Все можно наладить, если вертеть в руках достаточно долго.
Закон Мэрфи
Инструкция
Не секрет, что чем старше мы становимся, тем дороже наши игрушки. И если ваш компьютер достаточно мощный и новый, чтобы серьезно заняться модернизацией, то всегда можно сделать некоторые инвестиции в будущее, подключив к нему пару новых устройств. Предположим, цифровую камеру, плазменную панель или Web-камеру. Другое дело, что эти модные и недешевые игрушки могут никогда не стать серьезным оборудованием — для этого их владельцу пришлось бы научиться профессиональной работе с ними. И если для их подключения еще можно вызвать «настройщика», то кто поможет вам смонтировать свой первый видеоклип, оцифровать небольшой фильм из жизни вашего семейства или настроить принтер? Кто займется озвучиванием и анимацией? Кто одарит вас комплектом кодеков для всех неизвестно откуда взявшихся на диске фильмов? Тем более что цифровой фотоаппарат не мешает вам хранить снимки на бумажных отпечатках в фотоальбоме? А если новый фильм «не идет» на вашем компьютере, то виноват, естественно, фильм — за это мы его удалим и больше «кина не будет». Можно сообщить домочадцам, что в принтере кончилась краска, причем надолго, но лучше бы навсегда. Что на диске кончилось место, а сам диск недостаточно жесткий, и от громкой музыки у вас разыгралась мигрень… Если все действительно так плохо, тогда прочтите хотя бы нашу инструкцию. Если же мы немного сгущаем краски, и на самом деле у вас есть непреодолимое желание разобраться, природное любопытство и присущий молодости энтузиазм, то мы с радостью вам поможем. Во-первых, потому, что с некоторыми из описанных устройств и программ мы и сами разобрались только в процессе написания этого самоучителя; во-вторых, потому, что покупка этой книги как раз и может стать для вас неплохой инвестицией в будущее.
Часть I. Общие сведения о ПК и операционной системе
Традиционная для многих самоучителей часть «Общие сведения…» действительно содержит сведения общего характера. Их можно сравнить с начальной школой в системе образования: не умея читать и писать, не стоит даже мечтать о получении высшего образования. Предназначена она для тех пользователей, которые собираются решать конкретные задачи, имея некоторые «пробелы» в области общих компьютерных знаний.
Глава 1 «В целом о компьютере» позволит вам получить представление о мире компьютеров. Прочитав эту главу и сравнив некоторые картинки с разъемами на задней панели системного блока, вы сможете не только правильно подключить и включить свой компьютер, но и научитесь воспринимать его в сложном взаимодействии «железа» и «софта» — потому что в этом мире (впрочем, как и в любом) все взаимосвязано. (Надеемся, теперь вы поймете, как сильно заблуждались, думая, что тактовая частота процессора определяет скорострельность вашей виртуальной базуки.)
Теперь логично перейти на следующий уровень — глава 2 «О „железе“ в деталях». Здесь вы найдете сведения, которые не только удовлетворят ваше природное любопытство, но пригодятся вам при подключении в компьютеру дополнительных устройств — от цифрового фотоаппарата (гл. 5) до сканера и проектора (гл. 12). Кроме того, вы сможете самостоятельно усовершенствовать свой ПК, заменив или добавив некоторые компоненты. Однако необходимо помнить, что подключение любого устройства к компьютеру сопряжено с установкой или настройкой программного обеспечения. Если вы подключите дополнительный жесткий диск, то должны научить компьютер «видеть» его; если замените старую мышь более модернизированной, то ей потребуется драйвер; для нормальной работы сканера нужна программа распознавания изображений и так далее.
В общих чертах разнообразие программного обеспечения рассмотрено в главе 3 «Подробнее о программах». Почему же только в общих чертах? Потому что конкретные рекомендации мы будем давать для конкретного программного обеспечения (гл. 5—16). Пока же наша задача — научиться ориентироваться в видах и особенностях программ, одной из которых является необходимая для работы любого компьютера операционная система (гл. 5).
Десертная ложечка дёгтя для искателей развлечений или же камень преткновения для читателей, желающих дойти до самой сути — глава 4 «Немного о BIOS». Пройдя этот уровень, вы легко ответите на вопрос: «Что было раньше — монитор или процессор?». (Правильный ответ — базовая система ввода-вывода.) Если вы хотите не только работать с собственноручно принесенными и установленными программами, но и настроить те, которые появились в компьютере раньше, чем он — в вашем доме, то можете сразу почитать главу 4; позже, подключая некоторые дополнительные компоненты к своему ПК, вы все равно обратите на нее внимание.
Завершает категорию общих знаний глава 5 «Операционные системы Windows»: обзор операционных систем с графическим интерфейсом, установка, настройка и грамотная работа в наиболее популярных версиях или же тех, которые соответствуют системным требованиям вашего компьютера. Казалось бы — подготовительный этап несколько затянулся. На самом деле в процессе чтения этой главы узнаете нечто новое о привычных программных продуктах или найдете альтернативный способ выполнения многих операций. Если же вы пропустите «общие сведения», посчитав их давно известными, то они вам обязательно понадобятся в процессе обычной работы на компьютере. И если эта книга будет у вас под рукой, то вы всегда сможете уточнить важную для вас информацию.
Часть II. Ваш современный, мультимедийный ПК
Уверен, вы и раньше задумывались о покупке цифровой камеры. Как выбрать качественный и недорогой цифровой фотоаппарат, настроить его и научиться создавать не только любительские кадры, но и профессиональные снимки, обрабатывать их, создавать цифровые фотоальбомы и многое другое — все это описано в главе 6 «Цифровое фото и компьютер». Мы будем создавать и просматривать фотогалереи в ACDSee и редактировать фотографии в ACD Photo Editor.
Следующая глава «Сам себе композитор…» посвящена звуку в различных его проявлениях — записи звука с различных источников, его оцифровке в различных звуковых редакторах и воспроизведению. В ней рассмотрены: работа в редакторе Exact Audio Copy — один из мощнейших и популярнейших редакторов звука Sound Forge; сжатие звука в МР3-формат при помощи редактора Adobe Audition, поддерживающего также формат MP3 Pro. Кроме того, рассмотрены захват, нормализация и перекодировка звука программой Audiograbber, обработка звука в Ashampoo MP3 Studio Deluxe — малоизвестном, но от этого не менее полезном перекодировщике. Естественно, такая тема не может считаться рассмотренной без обзора и сравнения программ воспроизведения звука: вам предлагаются на выбор плейеры BSPlayer, JetAudio и практически лишенный недостатков Winamp. Завершает главу тема создания альбомов в программе Organizer Мр3.
Глава 8 «Сам себе режиссер…» развивает тему домашнего видео. Каковы требования к оборудованию, используемому для оцифровки видео? Как захватить аналоговый видеосигнал и преобразовать его в цифровой — на примере распространенной программы — iuVCR от Ивана Ускова. Обработка и монтаж имеющихся видеофрагментов в программах VirtualDub и Adobe Premiere. Мы рассмотрим, как нарезать и профильтровать полученный материал в редакторе VirtualDub,а затем собрать все куски воедино и наложить эффекты переходов в Adobe Premiere. А также преобразование захваченного видео до оптимального размера и записьна цифровой носитель информации. Тему «видеоряда» продолжает выбор видеокамеры; также мы рассмотрели ее устройство, ознакомили читателя с некоторыми необходимыми понятиями: оптическое приближение, цифровое увеличение, фокусировка и настройка баланса белого. Плюс небольшой экскурс в область воспроизведения видео на примерах различных плейеров — Windows Media, DivX Player, QuickTime Player, справляющийся с видео в MOV-формате, а также любимый автором, свободно распространяемый CenturionPlayer.
Истинного пользователя ничто не остановит на пути добывания информации, даже такая проблема, как незнание иностранного языка. Мы легко преодолеем это препятствие при помощи главы 9 «Словари и переводчики». По сложившейся у нас традиции работа с любой программой начинается с установки, настройки и лишь после этого мы начинаем извлекать из нее выгоду. Полиглот-переводчик ABBYY Lingvo не стал исключением. Особое внимание мы уделили его дополнительным возможностям и работе со словарями. Тематический перевод текстов мы решили доверить старому знакомому PROMT — многофункциональной системе перевода.
Если у вас есть устаревший, но вполне работоспособный компьютер или сосед, который не прочь поупражняться в стрельбе под вашим командованием, то почему бы ни создать домашнюю локальную сеть. Оценив ее удобства использования совместных ресурсов, вы уже не сможете от них отказаться. В главе 10 «Сеть локального масштаба» мы научимся настраивать прямое соединение компьютеров в DOS и Windows-соединения, узнаем, чем отличаются сети на коаксиальном кабеле и прямой паре, как их правильно прокладывать и даже обжимать наконечники при помощи отвертки. Имеющееся соединение нужно не только настроить, указав IP-адреса и маски компьютеров, но и устранить вероятные проблемы, и подключить сетевые ресурсы. Наверное, вы уже догадались, каким будет наш следующий шаг — затяжной прыжок в глобальную Паутину.
С чего же начинается «Интернет: работаем и отдыхаем» в нашем понимании и трактовке главы 11? С подключения и настройки соединения dial-up. Затем переходим к браузерам, тем более что один из них выбирать неприходится — вы автоматически становитесь обладателем Internet Explorer, устанавливая операционную систему Windows. У вас будет возможность сравнить настройку и работу в Internet Explorer с возможностями другого браузера — Opera. Надеюсь, вы сделаете правильный выбор. Опять же, помня о том, что все познается в сравнении поработаем с почтовыми клиентами — это всем доступный Outlook Express и всеми любимый The Bat! а также закачаем побольше информации при помощи менеджера закачек ReGet.
