Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Людмила Петрушевская

Номер Один, или В садах других возможностей

глава 1. Беседа

Первый

Вот, это он… поет. Видите? Спит и поет.

Так, минутку…



голос поет



Это место, где уходят в подземный мир, по ступеням вниз, по бесконечному сходу в десять кесов, в вечные льды, ибо, так как, нет там движения. И это была дверь, калитка, полог в нижнее царство из среднего царства, с земли. Никому не дано было видеть, мм, как души уходят туда, тихо уходят, со страданием, с болью протискиваясь, пролезая с трудом в эту дверцу, видя, мм, прозревая, куда уходят, ибо, так как, поскольку, мм, трудно войти в эти льды непомерные, бесконечные, труден путь смерти, мм, нет конца, кесы и кесы вверх и вниз. И у входа трехпалый, однорукий спрашивает: «Какие новости есть, расскажите», а душа отвечает, как заведено, мм, как полагается, как нужно при встрече с незнакомым хозяином: «Никаких новостей нет», и замолкает, так начинается вечное молчание, навсегда.

Так… здесь не пойму… Сейчас вернемся.



голос поет с трудом



И глаза трехпалого как гнезда птицы эхе черные в черных ямах, а третий глаз как слеза заката предзимнего, мм, позднего лета порой, и изо льда вылезает, двигаясь, виляя, тонкая как жгут как мы повязываем волосы из белого конского волоса трехпалая рука, длинная как река Люнг, чтобы взять душу, и если уже сказаны слова, то нет пути назад. Там, в среднем мире, наверху, на земле, живой человек уходит, это работа уходящего, мм, труд смерти, человек тонет, или ранен, или болеет, лежит один среди духов в лесу смерти, куда его отвезли на копыльях в лубке, завернутого в товар, мм, и духи уже начали пожирать, грызть его душу, и нельзя ему останавливаться на этом пути, ибо, потому что, мм, духи уже вселились в человека. Падающего не поднимай, умирающего толкни, мм, тонущему не подавай багра, слеги, шеста, не бросай ему ни кошку — это такой брусок с крючьями — и ни плавательный пузырь. Сейчас отмотаю. Я это уже переводил, мне легко.



голос поет



Три пальца подбираются, и вот уже духи жадно едят, мм, въедаются, вселяются в существо, тело души. Не читайте заклинаний, ваших алмисов, спасти можно только тело, а в душе уже вот они, живут, копошатся, трехглазые, черные. Но если человек не соглашается уйти, выходит наружу из колодца, сохраняет, бережет свою жизнь, спасся, то он изгнанник, он уже не он, мм, не сам собой, он превращен, он в их власти, ему нет места среди живых людей в среднем мире, он дух. И войти в свой дом он не сможет, и жена не ляжет с ним, и мать его не накормит… Так… Остановимся пока. Дело в том, что он предсказывает сейчас себе смерть… Да. Вот. Тут он кричит, что завтра умрет. Вот! Коротко довольно. Дунен маг щул. Видите?



Второй

Что я вижу, ну что я тут вижу…



Первый

И он пропал, кстати. Все оказалось так. И между двух грудей…



Второй

Так. Стоп. Ткни там… И что? Не видно ни черта. Ты вот, ты зачем… Что это? Зачем мне это?



Первый

Мне нужно пять тысяч долларов, я говорю вам, на выкуп Кухарева.



Второй

Так, опять за рыбу гроши. Ты мне что, для того показываешь? За пять кусков я должен эту плешь смотреть твою? Какой-то засранец связанный мычит, понимаешь… Этот только вышел перед тобой ему деньги полтора куска подавай на экспедицию снова здорово, теперь ты ворвался… Что Лена пускает, понимаешь… Опять ей конфетки принес… Я ее сейчас вызову вот!



пауза



Откуда у меня такие средства? На выкуп, я тебе уже сказал сегодня по телефону, это я ни по какой графе не проведу, бухгалтерия та же Вера Никитовна меня не поймет. Ты мне сказал, что предъявишь какую-то сенсацию.



Первый

Я верну вам.



Второй

Ты вернешь, ага. С каких денег, вопрос? Ты же не зарабатываешь!



Первый

Я работаю достаточно много.



Второй

Да, ночами тебя не выкурить, сторожа докладывали. А толку? Кто ты в результате? Вы сидите там со своим отделом, что вы делаете? Вообще в игры компьютерные развлекаетесь? Я знаю, все знаю. Как маньяки сидите там. Ты вообще свою игру сочиняешь. Зачем я вам плачу зарплату? Пьете на рабочем месте, самое дело… На компьютере играете, хороший вам компьютер зачем было покупать? Нет, пристали с ножом к горлу. Конечно, для игр понадобился! Домой просто ноги не идут, да?



