СЦ 3,141:
358. Мне было показано, что одна из основных причин настоящего плачевного положения дел заключается в том, что родители не чувствуют ответственности за воспитание у своих детей послушания естественным законам. Матери любят своих детей слепой любовью и потворствуют их аппетиту, сознавая, что это принесет вред их здоровью и тем самым навлечет на них болезнь и несчастье. Такое жестокое добродушие весьма присуще нынешнему поколению. Желания детей удовлетворяются ценой их здоровья и доброго нрава, потому что матери легче исполнять капризы детей, нежели отказывать им.
Таким путем матери сеют семя, которое взойдет и принесет плоды. Детей не приучают умерять свой аппетит и ограничивать свои желания. И они становятся себялюбивыми, требовательными, непослушными, неблагодарными и нечестивыми. Матери, поступающие так, с горькими слезами пожнут плоды посеянного ими семени. Они грешат против Неба, против своих детей, и Бог потребует у них отчета за подобное отношение к потомству.
ХВБГ, 76, 77:
359. Когда при окончательном подведении итогов встретятся все родители и все дети, какая это будет сцена! Тысячи детей, которые в своей жизни были рабами аппетита и низменных наклонностей, которые стали нравственными калеками, лицом к лицу встретятся со своими родителями, сделавшими их такими. На ком же еще, как не на родителях, лежит эта ужасная вина? Разве Бог развратил их детей? Конечно же, нет! Кто же тогда совершил это зло? Разве не достались по наследству детям извращенные привычки и грехи их родителей, проявившись в их извращенном аппетите и дурных наклонностях? Не те ли виновны во всем этом, кто пренебрегал возможностью наставлять детей в соответствии с образцом, данным Богом? Несомненно, что грехи родителей сказываются на их детях, несомненно и то, что все родители, представ пред Богом, должны будут дать Ему во всем отчет.
Наблюдения во время путешествия
Реформатор здоровья, декабрь, 1870:
[239] 360. Находясь в дороге, я стала невольной свидетельницей разговора между родителями, которые отмечали, что вкусы их детей очень утонченны, и если не дать им мяса и сладостей, то они ничего не будут есть. Когда пришло время обеда, я понаблюдала за тем, что едят эти дети. Им дали белого хлеба, ветчины, посыпанной черным перцем, соленых огурцов, сладостей и консервов. Бледный, желтоватый цвет лица у детей ясно показывал, от каких злоупотреблений страдает их желудок. Двое из этих детей, перед которыми была разложена еда, заметили, что другие ели сыр, и у них сразу пропал аппетит ко всему остальному, и, потворствуя им, мать попросила для них кусок сыра, боясь, что ее любимые дети останутся без обеда. Эта мать так объяснила свой поступок: если моим детям сильно нравится то-то и то-то, я даю все, что им хочется, ибо аппетит показывает, что нужно организму.
Конечно, это было бы верно, если бы аппетит детей не был извращен. Бывает естественный и извращенный аппетит. Родители, которые приучили своих детей к нездоровой, возбуждающей пище, чем и извратили их аппетит, — и они грызут грифели карандашей, глину, пьют кофе, крепкий чай, им надо приправлять еду корицей, гвоздикой и другими пряностями, — конечно, не могут утверждать, что аппетит требует того, в чем нуждается организм. Вкус у этих детей воспитывался неправильно, пока не стал совсем испорченным. Нежная слизистая органов пищеварения возбуждалась и воспалялась у них до тех пор, пока не утратила чувствительность. Простая, здоровая пища кажется им невкусной. Измученный неправильным обращением, желудок отказывается выполнять свою функцию, если его не побудить к этому самыми сильными возбуждающими средствами. Если бы этих детей с самого раннего возраста приучили употреблять только здоровую, совсем просто приготовленную пищу, сохраняющую свои естественные свойства, если бы им не предлагали мясных блюд, жиров и пряностей, тогда, конечно, их аппетит и вкус не был бы испорчен. Будучи неизвращенным, их аппетит, конечно, указывал бы на ту пищу, которая более всего полезна организму.
В то время как эти родители и дети поглощали свои любимые лакомства, я вместе с мужем в час дня — время, в [240] которое мы обычно обедаем, — также приступили к нашей скромной трапезе, которая состояла из хлеба с отрубями без масла и большого количества фруктов. Откровенно признаюсь, мы съели наш обед с удовольствием и чувством глубокой благодарности, испытывая в душе радость, что нам нет никакой надобности возить за собой целый гастроном для удовлетворения капризов желудка. Мы насытились и не испытывали чувства голода до следующего утра. Мальчик, разносивший по вагонам апельсины, орехи, жареные кукурузные зерна, конфеты, вероятно, подумал, что мы бедняки.
Пища, съеденная этими родителями и детьми, конечно, не могла послужить образованию здоровой крови, не могла способствовать хорошему расположению духа. Дети были бледны. Руки и лицо у некоторых из них покрывала отвратительная сыпь, у других были воспалены веки, и они почти ничего не видели. Как все это искажало природную красоту лица! У некоторых детей не было сыпи, но их мучили кашель и простуда, воспаление горла и легких. Я видела мальчика, которому было года три. Он страдал расстройством желудка. Хотя у него была высокая температура, он, казалось, ни о чем не думал, кроме еды. Он поминутно требовал пирожных, жареного цыпленка или чего-то кислого. Его мать, как покорная рабыня, исполняла все его желания, и когда она не тотчас же подавала то, чего он хотел, тогда крики и требования становились неприлично настойчивыми, и мать успокаивала его: «Сейчас, сейчас, мой дорогой, мамочка даст тебе». А мальчик, получив желаемое, тут же злобно бросал поданное ему на пол вагона, негодуя на промедление. Когда мы обедали, сидящая напротив нас девочка ела вареную ветчину, маринованные огурцы, хлеб с маслом. Заметив, что наша еда лежит на тарелке, шестилетняя девочка заявила, что ей тоже нужна тарелка. Вначале я подумала, что ей хочется красное яблоко, которое я ела; и хотя у нас с собой было ограниченное количество фруктов, я почувствовала к ее родителям такую жалость, что протянула ей красивое, румяное яблоко. Девочка выхватила яблоко из моих рук и тотчас же с презрением швырнула его на пол. Что ж, подумала я, если этой девочке позволяют делать все что хочется, она, кроме стыда и огорчений, ничего больше не принесет своей матери.
Эта вспышка гнева была результатом всех тех вольностей, какие позволяла ей мать. Неполноценная пища, которую она давала своему ребенку, постоянно тяжелым бременем ложилась на пищеварительные органы; кровь оказалась отравлена, и девочка становилась все болезненнее и раздражительнее. Ежедневная пища этой девочки возбуждала в ней все дурное и угнетала ее морально и интеллектуально. [241] Такой характер у своего дитяти формировали сами родители. Они делали ее эгоистичной и равнодушной. Они не ограничивали ее в желаниях и не обуздывали ее привычек. Чего же им ждать от этого ребенка, когда он достигнет зрелого возраста? Многие, кажется, не осознают той тесной взаимосвязи, которая существует между разумом человека и состоянием его организма. Если организм расстроен нездоровой пищей, это оказывает влияние на нервную систему и возбуждает порочные наклонности.
Девочка, примерно лет десяти, страдала простудой с высокой температурой и не хотела есть. Мать же упрашивала дочку: «Съешь немножко бисквита, а вот еще жареный цыпленок. А может, попробуешь немного варенья?» Наконец больной ребенок съел столько, сколько съедает обычно взрослый здоровый человек. Пища, которую ее уговорили съесть, и здоровому человеку повредила бы, а больному и вовсе не следовало к ней прикасаться. Взволнованная мать на протяжении двух часов прикладывала холодные компрессы к разгоряченной голове дочери, недоумевая, почему у нее такая высокая температура. Она своими руками подлила масла в огонь и при этом еще удивлялась, что пламя вспыхнуло. Если бы больная девочка была предоставлена естественным законам, которые сами сделали бы свое дело, а желудок получил бы необходимый отдых, тогда она страдала бы намного меньше. Такие матери не готовы воспитывать детей. Одна из основных причин страданий человечества заключается в том, что люди не умеют правильно обращаться со своим организмом.
Многие озабочены лишь одним: чем полакомиться, как провести время, чтобы полнее насладиться сегодняшним днем. Долг и принцип откладываются в сторону во имя исполнения сиюминутных желаний. Если мы стремимся к здоровью, мы должны вести здоровый образ жизни. Если мы надеемся достичь совершенства христианского характера, следует действовать соответственно. Родители в огромной мере ответственны за физическое и нравственное здоровье своих детей. Они должны вразумлять своих детей и побуждать их соблюдать законы здоровья во имя собственного здоровья и для того, чтобы обезопасить себя от страданий и несчастий. Как странно, что матери потворствуют своим детям в разрушении их нравственного, физического и умственного здоровья! Во что же превратит ребенка такая слепая любовь! Такие матери лишают своих детей счастья в этой жизни и делают весьма сомнительной перспективу их будущей жизни.
Причина раздражительности и нервозности
ХВБГ, 61, 62; ОХВ, 150, 151:
[242] 361. Режим питания должен являться основой воспитания детей. Матери допускают огромную ошибку, когда разрешают детям перекусывать в промежутках между приемами пищи. Из-за этого нарушается нормальная работа желудка, в этом кроется причина будущих страданий. Раздражительность детей может быть вызвана избытком находящейся в желудке непереваренной нездоровой пищи; но матери некогда задуматься над этим и исправить вредную привычку ребенка что-нибудь жевать. Она не может сладить с нетерпеливым ребенком. Больному ребенку она дает кусочек пирожного или какого-нибудь другого лакомства, чтобы успокоить его, но все это только увеличивает вред. Некоторые матери, не имея отдыха от своих забот и суеты, от беспрерывных домашних хлопот, становятся раздражительными, нервными и всевозможными криками и даже руганью пытаются успокоить малышей.
