— Или на которую смогу опереться.
Подобно тому, как если кто-нибудь брошенный в сильный пламень, горя, как бы истаивает и обращается в пепел, так и болезнь смертная разрушает человека. Воистину люта смерть для подобных мне грешников. И была убогая душа моя в великом страхе и трепете. И вот пришла смерть, рыкая как лев,- вид ее был очень страшен, она имела некоторое подобие человека, но тела совсем не имела, и была составлена из одних только обнаженных костей человеческих. С собой она несла различные орудия мучений: мечи, стрелы, копья, косы, серпы, рога и иные орудия неизвестные. Увидев все это, смиренная душа моя затрепетала от страха,- святые же ангелы сказали смерти:
Гэвин вздохнул:
- Что медлишь? Разреши душу сию от уз плотских, скоро и тихо разреши...
— Потому что я не знаю, суждено ли было археологии стать такой важной, какой она стала. Удовлетворит ли вас такой ответ? Мы живем в мире, где религиозные фанатики становятся учеными. Скажи, парень, ты религиозный фанатик?
Тотчас же смерть приступила ко мне, взяв секиру, отсекла сперва ноги мои, потом руки, затем все остальные части моего тела разрушила, и члены от суставов отделила. И не имела я ни рук, ни ног,- и все тело мое омертвело. Смерть же взяла и отсекла голову мою, - так что я не могла повернуть головой, и она была мне чужой. После всего смерть сделала раствор в чаше и, преподнеся его к моим устам, напоила меня. И столь горек был раствор тот, что душа моя, не имея сил стерпеть горечи, содрогнулась и вышла из тела, как бы насильственно оторванная от него. Взглянув назад, я увидела тело мое, лежащее бездушным, бесчувственным и недвижимым. Совлекши его, как совлекают одежду, я смотрела на него с безмерным удивлением. Ангелы же взяли меня и понесли по воздуху на восток.
— Нет.
Когда мы поднимались от земли к высоте небесной, нас встретили сначала воздушные духи первого мытарства, на котором судят за грехи языка, за всякое слово праздное, бранное, бесчинное, скверное.
— Вот почему. Или примерно поэтому.
Приблизились мы и к другому мытарству, называемому мытарством лжи, на котором истязуется всякое ложное слово, особенно клятвопреступления, призывания имени Божия всуе, лжесвидетельства, нарушения обетов, данных Богу, и тому подобное. Духи этого мытарства весьма яры и свирепы - они испытывали меня весьма настойчиво, не упуская ни одной подробности.
* * *
После того достигли мы третьего мытарства, которое называется мытарством осуждения и клеветы. Удержанная там, я увидела, сколь тяжек грех оклеветать кого-либо, обесславить, похулить, а также надсмеяться над чужими пороками, забывая о своих. Всех, кто предается власти этого греха, жестоко истязают злые духи, как своего рода антихристов, предвосхитивших власть Христа, имеющего прийти судить людей, и сотворивших себя судьями ближних своих, в то время как сами они более достойны осуждения.
И дошли мы до четвертого мытарства, называемого мытарством чревоугодия. Злые духи были весьма отвратительны видом своим, изображая собою всю мерзость чревоугодия и пьянства,- при этом одни из них держали блюда и сковороды с яствами, другие же - чаши и кружки с питьем, и я увидела, что пища та и питье были подобны смердящему гною и нечистым испражнениям. Думаю я, что никто из живущих на земле не знает, что бывает здесь и что ожидает грешную душу после ее смерти... Мы достигли пятого мытарства, мытарства лености, в котором испытываются все дни и часы, проводимые в праздности, и истязаются тунеядцы, живущие чужим трудом, сами же ничего не делающие. Испытуется там также уныние и небрежение о душе своей, и всякое проявление и того и другого строго взыскивается.
Поднимаясь выше, встретили мы мытарство лихвы, где испытываются всевозможные лихоимцы и грабители, а также все, дающие серебро свое в лихву и приобретающие богатство беззаконными средствами.
После того мы достигли мытарства неправды, на котором подвергаются истязаниям все неправедные судьи, берущие мзду и оправдывающие виновных, невинных же осуждающие. Там же взыскивается всякая неправда.
Миновали мы следовавшее затем мытарство зависти, на нем испытывали также грехи вражды и ненависти. Прошла я и мытарство гордости, где надменно-гордые духи взыскивают грехи тщеславия, самомнения и величания.
Достигли мы мытарства гнева и ярости, дошли до мытарства злобы, на котором немилосердно истязуются держащие злобу на ближнего и воздающие злом за зло.
– Какой ты нетерпеливый рыцарь… а покажешь тот меч, которым ты меня поимел?
– Дальше, Корс.
Мы вошли в мытарство убийства, в котором испытывается не только разбой, но и всякая рана, всякий удар, а также всякие заушения или толчки, сделанные во гневе. Миновали мы и мытарство чаровании, отравлений наговорными травами и призываний бесов с целью волшебства. Духи этого мытарства были подобны четвероногим гадам, скорпионам, змеям, ехиднам и жабам, и зрак их был весьма страшен и мерзок.
– Корс… это вообще не мое имя! Короче, я сам не знал, а вот тушенка пузатая мне рассказала немало интересного. Я есть очередной результат долгого эксперимента, в чей успех уже особо никто не верил. И у меня какое-то невероятно длинное название – не имя! Там что-то про биологический корсетный внутренний носитель и нервный активатор плюс ускоритель высшей нервной деятельности… да я даже запомнить не сумел! Но понял, что я наверняка неудачная экспериментная отрыжка, что должна была в очередной раз попытаться пробудить от комы ее – сучью полудохлую коматозную дочку Хозяина!
Но для душ верных иного пути, возводящего к небу, нет, и все грядут этим путем. Немногие души проходят эти мытарства беспрепятственно, так как мир во зле лежит, люди же весьма слабы и от юности пристрастны к грехам.
– Стоп – я подался вперед, но тут же опомнился и отступил на пару шагов – Дочь Первого Высшего?
Наконец, встретили нас злобные духи последнего мытарства, называемого мытарством жестокосердия. Истязатели этого мытарства весьма жестоки и люты, но особенно лют князь их, имеющий весьма унылый и скорбный вид, дышащий огнем ярости и немилосердия. И если кто-нибудь, хотя и совершит многие подвиги, затворит сердце свое для ближнего, тот низвергается оттуда в ад и заключается в бездне.
