Венедикт Ерофеев
Бесполезное ископаемое
Тексты печатаются с сохранением авторской орфографии и пунктуации во всей их противоречивости и непоследовательности.
* * *
Самый большой грех по отношению к ближнему – говорить ему то, что он поймет с первого раза.
* * *
У меня абсолютный слух. Я способен расслышать, как рушатся моральные устои на Пятницкой, 10, как плачут ангелы над погибшей душой друга Тихонова.
* * *
Это не для меня, это для менее сложных натур.
* * *
слово «что-нибудь» все честные люди пишут через черточку
* * *
Я на небо очень редко смотрю.
Я не люблю небо.
* * *
Так думаю я и со мной все прогрессивное человечество.
* * *
Я сердоболен.
* * *
По Корану свидетельство одного мужчины приравнивается к свидетельству двух женщин.
* * *
Де Местр: простолюдин глуп, груб, безнравствен и подл.
* * *
Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Уголовный роман.
* * *
футурист Антон Пуп
* * *
Не трогайте моих чертежей!
* * *
Жаб я не люблю. Я пауков люблю. И филина.
* * *
«Осерчала ты, Мать Богородица!
Богородица Мать, не серчай!»
(Городецкий)
* * *
Раз начав, уже трудно остановиться. 50 лет установления советской власти в Актюбинске, 25 лет львовско-сандомирской операции etc. etc. Все ширится мутный поток унылых, обалбесивающих юбилеев.
* * *
Как хороши, как свежи были позы!
* * *
«Но так скучать, как я теперь скучаю,
Бог милосердный людям не велел».
(Адамович)
* * *
Иди ко мне, подлюка, я с тобой поделюсь моей нехитрой девичьей тайной.
* * *
Опять о Прометее и под какую статью Уголовного кодекса попал бы страдалец.
* * *
Вл. Бестужев:
«Средь бесконечных волн рождаю Мою свободную струю».
* * *
Вл. Бестужев:
«За видимым невидимое вижу, Но видимое пламенней люблю».
* * *
Пидеразм Вроттердамский
* * *
Неуважение к русским только по одному мотиву – их легкий отказ от внешней, обрядовой стороны христианства, почти у всех поголовно, и от этого ущерб, всеобщий, самого христианского чувства.
* * *
«Приличие – величайшее несчастье XIX века» (Стендаль).
* * *
В Японии свободно продаются в магазинах бамбуковые наборы для харакири.
* * *
«И что же дается в наших театрах? какие-нибудь мелодрамы и водевили!… Сердит я на мелодрамы и водевили».
(Гоголь, «Москва и Петербург»)
* * *
О скульптуре: «Напрасно пытались изобразить ею высокие явления христианства».
* * *
«Не таковы две сестры ее, живопись и музыка, которых христианство вздвигнуло из ничтожества и превратило в исполинское».
* * *
«Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?»
(Гоголь, «Скульптура, живопись и музыка»)
* * *
Симбирский поэт начала века Ник. Лоскутов и его сборник стихов «Рыданье гибнущих надежд».
* * *
Гоголь о царе вандалов Гензерихе: им овладела та свирепая задумчивость, которая сушит и мучает душу.
* * *
Белый и синий – цвета Богородицы.
* * *
К вопросу о «собственном я» и т.д. Я для самого себя паршивый собеседник, но все-таки путный. Говорю без издевательств и без повышений голоса, тихими и проникновенными штампами, вроде «Ничего, ничего, Ерофеев» или «Зря ты все это затеял, ну да ладно уж» или «Ну ты сам посуди, ну зачем тебе это» или «пройдет, пройдет, ничего».
* * *
Если человеку по утрам скверно, а вечером он бодр и полон надежд, он дурной человек, это верный признак. А если наоборот – признак человека посредственного. А хороших нет, как известно.
* * *
Это напоминает ночное сидение на вокзале. Т.е. ты очнулся – тебе уже 33 года, задремал, снова очнулся – тебе 48, опять задремал – и уже не проснулся.
* * *
Бестолковость, т.е. поэтичность мышления.
* * *
Блажен, с кем смолоду был серп,
Блажен, с кем смолоду был молот.
* * *
Я владыка естества, не забывай, гаденыш.
* * *
В общежитии «сапогом в живот надо, пусть корячится».
* * *
А она мне, субтильная мандавошечка, говорит на это: «А кто детей будет за тебя воспитывать, Пушкин что ли?»
* * *
Новость: Чапаева откачали.
* * *
Один, издеваясь, спрашивает: «Чьей женой была Нефертити, если мужем ее был Тутанхамон?» А другой, унылый скептик, отвечает: «Я с твоей Нефертити и срать рядом не сяду».