Часто матери жалуются на хрупкое здоровье своих детей и обращаются к врачу за советом; но обладай они элементарным здравым смыслом, они бы сами поняли, что причина недомоганий детей — в неправильном питании.
Мы живем в век пресыщения, и привычки, которые господствуют среди детей даже в семьях адвентистов седьмого дня, в корне противоречат законам природы. Однажды мне пришлось сидеть за столом с несколькими детьми, которым еще не исполнилось двенадцати лет. На стол было подано много мясных блюд, а одна очень болезненная девочка попросила чего-нибудь соленого. Ей протянули банку с маринованными овощами, жгучими от специй, и она щедро положила их себе в тарелку. Эта девочка отличалась нервозностью и раздражительностью — обжигающие приправы как нельзя лучше содействовали развитию такого нервного характера. Самый старший из детей считал, что не может обходиться без мяса, и выказывал огромное недовольство и даже возмущался, если ему не давали его. Мать во всем потворствовала его прихотям и вкусам, она, как рабыня, потакала его капризам. Парню не поручали никакой работы, и большую часть своего времени он проводил за чтением бесполезных книг или даже хуже, чем просто бесполезных. Он почти постоянно жаловался на головные боли, и бесполезно было предлагать ему простую, здоровую пищу.
Родители должны поручать своим детям какую-нибудь [243] работу. Ничто не вредит так, как праздность. Физический труд, который приносит здоровую усталость мускулам, пробуждает аппетит к простой, здоровой пище, и подросток, занятый полезным трудом, никогда не встанет из-за стола с недовольным видом оттого, что ему не было подано большое блюдо с кусками мяса или различные лакомства, возбуждающие аппетит.
Иисус Христос, Сын Божий, работал как плотник, оставив пример для всех юношей. Пусть те, кто с презрением относится к повседневному труду, чтобы обеспечить себя пропитанием, вспомнят о том, что Христос был послушным Сыном Своих родителей и заботился о семье. Он никогда не видел на столе у Своих родителей каких-либо роскошных кушаний, так как Иосиф и Мария были бедными, скромными людьми.
Связь между пищей и нравственным развитием
ХВБГ, 134:
362. В наши дни власть сатаны над юношами и девушками достигла наивысшей силы. Если разум наших детей не будет уравновешен твердыми духовными принципами, тогда они окажутся развращены порочными примерами, которые видят вокруг. Величайшая опасность, угрожающая юношеству, заключается в отсутствии самообладания. Снисходительные родители не учат своих детей самоотречению. Та пища, которую они предлагают детям, вызывает раздражение пищеварительных органов, это возбуждение передается мозгу, и в результате пробуждаются низменные наклонности и желания. Излишне слишком часто повторять, что все, попадающее в желудок, воздействует не только на тело, но в конце концов и на разум. Жирная и возбуждающая пища разгорячает кровь, возбуждает нервную систему и настолько притупляет нравственную восприимчивость, что разум и совесть подавляются плотскими побуждениями. Как порой трудно, а часто почти невозможно человеку, невоздержанному в питании, проявить терпение и самообладание! Поэтому так важно, чтобы дети, характер которых еще не сформирован, всегда получали только здоровую и невозбуждающую пищу. Именно в Своей любви к людям наш Небесный Отец послал нам свет здорового образа жизни, чтобы защитить нас от страшных последствий необузданного потворства аппетиту. [244] «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию». Поступают ли родители таким образом, когда готовят пищу и собирают семью вокруг стола? Предлагают ли они своим детям только такую пищу, о которой они знают, что она будет способствовать образованию здоровой крови, будет служить хорошему здоровью и уравновешенности характера? Или же, пренебрегая будущим благом своих детей, дают им нездоровую пищу, возбуждающую и раздражающую?
СЦ 2, 365:
363. Что касается количества пищи, то тут могут заблуждаться даже люди, осведомленные в вопросах санитарной реформы. Одни могут объедаться полезной, качественной пищей. Некоторые люди заблуждаются относительно качества пищи. Это говорит о том, что они еще не прониклись вполне светом санитарной реформы. Они решили есть и пить, что им угодно и когда им угодно. И, ведя такой образ жизни, они наносят вред своему организму. Но на этом зло не оканчивается: из-за их отношения к пище страдают их семьи; возбуждающая пища порождает в их детях дурные привычки и наклонности и приводит к тому, что интересы вечности отодвигаются на задний план. Таким образом, родители своей неумеренностью способствуют укоренению низменных инстинктов и ослабляют духовные силы своих детей. Как же тяжело придется расплачиваться за все это! И они еще удивляются, что их дети так безнравственны!
Испорченность детей
СЦ 2, 359-362:
364. Мы живем в разложившемся мире, это время, когда сатана, кажется, полностью овладел разумом тех, кто не посвятил себя Богу всецело. Поэтому огромная ответственность лежит на родителях и опекунах, призванных воспитывать детей. Родители приняли на себя ответственность за рождение своих детей. В чем же теперь заключается их обязанность? Пусть себе живут и поступают, как им вздумается? Уверяю вас, в этом отношении на родителях лежит тяжелая ответственность…
Я уже и раньше говорила, что некоторые из вас эгоистичны. Вы не поняли, что я имела в виду. Вы старались выбирать пищу, самую приятную на вкус. Вы руководствовались вкусом и удовольствием, а не славой Божьей и не [245] желанием благочестивой жизни, устремленной к совершенной святости в страхе Божьем. Вы прислушивались к вашим вкусам и аппетиту и, поступая так, не замечали, что сатана все больше и больше окружал и обольщал вас и, как обычно случается, всякий раз сводил на нет все ваши усилия.
Некоторые из вас, родителей, приводили своих детей к врачам, чтобы выяснить, что с ними происходит. Но о причине их болезни я могла бы рассказать за две минуты. Ваши дети развращены. Сатана приобрел над ними власть; он опередил вас тогда, когда вы, будучи для них, как Бог, обязаны были охранять их; однако вы оказались ленивы, праздны, ваш разум и чувства были притуплены, а сами вы пребывали в спячке. Бог повелел вам воспитывать детей в страхе Божьем. Но сатана опередил вас и прочно опутал их своими узами. А вы продолжаете спать. Пусть Небо сжалится над вами и вашими детьми, ибо все вы нуждаетесь в Его милосердии.
Все могло быть совершенно по-другому
О, если бы вы полностью перешли на сторону санитарной реформы; если бы вы проявили в вере добродетель, в добродетели — рассудительность, в рассудительности — воздержание, тогда все было бы по-другому. Но вы только начинаете тревожиться по поводу беззакония и испорченности, которые царят в ваших семьях…
Вам необходимо учить своих детей. Вам необходимо учить их тому, как избегать пороков и нравственного разложения этого века. Но вместо этого многие заняты лишь тем, что учат, как изобрести различные вкусные блюда. Вы ставите на стол масло, яйца, мясо, и ваши дети поглощают все это. Они едят то, что пробуждает низменные желания, а вы отправляетесь в церковь и умоляете Бога благословить и спасти ваших детей. Как вы думаете, высоко ли поднимаются ваши молитвы? Прежде всего, вы должны исполнить свой долг. Только после того, как вы совершите все то, что Бог поручил вам, вы можете с уверенностью молиться и просить особой помощи, которую Бог обещал вам.
Вам необходимо научиться воздержанию во всем. Вы должны научиться принципам правильного питания. Но вы говорите: «Кому какое дело, что я ем, пью или ставлю на свой стол?» Вы можете так говорить только в том случае, [246] если изолируете своих детей от окружающего общества или направитесь с ними в пустыню, где не будете обременять других и где ваши непослушные, порочные дети не станут разлагать общество, частью которого они являются.
Научите детей бороться с искушениями
ХВБГ, 63, 64; ОХВ, 153:
365. Заключите под стражу свой аппетит; личным примером и наставлением приучите детей к простой пище. Учите их трудолюбию и прилежности, и учите не просто чем-то заниматься, но заниматься полезным трудом. Старайтесь пробудить в них и развивать нравственные качества. Учите их, что они принадлежат Богу с самого раннего детства. Расскажите им о том, что со всех сторон их окружает распущенность; и что поэтому нужно прийти ко Христу и вручить себя Ему, физически и духовно, ибо только в Нем они получат силу, чтобы противостоять всем искушениям. Говорите им постоянно о том, что они сотворены не для того, чтобы угождать самим себе, но чтобы быть соработниками Божьими в выполнении благородных целей. Научите их, что в тот момент, когда искушения будут толкать их на путь потворства эгоистичным желаниям, а сатана попытается скрыть от их глаз Господа, надо неотступно искать Его, моля: «Боже, помоги мне выстоять!» Услышав эти молитвы, ангелы окружат их и выведут на безопасный путь.
