Карен Прайор
Дрессировка собак с помощью кликера
От научного редактора
Имя Карен Прайор широко известно во всем мире. Ещё в начале своей научной карьеры она привлекла внимание, использовав в практических целях достижения своего отца — основателя школы бихевиоризма Б. Скиннера. Всю свою жизнь Скиннер посвятил экспериментальной работе с животными, изучая механизмы выработки условных рефлексов. Детям знаменитых родителей часто трудно приобрести своё имя, не так-то легко внести вклад в фундаментальную науку. Однако Карен Прайор избрала иной путь, приведший её к успеху Из замкнутых стен лаборатории она смело бросилась в бескрайний океан практики. Её первой самостоятельной — и очень серьёзной работой — стала работа в океанариуме. Именно здесь, дрессируя дельфинов и касаток, исследовательница применила научный подход, используя свои глубокие знания теории бихевиоризма.
Дрессировка гигантских водных млекопитающих вообще очень сложна технически и в силу особенностей их физиологии, и просто потому, что они обитают в среде, чуждой человеку. Здесь невозможно принуждение — попробуйте-ка отшлёпать непослушную касатку Заинтересованность в пище также не может быть безотказным инструментом. Нельзя увеличить интерес к пище, ограничив в ней животное, т.к. это его погубит. Дрессировщице пришлось разработать систему сигналов, позволяющую очень чётко показывать животному, какое из его действий правильно и непременно будет подкреплено, пусть и не моментально. Это очень важный момент, животное можно обучить очень сложным трюкам, которые оно проделывает на значительном расстоянии от дрессировщика.
Главным в этой работе явилась моментальная и чёткая подача условного сигнала, который, в свою очередь, изначально был связан с безусловным подкреплением — лакомством Данный приём был назван Прайор положительным подкреплением. В качестве условного сигнала использовали щелчок металлической пластинки. Было создано специальное приспособление — кликер — компактная, удобная для работы в самых разных условиях коробочка со щёлкающей пластинкой.
Как оказалось, с помощью кликера удобно дрессировать не только дельфинов, но и других, самых разных животных. В результате Прайор стала одной из известнейших дрессировщиц собак в Америке, а в скором времени и в Европе. Согласитесь, дрессировать дельфинов — это уж очень экзотично, зато воспитанную и послушную собаку хотят иметь миллионы владельцев.
В чем же новизна работы с кликером? Ведь всем понятно, что правильную работу собаки надо поощрять, и любой нормальный владелец стремится делать это. Но стремиться и мочь — это совсем не одно и то же. Всегда ли мы умеем показать собаке, что довольны её действиями, всегда ли, и это главное, она понимает нас? Ведь так часто словесное одобрение запаздывает, как много хозяев не умеют хвалить собак в меру и по месту. Один впадает в бурный восторг, на фоне которого собака попросту забывает, что же так обрадовало её двуногого вожака. Другой и вовсе не умеет радоваться, слово «Хорошо!» из него будто клещами вытягивают. Третий столь многословно отдаёт команду, что пёс в этом потоке вообще не в состоянии вычленить, чего от него всё-таки хотят.
Щелчок кликера оказывается однозначным сигналом для собаки, что данный элемент её поведения одобряется хозяином и непременно будет вознаграждён. Используя кликер, можно закрепить очень сложные программы действия Как именно сделать это, подробно описано в книге.
Прайор и её последователям, использующим кликер в дрессировке, удаётся легко обучать и совсем маленьких щенков и уже взрослых животных. Прайор — принципиальный противник использования в работе с животными какого-то ни было принуждения. Её практика показывает возможность коррекции достаточно сильных отклонений в поведении и угашения стойких привычек собаки, неприемлемых для её владельца.
Вот здесь, пожалуй, стоит предостеречь читателя. Нет и никогда не будет создано панацеи от всех бед. Обучившись работать с кликером, вы, несомненно, откроете для себя массу возможностей, о которых ранее и не подозревали. Тем не менее если с собакой нет контакта, если вы в душе побаиваетесь собственного питомца, не готовы внимательно наблюдать за его поведением, вряд ли кликер окажется волшебной палочкой, одно мановение которой меняет весь мир. Кликер — это очень удобный инструмент, но работать всё-таки надо самому. Если в поведении собаки есть проблемы, начните с анализа собственных действий, попытайтесь разобраться в своих эмоциях, в особенностях взаимоотношений между людьми, с которыми общается пёс. Тогда вам, скорее всего, удастся найти корни проблем, а кликер поможет их скорректировать.
Одни приёмы отрабатывать легче с помощью кликера, чем привычными для наших дрессировщиков методами, другие — сложнее. Не все нежелательные привычки животного корректируются одинаково легко. Анализируйте поведение собаки, думайте, используйте кликер не только в рутинной работе, но и как элемент обучающих игр. Он, безусловно, будет полезен хендлерам, тем, кто обучает собак по программам обидиенс, аджилити и т.п. видам дрессировки.
Карен Прайор готова научить вас, как делать, а уж вы сами решайте, что именно вам нужно.
Зоопсихолог, эксперт РКФ-FCI
Елена Мычко
Введение
Дорогие любители собак,
добро пожаловать на дрессировку с кликером. Дрессировка с кликером — это не новомодное введение или какой-то особый метод. Дрессировкой с кликером на сленге инструкторов-дрессировщиков называется обучающая система с положительным подкреплением, основанная на инструментальном рефлексе, это набор научных принципов, описывающих развитие поведения, в ходе которого животные «действуют» по обстановке, вместо того чтобы действовать как-то ещё. Инструментальное, или оперантное обучение лежит в основе того, как животные учатся в природе, поэтому его принципы можно применять в самых разных ситуациях. Возможности этого метода для дрессировки собак просто безграничны.
Дрессировка с кликером является развивающим методом, который может быть использован в качестве новой технологии при обучении полицейских патрульных собак, служебных и охотничьих собак, для щенков, ещё до отъёма от матери, при подготовке к соревнованиям по обидиенс и аджилити, к охоте, полевым состязаниям и натаске для подготовки к выставкам, в группах «хороших манер» для владельцев собак и дома.
О дрессировке с кликером
На самом деле дрессировка с кликером не зависит от кликера или от пищи. Дрессировка с кликером зависит от подкрепления, которым может быть то, что любит собака (игрушки, ласка и т. д.), и является сигналом, обеспечивающим своевременный обмен информацией между дрессировщиком и собакой. Мы начинаем с пищевого подкрепления и кликера как сигнала, поскольку это самые совершенные обучающие инструменты для вас и вашей собаки. Вместе со своей собакой вы научитесь новым способам взаимодействия.
Все, чему вы хотите научить свою собаку, вы сможете сделать при помощи дрессировки с подкреплением. После того, как собака поймёт, каких действий вы от неё хотите, как их делать и когда их делать, вы сможете заменить щелчок кликером словом, а пищу — лаской. Слово и ласка всегда с вами.
Когда у собаки закрепится поведение, выработанное дрессировкой с кликером (если вы не введёте новых правил), это поведение станет пожизненным. Когда собака научится нескольким навыкам, вам больше не понадобится щёлкать или награждать её, вы можете подкреплять её поведение в целом. А доставать свой кликер вы будете, только когда захотите улучшить реакцию или научить собаку чему-то новому, или просто для занимательности общения с собакой. Ведь дрессировка с кликером — очень интересное занятия для вас и вашей собаки.
