Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

МАЛОВ Владимир Игоревич



\"МУЗЕИ\"

Предисловие





Если у тебя выдался свободный час, а хорошей книги под рукой нет, да и телевизор надоел, то самое лучшее — пойти в какой-нибудь музей. Ты не только замечательно проведешь время, но и узнаешь много интересного.

Недаром среди достопримечательностей любого города едва ли не первое место принадлежит именно музеям. Москва в сознании многих связывается прежде всего с Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург — с Эрмитажем, Русским музеем, Кунсткамерой. Париж славится Лувром и музеем Орсэ. Лондон — Британским музеем, музеем восковых фигур мадам Тюссо и музеем-квартирой в доме 221 б на Бейкерстрит, где по воле Артура Конан Дойла жил его литературный герой — великий сыщик Шерлок Холмс…

А кроме прославленных музеев есть и менее именитые, но не менее интересные. В том же Лондоне — музеи чая и кофе, кино и телевидения. Английского банка, военных регалий, лондонского транспорта… В Санкт-Петербурге — музеи зоологический, артиллерийский, военно-исторический, не говоря уж о многих мемориальных музеях великих писателей, художников, ученых, живших в российской северной столице.





Но, конечно, замечательные музеи открыты не только в столицах, но и в больших и малых городах разных концов Земли. Художественные, мемориальные, архитектурные музеи-заповедники, краеведческие…

Чем интересны художественные музеи, объяснять, пожалуй, не надо.

А почему так привлекают посетителей и другие? Не оттого ли, что тщательно подобранные по какому-то определенному принципу предметы, хотя бы коллекция часов и инструментов часовщиков, имеют над нами колдовскую власть? Книга, рассказывающая об истории часового дела, может показаться скучноватой, а осязаемые, «живые» предметы поведают любознательному человеку ту же самую историю, но гораздо нагляднее.

А давно ли появились на свете сами музеи? Какой из них был самым первым? Где он был открыт? Отчего музей называется именно музеем, а не как-нибудь иначе? Что изучает наука музееведение? На какие отдельные группы подразделяется огромное количество музеев мира? Обо всем этом и о многом другом рассказывает наша книга из серии «Что есть что».





МУЗЕИ БЕЗ БИЛЕТОВ И ЭКСКУРИСИЙ

Чем славилась Александрия?





Такой была древняя Александрия. Знаменитый маяк находился на острове Фарос. соединенном с материком дамбой



Прежде всего тем, что ее основал в дельте Нила Александр Македонский. Историки относят это событие к 332–331 гг. до н. э. Тогда легендарный полководец, начав войну с персидским царем Дарием, «мимоходом» заглянул в Египет. Страна фараонов сдалась ему без боя, и Александр был провозглашен ее владыкой и сыном бога солнца Амона.

А чем еще известна Александрия? Каждый без запинки ответит, что в годы своего расцвета Александрия славилась громадным маяком — его считали одним из семи чудес света. Знаменита была и Александрийская библиотека, богатейшее собрание папирусных свитков, равного которому не было во всем античном мире.

Однако еще об одной достопримечательности Александрии — Мусейоне помнят почему-то меньше. Между тем слава Мусейона тоже гремела по всему античному миру. Более того, Александрийская библиотека была лишь одной из частей Мусейона.





Древние мастера оставили немало скульптурных портретов Александра Македонского.



Сразу же после смерти Александра Великого его громадная империя распалась на части. Ее поделили между собой ближайшие сподвижники завоевателя. Египет достался военачальнику Птолемею, который стал царем под именем Птолемей I и родоначальником династии Птолемеев, правившей страной около трех веков. Последней в этом роду была красавица царица Клеопатра VII — после ее смерти Египет в 30 г. до н. э. стал одной из провинций Римской империи.

Птолемей щедро покровительствовали наукам, искусствам, литературе.

Уже Птолемей I вознамерился превратить Александрию, ставшую столицей Египта, в главный центр научной и философской мысли всего Средиземноморья. При нем и началось строительство Мусейона — храма муз, покровительниц наук и искусств.





Изображения царя Птолемея II и его жены Арсинои вырезаны на полудрагоценном камне сардониксе. Эту так называемую камею Гонзага, выполненную в III в. до н. э. неизвестным мастером из Александрии, сейчас можно увидеть в петербургском Эрмитаже.