Первый

Пять тысяч они просят. Не миллион же! Я верну. У меня сейчас в руках собран ценный материал.



Второй

За четверо суток ты съездил в тайгу и собрал ценный материал? На пять тысяч долларов? Вот это?



Первый

Да, это так.



Второй

А кто ж его купит? Тый материал твой?



Первый

Да тот же Йеллоуфилдский университет.



Второй

Здрасьте! Они что, видели уже?



Первый

Что-то примерно как бы они знают.



Второй

Ты им что, показывал помимо руководства? По интернету? В Штаты передал? Ну и ну. Шпионажем? Уже развлекаешься, так сказать?



Первый

Нет, я вот принес вам. Они там только суть знают, и все. Как бы сам факт.



Второй

Имей в виду, это и так все собственность вот нашего именно института, понял? А не это.



Первый

Так что вот. Нужно срочно пять тысяч самый минимум, а мне еще надо добраться дотуда. Еще долларов пятьсот, из которых четыреста билет на самолет. Сто нанять катер туда и назад. И как можно скорее.



Второй

Денег нет.



Первый

Маленькие пять тысяч.



Второй

Сейчас я с голыми руками, ремонт, сам видишь.



Первый

Время поджимает, они дали всего неделю, через неделю его убьют.



Второй

Я ведь нарочно не хотел оформлять его, этого, как его…



Первый

Да.



Второй

Он же фактически был уволен, ваш этот… Вообще не мой человек. Вы там со своим Никвасом такой хай подняли! Никвас убеждал, что этот ваш… как его… профессиональный кинооператор! Автор фильмов! Но для меня он просто никто, бывший сотрудник. Операторов вон каких фильмов безработных сколько сидит по домам! Мне потом сообщили. Лауреатов! Есть у меня связи в мире кино, они тут же брались найти людей… Артист есть один молодой из ВГИКа. Да я вам столько назову! Он говорил. А вы мне со своим завлабом подсунули этого, как его… Все, иди, только время мое тратишь, у тебя его много, а у меня мало.



Первый

Мало. Я знаю.



внезапно



У вас остается очень мало времени.



Второй (подумав)

Это в смысле чего? Ты что сказал? Угрожаешь?



Первый

Это я в смысле, что я хорошо знаю, у вас мало времени. Вы им, в смысле, дорожите.



Второй

А то ты мне посулишь тут… Ха-ха. Он знает! Что ты знаешь? Что ты в жизни знаешь-то?



Первый

Пять тысяч и все. Я отдам.



Второй

Теперь вот тоже мамаша его… Она мне вообще уже. Звонит как эта. Кто ей обнародовал мой телефон? Верните мне сына, видали! Супругу мою загрузила, понимаешь. Грузит и грузит. Ты ей телефон сообщил?



Первый

Нет.



Второй

Вынужден был принять меры, самое дело. А то она на автоответчике оставляет эти свои крики. Супруга говорит, хоть его выкидай. Дочь все время проигрывает обратно, якобы там ее важные сообщения. Громкий крик вслух, понимаешь ты. Верни ей сына! Послал людей вчера же, поставили мне определитель номера. И зачем это моей… семьи?



Первый

Вот я вам и принес часть своих материалов. Чтобы вы поняли, о чем идет речь.



Второй

Ну нету денег! Продавай сам этому… Хотя продать за рубеж ты не имеешь права! Тебя посылал институт! Наша собственность, да.



Первый

Грант-то прислали из Йеллоуфилдского университета.



Второй

Ну поговори, поговори мне еще. На институт прислали! На целый институт!



Первый

Ну что, вы будете дальше смотреть эту видеозапись? Там немного, пятнадцать минут всего.



Второй

Так что… иди друг отсюдова, пожалуйста. Как это так, вышел человек в тундру поссать и вдруг это стоит пять тысяч долларов за выкуп! Ты виноват!



Первый

Возможно. Все мы виноваты, если кто-то погибает.



Второй

Так он что… погиб?



Первый

Нет, я его видел живым пока. Позавчера.



крестится



Слава тебе Господи. Я вам уже по телефону говорил.