Но с чего и как начать? Опытный инструктор по дрессировке с кликером обучит вас основным действиям за несколько минут, но не у всех есть такие инструкторы, многие должны учиться самостоятельно. Эта книга поможет вам начать обучение, даст вам опору в развитии первых действий с кликером. В других книгах и на видеокассетах вы сможете найти новую информацию, которая улучшит ваше владение этим предметом. Тысячи дрессировщиков с кликером успешно начинали свою работу, пользуясь этой книгой.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
СОБАКА И ДЕЛЬФИН
Дрессировка без наказания
Если вы видели выступление дрессированных дельфинов в океанариуме или по телевизору, вы наверняка обратили внимание, насколько дельфины — обучаемые животные. По команде они показывают все виды точных действий, включая прекрасные акробатические трюки и взаимодействие друг с другом и людьми-пловцами. Публику всегда поражает их готовность работать и тот интеллект, которым они для этого должны обладать. Как бы было хорошо, если бы собаки реагировали так же!
Если мы узнаем дрессировщиков дельфинов поближе, то увидим, что ни дельфины, ни их тренеры не являются гениями. Скорость, точность и явное наслаждение дельфинов своей работой обусловлены принципами дрессировки, которые используют при их обучении. Те же методы можно использовать и для обучения собак.
Исключение наказания
Самым первым принципом дрессировки дельфинов является исключение наказания при работе с животными. Не имеет значения, что вы получаете, даже если животное хочет вас заставить что-то сделать, окатив водой с головы до ног, ответить ему вы не можете. Вы не можете использовать поводок или кнут или собственный кулак против животного, которое быстро уплывёт от вас. Вы не можете заставить дельфина голодать, чтобы заставить его сотрудничать. Дельфины получают воду из рыбы, которую едят, поэтому лишение их рыбы приведёт к быстрому обезвоживанию и смерти. В конце концов, вы даже не сможете закричать на дельфина, потому что он вас не услышит.
Может быть, вы подумали: «Держу пари, я смогу найти способ наказать дельфина», а я держу пари, что вы действительно найдёте такой способ, но он всё равно не понадобится, потому что дрессировщикам дельфинов он и не нужен.
Собака которую обучают с кликером, становится энергичнее и отзывчивее она любит работать.
Дрессировщик может получить от дельфина всё, что захочет, для этого он использует только положительное подкрепление: один-два свистка и ведро рыбы. Мы «формируем» каждое действие с помощью положительного подкрепления. Мы используем позитивное подкрепление, чтобы добиться быстрой и правильной реакции на команду, достичь послушания. Мы можем использовать положительное подкрепления даже для улучшения дисциплины, для контроля нежелательного поведения, такого как атаки на плавучий матрас или отказ проходить в ворота (см. далее). Точное использование положительного подкрепления приводит к развитию у животных филигранной техники исполнения и любви к работе.
Для дрессировки собак мы часто используем силу как для побуждения к каким-то действиям, так и для исправления неизбежных ошибок. Мы можем использовать вознаграждение или ласку, делая неважным приобретение собакой опыта смущения, страха и даже физической боли в процессе дрессировки. Некоторые собаки достаточно спокойны к такому негативному опыту, но дельфины, которые являются дикими животными, на это не способны. Конечно, можно обучить дельфина и такими методами, но вы получите вялое, безрадостное и ненадёжное исполнение, к тому же дельфин может выказывать агрессию к людям. (Не правда ли, похоже на выполнение команд некоторыми собаками?)
С другой стороны, если вы дрессируете собаку теми же методами, которыми мы обучаем дельфинов, на основе положительного подкрепления, собаки начинают вести себя, как дельфины, они становятся энергичными, внимательными, точными, послушными и способны просто на фантастическое исполнение команд. В этой книге описано, как этого добиться.
Магический сигнал
Когда я общаюсь с дрессировщиками собак, то часто сталкиваюсь с неправильным мнением, что положительным подкреплением является пища. Это не так. Главным элементом достижения удивительного исполнения у дельфинов является вовсе не пищевое подкрепление. Дельфины работают не за рыбу, дельфины работают за свисток. Звук свистка является магическим сигналом, который влечёт за собой великолепное выполнение команды.
Первым шагом в дрессировке дельфинов является обучение их тому, что каждый раз, как они услышат свисток, они могут получить рыбу. Когда животные узнают, что свисток означает «Сейчас будет рыба», то дрессировщик свистком может отмечать то поведение, которое ему нравится, а затем постепенно формировать или развивать что-то более сложное как ответ на указание.
Например, допустим, что несколько раз дельфин слышит свисток (а затем получает рыбу), когда выпрыгивает из воды. Затем он начинает выпрыгивать каждый раз, когда дрессировщик поднимает руку. Затем он открывает для себя, что прыжок «работает» только тогда, когда дрессировщик поднимает руку. Так поднятая рука становится зелёным светом для прыжка.
Дрессировщик может постепенно вводить и другие условия — прыжок «работает» только в направлении от дрессировщика и по направлению к публике, когда прыжок выше полутора метров, когда прыжок совершается ровно через три секунды после поднятия руки. И, наконец, после нескольких уроков дрессировщик обучает дельфина делать «поклон на публику», по команде и с большой точностью. Дельфин тоже учит дрессировщика: «Все, что я делаю, представляет собой определённые виды прыжков, когда дрессировщик поднимает руку, он немедленно мне свистит и даёт рыбу каждый раз!»
Заметьте, что свисток не используется как команда. Он не приказывает дельфину что-то делать, сигналом к действию является поднятая рука. Свисток говорит дельфину в течение или в конце действия, что дрессировщику нравится это действие и за него дельфин получит рыбу. (Вы можете не зацикливаться только на пище, вы также можете связать условное подкрепление с лаской или игрушкой или другим стимулом.)
Теперь свисток становится условным подкреплением. На языке психологов пища, ласка или любое приятное переживание являются безусловным подкреплением, чем-то, что животное хочет получить безо всякого обучения. Свисток же является условным подкреплением, это то, что животное учат хотеть сделать. (Некоторые люди используют термин «первичное подкрепление» для пищи и «вторичное подкрепление» для сигнала. Я избегаю этих терминов, поскольку они приводят к мысли, что раз свисток «вторичен», он должен даваться после пищи, что для животного, конечно, бессмысленно и бесполезно как инструмент дрессировки.)
Главная роль
Что случится, если вы постараетесь научить дельфина простым прыжкам от вас по указанию, но не используя свисток? Во-первых, вы не сможете правильно выбрать время для вознаграждения рыбой, когда животное сделало плохой прыжок. Поэтому не имеет значения, какой прыжок сделало животное, ему всё равно потом дадут рыбу или не дадут рыбы вовсе. У вас нет возможности объяснить животному, почему один прыжок будет вознаграждён, а другой нет, или какой прыжок вам понравился больше. Был ли он достаточно высоким? Или вам понравилось, как животное уплывает или подплывает? Чтобы разработать прыжок нужной высоты, своевременности и направления, вы должны исключить все неточности методом проб и ошибок на многочисленных дрессировках. Вы будете счастливы, если животному не надоест (и дрессировщику тоже!), прежде чем исполнение будет правильным и точным.
Из-за отсутствия информации об этом, тот дрессировщик, который использует пищу как вознаграждение безусловного подкрепления обычно получает животное, которое работает энергично, но учится медленно. Мы наблюдали это и на собаках, которых вознаграждали многократно лакомством без какого-то ясного сигнала, который бы точно обозначил подкрепляемое действие. Эти собаки полны энтузиазма и дружелюбия, но они ничего не знают.