По замыслу Птолемея I, Мусейон должен был стать местом, где могли бы жить и вести научные исследования видные ученые того времени, которых приглашали со всех концов света. Египетский властелин предоставлял им полное обеспечение и давал возможность заниматься любыми науками.

В стенах Мусейона в разные времена и при разных царях Птолемеях работали такие выдающиеся ученые античности, как физик Гиерон, астрономы Эратосфен и Аристарх Самососий, математики Евклид и Архимед.





Этот двойной мраморный бюст древнегреческих драматурга Софокла и философа Аристотеля, изготовленный в IV в. до н. э., сейчас находится в Лувре.

Что представлял собой Мусейон?

Уже через несколько десятков лет Мусейон стал, говоря современным языком, настоящим академгородком — с жилыми помещениями для ученых, комнатами для работы, залами для лекций, прогулок и совместных трапез. Кроме того, в Мусейоне были ботанический и зоологический сады, астрономическая обсерватория. И библиотека.

Для нее построили отдельное величественное здание, с четырех сторон окруженное колоннами, между которыми стояли статуи писателей и ученых. В огромном читальном зале, облицованном белым мрамором, размещались столы для чтения и письма, а рядом — удобные кресла и ложа. За этим залом начиналось необъятное хранилище свитков.

Царские гонцы приобретали папирусные свитки во всех средиземноморских странах. Мореплавателям, входившим в порт Александрии, предписывалось сообщать, какие есть на борту корабля рукописи. Их просматривал хранитель Александрийской библиотеки.

Если свитки представляли научный или литературный интерес, их немедленно приобретали.

При библиотеке работал огромный штат переводчиков и переписчиков — они переводили тексты и делали копии рукописей. Между прочим, именно в Александрийской библиотеке книжное собрание впервые начали систематизировать по разделам, иными словами — создавать самый первый библиотечный каталог.

К I в. до н. э. в фондах Александрийской библиотеки хранилось 700 тысяч папирусных свитков. Среди них — произведения великих драматургов, поэтов, философов, историков: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Менандра, Геродота, Полибия… Это собрание непрестанно пополнялось и множилось.





На папирусе писали черной и красной красками, а перьями служили тростниковые или бронзовые палочки.

Почему музей называется музеем?

Прошли века. Исчезли с лица Земли и Мусейон, и Александрийская библиотека. Величайшему книжному собранию древности выпала трагическая судьба. В середине I в. до н. э. в город вступили войска римского полководца Гая Юлия Цезаря. Во время сражения с горожанами начался пожар, часть бесценных папирусов погибла в огне.

Немало свитков Цезарь отправил в Рим как военные трофеи, но корабль с ними, попав в шторм, затонул. А в IV в. н. э. остатки книжного собрания погибли во время религиозных столкновений христиан со сторонниками языческих верований.

Однако, по свидетельствам современников, в Мусейоне были и собрания другого рода: большие коллекции всяческих диковин — бивней слонов, скелетов редких животных, морских раковин… Их доставляли в «академгородок» из разных земель и бережно хранили. Чем не музейное собрание! Правда, предназначалось оно в основном только для членов Мусейона.

Но почти наверняка доводилось осматривать их и другим людям, например знатным гостям, прибывавшим в Александрию. И, уж без всякого сомнения, знакомы были с этими собраниями редкостей египетские цари из династии Птолемеев.

Как бы то ни было, уже в те давние времена люди понимали, что многие предметы заслуживают того, чтобы их собирать, систематизировать и пользоваться собранием в научных целях. Или просто удивляться и любоваться ими. Именно поэтому от Мусейона произошло слово музей, вошедшее теперь едва ли не во все языки мира. Так что история у современных музеев очень давняя. Но истоки ее ведут не только к александрийскому Мусейону.





Кроме Александрийской славились и другие библиотеки древности. Одну из них римский писатель Авл Корнелий Цельс (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) основал в малоазиатском городе Эфесе. В IV в. Эфес пострадал от землетрясения, но фрагменты здания библиотеки сохранились до наших дней.





В середине IV в. до н. э. греческий скульптор Леохар отлил в бронзе статую Аполлона. Но сохранилась только римская мраморная копия из коллекции папы Юлия II. Поскольку статуя хранилась в одном из ватиканских дворцов — Бельведере, этого Аполлона называют Бельведерским.