Второй

А вот хочешь совет вам с этой мамой его? Пусть поменяет свою квартиру на меньшую, сейчас такие арапы орудуют… В один день все провернут, оглянуться не успеет, самое дело, а уже сидит в новой квартире в другом районе… за городом, я не знаю… и с долларами! Посоветуй ей, а меня не приплетай к этому. Он не наш сотрудник.



Первый

Вы знаете, психология пожилого одинокого человека… Она всего боится. Потеряет и сына, и жилье. Первое, что она сказала, что эту возможность продать квартиру, узнавши о событии, то есть о том что сына взяли в заложники, эту возможность ей тут же предложили соседи, которые давно зарятся на это дело. За стеной живут и одну ее комнату хотят. И она всю ночь тряской тряслась, ее слова. Они начали стену простукивать, что ли. Ночью. Или ей показалось со страху… Так что она нет.



Второй

Ну ты поменяй свою квартиру! На меньшую тоже.



Первый

У меня нет квартиры. Это собственность жены.



Второй

На все у него есть ответ.



Первый

Ну и вот, я вам принес эту уникальнейшую видеозапись. Она тянет на большие доллары.



Второй

Мне она зачем? Она и так наша собственность. Ты сдашь ее в отдел…



Первый

Видите ли, это можно будет продать в ноябре на симпозиуме на Гаваях. Профессор Шапиро купит из Йеллоуфилда. Я с ним свяжусь обязательно.



Второй

Твой этот, что ли? Да знаю я о нем все. Который вам с Кухаревым грант подкинул. Бывший наш старший научный сотрудник, до меня, тут про него легенды ходили, как он всех подвел уезжая… Сколько материала взял, и в том числе не своего. У тебя, в частности, скачал из компьютера.



Первый

Это не соответствует действительности. Я ему сам дал свои наработки.



Второй

О. Ну вот, я же говорю, пусть он и пришлет тебе за это пять тысяч.



Первый

Их университет деньгами не швыряется.



Второй

Нет, сам, сам пусть он пришлет в долг.



Первый

Это в Америке не принято. Они там берут в банке.



Второй

Так ты проценты обещай больше, скажем, двадцать пять процентов.



Первый

Не принято, не принято у них.



Второй

Так ты уже просил. Просил?



Первый

Я принес вам эту видеозапись, редкая вещь. Может быть, вы захотите поехать с этой пленкой на Гаваи делать сообщение. С первого по пятое ноября. Дорогу и все они оплачивают. Тот же Шапиро пришлет вам приглашение. Это рай на земле, как они говорят. Я все равно не поеду. Но надо дать согласие сейчас, они уже формируют программу и список участников. Просмотрите запись и сразу скажете мне, да или нет. Смотреть там, правда, почти нечего. Надо знать, о чем это и в каких условиях было спето.



Первый

Ну ты жук! Умеешь, а? Хавай, Хавай, слышал я такое. Произносится Хавай. Одни люди там были мои. А Париж, кстати, правильно называется Пари, знаешь? Хаваи. И надо говорить не уик энт, а викэнт, конец недели.



Второй

Буду переводить?



Первый

Стой пока. А это что будет, не понял? Наподобие чего?



Второй

Это неизвестная часть поэмы энтти-уол, поет Никулай-уол.



Первый

Ой, завел ваши эти термины. Зачем мне это, неизвестную часть! Я и известную часть не желаю знать. Я вообще историк, мне ваши мелкие подробности диссертаций не нужны. Будем мыслить глобально, о. Просто перескажешь мне своими словами доходчиво. Мне тут доложили, я в курсе, что Шапиро в Америке скоренько опубликовал перевод твоего этого перевода. Это раньше чем ты тут его опубликовал? То есть он увел твои тексты?



Второй

Я был не против. В интересах народа энтти. Пусть мир узнает. Если я не смог это опубликовать здесь…



Первый

Дурак, стало быть. Дуррак.



Второй

По-тюркски «стой». Дурак — это «стой».



Второй

Стой, да, теперь столбом. А мы, ученые, должны задом сидеть на своем материале. Они же все используют наше! Выкачивают буквально из нашей страны! И спустя сколько лет он прислал нам грант?



Первый

Собственно, какая разница?



Второй

Кухарев с ним, что ли, яшкался?



Первый

Опять-таки, для меня это не имеет значения.



Второй

Но он грант прислал на него и на тебя.



Первый

Да, так и было.



Второй

И ты взял. И еще все говорили, что это твоя тема, а не Шапирина, а этот твой этот, как его?



Первый

Кухарев.



Второй

Вот, и что он там роли вообще никакой не влияет.



Первый