Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Русская жизнь



№3, июнь 2007





Дача





* НАСУЩНОЕ *



Знаки



Армия начинается с вешалки

Российских солдат и офицеров нарядят во все красивое



Министр обороны Анатолий Сердюков объявил о намерении переобмундировать российскую армию. Побывав в нескольких военных округах, Сердюков заявил, что из всех армейских проблем наибольшее беспокойство у него вызывает внешний вид военнослужащих. К словам вышестоящего начальства в армии принято прислушиваться, и уже 24 мая в Главном управлении тыла Вооруженных сил прошла презентация элементов перспективной экипировки подразделений спецназа, выполняющих задания в особых климатических условиях. Вслед за спецназовцами переоденут всех остальных. Начальник тыла генерал Исаков обещает, что изменится как парадная, так и парадно-повседневная форма всех родов войск; при этом специалисты Главного управления тыла каждые две-три недели рассматривают новые варианты армейской одежды.

О том, какой будет новая форма, пока известно немного. Журналисты с ехидным удовольствием цитируют слова генерала Исакова о том, что при ее разработке будут использованы нанотехнологии (если президент сказал, что надо заниматься нанотехнологиями, нанотехнологиями будут заниматься все, даже генерал Исаков). Модельер Валентин Юдашкин обещает принять участие в дизайне, военные туманно намекают, что новая форма призвана вобрать в себя лучшие традиции российского воинства.

Благодаря этим обрывочным сведениям сообщения о всеармейском переодевании пока проходят по разряду курьезов. Вдобавок сложно всерьез говорить о том, что внешний вид - самая насущная армейская проблема, пока существует дедовщина, а ракеты на учениях чаще всего не попадают в цель.

При этом понять чиновников Минооброны все-таки нетрудно. Когда проблем столько, что непонятно, с какой именно начинать, начать стоит хоть с чего-нибудь, и модернизация внешнего вида российских солдат и офицеров - не худший выбор. С тех пор как в начале семидесятых министр обороны Гречко переодел советскую армию в странное подобие школьной формы для старших классов - куцые пиджачки, рубашки с галстуками, - об эстетической стороне армейского быта никто, кажется, вообще не думал. Павел Грачев памятен не только цепочкой многосерийных коррупционных скандалов, но и внедрением почти натовских мундиров с накладными карманами и латиноамериканских фуражек с неоправданно высокими тульями (по слухам, последнее было обусловлено низким ростом самого министра). Сразу после отставки Грачева тульи без каких-либо дополнительных нормативных актов естественным образом уменьшились: офицеры не захотели носить на головах странные конструкции, по недоразумению именуемые фуражками. Не менее значительный удар по внешнему виду российских военных нанес распад Советского Союза: каракуль для полковничьих и генеральских папах поставляла Туркмения (теперь не поставляет, поэтому папах больше нет, а есть неприглядные шапки из синтетического меха), шерсть для кителей и шинелей поставлял Узбекистан (поэтому теперь и вместо шерсти синтетика). Неоднократная смена цвета мундиров в ВВС привела к тому, что сейчас половина военных летчиков носит синюю форму, половина - зеленую, а это уже похоже на анархию.

Так что проблема армейского обмундирования существует вне зависимости от затрат на нанотехнологии и степени востребованности вышедшего в тираж Юдашкина. Пока солдаты и офицеры одеты так, как они одеты сейчас, престижность воинской службы не повысится, даже если вдруг исчезнет дедовщина, а ракеты начнут попадать куда надо.

Говоря о тяготах своей жизни, российские офицеры любят повторять: в прежние времена было стыдно на улицу выйти в форме. Подразумевается, что сейчас уже не стыдно. Еще бы - за столько лет ношения нынешних мундиров трудно не растерять остатки вкуса.



Е. М.

Чума на оба ваши дома

Россия запретила экспорт человеческих органов



Приостановлен вывоз из России всех медицинских биологических образцов человека. Инициатором решения выступила ФСБ, полагающая, что на основе биообразцов иностранные спецслужбы разрабатывают генно-биологическое оружие против россиян.

Эксперты - особенно вовлеченные в бизнес по экспорту биообразцов (к ним относятся и кровь пациентов, направляемая на анализ в западные научные центры, и трупы, волосы и человеческие органы для трансплантологии), - сразу заявили об абсурдности заявлений ФСБ. Если генно-биологическое оружие против россиян и в самом деле разрабатывается, то шпионы и при действующем запрете все равно найдут способ достать и вывезти кровь российского младенца или даже волосы чиновника класса А. Дело тут в другом: спецслужбы и вышеуказанные эксперты, может быть, сами того не желая, раскрыли нам глаза на существование в России полулегального рынка торговли человеческим материалом. Причем рынка гигантского масштаба.

Лет десять назад модно было говорить об истощении нефтяных запасов России и давать апокалиптические прогнозы о неизбежном возникновении альтернативного рынка «природных ресурсов». Якобы единственное, что мы можем продать на Запад, - то, что подарила нам природа. Например, российского человека. Тогда же СМИ запестрели заметками о продаже нашего живого товара за рубеж: проституток во все стороны света, младенцев для усыновления. Самые смелые строили домыслы о бандах врачей, расчленяющих пациентов на органы.

Потом нефть выросла в цене, срок истощения ее запасов отодвинулся лет на двадцать, и тема торговли биообразцами ушла на второй план.

Однако масштабная и процветающая практика использования иностранцами россиян в качестве подопытных кроликов никуда не делась. По разным данным, в 2006 году от 40 до 50 тысяч наших сограждан приняли участие в т. н. клинических исследованиях, заказчиками 80% которых являлись западные фармацевтические компании. Говоря по-русски, иностранцы испытывали на россиянах новые лекарства. Например, против птичьего гриппа. Наверное, такие биообразцы и имели в виду в ФСБ: ведь число посылок с кровью, спермой и костным мозгом подопытных россиян, отправляемых за границу, доходило до 150-300 в день.

Разумеется, под горячую руку чекистов попали и невинные люди - сотни, а может быть, и тысячи пациентов российских клиник, чьи анализы вследствие развала медицины в России отправлялись на исследования за границу. В первую очередь это касается раковых больных. Власти неумело, по-медвежьи оправдывались: дескать, для этой категории людей будут созданы какие-то особенные инструкции, не ущемляющие их интересы, и биообразцы вот-вот начнут поступать в западные клиники бесперебойно. Помнится, подобные слова прошлым летом произносились и в адрес добросовестных производителей алкоголя в рамках введения системы ЕГАИС: нелегальные производители из-за «карантина» разорятся и сами перестанут гнать паленую водку, ну а вы уж ради благого дела пострадайте немного.

В России ведь всегда так - либо все, либо ничего. В этом, наверное, и заключается наш «особый путь».

Главной же причиной, по которой западные медики выбрали для исследований вакцин и лекарств именно россиян, была не столько их дешевизна (в США, например, за такой «труд» выплаты составляли $200 в день, а в России - $30), сколько наша генетическая близость к европейцам и американцам. Индийцы, китайцы или африканцы оказывались источником нежелательных «расовых погрешностей».

«Проблема биообразцов» - тот случай, когда стремление чекистов вершить дела государственной важности и желание западных компаний получить дешевый подопытный материал одинаково больно бьют как по нашему здоровью, так и по нашему самосознанию.



П. П.

Под радужным флагом

Никто так сильно не дискредитирует российских геев, как организаторы гей-парадов



Если российское гей-сообщество вдруг решит провести настоящий многотысячный карнавал - такой, как в Берлине или в Амстердаме, - для этого мероприятия придется придумывать новое название. Словосочетание «гей-парад» безнадежно профанировано группой странных частных лиц, которые второй год подряд проводят в Москве странное мероприятие под этим брендом.

Гей-парад по-московски -любительская версия «марша несогласных». На улицы выходят активисты (их немного, десяток-другой), оппоненты активистов (их чуть больше, но, в общем, тоже немного) и толпы милиционеров. Активисты пытаются пройти по улице с радужными флагами, оппоненты пытаются им помешать (часто доходит до драки), милиция разнимает дерущихся и сама начинает бить активистов, потому что их шествие не санкционировано властями. Омоновские дубинки, разбитые в кровь носы, многочисленные журналисты, русские и иностранные, депутат Питер Тачуэл из британской партии зеленых, для которого получать на московском гей-параде по лицу стало уже почти привычкой. Обыкновенное проявление городской уличной политики последних лет, не имеющее никакого отношения к ЛГБТ-движению. В навязчивом стремлении организаторов гей-парада возложить венки на могилу Неизвестного солдата трудно разглядеть даже намек на защиту прав геев. Зато легко заметить сходство с поведением вождей «маршей несогласных», которые всегда отказываются митинговать в тех местах, где власти это разрешают, и упорно прорываются сквозь милицейские оцепления. Если это делается не ради лишнего удара дубинкой и лишнего сюжета в новостях CNN и «РЕН ТВ», то ради чего?

