Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

А.С. Кантор-Гуковская



При дворе русских императоров Произведения Михая Зичи из собраний Эрмитажа

Михай Зичи. Творческий путь

Судьба Михая Зичи по случайному стечению обстоятельств оказалась теснейшим образом связана с Россией. Он родился в 1827 году в Венгрии – в имении Зала. Старшая ветвь его рода имела графское достоинство. Получив первоначальное художественное образование у Джакомо Марастони, основавшего в Пеште первую художественную школу, он в частном порядке продолжил обучение у известного австрийского художника Фердинанда Георга Вальд- мюллера, который ряд лет являлся профессором Венской академии художеств, и вскоре стал его любимым и многообещающим учеником.

В 1843-1845 годах Зичи участвует в венских выставках, не оставаясь в стороне от полемики между сторонниками старых академических канонов и новых методов обучения, проповедуемых Вальдмюллером. Будучи верным своему учителю, Зичи отразил в своих ранних работах его творческие наставления, за что не замедлил поплатиться, не получив ожидаемой премии, присуждаемой академическим жюри. Вместе с Вальдмюллером, который в знак протеста оставил Академию, он отправляется в поездку по Италии. В 1847 году Вальдмюллер в ответ на предложение великой княгини Елены Павловны взять на себя обучение живописи ее дочери рекомендует на эту должность Зичи.

В январе 1848 года Зичи приезжает в Петербург. Великая княжна Екатерина Михайловна, дочь брата императора Николая I, была одного возраста с юным учителем. По-видимому, Зичи одновременно давал уроки и ее сестрам. Известие о молодом талантливом живописце-учителе быстро распространилось в аристократических кругах Петербурга, и у него появилось множество учеников. Он стремится развить зрительную память своих высокородных подопечных, отучить от копирования, привить основы знаний анатомии, приносит на занятия гипсовые слепки, череп и т.п. Но это вызывает лишь насмешки. Юному, но уже познавшему успех на родине честолюбивому художнику крайне докучают заказы знатных покровителей – нарисовать их любимых собачек или какую-нибудь сентиментальную сценку – сюжеты, недостойные его кисти. Не проходит и года со времени приезда в Петербург, как он вынужден отказаться от преподавательской деятельности и вскоре остается без средств к существованию. Неблагоприятная для Зичи политическая обстановка – изданный 26 апреля 1849 года императором





Михай Зичи в венгерском костюме. 1900-е гг. Фотография



Продавец яблок и пряников. 1852-1853. Акварель



Николаем I манифест в поддержку Австрии в подавлении венгерского восстания, вступление русских войск в Венгрию и разгром повстанцев в августе того же года – создала вокруг художника атмосферу недоверия.

Как вспоминает анонимный автор очерка о Зичи, 1849 и 1850 годы были для него временем тяжелых испытаний: “Живя в бедной, убогой каморке на заднем дворе в одной из неказистых петербургских улиц, Зичи, нравственно разбитый, озлобленный на себя и на все окружающее, разрезывал свои исторические картины, не находившие сбыта, на маленькие квадратные кусочки, чтобы рисовать на них прекрасные типы городской жизни – типы пьяных, рабочих, фигуры полицейских, блюстителей порядка, типы, попадавшиеся на улице” 1* .

Видимо, автор слишком сгущает краски. Несмотря на бедственное положение человека, оказавшегося на чужбине, без работы, без денег, Зичи не теряет вкус к жизни. Отнюдь не все отказались от сношений с художником. Княгини Воронцова-Дашкова, Голицына, Чернышева и ряд других высокопоставленных лиц не оставляют его без заказов. Вокруг него собирается небольшая группа близких по интересам живописцев, рисовальщиков, журналистов. Зичи женится на привлекательной русской женщине Александре Ершовой. Вряд ли многие из своих полотен он разрезал на части. Для работы ему хватало бумаги, карандаша, акварели и маленьких тетрадей, которые он заполняет зарисованными непосредственно на месте жанровыми сценками из жизни петербургского простонародья. Положение семейного человека заставляет забыть о честолюбивых амбициях.



Генерал перед выходом. 1853. Акварель, белила



Мечты о большом искусстве, которые Зичи, уверенный в своем высоком призвании, лелеял воплотить по приезде в Петербург, пришлось отложить на лучшие времена. Дополнительный заработок он находит в полуремесленной работе в фотографии Венингена, одной из немногих в Петербурге. На этой своеобразной портретной фабрике он вместе с владельцем ателье и другими помощниками ретушировал и раскрашивал снимки, придавая им большее сходство с оригиналом и, по желанию клиентов, сообщая их чертам недостающую красивость. Многих заказчиков он с этой целью приглашал на дополнительные сеансы. Видимо, эта практика положила начало дальнейшей портретной деятельности Зичи и сотням зарисовок голов, заполнивших его тетради.

В 1852-1853 годах Зичи исполняет серию юмористических, не слишком изысканного вкуса, рисунков офицеров, занятых своим туалетом. Два из них он преподносит Николаю I (кат. 20, 21). Рисунки понравились императору, и он приглашает Зичи в Гатчину, поручив ему зарисовать события нескольких дней, проведенных при Дворе. Так родилась первая “Хроника трех дней в Гатчине”. Видимо, к тому же времени относится и акварельный групповой портрет царствующего семейства (ГРМ).

В 1852 году по заказу императрицы Александры Федоровны (не без ведома Николая I) Зичи исполняет два альбома офицеров лейб-гвардии Коннопионерного дивизиона и Конной артиллерии (кат. 1-5). В них явственно проступают черты конкретных персонажей, но основная цель рисунков – точное изображение мундиров, аккуратных, без единого изъяна облегающих фигуры офицеров. Отсюда и соответствующая манера исполнения – гладкое наложение краски плотным слоем. Вольно или невольно художник создал памятник эпохи с ее военщиной, смотрами, парадами.



Офицеры лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона. 1852. Гуашь, акварель



Мастерство портретиста начинает привлекать внимание и Двора, и петербургской аристократии. По распоряжению императрицы Зичи делает копию с портрета матери А.Х. Бенкендорфа; в 1852-1853 годах исполняет на слоновой кости по всем правилам искусства миниатюры два портрета герцога Мекленбург-Стрелицкого (ГРМ), двойной портрет сыновей Александра II (тогда еще наследника) Николая и Александра (ГРМ), графа Н.В. Левашова (ГЭ). В той же манере исполнены портрет маслом сенатора И.Н. Толстого и акварельный портрет драматурга и педагога Петра Каратыгина. Известное мастерство, хотя и не без налета сухости, приличествующей сугубо официальному заказу, художник проявляет и в серии портретов шефов и командиров лейб-гвардии Гусарского полка (в которую входят и Николай I, и Александр II), выполненной в 1860-х годах (кат. 50-65).

Одновременно с заказными работами Зичи стремится реализовать склонность к исторической живописи. Выполняя работы, заказанные членами Императорского дома в последние годы царствования Николая I, Зичи, несомненно, мечтал о месте придворного живописца. Он преподносит в дар императору подготовительный рисунок к задуманной картине “Аллегория славы России” (ГЭ) – “Эскиз, изображающий Его Величество освободителем христиан на Востоке”. Фрейлина цесаревны А.Ф. Тютчева оставила колоритное описание рисунка в своем дневнике: “6 декабря 1854 г. именины государя. Вечером государь пришел пить чай к цесаревне, как он обычно это делает с тех пор, как государыня больна. Здесь была великая княгиня Мария Николаевна, игравшая в карты. Она привезла с собой, чтобы показать государю, картину венгерского художника Зичи, представляющую императора опирающимся на крест и простирающим над славянами, припавшими к его ногам, свой поднятый меч, как бы в защиту их; рисунок сделан плохо, и кажется, будто император тяжело давит этим мечом одного из славян, умоляющих его о помощи, и сильно ему мешает. Нет ли скрытой эпиграммы в этом плохо удавшемся рисунке? Государь, рассмотрев рисунок, сказал с недовольным видом: «Лучше бы художник поместил на моем месте кого-нибудь из тех». Кого из тех? Наполеона или Пальмерстона? Действительно, есть основание опасаться, что в конце концов кто-нибудь из «тех» освободит славян из-под турецкого ига. Великая княгиня Мария Николаевна спросила отца, не хочет ли он купить эту картину и что передать от него художнику. «Скажите ему, чтобы он занялся чем-нибудь более полезным». Я не могла воздержаться от замечания: «А все-таки se non е vero, е ben trovato (если это и не так, то все же хорошо подмечено)» – сказанного довольно громко, так что цесаревич остановил меня гневным взглядом, но государь ничего не сказал” 2* .