– Как я узнал позднее – так его и называли, да. С его дочерью случилось что-то очень нехорошее. Так тушенка рассказала. Причем дочку он любил.
– Больше жизни.
Миновав все страшные мытарства, мы с радостью великой приблизились к самым вратам небесного царствия. Были эти врата подобны светлому кристаллу, и от них исходило неизреченное сияние. И что я там видела и слышала, о том невозможно рассказать подробно! Видела я, что око человеческое не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша. Тут я, падши, поклонилась невидимому и неведомому Богу.
– Да ты в курсе… тебе сколько лет?
– И ты?
Пострижение в монахи - умение прощаться с миром жизни
– И я должен был забраться ей в жопу, добраться до мозга и попытаться оживить его! Снова запустить ее котелок – чтобы она очнулась и пришла в себя. Ну или хотя бы очнулась – пусть с частично умершей личностью, но ведь всему можно научиться заново. Короче – я есть новый хребет для коматозной принцессы. С моей помощью она бы точно поднялась с кровати. И ходила бы… как зомби… да она бы даже трахаться смогла! Ха! Я Корс! Я бы обеспечил!
\"Высокий сумрачный храм стал заполняться народом... только что проследовало духовенство.
– Вот дерьмо – процедил я – Этот дурак не мог позволить дочери умереть… идиот…
Они прошли в полупустой еще храм. Шаги звенели по каменным плитам, отдавались под высокими сводами и замирали в углах.
– А я бы поднял ее! Погляди как мы с Руппертом слились идеально! Я бы ее поднял на ноги! Пусть это была бы не она – но улыбалась бы! Ее папочка был бы рад! Да я бы за нее говорил – ах, папуля, я так тебя жоттэм, купи мне сучьего розового пони, а я его сожру! Но не срослось и я очнулся не на ее роскошном ложе, а в заваленной подводной лодке…. Дерьмовый выверт судьбы. Ну… мы хотя бы узнали о специальном протоколе для подлодки, с помощью тушенки активировали его, отстрелив кусок корпуса. И выбрались в пролом, поплавав совсем чуток.
По трое-пятеро входили монахи, истово крестились, кланялись во все стороны. На клиросе, покашливая и пробуя голоса, становились певчие.
– В руины?
Пахло воском и ладаном. Длинные косые лучи от окон купола, дымная полумгла высоких сводов, мерцание свеч и лампад, густой голос иеродиакона, читавшего Евангелие, - все настраивало на печально-торжественный лад.
– Не. Выбрались сразу в реку. Свобода! Последнее что мы видели, когда я под водой тащил за собой тушенку, шагая по дну на свет, так это как подлодка опускается за нами следом и затыкает один из выходов в реку. Только тогда я понял, как нам повезло – все остальные створы были наглухо закрыты стальными люками. Хотя… мы бы вынырнули внутри здания. И кто знает, как бы повернулась жизнь…
Раздалось величавое согласное пение.
– Так снаружи в руины не попасть?
Когда отзвучало и замерло \"Боже правый, помилуй нас\", распахнулись западные двери и показалась процессия, вводившая постригаемого. Взгляды всех обратились к нему...
– Нет. Я пытался. Когда Рупперт начал сдавать, когда весь покрылся этим дерьмом и потупел, я пытался пробиться в руины.
Впереди шли два послушника в стихарях, неся высокие подсвечники с горящими свечами, за ними следовали иеромонахи, прикрывая своими мантиями постригаемого. Он шел босой, в одной срачице...
– Зачем?
Было в нем что-то суровое, мученическое, напоминавшее лик Спасителя...
– За всем твою мать! Совсем тупой? Там могли быть лекарства! Медицинское оборудование! Сведения хотя бы – как дойти до затерянного в джунглях медицинского центра.
Процессия приблизилась к архиепископу. С посохом в руке, он стоял в царских вратах, и постригаемый простерся ниц у ног владыки.
– И как вылечить серую сыпь на жопе друга…
- Боже милосердный, - раздался в ту же минуту торжественный голос певчих, - яко отец чадолюбивый, глубокое зря смирение и истинное покаяние, яко блудного сына, прими его кающегося, к стопам твоим вторицею припадающего-о-о...
– Да! Да! Осуждаешь?
Едва замерли слова невидимого хора, владыка коснулся посохом спины простертого ниц.
– Скольких сожрали?
- Почто пришел еси, брате, ко святому жертвеннику? - спросил он.
– А сколько кусков мяса ты за свою жизнь сожрал?
- Жития ищу совершенного, постнического, святый владыко, - раздался из-под монашеских мантий глухой голос.
– Ну да…
...вопросы следовали один за другим:
– Плесни еще мескаля мне на жопу. И продолжим беседу…
- Вольным ли своим разумом приступавши ко господу?
– Слушай, дракон… а чего ты вдруг сказал про кусачих муравьев? – поинтересовался я, делая шаг к дрожащему в агонии великану.
- Ей, святый владыко.
– Что?
- Не от некия ли беды или нужды?
– Ну ты вот сказал что-то про жопных червей и кусачих муравьев. Почему про муравьев?
- Ни, святый владыко.
– Не понимаю…
- Отрицаеши ли ся вторицею мира и всех якоже в мире, по заповеди господней?
– Ну да – кивнул я – Да… а чего глаза так задергались?
- Ей, святый владыко...
– Я подыхаю! Вот почему!
- Обещавши ли вторицею сохранити себя в девстве и целомудрии, и благоговении даже до смерти? - донесся... голос архиерея.
– Ты с ним знаком – подытожил я и ткнул рукой в невидимые отсюда дьявольские сады – Я так и думал. Невозможно сто лет прожить бок о бок и не познакомиться, да? Дракон и муравейник на велосипеде стали корешами?
- Ей Богу споспешествующу, святый владыко... Под сводами храма звучала молитва: \"Ему же и
– Да ты…
слава, и держава, и царство, и сила, со отцом и святым духом, ныне и присно и во веки веков...\"
– Не пытайся, жопный ты червь дохлого дракона. Ты тупой и простой. Обычный людоед, что слишком зажился на этом свете. В чем выгода ваших договоренностей с хозяином дьявольских садов? Что делает гриб Колиус? Насасывает твой отросток? Или вы ему? Что? В чем выгода?!
