Сергей Алексеевич Ковалев
Анатолий Федорович Федоров
Виктор Сергеевич Злобин
Арктические тайны Третьего рейха
К ЧИТАТЕПЯМ
Перед вами книга об арктических тайнах, доставшихся нам от Третьего рейха после Второй мировой войны. Во время ее подготовки (начиная еще с 70-х годов прошлого столетия) мы собрали сотни письменных и устных воспоминаний советских и германских ветеранов — участников этих событий. Благо в те дни многие из них еще были живы и пусть порой неохотно, но все же могли рассказать о своих неожиданных находках на дальних просторах советской Арктики,
Однако, собственно, решение о публикации подготовленного материала было принято после прочтения недавно вышедшей в санкт-петербургском издательстве «Вектор» книги Ганса-Ульриха фон Кранца «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде». Естественно, у нас возник вопрос; \"Почему сегодня в России публикуют материалы о секретах Третьего рейха в далекой Антарктиде, а россиянам совершенно неведомо о подобных тайнах у собственных берегов?\"
Правда, мы не имели в своем распоряжении секретных документов, рассказывавших о тайных событиях периода Второй мировой войны и хранившихся в недрах семейного сейфа в доме фон Кранца. Вместо этого мы собрали воедино все факты необычных находок в Арктике и уже с их помощью попытались (с максимально возможной объективностью) заполнить существующий пробел.
При подготовке данной книги мы не стали оглядываться на суждения официальных историков советской поры и некоторых нынешних российских историков, которые и в наши дни продолжают считать большинство арктических загадок третьего рейха «100-процентной липой». И как бы фантастически это ни звучало для некоторых исследователей Арктики, но реально то, что эти тайны существуют. Более того, для обеспечения надежной безопасности новой России они должны быть обязательно раскрыты!
Одновременно мы вполне ответственно заявляем, что наша подборка по меньшей мере неординарных событий периода Второй мировой войны еще не является окончательной. Но проделанная работа уже подготовила солидную основу для развернутого освещения далеко не во всем научного полета дирижабля «Граф Цеппелин», существования на Мурмане секретной немецкой базы «Норд», гибели североморской подводной лодки «Декабрист» и других малоизвестных в СССР исторических фактов. Более того, мы считаем, что наша публикация, возможно, позволит вплотную подойти к разгадке тайн подскальной базы «серых волков»
{1} на острове Земля Александры, топливной базы Кригсмарине в устье реки Лены и немецкого «подводного моста», соединявшего наш Таймыр с германской военной базой в Лиинахамари.
Чтобы исключить отдельные факты возможного «непонимания», мы подчеркиваем, что основными информационными источниками при подготовке данной книги стали известные (но чаще малознакомые) отечественные и зарубежные публикации, а также личные воспоминания непосредственных участников описываемых событий.
К сожалению, большинство очевидцев загадочных находок в советской Арктике категорически отказывались, чтобы мы называли их имена или должности, и основным аргументом для этого отказа было одно: «Мы давали подписку о неразглашении». К величайшему сожалению, большинство из них с этим убеждением уже навсегда ушли от нас, И как тут не согласиться, что и в нынешней России, казалось бы совершенно ином государстве, чем Советский Союз, хорошо отработанная советская «система» секретности продолжает работать без сбоев.
Но мы весьма благодарны тем мужественным людям, которые отважились рассказать нам о нечто увиденном ими во время работы в Арктике, в научных арктических экспедициях, полетах и походах. Одновременно мы надеемся, что выход в свет этой книги позволит разыскать новых свидетелей давних событий как на территории новой России, так, возможно, и за ее пределами. А быть может, и узнать, хотя бы даже от родственников, новые имена героев, погибших в советской Арктике (особенно при невыясненных обстоятельствах), что чрезвычайно важно для изучения невыдуманной российской истории юными россиянами.
И еще! Во время работы у нас появилась твердая уверенность, что и в наши дни еще можно отыскать на дальних арктических островах тайные германские базы с нетронутыми складами и схронами. Но для этого понадобится проведение комплексных экспедиций с участием военных историков, моряков и пограничников. Такие походы, конечно, потребуют достаточно крупных финансовых вложений и некоторого времени на подготовку. Но хотелось бы подчеркнуть, что проводить такие экспедиции надо уже в ближайшие годы.
Ведь под воздействием заметного потепления на земле Арктика, и без того не слишком делившаяся с людьми своими тайнами, достаточно быстро и неумолимо стирает следы арктических тайн Третьего рейха.
Для современной России найти необходимые средства для проведения арктических исследований реально. К тому же есть надежда, что данная публикация может привлечь к арктическим загадкам внимание широкого круга как отечественных, так и иностранных историков, исследователей и инвесторов. А это уже серьезное подспорье! А посему — начнем наше повествование. Но начнем мы все-таки с некоторого дополнения материалов Г.-У. фон Кранца.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Сначала мы повторим, что одним из побудительных мотивов для нашей публикации о загадках Третьего рейха в Арктике стала книга Г.-У. фон Кранца. Вот почему мы считаем целесообразным напомнить читателям о некоторых эпизодах из жизни отдельных личностей мирового масштаба той эпохи и фактических виновников тех событий, которые произошли в годы последней войны как в Антарктике, так и в Арктике; попутно мы также коснемся некоторых сведений о загадочных жителях Антарктиды — антарктах.
То, что последние действительно существуют и способны на то, о чем жители нашей планеты пока еще только мечтают, в 40-80-х годах прошлого века убедились сначала американские военные моряки адмирала Ричарда Бэрда, подводники знаменитого французского исследователя Ж.-И. Кусто, а затем советские ученые и военные специалисты.
К сожалению, эти контакты в Антарктиде с чём-то еще не познанным человеком не обошлись без человеческих жертв. Возможно, поэтому все полученные результаты были сразу же переведены в разряд закрытой информации и мировой общественности что-либо узнать об антарктах не удалось. Чтобы в какой-то мере заполнить этот пробел, мы сочли возможным в дополнение к материалам господина фон Кранца включить в данную книгу весьма любопытную информацию, которой располагает один из авторов этой книги.
КРАХ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА И БЕГСТВО А. ГИТЛЕРА
Во время работы над книгой перед нами как ее авторами постоянно находились три чрезвычайно интересных сочинения: книга Ганса-Ульриха фон Кранца «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде», книга Антона Иоахимсталера «Смерть Адольфа Гитлера. Легенды и документы» и книга Льва Безыменского «Разгаданные загадки Третьего рейха (1940–1945)». Ну и естественно, наша рукопись.
Первая рассказывает историю освоения нацистами Антарктиды, создания здесь ими военных баз и о некоторых контактах наших современников с инопланетной цивилизацией. Кроме того, в книге фон Кранца содержатся любопытные откровения руководителей Третьего рейха и указывается на экстрасенсорные способности Адольфа Гитлера,
Во второй книге наравне со многими подробностями из жизни Гитлера и его окружения примечательно показана роль руководителей Германии и Советского Союза, стоявших не только во главе сражающихся между собой армий, но еще и двух противоборствующих идеологий.
А третья книга — это серьезный конгломерат исследования многих нацистских документов (ранее скрытых в спецхранах) и личных наблюдений автора, непосредственного участника советской следственной комиссии, которая работала с главными нацистскими преступниками в Международном военном трибунале в городе Нюрнберг. Именно эта книга дала практическое подтверждение большинству военно-политических сюжетов из двух первых книг.
Так как в нашем распоряжении оказались некоторые факты, непосредственно связанные с освоением нацистами ледяных пустынь, судьбой А. Гитлера и других руководителей рейха, вероятно все же избежавших нюрнбергского приговора, то мы посчитали возможным внести свою лепту в некоторое расширение рамок, безусловно, весьма достойной книги Ганса-Ульриха фон Кранца.
Но прежде перенесемся в июль 1944 года, когда в теплушке эшелона, который неторопливо двигался к Одессе, находился один из авторов данной книги (В. С. Злобин).
На разъезде возле Лисичанска наш эшелон остановился, так как немцы разбомбили железнодорожные пути.
Во время длительной стоянки мы стали рассматривать несколько сожженных немецких бронированных гигантов — танков «тигр», стоящих на давнем поле боя вперемешку с нашими Т-34. Впечатление от величины и мощи «тигров» было, мягко говоря потрясающим, но мое внимание привлекло совсем иное.
Орудия некоторых «тигров» были заметно изогнуты, а их массивные башни оплавлены так, что даже потекла сталь. Правда, мне тогда было 17 лет, и потому никакого удивления я не испытал, но увиденное запомнилось, и я вспомнил об этом позже, когда случайно оказался рядом с двумя ветеранами-танкистами, участниками боев на Курской дуге, которые разговаривали о той страшной битве:
— …Ты не веришь в помощь свыше, так вот послушай.
Удар немецкой танковой армады стал для нас неожиданным, когда мы стояли во фронтовом резерве юго-западнее Прохоровки, Как только 12 июля мы устремились вперед, наблюдатели обнаружили, что навстречу движется мощная немецкая бронированная армада. Против каждой «тридцатьчетверки» нашего батальона приходилось до пяти «тигров», «пантер» и T-IV.
Силы были неравными, но приказ есть приказ, а потому идем в атаку. Загорелось несколько «тридцатьчетверок», но упорно сближаемся. Наконец вспыхнул один немец, за ним — другой… Вертимся как можем, стреляем почти в (упор, но возникающие бреши заполнялись все новыми и новыми немецкими танками. И хочешь— верь, хочешь — не верь, но произошло ЧУДО.