Дрессировка с лакомством эффективна всегда, но без условного подкрепления, например кликера, собака может стать одержимой попрошайкой.
К тому же если дрессировщик использует пищу без условного подкрепления, животное учится постоянно следить за дрессировщиком в ожидании пищи. Лошади суют нос вам в карман, а собаки лижут руки. Дельфины плавают вокруг дрессировщика и боготворят ведро с рыбой. Если животное постоянно следит за дрессировщиком, очень трудно научить дельфина прыгать в противоположном направлении, к публике.
Когда вы выработали условное подкрепление, вы сможете идентифицировать действие на расстоянии или когда животное двигается от вас. Поэтому хорошо обученное животное вместо того, чтобы надоедать вам своим попрошайничеством, будет делать своё дело, но одновременно внимательно слушать магический звук, чтобы оно ни делало: для лошадей и собак эта внимательность имеет огромное обучающее значение сама по себе.
Поскольку сигнал позволяет отмечать доли секунды, то свистком можно развить у животного точное понимание, чего хочет дрессировщик. Это позволит обучить животное, чему вы хотите, очень чётко и подробно. Например, пусть дельфин выучил одно правило (прыгать в заданном направлении), поэтому вы уверены, что он почти всегда прыгает в правильном направлении по вашему сигналу. Теперь добавим новые детали или правила. Вы решили: «Я буду подкреплять только высокие прыжки». Дельфин достаточно быстро учится новым деталям («Я должен прыгать в этом направлении и прыгать высоко»).
Этот постепенный процесс кажется очень тщательно разработанным, но на практике это фантастически короткий способ обучения сложному поведению. Даже с необученным дельфином дрессировщик может разработать эффектное и специфическое поведение по одному указанию (например, поклон на публику, который я описывала) за два-три дня, а иногда, если все идёт хорошо, и за один десятиминутный урок. Много раз за мою работу с дельфинами мне удавалось «схватить» определённое действие, сформировать его в нечто особенное и научить делать его по одному указанию всего за один урок, об этом говорят и другие дрессировщики дельфинов.
Как быть с собаками?
За один десятиминутный урок вы легко сможете переложить методы дрессировки дельфинов для собаки при использовании условного подкрепления. Некоторые собаки боятся свистков. Лучшим условным подкреплением для собак является кликер, маленькая коробочка, которая при надавливании на металлическую пластинку издаёт щелчок. Её можно купить в магазинах для животных или заказать по Интернету.
Как только вы увидите что собака напряжена и ждёт лакомства, знайте, что сигнал (щелчок) стал условным подкреплением
Возьмите с собой кликер и немного лакомства. Разделите лакомство на маленькие кусочки, так чтобы вознаградить собаку пятнадцать-двадцать раз, но не насытить её. Некоторые собаки будут работать за сухой корм, особенно перед кормёжкой, но обычно лучше взять что-то более соблазнительное.
Научите собаку распознавать щелчок кликера, щёлкая и давая лакомство раз пять в различных частях комнаты или сада (чтобы у собаки не появилось мысли, что кликер работает только в одном определённом месте).
Затем щёлкните кликером и помедлите с лакомством несколько секунд. Если вы увидите, что собака напряглась и ждёт лакомство, знайте, что сигнал стал условным подкреплением. Теперь вы можете создавать поведение, мы называем этот процесс «формированием».
Формирование поведения
Легче всего сформировать поведение под названием «Поймай свой хвост». Конечно, существует столько способов, как добиться этого поведения, сколько придумывают дрессировщики: вы можете повернуть собаку вокруг себя за ошейник, вы можете положить кусочек бекона на кончик хвоста, чтобы собака обернулась вокруг себя, чтобы полизать хвост. Но есть только один способ добиться этого сразу без принуждений.
Прекратите щёлкать кликером и немного подождите. Ваша собака может быть заинтригована и возбуждена, когда вы ничего не делаете. Она может крутиться и даже заскулить или залаять. В тот момент, когда собака движется или поворачивается в нужном вам направлении, щёлкните кликером. Дайте лакомство.
Опять подождите. Не обращайте внимания на все остальные действия собаки, за исключением правильного (не ждите чуда, один поворот головы или один шаг передней лапой в правильном направлении — это всё, что вам нужно). Если «поймали» это поведение, если у вас хорошее чувство времени, за три или четыре подкрепления вы можете добиться, что собака поворачивается в нужном направлении чаще и быстрее.
Теперь вам не нужно подкрепление после первого шага в нужном направлении, но вы должны подкреплять весь поворот в нужном направлении, который состоит из нескольких шагов, возможно, каждую четверть круга, а после того, как собака освоит эти четвертинки круга, обучение полному повороту пойдёт ещё быстрее.
Гриффа учат поворачиваться по кругу. За каждое правильное движение ему щёлкают кликером.
Это лучший момент прекратить первый урок: остановка после маленькой победы — вот золотое правило. На следующий день возьмите кликер, кучу лакомств и начните с первого шага, затем сделайте четверть круга, а затем полный круг, вы увидите, что во второй раз все пойдёт намного быстрее.
После обучения повороту на один круг переходите к следующему шагу — повороту на два круга, а затем уже к следующему и очень важному шагу — разнообразию подкрепления — в одном случае подкрепляйте половину круга, в другом два круга или один или три полных круга, или даже один с четвертью, такой порядок ваших действий заставит собаку быть очень внимательной. Когда собака поймёт, что от неё требуется, вы можете ввести знак рукой или словесное указание, чтобы собака выполняла этот трюк, только когда её попросят.
Это очень простой трюк, и он не создаст вам имени великого дрессировщика. Существует и другое поведение, в котором вы сможете попрактиковаться, это «обозначение целей», при котором у собаки формируют такое поведение, как прикосновение носом к точке, на которую вы указали. (Дрессировщики морских львов учат своих животных «целиться» в сжатый кулак дрессировщика, затем опуская кулак на землю, или поднимая его в воздух, дрессировщик может заставить льва двигаться в нужном направлении без принуждения.) Целью этих экспериментов не является обучение собаки трюкам, это демонстрация использования условного подкрепления при формировании поведения и того, насколько эффективным может быть этот вид подкрепления.
Почему нужно использовать кликер?
Зачем вам нужен кликер? Почему вы не можете, к примеру, использовать голос и слово «Молодец» в качестве условного подкрепления? Основной причиной является то, что вы не сможете сказать «Молодец» именно в те нужные доли секунды, чего вы с лёгкостью достигнете щелчком кликера. С помощью кликера после небольшой практики вы сможете подкреплять совершенно неуловимые движения — всего один шаг лапой в правильном направлении. Похвала — вещь неопределённая, потому что занимает слишком много времени. Щелчок также несёт информацию и для вас. Он учит вас чувству времени, потому что провести грань между слишком ранним и слишком поздним щелчком намного проще, чем между сказанными вслух словами.
Другой трудностью в использовании слов являются наши постоянные разговоры рядом с собаками, и с самими собаками, которые мы ничем не подкрепляем. Для собак очень трудно рассортировать значимые слова от общего шума, который мы производим. Но щелчок кликера сильно отличается от остальных звуков, поэтому его значение так кристально ясно для собак. Вы действительно увидите, насколько точно условно подкрепляемая собака реагирует на трещотку (она наэлектризована, гальванизирована, возбуждена), по сравнению с собакой натренированной на слово «Молодец». («Что? А…» Собака улыбнулась, помахала хвостом.)