- Аминь, - донеслось откуда-то сверху.
– Он пытался спасти Рупперта! Пытался заставить муравьев сожрать эту серую корку на его теле! И какое-то время это даже помогало!
Два иеромонаха в мантиях принесли Евангелие в тяжелом золотом окладе с лежащими на нем ножницами.
– А взамен?
- Возьми ножницы и подаждь ми...
– Мы друзья! Так бывает!
Он взял ножницы и протянул владыке. Тот отвел его руку, как бы призывая еще раз подумать... Но вот ножницы уже в руках преосвященного...
– Что взамен?
- Брат наш... постризает власы главы своея в знамение конечного отрицания мира, и всех якоже в мире и в конечное отвержение своея воли и всех светских похотей, во имя отца и сына и святаго духа, рецем вси о нем: господи помилуй!
– М-мясо… я подгонял ему свежее мясо…
Гулко ударяясь о своды, пронеслось по храму троекратное: \"Господи помилуй, господи помилуй, господи помилуй\".
– Ему мяса в джунглях не хватает? – рассмеялся и тут же осекся, глянув на вывалившуюся из-за деревьев окровавленную смуглую фигуру – Стоп… Свининка? Ты подгонял ему сахарную свининку, да, гнида? Он тебе целебных муравьев на хер сажал, а ты ему…
И всякий раз, когда преосвященный вручал ему власяницу (\"сей хитон правды\"), пояс (\"дабы препоясал чресла свои во умерщвление тела и обновление духа\"), куколь (\"сей шлем спасительного упования и молчаливого в духовном размышлении пребывания\"), мантию (\"ризу спасения и броню правды\"), вервицу (\"сей меч духовный ко всегдашней молитве Иисусовой\"), крест Христов (\"щит веры, в нем же возможеши все стрелы лукавого разженные угаси-ти\"), горящую свечу, - под сводами раздавалось торжественно и величаво: \"Господи помилуй, господи помилуй, господи помилу-у-уй...\"
– А я ему свежее мясо туземцев! – губы Рупперта разошлись, показывая оскал – Да! У нас это редкое лакомство! К нему вообще не ходят. А ко мне дебилы бывают и захаживают… на дракона поглядеть. Опять же у Колиуса только деревья и муравьи – скучно. А я вроде как набитые сокровищами руины охраняю – вот ко мне и ходят. Даже на шагоходах…
- Миром господу помолимся, - возвестил между тем иеродиакон.
– И помогли муравьиные компрессы?
- О брате нашем..., и якоже от бога поспешении ему, господу помолимся.
– Нет… но Колиус обещал пробить через них… через нее…
- Господи помилуй, господи помилуй, господи помилу-у-уй... - подхватил невидимый хор.
– Нее?
...Преосвященный коснулся его [свежепострижен-ного монаха. - Авт.] плеча и велел встать.
– Плесни еще мескаля – похоже, пьяный червь понял, что сболтнул лишнего и круто сменил тему.
- Приветствую тебя, возлюбленный брат наш..., приветствием святым мира и любви с принятием великого чина иноческого, - обратился к нему владыка...
Но зачем умирающему круто менять тему? Его ведь уже ничего не должно волновать из происходящего в этом мире.
Опять загудели басы монахов, зазвенели пронзительные дисканты семинаристов, и под звуки торжественных песнопений вновь постриженного ввели в алтарь для преклонения святому престолу, а затем архипастырь, все в том же парадном облачении, ввел нового инока в его келью\" (В. Кривцов. \"Отец Иакинф\").
– Что тебе обещал сраный Колиус?
Я не случайно потратила последние крохи вашего внимания на цитирование данного отрывка \"с постригом\" из романа, посвященного жизни знаменитого русского ученого-востоковеда, литератора и путешественника первой половины XIX в. отца Иакин-фа (1777-1853).
– Он жаждет прощения! – пьяно выдохнул великан и вяло шевельнул рукой – Он жаждет получить ЕЕ прощение.
Дело в том, что отрывок сей как нельзя лучше иллюстрирует обряд узаконенного христианством бескровного самоубийства - ухода из жизни в смерть при жизни - монашество. Здесь соблюдена просто \"бухгалтерская\" точность церемонии прижизненного прощания с миром, как в отношении молитв, так и в отношении самого процесса пострижения.
– Система… Глобкон…
Сам институт монашества на Руси появился в конце X - начале XI в., вскоре после принятия христианства, и существует до сих пор, пережив множество трудностей XX века и непростых периодов в более древнем прошлом. Однако история русского монашества, история религиозной секты живых мертвецов, не побоявшихся прижизненного перехода из мира Яви в мир Нави, так и не написана до сих пор.
– Мать… он молит ее… и он обещал – если спасется сам, то спасет и меня! Вымолит и для меня прощение! Мать исцелит и меня! Рупперта! Шанс был мал… но тут по джунглям понеслась весть о гребаном Оди с его отрядом. О гребанном рыцаре Оди за чьей головой охотится Мать… если бы я тебя скрутил… если бы у меня получилось хотя бы убить тебя…
Монашество на Руси быстрыми темпами становилось средоточием \"христианского максимализма\" в вере и жизни.
– Как ты узнал, что мы здесь?
Почему я говорю о \"христианском максимализме\" в чистом его, абсолютном виде? Я хочу напомнить вам о начале знаменитой Киево-Печерской лавры. В XI-XII веках она начиналась с пещер (\"печер\"), которые выкопал в песчаных берегах Днепра для своего отшельнического жития Антоний Печер-ский (983-1073).
– Колиус умеет подавать сигналы… а я ему – когда удается заполучить свежей кусок человечинки…
Здесь нежелание жить (\"в миру\", в обществе) приводит к уходу в загробный мир, в пещеры, т. е. в подземное царство Смерти. И хотя Антоний положил начало монашеской общине, сам он тяготел к уединенному, аскетическому подвигу, т. е. доведению \"иноческого жития\"-тления до абсолюта!
– И…
В \"Послании Ивана Грозного игумену Кирилл о-Белозерского монастыря\" мы читаем замечательные слова, размышления об идее монашества: \"Иноческое житие не игрушка\".