Портрет В. В. Левашова. 1858. Миниатюра



Оба рисунка композиционно рыхлые, невыразительные не оправдали надежды художника на высочайшую признательность. К тому же сюжет рисунка в связи с неудачами в Крымской войне мог восприниматься императором как упрек в его адрес. Тем не менее, несмотря на явное недовольство императора, “поднесенный Государю Императору художником фон Зичи эскиз, изображающий Его Величество Освободителем христиан на Востоке”, был передан на хранение в Эрмитаж 3* .

После смерти Николая I Зичи (теперь уже в честь нового императора) пишет картину маслом “Воззвание к народу в 1855 году”, герой которой, Александр II, призывает под свои знамена народ для отпора врагу. При новом правителе подобные произведения находят благоприятную почву.

В 1856 году группа художников, куда входит и Зичи, получает заказ сделать рисунки всех эпизодов коронации Александра II, чтобы подготовить подробный литографированный коронационный альбом. На протяжении нескольких месяцев Зичи создает ряд последовательных сцен коронационного процесса. 19 августа 1856 года с натуры зарисовывает въезд Александра II в Москву, выход на крыльцо Грановитой палаты, саму процедуру коронования императора и императрицы, прием посланников в Кремле, торжественный спектакль в Большом театре и т. д.

Особый интерес с точки зрения композиционного решения, полной свободы в распределении компонентов привлекает акварель 1857 года с группой писателей на параде в Москве (Государственный Литературный музей). Казалось бы, центром композиции должен был быть парад, которому все государи на протяжении XIX столетия уделяли максимум внимания. Но для художника войска, двигающиеся церемониальным маршем, – лишь малорас- члененная масса в глубине сцены, а на первом плане – народ и группа легко узнаваемых русских писателей справа – Гончаров, Тургенев, Тютчев и другие. Этот композиционный прием – один из излюбленных, повторяющихся в течение многих лет. Вряд ли Зичи не осознавал, что предпочтение, отдаваемое им второстепенным персонажам, отдаление наиболее важных, с точки зрения государственной иерархии, лиц (будь то царь или его ближайшее окружение) на дальний план, выглядит несколько странно для придворного художника. Тем не менее работа Зичи над коронационным альбомом понравилась Александру II.

30 апреля 1858 года Михаил Александрович Зичи, как его уже давно называют в Петербурге, по соизволению великой княгини Марии Николаевны, президента Академии художеств, возведен в звание академика акварельной живописи. Спустя год, 30 мая 1859 года, император Александр II “пожаловал академику Михаилу Зичи звание живописца Его Императорского Величества с причислением его к Императорскому Эрмитажу и с производством ему из Кабинета Его Величества жалования по 572 рубля и столовых 286 рублей, всего 858 рублей в год” 4* . 10 февраля 1860 года следует еще одно распоряжение царя – предоставить Зичи для мастерской комнату в нижнем этаже Нового Эрмитажа у Парадной лестницы, где прежде была канцелярия II Отделения.

Отныне, наряду с материальной обеспеченностью, деятельность художника приобретает строго регламентированный характер. Все свое время, талант, творческую фантазию ему предстоит отдать жизни Императорского двора. Возможно, чтобы придать своему новому положению хотя бы видимость самостоятельного выбора действий, Зичи в ноябре 1862 года обращается к министру Двора с письмом, в котором излагает свои предложения в роли придворного художника. Своей обязанностью он полагает составление подробной хроники жизни Двора, исполнение портретов членов царствующей фамилии, всех высокопоставленных при Дворе персон, дипломатов, послов; полное и точное изображение как основных официальных событий, так и событий частного быта дома Романовых: зарисовки царских охот, торжественных церемоний, спектаклей, развлечений, балов, приемов – повсюду, куда бы ни отправился император, – в Петербург, Царское Село, Гатчину, Петергоф.

Александр II выразил удовлетворение планами художника, оговорив лишь, что зарисовки на темы частной жизни царской семьи, как и их покоев, должны согласовываться с ним лично.

В 1863 году “император пожаловал академика Зичи за исполнение 8 больших рисунков для хромолитографий и 10 гравюр для текста следующих к изданию описания «Священнейшего Коронования Их Величеств» кавалером ордена Св. Станислава II степени, причем присовокупил, что сообщено вице президенту Академии художеств с препровождением Орденских знаков” 5* .

Положение придворного живописца-хроникера вынуждает Зичи неукоснительно придерживаться составленной им самим программы. События государственного значения – приезды германского императора, персидского шаха, приемы посольских депутаций, сцены обручения и свадьбы наследника, рождение и крещение великого князя (будущего Николая II), военные смотры, парады, равно как и развлечения царского семейства и приближенных к нему лиц, – спектакли, костюмированные балы, игры в шарады и особенно царские охоты с их разработанным ритуалом действий каждого участника, – все является предметом тщательного изображения.

Художник редко пользуется масляными красками. Для быстрой фиксации событий на месте требуется более подвижный язык графических средств. Блестящая память помогает вспомнить то, что не успевает запечатлеть рука. Гибкими, то ломкими, мелкими штрихами, то плавными линиями карандаша художник передает сложные повороты фигур в движении, позы – от величественных до карикатурных. Перед своими сановными заказчиками он не испытывает особого пиетета и даже в наиболее ответственные с исторической точки зрения картины привносит элемент шутки. В поисках новых средств изображения, способных оживить привычные сюжеты и придать работе творческий характер, Зичи прибегает к интересному композиционному приему – внутри обобщающего декоративного обрамления включает несколько самостоятельных групп и эпизодов, размещая их по всей поверхности листа в разных направлениях.

Основной сферой творчества Зичи вне придворной службы становится портрет и иллюстративная графика. Он увлекается русской поэзией, исполняет серию рисунков на мотивы поэмы “Демон” Лермонтова, “Бахчисарайского фонтана”, “Кавказского пленника”, “Песни о вещем Олеге” Пушкина.

В 1869 году благодаря покровительству императрицы в Петербурге состоялась первая персональная выставка Зичи, в основном работ, исполненных в России, – живопись, акварели, гуаши, карандашные рисунки, – всего 91 работа. Ко времени открытия выставки был издан краткий каталог и пространная брошюра анонимного автора, видимо близко знавшего художника, под названием “Несколько слов о художнике М.А. Зичи. I. Биографический очерк. II. Обзор художественной деятельности” (С. Петербург, 1869). Это первое подробное описание жизненного пути художника, его невзгод, успехов и неудач за 20 лет пребывания в России. Зичи включил в выставку самые разные работы – здесь и веер с росписью, заказанный ему для подарка танцовщице М.С. Петипа с ее портретом среди виньеток; и мелодраматические сценки из жизни обманутых бедных девушек и их совратителей; и рисунки к произведениям Лермонтова, Пушкина. Не преминул он показать на выставке и картину с воззванием Александра II к народу 1856 года.

Выставка вызвала интерес у петербургской литературной и художественной критики. Отмечая бесспорный талант Зичи, его незаурядную технику, поэтический вымысел, ряд авторов, тем не менее, упрекал его в космополитизме, в отсутствии интереса к жизни русского народа. Упрек вряд ли справедливый.

Зичи разделял демократические убеждения русских графиков, со многими из которых его связывали тесные дружеские отношения. Он отнюдь не чуждался ни художников, чьи народнические идеалы лежали в основе их эстетики, ни русской тематики. Кстати, именно народ, колоритная толпа занимает первые планы многих композиций художника даже вполне официального назначения. Ряд лет Зичи снимал квартиры в районах ремесленной бедноты – отсюда его жанровые акварели, наброски в альбомах.

Прирожденный рисовальщик, человек любознательный, интересующийся всеми видами изобразительного искусства, он органично вживается в атмосферу всеобщего увлечения графикой. С 1857 года Зичи входит в число “членов-соучастников” Общества поощрения художников. Целью Общества провозглашалось содействие успехам изящных искусств в России и поощрение дарований русских художников. Одно из главных направлений деятельности Общества – выпуск литографических художественных изданий. Одновременно Зичи является одним из учредителей возникшего по инициативе

учеников и выпускников Академии художеств общества, объединившего творческую молодежь из средних и низших сословий. Однако опасения правительства, что столь демократический состав может привести к “нежелательному” направлению деятельности общества, вскоре привели к его роспуску.