Несколько месяцев назад на встрече мэров европейских столиц в Лондоне Юрия Лужкова отчитывали его коллеги из Парижа и Берлина, принадлежащие к гей-сообществу, а также сочувствующий им мэр Лондона. Поводом был прошлогодний разгон гей-парада в Москве - точно такой же разгон точно такого же гей-парада, как и сейчас. Лужков со своим советским воспитанием и манерами крепкого хозяйственника смотрелся в этом споре неубедительно. Стесняясь произнести вслух слово «гомосексуализм», он пытался напомнить коллегам, что уголовная статья «за это самое» была отменена в России почти пятнадцать лет назад, и с тех пор права представителей этого сексуального меньшинства в нашей стране никак не нарушаются. Но коллеги напоминали ему про разогнанный марш, а Лужков, в вотчине которого с переменным успехом проводятся и разгоняются десятки митингов, просто не нашелся с ответом - он не понимает, чем митинг под радужными флагами гей-сообщества отличается от митинга под какими-нибудь «имперскими» триколорами. Да и спросить, очевидно, не у кого: начальник ГУВД генерал Пронин или даже пресс-секретарь Сергей Цой (ударивший на той встрече какого-то гей-активиста, попытавшегося растянуть за спиной Лужкова радужный флаг) едва ли интересуются гей-парадами больше, чем прочими митингами.

Впрочем, группу частных лиц, второй год подряд проводящую в Москве потешные шествия, эти обстоятельства явно не волнуют. Контекст московской уличной политики интересен (и известен) только москвичам и столичным чиновникам, для европейцев же «разогнанный гей-парад» - явный признак нарушений прав геев в стране. А если права нарушаются, их защитники нуждаются в поддержке - моральной, финансовой, какой угодно. Судя по бодрому настроению организаторов, которые уже начали подготовку к гей-параду-2008, такая поддержка оказывается и будет оказываться. И это, очевидно, важнее, чем та несуразица, которую москвичи второй год подряд видят 27 мая в центре города.



О. К.

Признание иконописца

В России выросло новое поколение самозванцев



«Самый кровавый российский скинхед», «Екатеринбург подарил стране серийного убийцу номер один», - 18-летний Артур Рыно в одночасье стал героем громких газетных заголовков. Ученика московской школы иконописи имени Киселева Артура Рыно и его приятеля,18-летнего студента Российской академии физкультуры Павла Скачевского, задержали по горячим следам после нападения на московского предпринимателя Карена Абрамяна.

17 апреля у подъезда дома на улице Кедрова, где живет бизнесмен, на Карена Абрамяна набросились двое неизвестных. Они нанесли Абрамяну двадцать ножевых ранений, при этом камера наружного наблюдения, установленная перед подъездом, зафиксировала происшествие практически полностью, в том числе были сняты лица нападавших - те были очень похожи на Артура Рыно и Павла Скачевского. Когда видеозапись показали задержанным, Артур Рыно неожиданно сознался в 37 убийствах на национальной почве, совершенных им начиная с августа прошлого года. Павел Скачевский с показаниями приятеля не согласился, да и следователи прокуратуры Юго-Западного округа Москвы вначале не поверили подозреваемому, рассказывавшему о том, как он «очищал город» и «вершил казни». Но, по словам следователей, Артур Рыно очень подробно и в деталях описал все убийства, немного путаясь только в датах, и прокуратуре пришлось объединить расследования этих преступлений в одно уголовное дело.

Поимка «самого кровавого российского скинхеда», безусловно, тянет на сенсацию. Настолько тянет, что поверить, будто восемнадцатилетний иконописец и в самом деле серийный убийца номер один, оказалось неожиданно сложно. Дело не только в том, что все жертвы перечисленных Артуром Рыно преступлений были ограблены (у кого-то отбирали деньги, у кого-то мобильный телефон), - в конце концов, нацисты часто маскируют свои нападения под бытовую преступность, притом что заведомо нетолерантные к скинхедам российские суды, как правило, не обращают на «корыстный мотив» никакого внимания.

Поведение Артура Рыно очень похоже на то, как вел себя на допросах лидер питерской нацистской группировки Mad Crowd Дмитрий Боровиков. Тот также взял на себя все самые громкие убийства на национальной почве в Петербурге начиная с 2003 года, - от таджикской девочки Хуршеды Султоновой до антифашиста-правозащитника Николая Гиренко, но вскоре выяснилось, что его показания - самооговор.

Эксперты, среди которых и такие одиозные «борцы с русским фашизмом», как представители «СОВА-центра», убеждены, что дело Артура Рыно очень быстро развалится. Считать признание царицей доказательств давно немодно (сам Андрей Януарьевич Вышинский, вопреки распространенному мифу, в своих работах отзывался об этой формуле весьма язвительно). Даже подробное описание преступлений не должно быть аргументом в пользу того, что подозреваемый говорит правду, - детали убийств могут быть известны в нацистских кругах многим, в том числе и тем, кто не принимал участия в убийствах. Случай Боровикова продемонстрировал, что нацист может нарочно брать на себя чужую вину, причем не потому (или, по крайней мере, не только потому), что его как-то особо жестоко допрашивают. Иметь на своем счету несколько десятков убийств - героизм для нациста, а если ты герой, то и на адвоката для тебя камрады сбросятся, и семье помогут. Ультраправые до сих пор считают Дмитрия Боровикова «героем белой расы». Артура Рыно нацистские сайты уже объявили преемником Боровикова. Повысить свой статус в кругу друзей с помощью самооговора на допросе - самозванство нового типа. Когда-то самозванцы объявляли себя царями или детьми лейтенанта Шмидта, теперь появляются люди, практически с теми же целями выдающие себя за идейных серийных убийц.



Ю. Л.

Тяготы







Спешите делать добро

Сотрудниками УГИБДД ГУВД по Алтайскому краю в рамках акции «Время добрых дел» был организован сбор одежды, игрушек, книг и денег для детей, оставшихся без попечения родителей.

Акция, обреченная на успех. Так и представляешь себе гаишника, протягивающего ладонь с застенчивой преамбулой: «Пожалуйте на сирот-с. У нас время добрых дел». Сколько денег сэкономили алтайские автовладельцы, протягивая вместо сотенных - курточку или ботинки, из которых выросли их дети? Сколько книжек-раскрасок, плюшевых свинок, пластмассовых самосвалов и развивающих игр перекочевали из водительских рук в теплые, детолюбивые руки ГИБДД? «Время добрых дел», правда, закончилось 1 июня, - наступило время обычных гаишных дел.

Алтайские гаишники вообще необычайно талантливы по части сборов. В феврале этого года в Бийске один из нарушителей, попытавшийся дать 150 р. сотруднику ГИБДД, был оштрафован судом на 100 тысяч рублей - разумеется, в пользу ГИБДД. И правильно: 150 - в самом деле оскорбление, за такое можно и на лесоповал.

Покатились глаза собачьи

Иркутская прокуратура и местный Роспотребнадзор запретили отлов и умерщвление бродячих собак. В городе нет специального пункта приема бродячих животных, поэтому их отлавливают и вывозят на полигон твердых бытовых отходов. Из-за отсутствия финансирования животных умерщвляют ядом, вызывающим длительные мучения. Применяемые способы также не исключают вероятности случайного отравления домашних питомцев. Сама прокуратура признает, что запрет ведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в областном центре.

Пока иркутские власти ищут «гуманное решение», в травмпункты города ежемесячно обращаются около 30 человек, покалеченных белыми бимами. Но мучения человека - возможно, еще и зараженного одним из 45 заболеваний, переносчиками которых являются бродячие псы, не идут, конечно, ни в какое сравнение со страданиями зверушек. Слезинка ребенка вмещает все: иногда детям больно не только из-за того, что умирают собачки, но и из-за того, что собачки их грызут и уродуют.

«…Регулирование численности животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека, проводится методами биостерилизации или биологическими методами, а при невозможности их использования - методами эвтаназии.

…Запрещается применять методы отлова, технические приспособления

и препараты, травмирующие животных или опасные для их жизни и здоровья…»

Закон РФ «О защите животных от жестокого обращения».

Он понял, что из переделки едва ли он выйдет живой

Втечение трех месяцев петербургскому НИИ скорой помощи им. Джанелидзе запрещено оказывать платные услуги. Комиссия горздрава, начавшая работать в НИИ после того, как одна из городских газет рассказала о поборах с пациентов «Скорой», выяснила: деньги брали за использование тех больничных мест, которые финансируются бюджетом или Фондом обязательного медицинского страхования.

Конечно - не только Питер; конечно - не только институт Джанелидзе: это общая ситуация. «Скорая» до сих пор считалась самой демократичной и доступной из всех медицинских служб: с того света вытаскивают без полиса. Если в обычных больницах платят за относительный комфорт, «человеческое отношение», за то, чтобы не дуло из окна и медсестры не обижали, а иногда и просто за пребывание, - то в больнице «Скорой» все эти факторы практически несущественны. Врачи «Скорой» - не то чтобы совсем бессребреники, благодарностью обычно не пренебрегают, но вымогательство никогда не было фирменным знаком этого цеха. Сейчас же известное пастернаковское признание «Кончаясь в больничной постели, я чувствую рук Твоих жар» звучит, по меньшей мере, двусмысленно: коммерческий жар совсем не Господних рук испытали на себе многие.

Всего за полгода работы горячей линии для пациентов при комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга были наказаны 55 врачей. 14 из них уволены. Заведено четыре уголовных дела.

