Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 



Газета День Литературы # 105 (2005 5)

Владимир Бондаренко

ЦЕНА ПОБЕДЫ

О повести Леонида Бородина \"Ушёл отряд\"

Проза Леонида Бородина всегда неожиданна. Он умеет удивлять прежде всего своим смысловым решением, своим нетривиальным подходом к любой теме. Диссидентствуя, он пишет антидиссидентский роман \"Искупление\". Утверждая в журнале своём и в публицистике своей православную тематику, патриотическую концепцию истории, он пишет очаровательный портрет мятежной полячки Марины Мнишек. Не понимаю, почему поляки не поставили по повести \"Царица смуты\" кинофильм. А разве его старшина Нефёдов не являет собой героический характер сталинского времени, того времени, которое вроде бы неприемлет политик Леонид Бородин?.. То ли герои повестей и романов, ожив на страницах, заставляют его действовать в прозе по законам реального времени? То ли силен дух противоречия в мятежном романтике?



Да, конечно же, у него всегда емкие и выразительные образы героев. Что в \"Третьей правде\", что в \"Царице смуты\", что в \"…старшине Нефедове\". Он вообще по характеру своему любит героику. И потому не приемлет нынешний литературный депрессивный мейнстрим. Его герои — герои поступка и действия. Впрочем, и сам Леонид Бородин является героем своего времени. Вот и в недавней повести \"Ушёл отряд\", написанной накануне шестидесятилетия победы, интересны не только главные герои её — командир партизанского отряда Кондрашов, немецкий староста Корнеев, капитан Никитин, но и любой едва мелькнувший на страницах персонаж: от полицая Ваньки Корюхина до бывшего махновца, пулеметчика Ковальчука. Его герои, едва появившись на страницах книги, сразу же оживают и далее уже существуют по законам собственного существования. Не подлаживаясь под автора.



Конечно же, без сомнения, Леонид Бородин — один из лучших мастеров сюжета в современной прозе. А надо сказать, что крепко выстроенный сюжет, увы, редкость в русской литературе наших дней. Часто писатели берут наблюдательностью, языком, замысловатой стилистикой, почти не задумываясь о развитии сюжета. Против такой вяловатой несюжетной прозы в начале двадцатого века восставали \"Серапионовы братья\". Новым Серапионом конца века стал Леонид Бородин. Любая повесть, любой роман Леонида Бородина — готовый сценарий для фильма. Его ружья всегда стреляют в нужное время и в нужном месте.



Повесть \"Ушёл отряд\" держит читателя в напряжении до последней страницы. Затерялся в болотах небольшой, стихийно сколоченный из окруженцев первого года войны партизанский отряд Кондрашова. Кругом болота, а далее со всех сторон немцы в немалом количестве. Вот и отсиживаются партизаны среди болот, кормятся от двух небольших затерявшихся в глухомани деревень, изредка пощипывают немецких обозников. То ли партизаны, то ли дезертиры — второй год никакой связи с фронтом или с большими партизанскими соединениями. И вот настаёт момент, когда надо или бессмысленно гибнуть от немцев, или помирать с голоду, или идти на прорыв к своим в псковском направлении. Перед этим для реабилитации своего партизанского имени необходимо совершить отчаянный захват железнодорожной станции и захват или подрыв немецкого состава. Иначе они и для своих, если даже они выйдут из окружения, — останутся всего лишь сбежавшими в суматохе первого года войны дезертирами и паникёрами. Неожиданно свою помощь для выхода из немецкого кольца предлагает появившийся в деревне лишь во время оккупации староста Корнеев, оказавшийся бывшим владельцем разрушенного в годы гражданской войны дворянского имения князей Ртищевых. Корнееву надо, чтобы партизаны поскорее ушли из этих мест, пусть и с победой, с боевым успехом, оставив выходца из князей Ртищевых хоть на короткое время понаслаждаться родными просторами после долгих лет парижской эмиграции. Подышать воздухом родных мест. А потом то ли уйти с немцами в неизбежное отступление, то ли погибнуть от любой пули там же, где погибли его родители и брат в гражданскую войну.



Надышаться родным воздухом не дали. Перед самым началом партизанского прорыва застрелил его неутомимый вояка, вскормленный советскими идеями и советской жизнью капитан Никитин. Который к тому же и не Никитин вовсе, и не капитан, а бывший командир дивизии, полковник. Чудом уцелевший в мясорубке тридцатых годов советский кадровый офицер. Впрочем, и Никитин тоже гибнет, как тому и положено в реальной жизни тех лет, оставляя место для выраставших и воспитывающихся на кровавом опыте войны новых героев отечественной. А отряд всё-таки ушёл…



И тем не менее, с самыми живыми характерами, с крепко сколоченным захватывающим сюжетом, повесть осталась бы лишь в ряду других нынешних отражений реалий великой войны и великой победы невоевавшим поколением детей 1937 года. Запомнившим навсегда войну детской памятью, увидевшим её навсегда детскими глазами. Если бы не осмысленное и неожиданное именно для Леонида Бородина толкование главных причин этой победы. Для меня эта повесть становится близка рассказу Александра Солженицына \"На изломах\", где нобелевский лауреат тоже неожиданно для многих даёт яркий позитивный образ одного из сталинских соколов, железного строителя великой державы. И более того, даёт величественный образ самого сталинского разбега в будущее.



Вот и в повести \"Ушёл отряд\" явно оспаривается нынешнее всеобщее утверждение, что в Великой Отечественной войне Россия победила не благодаря сталинской власти и командованию сталинских маршалов, а скорее, вопреки им. Мол, победил народ, обрушивший свою \"народную дубину\" на наглого захватчика. А власти, в том числе и военные, лишь загромождали поля сражений трупами русских воинов, издавали ненужные и жестокие расстрельные приказы \"Ни шагу назад\" и преграждали путь к отступлению хорошо вооруженными заградительными отрядами.



В повести Бородина нет глобальных размышлений, обличительной публицистики. Всего лишь художественными способами, на примере действий какого-то незначительного партизанского отряда, доказывается совсем иное видение и войны, и победы. Блестящее художественное подтверждение глобальных замыслов и войны и победы на примере затерянного в северных болотах, не учтённого ни в каких сводках партизанского отряда в сто человек, воюющего среди деревень, не обозначенных ни на каких картах.