Для читателей, настроенных серьезно и практично, предусмотрена глава 12 «Web-камеры: сетевое аудио— и видеообщение». Выбор, настройка и подключение камеры и необходимой периферии — эти этапы мы пройдем вместе. А для чего именно вы будете использовать Web-камеру — решать вам. Возможностей множество: от проведения видеоконференций и организации видеочатов до Интернет-телефонии и голосового общения. Из программного обеспечения рассмотрены NetMeeting, Internet Phone, MSN Messenger и пр. Уверены, что вы найдете всему применение не только с пользой, но и ради развлечения. Согласитесь, что подвижное изображение обладает гораздо большим обаянием, чем самая удачная фотография.
Глава 13 «Всеобщая мобилизация и ПК» — сага о пользе мобильных телефонов и ответ скептикам, которые считают, что мобильный телефон нужен только для разговоров. А начнем мы с подключения родной «мобилки» к не менее родному компьютеру. Тем более что им давно пора познакомиться — хоть по кабельному соединении, хоть через ИК-порт, а можно и с поддержкой Bluetooth. Теперь мы сможем редактировать содержимое, отправлять сообщения, настраивать звуки и образы, а самое главное — синхронизировать телефонную книгу. Как доказательство серьезности наших намерений рассмотрены программы Nokia PC Suite (для моделей Nokia), Siemens Data Suite (для мобильных телефонов Siemens) и Alcatel Desktop (для телефонов Alcatel). А если мы не угадали модель вашего мобильноготелефона, то мы рассмотрели и универсальные программы: Alcanna, Mobile Navigator, MOBILedit.
Итак, будем считать, что все найденное переведено и понято, ролики смонтированы, музыка записана, фильмы просмотрены. Наша очередная задача — сберечь это в целости и сохранности для себя и потомков. И следующая глава — «Писатели „CD-дорожек“» — предлагает оптимальный вариант решения этой задачи. Мы научимся записывать и стирать информацию с дисков традиционными средствами — Windows XP, народными способами — Alcohol 120 Percent (одна из лучших программ копирования дисков и монтирования виртуальных CD-устройств), а также профессиональными методами — программа Nero Burning ROM.
Если вы думаете, что мы уже извлекли из компьютера максимум пользы, то ошибаетесь. К нему еще можно столько всего подключить — читайте главу 15 «Введение и выведение… информации». Ведь у каждого из нас найдется масса ветхих фотографий, которые хотелось бы сохранить. Значит, пора подключать сканер и переводить их в цифровой вид, время от времени по ходу их обработки заглядывая
в главу 6. Можем предложить вам и нестандартное решение для обработки или получения изображения — графический планшет, или дигитайзер. Это устройство еще не получило должного распространения (причем, незаслуженно), но мы рассмотрели его на правах инвестиции в будущее. Какие же способы «выведения» информации мы можем предложить читателю? Стандартный — вывод на печать (включая выбор принтера, бумаги и чернил) и нестандартный — вывод на экран телевизора или плазменной панели (в том числе подключение кабелей и настройка ТВ-выхода).
Часть III. Инструментальные и сервисные программы
Возможно, читателю покажется, что с настойчивостью, достойной лучшего применения, мы занимаемся популяризацией этой темы — с момента появления нашего первого «Настоящего самоучителя». Так и есть! Скажите, вы когда-нибудь видели приличный крупный офис (предположим, от Microsoft) без менеджеров, наводящих порядок в разрозненных папках (гл. 16 «Файловые менеджеры»), без замечательного архива, который вот-вот станет достоянием истории (гл. 18 «Программы-архиваторы»), без охраны, денно и решающей вопросы безопасности (гл. 17 «Антивирусное программное обеспечение»), или служб, занимающихся обеспечением работы остальных структур (гл. 19 «Обслуживание ПК средствами Norton Utilities»).
Мы свято верим в то, что для удобной работы пользователя (у которого есть два глаза, две руки, два полушария мозга и две кнопки на мыши) необходим файловый менеджер с двумя панелями. Как Минздрав не устает предупреждать курильщиков об опасности, так и мы будем рекомендовать для работы хотя бы FAR, а в идеале — Total Commander, потому что работа в однооконном Проводнике вредит здоровью. Читайте главу 16 «Файловые менеджеры» и вы в этом убедитесь.
Следующая глава 17 «Антивирусное программное обеспечение» также посвящена актуальной теме здравоохранения. И если вы считаете, что ваш компьютер ни на что не жалуется, то это еще не значит, что он совершенно здоров. К тому же «лечиться» можно не только после, но и до того — в целях профилактики, чтобы иметь возможность выявить и убить подлый вирус раньше, чем он поселится и начнет размножаться на жестком диске или в памяти вашего ПК. В качестве лекарственного средства мы предлагаем использовать DrWeb for Windows, Norton AntiVirus и Kaspersky Anti-Virus (AVP). Естественно, мы рассмотрели установку этих программ, обновление, настройку и непосредственную работу.
Учитывая объемы современных жестких дисков и доступность пишущих приводов, можно решить, что программы-архиваторы вам вряд ли понадобятся. Но поскольку вы будете работать и с графическими файлами больших объемов, мы решили иначе и добавили по этому поводу главу 18 «Программы-архиваторы». Если не для хранения, то для передачи файлов через Интернет вам обязательно пригодятся рассмотренные в главе архиваторы для Windows — WinRAR и WinZIP. Для читателей, проигнорировавших главу 16, этого будет вполне достаточно. А тех, кто пользуется Total Commander ждет вознаграждение — архиваторы, интегрированные в наш любимый файловый менеджер — целых девять, не требующих установки. Если вы легкомысленно пропустили «Файловые менеджеры», то всегда сможете к ним вернуться и восполнить пробел в знаниях.
Завершает перечень полезных и умных программ Norton SystemWorks — комплект программ и утилит, рассмотренных в глава 19 «Обслуживание ПК средствами Norton Utilities». Функциональность этого набора такова, что вы сможете проверить работоспособность системы, найти ошибки в реестре, запустить проверку элементов аппаратуры и самой Windows, настроить оптимальное быстродействие, создать диски аварийного восстановления и многое другое. Нельзя сказать, что мы искренне надеемся на то, что набор утилит Нортона вам скоро понадобится; напротив, мы желаем вашей системе большого быстродействия и долгих лет жизни. Чем не повод отдать мощную программу в хорошие руки?
Приложения
Возможно, напрасно приложение А «Реанимируем свой ПК» не удостоено статуса главы; считайте его скромное положение нашим пожеланием долголетия вашему компьютеру. Тем не менее, если вам потребуется отличить аппаратную проблему от программной, перепрошить BIOS, восстановить DOS (в том числе научиться загружаться с дискеты, создавать разделы на жестком диске, форматировать диск), реанимировать Windows и системный реестр, то в этой главе вы найдете полезную, последовательно и доступно изложенную, исчерпывающую информацию. А также ценные сведения об аварийных дисках и восстановлении данных.
Если на вашем диске встретится файл непонятного роду-племени, вы сможете его идентифицировать, заглянув в приложение В «Типы файлов». Надеюсь, вам пригодится наша небольшая картотека.
В приложении С «Ссылки, или что добавить в папку Избранное» собраны все или почти все ссылки, которые могут вам понадобиться в ответственные минуты жизни. Самое главное — обнаружив новый замечательный (полезный именно Вам) сайт, тут же добавить его в папку Избранное.
От издателя
В нескольких словах концепцию этого самоучителя можно изложить так: что еще осталось неподключенным к нашему компьютеру? Правда, в приданое к любой аппаратуре мы получаем немножко программного обеспечения; а потом оказывается, что для обработки или преобразования результатов не помешает установить еще парочку программ… Собственно, такой подход и позволил сформировать структуру самоучителя. Вы можете читать эту книгу последовательно, использовать ее как справочник или обращаться к определенным главам по мере возникновения необходимости. А если что-то сразу не получится, тогда для начала еще раз прочтите хотя бы эпиграф к этой «Инструкции» и снова в путь.
Все права на книгу защищены законом Украины об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части без письменного разрешения издателя запрещается. Все упоминаемые в тексте названия фирм и программных продуктов являются зарегистрированными торговыми марками соответствующих владельцев и производителей. Свои отзывы, предложения, замечания и письма присылайте по адресу издательства vek-plus@ln.ua.
Часть I. Общие сведения о ПК и операционной системе
Глава 1
В целом о компьютере
Наверное, вы уже догадались, чему посвящена эта глава. Мы попробуем разобраться, что такое персональный компьютер (ПК), для чего он нужен, каковы его возможности и какие программы необходимы для обеспечения его нормальной, а еще лучше — эффективной работы. Вас непременно ждет успех, но для этого придется выполнить три условия. Вам потребуется доступ к персональному компьютеру (ПК), эта книга и немного желания. Будет желание — будет и все остальное; нет желания — не будет и знаний. Вы хотите самостоятельно добыть необходимую для пользователя информацию? Тогда не будем медлить.
Доступ к компьютеру может быть как личным, так и общественным. Под личным подразумевается, что у вас есть собственный, принадлежащий вам «персональный» компьютер, доступный вам в любое удобное для вас время. Общественный доступ к компьютеру не всегда удобен (кто хозяин, тот и командует), но для изучения компьютерной грамотности этого также вполне достаточно. И пусть вас не смущает, что вы не можете найти некоторые программы на жестком диске «чужого» компьютера. С нашей помощью вы сможете их установить (если, конечно, вам это будет позволено).
