Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Александр Чубарьян

L\'DORADO, роман о казино

Вместо предисловия

В названии произведения употребляется слово роман, но романом это не является. Вообще считаю, что в данной работе отсутствует какая-либо литературность. Набор выдуманных историй и ничего более. По прочтении я также обнаружил множество ошибок в аналитических выкладках, поэтому у меня имеется просьба к потенциальным читателям – уважаемые любители игры, не забывайте, что все описанное – это не более чем фантазия автора. Спасибо.

hre-nius.

ГЛАВА 1

Казино Bellagio находится на Тверской. Если идти по улице от Пушкинской площади к Маяковской, то примерно посередине. Нужно повернуть налево сразу после книжного магазина, и будет виден яркий, светящийся красными огнями, вход. Выиграл деньги в карты – рядом всегда готовы помочь тебе их потратить. \"Легко пришли – легко ушли\" – вот девиз многих посетителей казино. Многих, но не всех. К сожалению, приходят деньги далеко не всегда. Гораздо реже, чем уходят. Я из тех игроков, которые выигрывают больше, чем проигрывают. Победы и поражения сменяют друг друга, но в целом я всегда в плюсе. И это дается мне непросто. Я считаю карты на блэкджеке. Тяжелый и кропотливый умственный труд, которому предшествовали месяцы постоянных тренировок. Мой баланс встреч с казино положителен. Игра – это моя работа, выигрыши – моя зарплата. Честно и справедливо заработанная.

Четверг. Десять вечера. Захожу в Bellagio.

– Выньте металлические предметы, – охранник окидывает взглядом.

Вынимаю телефон и зажигалку. Прохожу через металлоискатель. Я внутри. Сдаю куртку в гардероб, иду к кассе и меняю пятьсот долларов.

Поднимаюсь на второй этаж, на первом делать нечего – в одном зале автоматы, во втором покер и блэкджек. Четыре стола, на блэкджеке – шаффл-машины. Такие специальные ящики, в которых постоянно тасуются колоды. Считать бесполезно, у чертовых машинок выиграть невозможно. За этими столами играют те, кто приходит, чтобы проиграть. А я пришел, чтобы выиграть. Поднимаюсь по лестнице, ступени обиты чем-то мягким, шагов не слышно. Никаких посторонних звуков, ничто не должно отвлекать от игры. Только шелест карт и стук шарика по рулетке. На втором этаже маленький зал. Приглушенный свет. Два стола, один для джека, один для покера. На блэкджеке ручная сдача, игра в восемь колод. Стандартные правила, есть surrender на тусе. Тут и ставки побольше, минимальная – десять долларов против пятерки этажом ниже. Сразу играть не сажусь, заказываю минералку со льдом, встаю около стола, наблюдаю.

Свободны только два первых бокса. Четверо играют, еще двое смотрят. Первый игрок – мужчина лет пятидесяти. Мятый коричневый пиджак, нервные трясущиеся руки. Пьет водку, закусывает бутербродом с семгой. Инженер-алкоголик. Всю жизнь страдает от злобной жены и перманентного похмелья. Когда удается заныкать от супруги немного денег, бежит в казино и спускает все подчистую. Играет стандартно для людей с большим опытом. Близко к базе, но не идеально. В тонких ситуациях постоянно допускает ошибки. Не рискует и не перегибает палку. Каждый кон – десять долларов и ни фишкой больше, для такого игрока результат не имеет значения, важно лишь ощущение свободы. Эти два часа, проведенные вдали от жены. Он готов заплатить за драгоценные минуты, и он платит. Немного. Баксов двести. Больше такие не проигрывают.

Второй – мужчина кавказской наружности. На вид около сорока, типичный таксист, эмоциональный и громкий. Комментирует действия игроков за столом. Играет плохо и азартно. Ставит тоже по десять долларов, это минимум на столе. Если проигрывает три раздачи подряд – поднимает до двадцати пяти. Если снова проигрывает, то накидывает еще пятачок. Около него столбик высотой в сто пятьдесят грина, думаю, что это все его деньги. Кавказец подтверждает мою догадку, меняя фишки по пять баксов на одну стодолларовую, когда ему приходит крупный выигрыш. Сразу же бережливо прячет фишку в задний карман джинсов. Через пятнадцать минут, агрессивно матеря дилера, достает ее обратно, меняет на двадцать фишек по пять. И заходит по десятке на бокс. Ему приходит пятерка и тройка, дилеру четверка. Удваивается и проигрывает. С такой игрой по моим подсчетам ему остается не больше десяти минут. Пьет коньяк.

Слева от \"таксиста\" сидит девушка, достоинства которой исчерпываются длинными ногами. Играет равнодушно и по подсказкам дилера. Второй или третий раз в казино. Курит тонкие сигареты. Такое ощущение, что проигрывает не свои деньги. Точно, так и есть. Встает и идет за покерный стол к своему пожилому спутнику, берет у него фишки на триста долларов и продолжает спускать их в блэкджек. Девушке скучно.

На последнем боксе играет молодой парень. Денег немного, баксов пятьдесят – семьдесят. Рубит точно по базе, один в один, ровно и правильно. Карты не считает. \"Инженер\" и \"таксист\" злятся на него, когда он по их мнению запарывает раздачу и дилер набирает двадцать одно вместо перебора. Парень не обращает на них внимания. Пьет виски с колой, курит халявные давыдов лайтс.

Около стола стоят двое. Товарищ \"студента\" тоже пьет бесплатный виски с колой, по ходу они заехали бухнуть перед дискотекой. Высокий мужчина, коротко-стриженые седые волосы, одет просто, но со вкусом. Внимательно следит за игрой и собирается войти, как только кто-то освободит место. \"Таксист\" сливает ровно по моему прогнозу, через десять минут. Он хлопает в ладоши, увесисто матерится, встает из-за стола и уходит. Впереди у него бессонная ночь бомбилы, в течение которой он будет отбивать проигрыш. Седой сразу занимает его место, разменивает пять сотен по двадцать пять, заходит на два бокса по четвертаку. Играет по базе.

Я дожидаюсь шаффла и занимаю два первых бокса. Собираю свои фишки в несколько ровных столбиков. Играю на двух боксах по десять долларов. Считаю. Есть несколько систем, чтобы считать карты. \"Hi-Opt\", \"Половинки\", \"Система Торпа\", \"Плюс-минус\". Смысл этих систем состоит в том, чтобы игроку не приходилось запоминать все карты, которые вышли из колоды. Распространенная схема – \"Плюс-минус\". Если выпадает двойка, тройка, четверка, пятерка или шестерка, то к текущему счету прибавляется единичка. Если семерка, восьмерка или девятка, то ничего не прибавляется и ничего не отнимается. Если выпадает десятка, картинка или туз, то отнимается единичка. В самом начале счет равен нулю. Например, дилер сразу сдает двойку и пятерку, а себе вальта. Текущий счет равен один плюс один минус один. То есть единице. И так далее. В контрольные моменты игрок делит текущий счет на количество колод, которое осталось, и получает \"реальный счет\" карт. Чем больше \"реальный счет\", тем больше шансы игрока на победу. Если \"реальный счет\" равен плюс десять, то шансы игрока повышаются на семь и четыре десятых процента. Если плюс пять, то на три и тридцать две сотых процента. Это значит, что чем больше счет, тем агрессивнее должен выступать игрок – поднимать ставку, изменять базовую стратегию в зависимости от счета. Самое сложное – это определять \"на глазок\" сколько карт из восьми колод осталось у дилера. Дело опыта. Счет же и база идут автоматически. Если меня разбудить среди ночи и спросить, какой ход делать, при таком-то счете при таком-то раскладе, то отвечу, не задумываясь.