Горят костры высокие

Сотрудниками УФСКН России по Свердловской области было уничтожено 30 кг героина. В огне сгорели вещественные доказательства по 66 уголовным делам, рассмотренным судами в отношении 72 человек.

Наверное, кто-то плакал, наверное, кто-то корчился от невыносимых моральных страданий, возможно, чье-то сердце не вынесло надругательства. Вообще же, показательные костры из наркотиков - это и прекрасно, и восхитительно, и благодатно для души; это демонстрация не только твердости властей, но и в некотором смысле чистых рук наркоконтроля (даже и не хочется думать, сколько кг осталось за кадром мероприятия). Хотя родителей тех, кто погиб - или погибает - от наркотиков, это все вряд ли утешит. Думается, если вдруг, на фоне общего климатического умопомрачения в Свердловской области начнутся показательные казни наркобарыг - негодующих граждан, помимо коллег и потребителей, будет не очень много. Ну, разве что международная гуманистическая общественность плюс комитеты защиты животных. Но это все мечты-мечты, конечно, - а когда же придет настоящий день?

В Свердловской области на конец прошлого года было зарегистрировано 649 смертельных исходов среди людей, страдающих наркоманией.

Количество смертей от передозировок в прошлом году в 5 раз превышает данные 2003 года. Сотрудники управления ФСКН в прошлом году выявили 1897 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, ликвидировали 60 наркопритонов и изъяли 431 килограмм наркотических средств.

Вечерний звон

Врамках оптимизации системы образования в Барнауле закроют все вечерние школы. По словам вице-мэра города по социальной политике Бориса Черниченко, сегодня вечерние школы не отвечают тем задачам, которые на них возложены. «Вечерние школы не нужны. Поэтому они будут реорганизованы. Возможно, вместо них будет создана одна городская вечерняя школа», - заявил Черниченко.

Не нужны, значит, - особенно в свете минобровского курса на всеобщее и обязательное среднее образование. С другой стороны, пора расставаться с иллюзиями. «Оптимизация», «реструктуризация», «реорганизация» - весь этот рабкрин никого уже не может обманывать. Но все-таки и региональным органам образования надо определиться: либо закрывать, либо всеобщее среднее. Либо девушка, либо, извините, мать.

В 80-е годы, когда среднее образование стало обязательным, в вечернюю школу направляли на производстве. Учащимся полагался один свободный день в неделю и отпуск на время экзаменов. За постсоветский период количество вечерних школ в РФ сократилось в 3 раза. Сейчас треть учеников -дети до 15 лет, по преимуществу из разряда «неблагополучных». В последние годы вечерние школы находятся на периферии государственного внимания. Бюджетные расходы на одного учащегося вечерней школы - 3943 рубля в год, что в 5-7 раз меньше среднего по стране норматива.



Подготовила Евгения Долгинова

Олег Кашин



Будни







Герой нашего времени

В УВД Краснодара 28 мая наградили 15-летнего местного жителя Николая Васильева, который задержал двух воров.

«Молодой человек, возвращаясь домой, увидел как из соседней квартиры незнакомые мужчины выносят вещи и поинтересовался, что они делают в этой квартире. Когда мужчины попытались скрыться, Николай, занимающийся кик-боксингом, повалил одного из злоумышленников прямо на лестнице, второго догнал на улице и вызвал сотрудников милиции», - рассказал начальник пресс-службы краснодарского УВД Илья Шакалов.

Задержанные оказались квартирными ворами, на счету которых около десятка эпизодов краж. На собрании в УВД Краснодара юноше вручили благодарственную грамоту и часы.

В этой истории изумляют три вещи. Во-первых, то, что Николай, как говорится, «не прошел мимо». Мало ли кто, почему и что выносит из соседней квартиры. Несут - и пусть себе несут. Может, это соседи. В сумраке подъезда не разберешь. Или друзья соседей, или еще кто-нибудь по поручению соседей. Не так давно в Новгородской области на глазах у всей деревни средь бела дня украли целый дом - раскатали по бревнышку, а на все вопросы отвечали: «хозяин в курсе». Хозяин в курсе, что у него крадут дом. Жители многоквартирных домов, не знающие, кто их соседи по лестничной клетке, в этом никогда не сомневаются.

Во- вторых, изумляет то, что подросток завалил двух взрослых дядек с криминальным опытом.

Их, поди, годами искала и не могла найти милиция. А парень нашел, а парень справился, способный, далеко пойдет - и в кик-боксинге, и вообще в жизни. В-третьих, и, в главных, изумляет то, что Николай за свой поступок получил пусть скромную, практически символическую, но награду, а не долгие мучительные разбирательства в милиции насчет «превышения необходимой обороны» или «нанесения повреждений».

Но более всего изумляет собственное изумление. Простой порядок вещей кажется нам диковинкой. Может ли быть что-нибудь печальнее?

Сорок тысяч за пуговицу

При сопровождении поезда №613 Барнаул - Карасук вечером 10 мая на перегоне Ребриха - Корчинов нарядом милиции задержан 23-летний пассажир купейного вагона, проживающий в поселке Малиновский Алтайского края. Молодой человек, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, выражался в адрес служителей порядка грубой нецензурной бранью, хватал их за форменную одежду, а одному из них оторвал пуговицу на кителе.

В тот же день на вокзале в Барнауле нетрезвый тридцатитрехлетний мужчина нецензурно выражался в адрес сотрудников милиции и сбил с головы милиционера форменную фуражку.

Материалы, собранные в отношении двух нарушителей порядка, будут переданы в Барнаульскую транспортную прокуратуру с перспективой возбуждения уголовных дел. За оскорбление представителей власти обоим грозит штраф в размере 40 тысяч рублей или исправительные работы сроком до одного года.

Должно быть, сцена была в равной степени отвратительной и комичной. Милиционеры призывают пьяного паренька к порядку, гражданин, перестаньте шуметь, ваши документы, пройдемте - а он держит милиционера за пуговицу кителя и говорит: да ты меня послушай, мент, послушай меня, я домой еду, понимаешь, домой, к матери, да послушай ты меня, пуговица отрывается, милиционер шарит по полу в поиске пуговицы, надо пуговицу найти, это же вещественное доказательство, вот, нашлась, ее теперь, наверное, нельзя обратно к кителю пришивать до окончания следствия.

А потом поезд прибыл на станцию Корчинов, паренька все-таки скрутили и, что называется, «сняли с поезда». Так и не добрался он в эту ночь до поселка Малиновский. Да и пуговичка дороговатая вышла.

Юный государственный муж

Бывший директор Краеведческого музея в Каменске-Уральском оштрафован за кражу экспонатов и присвоение денег. Сумма штрафа составляет 30 000 рублей, сообщили в прокуратуре Свердловской области.

Осенью 2006 году в музее прошли проверки, в ходе которых выяснилось, что 20-летний директор Дмитрий Тетерин тратил деньги из фонда заработной платы и присвоил ордена и медали из коллекции. Штраф Тетерин заплатит в пользу государства. Музей намерен также взыскать с него материальный ущерб.

Быть директором в 20 лет - это, как говорится, круто (кто и почему, интересно, назначил юного Дмитрия Тетерина директором?). Причем, директором не какой-нибудь фирмочки-однодневки, организованной на паях с приятелями, а настоящего государственного учреждения, пусть и самого скромного. Всего 20 лет, еще три года назад в школе учился - а уже начальник! Руководит персоналом (несколькими бабульками-смотрительницами и пожилым сторожем), принимает решения, подписывает документы. Периодически присутствует на совещаниях районного, а то и областного уровня, где изо всех сил старается делать важный вид. Зарплата, конечно, небольшая, зато есть некоторые полномочия, в частности, можно распоряжаться зарплатным фондом, можно и в музейное собрание руку запустить: фронтовые ордена и медали - ценный и ходовой товар, а бабушек-смотрительниц можно припугнуть, и они ничего никому не скажут. Жизнь удалась!

Однако всепроникающая вертикаль власти, подобно некоему щупу или шесту-глубиномеру, добралась и до такого запрятанного в русских глубинах учреждения, как краеведческий музей Каменска-Уральского. Комиссии, проверки. Серьезные люди «из района» и «из области». С молодого директора вмиг слетел начальственный вид. Бабушки-смотрительницы смотрят с плохо скрываемым злорадством.

И вот Дмитрий Тетерин уже не директор, не начальник, а простой двадцатилетний парень. Репутация подмочена, на серьезную работу не возьмут. Долг в тридцать тысяч, да еще музей собирается вчинить иск. Нельзя сказать, что он очень высоко взлетел, но падать все равно больно. Теперь надо начинать все сначала. Например, организовать на паях с приятелями фирмочку-однодневку, у которой в учредительных документах будет указана «торгово-закупочная деятельность». И стать ее директором.

До России - десять метров

Полуразвалившийся ржавый автомобиль «УАЗ» без номерных знаков и стекол обнаружили сотрудники Государственной пограничной службы и Службы безопасности Украины. Автомобиль не доехал до линии украинско-российской границы всего десять метров. Об этом сообщили в пресс-службе Госпогранслужбы Украины.