Но если вы собираетесь купить компьютер или он у вас уже есть и вы решили его модернизировать, то хотя бы в общих чертах вам необходимо знать, «как устроен паровоз». Чтобы не полагаться на чье-то «авторитетное мнение» и защитить себя от обмана и некомпетентности, лучше потратить немного времени и самому разобраться с тем, что же такое компьютер, какие устройства к нему можно подключить, какие компоненты в нем установлены и как это все работает. Поэтому, прежде всего, прочтите эту главу (а лучше всего и две следующие) — и вы будете иметь собственное суждение о характеристиках стоящего перед вами компьютера и типах программ, на нем установленных.
Персональный компьютер
Небольшое, но лирическое отступление. Человечество, одержимое идеей создания «мыслящей» машины, начало создавать прототипы нынешних компьютеров еще в позапрошлом веке. Но только во второй половине прошлого столетия появился компьютер, структурой и строением напоминающий современное устройство.
Своим появлением персональный компьютер обязан простому и элегантному решению, получившему название
«принцип открытой архитектуры». Если во времена первых компьютеров внутренние компоненты были полностью «закрыты» от пользователя (это называлось закрытой архитектурой), то «открытая архитектура» сделала компьютер по-настоящему персональным и доступным для каждого. Пользователь получил право заглянуть внутрь системного блока, заменить вышедший из строя или устаревший компонент и подключить дополнительное оборудование. Полная свобода действий — так отчего бы нам этим не воспользоваться? Давайте присоединимся к цивилизованному большинству и заглянем внутрь системного блока.
Наверное, невозможно найти человека, который бы никогда не видел компьютер, но многие ошибочно воспринимают персональный компьютер и подключенные к нему устройства, как единое целое (хотя возможно и такое — например, Notebook). На самом деле, когда вы смотрите на компьютер (рис. 1.1), то видите и монитор, и клавиатуру с мышью, и, возможно, принтер, сканер, модем или что либо другое… Каждое из этих устройств выполняет определенные функции и вносит посильную лепту в «общее дело». Но собственно компьютером обычно мы называем системный блок. Вы легко поймете, где он находится — если проследите, куда тянутся провода от всех перечисленных выше устройств.
Теперь небольшое теоретическое отступление. Основное назначение любого компьютера — это обработка информации. Информация в компьютере проходит четыре основных этапа: ввод, непосредственно обработку, хранение и вывод. Следовательно, внутренние компоненты и подключенные к компьютеру устройства также можно разделить на соответствующие группы:
• устройства ввода информации (клавиатура, дисковод, сканер и др.);
• устройства обработки информации (процессор, контроллеры);
• устройства хранения информации (дискеты, диски, ПЗУ, ОЗУ и др.);
• устройства вывода информации (монитор, принтер, звуковые колонки и др.).
Рис. 1.1. Так выглядят компьютеры
Конструктивно эти группы можно объединить в одном корпусе размером с книгу (например, компьютеры класса Notebook — записная книжка (рис. 1.1, справа)) или выполнить в виде нескольких отдельных устройств (рис. 1.1, слева).
Устройства обработки и хранения информации, адаптеры для периферийных устройств, а иногда и сами периферийные устройства (например, внутренний модем) объединяются в системный блок. А персональный компьютер, как правило, состоит из системного блока, монитора, клавиатуры и мыши. Это необходимые составляющие ПК, без которых современный компьютер просто не будет работать (если честно, то компьютер может «работать» и без монитора — это пользователь не сможет работать на таком, с позволения сказать, компьютере). Повторимся еще раз, в зависимости от насущных потребностей, к компьютеру дополнительно подключаются принтер, сканер, модем, звуковые колонки и, возможно, еще что-либо.
Системный блок и для чего он нужен
Системный блок — основа любого компьютера. Выполнен он в виде металлического корпуса прямоугольной формы (хотя бывают и причудливые корпуса). На передней панели такого корпуса расположены «органы» управления питанием. Их немного: кнопка включения питания (Power), кнопка перезагрузки системы (Reset), кнопка перехода в спящий режим (Sleep), индикаторы работы (питание, работа жесткого диска, спящий режим). Кроме кнопок, на передней панели есть проемы для установки дисководов (3,5\", CD-ROM) и иногда — разъемы для подключения периферийного оборудования (USB-порты, Аудио вход/выход). Если, рассмотрев свой компьютер, вы не обнаружили чего-либо из описанного, внимательно осмотрите заднюю или боковую панель системного блока (хотя, возможно, именно в вашей модели производители предусмотрели не все). Выносить все разъемы или индикаторы на лицевую панель нет необходимости. Гораздо удобнее, если основные шнуры для оборудования будут подключаться к разъемам на задней панели системного блока.
При таком обилии различных разъемов и разъемчиков можно что-нибудь подключить неправильно, — возразите вы. Отвечаем: даже если вы будете очень стараться, вы не сможете ничего перепутать. Все разъемы отличаются по виду и форме. Они совершенно разные. Любой соединительный шнур можно подключить только к соответствующему ему разъему. Подключить монитор вместо принтера или клавиатуру вместо звуковых колонок физически невозможно. Хотя клавиатуру с мышью можно перепутать, при подключении обращайте внимание на цвет разъема в системном блоке и цвет подключаемого разъема. А если цвет определить невозможно, то знайте, что разъем для подключения клавиатуры расположен ближе к внешней части компьютера. На рисунке показана часть типичной задней панели персонального компьютера, на которой находятся следующие разъемы.
1. Разъем для подключения клавиатуры.
2. Разъем для подключения мыши.
3. USB-разъемы (для подключения соответствующих устройств).
4. Серийные (последовательные) порты (СОМ-порты).
5. Разъем подключения принтера (параллельный, LPT-порт).
6. Три разъема для подключения, соответственно, колонок, звукозаписывающих и воспроизводящих устройств.
7. Разъем для игрового джойстика.
Как видите, вариантов не так уж и много. Но при этом возможностей у любого компьютера предостаточно. Одни компоненты можно удалять из системного блока, другие — добавлять, но наличие некоторых компонентов является обязательным, потому что именно благодаря им компьютер и становится компьютером.
Внутри системного блока находится материнская плата (рис. 1.2), которая позволяет соединить все составные части ПК в одно целое. На материнской плате расположен разъем для процессора, разъемы для подключения жестких дисков, дисководов и дополнительного оборудования (видеоадаптер, модем, звуковая карта). Подробнее обустройстве материнской платы рассказано в следующей главе.
Рис. 1.2. Стандартная материнская плата персонального компьютера
В последнее время появилась тенденция встраивать в материнскую плату звуковую и/или сетевую карты, и видеоадаптер. Главное — чтобы все компоненты компьютера были совместимы. А при соответствующей совместимости от вас потребуется лишь настроить дополнительные параметры ПК в аппаратной части и установить соответствующее программное обеспечение.
Начинаем работать
Естественно, для полноценной работы вам придется изучить не только программное обеспечение, с которым вы собираетесь работать, но и узнать аппаратную часть вашего компьютера. Ведь это гораздо удобнее, нежели при малейшей неисправности бежать к умному соседу (например, системному администратору) и покупать для него множество ящиков с пивом. Все, что относится к компьютерному «железу», описано в гл. 2.
Собственно, основные неполадки в любом компьютере обычно возникают на уровне программного обеспечения. Поэтому говорить лишь об аппаратных неполадках некорректно. Впрочем, прочитав эту книгу и применив знания на деле, вы приобретете необходимые навыки для работы с компьютером. Но для начала попробуем его собрать и включить.
Подключение и запуск компьютера
Если у вас есть компьютер (или доступ к нему) и вы уже знаете, из чего он состоит, то пришла пора его установить, соединить составляющие, подключить и выполнить запуск. Кажется, что мы перечислили много операций. В действительности, в этом нет ничего сложного.
Во-первых, решите, куда будет установлен системный блок и монитор, а если у вас есть принтер и/или сканер — найдите место и для них. Перечисленное оборудование — самое громоздкое и требует много места.
Устанавливайте компьютер подальше от нагревательных приборов, он и сам неплохо греется. Не накрывайте корпус системного блока; помните — он вентилируется. Постарайтесь установить монитор таким образом, чтобы на него не попадали блики от света из окон и внутреннего освещения. Сканер и принтер устанавливайте на горизонтальную, жесткую поверхность; они должны надежно стоять на своих местах. Доступ к передней панели системного блока должен быть открытым, чтобы ничто не мешало выдвижению открывающихся частей, например дисковода CD-ROM. Розетка, к которой подключается компьютер, должна быть заземленной и выдерживать некоторую нагрузку.
После установки системного блока и монитора, а также удобного размещения клавиатуры и мышки можно приступать к «сборке». Сборка заключается во всеобщем подключении. Подключите все соединительные шнуры к соответствующим гнездам (перепутать что-либо практически невозможно). В последнюю очередь подключите силовые кабели к источнику питания — розетке. Если все сделано правильно, то можно считать компьютер готовым к работе. Чтобы в этом убедиться, нужно его запустить.
Запустим компьютер, нажав кнопку на лицевой панели. Обычно это самая большая кнопка на лицевой панели системного блока с именем POWER. Нажмите ее — и компьютер начнет тихонько гудеть. Этот звук показывает нам, что запускаются вентиляторы охлаждения и раскручивается жесткий диск (чтобы загрузить установленную на компьютере операционную систему).
