Елена Валерьевна Полякова
Финансы и кредит
Учебное пособие
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Финансы и кредит» является одним из базовых в системе подготовки специалистов по экономическим специальностям. Невозможно получить представление о структуре экономики и её состоянии без знания финансовой системы и основ её функционирования.
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с образовательным стандартом по данному курсу для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии». Материалы пособия использовались автором в течение ряда лет при чтении лекционного курса по дисциплине «Финансы и кредит» в Саратовском государственном техническом университете.
Учебное пособие рассчитано на студентов второго курса.
1. Сущность и виды денег
1.1. Понятие и функции денег
Деньги– специфический товар, ставший всеобщим эквивалентом. Деньги выполняют пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.
Мера стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Заключенный в товаре общественно необходимый труд определяется в производстве через соизмерение товаров друг с другом до момента их реализации. Деньги выступают материализацией всеобщего рабочего времени, заключенного в товаре.
Средство обращения. В отличие от первой функции, когда товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Товарное обращение включает продажу товара и последующую покупку. При этом деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для преодоления индивидуальных временных и пространственных границ, характерных для прямого обмена товара на товар. Деньги постоянно находятся в обмене и непрерывно его обслуживают. Мимолетность их участия в обмене приводит к тому, что функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги – бумажные и кредитные.
Средство платежа. В результате нехватки средств возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т. е. в кредит. При таком обмене не происходит встречного движения денег и товара. Погашение долгового обязательства является завершающим звеном в процессе купли-продажи. Деньги обслуживают разнообразные платежные отношения, в т. ч. трудовые.
Средство накопления. Создание денежных резервов на предприятии обеспечивает сглаживание возникающих нарушений у отдельного хозяйствующего субъекта, а резервы в масштабе страны устраняют диспропорций в экономике. Величина золотого запаса свидетельствует о богатстве страны и обеспечивает доверие к национальной денежной единице. Для выполнения этой функции деньги должны обладать способностью сохранять стоимость в течение определенного периода. Кредитные деньги являются бумажными символами и не создают реального богатства для владельцев. Деньги невыгодно хранить, их пускают в оборот для получения прибыли. Возможно хранение золота в форме слитков, монет, украшений; хранение денег в кредитных учреждениях и с помощью ценных бумаг.
Мировые деньги функционируют при внешнеэкономических расчетах, предоставлении международных займов и субсидий. Функция мировых денег делает возможным перелив капитала между странами.
1.2. Виды денег. Основные этапы эволюции денег
Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости.
Действительные деньги – деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) соответствует реальной, т. е. стоимости металла, из которого они изготовлены. При биметаллизме роль всеобщего эквивалента закреплялась за двумя благородными металлами (золотом и серебром). В конце XIX века биметаллизм уступил место монометаллизму – денежной системе, при которой один металл (золото или серебро) служил основой денежного обращения.
Золотое обращение просуществовало в мире до Первой мировой войны. Причины демонетизации золота:
1. Золотодобыча не поспевала за производством товаров.
2. Золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот.
3. Золотые деньги не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот.
4. Золотое обращение не обладало способностью быстро расширяться и сжиматься (эластичностью).
Знаки стоимости – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной. К ним относятся:
– металлические знаки стоимости – мелкая монета, изготовленная из дешевых металлов;
– бумажные знаки стоимости – бумажные деньги и кредитные деньги.
Разменные монеты чеканятся казначейством из дешевых металлов. Реальная стоимость монет значительно ниже номинальной. Составляют незначительную долю наличности (2–3%).
Бумажные деньги (казначейские билеты) выпускаются государственным казначейством для покрытия бюджетного дефицита, не разменны на золото и наделены государством принудительным курсом. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны. Изначально бумажные деньги выполняли 2 функции: средство обращения и средство платежа. В развитых странах казначейские билеты, как правило, не выпускаются.
