Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

СБОРНИК

Журнал \"Если\" № 07 за 2004 год

ЧАРЛЗ ХАРНЕСС

ЛИЦА



Дженифер Мартин стояла на балконе и, глядя на город, думала: «Я вас знаю. И вас тоже. Я знаю вас всех. Но себя… кто я сама?» Зазвонил телефон. Она вернулась в комнату и подняла трубку. — Слушаю. — Судья уже здесь. — Пусть входит. Дженифер и двое офицеров встали из-за стола, когда судья вошел. Агент Казимир Коллинз представил судье присутствующих: — Агенты Мартин и Фанн.

Вошедший кивнул и, принимая предложенный стул, взглянул на женщину.

— Ваша Честь, — начал агент Коллинз, — можно приступать?

— Вы постановщик этого шоу, мистер Коллинз, так что действуйте.

— Как вам известно, есть только два хранилища вируса оспы: наше в Атланте и лаборатория Вектора в России, под Новосибирском. Основатель российской, ученый-исследователь Вектор, три месяца назад вылетел из Новосибирска, отметился кратким визитом в Ираке и исчез. По сообщениям русских, вместе с Вектором исчезли три ампулы с вирусом оспы. ЦРУ и наша группа от ФБР отслеживали передвижение этих ампул через Пакистан, Ирак и Сирию. На какое-то время мы их потеряли, но потом они объявились в Марселе, и мы смогли проследить за их перемещением в нашу страну. Предположительно, они спрятаны здесь, в городе. В том здании есть восемь подозреваемых квартир. Мы отдельно опросили каждого жильца. Агент Мартин, применив технику под названием «Определитель базы лицевых идентификационных кодов» — ОБЛИК, выделила из восьмерых наиболее подозрительного. Он представился как Саймон Дрейк. Свидетельство о рождении ему выдали в Марокко, в нашу страну он въехал еще юношей, сейчас является гражданином США.

Следующий шаг — проведение обыска квартиры Дрейка. Поэтому я прошу вас, судья, выдать ордер на основании информации, полученной агентом Мартин. Она изучила мимику лица подозреваемого и пришла к выводу: Дрейк что-то прячет, скорее всего, у себя в квартире. Ранее вы отказались подписывать ордер, поскольку не убеждены, что ОБЛИК является законным основанием для обыска. И вот вы здесь, и мы попытаемся убедить вас в обратном.

— Напомню вам причину отказа. Просьба о выдаче ордера на обыск предполагает дачу под присягой письменных показаний на основании существенных фактов. Ваш этот… фейс-контроль утверждает, будто парень виновен, только лишь изучив выражение его лица. И вы хотите, чтобы я выдал ордер на основании его виноватого вида? Да мои коллеги просто меня засмеют! Агент Коллинз серьезно кивнул.

— Естественно, нам бы этого не хотелось.

— Знаете, мистер Коллинз, — прервал его судья, — у нас действует Четвертая поправка: никаких необоснованных обысков и арестов. А чтобы ее не нарушали, существует часть 18, параграф 2235 Федерального уголовного кодекса, где говорится: получение ордера на обыск без существенных оснований влечет за собой штраф или заключение под стражу. Так что я окажусь в соседней с вами камере… У вас есть по-настоящему убедительные доводы? Отпечатки пальцев, анализ ДНК, отпечатки протекторов, слепки следов подошв? На этом основании я незамедлительно выдам ордер. Есть еще субъективные причины, некоторые из них годятся, другие — нет. След, взятый собакой-ищейкой, запах парфюмерии, идентификация по голосу, следы ног. А ваше основание — ОБЛИК. Ни единого прецедента. Ничего, чем можно руководствоваться. Ни «за», ни «против». И вы хотите, чтобы я стал первым?… Ну хватит об этом. Расскажите мне, как Дрейк сможет использовать возбудитель оспы. В чем опасность?

— Возьмем простейший сценарий. Работник службы эксплуатации с личным значком появляется в каком-нибудь парке. У него в руках опрыскиватель растений. Достаточно получаса — и баллон пуст. Работник уходит. Но остается воздушно-капельная взвесь, содержащая вирусы величиной от одного до пяти микрон. Такое облако может часами висеть в воздухе. Стоит только вдохнуть, и человек почти наверняка заражен. Но это только начало.

Он вопросительно взглянул на судью.

— Продолжайте.

— Заразившись, вы распространяете вирус путем выдоха при разговоре с собеседником. Мельчайшие капельки слюны окружают вас невидимым облаком, рассеянным метра на три. Капельки оседают на слизистой оболочке в горле вашего собеседника. Далее вирус проникает в клетки и начинает самовоспроизведение. Инкубационный период длится от одной до трех недель. Плюс две недели до видимых проявлений на теле, когда врач сумеет поставить диагноз. Потом скорый исход, сопровождаемый разнообразным патеногенезом: токсинемия, шок, тромбоз, сердечный приступ. Между тем распространение вируса продолжается. — Он снова посмотрел на судью. — Дальше?

— Рассказывайте.

— Такова технология уничтожения людей путем заражения в местах массового посещения. Простейший случай может рассматриваться как глобальная медицинская катастрофа. Каждый инфицированный заражает от десяти до двадцати человек. Ко времени ухудшения самочувствия носителя вирус проникает в новые жертвы. Спустя десять дней станет известно о тридцати случаях заболеваний. Учитывая переезды на разнообразном личном и общественном транспорте, сфера распространения вируса охватит все Восточное побережье. Затем весь континент. Оба континента. А воздушное сообщение поможет распространению возбудителя болезни по всему миру. Прежде чем все закончится, треть населения умрет, а оставшиеся, возможно, пожалеют, что выжили.

— Звучит весьма скверно.

