Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Хулио Кортасар

Стихотворения







СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ СБОРНИКА «ТОЛЬКО СУМЕРКИ»



***



Слово не дело, дело  не слово, ну и

так далее, слово за слово

Лучше всего: без какого-либо начала,

плясать от печки. Никакой хронологии,

карточная колода так перетасована, что

и сам черт не разберет. Если вспомню

даты - я их проставлю. Или - не про-

ставлю. И укажу место написания.

Или - не укажу. В любом случае вы

тоже будете решать, как вам поступить.

Жизнь: указательный палец вниз, авто-

стоп, hitchhiking: повезет или не пове-

зет, книги - что машины.

Вот одна приближается. Подсадят?,

оставят на обочине?



***

BILLET DOUX



Вчера я получил письмо - негаданно-нежданно.

Не выразить, как мне невыносимо быть одной.

Невыносимо - до слез, ведь мы друг друга любим,

                                                     но ныне

            любовь опередила нас

            и нежными руками

отсутствие скрывает наше».

Исписан весь листок.

И вот - конец.

Любовь моя ушедшая, я должен написать тебе,

                                               я отвечаю:

Буэнос-Айрес, четвертое, ноябрь, год тыща девятьсот

            пятидесятый. Четвертое, и

            пленницей календаря - луна.

Нам так немного было нужно, чтобы были вместе:

            уверенный шаг дня, прямая линия цветка,

            определенность встречи.

Да, вот и все, что было нужно.

Легла монета решкой, ковер - изнанкой.

(Никто не виноват, что я живу, что так живу...)



***

ХРОНИКА ДЛЯ ЦЕЗАРЯ



И ты воздвигнешь великий город

И дороги великого города дойдут до других городов

так чумные крысы заражают других крыс и людей



Все живое в твоем городе восславит тебя

ты будешь почитаем

восхваляем и почитаем

и ты сам станешь произносить свое имя словно чужое

так как перестанешь различать разницу между

                                   людьми и божеством



Вероятно ты будешь счастлив

как всякий мужчина с женщиной как всякий человек

                                   в твоем городе

вероятно ты будешь прекрасен

как всякий идол с каменным ликом

как всякий лев прыгающий сквозь огненный обруч



и ты возведешь башню

будешь покровителем искусств

и каждого седьмого ребенка в семьях назовут

                                               твоим именем

И тогда разве не пустяки что в тени появляется плесень

ведь фабрики дымом пишут в небесах твои инициалы



Меловой круг замкнется

и в пещерах ночи уже не нарисуют спасительных

                                               изображений



Отныне и навсегда ты станешь верховным жрецом

а по утрам официантом у самого себя



И ты воздвигнешь великий город

как строят муравьи муравейник

дойдешь до Румынии

И будет безумная радость в записках

по поводу возвращения победоносного войска



Все это не выйдет за пределы твоего жилища

но от полудня до полуночи

ты все же воздвигнешь великий город

город-сердце город-память город-бесславие

Город человека перерастет в человека-город



и станут тебя защищать одни люди от других

потемки от потемок

собаки от собак

дети от детей

но женщины будут все так же спать с мужчинами

а пацифисты призывать к миру



Верю что ты умрешь веря

что воздвиг город



Верю что ты воздвиг город



Верю в тебя

и в город



И теперь да

я верю

теперь я знаю что ты воздвиг город



Ave Caesar

***





ГЕРОЙ



Его глаза сейчас глядят далёко,

его душа наивна и крылата,

он только начал путь и верит свято:

любую одолеет он дорогу.



Он видит звездный свет своих желаний,

и стрелы солнца, и огни сражений,

и темноты всемирной пораженье,

и фейерверков праздничных сиянье.



Он мчится все быстрее и быстрее,

он стал уже кентавром, весь - движенье,

найти дорогу в город он стремится,

грядущее вздымает, словно знамя.



Проспект манящий видит он далёко,

а что там дальше? Там - мираж, не боле.

К нему стремится, но достичь не может,

хоть верит, что достигнет, и - стремится.



Чтоб он упал - толкать его не надо,

всем телом ощутит свое паденье,

глаз не закрыв, постигнет на мгновенье:

лишь тьма вокруг. Нет света - только тьма.



А он все мчится, мчится...

И на руке - стального цвета сокол,

и камни на дороге ясно слышат

зов человека, мчащегося к цели.



А вскоре - осознанье:

конец не будет никогда началом;

и в глубине проспекта -

о, сколь прекрасным тот ему казался! -

он видит только дерево сухое

и сломанный, рассыпавшийся веер.

***





Когда подхожу к стереофонической установке

и с осторожностью «обуваю» голову в наушники -

моя голова столь хрупка,

но и аппаратура - вещь не менее хрупкая,

что же нужно больше беречь? -

то это именно я - тот, кто подходит к стереоустановке,

                                   тот, кто просовывает голову

в иную ночь, в иную тьму.