Появление кредитных денег связано с функцией денег как средства платежа. Они прошли следующий путь развития: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
Вексель – письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок. Вексель характеризуется следующими особенностями:
– абстрактностью – отсутствием на документе информации о виде сделки;
– бесспорностью, означающей обязательную оплату векселя. Платежная гарантия еще более возрастает при акцепте векселя банком;
– обращаемостью, т. е. возможностью передачи векселя как платежного средства другим кредиторам, что создает возможность взаимного зачета вексельных обязательств. Использование векселей ограничено сферой оптовой торговли. Во-вторых, сальдо взаимных требований погашается наличными деньгами. В-третьих, в вексельное обращение вовлечен ограниченный круг лиц, уверенных в платежеспособности векселедателя и индоссантов.
Банкноты (банковские билеты) появились как форма банковского кредитования государства, были связаны с товарооборотом и обменивались на золото. В настоящее время материальное обеспечение банкнот в виде товаров или золота отсутствует. После отмены золотого стандарта различия между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлись. По существу банкноты являются национальными деньгами на территории государства.
Чек – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы.
Кредитные карточки выпускаются кредитными учреждениями на базе счета клиента в форме пластиковой карточки со встроенной микросхемой. Применяются в розничной торговле и сфере услуг (банковские, торговые, карточки для приобретения бензина и оплаты туризма и развлекательных мероприятий) как средство расчетов, а также позволяющее владельцу получить в банке краткосрочную ссуду.
Электронные деньги представляют собой систему, которая посредством передачи электронных сигналов без участия бумажных носителей осуществляет кредитные и платежные операции. Система платежей на электронной основе представляет собой переход на качественно новую ступень эволюции денежного хозяйства.
В РФ видами денег, являющимися законными платежными средствами, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета. Они обеспечиваются активами ЦБ РФ.
1.3. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
Эмиссия – выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении (денежная масса – совокупность наличных и безналичных денег-средств на счетах, во вкладах, сертификатов, облигаций). Эмиссия бывает наличная и безналичная (4/5).
Эмиссионные операции (по выпуску и изъятию денег из обращения) во всем мире могут осуществлять: 1) центральный банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), которые составляют подавляющую часть налично-денежного обращения;
2) казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее бумажные денежные знаки (казначейские билеты) и монеты, изготовленные из дешевых видов металла.
В РФ исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения принадлежит ЦБ РФ.
Эмиссия банкнот (наличных денег) связана с кассовым обслуживанием сферы производства и сферы обслуживания: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга, когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, государства, в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Бумажные и кредитные деньги выпускаются в качестве банковских билетов, поэтому нет четкой грани между ними.
В экономически развитых странах 95 % всего денежного оборота составляют безналичные расчеты. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Она означает увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. Депозитно-чековая эмиссия в России осуществляется в процессе кредитования Центральным банком России коммерческих банков.
Государство, постоянно испытывающее недостаток средств, увеличивает выпуск бумажных денег без учета товарного и платежного оборота. Экономическая природа бумажных денег исключает возможность устойчивости бумажно-денежного обращения, так как их выпуск не регулируется потребностями товарооборота, и механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения отсутствует. В результате бумажные деньги, застрявшие в обращении независимо от товарооборота, переполняют каналы обращения и обесцениваются. Эмиссия без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызывает их излишек и приводит к обесценению денежной единицы (рис. 1). Главное условие стабильности денежной единицы – соответствие потребности экономики в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.
Рис. 1 Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
Из рисунка видно, что увеличение предложения денег в экономике приводит к снижению процентной ставки по депозитам. Данная ситуация характерна в настоящее время для российской экономики. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон, отражающий склонность людей увеличивать запасы наличных денег при снижении процентной ставки.
2. Финансы и финансовая система
2.1. Сущность и функции финансов
Финансы – часть денежных отношений, являющаяся инструментом распределения и перераспределения ВВП. Материальной основой существования и функционирования финансов являются деньги.
Субъектами финансовых отношений являются физические и юридические лица – участники общественного воспроизводства.
Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы, то есть денежные средства и фонды участников воспроизводственного процесса.
Денежные фонды имеют строго целевой порядок формирования и использования средств. Денежные средства не имеют заранее закрепленной системы формирования и целей использования.
Отличительной чертой финансов является наличие особых полномочий государства, связанных с необходимостью формирования общегосударственного фонда денежных средств для выполнения государственных функций.
Финансы отражают состояние экономики. В период экономического кризиса состояние финансов резко ухудшается: сокращаются доходы населения, уменьшается прибыльность хозяйствующих субъектов и, как следствие, появляются взаимные неплатежи, денежные суррогаты, бартерные сделки, возникают крупные дефициты бюджетов, увеличивается государственный долг и расходы по нему.
Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную, которые осуществляются одновременно.
Распределительная функция финансов проявляется в процессе распределения и перераспределения ВВП.
При первичном распределении происходит создание первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу страны, который представляет собой ВВП за минусом стоимости потребленных средств производства.
Первичные доходы делятся на две группы:
1) заработная плата наемных работников сферы материального производства;
2) доходы предприятий сферы материального производства.
Вторичное распределение (или перераспределение) национального дохода осуществляется через бюджет путем осуществления налоговой политики с целью обеспечения функционирования социальной сферы, выделения приоритетных отраслей, оказания поддержки дотационным регионам и др. В результате национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а также по отраслям и регионам.
Фонд накопления делится на две части, предназначенные для расширенного воспроизводства и образования резервных фондов.
Фонд потребления делится на фонд общественного потребления (образование, здравоохранение, социальная защита населения, управление, оборона, поддержка приоритетных отраслей) и фонд личного потребления.
Часть фонда личного потребления направляется на формирование общественных фондов потребления (социальное страхование); часть – на личное накопление и личное потребление.
На микроуровне распределительная функция финансов проявляется в процессе формирования и использования финансовых ресурсов предприятий. На предприятии создаются фонды развития производства, экономического стимулирования, ФОТ, по уплате налогов и взносов и др.
Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП.
На макроуровне финансы показывают, как складываются пропорции между между отраслями, регионами и сферами экономики; происходит формирование и расходование государственных и личных доходов. Если государство изымает в виде налогов значительную часть первичных доходов, то тем самым оно сдерживает развитие экономики. В странах, чьи правительства ограничивают личные доходы, экономика не имеет базы роста. Сужение внутренних источников покрывается внешними заимствованиями, и государство попадает в экономическую зависимость от других стран.
На предприятиях осуществляется контроль реального денежного оборота (контроль рублем) за образованием денежных доходов, производственными и внепроизводственными затратами, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств, количеством и качеством труда, соблюдением режима экономии, эффективным и целевым расходованием фондов предприятия. Во взаимоотношениях между предприятиями финансовый контроль осуществляется за эффективностью финансовых операций, своевременностью взаимных расчетов, соблюдением договорных обязательств.
2.2. Финансовая система и её звенья
Любая система представляет собой сочетание объектов с упорядоченными взаимными связями, которые придают сочетанию новые свойства.
Финансовая система – совокупность звеньев финансовых отношений и финансовых потоков между ними. Каждое звено финансовой системы характеризуется особенностями в формировании и использовании финансовых ресурсов, различной ролью в общественном воспроизводстве.
С институциональной точки зрения финансовая система представляет собой совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями и финансовых отношений между ними.
Финансовая система РФ включает следующие звенья: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, муниципальные финансы, финансовый рынок, финансы предприятий и организаций, финансы населения.
Под централизованными финансами понимаются денежные отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.
Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, операции на финансовом рынке, инвестиционную деятельность населения.
Централизованные финансы создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного предприятиями в отраслях материального производства. Таким образом, основой финансовой системы служат финансы предприятий сферы материального производства.
Финансовый поток – любое перемещение финансовых средств в макро– или микроэкономической среде. Финансовые потоки обслуживают перемещение во времени и пространстве товарно-материальных и товарно-нематериальных благ (услуг, капитала и нематериальных активов).
По назначению финансовые потоки делятся на: 1) обусловленные процессом закупки товаров; 2) инвестиционные; 3) по воспроизводству рабочей силы; 4) связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий; 5) возникающие в процессе продажи товаров.
По видам хозяйственных связей выделяют горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами хозяйственной деятельности; вторые – между материнскими и дочерними коммерческими предприятиями.
В функционировании макроэкономической системы любой страны участвуют следующие экономические субъекты: фирмы, домохозяйства, государство, иностранные хозяйствующие субъекты.
Фирмы могут выступать в качестве экспортеров, импортеров, потребителей ресурсов и поставщиков продукции. Поток товаров и услуг балансируется встречным потоком денежных платежей, осуществляемых при этом.