Два шаффла неудачные. Счет постоянно отрицательный. Поэтому просто играю по базовой стратегии. Бултыхаюсь в нуле. Проиграю баксов пятьдесят, потом выиграю. То плюс, то минус. Когда дилер начинает третий раз мешать карты у меня четыреста восемьдесят баксов. Баланс – минус двадцать. Парень на последнем боксе все проиграл. Они с приятелем допили виски и ушли. \"Инженер\" выиграл долларов пятьдесят – шестьдесят. Временное явление. Седой так же, как и я, на нулях. За девушкой не слежу. Дилер раскладывает карты в несколько стопок. Тщательно мешает каждую. Потом собирает все карты вместе. Девушка тянет руку, чтобы срезать. Для нее эта самая интересная часть игры. Никто за столом не против. Она довольная срезает. Начинается третий шаффл. Снова играю по минимуму на два бокса. Жду благоприятного расклада. Может так случиться, что сегодня он не наступит. Ничего. Тогда просто поиграю по базе. Если повезет, то что-нибудь выиграю. Может, проиграю. Когда-нибудь счет все равно будет благоприятный. Не сегодня, так в следующий раз.

На глаз определяю, что вышло уже примерно две колоды из восьми. Счет плюс два. Маловато. Жду плюс пяти. Пару раз ловлю блэкджек. Карта идет неплохо. Шестьсот двадцать долларов на руках. Выходит третья колода. Счет плюс четыре. Остается еще чуть-чуть. Я не замечаю ничего вокруг. Все внимание только на картах. Хорошо, что девушка играет плохо и игра постоянно замедляется из-за нее, потому что дилер начинает объяснять, какой ход лучше сделать. Успеваю считать. Не сбиваюсь. Несколько сдач подряд выходят мелкие карты. Счет увеличивается. Меряю взглядом оставшееся число карт в \"башмаке\". Осталось четыре колоды. Столько же ушло. Счет плюс пять с копейками. Поднимаю ставки на боксах до тридцати долларов на каждом. Две сдачи подряд у дилера перебор. Выигрываю. Счет почти плюс шесть. Поднимаюсь до пятидесяти. На первый бокс приходит четверка и семерка. На второй – дама и туз. У дилера пять. Супер. На первом удваиваюсь. На втором блэкджек – выплата три к двум. В этот кон я зарабатываю сразу триста пятьдесят баксов. А счет тем временем все растет. Прочь страхи и сомнения. Нужно брать свое. И я беру. Выступаю по сто долларов. Как там дела у остальных, мне уже по барабану. Я весь в игре. Чувства накалены до предела. Я наэлектризован. Напряжен. Вот оно – то самое, ради чего люди приходят в казино. То состояние, ощутив которое однажды, ты – на крючке. Попался. Хороший ты игрок или плохой, считаешь карты или нет, мошенник или просто лох – это уже не имеет значения. Сути дела это не меняет. Теперь ты не человек – ты оболочка. Пустая и бесчувственная. И жизнью ты наполняешься только здесь. В этих обитых темным бархатом стенах. В этом тихом царстве игры и азарта.

Седой встает со своего места и подходит ко мне:

– Не возражаешь, если я поставлю на тебя?

– Можно.

Он сгребает свои чипы и ставит по пятьдесят долларов на мои боксы так, чтобы его фишки стояли под моими. Сам отходит в сторону. Это означает, что он просто предоставил мне свои деньги. Я делаю ходы, я решаю брать карту или останавливаться, удваиваться или сплитовать. Если бокс выигрывает, то деньги получаем и я и он. Я – за свою ставку, он – за свою. Если бокс проигрывает, то проигрываем мы вместе. Он просто понял, что у меня пошло. И он прав. Карты выходят из игры, а счет постепенно растет. Когда дилер доходит до засечки, то есть когда в \"башмаке\" остается две колоды, он интересуется – хотим ли мы добить все до конца или можно перемешать колоды. Я прошу доиграть, еще бы такой отличный расклад. Девушке все равно. \"Инженер\" кивает. Доигрываем. Дилер начинает мешать колоды. Четвертый шаффл.

Фишки разбросаны вокруг меня, их очень много. С какого то момента я перестал складывать их в столбики. Подсчитываю сколько всего. Тысячи двести сорок долларов. Седой доволен. Он тоже в плюсе. Протягивает мне руку:

– Молодец.

– Стараюсь, – пожимаю руку ему в ответ.

– Хорошая игра, – \"Инженер\" поворачивается ко мне, поднимает стопку водки и выпивает.

Тем временем дилер закончил перемешивать карты и, игра началась. Вхожу по десять баксов. Счет-то нулевой. Следует несколько неудачных конов. Черная полоса, но это естественно. За взлетами следуют падения, за падениями – взлеты. В картах все как в жизни. Пересижу этот момент на минимуме и потом снова подниму. У пит-босса ворчит рация. Она тихо переговаривается с кем-то, потом что-то шепчет дилеру. Дилер смотрит на меня и произносит:

– Вам отказано в surrender на тузе.

– Почему? – Спрашиваю.

– Без объяснения причин.

– Вот уроды, – ругается инженер и жестом показывает пит-боссу, чтобы принесли водки и бутерброд.

Отказ в surrender на тузе это сразу минус один процент. Другими словами даже счет карт не спасет. Теперь я буду просто проигрывать. Но этого я делать не собираюсь. Двигаю фишки дилеру и прошу разменять на крупные, чтобы не тащить всю эту кучу в кассу. Получаю тысячу двести, встаю и ухожу.

Обмениваю деньги, подхожу к гардеробу, одеваю куртку. На выходе рядом с охранниками стоит симпатичная девушка-администратор.

– Молодой человек, – обращается она ко мне, – у вас Black Card.

– Не понял?

– У вас черная карта. Больше в нашем казино вы играть не сможете.

Молча улыбаюсь ей в ответ и выхожу из казино.

На улице достаточно прохладно.

ГЛАВА 2

Я снимал комнату в районе Академической. Сталинский дом, огромная лестница в подъезде, высокие потолки. Во дворе фонтан. Летом он даже работал. Никогда до этого не видел фонтаны во дворах. По утрам около него тусовались бомжи. Мылись и стирались. Вечером жители окрестных домов расслаблялись пивом. Недалеко находился супермаркет, лавочки около него облюбовала для себя местная молодежь. Был слышен мат и смех. Рядом всегда стояло несколько машин, из открытых дверей тянуло блатняком. Человек в телогрейке, жиган-лимон, централ. В общем, стандартно.

Когда дама бальзаковского возраста с именем Джульетта, (больше подходившим для сценического псевдонима какой-нибудь стриптизерше, чем сотруднице риэлтерского агентства), вела меня на рандеву с хозяйкой квартиры, я искал положительные моменты в близости к станции метро и центру Москвы.

Когда хозяйка знакомила меня с проживавшими в двух других комнатах семейными парами, я радовался, что договорился о хорошей цене. О том, что с этим зоопарком мне предстояло прожить целый год, я особо тогда не задумывался. Наверное, зря.