* * *
«Люблю сухой, горячий блеск червонца».
(Бунин)
* * *
Сильвио в «Паяцах»: «О, для чего тобой я околдован?»
* * *
У Городецкого: «Ах вы, ангелы, архангелы, святители мои!»
* * *
…написать задачник, развивающий, попутно с навыками счета, моральное чувство и чувство исторической перспективы.
* * *
Например такая задача. Выразить в копейках цены зверобоя, московской особой, столичной, российской и найти в истории европейской такую войну, все основные события которой следовали бы с теми же интервалами.
* * *
… Преодолевает свое «я», находит свое «я» и снова его теряет, преследует себя, обретает себя, вновь и уже окончательно преодолевает, но потом невпопад снова находит.
* * *
«По-модному одета
В широкое манто —
Она забыла это
И помнит только то».
(Потемкин)
Когда отступаешь от идеалов, напоминай обвинителям, что быть совершенно благородным скушно.
* * *
И рожи у них гладкие, классически-ясные. Если и есть прыщи, то где-нибудь у загривка.
* * *
солидное поэтизирование адюльтеров у этих антимещан и пидоров.
* * *
Ты жил в углу, мой Веничка.
* * *
Постранствуй-ка в пространстве.
Брюсов рифмует Сирию с Ассирией.
* * *
В стихах Ардова: «Дай руку мне, вся жизнь есть бред» или: «Не подходи, ты не поймешь цветов».
* * *
Коран рекомендует: «возноси хвалы при уходе звезд».
* * *
Во вступительной статье: все они пришли в канун века или чуть позже, и году к 20-му все перемерли или разбежались.
* * *
Все подлости относить на счет антиномичности ее души.
* * *
«Если хочешь – иди согреши».
(Д. С. Мережковский)
* * *
Северянин о городе Череповец:
«Давно из памяти ты вышел,
Ничтожный город на Шексне».
* * *
* * *
Писать надо по возможности плохо. Писать надо так, чтобы читать было противно.
* * *
Оказывается, это знаменитый шансонье Шевалье, в своем соломенном канотье.
* * *
У Гоголя в «Майской ночи» Ганна признается Левко, что любит его без памяти за то, что тот умеет дергать и шевелить усом.
* * *
Конечно, можно прожить и без этого всего. Какое дело, к примеру, чукчам, есть у них Анакреон или нет?
* * *
И всегда с наступлением холодов с завистью вспоминаю Прозерпину, которую Плутон забирал к себе в Аид на эти зябкие полгода – и выпускал на волю к первым цветам.
* * *
Поэтизировать природу – самое недостойное занятие. Она ни в чем нам не сродни, т.е. слепа, нема, глуха и самое главное – не чувствует боли. У нее есть аппетит, пожалуй и все.
* * *
Розанов сказал: «Тайный пафос еврея – быть элегантным».
* * *
И Томас Манн в 42 г.: «Из это такая простая правда, что больно говорить о ней».
* * *
Вадим Лжедмитриевич
* * *
Суворин о Толстом: «Ну, что хотя бы и Хад-жи-Мурат против Капитанской дочки? Говно». «Говно» было его любимое слово.
* * *
Знать о Перу не больше, чем есть в веселой истории Периколы и Пекильо у Оффенбаха.
* * *
О Брюсове в журнале «Сельская молодежь»: символист с гипертрофированным интеллектом.
* * *
Я длинен настолько, что «подпираю небосклон», как сказал поэт о Казбеке.
* * *
И вот тогда-то я научился ценить в людях высшие качества: малодушие, незрелость и недостаток характера.
* * *
молодежный вальс Хабибулина и молодежные песни Агабабова
* * *
Вопрос: кто из нас троих представляет собой художественную ценность?
* * *
говорить о меню применительно к духовной пище
* * *
Идеал последовательности: направляя заказ на книги в магазин «Книги стран народной демократии», писать так: Москва, К-9, ул. Горького, 15. Книги стран коммунистических однопартийных режимов.
* * *
Надо привыкать шутить по – «Крокодильски», например, так: «Будь у нее формы, я взял бы ее на содержание».
* * *
Дай мне силы, Боже, пройти завтра мимо него и не плюнуть в лицо ему!
* * *
Веселись, негритянка!
* * *
в обществе блестящих женщин села Караваева
* * *
Это случилось в 1909 г., т.е. уже к тому времени, когда он (Скрябин) совсем раздухарился и стал давать своим опусам блатные названия.
* * *
Мне не нужна стена, на которую я мог бы опереться. У меня есть своя опора и я силен. Но дайте мне забор, о который я мог бы почесать свою усталую спину.
