Другой причиной может быть опасение за то, что это приведет к внутренним неурядицам, которые
отразятся на его религиозной жизни, т.е. он может совершить запретное (харам) из-за детей.
Аллах говорит:
\"Аллах желает вам облегчения, а не затруднения...\" (Коран, 2:185).
\"Аллах [вовсе] не хочет создавать для вас неудобства...\" (Коран, 5: 6).
Угроза здоровью детей и их воспитанию также может рассматриваться как веская причина. В
сборнике Муслима приводится сообщение Усамы Ибн Заида о том, что к Посланнику Аллаха
подошел человек и сказал: \"Я практикую азл со своей женой\". -
\"Зачем ты это делаешь?\" -
спросил Пророк (Мир ему). Он ответил: \"Я опасаюсь за ее ребенка\" (или \"за ее детей\"). Тогда
Посланник Аллаха (Мир ему) сказал:
\"Если бы это (беременность кормящей женщины)
было бы вредным, оно отразилось бы на персах и византийцах\" . Сказанным было
88
подчеркнуто, что такая практика не навредила персам и византийцам, считавшимися самыми
могущественными народами того времени.
Другим законным основанием может служить боязнь за новорожденного ребенка. Пророк (Мир
ему) назвал половое сношение с кормящей новорожденного ребенка вата-ульгиля (букв.
сношение с кормящей), и под этим термином подразумевалось нечто близкое к преступлению в
отношении грудного ребенка, подвергающегося риску, так как в результате новой беременности у
кормилицы может ухудшиться качество грудного молока, что повлияет на здоровье ребенка.
Поскольку Пророк (Мир ему) был озабочен благополучием своей уммы, он предписывал полезное
и предостерегал от вредного. Одно из таких проявлений заботы - такое высказывание:
\"Не
убивайте ваших детей тайно, так как вата-ульгиля подобна сброшенному с седла
всаднику\" 2.
Пророк (Мир ему) не был, однако, крайне категоричен в запрещении половых сношений с
кормящей ребенка женой, отметив, что персы и византийцы, две самые могущественные нации
того времени, все-таки допускали их без какого-либо вреда для своих детей. Более того, он
понимал, что для мужей очень тяжело воздерживаться от половых сношений в период кормления
детей их женами, который может продлиться до двух лет. Он сказал:
\"Я намеревался запретить
вата-ульгиля, однако я вижу, что персы и византийцы практикуют это, и оно не
отражается пагубно на их детях\" 3.
2. Передано Абу Даудом. Сказано в том смысле, что ребенок, вскормленный беременной
матерью, пострадает от этого позднее, подобно сброшенному лошадью наезднику.
3. Передано Муслимом.
Ибн аль-Кайим, разъясняя связь данного хадиса с предыдущим
\"Не убивайте ваших детей
тайно\" , говорит: \"В одном из своих высказываний Пророк (Мир ему) сравнивает вата-ульгиля с
наездником, сброшенным с седла. Последствия такого падения наносят вред всаднику так же, как
и в частности, новая беременность кормящемуся грудным молоком ребенку. Для этого он вначале
призывает (не запрещает!) воздержаться, а затем, видя другую проблему, связанную с долгим
воздержанием от близости с женой, особенно у молодых мужчин, он приводит в пример два
многочисленных и могущественных народа, которые практикуют это без ущерба для себя и своего
могущества, что указывает о незапретности такой практики\"1.
В наше время существуют новые методы предохранения, которые учитывают, поставленную
Пророком (Мир ему) цель, а именно: ограждение ребенка (грудного) от возможного вреда,
который может возникнуть из-за беременности его матери, и одновременно наслаждение половой
близостью мужа со своей кормящей женой.
1. Ибн аль-Кайим. \"Мифтах Даруль-Саада\", с.620, также см. \"Задуль-Миад\", т.4, с.26.
Из этого мы можем заключить, что, с точки зрения Ислама, лучшим периодом времени между
рождением двух детей является тридцать месяцев, а если вскармливание ведется два полных
года, то тридцать три месяца.