Население продает свой труд, приобретает товары и услуги, оплачивает налоги, вкладывает свои сбережения в различного рода собственность.
Государство осуществляет социальные выплаты (трансферты населению), является заемщиком и кредитором.
Соответствующие финансовые потоки отражены на рис. 2.
Рис. 2. Финансовые потоки на макроуровне:
1 – государственные займы; 2, 8, 16, 17 – дивиденды, процент, рента; 3 – налоги; 4 – трансферты, оплата труда работников государственного сектора; 5 – налоги, покупка государственных ценных бумаг; 6 – кредиты, процент; 7 – оплата государственных закупок; 9 – оплата экспортируемых товаров и услуг; 10 – оплата импортируемых товаров и услуг; 11 – стоимость товаров и услуг; 12 – оплата труда, кредит; 13, 15 – стоимость ресурсов; 14 – инвестиции; 18 – сбережения
2.3. Понятие и функции финансового рынка
Функция денег как средства накопления возможна благодаря отсутствию синхронности между получением доходов и их расходованием. Продавец не обязательно является покупателем, спрос не является по определению предложением. Субъекты, имеющие больше денег, чем им нужно в настоящее время, вправе рассчитывать на получение компенсации в виде ссудного процента за предоставление их субъектам, чьи расходы превышают текущие доходы. У одних субъектов имеются сбережения, у других – потребность в инвестициях. Если оформление отношений между этими субъектами происходит в виде кредитного договора, то возникает кредитный рынок, если деньги обмениваются на ценные бумаги, возникает фондовый рынок, если на валюту – валютный рынок. Сегментами финансового рынка являются кредитный, фондовый, валютный и страховой рынки.
Финансовый рынок – совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от их собственников к заемщикам. Это рынок, на котором обращается капитал.
Функциональное назначение финансового рынка – осуществление аккумуляции и перераспределения необходимыми финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов. Он способствует росту производства и товарооборота, движению капитала, трансформации сбережений в инвестиции, реализации НТП, обновлению основных фондов. Финансовый рынок является опорой материального производства, откуда оно черпает дополнительные финансовые ресурсы. Большая часть денежного капитала формируется за счет сбережений населения.
Финансовый рынок имеет особенности по сравнению с товарным рынком. На товарном рынке, если спрос на какой-либо товар больше предложения, то цены растут, что делает привлекательным производство этого товара. Предложение товара увеличивается. Система товарного рынка устойчива.
На финансовом рынке, если увеличивается спрос на ценные бумаги, то растет их курс, что делает привлекательным вложение средств в эти ценные бумаги. Спрос ещё больше увеличивается, что ведет к лавинообразному процессу. Система финансового рынка неустойчива.
3. Государственные финансы
3.1. Сущность и состав государственных финансов
Бюджетное устройство
Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов государства, используемых затем на расширение производства, удовлетворение социально-культурных потребностей членов общества, на управление, поддержание отечественных экспортеров.
Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти различного уровня.
В состав государственных финансов включают: бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Основным звеном государственных финансов является бюджетная система.
Государственный бюджет – это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства, централизованный фонд денежных средств государства для выполнения общегосударственных задач.
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
Бюджеты разных уровней являются материальной базой финансовой деятельности соответствующих органов управления. Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ:
1) единство бюджетной системы;
2) самостоятельность бюджетов разных уровней (нижестоящие бюджеты не входят в бюджеты вышестоящих уровней);
3) полнота отражения доходов и расходов;
4) сбалансированность бюджета. Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части: доходную (поступления и их источники) и расходную (расходы и потребители бюджетных средств);
5) гласность;
6) реальность;
7) эффективность, экономность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, территориальными и местными органами государственной власти и управления – бюджетного федерализма.
Доходная часть бюджетов различных уровней иерархии формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также взаимоотношений с бюджетами других уровней – межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения федерального бюджета с бюджетами регионов складываются из следующих элементов: дотации, субвенции, взаимные расчеты, краткосрочные бюджетные ссуды и трансферты. Дотации и трансферты из федерального фонда финансовой поддержки регионов можно отнести к категории универсальных грантов, предназначенных для регулирования уровня доходов территориальных бюджетов, а взаимные расчеты и субвенции – к целевым грантам, следствием которых могут быть как выравнивание, так и усиление различий в положении регионов.