Реальный мир
Итак, я слышала дрессировщиков, которые говорили, что кликер хорош только для обучения трюкам, но ни для чего больше. Вы не сможете использовать его, к примеру, в ринге обидиенс. Конечно, нет, но он там вам и не нужен. Значимость кликера заключается в формировании нового поведения или уточнении деталей, он не нужен животному, которое уже обучено. Но даже для знаменитого чемпиона по рабочим соревнованиям кликер в качестве условного подкрепления может стать очень полезным инструментом.
Когда поведение уже закреплено, его не нужно постоянно подкреплять
Один участник состязаний рассказал мне, что он обучил свою суку добермана сигналу кликера, а затем использовал этот сигнал для подкрепления того, чтобы собака смотрела в лицо хозяина во время работы вместо того, чтобы смотреть в сторону.
«Это выглядело, как будто она была признательна за информацию, потому что для неё все прояснилось», — сказал он. Конечно, когда собака начинает понимать, чего же от неё хотят, она будет делать это правильно и на ринге безо всякого кликера.
Не следует, однако, думать, что люди никогда не использовали условного подкрепления на ринге. Все дрессировщики делали это, чтобы закрепить в сознании собаки сигнал, который больше никто, кроме неё, не поймёт. Я знаю одного очень способного дрессировщика на послушание, использовавшего едва слышное фырканье как условное подкрепление. Я видела похвалу одной из участниц соревнований: «Хорошая работа!» (она тут же отразилась великим наслаждением на морде её собаки), которая была передана прикосновением пальца хозяйки к голове собаки. Я знаю, что одна участница соревнований научила свою собаку Рекса, что лакомства называются «Билли». Затем, когда собака все выполняла на ринге, она подкрепляла особенно хорошее поведение, например точное возвращение, что выглядело в виде команды: «Билли, рядом!» И всем казалось, что она использует обычное имя своей собаки.
Еда, еда, еда! Собака наслаждается, но общее впечатление отвратительное.
Насколько приятнее смотреть на собаку, которой щёлкнули, чтобы она приняла нужную стойку, ведь она знает, что её наградят позднее.
Когда собака обучена каким-то действиям, условное подкрепление позволяет не только отсрочить награду пищей, не теряя при этом совершенства исполнения, но и давать вообще меньше лакомства. Вам не следует волноваться, что ваше животное успеет насытиться ещё до конца работы. Один пример: на собачьих выставках я часто замечала хендлеров, которые раз за разом подкармливали собак, давали им пищу, чтобы получить наиболее совершенную выставочную стойку или напряжённое выражение. И когда бы я не наблюдала, как в собачью пасть падает все новая и новая пища, всякий раз я знала, что хозяин этой собаки не имеет ни малейшего представления об условном подкреплении! Намного эффективнее приучить животное к нужной позе, развить понимание словесного указания, а затем подкрепить собаку щелчком за то, что она сохраняла нужную стойку соответствующее время. Награда пищей последует потом, вне ринга или когда эксперт уйдёт.
Сила условного подкрепления заключается в его действии — оно передаёт информацию и влияет на поведение животного, причём во всех ситуациях, когда обычное подкрепление нежелательно или невозможно. Подумайте, к примеру, насколько было бы полезно условное подкрепление для обучения розыскных собак, ездовых, сторожевых, поводырей, разыскивающих птиц и приносящих убитую дичь и для формирования любого поведения собак, когда требуется, чтобы животное работало далеко от вас.
Контроль плохого поведения
Контроль плохого поведения при помощи положительного подкрепления вместо «коррекции» может показаться бесперспективным занятием, но дрессировщики дельфинов знают множество способов, как это делать. Мы предлагаем три примера.
1. Установление условного отрицательного подкрепления
Это не будет сигналом, означающим «Я собираюсь тебя ударить», но это будет сигнал «Нет, я не буду тебя подкреплять». Оно говорит животному, что ряд его действий не будет оплачен. Например, вы можете просто повернуться спиной к своей собаке. Животное быстро поймёт, что, увидев этот «красный свет» или «плохой» сигнал, оно должно изменить своё поведение. Вы сможете использовать этот сигнал, чтобы, к примеру, отучить собаку прыгать на вас приветствуя, а вместо этого спокойно стоять — тогда её подкрепят лаской.
Если ваша собака ведёт себя плохо, например прыгает на вас, вы должны чётко объяснить ей, что такое поведение подкрепляться не будет.
Однако когда собака твёрдо стоит на земле, её нужно подкрепить.
2. Использование положительного подкрепления для обучения несовместимым действиям
В нашем шоу в Морском парке один дельфин просто изводил одну из девушек, выступавших в том же шоу. Прежде чем дать пловчихе водяной пистолет (или разрешить другое наказание), мы обучили дельфина давить на рычаг, торчащий над водой по свистку или за рыбу, и каждый раз, когда девушка оказывалась в воде, мы просили его давить на этот рычаг. Дельфин не мог одновременно давить на рычаг и преследовать пловчиху, эти действия были несовместимы (тем более что давление на рычаг всегда подкреплялось, поэтому прекратилось преследование пловчихи). Вы можете использовать эту технику для приучения собаки лежать в гостиной во время вашего обеда, тогда она не будет попрошайничать у вашего стола.
3. Тайм-аут
Иногда дельфин делает что-то действительно плохое, например проявляет агрессию (бьёт головой или зубами по руке дрессировщика). Когда такое происходит, нужно сразу же повернуться к нему спиной, забрать свои принадлежности и ведро с рыбой и уйти на целую минуту. Дельфин сразу же высовывает голову из воды и смотрит с недоумением: «Эй, что я такого сделал?» После нескольких повторений он учится думать о своих действиях. Собачий эквивалент может быть таким же: уберите лакомство и кликер — и конец всем развлечениям.
Дрессировщики в океанариуме успешно используют тайм-ауты для борьбы с агрессией, направленной на людей-пловцов, даже у таких высокодоминантных животных, как взрослые самцы-касатки. Но эта техника может приносить страдания животным, поэтому использовать её нужно осторожно.
Вдумчивое отношение
Использование подкрепления составляет большую часть работы дрессировщика, поэтому оно заставляет вас думать. Но что за головная боль! Намного легче следовать таким простым правилам: если сделала кучу, ткните её носом, если собака не идёт рядом, дёрните поводок. Однако обдумав то, что вы собираетесь подкрепить, вы станете намного более искусным дрессировщиком. Но для совершенного выбора момента для подкрепления вам нужно сосредоточиться, тогда дрессировка станет очень волнующим, а не скучным занятием.
С точки зрения животного этот вид дрессировки не означает приучение держаться подальше от неприятностей, выполняя то, что от него требуют, ведь это просто обычная работа, и больше ничего. Взамен эта дрессировка даёт животному шанс победить, снова и снова, а также шанс контролировать хотя бы часть своей работы. Например, с точки зрения дельфина, когда он научился понимать значение свистка, дрессировка не становится для него сменой команд и послушания, она становится игрой в загадки, которые дельфин стремится «разгадать» различными способами, как заставить дрессировщика дунуть в свой свисток. Это игра по строгим правилам, но при равенстве обеих сторон. Ничего удивительного, что дельфины очень любят своих дрессировщиков, которые учат их послушанию!