Во время атаки влетели мы прямо в гущу фашистских танков. Вдруг ни с того ни с сего справа и слева от нас разом вспыхнули сразу два «тигра». Голубой огонь над их башнями был так силен, что и в нашей машине припекло. Смотрим, а таких «костров» на поле полным полно. Позже насчитали не меньше двух десятков немецких танков с оплавленными башнями и согнутыми стволами.
А ты говоришь, нет чудес! Чудо уже в том, что я все еще жив!
Это был первый случай, когда один из нас столкнулся с нечто что не попадало в рамки понятия о здравом смысле. А спустя несколько лет появилось еще одно нечто,
Стоял теплый сентябрь 1949 года. На Балтийском море проводился подъем немецкого океанского лайнера «Ганза» водоизмещением более 30 тысяч тонн. В Советском Союзе такие суда тогда еще не строились.
История гибели этого лайнера такова. В январе 1945 года он должен был идти в конвое вместе с лайнером «Вильгельм Густлов», который был потоплен недалеко от банки Штольпе советской подводной лодкой С-13, но задержался с отходом и уцелел.
Затем 5 мая 1945 года в составе отряда кораблей он сходил к полуострову Хель и доставил в Копенгаген 12 тысяч солдат и офицеров восточно-прусской группировки. Этим же вечером «Ганза» была направлена к Варнемюнде (сегодня это порт Росток) за новой группой эвакуируемых войск, При возвращении на ее борту был значительный перегруз — 15151 пассажиров при норме не более 5500 пассажиров.
Практически сразу же после выхода из порта на борту «Ганза» началась необъяснимая паника, более того, неизвестно по чьему приказу, но были открыты кингстоны левого борта, и лайнер начал тонуть. Пассажиры и команда были сняты с тонущего лайнера и вернулись в Варнемюнде, куда в то время уже входили советские танки.
Тонула «Ганза» мучительно долго (почти сутки), постепенно заваливаясь на левый борт. А затем еще три года лежала на глубине 17 метров, возвышаясь правым бортом над волнами Балтики.
Во время судоподъема советские спасатели поставили бывший германский лайнер на ровный киль и 20 сентября 1948 года отбуксировали его на мелководье внешнего рейда Варнемюнде. Верхние палубы и большинство внутренних помещений стали доступными для обследования, и в одной из служебных кают были обнаружены два мощных сейфа. Естественно, тут же доложили в Москву, откуда поступил приказ: «Сейфы не вскрывать, Ждите представителя»- После прибытия молчаливых людей в кожаных плащах замки сейфов, а также замки их внутренних ячеек были вырезаны автогеном.
В первом, самом мощном сейфе нашли десяток монет — рейхспфеннигов да складной перочинный нож. А вот во втором — Множество размокших писем?
Но разочарованный представитель МГБ не захотел их даже посмотреть, тем более что они в большинстве своем достаточно пострадали от морской воды и написаны были на немецком языке. Махнув рукой, он позволил просмотреть нам этот «хлам».
В течение целого месяца моей вахты на «Ганзе» я знакомился с найденными бумагами. А «хлам» был весьма интересным, так как в ячейке нашлись письма, которые имеют прямое отношение к нашему сегодняшнему рассказу.
Итак, жили-были братья, родившиеся еще в старой доброй Германии. Но дальнейшая жизнь раскидала их: один обосновался в Нью-Йорке, другой — в Гамбурге. Но имели они «небольшое общее дело» — всего четыре лайнера типа «Ганза». Однако война есть война, и их имущество «слегка» пострадало. Так, второй — «Гамбург» — с грузом кожи и готовых комканых изделий затонул близ Штральзунда. Третий в 1943 году потопили союзники по антигитлеровской коалиции в Северном море. А четвертый лайнер в те дни находился в Нью-Йорке.
Отметим прекрасный обычай, существующий на Западе: некоторые семьи для изучения иностранного языка на время обмениваются детьми.
Дядя, проживавший в Гамбурге, принял дочь своего брата, а свою отправил в Нью-Йорк. Именно письмо этой американской девушки (по духу уже ставшей более похожей на немку) и попало мне в руки. Оно было датировано еще 1929 годом и явно «задержалось» где-то в Германии. Поздравляя своего отца с праздниками, она писала также:
Папа, стоит ужасная погода — то снег, то дождь- В магазинах пусто. Митинги происходят на каждой площади, рабочие бунтуют, слышны выстрелы. Хаос… Но есть надежда, что через 3 года к власти придет «сильный человек», и, надеюсь, он восстановит порядок.
Далее в письме давалась оценка преподавания в Гамбургском университете. Отзыв весьма неблагоприятный:
Светлых умов крайне мало, и все они занимаются или химией, или техникой…
В этом письме оказалась весьма интересная фраза, предсказывающаяся приход А. Гитлера к власти в 1933 году. Таким образом, выходит, что о его приходе во власть было известно ранее, во всяком случае, еще в 1929 году.
Второе письмо очень меня заинтересовало, так как в нем часто фигурировали слова Spirit (дух) и Soul (душа) в сочетании с упоминанием имен двух мировых лидеров И. Сталина и А. Гитлера, Далее в письме некий немецкий маг подробно излагал детали своих исследований, проведенных в отношении этих лидеров и фактически предопределивших победу И. Сталина в немецко-русской войне. Этот предсказатель писал, видимо, коллеге по ремеслу, что:
…Когда Зло побеждает судьбы Мира решают Темные Силы. В начале немецко-русской войны состоялось Совещание Темных Иерархов, решавших кому присудить Победу.
Взвешивали духовные качества Гитлера и Сталина на предмет беспощадности и жестокости. Оказалось, что оба лидера обладают этими качествами в равной мере, но у Гитлера, с точки зрения Темных Сил, имелся существенный недостаток — он любил детей. Победу решили присудить его противнику.
Светлые Силы устраивало подобное решение, и их помощь И. Сталину в ходе войны оказалась решающей. {2}
Гитлер после побед в первые месяцы Второй мировой войны уверовал в свой военный гений, совершенно забыв о коварстве Темных Сил. Результатом этой ошибки стала война на два фронта, то есть с СССР, в которой, начиная со Сталинграда, Германия терпела поражение за поражением. Сталин же, напротив, получал во время сеансов связи корректную информацию, в каком направлении наносить удар- Эти подсказки были реализованы в ударах Красной Армии, которые и определили судьбу Германии.
Сталин оправдал надежды темных сил. После окончания войны около двух миллионов советских людей попали в лагеря ГУЛАГа, многие из них навсегда остались в «местах не столь отдаленных» А смерть, как известно, прана для темных сил.
И. Сталин, как и А, Гитлер, получал информацию по неким космическим каналам. Однако И. Сталин считал эти «озарения» собственными решениями. Только этим можно объяснить всю послевоенную неприязнь генералиссимуса Советского Союза Иосифа Сталина к маршалу Георгию Жукову, который якобы в годы войны всемерно пытался «отнять» у Верховного главнокомандующего военную славу.
По свидетельству очевидцев, сеансы связи с Космосом у Иосифа Сталина, как и у французского астролога Мишеля Нострадамуса, напоминали «падучую болезнь» и сопровождались «видением» цветных картин будущего. Примерно через сутки после завершения такого сеанса Сталин, полный жизненных сил (подпитка энергией), начинал реализовывать «вощение» в конкретные планы боевых операций.
А что получил из Космоса Гитлер?
Вероятно, ничего хорошего, если он едва ли не с 1942 года стал искать возможности создания «оружия возмездия». Поэтому рассказ генерала Фердинанда Йодля (младшего брата начальника штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта. — Авт.) о том, что однажды он услышал от старшего брата «величайшую тайну рейха» — будто бы еще в конце 1942 года Гитлер понял, что Германия проиграла войну и, мол, пора подумать о создании Четвертого рейха, — сегодня выглядит вполне правдоподобно. Можно считать, что последним днем пребывания А, Гитлера на территории гибнущего рейха стал день его 56-летия.
Несмотря на катастрофическое положение рейха этот день в канцелярии Гитлера проходил по давно отработанному ритуалу. Как это было принято в рейхе, около полуночи с 19 на 20 апреля личный штаб Гитлера приходил к нему с поздравлениями. На этот раз Гитлер заранее предупредил, что не будет принимать поздравлений, А с теми, кто все же пришел, он провел короткое совещание. Во время этого совещания Гитлер внезапно выпрямился, бросил цветные карандаши, его лицо налилось кровью, глаза были широко раскрыты. Отступив на один шаг от стола, он закричал срывающимся голосом:
— Ни на что не похоже! В этих условиях я больше не в состоянии командовать! Война проиграна! Но если вы, господа, думаете, что я покину Берлин, то вы глубоко ошибаетесь! Я лучше пушу себе пулю в лоб!
И тут же быстро удалился в свои апартаменты. Утром 20 апреля, около 9 часов, через дверь он приказал разбудить себя в два часа дня — мол, не спал всю ночь.
Официальный прием национал-социалистической верхушки по случаю дня рождения фюрера начался около 3 часов дня, и его нельзя было назвать праздничным. Собравшиеся руководители Третьего рейха хорошо понимали, что это их последняя встреча с фюрером.
— Никто не знал, что сказать, — вспоминал имперский министр вооружений и боеприпасов Альберт Шеер, — Гитлер принимал поздравления холодно и почти неприязненно. Мы нервно ждали его решения об оставлении Берлина.