Кроме участия в вышеназванных обществах, Зичи – постоянный посетитель так называемых пятничных рисовальных вечеров, где раз в неделю, по очереди, на квартире у каждого из участников собиралась творческая молодежь, в основном графики, за рисованием. В.Ф. Тимм и И.К. Айвазовский, А.К. Лавеццари, М. Клодт, И.И. Соколов и Л.О. Премацци, князь В.Н. Максутов и директор Рисовальной школы при Обществе поощрения художников Ф.Ф. Львов, и многие другие русские и приезжие молодые художники включались в работу над своими излюбленными сюжетами. Готовые рисунки затем выставлялись в витринах петербургской художественной лавки Бег- грова, расположенной на Невском проспекте, для обозрения и продажи в пользу нуждающихся членов кружка. Встреча в 1858 году с Зичи известного французского поэта и художественного критика Теофиля Готье, посещение квартиры художника и нескольких пятниц колоритно описаны Готье в его путешествии в Россию (Theophile Gautier. Voyage en Russie. Paris, 1867) и получили широкий резонанс в Петербурге.

По инициативе князя Львова Комитет Общества поощрения художников предоставил для занятий одну из зал на Бирже, а впоследствии добился разрешения президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны собираться и в залах Академии. Творческое общение, обмен рисунками, критический, но всегда дружеский разбор достоинств и недостатков, допущенных в работе, чаепития, веселые розыгрыши, маскарады еще более сближали художников.

В литературе утвердилось мнение, что признание художественных заслуг Зичи в петербургском обществе получило широкое распространение благодаря появившимся в печати восторженным отзывам Теофиля Готье. Несомненно, какую-то роль в известности Зичи Готье сыграл. Однако и до знакомства с французским писателем Зичи был известен и в светских кругах, и среди художественной общественности столицы.

Он частый посетитель так называемых четвергов – собраний петербургской Артели художников, организованных по инициативе русского живописца Крамского; Зичи входит в комитет по изданию сборника “Русская складчина”, в котором печатаются крупнейшие русские писатели – Гончаров, Тургенев, Некрасов. Наряду с Репиным, Васнецовым, Мясоедовым, он готовит иллюстрации к образовательно-публицистическому сборнику “Нашим детям”. Возможно, именно эта сторона деятельности Зичи стала причиной его опалы. Исполняя иллюстрацию к стихотворению Якова Полонского “Мишенька” (о медведе, освобожденном от цепей, который при попытке вновь лишить его свободы загрыз хозяина), художник включил в композицию верстовой столб с цифрой “19”. Эта вольность не могла пройти незамеченной царской цензурой – слишком явным казался намек на манифест 19 февраля об освобождении крестьян и новую волну реакции.

Видимо, наступило время взаимного охлаждения. Со стороны художника накопилась усталость от придворных обязанностей, со стороны Двора – недовольство стремлением Зичи к иным формам творчества. Во всяком случае только так (или, возможно, какими-то иными обстоятельствами, намек на которые содержится в прощальных статьях друзей художника в связи с его отъездом) можно объяснить кажущееся внезапным прошение Зичи об отставке, на которое последовал незамедлительный приказ: “…причисленного к Эрмитажу живописца Его Величества академика Зичи, согласно его прошению, уволить от означенной должности с Того января 1874 г.”. И художник летом 1874 года, после недолгих сборов, покидает Россию. Как записал он в одной из своих тетрадок: “…уехал в немилости за границу”.

Оставляя вне рассмотрения эстетическую концепцию художника в годы его отсутствия в России – в “заграничном” искусстве, – нельзя обойти вниманием резко обозначившуюся политическую направленность творческих поисков Зичи. К нему вновь возвращается вера в свое высокое призвание живописца насыщенных глубоким смыслом исторических творений. То неприятие мироустройства, которое лишь косвенно проявлялось в России, в Европе – в Будапеште, Вене, Париже – выплеснулось с неожиданной силой. Достаточно упомянуть иллюстрации Зичи к патриотически-бунтарским стихотворениям венгерских поэтов, таким как “Король и палач” (с группой повстанцев под лозунгом “Свобода, равенство и братство”), “Восстало море”, “Национальная песня”; или монументальные полотна “Час призраков”, “Современная Сирена” и особенно “Триумф гения разрушения” (известное и под названием “Орудие дьявола”) со страстным обличением деспотизма европейских монархий и ярко выраженной антиклерикальной позицией. Политический скандал, вызванный картиной, чрезвычайно осложнил положение художника, почти лишив его официальных заказов.

По прошествии нескольких лет, на расстоянии, Россия вновь обретает привлекательность для Зичи. Он никогда не прерывает связей с русскими художниками. Посылает в Петербург свои станковые работы на первую выставку русских акварелистов. В парижской мастерской Зичи под его руководством совершенствует художественное образование ученица Репина, портретистка, живописец и график Мария Этлингер (Эристова). По просьбе Альберта Бенуа он помогает оказавшемуся в Париже в затруднительном положении скульптору Евгению Лансере получить заказ; с готовностью соглашается написать портрет писателя Алексея Константиновича Толстого в ответ на просьбу его жены. В 1879 году с радостью принимает предложение главы русской книгоиздательской фирмы И. Глазунова подготовить серию рисунков к edition-luxe поэмы “Демон” Лермонтова, что явилось поворотным моментом в решении вернуться в Россию.



М. Зичи. Иллюстрация к книге Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре” (Тифлис, 1888)



Летом 1881 года вместе с Марией Этлингер Зичи отправляется на Кавказ. Впервые за много лет он может распоряжаться своей свободой, посвятить ее творчеству Лермонтова, самого любимого им русского поэта. Художник очарован природой, людьми, их бытом, посещает места, где жил Лермонтов, делает многочисленные зарисовки в окрестностях Пятигорска и Кисловодска, его принимает родственница поэта. Зичи знакомится с местной интеллигенцией и живет яркой творческой жизнью. Артистический талант художника находит претворение в театральной деятельности. В 1882 году он ставит в тифлисском театре (а затем в театре Кутаиси) 10 живых картин на сюжеты, заимствованные из “Витязя в тигровой шкуре” Шота Руставели. Фантастика, страсти, исполненные пафоса воинственные схватки находят отклик в романтическом мироощущении Зичи, воспитанного на национальных традициях венгерского искусства. Он тщательно разрабатывает мизансцены, костюмы персонажей, их цветовое решение, являясь одновременно театральным художником, декоратором и режиссером. Постановка имела успех. Театральные эскизы, составившие целый альбом, послужили дальнейшей работе над иллюстрированием самой поэмы – в 1888 году она была издана на грузинском языке с 26 иллюстрациями, отпечатанными по его рисункам способом цинкографии, и с одной заглавной хромолитографией. Позднее, в 1937 году, оригинальные рисунки художника вошли в юбилейное московское издание поэмы. Зичи интересует все, что происходит на Кавказе, и особенно связанное с именем Лермонтова. Он является членом жюри объявленного в 1883 году конкурса на памятник Лермонтову в Пятигорске.

Собрав необходимый материал для работы над иллюстрациями к “Демону” и другим сочинениям Лермонтова (издатели к этому времени значительно расширили свои планы), Зичи переезжает в Петербург. В 1882 году у него уже готовы большие постраничные и текстовые рисунки для “Демона”, ряд станковых композиций к “Княжне Мери”, но к концу года его ждет горькое разочарование – Глазунов неожиданно расторгает договор с Зичи. Цикл рисунков к “Демону” остался разрозненным, и лишь некоторые листы были изданы в разные годы.

Оказавшись без средств к существованию, художник вынужден принять предложение министра Двора Воронцова-Дашкова (сменившего на этом посту недоброжелателя Зичи Адлерберга) снова занять должность придворного живописца. Он включается в водоворот уже известных ему обязанностей. На первых порах художнику предстоит запечатлеть события, связанные с коронацией Александра III, и составить торжественный коронационный альбом. Работа для Зичи не новая, некогда он исполнял аналогичный заказ для Александра II.

Вместе со свитой императора он едет в Москву, где в соответствии с принятым ритуалом 15 мая 1883 года в Успенском соборе Кремля происходит акт коронации. Зичи зарисовывает с натуры весь цикл торжественных церемоний – от появления герольдов, объявляющих о начале коронования, въезда императора на площадь перед Кремлем, посещения церкви Успения, коронации императора, императрицы, торжественного обеда в Грановитой палате, сцены приветствий разных сословий, духовенства и проч. Художник пользуется случаем и делает ряд зарисовок на улицах Москвы – толпы людей, здания.