— Скверно, согласен, но не безнадежно. Существует вакцинация. Достаточного количества вакцины здесь нет, но ее, конечно, получат. Вакцинация в течение четырех-пяти дней после выявления заболевания может предотвратить летальный исход. Иммунитет после вакцинации усиливается и работает в полную силу в течение недели. Вдобавок лекарства. Цидофовир препятствует воспроизведению вируса, но приводит к осложнениям. Можно применять капельное внутривенное вливание, но есть риск поражения почек. И еще иммуноглобулин, содержащий вирусные антитела. Но все это помогает лишь в первую неделю после заражения, особенно в сочетании с различными вакцинами.

— А этот Дрейк знает, что за ним наблюдают?

— Не уверен. Но, скорее всего, он просто передаст вирус кому-нибудь еще. Нам не известны его дальнейшие планы. Необходимо обнаружить вирус, пока Дрейк не начал действовать. Поэтому надо провести обыск квартиры.

— Да, но…

— Судья, мы готовы доказать, что ОБЛИК является основанием для выдачи ордера.



* * *



— Вы что, действительно предлагаете партию в покер?

— Да, сэр.

— Имейте в виду, агент Коллинз, семь лет назад я выиграл Турнир любителей покера в Лас-Вегасе.

— Да, сэр, мы знаем: в юридическом сообществе вы считаетесь первоклассным игроком. Но вскоре вы убедитесь — агент Мартин превосходит вас. Иногда она тоже играет с нами в карты. Но при непременном условии — на лицах обязательно маски.

— Маски?

— Да. Маски уравнивают шансы за игровым столом. Без них с ней играть бесполезно. По выражениям наших лиц она узнаёт, какие карты на руках у каждого. Но сегодня сыграете только вы вдвоем. Маски на вас не будет. Обычное невозмутимое лицо игрока в покер.

— Согласно вашей теории, по моему непроницаемому покерному выражению лица она сумеет определить, стоит торговаться или нет?

— Именно так.

— Вы полагаете, ее выигрыш станет доказательством законности техники ОБЛИК и моей подписи на ордере?

— Надеюсь, сэр.

— А если выиграю я? Коллинз пожал плечами.

— Значит, ОБЛИК не работает, и ордера нам не видать.

— Ладно, согласен. Но будем играть на ставку. Начнем с тысячи. — Судья извлек из кармана толстый рулон свернутых купюр и, заметив нерешительность Коллинза, добавил: — Надеюсь, в фондах ФБР хватает «черного» нала. Иначе как бы вы платили своим информаторам. Несомненно, вы лишитесь и тысячи, и ордера.

— Ваша Честь, мы не хотим отбирать ваши деньги, но, впрочем, если вы настаиваете…

Коллинз и агент Мартин переглянулись. Она кивнула.

— Договорились, я подпишу чек. На тысячу, не более. Чек годится?

— Сдавайте, агент Мартин. Игра началась.

Женщина смотрела в лицо судье, он — в ее. Она сменила несколько карт.

Флеш. Она остановилась и повысила ставку. Судья ответил. Агент Мартин быстро глянула на него. Карты у судьи явно неслабые. Она определила стрит. Ответила и открылась.

— Флеш? — буркнул судья. — Да, это перебивает.

Он положил свои карты рубашкой вверх, потом собрал все в колоду и перетасовал.

— Сдаю.

Агент Мартин изучала лицо судьи, пока тот рассматривал свою сдачу. Не лучший расклад, решила она. Скорее всего, две пары. Да. Судья сбросил одну карту. Шансы получить к паре третью — одиннадцать к одному. Он не взял третью. Впрочем, игра есть игра — возможно, он блефует.

Судья вытащил несколько банкнот, добавил в банк и, улыбнувшись противнице, произнес: «Пятьдесят сверху».

Она посмотрела свой расклад. Три девятки перебивают две пары.

— Отвечаю на ваши пятьдесят и повышаю до сотни.

Ставки росли на протяжении двух кругов. Наконец судья объявил:

— Последний торг, и вскрываемся. Все или ничего. Согласны?

— Давайте остановимся на этом, судья. Скорее всего, у вас на руках две пары. Предпоследняя по значимости комбинация. У меня — три шестерки.

Судья посмотрел на нее, сощурив глаза.

— Прочли по выражению лица? ОБЛИК?

— Да, сэр.

— Карты не крапленые?

— Новая колода. Сами распечатывали, сэр.

— Как вы это делаете?

— Я следила за покерным выражением вашего лица, судья. На лице сорок три основные мышцы. Они взаимодействуют в различных сочетаниях. Одна пара мышц может образовать около трехсот комбинаций. Мы называем это «эффектом взаимодействия». Три мышцы образуют четыре тысячи комбинаций, пять — около десяти тысяч видимых изменений выражения лица. Около трех тысяч сочетаний имеют определяющее значение, хотя и с множеством повторов.

На последней раздаче, к примеру, ваше лицо ничего не выражало. Затем вы открыли карты и посмотрели на них. Скосили глаза. Седьмой эффект взаимодействия. Микровыражение лица на долю секунды. Непрофессиональный наблюдатель этого даже не заметит. Затем последовал мгновенный двадцать третий эффект взаимодействия — сжатие губ. Едва заметное, практически невидимое неудовлетворение. Вы и не подозреваете, но мышцы лица работают сами по себе. Седьмой в сочетании с двадцать третьим эффектом взаимодействия означает: «У меня на руках ничего толкового».

— Таким же образом вы определили, когда у меня был приличный набор?

— Да, сэр. Сочетание шестого с двенадцатым эффектами — сужение зрачков, прищур глаз в сочетании с сокращением мышц на скулах, отвечающих за подъем уголков губ, — все это явные признаки удовлетворения. Я отступила.

— Но ведь вы не встречались непосредственно с Дрейком. Вели наблюдение только при помощи видеокамер. И на этом основании утверждаете, будто он прячет возбудитель оспы. Откуда вы знаете?