Действие положительного условного подкрепления намного сильнее, чем у простой дрессировки. Если вы прекратите полагаться на контроль плохого поведения, а начнёте формировать хорошее поведение с чётко выраженными условными сигналами подкрепления, ваша собака будет относиться к вам совсем по-другому. Вы научитесь использовать интуицию при общении со своей собакой.
Дрессировка с кликером даст вашей собаке шанс побеждать снова и снова. Здесь Мич (помесь ротвейлера) учат удерживать лакомство на кончике носа, а затем схватить его.
Щелчок! Мич вознаграждают за правильное поведение, и она получает своё лакомство.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ДАВАЙТЕ НАЧНЁМ
Обучение некоторым простым действиям при помощи кликера
О хорошо обученных собаках мы обычно думаем, что они просто не способны что-то сделать неправильно: прыгнуть на гостя, много лаять, залезать на диван и т. д. Поэтому и о «дрессировке» мы думаем, как о способе избежания плохого поведения. Под дрессировкой мы понимаем прекращение прыжков на людей, лая или хождение рядом на поводке. Поэтому обычная дрессировка на первый взгляд состоит из контроля и профилактики. Вы дёргаете свою собаку за поводок, чтобы заставить её сделать что-то, а затем исправляете её, обычно другим рывком поводка, когда собака делает что-то «неправильно», пока она не научится, как делать «правильно».
Дрессировка с кликером даёт новый путь обучения собаки.
Дрессировка с кликером, или оперантное обучение, имеет совершенно другие принципы. В результате дрессировки с кликером вы получаете собаку с хорошим поведением, но сформированным совершенно новым путём. Вместо того, чтобы прекратить неправильное поведение собак, мы учим собак сразу вести себя правильно. Собака учится вежливо встречать гостей, лаять в нужное время, ходить рядом на провисшем поводке, ходить только там, где ей позволено (по полу, а не по дивану, по траве, а не по клумбе) и т. д.
Некоторые люди смотрят на дрессировщиков собак как на врачей или автомехаников. «Вот моя проблема. Скажите, что неправильно и как от этого избавиться». Дрессировщики с кликером действуют другими методами. Нашей целью является дать вам инструмент создания поведения в целом. Когда вы поймёте систему, вы сможете создать то поведение, какое захотите.
Не существует набора рецептов по развитию определённого поведения при помощи кликера и лакомств. Я могу обучить определённому поведению, такому как хождение рядом на провисшем поводке, одним способом, а другой дрессировщик с кликером, Морган Спектор будет учить собак совсем по-другому, у иных дрессировщиков с кликером, возможно, существуют свои прекрасные и действенные методы. Далее мы приводим простое руководство по развитию нескольких основных типов поведения, которое нужно рассматривать не как догму, а как отправную точку. Вы можете начать с любого из этих типов, вначале для вашей собаки восприятие одних действий окажется легче, чем других. Вы можете обучить собаку всем этим действиям, причём за один урок, если захотите. Попробуйте!
Если вы столкнулись с проблемами, то вначале можете посмотреть гл. 4 «Нюансы дрессировки с кликером» или «Наиболее часто задаваемые вопросы». Возможно, и другие люди сталкиваются с теми же проблемами или задают те же вопросы, когда начинают. Используйте все возможные источники информации. Вы сможете самостоятельно освоить это искусство путём проб и ошибок в процессе учёбы. Многие люди уже сделали это.
Помните также, что каждый урок с каждой собакой будет разным. Вы должны использовать ваше воображение. Иногда животные схватывают информацию быстрее людей! Будьте терпеливы и заинтересованы.
Основы
Оперантное обучение является активным совместным переживанием, как танец или создание музыки. Вы научитесь пользоваться им, когда все про него прочитаете или убедитесь в его действенности. Вы должны постараться. Вы любите своё животное, животное любит есть, и у вас в запасе две-три свободные минуты.
При подготовке к уроку дрессировки с кликером возьмите двадцать или тридцать маленьких кусочков лакомства. Сделайте кусочки совсем маленькими, я думаю, величиной с орешек. Для мальтийского терьера и одного такого куска будет много, а если у вас взрослый немецкий дог, то ему нужно дать несколько кусочков, чтобы он почувствовал во рту хоть что-то.
Если куски лакомства слишком большие или их слишком долго придётся жевать, то у вас могут возникнуть проблемы ещё до начала дрессировки. Смысл дрессировки с кликером в точном выборе времени, сюда входит и ритм смены формирующих стимулов, который является частью обучения. Если этот ритм будет постоянно нарушаться (например, неравномерными паузами для пережёвывания лакомств), то вам и вашей собаке скоро захочется заняться чем-то другим. «А что там по телевизору?» (вы). «Посмотрим, какие собаки тут были прошлой ночью» (собака). Поэтому вы должны быть уверены, что ваша плата достаточно мала и удобна для глотания, а затем вы оба можете приступить к взаимодействию.
Первый урок
Ваш первый урок может продолжаться только несколько минут, но вы должны быть очень добры и терпеливы в эти несколько минут. После него вы (а не только ваша собака) узнаете нечто новое.
Найдите место без отвлекающих факторов, где вы и ваша собака чувствуете себя свободно. Лучше всего для этого подойдёт гостиная или кухня. (На улице слишком много вещей, о которых захочется подумать вашей собаке.) Подождите, пока вы с собакой не останетесь одни, вам вовсе не нужно, чтобы сторонние наблюдатели под руку говорили вам, что вы делаете неправильно. Если у вас есть и другие домашние животные, закройте их на время в другой комнате.
Положите лакомство на тарелку или в миску, откуда вы легко можете его достать, но где оно будет недоступно для вашей собаки. Будьте готовы двигаться во время дрессировки, а не сидеть на диване весь урок. Если вы будете двигаться, для вашей собаки будет легче двигаться тоже.
Когда вы знакомите собаку с кликером, выберите место, где не будет отвлекающих факторов.
Некоторые собаки вначале несильно интересуются лакомством. Это и хорошо, когда они поймут значение кликера, интерес к лакомствам проснётся сам. Всегда нужно проводить первый урок с трещоткой до кормления собаки. Тогда естественный аппетит собаки будет вам помощником и сможет пробудить интерес и подвигнуть её к сотрудничеству.
Как быть со щенками?
Вы можете начать дрессировку с кликером в первый же день появления щенка в вашем доме. Нет ничего опасного или потенциально вредного в дрессировке с кликером, поэтому вам не нужно ждать, пока щенок достигнет какого-то определённого возраста, чтобы начать с ним заниматься. Более того, щенки являются маленькими «ракетами», нацеленными на пищу, они только и ждут, пока вы щёлкнете, и очень часто учатся намного быстрее, чем взрослые собаки.
Дрессировка с кликером работает на всех собаках вне зависимости от возраста, породы и жизненного опыта.
Вы, конечно, можете начать дрессировку, когда собаке будет полгода или шесть лет, или даже шестнадцать лет. Собакам нравится эта игра в любом возрасте. Также не имеет значения, какой породы, пола или темперамента ваша собака, дрессировка с кликером будет приятна как для гиперэнтузиастов, которые мячиком отскакивают от стен, так и для спокойных и величественных душ.