Кузя и Аленка приехали в Москву из Воронежской области. Кузя работал охранником в банке. В основном, в ночную смену. Охранником он был не только по профессии. Охранником он был по жизни. Высокий, большой, тупой и угрюмый. Контактов с ним я старательно избегал. Вообще-то в реальности его звали Миша, но я и мои друзья всегда называли его Кузя. Почему Кузя? Кузя – друг Аленки, все просто.

Аленка работала периодически. Периоды были короткими. В свободное время она сидела на кухне и болтала по телефону. На другом конце провода висела некто Анька. Аленка щелкала семечки и обсуждала свои насущные проблемы. Кузя приходил утром, ел и ложился спать. Просыпался под вечер, снова ел и. они с Аленкой шли в душ. Из-за двери через некоторое время раздавались звуки любви. По ходу у этого мутанта вставал только в ванной. Если кто-то из жильцов не успел помыться до этого времени, то крупно обламывался. Водные процедуры Кузя с Аленкой принимали долго, и заходить в ванную после них категорически не хотелось.

А еще Аленка пела. По вечерам, когда Кузя уходил охранять, разговаривать с Анькой не хотелось, а из чатов ушли в оффлайн все Аленкины друзья, в такие моменты она брала в руки гитару и начинала музыкальные экзерсисы. Ее репертуар сельских песен по-настоящему ужасал. Однажды Кузя подарил ей караоке. Наверное, у Аленки был день рождения. В этот день живые позавидовали мертвым.

Другая семейная пара набрала на несколько очков больше по моей шкале оценки соседей. Накинул им пару пойнтов исключительно из-за отсутствия интимной близости в ванной комнате, а так все остальное, конечно, присутствовало и отталкивало.

Гене сорок лет. Тучный и бесформенный. Когда он не пьяный – у него похмелье. Когда пьяный, то еще не факт, что у него его нет. Лицо нездорового цвета, то синее, то зеленое, то сине-зеленое. Этакий хамелеон, меняющий окрас в зависимости от названия выпитого напитка. Говорят, что хозяева собак со временем становятся похожи на своих питомцев. С Геной похожая тема, только он похож не на собаку, а на своего тезку из мультика про Чебурашку. Добрые глаза, здоровая рожа, ну, и зеленоватый оттенок. Куда без него?

Гена ходил по дому в белой, ну как в белой, в изначально белой, майке и китайских тришках спортивного покроя. Работал он предпринимателем.

Его жена большую часть своей жизни проводила на кухне, и что-то жарила, жарила, жарила. Фанатично и со злорадством. С большим количеством масла, гарью и дымом.

У Гены была фирма. Рекламное агентство, как он говорил. Они занимались наружней рекламой. Растяжки и прочее говно. Гена – генеральный директор. Три раза в неделю к нему приходил партнер по бизнесу, чувак со взглядом хронического неудачника. Заместитель генерального директора, по-видимому. Они с Геной оккупировали кухню и распивали водку. Наверное, это было либо совещание, либо переговоры. Короче, бизнес-процесс. Генино предприятие явно функционировало.

Зато у меня в комнате был балкон. Знаете, такие балконы бывают только в старых советских домах. Маленький по площади, незастекленный, с проржавевшими шатающимися перилами. Я выходил на него, внизу по тротуару бежали люди, чуть дальше по проезжей части сновали автомобили, справа два раскидистых тополя степенно раскачивали на ветру своими косматыми шевелюрами, а вверху синело небо. В тот год всегда стояла хорошая погода, летом тепло и ясно, зимой солнечно и морозно. И небо было удивительно синим. Я смотрел на прохожих, роняя пепел. Полгода назад я окончил университет, о прошлом еще не вспоминал, о будущем пока не думал.

В субботу я проснулся раньше, чем обычно, потому что Кузя пришел с работы и врубил Сектор Газа. Мудак. Дверь в его комнату была открыта нараспашку. \"Солнышко лучистое улыбнулось весело…\" – проорало из колонок. Девять утра, выходной день. Когда этот тупой урод поймет, что соседи спят в такое время? Поворочался в кровати, заснуть не получилось. Я встал, огляделся. Одежда раскидана по комнате, телевизор работал всю ночь, фикус на окне совсем загнулся от сигаретного дыма. Я нашел около кровати пульт и выключил телевизор. \"Водки пять бутылочек, завались и месиво. И поэтому мы, блин, затянули песенку…\" Это прекратится или нет? Я подошел к шкафу, включил музыкальный центр, повернул ручку громкости до упора и ушел чистить зубы. Дверь в комнату оставил открытой. Когда я вернулся, то соседняя комната была закрыта. Оттуда не раздавалось ни звука. Я выключил центр.

В холодильнике из еды было только шампанское. В фужере оно вызывающе зашипело. Зазвонил телефон:

– Проснулся? – Голос у Нинзи бодрый. Слишком бодрый для человека, которого вчера ночью я запихивал в такси в бессознательном состоянии. Похоже, что он уже выпил.

– Вроде проснулся, – ответил я.

– Я сейчас приеду.

– Купи шампанского.

Через полчаса в мое тихое субботнее утро ворвался Нинзя. Спокойные выходные с «валянием» в кровати и просмотром один за другим фильмов были обречены. Да здравствует двухдневное пьянство!

– Приколи, пальто вчера в такси оставил. А в карманах мобила была и десять штук, – прокричал Нинзя с порога. Огорченным он не выглядел, скорее наоборот. Несомненно, это был его плюс не переживать при потере денег.

– А звонил мне как? – Спросил я.

– Да утром новый телефон купил.

– А что ты лыбишься тогда, как идиот? Просрал пальто и лыбишься, – я скрутил пробку от шампанского, раздался хлопок, из горлышка повалила пена, – шампанского?

– Погода хорошая. Тепло. Вот и радуюсь, – Нинзя протянул фужер.

Я распахнул шторы и зажмурился, \"солнышко лучистое улыбнулось весело\". Открыл балкон, легкий весенний воздух рванул в комнату, прогоняя сигаретные выхлопы.

– Пошли на улицу. И пальто мне купим заодно, – Нинзя вопросительно посмотрел на меня.

Мы шли по направлению к Ленинскому проспекту. На улице было тепло, но я на всякий случай одолжил Нинзе свою куртку.

Наступила весна. Не по календарю. По-настоящему. Она ощущалась во всем. Витала в воздухе, оживала в деревьях, отражалась в лужах. Снег потемнел, смешался с землей, как будто зачерствел. Собаки не злились на прохожих, а лениво валялись, подставляя свои мохнатые спины солнечным лучам. Около кинотеатра Улан-Батор собралась толпа коллекционеров. Филателисты, филокартисты, нумизматы. Они разбились на кучки и оживленно переговаривались. Некоторые слонялись от одной кучки к другой. Около фонтана стояли парень с девушкой, держались за руки. Девушка смущенно улыбалась. На перекрестке Профсоюзной и Дмитрия Ульянова водители уступили нам дорогу и подождали, пока мы пройдем.

– Я – пьяный, – зачем-то сказал Нинзя. Видимо, он хотел, чтобы я это знал.