По возвращении в Петербург Зичи по натурным эскизам работает акварелью и гуашью. Для коронационного альбома он создает целую галерею портретных зарисовок лиц, приглашает их к себе в мастерскую на сеансы позирования. Трудно переоценить значение этих портретов, среди них – многие лица, игравшие значительную роль в истории России: Юсупов, Голицын, Васильчиков, Воронцов-Дашков, послы, дипломаты, духовные лица.

Но многочисленные обязанности, как и утомление от однообразия работы, отвлекают Зичи от занятий альбомом. Около 1895 года, после смерти Александра III, работа с альбомом почти полностью прекратилась. С этого года и на протяжении долгих лет 32 большие акварели, лишь частично завершенные, хранились в застекленном виде и в рамах в отведенной для них гардеробной комнате на верхнем этаже Зимнего дворца, откуда впоследствии часть акварелей поступила в собрание рисунков Эрмитажа.

Среди прочих заказных работ нельзя обойти вниманием вклад Зичи в декор интерьеров Большого дворца, перестраивавшегося в 1850-1870 годах под руководством А. Штакеншнейдера. На втором этаже, в первом зале (бывшей Парадной приемной), где экспонируются картины итальянских школ, вмонтированы десюдепорты с живописными панно, на которых изображены путти, и десюдепорты со сценами из мифа о Диане и Аполлоне кисти Зичи. Видимо, те и другие были исполнены им еще до 1869 года, так как упомянуты автором очерка о произведениях Зичи на выставке, о которой говорилось ранее.

В число непременных и весьма познавательных для художника обязанностей входило сопровождение царской фамилии в поездках по стране. Западные губернии, Кавказ, центральные города и их окрестности, Финляндия, Крым – все находит отражение в рисунках Зичи. Уличные сценки, виды селений, избы, крестьяне, казаки, музыканты придворного оркестра и уличные с их незатейливыми инструментами – все изображено вперемешку с чисто официальными, предусмотренными царским протоколом сценами. Впервые в альбомах 1890-х годов появляются и яркие пейзажные мотивы с романтичными руинами, лесные чащи, морские виды, исполненные крупными мазками акварели и тронутые белилами, гуашью, мелом. Видимо, на склоне лет пейзаж, ранее не волновавший художника, пробудил в нем новые струны.

Большое место в творчестве Зичи (вне работ при Дворе), особенно в последние десятилетия жизни в Петербурге, занимают иллюстрации и станковые графические листы; одни связаны со своеобразной интерпретацией литературных произведений, другие рождены склонностью художника к историко-аллегорическим концепциям; порою и то и другое объединялось вместе. Например, таков “Гений со сломленными крыльями” – явно биографического характера, с грудой включенных в композицию, ставших ненужными, атрибутов искусства – того большого искусства, о служении которому он не перестает мечтать.

Поэтическая обязанность моего искусства, писал Зичи, сделать популярными наших поэтов и нашу поэзию. Он исполняет иллюстрации к философской “Трагедии человека” И. Мадача, к балладам Я. Араня, которого почитает великим венгерским поэтом, создает цикл рисунков к поэме Ш. Петефи. Акцентируя национальный венгерский колорит, Зичи изобретает оригинальное декоративное оформление книжного листа, объединяя смысловое содержание текста, точнее его графическое начертание, со зрительными образами.

Патриотизм художника, которого не могут не волновать судьбы его родной Венгрии, отнюдь не препятствует и даже упрочивает глубинные связи с русской культурой. Зичи дорого все, что связано с русской литературой, фольклором, поэзией. Он первый из современников создал цельный цикл иллюстраций к поэме Лермонтова “Демон”, к “Герою нашего времени”, в частности к “Княжне Мери”; несколько листов посвятил “Евгению Онегину” Пушкина, произведениям Гоголя, Гончарова.

Из записных книжек Зичи известно, что, приезжая в Москву, он посещает Л. Пастернака, В. Серова, В. Васнецова. Дарит К.Е. Маковскому одну из своих “охотничьих” акварелей. К середине 1890-х годов известность Зичи-рисо- валыцика, акварелиста, иллюстратора получила широкое признание – он считается одним из лучших иллюстраторов в России. Редкий дом петербургской интеллигенции не владел его акварелями, сепиями, литографиями. Александр Бенуа, отнюдь не щедрый на завышенные оценки художественных достоинств современников, писал: “Сказать мимоходом, ои [Бакет] иногда прямо подражал знаменитому в те времена придворному живописцу Михаилу Зичи… но, перефразируя слова Давида про Буше, я скажу: «N’est pas Zichy qui veut» [не каждому дано быть Зичи], и если Теофиль Готье и перехвалил через край в своих восхвалениях блестящего венгерца… то все же Зичи остается, бесспорно, одним из самых удивительных виртуозов середины XIX века. В смысле мастерства как раз Зичи не столь уж уступает ни Буше, ни Фрагонару” 6* . По мнению Бенуа, некоторое влияние Зичи сказалось на раннем творчестве Лансере и Бакста. Через 50 лет после приезда в Петербург он удостаивается и официального признания – 23 февраля 1898 года на общем собрании Академии художеств Зичи избран ее почетным членом.

Неразрывная связь с русской культурой обнаруживается и в интересе Зичи к театру. Он частый посетитель Александрийского театра, знаком со многими из его актеров, в частности с Петром Каратыгиным, портрет которого исполнил еще в 1850-е годы, с Василием Самойловым. Именно Зичи принадлежала инициатива организовать в 1884 году празднование 50-летнего юбилея артистической деятельности Самойлова.

Интерес к театру не ограничивался портретами и дружбой с актерами. Со времени постановки живых картин в тифлисском театре его не оставляет мечта о самостоятельной театральной работе. Возможно, этим желанием объясняется его просьба к дирекции Эрмитажного театра разрешить делать зарисовки ряда спектаклей. Одна из тетрадей с зарисовками почти целиком посвящена спектаклям “Царь Борис”, состоявшимся на сцене Эрмитажного театра 31 января и 2 февраля 1889 года (кат. 87). Здесь настолько полно передана вся драма, начиная от перечня смены актов, описаний места действия, персонажей, их костюмов до развернутых мизансцен и отдельных реплик, сопровождающих наброски, что эти зарисовки могут служить детальным либретто. По рисунками Зичи можно было бы заново восстановить весь спектакль в том виде, как его играли в конце XIX столетия.





Наброски персонажей и Тронного зала в спектакле “Царь Борис”. 1889. Карандаш. Кат. 87



Не меньший интерес представляют и рисунки, сделанные во время подготовки к спектаклю “Трагедия о Гамлете, принце датском” Шекспира в переводе великого князя Константина Константиновича (кат. 100, 101). Он же исполнял роль Гамлета в спектакле 1901 года на сцене Эрмитажного театра.

Зичи оформляет пригласительные билеты, меню дворцовых приемов. Несмотря на болезнь, сопровождает Николая II в поездке в Москву, где делает ряд набросков для панорамы города, по возвращении в Петербург переносит их на большой лист, но так и оставляет незаконченной. Многочисленные страницы в тетрадях 1903 года заполнены беглыми зарисовками исторических событий – приемов эмира, итальянского короля, устроенных в их честь спектаклей, банкетов, балов; несколько страниц отведены наброскам заседаний Государственного совета.

Еще с конца 1890-х годов Зичи начинает составлять списки работ, исполненных во время придворной службы. 13 писем заведующему библиотекой Р.А. Гримму, хранящиеся в Эрмитажном архиве 7* , – свидетельство беспокойства художника за судьбу своих произведений. С согласия Николая II все его законченные и незаконченные работы, тетради, описи хранились в отведенном для них помещении в Зимнем дворце и после его смерти составили ту коллекцию, которую мы имеем в настоящее время.

Зичи умер 15 февраля 1906 года. Гроб с его телом был перевезен в Венгрию; похоронили художника на будапештском кладбище. Смерть Зичи не осталась незамеченной. В журналах и газетах появились многочисленные некрологи и статьи, проникнутые искренним чувством. “15 февраля скончался художник Михаил Александрович Зичи, – писали в одном из некрологов, – художник редкий, прекрасный, обладавший оригинальным и ярким дарованием, полный особой мягкости, грации и чистоты. Скончался редкой души человек, обаятельный в общении, добрый и отзывчивый” 8* .

