Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Собравшиеся на площадке перед воротами сожженного поселка Надежда образовали два полукольца. Горожане за спиной коммандера Корбета и его помощников, охотники и фермеры Плато позади Димова, Зейгера и других членов Совета Принимающих Решения. Оле Йенсен тоже был здесь, он стоял со старшими, как равный. Впрочем, с этой стороны находилось несколько человек, одетых в традиционные для Города темные цвета – трое бежавших от Спири бойцов его отряда и семеро других, участвовавших в последнем сражении. И еще Нея, стоявшая рядом с Лео. Левая рука Лео лежала на ее плече, правая сжимала ствол «декликса». Прочно упираясь ногами в почву, он грозно посматривал по сторонам. Каждому должно быть ясно: Лео готов в равной степени защитить девушку и от ее бывших товарищей из Города, и от тех жителей Плато, которые продолжали видеть в ней врага.

– Мы поделимся с вами, – сказал Зейгер. – Дадим вам все, в чем вы испытываете нужду. Кроме оружия, конечно. И все же, боюсь, вас ждут нелегкие времена. Вам придется учиться здесь жить наново с осознанием того, что так будет всегда. По крайней мере ближайшие несколько тысяч лет.

Грустная усмешка тронула его губы.

– Мы поможем тем, кто поймет это скорее остальных. Кое-кто из вас это уже понял, – легким кивком за спину он обозначил место, где стояли бывшие бойцы отряда Спири. – Мы научим вас тому, чему успели научиться сами. Только в Городе и рядом с ним, боюсь, этого не получится. Рано или поздно вам придется покинуть Город. Вы обошлись с природой не слишком гуманно.

– Что же, вы предлагаете нам переселиться на Плато, заняв ваше место? – в вопросе Корбета не было вызова. Только грусть и усталость.

– Плато – не самое плохое место на планете для выживания, – пожал плечами Димов. – Уж поверьте мне, Корбет. По крайней мере, когда есть те, кто научился здесь жить. Кто-то намерен переселиться в другие места, а кто-то хочет остаться здесь. Например, я остаюсь. И охотник Лео тоже. У него, кстати, есть кое-какие планы.

Димов повернулся и отыскал взглядом охотника.

– Лео! Расскажи нам о них!

Лео опустил руку с плеча Неи, вышел вперед. Чуть помедлив, она последовала за ним, встала рядом.

– В трех тысячах шагов отсюда скалы с той и другой стороны Пропасти сходятся ближе всего, – начал он вначале негромко, но голос его тут же окреп и стал слышен всем. – Они отвесны, и в этом месте Пропасть непреодолима. Но только там, только в этом месте через Пропасть можно построить мост. И если мы все захотим – и вы, и мы, – то сумеем это сделать. Плато больше не будет тюрьмой ни для кого и никогда.

– Ты хочешь строить мост, охотник? – озадаченно спросил Корбет.

Лео окинул взглядом собравшихся, потом положил руку на плечо Ней и привлек ее к себе.

– Да, – твердо и громко сказал он. – Именно этого мы и хотим!

Видеодром

Р – значит «Реклама»


«Ни одно Столетие не может сравниться в этом отношении с XX. Это было время наивысшего расцвета рекламы», – заявляет Техник Харлан в «Конце Вечности» Айзека Азимова. Похоже, что и в XXI реклама не собирается сдавать позиций. Так же, как и кинематограф, разменявший второй век своего существования.


В 1995 году в профессиональном бюллетене «Рекламное Измерение» была опубликована статья Д.Трифонова «Реклама и фантастика». Автор в сжатой форме, близкой к Регистру научно-фантастических идей Г.С. Альтшулера, проанализировал большой массив произведений и выявил нетривиальные идеи на тему продвижения товаров и услуг в типичных для жанра ситуациях, вроде полетов в космос или перемещений во времени. А кроме того, пришел к неутешительному для профессионалов выводу: «Для многих писателей реклама – чисто вредное явление, не имеющее ни грана пользы, даже предмет издевки. Как правило, такое негативное отношение переносится и на образ рекламиста». То же самое можно сказать не только о писателях, но и о режиссерах и сценаристах. Хотя…

Многие западные режиссеры, которые внесли значительный вклад в мировую кинофантастику, не гнушались съемками рекламы: Дэвид Кроненберг, Ридли Скотт, Дэвид Линч, Тим Бартон, Дэвид Финчер, Мишель Гондри, Жан-Пьер Жене. Кое-кто из именитых и уважаемых мэтров даже начал свой путь к успеху со съемок клипов, продвигающих тот или иной товар.

У российских постановщиков, родившихся еще в СССР, отношения с этим видом коммерческого искусства складывались по-разному. Фаворит отечественного бокс-офиса Тимур Бекмамбетов сделал себе имя на роликах банка «Империал». Знаменитый мультипликатор Гарри Бардин выпускал анимационную рекламу и говорил в интервью, что ему интересно решить творческую задачу всего за 30 секунд экранного времени. А великий сказочник позднесоветского кино Леонид Нечаев вспоминает свой опыт работы в телерекламе смутных 1990-х как весьма неудачный.

Однако нечто, именуемое англоязычным термином advertising, пришло к нам значительно раньше, чем исчез «железный занавес». До сих пор цитируются и даже перепеваются современными копирайтерами строки Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме!» И даже в советской кинофантастике можно встретить пародии на рекламные призывы тех лет. Вспомним «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), где обыгран набивший оскомину слоган: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…»

Времена менялись. Мрачноватым пророчеством стал эпизод массового действа на планете Плюк из фильма «Кин-Дза-Дза» (1986) Георгия Данелия с последующим диалогом:

«– Что они делают?

– Продают?

– Что продают?

– Всё!»

Просмотр рекламы как сюжетный ход мог давать и толчок для развития действия. Если настоящим рекламистам приходится только мечтать о прямой связке «увидел рекламу – начал приобретать», то в кино нет ничего невозможного. Приключения Дагласа Куэйда, героя фантастического боевика Пола Верхувена «Вспомнить всё» (1990), стартуют после того, как он периодически видит ролик корпорации, «вживляющей» несуществующие воспоминания. Точно так же под влиянием телевизионной рекламы мечтал сбежать в будущее скромный клерк патентного бюро из фильма Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975).

Правда, оба этих примера основаны на литературных источниках – рассказе Филипа К.Дика и киноповести Леонида Леонова. Причем в сценарной основе у Леонова роль навязчивой рекламы даже большая, чем в экранизации. Однако лента Швейцера примечательна и тем, что в одном из эпизодов в нее включен мультипликационный рекламный ролик чудодейственных пилюль, сделанный известнейшим советским аниматором Федором Хитруком. Если отвлечься от сатирического пафоса и плакатного видеоряда, то мы увидим практически ничем не отличающийся от современных функциональный ролик, где наглядно показано «путешествие» капсулы по пищеводу и ее дальнейшее влияние на мозг.

А что касается пародии, то здесь дальше других зашел Айвен Райтмен. В комедии «Эволюция» (2001) режиссер заставил героев возносить в камеру хвалу небезызвестному шампуню против перхоти. На этот раз – как лучшему средству от космических пришельцев. В кульминационной сцене этот самый шампунь закачивают зловредному инопланетному организму в отверстие, которое персонажи-биологи определяют как анальное… Мишенью выбрана, конечно, не сама торговая марка, а так называемый «продакт плэйсмент» – использование товара в сюжете. Причем сам шампунь одновременно таким «продакт плэйсментом» и был, поэтому в чувстве юмора рекламодателям фильма не откажешь (юмор самой картины особого зрительского отклика не вызвал).

Что касается «Конца Вечности», то его экранизацию 1987 года (режиссер Андрей Ермаш) тоже следовало бы включить в список фильмов, где реклама играет важную роль в сюжете. Через журнальные рекламные модули отправленный в прошлое резидент Вечности Купер общается со своим руководством сквозь тысячелетия. Может ли нынешний рекламист предположить, что его творения будут читать сотни веков спустя? О том, как представляет себе кинофантастика рекламных профи, – особый разговор.

* * *

Рекламщик – не такой частый герой фантастических лент, как, скажем, полицейский или ученый, но и не слишком редкий. В совершенно разных фильмах и у разных режиссеров люди из мира рекламы, сколь бы непохожими ни были их характеры, нередко страдают однородными психологическими недугами.

Кинорекламисты пребывают в непрерывном личностном кризисе. Фантастика в их экранной жизни выполняет двоякую роль. Во-первых, сталкивает героя с самим собой и своими до поры неосознанными проблемами. А во-вторых, помогает их решить. Особенно такой прием популярен в комедиях. Плейбой-криэйтор в исполнении Мела Гибсона («Чего хотят женщины», 2000) относится к противоположному полу чисто потребительски, и это заводит его в тупик уже в профессиональной сфере, когда нужно сделать рекламный ролик для женщин. Удар током «вдруг» включает у героя умение читать женские мысли, а в результате самодовольный нахал начинает лучше понимать людей и даже находит любовь.

Его коллега, холеный консультант по имиджу (Брюс Уиллис), добился крупного успеха в своем деле, но по пути растерял все свои главные жизненные ценности. Временной парадокс сталкивает его с самим собой в образе ребенка и позволяет вспомнить, чего же он по-настоящему хотел («Малыш», 2000).

Духовный тупик работника рекламы характерен не только для Америки. Французский юноша с нестандартным творческим мышлением вынужден работать в агентстве, которое печатает корпоративные календари с «клубничкой». Свое нестандартное мышление герой применяет только в причудливых сновидениях («Наука сна», 2006).