Расходы бюджетов всех уровней делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов включаются трансфертные платежи, расходы на содержание бюджетных учреждений, дотации отраслям и регионам, затраты на содержание органов государственной власти и управления и др.
В бюджет развития входят ассигнования на финансирование государственных инвестиций, научно-инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по кодам бюджетной классификации, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета
Бюджетный процесс в РФ – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Возможны два подхода к разработке государственного бюджета:
1. «от доходов», когда сначала определяют разумный (обеспечивающий условия расширенного воспроизводства) реальный объем доходной части. Исходя из доходов планируют расходы.
2. «от расходов» – определяется уровень расходов. После этого решается задача обеспечения доходов посредством введения новых налогов, увеличения налогового бремени. Последствия такого подхода могут состоять в сокращении налогооблагаемой базы вследствие остановки производств, уменьшения занятости, мотивации к труду.
Исполнение бюджета – это выполнение доходной и расходной частей бюджетов. Оно осуществляется Министерством финансов РФ и его органами, Федеральной налоговой службой и её подразделениями на местах.
Система кассового исполнения бюджета – совокупность элементов, осуществляющих прием, хранение, перемещение и выдачу бюджетных средств и ведение необходимой отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положены 2 принципа:
1. единство кассы, когда средства государства поступают на единый консолидированный счет Министерства финансов в ЦБ РФ, с которого производятся все расходы.
2. целевое использование средств.
Существуют три системы кассового исполнения бюджета: казначейская (Франция); банковская (Великобритания) и смешанная (США).
Для надежного банковского и смешанного кассового исполнения бюджета необходимы соответствующие оснащенность, квалификация и мораль банковского сообщества. В противном случае возможны сбои и задержки в прохождении платежей, чреватые негативными социальными и экономическими последствиями.
Преимущества казначейской системы: возможность оперативного получения информации, управления и контроля. Главное управление Федерального казначейства в составе Министерства финансов и его территориальные органы осуществляют организацию и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета исходя из принципа единства кассы, учет всех операций с государственными финансовыми ресурсами в безналичной форме. При этом имеется единый главный счет Федерального казначейства, с которого производятся любые платежи из федерального бюджета. Все остальные счета, по которым идет движение бюджетных средств, являются транзитными, и у них отсутствует переходящий остаток средств. Таким образом, казначейская система обеспечивает учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.
В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (зарплата, стипендии, государственные пособия).
Дефицит бюджета может покрываться двумя способами:
1) инфляционным – печатанием необеспеченных денег, что порождает инфляцию. Если страна специализируется на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение, машиностроение), то создание такой продукции в условиях инфляции становится невыгодным;
2) безынфляционным – за счет выпуска и размещения на внутреннем и внешнем рынках долговых и конвертируемых ценных бумаг. При внешнем заимствовании доход получают внешние кредиторы, а бремя по обслуживанию долга несут предприятия и население. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.
Доходы федерального бюджета делятся на налоговые (федеральные налоги и сборы; таможенные платежи и государственная пошлина) и неналоговые (от использования и продажи госимущества, часть прибыли государственных унитарных предприятий и Центрального банка РФ, от внешнеэкономической деятельности, от реализации государственных запасов и резервов). Обособленно в доходах федерального бюджета учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд и др.).
Таким образом, мобилизация средств в доходную часть бюджета осуществляется через:
– взыскание налогов и пошлин;
– получение доходов от госсобственности;
– внутренние и внешние займы;
– продажу и залог госсобственности в процессе приватизации.
Средства расходной части направляют на:
– финансирование экономики и её структурную перестройку;
– социально-культурные мероприятия;
– укрепление обороноспособности государства;
– содержание органов государственного управления;
– создание государственных материальных и финансовых резервов;
– финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ;
– погашение и обслуживание государственного долга.
За счет средств федерального бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование госпрограмм, предоставляются дотации отдельным отраслям экономики, субсидии и субвенции бюджетам территорий.
3.3. Территориальные финансы
Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий (совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий).
Территориальные финансы включают региональные бюджеты (республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные), территориальные внебюджетные фонды; местные бюджеты (районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.