Так писал в семидесятые годы свою правду о войне Василь Быков. Тоже на примерах рядового партизана, а то и обозника, или крестьянской старухи, или угловатого неумехи Сотникова он воспевал и стойкость, и мужество, необходимые для борьбы с врагами. Показывал своё героическое видение войны. Василь Быков и Леонид Бородин близки своим романтико-героическим подходом к теме войны. Близки они и своим отрицанием капитулянтского всепрощения и всечеловеческого гуманизма, столь модного сегодня, но разоружающего любой народ от идей сопротивления, они консерваторы и по стилю, и по характеру, и по отношению к миру.



Задумывается писатель Леонид Бородин: конечно, была и ярость благородная, была и священная, народная война. Но чтобы она стала такой священной и народной, надо было со сталинской решимостью и жесткостью заставить народ сражаться до последнего. Поставить его перед выбором смерти: или позорная смерть, или смерть героическая. Проводником этого единственно ведущего к победе подхода к ведению войны, может быть, чуждого лично для самого Бородина, но неизбежного, писатель не случайно выбрал самого далёкого для себя героя повести — капитана Никитина. Думаю, может быть, в отместку за его жесткость и решимость Леонид Бородин заставил погибнуть Никитина на последних страницах повести. Но как говорится: \"герой умер, дело его живёт…\" И уже совсем другой, гораздо более близкий автору герой, командир отряда, старлей Николай Кондрашов, плоть от плоти своего народа, этакий маршал Жуков деревенского масштаба, становится преемником никитинских идей. Иначе было бы неизбежно поражение в войне. И уж совсем неожиданно поддержка идей Никитина звучит из уст дворянина Ртищева, возвратившегося скорее всего умирать на отцовские места и воплотившегося ради этого в немецкого старосту Корнеева.



Если уйти от художественной хроники жизни партизанского отряда, а вернее — увидеть за ней всеобщее, всенародное, то мы придём к пониманию: жестоко было и военное командование, и иные решения маршала Жукова, жестоки были заградотряды и приказы Сталина, и очень много было погибших в первые годы войны. Но если иначе было нельзя? Если иначе мы были бы обречены на поражение? И к пленным нашим немцы относились бы иначе, какие бы Сталин ни подписывал Международные конвенции. Мы были народом-\"унтерменшем\" в глазах всей Европы, такими остаёмся и сегодня, чего никак не могут понять наши \"западники\". И что было бы со страной и с русским народом, случись это поражение? И могли быть у нас в то время какие-то другие полководцы и другие солдаты? Если только так, только большой кровью и могли мы победить? Если и в случае поражения народ был бы обречен на уничтожение, что доказали три миллиона погибших в плену русских солдат, надо ли было сдаваться? Из двух смертей народ выбрал героическую, и с неизбежностью победил. Похоже, что сейчас мы выбрали смерть позорную, вот и вымираем с каждым годом по миллиону без всякого сопротивления. Что лучше?



Я не знаю, думал ли так напрямую Леонид Бородин, когда писал эту повесть. Но имеющий глаза да видит текст. Имеющий уши, пусть слушает слова героев повести.



Такие отряды стихийно образовывались из остатков танковых полков, из окруженных и разбросанных пехотных дивизий, из артиллерийских батарей, из лётчиков, из энкаведешников, из разбросанных, недоуничтоженных в первые месяцы войны окруженцев всех родов войск, всех званий и возрастов. В результате полковниками командует нигде не обучавшийся старший лейтенант Николай Кондрашов. Его учит сама война. Он хочет найти приемлемый и достойный выход для своего партизанского отряда. Кто они, какие они партизаны, если у них нет цели и желания бороться? \"Банда голодранцев\" и ничего более, выживающих за счёт вооружённого грабежа окружающих их деревень. Как к ним относятся крестьяне? И как жить брошенным крестьянам на оккупированной территории, если семьи надо кормить, а немец требует работы и продовольствия?



На чьей стороне правда? Дворян ли Ртищевых, за которыми и культура, и знание. Которые \"крестьян пороли нещадно за то, что упрямо не желали бортники и свинопасы садоводством заниматься…\" Зато какие яблоки в этих болотных местах появились…



Или правда на стороне железных большевиков ленинского призыва, не щадивших крови ни в гражданскую, ни позже? Попавших под топор репрессий, но по-прежнему желавших переделать свой народ.



Или же правда у таких, как командир Кондрашов, выходцев из простонародья, обретающих опыт войны на собственной шкуре, а с ним и знание железных законов войны? Говорит Корнеев-Ртищев партизанскому командиру: \"Куда ж вы денетесь… Конечно, победите, только дорого вам эта победа обойдется, пока воевать научитесь…\"



Или правда на стороне тех крестьян, которые никакой войны с немцами не хотят? Которые в своей бытовой обыденности мечтают лишь о том, как выжить? Под немцами ли, или ещё под кем — без разницы… Было же и немало таких. Вот и в повести Леонида Бородина иные крестьяне готовы менять на стене портреты Гитлера на Сталина, а потом наоборот. Лишь бы им жить да крестьянствовать воля была. Сидели посреди болот, откупались медом и яблоками и от помещиков, и от большевиков, и от немцев. Недаром водовоз Карюхин, собравшийся в партизаны, но знающий прекрасно настроения своих односельчан, сказал \"нарочно громко\": \"Так вот, если немцы придут, это кулачье недобитое, — пальцем на мужиков, — они тебя вмиг сдадут\". Даже политрук отряда Зотов задумался, нетипичная ли это деревня? \"А сколько их, нетипичных, по всему Союзу… То-то немцы проперли до Москвы, будто по воздуху\". А кто-то простодушно надеялся на культурность немцев, на дарованную свободу… Так бы и перли немцы до самого Тихого океана, если бы Сталин надеялся лишь на народное сопротивление и не противопоставил этим обычным, желающим выжить любой ценой жителям \"нетипичных деревень\" государственную волю и решимость. А не так ли было и во Франции. Где сдавали без боя города и столицы немцам, лишь бы не было лишних жертв и лишних разрушений в прекрасном Париже. И где бы были эти французы до сих пор, если бы не жестокая государственная воля Сталина и, кстати, такая же воля не уступающего ему в жесткости и непреклонности Черчилля? Но тех хоть не истребляли, как русских \"унтерменшей\". И потому французский путь в любом варианте нам не подходил. Это был путь на позорное истребление. И потому победа нужна была любой ценой.