— Может, оспа здесь и ни при чем, судья. Но он напуган. Боится, что его поймают. У нас есть видеозапись. Давайте посмотрим.

Она включила видеомагнитофон. На экране появилось изображение человека, стоявшего на ступеньках у входа в здание.

— Саймон Дрейк, — пояснил Коллинз.

Дрейк, чуть задержавшись, сбежал по ступенькам. Его рябое, оливкового цвета лицо отражало абсолютное спокойствие. Глаза, рот, выбритые скулы словно заморожены.

— Вот, — прошептала она. — Видите?

— Вижу что?

— Глядите-глядите, — Дженифер Мартин отмотала ленту, снова запустила ее и нажала на паузу. — Вот, в течение трех миллисекунд эффекты взаимодействия первый, второй, четвертый, пятый и двадцатый. Одна бровь приподнята в направлении переносицы, другая чуть скошена — явное проявление тревоги. Также могу отметить…

— Ну, суть я усвоил. — Судья вынул из кармана несколько фотографий и передал их агенту. — Попробуйте. Четыре фотографии. Все — анфас. Расскажите об этих людях.

Дженифер разложила на столе фотографии и пристально изучила каждую.

— Начнем с этой. Совратитель малолетних. Судья кивнул.

— Следующая. Махинации с собственностью?

— Верно.

— Теперь эта. Приговорен к смертной казни за убийство, но как его совершил, не помнит.

— Да, он на этом настаивал.

— Наконец последняя, четвертая. Бородатый молодой человек, явно проявляет эффекты взаимодействия — шесть и двенадцать — счастье, почти эйфория. Возможно, он только что получил высшие оценки за последний семестр в юридической школе. Ему предложили работу еще до вступления в коллегию адвокатов. И все это окрашено сильным сексуальным чувством. Он думает о девушке.

Судья поднял руку: «Довольно».

Агент Мартин улыбнулась и вернула фотографии судье. Тот молча спрятал их в карман.

Коллинз недоуменно наблюдал за обоими.

— Любопытно, — поинтересовался судья, — а вы когда-нибудь применяли свое умение в жизненно важных для вас ситуациях?

— Да, сэр. Какой-то тип на шоссе просигналил нам остановить машину. За рулем был Каз, то есть агент Коллинз. Он прижался к обочине и опустил стекло. Я увидела лицо того типа. И явственно прочитала: «Сейчас я прикончу вас обоих». Он уже начал стаскивать пальто. Но я оказалась быстрее. Я выстрелила из-за головы агента Коллинза, прямо в открытое окно. Точное попадание между глаз.

— У нападавшего был пистолет?

— Нет, сэр. Огнемет. Позже мы обследовали его. Тот тип запросто мог нас поджарить. В отделе изучили видеозапись, но выстрелила ли я до того, как он вытащил огнемет, или после, определить не смогли. Потому и посчитали, что после. Так и доложили начальству. Тогда еще не верили в ОБЛИК.

— А я на неделю оглох, — добавил Коллинз. Судья глубоко вздохнул.

— Ладно, вы победили. Но в следующий раз, когда станем играть в покер, обязательно надену маску.

Он вынул из внутреннего кармана ордер, подписал его и вручил Коллинзу.



* * *



Они собрались в пустующей квартире в здании напротив. Коллинз, Дженифер, Фанн и еще двое агентов.

— Я не планирую крупный рейд, — объяснил Коллинз. — Это может его насторожить, дать время спустить порошок в унитаз. Нет, мы войдем очень тихо. Втроем — я, Мартин и Фанн — наденем резиновые перчатки, защитные халаты, спецобувь и респираторы с противобактериальными фильтрами. А вы, Уоткинс, и вы, Стерлинг, будете наблюдать за зданием. Во время обыска никого не впускать и не выпускать. Агент Фанн обыщет квартиру. Если найдется что-то подозрительное, я проведу экспресс-анализ на портативном анализаторе.

— А что мне искать? — поинтересовался Фанн.

— Из России вывезли три маленькие пробирки. Но пробирок мы можем и не найти. Культуры могут быть перепрятаны в капсулы или как-нибудь замаскированы. Будьте уверены, спрятано надежно.

— Вот так работенка, — пробормотал Фанн.

— Если ничего не отыщете, в дело вступит агент Мартин.

Оба агента украдкой посмотрели на Дженифер. Она ответила им встречным взглядом. Вообще-то она редко смотрела кому-либо в лицо. Лица раскрывали ей все секреты. Чаще всего они выражали тревогу, иногда безразличие, весьма редко были по-настоящему счастливы. Тайна для всех, кроме нее. Ее наставник по ОБЛИК предупреждал не позволять себе проявления эмоций. Никто не должен подозревать о том, что она умеет читать по лицам.

— А если и она ничего не обнаружит? — спросил Фанн.

— Тогда удалимся. Тем не менее пустим в ход все меры предосторожности.

У всех нас прививки от оспы, однако напомню: три процента привитых все равно заражаются. Во время обыска респираторы не снимать. Мартин возьмет литр гипосульфита натрия, я — баллон с двуокисью хлора. На случай, если понадобится дезинфекция. Джен, прихватите с собой видеокамеры.

— А как насчет надбавки за риск? — буркнул Фанн. Руководитель группы одарил его благодушным взглядом.

— Конечно. Если подхватишь инфекцию и помрешь, то прославишься. Еще бы — первый случай оспы за последние пятьдесят лет. Огромная денежная компенсация. Твоя вдова разбогатеет. Все готовы? Тогда вперед.