Как указано в книге Л. Безыменского, часть приема Гитлер провел вне бункера. Он вышел одетый в серую шинель, с поднятым воротником, предупредил, что не может громко говорить, и ограничился всего несколькими стереотипными фразами. И, волоча ноги, как старик, вернулся в бомбоубежище.
Правда, в документальной кинохронике этот эпизод запечатлен иначе — как награждение мальчишек из общества «Гитлерюгенд» орденами Железный крест за уничтожение фаустпатронами советских танков.
Затем, уже находясь в своем кабинете бункера рейхсканцелярии, А. Гитлер заслушал предложения по удержанию советских танков, прорывавшихся к Берлину. И выйдя из кабинета, он лично занялся вопросами срочного переезда в Южную Германию.
Участники этой встречи недоуменно разошлись по своим кабинетам. Гитлер, если это был действительно он, остался один…
Предположение о том, а был ли это Адольф Гитлер, не случайно, так как постановка спектакля «Смерть Адольфа Гитлера и Евы Браун», задуманного руководителем Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) Мартином Борманом, уже началась. И ведущие «артисты», то есть первые двойники А. Гитлера и Е. Браун, не только находились где-то в бункере фюрера, но и уже получили за свои роли соответственно 1 миллион и 500 тысяч рейхсмарок и обещание — по окончании «спектакля» свободно покинуть бункер. Вполне возможно, что они уже даже принимали участие в некоторых мизансценах. Более того, где-то рядом находились и их двойники, которым предписывалось сыграть финальные мизансцены.
Основная идея этого чудовищного спектакля состояла в том, чтобы в глазах всей Германии сохранился образ Вождя, до конца разделившего горькую судьбу своей погибающей страны и уходящего в небытие с гордо поднятой головой.
А меж тем, пока шел прием по случаю дня рождения фюрера, специальное подразделение СС уже блокировало и расчистило от автотранспорта дорогу на юго-запад империи. Именно по ней вечером 20 апреля колонна из четырех легковых автомобилей на высокой скорости умчалась к безлюдному аэродрому у Мюнхена. В центре колонны в бронированной машине ехали настоящие А. Гитлер и Е. Браун.
В пути они находились чуть больше трех часов, Гитлер знал и верил в нумерологические исследования и выводы и был очень озабочен возможным опозданием с вылетом, который должен был состояться в 00 часов 20 минут 21 апреля 1945 года и не мог быть задержан ни на минуту. Так, согласно нумерологии, в эти дни сумма лишь этих цифр была равна 1. А единица — самое могущественное из всех судьбоносных чисел
{3}.
На аэродроме Гитлера ждала заправленная «под завязку» пара гигантских самолетов Ju-390A (военно-транспортных «юнкерсов») и три дальних истребителя Me-110.
Надо особо отметить, что шестимоторный JU-390A был разработан в 1942 году под личным наблюдением все того же Мартина Бормана. В обстановке чрезвычайной секретности на пражском авиазаводе «Летов» было достроено всего лишь три таких воздушных гиганта. Этот суперсамолет имел дальность полета в 12 500 километров.
Возможности этих воздушных супергигантов были проверены еще летом 1943 года, когда пара JU-390A успешно достигла побережья США и вернулась обратно,
Ровно в 00 часов 20 минут оба «юнкерса» и истребители сопровождения взмыли в воздух и направились к границе Испании.
У Пиренейских гор МЕ-110, выполнив поставленную задачу, повернули на обратный курс, а воздушные гиганты направились к северо-западной части Африки.
Неожиданно где-то в районе пустыни Эрг-Игиди второй JU-390A взорвался, и его обломки до сих пор лежат где-то в песках Западной Сахары. Кто летел во втором самолете? Неизвестно. Пустыня, как и океан, умеет хранить свои тайны.
Самолет с Гитлером на борту приземлился для дозаправки на аэродроме Рио-де-Жанейро. Эта посадка была тщательно спланирована и состоялась несмотря на то, что Бразилия, Аргентина и Чили в те дни уже вошли в состав антигитлеровской коалиции.
Но ведь солидные финансовые вклады Третьего рейха в промышленность ряда стран Латинской Америки даже весной 1945 года позволяли использовать отдельные крупные южноамериканские аэропорты, Не удивительно, что дозаправка прошла благополучно, хотя таинственные пассажиры (на всякий случай) салон самолета не покидали.
Вскоре гигантский «юнкере» вновь взлетел и направился в сторону «Новой Швабии». Однако приземлился он совершенно в другом месте. Это тоже было предусмотрено заранее.
Среди островов Огненной Земли есть большой пустынный остров, почти лишенный растительности. Ранее он принадлежал Чили, но еще перед Второй мировой войной остров был куплен у чилийского правительства неким частным лицом. Только после войны удалось установить, что этот частный «покупатель» входил в число лиц из близкого окружения основателя специального финансового «Фонда М» Третьего рейха.,* Мартина Бормана,
Здесь была создана тайная немецкая база и сооружен аэродром, способный принимать даже такие воздушные гиганты, как Ju-390A.
Итак, Гитлер и Ева Браун благополучно выбрались из Берлина вечером 20 апреля 1945 года.
Двадцать шестого апреля 1945 года из «Новой Швабии», которая находилась на Антарктическом континенте, в адрес Мартина Бормана была отправлена радиограмма о благополучном прибытии Адольфа Гитлера. Получив шифровку, Борман приступил к завершающей части вышеупомянутого спектакля.
Финальную часть он исполнил блестяще, а щедро вознагражденные актеры-двойники в течение многих лет вносили изрядную путаницу в вопросы с историей самоубийства первого лиц Третьего рейха.
Первые двойники до 30 апреля успешно действовали в бункере Имперской канцелярии. И при этом оставались неузнанными. А трупы вторых, предположительно Густава Веллера (официального двойника Адольфа Гитлера. — Авт) и некой особы — «Евы Браун», завернутые в одеяла, во второй половине 30 апреля были вынесены в сад Имперской канцелярии, брошены в воронку от снаряда и сожжены.
Однако первому двойнику А. Гитлера после войны не повезло — он погиб при невыясненных обстоятельствах. Его труп в 1972 году был эксгумирован и в очередной раз (после «опознанного» еще в 1945 году «Гитлера») был идентифицирован как труп Адольфа Гитлера. Первому двойнику Евы Браун повезло больше — в 1981 году она умерла своей смертью в Германии.
В тот же день, после сожжения: трупов «рейхсканцлера» и его «супруги», с небольшого аэродрома близ Берлина взлетел спортивный самолет, который доставил в Гамбург трех пассажиров: Мартина Бормана и двух сопровождающих его лиц. Здесь в соответствии с неким планом «Плавание за южные моря» руководителя НСДАП ждала подводная лодка, которая немедленно вышла в море. Кстати, это была последняя подводная лодка, которой удалось покинуть еще нацистский Гамбургский порт, так как вскоре к его причалам вышли британские танки.
А в это время в Имперской канцелярии в игру вступил двойник… Мартина Бормана,
Первого мая ему удалось перебраться через линию фронта. Потом его видели в одном из монастырей Италии, затем — в Бразилии, а потом — в Аргентине…
Умело наложенный грим, внешнее сходство, одежда и прочие мелочи полностью скрыли все подмены. Надо признать, что искусство делать двойников в верхних эшелонах Третьего рейха было организовано весьма квалифицированно. А главное — двойники умели молчать, что полностью подтвердилось еще в истории с Рудольфом Гессом.
Меж тем радиограмма о благополучном прибытии А. Гитлера к месту назначения, отправленная из Новой Швабии 26 апреля 1945 года, была перехвачена советскими флотскими радиоразведчиками, расшифрована и передана по команде: сначала Главнокомандующему ВМФ адмиралу Н. Кузнецову, далее без промедления — Л. Берии и И. Сталину.
Неудивительно, что 2 мая 1945 года на страницах одного из закрытых печатных изданий центрального информационного органа СССР (ТАСС) смерть А. Гитлера была даже названа трюком.
О реакции Сталина на сообщение о смерти Гитлера в книге А, Иоахимсталера имеется очень интересная ремарка, которая подтверждает то, что Иосиф Виссарионович не сомневался в исчезновении Гитлера. (Ведь он уже знал текст перехваченной разведкой шифровки!)
Вот что пишет А. Иоахимсталер по этому поводу:
Двадцать шестого мая 194 5 года американские политики Гарри Гопкинс, Аверелл Гарриман и Чарльз Болен встречались в Кремле со Сталиным. Во время этой беседы был затронут и вопрос о смерти Гитлера. Сталин, имея достаточно точные сведения о реальном положении дел с кончиной Гитлера, сказал, что он не думает, что Гитлер мертв а скорее он где-то прячется: «Вся эта болтовня о погребениях мне кажется сомнительной».
В своих сомнениях И. Сталин оказался прав: Адольф Гитлер ушел в мир иной только 27 ноября 1986 года, Ева Браун скончалась 5 мая 1995 года, а Рудольф Гесс — 19 ноября 1989 года. Истинный Мартин Борман оказался долгожителем и умер 26 сентября 2000 года в возрасте 100 лет.