Даже природа Заболочья не желала войны. \"Дым стлался низовьем и уползал в болота. Ещё кое-где подёрнутые ледком, и ни один звук войны не долетал до этих мест, войной будто бы обойденных… Войны не желали обычные души…\" И в партизаны идти не желали. Если бы не окруженцы (иной раз поневоле создававшие партизанские отряды, ибо ни крестьянам они не нужны, ни к немцам в плен неохота), крестьяне бы так всю войну и отсиделись в своих лесах и болотах, по привычке откупаясь от новых хозяев.



Нашу победу ковали немецкая жестокость и сталинская непреклонная решимость. А потом уже и новое умение крестьянских маршалов, новая техника и новый героический порыв народа. Из отечественной войны народ вышел иным, чем был до её начала. Русский народ, наверное, как любой другой, достаточно пластичен, чтобы в каждую эпоху находить необходимую ему форму для выживания и развития. Но и отношение к немцу надо было изменить в годы войны.



На мой взгляд, Бородинское обоснование сталинской жесткости более логично, чем общепринятое. Если весь народ был готов к войне, и ярость народная бушевала, как волна, зачем нужны были и приказы \"Ни шагу назад\", и самые жесткие действия командования? Применительно к повести Леонида Бородина, должен ли думать командир отряда о том, что немцы сделают с деревней после удачного истребления партизанами немецкого обоза? И отряд дополнительно вооружится трофейным оружием. И лошади не помешают. И запасы продовольствия…



\"— А деревня? — спросил Кондрашов. — Что с ней будет?



— Что-то я не пойму, — тихо говорил Никитин, — у нас война или не война? \"Вставай, страна огромная…\" — это что. Только про нас с тобой или про страну огромную?



Кондрашов встал. Подошел к печке. Присел на корточки рядом с капитаном.



— Знаешь. Ты ведь прав… Только объясни мне, почему от твоего предложения у меня на душе погано. Я ведь не интеллигент какой-нибудь. Понимаю всё вроде бы, как и ты…\"



Но были же и сотни невзлетевших самолётов. И брошенные танки. И окруженные армии. Была огромная территория, сданная врагу. Для перелома в войне нужны были не только новая техника и новые дивизии, но и новый воинский дух. Тигр сожрал полстада баранов. Насытился и лениво провожает взглядом ещё одного, пробегавшего мимо. Мол, успеется. А баран думает, значит и с тигром можно жить мирно. Откупится на каких-то условиях. Значит, объясняет опытный капитан Никитин своему молодому командиру:



\"Наша с тобой задача, командир, кроме прямой — фашистов бить, ещё у нас задача — мозги баранам прочистить\". И далее, может, самая смысловая часть повести \"Ушёл отряд\":



\"Это наше \"зеркало\" — Лев Толстой порасписал, как, дескать, \"поднялась народная дубина\" — и хана Наполеону. Не было никакой дубины. Грабили отставшие французские обозы и по домам растаскивали. Армия против армии — так раньше все войны решались. Теперь совсем другой манер. Вся \"огромная\" должна встать и огромностью давить. С качеством нам уже не успеть. Количеством брать будем. И возьмем! Потому что \"огромная\". В тылах армии создавать, чтоб кругом сплошные фронты. Чтоб вертелись фрицы, как караси на сковородке…\"



Народная война тоже создавалась продуманными решениями и железными действиями. И потому мир мужика, белорусского, псковского, новгородского тоже менять надо было. \"Мир мужика — его деревня, а что за её пределами… Смысл-то где?.. И война. Как понимаю, не зря она. После неё что-то вычиститься должно. Всё лишнее, что без войны, знать, никак само по себе не расчистится…\" И далее бывший комбриг, сам чудом избежавший репрессий, но понимающий и принимающий всю суровость ведения войны за чертой милосердия, говорит: \"И если партия с товарищем Сталиным всю страну по струночке не выстроит, это в тылу, а мы здесь, в немецком тылу, будем ушами хлопать и про законы толковать, а не всенародную армию создавать, задавит нас Гитлер своим блицкригом… Потому без военизации всех немецких тылов, именно военизации, а не партизанщины вроде нас с вами…не победим. Конечно. Только какой ценой и к какому времени?\"



Вот потому отряд и не мобилизовывает в деревне всех мужиков, не расстреливает дезертиров, что после нападения партизан на обоз придут немецкие каратели. И покарают деревню. И деревня всё плохое уже не про партизан думать будет, а про немцев. И мстить будет уже за свою родню. И так от деревни к деревне заполыхает наконец-то \"священная, народная война\".



Хоть командир Кондрашов, а вернее сказать, сам автор повести, сложно к капитану Никитину относится, но прекрасно своим народным, крестьянским умом понимает: \"А войну всё-таки выиграют такие, как капитан Никитин. Ну, то есть все вместе, конечно, но по-никитински!\" Понимал, что война идёт от прежних особая, и он тоже, немало порох понюхавший, в душе пасовал перед ясным военным мышлением капитана. Надо было заставить весь народ люто ненавидеть своего врага, лишить его пассивности, равнодушия. Даже заставить забыть про обиды, нанесённые совсем недавно в годы коллективизации.



Даже на уровне деревенских сражений становилось понятно, что в этой войне никакая цена лишней не будет, к такому сознанию приходили партизанские командиры, потому и не жалели ни взорванных мостов, ни сожженных деревень, ни погибших бойцов. Или победа, или конец всему.



Были войны, очевидно, будут и ещё. Но такой тотальной, может, и не будет. Одной армией, одними профессионалами войны было не обойтись. Вот ещё одно наблюдение капитана Никитина: \"Таких войн, как эта, в истории ещё не было. Нынче не страна со страной воюет… Ну победили бы немцы. И что? Надо капитулировать на десятый день, народ сохранить, чтоб потом, когда немец бдительность потеряет, подняться и — под зад… Это если б страна наша была обычная, как все… А сейчас, командир, под ударом идея мирового коммунизма. Победит Гитлер — и всё! Хана! Фактически остановка истории… раньше такое понятие было — цена победы. Теперь другое, теперь просто победа любой ценой…\"



Победа пришла, и творцом её на самом деле был на равных и народ, и Сталин.



Но цена этой победы оказалась такой тяжелой, что и спустя шестьдесят лет нельзя сказать о восстановлении сил. Скорее, наоборот. Но что было бы, если бы Москву, как Париж, без боя сдали? Не было бы для России и русских ни баварского пива, ни воли крестьянской, ни культуры высокой. Ни-че-го. И потому цена в той войне, что при взятии Берлина, что при налёте на немецкий обоз в северных болотах, любая цена была оправдана.