Любопытны оценки творчества Зичи такого подлинного знатока искусства, как Николай Врангель: “Портреты Зичи свободные, непринужденные, размашистые. Этот капризный и разнузданный мастер был все же удивительным виртуозом. Он, последний миниатюрист в России, сказал красивое и живое слово о людях своего времени. Он, как яркий фейерверк, вспыхнул и озарил умирающее искусство” 9* .

Но если в России Зичи давно причислили к русским художникам, то в Венгрии его воспринимали как представителя своего национального искусства. Внучка и наследница работ Зичи Мария-Александра Зичи (ум. в 1986 году) и ее муж Иштван Чичери-Ронаи основали в 1927 году мемориальный музей художника, приурочив открытие к столетию со дня его рождения. Их сын, правнук Зичи, Иштван Чичери-Ронаи-младший возглавил в 1990 году работы по воссозданию в Зале, родном поместье Зичи, дома-музея художника.

Память о Зичи не была предана забвению и в России. В 1907 году Петербургское общество художников организовало посмертную выставку его произведений из частных собраний. Станковые листы, отражающие быт Императорского двора, юмористические и жанровые наброски, рисунки по мотивам русской литературы нередко присутствуют в составе различных графических выставок. Большое художественное наследие, оставшееся после смерти Зичи, хранится не только в Эрмитаже, куда его рисунки, акварели, миниатюры поступили из Зимнего дворца, но и в других прежних императорских владениях – в Русском музее, во дворцах-музеях Царского Села (г. Пушкин), Павловска, Гатчины; в музеях Москвы и провинциальных городов. Нельзя не упомянуть и о Грузии, где художник провел несколько счастливых лет, свободных от официальной службы.

На русском языке творчеству Зичи помимо отдельных небольших статей посвящена монография Л.С. Алешиной, основанная на привлечении русских и венгерских материалов 10* .

Эрмитажная выставка впервые в столь значительном составе и по количеству, и по разнообразию материала дает возможность представить творчество Зичи и как искусного графика, и прежде всего как придворного художника-хроникера.



1* Несколько слов о художнике М.А. Зичи. СПб., 1869. С. 16, 17.

2* Тютчева А.Ф. Воспоминания. М., 2000. С. 114.

3* Архив ГЭ, ф. II, оп. 8, л. 16, 1854; внесен под № 11700 в опись Кабинета рисунков, портфель 226 дек. 16, 1854 – ныне утрачен.

4* Архив ГЭ, ф. II, оп. 4, л. 36, 1859.

5* Архив ГЭ, ф. II, on. 1, л. 28, 1863.

6* Бенуа А. Мои воспоминания. М., 1980. Т. I. С. 626.

7* Архив ГЭ, ф. II, on. V, д. 34, л. 76, 1898-1899.

8* Нива. 1906, № 9. С. 144.

9* Врангель Н. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. 1909. Октябрь. С. 549.

10* Особенно ценной частью книги Л.С. Алешиной является составленный ею список основных произведений М.А. Зичи, хранящихся в музеях нашей страны. Он состоит из данных о времени создания, техники, размерах, инвентарных номерах и местонахождении произведений. В каталоге настоящей выставки в графе “Литература” даны ссылки на этот список (с. 188-237). В тех случаях, когда в книге имеется материал, связанный с экспонируемыми рисунками, даются ссылки на предыдущие страницы книги.



Г.А. Принцева

Игральные карты со сценами охоты Александра II

Тема придворной охоты Александра II в творчестве Зичи занимает значительное место. Император был страстным охотником, и художник должен был сопровождать его во всех поездках, как правило еженедельных, создавать зарисовки на месте, претворять их потом в изящные и нарядные акварели, объединяя в большие серии или альбомы. По существу, уже с 1858 года тема охоты – одна из основных в творчестве Зичи, являвшегося придворным живописцем. Здесь и портреты постоянных участников императорских охот в охотничьих костюмах и с охотничьими трофеями, сцены охоты в различных угодьях и в разные времена года. Многие из этих акварелей художник повторял впоследствии по желанию своих высокородных заказчиков.

В изображение сцен придворной охоты, как и официальных торжеств, Зичи стремился внести как можно больше жизни, простоты и юмора. В его зарисовках много забавных ситуаций, метко замеченных нелепостей и условностей придворного быта. Характеристики многочисленных персонажей поразительно точны. В крошечных портретах и сценках Зичи проявляет неистощимую изобретательность и наблюдательность. Многие подобные серии из придворной жизни сам художник именует юморесками. Среди его охотничьих юморесок особенно выделяется серия, содержащая 52 акварели, которые составляют комплект игральных карт. Она входит в настоящее время в состав “Охотничьего альбома” Александра II, который хранится в Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа (кат. 37) 1* .

Акварели исполнены на тонком картоне с одинаковыми цветными клетчатыми “рубашками”; формат каждой акварели – 90 х 55 мм – соответствует размеру игральной карты. В верхней части каждой акварели изображена миниатюрная карта определенной масти и достоинства, а все поле карты занимают сценки зимней императорской охоты. Живые и разнообразные по сюжетам, они выстраиваются в ряд, по которому можно последовательно и подробно проследить ход охоты, роль в ней главных участников, их охотничий азарт, взаимоотношения, времяпрепровождение.

Известно, что “Александр II был прирожденным страстным охотником; особенно любил он далекие охотничьи поездки на медведей в снежных сугробах глухого леса, он любил и поэтическую тягу вальдшнепов в весенние светлые ночи нашего севера, любил он и ружейную охоту в зверинцах на оленей, лисиц, зайцев и других зверей” 2* .

Высочайшие охоты на медведей часто проводились в Большом Лисине – в 30 верстах от Павловска. До 1888 года здесь существовало Лисинское учебное лесничество. Оно должно было служить не только учебно-практической школой, но и образцом рационального лесного хозяйства для всей страны. В этом маленьком городке, рядом с большим зверинцем, был устроен и Императорский охотничий павильон, или дворец.

Обычно император выезжал из Петербурга во вторник вечером специальным поездом с группой приглашенных – 15-19 человек. Чаще всего это были одни и те же лица – “охотничья компания” государя, его личные друзья, такие же любители охоты. Иногда приглашались дипломаты и иностранные принцы. От станции Тосно император ехал к лесничеству в открытых санях, впереди которых скакал фельдъегерь с зажженным факелом в руках, освещая путь. Нередко крестьяне окрестных деревень зажигали костры и смоляные бочки по сторонам заснеженной дороги.

На следующий день утром император отправлялся со свитой в лес к месту охоты. Там подавали легкий завтрак, после чего все расходились по штан- дам – определенным для каждого охотника местам, предназначенным для стрельбы по бегущим мимо зверям. Государь всегда занимал крайнее место, которое считалось номером первым, остальные номера разыгрывались по жребию. Заняв место, государь подавал знак, загонщики с собаками поднимали обложенного медведя и гнали его на линию стрелков. Если охота была удачная, то император убивал в день двух-трех медведей.

По окончании охоты во дворце подавался обед, во время которого играл оркестр придворной охоты, часто сопровождавший подобные поездки. Вечером, в десятом или одиннадцатом часу, Александр II возвращался в Петербург, снова при свете факелов. Таким был порядок зимней охоты. Такой она и изображена на юморесках Зичи.

Когда рассматриваешь сюжеты карт, становится очевидно, что на них изображена охота именно в Лисино: на первой карте (двойка бубен) великие князья Михаил и Николай Николаевичи – братья императора и постоянные спутники его охотничьих поездок – рассматривают карту Лисинского угодья (четко видна надпись) и размечают места охоты. Скорее всего, Зичи изобразил одну из январских охот 1860 года, так как в описи рисунков охоты 1860 года после “Les 52 carts avec sujets de chasse” написано: “Chasse a Lisin le 2 Mars” 3* . Значит, в картах использовались сюжеты лисинских охот до 2 марта.

Несмотря на то что сюжеты колоды карт – это императорская охота, изображения Александра II на них нет, но фигуры великих князей встречаются неоднократно. Так, великий князь Михаил Николаевич по дороге на охоту пугает встречную крестьянку лисьей мордой, украшающей его муфту (король бубен); перед началом охоты он завтракает, стоя у стола в зимнем лесу, обжигаясь горячим пирогом (король пик); вечером после охоты играет в бильярд с графом И.М. Толстым (десятка пик) и, наконец, в сцене возвращения с охоты правит лошадью, сидя в санях рядом с кучером (тройка червей).