Персонаж экранизации нашумевшего романа Фредерика Бегбедера «99 франков» (2007), копирайтер Октав Паранго, заглушает свой экзистенциальный французский ужас едва ли не килограммами «кокса», что приводит его к соучастию в преступлении. В оригинальном романе был элемент социальной фантастики, однако режиссер-визуалист Ян Кунен это не использовал и пошел другим путем. Октав получает шанс нечто изменить, но лишь в иной сюжетной развилке в духе памятного фильма «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера. Правда, шанс оказывается лишь очередным финтом больного сознания, и похоже, предсмертным. Любопытно, что в изображении галлюцинаций Октава Кунен проводит иронические параллели с финалом «Космической одиссеи 2001 года» Стенли Кубрика.

А что же дамы? С ними, увы, то же самое. Современная, в меру циничная карьеристка Кэйт из Нью-Йорка с головой уходит в работу, убегая от одиночества. Для создания рекламного ролика она привлекает… настоящего принца из XIX века, попавшего в наше время через «временную дыру». Принц отказывается открыто лгать, но все же идет на компромисс, помогая героине, которую успел полюбить. Его представления о чести, однако, меняют и жизнь Кэйт, заставляя в конечном итоге отказаться от карьеры и даже от «родной» эпохи («Кейт и Лео», 2001).

А вот юная девушка, рекламный дизайнер из Санкт-Петербурга, настолько измучила себя бесплодными мечтами о бойфренде, что получила… воображаемого друга («В ожидании чуда», 2007).

Сильные личности, однако, способны круто развернуть свою судьбу. Рекламщик Боб Коуди («Трасса 60», 2002), заболев раком, решает посвятить остаток жизни борьбе за правду. Теперь он скрупулезно слушает ролики по радио и записывает лживые слоганы и преувеличенные обещания. При всей своей эксцентричности Коуди – фигура положительная. Он борется с ложью, как и полагается настоящему профи, во-первых, креативно (с помощью взрывчатки), а во-вторых, опираясь на человеческую психологию (в данном случае – инстинкт самосохранения). Проще говоря, шантажирует, угрожая взорвать обманщиков вместе с собой.

Но в мире кинофантастики иногда встречаются действующие рекламисты-бессребреники, искренне увлеченные своим делом. Таков имиджмейкер Рэй Эмбри из «Хэнкока» (2008). Этот блаженный от рекламы даже предлагает клиентам раздавать бесплатно товары первой необходимости, чтобы присоединиться к его гуманитарному проекту. Однако именно Эмбри удается невозможное -– сделать из сверхчеловека Хэнкока просто человека и «звезду». Всего-то и нужно было – соответствовать мнению публики о «среднестатистическом» супергерое. Причем и в деле борьбы со злом Рэй умеет себя проявить без всяких сверхспособностей, с одним лишь топором наперевес.

Если Эмбри – юродивый маркетинга, то герой Эдди Мерфи в более ранней комедии «Святоша» (1998) и вовсе являет собой инкарнацию восточного божества, путешествующего по городам и весям Америки. Странствие без начала и конца приводит его ненадолго в рекламную программу «Магазин на диване». Естественно, не без помощи очередного рекламиста, у которого, естественно, личностный кризис. Персонаж Мерфи по имени Джи ухитряется читать шутливые и мудрые проповеди, одновременно рекламируя полезные в хозяйстве безделушки, и такой маркетинговый ход неожиданно поднимает рейтинги шоу до небес.

* * *

Кинофантастика не только оценивает роль рекламы в современном обществе, но и прогнозирует, что произойдет с ней завтра. Какие технологии будут воздействовать на потребителя?

Нередко показывают, как реклама становится все более интерактивной. Во второй части трилогии «Назад в будущее» (1989) Марти Макфлая едва не проглатывает голографическая акула, вылетевшая прямо из афиши фильма «Челюсти 19». Режиссер оригинальных «Челюстей» и продюсер «Назад в будущее» Стивен Спилберг в собственной картине «Особое мнение» (2002) подошел очень основательно к прорисовке мира образца 2054 года и даже советовался с футурологами. Среди находок – рекламные ролики, персонажи которых адресно обращаются к потребителю, считывая информацию о нем по сетчатке глаза и выуживая имя из базы данных. Спилберг применил и нетривиальный «продакт плэйсмент»: по его заказу ряд корпораций и торговых марок, в частности, «Лексус» и «Нокиа», разработали такие образцы своей продукции, которые продолжили в будущее линейки товаров под существующими брэндами.

Рекламистам отлично известно, что намного лучше, чем зрительный и слуховой каналы восприятия, работает чувственный. В ситуации, когда потребитель сидит перед телевизором, это напрямую пока недостижимо, но только не для фантастики. В фильме «Чарли и Шоколадная фабрика» Тима Бартона (2005) с помощью телепортации можно рассылать на домашние телевизоры рекламные образцы шоколадок. Хотя мы так и не узнаем, было ли внедрено это изобретение в обиход.

Внимание рекламе будущего часто уделяют фильмы с элементами антиутопии. К таким относится и упомянутое «Особое мнение» (напомним, тоже экранизация рассказа Филипа К.Дика). Реклама становится и лейтмотивом показа Детройта XXI века по версии киносериала «Робот-полицейский». С помощью такого приема выражается саркастическое отношение к полному контрастов мегаполису. Особенно показателен «Робот-полицейский 2» (1990) в постановке Ирвина Кершнера. В одном из эпизодов мы видим, как незадачливый угонщик забирается в автомобиль и получает смертельный разряд электрического тока. Это оказывается рекламным роликом новой противоугонной системы, ведь Детройт – автостолица Соединенных Штатов.

Труман Бербэнк из фильма Питера Уира «Шоу Трумана» (1998) вообще живет в специально созданной телевизионной среде. Многолетнее реалити-шоу под гигантским куполом в деталях показывает жизнь ничего не подозревающего «героя поневоле». А рекламоносителем выступает вообще все, что попадает в кадр. «Лучший друг» и «жена» Трумана (на самом деле – нанятые актеры) между делом не забывают восхвалять преимущества того или иного товара, в выгодном ракурсе демонстрируя его скрытой камере. Все предметы, к которым прикасается любимец публики, сыгранный Джимом Кэрри, и все, что наполняет идиллический городок-декорацию, включая здания, зрители могут купить у организаторов телепроекта. Разумеется, не оригиналы, а растиражированные копии.



Нескончаемым музыкально-рекламным шоу предстает телевидение будущего и в отечественной сказке Леонида Квинихидзе «31 июня» (1978). Правда, как несложно догадаться по году выпуска мюзикла, телевидение западное. Романтические отношения между художником Сэмом и средневековой принцессой Мелисентой и начинаются с того, что Сэм никак не может создать, выражаясь современным языком, концепт-арт (или копирайтерами скетч) ролика «Чулок для Прекрасной Дамы». У Квинихидзе, в отличие от его коллег с настоящего, а не вымышленного Запада, не было резко критического взгляда на телерекламу, вместо того – мягкая ирония. Реклама служила всего лишь частью «заграничной» экзотики для музыкальной комедии, премьера которой состоялась в новогоднюю ночь. Вкусить такой экзотики в полной мере отечественный зритель тогда еще не успел.

В пресыщенном обществе потребления продается не столько товар, сколько ценности, с ним связанные. Однако теми же самыми приемами продвигаются и ценности без всякого стоящего за ними товара. Мы говорим о социальной рекламе. Хотя у нее могут быть и благородные цели, на поверку сплошь и рядом оказывается, что и здесь аудитории навязывают чьи-то корыстные интересы. Социальная реклама несет в себе куда более мощный манипуляторский заряд, нежели любая продуктовая, потому и кинофантастика к ней особенно критична.

Антирекламным манифестом выглядит сатирический фильм Джона Карпентера «Они живут» (1988). Пришельцы захватили Землю без помощи шагающих треножников и тепловых лучей. Да это и не завоеватели вовсе, а космические дельцы, которые вышли на новый для себя сырьевой рынок. Телевидение передает сигнал, мешающий людям увидеть «братьев по разуму» как они есть, а заодно их скрытые сообщения. Но если надеть специальные очки, становится ясно, что вся без исключения реклама на самом деле (и буквально черным по белому) доносит простые послания: «Подчиняйтесь», «Смотрите ТВ», «Женитесь и размножайтесь», «Спите», «Никаких независимых мыслей». Даже на деньгах написано: «Это ваш бог».

Телевидение служит основным орудием пропаганды и в далеком будущем. В экранизации «Звездного десанта» Роберта Хайнлайна, предпринятой уже упомянутым в нашем обзоре Полом Верхувеном (1997), оно формирует положительный образ солдата, и оно же складывает образ врага даже из безобидных жучков, которых азартно уничтожают детишки (здесь применен хорошо известный и рекламистам нашего времени прием «воздействие через посредника»).

Объектами непрерывной социальной рекламы выступают все жители государства Либрия («Эквилибриум» Курта Виммера, 2002), Глава Либрий ежеминутно обращается к лишенным эмоций гражданам со всех видеоэкранов, поздравляя с тем, что общество живет в лучшем из миропорядков.