То, что вы видите при этом на экране монитора, отображает процесс тестирования системы. Компьютер проверяет наличие различных внутренних устройств, тестирует память, обнаруживает жесткий диск, распределяет ресурсы между устройствами. При установленной системе Windows на экране появляется графическая заставка, которая «прикрывает» отображение этого процесса. Если хотите за ним понаблюдать, нажмите клавишу Esc.
Если на компьютере установлена Windows, то через несколько секунд или минут на экране монитора появится
Экран приветствия или приглашение
Начните работу с нажатия этой кнопки (Пуск). Если операционная система не установлена и после включения компьютер выдал соответствующее сообщение, значит, надо ее установить. Процедура установки Windows описана в гл. 4.
Перезагрузка компьютера
Вот сведения, которые вам, возможно, никогда не понадобятся. Теоретически, при корректной конфигурации компьютера и правильной установке лицензионного программного обеспечения (т. е. при полной совместимости программного и аппаратного обеспечения), вам не придется перезагружать «подвисший» компьютер. Однако я еще не встречал человека, имеющего опыт работы на персональном компьютере и не знающего, что же такое \"комбинация из трех пальцев\" (это жаргонное выражение, обозначающее одновременное нажатие на клавиатуре трех клавиш —
Ctrl+Alt+Del). Искренне желаю вам пользоваться этой комбинацией как можно реже. Но знать, для чего она нужна, пользователь должен.
Возможно, вы уже слышали или даже видели, что иногда компьютер по собственной прихоти прекращает обрабатывать подаваемые команды, попросту говоря, зависает. Часто это происходит при выполнении каких-либо некорректных действий как со стороны пользователя, так и со стороны программного обеспечения. Иногда лучшее (и единственное), что можно сделать в такой ситуации, — это перезагрузить компьютер.
Перезагрузка производится кратковременным отключением электропитания. Следует учитывать, что перезагрузку можно выполнить аппаратно и программно. Аппаратная перезагрузка нежелательна в использовании, зачастую она не очень корректно относится к оборудованию. При аппаратной перезагрузке (после зависания компьютера) надо нажать кнопку
Reset, а если таковой кнопки нет, то выключить электропитание кнопкой
Power (в некоторых компьютерах приходится удерживать кнопку до 5 секунд). Перезагрузка на программном уровне для оборудования предпочтительней. При такой перезагрузке система более бережно относится к устройствам компьютера, успевая до выключения питания «постепенно» их к этому подготовить.
Так вот, программная перезагрузка и производится при помощи \"комбинации из трех пальцев\" (одновременным нажатием клавиш
Ctrl+Alt+Del). При использовании указанной комбинации клавиш в Windows нужно выбрать: завершить задачу (работу зависшего приложения), завершить работу (выключить компьютер) или отменить последнее действие (т. е. нажатие комбинации клавиш). В некоторых случаях, если ПК все же предоставляет такую возможность, для Windows предусмотрена отдельная команда:
Пуск→Завершение работы→Перезагрузка.
Кроме сбойных вариантов перезагрузки, как правило, после установки нового программного обеспечения или изменения системных настроек также требуется перезагрузить компьютер. После перезагрузки система загружается уже с учетом выполненных изменений или настроек. В данном случае всегда выполняйте «правильную» перезагрузку на программном уровне.
Выключение компьютера
Не исключено, что, поработав некоторое время на компьютере, вы захотите его выключить. Для этого, если вы работали в Windows, необходимо из меню
Пуск выполнить команду завершения работы, т. е. в открывшемся подменю выбрать кнопку
Выключение.
Глава 2
О «железе» в деталях
Даже начинающему пользователю необходимо знать, как устроен компьютер. Конечно, если у вас на работе есть специалист, отвечающий за работоспособность ПК, то вам, возможно, не придется заглядывать внутрь системного блока. А если компьютер стоит у вас дома, то такая необходимость обязательно возникнет. А поскольку в задачи самоучителя подробное изучение аппаратной части не входит, то мы предоставим вам самые общие, но минимально необходимые, сведения о «железе» ПК.
Немного истории
Первым электронным компьютером считается система на вакуумных лампах, созданную в 1942 г. Джоном В. Атанасовым в колледже штата Айова. В 1946 г. в Пенсильванском университете Джон Мошли и Дж. Преспер Экерт создали электронно-вычислительную машину ENIAC (Electrical Numerical Integrator and Calculator). ENIAC выполнял 300 операций в секунду, занимал площадь 167 кв.м., потреблял 180 тысяч ватт и был нашпигован 18 000 вакуумных ламп.
После изобретения в 1948 г. полупроводниковых устройств — транзисторов — началась революция в компьютерной индустрии. В 1959 г. сотрудники фирмы Texas Instruments изобрели интегральную схему — полупроводниковое устройство, в котором без проводов соединяется несколько транзисторов, расположенных на одном кристалле. В первой интегральной схеме их было всего шесть. С этого времени началась эра микроминиатюризации вычислительной техники.
Первый 4-разрядный микропроцессор 4004 фирмы Intel появился в 1971 г. Он содержал 2300 транзисторов, за один такт обрабатывал 4 бита данных и выполнял 60 000 операций в секунду. В 1972 году был выпущен его преемник — 8-разрядный микропроцессор 8008. В конце 1973 г. Intel выпустила микропроцессор 8080, быстродействие которого было в 10 раз выше, чем у 8008, и который мог адресовать память объемом до 64 Кбайт. Это стало толчком к производству ПК.
В 1975 г. фирма IBM впервые выпустила персональный компьютер (названый \"интеллектуальным программируемым терминалом\"). Модель 5100 имела память 16 Кбайт, встроенный дисплей на 16 строк по 64 символа, интерпретатор BASIC и кассетный накопитель DC-300.
В 1976 году на рынок вышла Apple Computer с компьютером Apple 1 стоимостью 695$ долларов. Его системная плата была привинчена к куску фанеры, корпуса и блока питания не было вообще. Было выпущено несколько экземпляров этого компьютера, которые впоследствии продавались коллекционерам за 20000$. А появившийся в 1977 г. компьютер Apple II стал прообразом большинства последующих компьютеров, в том числе IBM PC.
В 1981 семейство процессоров Intel пополнилось новой 16-разрядной моделью 8086 и 8-разрядной 8088. Эти процессоры использовались в первых компьютерах IBM PC XT, тактовая частота которых составляла 4,77 МГц. С этого компьютера появился «стандарт» IBM PC-совместимых компьютеров. До того ни один компьютер не был совместимым ни с одним из двух основных «стандартов» ПК — ни с IBM PC, ни с Apple Mac.
В 1982 появился процессор Intel 286, использовавшийся в компьютерах IBM PC AT. В 1985 –32-разрядный процессор Intel 386. Он содержал 275 000 транзисторов и выполнял 5 млн. операций в секунду (Million Instruction Per Second — MIPS). Следующее, 486-е поколение процессоров Intel представила в 1989 году. В нем было уже 1,2 млн. транзисторов и встроенный сопроцессор.
В 1993 Intel анонсировала первый процессор семейства Pentium, производительность которого была в 5 раз выше производительности процессора 486. Он содержал 3,1 млн. транзисторов и мог выполнять 60 млн. инструкций в секунду. Первый процессор семейства Р6 — Pentium Pro — появился в 1995 году. Pentium II был представлен фирмой Intel в мае 1997 года. В апреле 1998 в семействе процессоров Pentium II появились процессоры Celeron (недорогая версия оригинального процессора Pentium II) и Pentium II Xeon (высокопроизводительный процессор для рабочих станций и серверов). В феврале 1999 года увидел свет процессор Pentium III, в 2000 году — новый, пока последний, процессор Pentium 4 (под маркой Pentium 4 уже выпущено три типа процессоров, различающихся структурой ядра и детализацией технологического процесса — Willamette, Northwood и Prescott, не считая версии Extreme Edition с кэш-памятью L3).
Следует отметить еще один момент: фирма IBM перестала быть единственным производителем PC-совместимых компьютеров. Конечно, она разработала и продолжает разрабатывать стандарты совместимости, но уже не является монополистом. Часто новые стандарты для ПК разрабатывают и другие фирмы. Сегодня фирма Intel разрабатывает большинство стандартов аппаратного обеспечения, a Microsoft — программного. Именно эти фирмы разработали стандарты шин PCI (Peripheral Component Interconnect), AGP (Accelerated Graphics Port), форм-факторы системных плат NLX и ATX, гнезда Socket 1–8, Slot 1–2, Socket 370 и др. Windows фактически стала стандартом операционной системы для PC-совместимых компьютеров. Сотни компаний выпускают PC-совместимые компьютеры, кроме того, известны тысячи производителей электронныхкомпонентов. Обо всем этом разнообразии и будет рассказано далее.
Компьютер
Как мы уже сказали в первой главе, почти все компьютеры состоят из монитора, системного блока и подключаемой к нему периферии: принтеров, сканеров и так далее. Особняком стоят устройства \"все-в-одном\".
Это ноутбуки, в которых одна из раскладывающихся половинок предназначена для экрана. Кроме того, выпускаются компьютеры, состоящие именно из одного корпуса: Apple iMac, вокруг электронно-лучевой трубки которого установлены все остальные устройства (рис. 2.1, слева); некоторые виды переносных промышленных компьютеров, у которых на боковую стенку корпуса установлен жидкокристаллический экран от ноутбука; а также недавно разработанные ПК на основе тонких TFT-мониторов, в корпусе или подставке которого скрыты все необходимые составляющие (рис. 2.1, справа).