Транспортное средство нашли на участке заставы «Успенка» (Амвросиевский район Донецкой области). Людей в машине не было, в салоне находилось лишь одно кресло для водителя и продукты питания российского производства: 132 банки томатной пасты, 288 банок рыбных консервов «Сайра», 120 банок паштета и 120 банок каши гречневой с говядиной. Об обнаруженном автотранспорте украинские пограничники предупредили российских коллег. «УАЗ» вместе с грузом передан в таможню.

Бывает, человек делает какие-то свои будничные, обычные дела или «проворачивает делишки», вот, например, задумал переправить через границу груз консервов, из какого-нибудь украинского поселка в точно такой же, но российский, может быть, договорился «сдать» их в российском поселке «за хорошую цену», один ящик, другой, третий, сайра, тушенка, имеется уазик, совсем развалюха, древний, но еще как-то ползает, нормально, чего тут ехать-то, как-нибудь доберемся, и добрался как-то до границы… Мы никогда не узнаем, почему прервалась эта поездка, почему уазик застыл в десяти метрах от страны-производителя паштета, томатной пасты и каши гречневой, которые он перевозил. Наверное, сломалось что-то в развалюхе, и поломка оказалась несовместимой с ее, развалюхи, жизнью, осталось ее только бросить вместе с консервами, и незадачливый контрабандист, бормоча себе под нос что-то типа «будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого драндулета», побрел обратно в свой украинский поселок. Как-то он, наверное, надеялся этот не маленький и не дешевый груз спасти, но ничего не получилось - консервы, а заодно и уазик, достались пограничникам и таможенникам. Такая обычная, нелепая история.

Но в результате этой неудавшейся суеты получилось нечто эстетически замечательное и даже прекрасное. Бескрайняя степь. Граница - чем, интересно, она обозначена? Шлагбаумом, полосатыми столбиками? Или - ничем? Рядом с границей, посреди бескрайней степи стоит древний, покореженный уазик - небольшой, округлых форм фургончик с давно выбитыми лупоглазыми фарами, делающими выражение его «лица» трогательным и будто бы слегка обиженным. «Лицо» уазика обращено к границе России, до которой десять метров. Борта фургона изъедены ржавчиной. Труженик, который много работал и умер в труде. Стекол в окнах нет, и сквозь уазик могла бы пролететь степная птица - если бы в ее птичью голову пришла такая дикая идея. Внутри фургона - груз, который стоит много тысяч рублей, ничейная собственность, бесполезная польза. Памятник маленькой обманувшей мечте.

Кто это увидит? Как это показать? Лучшие инсталляции не попадают на выставки.

Копеечка к копеечке

В Сыктывкаре зафиксирован рост количества случаев незаконного получения пособий по безработице. Как сообщают информационные агентства со ссылкой на секретаря Центра занятости населения столицы Коми Ирину Тропникову, только за четыре месяца 2007 года сотрудники ведомства выявили 129 случаев незаконного получения гражданами пособия по безработице на общую сумму 12509 рублей.

Основная причина незаконного получения пособий - сокрытие гражданами фактов трудовой деятельности, в том числе работы по гражданско-правовым договорам и занятий индивидуальным предпринимательством. Кроме того, некоторые нарушители предоставляют ложные сведения о среднем заработке по последнему месту работы.

Подавляющее большинство нарушителей добровольно возмещает нанесенный государству ущерб. На конец апреля в должниках оставались только 3 человека. Тем не менее, материалы по выявленным фактам нарушения переданы в местные органы прокуратуры.

Если разделить 12509 на 129, получится 96,96. То есть, в среднем, каждый сыктывкарский хитрец получил выгоду в размере примерно 97 рублей. Как любили писать в советской прессе, «вдумайтесь в эти цифры».

Частный предприниматель, пусть и небогатый, и даже бедствующий, какой угодно, но все же хозяин собственного дела - собирает справки, идет в центр занятости, толпится там в бесконечных очередях, ждет часами в сумрачных коридорах. Из кабинета в кабинет, сюда одну справку, туда другую. Оформляет себе пособие по безработице. И на его счет в Сбербанке (или где там еще) начинают капать копеечки, кап-кап, вот и накапало 97 целковых. Или больше - но тогда у другого незадачливого безработного накапало меньше.

А потом эти люди несут свои копеечки обратно - строгому, хотя и несколько рассеянному государству. Опять коридоры, вы уж извините, ну, так как-то получилось, да, я все возмещу, заполнение бланков, оплата квитанций.

Все эти действия, напомним, из-за девяноста семи рублей. Может, это катастрофическая нищета, но, скорее, совсем другое - принцип «копеечка к копеечке» доведен до полного абсурда.

Смерть ради света

Трагедией обернулась для жителя деревни Красноярка Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области попытка проникнуть в трансформаторную подстанцию, обслуживаемую Северными электрическими сетями ОАО «Кузбассэнерго - региональная электросетевая компания». Выехавшая на место происшествия оперативно-выездная бригада энергетиков обнаружила труп мужчины. О ЧП энергетиков известили работники сельской администрации.

Смерть пострадавшего наступила в результате удара электрическим током: злоумышленник пытался с помощью изолированного провода с множеством скруток сделать наброс на линию электропередачи напряжением 0,4 кВ. Очевидно, таким образом нигде не работающий мужчина хотел вернуть в свой дом электричество, так как работники энергосбытовой компании лишили его возможности пользоваться этим благом цивилизации в связи с более чем полугодовой задолженностью по оплате.

Конечно, погибший житель деревни Красноярка кругом неправ. Во-первых, полгода, и даже больше, он не платил за электричество. Во-вторых, полез в трансформаторную будку с кустарно изготовленным, скрученным из многих обрезков, проводом. Видно, совсем уже невмоготу стало без света.

Наверное, он помнил реалии 20-летней давности. Когда даже людям, которые годами не платили за электричество, газ, тепло, квартиру, не отключали ни электричество, ни газ, ни тепло, и не выгоняли из квартир. Это, конечно, было жутко неэффективно, поощряло потребительское отношение к миру, разгильдяйство и другие несимпатичные человеческие качества. Но почему-то считалось, что нельзя лишать человека самого необходимого - воды, тепла, света, жилья.

Если бы ОАО «Кузбассэнерго - региональная электросетевая компания» была бы в меньшей степени нацелена на эффективность и показатели прибыли и, подобно бессмысленно-сонливой советской власти, закрывала бы глаза на грехи мелких неплательщиков, житель деревни Красноярка не стал бы героем сообщений информационных агентств. Он бы и дальше жил своей жизнью, нелепой, бестолковой и неприметной на фоне макроэкономических достижений и амбиций энергетических гигантов.

Но - эффективность превыше всего. И человек умер.

Страшное преступление

Директор школы в Стерлитамакском районе Башкирии обвиняется в присвоении чужого имущества (ст. 160 УК РФ). С апреля 2006 года по февраль 2007 года директор школы в деревне Бегеняш присвоил денежные средства Отдела образования администрации муниципального района на сумму более 14 тысяч рублей, ежемесячно начисляя своей жене заработную плату за исполнение обязанностей грузчика в размере 0,5 ставки.

Уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

Директор деревенской школы - это не только должность и профессия. Это, можно сказать, участь. Проблемы с детьми, проблемы с родителями, проблемы с финансированием, не хватает учебников, не хватает учителей, не хватает денег. Много чего не хватает. И есть вакансия грузчика, которую некем заполнить, - мужикам толковым, работящим такая работа не нужна, остальные - пьют, и смысла брать их на работу нет никакого. Да и не нужен, по большому счету, школе грузчик, что там грузить-то… А должность есть, деньги выделены. Пропадает добро. Директор совершает страшное преступление, и каждый месяц его жена-«грузчик» получает в бухгалтерии тысячу с небольшим рублей.

Примерно в то же время в Ростовской области было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего главы администрации Семикаракорского района. В период исполнения своих руководящих обязанностей, он предоставил коммерческой фирме, учредителем которой является его жена, 349 гектаров земли сельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду. Хотя глава и «бывший», почему-то кажется, что дело до суда не дойдет. Но жизнь стремится к гармонии - раз в одном месте убыло, значит, в другом прибудет. Елена Батурина не только довела свое дело до суда, но и выиграла его у обидчиков из журнала Forbes, посмевших намекнуть на то, что бизнес долларовой миллиардерши патронирует ее муж, мэр Москвы Ю. М. Лужков.

Спать хочется-3*

Прокуратура Горьковского района Омской области утвердила обвинительное заключение и направила в суд уголовное дело в отношении 30-летнего жителя деревни Осиповка. Уголовное дело было возбуждено прокуратурой Горьковского района Омской области в марте 2007 года. В ходе расследования установлено, что длительное время мужчина истязал 8-летнего сына своей подруги путем систематического нанесения побоев. Часто ребенок приходил в школу избитый.

В январе 2006 года учительница заметила, что у мальчика появились следы ожогов в области ушей. На ее вопрос он пояснил, что отчим прижигал их сигаретами. Однажды мальчик пришел в школу и не смог сесть на стул, поскольку накануне отчим облил одеколоном нижнюю часть его туловища и поджег. На протяжении 2006 года первоклассник ходил с синяками, рассказывая, что отчим избивает его за невыполнение непосильной работы, а в наказание не кормит и не дает спать.