И ещё горько подумалось мне: нынче 9 Мая — не наш был День Победы.



Во-первых, не наш, потому что это был день победы Буша, Шредера и всей честной кампании над поверженной Россией. Потому заслуженно весь центр Москвы был объявлен \"режимной зоной\", оккупационной зоной, куда москвичей не допускали. Не их это был праздник.



А во-вторых, это был день победы советского народа, советского оружия, советской непреклонной воли и решительности, советского ведения войны. В нынешней России, как бы кто к ней ни относился, таких побед не предвидится. Так чего же напяливать на себя чужую одежду, чужие ордена и воинские регалии? Вы признаёте все огрехи Сталина, так признайте же наконец, и его победу. И откажитесь от неё, как отказываетесь от всего сталинского.



Такие мысли навеяла на меня неожиданная повесть Леонида Бородина \"Ушёл отряд\".



ПОЗДРАВЛЯЕМ С 60-Й ГОДОВЩИНОЙ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!



ПЕСНЯ АРТИЛЛЕРИСТОВ

Слова В. ГУСЕВА, музыка Т. ХРЕННИКОВА





Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой.
Идём мы в смертный бой за честь родной страны.
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.


Припев:
Артиллеристы, Сталин дал приказ,
Артиллеристы, зовёт Отчизна нас.
Из тысяч грозных батарей
За слёзы наших матерей,
За нашу Родину — огонь! Огонь!


Узнай, родная мать, узнай жена-подруга,
Узнай, далёкий дом и вся моя семья,
Что бьёт и жжёт врага стальная наша вьюга,
Что волю мы несём в родимые края.


Припев.


Пробьёт победы час, придёт конец похода,
Но прежде, чем уйти к домам своим родным,
В честь нашего вождя, в честь нашего народа
Мы радостный салют в полночный час дадим.


Припев.





Другие материалы к празднику 9 Мая читайте на стр. 3, 5–6



Алексей Шорохов

ЗАВЕЩАНИЕ ШОЛОХОВА



Накануне юбилея писателя заметно оживилось тявкающее литературоведение. Оно, впрочем, и не смолкало никогда — с самого начала появления Шолохова в литературе. И это радует! На мертвого льва собаки не лают.



Значит, что-то очень важное еще скрепляет собой в нашей культуре и в нашей национальной жизни Михаил Александрович. Это особенно важно накануне грядущих, неотвратимых уже испытаний…



Свою статью я назвал \"Завещание Шолохова\". Разумеется, каждый читатель произведений писателя вправе сам определить для себя, что именно завещал ему и всем нам великий Шолохов.



Однако нельзя забывать и того, что в литературе (русской, во всяком случае) жизнь писателя, судьба его — в не меньшей, если не в большей степени определяют значимость сказанного им слова, нежели искусность этого слова и его литературная мастеровитость. И это — по меньшей мере! Здесь — неуклонное пушкинское, моцартово требование добра и правды. Глубоко соприродное русскому человеку вообще.



Поэтому мне хотелось бы остановиться на двух эпизодах в жизни Шолохова, думается, особенно значимых для нас сегодня.



1. Интернационализм второй свежести

В мире, где есть Бог — нет места случаю. Я думаю, глубоко неслучайно и символично то, что столетний юбилей Шолохова совпал с 60-летием нашей Победы. Есть о чем задуматься, перечитывая \"Они сражались за Родину\" и \"Судьбу человека\". И вот, что знаменательно — если \"Тихий\" наш батюшка \"Дон\" буквально покрывается \"рябью\" от интернациональных вкраплений (в полном соответствии с исторической правдой Революции и Гражданской войны), то произведения Шолохова о Великой Отечественной войне (опять-таки, в полном соответствии с исторической правдой) — культурно и национально монолитны. Это произведения о войне русского народа!



Оно тем более знаменательно, что в последнее время отнюдь не из официоза и либеральной тусовки (кому по должности и разнарядке полагается), а из патриотического лагеря все чаще и чаще раздаются голоса в защиту \"интернациональной правды\" о войне. Оказывается, были грузины, закрывавшие собой амбразуры (это в пику Александру Матросову). Да, действительно были. Были татары, защищавшие Брестскую крепость. И это было. Но почему-то все это, как и в \"добрые советские времена\", весь этот интернационализм и помощь \"братским народам\" пытаются вновь устроить за счет одного народа — великого и многострадального русского!



Нам предлагается в очередной раз помолчать о том, что на одного татарина, погибшего у ворот Брестской крепости, пришлись сотни и тысячи русских полегших по правую сторону Буга. А это уже немного оскорбительно для памяти моего отца, потерявшего в утро 22 июня 1941 года своего друга и земляка, соседа по казарме от разрыва первой немецкой мины. А также половину своей роты от попаданий последующих мин и снарядов. Нам предлагается забыть свидетельство маршала Советского Союза Баграмяна (согласитесь, достаточно редкая для русского человека фамилия) о том, что если перед наступлением ему присылали пополнение с нерусским большинством, он тут же их отправлял в тыл — на охрану коммуникаций. И я уже не говорю, о таком восторженном (хотя для кого-то наверняка и сомнительном) свидетеле нашей Победы, как Георгий Иванов, написавшем в победном мае 45-го:





Россия русскими руками
Себя спасла и мир спасла!





И если мир-то уже давно для себя решил, что спасла его Америка, то и шут с ним, с миром. Но вот, когда Россию пытаются лишить спасших ее \"русских рук\" — становится как-то не по себе.



И здесь глубоко символично то, что гений Шолохова неложно чувствовал, куда тащил страну невинный (а такой ли уж невинный?) интернационализм последних брежневских десятилетий. И если нам уже не суждено узнать, что сказал художник во второй части \"Они сражались за Родину\", сожженной, по свидетельству дочери писателя, от отчаяния и невозможности открыто напечатать ее на Родине, — то знаменитое послание Шолохова \"вождям Советского Союза\" в марте 1978 года \"в защиту русской национальной культуры\" свидетельствует о многом. Тем более, что это было последнее столь значимое выступление писателя и гражданина, привыкшего говорить правду советским вождям, не склонившего головы и перед шведским королем.



