Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 



Сергей АМАН

В САДАХ СУДЬБЫ

СТИХИ И ТЕКСТЫ ПЕСЕН

Издательство \"ПРОБЕЛ\"

МОСКВА 1998



Хуммедов Сергей Аманович

(Сергей Аман как член Союза писателей Москвы)



О Сергее Амане можно прочитать в предисловиях к его книгам: 

\"В садах судьбы\", 

\"Сирень под пеплом\"



Контакты:

e-mail: hummedov@mail.ru

мобильник:: +7 926 745 73 10

Персональный сайт:

http://sergeiaman.narod.ru/



Иллюстрации Валерия Валюса.

Copyright (c) 1998 Ьу Сергей АМАН





Александр АРОНОВ



САДЫ СААДИ

Сергей АМАН создал очень своеобразную книгу. В ней не \"проза становится в позу и говорит: я стихи, а стихи отвечают: \"хи-хи\" (Семен Кирсанов), а с точностью до наоборот: стихи скромно пишутся в подбор и прикидываются прозой: \"Я выпил эту жизнь от краешка до дна. И вот уже с вершин та пропасть мне видна, куда течет песок от онемевших ног, где времечко поет, заказывая срок\". Предоставляю вам судить стихи это или не стихи, но то, что это поэзия — не подлежит никакому сомнению. Меня было кольнул уменьшительно-ласкательный суффикс в суровом слове \"время\" — но тут же я понял, что это никакой не подхалимаж — а едва-едва прикрытая дрожь мужественного человека.

А по поводу избранного псевдонима Сергей тоже высказался:



За столом под водочку с закуской 

русский я, я безусловно русский.



А когда я крупно отоварен, 

значит, я еврей или татарин.



Лишь одно во мне без перемен: 

в чем-то где-то я порой туркмен



АМАНУ дается самое трудное — лирика, причем не простая лирика, а лаконичная. Порою кажется, что она лишена не только лишних слов — но и самого необходимого минимума. Приведем один заведомо недлинный пример:



Расставание



Отныне обречен 

дверь отпирать ключом, 

валиться на кровать 

и думать ни о чем.



Сергей обошелся даже без местоимений: никакого \"я\", никакой \"ты\". Одна опустевшая комната. (На квартиру это не похоже). Неудивительно и даже естественно, что поэт отдает предпочтение ночной работе — над дневной. (Причем, не именует ни ту, ни другую творчеством):



Стихи ночные не чета дневным, 

им не накинуть никакой одежды. 

Они голы, как черные стволы, 

где ни листвы, ни веры, ни надежды.



Но я вдруг почувствовал, что по вине рецензента портрет поэта становится начертанным сплошными черными красками. Это — меа шела (моя вина) — и я (как принято говорить в лучших кругах современных интеллектуалов) дико извиняюсь. Тем более, что меня не составляет никакого труда опровергнуть. Достаточно привести тот же коротенький пример:



Летнее пробуждение



Ах, соня, проснись и застынь у оконца, 

увидев сквозь серых ресниц волоконца, 

как в синьке небесной полощется солнце...



А вот Андрея Вознесенского поразили, как он их называет, богоборческие строки:



Снова вечер. Шалый свист за окном 

поминает, что я с чёртом знаком. 

Бог с ним, с чёртом, я не в детском кино: 

Бог, он с Чёртом всё равно заодно.



Я бы должен был по-настоящему описать подробно всю книгу. Отметить портреты (особенно удачный Арсения Тарковского) и так далее. Но я опасаюсь только одного: что же тогда останется читателю? Нельзя пересказывать строку за строкой. Это — как у детектива. Нельзя давать разгадку раньше прочтения. Читатель сам имеет возможность погрузиться в глубину книги \"В садах судьбы\". И пусть он вынесет из глубины свое собственное впечатление.



Сергей АМАН



ОТ АВТОРА

Чтобы заметить, что в слове \"автобиография\" три источника и три составные части писательского ремесла, надо родиться философом и поэтом. И я сделал это в феврале 1957 года. Я родился. Произошло это в семье рабочего и интеллигентки. То бишь мой отец был шофёром, а мать — скромной сельской (труженицей) учительницей, а к моменту поступления моего в учение — школьным библиотекарем. Так что детские годы мои прошли в библиотеке под неусыпным надзором классиков русской, зарубежной и отчасти советской литературы. Мне с ними было нескучно.

Происходило всё это в далёкой и жаркой Средней Азии, где классики за неимением более или менее цивилизованной среды очень ценились. К их слову прислушивались. Все классики советского периода советовали прежде чем писать, набраться жизненного опыта. И после восьмого класса я поступил в местное железнодорожное училище. Принимали туда без экзаменов и поэтому к концу осени там собиралась вся шпана Туркменской Советской Социалистической Республики, а также братского Узбекистана. Так что набраться жизненного опыта мне удалось.