В январе 2007 года заведующая Осиповской начальной школы увидела у мальчика синяки вокруг глаз и подкожную гематому на лбу, а на его языке с обеих сторон были ранки. Школьник пояснил, что отчим щипцами проколол ему язык, чтобы тот не рассказал о побоях.

Как полагает следствие, отчим, в основном, издевался над мальчиком ночью, когда мать ребенка (инвалид 3 группы по слуху) спала.

После прохождения курса лечения мальчик направлен в социально-реабилитационный центр.

В отношении обвиняемого судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, проведенная судебно-психиатрическая экспертиза признала его вменяемым. Материалы уголовного дела направлены в Горьковский районный суд для рассмотрения по существу.

По результатам рассмотрения представлений прокуратуры Горьковского района за непринятие должных мер и допущенные нарушения законодательства в сфере охраны здоровья и профилактики безнадзорности несовершеннолетних к дисциплинарной ответственности привлечены заведующие начальной школы и фельдшерско-акушерского пункта деревни Осиповка, а также инспектор подразделения по делам несовершеннолетних Горьковского РОВД.

Петров (допустим, его фамилия - Петров), что это у тебя? Кто это тебя так? Отчим? Сигаретой прижигал? Ой-ой-ой. Надо, наверное, чем-нибудь помазать, мазью какой-нибудь, придешь домой, скажи маме, чтоб помазала. Итак, дети, сегодня мы продолжим тему сложения дробей…

Садитесь, дети. Петров, ты что там возишься? Почему не садишься? Не можешь? Что значит - не можешь? Что? Поджег? Ой-ой-ой, что творится. Да что же это такое? Ну, ты как-нибудь присядь, осторожно. Или ладно, постой вон там, у шкафчика. Сегодня, дети, у нас с вами будет диктант…

Долго, долго тянется 2006 год. А потом - 2007 год. Синяки, шрамы, ожоги. Обычное дело. Все привыкли, и учителя, и ученики, как в школе привыкают к тому, что по средам в столовой рыба.

Петров, ты что это шепелявишь? Ну-ка, говори нормально. Что? Покажи-ка. Ох, ох. Вечно у тебя, Петров, все не как у людей. То сидеть не можешь, то говорить. Что с тобой делать? Ну, ладно. Сегодня, дети, мы с вами будем учиться умножать двузначные числа…

А мать все время спит. А когда не спит, то ничего не слышит, а если услышит, то лучше не видеть. Зачем без толку смотреть?



* «Спать хочется-1» и «Спать хочется-2»

см. в № 2 «Русской жизни» от 25 мая 2007 г.

Преступный идиотизм

Судебная коллегия по уголовным делам Калининградского областного суда оставила без изменений приговор Гвардейского районного суда по обвинению бывших военнослужащих Рыбикова и Вдовичева в совершении разбойных нападений на таксистов. Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Калининградской области, оба молодых человека вместе проходили срочную военную службу, а после демобилизации осенью 2006 г. решили поддерживать дружеские отношения. В ноябре прошлого года Рыбиков отправился навестить своего сослуживца. В Калининграде он остановил машину «мерседес» под управлением частного таксиста Калинина и поехал в поселок Славинск, где проживал Вдовичев.

Во время поездки Рыбиков решил похитить автомобиль и попросил водителя остановить машину в безлюдном месте на окраине поселка, после чего вышел из машины, пообещав таксисту взять у знакомого деньги и вернуться. Однако, отойдя в сторону, Рыбиков надел перчатки и достал нож, а затем подошел к автомобилю со стороны водителя и попытался ударить его ножом. Водитель Калинин сумел выставить перед нападавшим руку и тем самым отвел удар ножом в крышу автомобиля. Нож от удара о металл сломался. Тогда Рыбиков вытащил пистолет-зажигалку и направил ее на водителя, закричав, что убьет его. Но таксист резко тронулся с места и умчался. После этого Рыбиков дошел до Вдовичева и рассказал ему о неудавшемся нападении.

На следующий день молодые люди решили повторить нападение на другого водителя. Поздно вечером 19 ноября они доехали до города Гвардейска, где в районе АЗС стали останавливать проезжавшие в направлении Калининграда машины. При этом молодые люди заранее договорились о местах своего расположения в машине и плане действий. Около часа ночи они остановили машину BMW, за рулем которой находился житель Калининграда Умергалин. Доехав до автотрассы, Умергалин сообщил, что сейчас высадит ребят - ему надо было ехать в другую сторону. Рыбиков подал Вдовичеву условный сигнал, после чего тот вытащил нож и попытался нанести удар водителю. Однако Умергалин перехватил руку Вдовичева и стал ее выворачивать. Испугавшись, что Вдовичев не сможет справиться с водителем, Рыбиков обхватил Умергалина сзади за шею и вытащил из-под одежды пистолет-зажигалку. В ходе борьбы Рыбиков выронил пистолет, но успел выхватить у друга нож и начал наносить им удары Умергалину в голову. Автомобиль в это время продолжал двигаться. Когда иномарка врезалась в дорожное ограждение, водитель выскочил из машины и убежал. Рыбиков и Вдовичев на машине доехали до Славинска, где автомобиль заглох и больше не заводился. Тогда Рыбиков забрал находившиеся в машине мобильный телефон, портмоне и солнцезащитные очки водителя, после чего молодые люди пошли домой к Вдовичеву.

Уже на следующий день сотрудники милиции задержали преступников. Районный суд приговорил Рыбикова по совокупности преступлений к 8 годам лишения свободы и штрафу в размере 20 тысяч рублей, а Вдовичева к 5 годам лишения свободы и штрафу в размере 5 тысяч рублей.

Какой же феерический, да еще упрямый дурак этот Рыбиков. Ну, бывает, бес попутал, задумал недоброе. Слава Богу, ничего не вышло, никто не пострадал. На этом бы и остановиться, успокоиться. Нет, куда там, понравилось ему ножичком махать. Да че ты, давай, не бойся, давай попробуем, точно получится, я сегодня этого чувака почти завалил, чисто не повезло, да что ты все если, если, чего если, говорю тебе, все путем будет, встанем у заправки, ты на переднее, я на заднее, да ладно тебе, ты его сразу ножом - раз! А я тоже навалюсь, пистолет к виску, все нормалек будет, чувака выкинем, тачка наша…

Если бы сцена захвата BMW на ночной трассе была эпизодом фильма, можно было бы в некоторых местах и посмеяться. Один не совладал с ножом, другой выронил пистолет, потом врезались в бордюр… Хотя водителю было в это время, конечно же, не до смеха. Хорошо, что по счастливой случайности его не убили, не изувечили.

А потом «бэха» заглохла и больше не заводилась. Ночь, окраина поселка Славинск. Ну-ка, че тут у него. О, мобила, барсетка. Нормально. Че делать-то, вообще. Хрен знает. Ладно, пойдем пока к тебе, там разберемся.

Бросили машину на краю поселка и тупо пошли домой к Вдовичеву. Что они там делали? Пили? Смотри, мобила клевая, новье почти, моторола, как по телику показывают, тонкая. Симку выкинь нахрен. Очки тоже прикольные, глянь. Че делать-то, а? Че делать-то будем?

А утром пришла милиция, и вопрос «че делать» сразу утратил свою актуальность. Тринадцать лет на двоих за клевую мобилу, как по телеку, барсетку и прикольные очки. Какие все-таки дураки. Как их не пожалеть?

Гигантоман

Житель Пестяковского района Ивановской области в одиночку похитил тридцатиметровую опору высоковольтной линии электропередач, стоявшую у деревни Черепово. В настоящее время местная милиция выясняет, каким образом один человек смог справиться с такой громоздкой конструкцией.

Проложить ЛЭП по территории района планировали еще в 80-х годах. Опоры на трассе были поставлены, но с развалом Союза деньги закончились, и провода так и не протянули. Когда стройка пришла в упадок, местное население стало разворовывать бесхозные опоры и сдавать их скупщикам металла.

Должно быть, завораживающее зрелище: уходящая за горизонт просека в густом лесу (а места на востоке Ивановской области лесистые), бесконечный ряд высоких ажурных опор, частично исковерканных и изуродованных местными охотниками за металлом. Печальный и величественный памятник навсегда ушедшей эпохе, когда строительство тысячекилометровых ЛЭП, и не в Средней России, а в непроходимой тайге, считалось делом обыденным.

И все- таки, как же он ее украл? Подогнал трактор, зацепил тросом, повалил?… Или разрезал на месте автогеном?… Как он ее вообще от земли смог оторвать? Впрочем, для сметливого русского сельского мужичка, хозяйственного, работящего, это не является неразрешимой задачей. Как-то сообразил, прикинул, покумекал. Такой, если надо, и блоху подковать сможет, и тридцатиметровую многотонную громадину повалить и утилизировать.

Будем надеяться, что правосудие не будет слишком сурово к этому «Левше наоборот».

Граффити как терроризм

Одной из особенно серьезных проблем для Октябрьской железной дороги являются молодые люди, увлекающиеся граффити. Ради азарта и развлечения они разрисовывают вагоны электропоездов. Как рассказал 31 мая на пресс-конференции в Санкт-Петербурге и. о. начальника службы пригородных перевозок Октябрьской железной дороги (ОЖД) Александр Касаткевич, в первом квартале

2007 года ущерб от граффити составил 450 тысяч рублей, в 2006 году - 2 млн. рублей, в 2005 - 3,5 млн. рублей.