Иисус Христос молился о Своих учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла», чтобы они не поддались искушениям, которые встречаются повсюду. Такую молитву должны возносить к Небу каждый отец и каждая мать. Но разумно ли молиться подобным образом, а потом разрешать детям делать все, что им захочется? Нужно ли потворствовать аппетиту детей, пока он не завладеет всем их существом, а потом надеяться на то, что удастся призвать их к воздержанию? Конечно, нет. Ребенка с колыбели нужно учить воздержанию и самообладанию. В этом деле самая большая ответственность ложится на матерей. Самые нежные земные узы соединяют мать и дитя. На ребенка наибольшее влияние оказывает жизнь и пример его матери, нежели отца, ибо между ними существует более сильная и нежная связь. Но ответственность, [247] возлагаемая на мать, очень велика, и отец непременно должен помогать ей.
ХВБГ, 79, 80; ОХВ, 143:
366. Великая награда ожидает вас, матери, за то, что вы используете драгоценное время, данное вам Богом, для формирования характера своих детей и для научения их строгим принципам воздержания в еде и питье…
Сатана понимает, что, когда аппетит находится под контролем, он не может завладеть человеком, а когда люди потворствуют своему аппетиту, его власть возрастает, и поэтому он постоянно поощряет чревоугодие. Под влиянием нездоровой пищи совесть притупляется, разум теряет остроту и восприимчивость. Но вина нарушителя закона не умаляется, потому что он сознательно пренебрегал законами здоровья, пока не стал глух к призывам совести.
СЦ 9, 160, 161:
367. Отцы и матери, бодрствуйте в молитве! Стойте на страже, противодействуя невоздержанию, в чем бы оно ни проявлялось. Учите своих детей принципам истинной санитарной реформы. Учите их остерегаться соблазнов, чтобы сохранить свое здоровье. Гнев Божий уже начал изливаться на сынов непослушания. Какие преступления, какие грехи и какое нечестие и развращенность мы видим повсюду! Как народ Божий мы должны особенно заботиться о том, чтобы оберегать наших детей от дурного общества.
(Дом в сельской местности; взаимосвязь между питанием и нравственностью — § 711.)
Раздел XIV. Приготовление здоровой пищи
Неправильное приготовление пищи — это грех
Рукопись 95, 1901:
368. Это грех — ставить на стол неправильно [251] приготовленную пищу, потому что наше питание — залог благополучия всего организма. Господь желает, чтобы Его народ оценил необходимость готовить пищу таким образом, чтобы она не вызывала повышение кислотности желудочного сока и как следствие подавленное настроение и раздражительность. Будем помнить всегда, что буханка хорошо испеченного хлеба представляет собой практическую религию.
Искусство приготовления пищи оценивается в десять талантов
Пусть никто не смотрит на приготовление пищи как на рабский труд. Что произошло бы с нашим миром, если бы все люди, занимающиеся приготовлением пищи, отказались от своего дела под неубедительным предлогом, что эта работа-де не относится к разряду почетных занятий? Возможно, поварское искусство не столь привлекательно по сравнению с другими видами деятельности, но в реальности эти умения по своему значению стоят выше всех других. Именно так, учит нас Господь, следует относиться к приготовлению здоровой пищи. Он высоко ценит тех, кто верно исполняет свои обязанности, приготавливая здоровую и вкусную пищу. Тот, кто в должной мере овладел этим искусством и кто использует свои знания, достоин гораздо большей похвалы, чем занимающиеся всеми другими видами деятельности. Этот талант оценивается в десять талантов, потому что правильное приготовление пищи играет важную роль в поддержании здоровья человека. Так как искусство приготовления пищи неразрывно связано с жизнью и здоровьем, то это один из самых драгоценных даров.
Дань должного уважения к повару
СЦ 2, 370:
369. Я дорожу своей портнихой, своим секретарем, но мой повар, который знает, как правильно готовить пищу для поддержания моей жизни, питания мозга, костей и мускулов, занимает самое важное место среди всех остальных помощников в моей семье.
ХВБГ, 74:
[252] 370. Порой те, кто собираются стать швеями, наборщиками, корректорами, бухгалтерами или учителями, слишком высоко расценивают свою профессию и поэтому относятся к повару свысока.
Такое представление свойственно всем слоям общества. Отношение к кухарке или повару таково, что их труд рассматривают как нечто, свойственное представителям низшей ступени социальной лестницы, и, следовательно, им нечего рассчитывать на равное положение с другими членами семьи. Стоит ли тогда удивляться, что умные девочки стремятся к другому занятию? Разве не закономерно, что так мало образованных людей среди кухарок и поваров? Единственно, что достойно удивления, — большое количество тех, кто, невзирая ни на что, занимается этим благородным трудом.
Кухарка занимает важное место в семье. Она готовит пищу, которая, попадая в желудок, становится строительным материалом для мозга, костей и мускулов. Здоровье всех членов семьи в значительной мере зависит от умений и квалификации повара. Домашнее хозяйство нельзя считать благополучным до тех пор, пока с должным уважением не будут относиться к тем, кто с верностью исполняет свои обязанности.
СЦ 3, 156-158:
371. Многие девушки, уже выйдя замуж и обзаведясь собственной семьей, имеют весьма ограниченное представление о тех практических обязанностях, какие возлагаются на них как на матерей и жен. Они любят читать, играть на музыкальных инструментах, но не умеют готовить. Не умеют испечь хороший хлеб, который так важен для здоровья семьи… Немало требуется мудрости и опыта, чтобы поставить на стол здоровую, привлекательную и вкусную пищу. Тот, кто занимается приготовлением пищи, которая, попадая в наши желудки, будет способствовать образованию здоровой крови, питающей организм, достоин самого важного и почетного места. Ни портной, ни секретарь, ни учитель музыки не могут сравниться по важности и значению с поваром.
Долг каждой женщины — стать умелой кухаркой
СЦ 2, 370:
372. Наши сестры зачастую не умеют готовить. Всем им я могу сказать следующее: будь я на твоем месте, я пошла бы к самому лучшему повару, какого только можно найти, и училась бы у него, сколько необходимо, даже несколько недель, — пока не овладела бы этим искусством и не приобрела нужные знания. Я сделала бы это, даже если [253] бы мне было сорок лет. Женщины, это ваш долг — уметь готовить пищу и научить этому своих дочерей. Обучая их искусству приготовления пищи, вы тем самым создадите вокруг них ограду, которая удержит их от безрассудства и порока, которым они могут предаться в противном случае.
ХВБГ, 49; СЗ, 117:
373. Для того чтобы научиться готовить, женщины должны прежде всего изучать этот вопрос, а потом терпеливо применять свои знания на практике. Люди болеют оттого, что не придерживаются этого правила. Таким мне хочется сказать: настало время пробудиться и взяться за учебу. Не считайте потерянным время, затраченное на приобретение обстоятельных знаний и опыта в приготовлении здоровой, вкусной пищи. Каким бы богатым ни был ваш опыт в этой области, на вас лежит ответственность за семью, ваш долг — научиться правильным образом заботиться о членах семьи.
Пусть мужчины и женщины научатся готовить пищу
ХВБГ, 56, 57; СЗ, 155:
374. Многие из тех, кто пытается следовать принципам санитарной реформы, жалуются на то, что она им не подходит. Но после того, как я однажды пообедала в одной из таких семей, стало ясно, что в этом виновна не санитарная реформа, но кое-как приготовленная пища. Я призываю всех мужчин и женщин: учитесь готовить! Я не ошибаюсь, когда говорю: «мужчины», потому что им, как и женщинам, необходимо приобретать умения готовить простую, здоровую пищу. Дела часто приводят их в такое место, где они не могут получить здоровую пищу. Возможно, им придется провести дни, может быть даже недели, в семьях, где не имеют ни малейшего представления о правильном питании. Поэтому если они знают, как готовить пищу, то смогут использовать эти знания и навыки во благо себе и окружающим.
Читайте журналы о здоровье
Письмо 135, 1902:
375. Тем, кто не знает, как готовить здоровую пищу, необходимо научиться приготавливать из здоровых питательных продуктов аппетитные блюда. Желающие [254] приобрести соответствующие знания в этой области могут подписаться на наши журналы о здоровье. В них они найдут нужную информацию…
Никто не может достичь вершин в приготовлении здоровой пищи, не совершенствуя постоянно свое мастерство, но те, чье сердце будет открытым и восприимчивым ко всем наставлениям и советам, исходящим от великого Учителя, научатся многому и смогут научить других, ибо Он даст им мудрость и понимание.
Поощряйте развитие индивидуальных способностей
СЦ 7,133:
376. Божий замысел состоит в том, чтобы людей повсеместно поощряли развивать свои способности в приготовлении здоровой пищи из естественных продуктов, которые производятся в данной местности. Если люди полагаются на Бога, развивая под руководством Его Духа свои умения и изобретательность, они научатся правильно использовать растительные продукты, приготавливая из них здоровую пищу. Таким путем они смогут научить неимущих, как обеспечить себя пищей, заменяющей мясные продукты. А те в свою очередь поделятся своими знаниями с другими. Такую работу еще предстоит совершить с посвященным рвением и энергией. Если бы эта работа была осуществлена раньше, то сегодня гораздо больше людей знали бы истину и могли бы поделиться ею с другими. Давайте осознаем, в чем заключается наш долг, и исполним его. Мы не должны испытывать какую-то зависимость и беспомощность и ждать, чтобы другие сделали то, что Бог поручил нам.
Призыв к кулинарным школам
Рукопись 95, 1901:
377. Наряду с нашими санаториями и учебными заведениями должны быть учреждены также кулинарные школы, где бы учили готовить пищу надлежащим образом. Во всех наших учебных заведениях специалисты должны обучать девушек и юношей кулинарному искусству. В особенности необходимо учиться готовить женщинам.