Помимо молодого великого князя наиболее часто встречающийся персонаж здесь, как и во всех охотничьих сюжетах Зичи, – это граф Павел Карлович Ферзен, обер-егермейстер Двора Е.И.В., в течение 18 лет (1852-1870) занимавший должность начальника императорской охоты.

Видимо, с Ферзеном Зичи связывали приятельские отношения, во всяком случае эпизоды жизни и карьеры Ферзена, поданные с юмористическим оттенком, часто служили сюжетами зарисовок художника. С мягким юмором начальник охоты неоднократно изображен и в игральной колоде. На его долю выпадала вся ответственность за удачу или неуспех охоты: он приезжал раньше всех, распекал крестьян, что-то не предусмотревших для встречи охотничьего поезда (двойка пик), затем возмущенно отчитывал, сидя за завтраком у неубранной постели, унтер-егермейстера И.В. Иванова и управляющего охотой А.Н. Ратаева (девятка пик). После этого Ферзен готовил места для штан- дов, обрубая густой кустарник вместе с другими охотниками (двойка треф).

Сам Зичи охарактеризовал свои отношения с Ферзеном в сценке “Ферзен и его тень” (“Le comte Fersen et son ombre”), где изобразил действительно тень рисующего художника возле фигуры егермейстера (шестерка бубен). Ферзен был и главным заказчиком, скорее всего определявшим сюжеты акварелей, и главным их судьей, что видно из юмористической сценки “Ферзен и мой рисунок” (“Fersen et mon dessin”, двойка червей).

Кроме членов императорской семьи, сопровождавшие Александра II генералы и гости, которые именовались в отчетах “лицами, имеющими счастье быть приглашаемыми на производимые в Высочайшем присутствии охоты , были почти всегда одни и те же. Каждый раз сопровождал императора генерал-адъютант Николай Александрович Огарев, судя по зарисовкам Зичи, добродушный толстяк, не раз попадавший в смешные ситуации, которые составляют сюжеты наибольшего числа карточных юморесок.

Например, в зарисовках, отражающих проезд охотников от станции к месту привала, мы видим тучного Огарева, вывалившегося в снег из саней, и кучера, виновато приподнявшего картуз (четверка пик). Н.А. Огарев служил предметом насмешек и на охоте, и в повседневном быту. На одной из юморесок он изображен вместе с генералом графом И.К. Ламбертом, который жарит макароны на кухне, видимо решив перекусить, не дожидаясь обеда. Макароны они, естественно, сожгли, повергнув в ужас появившегося в дверях метрдотеля (тройка треф).

Походный быт охотников Зичи отразил и в сцене сна на складных кроватях, которые, как и продукты, доставлялись заранее из Петербурга. Здесь

Огарев так храпит, что его сосед Петр Карлович Мердер, старый друг государя и сын его воспитателя, в отчаянии сел на кровать, зажав уши (валет пик). Подобные неудобства охотничьего быта приводили к тому, что не выспавшиеся генералы засыпали у штандов, сидя на снегу в ожидании зверя. Так изображен спящим генерал-адъютант, светлейший князь Семен Михайлович Воронцов, сын знаменитого наместника Кавказа – боевой генерал не вынес тягот охотничьего быта.

Увлекающимся охотником был Александр Аркадьевич Суворов, светлейший князь Италийский и граф Рымникский, внук великого полководца. Суворов являлся не только участником всех войн, которые вела Россия во второй четверти XIX века, но и активным сторонником Александра II по проведению всех его реформ. Один из виднейших деятелей александровского царствования, он всего лишь однажды зарисован Зичи для колоды. С криком “Куда!” Суворов замахивается фуражкой на пробирающегося среди деревьев медведя (шестерка треф). Здесь своеобразие ситуации заключается в невозмутимости охотника, не растерявшегося перед идущим на него зверем.

Зато второй светлейший князь Варшавский, граф Эриванский Федор Иванович Паскевич, тоже сын известного полководца, стал предметом нескольких забавных сценок. В одной из них непомерно тучный генерал, проезжая в санях мимо группы крестьян, вызвал удивление деревенского мальчика: “Вишь какой толстый барин” (тройка бубен). Среди персонажей, всегда узнаваемых (участников охоты или приглашенных), Зичи зарисовал А.Ф. фон Герздорфа, генерал-майора свиты, а впоследствии егермейстера, графа К.К. Ламберта, генерал-адъютантов И.В. Зиновьева и А.А. Зеленого, адъютанта великого князя Михаила Николаевича П.Н. Слепцова и других. Все они – участники обычных охотничьих сцен – стоят, прицеливаясь, у штандов, шагают по лесу, увязая в снегу, вырубают кустарник для удобства стрельбы, любуются охотничьими трофеями.

Есть в колоде и юморески, отражающие забавные ситуации охоты, но не акцентирующие внимания на каких-либо персонажах. К ним относится, например, изображение длинной вереницы охотников, уходящих в лес к штан- дам. Акварель сопровождает выразительная сочувственная надпись художника: “Бедные медведи” (Pauvre ours; десятка бубен). Забавна и сценка \"Незваные гости”: накрытый в заснеженном лесу стол для завтрака и трех егерей, отбивающихся сковородками от огромных лосей, привлеченных запахом съестного (пятерка бубен). По воспоминаниям одного из егерей А.И. Михайлова, эти охотничьи завтраки в лесу были очень живописны: “Государь выезжал всегда вечером по вторникам, ночлег имел где-нибудь по соседству охоты и в среду утром, после чая, отправлялся на охоту; завтракал большею частию в лесу. Это была прекрасная картина, достойная кисти художника, да, вероятно, известный художник Зичи и не пропускал этой возможности. Государь его любил и брал с собой на охоту” 4* .

После окончания охоты егеря чистили шкуры убитых медведей и грузили их в вагон (девятка бубен; дама червей).

Главного участника охоты – императора – Зичи не поместил в колоду, предметом изображения стали сани Александра II с кучером, сидящим спиной к зрителю, сопровождаемые многочисленной детворой и крестьянами, бегущими вслед (семерка червей). Для крестьян окрестных деревень приезд императора на охоту был огромным событием. По свидетельству современников, он беседовал с ними, иногда дарил деньги георгиевским кавалерам, принимал подарки или прошения. Для крестьян, которые участвовали в подготовке охоты, устраивали специальное угощение, им доставались и остатки царственного пиршества.

Завершает колоду охотничьих карт одна из самых выразительных миниатюр: сам Зичи, галантно наклонясь, держит в одной руке фуражку, а другой рассыпает колоду, падающую на “Album de Chasse” (король червей). Название альбома как бы предопределило судьбу всех карточных миниатюр: они действительно были помещены в “Охотничий альбом” Александра II и никогда не публиковались. Сам художник, видимо, ожидал для зарисовок иной судьбы – он хотел увидеть их изданными. В его списке придворных заказов после перечисления сюжетов 52 карточных миниатюр мы читаем: “Tous ces dessins on ete presentes a l’Empereur… Apres ils ont ete places dans un Album a photographies – depuis ils paraissent etre egares” (Все эти рисунки были подарены императору… Затем они были помещены в альбом фотографий, вскоре их след затерялся) 5* .

Художник, преподнесший акварели Александру II, так ничего и не узнал об их судьбе. Акварели же остались в “Охотничьем альбоме”, который хранился в Кабинете Александра II в “Тумбе под касками, полка 1”, как значится на его переплете. В 1927 году при разборе материалов Библиотеки, альбом был передан в собрание рисунков Эрмитажа.

Хотя издание акварелей в виде колоды карт так и не состоялось, надеяться на их публикацию Зичи мог, так как карточная игра при Дворе, и особенно во время охотничьих выездов, была очень популярна. Вот один из эпизодов, увиденный и записанный егерем А.И. Михайловым: “Была назначена охота на медведя, довольно далеко от Петербурга, по Николаевской железной дороге. На станции, где должен был выйти Государь, я дожидался прибытия его. Поезд плавно подъехал; обер-кондуктор подбежал к двери вагона, ухватился за ручку, по дверь не отворяется. Проходят две-три минуты ожидания. Оказалось, что Его Величество играл в карты, и делали расчет. Дверь открылась, и я вижу стол с зеленым сукном и около стола обер-егермейстера барона Ливена с мелком в руках, проверяющего счет. Государь, проходя мимо стола к выходной двери, обернулся к барону и сказал: – «Что же ты еще считаешь?» – Да что, государь, кажется, меня обсчитали. Государь улыбнулся и, сказав, «Не может быть», вышел на платформу” 6* .