Что можно было увидеть в доме Цезаря?

В те же античные времена было положено начало и многочисленным собраниям произведений искусства, тем более что в Древней Элладе, а позже и в Древнем Риме создано их было немало.

В афинском Акрополе рядом с Пропилеями (парадными воротами) специально для картинной галереи построили здание пинакотеки (от греческого pinax — доска, поскольку картины в ту пору писали на деревянных досках). Здесь были собраны изображения греческих героев, а при входе стояли статуи богов. В наши дни пинакотеками называются некоторые художественные музеи Европы, например Старая и Новая пинакотеки Мюнхена.

Собирали художественные ценности многие знатные и богатые римляне. В домах Варраса, Суллы, Помпея, Юлия Цезаря гости могли любоваться дивными статуями самых искусных и прославленных скульпторов древности, вазами, ювелирными изделиями, мозаикой. Еще большим великолепием отличались дворцы императоров.





Юлий Цезарь был тонким ценителем и известным собирателем произведений искусства.



С падением Римской империи, не устоявшей под натиском варварских племен, многое в мире пришло в упадок. Постепенно обветшали и разрушились построенные римлянами чуть ли не по всей Европе великолепные дороги и мосты. Поубавилось искусных ремесленников, не говоря уж о скульпторах и художниках. Даже самые могущественные владыки часто не знали грамоты…





При раскопках древнеримского города Помпеи, погибшего в 79 г. во время извержения Везувия, археологи обнаружили множество фресок, некогда украшавших жилые дома. Сейчас они хранятся в разных музеях.



Но тем не менее и в эти «темные века» человек сохранил тягу к прекрасному. Об этом свидетельствует так называемое Каролингское возрождение — расцвет культуры, происходивший в VIII–IX вв. во владениях короля франков Карла Великого и его потомков (современные Франция и Германия). Карл Великий собрал при своем дворе образованных людей, которые создали Академию по античному образцу, собирали античные рукописи, переписывали их, возрождая античную культуру.





А этот свадебный ларец был найден на Эсквилине — одном из трех холмов, между которыми расположен римский Форум. Он хранится в коллекции Британского музея.



Не утратилась в те времена и склонность к собирательству. Так, например, в монастырях Франции, Италии, Германии за века сложились большие коллекции церковной утвари, в замках феодалов — оружия, доспехов. Конечно, эти собрания нельзя назвать музейными экспозициями в нашем понимании, однако некоторые из них позже и в самом деле стали основой известных музеев.

А в эпоху Возрождения, зародившегося на итальянской земле, в Европе вновь начали появляться собрания произведений искусства, да еще какие! Римские императоры и представить бы не могли ничего подобного.





Чудесный талисман, принадлежавший Карлу Великому, ныне хранится во французском аббатстве Конк.

Чем прославились Медичи?

Началось время Возрождения — мощный расцвет искусств, архитектуры, наук, литературы, ремесел — в XIV в. во Флоренции, городе в центре Италии. Во многом этому поспособствовал один из древних флорентийских родов — Медичи. Сначала Медичи были банкирами — основанный ими банкирский дом к XV в. стал столь богатым и могущественным, что давал деньги в долг королям Европы. Сами Медичи в конце концов получили титул герцогов и правили Флоренцией вплоть до 1737 г.

Медичи были тонкими ценителями и знатоками искусств и оказывали щедрую поддержку талантливым скульпторам, архитекторам, художникам, приглашая их со всех концов Италии. Иным из этих мастеров суждено было достичь в своих работах поразительного совершенства. Год за годом они превращали Флоренцию в прекраснейший город Европы.





Бронзовый бюст одного из МедичиКозимо — работы Бенвенуто Челлини экспонируется во флорентийском музее Барджелло.



Знаменитая флорентийская площадь Синьории, похожая на музей под открытым небом, известна всему миру — фотографии ее есть даже в школьных учебниках. Высоко в небо уходит четырехгранная часовая башня, венчающая массивное и в то же время изящное здание Палаццо Веккио (Старого дворца). А справа от него — Лоджия Ланци, удивительное сооружение с тремя огромными арками, за которыми, как на театральной сцене, стоят на постаментах мраморные статуи героев античных мифов. Тут же на площади можно увидеть и статую Микеланджело «Давид», правда, в наши дни уже не подлинник, а очень качественную копию.