Помимо финансового ущерба, подобные действия несут в себе и угрозу чрезвычайных происшествий, поскольку некоторые из молодых людей разрисовывают электропоезда во время их стоянок на пути следования по маршруту. Начальник Санкт-Петербургского Линейного управления Внутренних дел на транспорте Евгений Стасишин вспомнил случай, когда неизвестные закрасили стекло в кабине машиниста во время остановки поезда на одной из пригородных станций. По словам Стасишина, с ситуацией сложно справляться еще и потому, что УК РФ не предусмотрено серьезное наказание за подобные проступки.

Граффитисты - конечно, отчаянные люди. Хоть за их «доблести» уголовных статей не положено, у них всегда есть риск быть серьезно побитыми. Эти ребята особенно любят электрички. Пробираются ночью на территории депо, при свете карманных фонариков разрисовывают борта электричек, и потом, притаившись где-нибудь в близлежащих кустах, дожидаются выхода электрички на линию и фотографируют плоды своего труда. Это, конечно, предосудительно, но в чем-то даже симпатично, во всяком случае, понятно.

Но вот закрасить стекло в кабине машиниста во время стоянки на пригородной станции - это уже что-то вроде кражи ботинок на ходу. Своего рода, высший пилотаж.

…Обычная электричка, серо-зеленой расцветки, как это принято на Санкт-Петербургском железнодорожном узле. Допустим, Санкт-Петербург - Тосно, или Санкт-Петербург - Любань. Машинист привычно делает свое дело, разгоняется, тормозит, объявляет остановки. Все как обычно, как пять и десять лет назад. Небольшая, неприметная платформа, допустим, Металлострой, здесь мало кто садится и выходит, и стоять приходится всего ничего, меньше, чем полминуты. Справа маячат мрачные индустриальные громады Ижорского завода. Все как всегда. Вдруг прямо перед стеклом - мальчишеская физиономия в темных очках и бейсболке козырьком назад, несколько быстрых взмахов руки, сжимающей баллончик, - и вот уже во все окно красуется жирный черный «тэг» - фирменный автограф команды граффитистов. Чуть дальше на платформе - такой же молодой парень, в бейсболке, с рюкзаком и фотоаппаратом. Стой, сука, стой! - запыхавшийся пожилой машинист стоит на платформе и смотрит на мелькающие вдали фигуры беглецов. Ни хрена теперь не видно, считай, все закрасили, гады, как теперь ехать?…

Через пару часов на граффитическом сайте появляется фотоотчет о нанесении «тэга» на стекло кабины машиниста. Мы сделали это! Йо! Кул! Респект! Если все эти «йо», «кул» и прочие междометия дать в развернутом виде, получится «мы - люди искусства, нам все можно». А то, что машинисту пришлось ехать пятьдесят километров практически вслепую, это все фигня, даже прикольно.

Искусство требует жертв - в буквальном смысле слова.

Разочарованный странник

Управлением ФСБ по Самарской области задержан молодой человек, выдававший себя за гражданина США тайского происхождения. Как сообщила пресс-служба Управления, задержанный «проявлял необоснованный интерес к одному из зданий Самарского государственного университета и возможности несанкционированного доступа в него». Молодой человек сообщил на английском языке, что его зовут Лертвартракан Сактар, что он американский подданный, путешествует по миру как участник международной программы и что его цель - преодолеть расстояние от Владивостока до Мурманска без денег и документов и попасть в Книгу рекордов Гиннеса. В ходе беседы на английском языке молодой человек был детально опрошен о подробностях его приезда в Россию и, в частности, о процедуре пограничного контроля. Лже-американец не смог рассказать ничего убедительного и был вынужден уже на русском языке сознаться, что он - гражданин России Рустам Джумалиев, уроженец и житель поселка Хасан Приморского края. Он сообщил сотрудникам ФСБ, что придумал и использовал «американско-тайскую» легенду с целью посещения развлекательных заведений разных городов, знакомств с молодежью, журналистами. И ему это удавалось. В ходе своего перемещения с Дальнего Востока до Самары Джумалиев неоднократно вводил в заблуждение случайных знакомых, в том числе сотрудников правоохранительных органов. В Оренбурге он как «американский путешественник» даже дал интервью на английском языке местной газете «Яикъ», которое было опубликовано в одном из апрельских выпусков газеты.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по идентификации личности Джумалиева было установлено, что он осужден приговором Центрального районного суда г. Хабаровска за грабеж и находится в федеральном розыске.

Сколько разнообразных талантов, соединившихся в личности Рустама Джумалиева из поселка Хасан, пропало для общества!…

Прекрасно знает английский (а, может быть, и не только английский?). Это, конечно, не редкость, но для жителя поселка Хасан - достаточно необычно. Тем более, если учесть, что Рустам знает его на уровне, позволявшем вводить в заблуждение десятки людей.

Гений пиара. Путешествовать по дальневосточному и сибирскому захолустью, выдавая себя за американца, участника международного проекта, водить за нос милиционеров и журналистов, давать интервью (интересно было бы почитать!) - для этого нужно обладать изрядными коммуникативными способностями.

В одиночку, без денег и документов, прошел он половину необъятной Родины, причем самую трудную, восточную половину. Мало кто способен даже просто решиться на такое путешествие, а осуществить его в состоянии единицы.

Страшно даже подумать, что будет, если Рустам Джумалиев во время отсидки отшлифует свои криминальные навыки. Не получим ли мы реального монстра, гения преступности?



Подготовил Дмитрий Данилов

* БЫЛОЕ *



Максим Горький

О русском крестьянстве

Революционные откровения пролетарского классика




Эта скандальная статья Горького вышла в 1922 году в Берлине. Ее не издавали в России ни до, ни после войны, ни в перестройку, - вообще никогда. Просто не издавали и все тут. Быть может, как раз потому, что именно в этом своем сочинении Буревестник говорит о сути революции откровеннее, чем где-либо еще, и чем это позволяли себе его товарищи-большевики. Он живописует варварство и отсталость крестьянской массы, подсказывая читателю, что искоренить это зло возможно только чрезвычайщиной. Создатель Челкаша и Клима убежден: «Как евреи, выведенные Моисеем из рабства Египетского, вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень - все те почти страшные люди, о которых говорилось выше, и их заменит новое племя - грамотных, разумных, бодрых людей».
«Интеллигенция и революция» - тема из разряда вечных. А вот крестьянство и революция - это то, о чем многое еще не сказано. И сетования Ленина на узость мысли «мелких хозяйчиков», и сочувственно-лирические суждения Солженицына о крестьянском «мiре», «мироустроении» - лишь два идейных края, между которыми еще много невозделанной земли. Мысли титулованного «пролетарского классика» - лишь кое-что из непрочитанного. Или хорошо забытого.

Текст статьи печатается полностью по изданию: Максим Горький. О русском крестьянстве. Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922.




Люди, которых я привык уважать, спрашивают: что я думаю о России?

Мне очень тяжело все, что я думаю о моей стране, точнee говоря, о русском народe, о крестьянстве, большинстве его. Для меня было бы легче не отвечать на вопрос, но - я слишком много пережил и знаю для того, чтоб иметь право на молчание. Однако прошу понять, что я никого не осуждаю, не оправдываю, - я просто рассказываю, в какие формы сложилась масса моих впечатлений. Мнение не есть осуждениe, и если мои мнения окажутся ошибочными, - это меня не огорчит.

В сущности своей всякий народ - стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего болee грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы. Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, - о государстве без власти над человеком. В несбыточной надежде достичь равенства всех при неограниченной свободe каждого народ русский пытался организовать такое государство в форме казачества, Запорожской Сечи.

Еще до сего дня в темной душе русского сектанта не умерло представление о каком-то сказочном «Опоньском царстве», оно существует гдe-то «на краю земли», и в нем люди живут безмятежно, не зная «антихристовой суеты», города, мучительно истязуемого судорогами творчества культуры. В русском крестьянине как бы еще не изжит инстинкт кочевника, он смотрит на труд пахаря как на проклятие Божье и болеет «охотой к перемене мест». У него почти отсутствует - во всяком случае, очень слабо развито - боевое желание укрепиться на избранной точкe и влиять на окружающую среду в своих интересах, если же он решается на это - его ждет тяжелая и бесплодная борьба. Тех, кто пытается внести в жизнь деревни нечто от себя, новое - деревня встречает недоверием, враждой и быстро выжимает или выбрасывает из своей среды. Но чаще случается так, что новаторы, столкнувшись с неодолимым консерватизмом деревни, сами уходят из нее. Идти есть куда - всюду развернулась пустынная плоскость и соблазнительно манит вдаль.

Талантливый русский историк Костомаров говорит: «Оппозиция против государства существовала в народе, но, по причине слишком большого географического пространства, она выражалась бегством, удалением от тягостей, которые налагало государство на народ, а не деятельным противодействием, не борьбой». Со времени, к которому относится сказанное, население русской равнины увеличилось, «географическое пространство» сузилось, но - психология осталась и выражается в курьезном совете-пословице: «От дела - не бегай, а дела - не делай».