Территориальные финансы обеспечивают финансирование мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Это – финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, социальной политики, строительства и содержания дорог и др.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем социально-экономическом развитии от других регионов страны.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из собственных и регулирующих доходов (рис. 3).
Рис. 3. Структура доходов территориальных бюджетов
Собственные доходы закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.
Дотации предоставляются из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците. Субвенции предназначены для финансирования строго целевого мероприятия (реализации инвестиционного проекта). Фактически дотации и субвенции используются преимущественно в целях субсидирования хронически дефицитных региональных бюджетов.
Кредитные ресурсы – это средства, предоставляемые на основе платности и возвратности (на возвратной и возмездной основе).
Доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые (региональные налоги и сборы; отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов) и неналоговые (доходы от имущества субъектов РФ, от платных услуг бюджетных учреждений, часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ).
Исключительно за счет средств бюджетов субъектов РФ финансируются: функционирование органов власти субъектов РФ, предприятий и организаций в собственности субъектов РФ; обслуживание и погашение госдолга субъектов РФ; реализация региональных целевых программ; формирование госсобственности субъектов РФ; внешнеэкономические связи субъектов РФ; финансовая помощь местным бюджетам и пр.
Доходы местных бюджетов включают:
1) налоговые доходы (местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; госпошлина);
2) доходы от использования и продажи муниципального имущества, от услуг муниципальных бюджетных учреждений, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий).
Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируются:
· содержание органов местной власти, учреждений образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ и др;
· дорожное строительство и содержание дорог местного значения, транспортное обслуживание, реализация целевых муниципальных программ;
· обслуживание и погашение муниципального долга и пр.
Формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.
Социальный стандарт – это установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.
Социальные нормы – это показатели обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.
Совместно бюджетами всех уровней финансируется правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность, мероприятия ГО и ЧС; охрана окружающей среды, социальная защита населения, государственная поддержка отраслей материального производства (промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства); финансирование НИОКР, развитие рыночной инфраструктуры и пр.
Финансовые средства субъектов хозяйствования в составе местных финансов включают:
1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
2) финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые ими на финансирование социальной инфраструктуры (дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, базы отдыха, медучреждения предприятий).
4. Государственный кредит
4.1. Сущность и функции государственного кредита
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество в его собственности или в собственности территориальной единицы.
Основой государственного кредита является его возвратность и платность (внесенная сумма возвращается с процентами). Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные социально-экономической значимостью кредитуемого проекта (развитие малого бизнеса, стратегических и социально значимых производств, экспорта).
Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга, а кредиторы государства получают доход в виде процентов.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.
Возможны следующие варианты воздействия на денежное обращение:
1) абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц и используют для кредитования инвестиционных проектов юридических лиц;
2) объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, трансферты населению;
3) объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает у юридических лиц и направляет средства на выплаты населению.
В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства, поддержки отечественных производителей.
В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать положительное или отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны. Контрольная функция государственного кредита осуществляется финансовыми структурами, кредитными институтами, государственными органами власти и управления. В законе о бюджете на соответствующий финансовый год устанавливаются предельные размеры внешнего и внутреннего долга и государственных гарантий.
4.2. Государство в качестве заемщика
РФ мобилизует заемные средства в основном двумя путями:
1) размещением долговых ценных бумаг;
2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.
В зависимости от места размещения различают внутренние и внешние займы.
По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. На территориальном уровне заимствование средств часто имеет целевую направленность, например строительство дороги или жилого массива.
По срокам: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1–5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).
По обеспеченности: закладные (обеспечиваются конкретным имуществом) и беззакладные;
По характеру выплачиваемого дохода: процентные, с нулевым купоном (дисконтные, продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу), выигрышные.
По характеру дохода: с твердым и плавающим доходом.
По возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.
По виду погашения: с единовременным погашением и с погашением по частям.
Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте и кредиторами по ним преимущественно выступают резиденты данного государства (физические и юридические лица).
По возможности обращения на рынке внутренние долговые обязательства делятся на:
1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (свободно продаются и покупаются). В 2005 г. Министерство финансов РФ разместило облигации федерального займа (ОФЗ) и государственные сберегательные облигации (ГСО).
2. нерыночные, выпущенные в счет финансирования задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.)