Ревью энд Геральд, 6 июня, 1912:
378. Можно сделать доброе дело, обучая людей умению готовить здоровую пищу. Эта отрасль работы так же важна, как и все остальные. Необходимо учредить больше [255] школ такого профиля. Кроме того, надо, чтобы специалисты посещали семьи и учили других искусству приготовления вкусной и здоровой пищи.
(См. «Кулинарные школы» в разделе XXV.)
Санитарная реформа и правильное приготовление пищи
ХВБГ, 119; СЗ, 450, 451:
379. Одна из причин, объясняющая, почему многие люди потеряли интерес к санитарной реформе, состоит в том, что их не научили готовить вкусную и здоровую пищу вместо их прежнего привычного питания. Они испытывают отвращение к плохой и неполноценной пище, и вместе с тем мы слышим, что они пытались перестроить свою жизнь в соответствии с принципами санитарной реформы, но не в состоянии им следовать. Многие пытаются следовать реформе, ограничивая себя во всем, и, конечно же, это наносит вред их пищеварению и разочаровывает каждого, кто поступает так. Вы называете себя последователем санитарной реформы, и уже одно это обязывает вас научиться хорошо готовить. Те, кто могут воспользоваться преимуществами обучения в кулинарных школах, где надлежащим образом учат готовить здоровую пищу, получат огромную пользу для себя, а также смогут обучать других.
Переход к пище без мяса
СЦ 2, 63:
380. Мы советуем вам изменить свои прежние привычки, но предупреждаем: делайте это разумно. Я знакома с семьями, которые отказались от мяса, и пища их стала скудной и неполноценной. Она была настолько плохо приготовлена, что желудок не мог принимать ее, а эти люди уверяли меня, что санитарная реформа им никак не подходит, что они очень ослабели. Вот в чем одна из причин того, что некоторые не имели успеха в попытках реформировать стол: они употребляли пищу, которая была лишена самых необходимых питательных веществ. Пища готовилась без усердия и была крайне однообразной. Нет никакой надобности подавать на стол много блюд, но вместе с тем недопустимо, чтобы питание сводилось к одним и тем же блюдам без малейшего разнообразия. Блюда должны быть приготовлены просто, но настолько вкусно и привлекательно, чтобы [256] возбуждать аппетит. Вам необходимо исключить из питания животный жир. Он оскверняет все, что бы вы ни приготовили. Употребляйте побольше овощей и фруктов.
Письмо 60а, 1896:
381. Правильное приготовление пищи — это очень большое достижение. Очень важно уметь хорошо и тщательно готовить, особенно тогда, когда мясо не является главным продуктом питания. Необходимо заменять его чем-нибудь, и эти блюда должны быть так хорошо приготовлены, чтобы компенсировать отсутствие его.
Письмо 73а, 1896:
382. Несомненно, в обязанность врачей входит учить, учить и еще раз учить письменно и устно всех, кто занимается приготовлением пищи.
Наставник молодежи, 31 мая, 1894:
383. Мы нуждаемся в людях, которые владели бы искусством приготовления здоровой пищи. Многие умеют готовить мясо и овощи во всевозможных видах, но не знают, как приготавливать простые и вместе с тем вкусные блюда.
(Безвкусная пища — § 324, 327.)
(Демонстрация немясной пищи на лагерных собраниях — § 763.)
(Призыв к отказу от мяса прозвучал в 1884 году — § 720.)
(Искусное использование щедрых даров Неба — помощь санитарной реформе — § 710.)
(Чтобы пропагандировать вегетарианское питание, необходимы такт и особые умения — § 816.)
Причина болезней — неумение готовить пищу
ХВБГ, 156-158:
384. Из-за недостатка знаний и умений по кулинарии многие жены и матери ежедневно кормят свои семьи кое-как приготовленной пищей, которая медленно, но верно разрушает у их подопечных органы пищеварения, обусловливает плохой состав крови и возникновение воспалительных процессов, а иногда приводит и к смерти…
При желании можно научиться готовить вкусную, питательную, здоровую пищу, которая будет нравиться всем членам семьи. Овладение умениями готовить жизненно важно. Неправильно приготовленная пища вызывает болезни, обусловливает неуравновешенность характера и нарушение функций организма, — все это является причиной того, что человек утрачивает способность распознавать истины Неба. Приготовление пищи имеет гораздо большую связь с [257] религией, чем многие предполагают. Однажды, находясь вдали от дома, я обнаружила, что хлеб, как и большая часть другой привычной для меня пищи, причиняет мне вред, но необходимо было довольствоваться этим, чтобы поддержать жизненные силы. Но вообще это грех перед Небом — употреблять неполноценную пищу.
Подходящие эпитафии
СИ, 302, 303:
385. Скудная, плохо приготовленная пища обедняет кровь и ослабляет кроветворные органы. Она нарушает функции всего организма и является причиной заболеваний, сопровождающихся раздражительностью и плохим самочувствием. Жертвы неправильного питания исчисляются тысячами и десятками тысяч. На многих могильных плитах можно было бы написать: «Умер, став жертвой отсутствия кулинарных способностей», «Умер вследствие беспечного отношения к своему желудку».
Души, погибшие по причине неправильного приготовления пищи
На всех, кто несет ответственность за питание, лежит священная обязанность научиться готовить вкусные и здоровые блюда. Многие души погибли потому, что питались плохо приготовленной пищей. Конечно, чтобы испечь хороший хлеб, требуется знание и старание; но в буханке хлеба заключено больше религии, чем многие думают. Лишь немногие умеют готовить пищу вкусно и правильно. Молодые женщины думают, что приготовление пищи и другие домашние дела — это черная работа, и поэтому многие девушки, выйдя замуж, а это предполагает заботу о своей семье, не имеют никакого представления о своих обязанностях жен и матерей.
Приготовление пищи — это не второстепенный вопрос
Приготовление пищи — это не второстепенный вопрос, а одно из самых важных умений в практической жизни. Эти знания и умения должны приобрести все женщины, и не следует забывать, что владение этим искусством является верным средством помочь бедным слоям общества. Для того чтобы готовить вкусную, аппетитную и в то же время здоровую и питательную пищу, нужны умения, которым необходимо учиться. Повару необходимо знать, как приготовить простую пищу самым незамысловатым и здоровым образом — так, чтобы естественность придала ей еще больше питательности и привлекательности.
Каждая женщина, имеющая свою семью, но при этом не владеющая искусством приготовления здоровой и простой пищи, должна поставить перед собой цель — научиться готовить вкусные, простые и питательные блюда ради благополучия своей семьи. Во многих местах кулинарные школы здорового питания дают возможность этому научиться. Но там, где таких школ [258] нет, вам следует учиться у людей, умеющих незатейливо и качественно готовить здоровую пищу, и не отступать, пока вы полностью не овладеете кулинарным искусством.
(Приготовление пищи — это ценнейшее искусство, потому что оно тесно связано с жизнью, — § 817.)
Учитесь экономить
Рукопись 3, 1897:
386. При всем многообразии кулинарных приемов необходимо задаться целью приготовить пищу как можно естественнее, проще и дешевле. Нужно также научиться тому, чтобы оставшиеся после трапезы продукты не выбрасывались, но употреблялись с пользой. Научитесь сохранять остатки пищи, чтобы они не пропадали. Такое умение, экономия и деликатность являются богатством. В теплое время года готовьте пищи меньше. Большей частью употребляйте сухие продукты. Во многих бедных семьях, где сводят концы с концами, зачастую выбрасывается слишком много остатков пищи.
Жизни, принесенные в жертву модному питанию
ХВБГ, 73:
387. Для многих людей всепоглощающей целью жизни, оправдывающей все затраты труда, является стремление следовать моде. Воспитание, здоровье и жизненные удобства приносятся в жертву идолу — моде. Мода и стремление к внешнему блеску пагубно сказываются на нашем питании. Приготовление здоровой пищи становится второстепенным делом. Изобретая разнообразные лакомства, люди тратят много времени, сил и средств, но не получают никакой пользы. Возможно, это модно — подавать на стол одновременно полдюжины блюд, но этот обычай губителен для здоровья. Разумные и рассудительные люди должны порицать такой обычай и словом, и личным примером. Подумайте немного о жизни вашей кухарки. «Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?»
Зачастую хлопоты по дому вынуждают хозяйку целиком отдаться этому делу. Насколько было бы полезнее для здоровья всей семьи, если бы все были приучены к пище [259] попроще. Каждый год тысячи жизней приносятся в жертву на этот алтарь — жизней, которые можно было бы продлить, не будь этих бесконечных и никому не нужных забот и обязанностей. Многие матери преждевременно сходят в могилу — будь их привычки попроще, они могли бы жить и быть благословением для своей семьи, Церкви и мира.
(Вредный обычай подавать на стол много разнообразных блюд — § 218.)
Значение выбора и качество приготовления пищи
Письмо 72, 1896:
388. Иногда то, что подается на стол, бывает совершенно излишним. Не должно быть также и неполноценных блюд как по качеству, так и по количеству.
СЦ 2,367:
389. Очень важно готовить пищу тщательно и заботливо, чтобы человек с неизвращенным аппетитом находил в ней удовольствие. Ввиду того, что мы принципиально отказываемся от мяса, масла, пряностей, животных жиров и всего того, что раздражает и возбуждает желудок и разрушает здоровье, никогда не следует заблуждаться относительно последствий нашего питания.
СИ, 300:
390. Неправильно принимать пищу только для того, чтобы удовлетворить аппетит, но не следует и проявлять равнодушие к тому, что касается качества пищи или способа ее приготовления. Если пища употребляется без удовольствия, организм не получит необходимых питательных веществ. Свое меню необходимо тщательно обдумывать и готовить блюда умело и со знанием дела.