Человек Запада еще в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. От каналов Голландии до туннелей Итальянской Ривьеры и виноградников Везувия, от великой работы Англии и до мощных Силезских фабрик - вся земля Европы тесно покрыта грандиозными воплощениями организованной воли людей, - воли, которая поставила себе гордую цель: подчинить стихийные силы природы разумным интересам человека. Земля - в руках человека, и человек действительно владыка ее. Это впечатление всасывается ребенком Запада и воспитывает в нем сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности как наследника чудес, труда и творчества предков.

Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания. Выйдет крестьянин за пределы деревни, посмотрит в пустоту вокруг него, и через некоторое время чувствует, что эта пустота влилась в душу ему. Нигде вокруг не видно прочных следов труда и творчества. Усадьбы помещиков? Но их мало, и в них живут враги. Города? Но они - далеко и не многим культурно значительнее деревни. Вокруг - бескрайняя равнина, а в центре ее - ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи! Историк русской культуры, характеризуя крестьянство, сказал о нем: «Множество суеверий и никаких идей».

Это печальное суждение подтверждается всем русским фольклором.

Спора нет - прекрасно летом «живое злато пышных нив», но осенью пред пахарем снова ободранная голая земля и снова она требует каторжного труда. Потом наступает суровая, шестимесячная зима, земля одета ослепительно белым саваном, сердито и грозно воют вьюги, и человек задыхается от безделья и тоски в тесной, грязной избе. Из всего, что он делает, на земле остается только солома и крытая соломой изба - ее три раза в жизни каждого поколения истребляют пожары.

Технически примитивный труд деревни неимоверно тяжел, крестьянство называет его «страда» от глагола «страдать». Тяжесть труда, в связи с ничтожеством его результатов, углубляет в крестьянине инстинкт собственности, делая его почти не поддающимся влиянию учений, которые объясняют все грехи людей силой именно этого инстинкта.

Труд горожанина разнообразен, прочен и долговечен. Из бесформенных глыб мертвой руды он создает машины и аппараты изумительной сложности, одухотворенные его разумом, живые. Он уже подчинил своим высоким целям силы природы, и они служат ему, как джинны восточных сказок царю Соломону. Он создал вокруг себя атмосферу разума - «вторую природу», он всюду видит свою энергию воплощенной в разнообразии механизмов, вещей, в тысячах книг, картин, и всюду запечатлены величавые муки его духа, его мечты и надежды, любовь и ненависть, его сомнения и верования, его трепетная душа, в которой неугасимо говорит жажда новых форм, идей, деяний и мучительное стремление вскрыть тайны природы, найти смысл бытия.

Будучи порабощен властью государства, он остается внутренне свободен, - именно силой этой свободы духа он разрушает изжитые формы жизни и создает новые. Человек деяния, он создал для себя жизнь мучительно напряженную, порочную, но - прекрасную своей полнотой. Он возбудитель всех социальных болезней, извращений плоти и духа, творец лжи и социального лицемерия, но - это он создал микроскоп самокритики, который позволяет ему со страшной ясностью видеть все свои пороки и преступления, все вольные и невольные ошибки свои, малейшие движения своего всегда и навеки неудовлетворенного духа.

Великий грешник перед ближним и, может быть, еще больший перед самим собою, он - великомученик своих стремлений, которые, искажая, разрушая его, родят все новые и новые муки и радости бытия. Дух его, как проклятый Агасфер, идет в безграничье будущего, куда-то к сердцу космоса или в холодную пустоту вселенной, которую он - может быть - заполнит эманацией своей психофизической энергии, создав - со временем - нечто не доступное представлениям разума сегодня.

Инстинкту важны только утилитарные результаты развития культуры духа, только то, что увеличивает внешнее, материальное благополучие жизни, хотя бы это была явная и унизительная ложь.

Для интеллекта процесс творчества важен сам по себе; интеллект глуп, как солнце, он работает бескорыстно.

Был в России некто Иван Болотников, человек оригинальной судьбы: ребенком он попал в плен к татарам во время одного из их набегов на окраинные города Московского царства, юношей был продан в рабство туркам, - работал на турецких галерах, его выкупили из рабства венецианцы, и, прожив некоторое время в аристократической Республике Дожей, он возвратился в Россию.

Это было в 1606 году; московские бояре только что затравили талантливого царя Бориса Годунова и убили умного смельчака, загадочного юношу, который, приняв имя Дмитрия, сына Ивана Грозного, занял Московский престол и, пытаясь перебороть азиатские нравы московитян, говорил в лицо им:

«Вы считаете себя самым праведным народом в Мире, а вы - развратны, злобны, мало любите ближнего и не расположены делать добро».

Его убили, был выбран в цари хитрый, двоедушный Шуйский, князь Василий, явился второй самозванец, тоже выдававший себя за сына Грозного, и вот в России началась кровавая трагедия политического распада, известная в истории под именем Смуты. Иван Болотников пристал ко второму самозванцу, получил от него право команды небольшим отрядом сторонников самозванца и пошел с ними на Москву, проповедуя холопам и крестьянам:

«Бейте бояр, берите их жен и все достояние их. Бейте торговых и богатых людей, делите между собой их имущество».

Эта соблазнительная программа примитивного коммунизма привлекла к Болотникову десятки тысяч холопов, крестьян и бродяг, они неоднократно били войска царя Василия, вооруженные и организованные лучше их; они осадили Москву и с великим трудом были отброшены от нее войском бояр и торговых людей. В конце концов этот первый мощный бунт крестьян был залит потоками крови, Болотникова взяли в плен, выкололи ему глаза и утопили его.

Имя Болотникова не сохранилось в памяти крестьянства, его жизнь и деятельность не оставила по себе ни песен, ни легенд. И вообще в устном творчестве русского крестьянства нет ни слова о десятилетней эпохе - 1602-1603 гг. - кровавой смуты, о которой историк говорит как о «школе своевольства, безначалия, политического неразумия, двоедушия, обмана, легкомыслия и мелкого эгоизма, не способного оценить общих нужд». Но все это не оставило никаких следов ни в быте, ни в памяти русского крестьянства.

В легендах Италии сохранилась память о фра Дольчино, чехи помнят Яна Жижку, так же как крестьяне Германии Томаса Мюнцера, Флориана Гейера, а французы - героев и мучеников Жакерии и англичане имя Уота Тейлора, - обо всех этих людях в народе остались песни, легенды, рассказы. Русское крестьянство не знает своих героев, вождей, фанатиков любви, справедливости, мести.

Через 50 лет после Болотникова донской казак Степан Разин поднял крестьянство почти всего Поволжья и двинулся с ним на Москву, возбужденный той же идеей политического и экономического равенства. Почти три года его шайки грабили и резали бояр и купцов, он выдерживал правильные сражения с войсками царя Алексея Романова, его бунт грозил поднять всю деревенскую Русь. Его разбили, потом четвертовали. В народной памяти о нем осталось две-три песни, но чисто народное происхождение их сомнительно, смысл же был не понятен крестьянству уже в начале XIX века.

Не менее мощным и широким по размаху был бунт, поднятый при Екатерине Великой уральским казаком Пугачевым, - «эта последняя попытка борьбы казачества с режимом государства», как определил этот бунт историк С. Ф. Платонов. О Пугачеве тоже не осталось ярких воспоминаний в крестьянстве, как и о всех других, менее значительных, политических достижениях русского народа.

О них можно сказать буквально то же, что сказано историком о грозной эпохе Смуты:

«Все эти восстания ничего не изменили, ничего не внесли нового в механизм государства, в строй понятий, в нравы и стремления…»

К этому суждению уместно прибавить вывод одного иностранца, внимательно наблюдавшего русский народ. «У этого народа нет исторической памяти. Он не знает свое прошлое и даже как будто не хочет знать его». Великий князь Сергей Романов рассказал мне, что в 1913 году, когда праздновалось трехсотлетие династии Романовых и царь Николай был в Костроме, - Николай Михайлович - тоже великий князь, талантливый автор целого ряда солидных исторических трудов, - сказал царю, указывая на многотысячную толпу крестьян:

«А ведь они совершенно такие же, какими были в XVII веке, выбирая на царство Михаила, такие же; это - плохо, как ты думаешь?»

Царь промолчал. Говорят, он всегда молчал в ответ на серьезные вопросы. Это - своего рода мудрость, если не является хитростью или - не вызвано страхом.

Жестокость - вот что всю жизнь изумляло и мучило меня. В чем, где корни человеческой жестокости? Я много думал над этим и - ничего не понял, не понимаю.

Давно когда-то я прочитал книгу под зловещим заглавием: «Прогресс как эволюция жестокости».

Автор, искусно подобрав факты, доказывал, что с развитием прогресса люди все более сладострастно мучают друг друга и физически, и духовно. Я читал эту книгу с гневом, не верил ей и скоро забыл ее парадоксы.

Но теперь, после ужасающего безумия европейской войны и кровавых событий революции, - теперь эти едкие парадоксы все чаще вспоминаются мне. Но - я должен заметить, что в русской жестокости эволюции, кажется, нет, формы ее как будто не изменяются.

