Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Сергей ПАЛИЙ

ИЕРУСАЛИМ-СИТИ



Оживленный Новозаветный проспект раскинулся на добрые двести метров в ширину, раздвигая многоярусные храмы, дома районных епархий, зеркальный небоскреб пресвятейшего епископа Рамоли, уходящий ввысь своими гранитными крестами. Вдоль тротуаров ютились приземистые торговые кельи и просторные церковные павильоны, где можно было найти все, что угодно: и демисезонные рясы «секонд-хенд», и виброкадила, и медовые баранки «Мечта монаха», и кабалистические свечи, которые горели почему-то исключительно по Пасхам. А, зная места, особо недисциплинированные граждане Иерусалим-Сити беспрепятственно могли достать еретикин, за контрабанду которого тысячи отлученных ссылались в Трудовые Монастыри, и даже диковинный артефакт из холодной Руссии — «Геометрию Погорелова».

Он шел по проспекту, углубленный в свои мысли и воспоминания. Вся жизнь прошла в рвении понять небо. Самое странное, что никому вокруг не приходило в голову ничего путного, и с кем бы он ни делился своими соображениями, его обязательно предавали и принимали за сумасшедшего. Уже не раз Братья Веры преследовали его, драли за кудрявые волосы на допросах, обыскивали его дом; сам Рамоли однажды вызывал его к себе и намекал в разговоре на ссылку в ТрудМон. И ни одного, ни одного человека не было рядом, никто не хотел слушать его бред про «планетусы», «звездиумы», «орбитании». А он смотрел на небо и, вглядываясь в его неведомую бесконечность, все больше и больше познавал Землю.

Иерусалим-Сити после Святого Переворота стал столицей Изрании — государства, простершего свои владения от берегов Твердиземного моря на западе до Сиривских пустынь на востоке, от Сивана на севере до Алого моря на юге. Огромный мегаполис поражал своей бутафорной красотой в центре и запущенностью на перифериях, где черные от смрада и пыли нищие попики бродили от одного лепрозория к другому в тщетной надежде быть принятыми под защиту священных стен. Тысячи, десятки тысяч чумных колоннами пытались прорваться через несокрушимые заслоны Братьев в административный центр столицы. И падали под тугими напорами святой воды, которой войска поливали их из брандспойтов. К подобным беспорядкам верховная городская епархия уже давно привыкла и не обращала на них никакого внимания. Епископам и без этого хватало забот: долги Международному Ордену Займа, затянувшаяся война с Аравской Саудией на юго-востоке, внутриизранские вспышки ереси. А не так давно саудийские монахи-террористы взорвали главный винный погреб страны, и более полутора тысяч тонн «Кагора» сгорело.

Но, несмотря на трудности внутренние и внешние, Иерусалим-Сити переливался на солнце блеском центральных улиц, литых соборов и фанатическим сиянием миллионов глаз, принадлежавших верноподданным Святой Религии и Веры, которые боготворили пресвятейшего Рамоли, лишь только потому, что им повезло, и они оказались по ЭТУ сторону братских заслонов.

Важные седовласые схимники не спеша прогуливались по Новозаветному проспекту, сопровождаемые своими ловкими учениками, готовыми прислужить в любой миг. Юные семинаристы, щеголяя модными рясами на клепках, вальяжно сидели на скамьях и потягивали пиво «Родосский колос». Они нагло глядели вслед хихикающим монашкам, группами фланирующим по тротуарам, и с видом знатоков женских тайн причмокивали языком.

Он копил деньги на протяжении многих лет, экономя на всем, для единственной цели: опубликовать свой труд «О кружении планетусов и их орбитаниях». Дело всей его жизни находилось в коробке из-под дешевой романской пиццы, которую он бережно прижимал к животу обеими худыми руками. Издательский двор «Кармада» находился на пересечении Новозаветного проспекта и улицы Крестоносцев, рядом с борделем «У Марии». Над входом в этот фешенебельный бордель красовался яркий неоновый слоган: «Нет генной инженерии!! Да пребудет с тобой Сила Господня!»

