Паустовский Константин
Алексей Толстой
Константин Паустовский
Алексей Толстой
Многие книги существуют для нас только как явления литературы. Но есть и другие, правда очень редкие, книги, - они живут в сознании, как события нашей жизни Они неотделимы от нашего существования. Они становятся частью нас самих - частью наших дней, размышлений, радостей и печалей Мы ощущаем их не как книги, а как большие, невыдуманные проявления жизни, - так же, как ощущаем любовь, разлуку, ежедневный труд Таковы книги Алексея Толстого.
Первое впечатление от этих книг - чувство соприкосновения с зорким талантом - неистребимо. Раз появившись, оно занимает прочное место в нашем сознании
Алексей Толстой не только крупнейший мастер нового, социалистического времени, но и носитель высоких традиций, идущих от Пушкина, Гоголя, Чехова, Горького.
У Алексея Толстого - острый глаз, точный слух, живой и пленительный язык, редкое знание людей. Все это непрерывно обогащало и обогащает нас, его современников, и будет обогащать поколения людей, идущих нам на смену.
Алексей Толстой открыл мир людей многих эпох, начиная от \"Смутного времени\" и дней Петра Первого и кончая нашим социалистическим временем. Он открыл нам обширное богатство человеческих образов - всегда живых, всегда задевающих сердце, всегда вызывающих у нас беспокойство, смех и радость, . печаль и негодование
Писательский путь Толстого сложен, характерен для облика подлинного мастера Это - путь живого и пытливого писателя с его удачами, бесстрашием, упорными поисками наилучших изобразительных средств, с неизбежными подчас ошибками, но ошибками талантливыми, бесследно тонущими в блеске неоспоримых побед. Это - прекрасный и трудный путь большой литературы, необходимой народу
Юность Ал Толстого совпала с периодом разорения и вырождения мелкопоместного дворянства Первые книги Толстого \"Заволжье\", \"Чудаки\" и очень многие небольшие рассказы написаны об этих доживающих последние дни, растерянных чудаках-дворянах Образ такого \"чудака\" Мишуки Налымова стал классическим
Воспоминания детства наложили резкий отпечаток на творчество Толстого
\"Детство Никиты\" написано Толстым с особым, неповторимым блеском и простотой.
Писательский размах Толстого так велик. Толстой так щедр, что, кажется, для него почти нет ничего невозможного в области литературы Редкие писатели могут с таким совершенством касаться совершенно разных тем, как это делает Толстой. Здесь и история (\"Петр Первый\", \"День Петра\", \"Любовь - книга золотая\"), и фантастические романы (\"Аэлита\", \"Гиперболоид инженера Гарина\"), и гражданская война (\"Хождение по мукам\", \"Гадюка\", \"Похождения Невзорова\"), и детские сказки (\"Буратино\"), и печальная судьба простых и самоотверженных русских женщин (\"Маша\", \"Под старыми липами\"), и Запад (\"Древний путь\", \"Черное золото\"), и еще множество интересных рассказов, окруженных воздухом ржаных полей, заглохших садов, многоводных рек
Крупные ученые всегда были в известной мере поэтами. Они остро чувствовали поэзию познания. Может быть, этому чувству они и были отчасти обязаны смелостью своих обобщений, дерзостью мысли, своими открытиями. Научный закон почти всегда извлекается , из множества отдельных и подчас как будто очень далеких друг от друга фактов при помощи мощного творческого воображения. Оно создало и науку и литературу. И - на большой глубине - во многом совпадают между собой творческое воображение хотя бы Гершеля, открывшего величественные законы звездного неба, и творческое воображение Гете, создавшего \"Фауста\".
Истоки творчества - и научного и литературного - во многом одинаковы. Объект изучения - жизнь во всем ее многообразии - один и тот же и у науки и у литературы.
Настоящие ученые и писатели - кровные братья. Они одинаково знают, что прекрасное содержание жизни равно проявляется как в науке, так и в искусстве.
Язык Толстого блестящ, народен, полон лаконичной выразительности. Пожалуй, ни у одного из наших современных писателей нет такого органического чувства русского языка, как у Толстого. Он владеет этим великолепным языком так же легко, как люди владеют своими пальцами, своим голосом.
Толстой изучал этот язык там, где его только и можно изучить, - у самого народа, у самых богатых истоков, этого языка.
Отсюда и любовь Толстого к народному творчеству, к фольклору, и его громадная, недавно начатая работа по собиранию воедино всего фольклора народа Советского Союза - работа, имеющая, помимо всего, и большое чисто научное значение.
1949