Имам Ахмад и другие придерживались мнения, что для применения азла (или противозачаточных
средств) требуется согласие жены, поскольку у нее тоже есть право на половое удовлетворение, а
также на решение обзавестись ребенком. Сообщается, что Умар запретил азл без согласия жены.
Это было заметным шагом со стороны Ислама по закреплению прав женщин в эпоху, когда они
были бесправны.
Аборт
Ислам разрешает предохранение от беременности, когда в этом есть необходимость, однако он не
допускает покушения на зачатый плод.
Мусульманские законоведы единодушны в том, что после появления в зародыше души избавление
от него становится запретным и преступно наказуемым. Как можно допустить, чтобы мусульманин
покушался на жизнь сформировавшейся живой плоти. Ученые говорят, что в случае если во время
аборта плоть выходит живой, то за нее выплачивается выкуп ( дияа 1), а если она извлекается
мертвой, то налагается штраф. Однако существует исключение. Даже если плод окончательно
сформировалась (в чреве матери), но достоверно установлено, что продолжение беременности
неминуемо приведет к гибели матери, тогда в соответствии с общими принципами шариата -
выбором меньшего из двух зол - производится аборт.
1. Дияа – выкуп, выплачиваемый за непреднамеренное убийство.
В действительности единственно правильным решением становится аборт ради спасения женщины
в обмен на зародыш, так как было бы неразумным жертвовать жизнью матери ради жизни ее
зародыша, который еще не стал полноценным человеком и не приобрел прав и обязанностей1.
1. Фетвы шейха Шалтута.
89
Имам аль-Газали проводит четкую грань между предохранением и абортом, говоря:
\"Предохранение несравнимо с абортом и погребением заживо, так как они являются
преступлением по отношению к существующему организму. А существо (зародыш) имеет свои
этапы развития. Первый этап - попадание сперматозоида во влагалище и смешивание его с
женской яйцеклеткой, что является предпосылкой для зарождения жизни. Нарушение этого
процесса - преступление. Если же зародыш развивается далее и превращается в сгусток, то его
удаление (аборт) становится еще большим преступлением. Когда же зародыш обретает душу и
продолжается его формирование, преступление еще более усугубляется. И наконец, преступление
достигает своего пика, когда происходит умерщвление вышедшего из утробы матери зародыша\"1.
1. Аль-Газали. \"Воскрешение наук о вере\", раздел \"Брак\", с.47.
Права супругов
Как упоминалось ранее, браком является договор, которым Аллах связывает мужчину и женщину.
Став супругами и в то же время оставаясь индивидуумами, они в действительности делят между
собой свою сокровенную тайну, боль и надежду. Коран красноречиво описывает супружескую
связь:
\"
Ваши жены для вас – одеяние, а вы – одеяние для них\" (Коран, 2:187). Под этим
откровением подразумеваются соединение, прикрытие, защита и украшение одним супругом
другого.
У каждого из супругов по отношению друг к другу имеются свои права, которые они должны
блюсти, не злоупотребляя ими. Права основаны на взаимном равноправии, за исключением того,
что касается тех особенностей, которыми наделены мужчины. Как сказано Аллахом,
\"...
женщины имеют [по отношению к мужьям] такие же права, как и обязанности, согласно
шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам\" (Коран, 2 :228).
Под выражением
\"выше их\" подразумевается руководящая и ответственная роль мужчины.
Мужчина спросил Пророка (Мир ему): \"О Посланник Аллаха, соблюдения каких прав может
требовать жена от своего мужа?\" Он ответил:
\"Ты должен кормить ее тем же, чем питаешься
сам, одевать ее в то (по цене), что одеваешь сам. Не бей ее по лицу, и не оскорбляй, и
не выгоняй ее за пределы дома\" 1.
Для мужа-мусульманина недопустимо пренебрежительно относиться к обеспечению своей жены
пищей и одеждой. В хадисе говорится:
\"Неизмерим грех того, кто ущемляет в пропитании\" 2.
1. Передано Абу Даудом и Ибн Хаббаном.