Однообразные завтраки
Письмо 19в, 1892:
391. Среди разнообразных видов домашней работы я выше всего оценила бы работу хорошего повара… Если же человеку не по душе хозяйничать на кухне и он не умеет это делать, результат не замедлит сказаться — на столе будут появляться однообразные завтраки, состоящие из каши, хлеба, различных приправ да, пожалуй, небольшого количества молока. Людей, которые день за днем в течение многих месяцев питались такой однообразной пищей, заранее зная, что ожидает их на столе, страшит уже само время приема пищи как самый неприятный момент в течение дня, хотя оно должно было бы быть самым интересным и привлекательным для них. Мне кажется, что вы не поймете [260] всего этого, пока не испытаете на собственном опыте. Но я в самом деле весьма озабочена этим вопросом. Если бы такое положение с приготовлением пищи сложилось в моей семье, я бы сказала: дайте мне опытного, искусного повара, чтобы он готовил вкусные, здоровые блюда, которые никогда не надоедают.
Теория и практика
СЦ 1, 681-685:
392. Многие не считают [приготовление пищи] своей обязанностью и поэтому не пытаются готовить ее надлежащим образом. А ведь все можно сделать просто, вкусно и легко, без свиного сала, масла или мяса. Умение должно сочетаться с простотой. Чтобы достичь этого, женщинам необходимо читать специальные книги и затем терпеливо применять на практике полученные знания. Многие страдают от того, что им не хочется беспокоиться об этом. Мне хочется сказать им: пришло время пробудиться и начать специально изучать этот вопрос. Научитесь готовить пищу просто и вместе с тем так, чтобы она была самой вкусной, здоровой и питательной.
Поскольку готовить пищу лишь для того, чтобы угодить извращенному вкусу или удовлетворить требования аппетита, в корне неверно, никто не должен тешить себя мыслью, что надо питаться скудно и истощать себя. Многие ослабевшие из-за болезни нуждаются в питательной, разнообразной, хорошо приготовленной пище…
Важный аспект воспитания
Духовная обязанность тех, кто трудится на кухне, — научиться готовить здоровую, питательную пищу разными способами, чтобы ее можно было есть с удовольствием. Матери должны учить своих детей кулинарному искусству. Какая часть воспитания девушки может сравниться по важности с этим? Питание непосредственно связано с жизнью. Неполноценная, скудная, плохо приготовленная пища сказывается отрицательно на составе крови и ослабляет кроветворные органы. Очень важно, чтобы искусство приготовления пищи являлось одной из составных частей воспитания. Только немногие владеют кулинарными навыками. Девушки считают приготовление пищи унизительным занятием. Но это не так. Они неправильно смотрят на это дело. Знание того, как готовить здоровую пищу, а особенно — как испечь хлеб, вовсе не второстепенная наука… [261] Часто матери пренебрегают этим аспектом воспитания своих дочерей. Они берут на себя бремя забот и труда и быстро стареют, в то время как их дочери, освобожденные от работы, посвящают свое время болтовне с подружками, развлекаются игрой в крокет или чтением легкомысленных книг. Это мнимая любовь, мнимая доброта. Таким отношением к дочери мать наносит ей непоправимый вред, отчего та впоследствии будет страдать всю свою жизнь. Когда наступит время самой вести хозяйство, девушка окажется совершенно неподготовленной к этому. Тогда любая обязанность и любая ответственность будет для нее непосильной. Им, не обремененным обязанностями и ответственностью, легко живется, в то время как их матери сгибаются под бременем забот, подобно телеге, перегруженной снопами. Часто дочь и не помышляет обидеть свою мать — просто она легкомысленна и небрежна. Дочери нужно замечать усталый взгляд и выражение боли и страдания на лице матери и стараться во всем помочь ей по хозяйству, взяв на себя более тяжелую часть домашней нагрузки, чтобы облегчить бремя матери и дать ей возможность отдохнуть. Матери необходима передышка от забот, иначе она скоро найдет себе отдых на одре болезни или же в могиле.
Но почему матери так слепы и небрежны в воспитании своих дочерей? Посещая различные семьи, я очень огорчалась, наблюдая, как матери несли на своих плечах всю тяжесть работы, в то время как их веселые, жизнерадостные, здоровые дочери не чувствовали никакого бремени и забот, живя беспечно и праздно. Во время торжественных событий, когда съезжалось много гостей, я видела, как матери взваливали на себя непосильное бремя работы, делая все сами, а их дочери сидели сложа руки, болтая с друзьями. Все это казалось мне настолько неестественным, что я с трудом сдерживала свое возмущение, уговаривая легкомысленных девушек помочь. Облегчите жизнь ваших уставших матерей. Отведите их в гостиную, предложите отдохнуть и повеселиться в кругу друзей.
Но не только дочери виновны в таком печальном положении вещей. Виновата в этом и мать. Она не проявляла терпения, приучая свою дочь готовить пищу. Она знает, что дочь совершенно не умеет справляться с работой на кухне, и поэтому не может спокойно отдыхать. Она должна заниматься всем, что требует ее заботы, знаний и внимания. Девушек нужно основательно учить хорошо готовить. Как бы ни сложилась их жизнь, эти познания всегда [262] пригодятся. Этот аспект воспитания оказывает непосредственное влияние на человеческую жизнь, особенно на жизнь ваших близких и самых дорогих людей.
Многие жены и матери, которые не получили должного воспитания и не умеют готовить, каждый день кормят свою семью плохо приготовленной пищей, которая верно и неуклонно разрушает органы пищеварения каждого, обедняет их кровь и часто вызывает острые воспалительные процессы, а нередко приводит к преждевременной смерти…
Ободряйте начинающих
Религиозный долг каждой христианки — женщины или девушки — научиться печь хороший, вкусный и легкий хлеб из муки грубого помола. Матери должны приучать своих дочерей работать на кухне с самого раннего возраста, помогая им овладевать искусством приготовления пищи. Мать не должна ждать, пока ее дочери сами, без надлежащего воспитания постигнут тайны домоводства. Ей необходимо учить их с терпением и любовью, делая со своей стороны все, чтобы работа была приятной: все время оставаться радостной, веселой и выражать одобрение и похвалы. Если у них не получится с первого, со второго или с третьего раза, не упрекайте их. Разочарование и так уже искушает их сказать: «Бесполезно, я не могу научиться этому». В это время вашим дочерям нужно не порицание, а стимул в виде ободряющих, веселых и обнадеживающих слов. Например: «Не обращай внимания на свои ошибки. Ты только учишься, и поэтому некоторые промахи неизбежны. Попытайся еще раз. Думай над тем, что ты делаешь. Будь очень внимательной, и успех непременно придет к тебе».
Многие матери не придают особого значения обучению детей ведению хозяйства и предпочитают справляться со всеми делами сами, нежели создавать себе дополнительные трудности, привлекая к этому детей и исправляя их промахи. И когда их дочери ошибаются, они отсылают их из кухни, говоря: «У тебя ничего не получается. Ты больше отвлекаешь меня и мешаешь мне, чем помогаешь».
Таким образом первые попытки приобрести навыки по части кулинарии отвергаются, и первые неудачи настолько охлаждают интерес и пыл учиться дальше, что девушки [263] боятся снова браться за приготовление пищи и гораздо охот нее принимаются за любую другую работу по дому: шить, вязать, убирать, но только не готовить пищу. Поступая так, мать совершает большую ошибку. Ей необходимо с большим терпением учить свою дочь, чтобы та могла приобрести практический опыт, который положит конец ее неуклюжести и неумению.
Уроки кулинарии гораздо важнее уроков музыки
Рукопись 95, 1901:
393. Некоторые имеют призвание к тому, что, возможно, кажется многим маловажной работой, — к приготовлению пищи. Но кулинарное искусство — это серьезное дело. Умение хорошо готовить — одно из самых важных искусств — гораздо важнее обучения музыке или шитью. Я совершенно не хочу принизить значение обучения музыке и умения хорошо и красиво шить одежду. Все это важно и необходимо. Но умело готовить вкусную и питательную пищу, которая бы была здоровой и возбуждала аппетит, все же более важно. И этот вид деятельности должен считаться самым ценным, потому что он тесно связан с жизнью. Ему нужно уделять больше внимания, ибо для образования хорошей крови организму требуется хорошая пища. Медицинско-миссионерская работа, реализующаяся в правильном приготовлении пищи, поддерживает здоровье людей.
Часто из-за того, что пища готовится неумело и на скорую руку, работа по оздоровлению превращается в порчу здоровья. Недостаток знаний по приготовлению полезной пищи должен быть восполнен, и лишь после этого санитарная реформа будет иметь успех.
Только немногие являются хорошими поварами. Очень многих матерей необходимо научить готовить, чтобы они кормили свои семьи вкусной, полностью соответствующей необходимым требованиям и привлекательной пищей.
Прежде чем наши дети начнут брать уроки игры на органе или пианино, их необходимо научить готовить. Обучение основам поварского дела не должно исключать занятий музыкой. Но овладевать игрой на музыкальном инструменте менее важно, чем приобрести необходимые знания и навыки по приготовлению здоровой и аппетитной пищи.