Памятники бывшим «чистым арийцам» воздвигнуты из местного гранита в разных местах Антарктиды и Огненной Земли. Сегодня эти памятники свидетельствуют лишь о том, что не все во власти человека. Есть суд Божий, и особенно над теми, кто стал виновником гибели миллионов людей на Земле и волею судьбы упокоился на далеком континенте под Южным Крестом и зловещей звездой Фомальгаут.
Меж тем и в наши дни в Антарктиде продолжают функционировать две немецкие базы, расположенные в пещерах с подводными входами.
Одна из них — «Новая Швабия» — расположена в Тихоокеанском секторе Антарктиды (на побережье Земли Элсуорта), а вторая — на побережье Земли Королевы Мод (Атлантический сектор Антарктиды). Население всей «Новой Швабии» составляет не более 20 тысяч человек. Кроме того, на одном из островов Огненной Земли проживает более 7 тысяч немецких поселенцев. Но основная масса колонистов из Третьего рейха и их потомков проживает в Аргентине, Чили и Уругвае. Их численность превышает 160 тысяч человек,
Мечта Адольфа Гитлера создать на берегах Антарктиды Четвертый рейх не осуществилась. Он плохо знал историю цивилизаций и законы вырождения изолированных контингентов людей. Одно дело — военные базы, места временного пребывания военнослужащих, другое — перемещенное население, спасающееся от неминуемого возмездия. Законы социума еще никто не отменял. Они действовали, действуют и еще будут действовать независимо от воли вождей, тиранов и благодетелей. Хотя бывают и исключения!
АНТАРКТЫ. КТО ОНИ?
Высокие, белокурые, с благородными чертами лица, внешне похожи на людей. Их космический корабль потерпел аварию в околоземном пространстве более 60 тысяч лет назад. На космических катерах антракты высадились в Антарктиде, где основали сразу пять подземных городов (сегодня функционирует только три из них), для обогрева которых они используют тепло геотермальных источников. Пользуются и другими видами энергии, в том числе и пси-энергией.
С появлением «гостей» из Третьего рейха антарктам пришлось смириться. Более того, в 1944 году они были вынуждены заключить с ними некий договор, в соответствии с которым жители Антарктиды уступили немцам часть карстовых пещер
{4} с подводными и наземными входами. Правда, антаркты при этом ограничили германской стороне доступ в города, покинутые ими.
Одним из первых доказательств существования антарктов является история экспедиции американского адмирала Ричарда Бэрда. Все началось с того, что Бэрд убедил конгресс США в необходимости поиска в Антарктиде базы немецких подводных лодок.
Вскоре разрешение было получено, и подготовка к военной (!) экспедиции High jump («Высокий прыжок») началась.
Для осуществления этой экспедиции была сформирована специальная эскадра из 14 американских кораблей и вспомогательных судов, в том числе новейшего авианосца Philippine sea, на борту которого находилось до 40 самолетов и вертолетов. В состав экспедиции была также включена подводная лодка Sennet. В декабре 1946 года на борту американских кораблей и судов в эту экспедицию отправилось более 4 тысяч моряков. Командование над кораблями эскадры принял контр-адмирал Ричард Г. Краузен, а адмиралу Бэрду была отведена роль главного консультанта экспедиции.
С приходом в антарктические воды эскадра разделилась на три оперативные группы.
Уже 30–31 декабря центральная группа под командованием самого Бэрда в сопровождении двух ледоколов и подводной лодки попыталась пробиться в район острова Скотта. Но Sennet (по официальной версии) получила повреждения корпуса, и ее на буксире пришлось срочно увести в порт Веллингтон (Новая Зеландия). Новая попытка обследования берегов Антарктиды была сделана только через месяц, но уже в районе Земли Королевы Мод. Здесь самолеты с авианосца за две недели выполнили более 30 вылетов для осуществления глубинной аэрофотосъемки различных районов континента. Одновременно береговой партией проводилось тщательное обследование побережья.
Самым необъяснимым фактом в истории экспедиции High jump («Высокий прыжок») стало то, что на борт ее кораблей было погружено продовольствия на семь месяцев плавания. Но неожиданно (было обследовано лишь 60 % намеченной территории) всего через два месяца с начала экспедиции (23 февраля 1947 года, ~ Авт.) исследования были срочно свернуты, и американская эскадра вернулась к берегам Новой Зеландии.
Сразу же по приходу в порт эскадренный авианосец был поставлен к заводскому причалу для проведения капитального ремонта, а все результаты, полученные во время экспедиции, окружены плотной завесой секретности. Случайно ли это?
Но еще более странным стало то, что заслуженного адмирала Бэрда сразу же по приходу в базу упрятали в сумасшедший дом, где он провел около 5 лет!
С подачи научно-популярных журналов — бельгийского «Фрей» и западногерманского «Бризант» — в 1948 году стало известно, что во время экспедиции американцы понесли безвозвратные потери; в США из экспедиции не вернулись: один из боевых кораблей, десяток самолетов и вертолетов и спецгруппа в составе 40 человек. Более того, в память о погибших 30 декабря 1946 года американских летчиках на антарктическом полуострове Терстон появились гора Колдуэлл и рядом — остров Вильяме.
Весьма интересным представляется также и то, что, когда адмирал Бэрд закончил свое «лечение» в доме умалишенных, он сразу же… получил предложение стать почетным участником и консультантом всех будущих американских экспедиций в Антарктику.
Уже после смерти Бэрда, последовавшей 31 июля 1956 года, была опубликована часть записей из его походных дневников. В результате достоянием общественности стало то, что погибшая в «Высоком прыжке» группа американских рейдеров (из состава специального батальона морской пехоты) была сначала рассеяна пушечным огнем немецких реактивных истребителей Ме-262 «Швальбе». Затем немногие уцелевшие были добиты группой лыжников… в желто-коричневом камуфляже, из-под которого выглядывали черные петлицы со сдвоенными руническими «молниями». Лишь нескольким американским спецназовцам удалось тогда выбраться из горного ущелья, ставшего для рейдеров смертельной ловушкой,
Как в этом горном ущелье Антарктиды оказались немецкие лыжники из спецподразделения СС и откуда там могли взяться реактивные истребители «Швабле» у которые были приняты на вооружение Третьего рейха только в конце войны, ответить невозможно!
Кроме того, среди личных бумаг Бэрда была найдена весьма странная, но уникальная фотография, явно сделанная из космоса, якобы полученная американским адмиралом от антарктов как дар еще в 1947 году.
Впервые эта фотография была опубликована в 1956 году, но до 2007 года оставалась неразрешенной загадкой (см, рис. 1, приложение).
Только в нынешнем году группа российских ученых (В. Злобин, Е. Боровков, В. Коваленок, Л. Кизим и А. Ардебарский) дала объяснение существованию таинственного темного пятна, которое обусловлено поглощением фотонов видимого света вихревыми потоками особых частиц, испускаемых ядром Земли. Частицы гасят фотоны, и на фотографии проявляется эффект затемнения.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что такую фотографию земного шара, с темным пятном в районе Северного полюса, можно получить только из космоса. Но она была передана Ричарду Бэрду еще за 10 лет до того, как человечество вывело на космическую орбиту свой первый спутник Земли!
Выходит, антаркты нарочно заявили о себе и своих возможностях уже при первой встрече с землянами!
Привязка пятна к Северному полюсу представлена на втором рисунке (см. рис. 2, приложение). Размер пятна, которое имеет 805–838 километра в диаметре, удивительным образом соответствует
диаметру ядра Земли — 803 километра. Более подробно с описанием этого космического феномена можно ознакомиться в статье упомянутых выше авторов «Пятно информации в районе Северного полюса?», опубликованной в Санкт-Петербурге на страницах журнала «Международная академия» в № 22 за 2007 год.
Однако рассказ об антарктических экспедициях адмирала Бэрда и его встречах с таинственными жителями Антарктиды выходит за рамки нашей книги.
Поэтому мы вернемся на просторы российского Заполярья и максимально подробно расскажем об арктических районах тогда еще Советского Союза» куда в предвоенное время и в годы Великой Отечественной войны достаточно глубоко проникли летчики, моряки и полярники Третьего рейха. Возможно, что это описание наконец-то привлечет внимание наших государственных структур и подвигнет их к раскрытию тех давних тайн.
Итак, начнем! Но сначала немного истории. Вспомним, как все это начиналось.
ПОИСКИ ГЕРМАНИЕЙ СВОБОДНОГО ВЫХОДА В ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН
С первых дней образования имперская Германия оказалась в окружении потенциальных противников: на западе — Франция, на юге — Австрия, на востоке — Россия. Только на севере ее берега были свободны и открыты водам Балтийского и Северного морей. Но и здесь на пути немецких кораблей и судов, пытавшихся пройти в открытый океан, вставали корабли Королевских ВМС Великобритании.
Хуже всего дела обстояли в случае ввязывания Германии в войну на два фронта—она тут же попадала в плотную блокаду, так как у немецкого флота было немного шансов успешно миновать Британские острова и Северный проход в районе Северного моря между Шетландскими островами и побережьем Норвегии. В узком проливе Ла-Манша вероятность такого прорыва вообще была близка к нулю.
Без сомнения, все это: голод в стране, крах германской промышленности, разгром армии и флота, национальная катастрофа — было хорошо знакомо немцам еще с 1918 года.
Но и островная Великобритания, не меньше, чем Германия, зависела от заморских поставок стратегического сырья, зерна и продовольствия. При этом вся английская морская торговля была замкнута только на самых крупных портах Британских островов: Лондоне, Саутгемптоне, Холле, Глазго, Ливерпуле и Манчестере.