Но механическое повторение срабатывает разве что в антиутопии. В современном мире, охваченном страстями, действовать необходимо более креативно. Пожалуй, наиболее смелый подход к социальной рекламе применяет… католическая церковь, правда, не настоящая, а такая, какой преподносит ее Кевин Смит в комедии «Догма» (1999), Неординарно мыслящий кардинал проявляет себя прирожденным рекламистом, понимая, чем привлечь новый сегмент аудитории – молодежь – и на каком языке с ней говорить. Свою цель служитель церкви формулирует на редкость прямо и точно: «Нам нужно заполнить скамьи!» И вот уже готова масштабная рекламная кампания «Католицизм – это круто!», где «ребрендинг» претерпевает даже визуальный образ Спасителя. А главная акция – публичное и «бесплатное» отпущение грехов. Только мироздание в процессе едва не рушится…



Вряд ли можно в одном обзоре охватить все многообразие «рекламных» мотивов кинофантастики. Мы попытались упомянуть только наиболее заметные. В целом же, несмотря на шутки, а временами и серьезные выпады, жанровый кинематограф относится к рекламе без однозначного отрицания. Может быть, потому что расцвет и того, и другого приходится на одно время. Или потому, что режиссеры помнят, чем «подрабатывали» между съемками кинохитов. И, в конце концов, решая, на какой фильм идти в кино, разве вы не смотрите его рекламный ролик?



Аркадий Шушпанов 

Нереальный блокбастер

(Disaster Movie)

Производство компании Grosvenor Park Media, 2008.

Режиссеры: Аарон Зельцер, Джейсон Фридберг.

В ролях: Мэтт Лантер, Ванесса Миннилло, Кимберли Кардашьян, Кармен Электра и др.

1 ч. 30 мин.



Пародия, как сможет подтвердить практически каждый поклонник жанра, при всей внешней незамысловатости штука хитрая. Мало просто высмеять какой-нибудь приевшийся штамп – желательно еще, чтобы при этом соблюдалась мера, а сам шутник не оказался единственным, кто смеется. К сожалению, действительно удачные образцы здесь встречаются куда реже, и гораздо более распространены фильмы, вызывающие у зрителя целую палитру негативных эмоций. «Нереальный блокбастер» если и не достиг низшей ступени эволюции смешного (покуда процесс длится, сложно судить о возможных результатах), то вплотную приблизился к ней.

Четверо обывателей, не блещущих умом или отвагой, оказываются единственными, кто может спасти родной город, а заодно и все прочее человечество от грядущего конца света. Для этого требуется вернуть утерянный хрустальный череп на его законное место в музее; в пути героям встретится множество персонажей из хорошо знакомых зрителю фильмов. Из, казалось бы, потенциально богатого на пародирование материала в виде линейки новейших блокбастеров в итоге получилось нечто настолько кошмарное, что естественной реакцией в данном случае является не смех, а тошнота. Следствие, впрочем, закономерное: для Зельцера и Фридберга, выступающих не только режиссерами, но и сценаристами, это не первый опыт в сей области. За продуктивной парочкой значатся «Знакомство со спартанцами», «Очень эпическое кино» и «Киносвидание» (каждый из которых по выходе получал самые низкие оценки зрителей, не говоря уж о критиках), а также сценарии ко всем четырем частям «Очень страшного кино».

Единственный светлый момент, который можно отметить во всей этой ситуации, – лента провалилась в прокате (предыдущие потуги дуэта неплохо окупались), собрав всего лишь семь миллионов долларов при двадцатимиллионом бюджете. Значит, есть некоторая надежда на то, что зритель хоть на какое-то время будет избавлен от подобных попыток его рассмешить. И на том спасибо.



Александр Плякин

Приключения Алёнушки и Ерёмы

Производство компании «Парадиз», 2008.

Режиссер Георгий Гитис.

Роли озвучивали: Антон Макарский, Наталья Щукина,

Александр Наумов, Инна Гомес, Сергей Чонишвили, Рената Литвинова и др.

1 ч. 25 мин.



Мультфильм «Приключения Алёнушки и Ерёмы» правильнее было бы назвать «Страсти по царевне Всеславне». Потому что, во-первых, все действие крутится именно вокруг этого персонажа, и лишь иногда выскакивает на экран Ерёма, чтобы сыграть что-нибудь на своей балалайке. А во-вторых, приключений здесь примерно столько же, сколько и удачных шуток. То есть не так уж много. Имеется пара забавных моментов, вроде признания царевны под вступительную мелодию сериала «Санта-Барбара». Но в остальном шутки либо глупые, либо пошлые.

Первые минут сорок отданы исключительно знакомству с героями, которые пестры и многочисленны. Тут и Ерёма – эдакий местный Иванушка-дурачок, но с русыми дредами. Тут и царевна Всеславна в комбинезоне монтажника-высотника, с разводным ключом за поясом. Тут и восточный звездочет с истинно кавказским акцентом. Тут и гигантский ежик, очень похожий на того, что когда-то бродил в тумане. Причем последнего эксплуатируют так часто, что к середине мюзикла его появление начинает утомлять.

Да, новая российская анимация – еще и мюзикл. Выглядит и звучит это примерно так. Трах-бах! – ворона каркает во все воронье горло, глаза ее при этом лезут из орбит, потом летучий корабль с грохотом падает на избу, разваливая ее по бревнышку, а следом, как черт из табакерки, с криком «Верхштейн!» выпрыгивает злобный немецкий рыцарь. И вдруг звучит спокойная и замечательная песня о любви… Таков он – русский мультипликационный мюзикл. Что касается сюжета, то здесь это – чистая формальность. Все, включая Алёнушку, ищут царевну Всеславну, которую везут к любвеобильному шаху.

«Приключения Алёнушки и Ерёмы» – очередной мультфильм ни для кого. Дети толком не посмеются, взрослые поплюются. Профессионализма ЗD-аниматоров и эпатажности Ренаты Литвиновой совсем не достаточно для того, чтобы сделать мультфильм по-настоящему интересным.



Степан Кайманов

Город Эмбер: Побег

(City Of Ember)

Производство компаний Playtone и Walden Media, 2008.

Режиссер Гил Кенан.

В ролях: Тим Роббинс, Бил Мюррей, Сирша Ронан, Гарри Тредэуэй, Мартин Ландау и др.

1 ч. 35 мин.



Интересно, знакома ли автору серии романов о городе Эмбер Джин Дюпро (так назвали писательницу русские издатели, хотя на самом деле ее имя звучит, скорее, как Жанна) повесть Кира Булычёва «Город наверху»? Случайно ли вышло так, что экранизация первой книги ее цикла выглядит сильно адаптированным для детского восприятия пересказом истории трубаря Крони из произведения российского фантаста? Конечно, скорее всего, это простое совпадение. Как и точная цитата финала польской «Сексмиссии» (в советском прокате – «Новые амазонки») в концовке ленты. При желании можно найти в картине элементы сходства и с «Матрицей» братьев Вачовски, и с миром компьютерной игры «Фоллаут». Но в этом нет ничего удивительного: «постъядер», или, как его еще называют, «постапокалипсис», прочно занял место среди фантастических поджанров – где-то между космооперой и паропанком – и обзавелся собственным «каноном» из набора характерных черт, элементов антуража и сюжетных коллизий.

Из них, как из деталей детского конструктора, и выстроен сюжет «Города Эмбер». Спасая цивилизацию от гибели, группа ученых создает гигантское подземное убежище – Эмбер. В его замкнутом мирке достаточно большая группа людей должна переждать ядерную катастрофу. Покинуть пределы убежища людям должно помочь содержимое шкатулки, которая откроется через двести лет. Но жизнь никогда не следует намеченным планам, и о шкатулке забыли. Выросли поколения, не представляющие себе жизни за пределами убежища. В поддержании статус-кво крайне заинтересована правящая верхушка города во главе с мэром, однако и ему понятно, что ветшающее оборудование долго не протянет. Но он предпочитает жить по принципу «после меня – хоть потоп», хорошо питаться, доставая припасы из тайного хранилища, и устраивать общегородские празднества. Само собой, законы семейного кино действуют даже в постъядерном мире, и смелые подростки, пережив каскад невероятных приключений и разгадав множество тайн, кладут конец тирании и приводят фильм к хэппи-энду.



Сергей Цветков

Футурама: Игра Бендера

(Futurama: Bender\'s Game)

Производство компании 20th Century Fox Television, 2008.

Режиссер Дуэйн Кэри-Хилл.

Роли озвучивали: Билли Уэст, Кэти Сэгал, Джон ДиМаджио, Фил ЛаМарр и др.

1 ч. 28 мин.



Экипаж «Межпланетного экспресса» с профессором Фарнсвортом во главе пытается противостоять топливной компании-монополисту, которой владеет коварная предпринимательница Мамочка. Тем временем робот Бендер увлекается ролевыми играми и так погружается в выдуманный мир, что вскоре его фантазии уже сами начинают формировать реальность.

После снятия с телевизионного эфира в августе 2003 года из-за недостаточно высоких рейтингов мультсериал Мэта Гроунинга обрел вторую жизнь на DVD. Причин неуспеха на ТВ несколько: у мультфильма не было постоянного временного слота, некоторые эпизоды не показали вовсе, и если в другом своем детище – «Симпсонах» – Гроунинг иронизировал над тем, что знакомо каждому, то «Футурама» оказалась повествованием, требующим специальных знаний. Однако успешные продажи заставили компанию-производителя запустить в производство четыре полнометражные анимационные ленты с теми же героями.