Существует несколько различных начальных упражнений для вас и вашей собаки, в которых вам нужно попрактиковаться: команды «Сидеть!», «Лежать!», «Ко мне!», «Рядом!», обучение целеуказанию «101 штука, которую можно сделать с одной коробкой». Вы можете начинать с любой. Вы можете попробовать их все. Некоторые собаки воспринимают одни навыки легче других. Если после трех или четырех уроков вы не добились прогресса, переходите к другим упражнениям, а затем снова вернитесь к первому.
ОБУЧЕНИЕ СИДЕТЬ И ЛЕЖАТЬ
Начало: приготовьте лакомство. Щёлкните и одновременно поднесите лакомство прямо к собачьей морде, чтобы она сразу его обнаружила. Передвиньтесь и повторите все несколько раз. Эти первые несколько щелчков в сочетании с лакомством помогут собаке понять значение щелчка. Изменяйте время между щелчком и подкормкой: иногда давайте лакомство сразу после щелчка, иногда на секунду или две позже. Всегда вначале щёлкайте, а затем давайте лакомство. Когда щёлкаете, держите лакомство спрятанным, или заведите руку с кормом за спину, иначе вы дадите собаке ложный намёк бессознательным движением руки. В некоторых случаях после лакомства повремените несколько секунд, прежде чем щёлкнуть снова, это поможет осознать собаке всю важность щелчка.
Никогда не щёлкайте и при этом не кладите лакомство на пол (или на тарелку), где собака может его увидеть. Если нужно, помогите собаке найти лакомство в вашей руке. Вы должны чётко показать собаке: щелчок означает, что сейчас дадут лакомство, но это произойдёт неодновременно и не всегда одинаково. Сделайте так два или три раза.
Некоторые дрессировщики с кликером считают нужным повторять этот процесс много-много раз. Я предпочитаю следовать за успеваемостью животных. Как только собака настораживает уши на звук щелчка, то, по моему мнению, пришёл момент дать собаке (или другому животному) больше информации — о том, что её собственные действия вызывают щелчок.
ШАГ ПЕРВЫЙ
Начало: держите кликер в правой (или левой, если вы левша) руке, а лакомство в другой. Сжав лакомство в кулаке, держите его над головой собаки, между ушами, чтобы она посмотрела вверх. Щёлкните на этот взгляд вверх. Повторите. Отойдите на шаг или два, поставьте собаку перед собой и щёлкните ей, если она посмотрела вверх, вам в лицо. Повторите.
Теперь немного наклонитесь над собакой. Это заставит собаку откинуться назад, хвост опустится. Щёлкните на это движение. Дайте лакомство, повторите. Работайте быстро и щёлкайте часто, лучше щёлкать на самые незначительные правильные движения (контакт глаз, слово), чем слишком долго оставлять собаку без вознаграждения, иначе она потеряет интерес. Следите за её задними ногами, когда они начнут сгибаться, щёлкните.
В некий момент собака сядет. Щёлкните и дайте лакомство сразу же. Отступите на шаг, поставьте собаку перед собой, подождите, не сядет ли собака без ваших указаний. Щёлкните. Повторите. Отступите в сторону на шаг или два. Улыбнитесь собаке, поймайте её взгляд, сделайте паузу — собака обычно будет рада сесть. Щёлкните и дайте лакомство!
ОБУЧЕНИЕ СИДЕТЬ ПРИ ПОМОЩИ КЛИКЕРА
Мисти — щенок бордер колли, она уже знакома с трещоткой. Теперь её учат сидеть Лакомство держат над её головой. Как только она посмотрела вверх, конец её хвоста опустился к земле.
Щелчок! Ей щёлкают, как только она села.
Не имеет значения, что щенок встал, когда ему дают вознаграждение. Только щелчок отмечает правильное поведение.
Когда вы щёлкните и предложите лакомство, собака вскочит. Это прекрасно! В противоположность обычной дрессировке, мы не хотим, чтобы собака продолжала выполнять команду, когда мы её вознаграждаем, она должна выполнять команду, только когда мы щёлкаем. Ваш щелчок отмечает поведение, которое нам нужно. Собака запомнит, что она делала, когда вы щёлкали без всякой помощи с вашей стороны.
Поэтому, если собака не села сразу, будьте терпеливы. Воспользуйтесь рукой с зажатым лакомством, чтобы собака снова откинула голову. Не подталкивайте собаку. Не говорите ей, что делать («Не говорить ей, что делать? Как же она поймёт, что нужно делать?»). Не волнуйтесь. На дрессировке с кликером мы не занимаемся упорядочением действий собаки. Мы формируем её поведение в целом. Позднее мы назовём это поведение.
Что делать, если собака постоянно прыгает на вас? Игнорируйте это поведение. Когда собака поставит передние лапы на землю, начните движение рукой снова.
ШАГ ВТОРОЙ
Теперь мы увеличим время, когда собака сидит. Подождите, когда собака сядет. Щёлкните. Дайте лакомство. В следующий раз, когда собака сядет, не щёлкайте тотчас же. Уберите руку с лакомством. Щёлкните. Лакомство.
Затягивая время перед щелчком, вы приучаете собаку сидеть и стоять на одном месте, пока она не услышит щелчок. Вам не нужно постоянно стимулировать собаку щёлканьем. Теперь щелчок означает конец нужного вам действия. Прекратив щёлкать, вы увеличиваете продолжительность этого действия. Не разговаривайте с собакой и не изливайте свои чувства, это не несёт информации, а только приводит собаку в замешательство. Будьте спокойны.
Конец урока
Исследования показали, что несколько коротких уроков более эффективны, чем один длинный. Ваш первый урок должен продолжаться не более 4-5 минут. Закончите урок, как только вы и ваша собака получите удовольствие. На первом уроке вы можете освоить только Шаг первый и Шаг второй или даже Третий и Четвёртый. Это прекрасно. С другой стороны, у вас может быть такая «ураганная собака», которая захочет играть в новую игру и полчаса и час или даже освоить за один урок и Шаг шестой. Это тоже хорошо. Некоторые собаки выдают готовый Шаг третий и Шаг четвёртый, не освоив ещё и Шага второго. Это тоже хорошо, идите на шаг вперёд, а затем вы вернётесь к пропущенным Шагам позднее. (Если вам понадобилось только два щелчка, чтобы добиться нужного поведения, это прекрасно! Считайте каждый щелчок.) Самое важное — добиться прогресса, хотя бы небольшого.
Если собака от вас отошла (это случается, когда они только учатся новой игре) или вы чувствуете замешательство, нетерпение и даже злость, прекратите занятие и попробуйте начать снова попозже. Вы увидите, сколь многому собака успеет научиться между уроками, особенно если они будут короткими. Вы поймёте, что сегодняшняя проблема может сама собой разрешиться завтра.
ШАГ ТРЕТИЙ
Когда собака начинает сидеть самостоятельно, или когда она садится без того, чтобы вы завели руку над её головой, вы можете начать использовать руку с лакомством другим способом: побудить собаку лечь. Поднесите руку с лакомством к носу собаки (кулак зажат, лакомство внутри), когда она сидит. Затем опустите руку медленно между передними ногами собаки, очень близко к ней. Её нос будет следовать за рукой, собака скорее всего наклонится вперёд, а затем ляжет. Щёлкните, как только передние ноги начнут сгибаться в первый раз. Дайте лакомство. В следующий раз соблазните собаку дальше выдвинуть передние ноги, осторожно отводя руку с лакомством, как только собака коснётся пола. Собака легла? Хорошо. Щёлкните. Собака вскочила? Прекрасно. Это не имеет значения. Дайте ей лакомство, когда она стоит. Затем соблазните её лечь снова.