Мы не будем рассматривать их отдельно, так как они состоят практически из тех же комплектующих и отличаются только внешним видом и габаритами.
Рис. 2.1. Моноблочные компьютеры
Системный блок
Если вы когда-либо заглядывали внутрь корпуса компьютера, то могли увидеть от одной до нескольких пластинок (плат) с большим количеством деталей, переплетением проводов и кабелей.
На первый взгляд, это очень сложное устройство. Если же не вдаваться в подробности функционирования на уровне байтов, то в компьютере все просто: есть центральный процессор, который под управлением определенных команд выполняет определенные этими командами действия над определенными данными. Есть память, из которой это все считывается и записывается для хранения. Есть специализированные устройства (контроллеры), которые объединяют их вместе и позволяют подключать при необходимости дополнительные устройства. Это сердце компьютера. Плюс вспомогательные (периферийные) устройства, расширяющие его возможности: видеокарты, приводы накопителей информации, звуковые и сетевые карты, модемы и прочее.
Все это при помощи разъемов или без них устанавливается на материнскую плату, на которой находятся процессор, оперативная память и набор микросхем (чипсет), который и делает все, что было сказано выше. Периферийные устройства подключаются через собственные контроллеры, которые встраиваются на материнскую плату или находятся в самих устройствах.
Корпус
В похожем на ящик системном блоке размещаются все составляющие детали компьютера. Однако прошли времена, когда корпус был серой безликой коробкой. Современные изделия отличаются не только цветом и формой передней панели и самого корпуса, но и имеют различные цветные вставки и даже рисунки. В особо продвинутых корпусах можно даже заменять лицевую панель — и тогда они могут служить деталью интерьера и даже украшением комнаты (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Корпуса слева на право: Tower, Desktop (вверху), Slim (внизу) и Barebone
Можно сказать, что корпус — одна из самых важных деталей компьютера, которая определяет не только внешний вид системного блока, но и его функциональные возможности. Сейчас распространены корпуса типа Desktop и различные виды Tower (от Mini Tower до Full Tower). В основном, корпуса имеют вертикальное исполнение.
В последнее время начали получать распространение Barebone-системы. Это специализированный малогабаритный корпус с установленной материнской платой — он предназначен для быстрого сбора компьютера и нуждается только в процессоре, памяти и жестком диске.
Важность корпуса определяется тем, что в нем находится блок питания. В корпусах Mini Tower устанавливались блоки питания мощностью 200 или 230 WA. Сейчас нормой стало 300 WA, а для современных процессоров ставятся блоки питания на 350 или 400 WA. От этого зависит количество выделяемого элементами тепла, которое должен выводить из корпуса вентилятор блока питания. В правильно спроектированных корпусах и при правильном расположении разъемов устройств на материнской плате, вентилятор блока питания должен справляться с отводом тепла без дополнительных вентиляторов. Весьма актуально жарким летом, особенно если компьютер стоит в не кондиционируемом помещении.
Лучшими считаются корпуса A-Open, Enlight и некоторые другие. Если у вашего компьютера именно такой корпус, то вы будете иметь меньше проблем и сейчас, и в будущем.
Материнская плата
Это вторая самая важная деталь ПК, которая, собственно, и определяет, тип вашего компьютера (а также является основой стабильности и производительности всей системы в целом). Сама материнская плата базируется на наборе микросхем — чипсете, обеспечивающем взаимодействие компонентов. Традиционно чипсет состоит из двух микросхем: северного и южного моста, хотя в чипсет может входить любое количество чипов.
Северный мост включает в себя контроллер памяти, который отвечает за системную шину и шину AGP. Если чипсет имеет встроенное графическое ядро, оно также интегрируется в северный моет. Обычно он снабжается более мощной системой охлаждения, что вызвано довольно высоким уровнем тепловыделения по сравнению с остальными элементами материнской платы. Южный мост обеспечивает связь с периферийными устройствами по шине PCI и содержит контроллеры жестких дисков.
Какие параметры надо учитывать при выборе материнской платы?
• Форм-фактор — тип корпуса, в который устанавливается плата: AT и Baby AT (меньшая длина платы); ATX и Micro ATX (меньшая ширина); NLX и FlexATX — малогабаритные платы.
• Тип модуля оперативной памяти: SIMM (для старых плат); SDRAM; DDR SDRAM; RDRAM.
• Системная шина для плат расширения (лучшая из находящихся на плате): ISA/EISA (для старых плат); VESA (VLB) — отсутствует, начиная с плат класса Pentium, которые выпускались только с PCI-шиной; PCI; AGP — новая шина, специально для графических видеоускорителей.
Но самое главное отличие — в классе устанавливаемого процессора, а иногда и разъема для него, так как не все они взаимозаменяемы. Pentium II и Pentium III выпускались в двух вариантах: для Slot 1 и Socket 370. Разъем процессора Socket 370 также имел отличия для Pentium II и первых Pentium III/Сеleron, последних Pentium III/Celeron с ядром Coppermine и более поздним ядром Tualatin. Современный Pentium 4 есть также двух видов — для Socket 423 и для Socket 478. Процессоры Athlon и Duron фирмы AMD сначала устанавливались в разъем Slot А, а после для них был разработан разъем Socket А. Для процессоров Athlon 64 применяется Socket 754/Socket 940.
Скорее всего, у вас компьютер с одним из трех разъемов Socket, упомянутых последними: с процессором Pentium III/4 от Intel или Athlon/Duron от AMD. Следующее по рангу из наиболее важных различий материнских плат (возможно, не для вас) состоит в установленных на них чипсетах.
Если двигаться дальше, то проще сказать, что материнские платы одного класса отличаются только дополнительными «наворотами». А их может быть очень много. От простейших — встроенных звуковой и видеокарты (рис. 2.3) — до контроллеров RAID-массивов, портов IEEE1394a (FireWire) и считывателей SMART-карт. Также существуют чипсеты со встроенными сетевыми картами и факс-модемами. Производители плат, очевидно, уже не знают, чем еще удивить потребителя.
Рис. 2.3. Материнская плата VIA Eden — встроено все
Получается, что различать платы остается только по фирме-изготовителю. Понятно, что фирмы первого эшелона, такие как ASUSTeK, ECS, Gigabyte и MSI всегда выпускают продукцию высокого качества. Но и остальные хотят получать свои деньги и стараются, чтобы их продукция была на высоте. Немало фирм, выпускающих материнские платы, на самом деле не имеют собственных производственных мощностей и размещают заказы на изготовление плат как раз у ведущих изготовителей, имеющих собственные заводы.
Чипсет
Чипсет — это набор микросхем, обеспечивающих работоспособность процессора и его связь с другими компонентами платы. Так как процессор нельзя напрямую подключать к периферийным устройствам (точнее, можно, но нежелательно), были созданы специальные устройства-микросхемы «обвязки» процессора. В первую очередь, для повышения нагрузочной способности шин процессора и согласования временных параметров. Потом добавились различные контроллеры: памяти, прерываний, портов ввода/вывода и другие, и этот набор назвали чипсетом.
Несмотря на то, что в каждом своем классе чипсеты отличаются весьма незначительно — буквально одной-двумя функциями, различия все-таки есть. Достаточно сказать, что в настоящее время для платформ Socket A (AMD — Athlon/Duron) и Socket 478 (Intel — Pentium 4/Celeron) существует около 40 чипсетов от разных производителей.
Раньше чипсеты выпускались многими фирмами: Intel, SiS, UMC, VIA, OPTi, Ali и т. д. Позднее одни не выдержали конкуренции, другие переключились на выпуск интегрированных чипсетов со встроенными графическими подсистемами. Сейчас на компьютерном рынке доминируют всего два производителя: фирма Intel — кому, как не ей, знать особенности своих процессоров, и фирма VIA. Интегрированные чипсеты уже выпустили два ведущих производителя видеокарт — ATI и nVidia. Их полностью достаточно для сборки качественного не игрового компьютера, но лучшими все-таки будут не они. Сегодня лучшими чипсетами для процессоров от AMD являются: VIA KT400 для Athlon или Athlon ХР; nForce3 Pro и AMD8000 — для Athlon 64. Для процессоров от Intel: VIA Apollo Pro266T и i815EP — для Socket 370; Intel 875/865 — для Socket 478.
Процессор
Говорить о процессорах нужно в связи с материнскими платами. И не потому, что они взаимосвязаны, а потому, что каждому классу процессоров нужна соответствующая плата.
С появлением процессора i80486 DX2/66 началась эра умножения тактовой частоты ядра CPU. Число 66 обозначало частоту работы ядра процессора — 66 МГц, а цифра 2 — что использовался коэффициент умножения тактовой частоты системной шины 33 МГц. Эта традиция дошла до наших дней. Pentium 4 с частотой 1700 МГц использует системную шину с частотой 133 МГц и коэффициент 13, а Celeron 1700 МГц работает на тактовой частоте 100 МГц с коэффициентом 17.
При этом многие пользователи думают, что частота в обозначении процессора — это рабочая частота всего компьютера. А нет. Рабочей частоты всего компьютера не существует: почти каждое устройство в ПК работает со своей собственной тактовой частотой. Просто все частоты кратны основной частоте системного генератора и им же синхронизируются. Тот же CPU 3400 МГц при обращении к флоппи-дисководу, тактирующемуся частотой 24 МГц, будет простаивать в ожидании данных каждых 140 тактов. Но это частный случай, а вообще производительность для большинства выполняемых на компьютере задач зависит не столько от процессора, сколько от наиболее часто использующихся подсистем ввода/вывода — оперативной памяти.