Поэтому, когда раздаются голоса, почему это-де один только русский народ государствообразующий; все, мол, народы России государствообразующие — то мне хочется ответить: да, Россия многонациональная страна; да, каждый населяющий ее этнос добавляет свой яркий, необыкновенный узор на холст нашей общей культуры и истории; и потеря даже одного, даже самого малого народа без сомнения обеднит всех нас. Но что же произойдет, если исчезнет сам холст? Сама ткань, на которую нижутся все эти яркие и самобытные узоры? Вот поэтому-то русский народ: государствообразующий…



И последняя великая тревога Шолохова будет нам в том порукой.



2. Судьба и правда Михаила Шолохова

Есть в жизни семьи Шолоховых один, по всей видимости, не достаточно известный многим из нас эпизод. Вот как описывает его многолетний друг Михаила Александровича и Марьи Петровны — Николай Федорович Корсунов. Спустя некоторое время после кончины Шолохова он навестил вдову писателя; вспоминая Михаила Александровича, Марья Петровна призналась: \"Всю жизнь жалел о том, что в годы войны не усыновил двух мальчиков-казахов. Ехали мы из Вешек в эвакуацию к вам на машине, где-то возле глухого степного мостика встретили двух изможденных мальчиков. Угостили их, как могли, а Михаил Александрович и говорит: давай усыновим их?..



Моя вина — не решилась на это. Говорю, у меня своих четверо, везешь ты меня неизвестно куда, оставишь неизвестно где, сам на фронт вернешься, а я… что я буду делать одна с шестью? Всю жизнь попрекал меня за это\".



…Мы знаем, что писатель Шолохов во искупление своей вины усыновил в \"Судьбе человека\" бездомного мальчика, но человек-то Шолохов, воспитавший своих четверых детей и множество внуков, до конца жизни мучился этими двумя казахскими мальчиками! И здесь, как и везде в великой русской литературе, с неимоверной силой раскрывается неразрывность писателя и человека, та неотменимая нравственная мощь, которая одна только и дает право на такие произведения, как \"Тихий Дон\", \"Они сражались за Родину\", \"Судьба человека\".



И как же убого смотримся все мы — записные патриоты России, посвятившие себя чему угодно: \"борьбе с режимом\", \"изучению творческого наследия\", \"сбережению родной культуры\"; взрастившие одного, максимум двух избалованных (но зато с музыкальной школой!) ребеночков, — как, повторяю, убого смотримся мы на фоне Шолохова в вымирающей России, где по самым скромным подсчетам сегодня живет и бедствует около трех с половиной миллионов бездомных мальчиков и девочек!

ХРОНИКА ПИСАТЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

(Материалы полосы подготовил Александр Дорин)

СТУДЕНТЫ ВЛК В СП РОССИИ

21 апреля состоялась встреча Председателя Союза писателей России Валерия Ганичева со студентами Высших литературных курсов Литературного института им. А.М.Горького, пришедших на Комсомольский пр. 13, под предводительством их руководителя, сопредседателя СП России, поэта Валентина Сорокина.



В ходе дружеской беседы за чаем Валерий Николаевич поделился своими воспоминаниями о ВЛК 60–70 гг., рассказал молодым литераторам, представляющим обширную географию нашего Отечества, об истории самой крупной профессиональной писательской организации страны — Союза писателей России, подчеркнув, что СП России это творческая организация, являющаяся продолжателем великих традиций отечественной литературы, с чётко выраженной державной, государственнической гражданской позицией. В.Ганичев рассказал гостям о целях, задачах и масштабе деятельности СП России, работе его региональных организаций, в том числе и в странах ближнего и дальнего зарубежья, о прошедшем в мае прошлого года в Орле съезде СП России, о его участии в общественно-политической жизни страны — в частности, в работе Всемирного Русского Народного Собора, возглавляемого Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, одним из заместителей которого является Председатель СП России, о подготовке к празднованию 60-летия Великой Победы, 100-летия со дня рождения Михаила Александровича Шолохова, о борьбе СП России за принятие Закона о творческих союзах…



Во встрече приняли участие сопредседатель СП России Сергей Перевезенцев, секретари СП Сергей Котькало, Юрий Лопусов, Владимир Середин, Александр Дорин, секретарь Приёмной комиссии СП Светлана Вьюгина, а также помощник руководителя ВЛК поэт Сергей Коротков.



Валентин Сорокин представил своих питомцев, которые, в свою очередь, поделились планами на будущее, сформулировали своё писательское и гражданское кредо. И было очень радостно, что оно в значительной степени соответствовало направлению деятельности того писательского Союза, в чьих стенах ребята находились.



ВЛК представляли — поэт Татьяна Маликова (Тамбов), прозаик Лариса Марданова (Удмуртия), поэт Елена Хисамутдинова (Марий Эл), Виктория Можная (Новокузнецк), поэт Василий Чернышев (Кубань, Армавир), прозаик Эдуард Веркин (Воркута), критик Карина Горбылёва (Томск), поэт Шахриза Богатырёва (Карачаево-Черкессия).



В заключение встречи поэты прочитали свои стихи, доставив слушателям истинное удовольствие и подтвердив уровень своей художественной и гражданской зрелости, соответствующий требованиям, предъявляемым к будущим членам СП России.



НА ЗЕМЛЕ ВОИНОВ И МОЛИТВЕННИКОВ

В марте на Ярославщине — земле преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Иринарха Затворника, святого праведного Фёдора Ушакова, адмирала флота Российского — по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла прошли, ставшие уже традиционными, Восьмые Всероссийские Иринарховские чтения.



Сегодня вся православная Россия знает, что Борисо-Глебский мужской монастырь прославлен подвижничеством несокрушимо стоявшего за русскую государственность преподобного Иринарха Затворника, который в период Смутного времени (XVI–XVII в в.) благословил пришедшего к нему князя Дмитрия Пожарского на подвиг во спасение России. Время востребовало исторические уроки русского святого во всей их полноте…



У истоков Иринарховских чтений стояли игумен Иоанн (Титов), наместник Борисо-Глебского монастыря и известный учёный, писатель, общественный деятель, доктор философских наук, секретарь правления Союза писателей России Эдуард Федорович Володин, приложивший все свои силы для того, чтобы Иринарховские чтения стали заметным явлением научной и духовной жизни России.



В разные годы в Чтениях принимали участие Высокопреосвященнейший Михей, архиепископ Ярославский и Ростовский, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, сопредседатель Союза писателей России С.А.Лыкошин, академик РАЕН А.В.Семенова, доктора наук Г.П.Попов, О.Ю.Васильева, А.М.Камчатнов, С.В.Перевезенцев, писатель Н.М.Коняев (Санкт-Петербург) и многие другие учёные, священнослужители, писатели, общественные деятели.



Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, завершая два года назад свое выступление на очередных Иринарховских чтениях, сказал: \"Дай Бог, чтобы все то доброе, что начиналось в Борисо-Глебе четыре века назад — освобождение страны от иноземного владычества и господства, было осознано нашими современниками, чтобы они почувствовали себя людьми русскими, людьми одной веры, любили бы свое Отечество, свою страну, в которой хотелось бы жить всем нам — страну крепкую, надежную, действительно могучую, чтобы все люди русские чувствовали себя причастными к русской культуре, чувствовали себя в ней хозяевами, а не гостями\".



Глубоко символично и промыслительно название Восьмых Иринарховских чтений \"Правда — венец всему\", потому что только через восстановление идеалов Святой Руси — духовных, нравственных, моральных, культурных… — на русской земле может во весь голос зазвучать слово Правды, проявив всю свою силу и мощь в борьбе с сегодняшним многоликим Злом…



В этом году Чтения вышли далеко за пределы Борисо-Глебского мужского монастыря. Их география: пос. Борисоглебский — Ярославль — Ростов Великий. Как образно заметил владыка Кирилл: \"Вышли, наконец, из Борисоглебских лесов\".



По традиции перед открытием Чтений его участники молились в соборе Бориса и Глеба Борисо-Глебского монастыря, где была совершена Божественная литургия, которую возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, сослужил ему епископ Бакинский и Прикаспийский Александр.



В течение 3-х дней в актовом зале администрации Борисоглебского МО, в конференц-зале администрации Ярославской области (Ярославль), и в Спасо-Яковлевском Дмитриевом мужском монастыре (Ростов Великий) на круглом столе, пленарном заседании, в секциях (\"Церковь и армия\", \"Церковь и школа\", \"Книжная культура в Русской истории\") шёл серьёзнейший разговор о том, как помочь русскому народу и нашему многострадальному Отечеству, как всем миром возродить его былую славу и могущество…



Доминирующей темой нынешних чтений, стала катастрофическая демографическая ситуация в современной России.



Были прочитаны сотни докладов и сообщений. Традиционно в Чтениях участвовала делегация Союза писателей России, прибывшая в пос. Борисоглебский в составе — секретарей правления СП России, зам. главного редактора журнала \"Наш современник\" публициста Александра Казинцева и руководителя пресс-центра СП России, поэта Александра Дорина, членов СП России Ю.Юшкина, руководителя военно-патриотических программ Центра Национальной Славы России, поэта В.Латынина, доктора исторических наук, поэта В.Полушина.



В заседаниях приняли участие архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, заместитель губернатора Ярославской области. Н.П.Воронин, наместник Борисо-Глебского монастыря игумен Иоанн (Титов), профессор Московской Духовной Академии архимандрит Платон, секретарь Епархиального управления архимандрит Вениамин, доктор медицинских наук, профессор, священник Анатолий Берестов и многие другие.



Живую и заинтересованную реакцию вызвал доклад известного русского учёного-генетика, доктора биологических наук, академика РАЕН и РАМНТ, директора Международного Центра волновой генетики (Люксембург) П.П.Горячева \"Грех, как причина вырождения нации\", в котором талантливый учёный, исходя из полученных экспериментальным путем результатов исследований, убедительно доказал божественную сущность генетической природы человека и любого живого организма, речевую и образную природу построения человеческого генома… Широкий спектр медико-социальных аспектов демографических проблем был освещён в докладах кандидата богословия и филос. наук, профессора МДА диакона Андрея Кураева, докт. филос. наук В.И.Большакова, И.М.Сазоновой, В.А.Агеева, С.Ю.Вертьянова…



Большой интерес вызвали доклады членов СП России А.Казинцева \"Славянский союз — уроки и перспективы\", В.Латынина о геноциде русских в Чечне, В.Полушина о судьбе русских в ближнем зарубежье (на примере Приднестровья), профессора Пограничной академии ФСБ РФ Г.П.Попова \"Верой и правдой спасём Россию\", полковника, преподавателя Пограничной академии ФСБ РФ, члена СП России, автора книги \"Почему Россия не Америка\" А.П.Паршева \"Выбор XXI века — американизация или духовное выживание человечества\"…



В ходе Иринарховских чтений было особо подчёркнуто, что сама суть демографической проблемы заключена в том факте, что ежегодно в России миллионы младенцев погибают по воле своих матерей… Второй демографический аспект — проблема воспитания. Дети должны жить в атмосфере любви к своему Отечеству, воспитываться на примерах деяний русских святых, русских подвижников, которые прославили нашу землю…



Для участников Чтений в зале \"Классика\" Ярославского музея-заповедника \"Спасо-Преображенский монастырь\" состоялся концерт, на котором своё искусство продемонстрировали детские фольклорные коллективы города и ансамбль Духовенства Ярославской епархии.



Заключительное заседание Иринарховских чтений прошло в Спасо-Яковлевском Дмитриевом мужском монастыре (Ростов Великий), где были подведены итоги форума, после чего состоялась встреча делегации СП России со священством Ярославской епархии, в которой с писательской стороны участвовали Валерий Латынин, Александр Дорин, Юрий Юшкин, Владимир Полушин, а также приглашённые писателями на эту встречу генерал-майор, Президент Фонда национальной и международной безопасности Леонид Шершнев и научный сотрудник музея им. Андрея Рублёва Наталья Чугреева.



НЕИСТРЕБИМЫЙ ГЕН ПОБЕДЫ

6 апреля в Музее им. Маяковского состоялось представление уникального подарочного издания — книги-альбома \"Радуга Победы\" (М.: Белый город, 2005), где опубликованы лучшие работы победителей Всероссийского конкурса детского рисунка по стихам и песням военных лет, посвящённого 60-летию Великой Победы и организованного широко известной в России и за рубежом детской литературно-художественной галереей \"Жар-птица\", руководимой неутомимой Алевтиной Жаровой, кандидатом филологических наук, заслуженным работником культуры.



В альбоме также представлены работы юных художников со всех уголков России — победителей конкурсов детского рисунка, проводимых \"Жар-птицей\" в 1995–2000 гг. Темы конкурсов — рисунки по стихам русских поэтов А.Пушкина, В.Жуковского, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Блока. С.Есенина, Н.Рубцова.