Субъекты РФ имеют право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. В основном выпускаются среднесрочные и краткосрочные субфедеральные ценные бумаги.
Внешние займы РФ можно разделить на 4 категории.
1) Задолженность перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в госструктурах (основная сумма долга РФ (50 млрд. долл.)). Эта задолженность приходится на Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов (около 2 десятков государств).
2) Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неформальной основе (более 600 коммерческих банков).
3) Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.
4) Долги международным валютно-финансовым организациям.
Внешние займы могут использоваться в трех формах:
1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики (финансовое размещение – самый эффективный способ);
2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в т. ч. обслуживание внешнего долга (бюджетное использование – самый неэффективный способ использования внешнего долга. Используется в РФ);
3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.
Основным методом регулирования внешнего долга РФ является его реструктуризация на приемлемых для России условиях – т. е. составление нового графика выплаты долга по сравнению с первоначальными схемами (замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые).
РФ размещает на международных рынках капиталов внешние облигационные займы в виде российских еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше (в худшем случае 25 % годовых), чем внутреннего.
Субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним кредитам и займам. До кризиса 1998 года Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область успели разместить внешние валютные займы.
В результате заемной деятельности образуется государственный долг.
Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В этом заключается экономическая сущность госдолга.
С юридической точки зрения государственный долг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Внутренний долг – обязательства органов госуправления перед резидентами, внешний – перед нерезидентами.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями фигурирует бюджетная задолженность федерального правительства, хотя говоря о государственном долге, следовало бы включать задолженность региональных и муниципальных органов власти.
Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме и выпуска долговых обязательств. Погашение долга может осуществляться денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности, принятием задолженности другим органом. При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о: 1) замене обязательств по долгу другими обязательствами; 2) объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств (унификации); 3) изменении доходности займов; 4) увеличении срока действия займа (консолидации) Государство может отсрочить или аннулировать погашение займа.
4.3. Государство в качестве гаранта
Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ или её субъект) дает письменное обязательство отвечать за исполнение должником обязательства перед третьими лицами. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность с должником по гарантированному им обязательству.
Государство в качестве гаранта:
А) гарантирует восстановление и обеспечение сохранности вкладов в Сбербанке, сделанных до 20.06.1991 г. и организациях государственного страхования по договорам личного страхования в период до 1.01.1992 г.;
Б) гарантирует гражданам доход и фиксированный набор основных потребительских товаров и услуг в рамках системы государственных минимальных социальных стандартов;
В) РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований;
Г) юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться на конкурсной основе под высокоэффективные инвестиционные проекты.
4.4. Государство как кредитор
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;
2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
3) другие юридические лица;
4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения возврата бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты.
Внешние кредиты – предоставленные иностранным государствам, ЮЛ, международным организациям. Долги третьих стран России – 140 млрд. долл. РФ предлагает им конверсию долга в собственность на территории этих стран, использование иностранной рабочей силы, экспортные поставки. Основные должники: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Алжир, Ангола.
5. Государственные внебюджетные фонды
5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации
Государственные внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.
Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
К государственным внебюджетным фондам относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения.
В РФ это – Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Средства фондов формируются в основном за счет единого социального налога, взимаемого с работодателей и работников; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.
Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. В большинстве стран с солидарно-распределительными системами подобные фонды рассматриваются как собственность самих застрахованных лиц и работодателей.
Основные задачи Пенсионного фонда РФ:
ü финансирование расходов на выплату пенсий и пособий гражданам в соответствии с действующим законодательством;
ü организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
ü капитализация (вложение) средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
ü контроль совместно с налоговыми органами за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
ü организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
ü межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
ü разъяснительная работа среди населения и юридических лиц.
Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления ПФР.
На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется Правлением ПФР и его исполнительным органом – Исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители государственных и общественных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов, детей. В дальнейшем предполагается создать орган управления фондом из лиц наемного труда, представителей независимых профсоюзов и государства.
К основным функциям центрального аппарата ПФР относятся:
– формирование и оперативная корректировка бюджета ПФР;
– прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР;
– перераспределение финансовых ресурсов между территориями;
– экономический анализ и актуарное прогнозирование развития пенсионной системы.