На процессорах Pentium закончилось известное, в основном, рекламное, правило, гласившее, что процессор нового класса вдвое быстрее процессора предыдущего класса с той же тактовой частотой. При дальнейшем улучшении CPU Pentium ни в одном процессоре серии Pentium MMX, Pentium Pro, Pentium II, Pentium III ничего революционно нового добавлено не было. Поэтому ПК с Pentium MMX 233 отличается от ПК с Pentium II 450 не вдвое, а, от силы, на 50 %. Хотя производительность самого процессора (читай — ядра), естественно, вдвое выше — за счет тактовой частоты. Во все новые CPU Pentium просто добавлялись возможности лучшего выполнения определенных задач. И Pentium 4 1200 МГц, оптимизированный для обработки потоковой аудио— и видеоинформации, почти во всех других программах работал так же, как Pentium III 800 МГц.
Самих процессоров, как и чипсетов, было достаточно много. И не только из-за разных частот: 286-е (от 8 до 20 МГц), 386-е (16–40 МГц), 486-е (25-133 МГц), Pentium — от 60 до 3400 МГц. Просто выпускала их не только фирма Intel, но ее основной конкурент фирма AMD. Вначале AMD и Cyrix выпускали процессоры, идентичные чипам от Intel, но более дешевые. С выпуском процессора Pentium Intel изменила лицензионную политику, чем заставила всех задуматься о будущем.
AMD повезло больше: выпущенный ею CPU K5, хотя и уступал Pentium несколько процентов производительности, мог работать на меньшей тактовой частоте. Впоследствии, когда Intel перешла для своих процессоров Pentium II на разъем Slot 1, AMD стала поддерживать для своих K6 прежний Socket 7, сделав из него \"Super 7\" — с поддержкой системной тактовой частоты 100 МГц. Это позволило позиционировать процессор K6 как более дешевый вариант Pentium II, но без замены материнской платы. Выпущенный впоследствии под разъем Slot А (позже — Socket А) более лучший процессор К7 (Athlon и более дешевый вариант — Duron) уже позиционировался как полноценная замена Pentium III (и Celeron).
Рис. 2.4. Процессоры Intel Pentium 4 и AMD Athlon
В это же время VIA на основе наработок Cyrix и Nexgen выпустила процессор C3, который во многих программах «обошел» такой же по частоте Celeron, и вынашивает планы по выпуску дешевой альтернативы для Pentium 4 под Socket 478 (с частотой 1100 МГц).
Многие специалисты утверждают, что процессоры от AMD и VTA (Cyrix) хуже, чем от Intel. Однако сравнивать напрямую чипы Intel с AMD или Cyrix невозможно. Благодаря своим технологическим особенностям, эти процессоры работают быстрее (иногда намного), чем от Intel. AMD и Cyrix используют критерии эффективности, отличные от применяемых фирмой Intel, поэтому чипы с одинаковыми цифровыми обозначениями, могут не иметь ничего общего.
Охлаждение процессора
Размещение на кристалле процессора огромного количества транзисторов, работающих на частотах, сравнимых с частотой микроволновых печей и потребляющих большое количество энергии, даром не проходит. Не вдаваясь в подробности, скажем, что, например AMD Duron 700 МГц выделяет мощность порядка 80 Ватт. Если у вас есть сковорода диаметром 6–7 см, можете смело использовать ее по назначению (вот только прилегать к чипу она должна очень плотно, иначе не успеете ничего поджарить). Следовательно, чтобы процессор не вышел из строя еще при включении компьютера, он должен постоянно охлаждаться (см. рис. 2.5).
Система охлаждения процессора состоит из радиатора и вентилятора. Радиаторы имеют «игольчатую» или «реберную» конструкцию и большие габариты, чем сам чип. К одним чипам радиаторы приклеивают на заводе специальным клеем (\"BOX\" вариант); к другим процессорам или процессорному разъему их крепят специальными зажимами через теплопроводящую пасту.
Рис. 2.5. Процессор должен быть холодным
На радиаторе обязателен вентилятор (\"кулер\"). На компьютерном рынке можно найти самые разные кулеры. Но если для CPU до 300 МГц подойдет любой кулер, то более производительному процессору нужен качественный вентилятор. Лучшими считаются изделия от фирм Thermaltake и Titan, Maxtron и Cooler Master.
Память
Компьютерная мудрость гласит, что памяти много не бывает. Конечно, во времена PC XT 640 Кбайт оперативной памяти хватало на все. Операционная система, 3–4 рабочих и пара игровых программ помещались на дискете объемом 360 Кбайт, и еще оставалось место для документов. Теперь же операционная система Windows ХР требует 64 Мбайт памяти, а текстовый редактор Word способен занять всю остальную оперативную память, которая только есть.
Поэтому сейчас в стандартный компьютер устанавливают не менее 128 Мбайт памяти. И чем больше, тем лучше — и для компьютера, и для пользователя. Если операционная система не может загрузить какую-либо программу из-за нехватки памяти, то она «выясняет», какие из загруженных в память программ использовались достаточно давно, и выгружает их в виртуальную память (файл \"подкачки\") на жестком диске. Вот и получается, что если памяти в компьютере достаточно, то пользователь меньше времени ожидает, когда начнет работать запущенная им программа.
Это мы говорили об оперативной памяти ПК — RAM (Random Access Memory — память с произвольным доступом), в которой помещаются все выполняемые процессором задачи и обрабатываемые данные, но, кроме оперативной, есть и другие виды памяти.
•
Кэш-память — сверхбыстрая буферная память процессора, в которой хранятся часто используемые фрагменты программ и данные. В новых ПК интегрируется на кристалл процессора.
•
Видеопамять — специализированная память на видеокарте. В чипсетах с интегрированной графической картой отсутствует, так как является отдельной областью оперативной памяти.
•
Постоянная память (ПЗУ) — память без возможности изменения. Существует почти во всех устройствах компьютера, в первую очередь, BIOS материнской платы. Хранит программы и данные, которые не должны исчезать при выключении питания.
•
CMOS — специальная микросхема памяти (и не только) BIOS. He является энергонезависимой и требует для себя «персональной» батарейки.
Когда говорят об этих видах памяти, их называют специализированными названиями, а просто под словом «память» всегда подразумевается оперативная память ПК.
Модули оперативной памяти различаются по виду слота для их установки:
• 14– и 16-контактные отдельные микросхемы в DIP-корпусах (Dual Inline Package) — устанавливались на 86-х и 286-х материнских платах;
• 16-и 18-контактные SIPP (Single Inline Pin Packages) — 286-е платы и старые видеокарты;
• 30-контактные модули SIMM (Single Inline Memory Module) — устанавливались на 386-х и первых 486-х материнских платах;
• 72-контактные SIMM — на 486-х платах (тип FPM) и платах Pentium (EDO).
• 168-контактные модули DIMM (Double Inline Memory Module — модуль с расположением выводов в два ряда) и RIMM — это современные типы памяти (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Модуль DIMM
Также различаются по типу и времени доступа к ячейкам памяти:
• FPM (Fast Page Mode — быстрый постраничный режим) — 100—70 нc — устаревший тип, применявшийся в 386-х и 486 ПК;
• EDO (Extended Data Out — расширенный ввод/вывод) — 80–50 нc — более современный тип, применявшийся на платах Pentium;
• SDRAM (Synchronous Dynamic RAM — синхронная динамическая память) — 15—7 нc — еще более быстродействующая память;
• RDRAM (Rambus DRAM) — 8–4 нc — специализированная (и дорогая) память, предназначенная для работы с процессорами Pentium 4.
• DDR SDRAM (Double Data Rate SDRAM) — 15—6 нc — тип памяти, позволяющий передавать данные два раза за один такт — как бы удвоенная тактовая частота. Наиболее распространенная в настоящее время.
Модули SDRAM в свою очередь различались по рабочей тактовой частоте и, соответственно, пропускной способности:
• РС66 — рабочая частота 66 МГц (533 Мбайт в секунду);
• РС100-100МГц (800 Мбайт в секунду);
• РС133 — 133 МГц (1060 Мбайт в секунду).
Модули DDR SDRAM (Double Data Rate SDRAM) также различаются по тактовой частоте и (по маркетинговым соображениям) имеют два названия: первое содержит сведения о тактовой частоте, второе — о теоретической пропускной способности: DDR200 (100 МГц) — РС1600; DDR266 (133 МГц) — РС2100; DDR333 (166 МГц) — РС2700 и DDR400 (200 МГц) — РС3200.
Чаще всего применяют именно второе обозначение — покупатель «падок» на большие числа. При этом происходит явное «надувательство»: дело в том, что модуль способен принимать или передавать с удвоенной скоростью только данные, но никак не адресную информацию. Но тесты показывают, что применение памяти DDR SDRAM в компьютерах на базе процессоров AMD дает прирост производительности в 25 % по сравнению с SDRAM. На основе Pentium — до 30 %.
Естественно, чем с большей частотой работает модуль, тем он лучше, но здесь самое время вспомнить еще об одном параметре памяти, который называется латентность (задержка). После задания адреса модуль памяти не может мгновенно выдать данные с указанной ячейки. Этот параметр, имеющий английскую аббревиатуру CAS, может принимать значения 2, 2.5 или 3 такта. Получается, что модуль, например DDR 40 °CAS 3, имеет производительность практически такую же, как DDR 333 CAS 2.