«Игра Бендера» – третья из них, появление четвертой ожидается в феврале 2009 года. Само название отсылает знатоков жанра научной фантастики к знаменитому произведению Орсона Скотта Карда «Игра Эндера». Хотя в целом мультфильм – это, скорее, вторжение на сопредельную территорию: параллельно основной сюжетной линии идет едкая насмешка над фэнтези и любителями ролевых настольных игр серии «Dungeons and Dragons». А заключительная часть – и вовсе развернутая зарисовка на основе «Властелина Колец». Фантастических цитат тоже хватает. В сцене гонок на выживание Джордж Такеи кричит Скотту Бакуле: «Ты загубил франшизу!» (оба актера в свое время снимались в цикле «Звездный путь»), Бендера сажают в психиатрическую лечебницу имени Хэла, в финале имеет место поединок в традициях «Звездных войн» и так далее. Во всем остальном – несмотря на то, что фильм временами начинает напоминать набор гэгов, связанных между собой весьма условно – это по-прежнему смешно и наверняка будет оценено поклонниками.



Александр Плякин

Прошлое героев


Предлагаем традиционный обзор российских кинопремьер первого полугодия 2009 года. Напоминаем, что иногда сроки релизов имеют неприятное обыкновение сдвигаться.


 Январь откроется долгожданной премьерой «Обитаемого острова» Федора Бондарчука. К огромному сожалению зрителей, это будет лишь первая часть широко разрекламированного блокбастера. Вторая планируется на февраль. Юным зрителям в каникулы будут предложены семейная фантастическая комедия «Сказки на ночь» (Bedtime Stones) и итальянская анимационная фэнтези «Тайна затерянного королевства» (Winx club – Il segreto del regno perduto). Взрослые тоже не останутся без мультфильма: надеемся, что новая экранизация замечательной сказки Леонида Филатова «Про Федота стрельца, удалого молодца» будет отличаться от предшественницы. Весьма оригинальный проект предложит австралийский кинематограф: герой фильма «Доктор Плонк» (Dr. Plonk) режиссера Рольфа ДеГера в 1907 году узнал о грядущем через сто лет конце света, построил машину времени и отправляется в наше время предупредить потомков – но здесь его принимают за сумасшедшего. Картина сделана в стиле чернобелых немых фильмов зари синематографа. Знаменитый автор комиксов Фрэнк Миллер, известный зрителям по «Городу грехов», представит на суд свою первую сольную режиссерскую работу «Мститель» (The Spirit). Не обойдется первый месяц года без хоррора. Историю девятнадцатилетней девушки, регулярно посещаемой диббиком (мятущаяся в поисках тела душа) в образе маленького мальчика, погибшего в Аушвитце, будет рассказана в ленте Дэвида С.Гойера «Нерожденный» (The Unborn); а шведский кинематограф в картине «Впусти меня» (Lå den räte komma in) предложит историю другого мальчика, чьи кровавые фантазии могут привести к весьма печальному овеществлению. Российское кино отметится «Самым лучшим фильмом 2» – сиквелом модной пародии от резидентов «Комедиклаба», а также долгожданной экранизацией романа Виктора Пелевина «Generation П» (международное название – Wow!).

Центральной премьерой февраля станет «Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button) Дэвида Финчера. Герой этой экранизации лирического рассказа Ф.Скотта Фицджеральда Бенджамин Баттон – пожилой человек, который с годами становится все моложе. Но однажды «контрамот» встречает свою любовь. Триквел модной вампирской саги «Другой мир 3: Восстание Ликанов» (Underworld: Rise of the Lycans) отправит зрителей к самым корням многовековой войны между кланами вампиров и оборотней. Хоррор будет преобладать и в феврале – здесь и российская мистическая лента «Юленька» (режиссер Александр Стриженов), повествующая о взаимоотношениях преподавателя женской гимназии с весьма странным классом; и одиннадцатое возвращение к водам Хрустального озера Джейсона Вурхиза в фильме «Пятница, 13-е» (Friday the 13th); и французский детектив «Я прихожу с дождем» (I Come with the Rain); и американский НФ-триллер «Экстрасенсы» (Push); а также история пришельцев, попавших во времена викингов «Викинги» (Outlander). Анимация «День рождения Алисы» (режиссер Сергей Серёгин) по мотивам одноименной повести Кира Булычёва, надеемся, продолжит традиции качановской «Тайны третьей планеты».

Март будет посвящен супергеройскому кино. Для начала нам покажут мир, где очень много суперменов, однако деятельность их строго запрещена, Но иногда все же «Хранителям» (Watchmen) приходится «тряхнуть стариной». Вернется и еще один комиксный супергерой – Фрэнк Кэстл. В сиквеле «Каратель 2: Территория войны» (Punisher: War Zone) он вновь вступит в схватку с преступностью. Не отстанет от комиксов и хоррор. Российское кино определенно взалкало «раскрутить» Вия до уровня Дракулы, чему подтверждение – очередная лента об этом исчадии зла «Вий: Возвращение» (режиссер Олег Степченко). Страха добавят «100 шагов» (100 Feet) и «Проклятая» (The New Daughter), Многократно экранизированный фантастический роман Александра Кея «Побег на Ведьмину гору» (Escape to Witch Mountain) обретет новое киновоплощение под названием «Гонка к Ведьминой горе» (Race to Witch Mountain, в российском прокате – просто «Ведьмина гора»). К весенним каникулам прокатчики всегда припасают семейное кино. На этот раз это будут: мультфильм «Монстры против пришельцев» (Monsters vs. Aliens) о пятнадцатиметровой девушке и ее друзьях, противостоящих огромному злому пришельцу Галаксару, напавшему на Землю; британско-венгерская семейная фэнтези «Тайна Лунной долины» (The Secret of Moonacre) о тринадцатилетней сиротке, оказавшейся последней из Лунных Принцесс; и еще одна семейная фэнтези о девочке, которая должна спасти похищенного отца, обладающего даром оживлять книжных персонажей – «Чернильное сердце» (Inkheart).

Кинопрограмма апреля начнется с долгожданной российской премьеры (почти год спустя после японской!) нового аниме великого Хаяо Миядзаки «Рыбка Поньо» (Gake no ue no Ponyo): история пятилетнего Мальчика и подводной принцессы – золотой рыбки. Фэнтези в духе восточных единоборств о гуманоидном пришельце, по зову сердца решившем защищать Землю от всяческого инопланетного зла, будет называться «Драконий жемчуг» (Dragonbali). Режиссер Джо Джонстон и целое актерское созвездие в лице Бенисио Дель Торо, Энтони Хопкинса и Хьюго Уивинга попытаются оживить набивший оскомину сюжет про «Человека волка» (The Wolf Man). Очередные призраки хоррор-девочек и хоррор-бабушек поостужают кровь в зрительских жилах в лентах «Дело № 39» (Case 39) и «Эхо» (The Echo).

Май – всегда время самых крупных мировых премьер. Для начала мы узнаем предысторию Логана-Росомахи из приквела «Люди Икс: Начало.Росомаха» (X-Men Origins: Wolverine). Затем заберемся в былые дни капитана Кирка и экипажа «Энтерпрайза» в еще одном приквеле еще одной знаменитой саги – «Звездный путь» (Star Trek). После этого в картине «Ангелы и демоны» (Angels & Demons) покопаемся в прошлом профессора Роберта Лэнгдона, героя «Кода Да Винчи». Режиссером опять станет Рон Ховард, главного героя вновь сыграет Том Хэнкс, а самому главному герою снова придется столкнуться с религиозными фанатиками (на этот раз они хотят похитить антивещество и взорвать Ватикан). Сказку Нила Геймена о девочке, попадающей в параллельный мир, «Коралина в стране кошмаров» (Coraline) предложит зрителям в анимированном виде режиссер Генри Селик. Свой взгляд на постапокалиптический зомби-хоррор представит французский кинематограф в фильме «Мутанты» (Mutants). Новые смешные приключения ночного музейного сторожа Ларри Дэли ждут нас в сиквеле «Ночь в музее 2: Побег из архива» (Night at the Museum 2: Escape From the Smithsonian). Вдоволь полетают на старинных самолетах и посражаются с чудовищами герои трехмерной анимации «Вверх 3D» (Up). И под занавес мая – самое вкусное! Четвертый фильм о Терминаторе – «Терминатор: Да придет спаситель» (Terminator Salvation) – повествует о первых годах после глобальной катастрофы, устроенной сетью Скайнет. Джону Коннору (на этот раз его играет Кристиан Бэйл) предстоит возглавить Сопротивление против роботов-убийц, а также раскрыть тайну странного незнакомца, возможно, попавшего в то время из будущего.

Июнь откроется еще одним знакомым сюжетом – «Папе снова семнадцать» (17 Again). Из названия уже ясно, что это молодежная комедия о том, как папа однажды проснулся подростком и отправился в школу где учатся его дети. Серьезную анимационную драму, снятую в жанре «фильм-нуар», имеющую именно такое название – Film Noir, – в нашем прокате почему-то решили обозвать в духе пародийной линейки – «Очень мрачное кино», что безусловно собьет с толку зрителей. Южнокорейская криптоисторическая вуция «Божественное оружие» (The Divine Weapon) расскажет о тайных лабораториях Седжонга, где еще в 1448 году создавали ракетное оружие. Под занавес июня грядет еще одна крупная премьера сиквела «Трансформеры 2: Месть падших» (Transformers: Revenge of the Fallen) от режиссера Майкла Бэя.



Дмитрий Байкалов

Бад СПАРХОУК

ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ СЭМА БУНА

Еш-шть тшеловек Ш-шамбун, – прошипел Саблезубый прямо в лицо миниатюрной землянке. – Твоя обяж-жаношть найти и привеш-шти…

На стандартном глаксе ситх говорил с чудовищным акцентом, и Роксане Болдрес потребовалось несколько секунд, чтобы понять смысл сказанного.

– Шамбун? – переспросила она, не уверенная, что расслышала имя.

Ситх презрительно вздернул голову.