Флорентийская площадь Синьории похожа на музей под открытым небом.



Работали во Флоренции и Леонардо да Винчи, и Бенвенуто Челлини, и Рафаэль, и многие другие выдающиеся мастера, которым покровительствовали Медичи.

Подражать высоким образцам флорентийского искусства и архитектуры стали другие итальянские города, и наконец Возрождение пришло сначала во Францию, а затем и в другие европейские страны.

Сами же Медичи жили в величественных дворцах среди множества произведений искусства, собранных за многие десятилетия и века.

Кроме того, просвещенные представители этого рода собирали редкости — древние монеты, старинное оружие, посуду, шкуры невиданных зверей. Содержали собрания в порядке особые слуги.



Необъятные коллекции Медичи уже смело можно назвать музеями, правда, и они предназначались далеко не для всех — лишь для самих Медичи да их гостей. Однако ознакомиться с ними всегда могли работавшие во Флоренции художники, скульпторы и другие люди искусства.

Какие коллекции собирал кардинал Ришелье?

Собирателем ценностей был и французский король Франциск I, правивший в 1515–1547 гг., и папы римские Юлий II и Лев X (из рода Медичи), занимавшие Святой престол в 1-й четверти XVI в. В следующем, XVII в. славились художественные коллекции кардиналов Ришелье и Мазарини — они, наверное, знакомы тебе не только по учебникам истории, но и по «мушкетерским» романам Александра Дюма.





Выдающийся государственный деятель кардинал Ришелье известен и как знаменитый коллекционер XVII в.



Богатейшие собрания всех этих именитых коллекционеров складывались из картин, скульптур, фарфора, бронзы, часов, ковров, дорогих парадных доспехов, которые нередко были истинными произведениями искусства.

Старались не отставать от них и другие короли, герцоги, высшие иерархи церкви да и просто богатые люди.

А взлет наук, начавшийся в период Возрождения, породил новые виды коллекционирования: появилось увлечение минералами, образцами растений, насекомых. В эпоху Великих географических открытий (середина XV–XVII вв.) всяческие редкости стали прибывать в Европу уже из-за океана: индейские луки, стрелы и томагавки, утварь, курительные трубки, одежда.

Все эти предметы пополняли обширные коллекции, хранившиеся во дворцах знатных ценителей произведений искусства и разных диковин. В XVI–XVII вв. такие собрания нередко называли немецким словом кунсткамера — дословно «кабинет редкостей».

Но пришло время, и многие дворцы со всеми собранными в их залах произведениями искусства и другими коллекциями открыли двери для каждого, кто хотел на них посмотреть.





В эпоху Возрождения древнеримские монеты высоко ценились коллекционерами.



Французы, например, обязаны этим Великой французской революции (1789–1794). Бывший королевский дворец — парижский Лувр стал первым в мире художественным музеем, открытым для широкой публики. А с течением времени ему суждено было стать и крупнейшим из музеев. Так что с историей Лувра и его настоящим стоит ознакомиться обстоятельнее.

ОТ КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА К МУЗЕЮ

Всегда ли в Лувре жили короли?

Сравнительно недавно, в середине 80-х годов XX в., когда в знаменитом парижском музее происходили грандиозные реставрационные работы, археологи нашли под его зданиями остатки мощной стены и оборонительного рва начала XIII в.

Это были фрагменты хорошо укрепленного замка. Их тщательно отреставрировали, и теперь, спустившись в нижний этаж, посетители воочию видят часть древней стены. Таким образом она тоже стала одним из музейных экспонатов.

А о том, как менялся и перестраивался Лувр на протяжении веков, можно судить по макетам, показывающим, каким он был в разные периоды.

Замок Лувр в 1200 г. начал строить король Франции Филипп II Август — ой хотел укрепить правый берег Сены. Сам же Филипп II жил на острове Сите, где в ту пору умещался почти весь Париж. Когда замок был возведен, король перевез в его главную башню — донжон — королевскую казну и архивы. Высокие стены и глубокие оборонительные рвы обеспечивали им надежную защиту.





Проект стеклянной пирамиды во дворе Лувра поначалу вызвал немало споров. Но когда ее построили, она прекрасно вписалась в ансамбль дворца-музея.