Мы дошли до площади Гагарина, пальто так и не купили, свернули к академии наук, высокому зданию с \"золотыми мозгами\" на крыше. Около академии наук есть смотровая площадка. Красивый вид на Москву-реку и Лужники. Мы встали, облокотившись на блестящие металлические перила. Смотрели и курили. По третьему транспортному сновали тачки. Их было много, ехали они быстро.

– Когда машину купишь? – Спросил я Нинзю.

– Не знаю, – Нинзя поплотнее запахнул куртку, на смотровой дул сильный ветер. – Мне на ней ездить некогда.

– Почему?

– По выходным я пьяный, – Он на несколько секунд задумался, потом произнес: – А по будням у меня похмелье.

– Купишь машину – перестанешь пить. Плюс? – Спросил я и сам же ответил: – Плюс.

– Никакой не плюс. Мне нравится так жить, и я пока живу. Как надоест – перестану.

– И что будешь делать тогда?

– Перестану пить, буду спортом заниматься, заведу семью, куплю машину, буду ходить в офис, приходить из офиса, смотреть телек, трахать жену, ложиться спать. И так каждый день. Правда, все это очень скучно, – он улыбнулся.

– А сейчас не скучно? Все одно и то же. По выходным бухать, по будням похмеляться. Клубы, бары. Бары, клубы. Занимаемся каким-то скотством. Смысл жизни – нажраться и потрахаться. У меня все это уже вот здесь, – я провел рукой по горлу.

– Эээ, парень, да ты взрослеешь, – как-то грустно произнес Нинзя. – В бильярд идем играть?

В здании РАН на втором этаже находилась бильярдная. Очень уютная. Мы иногда заходили туда поиграть в русский.

– Не, надоело. Пошли в казино. В Luxor. Тут рядом, – предложил я.

– Я ни разу не играл. Даже правил не знаю, – ответил Нинзя.

– Я тебе объясню по дороге. Идем.

– Ладно, – согласился Нинзя, – идем.

Три самые популярные игры в казино – рулетка, покер и блэкджек. Простые правила в рулетке – делай ставку на события и получай выигрыш, если повезло. Поставил пять баксов на красное. Выпало красное – получил десятку. Выпало черное – отдай пятерку. Можно играть на число, тогда выигрыш составит тридцать пять умножить на ставку. Можно на сплит или на стрит, то есть на два или на три соседних числа. Выигрыш семнадцать или одиннадцать к одному. Чем больше полей ты накрываешь, тем увеличивается вероятность того, что ты поднимешь, соответственно коэффициенты уменьшаются. Все просто и понятно. Поэтому рулетка – самая популярная игра.

Чтобы садится играть в блэкджек или покер, нужно для начала выучить основные стратегии, соблюдая которые, ты не будешь сливать деньги впустую, а хотя бы минимизируешь свои потери. Для блэкджека нужно держать в голове более двухсот вариантов расклада. Несколько часов потребуется на запоминание таблиц, а дальше только постоянная игра в казино доведет все до автомата. Не зная основы, подходить к столу для блэкджека – пустая трата времени. Тупо надеяться, что казино даст тебе выиграть. С покером ситуация похожая. Не зная основных принципов игры, будешь обчищен в момент. Ты даже не заметишь, как это произойдет. Просто в какой-то момент засунешь руку в карман и поймешь, что у тебя только двести рублей на такси до дома.

Больше всего различных стратегий на рулетке. Правда, ни одна из них не приведет к победе, и результат всегда будет одинаковый – ноль. Самая старая и самая известная тактика игры – это мартингейл. То есть, когда игрок ставит на цвет и в два раза увеличивает ставку в случае проигрыша. Казалось бы, все отлично. Поставил доллар – проиграл. Поставил два – снова проиграл. Поставил четыре – проиграл. Поставил восемь – выиграл. Итого, чистый доллар прибыли. Ведь рано или поздно твой цвет все равно выпадет. Значит, все потраченные деньги ты вернешь. Понятное дело, что если бы все было так просто, то никаких казино не было бы и в помине. Максимальная ставка. Все из-за нее. На каждом игровом столе можно ставить только в определенном диапазоне. Минимальная ставка – десять баксов. Максимальная – пятьсот. Как-то так. Сколько раз можно удваивать ставку от десяти до пятисот? Десять, двадцать, сорок, восемьдесят, сто шестьдесят, триста двадцать. Шесть раз. Не густо. Вероятность того, что шесть раз подряд выпадет не ваш цвет, равна, примерно, восемнадцать тысячных. Это значит, что такое происходит где-то один раз за пятьдесят пять спинов. Рискованная стратегия. Учитывая то, что когда вы шесть раз подряд проиграете, то поймете, что находитесь в полной жопе. А именно минус шестьсот тридцать баксов. Может это и не много, зато проиграете вы их очень быстро.

Есть две модификации мартингейла – даламбер и уайтакер. Игрок должен менять ставки в случае проигрыша. Но не удваивать. Немного иначе. Тогда число проигрышей подряд будет больше шести, но не ощутимо выше. Все равно рано или поздно вы проиграете. Существует также множество стратегий, когда игрок должен запоминать, какие числа выпадают и в соответствии с этим ставить или не ставить некую сумму денег. Все эти системы основаны на предположении, что существует закономерность в том, куда в очередной раз попадет шарик, потому что крупье раскручивает рулетку всегда с одинаковой скоростью и кидает шарик через одинаковые промежутки времени после раскрутки. Казалось бы, так оно и есть, но проверить это не представляется возможным. В любом случае все эти темы пробованы-перепробованы и ни одна не позволила игроку выиграть.

Лично мне оптимальной виделась стратегия, когда игрок ставит на шесть чисел (сикслайн), а в случае проигрыша увеличивает ставку, как в мартингейле, только не в два раза, а поменьше. В этой схеме можно играть, даже если выпадет восемнадцать проигрышей подряд, вероятность чего очень мала. Но уж если произойдет девятнадцать неудачных спинов, то не обессудь, но ты попал на очень круглую сумму.

Все это я рассказывал Нинзе, пока мы шли к Luxor. Он молча слушал. Иногда курил. Наконец, я закончил.

– И давно ты играешь? – Спросил Нинзя.

– Ни разу не играл. В теории все знаю. По работе пришлось разбираться.

– А в казино был до этого? – Поинтересовался он.

– Был несколько раз, – ответил я, – но не играл. Только смотрел.

Вообще-то Luxor – это отель. А казино там на первом этаже. Мы прошли через стеклянную крутящуюся дверь, пропищали ключами в металлоискателе, улыбнулись девушке-администратору.

Что сразу подкупает в казино, так это атмосфера. Войдя в Luxor, мы словно оказались в другом измерении. На полах мягкие ковры, ноги в них словно утопают, стены обиты звукоизолирующей тканью, окон нет. Со всех сторон раздаются звуки игровых автоматов. Внутри невозможно определить, сколько сейчас времени, день сейчас или ночь. В казино вообще не существует такого понятия, как время. Есть только игра. И ничего больше.

Мы прошли по длинной ковровой дорожке. По обе стороны ряды автоматов. Их так много, что разбегаются глаза. Куда ни глянь – везде автоматы. Наконец, мы попали в центр казино. Маленькое пространство заставлено игровыми столами. Они стоят почти вплотную друг к другу. Вокруг них толпа народа, взгляды сосредоточены, чувства накалены.