Коллинз нажал кнопку звонка, и вскоре за дверью послышались шаги. Агенты дождались, пока жилец осмотрит посетителей через дверной глазок. Затем старший группы вынул свой жетон и сообщил:

— ФБР. У нас имеется ордер на обыск. Откройте, пожалуйста, дверь, — и немного погодя добавил: — А то мы ее выломаем.

Дверь распахнулась. На пороге в купальном халате стоял Саймон Дрейк. Они оценивающе смотрели друг на друга. Жилец был небрит, в руке держал чашку чая и выглядел так, будто только что пробудился от тревожного сна.

Дженифер, изучая его лицо, уловила непроизвольное микровыражение: веки на миг приподнялись — явный признак испуга.

Дрейк вздохнул.

— Заходите, если так нужно. Но, может, скажете, что вы здесь намерены найти?

— Оспу, — сообщил Коллинз.

— Оспу? — хмыкнул жилец. — Странные вы люди. Кстати, для протокола: я протестую. Могу я позвонить своему адвокату?

— Звоните.

— Он будет через несколько минут.

— А обыск мы начнем прямо сейчас.

Дрейк пожал плечами. Его смуглое лицо застыло в безразличной маске — настоящий подарок для Дженифер. Именно с такими субъектами ей работалось легче всего. Эти люди не имели ни малейшего понятия о микровыражениях, возникающих на их лицах.

Адвокат Марвин Спаро прибыл спустя несколько минут. Юрист оказался нервным низкорослым человечком, напоминавшим птицу. Он изучил ордер и тут же заявил протест.

— Выдан на основании информации, предоставленной экспертом по ОБЛИК? Это еще что такое? Я буду ходатайствовать об отзыве!

Тут же последовал другой протест — против видеокамер.

— Видеозапись станет доказательством законности наших действий, — разъяснил Коллинз.

Адвокат также заявил протест в связи с причинением его клиенту беспокойства и неудобств. Предостерег о риске тяжких последствий иска.

Агент Фанн проводил обыск быстро, но тщательно. Он проверил все выдвижные ящики, стулья, диван. Всю кухонную утварь. Плиту, холодильник, микроволновку. Книжные шкафы, сами книги. Он простучал пол и стены, залез в мусорное ведро и бельевую корзину. Обыскал шкафы и всю одежду.

Пока агенты работали, Дрейк ходил за ними по пятам, время от времени улыбаясь в объективы видеокамер, расставленных в разных местах. Дженифер молча следовала за ним.

Через час поисков агент Фанн объявил: «Ничего».

Адвокат Спаро с триумфальным видом забегал по комнате.

— Все! Мистер Дрейк подаст в суд на вашу группу, на ФБР в целом и на каждого из вас в отдельности, а также на судью, подписавшего этот абсурдный ордер. Он подаст иск на двадцать пять миллионов. Нет! На пятьдесят! Подождите, я еще выступлю в суде! Вашим людям необходимо преподать хороший урок.

Дрейк отступил на пару шагов, ухмыльнулся, вытянул руки ладонями вверх, словно спрашивал: «Видите?»

Коллинз раздраженно отмахнулся от адвоката с жильцом и обратился к Дженифер.

— Ничего?

— Минуточку. — Она закончила просмотр фрагментов записи на DVD-мониторе и повернулась к Коллинзу. — Циркуляция воздуха отключена?

Он приподнял брови.

Дженифер кивнула в сторону прихожей.

— Там, в шкафу.

— Чушь! — заявил Дрейк.

— В пылесосе, в мешке-пылесборнике. Дрейк засуетился.

— Послушайте, это вовсе не то, что вы ищете. Могу объяснить. Я проводил небольшое биохимическое исследование. Там отходы, мусор. Совсем недавно пропылесосил. Ничего противозаконного. Вы делаете большую ошибку.

Женщина продолжила.

— Сейчас я открою мешок. Для анализа возьму совсем немного, но часть может улетучиться. — Она взглянула на адвоката. — Мистер Спаро, вам делали прививку в последние десять лет? Нет? Тогда вам лучше удалиться или надеть маску.

Адвокат облизнул губы и обернулся к агентам.

— Это правда?

— Да, — подтвердил Коллинз.

— А как насчет него? — Спаро указал на своего клиента.

— С ним ничего не случится, — ответил Коллинз. — Оспой он уже переболел. У него иммунитет.

— Ладно, ухожу. Но вам за это еще достанется!

После его ухода Дженифер открыла дверь шкафа и вынула пылесос. Мешок был полон. Коллинз, сощурив глаза, разглядывал пылесборник. Дженифер приоткрыла мешок, ткнула внутрь влажной зубочисткой и передала ее Коллинзу. Тот вложил зубочистку в анализатор и включил монитор.

— Придется немного подождать. Процесс идентификации прост, но точен. Вирус содержит 186 ООО основных пар ДНК, а ДНК — примерно 187 генов. При распутывании спирали основные пары растягиваются в длинную цепочку. Соответствие генетического кода этой цепочки с анализируемой пробой означает оспу. Так. Полное соответствие. Здесь хватит, чтобы за две недели парализовать все Восточное побережье.

Неуловимым движением Коллинз выдернул из-за пояса наручники и, заведя руки Дрейка за спину, защелкнул браслеты.

— Я обвиняю вас в хранении возбудителя оспы с целью распространения. Вы имеете право хранить молчание… — И он зачитал Дрейку остальные права.

— Нам надо забрать весь пылесос, — произнес Фанн. — Нужен пакет побольше.

— Держи. — Дженифер вынула из кармана пакет и отдала агенту. Фанн вложил пылесос в пакет, запечатал его и попросил:

— Ну, Джен, теперь, пожалуйста, объяснись.