– Ты произноссиш-шь ош-шень неправильно, – прошипел он. – Не Шамбун, а Ш-шамб-бун, как я только ш-што шкажал.

Роксана еще немного подумала.

– Самбан? – попыталась догадаться она. – Сампан? Или – шаман?.. Последнее предположение было как минимум странным, но коль скоро Роксана имела дело с инопланетянином, к странностям следовало быть готовой. Кроме того, она надеялась, что ее очевидное замешательство заставит ситха отказаться от дальнейшего разговора и уйти. Она не сочувствовала претензиям ситхов на галактическое господство и не хотела принимать участие в их борьбе за власть.

Саблезубый приподнял свою небольшую верхнюю конечность и продемонстрировал острейший коготь на локте. Одним вертикальным ударом этого когтя инопланетянин был способен выпустить ей кишки.

– Достатош-шно!.. Мне некогда играть ш-ш тобой в шловешшные игры. Твоя найти ш-шеловек Шамбун и предать в руки правошшудия. – Движение страшного когтя было таким стремительным, что если бы Роксана в этот момент моргнула, она бы, наверное, ничего не заметила. Тем не менее три верхние пуговицы на ее блузке оказались начисто срезаны острым как бритва кончиком.

Роксана невольно сглотнула.

– Считайте, что я оценила ваш способ придавать своим словам… гм-м… должную убедительность, – пробормотала она, стараясь, чтобы ее голос не дрожал. Одновременно Роксана пыталась запахнуть на горле разошедшийся воротник блузки, хотя и подозревала, что ее обнаженная грудь едва ли представляет какой-то интерес для трехметрового, слегка ящероподобного ситха. – То есть я обречена искать этого вашего Шамбуна-Салмана-Шамана или как вы там его назвали…

– Совреш-шенно так. Ж-желаю тебе наш-шытитьс-ся теплыми внутренноштями твоих врагов, – ответил Саблезубый и, повернувшись, зашагал прочь.

Роксана проводила его взглядом. Заключительные слова ситха застали ее врасплох. Насколько она знала, они были не просто вежливыми, а изысканно вежливыми. Даже уважительными. Для ситхов, конечно… И все же Роксана продолжала прислушиваться к удалявшемуся клацанью когтей Саблезубого. Лишь когда оно затихло, она позволила себе немного расслабиться. Ситхи никогда не были ей симпатичны.

* * *

На этой удаленной от основных космических путей станции Роксана очутилась почти две недели назад – после того как ее довольно бесцеремонно высадили с перегрианского грузового судна. Причина крылась в покере. На протяжении всего перелета Роксане просто сказочно везло, и в конце концов перегриане, плохо разбиравшиеся в правилах игры и не имевшие никакого понятия о законах вероятности, заподозрили ее в жульничестве. С тех пор она пыталась найти не слишком обременительный способ заработать достаточно денег, чтобы оплатить перелет со станции в какое-нибудь другое, более гостеприимное место. И вот теперь непонятное предубеждение ситхов против этого неизвестного «шамана» вкупе с их стремлением во что бы то ни стало предать его «шправедливош-шти» могло помешать Роксане осуществить это вполне разумное и по-человечески понятное желание.

На станции инопланетные расы были представлены довольно скудно, что само по себе указывало, насколько далеко отстоит она от основных торговых трасс. Наиболее заметными были, безусловно, ситхи – рослые существа брутального вида с тонкими ручками, могучими ляжками и очень-очень острыми когтями. И тот факт, что они любили раскрашивать свои когти во все цвета радуги (впрочем, больше всего им нравился ядовито-красный), отнюдь не мешал им весьма успешно пользоваться этими когтями в любых спорах, которые вспыхивали между представителями ситхской диаспоры с завидной регулярностью. В качестве решающего аргумента в дискуссиях с представителями более высокоразвитых цивилизаций они тоже оказывались весьма эффективными, в чем Роксана успела убедиться на собственной шкуре.

Точнее, на собственной блузке…

Впрочем, дело могло обернуться гораздо хуже, мрачно подумала она. Буквально на днях Роксане довелось стать свидетельницей того, как два ситха пытались разрешить какой-то религиозный спор, причем дискуссия носила не только публичный, но и вполне официальный характер. Вот только поверить в это цивилизованному человеку было нелегко. Диспутанты наносили друг другу такие удары, что брызги крови и клочья серо-зеленого мяса веером разлетались во все стороны. Победителем вышел теолог, который ухитрился отсечь своему противнику голову, благодаря чему несомненно получил право изрекать истины ex cathedra[1]. Пожалуй, подумала тогда Роксана, кое-кому из ее знакомых адвокатов стоило открыть здесь практику.

Обслуживали станцию представители еще нескольких инопланетных рас. Главной отличительной чертой аразонитов, чья планета Уютное Гнездо являлась для станции базовой, был короткий голубоватый мех и слегка выпяченный живот. Ростом они были Роксане по пояс, может быть, чуть выше. Эта раса считалась гуманоидной, но человеческого в аразонитах было мало – на Земле их сочли бы похожими, скорее на кенгуру, чем на людей. Впрочем, с тех пор как Роксана тайком пробралась на борт трансгалактического туристского лайнера, она успела побывать во многих солнечных системах и убедилась, что гуманоидность является понятием весьма растяжимым. Вдали от Земли гуманоидами – в полном соответствии с Платоном, когда-то определившим человека как «двуногое прямоходящее без перьев» – считали всех, кто имел соответствующее количество ног и рук и передвигался в вертикальном положении. Если судить по этим весьма неопределенным критериям, то и ситхи были гуманоидной расой.

За техническое состояние станции отвечали риксанцы – очень небольшие насекомоподобные существа с врожденными способностями к технике. Куда бы ни направилась Роксана, всюду она натыкалась на этих отягощенных тяжелыми инструментальными поясами тружеников, которые что-то регулировали, чинили, настраивали, время от времени вступая друг с дружкой в стремительные диалоги, напоминавшие пулеметные очереди и состоявшие почти исключительно из технических сокращений и аббревиатур. Любые разговоры с ними – как, впрочем, и со всеми инженерами, которых Роксана знала на Земле – были либо убийственно скучными, либо абсолютно непонятными.

Кроме аразонитов и риксанцев – и, разумеется, транзитных пассажиров, летевших в какие-то совсем уж экзотические места и края – на станции обитали и представители других народов. К примеру, квартирным хозяином Роксаны – так, во всяком случае, она определила для себя его роль, хотя сам он называл себя баббл-оператором (что бы это ни означало) – был похожий на панголина чукчук по прозвищу Искатель, державший в одном из секторов что-то вроде постоялого двора. Он разрешил ей поселиться в крошечной каюте у холодной внешней стены станции, а за это Роксана обучала его покеру, уделяя особое внимание вопросу о том, как нужно блефовать, когда боги вероятности к тебе не расположены. Искатель делал успехи. Всего за неделю он стал для Роксаны прекрасным партнером по игре; кроме того, время от времени чукчук делился с ней информацией о последних событиях.

Когда щелчки ситховых когтей по палубе затихли, Искатель глубоко вздохнул.

– По крайней мере, он обещал оплатить все твои издержки, так что когда работа будет выполнена, ты сможешь путешествовать дальше, – сказал он на мелодичном торговом диалекте глакса. С его стороны было большой любезностью обратиться к стандартизованному языку: обычно Искатель говорил так, что Роксана не могла понять ни слова.

– Мне не слишком хочется разыскивать другого человека, особенно если в конце придется передать его в руки ситхов, – покачала она головой. – Впрочем, не факт, что я его найду…

Искатель разразился звонкой трелью, исходившей, казалось, откуда-то из глубины его разбухшего чрева.

– Никто не любит ситхов. Они не слишком приятная раса даже по моим весьма широким католическим стандартам. А с тех пор как разгорелся этот теософский спор, отношение к ним стало еще хуже. – Он немного помолчал, задумчиво потрескивая чешуей. – Но я не понимаю, почему ты так переживаешь? Этот Шамон или Саман, о котором упоминал Саблезубый, – преступник. Наверняка он украл у них что-то очень ценное!

– Ты прав, – согласилась Роксана. – Но мне что-то не особенно нравится ситханское правосудие. – Она вздрогнула. – Превратить человека в рубленый бифштекс только за то, что он совершил кражу – это уже чересчур! Пусть даже он похитил у них какую-то религиозную святыню.

– Или он, или ты – так стоит вопрос, – хладнокровно пояснил Искатель. – Ситхи считают, что за преступление одного должна отвечать вся раса. Они максималисты, сторонники крайних взглядов, а коль скоро ты единственный человек, которого они встретили здесь, то…

Он мог не продолжать, все было ясно и так. Если Роксане не удастся выполнить возложенную на нее миссию, именно она станет жертвой ситханского правосудия.

А никакого желания превращаться в бифштекс, сасими или что-то подобное у нее не было.

– Что ж, придется спуститься на планету и найти этого парня. Думаю, среди аборигенов он будет бросаться в глаза, как слон среди муравьев.

– Что такое слон? – спросил Искатель, когда Роксана уже двинулась к посадочному шлюзу челнока. – И заодно: что такое муравей?..

* * *

Сэм Бун нервничал. Когда старший агент-координатор Ахабббб поручила Сэму это деликатное задание, а именно – выступить посредником при урегулировании религиозных проблем на Уютном Гнезде, она как-то позабыла упомянуть о кровожадном и непредсказуемом характере ситхов, которые и были ее клиентами. Не сказала она ни слова и о радикальном религиозном фанатизме ситхов. Единственное, что было известно Сэму, когда он вылетал на задание: ему предстояло защищать их интересы. Точка.