Мы обменяли деньги на фишки, заказали выпить и сели играть в рулетку. Новичкам везет. Это совершенно реальная тема. Не могу этого объяснить, но так есть на самом деле. То ли дилер на глаз определяет, что ты первый раз в игре, и кидает шарик в ту ячейку, в которую надо. А уж что-что, а это дилер точно умеет делать. То ли ты, плохо ориентируясь в правилах игры, делаешь нелогичные ходы и неоправданно рискуешь, что в конце концов дает результат. То ли ты совершенно мистическим образом притягиваешь к себе деньги. Но факт остается фактом – новичкам, действительно, везет.

И тогда нам тоже повезло. Мы ставили на сикслайн. Если проигрывали, то чуть-чуть увеличивали ставку. Самое длинное число проигрышей подряд было одиннадцать. В тот момент я думал, что мы слились подчистую. Нам хватало фишек еще на один спин. На кону стояло что-то близкое к ста долларам. Когда на двенадцатый раз выпало число из нашей шестерки, мы с Нинзей облегченно вздохнули. Получили фишки и встали из-за стола. Чистый выигрыш составил четыреста долларов или по две сотни каждому. Естественно, эти деньги мы пропили в тот же вечер. Точнее той же ночью. Ясное дело, что домой я попал только в пять утра. Пьяный, уставший и, главное, довольный.

Играть мне понравилось. Нинзе тоже. Мы всю ночь вспоминали подробности игры, наперебой обсуждая запомнившиеся моменты. Хотелось продолжать. Играть, играть и играть. Ощущение было такое, что мы знаем что-то, чего не знают остальные. Что у нас есть какое-то качество, которое позволяет побеждать. Такая смесь теоретических знаний, наглости, азарта и выдержки. Настоящий игроцкий коктейль. Мы не думали, что подсели на азартные игры. Мы вообще не задумывались над тем, что это может затянуть. Напротив, казалось, что в любой момент можно сказать – \"Хватит\" и этого будет достаточно. В любое время можно соскочить. Ведь мы же контролируем себя и свои чувства. Мы никогда не позволим страсти возобладать над разумом.

А раз так, то мы обязательно пойдем играть еще.

Как можно скорее.

ГЛАВА 3

– Вставай, вставай. В школу пора. – Мать трогает меня за плечо и легонько трясет.

Я потягиваюсь, приоткрываю глаза. Делаю вид, что просыпаюсь. Она уходит на кухню. Слышен звук наполняющегося водой чайника. Хлопает дверца холодильника. У меня есть еще десять минут до того, как она придет будить меня второй раз. Проваливаюсь в легкую приятную дрему.

– Все готово. Подъем. – Она снова тормошит меня. – Завтрак на столе.

Откидываю одеяло и сажусь на кровати. От холода кожа на руках покрывается маленькими бугорками. С кухни приятно тянет кофейным ароматом. Иду в ванную, засовываю руки под горячую воду, до красноты растираю лицо.

По смоленским меркам моя школа находится далеко от дома. Школа в центре, а живу я на Киселевке, это почти окраина. Рядом есть две школы, где я мог бы учиться, ходу до них пять минут. Но каждое утро я должен идти до остановки, ехать на автобусе, потом топать через парк. Потому что в гимназии специализированные классы, потому что школа нацелена на поступление своих учеников в институты, потому что там строгая дисциплина и лучшие учителя в городе. По крайней мере, так мне отвечали родители, когда я спрашивал их – почему все ребята из нашего двора ходят в шестнадцатую, а я должен каждое утро тащиться в эту дурацкую гимназию?

Автобус идет в семь тридцать пять. В семь тридцать я на остановке, хожу туда сюда до фонарного столба и обратно, стоять на месте очень холодно. Февраль в этом году в ударе, уже две недели температура не поднимается выше минус пятнадцати. Сегодня утром вообще минус двадцать три. Эх, еще бы два градуса вниз и можно было не идти в школу, при минус двадцати пяти отменяют занятия. На прошлой неделе во вторник отменили. Мы завтракали, а по радио объявили, что из-за холодов школы работать не будут. Я очень обрадовался, доел и пошел спать. Автобус приходит через шесть минут. Почти по расписанию. Проталкиваюсь через толпу к окну, царапаю ногтем заледеневшее стекло, потом дую на него, потом большим пальцем увеличиваю глазок и снова дую. Наконец, через него можно смотреть. Лбом прислоняюсь к стеклу, гляжу в окно. В темноте различаются силуэты деревьев, они причудливо изогнуты. Деревья плавно проплывают мимо. Становится плохо видно, глазок затягивается ледяной паутинкой.

В школе пусто, до занятий еще полчаса. У входа в раздевалку на стуле сидит пожилая уборщица, в ее глазах усталость и покой.

– Здрасьте, тетя Зина! – Звонко чеканю я.

– Давай, давай, проходи, не топчи, – ворчит она.

Спускаюсь в подвал, вытаскиваю сменку из шкафа, снимаю куртку и переобуваюсь.

Первый урок – география. Поднимаюсь на второй этаж, учительская открыта, внутри никого. Беру ключ от своего кабинета. Около дверей стоит бюст Пржевальского, путешественника, который что-то искал в Азии и нашел странную лошадь. Бюст большой и белый. Мраморный что ли? Пржевальский похож на Сталина, такие же солидные усы. Отвешиваю ему оплеуху и выхожу. Класс географии – соседний, открываю его и включаю свет. В кабинете тепло, мерно шумят батареи.

Сажусь за последнюю парту. Слева на стене висит огромная фотография, на ней Сенкевич с командой путешественников. Они стоят на палубе небольшого корабля, их лица спокойны. Внизу размашистая подпись – \"Смоленской гимназии. Юрий Сенкевич\". Класс постепенно заполняется, обмениваются кассетами с новыми частями \"тигра каратэ\", списывают домашку по математике. Я разглядываю фотографию, представляю себя на корабле вместе с этими моряками, перед глазами плывут картинки из \"Клуба Путешественников\" – джунгли Новой Гвинеи, лазурные воды Индийского океана, скалистые горы Норвегии, белоснежный песок на островах Фиджи. За окном темно, еще только полдевятого утра, стекло дрожит от ветра, из щели между стеной и рамой тянет холодом.

Начинается урок, учительница вызывает меня к доске:

– Животный мир тундры. – Спрашивает она злым невыспавшимся голосом.

– В тундре холодно, еще холоднее, чем здесь, поэтому в тундре вряд ли кто-то живет. Соответственно никакого животного мира там нет. – Отвечаю я, разглядывая ее серую, накинутую на плечи, шаль.

Она отрывается от заполнения классного журнала и внимательно, как будто с любопытством, смотрит на меня. Я знаю, что на самом деле ей все равно, хорошо ли я знаю ее предмет или плохо. Ее уже давным-давно ничего не волнует в этой жизни. После того, как ее муж не вернулся из экспедиции в горах Средней Азии, она потеряла интерес к происходящему вокруг. И вот она сидит и сверлит меня взглядом. А я отвожу глаза.

– Учил? – Устало выдыхает она.

– Нет.

– Давай дневник.

Приношу дневник, она открывает его, изучает мои оценки, перелистывает на прошлую, а потом и на позапрошлую неделю. Красные пятерки по математике бросаются в глаза. Они выделяются на фоне двоек и троек по остальным предметам.

– Нравится математика? – Спрашивает она.