Летописец начала XVII века рассказывает, что в его время так мучили: «насыпали в рот пороху и зажигали его, а иным набивали порох снизу, женщинам прорезывали груди и, продев в раны веревки, вешали на этих веревках».

В 18-м и 19-м годах то же самое делали на Дону и на Урале: вставив человеку -снизу - динамитный патрон, взрывали его.

Я думаю, что русскому народу исключительно - так же исключительно, как англичанину чувство юмора - свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни.

В русской жестокости чувствуется дьявольская изощренность, в ней есть нечто тонкое, изысканное. Это свойство едва ли можно объяснить словами «психоз», «садизм», словами, которые, в сущности, и вообще ничего не объясняют. Наследие алкоголизма? Не думаю, чтоб русский народ был отравлен ядом алкоголя более других народов Европы, хотя допустимо, что при плохом питании русского крестьянства яд алкоголя действует на психику сильнее в России, чем в других странах, где питание народа обильнее и разнообразнее.

Можно допустить, что на развитие затейливой жестокости влияло чтение житий святых великомучеников, - любимое чтение грамотеев в глухих деревнях.

Если б факты жестокости являлись выражением извращенной психологии единиц - о них можно было не говорить, в этом случае они материал психиатра, а не бытописателя. Но я имею в виду только коллективные забавы муками человека.

В Сибири крестьяне, выкопав ямы, опускали туда - вниз головой - пленных красноармейцев, оставляя ноги их - до колен - на поверхности земли; потом они постепенно засыпали яму землею, следя по судорогам ног, кто из мучимых окажется выносливее, живучее, кто задохнется позднее других.

Забайкальские казаки учили рубке молодежь свою на пленных.

В Тамбовской губернии коммунистов пригвождали железнодорожными костылями в левую руку и в левую ногу к деревьям на высоте метра над землею и наблюдали, как эти - нарочито неправильно распятые люди - мучаются.

Вскрыв пленному живот, вынимали тонкую кишку и, прибив ее гвоздем к дереву или столбу телеграфа, гоняли человека ударами вокруг дерева, глядя, как из раны выматывается кишка. Раздев пленного офицера донага, сдирали с плеч его куски кожи, в форме погон, а на место звездочек вбивали гвозди; сдирали кожу по линиям портупей и лампасов - эта операция называлась «одеть по форме». Она, несомненно, требовала немало времени и большого искусства.

Творилось еще много подобных гадостей, отвращение не позволяет увеличивать количество описаний этих кровавых забав.

Кто более жесток: белые или красные? Вероятно - одинаково, ведь и те, и другие - русские. Впрочем, на вопрос о степенях жестокости весьма определенно отвечает история: наиболее жесток - наиболее активный…

Думаю, что нигде не бьют женщин так безжалостно и страшно, как в русской деревне, и, вероятно, ни в одной стране нет таких вот пословиц-советов:

«Бей жену обухом, припади да понюхай - дышит? - морочит, еще хочет». «Жена дважды мила бывает: когда в дом ведут, да когда в могилу несут». «На бабу да на скотину суда нет». «Чем больше бабу бьешь, тем щи вкуснее».

Сотни таких афоризмов, - в них заключена веками нажитая мудрость народа, - обращаются в деревне, эти советы слышат, на них воспитываются дети.

Детей бьют тоже очень усердно. Желая ознакомиться с характером преступности населения губерний Московского округа, я просмотрел «Отчеты Московской судебной палаты» за десять лет - 1900-1910 гг. - и был подавлен количеством истязаний детей, а также и других форм преступлений против малолетних. Вообще в России очень любят бить, все равно - кого. «Народная мудрость» считает битого человека весьма ценным: «За битого двух небитых дают, да и то не берут».

Есть даже поговорки, которые считают драку необходимым условием полноты жизни. «Эх, жить весело, да - бить некого». Я спрашивал активных участников гражданской войны: не чувствуют ли они некоторой неловкости, убивая друг друга?

Нет, не чувствуют.

«У него - ружье, у меня - ружье, значит - мы равные; ничего, побьем друг друга - земля освободится».

Однажды я получил на этот вопрос ответ крайне оригинальный, мне дал его солдат европейской войны, ныне он командует значительным отрядом Красной армии.

- Внутренняя война - это ничего! А вот междоусобная, против чужих, - трудное дело для души. Я вам, товарищ, прямо скажу: русского бить легче. Народу у нас много, хозяйство у нас плохое; ну, сожгут деревню, - чего она стоит! Она и сама сгорела бы в свой срок. И вообще, это наше внутреннее дело, вроде маневров, для науки, так сказать. А вот когда я в начале той войны попал в Пруссию - Боже, до чего жалко было мне тамошний народ, деревни ихние, города и вообще хозяйство! Какое величественное хозяйство разоряли мы по неизвестной причине. Тошнота!… Когда меня ранили, так я почти рад был, - до того тяжело смотреть на безобразие жизни. Потом - попал я на Кавказ к Юденичу, там турки и другие черномазые личности. Беднейший народ, добряки, улыбаются, знаете, - неизвестно почему. Его бьют, а он улыбается. Тоже - жалко, ведь и у них, у каждого есть свое занятие, своя привязка к жизни…

Это говорил человек, по-своему гуманный, он хорошо относится к своим солдатам, они, видимо, уважают и даже любят его, и он любит свое военное дело. Я попробовал рассказать ему кое-что о России, о ее значении в мире, - он слушал меня задумчиво, покуривая папиросу, потом глаза у него стали скучные, вздохнув, он сказал:

- Да, конечно, держава была специальная, даже вовсе необыкновенная, ну а теперь, по-моему, окончательно впала в негодяйство!

Мне кажется, что война создала немало людей, подобных ему, и что начальники бесчисленных и бессмысленных банд - люди этой психологии.

Говоря о жестокости, трудно забыть о характере еврейских погромов в России. Тот факт, что погромы евреев разрешались имевшими власть злыми идиотами, - никого и ничего не оправдывает. Разрешая бить и грабить евреев, идиоты не внушали сотням погромщиков: отрезайте еврейкам груди, бейте их детей, вбивайте гвозди в черепа евреев, - все эти кровавые мерзости надо рассматривать как «проявление личной инициативы масс».

Но где же - наконец - тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литература XIX века?

В юности моей я усиленно искал такого человека по деревням России и - не нашел его. Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который, когда это выгодно ему, прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни. Он знает, что «мужик не глуп, да - мир дурак» и что «мир силен, как вода, да глуп, как свинья».

Он говорит: «Не бойся чертей, бойся людей». «Бей своих - чужие бояться будут».

О правде он не очень высокого мнения: «Правдой сыт не будешь». «Что в том, что ложь, коли сыто живешь». «Правдивый, как дурак, так же вреден».

Чувствуя себя человеком, способным на всякий труд, он говорит: «Бей русского, - часы сделает». А бить надо потому, что «каждый день есть не лень, а работать неохота».

Таких и подобных афоризмов у него тысячи, он ловко умеет пользоваться ими, с детства он слышит их и с детства убеждается, как много заключено в них резкой правды и печали, как много насмешки над собою и озлобления против людей. Люди - особенно люди города - очень мешают ему жить, он считает их лишними на земле, буквально удобренной потом и кровью его, на земле, которую он мистически любит, непоколебимо верит и чувствует, что с этой землей он крепко спаян плотью своей, что она его кровная собственность, разбойнически отнятая у него. Он задолго раньше лорда Байрона знал, что «пот крестьянина стоит усадьбы помещика». Литература народолюбцев служила целям политической агитации и поэтому идеализировала мужика. Но уже в конце ХIХ столетия отношение литературы к деревне и крестьянину начало решительно изменяться, стало менее жалостливое и более правдивое. Начало новому взгляду на крестьянство положил Антон Чехов рассказами «В овраге» и «Мужики».

В первых годах ХХ столетия являются рассказы лучшего из современных русских художников слова, Ивана Бунина; его «Ночной разговор» и другая, превосходная по красоте языка и суровой правдивости повесть «Деревня» утвердили новое, критическое отношение к русскому крестьянству.

О Бунине в России говорят, что «он, как дворянин, относится к мужику пристрастно и даже враждебно». Разумеется, это неверно - Бунин прекрасный художник и только. Но в русской литературе текущего века есть более резкие и печальные свидетельства о жуткой деревенской темноте - это «Юность», поверьте, написанная талантливым крестьянином Орловской губернии Иваном Волиным, это рассказы московского крестьянина Семена Подъячева, а также рассказы сибирского крестьянина Всеволода Иванова, молодого писателя исключительной яркости и силы.

Этих людей едва ли можно заподозрить в предвзятом и враждебном отношении к среде, родной им по плоти и крови, - к среде, связь с которой ими еще не порвана. Им более, чем кому-либо иному, известна и понятна жизнь крестьянства - горе и грубые радости деревни, слепота разума и жестокость чувства.

В заключение этого невеселого очерка я приведу рассказ одного из участников научной экспедиции, работавшей на Урале в 1921 году. Крестьянин обратился к членам экспедиции с таким вопросом:

- Вы люди ученые, скажите, как мне быть. Зарезал у меня башкир корову, я башкира, к о н е ч н о, убил, а после того сам свел корову у его семьи, так вот: будет мне за корову наказание?

Когда его спросили: а за убийство человека разве он не ждет наказа-