2. Передано Абу Даудом, ан-Насаи и аль-Хакимом.
Недопустимо ударять жену по лицу, поскольку это оскорбляет ее человеческое достоинство, а
также угрожает нанесением ей увечий. Также мусульманин не должен оскорблять жену, называя
ее \"уродина\" или говорить что-либо подобное.
В отношении прав мужа Пророк (Мир ему) сказал:
\"Для верующей в Аллаха женщины
недопустимо пускать в дом того, кто неприятен ее мужу. Ей не следует выходить из дому
вопреки желанию мужа. Не должна жена слушать кого-либо вместо мужа. Она не
должна отказывать ему в ложе (в близости). Она не должна бить его (если она
физически сильнее его). Если муж обижен, жена должна добиваться его расположения,
и если она добилась примирения, то это будет принято Аллахом, и она достигла своего, а
если ей не удалось этого сделать, то по крайней мере ее совесть будет чиста пред
Аллахом\" 2.
2. Передано аль-Хакимом.
Взаимная терпимость между супругами
Мусульманин должен проявлять сдержанность в отношении неадекватных поступков своей жены.
Учитывая, что женщина - слабое создание и ей присущи недостатки, как и любому человеку, ему
следует вспоминать при этом о ее хороших качествах. Пророк (Мир ему) сказал:
\"Пусть
верующий мужчина с пониманием относится к верующей женщине. Если что-то в ней не
нравится ему, может понравиться другая черта\" 1.
1. Передано Муслимом.
Всевышний Аллах говорит:
90
\"Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны, то ведь может быть
так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое\" (Коран,4:19).
Ислам требует от мужчины проявлять терпимость к тому, что не нравится ему в его жене, а от
жены требует стремления к тому, чтобы муж был ею доволен, насколько это позволяют ее
возможности и обаяние, и предупреждает о недопустимости по прошествии ночи того, чтобы муж
был недоволен женой. В хадисе говорится:
\"Три (категории людей), намаз которых не
поднимается ни на пядь выше их голов: мужчина, руководящий людьми, которые
ненавидят его; женщина, проводящая ночь с мужем, в том случае, если он ею
недоволен; и два брата (мусульманина), порвавших отношения\" 1.
1. Передано Ибн Маджой и Ибн Хаббаном.
Непослушание и раздоры
Особые качества мужчины обязывают его быть главой семьи и дома, дабы обеспечивать своих
домочадцев всем необходимым. Жена же, в свою очередь, обязана признать главенство мужа и
слушаться его, так как семейный корабль потерпит крушение без своего капитана.
В случае, когда жена упрямится и не желает повиноваться, мужу следует приложить максимум
усилий, будь то ласковым словом, проникновенным увещеванием или мудрым наставлением,
чтобы исправить ее. Если это не помогло, то пусть проводит ночь отдельно от нее, дабы пробудить
в ней благосклонность. Если и такой подход терпит неудачу, то муж может ударить ее рукой, при
этом без жестокости и не в лицо. Нельзя прибегать к использованию палки или чего-либо еще, а
стоит взять пример с Пророка (Мир ему), который, будучи разгневан на своего слугу, сказал ему:
\"Если бы не страх возмездия в День Воскресения, я бы побил тебя этим мисваком
(палочка для чистки зубов)\" 1.
1. Передано Ибн Саадом.
Пророк (Мир ему) с отвращением относился к мужчинам, избивающим своих жен, говоря:
\"Как
кто-то из вас может бить свою жену, как бьют раба, а затем вступать с ней в половую
близость в конце дня?!\" 3.
Пророк (Мир ему) сказал в отношении тех, кто бьет своих жен:
\"Такие не будут лучшими
среди вас\" 4.
3. Передано Ахмадом, аль-Бухари приводит нечто подобное.
4. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ан-Насаи. Ибн Хаббан и аль-Хаким считали это также
правдивым, как рассказывал Ияс Ибн Абдулла Ибн Абу Зибаб.