– Ну, так…

– А география, что, совсем не интересна?

– Да нет. Интересна. Просто вчера Спартак играл, и животный мир тундры как-то прошел стороной.

Она рисует аккуратную двойку в моем дневнике и расписывается.

– Знаешь, а ведь ты мог бы хорошо учится, если бы захотел. Держи, – она протягивает мне дневник.

Я пожимаю плечами, беру дневник и сажусь за парту. Оставшееся до конца урока время вывожу на последнем листе тетради название панк-группы The Exploited.

Следующий урок – алгебра. Илья Аркадьевич, наш учитель, орет с порога:

– Сегодня контрольная, с парт все убрали.

Раздает специальные тетради для контрольных. Многие его не любят и даже боятся. Спрашивает он строго, но справедливо. В Смоленске это лучший учитель математики.

Я быстро решаю свой вариант, тетрадь с задачами сразу уходит по рядам. Илья Аркадьевич сидит за столом около доски, грызет карандаш, трет рукой морщинистый лоб и немного покачивается на стуле. Взад, вперед. Взад, вперед. По ходу не может решить какую-то задачу. Киря толкает меня в спину. Поворачиваюсь.

– Чего? – Тихо спрашиваю я.

– Помоги решить, – шипит он в ответ.

– Давай условие.

Он протягивает бумажку с задачами. Они такие же, как в моем варианте, только числа другие. Быстро решаю и передаю Кире. Он списывает, и его тетрадь также расходится по классу.

Наконец, звонок. Мы по очереди встаем, подходим к столу и кладем тетради перед Ильей Аркадьевичем. Он дожидается, когда все сдадут, выравнивает стопку, запирает тетради в шкафу на ключ и уходит обедать.

Полчаса перемена, надеваем куртки и выбегаем на улицу покурить. Прячемся за угол, чтобы директор не заметил нас с крыльца, Киря достает пачку союз-аполлона и угощает всех сигаретами. Обсуждаем контрольную, кто, сколько решил, кто, сколько успел списать. Я понимаю, что неправильно решил последнюю задачу. Нужно исправить.

Заходим в школу, от никотина кружится голова. Илья Аркадьевич еще обедает, это хорошо. Ключ от шкафа лежит у него в столе в верхнем ящике. Мы открываем шкаф, достаем тетради и начинаем исправлять последнюю задачу. У половины класса такая же ошибка, потому что они списывали у меня. Никто не спешит и не нервничает, пять человек на стреме по всему пути от столовки до кабинета математики. Да и исправляем ошибки мы таким образом после каждой контрольной. Так что дело привычное.

– Шухер. Идет, – раздается из дверей.

Мы кладем тетради в шкаф и запираем его. Ключ отправляется на свое место в верхний ящик стола. Завтра Илья Аркадьевич вновь будет приятно удивлен результатами работы.

На геометрии к доске отправляются сразу пять человек. Решают задачи из домашнего задания. Илья Аркадьевич подходит ко мне, пишет условие.

– Вчера решал варианты вступительных в МГУ. Вот эту задачу решить не могу. Посмотри, может, надумаешь чего.

Урок заканчивается. У нас обед, ученики вываливаются в коридор и спешат в столовку. Я задерживаюсь в кабинете.

– Не знаю пока, как решать. Дома еще подумаю. – Я подхожу к Илье Аркадьевичу.

– Давай. Через две недели уже олимпиада по математике. Ты готовишься?

– Ну, так, немного.

Он достает из стола книжку. Потрепанная обложка, мятые засаленные страницы. Сборник задач с областных олимпиад.

– Порешай дома. Тут хорошие примеры есть.

– Хорошо. Спасибо.

Я кидаю книжку в портфель и бегу в столовку.

После обеда только история и всё – можно идти домой. Слушать эту нудятину про политическое устройство буржуазной Европы невыносимо скучно. Я рву тетрадный лист на несколько кусков, разжевываю их во рту и слепляю шарики. Ручка тут же трансформируется в плевательное приспособление. Через несколько минут весь класс плюется друг в друга и давится от смеха. А история буржуазной Европы безвозвратно забыта. Карлон, так мы зовем препода, просит меня встать и покинуть его занятие. Встаю и покидаю. Да и пошел он со своей историей, пидор конченый.

Прихожу домой, включаю телевизор, там передача \"Парламентский час\". Придумать что-то еще более унылое очень сложно. От скуки начинаю решать задачи из сборника, который мне дал Илья Аркадьевич. В шесть часов звонит Киря.

– Пошли в гараж, – предлагает он.

– А что там? – Спрашиваю.

– Ну, пива попьем.

– Ну, пошли.

Гаражи находятся на самой окраине Смоленска, сразу за ними овраг, еще дальше – лес. В одном из них собираются знакомые чуваки, играют на гитаре, выпивают. Почти треть всего пространства занимает барабанная установка, пол усеян пустыми бутылками из-под пива и слабоалкогольного напитка \"Крейдяночка\", на стене нарисована огромная анархия, рядом портрет Сталина, в углу стоит старый телевизор с разбитым экраном, на нем трехлитровая банка, доверху набитая бычками. У входа пыльный диван, прожженный сигаретами везде, где только можно.

В гараже уже тусуются два чувака, один из школы, другого я не знаю. Здороваюсь, они протягивают пиво. Киря приходит минут через десять, приносит бутылку водки. Мы вчетвером бухаем. Появляются какие-то люди, приносят еще алкоголь, начинают играть музыку. В десять вечера я, шатаясь, выхожу на улицу. Темно и холодно. Пешком иду домой и постепенно трезвею. Прихожу, родители уже спят. Я тихо пью чай на кухне и смотрю в окно, где снежные хлопья кружат в оранжевых отсветах фонаря. Валит снег, а, значит, завтра будет не так холодно. И это хорошо.

ГЛАВА 4

В июне я переехал на новую квартиру. Прожил год в коммуналке на Академической и покинул ее без сожаления. Ежедневный зоопарк соседей, наглухо прибитая старуха-хозяйка, шансон во дворе из настежь открытых шестерок реальных пацанов. Я остался должен соседям за свет и старухе за месяц проживания. Маленькая месть маленького человечка.

Я снял двухкомнатную квартиру на улице Гарибальди. Рядом находилось казино Four Seasons. Это заведение стало для нас с Нинзей вторым домом.

Выиграв в Luxor в рулетку, мы еще несколько раз играли в нее, но неудачно. «Если хотите выиграть в рулетку, то никогда в нее не играйте». Ага, Эйнштейн был умный чувак. Честно заработать денег на рулетке невозможно. Мы с Нинзей остановили свой выбор на блэкджеке. Единственной игре в казино, где можно заработать деньги своим собственным умом. Да и соображать то особо не требовалось. Сиди себе, да карты считай, а в нужные моменты просто поднимай ставки. Нужно только иметь хорошую память и натренироваться быстро считать, складывать, отнимать и иногда делить. И придет успех.