Только во 2-й половине XIV в. другой французский король — Карл V благоустроил Луврский замок и перенес сюда свою резиденцию. Старинные хроники именуют этого короля Мудрым, и неспроста: он любил общество ученых людей, а в одной из башен Лувра собрал большую библиотеку своих личных рукописных книг.

Однако после Карла V Лувр надолго перестал быть королевским домом. Да и в самом Париже короли жили далеко не всегда. Франция вела с Англией долгую, изнурительную войну, получившую название Столетней (1337–1453), и столицу Франции оккупировали английские войска. Основным местопребыванием французских королей стала долина реки Луары.





Остатки древней стены луврского замка теперь тоже один из музейных экспонатов.





Как выглядел Лувр в средние века, можно судить по старинной миниатюре из часослова герцога Беррийского.



В XVI в. во Франции, вслед за Италией, началось Возрождение. Поэтому древние рыцарские замки, издавна возводившиеся по берегам Луары и ее притоков, перестраивались — из мрачных крепостей они превращались в изящные, благоустроенные Я дворцы. Появились и новые дворцы-замки, например Шамбор, построенный Франциском I. Королевский двор вел кочевую жизнь, переезжая из одного замка в другой.





Неизвестный художник запечатлел один из придворных балов, которые устраивал в Лувре король Генрих III.





Парадные доспехи нередко представляли собой подлинные произведения искусства, как, например, эти, принадлежавшие Карлу IX.



Королю Франциску I суждено было сыграть заметную роль в истории музейного дела. Во время его царствования (1515–1547) Франция долго воевала с Италией. Король одержал победу в знаменитой битве при Мариньяно и занял Милан. Именно тогда он был очарован живописью, скульптурой, архитектурой Возрождения и стал приглашать во Францию лучших итальянских мастеров. Был среди них и великий Леонардо да Винчи, проведший в одном из замков на Луаре два последних года жизни и завещавший королю Франциску свою картину «Джоконда».

Кроме нее в коллекции Франциска было еще 38 картин, а среди них другая работа Леонардо — «Мадонна в гроте» и полотна Тициана, Рафаэля, Андреа дель Сарто…

В конце своего царствования Франциск I решил вновь перенести свою резиденцию в Париж. Но мрачноватый замок Лувр не очень-то подходил для монарха, проникшегося утонченным духом Возрождения. Поэтому архитектор Пьер Леско снес почти все башни и стены и возвел на их месте дворец в духе итальянского зодчества.





За пирамидой — одно из крыльев Лувра. В честь выдающегося собирателя произведений искусства оно называется крылом Ришелье.

Сколько картин было в коллекции Людовика XIV?

При Генрихе II, сыне Франциска I, к Лувру прибавились еще некоторые пристройки. После того как в 1559 г. Генрих погиб на рыцарском турнире, его вдова Екатерина Медичи решила возвести рядом с Лувром новую королевскую резиденцию — дворец Тюильри и соединить его с Лувром галереей. Однако строительство Большой галереи, которая тянулась вдоль Сены, было завершено лишь в начале XVII в., при короле Генрихе IV.

Достраивал Лувр сын Генриха IV Людовик XIII, хорошо знакомый всем опять-таки по роману Александра Дюма «Три мушкетера». При нем в Лувре появился исключительно красивый Павильон Часов.





Людовик XIV, приумноживший художественные коллекции французских королей, охотно позировал живописцам.



А вот король Людовик XIV, сменивший на престоле предыдущего монарха, целиком был поглощен возведением роскошного Версальского дворца под Парижем и обустройством великолепного парадного парка. В 70-х годах XVII в. французский двор оставил Париж и прочно обосновался в Версале. Туда же перевезли и все художественное собрание, принадлежавшее королю.

Именно Людовик XIV стал вторым, после Франциска I, выдающимся королем-коллекционером. Его собрание насчитывало уже две тысячи полотен. В него входили картины короля Франциска, а также собранные кардиналом Ришелье и завещанные им Людовику XIII. А в коллекции Ришелье были такие шедевры, как «Святая Анна» Леонардо да Винчи и «Паломники в Эммаус» Веронезе.