Три первых, обеспечивая треть внешней торговли страны и четверть ее каботажа» располагались на побережье Северного моря и пролива Ла-Манш и находились под постоянной угрозой ударов самолетов люфтваффе и сил Кригсмарине. Оставшиеся три располагались на западе Великобритании.
Появление здесь немецких кораблей было возможно только в случае удачного форсирования незримой (и хорошо охраняемой) линии Скапа-Флоу—Берген либо после прорыва через пролив Ла-Манш. В случае если бы такой прорыв удался, гордому Альбиону стало бы весьма туго.
Франция также получала большую часть своего импорта и военных поставок через порты Атлантического побережья, которые (с точки зрения экономики) также превращали ее как бы в остров,
Нет ничего удивительного, что Германия, Великобритания и Франция как извечные соперники, пока молчали пушки, всегда активно готовились к новой войне в Атлантике. И особенно — проигравшие Первую мировую войну немцы.
Для начала они установили мощную артиллерию и дизельные двигатели на небольшие корпуса разрешенных «версальских» броненосцев. Так родились знаменитые германские «карманные» линкоры. Далее сначала нелегально, а с 1935 года уже легально нацисты приступили к строительству самых настоящих линкоров (типа «Гнейзенау» и \"Бисмарк\").
И к концу 30-х годов XX века главное командование Кригсмарине (Obercommando der Marine, или просто ОКМ) получило от немецких судостроителей два новейших линейных корабля и три «карманных» линкора, семь крейсеров, более 20 эскадренных миноносцев и почти 60 подводных лодок. Кроме них на германских верфях были заложены два суперлинкора типа «Бисмарк» и авианосец «Граф Цеппелин».
Правда, даже с таким флотом, у военных моряков Третьего рейха было мало шансов одержать победу над Королевским ВМФ Великобритании и уж тем более над объединенным англо-французским флотом (в случае военного союза Англии и Франции). Однако появилась реальная возможность нанести противнику серьезный урон в Южной Атлантике и на Тихом океане. Проще говоря, успешно вести крейсерскую (рейдерскую) войну.
Слова «крейсер» и «рейдер» известны морякам всего мира. Так издавна (вероятно, еще с XVI века) называли разные боевые корабли, самостоятельно действующие на морских коммуникациях противника. Скорее всего, они произошли от голландского слова «крейц» («крест») и английского «рейдер» («налетающий»). В те годы практически на каждом торговом судне и его экипаже встретившем морских корсаров и не сумевшем от них сразу же оторваться можно было уверенно ставить крест.
История океанского рейдерства Германии начинается в конце XIX века.
Самым первым о самостоятельных действиях германских рейдеров в удаленных уголках Мирового океана заговорил в 1898 году офицер-сигнальщик броненосца «Дойчланд», младший лейтенант Эрих Редер.
В те дни броненосец «Дойчланд», где Редер проходил службу, в составе крейсерской эскадры контр-адмирала принца Генриха Прусского (или, как его называли, принца-моряка) пришел на Тихий океан и вошел в группировку германских кораблей-стационеров в Китае.
Здесь принц Генрих Прусский провел с офицерами Дальневосточной эскадры несколько штабных зрений на случай» если его корабли в тихоокеанских водах вдруг будут застигнуты нежданной войной с англичанами.
Во время проведения одной из тактических игр Эрих Редер предложил с началом войны собрать всех германских стационеров у Марианских островов, а затем всем поодиночке «растаять» на тихоокеанских просторах, нанося врагу смертельные удары из засад.
Идея молодого офицера понравилась принцу-моряку, была им во всем поддержана и внимательно изучена всеми офицерами эскадры,
И совсем не случайно через 15 лет именно так стали действовать крейсеры графа Максимилиана фон Шпее, а еще через четверть века — сразу несколько «волн» рейдеров, правда, уже гросс-адмирала Эриха Редера.
Даже проиграв Первую мировую войну, имперские моряки получили богатейший опыт крейсерских действий на Тихом океане и в Южной Атлантике.
Более того, имперские адмиралы Отто Гросс и Вольфганг Вегенер, а также будущий гросс-адмирал Кригсмарине Эрих Редер просчитали возможность победы рейха в будущей войне на море даже в случае отсутствия у Германии столь же сильного военного флота, как британские ВМС. И главная идея этих расчетов заключалась в том, что если враг — это островная Англия, то зачем топить ее линкоры?
Этих бронированных гигантов можно просто оставить без топлива. Ведь на Британских островах нет собственных запасов нефти: ее везут через океаны сотни танкеров. Захвати английский танкерный флот (а сумевших выйти за пределы германской блокады потопи или запри в иностранных портах), и английские линкоры будут мертво стоять у родных причалов, А торговый флот Британского союза в различных районах Мирового океана просто станет лакомой добычей для германских рейдеров.
Однако позорный «Версаль» продолжал постоянно напоминать о себе. И в конце концов он заставил кораблестроителей нового рейха найти революционное решение. Так родились германские легкие крейсеры типа «Кенигсберг».
Особенность «кенигсбергов» состояла в том, что без увеличения разрешенного «версальского» водоизмещения (только за счет использования корабельных дизелей) дальность плавания океанских разбойников была значительно увеличена. Следующим шагом стала установка корабельных дизелей и на «карманные» линкоры типа «Дойчланд», которые тут же превратились в уникальные корабли.
В те годы «карманные» линкоры превосходили по скорости хода все линкоры, имевшиеся у противников нового рейха (за исключением трех английских линейных крейсеров, встречи с которыми немцы всячески избегали), а по вооружению были сильнее всех вражеских крейсеров и лидеров эсминцев.
Главный двигатель «карманных» линкоров состоял из восьми дизелей и позволял им в короткое время не только догнать любое торговое судно, но и оторваться от более сильного противника. И главное — наличие легкой брони не только увеличивало скорость хода рейдеров, но и позволяло иметь на борту повышенный запас топлива, что, в свою очередь, обеспечивало «дойчландам» огромную по тем временам дальность плавания — до 18 тысяч миль.
Построенные на верфях Германии вслед за «карманными» линкорами линейные корабли «Шарн-горст» и «Гнейзенау» в качестве главных двигателей получили высокотемпературные паровые турбины, но резервными двигателями были оставлены.-, все те же корабельные дизели.
И Вегенер, и Редер были твердо уверены, что в будущем Кригсмарине сможет вести успешную борьбу в Мировом океане с Королевскими ВМС. Правда, для этого из шести линкоров типа «Бисмарк», четырех авианосцев типа «Граф Цеппелин» и 12 «дойчландов» придется создать несколько рейдерских эскадр.
Однако отсутствие в распоряжении нацистских кораблестроителей необходимого количества мощных корабельных дизелей и раннее начало новой мировой войны не позволили даже частично реализовать этот замысел.
Но самый жесткий удар «океанские разбойники» Гитлера получили совсем с другой стороны, когда оказалось, что топливо с захваченных транспортных танкеров Британского союза не подходит к двигателям германских крейсеров. Таким образом, по топливу реальная автономность боевой деятельности рейдера сразу же сокращалась до 2–3 недель. Затем «разбойнику» было нужно либо возвращаться в базу (вдоль побережья Британских островов), либо искать топливо где-то поблизости, Но до начала Второй мировой войны об этой проблеме так никто и не задумался.
Вопросы обеспечения топливом немецких кораблей СТ051ЛИ столь остро, что ОКМ пришлось экстренно заказывать проектирование и строительство специальных танкеров типа Trossschiff (комбинированный нефтевоз и судно снабжения).
И все же в основном в успешности ведения рейдерской войны гросс-адмирал Эрих Редер не ошибся. По крайней мере, в первые годы Второй мировой войны. Действительно, используя полученный ранее опыт ведения рейдерских операций в Тихом океане и Южной Атлантике, он сумел организовать на основных океанских коммуникациях противников Третьего рейха активные действия сразу нескольких групп нацистских рейдеров,
Однако тут же у главнокомандующего нацистским военным флотом появилась новая проблема, которая была связана с тем, что уже осенью 1939 года кораблям Кригсмарине понадобился свободный выход за пределы Северного моря и пролива Ла-Манш, а еще лучше — заграничные военно-морские базы. Однако ни первого, ни второго у немецких моряков в тот момент не оказалось. И в срочном порядке им пришлось искать союзника, который бы реально помог Кригсмарине свободно выводить германские корабли и суда на просторы Атлантического океана и далее. Таким союзником для Третьего рейха стал Советский Союз.
Сразу же оговоримся — в нашей книге не будет всестороннего рассмотрения предвоенных советско-германских отношений. Мы коснемся лишь морской «составляющей» этих взаимоотношений, которые непосредственно касаются арктических тайн Третьего рейха.
Как известно, в августе-сентябре 1939 года между СССР и Германией были подписаны торгово-кредитное соглашение в Берлине (19 августа 1939 года), Договор о ненападении и секретный протокол (23 августа 1939 года), и Договор о дружбе и границе (28 сентября 1939 года).
В те годы практика заключения секретных соглашений Германии с СССР была уже не нова. Она была хорошо отработана еще двадцатью годами ранее, когда, согласно Версальскому мирному договору, Германии запрещалось иметь собственную армию и военный флот. Однако уже в 1922 году немцы весьма ловко обошли этот запрет. Так, в соответствии с советско-германским договором, подписанным 16 апреля 1922 года в итальянском городке Рапалло, будущих офицеров для Вермахта и Люфтваффе начали готовить в совместных советско-немецких учебных центрах. Таковыми, например, были: танковая школа «Кама» в Казани, авиашкола в Липецке, участие немецких военных химиков в работе на секретном испытательном химическом полигоне «Томка» недалеко от Саратова.