Имам аль-Хафиз Ибн Хаджар говорил: \"Высказывание Пророка (Мир ему):
\"Лучшие из вас не
бьют\" - есть подтверждение тому, что, в общем, допустимо ударять свою жену. При этом
требуется ударять корректно, так чтобы показать, что она обязана подчиниться, но если
достаточно ограничиться простым предупреждением, то это лучше. И пока имеется надежда
добиться поставленной цели посредством убеждения, применение любого вида силы недопустимо,
поскольку это порождает ненависть, которая разрушает супружеские отношения. Исключением (в
применении силы) является случаи, связанные с неповиновением Аллаху. Ан-Насаи сообщил со
слов Айши: \"Пророк (Мир ему) никогда не бил своих жен и слугу. Никогда никого не ударял своей
рукой, кроме как на пути Аллаха или же когда нарушались запреты Аллаха, и он давал отпор во
имя Аллаха\"1.
1. Аль-Аскалани. \"Фатхуль-Бари\", т.9, с.249.
Если же все данные подходы потерпят неудачу и разрыв между женой и мужем усугубится, в
таком случае дело выносится на суд исламской общины. Два человека доброй воли, умудренные
опытом и знаниями (один со стороны жены, другой - со стороны мужа), должны встретиться с
супружеской парой, чтобы разрешить их разногласия. Возможно, искренность их попыток
принесет плоды, и Аллах ниспошлет примирение между супругами. О чем Всевышний Аллах
говорит:
\"... что касается женщин, со стороны которых вы опасаетесь упрямства, [во-первых]
предостерегайте их; затем откажитесь делить с ними постели; наконец, ударьте их. И
если они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. А
если вы боитесь, что возникнет разлад между ними, назначьте судью из его семьи и
судью из ее семьи. Если они пожелают уладить дела, Аллах ниспошлет примирение
между ними. Воистину, Всезнающий Он, Всеведущий\" (Коран, 4:34-35).
91
Когда разрешен развод
После того как все способы для нахождения согласия между супругами исчерпаны, ничего не
остается, как прибегнуть к крайней мере, предусмотренной в Исламе, которая заключается в том,
что муж инициирует развод. Ислам разрешил развод как крайнюю и неодобрительную меру.
Пророк (Мир ему) сказал:
\"Из всего разрешенного самым ненавистным для Аллаха
является развод\" . Или
\"Нет ничего из того, что разрешил Аллах, что бы было настолько
ненавистно Ему, как развод\" 1.
1. Передано Абу Даудом.
Выражение того, что развод есть ненавистное Аллаху разрешение, указывает нам на то, что это
вынужденная мера, применяемая тогда, когда наступает разлад в семье, в которой супруги не
могут сосуществовать и соответственно следовать предписаниям Аллаха по исполнению своих
супружеских обязанностей. Для них ничего не остается, как расстаться, о чем Всевышний
говорит:
\"Если супруги разведутся, то Аллах каждого из них обеспечит по великодушию\" (Коран,
4:130).
Развод в доисламский период
Ислам - не единственная религия, допускающая развод. До его прихода развод был
распространен по всему миру, а у некоторых народов было само собой разумеющимся, что
мужчина, если прогневался на жену, мог выгнать ее по праву и без права. Жена не имела
юридических возможностей обращаться за помощью или же требовать какой-либо компенсации.
Что же касается греков, то на рассвете их цивилизации распространенный среди них развод не
имел конкретных предписаний. У римлян судья был уполномочен аннулировать брак, если две
стороны при составлении брачного договора включили положение, исключающее развод (развод
предусматривался как одна из частей брачного договора). В ранний период римской цивилизации
в их религии был исключен развод, а мужу предоставлялась абсолютная власть над своей женой.
При определенных обстоятельствах закон даже позволял убить ее. По прошествии времени они
изменили свои религиозные законы, разрешив развод, как это прописано в гражданских
кодексах.
Развод в иудаизме
Иудаизм повысил статус жены, но при этом расширил возможности для развода. Религиозный
закон оправдывает развод, если доказано, что жена совершила аморальный поступок, даже если
муж предпочитает простить ее. Точно так же от мужа требуется, чтобы он развелся с женой, если
в течение десяти лет семейной жизни у них не появилось потомства1.