– А ведь я еще жив. Мы еще живы. Может еще не поздно… может я еще успею до ее прихода? Я живуч…
И это совершенно верно: игры со Смертью, пусть даже и не лишающей душу физической оболочки, в монашестве не допускались. Жизнь иночества для Руси средневековой была поистине иной - ошеломляюще загадочной, ломающей все привычные представления о жизненных ценностях. Монашество существовало \"не в миру\", и потому только оно виделось по-настоящему отделенным от мира, святым и могло являть недоступный свет Иного Мира.
– Ну да…
Я сразу же вспоминаю рассуждения Э. Мулдашева об информационном поле \"Того Света\", и поневоле рождается в голове вопрос: так, может, монашество и есть малый отблеск \"Того Света\", а он, в свою очередь, является не чем иным как светом Недоступного Бога, потустороннего мира божества Смерти?
– Ведь я дракон… и я… я будущее… а вы сраное прошлое!
Ведь само слово \"святость\" в славянских языках происходит от слова \"свет\". И этот свет не заслоняли от мирян черные одежды монахов-чернецов, напоминающие об их \"смерти для мира\" с его земными, такими живыми грехами.
– Дерьмо – рявкнул я, прыгая одновременно с подскочившим серым гигантом.
Его ручища ударила в землю, ломая корни и старые кости. А я пролетел над его головой и прошелся лезвием по уже хорошо известному маршруту, пропахав глубокую спинную щель. Брызнуло. Забившийся в судорогах Рупперт покатился по земле. Уже не глядя на него, я рванул к бойцам, на ходу отдавая приказы:
Прежде чем стать монахом, мирянин должен пройти период послушания - исполнения-тех или иных работ в монастыре. Если настоятель монастыря убеждается, что послушник твердо намерен стать монахом, он совершает обряд пострижения, восходящий к ветхозаветной символике посвящения человека Богу и обрезанию волос как знаку рабства. То есть пострижение является символом рабства, порабо-щенности миру Смерти.
– Уходим! Живо! Я за ноги.
Обычай требовал, чтобы остриженные волосы сжигали, бросали на воду или закапывали в землю. Таким образом, волосы \"захоранивали\", так как вместе с ними умирало прежнее существо человеческое и рождалось новое. И обычай \"похорон\" волос не церемониальная прихоть монашества. Испокон веков на
Каппа не задал ни единого вопроса. Подхватив заоравшую Ссаку, мы рванули в джунгли. И мы еще не добежали, а я уже слышал хорошо знакомый мне звук – приближающийся гул воздушных турбин. Мне самому особо прислушиваться не пришлось – электроника мгновенно убрала ненужный фоновый шум, усилила нужное и подала прямо мне в уши. Один дрон. Тяжелый. Именно такого звука я прежде не слышал – из нынешних времен. Ни внутри Олимпа, ни в джунглях. Дальше уже работали мозги – лихорадочно, злобно, аж искря.
Руси существовало представление о том, что волосы являются средоточием жизни и жизненной силы человека.
Чего можно не бояться?
Кроме того, волосы, как и глаза, в народных верованиях представлялись обителью души человека. Голова, волосы у некоторых славянских народностей считались обиталищем четвертой души, которая всегда находилась при человеке. Душа, обитающая в волосах, после смерти человека вселялась в новорожденного ребенка.
Ну…
Существует три степени посвящения человека в монахи богини Смерти. Первая - пострижение в рясу, когда монах получает новое имя и право носить широкое и длинное монашеское одеяние (рясу) и головной убор - камилавку. Прошедших такое посвящение называют рясофорными монахами. Следующие две степени - пострижение в малую схиму и в великую схиму. Постригаемый в схиму приносит новые, более строгие обеты и еще раз получает новое имя в ознаменование окончательного отречения от мира, лежащего во зле жизни.
Вряд ли шарахнут чем-то серьезным по площади – для Глобкона природа важней всего. Система не станет выжигать. А вот осколочными вполне можно и ударить – даже если они положат гектар девственных джунглей вместе с папоротниками, пчелами и насаженными взрывной волной жопами на кактусы аборигенами, это… это? А это уже зависит от того насколько сильно Глобкон хочет уничтожить меня – долбанного гоблина Оди, что умудрился выжить, а затем обосноваться в запретной для этой системы территории Вест-Пик.
Во всех степенях подобного посвящения Смерти, как вы сами могли заметить, присутствует обряд обретения нового имени. Почему? Зачем нужен этот обряд?
Так?
Все дело в том, что получение нового имени полностью соответствовало древнерусской традиции не называть покойного по имени, не беспокоить его во время перехода в загробный мир через реку забвения. А монах, как и Посвящаемый, как раз и находится в подобной стадии перехода. Само же пострижение в монахи становится равносильно смерти.
Так.
Не случайно монахов на Руси называли непогребенными мертвецами. Принимая постриг, монах отрекается от своей воли и дает обет всецелого послушания наставникам (служителям не только Бога, но и Смерти) даже в мелочах, он начинает жизнь заново (т. е. рождается вновь) в царстве Нави/Смерти, здесь он - новорожденный младенец (именно поэтому монашеский куколь по форме напоминает детский чепчик).
Твою мать! Я пошел по мысленному кругу, заново прогоняя в гудящей от сотрясения и медицины башке то, что и так уже знал! Хорошо хоть на ходу…
По законам общества, человек, принявший постриг, умирал для остального мира и терял все права наследования. И этим законом общества - лишение прав наследования - стали вовсю пользоваться на Руси царской. Цареубийцы не всегда пользовались мечом и кинжалом. Для достижения своих тронных замыслов они с необычайной легкостью брались за ножницы для монастырского пострига. Ибо престолонаследник, ближний к царскому трону человек, оказавшийся за стенами монастыря, умирал для власти и истории.
Мы остановились у некогда настолько огромного дерева, что либо оно жило еще до момента, когда Атолл поимел все население планеты, либо же его выращивали чем-то особо научно-токсично-нихера-не-органичным. Слишком уж оно огромное. И все равно упало, отжив свое, попутно придавив кучу собственных детишек. Благодаря ним под гигантом обнаружились сырые зловонные пустоты, где кишела жизнь. Давя огромных червей и мокриц, расплескивая слизней и хрустя позвоночниками странных ползучих летучих мышей, мы забрались поглубже и ненадолго остановились.
В истории до сих пор бытует версия, что \"угличское дело\" с убиением царевича Димитрия на самом деле развивалось по другому сценарию: царевича не убили подосланные Борисом Годуновым злоумышленники, а насильственно постригли в монахи, т. е. убили для мирской власти.