И последнее, что можно сказать о различии модулей оперативной памяти, — это наличие или отсутствие средств обнаружения и коррекции ошибок считывания. Существует довольно большой класс программ, критичных к достоверности считанных данных, поэтому к восьми битам информации добавляли один контрольный — бит четности. В современных модулях памяти из-за возросших скоростей и длительности доступа к памяти (в тактах работы процессора) добавляется не один, а четыре дополнительных бита. Это позволяет контроллеру памяти не только обнаруживать, но и \"на лету\" исправлять несколько ошибок одновременно.
Дисковые накопители — дисководы
Дисководом можно назвать любое устройство с вращающимся диском, на котором записана информация: приводы гибких магнитных дисков, жестких магнитных дисков, оптических и магнитооптических дисков. Но исторически сложилось так, что словом «дисковод» называют только накопитель на гибких магнитных дисках. Пусть и у нас будет так же.
Оптическим приводом называется устройство, в котором для чтения или записи применяются оптические приборы — лазеры. Это устройства чтения лазерных компакт-дисков — CD-ROM, CD-R и CD-RW, набирающие популярность приводы DVD (Digital Video Disk — цифровой видеодиск) и DVD-R/DVD-RW, а также магнитооптические накопители.
Почти все устройства выпускаются в двух вариантах исполнения: для внутренней установки и внешнего подключения. Внешние дисководы удобнее в использовании, потому что для их подключения не нужно разбирать корпус компьютера. Их легко перемещать с одного компьютера на другой. В последнее время выпускаются устройства с USB-интерфейсом, который хоть и медленнее, чем IDE, но очень прост в подключении и настройке. Внутренние CD— и DVD-дисководы имеют форм-фактор 5,25 дюйма.
Дисковод
Собственно о дисководах и говорить нечего — это простейшее (с точки зрения пользователя) устройство компьютера. Различаются по форм-фактору (точнее, различались раньше) и емкости дискеты: 5,25 или 3,5 дюйма. Последние более распространены. Дисковод записывает информацию на тонких лавсановых, полиэтилентерефталатныхдисковых пленках с магнитным покрытием. Диск помещен в защитную оболочку — тонкий пластмассовый корпус.
Винчестер
Накопитель на жестких магнитных дисках — HDD (Hard Disk Drive). В среде компьютерных специалистов — «винчестер» или просто «винт». Это название пошло от марки самого первого накопителя (30–30), которая совпадала с маркой известной винтовки.
После оперативной памяти, в которой программы исполняются, HDD — самая ответственная часть ПК — они на нем хранятся. Гарантийный срок работы — от 5 до 10 лет.
Винчестер записывает информацию на действительно жесткие диски из алюминия. Так как применяется несколько иная технология магнитной записи, позволяющая делать магнитные дорожки и промежутки между ними по ширине много меньше, чем на дискетах, жесткий диск позволяет записать на его поверхности много больший объем информации. Головки чтения/записи уже не прикасаются к диску, а парят над его поверхностью на очень маленьком расстоянии (несколько микрометров). В этом случае важно защитить диск и головки от пыли, так как любая пылевая частица может поцарапать диск или повредить головку. Поэтому их помещают в герметичный корпус из металла. На сегодняшний день уже выпускаются накопители емкостью 250 Гбайт.
Если не учитывать емкость (она изменяется крайне быстро и всегда в большую сторону), винчестеры различаются по форм-фактору, интерфейсу связи с ПК и скорости вращения дисков.
Деление по форм-фактору (на данный момент не актуально) и по интерфейсу:
• 3,5\" — наиболее распространенный формат с самыми разными интерфейсами: последние ESDI, современные IDE и SCSI и начинающий распространяться Serial ATA;
• 2,5\" — формат для ноутбуков;
• 1,8\" — более новый формат для ноутбуков и некоторых других устройств.
Деление по скорости вращения дисков представляет интерес только для специалистов в какой-либо компьютерной области (или для компьютерных фанатов):
• 5400 об/мин — достаточно старый стандарт;
• 7200 об/мин — самый распространенный;
• 10000 об/мин — пока только в высокоуровневых моделях;
• 15000 об/мин — еще только в серверах сети и тому подобном.
Почти все новые IDE-винчестеры выпускаются по стандарту UDMA/100 или UDMA/133 (скорость передачи информации соответственно 100 и 133 Мбайт/с (MB/s)). Правда, за предел DMA/66 пока что на самом деле перешагнули только отдельные элитные модели (но ведь нужно же чем-то привлечь покупателя), а все остальные приводы далеки и от этого предела. Но даже и здесь идет прямое «надувательство» пользователя: 66 Мбайт/с (DMA/66) — это скорость обмена по шине данных между оперативной памятью компьютера и кэш-буфером винчестера. Но только до тех пор, пока буфер не заполнится при записи или не «освободится» при чтении, а его размер очень маленький — обычно 2 Мбайт (хотя нормой уже начинают становиться модели с объемом кэш-буфера 8 Мбайт). Поэтому реально имеет значение только физическая скорость чтения/записи магнитных пластин накопителя, которая всегда ниже «рекламируемых» значений.
В 2004 году появились винчестеры (и материнские платы), поддерживающие новый, высокоскоростной последовательный интерфейс Serial ATA (с круглым кабелем), поддерживающий скорость передачи 150 Мбайт/с. Все замечания о реальной скорости передачи данных в таких винчестерах аналогичны предыдущим, т. к. физическая скорость чтения/записи магнитных пластин не изменилась.
Правда, хотя у каждого изготовителя есть модели для разных сегментов, небольшие различия все-таки будут: приводы от IBM (ныне Hitachi) несколько надежнее, чем от Samsung, а накопители от Western Digital несколько быстрее, чем от Maxtor. Достаточно привлекательны устройства от Samsung и младшие модели Seagate, которые можно назвать \"ширпотребом\".
Рис. 2.7. Обычный внутренний винчестер и внешний (справа) HDD 120 GB от Western Digital с интерфейсами FireWire и USB
Оптические дисководы
В общем, кроме IDE или SCSI интерфейсов, CD-ROM различаются скоростью считывания информации: от одно— до 72-кратной. Однократная скорость — это скорость чтения стандартного проигрывателя компакт-дисков — 150 Кбайт/с. Приводы 24х и меньше уже не выпускаются. А зря! Почти все более скоростные устройства издают значительный шум, что при частой работе с дисками CD-ROM раздражает.
Кроме того, уже замечено, что в приводах 40х и выше могут разрываться диски. Это неудивительно. Скорость вращения в таких накопителях может достигать 10 000 об/мин. При наличии дефектов в пластине самого диска такой итог неизбежен. В существующих приводах CD-ROM со скоростью 58х и выше используется другая технология чтения — три дорожки одновременно, а реальная скорость вращения диска у них ниже.
Рис. 2.8. Похожие снаружи, но разные внутри: CD-RW, DVD и комбинированный привод CD-RW/DVD (слева направо)
В последнее время вместо CD-ROM в компьютеры все чаще ставят устройства записи CD-дисков. Преимущества CD-RW очевидны: информацию на CD-диск можно не только записать, но и изменить, а так как практически любой, даже не самый новый, ПК в наше время оснащен приводом CD-ROM, то информацию можно передать для просмотра кому угодно. Тем более что, кроме дисков CD-RW, они также прекрасно записывают и CD-R. Вполне можно предположить, что, немного подешевев, такие приводы могут полностью заменить в компьютере обычный дисковод гибких магнитных дисков.
DVD-технология хранения данных, разработанная для замены музыкальных компакт-дисков (CD), видеолент, игровых видео-картриджей и дисков CD-ROM, из-за большой емкости носителя (18 Гбайт) вначале применялась только для воспроизведения на специализированном DVD-проигрывателе записанных на диск видеофильмов и просмотра их на телевизионном экране. Однако DVD-устройства просачиваются на рынок программного обеспечения и кино, растет интерес к DVD-дисководам и со стороны любителей игр. Учитывая, что все DVD-дисководы могут читать обычные CD-диски, они являются реальной альтернативой CD-ROM-приводам, способной в будущем их полностью вытеснить.
Альтернатива дисководам
Повсеместное распространение 3,5\" дисководов емкостью 1,44 Мбайт было вызвано несколькими причинами: простотой, дешевизной и практичностью. До сих пор не существует более дешевого способа физически передавать или копировать файлы. Ясно, что они пробудут на рынке еще некоторое время, несмотря на то, что потребность в них постепенно и неуклонно снижается. Сегодня, благодаря прогрессу в технологии создания устройств для хранения информации, пользователи получили устройства, в которых сочетается «гибкость» дискет и большая емкость жесткого диска. Это Flesh-память с USB-интерфейсом. Носимая, легкая, «горячее» подключение (при включенном компьютере), достаточно быстрая и удобная. Выпускается в виде стильных брелоков емкостью от 16 Мбайт до 512 Мбайт (рис. 2.9).
Рис. 2.9. DiskOnKey Pro — USB-брелок с флэш-памятью от M-System
Звуковые карты
Мультимедиа (Multimedia) — достаточно сложный для расшифровки термин, который в контексте компьютерной техники означает оборудование, позволяющее демонстрировать сочетание видео, графики, звука, изображения и текста. Чтобы компьютер был мультимедийным, в его составе должно быть несколько определенных компонентов. Один из них — звуковая карта.
Сегодня звук — не только важный, но и необходимый элемент мультимедиа в компьютерных системах. Персональный компьютер уже на равных конкурирует с домашней стереосистемой и позволяет прослушивать не только мелодии или грохот выстрелов в играх. Звук вносит разнообразие и в деловые приложения. В Internet также все чаще используется звуковое оформление.