Почему именно сюжеты охоты 1860 года привлекли внимание Зичи? История придворной охоты отмечает этот зимний сезон как особенно удачный. Он был знаменит не только числом убитых медведей, лосей и оленей, но и впервые со времени Екатерины II возобновившейся охотой в Беловежской пуще. За хорошую организацию охоты в пуще в этот сезон многие члены императорской охоты получили награды. “Денежной награды” удостоился и художник-академик Зичи; по распоряжению егермейстерской конторы ему было выдано 600 рублей “за представленные Его Величеству три рисунка с изображением некоторых эпизодов охот, произведенных в Высочайшем присутствии” 7* .

За миниатюрные юморески-карты Зичи, видимо, денег не получил, во всяком случае сам он пишет, что преподнес их как подарок. И они действительно остались замечательным подарком, с которым мы с удовольствием знакомимся через 145 лет. Прежде всего потому, что в них воплотилось блестящее мастерство Зичи рисовальщика-акварелиста. Сценки исполнены легким акварельным штрихом без карандашного контура. Тончайшим пером нарисованы лица, в которых художник уловил не только замечательное портретное сходство, но и удивительно тонкую мимику. На них читаются раздумье, сосредоточенность, испуг, уныние, самодовольство, добродушие, гнев, осуждение, возмущение.

Хорошо построена и композиция каждой миниатюры – будь то интерьер, сани, окруженные людьми, или фигуры в лесу. В сценках много разнообразия и живого наблюдения. В интерьерах мастерски передается перспектива, освещение, детали убранства. В пейзажных рисунках запечатлен зимний лес; скромность его колорита компенсируется нюансами светотени и многообразием задних планов – это полянка или куща, лес за забором или редкий кустарник, или сплошные стволы. Зичи – удивительный виртуоз и в изображении жанровых сценок: все они непосредственны, но художественно совершенны.

Каждая карта имеет свой сюжет, продуманный и выбранный из множества зарисовок. Чередование сюжетов, их тематика, расположение в них групп делают всю колоду единым уникальным художественным комплексом.

Серия имеет также интересный историко-культурный аспект: она раскрывает страницу придворной охоты, занимающей определенное место в истории России.



1* ГЭ, Отдел истории русской культуры, инв. № РР-1738-1789.

2* Императорская охота на Руси. Конец XVIII-XIX вв. Исторический очерк Николая Кутепова. СПб., 1911. Т. IV. С. 95.

3* Список работ М.А. Зичи, исполненных им по заказу Двора. Рукопись хранится в ОИРК ГЭ. Б.г. С. 8.

4* Императорская охота на Руси. С. 81, примеч.

5* Список работ М.А. Зичи. ОИРК ГЭ. С. 8.

6* Императорская охота на Руси. С. 196, примеч.

7* Там же. С. 131.

Листы в тетради с набросками театральных костюмов для придворных спектаклей в Эрмитажном театре. 1900 (Кат. 100, 101)

Тетрадь содержит 42 листа.

На обложке тетради наклейка с типографским текстом: Зичи. Художник Его Императорского Величества. Симеоновск. пер. № 1/32. Вверху слева на наклейке надпись автора чернилами: Bals 1900 (Балы)

Происхождение: основное собрание Эрмитажа; пост, в 1928 из Зимнего дворца Литература: Алешина 1975, с. 233



100. Пять персонажей в театральных костюмах





Внизу надпись рукою художника: Les acteurs и его же пометки о цвете костюмов Карандаш, акварель. 167 х 105 Инв. № ОР-35634

Возможно, второй персонаж слева – Гамлет, объясняющий актерам характер декламации текста. Наброски сделаны во время подготовки к спектаклю “Трагедия о Гамлете, Принце Датском” У. Шекспира. Перевод К.Р. (Великого князя Константина Константиновича). Спектакль состоялся 17 февраля 1900 г. в Императорском Эрмитажном театре (подробнее см. кат. 101).



101. “Убийство Гонзаго”



“Убийство Гонзаго ”. Карандаш, акварель. 1900. Кат. 100



В левой части листа: щит со словами Убийство Гонзаго, фигура актера и над ним надпись в виньетке Сад.

В правой части листа – три актера, над ними надпись: Personnages de la Cour (Придворные). Многочисленные

пометки о цвете

Карандаш, акварель. 167 х 105

Инв. № ОР-35635

Наброски относятся к сцене “Мышеловка” (The Mousetrap, act III, scene II), где идет речь об убийстве герцога Гонзаго, – в спектакле “Трагедия о Гамлете, Принце Датском” У. Шекспира в переводе К.Р (см. кат. 100). В роли Гамлета выступал великий князь Константин Константинович (1858-1915), член Государственного совета, автор сборника стихов и нескольких пьес.

Впервые пьеса “Гамлет’ в переводе К.Р (литературный псевдоним Константина Константиновича Романова) была исполнена в организованных им “Измайловских досугах\" – своеобразном литературнотеатральном объединении офицеров Измайловского полка. Роль Гамлета в этом спектакле также исполнил К.Р.

А. К.-Г.

Листы в тетради с разными набросками. 1900 (Кат. 102, 103)

Тетрадь содержит 35 листов.

На обложке тетради наклейка с типографским текстом: Зичи. Художник Его Императорского Величества. Симеоновск. пер. № 1/32. Вверху слева на наклейке надпись автора чернилами: Spala, Livadia 1900

Происхождение: основное собрание Эрмитажа; пост, в 1928 из Зимнего дворца Литература: Алешина 1975, с. 233



102. Четверо мастеровых за работой, сидящих на скамье у стены дома



Внизу справа дата: 9 Sept.

Карандаш. 205 х 170 Инв. № ОР-35851

Набросок сделан с натуры и, судя по дате, исполнен в Ливадии.



103. Выступление полкового оркестра на улице перед офицерами и придворными дамами



Вверху слева дата: 10 Sept.

Карандаш. 205 х 170 Инв. № ОР-35852

Ливадия – имение императора на южном берегу Крыма, где члены императорской семьи проводили летние месяцы.

А. К-Г.

Пояснения к каталогу

Из колоссального количества рисунков М. Зичи, хранящихся в Эрмитаже, для выставки отобраны 105 произведений. Большая часть их носит официальный характер, отражая деятельность Зичи как придворного художника, выполнявшего заказы Двора на протяжении многих лет. Поскольку интерес к театру при Дворе был велик, в каталоге приводится серия рисунков, посвященных театральным постановкам и шарадам.

В состав выставки вошли также некоторые жанровые зарисовки, сделанные на досуге для себя или частных лиц. Авторы каталога приносят глубокую благодарность научному сотруднику Эрмитажа Сергею Альбертовичу Летину, оказавшему помощь в идентификации ряда персонажей.

Материал каталога расположен в хронологическом порядке. Размеры приведены в миллиметрах. Если рисунок выполнен на обычной белой бумаге, материал не указывается. Автор каталожной карточки указан в конце каждого описания: А.С. Кантор-Гуковская (А.К-Г.), Г.А. Принцева (Г.П.).

Листы из альбома “Офицеры лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона”. 1852 (Кат. 1-3)

Альбом включает 14 листов, вложенных в черную кожаную папку.

Исполнен по заказу императрицы Александры Федоровны (1798-1860); с 1817 г. великая княгиня, жена великого князя Николая Павловича, с 1825 г. императрица. Происхождение: пост, в Эрмитаж в 1929 через ГМФ; ранее собрание Зимнего дворца Литература: Алешина 1975, с. 189



Кат. 1



1. Великий князь Николай Николаевич-старший



Внизу справа авторская надпись и подпись: peint dapres nature par Zichy

Желтоватая плотная бумага; гуашь, акварель, белила; наклеена на монтировочный лист с княжеской короной золотом вверху, над рисунком. 270 х 188 Инв. № ОР-39895

Великий князь Николай Николаевич-старший (1839-1891), третий сын императора Николая I. С 1852 г. генерал-инспектор по инженерной части, с 1859 г. командир Отдельного гвардейского корпуса; в 1864- 1880 гг. командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа. Генерал-фельдмаршал, во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. главнокомандующий Дунайской армией. С 1855 г. член Государственного совета.

Конно-пионерные инженерные кавалерийские войска предназначались для устройства переправ через реки и снабжались для этой цели понтонными парками. Были учреждены в 1819 г. и состояли из одного гвардейского и одного армейского дивизиона, в 1862 г. упразднены.