Более того, договоренности 1939 года укрепили веру Гитлера в реальность прорыва морской блокады и в возможность нанесения серьезного урона экономике Британских островов.
Но главное — нацисты получили свободный вы ход в Мировой океан по Северному морскому пути (накоротко соединяющему Атлантический и Тихий океаны), который позволял надежно обеспечить промышленность рейха рудой, лесоматериалами, целлюлозой из Советского Союза и различным стратегическим сырьем из стран южных морей.
Даже с началом войны с СССР германский ОКМ не отказался от мысли об использовании Севморпути для перехода немецких судов на Тихий океан, так как считал, что:
Кригсмарине и Люфтваффе должны постоянно и всемерно воздействовать на силы Северного ВМФ и Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) в морях Арктики, что позволит немецко-японским торговым судам без помех ходить из Германии к Японским островам и обратно.
На первый взгляд это представляется весьма опрометчивым пренебрежением к возможностям ВМС Северного флота, да еще при движении судов в глубоком военном тылу СССР. Однако нацисты отлично знали, что делали, И чтобы полнее представить истоки подобной их самоуверенности в советской Арктике, вернемся в лето 1931 года, когда на германском дирижабле «Граф Цеппелин» сюда прилетела международная научная экспедиция. Итак…
СТО ТРИДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ЧАСА ПОЛЕТА ДИРИЖАБЛЯ \"ГРАФ ЦЕППЕЛИН\"
Однако прежде всего надо указать на то, что Германия всегда обстоятельно изучала Арктику. Начало этого интереса может быть отнесено к 1895 году, когда в Лондоне состоялся VI Международный географический конгресс, где всем географам мира было рекомендовано больше внимания уделять изучению Антарктиды и Арктики.
Следуя этому предложению, наиболее развитые страны мира уже в первые годы нового столетия послали свои экспедиции в Антарктиду. Но еще большее число исследовательских судов утло в Северный Ледовитый океан. Очень скоро и новорожденная имперская Германия превратилась в одну из самых активных исполнительниц рекомендаций лондонского конгресса, особенно в части изучения Арктики. Так, если с 1900 по 1945 год в мире было опубликовано 1214 научных статей об Арктике, то 921 из них принадлежала перу немецких исследователей. Но особое место в изучении немцами Арктики, конечно же, занимает широко известный в 30-е годы прошлого столетия арктический полет дирижабля «Граф Цеппелин», который был забыт сразу же с началом Великой Отечественной войны. И не расскажи о нем бывший радист экспедиции Эрнст Кренкель в своей книге «RAEM — мои позывные», советские читатели, вероятно, и понятия не имели бы об этом историческом событии.
В изучении советского сектора Арктики значительную роль также сыграли советско-германские исследования Баренцева и Карского морей в 1927 году и совместная научная работа во время II Международного полярного года (1932–1933). Правда, историки долгие годы почему-то старались не вспоминать об активном участии немецких ученых в этих изысканиях.
Не удивительно, что подробный анализ этих скорее разведывательных, чем научных, исследований еще ждет своего часа. Это очень обширный и, безусловно, интереснейший материал. Но здесь мы попытаемся описать только один эпизод, который имеет прямое отношение к теме этой книги.
Решение о проведении научного полета в Арктику на дирижабле было принято на II Международном конгрессе общества «Аэроарктик», который проходил в Ленинграде в 1928 году.
В тот период возглавлял это общество знаменитый полярный путешественник и искренний сторонник научного исследования арктических пустынь Фритьоф Нансен-
Здесь также вполне уместно вспомнить, что дирижаблестроением в СССР в те годы занимался Осоавиахим — организация по своей структуре и обязанностям несколько странная.
{5} Кроме того, Страна Советов не имела в своем распоряжении ни одного достаточно современного дирижабля, а изучение Арктики уже становилось актуальным.
Поэтому участие СССР в международном проекте, да еще на одном из современнейших дирижаблей Германии, было весьма заманчивым и достаточно престижным. Кроме того, появление немецких дирижаблей в воздушном пространстве Страны Советов становилось уже привычным. Так, например, дирижабль LZ-127 впервые появился в советской Арктике еще в августе 1929 года, когда совершал свой знаменитый 20-суточный кругосветный перелет. Известно также о перелете в Токио, который проходил над территорией СССР. Наверное, были и другие полеты, о которых мы пока просто не знаем.
Двадцать шестого марта 1930 года о подготовке этой арктической экспедиции газета «Полярная правда» писала:
…Вблизи Ленинграда будет сооружена причальная мачта для «Цеппелина», а также построено хранилище для горючего и ремонтные мастерские, В перелете будут участвовать советские ученые. Советские радиостанции, расположенные на севере страны, будут поддерживать с «Цеппелином» непрерывную связь…
Однако случилось так, что еще в 1930 году международное общество «Аэроарктик» вместо норвежца Ф. Нансена возглавил специалист по воздухоплаванию немецкий полковник Вальтер Брунс. Как бы в продолжение реализации научных планов Ф. Нансена и претворения решений II Международного конгресса общества он спланировал полет немецкого дирижабля почему-то только над советским сектором Арктики! Для проведения этих исследований В. Брунс предложил использовать уже указанный выше LZ-127 как самый новейший (построен в 1927 году) и надежнейший дирижабль Германии, что наглядно иллюстрируется его ТТД:
Длина дирижабля «Граф Цеппелин» составляла 236,6 метра, ширина — 30,5 метра и высота — 35,5 метра. Пять двигателей дирижабля типа «Майбах» позволяли доставлять 40 тонн груза (либо 20 пассажиров и 15 тонн почты или иных грузов) на расстояние в 14 тысяч километров с крейсерской скоростью 117 километров в час.
Три германских радиста одновременно на трех приемниках были готовы круглосуточно принимать длиннейшие метеорологические сводки от всех главнейших радиостанций мира. Состав участников экспедиции, план ее проведения и маршрут были предложены В, Бруксом и согласованы советским руководством. Руководителем полета был назначен доктор Гуго Эккенер, а научным руководителем экспедиции — профессор Рудольф Самойлович. В составе экипажа дирижабля находились 15 ученых из различных стран, в том числе 3 американца, 1 швед, 1 швейцарец и 6 немцев. Кроме Р. Самойловича, на борту были и советские представители: профессор-аэролог Павел Молчанов, инженер — дирижаблестроитель Федор Ассберг и радист Эрнст Кренкель.
Вместе со штатным составом экипажа в советскую Арктику полетел немецкий журналист Виганд, специально приглашенный полковником Вальтером Брунсом. Кроме того, руководитель полета доктор Эккенер включил в команду корабля сверх штата еще 4 человека. Кто были эти «воздухоплаватели» до сих пор выяснить не удалось.
Здесь представляется также интересным добавить те характеристики, которые дал Э. Кренкель некоторым членам экипажа. Так, например, о докторе Г. Эккенере он писал: «Он носит гражданский костюм, но, наверное, является офицером». Кстати, в составе команды «Цеппелина» был сын Эккенера, которого Э. Кренкель охарактеризовал как человека «чисто армейского облика». Можно также уточнить, что вторым радистом на LZ-127 был не Рольф Клюге, как это указано в некоторых публикациях об этом полете.
Действительно, о своих коллегах-радистах Э. Кренкель писал, что старшим радистом был Думке, а вторым — Лео Фрейнд. Кроме того, в книге Э. Кренкеля «РАЕМ — мои позывные» указано, что на борту «Графа Цеппелина» находился один пассажир. Это был известный американский мульти — миллионер Линкольн Элеворт, который за участие в этом полете заплатил 5 тысяч долларов США, т. е, сумму по тем временам огромнейшую!
{6}
Планы экспедиций предполагали проверку технических возможностей использования дирижаблей в высокоширотной Арктике и проведение разнообразных исследований по маршруту полета. Кроме того, планировалось совершить длительную остановку на острове Домашнем (у берегов Северной Земли), где уже в течение года в тяжелых ледовых условиях работала советская научная экспедиция под руководством Георгия Ушакова. А далее «Граф Цеппелин» должен был осмотреть районы вдоль Северо-Восточного побережья Сибири до Новосибирских островов включительно.
На обратном пути, во время посадки в Ленинграде, планировалось выгрузить полученные во время полета научные материалы, а затем принять на борт дирижабля советских стажеров-воздухоплавателей,
Планировалось также провести детальную аэрофотосъемку малоисследованных арктических островов и архипелагов. Специально для этого на борту дирижабля была установлена новейшая цейссовская кино- и фотоаппаратура. Вот как об этом писал Рудольф Самойлович:
Мы хотели применить самый усовершенствованный способ для производства геодезической съемки с воздуха. Наш корабль был снабжен соответствующими аппаратами. Один аппарат снимал вертикально, другой — под углом в 20 градусов, Таким образом, мы получали очертания берега и всего района, прилежащего к нему.
Однако о реальных возможностях бортовой фото- и киноаппаратуры советским ученым узнать так и не удалось, так как все полученные в полете фотоматериалы были якобы засвечены в Германии.