— Всего лишь ОБЛИК, Боб. Когда мы вошли, я сразу заметила на лице хозяина едва уловимое микровыражение испуга. Оно выразилось только в движении бровей, вернее — одной брови. Правая чуть приподнята, безошибочно определяя первый эффект взаимодействия. Непроизвольное и очень краткое движение. Он явно что-то прятал, причем опасное. Вопрос только — где. И всякий раз, стоило вам приблизиться к шкафу, он незаметно проявлял страх. Когда ты открыл дверцу и вынул пылесос, его боязнь усилилась. Ты начал прощупывать пылесборник, и он выдал целый букет эффектов взаимодействия — 1, 2, 4, 5 и 20. А когда ты сказал: «Ничего», он улыбнулся так называемой «улыбкой Дюшена». Непроизвольно, сам того не сознавая. Сработали эффекты взаимодействия шесть и двенадцать. Напряглись скуловые желваки. Фанн нахмурился.

— Странно. И он все это выражал? Я ничего не заметил.

— Это были микровыражения.

— Пора отваливать, — объявил Коллинз. — Я отведу Дрейка к машине, а вы оба прихватите улики, соберите аппаратуру и заканчивайте спектакль. Продезинфицируйте здесь на всякий случай и опечатайте помещение.



* * *



После полудня, выходя из здания Федерального бюро, Коллинз похвалил: «Прекрасная работа, Джен».

В ответ она пробурчала что-то невнятное.

Она задумалась. Ее наставники по ОБЛИК говорили: «Теперь вы становитесь членом элитной группы. В мире всего около пятисот прошедших сертификацию ОБЛИК-экспертов. Это новый мир, где все для вас открыто, но это также мир изоляции. Вы не должны никому рассказывать то, о чем знаете и на что способны».

Она знала, что Коллинз прошел через болезненную процедуру развода. Сам он считал, что скрывает это. Фанн был счастлив с новой подружкой — девушкой, которую даже не собирался знакомить с родителями. Она совсем не хотела этого знать, но ничего не могла с собой поделать.

— Джен? — Коллинз уже давно о чем-то ее спрашивал. Она вернулась к действительности.

— Послушай, за карточным столом судья показывал тебе фотографии. И ты явно произвела на него впечатление. На меня, кстати, тоже. Тот молодой бородач. Секс, говоришь? В чем там дело?

— Свидетельства воспоминаний, Каз. Судья когда-то работал помощником окружного прокурора, и на первых трех фото — его самые первые обвиняемые.

— Понял. А насчет секса?

— Медовый месяц на Бермудах. Самого судьи.



Перевел с английского Михаил ЧЕРНЯЕВ

КЭРОЛИН ИВ ДЖИЛМЕН



ТО, ЧТО НАДО…



В конце концов ключ к путешествиям во времени все же был найден.

Произошло это в окрестностях городка Пипак в Нью-Джерси. Однажды февральским вечером все телевизионные приемники — во всяком случае, те, что до сих пор работали от антенн — вдруг начали передавать концерт эстрадного оркестра Лоренса Уэлка[1] в зернистом черно-белом изображении. Продолжалось это всего несколько минут, но зрители «Самых ужасных мировых катастроф» все равно остались очень недовольны и буквально засыпали телестудию жалобами. Сначала все решили, что это просто чья-то хулиганская выходка, однако проведенное расследование только еще больше все запутало. Довольно скоро выяснилось, что это была прямая трансляция из одна тысяча девятьсот, шестидесятого года. Насколько было известно экспертам и хранителям видеоархивов, этот концерт никогда не снимался даже на кинопленку. Поиски источника сигнала тоже не дали никаких результатов, пока Министерство обороны не сообщило, что один из военных спутников тоже принял эту странную передачу.

Тогда все подумали, что это наверняка пришельцы — маленькие зеленые человечки, которые, случайно перехватив заблудившуюся в космосе телевизионную волну, пришли в ужас от музыкальных вкусов землян и отправили ее обратно даже без комментариев. Однако ученые из обсерватории Принстонского университета, тщательно изучив сектор неба, откуда, по всей вероятности, пришел сигнал, не нашли ни одной планеты, на которой могли бы обитать строгие ценители музыки. Вместо этого они открыли черную дыру — самую близкую из всех, что были известны землянам на тот момент.

О том, что произошло, физики и астрономы подробно рассказали на многолюдной пресс-конференции. В тот день компьютерные графические устройства почему-то не работали, и ученым пришлось рисовать схемы и диаграммы на листах бумаги. Как они заявили, телепередача, вышедшая в эфир в одна тысяча девятьсот шестидесятом, в течение двадцати-двадцати пяти лет путешествовала в космосе, пока не оказалась вблизи черной дыры. Там могучие гравитационные поля развернули телевизионный сигнал в обратном направлении и, странным образом усилив и сфокусировав его, швырнули назад к Земле. Пипак оказался на его пути чисто случайно. Такой же случайностью было и то, что это был именно концерт старомодной танцевальной музыки. Если бы вместо оркестра Лоренса Уэлка зрители увидели повтор «Бонанзы» или «Мистера Эда»[2], скорее всего, никто бы вообще ничего не заметил.

Дальнейшие события развивались под покровом строжайшей секретности.

Ученым почти сразу пришло в голову, что черную дыру можно использовать, чтобы отправить сообщение в будущее. Но лишь немногим из них было известно, что в горах Колорадо, в секретной лаборатории в окрестностях Боулдера, уже давно разрабатывается новый способ путешествий в космосе. С помощью направленного потока частиц исследователи разбирали пересылаемый объект на молекулы, тщательно записывая его структуру. Затем эта информация, преобразованная в световой луч, направлялась в приемное устройство, которое на основе закодированной информации воссоздавало объект в его первоначальном виде.

Экспериментаторы начинали с пивных пробок и пластинок жевательной резинки, которую они пересылали из одного угла лаборатории в другой, зате, м настал черед кроликов и морских свинок. Разумеется, не обошлось без неудач, но в их неаппетитные подробности мы вдаваться не будем.