– Хорхе предупрежден – доложил Каппа.
– Слышал – хрипло отозвался я.
Возможно, в истории беглого расстриги-самозванца из Чудова монастыря есть доля истины. Точно такое же религиозно-ритуальное убийство совершает (причем неоднократно) и Петр I, постригая в монахини против воли и свою первую жену Евдокию Лопухину, и родную сестру Софью.
Бубнеж сержанта и торопливый ответ Хорхе я слышал, но оставил на перефирии сознания, зная что там и без меня разберутся.
А сейчас я хотела бы обратить ваше внимание на одну из самых загадочных фигур русской истории, насильственно лишенную через пострижение в монахини всяческих прав на русский престол.
– Он ждет указаний.
– Пусть ждет.
Монахиня Досифея \"Тараканова\"
– Бросьте меня – эти слова Ссака произнесла абсолютно осознанно и пусть слабым, но твердым голосом – И положите рядом пяток гранат. Как до меня доберутся, я им сукам…
Императрица Екатерина II была просто абсолютной рекордсменкой по сбору \"медалей\"-самозванцев. Вероятно, потому, что ангальт-цербстская принцесса, нареченная в православии Екатериной, сама была самозванкой. А еще потому, что столь активно приложила руку к нескольким оборванным в Никуда императорским линиям...
– Заткнись – буркнул я и нагнулся над ее «вскрытой» спиной, вглядываясь в увиденное.
В 60-е гг. XIX в. на одной из петербургских художественных выставок всеобщее внимание привлекла картина Флавицкого \"Княжна Тараканова\". Юная красавица, вжавшись в стену каземата, стоит на своей тюремной кровати, пытаясь спастись от наводнения. Окно с решетками отрезало девушку от мира, от жизни. Она уже \"призрак бестелесный\", уже фантом, а когда умрет, люди увлеченно начнут писать о ней, рисовать - фантазировать без конца.
И нихрена кроме разбавленной потом крови не увидел. Ссака потеряла нехило крови – от середины живота и ниже все было залито красным. Аптечка уже не пищала, отработав свое. Я размышлял лишь пару секунд. В свою очередь «вскрывшись», содрал аптечку сначала с себя, а затем засунул руку в теплую жижу под пузом Ссаки и сдернул с нее опустевшее устройство. Взамен прилепил свое и велел:
Эта женщина мелькнула в истории как комета, оставляя за собой роскошный шлейф сплетен и загадок, начиная с имени. Дочь императрицы Елизаветы, \"княжна Тараканова\" (вернее, Дараган, переиначенная на русский лад), княжна Азовская (из потомков князя Владимира Крестителя), графиня Силинская и... монахиня Досифея.
– Не ссать и не сдаваться, дура.
\"Со слов\" картины Флавицкого, эта самая \"княжна\"-фантом захлебнулась холодной водицей своенравной Невы во время наводнения. Да вот незадача, обманул всех талантливый художник: по документам, \"княжна\" умерла в 1775 г., но наводнение-то, вечный страх узников Петропавловки, случилось в... 1777 г.
– Приказ понят, к-командир…
И кем же тогда была монахиня Досифея, прожившая (вернее, просуществовавшая в загробном монашеском мире) вплоть до 1810 г., которую историк И. Снегирев называет той самой \"княжной Таракановой\"?
– Закрывайся в своем гробу.
– Так и похороните, если что…
\"Княжна\" не умерла в 1775 г. от чахотки (как утверждают некоторые авторы) и не погибла в крепости во время наводнения (сколь ни привлекательна выразительная картина Флавицкого), а была убита для престола иным способом - заточена в монастырь (московский Ивановский женский монастырь) под именем Досифеи.
– Хер тебе. Зароем голую в грязь. Жопу оставим снаружи.
О монахине Досифее существует довольно обширный, хотя и загадочный материал. Есть, среди всего прочего, даже рассказ Смирновой-Россет о том, как Николай I на прогулке поведал Пушкину трогательную историю о дочери императрицы Елизаветы, ставшей монахиней из-за несчастной любви. Принимать этот рассказ на веру или не принимать - личное дело каждого.
– Тогда точно не сдохну…
Известно, что в монастыре ее навещали весьма знатные особы. И беседовала странная эта монахиня с ними на иностранных языках. В Ивановском женском монастыре она оказалась по секретному приказу Екатерины II от 1785 г. Поначалу Досифее не велено было ни с кем общаться, кроме игуменьи, духовника, причетника и московского купца Филиппа Шепелева (торговля чаем и сахаром), т. е. ее погребали заживо, сознательно отгораживали от мира. Впрочем, \"погребали\" с комфортом: на ее содержание отпускалось из имперского казначейства довольно кругленькая сумма. Иногда на ее имя откуда-то приходили значительные денежные перечисления, - она отдавала их монастырю.
Вернувшись в экз, я опять прислушался. Звук турбин совсем рядом. Но что хорошо – он сместился в нашу сторону, а до этого шел совсем рядом с Рио Рохо. Мы еще отмахаемся, а вот отряд гоблинов-мачетников…
Целыми днями Досифея молилась, читала духовные книги. Казалось, она смирилась с фактом своего убиения. Последние годы вообще безмолвствовала и умерла молча.
Что делать?
И вот что настораживает более всего: светского имени ее в документах монастыря не значится! То есть в списках живых Досифея вообще не значилась. И она почему-то была согласна не значиться. И когда к окнам ее кельи стекался народ (а стекался он постоянно), женщина не показывалась ему. В ее келье-склепе не было места любопытным взглядам Жизни.
А тут вариант всего один. Ему и последую. Но сначала…
Умерла Досифея окончательно, покинула земную юдоль 64 лет от роду в 1811 г. Следовательно, родилась в 1746 г. и вполне могла быть, как и утверждала в мирскую свою бытность, дочерью императрицы Елизаветы, которая в 1742 г. тайно обвенчалась с Алексеем Разумовским.
Длинный автоматный стрекот заставил меня выругаться – пальба началась на реке. Как раз там, где сейчас стояла на приколе обнявшая древнюю атомную подлодку плавучая крепость гребаных аборигенов.
В начале мира имелось конечное число уникальных созданий — конечное число видов, которое с тех пор значительно уменьшилось в результате вымирания. Образование видов есть особое событие, находящееся за пределами естественных процессов; феномен, относящийся к моменту творения и к тайнам Аллаха.