Блэкджек похож на «очко». Игровой процесс таков: дилер сдает игроку две карты, а себе одну и открывает ее. Игрок смотрит на свои карты, например, валет и восьмерка. В сумме этот составляет восемнадцать, потому что все картинки дают десять очков, а туз дает либо одно, либо одиннадцать. Итак, у вас восемнадцать на руках, а у дилера пятерка. Вы говорите \"еще\", и дилер сдает вам карту. Или говорите \"хватит\". Если \"хватит\", то дилер набирает себе. Причем набирает он до того момента, пока у него на руках не будет семнадцати очков или больше. Если он взял семнадцать или больше, то он обязан остановиться. Если дилер перебрал, то игрок выиграл. Когда дилер останавливается, то у кого больше очков – тот и победил. Выигрыш выплачивается один к одному. То есть ты поставил сто баксов, набрал больше, чем дилер, и получил двести баксов. Сто своих и сто выигрыша. Вот такая арифметика.

А если повезло и тебе выпало двадцать одно двумя картами, десятка и туз. То это называется блэкджек. Выигрыш – три к двум. Ставишь сотку, получаешь двести пятьдесят. Чистый плюс сто пятьдесят долларов.

Вот почти все правила классического блэкджека. Есть еще несколько – double, split, surrender, бонусы, но это уже мелочи.

Этих знаний о блэкджеке уже достаточно. Можно садиться за стол и играть. Дилер подскажет в трудных ситуациях и посоветует, какой ход сделать. Можно играть, даже ничего не зная о правилах, а просто слушать дилера и делать так, как он говорит. Естественно, вы все проиграете, но сделаете это существенно медленнее, чем, если бы играли без подсказок. В казино нельзя проиграть немного, в казино нельзя проиграть половину от той суммы, которая у вас есть, нельзя проиграть десять долларов, встать и уйти. Можно проиграть только всё. Целиком и полностью. Таковы правила игры. Таков закон казино. Это знают все, причем знают еще до того, как первый раз зашли в заведение, чтобы поглядеть, что оно представляет изнутри. Знают, но заходят. Знают, но несут свои кровью и потом заработанные деньги. Чтобы отдать всё, чтобы заплатить и получить еще каплю наркотика, наркотика, гораздо опаснее героина, наркотика, который не убивает избранных членов общества, а который серпом срезает их под самый корешок. Наркотика мирового, планетарного масштаба. Наркотика под названием \"азарт\".

В Luxor я получил ощутимый внутривенный впрыск. Несколько проигрышей в дальнейшем лишь усилили эффект. Происходит привыкание, адаптация и, наконец, зависимость. Ты еще не понимаешь, но уже сидишь и сидишь плотно. И чем дальше, тем глубже \"азарт\" проникает в твой организм, подавляя спасательные инстинкты. Подавляя и сжирая всё на своем пути.

И через несколько месяцев ты больше не человек!

Пути назад нет, мосты сожжены!

Ты – игрок!!!

Добро пожаловать в мир удачи!!!

Все стратегии игрока в блэкджек сводятся к следующему: в игре восемь колод, то есть восемь умножить на пятьдесят два, джокеров нет, получается четыреста шестнадцать карт. Вероятность того, что дилер достанет из колоды определенную карту, например, туза червей, равна восемь разделить на четыреста шестнадцать, то есть одной пятьдесят второй. И такая вероятность выпадения изначально для всех карт. Но как только игра начинается и, карты из колоды потихоньку выходят, все вероятности изменяются. Идеальный игрок должен после каждого хода вычислять вероятности появления каждой карты и считать свои шансы, исходя из конкретного расклада. То есть, глядя на свои карты и карту дилера. У игрока есть несколько возможностей продолжения игры – взять карту (take), остановиться (stand), удвоить ставку (double), разделить карты (split) или отказ от игры (surrender). Он подсчитывает свои шансы, учитывая все возможные варианты развития игры, и делает тот ход, где шансы на победу больше. Вот и вся стратегия блэкджека в общем случае. Больше тут выдумать с математической точки зрения нечего.

Но как использовать эти знания в реальной игре? Не будем же мы прямо в казино высчитывать на компьютере все вероятности. Заранее все рассчитать не удастся, потому что различных раскладов в восьмиколодной игре миллионы, если не больше. Запомнить их все, конечно, нереально. Смотрели фильм \"Человек дождя\"? Там Дастин Хоффман поднимает кучу лаве на блэкджеке. Полная чушь. Это невозможно. То есть в блэкджек можно выиграть и можно делать это регулярно. Но для этого нужно сутками сидеть за столом. Нужно ждать определенного состояния колоды, которое наступает редко. И только в эти моменты взвинчивать ставки и играть агрессивно. Только так и никак иначе.

Чтобы применить свои математические способности на практике делается следующее предположение – колода бесконечна. Тогда вероятность появления каждой карты в любой момент равна одной пятьдесят второй. И пересчитывать варианты, после того как дилер достает карту из колоды, не нужно. Они не меняются. Так как колода всегда остается бесконечной. Возникает определенная схема действий, которая называется базовой стратегией игры в блэкджек или базой. База говорит игроку, какой ход он должен сделать в данной ситуации. Чтобы ее выучить, нужно зазубрить двести – двести пятьдесят вариантов расклада. А это не так трудно, как кажется. Мы с Нинзей запомнили базу за два часа и через неделю ежедневной игры в казино знали ее идеально. База снилась мне по ночам, базу я видел в электронных часах в метро, видел ее в цифрах на ценниках в магазине. База являлась мне в любом числе от двух до двадцати одного. Базу я знал идеально.

Но, к сожалению, не все так просто. Базовая стратегия не увеличивает выигрыш, она всего лишь уменьшает проигрыш. А если точнее, то она сводит его почти к нулю. А если совсем точно, то со ста долларов вы оставите дилеру лишь девять центов. Неплохо? Я считаю отлично.

Почти каждый день мы с Нинзей встречались после работы около метро Новые Черемушки и шли в Four Seasons. Играли в блэкджек примерно два часа и разъезжались по домам. Чтобы поспать, протянуть на работе следующий день и снова вернуться сюда. Мы жили по два часа в день. Время вне казино тянулось как резина. Казалось, что днем часы замедляли свой ход. Абсолютно никакого интереса, никаких желаний, никаких эмоций, пока ты вне игры. И только за карточным столом оживаешь.

Мы играли и играли. Но не зарывались. Не поднимали ставки и не давали азарту завладеть нами. Мы не пили алкоголь, чтобы не опьянеть и не сорваться. Не брали с собой больше трехсот долларов. Не отвлекались на автоматы, рулетку и покер. Только блэкджек и только базовая стратегия. Иногда мы проигрывали все, что было в карманах. Иногда уносили с собой двести – триста долларов выигрыша. Но в сумме мы так и бултыхались около нуля.

В один из вечеров мы привычно сидели за столом. Дилер тасовал колоды. Я заказал чай. Кроме нас никого не было.

– Сегодня днем зашел пообедать в кабак рядом с работой. Поел, покурил и двинул в офис, приколи, – сказал Нинзя, – а за счет забыл заплатить. Просто встал и ушел.

– И что дальше? – Спросил я.

– Официантка догнала. Заплатил. Только долго тупил – почему я должен за еду платить. Привык, что в казино бесплатно все. Даже как-то непривычно было деньги отдавать.

– Я тоже все время думаю об игре и о казино. Больше ничего не интересно, – протянул я.

– Так и подсесть можно. – Нинзя собрал свои фишки в ровный столбик.

– Ставки будете делать? – Вернул нас в игру дилер.

Я выступил по десять долларов на два бокса. Шелест карт прервал дурацкие мысли.

Нинзя был неправ. Мы не могли подсесть на азартные игры по одной простой причине – это уже давно произошло.