Увы, эта система была мало пригодна для космических путешествий, ибо для ее нормального функционирования приемник был так же необходим, как и передатчик. Между тем, кроме обычных космических перелетов, других способов доставлять приемники к звездам пока не существовало, так что никакого выигрыша во времени новый метод не сулил. Зато благодаря наличию буквально под боком черной дыры, способной отразить информационный луч и вернуть его назад, стало возможным совершать путешествия уже не в пространстве, а во времени.

— Не волнуйся, мы оставим им записку на холодильнике, — шутили ученые, когда первый хрононавт-доброволец выразил вполне понятное беспокойство по поводу того, что люди будущего могут оказаться не готовы к приему сообщения или не иметь необходимого оборудования.

Да и что еще они могли сказать? Гарантировать благополучный исход эксперимента не мог никто.

Добровольца звали Сейдж Оквесасн, и она отличалась от своих сутуловатых и рано облысевших коллег-математиков не только тем, что была высокой и подтянутой (как ее далекие предки охотники-ирокезы), но и тем, что много знала и мало говорила. Впрочем, и сама Сейдж вряд ли могла объяснить, зачем она вызвалась участвовать в столь опасном эксперименте. Вряд ли дело было только в ее безграничной вере в возможности науки. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и то, что она была одной из тысяч новоиспеченных докторов наук в эпоху, когда перспектива найти приличную постоянную работу была достаточно туманной, однако и это тоже оказалось не главным. Что-то привлекательное и крайне заманчивое скрывалось в самой идее преодолеть миллионы парсеков в виде сияющего светового луча чистой информации…

Разумеется, никто не обращался в Управление охраны труда и не получал разрешения на путешествие во времени. Лаборатория была секретной, и в один прекрасный день эксперимент осуществили в рутинном порядке — и в полном соответствии с планом текущих исследований.

После того как мощный электрический разряд заставил ее сердце снова забиться, Сейдж лишь слабо удивилась тому, что все сработало как надо, что она жива и лежит на гладкой стальной поверхности под тонкой больничной простыней. На всякий случай она пошевелила пальцами рук и ног и убедилась, что ее тело, кажется, собрано в полном соответствии с инструкцией.

В следующее мгновение над ней склонился какой-то пожилой мужчина с крупным шишковатым носом и взъерошенными седыми волосами. Это врач, машинально подумала она. Врач, который озабочен ее состоянием.

— Сейдж! — торопливо шепнул мужчина. — Ничего не подписывай!..

Интересно, куда подевалось «Как вы себя чувствуете?»… Недоумевая, Сейдж села, прикрывая грудь уголком простыни. Когда легкое головокружение, вызванное резкой переменой положения, прошло, она увидела, что находится именно там, где и ожидала — в лаборатории, битком набитой разными непонятными приборами. Поглядев через плечо, Сейдж увидела и приемник — машину, восстановившую ее после «перелета». Приемник-ассемблер выглядел значительно больше, чем сляпанный на живую нитку прибор, который Сейдж помнила — очевидно, с тех пор порядок финансирования лаборатории претерпел значительные изменения к лучшему.

— Какой сейчас год? — спросила она.

Растрепанный мужчина улыбнулся — натянуто и немного робко. Его внешность показалась Сейдж смутно знакомой, но кто это, она припомнить не могла.

— Ты проснулась на пять лет позже, чем мы рассчитывали. Кстати, я — Джеймс Никль. Ах да!.. — спохватился он, протягивая ей купальный халат, который держал в руках.

— Джеми! — Сейдж слишком растерялась, чтобы испытывать неловкость от того, что не узнала его сразу. Когда-то Джеймс Никль тоже работал над проектом в качестве стажера-дипломника. Тогда он был довольно эксцентричным молодым человеком с крупным мясистым носом и вечно взъерошенными рыжевато-каштановыми волосами.

— Ты прибыла точно по расписанию, как и планировалось, — объяснял Джеми, пока Сейдж натягивала халат. — Все дело в том, что некоторое время ты существовала в виде записи на диске.

— На диске? — недоуменно переспросила Сейдж.

— Ну да. Это произошло из-за вмешательства суда. Ты была сдана на хранение, пока адвокаты выясняли, кому принадлежит твой копирайт.

— Мой копирайт?!

Кто-то негромко откашлялся, и Сейдж только сейчас заметила, что в комнате появился еще один человек. Невысокий, смуглый, весь какой-то лоснящийся, с аккуратной бородкой, он напоминал откормленного хорька. Безупречные манжеты и пиджак с узкими лацканами позволили Сейдж безошибочно определить, что перед ней адвокат, да к тому же из самых высокооплачиваемых.

Мужчина шагнул вперед и, сдержанно поклонившись, представился:

— Меня зовут Рамеш Джабвалла, и я представляю интересы корпорации «Метамем». К моему огромному сожалению, я вынужден сообщить вам, что вы вовсе не Сейдж Оквесасн.

— А кто же я? — удивилась Сейдж.

— С точки зрения закона, вы ее копия, произведенная по запатентованной технологии с использованием информации, являющейся интеллектуальной собственностью фирмы «Метамем корпорейшн». Вот почему мы имеем все основания считать, что исключительные права на ваш копирайт принадлежат нам.

Сейдж слегка тряхнула головой. Она была уверена, что чего-то недопонимает.

— Вы хотите сказать, что вам принадлежат права на мою «историю»? — уточнила она.

— Отнюдь, — ответил мистер Джабвалла. — Нам принадлежите вы.

С этими словами он открыл кейс и показал Сейдж большой компьютерный диск с затейливым логотипом, состоявшим из двух переплетенных «М».

— Здесь, — торжественно проговорил он, — записана вся информация, которая позволила нам воспроизвести вас.