И вот что в данном случае примечательно: после смерти физической на погребении Досифеи \"стечение народа в монастыре было необыкновенное\", на отпевание съехались главнокомандующий первопрестольной граф И. В. Гудович и другие вельможи екатерининского времени.
Из показаний свидетеля–эксперта на судебном процессе по делу о ереси в Анкаре, Турция.
Скажите на милость, к простой, ничем не примечательной монашке, если она не творит невиданные чудеса (а Досифея не творила), съехалась бы знать того времени? Думаю, что нет. А вот проводить в \"последний путь\" дочь императрицы Елизаветы дворяне и народ отправились бы с охоткой.
Перелет до Бали занял семнадцать часов, еще два они летели до острова Флорес на зафрахтованном самолете. Затем четыре часа ехали на джипе через крутые горы в самое сердце джунглей. Полю это могло показаться путешествием в другой мир. Пошел дождь, перестал, затем пошел снова, превратив дороги в нечто такое, с чем пришлось считаться.
У историка И. Снегирева читаем вообще об удивительных вещах: \"Тело Досифеи погребено не в том месте, где обыкновенно хоронили инокинь Ивановской обители, но в Новоспасском монастыре, усыпальнице Романовых, у восточной ограды, на левой стороне от колокольни \".
— Здесь всегда так? — поинтересовался Поль.
Думаю, в данной ситуации какие-либо комментарии совершенно излишни. Монахиня Досифея \"Тараканова\", видимо, вполне могла претендовать на трон, где с комфортом пристроилась незаконная Екатерина П. А та, в свою очередь, была способна не только заточить и убить, но и заточить, сохраняя жизнь физическую, но лишая перспектив жизни исторической и династической, то есть постричь в монахини, дабы дерзкая (с точки зрения залетной ан-гальт-цербстской птички Фике) претендентка еще при жизни прошла горькую и подчас страшную науку прощания с миром земным, науку Умирать.
— Нет, — сообщил Гэвин. — В сезон дождей дороги намного хуже.
Впрочем, я не исключаю и такой возможности, что Досифею, дочь Елизаветы, умудрились символически убить целых два раза: первый раз - заточив \"княжной Таракановой\"/самозванкой в Петропавловку, а второй раз - проведя над ней обряд монашеского пострига.
Флорес — остров цветов. С воздуха он выглядел наподобие длинной ленты джунглей, брошенной в синюю воду, частичкой в ожерелье островов, протянувшемся между Австралией и Явой. Линия Уоллеса
[76] — более реальная, чем любая линия на карте — находилась западнее, в направлении Азии и империи плацентарных млекопитающих. Здесь правил странный император.
К тому времени, когда они въехали в Рутенг, Поль сильно устал и тер слипающиеся глаза. Рядом с джипом бежали дети, в чьих лицах сочетались черты малайцев и папуасов — коричневая кожа, крепкие белые зубы, мечта стоматолога. Городок стоял одной ногой в джунглях, другой — на склоне горы. На его окраине начиналась долина, спускавшаяся вниз на несколько километров.
Экскурс последний: \"Сказ о том, как царя
Мужчины разместились в отеле. Комната Поля оказалась с минимальными удобствами, но чистая, и он заснул как убитый. На следующее утро он проснулся, принял душ и побрился. Гэвин встретил его в вестибюле.
Петра хоронили\"
— Отель простоват, ты уж извини, — сказал Гэвин.
О нем принято спорить подолгу и взахлеб, безразличной золотой середины лично мне так и не встречалось.
— Нет, все в порядке. Там есть душ и кровать. Это все, что мне нужно.
До сей поры мы, россияне, так и не решили, направил ли Петр I Россию к свету европейской образованности, ввел ли ее в число великих держав и открыл ли перед ней путь в блистательное будущее? Или подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил его проказой подражательства чужому и влечением не к духовным ценностям, а к жизненному комфорту на западный лад? Или реформы Петра при всей их шумности и поверхностной выразительности только скользнули по глади вод русской жизни, не всколыхнув ее глубин, - подумаешь, сменили покрой кафтанов да бороды обрили?!
— Мы используем Рутенг как своего рода базовый лагерь для раскопок. Наше следующее жилье уже не будет таким роскошным.
В мои планы не входит решать вопрос о роли Петра в истории, хотя в глубине души я придерживаюсь того мнения, что невероятный заворот мозгов, когда общество (уменьшившееся во время правления Великого... Палача на 25 %) не очень-то понимало, куда вообще следует брести по болотине жизни и на какие кочки перескакивать, - вот единственный закономерный результат всей деятельности Петра.
Подойдя к джипу, Поль проверил свое снаряжение. И, лишь усевшись на пассажирское сиденье, заметил пистолет — черная кожаная кобура была закреплена изолентой на дверце водителя. Вчера ее там не было.
О нет, в настоящий момент меня интересуют его смерть и погребение.
Гэвин заметил его взгляд:
Петр умер 28 января 1725 г. Собственно говоря, ждали этого достопамятного события уже давно и в великом нетерпении. Здоровье его, изъеденное многолетним пьянством, ухудшалось прямо на глазах. Лихорадки, простуды, приступы мочекаменной болезни терзали его беспрестанно.
— Мы живем в безумные времена, приятель. А про эти места история просто забыла — до недавних событий, которые заставили вспомнить.
В письмах императора к супруге Екатерине, будущей государыне всея Руси, довольно часто встречаются известия о его болезнях. \"То он страдает \"чечю-ем\" [в XVIII в. так именовали \"модную болезнь\" геморрой. - Авт.], то завалами или расстройствами желудка, отсутствием аппетита, то припадает с ним \"рее\", вообще ему \"мало можется\" (М. Семевский. \"Царица Катерина Алексеевна\").
— Что еще за недавние события?
\"Любящей\" супруге и любящему ее светлейшему князю А. Д. Меншикову оставалось только набраться немного терпения и чуток подождать.
— С точки зрения одних — религиозные события. Для других — политические, — Гэвин помахал рукой. — Ставка у этой находки больше, чем просто амбиции ученого.
Они ехали на север, спускаясь в долину и проезжая мимо последних остатков цивилизации.