За пределами, кажется, все неизменным осталось:

                                   освещенная комната,

Кэрол, читающая роман Вирджинии Вулф,

пачка сигарет, кошка по кличке Фланель - она играет

                                   с бумажным комком -

все то же самое, как если бы и я был здесь, -



и все совершенно иное, ибо внешняя тишина,

                                               наступившая

из-за резиновых кружков, зажимающих уши,

уступает место иной тишине,

внутренней - планетарный ток крови,

черепные каверны, слух открывается для иного

                                               звучанья,

тишина - в ожидании,

бархат тишины, осязание тишины, нечто, похожее

на разбегание галактик, музыка сфер, задыхающаяся

тишина, безмолвное звучанье звездных сверчков,

сгусток ожидания (две, три секунды), и вот - он

                                               проколот,

бывшая ранее тишина исчезает, сверкающее безмолвие

                                               еще остается

в чертом (или красном, или зеленом) плюше наушников,

и вот взрывается первый аккорд,

тоже внутри меня, музыка - внутри моего хрупкого

                                               черепа -

в Британском музее я видел хрустальный череп,

в прозрачной глуби которого вспыхивал космический

                                                       свет, -

так и музыка не приходит через наушники, она

                                   возникает внутри меня,

                      я сам - свой собственный слушатель,

прозрачное простанство, в котором бьется ритм,

и наконец, в центре черепной пещеры музыка

            начинает ткать желанную мной паутину.



         Как же не поверить, что и поэзия, в некотором

роде, - слово, которое прислушивается к себе, надев

невидимые наушники, едва лишь стихи начинают свое

волхвование?! Мы можем абстрагироваться, читая рас-

сказ или роман, жить во времени, которое принадле-

жит прочитанному более, чем время нашего чтения, но

все равно мы связаны с окружающей жизнью, и узнан-

ное продолжает оставаться тем, что мы знали, только

с эстетическим, иносказательным, символическим плю-

сом. А стихи говорят только: они - стихи, и не бо-

лее. Оправданность их рождения и существования в

том, чтобы вернуть нас к истокам нашего внутреннего

«я», точно так же, как наушники разрушают мост меж-

ду внешним и внутренним мирами, чтобы создать осо-

бое душевное состояние - присутствие и существова-

ние музыки, которая приходит, поистине, из глубин

темной пещеры.

         Никто не описал этого лучше, чем Райнер Мария

Рильке, - в первом из сонетов, посвященных Ор-

фею:



            О Orpheus singt! О Hoher Baum im Ohr!

            (Поет Орфей! Растущим древом - звук!)



         Внутренним древом: лесом, мгновенно вырастаю-

щим, шелестящим всей своей листвой в квартете

Брамса или Лютославского. И Рильке завершает со-

нет - интуитивный образ, утверждающий свою под-

линность и все очищающий - изображением диких

зверей, усмиренных пением языческого бога, и обра-

щается к Орфею:



            da schufst du ihnen Tempel im Gehor.

            (ты их вводил в свой голос, словно в Храм).



          Конечно, Орфей - музыка, а не поэзия, но, как

говорил Валери, они - «подруги, почти близняшки».

Если благодаря наушникам музыка приходит к нам из

самых своих глубин, то поэзия внутри себя вслушива-

ется в наушники глагола; напечатанное - пульсирую-

щее - слово, сначала прочитанное глазами, вырастает

затем высочайшим древом внутреннего слуха.

***





Ощущение поэзии в детстве... я бы и рад порасска-

зать об этом побольше, но боюсь впасть в невольный

грех лжи, начну вспоминать из hic et nunc и почти

наверняка искажу прошлое (Пруст, как бы он ни ста-

рался, - не исключение).



Есть воспоминания, что налетают внезапно и требу-

ют немедленно их воспроизвести, воспроизвести ду-

шевное состояние ребенка: вот я на четвереньках под

стеблями помидоров или кукурузы в саду, в Банфил-

де, король в своем собственном королевстве, разгляды-

ваю насекомых без какого-либо энтомологического

пристрастия, вдыхаю - чего уже не могу сделать сего-

дня - запах влажной земли, листьев, цветов. Если пе-

рейти к кругу чтения - вижу себя над страницами «Со-

кровищницы юношества» (она издавалась сериями, и

«Книга поэзии» вбирала в себя все - от античности до

модернизма). Для меня нераздельно: Олегарио Андра-

де, Лонгфелло, Мильтон, Гаспар Нуньес де Арсе, Эд-

гар Аллан По, Сюлли-Прюдом, Виктор Гюго, Рубен

Дарио, Ламартин, Беккер, Жозе Мариа де Эредиа...