Первую и единственную посадку на советской земле \"Гpaф Цеппелин\" совершил 25 июля 1931 года на Комендантском аэродроме Ленинграда, где были пополнены запасы водорода, глизентина (незамерзающего балласта) и питьевой воды.
Надо особо отметить, что встреча LZ-127 в Ленинграде проходила в исключительно торжественной обстановке. На этой встрече присутствовал посол Германии в СССР фон Дирксен, президент АН СССР академик А. П. Карпинский, О, Л- Шмидт и другие официальные лица.
Вылетев из Ленинграда, дирижабль пролетел над Карелией и Архангельском, над Белым и Баренцевым морями и направился к Земле Франца-Иосифа. В одном из заливов архипелага — бухте Тихой — «Граф Цеппелин» совершил короткое приводнение для встречи с пассажирами ледокольного парохода «Малыгин», в том числе и со знаменитым арктическим исследователем из Италии генералом Умберто Нобиле. Среди желающих увидеть в Арктике «Цеппелин» был еще один «странный» пассажир, которого Э. Кренкель охарактеризовал как «известную в те годы своими причудами американского миллионершу миссис Вайс.
Кроме того, в этой встрече судьба приготовила еще один сюрприз. Дело в том, что главным «почтальоном» на «Малыгине» в должности начальника специального международного почтового отделения был Иван Дмитриевич Папанин. Да-да, тот самый Папанин, который уже через несколько лет станет главным полярником Советского Союза и в 1940 году попытается вернуть из Восточно-Сибирского моря нацистский рейдер «Комет». Впрочем, об этом позднее. К сожалению, встреча была весьма краткосрочной (не более 15 минут), так как в акватории бухты стали появляться мощные льдины, которые могли повредить корпус дирижабля.
Как уже было указано ранее, маршрут полета дирижабля в советской Арктике разработали и согласовали с советской стороной В. Брунс и Г. Эккенер. Он был весьма любопытен сам по себе: архипелаг Земля Франца-Иосифа—архипелаг Северная Земля— остров Вардропер—остров Диксон—северная оконечность архипелага Новая Земля—остров Колгуев.
Начиная от островов Земли Франца-Иосифа, полетом формально руководил Р. Самойлович, который, как ученый широкого профиля, стремился использовать любую, даже малейшую возможность для проведения научных исследований. В первую очередь он хотел, чтобы в поле зрения экспедиции попало как можно больше малоисследованных районов советской Арктики.
Как выяснилось позднее, к этому же, но совершенно по иной причине стремились и немецкие ученые.
Доктор Эккенер и его пилоты охотно выполняли все требования Самойловича, и дирижабль, то и дело меняя свой курс, неспешно летел над самыми удаленными уголками советской Арктики, периодически зависая над наиболее интересными районами.
Настоящей сенсацией для исследователей стало то, что между двумя островами архипелага Северная Земля (Октябрьской Революции и Большевик) находится не заливШокальского, а широкий пролив.
Вообще же, в те дни было выполнено множество ценнейших научных исследований. Фактически всего за трое суток полета была получена фундаментальная основа для составления точных географических карт труднодоступных арктических районов. По своему объему проведенная научная работа была колоссальной. Действительно, как считают специалисты, обычные путешественники и мореплаватели потратили бы на се выполнение годы, а может, и десятилетия. Но и в этом случае они нанесли бы на арктическую карту лишь отдельные штрихи из того, что было показано в Арктике Р, Самойловичем и удалось запечатлеть на кино- и фотопленку аэронавтам Эккенера. Кстати, все это весьма пригодилось в годы войны морякам Кригсмарине и летчикам Люфтваффе.
Кроме того, во время экспедиции произошло событие мировой значимости. Во время полета над Северной Землей, Новой Землей и Белым морем были проведены запуски радиозондов (изобретенных профессором П. Молчановым), которые позволили измерить в свободной атмосфере давление, температуру и влажность воздуха. При этом на «базу», то есть на борт дирижабля, где была установлена специальная приемная радиоаппаратура, поступили сведения о метеорологическом режиме стратосферы. Впервые в истории мировой метеорологии в короткое время была прозондирована полярная стратосфера в нескольких достаточно удаленных друг от друга арктических районах. Кроме тех уникальнейших исследований, которые проводились во время полета и которые злая судьба Третьего рейха явно занесла в разряд шпионских, было сделано еще одно интереснейшее открытие, явно имеюш;ее отношение и к нашему сегодняшнему времени сплошных экологических проблем.
Вот как этот эксперимент был описан Э. Кренкелем:
Немецкий профессор Вайкман изучал загрязненность воздуха. Результаты замеров на разных участках трассы оказались любопытными: в одном кубическом сантиметре воздуха, взятом над Ленинградом, оказалось 52 тысячи пылинок, над Архангельском — 26 тысяч, а над Северной Землей их число сократилось до 200–300. Если напомнить, что в Ялте, куда вывозили тогда туберкулезных больных, число пылинок составляло 4 тысячи в кубическом сантиметре, то чистота арктического воздуха не могла не производить впечатление.
Все это, бесспорно, подтверждает, что научное значение полета было действительно бесценным.
Но в истории полета были «белые пятна»,
Так, сразу же после ухода дирижабля в сторону архипелага Северная Земля с путешественниками была неожиданно потеряна любая радиосвязь. И это при наличии на борту самой современной радиоаппаратуры! По какому маршруту в те часы они летали, осталось неизвестным!
Кроме того, выяснилось, что над островом Домашний «Граф Цеппелин» вообще не появился. А ведь зимовщики Георгия Ушакова ждали появление дирижабля с понятным нетерпением. Тем более что это посещение было предусмотрено в плане полета, согласованном советской стороной, так как в программу входило взятие на борт LZ-127 геолога Урванцева и доставка его в Ленинград, Впрочем, ведь наиболее вероятно то, что Эккенер вообще не собирался делать посадку в Ленинграде!
Объясняя изменение плана полета, доктор Эккенер сослался на то, что небо над северо-западной частью архипелага было затянуто тяжелыми облаками и густым туманом.
Меж тем Р. Самойлович в своем рассказе о полете, приведенном на страницах советской печати (в 1931 году), прямо ссылается только на полную потерю радиосвязи, а вовсе не на плохую погоду:
Мы приближались к островам Каменева, где находится наша радиостанция, К великому сожалению, нам не пришлось войти с ними в радиосвязь по неизвестным причинам. Мы вызывали их еще с Земли Франца-Иосифа, затем с Северной Земли, но, вероятно, из-за шума мотора мы не могли нашим приемником принять их ответ. Во всяком случае, ответа не было.
Нам ничего не оставалось, как лететь дальше, так как воздушный корабль не мог дольше здесь оставаться.
Здесь сразу же возникает как минимум два вопроса. Почему дирижабль не мог остаться в этом районе? Ведь запасы топлива совершенно не лимитировали время полета! И еще, имея на борту архисовременнейшую по тем временам радиоаппаратуру, потерять (или не восстановить) связь с объектом, находящимся рядом, весьма неправдоподобно!
Сто тридцать четыре часа продолжался весь полет «Графа Цеппелина», сто шестнадцать часов из них — над советской Арктикой. Дирижабль пролетел почти 13 тысяч километров (вместо планируемых 10 500 километров) и напрямик (без посадки в Ленинграде), в нарушение всех первоначальных договоренностей, вернулся в Германию.
А ведь перед началом экспедиции было особо оговорено, что при возвращении дирижабля из Арктики должна была обязательно состояться повторная посадка на Комендантском аэродроме.
Доктор Эккенер отказался от посадки в Ленинграде из-за того, что якобы получил неблагоприятную метеосводку.
Сегодня правдивость получения такого метеопрогноза вызывает определенные сомнения. Однако, если исходить из того, что решение о том, чтобы не передавать советской стороне уникальнейшие киноматериалы и дать фото-документы, полученные в процессе проведения этой экспедиции, было принято заранее, то радиограмма, переданная Эккенером советскому правительству с борта дирижабля, находившегося в воздушном пространстве над Ленинградом, вызывает некоторое чувство брезгливости.
Вот полный текст этой радиограммы:
СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, КРЕМЛЬ, МОСКВА
Возвращаясь из полета в Арктику и покидая страну, оказавшую нам столь ценное содействие, я не хотел бы упустить случай принести свою сердечную благодарность и одновременно выразить свое живейшее удовлетворение по поводу того, что первая совместная работа русской и немецкой науки в деле исследования Арктики дала прекрасные результаты. К моему глубокому сожалению, при господствующем порывистом ветре и неустойчивой погоде было небезопасно спуститься в Ленинграде. Нам удалось, однако, приветствовать город, описав над ним несколько кругов. Эккенер.
Тем более что буквально через несколько дней после возвращения LZ-127 в Берлин советской стороне были официально принесены извинения за непрофессионализм некоего техника, сумевшего одновременно(?) засветить все кино- и фотопленки, доставленные из районов арктических архипелагов и полуострова Таймыр.
Поэтому нам достались лишь весьма скудные сведения, сохранившиеся в рабочих дневниках Ф. Ассберга и П. Молчанова да в короткой итоговой записке о полете, которую Р. Самойловичу вместе с личной почтой удалось сбросить 30 июля во время пролета над Ленинградом. В этой записке он писал:
В ранее открытых местностях выявлены изменения поверхности, Работа с шарами-радиозондами системы профессора Молчанова дала результаты мирового значения, важные для суперавиации, суперартиллерии и астрофизики. Открыто несколько новых островов у берегов северо-восточного побережья Сибири и Земли Ленина. Сделан ряд открытий в области геофизики.