Суть проблемы вкратце сводилась к следующему. Вознамерившись нести свет истинной веры погрязшим в ереси язычникам, ситхи провели целую серию небольших «крестовых походов», закончившихся относительно безболезненным обращением обитателей пяти планетных систем в Единую и Истинную Веру Союза Яйцекладущих Существ. Планета Уютное Гнездо была в списке ситхов шестой по счету, но аразониты неожиданно заявили, что не желают принимать Единую и Истинную Веру из-за неустранимых противоречий с господствующей на их планете философской доктриной.

– Вы вынашиваете яйца внутриутробно, а аразониты носят их в сумках на животе, – вежливо заметил Сэм в предварительной беседе с главой ситханской делегации по имени Потрошитель. – Неужели это такая уж существенная разница?

– Грах-х! Разница дейс-ствительно небольшая! – ответил ситх. – Яйца есть яйца, и все живородящие существа являются злейшими врагами всего светлого и доброго, что только есть во Вселенной. И все равно обитатели Уютного Гнезда обязаны присоединиться к Единственной и Истинной Вере Союза Яйцекладущих, потому что только вера в Великое Яйцо – единственная и истинная. Я сказал. – И чтобы подчеркнуть свои слова, Потрошитель со скрипом провел обоими когтями по поверхности каменного стола.

Прошел примерно час, прежде чем по коже Сэма перестали бегать мурашки.

Увы, за последние недели положение нисколько не улучшилось, аразониты продолжали упорствовать, и ситхи, потеряв терпение, пригрозили обратить их в свою веру силой. Будь эти низкорослые, покрытые мехом существа более технологически развитыми, более многочисленными или населяй они хотя бы несколько звездных систем, конфликт непременно привлек бы внимание Суда Галактической Гегемонии, что, в свою очередь, – благодаря привычке судебных приставов прибегать при разрешении споров к поистине драконовским мерам – могло оказаться гибельным для обеих рас. К сожалению, в настоящий момент ситуация была такова, что конфликт между ситхами и аразонитами вряд ли можно было считать угрожающим миру и спокойствию Галактики, следовательно, на вмешательство Верховного Суда надеяться не стоило.

Дело осложнялось тем, что по контракту Сэм был обязан блюсти интересы ситхов, однако аразониты нравились ему гораздо больше. Спокойные, не агрессивные, они, похоже, не интересовались ничем, что происходило за пределами их крошечного провинциального мирка. Сэму понадобилось все его искусство дипломата, чтобы просто усадить аразонитов за стол переговоров. Еще больше усилий ему пришлось приложить, чтобы убедить маленьких инопланетян отнестись к предложениям ситхов сколько-нибудь серьезно. Но ситхи аразонитов совершенно не интересовали. Куда больше их занимал сам Сэм, который – по их представлениям, разумеется, – представлял собой крайне любопытное и даже легендарное существо. Еще бы, ведь он побывал в самом взаправдашнем Диснейленде, который аразониты считали главной достопримечательностью Земли.

Сэм испробовал все известные ему способы, чтобы достичь взаимоприемлемого решения, но тщетно. Каждый раунд переговоров ситхи неизменно начинали со своего символа веры, заключавшегося в том, что коль скоро Вселенная возникла из яйца, следовательно, лишь яйценосные расы являются ее законными владыками. Это, по их мнению, означало только одно: все яйцекладущие и яйцеживородящие народы должны объединиться под знаменем Большой Скорлупы. У аразонитов таким образом не оставалось никакого выбора. Нежелание обращаться означало отказ от врожденных прав на господство.

Поначалу Сэм попытался было оспорить столь категорический вывод, но довольно скоро понял: любое посягательство на «священную корову» ситханской доктрины может стать смертельно опасным для хрупкого человеческого существа, чьи ногти не шли ни в какое сравнение с огромными, острыми как бритвы, ярко раскрашенными когтями его клиентов. С тех пор каждый раз, садясь за стол переговоров, он чувствовал себя так, словно ступал по чрезвычайно тонкому льду.

Когда Сэм вошел в зал, глава ситханской делегации Потрошитель что-то прошипел, обращаясь к нему, но автоматический переводчик выдал только серию неразборчивых свистков и щелчков.

– Подождать минуточку, моя регулировать чертов синтезатор речь, – прочирикал риксанский техник в персональный коммуникатор и запустил в переводчик сразу четыре верхние конечности, каждая из которых была вооружена неким подобием лазерного паяльника. – Этот перкианский дерьмо никогда не работать, когда надо. Не понимать, почему начальник станция покупать оборудование, которое есть самое дешевое? Ага, нашел. Сейчас…

Из верхнего рупора автоматического переводчика вылетел фонтан голубых искр, а риксанский техник судорожно дернулся.

– П-проклятье! Вы сказать что-нибудь, – обратился риксанец к Потрошителю, размахивая в воздухе дымящимися конечностями, чтобы сбить огонь.

– Я сказал: да вкусите вы гниющие внутренности своих врагов! – донесся из нижнего рупора голос Потрошителя.

Подходящее приветствие, подумал Сэм.

Сегодня главный переговорщик ситхов почему-то решил выкрасить свои жесткие, как сапожная щетка, брови в темно-вишневый цвет, оставив кончики бледно-розовыми. Губы были вымазаны изжелта-зеленой помадой, которой Потрошитель пользовался с самого начала переговоров; когти он, как обычно, оттенил едким фуксином. Впрочем, по сравнению с общей цветовой гаммой этот цвет выглядел на редкость умеренно, почти консервативно.

– Да вырвут ваши когти нерожденный плод из чрева неверных, – ответил Сэм в формальном ключе и слегка вздрогнул, сообразив, что под неверными подразумевалось абсолютное большинство населения Галактики, включая его собственную расу, имевшую несчастье принадлежать к живородящим.

Из среднего рупора переводчика донеслось пронзительное шипение, напоминавшее свист прохудившегося парового радиатора. Потрошитель то ли оскалился, то ли улыбнулся, сверкнув длинными и острыми как иглы зубами. Сэм, впрочем, надеялся, что это именно улыбка.

Пока они обменивались любезностями, в зал ввалились остальные члены ситханской делегации. Сэм не уставал поражаться богатству палитры, с помощью которой ситхи делали себя еще более отталкивающими. Впрочем, не исключалось, что они попросту не различают цветов – до того резким и неприятным для глаза был их традиционный макияж. Сам Сэм ни за что не стал бы красить надбровные дуги в густо-коричневый, а щеки – в ярко-оранжевый, но именно так были размалеваны оба спутника Потрошителя. Губы у всех делегатов отливали ядовито-зеленым, а когти – лазурью, киноварью и охрой. Сэм едва сдержался, чтобы не покачать головой. Он и так скептически относился к последним тенденциям ситханской моды, но это было уже чересчур.

Три аразонита под предводительством Кузнечика (так перевел его имя аппарат) вошли в зал следом за ситхами и с легкостью запрыгнули на свои места за столом. Все они были одеты в костюмы консервативного покроя, состоявшие из клетчатых пиджаков и таких же юбочек. Сэм сразу заметил, что с прошлых переговоров первый заместитель Кузнечика заметно раздался в поясе. Его раздувшийся живот так сильно натягивал ткань пиджака, что трещали пуговицы.

– Вы вынашиваете яйцо, Летящий-с-Ветром?.. – чуть слышно осведомился Сэм, пока аразониты рассаживались по местам. Автоматический переводчик тут же выдал продолжительную музыкальную фразу, напоминавшую виртуозное соло на кларнете.

– Ти-ти-ту-уу… Да, – прозвучал мелодичный ответ аразонита. – Наше яйцо прибыло только сегодня утром.

Сэм задумался. Слово «прибыло» действительно могло значить, что другой аразонит снес упомянутое яйцо именно сегодня утром, однако Сэм склонялся к мысли, что чертову штуковину доставили с планеты на станцию с утренним челноком.

– И как прошли, гм-м… роды? – уточнил он на всякий случай.

– Нормально. Понадобилось только две пересадки, – ответил Летящий, но это ничего не проясняло.

– Прекратите эту болтовню, она не относ-сится к делу, – донеслось из рупора переводчика сердитое шипение Потрошителя. – Мы собрались здесь, чтобы раз и навсегда решить назревшую проблему.

– Мы со своей стороны весьма довольны ходом данной игры, – приятным голосом откликнулся Летящий и откинулся на спинку своего сиденья. Хвост его слегка подергивался в такт мелодичным синкопам речи.

Автоматический переводчик на столе то разражался соловьиными трелями, то пронзительно шипел, стараясь успеть за быстрым диалогом сторон. Для Сэма это звучало как камерная симфония для кларнета и батареи парового отопления.

– Отдаю должное вашему упорству, но оно только мешает прогрессу переговоров, – вмешался в разговор главный помощник Потрошителя Кишкарь и щелкнул когтями, словно ножами-кастаньетами. Это было плохо замаскированное оскорбление, и Сэм с тревогой ждал, что ответят аразониты.

– А мне приятен аромат, который источают ваши тела на рассвете, – ответил Кузнечик с безмятежной улыбкой и принюхался. – Интересно, так пахнут ваши собственные фекалии или вы втираете в шерсть отходы жизнедеятельности какой-нибудь другой расы?

Кишкарь уже готов был махнуть через стол, и Сэм поспешил вмешаться.

– Мы, кажется, договорились, что все переговоры от лица мистера Потрошителя буду вести я?