Сам же Людовик XIV, по совету своего первого министра Кольбера, купил коллекции кардинала Мазарини и банкира Ябаха. Кроме того, король постоянно приобретал картины современных ему французских художников — Пуссена, Лоррена, Лебрена.

К середине XVIII в., уже при Людовике XV, королевский Кабинет, как тогда называли принадлежавшую королям коллекцию картин, стал еще богаче. И даже высшие аристократы все чаще говорили о том, что следует открыть Кабинет для всех желающих.





Интерьер одного из залов Лувра выполнен в античном стиле. Архитекторы Древней Греции часто использовали в качестве опор статуи женщин — кариатиды.



Пустующий Лувр с его большими залами как нельзя лучше подходил для выставки картин. Тем не менее живопись, собранную французскими королями почти за три века, простые парижане смогли увидеть лишь после Великой французской революции. Королевские коллекции были национализированы и перевезены в Лувр. 18 ноября 1793 г. посетители впервые осмотрели первые 587 экспонатов, и этот день стал днем рождения Лувра как музея.

Что сделал для Лувра Наполеон?

Собрание Лувра быстро увеличивалось за счет картин и скульптур, конфискованных во время революции у духовенства и дворян.

Вдобавок революционная Франция вела войну чуть ли не со всей Европой, и бесценные произведения искусства, захваченные в замках и дворцах других стран, поступали в Париж в качестве военных трофеев. Этому способствовали победоносные походы Наполеона Бонапарта, сначала генерала революционной армии, затем первого консула Республики и, наконец, императора Франции.

В период наивысшего могущества и славы императора Лувр стал называться Музеем Наполеона.





Жак Луи Дэвид запечатлел на своей картине, как Наполеон коронует свою жену Жозефину в соборе Парижской Богоматери. В период наивысшего могущества императора Лувр назывался Музеем Наполеона.



Разумеется, Наполеон не мог не внести свою лепту и в перестройку дворца. При нем началось строительство еще одного музейного крыла, а на площади между Лувром и Тюильри была возведена Триумфальная арка.

Один из наполеоновских походов оказался для Лувра особенно плодотворным. В 1798 г. Бонапарт, в ту пору еще просто генерал, отправился завоевывать Египет. В июле его армия, переплыв Средиземное море, высадилась близ Александрии.

Эта военная экспедиция была не совсем обычной. Кроме солдат и офицеров в составе армии числились… 175 ученых: астрономы, математики, химики, минералоги, историки. Бонапарт собирался завоевать Египет всерьез и надолго, а для европейцев эта страна была тогда, по сути, огромным «белым пятном». Загадочным, туманным оставалось в ту пору и прошлое Египта.

Доподлинно было известно лишь то, что тысячи лет здесь существовало древнейшее государство, от которого остались величественные памятники — огромные пирамиды. Они были невероятно старыми уже тогда, когда Египет стал одной из провинций Римской империи. А за одиннадцать с лишним веков до похода Бонапарта страну пирамид завоевали арабы. Новые владыки не слишком жаловали иноземцев, не многим из них довелось побывать здесь с тех пор. Оттого-то и известно о Египте было столь мало.





За 14 веков до н. э. древние египтяне уже освоили производство стекла.





Фараон Аменофис III, скульптурный портрет которого хранится в Лувре, правил Египтом в 1408–1372 гг. до н. э.



Но французской провинцией Египет так и не стал. Армию Бонапарта косили болезни, голод, нестерпимая жара. В августе 1799 г. генерал бросил свое поредевшее войско и с немногими близкими друзьями вернулся в Париж.

Ученые же продолжали свою работу. Пораженные колоссальными размерами древних памятников — храмов, пирамид, обелисков, они составляли подробные их описания, делали зарисовки. От многих сооружений, правда, остались только развалины, полузанесенные песком пустыни.

После похода Наполеона в Европе началась «мода» на Древний Египет. Интерес к египетским древностям усилился еще больше, когда через годы кропотливой работы французскому исследователю Жану Франсуа Шампольону удалось найти ключ к расшифровке загадочных египетских иероглифов.

А в 1826 г., уже после наполеоновских времен, Шампольон основал в Лувре отдел античного искусства Египта.

Пополняли его находки французских археологов. Уже с первых лет этот отдел пользовался у посетителей огромной популярностью, а теперь он стал, по сути, самостоятельным музеем в музее.