(И о том, что это не голословный оговор с колокольни субъективзма автора, свидетельствует сохраненный историей факт: однажды, в весенний день 1719-го тогда еще года, в кабачке при кирпичных заводах угощалось несколько человек, среди которых были и певчие князя Меншикова. Как водится, провозгласили здравицы. Крикнули тост и за здоровье царя, на что слуги Александра Даниловича спокойно ответили: \"Здравствовал бы светлейший князь, а государю недолго жить!\"
— Вы боитесь, что кто–то может похитить кости? — спросил Поль.
История \"любовно\" сохранила и память о 15 января 1723 г. - о разговорах уже императрицы певчих: \"его императорскому величеству и нынешнего года не пережить. А как он умрет, станет царствовать светлейший\", то есть князь Меншиков. Что ни говори, а вывод напрашивается сам собой: любили светлейший и императрица послушать пение певчих, а певчие их, в свою очередь, любили поговорить...)
— Да, это одно из моих опасений.
Как бы там ни было, болезни или не болезни, но государь Петр Алексеевич был обречен уйти. Незадолго, в общем-то, до своей кончины он совершает несколько \"опрометчивых\" поступков, стоивших ему венценосной жизни:
— Одно?
1. Коронует в Москве Екатерину I. Само по себе дело очень даже неплохое: чего ж не короновать красивую женщину. Одна из надписей в коронационном фейерверке 1724 г. гласила: \"Божиею милостию, Петра велением, Екатерина Алексеевна императрица Российская\". Красиво! Да вот только сумма букв в словах этих, если считать по порядковому номеру каждой буквы в алфавите, равна примечательной дате \"1725\". Именно в этом году Екатерина предначертала себе взойти на престол? и судьба ее была решена в день коронования: именно тогда россиянам было указано \"свыше\", что правление Петра приближается к своему логическому завершению. Видимо, здорово увлекалась нумерологией и магией чисел будущая российская государыня...
— Легко делать вид, будто мы играем лишь теориями — идеями, придуманными в некоей башне из слоновой кости соперничающими группами ученых. Словно все это лишь какое–то интеллектуальное упражнение, — Гэвин взглянул на него серьезными темными глазами. — Но потом ты видишь эти кости, берешь, ощущаешь их вес, и иногда теории умирают у тебя в пальцах.
2. Коронацией Екатерины Петр не \"удовлетворился\", и за несколько месяцев до своей смерти предает казни поэта Виллима Монса, по совместительству секретаря и доверенного лица государыни-императрицы. Поговаривали о любовной связи государыни с талантливым секретарем, но, скорее всего, дело заключалось в том, что государю на стол попали письма Монса с проектом заговора супротив его августейшей персоны.
Дорога в долину шла ломаными зигзагами, время от времени сменявшимися округлыми поворотами. На прямых участках нависающие ветви превращали ее в туннель, а джунгли — во влажную ткань, бьющую в ветровое стекло. Но время от времени эта ткань отдергивалась, и за краем обрыва показывалась долина во вкусе Голливуда — архетип всех долин, где сквозь дымку тропических испарений проглядывали джунгли. На таких участках грунтовой дороги резкий левый поворот руля сделал бы их поездку очень быстрой… и последней.
Что бы там ни было на самом деле, мы никогда уже не узнаем наверняка: сразу после смерти Петра все бумаги по \"делу\" поэта попали к самому главному сберегателю высокомонаршей чести - князю Меншикову, а он приказал сжечь документы, считая, что на его любимой императрице не должно быть ни малейшей тени. После казни поэта голова его была заспиртована по всем правилам искусства и выставлена Петром на ночном столике императрицы. Современники с удовольствием сплетничали, что увидав на своем столе этот \"новый предмет обстановки\", Екатерина даже в лице не изменилась под пристальным взором слегка неадекватного супруга. Равнодушно скользнула взглядом, отвернулась. Думаю, в этот самый момент она зачитывала приговор неуравновешенному супругу.
Гэвин назвал пункт их назначения — «Лиандж буа», в переводе «Холодная пещера». И объяснил, как все, возможно, произошло — сценарий. Вокруг жаркие джунгли, поэтому двое или трое вошли в пещеру, чтобы посидеть в прохладе или поспать. Или же, возможно, шел дождь, и они вошли в пещеру обсохнуть, но только дождь не прекращался, реки вышли из берегов, как это иногда происходит, и они оказались в ловушке, отрезанные водой, а потом их утонувшие тела оказались погребены под илом и осадками.
3. В середине ноября 1724 г. (опять же за два месяца до кончины) указом Петра всем подданным было запрещено принимать к исполнению приказы и распоряжения Екатерины; она также потеряла право распоряжаться денежными средствами, отпускаемыми на содержание ее двора.
Они некоторое время ехали молча, пока Гэвин не произнес третий вариант:
4. И наконец, самая большая ошибка Петра: в опалу (немилость) попадает любезный друг младых лет государя, светлейший приятель императрицы, ее \"верный пес\" - князь Александр Данилович Меншиков...
— Или же их там съели.
Мы замерли, не пытаясь вызвать Хорхе – он так и так замешан и если еще жив, ему сейчас не до переговоров.
Приговор зачитан и обжалованию не подлежит...
— Кто съел?
После праздника Крещения 1725 г. государь слег. Последние дни он не знал ни минуты покоя: его тело сотрясалось в конвульсиях, приступы мучительной боли следовали один за другим.
Еще одна очередь. Следом несколько коротких. И воздух взорвался частой пальбой из немалого количества стволов. Но стреляли буквально секунду – раздался тройной почти слитный хлопок взрывов. Это уже гранаты. А следом что-то помощнее – и я даже догадывался что именно. Я сам показывал бывшему советнику заряды пластида и как их активировать.
— Homo homini lupus est, — ответил Гэвин. — Человек человеку — волк.
\"Вскоре от жгучей боли крики и стоны его раздались по всему дворцу, и он не был уже в состоянии думать с полным сознанием о распоряжениях, которых требовала его близкая кончина. Страшный жар держал его в почти постоянном бреду... Когда боль ненадолго отступала, царь жарко каялся в своих прегрешениях,- два раза он причащался из рук Феофана Прокоповича1 и получал отпущение грехов. Императрица не оставляла его изголовья три ночи сряду\".