Кат. 2



2. Князь Петр Романович Багратион



Внизу слева, на тумбе, подпись: Zichy

Желтоватая бумага; гуашь, акварель, белила; наклеен на монтировочный лист. 290 х 200 Инв. № ОР-39897

Князь П.Р. Багратион (1818-1876), племянник Петра Ивановича Багратиона, героя Отечественной войны 1812 года. В 1835 г. юнкер лейб-гвардии Конно-пионерного эскадрона; в 1840 г. назначен адъютантом к исправляющему должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В 1845 г. адъютант герцога Максимилиана Лейхтенбергского, сопровождал его в заграничных поездках и имел ряд иностранных орденов. В 1852 г. получил звание флигель-адъютанта и прикомандирован к лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. В 1856 г. командир Собственного Е.И.В. Конвоя. В 1865 г. получил чин генерал-лейте- нанта. За свои труды по инженерным и артиллерийским наукам о применении гальванизма к инженерному делу награжден орденом Св. Станислава III степени.



3. Ричард Иванович Трувеллер



Внизу справа подпись: Zichy

Плотная бумага желтоватого цвета; гуашь, акварель; наклеен на монтировочный лист. 268 х 188 Инв. № ОР-39896

Сведения о Р.И. Трувеллере очень малочисленны: в 1852 г. он штабс-офицер лейб-гвардии Конно-инженерного дивизиона; ордена Св. Анны и Св. Станислава на его мундире свидетельствуют о его достаточно высоком положении; в 1861 г. отставной инженер-майор, занимавшийся поставками сверхмерного кирпича для постройки трех мостов на линии Николаевской железной дороги. В Русском провинциальном некрополе зафиксировано захоронение вдовы генерал-майора Екатерины Карловны Трувеллер (1824- 1900). Судя по изданию “Весь Петербург” за 1900 г., на 2-й линии Васильевского острова проживал сын Ричарда Ивановича – Николай Ричардович Трувеллер, полковник по адмиралтейской части 18-го Флотского экипажа, а его внук – Владимир Николаевич Трувеллер в 1905 г. был мичманом 10-го Флотского экипажа в Кронштадте.

А. К.-Г.

Листы из альбома “Офицеры лейб-гвардии Конной артиллерии 2-й легкой батареи”. 1852 (Кат. 4, 5)

Альбом включает 13 листов, вложенных в черную кожаную папку.

Исполнен по заказу императрицы Александры Федоровны.

Происхождение: пост, в Эрмитаж в 1929 через ГМФ; ранее собрание Зимнего дворца Литература: Алешина 1975, с. 189



Кат. 4



4. Великий князь Михаил Николаевич



Внизу справа авторская надпись и подпись: print d’apres nature par Zichy

Плотная бумага желтоватого цвета; гуашь, акварель, белила; наклеен на монтировочный лист с княжеской короной золотом вверху, над рисунком. 300 х 210 Инв. № ОР-39905

Великий князь Михаил Николаевич (1832-1909), младший сын императора Николая I. С 1852 г. и до конца жизни начальник артиллерийского технического снабжения; генерал-фельдцейхмейстер; шеф 2-й бригады Конной артиллерии; в 1863-1881 гг. генерал-фельдмаршал; наместник Кавказа и командующий 2-й Кавказской армией; в 1881-1905 гг. председатель Государственного совета.



5. Штабс-капитан Эйлер



Внизу справа подпись: Zichy Гуашь, акварель. 268 х 188 Инв. № ОР-39908

Вписан в инвентарь как изображение штабс-капитана Эйлера. Возможно, Яков Леонтьевич Эйлер, штабс- капитан лейб-гвардии Конной артиллерии 2-й легкой батареи. В 1860-х гг. служил в Артиллерийском департаменте Генерального штаба.

А.К.-Г.



Кат. 15



15 . Николай I на строительных работах. 1853



Внизу справа подпись и дата: ZICHY 1853

Бумага желтая; черная акварель, белила. 303 х 408 (в свету)

Происхождение: пост, в 1979; ранее в составе бывшего Исторического отдела ГМЭ Инв. № ЭРР-8031

Литература: Публикуется впервые

Николай I изображен в центре группы инженеров и чиновников на строительстве пригородного дома в окрестностях Петербурга (вероятно, в Петергофе). Второй справа от императора архитектор А.И. Штакеншнейдер.

Г. П.



16 . Неловкая встреча в день дежурства (офицер в пролетке). Начало 1850-х



Внизу справа подпись: Zichy

Картон; графитный карандаш, акварель, белила. 302 х 242

Происхождение: пост, в 1941 из бывшего Исторического отдела ГМЭ; до 1928 в ГМФ Инв. № ЭРР-902

Литература: Алешина 1975, с. 194

Лист из жанровой серии “Медовый месяц выпущенного офицера”, состоящей из пяти юмористических сюжетов: молодой офицер, любующийся на новый мундир, праздник обновления мундира с друзьями, вид передней после праздника, прогулка офицера с девицей в служебное время и неудачная встреча с генералом, узнавшем молодого человека. Как следствие всех этих вольных развлечений сюжет последней акварели – офицер на гауптвахте.

Серия датируется началом 1850-х гг., когда Зичи не получал придворных заказов и писал жанровые сцены и другие рисунки для продажи.

Г. П.



Кат. 22



22. Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Федоровны и великой княгини Александры Иосифовны. 1857



Внизу справа подпись и дата: Zichy 1857

Мягкий черный и графитный карандаши, местами тронут белилами; круг, бумага наклеена на паспарту 390 х 400

Происхождение: пост, в 1928 через ГМФ Инв. № ОР-38954

Литература: Публикуется впервые

Рисунок поступил в Эрмитаж как портрет трех великих княгинь. Тем не менее сходство двух персонажей с обеими императрицами не вызывает сомнений. Ряд обстоятельств позволяет связать рисунок с торжествами, сопутствовавшими коронации императора Александра II, и назвать имя третьего персонажа. Как записала в своем дневнике А.Ф. Тютчева, фрейлина императрицы Марии Александровны, на протяжении нескольких дней (2, 3, 9 сентября 1856 г.) в Кремлевском дворце в Москве устраивались придворные маскарады и балы, на которых присутствовали и высочайшие особы. 3 сентября 1856 г. состоялся народный бал, куда допускались все классы общества и который почтили своим присутствием императрица, великие князья и княжны. Там же была и великая княгиня Александра Иосифовна “в костюме наполовину польском, отороченном мехом, оттенявшем поразительно ее красоту” (Тютчева 2000, с. 262). Таким образом, решается имя третьего персонажа портрета – это великая княгиня Александра Иосифовна, жена великого князя Константина Николаевича.

Возможно, Зичи, по долгу службы зарисовывавший придворные события, сделал ряд предварительных набросков, по которым в 1857 г. сочинил и эту композицию.

А. К.-Г.



Кат. 23



23. Сцена коронации Александра II в Успенском соборе 26 августа 1856. 1857



Внизу справа подпись и дата: Zichy 1857 Картон; акварель, гуашь, белила. 527 х 700 Происхождение: пост, в 1954 из ГМР Инв. № ЭРР-5431

Литература: Алешина 1975, с. 193; Описание 1856, л. 33-35

Изображен один из эпизодов коронационного чина – коронование “императором государыни императрицы”.

Церемония коронации в России – большой государственный праздник, означающий освящение церковью власти монарха над страной. Со времени Ивана IV Грозного она происходила в Успенском соборе Московского Кремля. Торжественный чин венчания на царство, установленный при Иване Грозном, не менялся в последующие столетия.

В центре собора сооружали специальное возвышение с парадным балдахином, к возвышению вели покрытые бархатом ступени. На помосте стояли троны. При коронации Александра II их было три. В центре трон Московского великого князя Ивана III – для императора, справа трон царя Михаила Федоровича – для молодой императрицы и слева трон царя Алексея Михайловича – для вдовствующей императрицы Александры Федоровны, матери Александра II.

Коронация проходила по определенному ритуалу: после чтения молитв митрополит подносил императору порфиру и корону, которую император надевал сам, а затем принимал от митрополита скипетр. В ритуал входило также коронование императрицы, опускавшейся перед императором на колени, который возлагал ей на голову малую корону. Этот момент и запечатлел на акварели М. Зичи.

Позади императорской четы стоят их ассистенты – великие князья и генерал-адъютанты. На площадке ниже члены царской семьи, представители европейских дворов, справа внизу иерархи православной церкви.

Датировка акварели 1857 г. означает, что Зичи повторял ее по желанию кого-либо из высокопоставленных заказчиков.