Анализируя результаты проведенных исследований, профессор Самойлович сделал весьма любопытный вывод, что для дальнейшего охвата регулярными наблюдениями, ледовой разведкой и аэрофотосъемкой всех районов Ледовитого океана науке будут нужны опорные пункты с причальными мачтами, запасами водорода, снаряжения и продовольствия: на Земле Франца-Иосифа, в устьях рек Енисей, Лена и на Аляске.
Как будет видно из дальнейшего рассказа, за исключением последнего пункта, замыслы советского профессора были полностью воплощены в жизнь подчиненными… рейхсмаршала Германа Геринга, а также гросс-адмиралов Эриха Редера и Карла Денница. Но уже не для проведения научных изысканий!
Только после окончания Великой Отечественной войны мы узнали, что «утраченные» кино- и фотопленки, отснятые во время полета «Графа Цеппелина», нашлись сразу же после прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера. А один из главных военно-морских теоретиков Третьего рейха — П. Эберт, используя эти данные, даже выделил советскую Арктику в важнейший для новой Германии морской район. При этом особо важными были обозначены: архипелаги Земля Франца-Иосифа, Северная Земля Норденшельда, шхеры Минина, остров Колгуев и районы, прилегающие к острову Диксон.
Вообще, в довоенный период немецкие ученые (но наиболее вероятно, что военные разведчики) интенсивно изучали советский сектор Арктики. Более того, советское руководство, на навстречу пожеланиям германской стороны в вопросе (Хотя бы частичного восстановления утраченных научных материалов», разрешило немецким «исследователям» провести сразу несколько научных арктических экспедиций (в том числе и на борту советских судов). Так, например, уже летом 1932 года советский ледокольный пароход «Малыгин» дважды приходил из Архангельска к Земле Франца-Иосифа, Сначала для высадки в бухту Тихая смены наших полярников во главе с И. Папаниным. В составе этой экспедиции был ученый из Германий Иоахим Шольц, который работал там во время II Международного полярного года.
Затем на архипелаг прибыл сам секретарь международного общества «Аэроарктик» — вышеупомянутый профессор Вальтер Вруне со специальным заданием по исследованию условий посадки дирижаблей на арктические острова.
Этим же рейсом, но уже на Новую Землю была доставлена совместная советско-немецкая экспедиция, проводившая научные исследования с помощью взрывных источников в рамках программы II Международного полярного года,
В 1937 году на пароходе «Вологда» заливы и губы Новой Земли посетили участники 17-го Международного геологического конгресса, среди которых было 17 иностранцев. Во время этого рейса иностранные ученые получили возможность подробно ознакомиться на Новой Земле с проливом Маточкин Шар, заливами Благополучия и Русская Гавань, губами Черная и Белушья, Малые Кармакулы, Архангельская и Митюшиха, а также с организацией метеонаблюдений на полярной станции «Мыс Желания».
В те же годы (во время летних навигаций 1933–1937 годов) в порты Оби и Енисея стали ежегодно приходить германские торговые суда, а в Баренцевом море появились немецкие рыбаки якобы для их охраны, хотя до сих пор не ясно, от кого(?), в 1936 году сюда же пришел крейсер «Кенигсберг», а через год — с той же целью крейсер «Кельн»,
Нет сомнения в том, что многих из этих «ученых» и «рыбаков» их советские коллеги встретят через несколько лет в Баренцевом и Карском морях. Но на этот раз они будут одеты в ветрозащитные двубортные куртки горных стрелков или прорезиненные плащи военных моряков Кригсмарине.
Чаще всего немецкие исследования в нашей Арктике проходили без каких-либо затруднений со стороны компетентных органов Страны Советов, Лишь однажды, в апреле 1940 года, произошло что-то необычное — советские пограничники у губы Порчниха задержали сразу 5 немецких траулеров. Однако каких-либо подробностей этого инцидента и его последствий в доступных архивах найти так и не удалось.
Как показал печальный опыт Второй мировой войны, а также прошедшие с той поры десятилетия, 116 часов полета германского дирижабля оказались полезными для немецких «ученых» не столько для повышения научного потенциала в области развития фундаментальных знаний об Арктике, сколько для закладки фундамента в основы арктических секретов Третьего рейха, многие из которых не раскрыты и поныне.
Меж тем постоянное присутствие советских коллег на борту дирижабля «Граф Цеппелин» и на судах различных научных экспедиций порой серьезно мешало работе нацистских «исследователей» по детальному изучению арктических берегов и архипелагов советского сектора Арктики.
А разведчикам Кригсмарине были нужны подробные сведения о Северном морском пути, в те годы абсолютно недоступном для иностранных судов. И они нашли выход.
По просьбе руководства Третьего рейха был официально организован и разрешен арктический переход на Тихий океан океанского рейдера «Комет».
Правда, это уже другая история о нашей недальновидности в преддверии Великой Отечественной войны и хитростях спецслужб фашистской Германии.
ПЛАВАНИЕ РЕЙДЕРА «КОМЕТ» ПО СЕВМОРПУТИ
Итак, в ноябре 1940 года на Тихом океане появляется беспощадный охотник за транспортами стран Британского союза немецкий вспомогательный крейсер (рейдер) «Комет», который вместе с перешедшим в Тихий океан «южным» путем вспомогательным крейсером «Пингвин» в короткое время потопил в тихоокеанских водах 16 транспортов, захватил голландский транспорт «Триона» с грузом натурального каучука, артиллерийским огнем уничтожил нефтехранилища и фосфатный завод на удаленном острове Науру и натворили много других бед.
В 90-е годы прошлого века о действиях нацистских рейдеров по плану «Фалль Грюн» («Зеленый случай»), было написано достаточно много. Поэтому вновь подробно рассказывать о том, что творил «Комет» в Тихом океане, нет смысла. Но если рассматривать эту историю, так сказать, с самого начала, то можно указать, что еще на совещаниях 30 декабря 1939 года и 2 января 1940 года Главком ВМФ Германии гросс-адмирал Эрих Редер доложил Гитлеру о необходимости во имя спасения 35 немецких судов, застрявших в портах стран Юго-Восточной Азии, использовать Севморпуть, абсолютно в то время закрытый для плавания иностранных судов.
Далее получилось так, что основной частью выполнения плана «Зеленый случай» была признана необходимость прохода в летнюю навигацию 1940 года по Севморпути от Мурманска до Берингова пролива какого-нибудь немецкого рейдера.
Ответственность за успешное выполнение этой части плана возлагалась на опытного разведчика вермахта фон Баумбаха, который в тот период был военным атташе германского посольства в Москве.
Но описывать деятельность этого матерого разведчика в СССР не входит в план нашей книга, хотя мы еще будем частично касаться его деятельности,
А вот о проходе рейдера «Комет» по Севморпути и роли его командира в подготовке создания нескольких секретных баз, обеспечивших в годы войны активные действия подводных лодок Кригсмарине и самолетов Люфтваффе в нашем глубоком арктическом тылу, стоит рассказать особо, но начнем мы почти с лирического вступления.
Июльское солнце 1940 года едва согревало вершины скал Новой Земли и глянцевую гладь Гусиной банки, по которой в сторону Горла Белого моря неспешно шел рыболовецкий траулер РТ-312 «Абрек».
Стоящий на капитанской вахте старпом Валентин Дартау привычно осматривал пустынное море. Неожиданно его глаза наткнулись на серый силуэт двухмачтового судна, быстро поднимающийся из-за горизонта.
Незнакомец, хищно прижавшись к морскому «зеркалу», словно ножом резал Баренцево море. Уже через полчаса силуэт превратился в загадочное судно без национального флага. Новые полчаса, и встретившиеся суда разошлись. Когда солнце осветило надпись на корме странного судна Дартау прочитал его название — «Дунай» и ниже порт приписки — Ленинград.
Серый призрак, так и не подняв национального флага, вскоре растворился в легком мареве у острова Колгуев.
Старпом «312-го» дал команду сделать запись в вахтенном журнале об этой необычной встрече с кораблем, чье название он ни разу не слышал в заполярных водах и которое почему-то при встрече не захотело показать свой национальный флаг. Что это был за незнакомец, Дартау узнал лишь через много лет. А пока запомним его название — «Дунай».
Здесь требуются некоторые дополнительные пояснения. Дело в том, что с началом Второй мировой войны за пределами Балтийского и Северного морей оказалось большое количество германских судов, которым пришлось укрываться в нейтральных портах или в портах дружественных стран. Только в Кольском заливе в это время собралось более 30 немецких транспортов, которым со временем удалось благополучно вернуться в Германию, правда, уже под покровом полярной ночи.
Но как мы уже писали выше, многие германские суда и ценные грузы прочно застряли в портах Юго-Восточной Азии. Переход через Индийский океан, и особенно через военную Атлантику, был для безоружных транспортов с весьма ценными для рейха грузами чрезвычайно опасен. В то же время руководителям рейха было совершенно ясно, что Севморпуть для нацистских судов абсолютно безопасен, так как Советский Союз никогда не допустит проникновения в эти районы английских ВМС- Но оставалось одно важное обстоятельство, связанное с тем, что условия плавания в советских арктических морях нацистам были практически неизвестны. Поэтому требовался корабль-разведчик, способный в короткое время пройти по Севморпути от Мурманска до Тихого океана и дать об условиях этого плавания исчерпывающую информацию.