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ
В определённый момент, который вы должны увидеть сами, осторожно уменьшите движение вниз своей руки. Покажите собаке, что пища у вас есть, но не водите ею перед носом животного. Подождите. Вы ждёте, чтобы собака легла, легла самостоятельно.
Вам не следует ждать, что собака полностью выполнит действие «лежать» Щёлкните, как только хотя бы одна лапа начнёт скользить вперёд, или когда локти начнут сгибаться, или даже когда собака наклонила голову к полу. Ваш щелчок (а затем лакомство) свяжут для собаки её представление о правильном действии с самим действием — лежать. Подождите снова, дайте собаке время. Это время побудит её действовать дальше. Может быть, она ляжет.
ОБУЧЕНИЕ ЛЕЖАТЬ ПРИ ПОМОЩИ КЛИКЕРА
Теперь Мисти умеет сидеть, и лакомство используют, чтобы побудить её наклониться и лечь.
Как только она легла, нужно щёлкнуть и наградить её.
Приманку постепенно отводят все дальше, а для Мисти щёлкают, когда она остаётся в положении лёжа.
Повторите. Следите за собакой. Вы в действительности можете увидеть на морде собаки момент, когда к ней пришло озарение, момент, когда она поняла, что если она ляжет, то вы щёлкнете! Даже у совсем маленьких щенков, шести или восьми недель от роду, можно увидеть это выражение. Это происходит, когда ваш щенок ложится целенаправленно. Собака может даже «рухнуть» на пол. Если это произошло, вы должны обозначить своё удовлетворение не повторным щёлканьем — щёлкают всегда только один раз — а целой пригоршней лакомства, мы называем такой успех «джекпотом».
Как считает дрессировщик Лана Митчелл, для вас это обучающая игра, а для собаки — это высокоинтеллектуальная игра. Когда собака сознательно приходит к мысли, что нужно лежать и ждать, она сама может вызвать ваш щелчок, когда собака открывает для себя, что сама зарабатывает своё лакомство, её можно обучить удивительным вещам, что мы можем сделать многими способами. Это очень важный первый урок — и очень волнующий для собак.
Замечания
Всегда имеет смысл начинать новый урок с повторения одного Шага прошлого урока. Если вы приступили к Шагу пятому, и собака уже уверенно ложиться сама, начните этот урок с краткого повторения Шага четвёртого, побудите собаку лечь, затем подождите и щёлкните при частичном принятии положения лёжа, затем щёлкните, когда собака сама легла полностью. Три-четыре «повторных» щелчка настроят собаку на нужную скорость восприятия.
Следующим шагом в отработке любого поведения, включая и действие «лежать», является увеличение продолжительности этого действия, добавление отвлекающих факторов и указаний — сигналов рукой, или словесных команд, или того и другого. Для освоения этих действий перейдите далее к главе «Совершенствование вашего искусства дрессировки с кликером».
ОБУЧЕНИЕ ПОДХОДИТЬ ПО КОМАНДЕ
Подходить по команде! Нет ничего хуже для любого владельца домашних животных. Процесс обучения команде «Ко мне!» достаточно прост, но и не так-то лёгок. Он требует вдумчивости, внимания и здравого смысла. Здесь кликер может оказать очень большую помощь.
ШАГ ПЕРВЫЙ
Сядьте на пол. Поставьте собаку перед собой. Когда она пойдёт к вам, щёлкните и дайте лакомство. Встаньте. Перейдите на другое место. Попробуйте снова. Повторите.
Позовите собаку из другой комнаты. Щёлкните и дайте лакомство, когда она к вам придёт. Делайте это в различное время дня, и когда собака этого не ожидает. Всегда щёлкайте и давайте лакомство, если собака реагирует. Если собака не реагирует, не давайте ей второго шанса. Пусть она увидит, как вы убираете кликер и лакомство (или ещё лучше, пусть собака видит, как вы щёлкаете и даёте лакомство другой собаке или кошке).
Дети вам помогут. Поставьте детей на разных сторонах комнаты и попросите сделать следующее: один должен позвать собаку по имени. Когда собака на него посмотрит, он должен сказать «Ко мне!» и похлопать по полу
или сделать что-то, чтобы собака подошла. (Не показывайте лакомство! Спрячьте его\') Когда собака откликнется, щёлкните. Пусть ребёнок даст лакомство, а потом другой ребёнок позовёт собаку.
Даже щенки быстро понимают эту прекрасную игру, они бегают туда сюда между двумя детьми с кликерами и лакомствами.
ШАГ ВТОРОЙ
Попробуйте сделать это на улице. Если собака очень своенравна, то нужно три человека. Один держит собаку на длинном поводке, а два других зовут по очереди к себе. Помните, что самым важным инструментом развития этого поведения является не корм, не команда, а щелчок, когда собака подходит к зовущему её человеку. Именно тогда происходит обучение.
Возьмите собаку на прогулку. Лучше всего прицепите длинный поводок, который сворачивается в рулетку, потому что он позволит собаке уйти далеко от вас и почувствовать свободу, на самом деле будучи под контролем. Зовите собаку и с близкого, и с далёкого расстояния, щёлкайте и давайте лакомство, когда она к вам подходит. Если она игнорирует вас, пройдите десять или двадцать шагов и попробуйте снова.
Если собака постоянно натягивает поводок, укоротите его, остановитесь и позвольте собаке натянуть поводок. Затем позовите её, даже если она рядом с вами, когда её голова повернётся, щёлкните и дайте лакомство. Не кричите на собаку и не наказывайте её, если она не подходит, это только научит её тому, что «Ко мне!» — значит «опасность».
Каждый раз, когда вы зовёте собаку, и она к вам подходит, щёлкайте. Если вы не будете щёлкать кликером, щёлкайте языком или говорите «Хорошо!» (не так ясно, но лучше, чем ничего). Не позволяйте собаке бегать на свободе в общественных местах, пока вы не приучите её с энтузиазмом возвращаться к вам по команде. Этот процесс может занять несколько недель, особенно если собака игнорировала команду «Ко мне!» годами. А со щенком вам потребуется всего несколько дней.
ОБУЧЕНИЕ ПОДХОДИТЬ ПО КОМАНДЕ ПРИ ПОМОЩИ КЛИКЕРА
Мисти отрабатывает команду «Ко мне!» в парке Поводок используют для того, чтобы она вдруг не убежала. Её не подтягивают к себе за поводок и не используют его для того, чтобы поставить её в нужное положение. Для начала Мисти щёлкают и награждают, держа её за ошейник.
Первый хендлер стоит с Мисти, а второй отходит на небольшое расстояние Как только второй хендлер позовёт Мисти, первый её отпускает.
Мисти подходит ко второму хендлеру.
В момент, когда Мисти достигла второго хендлера, ей щёлкают и дают лакомство.
ШАГ ТРЕТИЙ: ПРОГУЛКА БЕЗ ПОВОДКА НА УЛИЦЕ
Когда вы отпускаете собаку с поводка, то первый раз это лучше делать в огороженном месте. Позвольте собаке все вокруг обнюхать, а затем используйте команду «Ко мне!», усильте её, приглашающе опустившись на колени. Щёлкните, дайте «джекпот» и идите домой. Первый урок должен быть запоминающимся.