СЦ 2, 538, 539:
394. Ваши дочери, возможно, любят музыку, и это очень хорошо. Это может способствовать семейному счастью. Но [264] знание музыки без умения готовить стоит немногого. Когда дочери обзаведутся своими семьями, навыки в музыке и рукоделии не помогут им поставить на стол полноценный и вкусно приготовленный аппетитный обед, такой, каким было бы не стыдно угостить самых дорогих друзей. Матери! Ваша работа свята. Да поможет вам Господь Своей силой и славой совершать ее серьезно, терпеливо и любовно ради настоящего и будущего блага ваших детей, чтобы все было во славу Божью.
(Нерегулярное питание и привычка небрежно закусывать наспех в отсутствие гостей — § 284.)
Учитесь секретам кулинарного искусства
СЦ 2, 537,538:
395. Не пренебрегайте возможностью научить своих детей готовить. Поступая так, вы внушите им принципы, которые они должны усвоить в своем религиозном возрастании. Преподав своим детям уроки по физиологии и научив их готовить искусно и вместе с тем просто, вы тем самым заложите основание наиболее полезного аспекта воспитания. Необходимо владеть определенными умениями, чтобы испечь хороший, мягкий хлеб. Добросовестное приготовление пищи — это также часть религии, и я ставлю под вопрос религиозность тех, кто невежествен в этих вопросах и слишком беспечен, чтобы научиться готовить…
Плохая и нездоровая пища медленно, но верно отнимает жизненные силы у многих тысяч людей. Для жизни и здоровья опасен тяжелый, кислый хлеб и другие блюда, приготовленные наспех, как это иногда бывает. Матери! Вместо того чтобы стремиться дать своим дочерям музыкальное образование, лучше наставьте их по части хозяйственных дел, что имеет самую тесную связь с жизнью и здоровьем. Научите их всем секретам кулинарного искусства. Покажите им, что это необходимая и очень важная часть их подготовки к жизни, так как помогает женщине стать подлинной христианкой. Если приготовленная ими пища не будет вкусной и полезной, она не сможет способствовать образованию здоровой крови и восстановлению тканей организма.
(Попытка возместить плохое качество приготовления пищи большим количеством сахара — § 527.)
(Влияние семьи на формирование привычки воздержания во всем — § 351, 354.)
(Если пищеварение нарушено — нужно пересмотреть питание — § 445.)
(Меньше употреблять продуктов, подвергшихся кулинарной обработке, а больше — в естественном виде — § 166, 546.)
Раздел XV. Здоровые продукты и диетические столовые
От Небесного Подателя
СЦ7, 114:
396. Из повествования о чудесах Господних — о [267] превращении воды в вино на брачном пире и о насыщении множества людей — мы можем извлечь для себя урок чрезвычайной важности. Служение через производство здоровых продуктов питания — это одно из Божьих средств для восполнения нужд людей. Небесный Податель всей пищи не оставит Свой народ в неведении относительно приготовления блюд, наиболее подходящих для всякого времени и обстоятельств.
Быть подобно манне
СЦ 7, 124, 126:
397. В прошлую ночь мне было показано многое. Производство и распространение здоровых продуктов питания требуют серьезного молитвенного размышления.
В разных местах есть немало душ, которым Господь, несомненно, даст знание в отношении того, как производить здоровые и вкусные продукты питания, если Он увидит, что люди благоразумно будут использовать эти знания. Животные все более и более подвержены болезням, и недалек тот день, когда многие, не только адвентисты седьмого дня, совершенно откажутся от мясной пищи. Необходимо научиться производить здоровые продукты питания, чтобы мужчины и женщины не нуждались в мясе.
Господь научит людей во всех краях земли умело комбинировать фрукты, овощи и злаки при производстве полезных продуктов, которые будут поддерживать жизнь и предупреждать болезни. Люди, не имеющие возможности узнать способы приготовления здоровых блюд из продуктов, поступающих ныне в продажу, будут целенаправленно трудиться, экспериментируя с теми многочисленными продуктами, которые производит земля, и им будет дан свет относительно использования этих продуктов. Сам Господь покажет им, что надо делать.
Тот, Кто дает способности и мудрость Своему народу в одной местности, даст ему такие же способности и разумение в других частях света. Замысел Его состоит в том, [268] чтобы продукты питания готовили для использования в тех странах, для которых они подходят. Как Бог давал для подкрепления сынов Израилевых небесную манну, так и ныне Он пошлет Своим детям в разных местах умение и мудрость, чтобы они могли использовать произведения земли, растущие в их местности, для приготовления пищи, заменяющей мясо.
Письмо 25, 1902:
398. Тот же Самый Бог, Который послал сынам Израилевым манну с небес, живет и царствует и сегодня. Он даст умение и знание для получения здоровых продуктов питания. Он будет руководить Своим народом в деле производства здоровых и полезных продуктов питания. Он желает видеть, как Его дети производят такие продукты питания не только для своих семейств, что является их наипервейшей обязанностью, но и помогают в этом бедным, проявляя христоподобную щедрость, осознавая, что они являются представителями Божьими и все, чем они обладают, — Его дар.
Знания, данные Богом
Рукопись 96, 1905:
399. Господь хотел бы передать Своим детям знания о санитарной реформе. Это является важной частью того воспитания, которое должны давать наши школы. Когда истина проповедуется в новых местах, нужно учить людей и тому, как готовить здоровую и питательную пищу. Объясните людям, как можно существовать, не употребляя мяса. Научите их жить просто.
Господь работал и продолжает работать над тем, чтобы научить нас готовить пищу из овощей, фруктов и злаков — продуктов более простых и менее дорогих, чем те, что люди могут производить теперь. Многим недоступно дорогое продовольствие, но нет необходимости жить, обходясь лишь скудной, малокалорийной пищей. Тот же Самый Бог, Который накормил тысячи людей в пустыне хлебом с небес, желает и сегодня дать Своему народу знание о том, каким образом получать здоровую и питательную пищу самым простым образом.
Рукопись 156, 1901:
400. Когда трехангельская весть придет к тем, кто раньше никогда не слышал истину, они узнают, что в их питании должны произойти огромные изменения. Они поймут, что им нужно отказаться от мясного, которое возбуждает потребность в спиртных напитках и способствует [269] возникновению болезней. Увлечение мясными блюдами ведет к ослаблению телесных, умственных и нравственных сил. Человек состоит из того, что он ест. В результате употребления мяса, спиртных напитков и курения табака развиваются низменные инстинкты. Господь даст мудрость Своему народу готовить из произведений земли пищу, которая вполне заменит мясо. Простые блюда из орехов, злаков и фруктов, приготовленные с умением и вкусом, привлекут неверующих. При этом следует заметить, что неопытные кулинары часто используют в таких сочетаниях слишком много орехов.
Простая, незатейливая, здоровая пища
Рукопись 78, 1902:
401. Я должна сейчас передать моим братьям наставления о здоровой пище, полученные от Господа. Многие смотрят на здоровые и полезные продукты как на человеческое изобретение. Но их Создатель — Бог, они — благословение, посланное Им Своему народу. Изготовление здоровых продуктов питания — это собственность Божья, и из нее нельзя извлекать материальную выгоду ради личной наживы. Свет, которым Бог просветил нас в этом вопросе и который Он будет продолжать посылать, должен быть для Его народа тем, чем была манна для сынов Израилевых в пустыне. Манна падала с неба, и народу было сказано, чтобы он собирал ее и готовил из нее пищу. Так и в разных краях земли народ Божий будет просвещен, и люди станут готовить пищу из полезных продуктов — соответственно условиям, в которых они живут.
Члены каждой общины должны развивать свои умения и изобретательность, которые Бог даст им. Господь дает умения и знание всем, кто пожелает использовать свои дарования и способности для основательного научения тому, как сочетать произведения земли при приготовлении простой, незатейливой, вкусной и питательной пищи. Она вполне заменит мясо, и у людей не будет оправдания его употребления.
Те, кому дано знание о том, как производить такие продукты, должны использовать их ради других, а не только для себя. Они должны помочь людям, своим братьям, которые находятся в стесненных материальных обстоятельствах. Они должны выполнять роль как производителей и распространителей, так и потребителей здоровых пищевых продуктов.
Это Божье намерение, — чтобы здоровые продукты питания производились во многих местах. Принимающие [270] истину должны научиться производить эти простые продукты. Господь не желает, чтобы люди, стесненные в средствах, страдали от нехватки необходимого. Он призывает Свой народ в разных странах просить у Него мудрости и затем, согласно данному свету, правильно использовать полученное от Него знание. Разочарование и безнадежность — не наш удел. Мы должны делать все возможное, чтобы просветить других людей.
Попроще и не так дорого
СЦ 7, 127, 128:
402. Процесс производства здоровых продуктов питания, выпускаемых нашими пищевыми предприятиями, во многих отношениях можно улучшить. Господь научит Своих слуг готовить пищу более просто и дешево. Он вразумит в этом отношении многих, если они будут следовать Его советам и находиться в полном согласии со своими братьями.
Рукопись 75, 1906:
403. Пища из дешевых и питательных продуктов, несложно приготовленная, может удовлетворить потребности каждого человека… Старайтесь больше готовить недорогих блюд из круп и фруктов. Все это в изобилии дано нам Богом, чтобы удовлетворить наши нужды. Здоровье не гарантируется дорогостоящей едой. Мы можем хорошо чувствовать себя, питаясь также крупами, фруктами и овощами, приготовленными простым способом.
СЦ 7, 125, 126:
404. Наша мудрость в том, чтобы уметь готовить простую, здоровую и недорогую пищу. Многие члены нашей Церкви бедны, и поэтому полезные продукты должны продаваться по таким ценам, чтобы малоимущие тоже могли их купить. Замысел Бога состоит в том, чтобы самые бедные из Его народа везде, во всем мире имели доступную, но питательную пищу. Фабрики по ее производству должны быть созданы во многих местах. То, что является благословением для дела Божьего в одном месте, будет благословением и в другом, где заработать деньги труднее.