Развод в христианстве
Христианство - единственная из упомянутых нами религий, которая не походит на других и
отличается от иудаизма. В Евангелии Иисус запрещает как развод, так и вступление в брак с
разведенными мужчинами и женщинами. В Евангелии от Матфея (5:31, 32) говорится: \"И было
сказано: \"Кто разведется со своей женой, пусть даст ей разводное свидетельство\". А я говорю
вам, что всякий, кто разводится со своей женой, кроме как по причине блуда, побуждает ее
прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, прелюбодействует. В Евангелие от Марка,
(10:11-12) читаем: \"Кто разводится со своей женой и женится на другой, тот прелюбодействует по
отношению к ней. И она, если разведется со своим мужем и выйдет замуж за другого,
прелюбодействует\".
Евангелие мотивирует свой запрет следующими словами: \"То, что Бог соединил вместе, не
позволено человеку разделять\"2.
1. Фарид Ваджиди. \"Аль-Ислам Дин Ам Халид\", с. 172.
2. Евангелие от Матфея, 19:6; Евангелие от Марка, 10:9.
Это утверждение верно в том смысле, что, поскольку муж и жена соединены с разрешения и по
предписанию Бога, можно сказать, что Бог соединил их воедино, хотя человек и заключил
брачный договор. Точно так же, поскольку Бог разрешил и узаконил развод при наличии
определенных причин и обстоятельств, можно сказать, что Бог и разделил их, хотя человек сам
осуществляет бракоразводный процесс. Таким образом, становится ясно, что человек не
разъединяет то, что соединяет Бог. Соединяет и разъединяет только Бог. Разве Бог не разъединил
их за прелюбодейство? Почему Он не может их разъединить по другим уважительным причинам?!
92
Различия внутри отдельных христианских течений относительно развода
Евангелие делает исключение в отношении запрета на развод в случае совершения
прелюбодеяния. Однако представители католицизма пытаются в своих толкованиях объяснить это
исключение следующим образом: \"В данном случае супружеская измена не является исключением
из правил и она не является причиной для развода. Поскольку в христианском законодательстве
отсутствует развод, фраза \"кроме как по причине блуда\" подразумевает акт разрыва отношений,
так как мужчина должен покинуть такую женщину\"1.
1. Комментарии отдела религиозных исследований Коптско-католического института,
Евангелие от Матфея, с. 29.
Протестанты допускают развод в случае супружеской измены и в некоторых других
обстоятельствах, описание которых они добавили к текстам Евангелия. Однако они запрещают
повторно вступать в брак разведенным мужчинам или женщинам.
Православная церковь в Египте предоставляла право своим последователям на развод, причиной
которого служила супружеская измена, как это указано в Евангелии, и на основании некоторых
других причин, например бесплодие в течение более чем трех лет супружеской жизни,
хроническая болезнь, а также продолжительный разлад в отношениях между супругами, без
видимого конца.
Последствия христианских взглядов на развод
В результате такой позиции христианства по отношению к разводу люди на Западе придумали
гражданское законодательство, позволяющее им разводиться. А многие из них, например
американцы, дошли до крайности в деле развода, так как стали осуществлять его по
незначительному поводу. Некоторые западные ученые предостерегают о том, что такая легкость
получения развода выхолащивает священность брачных уз и разрушает основы супружеской
жизни. Известный ученый судья заявил, что в недалеком будущем в западных странах брак станет
более свободным, отличающимся менее прочными связями между мужчиной и женщиной, подобно
коммерческой сделке, которая может быть разорвана на основании самых незначительных
причин. Поскольку религиозные узы или же любовь не будут связывать партнеров, объединять их
будут только физиологические потребности и желание обрести опыт для получения
разнообразных удовольствий, - речь в данном случае идет о типе отношений, который
противоречит учению любой религии.
«Явление регулирования супружеских отношений посредством гражданского законодательства