Проходя мимо книготорговой кельи, он задержался и рассеянно взглянул на прилавок. Тут присутствовала весьма разнообразная литература: «Методы шлифовки дубовых алтарей», «Основы научной казуистики», «Критика логических посылок и модусов», «Энциклопедия юного протоиерея», «Записки раскаявшегося протестанта»; а также — большой выбор современной художественной литературы: бестселлер «Подстава для Христа», серия «Бешеный апостол» да и много еще интересных книг.

Поп, торгующий в этой келье, долго приглядывался к нему, водя красноватым носом и теребя толстыми пальцами импортный подрясник.

— Самиздатом интересуемся? — наконец спросил служитель.

Он поднял глаза.

— Есть свежий боевик «Марш Иуды». Тираж небольшой, так что бери, пока не расхватали! — быстро отчеканил поп.

Сглотнув, он отошел от прилавка и направился в сторону Издательского дома «Кармада». «Только бы напечатали», — думал он, шагая мимо людей, которые расплывались на бесчисленное множество черных пятен.

Черные одеяния граждан Иерусалим-Сити делали город похожим на разветвленную сеть каналов, заполненных темными водами, мерно текущими непроглядными потоками, извивающимися на поворотах улиц, бурлящими на перекрестках, превращающимися в черные моря на площадях и в нитевидные лиловые ручейки в переулках. Попадая в эти воды, человек ощущал прилив непонятной энергии, которая струилась между мрачными волнами, шквалами и всплесками, и наполнялось его тело радостным дрожанием, предвкушением встречи или разлуки, а душа — полнотой и достаточностью бытия. И человеку более ничего не было нужно.

Одернув старую рясу польского покроя, он вошел в здание «Кармады».



На сотню верст вокруг не было души живой. Деревушка эта в три постоялых двора спряталась в лесочке махоньком, березовом. Сколько весен и зим она тут стояла, никто и не помнил, да и кому было помнить — кривой бабке Агафье девяноста лет от роду или деду Прохору, что через колодец прыгал от сумасбродства?

— Да шо ж ты творишь, окаянный! — кричала на него бабка. — Убьесси! Убьесси!

— Я знаю, едрить-налево, как нады! Не учи, старая! — отвечал он и сызнова сигал через мелкий колодец, растопыривая ноги. — Э-эх-ти!

Петухи расхаживали по деревушке, гуси швыряли грязь дорожную клювом в разные стороны, и тощий бычок по кличке Коробейник целыми днями напролет упорно пытался повалить самую старую березу, лениво разбегаясь и бодая ствол потрескавшимися рогами. Да никак не мог он ее завалить, хоть и была она почти что сгнившая изнутри.

А зима наступит — так тут и вообще деревушку заметает снегом по самые трубы крохотных домишек. И одни эти трубы только пыхтят над бескрайними сугробами…

Каждое воскресенье бабка Агафья с дедом Прохором да с остальными немногочисленными односельчанами ходили исправно на службу в часовенку, которая находилась неподалеку, на уютной опушке. Там служил дьякон один, имени которого никто даже и не ведал. Старенький-престаренький, щупленький такой дьяконичишка. Молебен служит за здравие или за упокой чего-нибудь поет своим голоском дрожащим — да все улыбается. Чего улыбается — непонятно.

Все есть, как есть, да была одна странность в дьяконичишке в этом: как кто пригласит его в гости, настоечкой грушевой напоит, так он и начинает истории небывалые рассказывать про черт-те что — леший и тот не разберет. Такую, бывает, околесицу несусветную нести станет, что сельчане знай только за животы хватаются да по полу катаются.

И ежели кому надо повеселиться, или праздник какой, то тут никак без дьякона не обходится…



Вот и все.