Альбом \"Радуга победы\", изданный \"Белым городом\", подготовлен в тесном сотрудничестве с Союзом писателей России, он открывается напутственным словом сопредседателей Всемирного Русского Народного Собора, митрополита Смоленского и Калининградского Кириллла и Председателя Союза писателей России Валерия Ганичева, писателей Валентина Распутина, Владимира Крупина, Виктора Лихоносова, Станислава Куняева, Сергея Перевезенцева, Льва Анисова…



Мы сейчас много говорим о потерянном поколении, о его бездуховности, об отсутствии элементарных норм нравственности и морали, явившемся следствием тотального воздействия \"демократических\" СМИ, обрушивших на молодые, неискушённые души наших детей, на их неокрепшую, подверженную различным влияниям психику, потоки пошлости, насилия, физической и духовной нечистоплотности, откровенного цинизма… Примеров тому несть числа.



И всё же то, что на самом деле происходит с нашими детьми — неизмеримо сложнее и глубже, чем нам представляется в размышлениях маститых аналитиков, психологов, педагогов…



Лично я, рассматривая рисунки детей из альбома \"Радуга Победы\", да и раньше при посещении экспозиций галереи \"Жар-птица\", неоднократно ловил себя на мысли, что все однозначные диагнозы-приговоры \"потерянному поколению\" уж очень сомнительны… А размышления на эту тему, абсолютно поверхностны…



Так как свет Промысла Божьего проникает через все возводимые преграды по своим, ведомым Ему лишь одному законам…



Вы спросите — что же рисуют дети России в обстановке глобального разрушения, когда всё неистовей попытки подвергнуть сомнению всё лучшее, всё высокое, всё великое в истории их Родины? В том числе и отнять Победу их дедов и прадедов в самой страшной из войн XX столетия…



Так вот, их чистые души, совершая тоннельный переход — через строки лучших поэтов Великой Отечественной, обращённые к генной, родовой памяти — в годину жесточайших испытаний, рисуют Лирику, рисуют Любовь, рисуют Свет…но самое главное — они рисуют Победу. Победу над врагами своего Отечества, Победу над силами зла, Победу над всем тёмным, подвергнувшим агрессии и их светлые души в сегодняшнем, реальном мире…



Это рисунки потомков воинов Святой Руси — Дмитрия Донского и Александра Невского, Фёдора Ушакова и Александра Суворова, Михаила Кутузова и Георгия Жукова. Вот только несколько названий картин: \"Вся Отчизна встала для отпора…\" (Георгий Шафоростов, 11 лет, г. Красногорск), \"Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!\" (Соня Павлова, 7 лет, г. Москва), \"Атака с воздуха\" (Дима Швецов, 9 лет, г. Волгоград), \"Взвод! За Родину! Вперёд!..\" (Вика Власова, 12 лет, г. Красногорск), \"Мы ведём войну священную…\" (Маша Филатова, 11 лет, г. Москва).



Воистину, неистребим русский ген Победы. А иного и не дано.



На представление этой удивительной книги-альбома пришли друзья и гости галереи \"Жар-птица\", молодые художники и их родители, известные литераторы и издатели среди которых — писатели Владимир Крупин и Лев Анисов; генеральный директор издательства \"Белый город\", осуществившего столь уникальный проект, Константин Чеченев; главный редактор детского литературного журнала \"О Русская земля!\", оказывающего \"Жар-птице\" дружескую информационную поддержку, Марина Ганичева; заместитель руководителя пресс-центра Генеральной дирекции Международных выставок-ярмарок, на которых постоянно на бартерной (духовный бартер!) основе, разворачиваются экспозиции \"Жар-птицы\", Валерий Иванов; Николай Кузнецов, представитель Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, о. Александр Егоров; член Союза художников России, сопредседатель попечительского совета Любовь Овсюкова… И даже приехали телевизионщики с канала \"Культура\" (программа \"Разночтения\"), которые с недавних пор стали нередкими гостями на мероприятиях, проводимых с участием Союза писателей России.



Большую помощь в подготовке вечера оказала директор музея им. В. Маяковского Светлана Стрежнёва.



Вечер вели сопредседатель Союза писателей России, доктор исторических наук, автор вступительной статьи к представляемой книге Сергей Перевезенцев и директор галереи \"Жар-птица\", составитель книги Алевтина Жарова.



\"Слава Богу, что в нашей стране, — сказал, открывая вечер, Сергей Перевезенцев, — сохранились люди, которые думают о будущем. И среди них большую часть составляют педагоги — общеобразовательных и художественных школ, творческих мастерских… Именно они сейчас несут на своих плечах огромную ответственность за воспитание наших детишек… И вот сегодня мы представляем читающей, любящей отечественную книгу публике, замечательный альбом, посвящённый 60-летию Великой Победы, \"Радуга Победы\", выпущенный в свет издательством \"Белый город\". Далее С.Перевезенцев рассказал о дружбе СП России с детской литературно-художественной галереей \"Жар птица\" (её экспозиции три месяца гостили в стенах писательского дома на Комсомольском пр., 13), которая поставила перед собой огромную задачу по инициированию творчества, предложив в качестве ключа взять великое русское Слово — произведения классических русских поэтов, и воплотить своё видение их в художественной изобразительной форме… С.Перевезенцев высказал слова глубокой благодарности издательству \"Белый город\", его руководителю Константину Чеченеву, дизайнеру Елене Григорьевой и др. сотрудникам, создавшим и издавшим в кратчайшие сроки уникальный альбом.



\"Дети своим творчеством, — сказал, завершая своё выступление С.Перевезенцев, — по сути, подарили всем нам надежду на будущее…\"



Алевтина Жарова рассказала собравшимся об истории создания галереи, о подвижнической работе её маленького коллектива — главного художника Татьяны Гореловой, журналистов Нины Кориной и Андрея Калачёва, издательских работников Валентины Бойко и Людмилы Алексеевой, психолога-консультанта Ольги Сафроновой, о неоценимой помощи сопредседателя попечительского совета галереи Любови Овсюковой, о всех людях, организациях, издательствах, поддержавших галерею за все нелёгкие годы её существования, представила присутствующих на вечере молодых художников, которые прочитали свои любимые стихи, показали свои работы, привезённые на вечер.