— Вы спятили, — сердито сказала Сейдж. — Авторские права не могут распространяться на человека!

Джеми, стоявший за спиной адвоката, яростно затряс головой, но мистер Джабвалла остался спокоен.

Прецедент, на который мы опираемся, заключается в том, что в свое время расшифрованный геном человека был на совершенно законных основаниях запатентован. Мы исходим из того, что нет и не может быть никакой существенной разницы между биохимическим кодом, позволяющим создать человеческое существо, и набором электромагнитных импульсов, позволяющих проделать то же.

— Вот почему эта технология так и не получила развития, — вставил Джеми извиняющимся тоном. — Все уперлось в законы!

Сейдж снова почувствовала, что у нее голова идет кругом. А мистер Джабвалла продолжал все так же вежливо:

— «Метамем», однако, решил не возбуждать против вас дело. Пусть вопрос о копирайте пока останется спорным. Вместо этого… — он извлек из кейса толстую голубую папку и протянул Сейдж. — Вместо этого мы предлагаем вам контракт с нашей дочерней компанией «Персона-файл». Она выставит ваш оцифрованный образ на продажу за сравнительно небольшие двадцать процентов комиссионных плюс издержки. Смею вас заверить, мисс Оквесасн-два, это весьма выгодная сделка. Многие люди готовы на что угодно ради подобного соглашения с нашей «Персона-файл». Поставьте, пожалуйста, вашу подпись вот тут…

И мистер Джабвалла протянул ей авторучку в изящном корпусе из полированного розового дерева.

Связка стеклянных бус стоимостью в двадцать четыре доллара в обмен на Манхэттен, подумала Сейдж. Когда-то это тоже считалось весьма выгодной сделкой.

— А если я пошлю вас куда подальше? — спросила она.

— Кто знает, — пожал плечами адвокат, — возможно, следующая ваша копия окажется более сговорчивой.

— Вы не имеете права!

— А кто его у нас отнимет? — приятно улыбнувшись, адвокат жестом указал на кейс с диском.

— Мне необходимо подумать…

Джабвалла заколебался, словно почувствовав, что Джеми ухмыляется у него за спиной.

— Очень хорошо, — промолвил он наконец, пряча ручку в карман. — Что ж, пока вы думаете — будьте нашей гостьей. Точнее — гостьей нашего времени.

Подчеркнуто игнорируя предложенную адвокатом руку, Сейдж слезла со стола приемника-ассемблера и выпрямилась во весь рост. Даже босиком она была на добрых шесть дюймов выше Джабваллы. Джеми проводил ее в ванную комнату. Там висел рабочий комбинезон со множеством карманов, и, надев его, Сейдж стала похожа на бесстрашную исследовательницу африканских джунглей. Разглядывая себя в зеркало, она неожиданно задумалась, всегда ли ее нос был таким длинным.

Когда она вышла, мистер Джабвалла все еще ждал ее.

— Боюсь, пресса уже пронюхала о вас, — предупредил он.

И действительно, соседняя комната была полна репортеров. Когда Сейдж появилась на пороге, десятки включенных одновременно камер оглушили ее своим стрекотом, напоминавшим вечернюю песню цикад. Круглые глаза видеозаписывающих устройств следили за каждым ее шагом, за каждым движением.

— Сейдж! Сейдж!!! Здесь! Взгляни сюда, дорогая!.. Скажите, вы подписали договор с «Метамемом»? Что вы думаете о будущем? Каково это — отстать от жизни на столько лет?

Три человека протолкались вперед, протягивая ей листки контрактов на переуступку прав и бормоча что-то о принудительном ассортименте, номинальном времени и наличной прибыли. Другие совали ей в карманы визитные карточки. В считанные секунды толпа пришла в настоящее неистовство и начала угрожающе раскачиваться из стороны в сторону. Сейдж едва не испугалась, но потом увидела, что мистер Джабвалла машет кому-то рукой. Тотчас по обеим сторонам от нее возникли два телохранителя с уже знакомой Сейдж эмблемой «Метамема» на форме. Не особенно церемонясь, они принялись прокладывать ей путь к противоположной двери.

Преследуемые жужжанием камер и громкими выкриками, Сейдж и Джабвалла выбрались в просторный вестибюль с высокими потолками. Здесь Сейдж попыталась оглядеться, но телохранители буквально тащили ее за собой со все возрастающей скоростью.

— Куда мы идем? — спросила она.

— Я хочу отвезти вас к самому могущественному человеку в мире, — ответил мистер Джабвалла.

— К президенту? — удивилась Сейдж. Адвокат несколько опешил.

— К президенту?… Вовсе нет! Разве вы хотите с ним встретиться?… Кстати, Ганс, — обратился он к одному из охранников, — кто у нас нынче президент?

— Еще не знаю, — откликнулся Ганс. — Выборы состоятся только послезавтра.

— Конечно, конечно… — пробормотал мистер Джабвалла. — Что ж, с этим придется подождать. Нет, мисс Оквесасн, вам предстоит увидеться с мистером Беддоузом, главой корпорации «Метамем».

Стеклянные двери автоматически открылись, пропуская их на улицу. У тротуара стоял белый лимузин с тонированными стеклами не меньше чем в полквартала длиной. Один из телохранителей открыл дверцу, второй буквально затолкал Сейдж внутрь. В следующую секунду машина резко рванула с места, и Сейдж швырнуло на мягкое кожаное сиденье.

Внутри лимузин больше всего походил на салон по продаже электроники, в котором почему-то погас свет. Чуть ли не со всех сторон Сейдж окружали ряды работающих мониторов. Перед ними сидел во вращающемся кресле высокий рыхловатый блондин с нездоровым одутловатым лицом и в очках с тонкой металлической оправой, просматривавший видеозапись посадки Сейдж в лимузин. Блондин был одет в мешковатый свитер, джинсы и домашние тапочки на босу ногу. Прокрутив запись назад, до того момента, когда Сейдж вошла в кишащую репортерами комнату, он начал смотреть запись снова, беспрерывно покачивая ногой.