Но до вершин - тюрьмы или колонии, где заканчивали учёбу многие воспитанники этого училища, я не добрался. Более того: на этом фоне я выглядел отличником, комсомольцем и почти красавцем, короче говоря, по окончании училища я был направлен в институт.

Полтора года, проведённых в Ленинграде, оказались следующим этапным временем в моей молодой жизни. Если в училище я набрался жизненного опыта, то в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта я набирался опыта художественного. Дело в том, что при этом институте работала театральная студия, которую вёл Владимир Афанасьевич Малыщицкий, основавший позже Молодёжный театр на Фонтанке. Его спектакли приходила смотреть вся интеллигенция северной столицы. Мне же удалось — сам до сих пор не пойму как — попасть в эту труппу. Правда, актёра из меня не получилось, как не получилось и студента-железнодорожника.

Бросив институт, я ушёл служить в армию, или школу жизни, которую уже в те времена советовали проходить заочно. Но и очное обучение в ней после училища меня уже не испугало, а только удручило своей нудностью, Отслужив, я поступил на факультет журналистики МГУ. С тех пор пишу профессионально, но, слава богу, не в журналистике.



ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

За столом под водочку с закуской 

русский я, я безусловно русский.



А когда я крупно отоварен,

значит, я еврей или татарин.



Лишь одно во мне без перемен: 

в чем-то где-то я порой туркмен.



СЫН, ВЕРНУВШИЙСЯ ДОМОЙ





ПОДРАЖАНИЕ КЛАССИКАМ



Был я молод — кровь кипела и ходило ходуном нерастраченное тело, а сегодня плешь блином, ног не чую, руки слабы, возле некому помочь, ни ребёнка нет, ни бабы. Ночь! По ночной бреду дороге, справа — крест и слева — крест. Выносите меня, ноги, из проклятых этих мест... Шаг неровен. У могилок не видать во тьме ни зги. Только жизнь сосут из жилок неживые огоньки. Чу, летит быстра и хватка нечисть, крыльями шурша. Да чего ж ты лезешь в пятки, моя вечная душа?! Налетели, рвутся к шее, дотянуть бы до зари, защищаюсь, как умею, а они, нетопыри, как ворьё по телу рыщут, в уши свищут, в рёбра бьют, их кровавые губищи так и ищут, так и ищут... Весь я тут! Вот они вонзают разом свои острые носы — и зашёл мой ум за разум, рвут живое мясо, псы!.. Вдруг заминка, я поднялся, а они как заорут:\"Да на кой ты нам попался? Ах, мошенник, ах ты плут! Ты же пуст, хоть ясен ликом, значит, всё отдал любви?..\" — и пропали твари с криком:\"Живи-и!\"



***



Дорога к моей женщине проходит вдоль железнодорожного пути. Затем надо идти широким полем. На полпути меж рельсами и полем лежит пустырь. И стынет неба ширь...

Здесь по колено был фундамент. Под ногами под белым снегом плотен чёрный цвет. Как след. И меркнет белый свет...

На уровне моих коленей мелькают ноги чьих-то теней. Босые ноги, нагие тени. Жена чужая меня не видит, а видит мужа. Чтоб не столкнуться, иду сторонкой. Я здесь не нужен. Скрипят кровати или снежинки под ботинком? Вот что-то взвыло, тираня уши. Метель? Пластинка? Летит мелодия шальная, меня пугая. А люди-тени её не слышат и засыпают. И засыпает снег бескрылый всё, что остыло. И дом стоит без стен, без крыши, и всё равно ему, что слышит прохожий. Он не этим дышит...

Миную взгорок. И через мгновенье, сейчас, вот-вот мне распахнётся поле. И я войду в него, как в жизнь иную...

Я к женщине войду — и поцелую.



***



Разбудите меня рано, 

чтобы, ёжась после сна, 

я увидел, как туманы 

протянулись от крыльца, 

как далёкой кромкой леса 

обозначен горизонт, 

как бредёт ночной повеса, 

на плече несущий зонт, 

как лежит большой просёлок, 

огородами зажат, 

как осипшие заборы 

грядки с луком сторожат,

 как плывёт в тумане тополь, 

будто парус над рекой, 

как боится дверью хлопнуть 

сын, вернувшийся домой.



***

Опять, опять, опять... С востока 

багровянится окоём, 

фонарь далёкий одиноко 

стоит упорно на своём, 

а соловьи сливают свисты 

в предутреннюю тишину, 

и в небе облачном и мглистом 

нет и намёка на весну.