Бог действует для блага Своего народа. Он не желает, чтобы люди оставались без необходимого. Он возвращает нас к первоначальной пище, данной человеку при сотворении. Питание должно состоять из продуктов, которые были созданы Его рукой. Предпочтение при приготовлении про- [271] стой и здоровой пищи должно быть отдано фруктам, злакам и орехам, а также различным корнеплодам.
Чем больше будет голодающих на земле, тем проще будет становиться пища
Рукопись 14, 1901:
405. Санитарная реформа в области питания еще не закончена. Многое должно быть сделано в этом направлении. Бог желает, чтобы Его народ во всех уголках земного шара был восприимчив к Его указаниям относительно сочетания определенных компонентов при производстве продуктов, необходимых для жизни, которые еще не производятся.
По мере увеличения в мире бедствий, голода и нехватки продовольствия производство здоровых продуктов питания будет весьма упрощено. Все занимающиеся этим трудом должны постоянно учиться у своего великого Учителя, Который любит Свой народ и всегда печется о его благе.
(Простая, здоровая пища должна заменить мясо, а также молоко и масло — § 583.)
Урок Христа по экономии
Письмо 27, 1902:
406. Весьма многое зависит от этой работы. Необходимо экспериментировать с дарами земли, чтобы получать питательные и недорогие продукты.
Изготовление полезных продуктов должно стать предметом самых горячих и искренних молитв. Пусть народ Божий просит у Господа мудрости для производства здоровых продуктов питания. Тот, Кто пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч человек, и сегодня удовлетворит все нужды Своих детей. Когда Христос совершил это чудо, Он преподал и урок экономии. После того как люди утолили голод, Он сказал: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». «И собрали… двенадцать коробов кусками».
Производство здоровых продуктов питания из местного сырья в различных странах
Рукопись 40, 1902:
407. Многим людям, живущим в различных местах, Господь даст мудрость и знание относительно производства продуктов питания. Он может накрыть стол и в пустыне. [272] В наших общинах должны уметь готовить здоровую пищу, если желают жить согласно принципам санитарной реформы. Когда они будут следовать этим принципам, некоторые, несомненно, скажут, что нарушаются их авторские права на способы изготовления такого питания. Но кто дал им самим мудрость и умение готовить правильно? Бог Небесный! И тот же Самый Бог даст Своему народу, живущему в разных странах, мудрость умело использовать местное сельскохозяйственное сырье для производства здоровых пищевых продуктов. В тех местах, где живут наши люди, они должны опытным путем научиться сочетать фрукты, овощи, крупы и различные корнеплоды в производстве недорогих пищевых продуктов. В различных местностях нужно производить продукты по низким ценам для удовлетворения нужд малоимущих и для блага семей нашего собственного народа.
Весть, которую Господь послал мне, заключается в том, чтобы Его народ, проживающий в других странах (за пределами США), не зависел от Америки и не возлагал надежд на получение продуктов путем импорта из США. Стоимость перевозки и пошлина сделают это продовольствие столь дорогим, что бедные, которые так же ценны в очах Божьих, как и богатые, не смогут воспользоваться им.
Здоровая пища — это пища, приготовленная Самим Богом, и Он научит Свой народ, живущий на миссионерских полях, так разумно сочетать все произведения земли, чтобы получать простые, недорогие и полезные продукты. Если наши люди будут просить мудрости у Бога, Он научит их, как сочетать и разумно использовать эти продукты. Мне поручено сказать: не воспрещайте им.
Здоровые продукты питания содействуют успешному проведению санитарной реформы
Письмо 98, 1901:
408. В местах, где вы работаете, необходимо многому научиться относительно производства здоровых пищевых продуктов. Необходимо наладить производство совершенно безвредных и в то же время недорогих продуктов. Благая весть о здоровье должна быть возвещена и бедным. Производство такого продовольствия откроет новые возможности заработать себе на жизнь тем, кто принял истину, но потерял работу. Различные сельскохозяйственные продукты, которые Бог в изобилии дарует нам, должны быть превращены в здоровую пищу, которую можно приготовить самому. Лишь после этого мы можем убедительно рассказывать о принципах санитарной реформы и [273] слушающие убедятся в незыблемости, согласованности, благоразумности этих принципов и примут их. Но пока мы не имеем возможности предоставить всем в изобилии продукты, предусмотренные санитарной реформой, — вкусные, питательные и в то же время недорогие, — мы не имеем права пропагандировать самые высшие принципы санитарной реформы.
(Поощрение изобретательности в приготовлении пищи — § 376.)
СЦ 7, 132:
409. Повсюду, где только проповедуется истина, необходимо давать наставления относительно приготовления здоровой пищи. Бог желает, чтобы во всех частях мира народ был научен разумно готовить пищу из легкодоступных продуктов. Квалифицированные консультанты должны показывать людям, как следует с наибольшей выгодой использовать те продукты, которые они могут выращивать или свободно приобретать в своей местности. Таким образом, и неимущие, наряду с теми, кто находится в лучшем финансовом положении, научатся здоровому образу жизни.
Соблюдайте умеренность, используя орехи
Письмо 188, 1901:
410. Богу хотелось бы, чтобы люди во всех уголках земного шара были просвещены относительно использования того, что производит земля в этих местах. В каждой местности нужно научиться использовать имеющееся сельскохозяйственное сырье таким образом, чтобы упростить производство продовольствия, снизить стоимость его производства и транспортировки. Пусть каждый человек под Божьим водительством сделает все возможное в этом направлении. Есть очень много дорогих продуктов, которые человеческий гений может комбинировать. Тем не менее нет реальной нужды прибегать к дорогостоящим компонентам.
Три года назад я получила письмо, автор которого жаловался, что не может употреблять орехи: его желудок не принимает такой пищи. Потом они выслали мне несколько рецептов приготовления блюд с орехами. В одном из них предусматривалось наличие других продуктов, гармонирующих с ними, и оговаривалось, что много орехов класть нельзя. Нужно было уменьшить количество орехов до 1/10 или 1/6 части от общего объема. Мы с успехом испытали такое соотношение.
(См. «Орехи и блюда из орехов» в разделе XXII.)
Подслащенное печенье
В письме упоминались и другие продукты, в [274] частности, подслащенное печенье, или бисквит. Хозяйки часто пекут его, потому что он по вкусу многим, в том числе и тем, кто не должен бы особенно увлекаться мучным и сладким. Этот вопрос еще нуждается во многих доработках, и Бог будет работать со всеми, кто захочет сотрудничать с Ним. (См. «Изделия из сдобного теста» — § 507—508.) (О так называемых безвредных кондитерских изделиях — § 530.)
СЦ 7, 126:
411. Особую ответственность должны проявлять люди, которые составляют различные кулинарные рецепты для журналов, пишущих о здоровом образе жизни. Некоторые из известных блюд можно усовершенствовать, изменив способы их приготовления, их состав и соотношение ингредиентов. Многие используют слишком много орехов. Другие в своих письмах спрашивают меня: «Мне орехи противопоказаны, чем в таком случае я могу заменить мясную пищу?» Однажды в ночном видении мне было показано, что я стояла перед группой людей и поясняла им, что в их рационе слишком много орехов, что человеческий организм не в силах справляться с той нагрузкой, которая предлагается в некоторых кулинарных рецептах, и что при более умеренном использовании орехов результаты будут, несомненно, удовлетворительными.
Работа диетических столовых во время лагерных собраний
СЦ 7,41:
412. Наши лагерные собрания должны быть организованы так, чтобы бедные люди могли получить там здоровую, хорошо приготовленную пищу по максимально низкой цене. Должна действовать и диетическая столовая, где подавались бы полезные, привлекательные на вид, аппетитные блюда. Это послужило бы хорошим назиданием для многих, не исповедующих нашей веры. Пусть на лагерных собраниях эта часть работы не рассматривается изолированно от общего дела. Все направления работы Божьей тесно взаимосвязаны и должны совершаться в абсолютной гармонии.
Рукопись 79, 1900:
413. В больших городах заинтересованные работники возьмут на себя различные направления миссионерской деятельности. Будут созданы, в частности, диетические столовые. Но как внимательно нужно относиться к этому направлению работы! Работающие в таких столовых должны [275] постоянно экспериментировать, чтобы научиться готовить вкусную, полезную пищу. Каждая диетическая столовая должна стать школой для связанных с нею работников. В больших городах это направление работы приобретет размах больший, чем в небольших населенных пунктах. Но в каждом месте, где есть церковь АСД и церковная школа, должно быть дано наставление относительно приготовления простой, здоровой пищи для тех, кто желает жить в согласии с принципами санитарной реформы; подобную работу необходимо совершать на всех наших миссионерских полях.
Наши столовые должны поддерживать принципы санитарной реформы
Письмо 201, 1902:
414. Нужно всегда быть начеку, чтобы не включать в меню наших диетических столовых такие блюда, которые, будучи на первый взгляд безвредными, приводили бы к отказу от принципов санитарной реформы. А именно последние всегда должны быть на первом месте в деятельности наших учреждений питания… Нельзя ожидать, что те, кто всю жизнь потворствовал своему аппетиту, вдруг начнут готовить пищу, которая будет одновременно и здоровой, и простой, и вкусной. Это та наука, которой должны учить все наши санатории и диетические столовые…
Если посещаемость столовых уменьшится из-за того, что мы придерживаемся верных принципов, — пусть уменьшается. Что бы о нас ни говорили, хорошее или плохое, мы должны следовать по стопам нашего Господа.