Разговор продолжил Константин Чеченев: \"О том, что дети наше будущее, говорят все, об этом каждый день говорит власть, но при этом она делает всё для того, чтобы дети либо окончательно забыли наше прошлое, либо оно оказалось перевёрнутым с ног голову. Культивируются западные праздники, забывается история Отечества…



В мае совместно с Фондом Спивакова мы будем проводить акцию — со всех уголков планеты для участия в международном музыкальном конкурсе съедутся около тысячи детей — и мы постараемся, чтобы каждый ребёнок увез в свою страну в качестве подарка нашу \"Радугу Победы\"…\".



Сопредседатель попечительского совета галереи \"Жар-птица\" Любовь Овсюкова, отметив выход альбома, как радостное, знаковое событие в жизни галереи, пожелала, чтобы к этому событию когда-нибудь прибавилось бы ещё одно — собственное помещение. Сейчас же картины хранятся у друзей, знакомых, в издательствах…



Лев Анисов, автор книг о художниках И.Шишкине, А.Иванове, о П.Третьякове, сказал: \"…Мне кажется, именно ребята наиболее остро чувствуют время, наиболее остро переживают всю трагедию происходящего с их Родиной… И наиболее верно, точно это время воспроизводят, воплощают в своих картинах…\"



Владимир Крупин: \"Сердечно поздравляю вас, Алевтина Петровна, вас, Сергей Вячеславович, вас Константин Васильевич… всех соратников, сотоварищей, соработников… Красочный альбом, картины ребят — это огромнейшее счастье. Знаете, мне приходится часто бывать в провинции, и везде — в маленьких городках, деревнях, лесных посёлках… картины детей местных школ — дивной красоты, чистоты, возвышенного полёта, удивительного владения светом, цветом, перспективой, чувства музыки линий… Куда же потом всё это девается? Придёт такой ребёнок в Строгановку, Суриковку, Мухинку… А ему скажут: \"Всё, что ты умеешь, забудь…\" В общем, в большинстве своём, ломают характер, ломают душу… К сожалению, такая ломка, ребята, в жизни вас ожидает. И поэтому самое важное — сохранить чистоту, и, наращивая профессионализм, не потерять душу, глубину, первозданность детского мироощущения… \"



\"Спасибо вам, Алевтина Петровна — продолжила представление альбома Марина Ганичева, — за пример той великой энергии, которая помогает вам преодолевать любые препятствия. Это пример и для нас всех.



Действительно, и для \"Жар-птицы\", и для сотрудников редакций присутствующих здесь детских журналов \"О Русская земля!\", \"Детская Роман-газета\" и др. дело воспитания наших детей в атмосфере национальной культурной и духовной традиций — дело всей жизни…



Сегодня для всех, как говорила моя бабушка: \"Майский день и именины сердца!\"… И хотя \"Радуга Победы\" вышла в Пост, но и в Благовещение — а это радостное предвестье будущей Пасхи Христовой…



В этом году мы тоже проводим детский конкурс, посвящённый 60-летию Великой Победы. Его результаты — к нам в редакцию пришло более 1000 писем, посылок — со стихами, песнями, рассказами, моделями техники и вооружений военного периода (даже танка Т-34, торпедного катера)… Действительно, глубока генетическая память. Как сказал Валентин Григорьевич Распутин: \"Наперекор всему…\". Это большое счастье. А такие дети у нас есть потому, что существуют и такие родители…



О.Александр Егоров: \"Для меня очень важно, что вся работа галереи нацелена на духовное в ребёнке, и уже самим этим устремлением задевает такие струны в детской душе, которые моментально отзываются — на тот свет, на то доверие, с которым взрослый человек идёт к этому маленькому ещё пока созданию… Они, между прочим, всё прекрасно понимают, и очень радуются, когда вдруг обнаруживают, что к ним подходят очень серьёзно, ищут в их душах самое светлое, самое драгоценное… И в душе ребёнка рождается очень мощный ответный импульс, — он устремлён, он ищет внутри себя этот свет…



А сама идея руководителей галереи — обратится к душе ребёнка через творчество великих русских поэтов — это очень высокая планка в диалоге взрослого и ребёнка.



Было бы замечательно, если бы опыт галереи \"Жар-птица\" был использован и другими художественными студиями. Работа большинства студий, к сожалению, нацелена только на рисование, на внешнюю изобразительность… Дети же \"Жар-птицы\" рисуют духовный мир. Это и есть самое главное…\"



\"Сегодня — сказала, завершая вечер Алевтина Жарова, — говорили очень правильные, очень серьёзные, взрослые слова о том, что наши дети не просто деточки, — они у нас духовные воины, они у нас борются за очеловечивание нашей жизни… Нашим детям, как сказал один из друзей \"Жар-птицы\", привит ген Победы. Очень хочется, чтобы это ген Победы никогда не был выбит, разрушен, чтобы он, как цепная реакция добра и света, передавался всем грядущим поколениям детям нашего великого Отечества…\"



В заключение вечера все сфотографировались с картиной \"Радуга Победы\" и присутствовавшими на вечере молодыми художниками Машей Колесниковой, Соней Павловой, Димой Жидовым, Олей Петровой, Любой Садовник.



Самая же большая мечта Алевтины Петровны и её друзей — создать Всероссийскую детскую художественную выставку — своеобразную \"малую Третьяковку\". И это будет выставка, которая потрясёт всех!



НА ЧТО МЫ ПРОМЕНЯЛИ СССР?



25 марта в Союзе писателей России прошло представление новой книги одного из самых ярких русских критиков и публицистов, заместителя главного редактора журнала \"Наш современник\" Александра Казинцева \"На что мы променяли СССР? Симулякр, или Стекольное царство\".



Обсуждение вели известный критик, секретарь правления СП России Вадим Дементьев и его молодой коллега, кандидат исторических наук Александр Репников.



\"Представляемая сегодня книга — сказал, открывая вечер, Председатель Союза писателей России, доктор исторических наук Валерий Ганичев, — это не просто размышления, это глубокий и одновременно панорамный взгляд, анализ сложнейших и драматических событий, происходящих на очередном переломе современной отечественной истории. Александр Иванович обладает несколькими очень важными и ценными качествами. Во-первых, он, безусловно, философ, аналитик, политолог, хотя трудно назвать его принадлежащим к одному из названных кланов. Он просто является таковым. Во-вторых, Александр Казинцев — выдающийся публицист, человек, блестяще владеющий словом, способный не только вывести идею на первый план, но и представить её как необходимую составляющую нашего мировоззренческого взгляда на мир…