Еще секунда… и рация ожила. Лихорадочный стонущий голос Хорхе оповестил:
Они пересекли набухшую от дождей реку, вода в которой поднялась до самых дверей. На несколько секунд Полю показалось, что течение схватит джип, утянет вниз, и они были на волосок от этого — Гэвин, ругаясь сквозь зубы и вцепившись в руль побелевшими пальцами, с трудом удержал машину на мелководье. Когда они выехали на берег, он сказал:
Из записок Г.-ф. фон Бассевича
– Лид! Лид! Эй! Предали! Нас предали! Но я опередил! Мы отплываем, на крепости огонь! Рвануло неслабо! У нас пятеро в минус! Слышите меня?! Эй! Прием! Мы отстреливаемся!
— Надо править строго на север, если отклониться от прямой линии хоть на несколько футов, то машина так и пойдет кувыркаться вниз по течению.
Выдвинув замечательный просто аргумент, что боль отпустит бренное тело Петра, если он простит целый ряд осужденных на казнь дворян (а их, поверьте на слово, было немало), Екатерина буквально выторговала прощение всем (!) осужденным на смертную казнь дворянам, не явившимся на последний смотр пред пресветлые очи императора-эпилептика.
– Не дайте им поднять головы! – рявкнул я – Не хватайтесь за минометы. Палите из всех стволов! Прячьтесь за бортами!
Поль не стал спрашивать, откуда ему это известно.
\"Он прожил, однако ж, еще 36 часов\"... боль не отступала, не отступала и жена. Улучив минуту, она просит Петра ради обретения вечного душевного покоя простить Меншикова, по-прежнему пребывавшего в немилости. Последнее прощение Данилычу было даровано. Боль отступает, сменяясь беспамятством: \"он лишился уже языка и сознания, которые более к нему не возвращались...Ждать оставалось недолго. \"Ждали только минуты, когда монарх испустит дух, чтобы приступить к делу\"
– Так и делаем, лид! Но они разворачиваются на нас!
За рекой находился лагерь. Ученые в широкополых шляпах или банданах. Молодые и в возрасте. Двое или трое без рубашек. Темноволосая женщина в белой рубашке сидела на бревне возле своей палатки. Но одно было общим у всех — хорошие ботинки.
Из записок Г.-ф. фон Бассевича
– Держитесь! Помощь идет!
Все головы повернулись на звук мотора, и когда джип остановился, собралась небольшая толпа, чтобы помочь разгрузиться. Гэвин познакомил его со всеми: восемь ученых и двое рабочих. В основном австралийцы. Индонезиец. Один американец.
Как горевали...
– Есть!
— Герпетология, приятель, — сказал один из них, пожимая Полю руку. Невысокий, коренастый, с рыжей бородой, никак не старше двадцати двух лет. Его имя Поль забыл уже через секунду, но слова «герпетология, приятель» застряли в памяти. — Это моя специальность, — продолжил коротышка. — Я в это ввязался из–за профессора Макмастера. А сам я из Австралии, из университета Новой Англии, — улыбка у него была широченной, а крючковатый острый нос указывал на подбородок. Полю он понравился.
Официальные источники (конечно же!) утверждают, что горе всех россиян было просто безмерным. Так, иностранные посланники при русском дворе доносили, что все, начиная с императрицы и заканчивая последним подданным Петра, переживают кончину императора как глубокое личное горе. \"Легче вообразить себе, чем описать пером ...крайнюю печаль и скорбь императорского семейства\", - писал сразу же после смерти Петра посланник Г. Мардефельд. И далее у него же мы читаем: \"не было ни одного рядового, который бы горько не плакал\", \"стоят раздирающие сердце плачь и вопли\".
– Волочи Ссаку, боец – я повернулся к Каппе – В отпуск хотел, мечник? Так заслужи. Доберись до плота с нашими любой ценой. И Ссаку дотащи. Если получится – двигайте к руинам. Вперед!
Когда они кончили разгружать джип, Гэвин повернулся к новенькому:
Ему вторят и другие иностранные представители. \"Жалко смотреть на их рыдания и слезы\", - пишет, например, Лефорт. О \"плаче и воплях\" писали не только наблюдатели-иностранцы, но и наши с вами соотечественники.
– Бросьте меня! – заорала наемница.
— А теперь, думаю, настало время для самого важного знакомства.
А. А. Матвеев в письме к А. В. Макарову из Москвы сообщает, что по получении известия о кончине императора поднялся \"вой, крик, вопль слезный, что нельзя женам больше того выть и горестно плакать, и воистину такого ужаса народного от рождения моего я николи не видал и не слыхал\".
Но ее никто не слушал. Я уже бежал прочь, успев увидеть, как Каппа с отстраненной деловитостью смертника цепляет за экз Ссаки тонкий трос. Все верно – только волоком.
Пещера оказалась неподалеку. Из джунглей торчала зазубренная глыба известняка с навесом из лиан, а под ним — темный зев. Камень имел беловато–коричневый оттенок старой слоновой кости. Его обволок прохладный воздух, пол заметно понижался от входа. Глаза Поля вскоре привыкли к темноте. Пещера оказалась шириной в тридцать метров, в форме полумесяца, развернутого к джунглям — глинистый пол, низкий куполообразный потолок. Сперва он ничего не увидел, потом заметил в дальнем углу две торчащие из глины палки. Привыкнув к сумраку, глаза различили яму.
Феофан Прокопович превзойдет всех в описаниях \"горя\" народного, сообщая о \"вопле и стенании\": \"не было ни единаго, кто вид печали на себе не имел бы: иные тихо слезили, иные стенанием рыдали, иные молча...\"
Выскочив из укрытия, я рванул на звук турбин. У нашего отряда один шанс уцелеть – дать превосходящим силам противника то, что они так хотят получить – меня. Гребаного гоблина Оди. Затрещал передатчик, поймавший один из оживших чужих каналов.
— Это здесь?
Но как все это, по-вашему, вяжется со словами: \"Ждали только минуты, когда монарх испустит дух\"? А очень просто. Да, конечно же, слезы, рыдания и даже вопли могут быть выражением горя. Но в данном случае необходимо учитывать традиции публичного оплакивания умерших.
– Оди! Оди! Послушай… Это Мигель. Речное племя…
— Здесь.
\"В подобных случаях у русских искони в обыкновении были громкие рыдания, плач и разные причитания\"
– Я убью вас всех – произнес я в эфир – Обещаю.
Поль снял рюкзачок и достал из пластиковой упаковки белый бумажный костюм.
\"Записки Вебера о Петре Великом\", 1872 г.