Я пишу об этом в моих письмах, чтобы помочь вам остаться верными правильному образу жизни и отказаться от того, что не может быть введено в наших санаториях без отступления от принципов санитарной реформы.
Избегайте чрезмерного количества компонентов, когда готовите пищу
Письмо 271, 1905:
415. Все наши диетические столовые, имеющиеся в больших городах, используют в разнообразном ассортименте своих блюд чересчур большое количество составляющих, подчас заходя в этом слишком далеко. Желудок страдает, когда в него за один прием попадает так много разных продуктов. Простота — важный аспект санитарной реформы. Нарушение этого правила угрожает действенности нашей работы.
Если мы хотим восстановить здоровье, то необходимо сдерживать аппетит, есть медленно и как можно более однородную пищу. Этот совет необходимо напоминать почаще. [276] Разнообразие блюд во время одного приема пищи не согласуется с принципами санитарной реформы Нам никогда нельзя забывать о том, что является духовной стороной нашей деятельности по внедрению здорового образа жизни: приготовление пищи важно для души, и это является наиболее существенным.
Предназначение диетических столовых
СЦ 7,55:
416. Мне было показано, что мы не должны довольствоваться наличием лишь одной вегетарианской столовой в Бруклине, но что их нужно открывать и в других районах. Люди, живущие в одном районе огромного Нью-Йорка, не знают, что делается в других точках этого мегаполиса. Жители города, которые будут питаться в наших столовых, почувствуют улучшение здоровья. И если однажды их доверие будет завоевано, они с большей готовностью примут особую Божью весть истины.
Где бы в больших городах ни совершалась медицинско-миссионерская работа, там же необходимо организовывать курсы кулинарии; и где бы ни развивалась работа воспитательно-миссионерская, там необходимо открывать и диетическую столовую, которая будет наглядно демонстрировать правильное приготовление здоровой пищи. СЦ 7, 115:
417. У Господа есть особая весть для городов, и мы должны провозглашать ее на лагерных собраниях и другими публичными средствами, а также через нашу литературу и периодические издания. В добавление к этому необходимо в городах создавать диетические столовые и через них пропагандировать воздержание. Надо сделать так, чтобы на базе наших столовых можно было проводить евангельские собрания. Если есть возможность, было бы неплохо выделить комнату, где посетители могли бы прослушать лекцию о здоровье и христианском воздержании и получить консультацию по приготовлению полезной пищи и другим важным вопросам. На этих собраниях должны совершаться молитвы, люди могут спеть и побеседовать — не только о здоровье и воздержании, а обсудить, [277] скажем, волнующие библейские темы. Когда люди научатся беречь свое физическое здоровье, тогда откроются большие возможности для посева семян Евангелия Царствия.
Конечная цель здорового питания
Рукопись 10, 1906:
418. Когда пропаганда здорового и полезного питания станет проводиться таким образом, что внимание людей в результате будет привлечено к Евангелию Христа, тогда обучение практическим навыкам будет приносить большую пользу. Однако я предостерегаю против усилий, которые направлены на производство продуктов лишь для удовлетворения физических нужд людей. Тратить время и энергию для производства хлеба насущного и не предпринимать в то же время особых усилий для того, чтобы удовлетворить нужды множества людей в духовной пище, — это серьезная ошибка. Деятельность, которая не преследует цели открыть путь к вечной жизни, чревата большими опасностями.
(Относительно более полного изучения работы столовых и производства здоровых продуктов — см. СЦ 7, 110-131; СЗ, 471-496.)
Раздел XVI. Питание в санаториях
Рациональный уход и хорошее питание
Рукопись 50, 1905:
419. Для ухода за больными должны быть основаны [281] медицинские учреждения, где люди, страдающие различными заболеваниями, могли бы находиться под присмотром богобоязненных медиков-миссионеров и где лечение проводилось бы без применения сильнодействующих лечебных препаратов. В эти лечебные заведения будут обращаться те, кто сам причинил вред своему здоровью неправильным питанием и для кого питание в санаториях, состоящее из простых, полезных и вкусных блюд, станет средством исцеления. Питание таких пациентов не должно быть скудным. Из разных сочетаний здоровых продуктов можно приготовить аппетитные блюда.
Рукопись 44, 1896:
420. Мы хотим создать санаторий, где болезни излечивались бы природными средствами; где люди могли бы на практике постичь, как следует преодолевать болезни, и выработать привычку к воздержанию и полезной пище; где все бы способствовало отказу от употребления наркотиков: чая, кофе, алкогольных напитков и других возбуждающих средств, а также мясных блюд.
Ответственность медиков, диетологов и младшего медперсонала
Письмо 112, 1909:
421. В обязанность врача входит следить за тем, чтобы больным подавалась только здоровая, питательная пища, приготовленная таким образом, чтобы из-за нее не нарушались функции организма.
Рукопись 93, 1901:
422. Врачам нужно бодрствовать в молитве, отдавая себе полный отчет в том, какая большая ответственность лежит на них. Их обязанность — предписывать своим пациентам такую диету, которая оптимально им подходит. Пищу должны готовить люди, которые осознают огромную важность своей миссии, поскольку хорошее питание необходимо для того, чтобы в организме образовалась хорошая кровь.
СИ, 221:
[282] 423. Одной из важных составляющих обязанностей медсестры является забота о питании больного. Нельзя допускать, чтобы больной страдал или ослабел из-за недостаточного питания; нельзя также допускать переедание. Следует заботиться о том, чтобы готовилась и подавалась больным только вкусная пища; но при этом необходимо проявлять здравомыслие, учитывая соответствие этой пищи потребностям организма больного как в количественном, так и в качественном отношении.
Обеспечивать максимум комфорта для больных
Письмо 213, 1902:
424. Больные должны получать в изобилии питательную и вкусную пищу, приготовленную и поданную так, чтобы у них даже и мысли не появлялось о мясе. Питание может стать, таким образом, средством пропаганды принципов санитарной реформы. Необходимо уделять внимание и надлежащему сочетанию продуктов, предлагаемых больному. В этом смысле умение правильно сочетать компоненты пищи очень ценно и должно рассматриваться как мудрость, дарованная Богом.
Прием пищи должен быть обставлен так, чтобы больные чувствовали: сотрудники этого учреждения заботятся об их уюте и здоровье. И затем, оставляя наши санатории, они не унесут с собой никакого предубеждения. Никогда не нужно создавать у больных впечатления, что время приема пищи навсегда утверждено неизменяемым законом.
Если после введения в санатории системы двухразового питания вы заметили, что к вам стало обращаться меньше людей, вы должны знать, что нужно делать. Надо помнить, что некоторым людям вполне достаточно принимать пищу два раза в день, но есть и другие, которые завтракают и обедают легко, зато вечером им снова хочется немного поесть. Питание должно быть достаточным для того, чтобы мускулы тела работали. Следует помнить, что мозг тоже черпает энергию из пищи. Отчасти медицинско-миссионерская работа, которую призваны осуществлять сотрудники наших санаториев, состоит в том, чтобы объяснять важное значение для человека питательной и здоровой пищи.
Верно, что в наших лечебных учреждениях не должны [283] подавать чая, кофе или мясных блюд. Многими уже одно это воспринимается как суровое лишение. Принудительное введение еще и других ограничений, например уменьшение количества приемов пищи, вероятно, принесет больше вреда, чем пользы.
(См. «Сколько раз в день следует принимать пищу?» в разделе IX «Режим питания».)
Настаивайте только на необходимых изменениях привычек
Письмо 213, 1902:
425. Сотрудники наших лечебных учреждений должны помнить: Господь желает, чтобы они учитывали состояние здоровья своих больных, обстоятельства и условия их жизни и наклонности. Мы призваны быть рукой помощи для Бога в провозглашении аспектов истины, трудно постигаемых в наше время; и мы не должны произвольно изменять привычки тех, кто находится в наших санаториях на нашем попечении. Многие из них только на несколько недель приезжают в это уединенное место. И заставлять людей изменить привычные для них часы приема пищи на такое короткое время означает создать для них огромные неудобства. Если вы все же пойдете на это, то на личном горьком опыте познаете, что допустили ошибку. По возможности изучайте привычки ваших больных и не стремитесь изменить их, если это не принесет им ничего полезного.
В наших медицинских учреждениях должна царить радушная, семейная и как можно более открытая атмосфера. Необходимо, чтобы люди, приезжающие к нам для лечения, чувствовали себя здесь как дома. Резкое изменение режима питания может вызвать в их душах неприятный осадок. Вследствие нарушения своих привычек они будут испытывать дискомфорт, будут расстроены, выбиты из колеи, из-за чего, возможно, лишатся тех благословений, которые могли бы получить, если бы их привычки никто не пытался изменить. Если даже и возникает необходимость внести какие-то изменения в их режим питания, сделайте это так осторожно, мягко и ненавязчиво, чтобы они восприняли это как благословения, а не неудобства…
Пусть ваши правила вводятся постепенно, чтобы они взывали к разуму даже невосприимчивых людей. Стремясь ввести обновляющие, преобразующие принципы истины в [284] практическую жизнь больных, приезжающих в санаторий, делайте это так, чтобы это не выглядело так, будто вы предъявляете к ним деспотические требования, и они вынуждены выполнять то, что им делать не хочется.
Вносить изменения в питание нужно постепенно
Письмо 331, 1904: