Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Аркадий Аверченко

На разных языках

Житомир, Профессору краковского университета, директору обсерватории Рудскому не разрешена лекция на тему. «Развитие понятия о строении вселенной».
В момент запрещения лекции «Развитие понятия о строении вселенной», между житомирским администратором и лектором произошел, вероятно, такой диалог:

Администратор: — Это что ж за лекция такая?

Лектор: — Развитие понятия о строении вселенной.

Администратор: — Да какое-такое строение?

Лектор: — Строение вселенной.

Администратор: — Каменное? Деревянное? Строительный устав знаете?

Лектор: — Причем тут строительный устав?

Администратор: — Да на строение-то разрешение нужно, или не нужно?

Лектор (не понимая): — Разрешение на настроение?

Администратор (раздраженно) — Не настроение, а на строение

Лектор: — Я… вас… не понимаю…

Администратор: — А еще лекции беретесь читать! Ну, понимаете: строение! Дом!

Лектор: — Ну?

Администратор: — Как же вы будете его строить без разрешение?

Лектор: — Да зачем же мне дом строить?

Администратор (нетерпеливо): — Да лекцию-то где вы будете читать?

Лектор: — В клубе.

Администратор: — Так зачем же вам дом понадобился?

Лектор (тоскливо): — Мне дом и не нужен.

Администратор: — Вот видите! (С упреком). Только даром у людей время отнимаете. Вы кто такой сами будете?

Лектор: — Директор обсерватории.

Администратор: — Постыдились бы говорить такое… Тут барышня переписчица сидит, а он выражается.

Лектор: — Да вы не понимаете: обсерватория — это учреждение, где занимаются наблюдением за небесными светилами, метеорологией и…

Администратор: — Никогда я у себя в Житомире такой гадости не допущу!

Лектор: — Ах, ты, Господи! Да лекцию-то вы мне разрешите?

Администратор: — Об чем?

Лектор: — Да ведь я вам уже говорил: «Развитие понятия о строении вселенной».

Администратор: — Эк, куда хватил! Нельзя. Небось, в трубу смотреть будете, а у нас насчет этого строго.

Лектор (в отчаянии): — В какую трубу?

Администратор: — А на небо-то.

Лектор: — Господи! Где-же в клубе небо? Просто будет демонстрация туманных картин…

Администратор: — Демонстрация? Нельзя. Обязательное постановление от 12-го сего…

Лектор: — Ну, ладно, ладно. Без демонстрации будет. Просто, покажу туманные картины.

Администратор: — Зачем-же туманные? Это нехорошо. Бог его знает…

Лектор: — Ну, ладно!!! Ясные будут картины. Понимаете? Ясные. С помощью волшебного фонаря.

Администратор: — Гм… Волшебного?.. Тогда я обязан запросить преосвященного. Сами знаете, волшебное нынче… гм! Как понять…

Лектор (в испуге): — Ну, ладно, ладно… Без волшебного фонаря. Обойдусь камер-обскурой…

Администратор (с беспокойством) — Чего?

Лектор (очертя голову): — Это такое… Это ничего… Такое… вроде камер-юнкера… Одним словом, мой помощник.

Администратор: — Юнкер? Тогда ничего. Юнкер, это можно. Давайте уж афишу… подпишу.

Лектор: — Вот-с… пожалуйста.

Администратор: — О чем лекция-то?

Лектор (изнемогая): — Да говорил же я: «Раз-ви-ти-е по-ня-ти-я о стро-е-ни-и все-лен-ной»!

Администратор (вслушиваясь): — С ума вы, кажется, сошли. «Вселенная»! Эко, что выдумал! Идите, идите, господин… Пока хуже не вышло.

Вот каким образом у житомирцев понятие о строении вселенной осталось прежнее: именно, что земля держится на трех китах — полицеймейстере Расшибалове, квартальном Держиморде и городовом Caпoгoве.