– Да, – недовольно буркнул Потрошитель и треснул Кишкаря лапой по вытянутой морде. При этом его изогнутый локтевой коготь едва не угодил последнему в нос. Не промахнись Потрошитель, подумал Сэм, и его помощник уже никогда не смог бы ничего обонять.

– Говори же! – добавил старший ситх. – Не трать наше и свое время!

– Как мне представляется, – бойко начал Сэм, – уважаемые стороны расходятся лишь во взглядах на некоторые теософские проблемы. В частности, аразониты желают, чтобы их народ и далее оставался в неведении относительно подлинного, гм-м… могущества Великого Яйца и того блаженства, каковое оно может ниспослать на своих истинных почитателей.

– Они просто язычники, которые погрязли в ереси и разврате! – грубо перебил его Потрошитель. – Аразониты должны немедленно допустить на свою территорию наших миссионеров, которые принесут им свет Истинной Веры.

– Но вы, безусловно, понимаете, – без запинки продолжал Сэм, – сколь недопустимо навязывать собственные религиозные воззрения тем, кто не желает обращаться к вашей вере. На Уютном Гнезде существует своя религия, и местные жители вполне счастливы, исповедуя веру в своего собственного бога или божеств.

– Нет бога, кроме Великого Яйца! – взревел Потрошитель. – Последователи Божественной Скорлупы обязаны принести свет Истины пребывающим во тьме и истребить тех, кто окажется неспособен прозреть.

– Речь идет о Всеобщей Скорлупе Великого Яйца, я полагаю? – уточнил Кишкарь, задумчиво прикасаясь кончиками пальцев к зеленой краске на своих локтевых когтях.

– Сейчас это не имеет значения. – Потрошитель небрежно отмахнулся, едва не отрубив своему помощнику ухо.

– Нам не нужны миссионеры, – вставил Кузнечик. – Мы хотим играть. Радоваться. Ваша религия нас не интересует.

– Вы просто хотите, чтобы широкие массы ваших соотечественников и далее пребывали во тьме и невежестве, изнывая под игом яйцеядных пришельцев! – возразил Потрошитель на удивление спокойным тоном. – А ведь у некоторых из них, как я слышал, существует совершенно варварский обычай забрасывать неугодных политиков – страшно сказать! – тухлыми яйцами. И еще они едят яичницу по утрам… – Звероящер даже понизил голос. – Нет, мы не можем позволить, чтобы наши братья остались непросвещенными еретиками. Целый флот хорошо вооруженных миссионеров высадится на вашу планету, чтобы помочь вам узреть свет Истины. Думаю, обращение пройдет быстро. – Потрошитель клацнул зубами. – И эффективно.

Сэм невольно сглотнул. Раньше Потрошитель не упоминал о миссионерах, и то, что они будут «хорошо вооружены», нисколько не улучшало ситуации. Быстро проконсультировавшись со своей карманной электронной энциклопедией (еще одной дорогостоящей технической новинкой, которую всучила Сэму его агентша), он узнал, что ситхи никогда не стеснялись в средствах, если требовалось обратить заблудших, и готовы были использовать все – вплоть до ядерного, химического и бактериологического оружия. Если сейчас он потерпит неудачу, аразонитов ждет кровавая баня, и он окажется в самом центре этого кошмара.

Кузнечик, похоже, не оценил всей серьезности ситуации. Когда Сэм перечислил ему виды оружия, которым располагали ситханские миссионеры, он легкомысленно пристукнул хвостом и с довольным видом протрубил, словно на рожке сыграл:

– Он это серьезно, как вы полагаете? Если да, это будет просто чудесно!

– Неужели вы не понимаете, что ситхи собираются на вас напасть?! – воскликнул Сэм. – Пушки, танки, механизированная пехота, бомбы, ракеты и бог знает что еще!

Но Кузнечика все это почему-то не испугало. Возможно, с горечью подумал Сэм, это потому, что в аразонитском языке вовсе нет соответствующих слов для обозначения оружия и боевых действий. Быть может, им неведома сама концепция войны! Но если так, тогда даже самое Великое Яйцо не спасет этих милых, но совершенно беззащитных существ от воинственных и могущественных ситхов.

И несмотря на то, что контракт предписывал ему помогать именно ситхам, Сэм понял: он обязан помочь аразонитам. Трехметровые звероящеры вряд ли нуждались в том, чтобы он защищал их интересы. Напротив, они явно были способны сами о себе позаботиться – в отличие от своих мягких и мечтательных оппонентов. Положительно необходимо как-то остановить этот крестовый или, точнее, «яичный» поход, пока он не принес аразонитам неисчислимые беды и смерть.

Жаль только, что Сэм понятия не имел, как это можно сделать.



Посадочная площадка представляла собой заросшее травой поле, на окраине которого притулился ветхий терминал. В некотором отдалении Роксана разглядела множество невысоких причудливых строений, заполнивших склоны пологих холмов. Очевидно, это был аразонитский город.

Полчаса Роксане пришлось ждать в шлюзе, пока аборигены подкатят к люку колесный трап-лестницу, потом брести по траве к терминалу. Зал прилета был разгорожен барьером, за которым восседал на низком стульчике сонный аразонит в форме таможенного инспектора. Перед барьером выстроились прибывшие на челноке пассажиры.

– Тут-тут-тут? – пропел таможенник, когда после долгого ожидания Роксана оказалась перед ним.

– У вас что, нет даже автопереводчика? – огрызнулась она. Путешествие через всю посадочную площадку утомило Роксану, а небольшая сумочка со сменой белья и кое-какими необходимыми мелочами оттягивала плечо так, словно была набита камнями. – Вы говорите на глаксе? – добавила она на стандартизованном галактическом языке.

Таможенник уставился на нее.

– Ту-тут? – пропел он в бемольной тональности.

– Тут-тут-тут, – быстро сказало красноватое существо с пятью конечностями разной длины, стоявшее в очереди следом за Роксаной, И негромко добавило специально для нее:

– Я сказать ему: ты нет контрабанда.

Роксана кивнула в знак признательности. Пентапод, впрочем, мог бы не напрягаться, поскольку, кроме ручной клади, у нее с собой ничего не было.

– Тут-тут? – коротко гуднул таможенник и отпер маленькие воротца, давая Роксане пройти, после чего пропел что-то пентаподу и показал на два увесистых баула, которые тот чуть не волоком тащил за собой. Ответа пятиногого Роксана не уловила, но от нее не укрылся оранжевый румянец, который начал быстро распространяться по его красноватой коже. Должно быть, подумала она, бедняга везет с собой несколько незарегистрированных яйцеварок.

Выйдя из терминала, Роксана огляделась. Если не считать далекого города, вокруг не было ничего, кроме чистого поля, которое мало чем отличалось от места, где совершил посадку челнок. Ни дорог, ни транспортных средств… Лишь несколько аразонитов, отталкиваясь мощными задними ногами и держа туловища почти параллельно земле, стремительными прыжками уносились к горизонту. Провожая их взглядом, Роксана завистливо вздохнула. Похоже было, что до города ей придется добираться пешком.

Два аразонита возникли перед ней, словно из-под земли.

– Ту-ут… – начал было один, но, почувствовав, что Роксана его не понимает, перешел на мелодичный глакс. – Наконец-то вы прибыть, – сказал он. – Мы давно ждать специалист, чтобы любезно избавить нас от лежащих на нас обязательств.

Роксана удивленно взглянула на аборигенов.

– Что-то я не понимаю…

– Я говорить о тело и свидетельство. Об обязательствах достойно проводить покойный в последняя дорога. Вы объяснить нам ваши традиции, чтобы мы делать необходимый подготовка.

– Кто вы, черт возьми, такие, и почему вы решили, что я приехала за каким-то телом? – удивилась она.

– Я есть Взмывающий-в-Небо, – представился аразонит. Как вскоре выяснилось, глаксом он владел не особенно хорошо, но постепенно Роксана начала понимать, в чем дело. Судя по всему, некое гуманоидное существо такого же, как у нее, сложения погибло на Уютном Гнезде несколько недель назад. Взмывающий, назначенный, как он выразился, «попечителем останков» (кем назначенный, этого Роксана так и не сумела уяснить), послал на станцию запрос с предложением найти соотечественников погибшего существа и уведомить их о необходимости забрать тело.

– Значит, это был человек? – переспросила Роксана. Мог ли погибший быть тем самым «шаманом», за которым она охотилась? Маловероятно, но… Вряд ли в этой всеми забытой части Галактики могло оказаться сразу несколько человек. Похоже, законы вероятности снова – как и при игре в покер – оказались на ее стороне. Вот только почему Саблезубый не знал, что «шаман» мертв?..

Это был весьма интересный вопрос, и Роксана решила непременно его исследовать. Когда, разумеется, у нее будет такая возможность.

– И где же тело? – спросила она у аразонита.

Взмывающий указал на группу домов, стоявших, казалось, на самом горизонте.

– Ту-там, – пропел он. – Там мы положить останки убиенного.

– Убиенного? Вы хотите сказать – убитого? – Роксана насторожилась. Ситуация грозила вот-вот вырваться из-под контроля. Во что она позволила себя вовлечь? Не то чтобы у нее был выбор, но все же… – Ладно, давайте на них взглянем, – сказала она и вздохнула.

* * *

Сэм был так взволнован, что долго не мог уснуть. Ведь должен отыскаться способ предотвратить надвигающуюся катастрофу, размышлял он. Но что это за способ? Что он может сделать для предотвращения бойни? В том, что мирные аразониты не сумеют оказать никакого сопротивления насильственному обращению, Сэм был уверен. В конечном счете, вопрос заключался лишь в том, во что будет обращена их цивилизация.