* * *
что удобнее потерять: вкус или совесть?
* * *
если это система, то очень нервная, эта система
* * *
Рассказ о Маугли автобиографичен. Киплинг сам был вскормлен волками британского империализма.
* * *
и хочется кому-нибудь что-нибудь внедрить
* * *
А, знаю! Античность, громы Юпитера, зерно Персефоны, борьба титанов и драйзеров и т.п.
* * *
В 1956 г. стало известно, что Олег Кошевой был педерастом. Это послужило причиной фадеевского самоубийства.
* * *
смертоносные сообщения
* * *
использование и возврат низменных чувств
* * *
В мировой поэзии скептицизм облекается обычно в форму шестистопных ямбов: например, так: Гамлет не говорил: «ту би ор нот ту би». И Мальбрук никогда в поход не собирался.
* * *
у Ф. Сологуба: «Расстегни свои застежки и завязки развяжи».
* * *
О благородстве спорить нечего. У Матфея уже изложены все нормы благородства.
* * *
Если ты все знаешь, так скажи, какой средний грузооборот у Щецинского порта?
* * *
С детства приучать ребенка к чистоплотности, с привлечением авторитетов. Например, говорить ему, что святой Антоний – бяка, он никогда не мыл руки, а Понтий Пилат наоборот.
* * *
Любую подлость оправдывать бальзаковским: «Я – инструмент… на котором играют обстоятельства».
* * *
В мой венец он вплел 2-3 своих лавра, а я потом ходил и не понимал: откуда это так плохо пахнет?
* * *
Дежурная фраза Кузьминичны: «Сову видно по походке, а добра молодца – по соплям».
* * *
пристрастие всех неуравновешенных натур к моральной философии
* * *
все проделывала с потрясающей пластичностью
* * *
Хорошему человеку всегда хорошо.
* * *
«прекраснее самой красоты», как говорят на Филиппинах
* * *
Надо уметь «подождать до времени», чтобы избавиться от упреков разных сопляков, вроде Гамлета; надо доносить свои башмаки, прежде чем решиться.
* * *
Одна русская дама у Герцена: «Что мне надо сделать, чтобы полюбить Швэйцарию?»
* * *
Так же, примерно, модно, как в 50-х гг. было смеяться над Ламартином.
* * *
И чудак же этот Ахиллес Пелид! У всех нормальных людей только пятка неуязвима, а у этого – все наоборот.
* * *
Продается ручной скворец по кличке Федя. Разговаривает, свищет по-соловьиному, поет «Цыганский барон» и целуется. Цена 75 руб.
* * *
В 18-19-летнем возрасте, когда при мне говорили неинтересное, я говорил: «О, какой вздор! Стоит ли говорить!». И мне говорили: «Ну, а если так, что же все-таки не вздор?» И я наедине с собой говорил: «О! Не знаю, но есть!». Вот с этого все начинается.
* * *
Нужно, чтобы всякий предмет, попавшийся на глаза, мог стать темою.
* * *
Ягненок! Возляг рядом с волком! Слейтесь в поцелуе, мучитель и жертва! Сними паранджу, угнетенная женщина Востока!
* * *
философские камни в печени
* * *
Интересно, как глядели бы на тебя, если б ты сейчас вот вышел в белом жилете с отворотами а 1а Робеспьер. Или, например, орал бы в переулке: «Долой Гизо! Да здравствует Реформа!»
* * *
Последовательным антисионистом может стать только тот, у кого утвердилась Святыня.
* * *
«Обжирайтесь, мрачные умы!»
* * *
Не женщина, а телесное наказание.
* * *
Царь Мидас, к чему бы ни прикасался, все обращал в золото, а в твоих руках все делается дерьмом.
* * *
Вот еще красивое женское имя: Антанта.
* * *
Целых три рубля! «За каждым крупным состоянием кроется злодейство», сказал Бальзак.
* * *
Ритуальный танец Замбии «Убийство Лумум-бы» символизирует радость жизни и борьбу с темными силами природы.
* * *
Чтобы жена никогда не сомневалась в твоей верности, – советую я, – дай ей понять, но только самым косвенным путем, что ты простофиля. Т.е. не абсолютно простофиля, а ровно настолько, чтобы не потерять любви и быть (одновременно) свободным от подозрений.
* * *
Вижу, как цветут каштаны. Прихожу к тому, что красивее калины ничто не цветет. Смотреть, смотреть. Нюхать, нюхать.
* * *
а оладьи такие нежные, такие аппетитные, – ну, прямо как девушки!
* * *