Нет и намёка. Так от века 

весна слезы томит раствор, 

чтоб мир омыло из-под века 

всевидящее торжество.



* * * 

Губы — сок малинный. Цвет их — крик! 

Без предисловий длинных я славлю миг. 

Забуду, что жизнь непрочна, тебя любя. 

Если любовь порочна — святы и ты, и я!



Чудо моё в малой комнатке, 

как я благодарен тебе 

за то, что меня незаконно 

ты допустила к себе. 

За то, что диван не складывала, 

когда по утрам уходил. 

За то, что вперёд не загадывала. 

За то, что тебя любил.



От метро \"Комсомольская\" —

                всё налево и вниз —

дует летний московский

                освежающий бриз.

Засыпают троллейбусы

                 вдоль стены налегке,

словно баржи, застывшие

                 на асфальтной реке.

Их раскрытые двери,

                 как открытые рты,

тёплой тайной чернеют

                 средь густой синевы...

Искривлённая улочка,

                  где затеряна дверь,

незаснувшая женщина

                  и пустая постель.



Ночь. Раскрытое окно. Дождь. 

Ну чего ты от неё ждёшь? 

Всё дала. Всё, что могла дать. 

Не имеющегося — не взять.



Ты присядешь на дивана край,

не целуя, гордо скажешь:\"Прощай!\" —

и уйдёшь, тихо дверь притворив,

а она будет бледнеть до зари

                                            и ни...

Уходят года и люди,

                               боль

                                       любой

                                                   любви.

                                Но вырастают прелюдии

                                        к немым

                                        возвышеньям

                                           души!



* * *



В день, когда скучный дождь скучно барабанит по листовому железу крыши, когда скучное низкое небо обложено скучными серыми облаками, когда цветы, стоящие передо мной на столе, так же скучны и безлики, как скучны однотонные обои, отделанные скучными стандартными цветочками, когда каждый звук в природе скучен, уныл и раздражающ, когда тишина так же невыносимо скучна, как невыносимо скучен шум, когда спокойные лица окружающих так же скучны и невыразительны, как улыбающиеся — скучны и нелепы, когда смеющиеся лица поразительно неестественны и дики своей неприемлемостью в этом скучном мире, — я вдруг остро и мгновенно понимаю, как я люблю тебя, как нужна ты мне и как я пуст без тебя.



***



 Откровение сотворю 

на коленях я сентябрю — 

и к янтарному алтарю 

меня мёртвого принесут. 

Ах, янтарная та сосна... 

Ты выныриваешь — блесна — 

из клязьминского из леска 

у клязьминского бережка.



Приходил к тебе на моленья 

и сидел на сухих кореньях, 

забываясь в своих виденьях 

о холодных круглых коленях... 

А потом ходил светел, свеж, 

вновь был полон простых надежд 

и из тысяч любых одежд 

лишь одну узнавал, как пёс… 

Видно, издавна повелось: 

что хирело, что жило в рост — 

всё найдёт церковный погост.



Ах, куда меня заносило! 

Жизнь какая меня бесила! 

А теперь не имею силы 

глаз поднять на её могилу...



* * *



Прелестна нелогичность женских слов 

Необъяснимо тонкое волненье 

И кажется тягчайшим из даров 

легчайшее руки прикосновенье

Не умирай, любимая, не уходи!



Я не могу понять, что ты 

с другим. 

Веселым иль угрюмым, добрым, злым. 

Любым! 

Я не могу понять, что ты 

с другим...

Как непонятно просто в мире всё. 

Играют дети. Солнце бьёт в окно. 

Пенсионеры в стол вбивают домино. 

Но! Как непонятно просто в мире всё.

А в комнате — 

молчание твоё.

Оно меня по нервам тупо бьёт, 

оно висит, а я сижу и жду.

Ты у дверей счищаешь маникюр, 

на пальцы смотришь, 

говоришь: \"Пойду?..\" 

Ну так чего же я сижу и жду?!.

Ведь ты уйдёшь! А солнце будет бить 

нещадно... Пусто... И в висках стучит...

Всё так же жить? 

По городу бродить? 

Кивать соседям? 

Нелюбимым быть? 

Нет! 

Не могу!

Чего ж я не могу?

Всё будет так. 

И я себе не лгу.

Всё бесполезно и неотвратимо. 

Сегодня умерла моя любимая.

Тоска плывёт по городу, тоска... 

Любимая, а помнишь, как тогда...

Роняют женщины тела 

И обречённо раскрываясь 

сгорают глупые дотла 

Но 

недоступно засыпают