Здесь хранятся древнеегипетские статуэтки, стелы, папирусы, драгоценности, саркофаги, посуда, предметы быта, настенные росписи, украшения и многие другие экспонаты, рассказывающие об архитектуре и искусстве Древнего Египта, фараонах, пирамидах, религии, быте, сельском хозяйстве, музыке, великой реке Нил, археологических раскопках, которые продолжаются на древней земле Египта и поныне. Сейчас «египетская» коллекция Лувра — одна из самых полных в мире.

Вряд ли Наполеон мог предполагать, что именно таким окажется главный итог его египетского похода…





В одном из залов, посвященных культуре Древнего Востока, стоят крылатые быки с человеческими лицами — шеду. Они охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (722–705 до н. э.)





Этому экспонату из «египетской» коллекции Лувра три с половиной тысячи лет.

Какой экспонат считается жемчужиной Лувра?

В сегодняшнем Лувре — около 400 тысяч экспонатов: картин, скульптур, керамики, предметов декоративно-прикладного искусства, ювелирных изделий…

Чтобы ознакомиться со всеми, потребуются недели, если не месяцы. Но есть экспонаты, которые непременно стремится увидеть каждый, кто приходит в музей. Они известны всему миру и поистине бесценны.

Среди них — Афродита Милосская. В 1820 г. ее нашел один греческий крестьянин в земле на острове Милос, что в Эгейском море. Поэтому статую именуют Милосской, но нередко заменяют имя Афродита Венерой, как эту богиню называли римляне.

Столь же прекрасна и статуя богини победы — Ника Самофракийская. Ее нашли без головы и рук на другом греческом острове — Самофракии, а создана она была примерно в 190 г. до н. э. В Лувре для нее выбрано очень удачное место: посетители поднимаются к Нике подлинной лестнице и все отчетливее видят складки ее одежды, как бы развевающейся на ветру, и гордо раскинутые за спиной крылья…





Так и кажется, что одежды Ники Самофракийской развевает ветер победы.



А из великого множества живописных полотен жемчужиной Лувра, безусловно, считается портрет Моны Лизы, знатной флорентийки, жены политического деятеля Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо (отсюда и второе название картины — «Джоконда»), кисти Леонардо да Винчи.

Есть у этой картины какой-то непостижимый, сверхъестественный секрет. Это «произведение чудесное, ибо сама жизнь не могла быть иной», — написал один из современников, пораженный мастерством Леонардо да Винчи. Как это удалось — тайна великого художника.

И судьба картине выпала необыкновенная, «королевская». Первым ее владельцем стал, как мы помним, Франциск I. Когда другой король, Людовик XIV, построил Версаль, «Джоконда» украсила один из его залов. В 1800 г. Наполеон распорядился повесить ее в своей спальне во дворце Тюильри…

Но в 1804 г. картина была выставлена в Большой галерее Музея Наполеона и с тех пор стала постоянным экспонатом Лувра. Увидели ее за это время сотни миллионов людей. Иногда «Джоконда» отправляется в дальние путешествия, в музеи других стран.

Довелось ей побывать и в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москвичи часами стояли в очереди, чтобы увидеть «живьем» шедевр великого Леонардо.





Разгадают ли когда-нибудь тайну «Джоконды»?

МУЗЕИ РОССИИ

За что Отечество благодарно Павлу Третьякову?

В Замоскворечье, в одном из старых и уютных уголков Москвы — Лаврушинском переулке, стоит удивительное здание, фасад которого похож на сказочный красно-белый терем. А живут в нем васнецовские богатыри, стерегущие Русскую землю, суриковский Меншиков, «полудержавный властелин», томящийся в березовской ссылке, федотовский майор, явившийся свататься… Там же в старинных картинных рамах шумят корабельные рощи, плывет над тихой речной заводью вечерний звон, садятся на еще не распустившиеся ветви первые весенние грачи…

Этот сказочный терем — Третьяковская галерея, которая давно уже стала одним из символов Москвы. Богатейший музей русской живописи — дар столице России от великого ее гражданина Павла Михайловича Третьякова (1832–1898), торговца и промышленника, страстного собирателя картин.





Фасад прославленной Третьяковки похож на сказочный терем.