В конце концов Сэм решил: небольшая прогулка поможет ему собраться с мыслями. Быстро одевшись, он покинул каюту и двинулся по опоясывавшему станцию кольцевому коридору. Несмотря на поздний час, навстречу ему то и дело попадался кто-нибудь из обитателей станции, но ничего удивительного Сэм в этом не видел, поскольку ночь наступила лишь по его внутренним часам. О том, какому распорядку подчиняются встреченные им инопланетяне, оставалось только гадать.

Он гулял уже почти час, когда заметил впереди группу риксанских техников, возводивших поперек коридора что-то вроде баррикады. Через считанные минуты проход оказался полностью перегорожен, и Сэм в растерянности остановился.

– Что за чертовщина?.. – Оглянувшись, он увидел, что еще один отряд риксанцев строит такую же баррикаду в паре сотен метров позади него.

– Эй!.. – заорал Сэм. – Что вы затеяли? Как я теперь отсюда выберусь?

Один из риксанцев поглядел на него и почесал в затылке одной из верхних конечностей.

– Что твоя здесь делать? – спросил он. – Этот сектор есть непригодный. Мы чистить его при помощи вакуум, потом чинить. – И маленький техник показал на стену, в которой трое насекомоподобных мастеров ловко вырезали довольно широкое отверстие.

Сэм сглотнул.

– Но я не умею дышать вакуумом! – возразил он.

Риксанец снова почесал в затылке, потом сверился с какой-то потрепанной книжицей.

– Расписание сказать, что в это время данная часть коридора есть свободная, – заявил он, потом заглянул в другую книжку в ярко-желтой пластиковой обложке. – Нет, наша рабочая инструкция не включать спасение инопланетян. Твоя извинить.

Сэмом овладела паника. Трое маленьких техников уже закончили большую часть работы. Когда они закончат ее совсем, в стене появится отверстие, ведущее прямо в пустой и холодный космос.

– Послушайте, я представляю очень важного клиента, который, конечно, весьма расстроится, если я умру! – быстро сказал он.

– Твоя умрет? – риксанец, казалось, заинтересовался. – Это быть очень грязно? Моя бригада не располагать средства и оборудование для серьезный уборка.

Трем риксанцам оставалось сделать последнее усилие. Сэм уже слышал свист вырывающегося наружу воздуха и снова оглянулся в поисках спасения. Ага, вот оно! Совсем рядом он увидел небольшую дверцу с массивной ручкой. Несомненно, это был герметично закрывающийся люк, ведущий… Куда? Не все ли равно! С проворством, которого он сам от себя не ожидал, Сэм бросился вперед, повернул ручку, толкнул дверцу и юркнул внутрь.

Почти сразу он почувствовал, как в лицо ему ударил сильный поток воздуха. К счастью, дверь захлопнулась за ним сама. Несомненно, риксанцы начали свою «чистку». На мгновение Сэм подумал, что сталось с самими маленькими техниками. Он не заметил у них никакого специального снаряжения для работы в пустоте, но, быть может, оно им и не требовалось. Вероятно, рабочая инструкция просто не предусматривала ничего подобного.

Убедившись, что воздух сквозь закрытую дверь не выходит и что взрывная декомпрессия ему не грозит, Сэм слегка отдышался и принялся осматриваться. Он находился в каком-то длинном и темном коридоре, скудно освещенном проложенными вдоль потолка тонкими светящимися трубками. Судя по количеству кабелей, трубопроводов и сложенных у стен коробок и ящиков, он попал в технический туннель. Интересно, куда он его выведет? Проверить это можно было только одним способом, и Сэм двинулся вперед.

В конце концов туннель привел его еще к одному люку – такому узкому, что Сэм едва в него протиснулся. За люком находилось какое-то темное помещение, в котором витал характерный запах ситхов, и Сэм принялся вслепую шарить по стенам, надеясь найти выключатель. И тут же похолодел от страха. Что если его занесло в каюту одного из членов ситханской делегации? И что если этот член внезапно проснется?.. При мысли об этом Сэм облился холодным потом. У него не было никакого желания превращаться в шашлык. Черт с ним, со светом, нужно поскорее выбираться отсюда!

Сэм сделал быстрый шаг вперед и тут же задел за что-то локтем. «Что-то» начало падать, но он успел поймать его и удержать.

На ощупь это был какой-то металлический прибор – довольно толстый и тяжелый, с небольшой удобной рукояткой. Сэм уже собирался положить его на место, но потом сообразил: найденный им предмет может пригодиться для самообороны. Правда, удар этой импровизированной палицы вряд ли мог остановить разозленного ситха, однако Сэм все равно почувствовал себя увереннее.

Немного переведя дух, он снова двинулся вдоль стены, придерживаясь за нее рукой. Дюйм за дюймом Сэм бесшумно крался вперед, пока не наткнулся на какую-то широкую пластиковую панель. Нет, не панель. Это была большая овальная дверь, и Сэм, сдержав радостный вопль, принялся шарить по ней в поисках ручки, замка, задвижки или чего-то подобного. Ага, есть!.. Запиравшая дверь защелка располагалась почти в самом центре. Сэм подергал ее, потом повернул и осторожно приоткрыл дверь, впустив в комнату поток света из коридора.

Прежде чем выскользнуть наружу, Сэм все-таки обернулся – во-первых, из любопытства, а во-вторых, чтобы убедиться, что в комнате никого нет. Увиденное потрясло его до глубины души. Комната, куда он попал, оказалась гораздо больше, чем показалось ему в темноте. Почти все свободное пространство занимали составленные ровными рядами грубые скамьи – проход оставался только посередине и у стен, покрытых аляповатыми фресками. На фресках героические ситхи доблестно потрошили и рубили на мелкие кусочки представителей других рас, стирали в пыль чужие города и водружали над развалинами огромное яйцо на длинном древке. А самым интересным было то, что точно такое же яйцо, выточенное из какого-то похожего на кость материала, стояло на невысоком пьедестале неподалеку от двери. Пьедестал был покрыт искусной резьбой и забрызган чем-то зеленым. Смазанное зеленое пятно имелось и на стене рядом.

Сэм понял, что оказался в ситханской церкви или часовне. И угораздило же его вломиться именно сюда – в святая святых свирепых звероящеров!

Нужно было как можно скорее уносить ноги. Сэм мысленно прочел коротенькую молитву, прося высшие силы, чтобы в коридоре не оказалось никого из ситхов, и, набрав полную грудь воздуха, выскочил за дверь.

Ему повезло. По коридору прогуливалось немало инопланетян, но ситхов, к счастью, среди них не оказалось. Сэм с облегчением выдохнул и быстро зашагал в сторону своей каюты.

* * *

Аразонитский город располагался не так далеко от терминала – всего в нескольких километрах. Вступив на его улицы, Роксана почувствовала легкое головокружение, вызванное необходимостью постоянно смотреть по сторонам и увертываться от маленьких аборигенов, двигавшихся стремительными скачками вдоль узких дорожек. Встретивший ее «попечитель останков» уверенно прыгал впереди и вскоре привел Роксану к приземистому домику без окон, который исполнял функции то ли морга, то ли похоронного зала.

Роксана ожидала увидеть запаянный гроб, но вместо него аразонит протянул ей завернутую в местную ткань коробочку, где, по его словам, и находились человеческие останки. Коробочка была размером примерно сантиметров двадцати в длину, ширину и высоту.

– Вот, это есть, – сказал аразонит. – Со всем сожалением и почтением нам пришлось сжечь несчастный труп. Он сильно пахнуть, а мы не знать, когда кто-нибудь из компатриотов приедет за…

Роксана кивнула. Пока все поддавалось логике. По ее подсчетам, «шаман» – если это был он – погиб примерно месяц назад, и аразониты, не зная, как можно сохранить тело, поступили единственно верным способом. И все же она спросила:

– Откуда мне знать, что это был именно человек?

Взмывающий кивнул и достал из ближайшего контейнера сверток побольше.

– Здесь быть его имущество.

Роксана медленно развернула плотную ткань.

– Гм-м, похоже, ошибки нет, – заметила она, извлекая из свертка стандартный полевой комбинезон. Он был велик ей на два размера, но имел, как и полагалось, две штанины и два рукава. Кроме того, она заметила одну деталь, ясно указывавшую на то, что прежним его обладателем был мужчина. Комбинезон застегивался слева направо. Мелочь, казалось бы, но из разряда тех мелочей, которую аразониты вряд ли сумели бы предусмотреть, вздумай они всучить ей подделку.

Больше всего Роксану поразило то, что комбинезон был разрезан спереди страшным косым ударом, разрезан от шеи до живота. Ткань вдоль разреза пропиталась чем-то темным. «Кровь. Засохшая кровь», – подумала Роксана, а вслух спросила:

– Что-нибудь еще осталось?

Взмывающий протянул ей небольшой серебристый транслятор-переводчик.

– Я думать, его сделать риксанцы, – проговорил он, пока Роксана с недоумением крутила приборчик в руках. – Вы сказать что-нибудь?

– Что, черт побери, я должна сказать? – откликнулась Роксана.

К ее огромному удивлению серебристый ящичек разразился мелодичными гудками и посвистываниями, которые очень напоминали аразонитскую речь.

– Он настроен на человека! – воскликнула она.

– Да и кто, кроме человека, стал бы пользоваться подобным устройством? – заметил Взмывающий, продолжая доставать что-то из свертка. – Вот, взглянуть еще. Удостоверение личность. Вы прочесть, что здесь написано?