— Прошло как будто неплохо, как вам кажется? — спросил он. Мистер Джабвалла сидел рядом с Сейдж, но вопрос был адресован не ему, а молодой женщине, чья кожа была раскрашена золотыми и черными тигровыми полосами. До этого Сейдж ее не замечала.

— Все точно по сценарию, — ответила она и, наклонившись к Сейдж, дружеским жестом протянула ей руку.

— Меня зовут Пэтти Уиквайр, я президент компании «Персона-файл». Мы занимаемся имиджевым маркетингом.

— Да, я в курсе, — сдержанно ответила Сейдж.

На ее взгляд, Пэтти выглядела слишком молодо, чтобы вообще работать, не говоря уже о том, чтобы занимать пост президента компании. Одета она была в кожаный жилет и коротенькие шорты, открывавшие ее живописные — другого слова не подберешь — ноги. Прическа Пэтти напоминала неистовое торнадо, в воронку которого попали самые неожиданные предметы: сигарета, крошечная телевизионная трубка (работающая) и небольшая статуя Свободы. В самом выборе этих предметов Сейдж почудилась своего рода насмешка — или ирония, как посмотреть.

— Вам предстоит одобрить ваши фото для тиражирования, — сказала Пэтти, указывая на ближайший к Сейдж монитор. — То, что никуда не годится, я уже отсеяла, вам остается только выбрать лучшее… Чтобы отправить снимки на аукцион, просто нажмите «Ввод».

Фотографии, которые Сейдж увидела на экране, были сделаны всего несколько мгновений назад. И на всех без исключения она выглядела невероятно фотогенично, словно над снимками поработал опытный ретушер или фотодизайнер.

— Похоже, их здесь не меньше трех сотен… — проговорила она озадаченно.

— Журналисты могут фотографировать сколько им угодно, но они не имеют права воспроизводить снимки, не заплатив потиражных и авторских, — объяснила Пэтти. — Ведь каждая фотография является вашей собственностью.

Сейдж нажала клавишу «Ввод», чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Полный блондин, сидевший напротив, сразу заговорил в миниатюрное переговорное устройство.

— Снимок пойдет на продажу прямо сейчас под номером сорок семь, — сказал он. — Ты понял? Нет, не покупай его, болван, нам нужно, чтобы его приобрели «Элит» или «Хип». Эта мода должна распространиться в высших слоях общества… — Блондин свирепо прищурился на экран, словно был крайне близорук. — Проклятье! Снимок попал в студию «XX век Фокс»… О\'кей, небольшое изменение планов. Сшейте такой же комбинезон из грубой хлопчатобумажной ткани и пустите в продажу по цене не выше пятидесяти баксов. Пусть магазины дешевых товаров буквально ломятся от них! Успеешь сделать до завтра? Вот и молодец…

Блондин ткнул пальцем в экран, и на нем тотчас появилась сложная трехмерная диаграмма.

— Будь я проклят! — вырвалось у него. — Только посмотрите на это! Охват рынка равняется восьмидесяти процентам, причем с сорока он нарастает по экспоненте! Индекс распространяемости подскочил до невиданных высот! Область прогнозных оценок перекрыта в десятки раз!

— Вы гений, Д.Б., — сказала Пэтти тоном, который подразумевал нечто общеизвестное и не подлежащее обсуждению.

Блондин бросил взгляд на еще один экран.

— Предложения о приобретении прав поступают одно за другим, — прибавил он. — Студия Диснея и АТВ готовы приобрести права на создание художественного фильма, фильма-биографии и ролевой компьютерной игры. Пластические хирурги желают получить в свое распоряжение подробную трехмерную карту ее лица… — Блондин пристально посмотрел на Сейдж сквозь тонкие, как паутина, пряди светлых волос, упавших ему на глаза.

— Какое счастье, что к нам в будущее не послали какого-нибудь лысого субчика с гнилыми зубами, — заключил он.

Один из мониторов издал тонкий писк, и блондин быстро повернулся к нему.

— Снимки проданы, — констатировал он. — Поздравляю, мисс Оквесасн, вы только что заработали ваши первые тридцать тысяч долларов.

— Это было достаточно просто, — ответила Сейдж, только чтобы не молчать.

Лицо блондина мгновенно утратило рассеянно-мечтательное выражение, а в голосе зазвенел металл.

— Нет, мисс Оквесасн, это совсем не просто. Вы понятия не имеете, сколько труда было потрачено, чтобы создать и отладить систему, которая только что принесла вам эти деньги!

Эти слова заставили Сейдж присмотреться к блондину повнимательнее. Его так никто и не представил — по-видимому, потому, что обычно он ни в каких представлениях не нуждался. Похоже, она совершила ошибку, когда отнеслась к нему без должной серьезности. За его обманчиво-мягкой внешностью скрывался стальной или, лучше сказать, углеволоконный характер.

— Зачем вам понадобилось продавать трехмерную карту моего лица? — спросила она.

— Потому что таков наш бизнес, мисс Оквесасн… Простите, я думал, мистер Джабвалла уже ввел вас в курс дела. Корпорация «Мета-мем» является оптовым поставщиком информации. Как правило, мы не занимаемся доставкой конечного продукта непосредственно к потребителю — для этого существует множество других компаний. Обычно мы закупаем информацию у тех, кто ее производит, и продаем издателям, продюсерам, производственникам, телевизионщикам и прочим.

— То есть вы — информационный посредник? — уточнила Сейдж.

— Совершенно верно.

Один из терминалов зашелся звонкой трелью, и блондин, повернувшись к нему, снова тронул экран пальцем.