ГЛАВА 5

В школу сегодня не пошел, влом. Да и математики нет, так что не страшно. Проспал до десяти, поковырял холодную кашу, запивая чаем. Позвонил маме на завод.

– Привет, я на вокзал поеду. Билет в Москву куплю.

– А в школу? – Возмущается она.

– Там только история и литература.

– Ну, ладно, смотри сам.

– Я возьму деньги.

– Возьми в кошельке под зеркалом, – говорит она, – и на обратной дороге купи батон и литр молока.

– Ладно, пока.

Вхожу в старое здание вокзала, с потолка кое-где сыплется побелка, краска на стенах подернулась пузырями. Прохожу мимо зала ожидания, пахнет водкой, мочой и надеждами. Встаю в кассу, передо мной молодой солдат. Переминается с ноги на ногу и в нетерпении поглядывает на часы под потолком. В глаза бросается армейский ремень с огромной начищенной бляхой. Очередь движется неторопливо, жирная тетка-кассир постоянно куда-то уходит и иногда долго говорит по телефону. Недовольство на удивление не растет, люди благосклонно наблюдают за ее работой, щелкают семечки, в пол-голоса переговариваются. Сегодня теплое солнечное майское утро и ругаться никому не хочется.

Через двадцать минут солдат просовывает голову в окошко.

– Мне до Брянска на любой поезд, – просит он.

– Нету до Брянска, – почти торжествуя, отрезает кассирша.

– Совсем нету? – В некотором замешательстве переспрашивает он.

Лицо тетки вытягивается в злобной гримасе, еще чуть-чуть и она взорвется гневной тирадой и ругательствами в адрес непонятливого пассажира.

– Не ходют до Брянска поезда, – совладав с эмоциями, после некоторой паузы говорит она.

Парень отходит от окошка, явно не понимая, что же ему теперь делать. Не теряя времени протягиваю тетке паспорт и беру билет до Москвы на субботу.

Выхожу на улицу и с удовольствием вдыхаю свежий весенний воздух, смешанный с запахами железной дороги. Замечаю погрустневшего солдата, он в задумчивости стоит у расписания поездов и смолит приму. Подхожу к нему.

– Чувак, тебе до Брянска надо?

– Ага, – кивает он.

– Иди на автовокзал, там есть автобус до Брянска.

– А где это? Я первый раз в Смоленске.

Начинаю объяснять, что нужно перейти через мост, потом свернуть направо, потом понимаю, что мне все равно в ту же сторону.

– Пошли вместе, мне по дороге.

Поднимаемся на мост.

– А ты что такой нарядный, в часть что ли?

– Не… дембельнулся. Домой еду, – он улыбается и молодцевато сдвигает фуражку чуть на бок.

– Круто, а где служил?

– В Калининградской области, на границе.

– Пограничник что ли?

– Ага, типа того. Далеко еще до вокзала?

– Да не, вон уже видно, – я показываю рукой в сторону виднеющегося сквозь зеленеющие верхушки деревьев белого здания автовокзала, – и как там в армии?

– Ничего особенного. Бухают все.

– Пиздили сильно?

– Да не особо, в начале пару раз и все, – он вытряхивает приму из пачки.

– На, вот, нормальную сигарету, – протягиваю ему пачку союз-аполлона.

– О, спасибо, – он угощается, – достала эта прима уже. Постоим, покурим?

– Давай.

Облокачиваемся на металлические перила, покрытые черной краской, прямо под нами железнодорожное полотно. Курим и сплевываем вниз. Солдат жадно втягивает в себя табачный дым и с удовольствием выпускает наружу густое никотиновое облачко. Над нами высокое синее небо, солнце приятно облизывает своими лучами. Пахнет цветущей сиренью и, немного, плавящимся гудроном. Все вокруг умиротворенно и спокойно. Слева сквозь деревья проступает силуэт старой церкви.

– Тебя как зовут-то? – Спрашивает он.

– Леха.

– А меня Витя, – протягивает руку.

На автовокзале народу мало, мы без очереди проходим к кассе, и чувак покупает билет на автобус до Брянска. Отправление через два часа.

– Ты торопишься куда-нибудь? – Спрашивает он.

– Да не.

– Может водки выпьем, а то еще два часа ждать?

– Давай, – соглашаюсь я.

Выходим из здания вокзала, в ларьке покупаем бутылку \"смоленской крепости\", бутылку лимонада и два пластиковых стаканчика.

– Где тут поблизости можно разместиться?

– Да вон, – я махаю рукой вправо, – на Днепр пошли.

Проходим метров триста и садимся на траве на берегу Днепра.

– Красиво, – вздыхает Витя, достает стаканчики и наливает по половинке, – ну, давай, за дембель.

Лично мне похеру за что пить. За дембель, так за дембель. Опрокидываю внутрь теплую вонючую водку.

– Дай папиросу, – говорю я, – что-то приму охота.

Алкоголь потихоньку обволакивает изнутри. В животе как-то теплеет, появляется приятная легкость. Витя травит байки из армейской жизни. Рассказывает, как ему выписывали лося, как переводили в кого-то там, остервенело стегая ремнем, чтобы на жопе отпечаталась кровавая звезда с бляхи.

– Я вообще в армию пошел только чтобы на гитаре играть научиться и татуировку сделать, – неожиданно говорит он.

– Ну и как? Успешно?

– Татуху набил, – задирает рукав и демонстрирует какое-то говно на плече в подтверждение своих слов.

– А на гитаре научился?

– Неа, – грустно вздыхает Витя, – с гитарой так и не срослось.

Он наливает еще по полстакана.

– А ты что на вокзале делал? Уезжаешь куда?

– Типа того. В Москву поеду в субботу.

– Работать?

– Не, в институт поступать.

Витя закуривает папиросу, поджимая губы, чтобы не заслюнить край и не наесться табака.

– Ну, и правильно. Нечего в этой армии поганой делать. Только время проебешь. На кого учиться будешь?

Поступать я собирался на механико-математический факультет, только говорить, что я хочу учиться на мехмате было как-то не в струю. Да и вообще долго пришлось бы объяснять.

– На механика, – ответил я, чтобы избежать лишних распросов.

Ну, а что, механико же математический факультет, значит, на механика. Все логично.

– Ооо, – уважительно произнес Витя, – нужная профессия. Молодчик.

– Накатим еще?

– Отчего бы не накатить? Давай.

Витек отворачивает крышку и разливает, как обычно, по половинке.

– Хороший ты парень, Леха, – говорит он и чуть заплетающимся языком произносит тяжелое слово, – коммуникабельный.

– Да ты тоже, Витек, нормальный чувак, – неожиданно для самого себя расшаркиваюсь я в ответной любезности, – а то у нас во дворе те, кто из армии пришел, еще хуже стали. До этого идиотами были, а после службы совсем съехали.

– Главное всегда человеком оставаться, – пафосно изрекает Витек и маленькими глотками выпивает водку.

Я следую его примеру.

До автобуса еще где-то минут сорок. Мы лежим в траве, в нескольких метрах от нас несет свои воды неприметная речушка. Совершенно невозможно предположить, что редкая птица долетит до середины Днепра. Я переплыву его за пару минут, что уж тут говорить о редкой птице.

– Днепр у вас какой-то хилый, – угадывает мои мысли Витек.