помогает ей удержаться

                                   на краю могилы.

Вот Святой Иаков, вот Иосиф, вот Константин,

и Мария Магдалина, укрытая волосами слез

                                               своих,

Марфа, грустная во время вечери Учителя,

и пляшущая Саломея, -

красные одежды танца,

словно пламени языки.



Выбери свое изображение.

Вот святой, вот судия, еретик, мученик и палач,

и блудный сын, уходящий из дому

с соколом на руке.

Возьми свою карту - иди

по жизни.



                        II



На высоте человеческого роста, лицом к лицу,

позволяя себя разглядывать, -

идут дароносцы: плотники, кузнецы, пекари,

скорняки, ювелиры, кожевники,

и каменщики, впрягшиеся в камень,

и самаритянские водоносы, дающие лунные

                        ночи в обмен на монеты.



Но выше, выше, к Таинственному.

Душа смиренно

отыскивает путь,

нас возвышающий, ночную дорогу

меж волком, разбойником и блудницей

к скиту в горах, и небо - словно плащ

Святого Мартина, укрывающий того,

                        кто продрог и наг.



Но выше, выше, к таинственным письменам.



О, тщеславные фигурки, вы - вечны

в своей славе, своей любви, в своих страданьях,

святые на праведном пути,

пророки, изрекающие нетленные слова,

высокие башни, -

словно цветок, тщательно

вписанный в центр мира, -

сколько детского удивленья, сколько веры!



Витражи распахиваются навстречу тому,

кто пришел ради мира и ради счастья.

Словно один ребенок другому, -

просящему показывают они пророчества Библии,

даруют ему белые камешки,

и утреннюю звезду,

и землю с людьми,

и аквариум с рыбами,

и все многоцветье сна.



Человек выходит из церкви:

его настигают голод, налоги,

стрелы страдания

и отчаянье без предела.

Но в центре - остается собор,

и в его спелое яблоко вгрызается солнце.



***





            ВЕТЕР НА УГЛУ



Вечерний ветер, встречай меня здесь, на углу.

Что ты несешь мне? Ударяешь

медовою лапкой в колокола.

Пахнешь платаном, тихой рекой, мостом,

кошкой на крыше, воробьями, бумажным змеем.

Ты дуешь - потому, что тебе самому так хочется,

потому, что не можешь не дуть. Разматываешь

                                               мой шарф,

похлопываешь по шляпе. Цветам

посвистал, пролетая; старикам нашептал:

подумайте-ка о пенсии... Ну, хорош!



                        Я расплачусь - мне хочется плакать, -

                        так мальчишка за последнею партою плачет,

                        ибо я - не поэт, не мужчина, не лист на древе, -

                        пульс, ускользающий в мир, что древней крови

                                   моей предназначен.



                                   Федерико Гарсиа Лорка

                                   \"Двойная поэма озера Эдем\"



***





            НЕЖНОСТЬ



Эта нежность, и эти свободные руки -

кому подать их? Столько винограда -

зеленого для лисы; и жадным призывом

дверь настежь раскрыта - для никого.



Мы напекли хлеба - белейшего хлеба

для уже мертвых ртов,

налили чаю - холодного

от рассветного ветра.

Взяв инструменты, стали играть для

                                   слепого гнева

теней и забытых шляп. Мы уселись

за бесполезно накрытый стол

и в полночь, стыдящуюся себя,

выпили пунша.

Но - кому это нужно,

кому?



***

В Буэнос-Айресе мы слышали по радио голос Луи

Армстронга, вопрошавшего: How long, how long I\'ll

have to wait?, и я вспоминал одну аргентинскую пес-

ню, в которой звучал вопрос: \"Когда моя жизнь, ког-

да?\" И вот:



            АРГЕНТИНСКИЕ ЧИНОВНИКИ, УР-РА!



            Этот - живет на жалованье,

            тот - жалуется на жизнь.

            Французская булка, дешевая болонская

                                               колбаса,

            залив Ла-Плата.



            Идет, идет пароход.

            Сидите и ждите свое когда

            среди сотен тысяч других когда.

            Где - это мы знаем:

            кафе

            ипподром



            дешевый курорт в горах, Сан-Исидро,

            работа - одиннадцать месяцев и столько-то

                                               дней -

            в конторе с бесшумными вентиляторами,

            и начальников - только пять.



            Когда, моя жизнь, когда.



***                   

                 

Я вернулся в Буэнос-Айрес, а два года спустя сно-

ва уехал из него - я не мог вынести постоянной лжи,

она была всюду: от внутренних переживаний до внеш-

ней жизни, из которой улицы перонистского Буэнос-

Айреса вычеркивали меня. Но для чего говорить сей-

час об этом, если стихи - без слов - и так говорят о

том же? Ирония, печальная нежность, постоянное об-

думывание планов бегства - все это было словно за-

вещанием некоего аргентинца, который не ощущает и

никогда не ощутит себя беглецом, а только хозяином

положения - пусть и продаст все до последней книги

и последней пластинки, чтобы уехать: уехать, не дер-

жа на сердце зла, вежливо, простившись на пороге с

друзьями и родственниками, с теми, кто никогда не

прочтет этого завещания.



            МАМА



     Встав впереди тебя, я гляжу на себя в зеркало -

     и оно не отражает происшедших со мной перемен,

     галстука моего нового и прически. Я вижу себя

     таким, каким ты видишь меня, - частью тебя,

     от тебя отторгнутой.

     О, мама, вот твой сын, это он потупил твой

     взор - пусть зеркало замолчит, и мы сможем

     найти общий язык. И пусть о разном, по разные

     стороны бытия, будем мы говорить одинаковыми

     словами. Ты - это урна с прахом (я сжигал тебя),

     но все так же висит мое детское полотенце,

     и сероглазый огромный сыч все еще ожидает

     моих речей о справедливости, честности и радио-

     телефонной морали. Мама, я не могу воссоединиться

     с самим собой, не могу стать тем, кого ты все

     еще видишь. Не могу освободиться от себя,

     нынешнего, а в зеркале нежной улыбки твоей

     все еще отражается тот, кто мною раздавлен -

     славный пингвинчик, уходящий и возвращающийся,

     и до последней минуты бесстрашный, тот, каким

     ты хотела видеть меня: честный, счастливый,

     ласковый и получивший образование.



                        Прийти на мгновенье. Даже не

                        обернуться: я всегда

                        уходящий. Смотрю на все,

                        уходя, падаю, уходя.



                        Фратиско Урондо. «Каноны»



***



            ОТЛОЖЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ



                        In memoriam Марио Альбано



На берегу реки, под ветром, с непокрытой

                                               головой,

насмешливый, исхлестанный насмешками,

не уходи, помешкай,

ты - нам судья, постой

над этой убегающей водой.



Заступничество,

знание-викарий,

и письма, рукописи - все ничто.

Свиданье без свиданья; жажда и вода -

вот что есть истина; нам жадным ртом

до яблока не дотянуться никогда.



(Не остановишься; последнее «прости» -

цветок, срываемый губами;

на ощупь знают пальцы:

насколько краток день,

а красота, одевшись нищенкой, проходит мимо,

и вымученная улыбка

соскальзывает в бездну.)



В Буэнос-Айресе, столице страха,

ты, крестоносец,

надел кольчугу - чтоб не услышали биенья

                                   сердца твоего,

в котором обитали дожди и время,

и женщины, и цены,