Если вы на улице, а собака не подходит, идите и заберите собаку. Прицепите поводок и идите домой. Не давайте ей пять или шесть шансов игнорировать вашу команду перед тем, как она в конце концов подойдёт: вы просто научите её игнорировать ваши первые пять или шесть команд. Не наказывайте её, когда вам удастся её поймать: вы только научите её ловко уворачиваться от ваших рук. В любом случае её сразу нужно увести домой. Вы можете щёлкнуть и дать лакомство, когда собака позволит вам взять её за ошейник, это снизит тенденцию оставаться в пределах недосягаемости.
Если появился крайне отвлекающий фактор, например возможность поиграть с другой собакой, вы можете использовать этот фактор как подкрепление. Например, возьмите собаку в парк на длинном поводке и договоритесь там встретиться с другом тоже с собакой. Позвольте собаке осмотреться и заметить потенциального партнёра по игре. Позовите собаку, если она подойдёт, вместо лакомства отстегните поводок и пустите её поиграть с другой собакой.
Затем подойдите и возьмите собаку, прицепите поводок и идите домой. Это занимает много времени, я уж знаю, но каждое переживание подобного подкрепления будет усиливать желание подходить по команде.
Иногда даже у собаки, которая подходит по команде очень хорошо и регулярно, наступает день, когда её поражает «полная глухота». Вы подкрепляли подход к вам по команде много раз, и вдруг это перестало работать. Возможно, вы сделали негативное движение: вы позвали собаку, дали возможность подойти, но, когда она не подошла, строго взяли на поводок и увели домой, не сделав паузы для того, чтобы понюхать все вокруг и поиграть. Когда вы выйдете с собакой на улицу в следующий раз, то к собаке может вернуться прежняя реакция. Здесь не нужно ничего делать, если собака уже освоила это поведение и весело подходит к вам по команде.
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ: ПОДДЕРЖАНИЕ КОМАНДЫ «КО МНЕ!»
Выполнение команды «Ко мне!» — очень важный навык, который, по моему мнению, нужно поддерживать в течение всей собачьей жизни. Каждый день вы должны использовать любую ситуацию, чтобы подкреплять «приход» собаки, её быстрое возвращение к вам. Сейчас и всегда, например, как только вы собираетесь кормить собаку, дать ей новую игрушку, или поиграть с ней, зовите её из любого места. Когда она придёт, щёлкните, дайте пищу, или кость, или мячик, или игрушку.
Большинство собак любит ездить в машине. Если вы планируете взять собаку с собой в автомобильную поездку, используйте команду «Ко мне!» и подкрепите поведение, открыв дверь машины и пригласив собаку внутрь. Все время, пока вы являетесь владельцем собаки, сопровождайте команду «Ко мне!» чем-то новым и приятным, каждый раз удивляйте собаку необычным сюрпризом. В один прекрасный день эта практика сослужит вам хорошую службу.
Команда «Ко мне!» всегда должна означать для собаки приятные новшества. Здесь молодому золотистому ретриверу щёлкнули на его реакцию на команду «Ко мне!», когда он без промедления полез в машину.
ХОДЬБА НА ПРОВИСШЕМ ПОВОДКЕ (РЯДОМ)
Мы пропагандируем технику, которая называется «формирование». Вместо того чтобы с самого начала прилагать усилия к разработке одного навыка в полном объёме, как это делают при традиционной дрессировке, мы «строим» поведение, шаг за шагом. Существует много способов формирования какого-то определённого поведения. Таким образом, научить собаку ходить на провисшем поводке можно различными путями. Если у вас уже есть закоренелая «тягловая» собака, то вам потребуется немного больше времени Последуйте нашему совету обучайте собаку при помощи интеллекта, а не при помощи мышц.
ШАГ ПЕРВЫЙ
Приведите щенка или собаку в большую комнату, где вам хватит места, чтобы ходить по кругу. Поставьте собаку с левой стороны от себя, похлопав себя по бедру и назвав имя собаки. Когда она подойдёт, щёлкните. Дайте лакомство.
Ступите вперёд левой ногой, удерживая собаку рядом с вами словом или похлопыванием по ноге. Не соблазняйте её лакомством, иначе она научится следовать только за лакомством. Вы же должны научить собаку следовать за вами. Если она пошла рядом с вами, щёлкните и дайте лакомство. Теперь прекратите давать лакомство, не кормите её во время движения, это меняет смысл обучения, потому что нельзя кормить собаку одновременно с выполнением нужного для вас поведения. Каждое вознаграждение лакомством должно быть уместным. Не имеет значения, будет собака ближе или дальше от вашей ноги, когда вы щёлкнете.
Начните снова, если собака сразу пошла рядом с вами, щёлкните, остановитесь и дайте лакомство. Теперь сделайте три шага, и только потом щёлкните, щёлкните ещё раз, если собака оказалась рядом с вами. Повернитесь, поставьте собаку рядом с собой и пойдите обратно. Щёлкайте каждые три шага. Если собака остаётся рядом с вами, щёлкайте уже через четыре или пять шагов.
ШАГ ВТОРОЙ
Добавьте разнообразия. Пройдите больше шагов. Постарайтесь идти быстрее или медленнее. Облегчите собаке её «победу», не ругайте её, если она ушла в сторону, но щёлкните, когда она вернётся обратно. Щёлкните собаке, если она стоит близко к вашей ноге, когда вы поворачиваетесь или меняете направление. Остановитесь, щёлкните собаке, если она осталась рядом, когда вы остановились. Идите быстрее или медленнее. Удерживайте её рядом, щёлкая каждые пять или десять секунд, но вы должны щёлкать только за правильные действия. Пусть этот урок будет короткий, достаточно нескольких минут.
ШАГ ТРЕТИЙ
Выйдите на улицу. Для безопасности возьмите собаку на поводок, но конец поводка закрепите у себя на поясе, чтобы у вас не было соблазна делать рывки поводком, если собака ходит вокруг вас или тянет поводок. (Большинство тянущих собак на самом деле были обучены своими хозяевами тянуть поводок, потому что эти хозяева постоянно тянут его к себе, но в то же время позволяли собаке ходить, куда она захочет.) Теперь вновь поставьте собаку рядом и щёлкайте ей каждые три шага, затем каждые пять шагов, затем десять, но только если она идёт рядом с вами. Действуйте рассудительно, прикиньте, сколько времени собака идёт рядом с вами, и примите это как основное правило.
Когда собака сможет пройти рядом с вами достаточно большое расстояние по прямой, не теряя к вам интереса, добавьте к вашей траектории углы, кривые и вариации. Собаки любят эти игры, они обязательно постараются перехитрить вас, оставаясь рядом с вашей ногой, и здесь не имеет значения, что вы думаете делать. Сделайте эту игру достаточно трудной, чтобы позволить собаке почувствовать свои успехи.
Если собака увидела, почуяла или услышала что-то интересное, что ей захочется исследовать, то нужно ли взять конец поводка и потянуть к себе? Остановитесь. Постойте. Когда собака натянула поводок, ничего не делайте. Как только поводок ослаб, щёлкните. Дайте лакомство. Увеличивая число таких прогулок, вы можете повышать уровень искушений для собаки. Позвольте собаке открыть для себя, что, когда она тянет поводок, ничего не происходит, но, как только поводок провисает, вы сразу направляетесь к другой собаке, другому человеку, интересному месту, т.е. к тому объекту, который собака хочет обследовать.