«И сам не приму! И все издательства церковные оповещу, чтоб не принимали ересь подобную! Подкаблучник дьяволов!» — звенели в его ушах слова архиерея «Кармады», когда он, бледный, вышел на улицу.

Прошагав машинально сотню метров, он остановился напротив ресторана «Ноев ковчег» и поднял глаза к небу. Безоблачная высь непроницаемой голубизной висела над ним. Еще очень-очень далекой. «Что же там? Неужели — Бог?» — подумал он, и тут же какой-то широкоплечий монах чуть не сбил его с ног.

— Чего уставился? Ангелов считаешь, что ли? — оглянувшись, насмешливо спросил монах.

«Нет, я не считаю ангелов. Я хочу увидеть звезды! Настоящие, живые, огненные звезды! Увидеть их такими, какие они есть на самом деле, а не через это стеклянное божественное небо», — подумал он вдруг и устало опустил глаза.

На богато отделанной двери ресторана было написано золотым тиснением: «пост с 12.30 до 13.30». Часы на высокой колокольне «Святого Свята» пробили два, и он вошел внутрь «Ноева ковчега», повинуясь какому-то отчаянному порыву. Там он, не сделав и двух шагов, резко развернулся и вышел обратно. Теперь он знал, куда идти. Знал, как проверить свои надежды…

Черный поток улицы несся, в нем то и дело образовывались завихрения, его капли проникали в дома, храмы, соборы, молельни, церкви, струйки его текли вверх по лестницам и впадали в маленькие лужицы семей. Это был Иерусалим-Сити — город мечты любого провинциала.

Он зашел в казино, купил фишек на все деньги и, не раздумывая, присел возле рулетки. Крупье — молоденький семинарист — быстро двигал руками, принимая ставки, отдавая выигрыши, как-то хитро закручивал шарик.

И здесь черные брызги бурлили, омывая разум, не давая сосредоточиться и еще раз все обдумать. «Небо и Бог. Общий Бог. Один для всех… И столько много звезд! Разве это равноценно? Я не знаю. Что из этого достойно быть истиной?» — размышлял он, искоса поглядывая на человека, сидящего рядом.

Этот мужчина, нахмурившись, следил за шариком, бегающим по кругу с цифрами. Перед ним также возвышались столбики разноцветных фишек, приобретенных на большую сумму.

Через несколько кругов они, не смотря друг на друга, подвинули все свои фишки на «красное». Их руки столкнулись, и лишь тогда их взгляды пересеклись. Смущенно улыбнувшись, первый отодвинул свою ставку, потому что такое количество фишек не умещалось на одном поле стола. Но второй уверенно взял его фишки и поставил на свои сверху.

На «красном» оказались очень внушительные столбцы, а на «черное» накидали всякой мелочи остальные игроки. Шарик тронулся в свое путешествие. Лишь по кругу мог он двигаться, лишь по кругу, ведь бортик рулетки не выпускал его за пределы этой орбиты. А исчезни этот бортик…

Иерусалим-Сити вздымал свои черные цунами одухотворенных Верой граждан к небесам и с огромной высоты опускал их снова на землю, разбивая о золотые купола церквей. Черными порывами сам ветер носился из стороны в сторону, развевая черные рясы…

— Черное, — произнес приговор семинарист-крупье и радостно сгреб очень внушительную кучу фишек.

Но они смотрели не на фишки. Они до последнего следили за шариком — этим кругленьким телом, движущимся по своему пути, пока крутится колесо рулетки. И безвольно скатывающимся в случайную ячейку, как только оно остановится. Они оба зачарованно смотрели на шарик, и в глазах их загорался огонь веры. Отличной от Веры.

— Тоже проигрались? — спросил один другого.

— Да, но не совсем…

— Давайте тогда знакомиться. Николай.

Второй улыбнулся и, протянув руку, сказал:

— Джордано.



2001, Самара