Рис. 2.10. Звуковая карта Audigy 2 от Creative Labs с блоком внешних разъемов
Звуковая карта — это обычный усилитель низкой частоты, специально предназначенный для работы в составе ПК, и потому имеющий некоторые специфические особенности. В первую очередь, так называемый full duplex — возможность одновременной выдачи звука из компьютера на внешнее устройство и записи от внешнего источника на жесткий диск ПК.
Изначально звуковые карты предназначались для простого озвучивания рабочего места пользователя ПК вместо установленного в корпусе штатного динамика. Но технологии на месте не стоят. Самые новые звуковые платы содержат собственные процессоры, обрабатывающие звук по специальным алгоритмам, и позволяют выводить высококачественный звук на пять динамиков — четыре колонки и фронтальный сабвуфер (но и это не предел) — для получения объемного (3D) звучания. Современные компоненты позволяют улучшить звучание до качества, сравнимого с качеством HI-FI аппаратуры.
Видеокарты
О видеокартах можно сказать и мало, и много. По большому счету, они различаются объемом установленной на них видеопамяти — от 32 Кбайт на самых первых до 512 Мбайт на современных видеокартах. От объема видеопамяти зависят поддерживаемые видеорежимы: максимальное разрешение экрана, частота кадровой развертки и количество отображаемых цветов. Различают видеокарты и по типу монитора, на который они могут выводить изображение.
Достаточно сказать, что ведущие производители графических чипсетов каждых полгода выпускают чипы со все большими возможностями и большей производительностью. А изготовители видеокарт, в свою очередь, выпускают карты не только на полнофункциональных чипсетах, но и урезанные версии: или с отключением каких-либо функций, или с меньшей рабочей частотой, или с меньшим объемом видеопамяти. И получается, что в младшую (по цене и по возможностям) или среднюю категории попадают как новые видеокарты на урезанных версиях чипсетов, так и видеокарты, бывшие лучшими полгода-год назад.
Табл. 2.1. Соотношение параметров
Разрешение экрана |
Диагональ монитора |
Количество цветов |
Объем видеопамяти |
800×600 |
15\" |
16 |
256 Кбайт |
256 |
512 Кбайт |
65536 |
1 Мбайт |
16,7 млн. |
2 Мбайт |
1024×768 |
17\" |
16 |
512 Кбайт |
256 |
1 Мбайт |
65536 |
2 Мбайт |
16,7 млн. |
2 Мбайт |
1280×1024 |
21\" |
16 |
1 Мбайт |
256 |
2 Мбайт |
65536 |
4 Мбайт |
16,7 млн. |
4 Мбайт |
Все современные видеокарты выпускаются только для шины AGP. Графическая шина AGP (Accelerated Graphics Port — ускоренный графический порт) является дополнением к внутренней шине, соединяющей процессор, оперативную память и чипсет. Работает на вдвое большей частоте, чем PCI, и может обращаться к оперативной памяти напрямую — без участия центрального процессора. В связи с этим на видеокарте можно установить только память, достаточную для поддержки необходимого разрешения и количества цветов, а дополнительные видеостраницы размещать в оперативной памяти компьютера, просто меняя их местами для быстрого доступа. Количество страниц будет ограничено только размером оперативной памяти. О видеопамяти можно сказать, как и об оперативной памяти: чем больше, тем лучше, если только ваш монитор и видеокарта (а иногда и программное обеспечение) в состоянии ею распорядиться.
Использование видеоплаты с 4 Мбайт памяти с 15\" монитором при обычной офисной работе может оказаться избыточным. В таблице 2.1 приведено соотношение между разрешением экрана и необходимой для этого памятью.
Следовательно (при определенном значении объема видеопамяти), при установке более высокого разрешения количество отображаемых цветов будет уменьшаться.
Соотношение справедливо для любых видеокарт, мониторов и программ, с той лишь поправкой, что современные 3D-акселераторы требуют еще примерно такой же объем памяти для обработки данных и формирования дополнительных видеостраниц для ускорения вывода изображения на экран. Также для формирования объемного изображения в играх (не путать с рендерингом трехмерных сцен в профессиональных графических программах) необходимо такое же количество памяти для Z-буфера. Он служит для расчета видимости объектов заднего плана, частично или полностью перекрываемых другими объектами. Эти дополнительные мегабайты в двухмерной графике (большинство неигровых программ) совершенно не задействованы.
Так как реальное оборудование всегда имеет конечную скорость работы, то при увеличении разрешения частота кадровой развертки, естественно, будет уменьшаться. Бытует мнение, что увеличение объема видеопамяти позволяет увеличить частоту кадровой развертки. Это неверно. Увеличение объема повышает общее быстродействие компьютера во многих программах, которое также связано с типом установленной видеопамяти.
Рис. 2.11. Современные видеокарты от ATI (Radeon 9700) и nVidia (GeForce 4 4600)
Модемы
Модем (МОдулятор/ДЕМодулятор) — устройство, предназначенное для связи компьютеров по проводам (в основном, аналоговым телефонным линиям) на больших расстояниях. Оснащается функциональными возможностями для принятия факсов.
Сегодня существуют разнообразные модемы, основное отличие между которыми заключается в поддерживаемых протоколах и пропускной способности. Современные модели для шины PCI рассчитаны на пропускную способность до 56 Кбит/с (стандарт V.90) и выпускаются как аппаратные, так и программные. Последние называют «Win-модем». Они работают только в среде Windows и требуют обязательного наличия в компьютере процессора с технологией MMX, который выполняет большую часть обработки модемной информации.
Модемы со скоростью связи ниже 28 Кбит/с (28800 бод/сек) уже не выпускаются. Все современные модели имеют скорость связи 56 Кбит/с (56 К). Изготовители таких модемов утверждают, что это нормальная скорость связи, вводя пользователей в заблуждение. Скорость передачи данных по обычным телефонным линиям не может превышать 53 К. Кроме того, из-за несметного количества факторов, влияющих на соединение с Internet, большинство пользователей не могут работать на скорости, превышающей. 50 К. Как правило, соединение осуществляется на скорости 42–46 К.
Еще одно существенное обстоятельство: раньше в промышленности были два несовместимых стандарта 56 К. Новый стандарт, названный ITU-T V.90, обеспечивает совместную работу любых модемов 56 К. Сейчас уже существует новый стандарт — V.92. Рассматривать этот стандарт нужно в связке протоколов V.92/V.44. Скорость от провайдера к пользователю осталась та же, а от пользователя к провайдеру увеличена с 33,6 К до 48 К. Протокол сжатия данных V.44 позволяет сжимать передаваемую информацию (если информация позволяет это сделать) до 1:6.
Есть различие и по фирме-производителю чипа, на котором основан модем. Лучшими считаются модемы на чипе от Rockwell (ныне Conexant), чуть хуже — Lucent, остальные — не котируются. Это кажется странным, ведь все они выполняют одни и те же стандартные функции. Но и в самом деле замечено: модемы от одного производителя, основанные на разных чипах, ведут себя по-разному. А в условиях нашего телефонного «бездорожья» это чревато проблемами связи.
Так же существуют специальные скоростные модемы для цифровых линий. Но их мы рассматривать не будем в связи с их спецификой и отсутствием широкого применения.
Рис. 2.12. Плата внутреннего модема и внешний модем GVC
Периферийные устройства
Периферийными называют любые устройства, подключаемые к системному блоку при помощи отдельного кабеля и не являющиеся обязательными. И даже монитор, несмотря на то, что без него компьютер не сможет вам ничего сообщить.
Монитор
Монитор — это то, с чем мы общаемся большую часть своего времени работы с компьютером. Хороший монитор — это очень важно! И удобство работы с ПК, и ваша работоспособность, и ваше здоровье, в конечном итоге, зависят от того, перед каким монитором вы сидите.
Первое заметное отличие между мониторами — размер экрана. Как и в телевизорах, оно измеряется по диагонали. Существуют мониторы с диагональю от 14\" (о меньших говорить не будем) до 40\" (их, правда, уже называют не мониторами, но это не суть важно). Чем больше размер, тем удобнее с ним работать и тем больший объем информации можно вывести на экран.
Второе отличие — габариты и, соответственно, вес самого монитора. Третье — плоскость экрана. Раньше все катодные трубки имели выпуклую поверхность. При этом изображение также кажется выпуклым. И если для набора текста в Word это не имеет никакого значения, то в проектировочных CAD-системах и, более того, в 3D-моделировании создает определенные неудобства. Поэтому были разработаны трубки Trinitron, в которых изображение выводилось на поверхность не сферы, а цилиндра. Проектировщикам стало легче, но не намного. И сейчас выпускаются электронно-лучевые трубки — Sony FD Trinitron, Mitsubishi DiamondTron NaturalFlat, LG Flatron, Samsung DynaFlat, Panasonic PureFlat — с плоским экраном. Правда, это достигается обманом не геометрии, а человеческого глаза: стекло экрана по площади делается разной толщины. Глаз воспринимает изображение с передней — плоской — поверхности, а электронный луч рисует его по внутренней поверхности специально подобранной формы (почти сфера — с учетом коэффициента преломления стекла). И изображение на самом деле становится практически плоским. Людям, работавшим с обычными мониторами, оно начинает казаться вогнутым — пока не привыкнут.
К электрическим параметрам в первую очередь относится частота кадровой развертки. Чем она выше, тем меньше мерцание экрана и тем меньше устают глаза при длительной работе с компьютером. Минимально допустимой считается частота 60 Гц, нормальной — от 75 Гц и выше. У каждого человека минимальная частота индивидуальна — лишь бы не мерцал экран.