Уже с юных лет он располагал немалыми средствами, унаследованными от отца — замоскворецкого купца Михаила Третьякова, и мог приобретать полюбившиеся ему полотна. В 1856 г., когда Павлу шел лишь 24-й год, он купил первые две картины русской школы — «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Полотна, написанные не слишком именитыми художниками, и легли в основу будущего великого собрания.

Через 16 лет коллекция Третьякова насчитывала уже свыше 500 произведений. Пришлось к двухэтажному дому в Лаврушинском переулке, где он жил, пристраивать флигель для картин. К тому времени среди них уже были первые картины передвижников — художников, входивших в знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. Члены Товарищества, основанного в 1870 г. по инициативе друга и советчика Третьякова по собиранию картин И.Н. Крамского, вели просветительскую работу, устраивая выставки своих работ в провинциальных городах России. А после этих выставок многие картины покупал Павел Михайлович.





Павел Михайлович Третьяков начал собирать картины в 1856 г.



Так в его собрании появились произведения Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана…

Павел Михайлович писал, что «желал бы составить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». С1874 г., когда был достроен флигель в Лаврушинском переулке, в галерею Третьякова стали пускать посетителей. Поначалу приходило не больше 10–15 человек в день, но в 1881 г. картины увидело уже более 8 тысяч зрителей. К дому в Лаврушинском переулке в течение последующих лет добавились еще четыре пристройки.





Несмотря на дополнительные пристройки, к концу XIX в. картинам Третьякова становилось все теснее в его замоскворецком доме.



В августе 1892 г. Третьяков передал свою галерею городу Москве. В письме, отправленном в Московскую городскую думу, Павел Михайлович так объяснял причины своего поступка:


«Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар… всю мою картинную галерею».






В собрании Третьяковской галереи немало произведений древнерусской живописи, в том числе и шедевр из шедевров — «Троица» Андрея Рублева



К этому времени в собрании Павла Михайловича были уже работы не только современных ему художников, но и мастеров XVIII в. и 1-й половины XIX в., памятники древнерусской живописи — всего около 2 тысяч картин, рисунков, 62 иконы, 15 скульптур. Передав галерею Москве, Павел Михайлович остался ее пожизненным попечителем и продолжал покупать новые картины.

После кончины Третьякова коллекция продолжала пополняться. А в 1902 г. по эскизам Виктора Васнецова, автора «Богатырей», «Аленушки» и других картин на темы русского фольклора, возвели знаменитый фасад в виде сказочного терема и к существовавшим при Третьякове залам присоединили его перестроенный жилой дом.

После Октябрьской революции собрание галереи пополнилось произведениями из национализированных частных собраний, коллекций нескольких музеев.





Фасад Третьяковской галереи построен по эскизам В.М. Васнецова.

Какой стала Третьяковка к XXI веку?

Сейчас Третьяковка — целый музейный комплекс. В него входят не только залы с экспозицией, но и Инженерный корпус, и здание старой церкви, издавна стоявшей в этом уютном московском уголке. Громадные коллекции Третьяковки расположены так, чтобы посетителям было удобно проследить всю историю русской живописи с XIII до конца XX в.

Среди шедевров знаменитой галереи, в которой собрана самая крупная коллекция древнерусской живописи, произведения Дионисия, Симона Ушакова, Андрея Рублева, в том числе и жемчужина древнерусской живописи — его «Троица». А жемчужины других времен — это «Явление Христа народу» А.А. Иванова, «Охотники на привале» В.Г. Перова, «Бурлаки на Волге» И.Е. Репина, «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Над вечным покоем» И.И. Левитана, «Девочка с персиками» В.А. Серова и еще многие и многие картины.





«Явление Христа народу» (размеры полотна почти 7,5 х 5,5 м) Александр Иванов начал писать в 1837 г. и работал над картиной 20 лет.



Очень полно представлено в Третьяковке и самобытное искусство начала XX в. — русский авангард. В нем было много разных направлений, он породил такие несхожие друг с другом шедевры, как «Демон» М.А. Врубеля, «Купание красного коня» К.С. — Петрова-Водкина, «Над городом» М.З. Шагала, «Бабы» Ф.А. Малявина, «Черный квадрат» К.С. Малевича…





Константин Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912)





Картина Марка Шагала «Над городом».





Картина Аристарха Лентулова «Василий Блаженный»